Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА КОМСОМОЛОМ И ПОВЫШЕНИИ ЕГО РОЛИ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) сокопроизводительного тру­ да, повышения профессио­ нального мастерства и пол­ ноценного отдыха. Разви­ вать и совершенствовать на­ ставничество, воспитывать у молодежи любовь к труду, непримиримость к разболтан­ ности, бесхозяйственности, пьянству и лености. Только в сознательном и дисципли­ нированном труде вместе с рабочими и крестьянами, указывал В. И. Ленин, мож­ но стать настоящими ком­ мунистами. ЦК ВЛКСМ, министерст­ вам и ведомствам предло­ жено решительно покончить с формально - бюрократиче­ ским отношением к удар­ ным комсомольским строй­ кам, формированию на них трудовых коллективов. Обес­ печить, чтобы каждая ком­ сомольско-молодежная строй­ ка была для юношей и де­ вушек настоящей школой гражданского становления, трудовой и политической за­ калки, действительно удар­ ного труда. Принять меры к улучшению работы студен­ ческих строительных отря­ дов. ЦК КПСС считает, гово­ рился в постановлении, что делом первостепенной важ­ ности партийных и комсо­ мольских организаций дол­ жно быть цдейно-политиче- ское и нравственное воспи­ тание молодежи. Руководст­ вуясь установками июнь­ ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, следует вести эту ра­ боту широким фронтом, учи­ тывать специфику различ­ ных категорий молодежи, уровень ее образования, ин­ формированность, интере­ сы и склонности, охватывать все сферы, в которых про­ исходит становление лично­ сти молодого человека. По­ высить эффективность вос­ питательных усилий комсо­ мола, тесно увязьузать их с решением конкретных задач хозяйственного и культурно­ го строительства. Многооб­ разные формы массовой пропаганды и агитации, по­ литического просвещения, контрпропагандистской •ра­ боты подчинить формирова­ нию у подрастающего поко­ ления глубокого марксист­ ско-ленинского понимания закономерностей современ­ ного общественного разви­ тия, советского патриотиз­ ма и социалистического ин­ тернационализма. Воспиты­ вать юношей и девушек в духе дружбы и единства с народами братских социа­ листических стран, солидар­ ности с освободительной борьбой трудящихся капи­ талистических и развиваю­ щихся государств. Необхо­ димо с детских лет приви­ вать молодежи уважение к славной истории Отечества, Государственному гербу, Гимну Советского Союза и Государственному флагу страны, незыблемую уверен­ ность в правоте социали­ стических идеалов. Усилить атеистическое воспитание юношества, настойчиво вво­ дить в быт социалистиче­ скую обрядность. Молодому человеку об­ щества развитого социализ­ ма должны быть присущи высокие идейно-нравствен­ ные качества, прежде всего коммунистическая убежден­ ность, социальная актив­ ность, трудолюбие и само­ дисциплина, ответственность за общее дело, культура и благородство в отношении семьи, коллектива, общест­ ва, уважительное отноше­ ние к закону, умение прео­ долевать возникающие труд­ ности. ЦК ВЛКСМ, советским, профсоюзным и хозяйствен­ ным органам, общественным организациям следует уде­ лять1 шамое пристальное внимание улучшению орга­ низации досуга молодежи. Разработать и осуществить систему мер по широкому развитию научно-техническо­ го и художественного твор­ чества, физкультуры и спорта, молодежного туриз­ ма, улучшению работы с молодежью по месту жи- _тельства, особенно в обще- *житиях. Важно, чтобы в свободное время юноши и девушки не предавались пу­ стым развлечениям, чтобы ‘все формы досуга способ­ ствовали их идейному обо­ гащению, физическому раз­ витию, выработке высоких культурных запросов и эсте­ тических вкусов, приобще­ нию к лучшим достижени­ ям отечественной и миро­ вой культуры. Не допускать, чтобы под прикрытием са­ модеятельных объединений в среду молодежи проника­ ли аполитичность, безнрав­ ственность, слепое подра­ жание западной моде. Ком­ сомольские работники дол­ жны лично участвовать в коллективных формах отды­ ха молодежи, быть непо­ средственными организато­ рами досуга юношей и де­ вушек. Долг " каждой ком­ сомольской организации, каждого комсомольца — ак­ тивно бороться за укреп­ ление общественного поряд­ ка, браться за это всерьез, не ограничиваясь объявле­ нием очередной кампании или• похода. Министерству культуры СССР, Госкино СССР, Гос­ комиздату СССР, Гостеле- радио СССР, творческим со­ юзам в тесном сотрудничест­ ве с ЦК ВЛКСМ ; следуёт добиваться создания высо­ кохудожественных произве­ дений литературы и искус­ ства, глубоко и ярко рас­ крывающих духовную, идей­ но-нравственную силу со­ ветского человека, воспева­ ющих труд на благо обще­ ства, подвиг во имя Роди­ ны. Широко привлекать к этому мастеров культуры, талантливых представите­ лей молодой творческой ин­ теллигенции. Особую требо­ вательность предъявлять к кино- и телефильмам, музы­ кальным и литературным произведениям для детей и подростков. Закрыть все ка­ налы проникновения в лите­ ратуру и искусство безыдей­ ности и пошлости, поста­ вить надежный заслон влиянию буржуазной «массо­ вой культуры». Редакциям центральных и местных газет и журналов, радио и телевидения, ТАСС, АПН разнообразить моло­ дежную тематику, повысить идейное содержание, про­ фессиональный уровень пуб­ ликаций и передач. Полнее освещать практику партийно­ го руководства комсомолом и работу с молодежью, ярче раскрывать образ комсо­ мольского вожака. ЦК ВЛКСМ, партийным комите­ там принять меры по улуч­ шению деятельности комсо­ мольской печати. Партийным и комсомоль­ ским комитетам, политорга­ нам, партийным и комсомоль­ ским организациям Советс­ кой Армии и Военно-Морско­ го Флота, ДОСААФ предло­ жено усилить военно-патрио­ тическое воспитание молоде­ жи, прививать ей чувство вы­ сокой ответственности за вы­ полнение почетного долга по защите социалистического Отечества. Следует с еще большей настойчивостью воспитывать у молодежи чув­ ства любви к Родине и не­ нависти к ее врагам, высо­ кую политическую, классо­ вую бдительность, постоян­ ную готовность к подвигу. В работе с допризывной моло­ дежью больше уделять вни­ мания ее морально-политиче­ ской, военно-технической и физической подготовке. Ле­ нинский наказ: «Учиться во­ енному делу настоящим об­ разом!» — должен быть стержнем всей работы армей­ ского комсомола. В военно- патриотической работе широ­ ко использовать подготовку к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечест­ венной войне. ЦК КПСС обязал партий­ ные комитеты, ЦК ВЛКСМ, местные комсомольские ор­ ганы постоянно держать в поле зрения вопросы даль­ нейшего повышения роли комсомольских организаций в жизни высших и средних специальных учебных заве­ дений, формировании у каж­ дого студента и учащегося потребности в глубоком изу­ чении марксистско-ленинской теории, политики партии, в овладении избранной специ­ альностью, готовности тру­ диться там, где нужно Роди­ не. Руководствуясь решения­ ми апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС, настой­ чиво и последовательно вести работу, связанную с осуще­ ствлением школьной рефор­ мы по всем ее основным на­ правлениям. Комсомол дол- жен быть надежной опорой педагогических . коллективов в повышении качества учеб­ но-воспитательного процесса, трудовой, профессиональной подготовки учащихся. Обра­ тить особое внимание на все­ мерное развитие инициативы и самодеятельности, творчес­ ких начал в работе ученичес­ ких комсомольских органи­ заций. Усилить шефство про­ изводственных комсомоль­ ских организаций над школа­ ми, профтехучилищами, пио­ нерскими дружинами. Улучшить руководство Все­ союзной пионерской органи­ зацией имени В. И. Ленина. Необходимо, чтобы в каждом ■отряде велась интересная, идейно и эмоционально на­ сыщенная пионерская рабо­ та, у пионеров и октябрят закладывались прочные ос­ новы правильной жизненной позиции. Рассматривать воп­ росы работы с пионерией в партийных организациях.. Вся атмосфера обучения и воспитания в семье, средней и высшей школе, трудовом коллективе, в пионерской и комсомольской организациях должна быть проникнута ду­ хом коллективизма, идейно­ сти, непримиримости к ижди­ венчеству, вещизму, равно­ душию, к тому, что расхо­ дится с нашей моралью, тру­ довым образом жизни, актив­ но способствовать формирова­ нию всесторонне развитой личности. Партийным и проф­ союзным организациям еле дует повысить требователь­ ность к родителям за воспи­ тание детей. ЦК КПСС подчеркнул, что возрастание роли ВЛКСМ в коммунистическом строи­ тельстве требует дальнейше­ го организационно. - полити­ ческого укрепления комсо­ мола, усиления боевитости и самодеятельного характера всех его звеньев, особенно .первичных комсомольских организаций. Комсомольская работа должна быть наполне­ на большим общественным содержанием, всем, чем жи­ вет наш народ, увлекать юно­ шей и девушек романтикой, творческим поиском, полез­ ными делами. Комитетам комсомола во главу угла надо поставить улучшение стиля, форм и методов работы комсомола. Постоянно руководствовать­ ся указанием т. Черненко К. У. о том, что сущность этой работы, с одной сторо­ ны, — повышать организо­ ванность, порядок, дисципли­ ну в рядах ВЛКСМ, а с дру­ гой — развивать инициативу и активность комсомольцев. Решительно искоренять фор­ мализм и заорганизованность в деятельности комсомоль­ ских организаций, увлечение показными, рассчитанными на внешний эффект кампа­ ниями. Комсомольские ра­ ботники призваны проводить максимум времени в моло­ дежных коллективах, об­ щаться с молодежью не толь­ ко на массовых мероприяти­ ях, но в повседневной жизни, глубоко вникать в ее заботу, умело сочетать массовые и индивидуальные формы ра­ боты среди юношей и деву­ шек. Сосредоточить усилия на работе непосредственно в первичных организациях и комсомольских группах, по­ высить роль комсомольских собраний. Добиваться, чтобы каждый комсомолец добросо. вестпо выполнял обществен­ ные поручения, активно уча­ ствовал в делах своей орга­ низации. Йавести должный порядок в учете членов ВЛКСМ. Повышать звание комсомольца, воспитывать чувство гордости и ответст­ венности за принадлежность к союзу молодых ленинцев. На основе строго индивиду­ ального подхода обеспечить прием в ВЛКСМ достойных представителей рабочей, сель­ ской, армейской и учащейся молодежи, не допускать фор­ сирования роста рядов ком­ сомола. Прием в комсомол должен быть знаменатель­ ным, незабываемым событи­ ем в жизни молодого чело­ века. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и об­ комам партии, ЦК ВЛКСМ, комсомольским комитетам обратить особое внимание на работу с комсомольскими кад­ рами, рассматривая ее как ключевое звено усиления дея­ тельности комсомола. ЦК | КПСС подчеркнул, что здесь все имеет огромное значение — идейная убеж­ денность и нравственная чи­ стота, организаторская хват­ ка и способность чутко реа­ гировать на специфические запросы молодежи, профес­ сиональная зрелость и свой­ ственный молодежи задор. Необходимо решительно пре­ секать любые проявления карьеризма и равнодушия, \ некритического отношения к делу, всякого рода злоупот­ ребления. При подборе и расстанов­ ке кадров обеспечивать кол­ лективность, высокую прин­ ципиальность и требователь- ] ность. Активнее рекомендо­ вать, в комсомольские органы деятельных комсомольцев из числа рабочих, колхозников, молодых специалистов, про­ шедших школу трудового коллектива, пользующихся авторитетом у молодежи. Ши- | ре привлекать к руководя- | щей работе в комсомоле жен- | скую молодежь. Добиваться | определенной стабильности | кадров. Смелее выдвигать хо- ! рошо проявивших себя ком­ сомольских активистов на \ партийную, советскую и хо- | зяйствевную работу. Осуществить меры по со­ вершенствованию структуры ‘аппарата комсомольских ор­ ганов, имея в виду прежде всего укрепление горкомов и райкомов комсомола, особен­ но сельских. Придавая важ­ ное значение политическому образованию комсомольских кадров, сочтено необходимым расширить их подготовку в высших партийных учебных заведениях и Высшей ком­ сомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Академии наук СССР, АОН и НМЛ при'ЦК КПСС, Академии педагогических на­ ук СССР, ВКШ при ЦК ВЛКСМ поручено улучшить научную разработку актуаль­ ных проблем коммунистиче­ ского воспитания молодежи. Шире привлекать к этой ра­ боте ученых-общество- ведов, партийных и комсо­ мольских работников. Центральный Комитет КПСС выражает уверенность, что партийные, советские, профсоюзные, комсомоль­ ские организации, трудовые коллективы будут и впредь растить и воспитывать такую молодежь, которая достойно продолжит строительство но­ вого общества, будет на вы­ соте исторической ответствен­ ности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира, сумеет не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями. ИНФОРМАЦИЯ В А Ж Н Ы Й И СВОЕВРЕМЕННЫЙ ШАГ НЬЮ-ЙОРК, 6 июля, (Корр. ТАСС). Важный и своевременный шаг по пути объединения усилий всех го­ сударств мира во имя устра-- нения угрозы ядерной войны и ограничения гонки воору­ жений — так социалистичес­ кие страны рассматривают Всемирную конференцию по разоружению, вопрос о про­ ведении которой рассматри­ вается на продолжающейся здесь сессии Специального ко­ митета ООН. Представители государств социалистического содруже­ ства указывают, что такой форум мог бы стать важным инструментом в деле практи­ ческого разоружения, и его своевременность особенно очевидна сейчас, в период резкого обострения междуна­ родной напряженности. Уско­ ряющаяся гонка вооружений, заявил делегат Польши Я. Рыдзковски, вступает в качественно новый этап, ох­ ватывая практически все районы мира. А ее распрост­ ранение на космическое про­ странство, подчеркнул он, ■-------------------------------- и ____ угрожает самому существо­ ванию человечества. Такое развитие событий— прямое следствие политики агрессивных империалисти­ ческих кругов, безрассудной безответственно сделавших ставку на достижение гло­ бального военного превосход­ ства, подчеркнул венгерский представитель И. Минут. Он отметил, что США и их партнеры по НАТО не про­ являют готовности изменить этот курс, остановить разме­ щение американских ядерных ракет первого удара в Запад­ ной Европе. Поддержка идеи созыва конференции — это и есть проявление готовности к .сотрудничеству в деле обуз­ дания гонки вооружений, ска­ зал представитель ВНР. По мнению делегата Бол­ гарии Е. Александрова, Все­ мирная конференция по ра-. зоружению может сыграть позитивную роль в поиске новых подходов к решению самой жгучей проблемы сов­ ременности — снижению во­ енной. прежде всего ядерной, опасности. Диаметрально противопо­ ложную позицию заняли на сессии Спецкомитета ведущие западные державы. Они по существу подтвердили, что будут и дальше саботировать реализацию идеи, пользую­ щейся поддержкой подавляю­ щего большинства стран — членов ООН. Именно к это­ му сводится суть их реакции на решение последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поручившей Специальному ко­ митету поддерживать контак­ ты с ядерными державами, участие которых необходимо для успеха Всемирной кон­ ференции. Так, в полученном комитетом официальном от­ вете США говорится, что они считают «преждевремен­ ным обсуждение созыва Все­ мирной конференции по ра­ зоружению». Более того, США и их союзники по аг­ рессивному блоку НАТО, в частности Англия и Франция, вообще ставят под сомнение необходимость дальнейших заседаний Специального ко­ митета В. ВАСИЛЕЦ. л.. а %»*• + В ЗНАК П РО Т Е С ТА - ЗАБАСТОВКА + Трудящиеся Франции от­ вергают план реорганизации сталелитейной промышлен­ ности, ведущий к свертыва­ нию этой отрасли. В знак протеста против решения дирекции о закры­ тии литейного завода в Нан- тере рабочие заняли пред­ приятие. Попытки хозяев си­ лой выдворить забастовщи­ ков с территории завода бы­ ли безуспешны. Проявив вы­ держку и сплоченность, дей­ ствуя под руководством сво­ их профсоюзных лидеров, трудящиеся добились от ди­ рекции согласия на перего­ воры. На снимке из газеты «Юманите»: рабочие прово­ дят митинг на территории предприятия. Фотохроника ТАСС. П Р О Т И В ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИКТАТА НЬЮ-ЙОРК, 6 июля. (Корр. ТАСС). Советский Союз и 'Другие социалистиче­ ские страны решительно вы­ ступают за полное исключе­ ние из сферы международных экономических отношений диктата, шантажа и угроз, которые стали главным ору­ жием США в их политике по отношению к государствам, отказывающимся подчинять­ ся требованиям Вашингтона. Эта позиция государств со­ циалистического содружества отражена в их ответах на ! просьбу генерального секре­ таря ООН изложить мнения по вопросу об укреплении до­ верия в международных эко­ номических отношениях. В ! ответах, публикуемых здесь !секретариатом ООН, указы­ вается на пагубные последст­ вия империалистической по­ литики стран Запада, грубо игнорирующих интересы дру­ гих стран. • СССР, говорится в офици­ альном документе, призывает международное сообщество более решительно добиваться исключения империалисти­ ческой практики экономичес­ кого принуждения во всех ее проявлениях. В ответе Советского Сою­ за напоминается, что в ком­ мюнике о XXXVII заседании Совета Экономической Взаи­ мопомощи в Берлине в ок­ тябре 1983 года социалисти­ ческие страны решительно осудили «все формы эконо­ мической агрессии, попыток использовать экономические связи в качестве средства по­ литического давления и вме­ шательства во внутренние де­ ла государств». Указав на важность ува­ жения суверенитета и прин­ ципа взаимной заинтересо­ ванности, правительство Венг­ рии подчеркивает, что устра­ нение дискриминационных барьеров — одно из основ­ ных условий укрепления до­ верия в международных де­ ловых связях. Первым ша­ гом в этом вопросе, говорит­ ся в ответе ГДР, должна стать немедленная отмена всех мер, принятых в нару­ шение норм и принципов международного права про­ тив отдельных государств. Известно, что основными жертвами экспансионистско­ го курса ведущих империа­ листических держав являют­ ся молодые государства с не­ окрепшей экономикой. Их по­ тери в результате навязанно­ го им неэквивалентного тор­ гового обмена ежегодно ис­ числяются миллиардами дол­ ларов. По подсчетам заседав­ шего недавно в штаб-кварти­ ре ООН Комитета по плани­ рованию развития, если ны­ нешние темпы роста процент­ ных ставок в США сохранят­ ся до конца года, платежи развивающихся стран в счет погашения задолженности бу­ дут ежегодно увеличиваться более чем на 4 млрд, долла­ ров В. ВАСИЛЕЦ. ОБСТАНОВКА ГАВАНА, 6 июля. (ТАСС). Остановившиеся за­ воды и фабрики, закрывшие­ ся шахты, государственные учреждения и учебные заве­ дения, не работающие мага­ зины и банки — такова се­ годня обстановка во многих городах и провинциях Бо­ ливии, охваченной всеобщей забастовкой. Она началась по В БОЛИВИИ призыву Боливийского рабо­ чего центра (ВРЦ)— круп­ нейшего профсоюза, объеди­ няющего 95 процентов рабо­ чего класса республики. Ба­ стующие требуют от прави­ тельства принять эффектив­ ные меры по защите демо­ кратии и найти выход из пе­ реживаемого страной остро­ го экономического кризиса. В А Т М ОС Ф Е Р Е Н А С И Л И Я Британское «Националь­ ное общество защиты детей от жестокости» опублико­ вало доклад, где отмечено — обстановка кризиса в Се­ верной Ирландии пагубно отражается на психике де­ тей. Казалось бы, авторы доклада ломятся в откры­ тую дверь. Ведь в Ольсте­ ре побывало достаточно лю­ дей, убедительно засвиде­ тельствовавших, как сказы­ вается его осадная атмосфе­ ра на детях. Да и наконец просто логично было бы предположить, что жизнь под аккомпанемент взрывов бомб и выстрелов не может не наложить свой отпечаток на детскую психику. И все же доклад «Нацио­ нального общества защиты детей от жестокости» воз­ ник, говорится в нем, как полемика с «оптимизмом детских психиатров, убеж­ денных в том, что дети при­ спосабливаются к насилию и растут нормально». Доклад идет вразрез с исследовани­ ями, утверждающими, буд­ то «14-летние ольстерцы не более возбудимы и нер­ возны, чем их сверстники в Манчестере, и что сама природа общества в Север­ ной Ирландии помогла им справляться с насилием». Да, такие оптимистиче­ ские заключения не ред­ кость, и именно они чаще всего попадают на страни­ цы прессы. Психиатры, ут­ верждающие, что «дети рас­ тут нормально», выступают отнюдь не в роли медиков. Они выполняют социальный заказ тех, кто в течение уже Многих лет пытается убе­ дить общественность, что ситуация в Ольстере не столь уж остра, что «к на­ силию можно привыкнуть». Ну, и конечно, идею эту не устает рекламировать «большая» буржуазная пресса. Как же обстоит дело в действительности? Пол Кен­ неди из Дерри ослеп после ранения резиновой пулей в голову. Неужто кто-нибудь поверит, что все ограничи­ лось лишь слепотой, что в его душевной жизни с тех пор ничего не переменилось? Стивен Маккономи погиб от прямого попадания пласти­ ковой пули. Неужто эта смерть прошла бесследйо для его братьев и сестер? Может быть, прошел бес­ следно и расстрел мирной демонстрации английскими ’ солдатами в «кровавое вос­ кресенье»? А ежедневная пальба по «подозритель­ ным»? А ночные обыски в квартирах и аресты родите­ лей? Пусть ответят на эти вопросы те «благодушные» психиатры, которых опро­ вергает «Национальное об­ щество защиты детей от же­ стокости». В докладе этой организа­ ции приводятся слова Мар­ гарет Морроу, которая ру­ ководит детской площадкой в Белфасте: — Нам приходится учить их играть. Привычно ви­ деть, как дети из игрушеч­ ных кирпичей «делают» бом­ бы. Мы им показываем, как из этих кирпичей можно что-то построить... — Если вы постоянно сталкиваетесь с насилием на улицах, — говорит учитель Билл Хьюз, — если вы Жи­ вете среди беспорядков, в окружении полиции, воен­ ных, как можно говорить, что на вас это не повлияло? Как видим, можно, но при этом задавшись непремен­ ной целью выдать черное за белое. Не думаю, одна­ ко, что многие поддадутся на столь откровенный об­ ман. Роль бомбы и пули в соз­ дании психологического климата Ольстера бесспор­ на. И все же это следствие той напряженности, в ка­ кой долгими десятилетиями пребывает Северная Ир­ ландия. Доклад, о котором идет речь, этого обстоятель­ ства не подчеркивает. Но ведь североирландское об­ щество всегда было разде­ ленным, противостояние двух лагерей — католиче­ ского и протестанского — стало нормой здешней жиз­ ни. В конечном счете неже­ лание мириться с такими нормами и явилось источ­ ником широкого движения в защиту гражданских прав. Дублинский профессор Эдвард О’Доннелл провел исследование иод названи­ ем «Североирландские сте­ реотипы» с целью устано­ вить, какими предстают в глазах друг друга две об­ щины. Так вот, католики воспринимаются протестан­ тами как «ожесточенные на­ ционалисты, которым свя­ щенники промывают моз­ ги». Католики же считают, что «захватившие власть в провинции протестанты го­ товы на убийства ради этой власти». В исследовании этом наи­ более интересны серии во­ просов на тему — что ду­ мают католики о том, как они выглядят в глазах про­ тестантов, и наоборот. Ока­ залось, что протестанты предполагают, что католики считают их «ограниченными изуверами, врагами, кото­ рые не уступят ни на дюйм». Католики же дума­ ют, что протестанты видят в них «религиозных фана­ тиков, слишком ленивых, чтобы работать». Ошзалось, что предположительные и реальные характеристики почти полностью совпали... Лондон и протестантская буржуазия всегда держали , католиков на положении уг­ нетенного меньшинства, ря­ дового же протестанта убеждали отстаивать его «преимущества». Результа­ том такой политики стал кровавый ольстерский кри­ зис. Этот кризис и изуве­ чил судьбы и психику поко­ ления, которое ни дня не жило в условиях- мира. Э. ЧЕПОРОВ. (АПН). --------------------- ВРЕМЕНИ ВОПРЕКИ---------------------- АНТИВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ПОД ЗАПРЕТОМ Г ДЕ и как полу­ чить недостающие " 240 тысяч дол­ ларов для работы над но­ вым фильмом?» Этот вопрос в последнее время все ча­ ще задает себе известный английский кинодокумента­ лист Питер Уоткинс, обла­ датель премии Американ­ ской академии киноискусст­ ва. Ныне лауреат премии «Оскар», которую П. Уот­ кинс получил в 1966 году за фильм «Военная игра», не в почете у истэблишмен­ та западного кинематогра­ фа. Причина проста: созда­ ваемые им фильмы имеют слишком большущ полити­ ческую направленность. Новая работа П. Уоткин­ са, которую он предвари­ тельно назвал «Фильм о ядерной войне», будет сни­ маться в десяти странах и в характерном для режиссе-. ра стиле документальной драмы расскажет о жизни десяти реально существую­ щих семей. Однако автор на­ мерен показать не ужасы ядерной войны, а реакцию людей на события в их стра­ нах накануне атомной ка­ тастрофы, в ходе обмена ядерными ударами и после окончания конфликта. Фильм расскажет также о неприглядной роли средств массовой информации, ко­ торые стремятся, по сло­ вам П. Уоткинса, опусто­ шить человеческие души, разобщить людей, лишить их способности вести поли­ тическую борьбу. Английский кинорежис­ сер намеренно отказался от показа ужасов атомного взрыва в своей картине. «Побывав в Хиросиме, — сказал он в интервью ита­ льянской газете «Унита»,— я понял, что имитировать войну на киноэкране просто нелепо: атомная война уже была, и теперь задача кине­ матографиста — заставить людей понять, какая опас­ ность им грозит, как важно бороться, чтобы война не повторилась». Работа над «Фильмом о ядерной войне» сразу же на­ толкнулась на серьезные финансовые трудности. Традиционные источники денежных средств, телеви­ дение и крупные частные организации — фактически отказались финансировать этот антивоенный фильм. П. Уоткинс испытывает, по его словам, «сильное проти­ водействие» своему замыс­ лу из-за существующих ны­ не среди представителей за­ падной культуры настрое­ ний «деполитизации» и «со­ юзнического долга». Отбросив ореол объектив­ ности, средства массовой информации Запада повели необъявленную войну против антивоенного кинематогра­ фа. Они стараются по воз­ можности замалчивать те произведения, в которых разоблачается человеконе­ навистнический характер ядерной войны. Если это не удается, то обсуждение под­ линной проблемы средства массовой информации пы­ таются заменить переска­ зом ужасов ядерной катаст­ рофы. Так, например, слу­ чилось с известным амери­ канским фильмом «На сле­ дующий день». Гражданам капиталистических стран стараются навязать мьгсль, что атомное оружие и ядер- ная война представляют со­ бой «неизбежный» атрибут современной эпохи. В этих условиях в поло­ жение отверженных попада­ ют те художники Запада, которые по примеру Г1. Уот­ кинса хотят своими произ­ ведениями предупредить че­ ловечество: ядерная война —такой мировой конфликт, который невозможно «пере­ жить». А именно это пыта­ ются внушить своим на­ родам некоторые западные лидеры. В арсенале средств, ис­ пользуемых в борьбе с ан­ тивоенным кинематографом на Западе, не только «фи­ нансовое удушение». Есть и проверенные юридические приемы. Недавно мини­ стерство юстиции США ква­ лифицировало как «полити­ ческую пропаганду» три документальные ленты, соз­ данные национальным ки­ нематографическим советом, деятельность которого фи­ нансируется правительст­ вом Канады. Яркие публи­ цистические фильмы «Кис­ лотный» дождь: реквием или спасение», «Кислота с не­ бес» и «Если любишь эту планету» пришлись не по вкусу вашингтонским зако­ нодателям. Это и понятно. В этих лентах канадские кино­ документалисты показали губительные последствия «кислотных» дождей и ядер­ ной войны для природы и жизнедеятельности челове­ ка. Квалифицировав эти фильмы как «политическую пропаганду», вашингтонские бюрократы тем не менее не запретили их демонстрацию. Однако, используя всевоз­ можные юридические хит­ рости и уловки времен мак­ картизма и «охоты за ведь­ мами», они потребовали указать в титрах, что ленты распространяются «агентом иностранного правительст­ ва». Подобное уведомление для американских кинопро­ катчиков служит ясным пре­ достережением. Кто захочет показать ' американскому 'зрителю фильм, который офцциальные власти явно не одобрили? В. БРУСНИЦЫН. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz