Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Л И П Е Ц КО М У Т Р А К Т О Р У - 4 0 ЛЕТ Д О Р О Г О Й БОЛЬШИХ СВЕРШЕНИЙ В суровые годы войны по решению партии и правитель ства началось строительство Липецкого тракторного заво да. Созданное в центре Рос сии предприятие по выпуску мирной продукции стало сим волом непоколебимой уве ренности партии и народа в конечной победе над врагом, символом грядущего мирного труда. Сегодня, 1 июня, коллектив нашего объединения отмечает' памятную дату и знамена тельное событие в истории отечественного тракторост роения — 40-летие со дня выпуска первого липецкого трактора. Первого июня 1944 года из ворот сборочного це ха вышел новичок — наш «Кировец-35» с бензиновым двигателем. С этого дня на чался трудовой отсчет тыся чам машин с маркой «ЛТЗ», внесших заметный вклад в механизацию сельскохо зяйственного производства страны и обеспечивших за служенную славу советской техники за рубежом. Шли годы, совершенство валась техника. В 1947 году коллектив завода уже присту пил к выпуску дизельного трактора «КД-35» с двигате лем собственного производст ва. Учитывая потребности сельского хозяйства, завод ские специалисты затем- раз работали конструкцию про пашного трактора «КДП-Зо». Эта основная модель, поль зовавшаяся большой попу лярностью у сельских меха низаторов, сходила с главно го конвейера до 1973 года под маркой Т-38М. Параллельно с выпуском гусеничных машин завод ра ботал над созданием универ сально-пропашных колесных тракторов Т-40 с двигателем воздушного охлаждения, вы пуск которых начался в 1962 году. В ходе их модерниза ции были разработаны и ос воены в 1973 году конструк ции 50-сильных колесных тракторов Т-40М и Т-40АМ— с передним ведущим мостом. Наши пропашные тракто ры заслужили признание и широкую популярность во всех союзных республиках, они экспортируются в десят ки зарубежных стран. На международных выставках липецкие тракторы удостое ны трех золотых медалей и Диплома ВДНХ 1 степени. История нашего, сравни тельно молодого, завода — увлекательная повесть трудо вого энтузиазма, творческого горения коллектива, внесше го немалый вклад в разви тие отечественного тракторо. строения и имеющего свои славные традиции. Мы впра ве гордиться тем, что первый гусеничный трактор с дизель ным двигателем средней мощ ности КДП-35 был создан на шими конструкторами. За 40 лет на предприятии выросли замечательные кад ры рабочих, инженерно-тех нических работников и слу жащих. За многолетний и са моотверженный труд более трех тысяч тракторострои телей награждены орденами и медалями, отмечены почет ными званиями и почетными грамотами Президиума Вер ховного Совета РСФСР. Сле сарю - инструментальщику А. П. Боброву и слесарю трак торосборочного цеха Г. В. Демедюку присвоено звание Героя Социалистического Тру да. Зубофрезеровгцик экспе риментального цеха Б. Д. Овсянников и начальник кор пуса МС-4 Б. П. Семенов удо стоены звания лауреатов Го сударственной премии СССР. Сегодня Липецкий трактор ный завод является одцим из крупнейших машинострои тельных предприятий страны. В цехах освоены все переде лы производства, действуют 158 автоматических и поточ но-механизированных линий, более 1400 станков-автоматов и полуавтоматов, а также специальных и агрегатных. За последние годы созданы такие производственные объ екты, как комплекс автомати зированной системы управле ния производством, участки станков с числовым про граммным управлением, меха- низированйое складское хо зяйство. Большая работа проведена в цехах по внедрению бригад ной формы организации и оплаты труда, что позволило вскрыть дополнительные ре зервы, повысить эффектив ность производства. Трудовые успехи коллек тива нашего завода отмечены высокими наградами. На зна мени тракторостроителей — орден Ленина и орден Геор гия Димитрова, которым кол лектив завода награжден за постоянную интернациональ ную помощь машиностроите лям братской Болгарии. Решения XXVI съезда КПСС, грандиозная програм ма коммунистического строи тельства раскрыли перед за водом новые большие пер спективы. Настало время ре конструкции завода и пере хода на выпуск энергонасы щенных 150-сильных уни версально - пропашных трак торов. Для решения этих сложных и ответственных за дач на базе завода в марте 1981 года создано производ ственное объединение «Ли пецкий тракторный завод имени XXIII съезда КПСС». Конкретным вкладом в об щую борьбу советского на рода за выполнение решений XXVI съезда КПСС явилось изготовление на главном кон вейере 22 мая 1981 года мил лионного пропашного трак тора. Выпуск юбилейного трактора стал настоящим праздником труда. В начале текущего года по инициативе коллектива прес сового цеха развернулось со ревнование за достойную встречу 40-летия со дня вы пуска первого липецкого трак тора. Высокие обязательства принял и весь коллектив и успешно их выполняет. С на чала года дополнительно к плану реализовано продукции на 587 тысяч рублей, в том числе на 262 тысячи рублей запасных частей к трйкторам. Производительность труда сверх плана возросла на 1,9 процента, а себестоимость продукции, дополнительно к заданию снижена на 0,64 процента. Сегодня у нас праздник. В этот день с главного кон вейера сойдет 150-тысячный пропашной трактор в счет второго липецкого миллиона. Отмечая эту знаменательную дату в жизни многотысячно го коллектива, мы в то же время должны сосредоточить свое внимание на решении та кой важнейшей государст венной задачи, как реконст рукция завода и организация производства 150-сильного трактора. Эта задача вытекает из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повы шению техническбго уровня и качества машин и оборудова ния для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983—1990 годах». В этом документе подчерк нуто, что многие машины и оборудование, поставляемые сельскому хозяйству, по на дежности и сроку службы, производительности, материа лоемкости, энергопотребле нию и качеству изготовле ния пока не отвечают совре менным требованиям. Вопрос повышения технического уровня, и качества машин, и оборудования для сельского хозяйства в порядке контроля рассматривался на заседании Политбюро ЦК КПСС. В по становлении, принятом По литбюро ЦК КПСС, опреде лены практические меро приятия по усилению работы центральных и местных орга нов, связанной с развитием сельскохозяйственного маши ностроения, увеличением про изводства и поставок техники в 1984—1990 годах. Центральный Комитет и Советское правительство при дают ускоренному развитию сельскохозяйственного ма шиностроения особое значе ние, так как в центр народ нохозяйственных планов по ставлено выполнение круп ных социально-экономичес ких программ и, в первую очередь, Продовольственной программы страны, на что было вновь обращено внима ние на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. Задачи, которые нам надо решать сегодня и завтра, чет ко определены. Прежде'всего нам надо работать над тем, чтобы к 1990 году создать мощности на выпуск 30 ты сяч энергонасыщенных трак торов в год. Принято реше ние о постановке на произ водство универсально-про пашного трактора МТЗ-142. К 1988 году коллективу нашего завода предстоит соз дать мощности на выпуск 10 тысяч 150-сильных тракто ров, а к 1989 году — еще 20 тысяч штук. Всю эту боль шую работу надо будет вести без остановки производства ’серийной машины. В 1990 году мы должны полностью прекратить про изводство тракторов Т-40, сохранив выпуск запасных ча стей к ним. В то же время производство 150-сильных ' тракторов МТЗ-142 должно возрасти до 30 тысяч штук в ГОД. Реконструкция и произ водство мощных энергонасы щенных тракторов налагает огромную ответственность на технические службы. Они должны проявить максимум инициативы, творчества, на стойчивости в решении всех вопросов, от которых зави сит перспектива развития предприятия. Серьезной перестройки требует работа отдела глав ного конструктора. Специали сты отдела должны работать в творческом содружестве с коллегами Минского головно го конструкторского бюро с тем, чтобы довести конст рукцию трактора МТЗ-142, сделать эту машину более на дежной, долговечной. Работая над перспективным трактором, мы ни на минуту не должны ослаблять внима ния и к серийному трактору Т-40М, который будем выпус кать всю следующую пяти летку. По-прежнему надо проявлять заботу о повыше нии его качества, надежности и долговечности. Особый упор сделаем на увеличение вы пуска тракторов с передним ведущим мостом, пользую щихся наибольшим спросом у сельских механизаторов. Мы уверены, что многоты 'сячный орденоносный кол лектив тракторостроителей, показавший за свою историю немало примеров трудовой доблести, успешно справится ,с большими задачами, выте кающими из решений XXVI съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК партии. Н. ЗА ГОРСКИИ, генеральный директор производственного объединения «Липецкий тракторный завод имени XXIII съ езд а КПСС». Н А УЧАСТКЕ произ. водства баков прессо вого цеха киноопера торы снимали фильм, судя по объекту их внимания, для какого-то специального жур нала. Свет юпитеров был на правлен на стенд бесшовной сварки. Стенд как стенд, но вот старший мастер Алексей Васильевич Кудаев нажал на одну из кнопок, и... стало яс ным, что привлекло сюда ки нооператоров. Штампованная заготовка бака сама по себе двинулась по оси, рассчитан- но подставляя кромку отгиба под сварку; дисковый элект род «прокатился» по ее пе риметру — и вся операция. После съемок, сразу ощу тив раскованность, Алексей Васильевич объяснил; — Долго мы бились над внедрением бесшовной свар ки по копиру, но зато вот... — и, явно любуясь издели ем, предложил оценить каче ство работы, проверить на герметичность сваренные на стенде баки. — Теперь дело пойдет лег че, — добавил руководитель участка, имея в виду свои ПО ДОЛГУ ПАМЯТИ ка, который несет к сбороч ному конвейеру листы ме талла, чтобы там, на месте, «снять мерку» с будущего трактора. После разметки ка пота, боковин, других эле ментов облицовки он в своем прессовом цехе, где и прес- сов-то в сущности не было, уберется за зубило. Первые 'тракторы «одевали» от нача ла до конца вручную, подол гу подгоняли части облицов ки. Сейчас разве что ветера ны вспомнят иногда об этом: совсем иной стала работа. И есть в этом немалая заслуга А. В. Кудаева — отличного организатора производства, творчески мыслящего спе циалиста. Вся жизнь его, можно сказать, связана с этим участком. Став мастером в неполных восемнадцать лет, планы по внедрению еще не- -он взвалил на себя ношу, ко- скольких таких стендов для сварки тракторных гидро- и бензобаков. «Прописка» их здесь будет очередным ша гом к максимальной механи зации сварочных и других работ, к снижению трудоем кости, повышению качества продукции и культуры произ водства. Впрочем, это было заботой Кудаева и десять, и двадцать, и больше лет. То- перь, когда коллектив участ ка полностью, да еще с заде лом, обеспечивает главный тракторосборочный конвейер своей продукцией — баками, аккумуляторными и инстру ментальными ящиками, — особенно, кажется, впечатля ет рассказ Алексея Василье вича о начале его трудового пути, которое пришлось на далекие военные годы. — Пришел я на завод из школы ФЗО задолго до сбор ки первого трактора. Сейчас, вы видите, внедряем техно логию, исключающую ручной труд. А в то время основны ми инструментами были мо лоток да зубило. Представь те только, как мы собирали первую машину... Слушан» его и вижу парень- торую честно, в традициях поколения военных лет, не сет до сегодняшнего дня. Тог да под его начало поставили пятьдесят рабочих (сейчас на участке намного меньше), предложили: командуй... Ко мандовал и отвечал — за всех и за все, мало-помалу набираясь опыта. Трудно бы ло? — Нелегко, — отвечает Алексей Васильевич. По том стали подходить демоби лизованные по ранению, на чали поступать прессы. Тут- то мы воспрянули духом! Первый трактор, собран ный в Липецке, стал фактом его биографии, одним из са мых .ярких и дорогих воспо минаний молодости. Это лег ко понять: в те годы с его выпуском становилась более реальной надежда на мирную жизнь (трактор — не танк!), более осуществимой мечта о хлебе, о достатке. А что все это значило для людей в ту пору, — об этом знает каж дый. Вот почему в начале ны нешнего года — года сорока летия со дня выпуска перво го трактора — Алексей Ва сильевич решил предложить коллективу отметить эту да ту. Это был долг перед па мятью, объясняет он, перед трудовым подвигом первых тракторостроителей. Старший мастер знал, что предлагает нелегкую задачу: все рабо чие участка трудятся по рас четным нормам, и повышение выработки давно опирается только на индивидуальное мастерство сварщиков, слеса рей, сборщиков, па их уме ние уплотнять время. Он раз за разом «проигрывал» в уме всевозможные варианты, ситуации, которые так или иначе могли повлиять на ре шение коллектива, ведь к этому времени уже приняли обязательства по сверхплано вому повышению производи тельности .труда и снижению себестоимости продукции. Все, вроде бы, говорило за то, что участок в силах от метить дату новыми успеха ми. Последний из новичков освоил все виды работы и может в случае непредвиден ной ситуации занять любое место. Это, кстати, принцип старшего мастера: вновь по ступивший здесь не имеет постоянной «прописки» до тех пор, пока не научится всему, что делают на участ ке. Полная взаимозаменяе мость — большой резерв. По том — мастерство... Все учел старший мастер, прежде чем предложил кол лективу пересмотреть обяза тельства. Молодые скоры на реше ния — они отозвались сразу. Ветераны, такие как Виктор Васильевич Стрельников, Бо рис Устинович Наливкин, Алексей Дмитриевич Сарафа нов, Иван Владимирович Лит винов и другие, более реаль но оценивающие положение, поставили условия, которые бы обеспечили выполнение обязательств, принимаемых в честь сорокалетия выпуска первого трактора. Они были озабочены тем, чтобы как можно скорее внедрить бес шовную сварку по копиру, перенести на другое место склад и получить производст венный «простор», принять меры для повышения качест ва работ... Эта взвешенность суждений рабочих, ответст венность не могли не порадо вать А. В. Кудаева. Он знал свой коллектив и знал, что обязательства будут выполне ны. Отлично трудились рабо чие участка производства ба ков все эти месяцы, с посто янным опережением потреб ностей тракторосбороч ного конвейера. Причем, всю продукцию выпускали с гарантией качества. 20 мая, день в день по обязательст вам, коллектив А. В.,Кудае ва завершил задание пяти месяцев по выпуску товарной продукции, изготовив допол нительно узлов и деталей на сумму три тысячи рублей. Успешно справился он и с другими пунктами обяза тельств: за неделю до срока произвел комплекты для 15 сверхплановых тракторов(на мечалось — для 120); выпол нил программу по про изводству запасных час тей и изделий по ко операции. Долг перед па мятью, долг перед трудовым подвигом первых тракторост роителей был выполнен. Не переоценить вклад в этот успех и Почетного трак торостроителя, кавалера ор дена Трудового Красного Знамени, лучшего мастера от расли Алексея Васильевича Кудаева. Инициатива коллек тива участка нашла поддерж ку не только в прессовом цехе, но и во всех подразде лениях производственного объединения «Липецкий тракторный завод». Трудовой подъем, который вызвало со ревнование по достойной, встрече 40-летия выпуска первого липецкого трактора, например, у прессовщиков, реализовался в высокой пр' изводительности труда - она достигла 6,1 процента против намеченных 1,5 про цента; в сверхплановом сни жении себестоимости продук ции на 0,9 процента; в допол нительном выпуске запасных частей на сумму около 60 тысяч рублей. К. КОРОВИН. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕВЫПОЛНЕНЫ Изготовить Оверх плана к 40-летию выпуска первого ли пецкого пропашного трактора запасных частей на 2 тысячи рублей — такое обязательство принял коллектив второго уча стка третьего тракторного це ха, которым руководит стар ший мастер А. М. Панов. И он выполнил намеченное рань ше срока. Передовой коллектив отправил труженикам села сверхплановых запчастей поч ти на 3 тысячи рублей. Многие станочники участка владеют смежными специаль ностями, одиннадцать из них выдают продукцию в счет третьего квартала четвертого года пятилетки. Это рабочие высокой квалификации, настоя щие мастера своего дела. На участке многое делается для улучшения качества изде лий. Одиннадцать передовиков производства работают с лич ным клеймом. Они сдают про дукцию, минуя отдел техничес кого контроля. Большим дости жением коллектива является и то, что на участке нет отстаю щих. Первенство в соревновании на участке держат станочницы М. Р. Окладникова, В. М. Нек людова, В. П. Ермолова, М. А. Щербакова, К. С. Шкатова и ряд других. ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ НОВАТОРОВ Активно ведут поиск резер вов производства новаторы кузнечного цеха. Соревнуясь за достойную встречу 40 -летия выпуска первого трактора, с начала года они внедрили бо лее 30 рациона,шзаторских предложений с экономическим эффектом 29 тысяч рублей. Рационализаторы А. В. Дианов и А. И. Белозеров изменили технологию штамповки поко вок Использование новшества сокращает расходование штам- новой стали и пара. Всего же благодаря внедрению рациона лизаторского предложения бу дет ежегодно экономиться око ло 8 тысяч рублей. Всегда в творческом поиске н старший мастер прессового пролета В. А. Кириллов. Он также усовершенствовал тех нологию штамповки поковок, что позволило сберечь более одной тонны проката. Хорошо известно в кузнеч ном цехе имя слесаря штампо- во-инструментального хозяй ства В. А. Воронова. Это ре монтник высокой квалифика ции, обладающий большим опы том и глубокими знаниями. Не ограничиваясь выполнением своих основных обязанностей, Василий Александрович прини мает постоянное участие в тех ническом творчестве. Послед нее рацпредложение В. А. Воронова направлено на изме нение конструкции высадочно го штампа. В результате улуч шилось качество поковок, уве личился их выпуск. ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вь Коллектив цветнолитейного цеха ЛГЗ к годовщине выпуска первого липецкого пропашного трактора задание пяти месяцев по выпуску товарной продук ции выполнил на 104.8 процен та Производительность труда возросла на 1,7 процента, се бестоимость продукции сниже на на 2,2 процента, средняя вы работка одного работающего составила 106.1 процента. Замечательно работает в це хе бригада модельщиц возглав ляемая Т. С. Митиной. По 1’ию с соответствующим ...- ППП 1 ЛОГО года про изводительность труда в брига де возросла на 13 процентов, а дополнительно к заданию про изведено продукции на 3,6 ты сячи рублей. В передовом кол лективе широко развиты взаи мопомощь и взаимозаменяе мость, нет отстающих и нару шителей трудовой дисциплины. Спорится дело и у смены, которой руководит мастер А. А. Ильин. Ей по плечу са мые сложные задачи. В. ЮДИН, редактор радиовещания ЛТЗ. У СОЗДАТЕЛЕЙ М А Ш И Н Ровными рядами выстроились на сдаточной площадке ЛТЗ только что сошедшие с конвейера блестящие свежей краской машины. Отсюда одна за другой отправляются партии ли пецких тракторов в разные концы страны. Сельские механи заторы по достоинству оценили эту надежную, неприхотли вую технику. Свидетельство тому — множество писем со словами благодарности, что приходят на завод. Один миллион 150 тысяч — такое количество машин от правил завод на село за годы своего существования. Но за вод — это не только станки, механизмы, плавильные печи. Это прежде всего люди, их умелые руки и неравнодушные сердца. Отлично трудится в сталеплавильном цехе заливщик А. А. Усов (на снимке). Работа у него горячая в прямом смыс ле — Анатолий Антонович имеет дело с расплавленным метал лом. Пройдя ряд операций, этот металл превратится в детали и узлы машин. А как долго служить этим деталям, зависит и от А. А. Усова — ведь именно его работа во многом опреде ляет качество стали. На важном участке работает бригада слесарей-сборщиков, которой руководит А. А. Свечин. Недаром главный конвейер сборки тракторов называют сердцем завода. И чтобы оно сту чало ровно, без перебоев, нужны умелые руки сборщиков. Та ких, как И. В. Барбашин, В. Т. Мязин, А. А. Свечин, сменный мастер Ю. Д. Невейкин, которых вы видите на верхнем сним ке. Фото А. Козина. НАША М АРКА— ЗА РУБЕЖОМ Уже минуло двадцать лет, как начались экспортные по ставки липецких пропашных тракторов в зарубежные стра ны — за эти годы их прода но уже почти 29 тысяч штук. Основными потребителями яв ляются Франция, Канада, Финляндия, Швеция, Италия, США и многие другие. Бла годаря достигнутой надежно сти. высокой универсально сти. простоте обслуживания и постоянному совершенствова нию конструкции наши трак торы известны в более чем пятидесяти странах мира. Для отправки на экспорт используются обычные' серий ные машины, снятые с глав ного конвейера, которые за тем по требованию покупате лей на специальном участке доводятся до нужной КОНДИ ЦИИ. Продукция производствен ного объединения во всевоз растающем количестве посту пает в страны социалистичес кого содружества, а также в развивающиеся страны. По ставка липецких пропашных тракторов в республику Ку ба, к примеру, началась пять лет назад. Сейчас в этой стране уже эксплуатируется более двух тысяч наших Т-40. Там постоянно находят ся специалисты — предста вители производственного объединения, которые оказы вают необходимую техничес кую помощь кубинским ме ханизаторам. В Болгарию ежегодно экспортируется более ста тракторов. Поскольку эта страна с горным рельефом местности, туда в основном отправляются пропашные тракторы марки Т-40АНМ: им не страшны крутые скло ны. Болгарские специалисты хорошо отзываются о наших машинах, которые, работая в садах, огородах и на вино градниках, удобно агрегати- руются с распылителями, по садочными машинами... На заводе уделяют боль шое внимание повышению качества, надежности и дол говечности экспортной про дукции. Примером может слу жить внедрение семискорост ной коробки перемены пере дач, регулятора глубины па хоты, ленточно-дисковых тормозов, автономного тор моза и других технических новшеств. ю . к о ч к и н . д л я ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ На заводе сооружен но вый испытательный бокс лабо ратории двигателей отдела главного конструктора, осна щенный новейшей аппарату рой чехословацкого произ водства. Наблюдения за испы тываемыми объектами — выбо рочными тракторами и отдель ными двигателями — ведутся из шумоизолированной кабины оператора с пультом управле ния. ЦИФРЫ И Ф А К Т Ы 4 | За сорок лет, с 1944 по 1984 годы, на ЛТЗ было раз работано свыше пятидесяти мо делей тракторов и их модифи каций, из них были поставлены на производство гусеничных— 6, самоходных шасси — 2 и колесных тракторов — 9. 41 Если первые липецкие гу сеничные тракторы имели мас су около четырех тонн, то се годняшний колесный пропаш ной трактор Т-40 стал легче в среднем на 1,7 тонны. Эконо мил металла получена как за счет конструктивных измене ний самого трактора, так и его отдельных узлов и деталей, в чем большая заслуга заводских специалистов и рационализато ров. 4 1 За успехи в выполнении производственных заданий и в связи с выпуском миллионного трактора в 1981 году Президи ум Верховного1 Совета СССР наградил орденами и медалями 285 тракторостроителей. По инициативе комсомольцев и общественности завода мил лионный трактор передан в экспозицию областного крае ведческого музея. 41 В 1981 году на землях совхоза «Сошкинский» Грязин- ского района создано подсоб ное хозяйство объединения на площади 1700 гектаров. 41 Два года назад введен в эксплуатацию новый трехэтаж ный корпус санатория-профи лактория на 150 мест. Лечеб ные кабинеты профилактория оснащены новейшей медицин ской техникой. Ежегодно здесь поправляют свое здоровье бо лее двух тысяч тракторострои телей. 4 1 За выдающиеся достиже ния в труде, высокую эффек тивность производства и каче ства работы, большой личный вклад в дело совершенствова ния коллективных форм орга низации труда присвоено зва ние лауреата Государственной премии СССР зуборезчику экспериментального цеха Борг су Дмитриевичу Овсянникову, 41 В прошлом году в жилом районе тракторостроителей от крылась новая средняя школа № 62 на 1176 мест. 41 Бюро горкома КПСС н исполком городского Совета народных депутатов за боль шие заслуги перед трудящими ся города, многолетний ударный труд присвоили звание «По четный гражданин города Ли пецка» слесарю тракторосбо- рочного цеха, Герою Социали стического Труда Григорию Васильевичу Демедюку. А В 1983 году введены в эксплуатацию новые очистные сооружения с применением пе нополиуретановых фильтров. Такой метод очистки промыш ленных стоков от технических масел в нашей области приме нен впервые. ' Очищенная вода сейчас используется в оборот ной системе, масло, отжатое из фильтрующей массы, поступа ет на регенерацию. •V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz