Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Л И П Е Ц КО М У Т Р А К Т О Р У - 4 0 ЛЕТ Д О Р О Г О Й БОЛЬШИХ СВЕРШЕНИЙ В суровые годы войны по решению партии и правитель­ ства началось строительство Липецкого тракторного заво­ да. Созданное в центре Рос­ сии предприятие по выпуску мирной продукции стало сим­ волом непоколебимой уве­ ренности партии и народа в конечной победе над врагом, символом грядущего мирного труда. Сегодня, 1 июня, коллектив нашего объединения отмечает' памятную дату и знамена­ тельное событие в истории отечественного тракторост­ роения — 40-летие со дня выпуска первого липецкого трактора. Первого июня 1944 года из ворот сборочного це­ ха вышел новичок — наш «Кировец-35» с бензиновым двигателем. С этого дня на­ чался трудовой отсчет тыся­ чам машин с маркой «ЛТЗ», внесших заметный вклад в механизацию сельскохо­ зяйственного производства страны и обеспечивших за­ служенную славу советской техники за рубежом. Шли годы, совершенство­ валась техника. В 1947 году коллектив завода уже присту­ пил к выпуску дизельного трактора «КД-35» с двигате­ лем собственного производст­ ва. Учитывая потребности сельского хозяйства, завод­ ские специалисты затем- раз­ работали конструкцию про­ пашного трактора «КДП-Зо». Эта основная модель, поль­ зовавшаяся большой попу­ лярностью у сельских меха­ низаторов, сходила с главно­ го конвейера до 1973 года под маркой Т-38М. Параллельно с выпуском гусеничных машин завод ра­ ботал над созданием универ­ сально-пропашных колесных тракторов Т-40 с двигателем воздушного охлаждения, вы­ пуск которых начался в 1962 году. В ходе их модерниза­ ции были разработаны и ос­ воены в 1973 году конструк­ ции 50-сильных колесных тракторов Т-40М и Т-40АМ— с передним ведущим мостом. Наши пропашные тракто­ ры заслужили признание и широкую популярность во всех союзных республиках, они экспортируются в десят­ ки зарубежных стран. На международных выставках липецкие тракторы удостое­ ны трех золотых медалей и Диплома ВДНХ 1 степени. История нашего, сравни­ тельно молодого, завода — увлекательная повесть трудо­ вого энтузиазма, творческого горения коллектива, внесше­ го немалый вклад в разви­ тие отечественного тракторо. строения и имеющего свои славные традиции. Мы впра­ ве гордиться тем, что первый гусеничный трактор с дизель­ ным двигателем средней мощ­ ности КДП-35 был создан на­ шими конструкторами. За 40 лет на предприятии выросли замечательные кад­ ры рабочих, инженерно-тех­ нических работников и слу­ жащих. За многолетний и са­ моотверженный труд более трех тысяч тракторострои­ телей награждены орденами и медалями, отмечены почет­ ными званиями и почетными грамотами Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР. Сле­ сарю - инструментальщику А. П. Боброву и слесарю трак­ торосборочного цеха Г. В. Демедюку присвоено звание Героя Социалистического Тру­ да. Зубофрезеровгцик экспе­ риментального цеха Б. Д. Овсянников и начальник кор­ пуса МС-4 Б. П. Семенов удо­ стоены звания лауреатов Го­ сударственной премии СССР. Сегодня Липецкий трактор­ ный завод является одцим из крупнейших машинострои­ тельных предприятий страны. В цехах освоены все переде­ лы производства, действуют 158 автоматических и поточ­ но-механизированных линий, более 1400 станков-автоматов и полуавтоматов, а также специальных и агрегатных. За последние годы созданы такие производственные объ­ екты, как комплекс автомати­ зированной системы управле­ ния производством, участки станков с числовым про­ граммным управлением, меха- низированйое складское хо­ зяйство. Большая работа проведена в цехах по внедрению бригад­ ной формы организации и оплаты труда, что позволило вскрыть дополнительные ре­ зервы, повысить эффектив­ ность производства. Трудовые успехи коллек­ тива нашего завода отмечены высокими наградами. На зна­ мени тракторостроителей — орден Ленина и орден Геор­ гия Димитрова, которым кол­ лектив завода награжден за постоянную интернациональ­ ную помощь машиностроите­ лям братской Болгарии. Решения XXVI съезда КПСС, грандиозная програм­ ма коммунистического строи­ тельства раскрыли перед за­ водом новые большие пер­ спективы. Настало время ре­ конструкции завода и пере­ хода на выпуск энергонасы­ щенных 150-сильных уни­ версально - пропашных трак­ торов. Для решения этих сложных и ответственных за­ дач на базе завода в марте 1981 года создано производ­ ственное объединение «Ли­ пецкий тракторный завод имени XXIII съезда КПСС». Конкретным вкладом в об­ щую борьбу советского на­ рода за выполнение решений XXVI съезда КПСС явилось изготовление на главном кон­ вейере 22 мая 1981 года мил­ лионного пропашного трак­ тора. Выпуск юбилейного трактора стал настоящим праздником труда. В начале текущего года по инициативе коллектива прес­ сового цеха развернулось со­ ревнование за достойную встречу 40-летия со дня вы­ пуска первого липецкого трак­ тора. Высокие обязательства принял и весь коллектив и успешно их выполняет. С на­ чала года дополнительно к плану реализовано продукции на 587 тысяч рублей, в том числе на 262 тысячи рублей запасных частей к трйкторам. Производительность труда сверх плана возросла на 1,9 процента, а себестоимость продукции, дополнительно к заданию снижена на 0,64 процента. Сегодня у нас праздник. В этот день с главного кон­ вейера сойдет 150-тысячный пропашной трактор в счет второго липецкого миллиона. Отмечая эту знаменательную дату в жизни многотысячно­ го коллектива, мы в то же время должны сосредоточить свое внимание на решении та­ кой важнейшей государст­ венной задачи, как реконст­ рукция завода и организация производства 150-сильного трактора. Эта задача вытекает из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повы­ шению техническбго уровня и качества машин и оборудова­ ния для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983—1990 годах». В этом документе подчерк­ нуто, что многие машины и оборудование, поставляемые сельскому хозяйству, по на­ дежности и сроку службы, производительности, материа­ лоемкости, энергопотребле­ нию и качеству изготовле­ ния пока не отвечают совре­ менным требованиям. Вопрос повышения технического уровня, и качества машин, и оборудования для сельского хозяйства в порядке контроля рассматривался на заседании Политбюро ЦК КПСС. В по­ становлении, принятом По­ литбюро ЦК КПСС, опреде­ лены практические меро­ приятия по усилению работы центральных и местных орга­ нов, связанной с развитием сельскохозяйственного маши­ ностроения, увеличением про­ изводства и поставок техники в 1984—1990 годах. Центральный Комитет и Советское правительство при­ дают ускоренному развитию сельскохозяйственного ма­ шиностроения особое значе­ ние, так как в центр народ­ нохозяйственных планов по­ ставлено выполнение круп­ ных социально-экономичес­ ких программ и, в первую очередь, Продовольственной программы страны, на что было вновь обращено внима­ ние на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. Задачи, которые нам надо решать сегодня и завтра, чет­ ко определены. Прежде'всего нам надо работать над тем, чтобы к 1990 году создать мощности на выпуск 30 ты­ сяч энергонасыщенных трак­ торов в год. Принято реше­ ние о постановке на произ­ водство универсально-про­ пашного трактора МТЗ-142. К 1988 году коллективу нашего завода предстоит соз­ дать мощности на выпуск 10 тысяч 150-сильных тракто­ ров, а к 1989 году — еще 20 тысяч штук. Всю эту боль­ шую работу надо будет вести без остановки производства ’серийной машины. В 1990 году мы должны полностью прекратить про­ изводство тракторов Т-40, сохранив выпуск запасных ча­ стей к ним. В то же время производство 150-сильных ' тракторов МТЗ-142 должно возрасти до 30 тысяч штук в ГОД. Реконструкция и произ­ водство мощных энергонасы­ щенных тракторов налагает огромную ответственность на технические службы. Они должны проявить максимум инициативы, творчества, на­ стойчивости в решении всех вопросов, от которых зави­ сит перспектива развития предприятия. Серьезной перестройки требует работа отдела глав­ ного конструктора. Специали­ сты отдела должны работать в творческом содружестве с коллегами Минского головно­ го конструкторского бюро с тем, чтобы довести конст­ рукцию трактора МТЗ-142, сделать эту машину более на­ дежной, долговечной. Работая над перспективным трактором, мы ни на минуту не должны ослаблять внима­ ния и к серийному трактору Т-40М, который будем выпус­ кать всю следующую пяти летку. По-прежнему надо проявлять заботу о повыше нии его качества, надежности и долговечности. Особый упор сделаем на увеличение вы­ пуска тракторов с передним ведущим мостом, пользую­ щихся наибольшим спросом у сельских механизаторов. Мы уверены, что многоты 'сячный орденоносный кол­ лектив тракторостроителей, показавший за свою историю немало примеров трудовой доблести, успешно справится ,с большими задачами, выте кающими из решений XXVI съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК партии. Н. ЗА ГОРСКИИ, генеральный директор производственного объединения «Липецкий тракторный завод имени XXIII съ езд а КПСС». Н А УЧАСТКЕ произ. водства баков прессо­ вого цеха киноопера­ торы снимали фильм, судя по объекту их внимания, для какого-то специального жур­ нала. Свет юпитеров был на­ правлен на стенд бесшовной сварки. Стенд как стенд, но вот старший мастер Алексей Васильевич Кудаев нажал на одну из кнопок, и... стало яс­ ным, что привлекло сюда ки­ нооператоров. Штампованная заготовка бака сама по себе двинулась по оси, рассчитан- но подставляя кромку отгиба под сварку; дисковый элект­ род «прокатился» по ее пе­ риметру — и вся операция. После съемок, сразу ощу­ тив раскованность, Алексей Васильевич объяснил; — Долго мы бились над внедрением бесшовной свар­ ки по копиру, но зато вот... — и, явно любуясь издели­ ем, предложил оценить каче­ ство работы, проверить на герметичность сваренные на стенде баки. — Теперь дело пойдет лег­ че, — добавил руководитель участка, имея в виду свои ПО ДОЛГУ ПАМЯТИ ка, который несет к сбороч­ ному конвейеру листы ме­ талла, чтобы там, на месте, «снять мерку» с будущего трактора. После разметки ка­ пота, боковин, других эле­ ментов облицовки он в своем прессовом цехе, где и прес- сов-то в сущности не было, уберется за зубило. Первые 'тракторы «одевали» от нача­ ла до конца вручную, подол­ гу подгоняли части облицов­ ки. Сейчас разве что ветера­ ны вспомнят иногда об этом: совсем иной стала работа. И есть в этом немалая заслуга А. В. Кудаева — отличного организатора производства, творчески мыслящего спе­ циалиста. Вся жизнь его, можно сказать, связана с этим участком. Став мастером в неполных восемнадцать лет, планы по внедрению еще не- -он взвалил на себя ношу, ко- скольких таких стендов для сварки тракторных гидро- и бензобаков. «Прописка» их здесь будет очередным ша­ гом к максимальной механи­ зации сварочных и других работ, к снижению трудоем­ кости, повышению качества продукции и культуры произ­ водства. Впрочем, это было заботой Кудаева и десять, и двадцать, и больше лет. То- перь, когда коллектив участ­ ка полностью, да еще с заде­ лом, обеспечивает главный тракторосборочный конвейер своей продукцией — баками, аккумуляторными и инстру­ ментальными ящиками, — особенно, кажется, впечатля­ ет рассказ Алексея Василье­ вича о начале его трудового пути, которое пришлось на далекие военные годы. — Пришел я на завод из школы ФЗО задолго до сбор­ ки первого трактора. Сейчас, вы видите, внедряем техно­ логию, исключающую ручной труд. А в то время основны­ ми инструментами были мо­ лоток да зубило. Представь­ те только, как мы собирали первую машину... Слушан» его и вижу парень- торую честно, в традициях поколения военных лет, не­ сет до сегодняшнего дня. Тог­ да под его начало поставили пятьдесят рабочих (сейчас на участке намного меньше), предложили: командуй... Ко­ мандовал и отвечал — за всех и за все, мало-помалу набираясь опыта. Трудно бы­ ло? — Нелегко, — отвечает Алексей Васильевич. По­ том стали подходить демоби­ лизованные по ранению, на­ чали поступать прессы. Тут- то мы воспрянули духом! Первый трактор, собран­ ный в Липецке, стал фактом его биографии, одним из са­ мых .ярких и дорогих воспо­ минаний молодости. Это лег­ ко понять: в те годы с его выпуском становилась более реальной надежда на мирную жизнь (трактор — не танк!), более осуществимой мечта о хлебе, о достатке. А что все это значило для людей в ту пору, — об этом знает каж­ дый. Вот почему в начале ны­ нешнего года — года сорока­ летия со дня выпуска перво­ го трактора — Алексей Ва­ сильевич решил предложить коллективу отметить эту да­ ту. Это был долг перед па­ мятью, объясняет он, перед трудовым подвигом первых тракторостроителей. Старший мастер знал, что предлагает нелегкую задачу: все рабо­ чие участка трудятся по рас­ четным нормам, и повышение выработки давно опирается только на индивидуальное мастерство сварщиков, слеса­ рей, сборщиков, па их уме­ ние уплотнять время. Он раз за разом «проигрывал» в уме всевозможные варианты, ситуации, которые так или иначе могли повлиять на ре­ шение коллектива, ведь к этому времени уже приняли обязательства по сверхплано­ вому повышению производи­ тельности .труда и снижению себестоимости продукции. Все, вроде бы, говорило за то, что участок в силах от­ метить дату новыми успеха­ ми. Последний из новичков освоил все виды работы и может в случае непредвиден­ ной ситуации занять любое место. Это, кстати, принцип старшего мастера: вновь по­ ступивший здесь не имеет постоянной «прописки» до тех пор, пока не научится всему, что делают на участ­ ке. Полная взаимозаменяе­ мость — большой резерв. По­ том — мастерство... Все учел старший мастер, прежде чем предложил кол­ лективу пересмотреть обяза­ тельства. Молодые скоры на реше­ ния — они отозвались сразу. Ветераны, такие как Виктор Васильевич Стрельников, Бо­ рис Устинович Наливкин, Алексей Дмитриевич Сарафа­ нов, Иван Владимирович Лит­ винов и другие, более реаль­ но оценивающие положение, поставили условия, которые бы обеспечили выполнение обязательств, принимаемых в честь сорокалетия выпуска первого трактора. Они были озабочены тем, чтобы как можно скорее внедрить бес­ шовную сварку по копиру, перенести на другое место склад и получить производст­ венный «простор», принять меры для повышения качест­ ва работ... Эта взвешенность суждений рабочих, ответст­ венность не могли не порадо­ вать А. В. Кудаева. Он знал свой коллектив и знал, что обязательства будут выполне­ ны. Отлично трудились рабо­ чие участка производства ба­ ков все эти месяцы, с посто­ янным опережением потреб­ ностей тракторосбороч­ ного конвейера. Причем, всю продукцию выпускали с гарантией качества. 20 мая, день в день по обязательст­ вам, коллектив А. В.,Кудае­ ва завершил задание пяти месяцев по выпуску товарной продукции, изготовив допол­ нительно узлов и деталей на сумму три тысячи рублей. Успешно справился он и с другими пунктами обяза­ тельств: за неделю до срока произвел комплекты для 15 сверхплановых тракторов(на мечалось — для 120); выпол­ нил программу по про­ изводству запасных час­ тей и изделий по ко­ операции. Долг перед па­ мятью, долг перед трудовым подвигом первых тракторост­ роителей был выполнен. Не переоценить вклад в этот успех и Почетного трак­ торостроителя, кавалера ор­ дена Трудового Красного Знамени, лучшего мастера от­ расли Алексея Васильевича Кудаева. Инициатива коллек­ тива участка нашла поддерж­ ку не только в прессовом цехе, но и во всех подразде­ лениях производственного объединения «Липецкий тракторный завод». Трудовой подъем, который вызвало со­ ревнование по достойной, встрече 40-летия выпуска первого липецкого трактора, например, у прессовщиков, реализовался в высокой пр' изводительности труда - она достигла 6,1 процента против намеченных 1,5 про­ цента; в сверхплановом сни­ жении себестоимости продук­ ции на 0,9 процента; в допол­ нительном выпуске запасных частей на сумму около 60 тысяч рублей. К. КОРОВИН. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕВЫПОЛНЕНЫ Изготовить Оверх плана к 40-летию выпуска первого ли­ пецкого пропашного трактора запасных частей на 2 тысячи рублей — такое обязательство принял коллектив второго уча­ стка третьего тракторного це­ ха, которым руководит стар­ ший мастер А. М. Панов. И он выполнил намеченное рань­ ше срока. Передовой коллектив отправил труженикам села сверхплановых запчастей поч­ ти на 3 тысячи рублей. Многие станочники участка владеют смежными специаль­ ностями, одиннадцать из них выдают продукцию в счет третьего квартала четвертого года пятилетки. Это рабочие высокой квалификации, настоя­ щие мастера своего дела. На участке многое делается для улучшения качества изде­ лий. Одиннадцать передовиков производства работают с лич­ ным клеймом. Они сдают про­ дукцию, минуя отдел техничес­ кого контроля. Большим дости­ жением коллектива является и то, что на участке нет отстаю­ щих. Первенство в соревновании на участке держат станочницы М. Р. Окладникова, В. М. Нек­ людова, В. П. Ермолова, М. А. Щербакова, К. С. Шкатова и ряд других. ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ НОВАТОРОВ Активно ведут поиск резер­ вов производства новаторы кузнечного цеха. Соревнуясь за достойную встречу 40 -летия выпуска первого трактора, с начала года они внедрили бо­ лее 30 рациона,шзаторских предложений с экономическим эффектом 29 тысяч рублей. Рационализаторы А. В. Дианов и А. И. Белозеров изменили технологию штамповки поко­ вок Использование новшества сокращает расходование штам- новой стали и пара. Всего же благодаря внедрению рациона­ лизаторского предложения бу­ дет ежегодно экономиться око­ ло 8 тысяч рублей. Всегда в творческом поиске н старший мастер прессового пролета В. А. Кириллов. Он также усовершенствовал тех­ нологию штамповки поковок, что позволило сберечь более одной тонны проката. Хорошо известно в кузнеч­ ном цехе имя слесаря штампо- во-инструментального хозяй­ ства В. А. Воронова. Это ре­ монтник высокой квалифика­ ции, обладающий большим опы­ том и глубокими знаниями. Не ограничиваясь выполнением своих основных обязанностей, Василий Александрович прини­ мает постоянное участие в тех­ ническом творчестве. Послед­ нее рацпредложение В. А. Воронова направлено на изме­ нение конструкции высадочно­ го штампа. В результате улуч­ шилось качество поковок, уве­ личился их выпуск. ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вь Коллектив цветнолитейного цеха ЛГЗ к годовщине выпуска первого липецкого пропашного трактора задание пяти месяцев по выпуску товарной продук­ ции выполнил на 104.8 процен­ та Производительность труда возросла на 1,7 процента, се­ бестоимость продукции сниже­ на на 2,2 процента, средняя вы­ работка одного работающего составила 106.1 процента. Замечательно работает в це­ хе бригада модельщиц возглав­ ляемая Т. С. Митиной. По 1’ию с соответствующим ...- ППП 1 ЛОГО года про­ изводительность труда в брига­ де возросла на 13 процентов, а дополнительно к заданию про­ изведено продукции на 3,6 ты­ сячи рублей. В передовом кол­ лективе широко развиты взаи­ мопомощь и взаимозаменяе­ мость, нет отстающих и нару­ шителей трудовой дисциплины. Спорится дело и у смены, которой руководит мастер А. А. Ильин. Ей по плечу са­ мые сложные задачи. В. ЮДИН, редактор радиовещания ЛТЗ. У СОЗДАТЕЛЕЙ М А Ш И Н Ровными рядами выстроились на сдаточной площадке ЛТЗ только что сошедшие с конвейера блестящие свежей краской машины. Отсюда одна за другой отправляются партии ли­ пецких тракторов в разные концы страны. Сельские механи­ заторы по достоинству оценили эту надежную, неприхотли­ вую технику. Свидетельство тому — множество писем со словами благодарности, что приходят на завод. Один миллион 150 тысяч — такое количество машин от­ правил завод на село за годы своего существования. Но за­ вод — это не только станки, механизмы, плавильные печи. Это прежде всего люди, их умелые руки и неравнодушные сердца. Отлично трудится в сталеплавильном цехе заливщик А. А. Усов (на снимке). Работа у него горячая в прямом смыс­ ле — Анатолий Антонович имеет дело с расплавленным метал­ лом. Пройдя ряд операций, этот металл превратится в детали и узлы машин. А как долго служить этим деталям, зависит и от А. А. Усова — ведь именно его работа во многом опреде­ ляет качество стали. На важном участке работает бригада слесарей-сборщиков, которой руководит А. А. Свечин. Недаром главный конвейер сборки тракторов называют сердцем завода. И чтобы оно сту­ чало ровно, без перебоев, нужны умелые руки сборщиков. Та­ ких, как И. В. Барбашин, В. Т. Мязин, А. А. Свечин, сменный мастер Ю. Д. Невейкин, которых вы видите на верхнем сним­ ке. Фото А. Козина. НАША М АРКА— ЗА РУБЕЖОМ Уже минуло двадцать лет, как начались экспортные по­ ставки липецких пропашных тракторов в зарубежные стра­ ны — за эти годы их прода­ но уже почти 29 тысяч штук. Основными потребителями яв­ ляются Франция, Канада, Финляндия, Швеция, Италия, США и многие другие. Бла­ годаря достигнутой надежно­ сти. высокой универсально­ сти. простоте обслуживания и постоянному совершенствова­ нию конструкции наши трак­ торы известны в более чем пятидесяти странах мира. Для отправки на экспорт используются обычные' серий­ ные машины, снятые с глав­ ного конвейера, которые за­ тем по требованию покупате­ лей на специальном участке доводятся до нужной КОНДИ­ ЦИИ. Продукция производствен­ ного объединения во всевоз­ растающем количестве посту­ пает в страны социалистичес­ кого содружества, а также в развивающиеся страны. По­ ставка липецких пропашных тракторов в республику Ку­ ба, к примеру, началась пять лет назад. Сейчас в этой стране уже эксплуатируется более двух тысяч наших Т-40. Там постоянно находят­ ся специалисты — предста­ вители производственного объединения, которые оказы­ вают необходимую техничес­ кую помощь кубинским ме­ ханизаторам. В Болгарию ежегодно экспортируется более ста тракторов. Поскольку эта страна с горным рельефом местности, туда в основном отправляются пропашные тракторы марки Т-40АНМ: им не страшны крутые скло­ ны. Болгарские специалисты хорошо отзываются о наших машинах, которые, работая в садах, огородах и на вино­ градниках, удобно агрегати- руются с распылителями, по­ садочными машинами... На заводе уделяют боль­ шое внимание повышению качества, надежности и дол­ говечности экспортной про­ дукции. Примером может слу­ жить внедрение семискорост­ ной коробки перемены пере­ дач, регулятора глубины па­ хоты, ленточно-дисковых тормозов, автономного тор­ моза и других технических новшеств. ю . к о ч к и н . д л я ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ На заводе сооружен но­ вый испытательный бокс лабо­ ратории двигателей отдела главного конструктора, осна­ щенный новейшей аппарату­ рой чехословацкого произ­ водства. Наблюдения за испы­ тываемыми объектами — выбо­ рочными тракторами и отдель­ ными двигателями — ведутся из шумоизолированной кабины оператора с пультом управле­ ния. ЦИФРЫ И Ф А К Т Ы 4 | За сорок лет, с 1944 по 1984 годы, на ЛТЗ было раз­ работано свыше пятидесяти мо­ делей тракторов и их модифи­ каций, из них были поставлены на производство гусеничных— 6, самоходных шасси — 2 и колесных тракторов — 9. 41 Если первые липецкие гу­ сеничные тракторы имели мас­ су около четырех тонн, то се­ годняшний колесный пропаш­ ной трактор Т-40 стал легче в среднем на 1,7 тонны. Эконо­ мил металла получена как за счет конструктивных измене­ ний самого трактора, так и его отдельных узлов и деталей, в чем большая заслуга заводских специалистов и рационализато­ ров. 4 1 За успехи в выполнении производственных заданий и в связи с выпуском миллионного трактора в 1981 году Президи­ ум Верховного1 Совета СССР наградил орденами и медалями 285 тракторостроителей. По инициативе комсомольцев и общественности завода мил­ лионный трактор передан в экспозицию областного крае­ ведческого музея. 41 В 1981 году на землях совхоза «Сошкинский» Грязин- ского района создано подсоб­ ное хозяйство объединения на площади 1700 гектаров. 41 Два года назад введен в эксплуатацию новый трехэтаж­ ный корпус санатория-профи­ лактория на 150 мест. Лечеб­ ные кабинеты профилактория оснащены новейшей медицин­ ской техникой. Ежегодно здесь поправляют свое здоровье бо­ лее двух тысяч тракторострои­ телей. 4 1 За выдающиеся достиже­ ния в труде, высокую эффек­ тивность производства и каче­ ства работы, большой личный вклад в дело совершенствова­ ния коллективных форм орга­ низации труда присвоено зва­ ние лауреата Государственной премии СССР зуборезчику экспериментального цеха Борг су Дмитриевичу Овсянникову, 41 В прошлом году в жилом районе тракторостроителей от­ крылась новая средняя школа № 62 на 1176 мест. 41 Бюро горкома КПСС н исполком городского Совета народных депутатов за боль­ шие заслуги перед трудящими­ ся города, многолетний ударный труд присвоили звание «По­ четный гражданин города Ли­ пецка» слесарю тракторосбо- рочного цеха, Герою Социали­ стического Труда Григорию Васильевичу Демедюку. А В 1983 году введены в эксплуатацию новые очистные сооружения с применением пе­ нополиуретановых фильтров. Такой метод очистки промыш­ ленных стоков от технических масел в нашей области приме­ нен впервые. ' Очищенная вода сейчас используется в оборот­ ной системе, масло, отжатое из фильтрующей массы, поступа­ ет на регенерацию. •V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz