Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ИЗ ОПЫТА КОГДА У ЧИТЬСЯ ИНТ Е Р ЕСНО ... Уже третий год в нашей , Часто-Дубравской средней школе идет эксперимент по обучению детей с шести лет. Новое дело потребовало от педагогов немало усилий , п оиска. Начали мы с того , ч то обошли всех родителе й, поинтересовались домашни­ ми условиями, рассказали о целях предстоящих занятий с детьми. Потом пригласили пап и мам на общее собра­ ние, познакомили с програм. мами, учебниками, условия­ ми, созданными в школе для шестилеток. К тому времени для детей уже были подго­ товлены спальня, игровая, классная комната. Родители заинтересованно отнеслись к новшеству. Да и что могло вызвать их сомне­ ния? Предложенный режим, условия вполне устраивали: трехразовое питание, сон, прогулки на свежем воздухе, постоянные наблюдения ме­ диков. С большим желанием при­ шли в школу и сами дети. Я, как педагог, видела, что им нравится слушать мое чтение, рассматривать иллю­ страции, решать задачи и примеры. Надо отметить, что шестилетки очень эмоцио­ нальны, впечатлительны и... легкоранимы. Все это прихо­ дилось учитывать. л Склонность к игре, игро­ вым ситуациям тоже влияла на организацию работы с детьми. Игра стала моим • верным помощником и на уроках, и в свободное время. Опираясь на конкретность мышления шестилеток, ши­ ре использовала различные средства наглядности: пред­ метные картцнки, цветные таблицы. Это помогало выз­ вать у детей особый интерес к изучаемому материалу. На - уроках математики дети в играх «Почта», «Лучший ры­ болов», «Капитан» и других учились считать до десяти, решать задачи в одно дейст­ вие. Хочу заметить, что никто из 18 детей моего первого класса не умел читать. А к концу года все овладели чте­ ние^. Особенно меня радовало, что ребята хорошо понимали про­ читанное, живо пересказыва­ ли, правильно отвечали на вопросы, сочиняли сами не­ большие рассказы по опор­ ным словам, сюжетным кар­ тинкам. Учебный материал полностью соответствовал уровню развития учащихся. Задания были посильны, ин­ тересны, доступны детям. Труднее всего им давалось письмо. Слабое развитие мышц кисти руки сначала сказывалось на каллиграфии. Поэтому в свободные минуты я предлагала детям рисо­ вать, лепить из пластилина мелкие фигурки, раскраши­ вать рисунки. С целью раз­ вития руки приобрели рези­ новые эспандеры и ежеднев­ но проводили игру «Кто большее число раз сожмет кольцо?» Коллегам, которым пред­ стоит обучать шестилеток, надо быть готовыми преодо­ левать такие трудности, как неустойчивость внимания де­ тей, недостаточную усидчи­ вость, нежелание выполнять однообразные задания. На­ ши дети не посещали раньше детского сада. Поэтому боль­ шинство из них не умели об­ щаться со сверстниками, у некоторых была слабо разви­ та речь, отсутствовали эле­ ментарные навыки поведения в общественных местах, в школьной столовой. Некото­ рые дети долго привыкали к режиму школьного труда. В преодолении этих недо­ статков мне хорошо помогала воспитательница группы прод­ ленного дня Н. Г. Зыбина. Она увлеченно проводила с детьми уроки трудового вос­ питания и физкультуры, ин­ тересные экскурсии и про­ гулки на природу. Уже через 3—4 месяца после начала занятий малыши освоились в школе, привыкли к режи­ му, коллективу, научились вежливо приветствовать взрослых и друг друга, хо-. рошо вести себя на уроке, на перемене, во время прогу­ лок и в столовой. В воспита­ нии малышей активно помо­ гали нам мамы и папы. Они постоянно интересовались ус­ пехами своих детей, прислу­ шивались к нашим советам. Весь год я работала в тесной связи с воспитателя­ ми детского сада. Мы помо­ гали друг другу в изготовле­ нии учебно-наглядных по­ собий, подготовке уроков, проведении утренников. Шестилетки быстро утом­ ляются, поэтому на каждом уроке мы проводили 2—3 интересные физкультминут. ки. Они предупреждают уста­ лость, способствуют плавному переключению видов дея­ тельности. ■ Учебный год у малышей заканчивается 15 мая. В на­ шей школе стало традицией проводить в этот празднич­ ный день утренник. Дети чи­ тают стихи, поют песни, тан­ цуют, играют, выполняют спортивные упражнения. Сейчас ребята, прошедшие мой подготовительный, за­ кончили второй класс. Без ложной скромности замечу, что они выгодно отличают­ ся от своих сверстников, ко­ торые пошли в первый класс с семи лет, и по уров­ ню воспитанности, и по уров­ ню знаний. Все они успешно учатся, проявляя живой ин­ терес к учебному труду. В. ЛЕСНИКОВА, учитель Часто-Дубравской средней школы Липецкого района. Очередная страница нашего «Педагогического совета «Ленинского знамени» посвящена насущным задачам, по­ ставленным недавно в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Шестилетний ребенок... Он сейчас находится в центре внимания дедагогов-психологов. О нем говорят учителя, воспитатели детских садов. Волнуются мамы и папы, ба­ бушки и дедушки, которые хотят знать все о своем ма­ лыше. Медики тоже не стоят в стороне. Для них глав­ ное — это здоровье ребенка в новых условиях. Итак, шестилетки. Вопрос: «Учить или не учить их?» уже не дискутируется так. как раньше. Это показало об­ суждение проекта ЦК КПСС «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональнбй шко­ лы». Все или почти все сходятся во мнении: учить. Но расходятся в том, где учить и как учить. На этой педагогической странице «Ленинского знаме­ ни» публикуются материалы работников областного ин­ ститута усовершенствования учителей, школ, воспитате­ лей детсадов, которые уже ведут экспериментальную ра­ боту по обучению детей шестилетнего возраста. Накоп­ лен определенный опыт. Сделаны некоторые выводы. Они радуют. Дети шести лет имеют достаточно высокие познаватель­ ные способности. За 5—6 месяцев они уже читают 20— 25 слов в минуту, пишут целые предложения, выполняют простейшие арифметические действия в пределах пер­ вого десятка. И все это достигается в форме игры. Как показала практика, именно игровой метод наиболее эф­ фективен при работе с детьми такого возраста. Еще одна любопытная деталь: обучение шестилеток в школе и в детском саду не выявило существенной разни­ цы в их знаниях. Об атом рассказывают в Своих заметках учительница Часто-Дубравской средней школы В. И. Лесникова и воспитательница детского сада «Пчелка» из этого же села Е. Н. Вишнякова. Но методика обучения шестилеток, как бы она ни была совершенна, еще не решает проблемы в целом. Есть не­ мало вопросов, которые требуют для своего решения вре­ мени: это укрепление материальной базы школ, создание оптимальных условий для обучения и отдыха малышей — ведь все они после занятий будут находиться в группах продленного дня. Представляет определенные трудности подготовка учителей и воспитателей для работы с шести­ летками. И об этом ведут сегодня разговор учителя на нашей педагогической странице. Проблемам воспитания младших школьников посвяще­ ны и другие материалы нашего выпуска. Все они затраги­ вают существенные вопросы реформы, вносят конкрет­ ные предложения по ее пн"творению в жизнь. Страница «Педсовет «Л. 3»: реформу школы — в жи^нь!» подготовлена внештатным отделом школ редак­ ции. С большим интересом и удовольствием учатся шести­ летние ребята, воспитанники детсада № 4 г. Данкова, пи­ лить, строгать, умению об­ ращаться с молотком на уро. ках труда. Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы Чтобы создать малышам нормальные условия для за. нятий и отдыха, потребуется к 1990 году построить или выделить 846 классных ком­ нат. * * * Обучение детей шестилет­ него возраста потребует рос. та числа педагогических кад­ ров. Готовить учителей - воспи­ тателей для работы с шести­ летками будут два педуЧили. ща — Усманское и Лебедян­ ское и Елецкий пединститут. Уже в этом году они подгото­ вили для этой цели 45 учи­ телей. В 1985 году их вы­ пуск составит 100 учителей, а к 1990 году — почти 900. * * * В 1983-84 году обучением было охвачено в области 370 детей шестилетнего возраста. Занятия велись в шести шко. лах в условиях пятидневной рабочей недели. * * * Эксперимент по обучению детей шестилетнего возраста начат в области в 1981 году в двух школах — Часто-Дуб­ равской сельской Липецко­ го района и средней № 9 Липецка. Одновременно такая же работа была начата в двух детских садах. * * * С сентября нынешнего, 1984 года уже в условиях пятидневки за школьные парты впервые сядут около 600 детей шестилетнего воз­ раста. С ОСОБЫМ интере­ сом было восприня­ то родителями по­ ложение школьной реформы об обучении детей с шести­ летнего возраста. Еще в ходе обсуждения реформы были высказаны самые различные мнения. Одни считали, что нельзя так нано приобщать детей к учебе, другие горячо приветствовали новшество. Но ведь подготовка к но­ вому делу началась задолго до принятия школь­ ной реформы. Всем известно, что этот опыт шел во мно­ гих областях страны, в том числе и Липецкой. Что пока­ зывают итоги этого экспери­ мента? ...Мы на уроке чтения в классе учительницы Н. Т. Исаевой Николаевской вось­ милетней школы Добринского района. Учительница пред­ лагает шестилеткам загадку- игру: «Как спрятать мягкий знак в середине слов: день, окунь, пень?» Лес рук. Все хотят сообщить отгадку. Ни­ на Тимофеевна не торопится, ждет, чтобы каждый осмыс­ лил ответ. Кого спросить? Неожиданное решение: «Ска­ жите хором!». Слышим ра­ достные голоса детей. Ну, как тут не похвалить детей за их находчивость и сме­ калку! Еще три года назад впер­ вые были организованы под­ готовительные классы на базе средней школы № 9 г. Липецка и Часто-Дубрав­ ской средней школы Липец­ кого района и подготови­ тельные группы в детских садах № 64 г. Липецка и «Пчелка» в той же Частой Дубраве. Эти шестилет­ ки теперь уже закончили торой класс. х ' Была организована опыт­ ная проверка по обучению детей одновременно с другим классом на базе Косырёв- ской малокомплектной шко­ лы Липецкого района. За­ тем этот эксперимент рас­ ширили. В трех школах Доб­ ринского района: Верхне- Матренской средней, Нико­ лаевской восьмилетней,. Больше-Отрадинской на­ чальной шестилеток стали обучать одновременно с уча­ щимися других классов. классе всего 15 учеников. Домашних заданий в те­ чение всего учебного года шестилеткам не предлагает­ ся, оценки не ставятся. Для малышей введено трехразовое питание, орга­ низован отдых. Дети прово­ дят на свежем воздухе 2— 2,5 часа. Таким образом, ре­ жим дня малышей в школе на поставленные вопросы. На учебный год предусмотре­ ны три тетради. В них ри­ сунки для раскрашивания с целью подготовки руки к письму, образцы букв, слов, предложений для формиро­ вания каллиграфических на­ выков. «Математика» авто­ ров М. И. Моро, С. В. Сте­ пановой и две тетради к это- учебного года в эксперимен­ тальных классах и группах, кабинет начального обуче­ ния нашего института каж­ дый раз с радостью отмечал, что шестилетки научились читать правильно, в хорошем темпе, списывать текст и пи­ сать под диктовку, справля­ ются с решением примеров и задач. ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА К ПРАК ТИК Е Всего в подготовительных классах и группах обучалось 153 ученика, в 1-х классах — 117, во вторых — 100 учащихся. Так что наблюде­ ний накопилось достаточно, чтобы ответить на вопросы родителей, рассеять их сом­ нения. Прежде всего хотелось бы обратить внимание родителей на особенности в работе с шестилетками. Учебный год в подготовительных классах (группах) начинается с 1 сентября, а заканчивается 1,5 мая, в третьей четверти вы­ деляются дополнительные каникулы. Учебная неделя пятиднев­ ная. В субботу и воскре­ сенье дети имеют возмож­ ность побыть с родителями. Продолжительность занятий в подготовительных классах (группах) сокращена до 35 минут, из которых около трети времени отводится на игровые, занимательные моменты. К тому же в приближен к режиму дня их ровесников в детском саду. За детьми ведут наблюде­ ния методисты, учителя, вос­ питатели, врачи, гигиенисты. Для шестилеток в экспери­ ментальных школах отведе­ но по две классные комнаты: в одной — дети учатся, в другой спят, играют. Учатся дети по специально составлен­ ным для них программам и учебникам. Звенит звонок, и подгото­ вишки липецкой средней школы № 9 садятся за свои маленькие парты. Уроки ве­ дут молодые учителя Н. Ю. Романова и .Н. И. Погорело­ ва. Чтение сменяется пись­ мом, письмо математикой. Любимый вид работы на уроках — это работа с учебником. Составлены они, на наш взгляд, хорошо, удач­ но. «Азбука» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшки­ на, А. Ф. Шанько дает воз­ можность научить детей чи­ тать, развить речь, отвечать му учебнику с рисунками, образцами цифр, примеров дают богатый материал для успешного обучения детей письму, счету, составлению и решению задач. Много вре­ мени программа отводит зна­ комству с окружающим ми­ ром, изобразительному ис­ кусству, трудовому обуче­ нию, музыке, физкультуре. Дети с большим интересом рисуют, вырезают, клеят, лепят, конструируют, слу­ шают музыку, сами поют песни, играют. Каковы же особенности за­ нятий в подготовительных классах и группах? Учителя проводят уроки так, что глав­ ным в них является не усвое­ ние определенной суммы зна­ ний, а развитие восприятия, образного мышления, вооб­ ражения. Должное внимание уделяется воспитанию детей, развитию речи, памяти, во­ оружению их умением учить­ ся. Подводя итоги очередного Учащиеся любят рисовать, петь, изготовлять различные поделки и, конечно, играть в «детский сад», «школу», «больницу», «магазин» и дру­ гие игры, помогающие зна­ комству детей с окружаю­ щим миром, развитию мыш­ ления и памяти. Наблюде­ ния за детьми шестилетнего возраста показывают: они хотят учиться. Сколько ин­ тереса, старания, терпения проявляют они при этом, поражая нас, взрослых! Шестилеток можно и нуж­ но посадить за парты и для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для их своевременного обучения, развития и воспитания, что­ бы выравнять уровень под­ готовки. Это в дальнейшем поможет всестороннему раз­ витию их способностей. Не­ сомненно, каждый день пре­ бывания ребенка в школе должен приносить ему ра­ дость, удовлетворять его познавательные потребно­ сти, учить верить в свои си­ лы, постепенно приобретать интерес к учебе. Как показа­ ли наблюдения и результаты проверочных работ, учащиеся первых и вторых классов, на­ чавших обучение с шести лет, выгодно отличаются от своих сверстников, пришед­ ших в школу с семи лет. Их ответы более полные и обоснованные, с умелым вы­ делением главного. А гдз; же лучше обучать детей, в* школе или детском саду? Учить детей — это за­ дача школы. В школе все приспособлено для этой це­ ли: сам учитель с его спе­ циальной подготовкой, на­ личие классной комнаты и соответствующего учебного оборудований. Однако в период перехо­ да на обучение детей с ше­ сти лет, когда не в каждой школе созданы соответству­ ющие условия, не исключена возможность, что обучение будет проводиться и в отдель­ ных детских садах. Многие воспитатёли, как показал эксперимент, вполне спра­ вятся с этим. Убедительным примером может служить работа вос­ питателей Е. Н. Вишняковой из детского сада «Пчелка» села Частая Дубрава, М, П. Семиной, М. И. Прониной, П. М. Камаловой из детского сада № 64 г. Липецка, кото­ рые готовят шестилеток на уровне программных требо­ ваний. Эксперимент продолжает­ ся. С первого сентября 1984 года он уже приобретет за­ конные права. Школа, учите­ ля должны подготовиться к этому как можно лучше. 3. СТЮФЛЯЕВА, зав. кабинетом начального обучения Липецкого инсти­ тута усовершенствования учителей. ИЗ ОПЫТА ВМЕСТЕ С БУРАШНО И Н Е З Н А Й К О Й В 9 часов утра в детском саду колхоза «Заветы Ильи­ ча» Липецкого района «Пчел­ ка» прозвенел звонок. Двад-- цать ребятишек с. портфеля­ ми в руках поспешили в класс. Как, класс в детском саду ? Да, особый, экспери­ ментальный, по обучению шестилеток. Такой опыт, в условиях пятидневной недели, прово­ дится в дошкольном учреж­ дении уже три года. Прежнюю групповую ком­ нату не узнать: она оборудо­ вана по-школьному: висит на стене доска, рядом — боль­ шие счеты, стоят двухмест­ ные столики, напоминающие парты. Мы, воспитатели, ста­ рались создать все необходи­ мые условия для учебы и отдыха малышей. Рядом с местом проведения занятий сделали игровой уголок. С первого сентября дети начали осваивать чтение, гра­ моту, счет и труд. В день проводилось по четыре уро­ ка, три из них с утра, а по­ следний — в конце дня, пос­ ле. сна. Уроки длятся 35 ми­ нут, домашних заданий нет. Все обучение шестилеток ведется в игровой форме. Ча­ сто на уроки к малышам приходят их любимые ска­ зочные герои. Очень нравит­ ся ребятам разгадывать ре­ бусы, предложенные Бурати- но, помогать решать задачу Незнайке, составлять раЬсказ по картинке веселого Каран­ даша. Любят малыши уроки ма­ тематики, особенно игры «Моряки», «Летчики», когда за правильно решенный при­ мер детям вручают бескозыр­ ку или эмблему летчика. Эти и другие «награды» из­ готовили сами воспитатели детского сада. По страницам «Азбуки» дети совершают экскурсии в лес, поле, на ферму, в зоо­ парк, знакомятся с различ­ ными профессиями людей, с произведениями детских пи­ сателей. Знания детей оцениваются не баллами. Для ребятишек куда полезнее добрая похва­ ла учителя-воспитателя: «Мо­ лодец, Таня, хорошо читала. А Алеша сегодня быстрее всех решил примеры», «Ка­ кие ровные, красивые буквы у Люды!» За активность на уроке ребята награждаются звездочками, флажками. Для закрепления внимания малышей я ввожу занима­ тельные физкультминутки. Вот идет, например, урок математики, чувствую, что малыши устали, рассеянны. Чтобы они отдохнули, подви­ гались, говорю: «Приседаем столько раз, сколько мячи­ ков у нас», «Столько выпол­ ним прыжков, сколько на доске грибков». Дети с удо­ вольствием повторяют слова и выполняют упражнения. Минута-другая, и вот опять они внимательны, собранны- После занятий мы отправ­ ляемся с ребятами на полу- , торачасовую прогулку на свежем воздухе. После обеда и двухчасово­ го сна проводится четвертый урок. Эго урок рисования или труда, физкультуры или музыки. Все дети за пять месяцев первого года обучения научи­ лись читать слогами, а не­ которые и словами, научи­ лись писать маленькие и за­ главные прописные буквы, цифры до 10, складывать и вычитать в пределах десятка, решать задачи, отмерять от­ резок заданной длины, раз­ личать геометрические фи­ гуры. О том, как и чем дети за­ нимаются, рассказывают вы­ ставки для родителей «Луч­ шие работы» и. «Своими ру­ ками». Мы щроводим роди­ тельские собрания, рассказы­ ваем о ходе эксперимента, об успехах и.трудностях при обучении. Провели открытые занятия по чтению и матема­ тике. Из бесед с родителями видно, что они одобряют обу­ чение с шести лет. Недавно закончился третий учебный год. Эксперимент идет успешно. За его ходом постоянно следят и помогают нам сотрудники НИИ Акаде­ мии наук СССР, областного института усовершенствова­ ния учителей, роно. Дети на­ ходятся под постоянным конт­ ролем врачей. Результаты медицинских обследований показали, что обучение .с шести лет нисколько не вли­ яет на здоровье малышей. Е. ВИШНЯКОВА, учитель-воспитатель детского сада «Пчелка» колхоза «Заветы Ильича» Липецкого района. ------------------------- ------------------ -ПОГОВОРИМ О К А К С Т А Т Ь Л И В Ы М? Б АХ! — дверь С при­ ветливым транспаран­ том «Добро пожало­ вать!» распахнулась перед едва успевшим отпрянуть го­ стем школы. Возбужденная ватага ребят, даже не заме­ тив его оторопи, скатилась с крыльца. Гостеприимством здесь и не пахло. Была перемена, и посетителю школы, чтобы избежать столкновения, приш­ лось идти, тесно прижавшись к стенам коридора. Никто из встречных учащихся не по­ приветствовал его вежливым «здравствуйте». К сожале­ нию, действительно такая сцена стала привычной для некоторых школ. Нравственное воспитание — такой сложный, трудоем­ кий, систематический про­ цесс. который в школе не прекращается ни на один день, ни на урок, ни на ми­ нуту. А вот эффективность этой воспитательной работы зависит от того, насколько «доброе, мудрое, вечное» за­ трагивает души ребят, ста­ новится их «я», руководит их поступками. Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы предусмотреть конкретные ситуации, в которых ребе­ нок может сделать самостоя­ тельный выбор поступка. Ус­ ловия для этого, конечно же, во всем многообразии под­ сказывает сама жизнь. Но их ведь можно создать и специально — в игре, уче­ нии, труде, в творческих за­ нятиях. Для чего? Для то­ го, чтобы истина стала для малышей более доступной. Мне хочется рассказать о том, как умело, тонко вос­ питывает своих ребят, уча­ щихся начальных классов, прививает им правила куль­ туры поведения учительница липецкой средней школы № 19, отличник народного просвещения Тамара Нико­ лаевна Лебедь. ...У октябрят в классе, где работает Тамара Николаевна, событие: сегодня состоит­ ся очередной клубный час. К нему готовились две не­ дели. На уроках труда по «звездочкам» приготовили все необходимое для участия в соревновании, шили, клеи­ ли, раскрашивали костюмы и театральный , реквизит, в свободное от уроков время проводили репетиции. Обыч­ ный класс преобразился: пар­ ты, расставленные остров­ ками, образуют полукруг. На каждом «островке» разме­ стились члены одной «звез­ дочки». Заняло свои места ува­ жаемое жюри — вожатые школы. На красочном пла­ кате — название клубного часа: «Без ученья нет уменья!» Открыл занятие большой друг октябрят, веселый Ка­ рандаш. Поприветствовав своих друзей, он предложил вместе с ним совершить пу­ тешествие в страну Правил, которая называется «Без ученья нет уменья». И вот ребята с волнением вскрывают конверты с зада­ ниями. Так начинается пер­ вый этап игры: нужно из гео­ метрических фигур сложить картинку, рассказывающую о сегодняшнем дне совет­ ской школы. К каждой кар­ тинке свои вопросы. Выпол­ няя их, играя, соревнуясь, дети самостоятельно долж­ ны подойти к открытию пер­ вых заповедей школьника: «Прилежно учись. Внима­ тельно слушай .объяснения учителя, старательно и са­ мостоятельно выполняй все его задания, веди себя хоро­ шо на уроке. Не опаздывай на уроки и не пропускай без уважительных причин учеб­ ных занятий». Как видим, правила знакомые, не раз слышанные. Но сейчас для детей они зазвучали по-осо­ бому: игра поставила их в роль «философов-законода- телей». Размышления над тем, что помогает, а что ме­ шает хорошей учебе, подво­ дят ребят к самостоятельным выводам. * Каждый верный ответ гузибавляет специальный же­ тон в копилку «звездочки», а за особенно удачный коман­ да награждается «знаком качества». Всем нравится, что можно дополнять отве­ ты товарищей из других «звездочек». Живо, интересно, непри­ нужденно проходит клубный час. Наступает время пока­ зать свои таланты. Сценки с куклами, разыгрывание в лицах поучительных отрыв­ ков из рассказа К. Ушинско­ го '«Кончил дело, гуляй сме­ ло», стихов и басен И. Ан­ тонова «Вежлив Витя или ВОСПИТАНИИ- Б 17» 7ЖГ М / Л Ь нет?», В. Данько «Ехал двоечник на двойке» и дру­ гих произведений детских писателей вызывают в клас­ се дружный смех, одобрение или сочувствие, словом, са­ мую живую реакцию, под­ тверждающую, что разговор «с улыбкой о серьезном» ре­ бятам понятен и заставляет их задуматься: а не выгля­ дишь ли ты сам в глазах других ребят и взрослых за­ знайкой или хвастунишкой, или неряхой... Узнать, насколько созна­ тельно понимают правила поведения ребята, помогает игра «Нужно и нельзя». На ее вопросы ребята отвечают хором. А вот учительница приводит хорошо знакомые пословицы и поговорки о вежливости, и дети с удо­ вольствием придумывают си­ туации из своей повседнев­ ной жизни, подтверждающие их меткость, точность и об­ разность. И снова ребята всерьез размышляют, всег­ да ли верно они ведут себя на переменах, на улице, всегда ли внимательны, веж­ ливы к старшим. Такие, ка­ залось бы, простые поня­ тия, как прилежность, акку­ ратность, верность собствен­ ному слову, предстают перед ними в новом свете. Около часа длилось это необычное занятие, но сколь­ ко доброго, полезного узнали и запомнили ребята, еще раз открыв для себя простые ис­ тины, без которых, одна­ ко, никак нельзя стать уме­ лым, знающим, трудолюби­ вым и честным человеком. Многое было интересно и важно в этом внеклассном занятии, кстати (спасибо ор­ ганизаторам!), ставшем от­ крытым уроком Т. Н. Ле­ бедь для коллег, участников семинара учителей началь­ ных классов, руководителей методических объединений районных и сельских школ._ А помогла Т. Н. Лебедь раз­ работать такой урок заслу­ женная учительница школы РСФСР, общественный ру­ ководитель секции начальных школ областного отделения педобщества А. А. Козлова. Хочется верить, что полез­ ный опыт педагогов средней школы № 19 по изучению «Правил для учащихся», вос­ питанию культуры поведе­ ния найдет применение и в других школах области. О. БОРОВСКИХ, учитель, наш внеш­ татный корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz