Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
: Обсуждаем проект ЦК КПСС - Ш КОЛА СЕГОДНЯ Я ЗАВТРА Проект реформы школы исключительно высоко, по- ленински мудро оценивает роль воспитания молодежи. как процесса особой, госу дарственной важности. Завт рашний, не такой уж отда ленный день требует от нынешних детей невиданного доселе уровня образованно сти, высочайшей культуры и воспитанности, умения и на выка трудиться, высокой фи зической закалки и мораль ного совершенства. Наверное, поэтому проект реформы отличает высокая степень перспективности, устремленности в будущее. Нет, не единовременным законодательным актом бу дет решен вопрос о пре образовании общеобразова тельной и профессиональной школы, а последовательны ми, глубоко и детально про думанными шагами, с уче том всех попутных вопро сов, которые пока что тоже в перспективе. И в этом нам видится особая, государст венная основательность и надежность новой стратеги ческой линии нашей партии в области народного образо вания. Среди основных задач проекта реформы нам, учи- телям-практикам, пред ставляются очень правиль ными, своевременными и. важными такие перспектйв- яые установки, как «устра нить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала» и «уси лить ответственность уча щихся за качество учебы, соблюдение учебной и тру довой дисциплины...» Да, именно этого крайне необ ходимо добиваться на лю бом и каждом этапе учеб но-воспитательного процес са — повышения ответст венности самих детей за любую оценку, за каждый свой ответ. Ведь не секрет, что погоня за «процентом» как в 'межшкольном, так и во вкутришкольном масш табе позволяет порой «зако ренелым» лентяям, тради ционно «трудным» учащимся чувствовать себя совершенно спокойно. Они прекрасно (и очень рано) понимают, что в четверти, в году, тем более после 8 -го класса — «трой ка» им обеспечена, и «выпу_ стят» их из школы обяза тельно. Вот и приходится учителям, подальше запря тав свои педагогические принципы, «тащить» такого недоросля от 4 до 8 класса, а если родители окажутся порасторопнее, то и до деся того.. . Хочется, чтобы р е форма расширила права учи теля и заставила подтя нуться тех, кому это необ ходимо. Может быть, один из путей решения этой зада_ чи — за строками проекта: «Трудовые коллективы при званы постоянно держать в поле зрения воспитание де-' тей, помогать родителям в этом деле и строго спраши вать с них за изъяны и не доработки в семейном вос питании. Целесообразно разработать и осуществить меры по усилению ответст венности родителей за вос питание детей». Особое место в проекте занимает раздел «Трудовое воспитание, обучение, про фессиональная ориента ция». Хотелось бы просто поделиться некоторыми со ображениями. Замечательно, что сама постановка пробле мы поднимается на качест венно новом уровне. Трудовое воспитание и обучение, ' профориентация представляют собой единую систему взаимодействия школы, семьи, общественно сти и промышленных пред приятий, начинающуюся с самого раннего возраста ре бенка и имеющая целью «...обдуманный выбор про фессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования». Проект реформы преду сматривает значительное увеличение времени не толь ко для трудового обучения, но и для общественно-полез ного, производительного тру да учащихся, то есть для настоящей, «всамделишной» работы, дающей не только чисто «воспитательный эф фект», но и вполне реаль ную, нужную стране продук цию. Для этого будут широ ко привлекаться базовые предприятия, обеспечиваю щие ребят заказами, поме- щениямй и материалом. Что греха таить, далеко не всег да в настоящее время рабо та старшеклассников в учеб но-производственных комби натах , приносит желаемый результат и пользу — (от сюда, кстати, частые конф ликты между УПК и школой по поводу посещаемости). Хочется верить, что рефор ма сделает нашу школу в полном смысле слова трудо вой и политехнической. Особое внимание педаго- гов_воспитателей, безуслов но, привлекут предлагаемые проектом направления пе рестройки,так сказать, сугу бо «воспитательной» рабо ты с детьми. Чем занимают ся мои пятиклассники «пос ле школы»? Кто и чему их учит? Всегда ли это воздей ствие достаточно квалифици рованно, умело ли «работает» на школу? И как я, классный руководитель, смогу, если не контролировать это, то по крайней мере быть уверен ным в лучшем? И здесь проект обращен в будущее, ориентирован на перспекти ву. Создание в каждом мик рорайоне единого комплекса внешкольных учреждений со школой в качестве орга низационного, методическо го, научного, если хотите, центра воспитательной ра боты — вот, по проекту, ре зультат дальнейшего разви тия сети внешкольных уч реждений. Кстати, о «трудных» де тях. Думаю, что не сделаю никакого открытия, если ска жу, что подавляющее боль шинство «трудных» — ре зультат серьезнейших оши бок, недоработок, халатно сти и педагогического неве жества... семьи. Проект ре формы обращает самое при стальное внимание на исклю чительно важную роль семьи в деле воспитания. «Следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее от ветственность за воспитание подрастающего поколения». Мне думается, что все-таки главнейшей обязанностью семьи является следующая: «...своим отношением к тру ду и общественным обязан ностям показывать детям при мер во всем». Да, быть при мером, а значит — идеалом — вот первейший долг ро дителей. И быть- на уровне — или, по меньшей мере, стремиться к этому уровню — задача не из легких. Ни когда не следует забывать, что образ жизни родителей, — это будущий образ жиз ни детей, а стиль взаимоот ношений в семье — их ма неры в будущем. Словом, «как аукнется — так и от кликнется». Кроме того, современная семья, как никогда раньше, нуждается в повышении своей педагогической куль туры. И здесь я позволю се бе поделиться одной идеей, услышанной в учительской. А что если при каждой шко ле организовать что-то вроде «начальной школы» для ро_ дителей, не имеющих педаго гического образования? Для молодой семьи будет, навер ное, очень полезно получить необходимый минимум педа гогических знаний. Школе, очевидно, будет потом лег че работать с подготовлен ными родителями, когда их шестилетний ребенок пойдет в свой первый класс. Для преподавания в этой «мами ной школе» нужно привле кать ученых вузов, опытных родителей, и, конечно же, педагогов.ветеранов, ушед ших на пенсию, но обладаю щих бесценным опытом ра боты с детьми. И еще одно предложение — почему бы все-таки не ввести в программу X —XI классов предмет «Основы брака и семьи»? Прекрасны в проекте по ложения, посвященные высокой роли учителя в со ветском обществе. Особенно хочется отметить предложе ния объявить первое сентяб ря всенародным праздником •— Днем знаний, а также расширить практику мо рального поощрения учите лей, в том числе предусмот реть возможность награжде ния лучших из них орденом Трудовой Славы. В отно шении же мер материально го стимулирования хотелось бы, чтобы, помимо всего про чего, они достигли одной весьма важной цели — привлекли для работы в школе учителей-мужчин, ко торых пока, к сожалению, очень мало. Необходимо беречь время учителя, $ бесценное время урока и подготовки к нему, время кропотливейшей и сложнейшей работы — вос питательной, в которой оши бок и просчетов быть не должно, иначе она превра тится в свою полную проти воположность. И , может быть, целесообразно, наряду с руководителями школ, уменьшить учебную нагруз ку н для классного руково дителя? Проект реформы общеоб разовательной и профессио нальной школы вынесен ЦК КПСС для всенародного об суждения. Думается, что обсуждение это будет пло дотворным, д в результате его, когда проект воплотится в законе, наша школа под нимется на новую, более вы сокую ступень. С. ВО Р О БЬЕВ, преподаватель 44-й школы Липецка. ОДОБРЯЕИ, ПРЕДЛАГАЕМ В С Е Н А Ч И Н А Е Т С Я С С Е М Ь И Вопрос о том, кто в боль шей степени должен воспи тывать детей' — родители или учителя—неправомерен. Конечно, семья прежде всего несет всю ответственность за становление личности буду щего гражданина, полноправ ного члена общества, но в этом важнейшем деле необ ходим крепкий союз семьи и школы. Проект школьной реформы еще раз со всей серьезнос тью подчеркивает необходи мость повышения ответствен ности родителей за воспита ние детей. Об этом говори лось и раньше немало. Одна ко сейчас разговор принима ет более конкретный харак тер. Мы, учителя, считаем, что родители обязаны отчиты ваться о воспитании детей перед своими трудовыми * коллективами. В связи с этим необходимо значительно улучшить работу советов со действия семье и школе. Часто бывает так, что такие советы создаются на пред- Наш колхоз имени 1 Мая давно уже держит тесную связь с Панинской средней школой. Совместно разрабо тан комплексный план проф ориентации учащихся. Спе циалисты хозяйства обучают ребят вождению трактора, работе с доильными аппара тами. В летнее время дей ствует лагерь труда и отды ха старшеклассников. Сло вом, колхоз уже имеет какие- то элементы базового пред приятия, о котором идет речь в проекте школьной рефор мы. Но возникает такая проб лема. Например, нужно обо рудовать в школе кабинет по трудовому обучению. Вопрос о передаче необходимого обо рудования, выделении средств, казалось бы, решен на уровне районных инстан ций. Но как только доходит ^ело до финансовых орга нов, от благих намерений мало что остается. Поэтому необходимо, чтобы в проект школьной реформы было внесено дополнение о том, что базовое предприятие должно иметь спецсчет, пре- приятиях и работают лишь по инициативе школы. А хо телось бы —■при участии. Советы содействия сёмье и школе должны возглавлять лучшие люди труда, поль зующиеся уважением в кол лективе, неравнодушные к детям. И права у таких об щественных органов должны быть серьезными. Например, при подведении победителей социалистического соревно вания в трудовом коллективе необходимо учитывать мне ние членов совета содействия семье и школе, учителей — как человек воспитывает сво их детей, какова у него связь со школой. Ведь что греха таить, случается даже на Доске почета цеха, пред приятия подчас красуется фотография «передовика», который хорошо трудится, а в собственной семье являет собой облйк грубияна, по дающего самый дурной при мер детям. Нет, не достоин такой человек столь высокой чести, какими бы вескими не дусматривающий денежные средства для школы. Вот тогда мы будем в силах обо рудовать и трактородром, и тир, и новые кабинеты. Мы приветствуем идею о том, что лагери труда и от дыха будут в законодатель ном порядке иметь все права подразделения базового пред приятия. Однако работу та ких лагерей надо усовершен ствовать. Поделюсь своим мнением. В прошлом году школьники обработали сахарную свеклу на площади 80 гектаров. По работали хорошо, урожай по лучили выше среднего по колхозу. Однако трудовая четверть могла быть для ре бят интереснее, если бы ра бота была разнообразнее. Они могли бы взять шефство над небольшим овощным участком, фермой по выра щиванию молодняка круп ного рогатого скота. Дело не в объеме задания, а в широте знакомства с сель скохозяйственными профес сиями. Будет соблюдаться и преемственность в видах ра- были его производственные показатели. Как говорится в известной песне: «Ведь преж де всего мы — родители»... Далеко не все родители владеют искусством воспита ния. Этому призвана учить их школа. Мы считаем, что работу педагогического все обуча родителей с целью ее совершенствования целесо образно проводить не только в школе, куда иной раз вви ду посменного труда мамам и папам сложно выбраться, нр и непосредственно на крупных предприятиях. Хотелось бы еще допол нить: в мерах по усилению ответственности родителей за воспитание детей следует предусмотреть обязательное посещение занятий педагоги ческого всеобуча; ежеднев ный контроль за дневниками учащихся, контроль за вы полнением домашних зада ний. В. ШАТАЛ ОВ А , заведующая Усманским РОНО. бот, появится возможность выполнять на том или ином производственном участке комплекс сельскохозяйствен ных мероприятий. Первые шаги в выполне нии комплекса работ на свек ловичном поле мы уже сде лали. В прошлом году созда ли механизированный отряд из юношей — десятикласс ников, выделили технику. Под руководством л опытных механизаторов колхоза ребя та готовили почву под посев сахарной свеклы на своем участке, затем обрабатывали поля. Собрали неплохой уро жай. Что примечательно, все члены отряда, окончив Шко лу, остались трудиться в кол хозе. Эту работу мы продолжим и в нынешнем году. Настоя щий, производительный труд — главный наш помощник в воспитании у ребят любви к земле, чувства заинтересо ванности в общих делах хо зяйства. Г. ЗЛОБИНА, секретарь парткома колхоза имени 1 Мая Добровского района. Особый интерес вы зывает в проекте школьной реформы полож ение о том, что важ ней шей обязанностью производ ственных коллективов являет ся их активное участие в ор ганизации трудовой подготов ки и воспитании учащихся. В связи с этим нашему пе дагогическому коллективу хо телось бы внести свои предло жения. Мы, учителя, считаем, что каж дой школе следует иметь не одно, а, возможно, несколько базовых предприя тий. Особенно это важ но для сельской школы. Например, для нашей Хлевенской средней школы базовыми предприятия ми могли быть не только совхоз «Хлевенский», но и рай онное объединение «Сельхоз техника» и «Сельхозхимия», строительные организации и автотранспортное предприятие, комбинат бытового обслужива ния. Это позволит с учетом про фессиональных склонностей и интересов учащихся познако мить их с более широким кру гом специальностей на различ ных предприятиях; обеспечит положительную ориентацию школьников на многие про фессии, нужны е селу; даст возможность вовлечь учащихся в течение всего учебного года з посильный производитель ный труд. Школьники многому могут научиться — владеть слесарным и электромонтаж ным инструментами, работать на станках и сельхозмашинах, производить несложный ре монт радиооборудования. Д ру гими словами, такая постанов ка дела даст учащимся широ кие политехнические знания, умения и навыки, помож ет воспитать интерес и любовь к физическому труду. В настоящее время в боль шинстве колхозов и совхозов, производственных предприя тий труд школьников м ож ет быть организован на самой серьезной, вполне современной в техническом и хозяйствен ном отношении основе. Еще одно пож елание. Необ ходимо в реформе предусмот реть обеспечение школьных м астерские современным высо копроизводительным оборудо ванием, чтобы соедине ние обучения с трудом было организовано на хозрасчетной основе. Мы убеждены, что вовлече ние учащт” -ся с определенного возраста в посильный произ водительный труд принесет ог ромную пользу для их физи ческого и духовного развития, В. ХАРЛАМОВ, директор Хлевенской средней школы. Н А Ш Е Й ЗАБОТУ И С М Е Н Е - В Н И М А Н И Е ИНФОРМАЦИЯ США Ф О РСИРУ ЮТ О С УЖ Д ЕН И Е П О Л И ТИ К И ВА Ш И Н Г Т О Н А НЕ ОКО ЛОНИЗАЦИЮ ГРЕНАДЫ НЬЮ-ЙОРК, 18 января. Корр. ТАСС И. Игнатьев пе редает; бывший кровавый дик татор Гренады Э. Гейри, бе ж авший из *страны после при хода к власти революционного правительства М. Бишопа и проживающий сейчас в амери канском штате Вирджиния, на мерен в ближайшие дни вер нуться на остров. «Зеленый свет» возвращ е. яию этого мракобеса, злове щую славу которому снискали преступления «мангустов» — созданных им банд убийц и насильников, открыла амери канская оккупация Гренады. По свидетельству агентства ЮПИ, Гейри не скрывает своих Планов вновь стать у кормила власти. На прошлой неделе он заявил журналистам, что воз главлявшаяся им объединен ная лейбористская партия вы ставит своих кандидатов во всех избирательны х' округах на «всеобщих выборах*, которые американские оккупационные власти собираются инсцениро вать в конце года. В первых числах января подручные Гей ри уж е провели реорганиза цию объединенной. лейборист ской партии, что дает ему воз можность занять пост ее пре-'- седателя сразу ж е после при бытия На остров. Газета «Джорнэл <>Ф коммерс энд коммершл» пишет, что Со единенные Ш таты затеваю т «международную экономиче скую конференцию» по Гренаде, которая должна состояться в начале ф евраля на Барбадосе. Из сообщения газеты явствует, что к участию в ней Вашинг тон активно пы тается привлечь некоторых членов западноевро. пейского «Общего рынка», а такж е Канаду. ГАВАНА, 18 января. (ТАСС). Вслед за вторж ением на Грена ду американской военщины, ли шившей народ этой страны н е зависимости и свободы, моно полистический капитал США спешит закабалить ее экономи ку, пишет кубинская газета «Трабахадорес». Вторую «волну вторжения» с благословения президента Рей гана осуществляют транснацио нальные корпорации, цель кото рых — закрепиться в таких важ ны х отраслях, как сельское хозяйство, туризм, рыболовст во. Американский бизнес плани рует, в частности, завершить строительство гражданского аэропорта в Сент-Джорджесе, почти полностью сооруженного кубинскими строителями-ин- тернационалистами. Еще не давно Белый дом утверждал, что это «военный объект», но сегодня вынужден признать, что речь идет о гражданском аэропорте, необходимом для развития туризма на острове. Тем самым, подчеркивает «Тра- бауадорес», подтверждается лживость одного из главных «аргументов», к которым бес стыдно прибегала администра. ция Рейгана, пытаясь оправдать бандитскую агрессию против Гренады. РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 18 янва ря. (ТАСС). В условиях амери канской оккупации Гренада приобретает все атрибуты «свободного общества», пишет газета «Трибуна да импренса». Американские интервенты, форсирующие неоколонизацию Гренады, подчеркивает газета, превращ ают остров в капита листический «рай». А что это значит, всем известно: наси лие, уголовщина, наркотики. ГААГА, 18 января. (ТАСС). Более 550 парламентариев из 12 западноевропейских стран направили спикеру палаты представителей конгресса США письмо с осуждением полити ки Вашингтона в отношении стран Центральной Америки и, в частности, Никарагуа. Содержание письма огласила на состоявшейся здесь пресс- конференции депутат парла мента Голландии, председа тель комитета европейских парламентариев в поддерж ку Никарагуа Э. Херфкенс. Под писавшие письмо законодатели призвали членов палаты пред ставителей американского кон гресса поддерж ать все предло жения, направленные на мир ное решение кризиса в Цент ральной Америке. Они такж е потребовали от Вашингтона прекратить дискриминацион ную политику в отношении ДАР-ЭС-САЛАМ, 18 января. (ТАСС). США и другие запад ные держ авы всячески способ ствуют обострению и расши рению конфликта в Западной Сахаре, заявил здесь на пресс- конференции один из руково- Никарагуа в международных финансовых организациях. Э. Херфкенс вы сказала мне ние, что европейские страны должны «создать противовес» засилью США в этих органи зациях. Валютно-финансовый курс Вашингтона, указала она, при вел к тому, что были сорваны многие проекты по оказанию помощи Никарагуа. Э. Херфкенс отметила, что комитет европейских парла ментариев в поддерж ку Ника рагуа отрицательно расценива ет доклад комиссии Киссенд- ж ера по проблемам Централь ной Америки, поскольку он «не предусматривает измене ние курса США в регионе». ВАШИНГТОН, 18 января. (ТАСС). Политика Вашингтона в отношении Центральной Америки противоречит интере сам мира, демократии и зко- дителей фронта Полисарио Аб- дель Хаким Ибрагим. При финансовой и военной поддержке Вашингтона, отме тил он, разработан план рас членения Западной Сахары, одобренный так л |э западноев- номического развития стран этого региона, заявила здесь на пресс-конференции руководи тель американской обществен ной организации «Женщина США» ’ Б. Абзуг. Она только что вернулась из Центральной Америки, куда ездила во гла ве делегации американских женщин. В Сальвадоре, рассказала Б. Абзуг, мы столкнулись с многочисленными фактами, оп ровергающими утверж дения администрации Рейгана о том, будто в этой стране налицо «прогресс» в области прав че ловека. Общественная деятель ница потребовала прекращ ения американской военной помощи сальвадорскому режиму. Эта помощь, по ее мнению, не р е шит проблем этой страны, вы званных нищетой и социальной несправедливостью. ропейскими союзниками США по НАТО. Он предусматрива ет раздел территории Западной Сахары посредством создания специальной укреплённой по. лосы, включающей проволоч ные заграждения, минные по ля, системы обнаружения, опорные пункты и посты. ПЛАНИРУЮТ РАСЧЛЕНЕНИЕ ЗАПАДНОЙ САХАРЫ ОБСУЖДЕНЫ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ГАВАНА, 18 января. (ТАСС). В гаванском Дворце конгрессов закончился партий ный актив по вопросам рента бельности предприятий Кубы. В его работе приняло участие около 600 делегатов, представ лявших основные отрасли н а циональной экономики. Актив проанализировал полож ение дел в сахарной промышленно сти. сельском хозяйстве, стро ительстве, в сфере транспорта и связи. Делегаты отметили успехи, достигнутые в области повышения экономичности про изводства и роста производи тельности труде, указали на необходимость оптимального использования производствен ных мощностей. На заключительном заседа нии актива, проходившем под председательством Первого секретаря ЦК Компартии К у бы, Председателя Государст венного совета и Совета Ми нистров республики Фиделя Кастро, выступил член Полит бюро ЦК Компартии Кубы Хо се Рамон Мачадо Вентура. Он сказал, что кубинский народ добился больших успехов во мш уих отраслях экономики, несмотря на неблагоприятную международную обстановку и постоянные угрозы в адрес, республики со стороны Соеди ненных Штатов. Подчеркнув необходимость достижения еще большей эко номической эффективности производства, X. Р. Мачадо Вентура призвал первичные партийные организации, всех кубинских трудящихся про долж ать борьбу за экономию сырья и горючего, рациональ ное использование финансовых средств, за сниж ение себестои. мости продукции. КУБА. Памятник национальному герою острова Свободы, поэту, публицисту, борцу за свободу родины Хосе Марти. Фотохроника ТАСС. ЦЕЛЬ—СОХРАНИТЬ КОЛОНИАЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО ЛУАНДА, 18 января. (ТАСС). Расисты ЮАР и под держивающие их империали сты США ставят своей целью сохранить колониальное гос подство в Намибии, подорвать революцию в Анголе и ликви дировать авангард ангольского народа — МПЛА — Партию труда, говорится в распрост раненном здесь заявлении По литбюро ЦК МПЛА—Партии труда по случаю 23-й годовщи ны со дня начала вооруженной борьбы против колонизаторов. ЮАР. отмечает политбюро ЦК МПЛА—Партии труда, вновь развязала против Анго лы широкомасштабную а гр ес-. сию. Военщина режима апар теида разруш ает важ ны е эко номические объекты , расправ ляется с мирным населением, пытается расширить зону окку пации на юге страны. М еж ду США и ЮАР при поддерж ке наиболее реакционных кругов НАТО осуществляется самая тесная координация. Нынешние действия расистов Претории — составная часть империалисти ческой стратегии, направлен ной « а ликвидацию революци онного процесса во всех райо нах земного шара. Подобный курс угрож ает миру и безо пасности народов. Политбюро ЦК МПЛА—• Партии труда призвало бойцов и командиров народных воору ж енны х сил освобождения А н голы (ФАПЛА), все население страны неустанно наращивать ‘ отпор врагу, К О Н Т У Р Ы «НЕВИДИМОЙ в о й н ы » Сегодня нет в Африке стра ны, где бы не вели свою под рывную деятельность секрет ные агенты Центрального раз ведывательного управления США, число которых на кон тиненте перевалило за 900. «Контора грязных дел», как часто н азы в ает в прессе эту одиозную организацию, резко активизировала свою деятель ность против африканских го сударств с приходом к власти администрации Р, Рейгана. Именно с его ведома шеф ЦРУ У. Кейси разработал и стал воплощать в ж изнь об ширный план действий амери канской разведки на Ближнем Востоке и в Африке. М естная пресса отмечает: повышенный интерес, который проявляет ЦРУ к Африке, да леко не случаен. Африканские государства со всей решитель ностью показывают, что они не ж елаю т мириться с ж алкой ролью «сырьевых придатков» экономики Запада, все больше стран выбирают социалистиче скую ориентацию как наибо лее эффективный путь решения коренных социально-экономи ческих проблем. Громко и не двусмысленно звучит сегодня голос независимой Африки, осуждающ ей агрессивный, ми литаристский курс правителей Белого дома, одержимых м а нией мирового величия. Интересно, что изрядно по тускневший образ Америки как «оплота демократии и справедливости» ее лидеры стараются подновить весьма сомнительным образом — свер -. ж ением законных правительств, военным ш антажом, убийства ми политических лидеров и от кровенной дезинформацией. Именно к такому выводу не вольно приходит каждый, кто знакомится с «послужным списком» деяний специалистов по тайным операциям из Лэнг ли в Аф рике за последнее время. В силу понятных при чин, многое осталось «за кад ром». Так, в африканской печати были опубликованы докумен тальные данные о подготовке агентами ЦРУ покушений на президента Замбии К. Каунду, президента Мозамбика С. Ма- шела, лидера Ливийской рево люции М. Кадаффи и других африканских руководителей. Попытки осуществить при прямом содействии ЦРУ госу дарственные перевороты пред приняты в, Гане и на Сейше- лах, где У власти находятся прогрессивные режимы, не ж е лающие идти в фарватере аме риканской политики. В Анголе ЦРУ, при открытом поощре нии Вашингтона и вкупе с ра систами ЮАР, развязали на стоящую необъявленную войну против народа этой суверенной страны, стоившей уж е многих тысяч жизней, нанесшей м ате риальный ущ ерб на многие миллиарды долларов. А в к а бинетах Лэнгли тем временем разрабаты вается новый беспре цедентный по своей наглости и беззаконию проект. Ж урн ал «Солдат удачи», видимо, для привлечения новой клиентуры для очередного кровавого «са фари» в Африке, подробно рассказал в одном из своих номеров о планах создания в оккупированных войсками Пре тории южны х районах Анголы марионеточного государства. На роль «президента» прочат верного клиента ЦРУ. главаря бандитской группировки УНИТА Ж . Савимби. В арсенале специалистов по ведению «невидимой войны» находятся самые изощренные методы, в том числе и доволь но благопристойное с виду, «тихое» проникновение во все сферы государственной и об щественной ж изни африкан ских стран с целью исподволь влиять на их политику в вы годном для американцев клю че. О такого рода деятельности ЦРУ в африканских профсою зах рассказал читателям в своем ноябрьском номере ж у р нал «Африка нау». В нем, в частности, говорится о создан ном и финансируемом амери канской разведкой так назы ваемом «Афро-американском профсоюзном центре», который вот уж е почти 20 лет активно занимается раскольнической деятельностью в рабочем дви ж ении в 35 странах континен та, формированием прозападно настроенного профсоюзного руководства, а главное—нейт рализацией борьбы широких масс трудящихся против хо зяйничанья транснациональ ных «спрутов» на африканской земле. Глаза «центра» Ирвинг Бра ун, штатный агент ЦРУ, еще в сороковых годах прославился раскольнической деятельно стью против Всемирной феде рации профсоюзов, созданием «желтых» профсоюзов в целом ряде стран. Как свидетельст вует пресса, этот «эксперт» и его американские коллеги, не щадя ж ивота своего, рабо тают на развал профсоюзных объединений Замбии, Сьер ра-Леоне, Заира, Сенегала и других стран. Не кто иной, как Браун, предложил вышеупомя нутому Савимби содействие в создании «свободных» проф союзов на «освобожденной» ангольской территории. Взрывы «тихих» диверсий раздаются сегодня во многих странах Африки. Это и понят но. Империализм всеми сред ствами стремится сохранит! Африку в орбите своего влия ния. Однако убийства и ди версии, экономический сабо таж и «политика дестабилиза ции», которыми занимаютс его подручные из ЦРУ, — са мый худший путь завоевани утраченного доверия африка! ских народов, опасный пуп ведущий к новым агрессиям «грязным войнам». А. ТИМОХОВИЧ, соб. корр. АПН. ЛагОс.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz