Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
ИЗ ОПЫТА КОГДА У ЧИТЬСЯ ИНТ Е Р ЕСНО ... Уже третий год в нашей , Часто-Дубравской средней школе идет эксперимент по обучению детей с шести лет. Новое дело потребовало от педагогов немало усилий , п оиска. Начали мы с того , ч то обошли всех родителе й, поинтересовались домашни ми условиями, рассказали о целях предстоящих занятий с детьми. Потом пригласили пап и мам на общее собра ние, познакомили с програм. мами, учебниками, условия ми, созданными в школе для шестилеток. К тому времени для детей уже были подго товлены спальня, игровая, классная комната. Родители заинтересованно отнеслись к новшеству. Да и что могло вызвать их сомне ния? Предложенный режим, условия вполне устраивали: трехразовое питание, сон, прогулки на свежем воздухе, постоянные наблюдения ме диков. С большим желанием при шли в школу и сами дети. Я, как педагог, видела, что им нравится слушать мое чтение, рассматривать иллю страции, решать задачи и примеры. Надо отметить, что шестилетки очень эмоцио нальны, впечатлительны и... легкоранимы. Все это прихо дилось учитывать. л Склонность к игре, игро вым ситуациям тоже влияла на организацию работы с детьми. Игра стала моим • верным помощником и на уроках, и в свободное время. Опираясь на конкретность мышления шестилеток, ши ре использовала различные средства наглядности: пред метные картцнки, цветные таблицы. Это помогало выз вать у детей особый интерес к изучаемому материалу. На - уроках математики дети в играх «Почта», «Лучший ры болов», «Капитан» и других учились считать до десяти, решать задачи в одно дейст вие. Хочу заметить, что никто из 18 детей моего первого класса не умел читать. А к концу года все овладели чте ние^. Особенно меня радовало, что ребята хорошо понимали про читанное, живо пересказыва ли, правильно отвечали на вопросы, сочиняли сами не большие рассказы по опор ным словам, сюжетным кар тинкам. Учебный материал полностью соответствовал уровню развития учащихся. Задания были посильны, ин тересны, доступны детям. Труднее всего им давалось письмо. Слабое развитие мышц кисти руки сначала сказывалось на каллиграфии. Поэтому в свободные минуты я предлагала детям рисо вать, лепить из пластилина мелкие фигурки, раскраши вать рисунки. С целью раз вития руки приобрели рези новые эспандеры и ежеднев но проводили игру «Кто большее число раз сожмет кольцо?» Коллегам, которым пред стоит обучать шестилеток, надо быть готовыми преодо левать такие трудности, как неустойчивость внимания де тей, недостаточную усидчи вость, нежелание выполнять однообразные задания. На ши дети не посещали раньше детского сада. Поэтому боль шинство из них не умели об щаться со сверстниками, у некоторых была слабо разви та речь, отсутствовали эле ментарные навыки поведения в общественных местах, в школьной столовой. Некото рые дети долго привыкали к режиму школьного труда. В преодолении этих недо статков мне хорошо помогала воспитательница группы прод ленного дня Н. Г. Зыбина. Она увлеченно проводила с детьми уроки трудового вос питания и физкультуры, ин тересные экскурсии и про гулки на природу. Уже через 3—4 месяца после начала занятий малыши освоились в школе, привыкли к режи му, коллективу, научились вежливо приветствовать взрослых и друг друга, хо-. рошо вести себя на уроке, на перемене, во время прогу лок и в столовой. В воспита нии малышей активно помо гали нам мамы и папы. Они постоянно интересовались ус пехами своих детей, прислу шивались к нашим советам. Весь год я работала в тесной связи с воспитателя ми детского сада. Мы помо гали друг другу в изготовле нии учебно-наглядных по собий, подготовке уроков, проведении утренников. Шестилетки быстро утом ляются, поэтому на каждом уроке мы проводили 2—3 интересные физкультминут. ки. Они предупреждают уста лость, способствуют плавному переключению видов дея тельности. ■ Учебный год у малышей заканчивается 15 мая. В на шей школе стало традицией проводить в этот празднич ный день утренник. Дети чи тают стихи, поют песни, тан цуют, играют, выполняют спортивные упражнения. Сейчас ребята, прошедшие мой подготовительный, за кончили второй класс. Без ложной скромности замечу, что они выгодно отличают ся от своих сверстников, ко торые пошли в первый класс с семи лет, и по уров ню воспитанности, и по уров ню знаний. Все они успешно учатся, проявляя живой ин терес к учебному труду. В. ЛЕСНИКОВА, учитель Часто-Дубравской средней школы Липецкого района. Очередная страница нашего «Педагогического совета «Ленинского знамени» посвящена насущным задачам, по ставленным недавно в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Шестилетний ребенок... Он сейчас находится в центре внимания дедагогов-психологов. О нем говорят учителя, воспитатели детских садов. Волнуются мамы и папы, ба бушки и дедушки, которые хотят знать все о своем ма лыше. Медики тоже не стоят в стороне. Для них глав ное — это здоровье ребенка в новых условиях. Итак, шестилетки. Вопрос: «Учить или не учить их?» уже не дискутируется так. как раньше. Это показало об суждение проекта ЦК КПСС «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональнбй шко лы». Все или почти все сходятся во мнении: учить. Но расходятся в том, где учить и как учить. На этой педагогической странице «Ленинского знаме ни» публикуются материалы работников областного ин ститута усовершенствования учителей, школ, воспитате лей детсадов, которые уже ведут экспериментальную ра боту по обучению детей шестилетнего возраста. Накоп лен определенный опыт. Сделаны некоторые выводы. Они радуют. Дети шести лет имеют достаточно высокие познаватель ные способности. За 5—6 месяцев они уже читают 20— 25 слов в минуту, пишут целые предложения, выполняют простейшие арифметические действия в пределах пер вого десятка. И все это достигается в форме игры. Как показала практика, именно игровой метод наиболее эф фективен при работе с детьми такого возраста. Еще одна любопытная деталь: обучение шестилеток в школе и в детском саду не выявило существенной разни цы в их знаниях. Об атом рассказывают в Своих заметках учительница Часто-Дубравской средней школы В. И. Лесникова и воспитательница детского сада «Пчелка» из этого же села Е. Н. Вишнякова. Но методика обучения шестилеток, как бы она ни была совершенна, еще не решает проблемы в целом. Есть не мало вопросов, которые требуют для своего решения вре мени: это укрепление материальной базы школ, создание оптимальных условий для обучения и отдыха малышей — ведь все они после занятий будут находиться в группах продленного дня. Представляет определенные трудности подготовка учителей и воспитателей для работы с шести летками. И об этом ведут сегодня разговор учителя на нашей педагогической странице. Проблемам воспитания младших школьников посвяще ны и другие материалы нашего выпуска. Все они затраги вают существенные вопросы реформы, вносят конкрет ные предложения по ее пн"творению в жизнь. Страница «Педсовет «Л. 3»: реформу школы — в жи^нь!» подготовлена внештатным отделом школ редак ции. С большим интересом и удовольствием учатся шести летние ребята, воспитанники детсада № 4 г. Данкова, пи лить, строгать, умению об ращаться с молотком на уро. ках труда. Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы Чтобы создать малышам нормальные условия для за. нятий и отдыха, потребуется к 1990 году построить или выделить 846 классных ком нат. * * * Обучение детей шестилет него возраста потребует рос. та числа педагогических кад ров. Готовить учителей - воспи тателей для работы с шести летками будут два педуЧили. ща — Усманское и Лебедян ское и Елецкий пединститут. Уже в этом году они подгото вили для этой цели 45 учи телей. В 1985 году их вы пуск составит 100 учителей, а к 1990 году — почти 900. * * * В 1983-84 году обучением было охвачено в области 370 детей шестилетнего возраста. Занятия велись в шести шко. лах в условиях пятидневной рабочей недели. * * * Эксперимент по обучению детей шестилетнего возраста начат в области в 1981 году в двух школах — Часто-Дуб равской сельской Липецко го района и средней № 9 Липецка. Одновременно такая же работа была начата в двух детских садах. * * * С сентября нынешнего, 1984 года уже в условиях пятидневки за школьные парты впервые сядут около 600 детей шестилетнего воз раста. С ОСОБЫМ интере сом было восприня то родителями по ложение школьной реформы об обучении детей с шести летнего возраста. Еще в ходе обсуждения реформы были высказаны самые различные мнения. Одни считали, что нельзя так нано приобщать детей к учебе, другие горячо приветствовали новшество. Но ведь подготовка к но вому делу началась задолго до принятия школь ной реформы. Всем известно, что этот опыт шел во мно гих областях страны, в том числе и Липецкой. Что пока зывают итоги этого экспери мента? ...Мы на уроке чтения в классе учительницы Н. Т. Исаевой Николаевской вось милетней школы Добринского района. Учительница пред лагает шестилеткам загадку- игру: «Как спрятать мягкий знак в середине слов: день, окунь, пень?» Лес рук. Все хотят сообщить отгадку. Ни на Тимофеевна не торопится, ждет, чтобы каждый осмыс лил ответ. Кого спросить? Неожиданное решение: «Ска жите хором!». Слышим ра достные голоса детей. Ну, как тут не похвалить детей за их находчивость и сме калку! Еще три года назад впер вые были организованы под готовительные классы на базе средней школы № 9 г. Липецка и Часто-Дубрав ской средней школы Липец кого района и подготови тельные группы в детских садах № 64 г. Липецка и «Пчелка» в той же Частой Дубраве. Эти шестилет ки теперь уже закончили торой класс. х ' Была организована опыт ная проверка по обучению детей одновременно с другим классом на базе Косырёв- ской малокомплектной шко лы Липецкого района. За тем этот эксперимент рас ширили. В трех школах Доб ринского района: Верхне- Матренской средней, Нико лаевской восьмилетней,. Больше-Отрадинской на чальной шестилеток стали обучать одновременно с уча щимися других классов. классе всего 15 учеников. Домашних заданий в те чение всего учебного года шестилеткам не предлагает ся, оценки не ставятся. Для малышей введено трехразовое питание, орга низован отдых. Дети прово дят на свежем воздухе 2— 2,5 часа. Таким образом, ре жим дня малышей в школе на поставленные вопросы. На учебный год предусмотре ны три тетради. В них ри сунки для раскрашивания с целью подготовки руки к письму, образцы букв, слов, предложений для формиро вания каллиграфических на выков. «Математика» авто ров М. И. Моро, С. В. Сте пановой и две тетради к это- учебного года в эксперимен тальных классах и группах, кабинет начального обуче ния нашего института каж дый раз с радостью отмечал, что шестилетки научились читать правильно, в хорошем темпе, списывать текст и пи сать под диктовку, справля ются с решением примеров и задач. ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА К ПРАК ТИК Е Всего в подготовительных классах и группах обучалось 153 ученика, в 1-х классах — 117, во вторых — 100 учащихся. Так что наблюде ний накопилось достаточно, чтобы ответить на вопросы родителей, рассеять их сом нения. Прежде всего хотелось бы обратить внимание родителей на особенности в работе с шестилетками. Учебный год в подготовительных классах (группах) начинается с 1 сентября, а заканчивается 1,5 мая, в третьей четверти вы деляются дополнительные каникулы. Учебная неделя пятиднев ная. В субботу и воскре сенье дети имеют возмож ность побыть с родителями. Продолжительность занятий в подготовительных классах (группах) сокращена до 35 минут, из которых около трети времени отводится на игровые, занимательные моменты. К тому же в приближен к режиму дня их ровесников в детском саду. За детьми ведут наблюде ния методисты, учителя, вос питатели, врачи, гигиенисты. Для шестилеток в экспери ментальных школах отведе но по две классные комнаты: в одной — дети учатся, в другой спят, играют. Учатся дети по специально составлен ным для них программам и учебникам. Звенит звонок, и подгото вишки липецкой средней школы № 9 садятся за свои маленькие парты. Уроки ве дут молодые учителя Н. Ю. Романова и .Н. И. Погорело ва. Чтение сменяется пись мом, письмо математикой. Любимый вид работы на уроках — это работа с учебником. Составлены они, на наш взгляд, хорошо, удач но. «Азбука» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшки на, А. Ф. Шанько дает воз можность научить детей чи тать, развить речь, отвечать му учебнику с рисунками, образцами цифр, примеров дают богатый материал для успешного обучения детей письму, счету, составлению и решению задач. Много вре мени программа отводит зна комству с окружающим ми ром, изобразительному ис кусству, трудовому обуче нию, музыке, физкультуре. Дети с большим интересом рисуют, вырезают, клеят, лепят, конструируют, слу шают музыку, сами поют песни, играют. Каковы же особенности за нятий в подготовительных классах и группах? Учителя проводят уроки так, что глав ным в них является не усвое ние определенной суммы зна ний, а развитие восприятия, образного мышления, вооб ражения. Должное внимание уделяется воспитанию детей, развитию речи, памяти, во оружению их умением учить ся. Подводя итоги очередного Учащиеся любят рисовать, петь, изготовлять различные поделки и, конечно, играть в «детский сад», «школу», «больницу», «магазин» и дру гие игры, помогающие зна комству детей с окружаю щим миром, развитию мыш ления и памяти. Наблюде ния за детьми шестилетнего возраста показывают: они хотят учиться. Сколько ин тереса, старания, терпения проявляют они при этом, поражая нас, взрослых! Шестилеток можно и нуж но посадить за парты и для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для их своевременного обучения, развития и воспитания, что бы выравнять уровень под готовки. Это в дальнейшем поможет всестороннему раз витию их способностей. Не сомненно, каждый день пре бывания ребенка в школе должен приносить ему ра дость, удовлетворять его познавательные потребно сти, учить верить в свои си лы, постепенно приобретать интерес к учебе. Как показа ли наблюдения и результаты проверочных работ, учащиеся первых и вторых классов, на чавших обучение с шести лет, выгодно отличаются от своих сверстников, пришед ших в школу с семи лет. Их ответы более полные и обоснованные, с умелым вы делением главного. А гдз; же лучше обучать детей, в* школе или детском саду? Учить детей — это за дача школы. В школе все приспособлено для этой це ли: сам учитель с его спе циальной подготовкой, на личие классной комнаты и соответствующего учебного оборудований. Однако в период перехо да на обучение детей с ше сти лет, когда не в каждой школе созданы соответству ющие условия, не исключена возможность, что обучение будет проводиться и в отдель ных детских садах. Многие воспитатёли, как показал эксперимент, вполне спра вятся с этим. Убедительным примером может служить работа вос питателей Е. Н. Вишняковой из детского сада «Пчелка» села Частая Дубрава, М, П. Семиной, М. И. Прониной, П. М. Камаловой из детского сада № 64 г. Липецка, кото рые готовят шестилеток на уровне программных требо ваний. Эксперимент продолжает ся. С первого сентября 1984 года он уже приобретет за конные права. Школа, учите ля должны подготовиться к этому как можно лучше. 3. СТЮФЛЯЕВА, зав. кабинетом начального обучения Липецкого инсти тута усовершенствования учителей. ИЗ ОПЫТА ВМЕСТЕ С БУРАШНО И Н Е З Н А Й К О Й В 9 часов утра в детском саду колхоза «Заветы Ильи ча» Липецкого района «Пчел ка» прозвенел звонок. Двад-- цать ребятишек с. портфеля ми в руках поспешили в класс. Как, класс в детском саду ? Да, особый, экспери ментальный, по обучению шестилеток. Такой опыт, в условиях пятидневной недели, прово дится в дошкольном учреж дении уже три года. Прежнюю групповую ком нату не узнать: она оборудо вана по-школьному: висит на стене доска, рядом — боль шие счеты, стоят двухмест ные столики, напоминающие парты. Мы, воспитатели, ста рались создать все необходи мые условия для учебы и отдыха малышей. Рядом с местом проведения занятий сделали игровой уголок. С первого сентября дети начали осваивать чтение, гра моту, счет и труд. В день проводилось по четыре уро ка, три из них с утра, а по следний — в конце дня, пос ле. сна. Уроки длятся 35 ми нут, домашних заданий нет. Все обучение шестилеток ведется в игровой форме. Ча сто на уроки к малышам приходят их любимые ска зочные герои. Очень нравит ся ребятам разгадывать ре бусы, предложенные Бурати- но, помогать решать задачу Незнайке, составлять раЬсказ по картинке веселого Каран даша. Любят малыши уроки ма тематики, особенно игры «Моряки», «Летчики», когда за правильно решенный при мер детям вручают бескозыр ку или эмблему летчика. Эти и другие «награды» из готовили сами воспитатели детского сада. По страницам «Азбуки» дети совершают экскурсии в лес, поле, на ферму, в зоо парк, знакомятся с различ ными профессиями людей, с произведениями детских пи сателей. Знания детей оцениваются не баллами. Для ребятишек куда полезнее добрая похва ла учителя-воспитателя: «Мо лодец, Таня, хорошо читала. А Алеша сегодня быстрее всех решил примеры», «Ка кие ровные, красивые буквы у Люды!» За активность на уроке ребята награждаются звездочками, флажками. Для закрепления внимания малышей я ввожу занима тельные физкультминутки. Вот идет, например, урок математики, чувствую, что малыши устали, рассеянны. Чтобы они отдохнули, подви гались, говорю: «Приседаем столько раз, сколько мячи ков у нас», «Столько выпол ним прыжков, сколько на доске грибков». Дети с удо вольствием повторяют слова и выполняют упражнения. Минута-другая, и вот опять они внимательны, собранны- После занятий мы отправ ляемся с ребятами на полу- , торачасовую прогулку на свежем воздухе. После обеда и двухчасово го сна проводится четвертый урок. Эго урок рисования или труда, физкультуры или музыки. Все дети за пять месяцев первого года обучения научи лись читать слогами, а не которые и словами, научи лись писать маленькие и за главные прописные буквы, цифры до 10, складывать и вычитать в пределах десятка, решать задачи, отмерять от резок заданной длины, раз личать геометрические фи гуры. О том, как и чем дети за нимаются, рассказывают вы ставки для родителей «Луч шие работы» и. «Своими ру ками». Мы щроводим роди тельские собрания, рассказы ваем о ходе эксперимента, об успехах и.трудностях при обучении. Провели открытые занятия по чтению и матема тике. Из бесед с родителями видно, что они одобряют обу чение с шести лет. Недавно закончился третий учебный год. Эксперимент идет успешно. За его ходом постоянно следят и помогают нам сотрудники НИИ Акаде мии наук СССР, областного института усовершенствова ния учителей, роно. Дети на ходятся под постоянным конт ролем врачей. Результаты медицинских обследований показали, что обучение .с шести лет нисколько не вли яет на здоровье малышей. Е. ВИШНЯКОВА, учитель-воспитатель детского сада «Пчелка» колхоза «Заветы Ильича» Липецкого района. ------------------------- ------------------ -ПОГОВОРИМ О К А К С Т А Т Ь Л И В Ы М? Б АХ! — дверь С при ветливым транспаран том «Добро пожало вать!» распахнулась перед едва успевшим отпрянуть го стем школы. Возбужденная ватага ребят, даже не заме тив его оторопи, скатилась с крыльца. Гостеприимством здесь и не пахло. Была перемена, и посетителю школы, чтобы избежать столкновения, приш лось идти, тесно прижавшись к стенам коридора. Никто из встречных учащихся не по приветствовал его вежливым «здравствуйте». К сожале нию, действительно такая сцена стала привычной для некоторых школ. Нравственное воспитание — такой сложный, трудоем кий, систематический про цесс. который в школе не прекращается ни на один день, ни на урок, ни на ми нуту. А вот эффективность этой воспитательной работы зависит от того, насколько «доброе, мудрое, вечное» за трагивает души ребят, ста новится их «я», руководит их поступками. Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы предусмотреть конкретные ситуации, в которых ребе нок может сделать самостоя тельный выбор поступка. Ус ловия для этого, конечно же, во всем многообразии под сказывает сама жизнь. Но их ведь можно создать и специально — в игре, уче нии, труде, в творческих за нятиях. Для чего? Для то го, чтобы истина стала для малышей более доступной. Мне хочется рассказать о том, как умело, тонко вос питывает своих ребят, уча щихся начальных классов, прививает им правила куль туры поведения учительница липецкой средней школы № 19, отличник народного просвещения Тамара Нико лаевна Лебедь. ...У октябрят в классе, где работает Тамара Николаевна, событие: сегодня состоит ся очередной клубный час. К нему готовились две не дели. На уроках труда по «звездочкам» приготовили все необходимое для участия в соревновании, шили, клеи ли, раскрашивали костюмы и театральный , реквизит, в свободное от уроков время проводили репетиции. Обыч ный класс преобразился: пар ты, расставленные остров ками, образуют полукруг. На каждом «островке» разме стились члены одной «звез дочки». Заняло свои места ува жаемое жюри — вожатые школы. На красочном пла кате — название клубного часа: «Без ученья нет уменья!» Открыл занятие большой друг октябрят, веселый Ка рандаш. Поприветствовав своих друзей, он предложил вместе с ним совершить пу тешествие в страну Правил, которая называется «Без ученья нет уменья». И вот ребята с волнением вскрывают конверты с зада ниями. Так начинается пер вый этап игры: нужно из гео метрических фигур сложить картинку, рассказывающую о сегодняшнем дне совет ской школы. К каждой кар тинке свои вопросы. Выпол няя их, играя, соревнуясь, дети самостоятельно долж ны подойти к открытию пер вых заповедей школьника: «Прилежно учись. Внима тельно слушай .объяснения учителя, старательно и са мостоятельно выполняй все его задания, веди себя хоро шо на уроке. Не опаздывай на уроки и не пропускай без уважительных причин учеб ных занятий». Как видим, правила знакомые, не раз слышанные. Но сейчас для детей они зазвучали по-осо бому: игра поставила их в роль «философов-законода- телей». Размышления над тем, что помогает, а что ме шает хорошей учебе, подво дят ребят к самостоятельным выводам. * Каждый верный ответ гузибавляет специальный же тон в копилку «звездочки», а за особенно удачный коман да награждается «знаком качества». Всем нравится, что можно дополнять отве ты товарищей из других «звездочек». Живо, интересно, непри нужденно проходит клубный час. Наступает время пока зать свои таланты. Сценки с куклами, разыгрывание в лицах поучительных отрыв ков из рассказа К. Ушинско го '«Кончил дело, гуляй сме ло», стихов и басен И. Ан тонова «Вежлив Витя или ВОСПИТАНИИ- Б 17» 7ЖГ М / Л Ь нет?», В. Данько «Ехал двоечник на двойке» и дру гих произведений детских писателей вызывают в клас се дружный смех, одобрение или сочувствие, словом, са мую живую реакцию, под тверждающую, что разговор «с улыбкой о серьезном» ре бятам понятен и заставляет их задуматься: а не выгля дишь ли ты сам в глазах других ребят и взрослых за знайкой или хвастунишкой, или неряхой... Узнать, насколько созна тельно понимают правила поведения ребята, помогает игра «Нужно и нельзя». На ее вопросы ребята отвечают хором. А вот учительница приводит хорошо знакомые пословицы и поговорки о вежливости, и дети с удо вольствием придумывают си туации из своей повседнев ной жизни, подтверждающие их меткость, точность и об разность. И снова ребята всерьез размышляют, всег да ли верно они ведут себя на переменах, на улице, всегда ли внимательны, веж ливы к старшим. Такие, ка залось бы, простые поня тия, как прилежность, акку ратность, верность собствен ному слову, предстают перед ними в новом свете. Около часа длилось это необычное занятие, но сколь ко доброго, полезного узнали и запомнили ребята, еще раз открыв для себя простые ис тины, без которых, одна ко, никак нельзя стать уме лым, знающим, трудолюби вым и честным человеком. Многое было интересно и важно в этом внеклассном занятии, кстати (спасибо ор ганизаторам!), ставшем от крытым уроком Т. Н. Ле бедь для коллег, участников семинара учителей началь ных классов, руководителей методических объединений районных и сельских школ._ А помогла Т. Н. Лебедь раз работать такой урок заслу женная учительница школы РСФСР, общественный ру ководитель секции начальных школ областного отделения педобщества А. А. Козлова. Хочется верить, что полез ный опыт педагогов средней школы № 19 по изучению «Правил для учащихся», вос питанию культуры поведе ния найдет применение и в других школах области. О. БОРОВСКИХ, учитель, наш внеш татный корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz