Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

29 м ая 1984 г., № 116 (16 913) Л Е НИНС К О Е ЗНАМЯ К И ТО Г А М ТЕ АТРАЛ ЬНО ГО СЕЗО Н А О Т Е П Л Я Я СВЯЗИ СО ЗРИТЕЛЕМ В об л астном драматичес- ском театре имени Л. Н. Толстого недавно состоялась творческая встреча главного режиссера, заел, деятеля ис­ кусств РСФСР В. М. Пахо­ мова, коллектива артистов, занятых в спектакле по пье­ се А. П,. Чехова «Дядя Ва­ ня»/ с- педагогами, ведущими театральные факультативы в школах, старшеклассниками, участййНами самодеятельных драматических кружков и студий; -журналистами об­ ластных и многотиражных газет-.- Разговор шел и об общих- итогах минувшего те- атраЛЬйбго сезона, и о не­ давней поездке творческого коллектива в город Чехов и- музей-усадьбу А. П. Че- хова-Мелихово, где был по­ казан спектакль «Дядя Ва­ ня». В пфошедшем сезоне театр продолжал работу по теат­ ральному воспитанию воспи­ тателей и расширению сети факультативов «Основы те­ атральной культуры» в шко­ лах,. ПТУ, техникумах горо­ да и области. Для педагогов, ведущих факультативы и уро­ ки «Искусство быть зрите­ лем», проведено 16 занятий. Это — встречи с режиссера­ ми, театроведами, . сотрудни­ ками НИИ художественного воспитания АПН СССР, се­ минары по теме «Возможно­ сти и условия повышения те­ атральной культуры школьни­ ков». При участии педагогичес­ кой части театра и молодых актеров прошли литератур­ ные праздники «Россия, Ро­ дина моя», областной литера­ турный праздник. Состоялось два шефских спектакля для воспитанников детских домов и школ-интернатов области. Широко, при активном уча­ стии школьных самодеятель­ ных коллективов, прошла IV Всесоюзная неделя «Театр —детям и юношеству». На празднике театра побывало более двух тысяч сельских школьников. В дни зимних каникул успешно прошел пер­ вый фестиваль детских спек­ таклей на селе. Минувший сезон был ха­ рактерен дальнейшим укреп­ лением шефских связей те­ атра с тружениками села. В рамках Всероссийского фестиваля «Театр — селу» коллектив показал на сель­ ской сцене такие спектакли, как «Печка на колесе», «Страсти по Варваре», «Блажь» и другие. Созданы и работают филиалы театра в г. Ельце и в Лев-Толстовскбм районном Доме культуры. В эти дни областной драмтеатр гастролирует в шести райо­ нах области. Давняя дружба связывает- театр с многотысячным кол­ лективом ордена Ленина Но­ волипецкого металлургичес­ кого комбината имени Ю. В. Андропова. Вся совместная работа в минувшем сезоне проходила под знаком под­ готовки к юбилею предприя­ тия — 50 летию НЛМК. В цехах состоялся ряд встреч с артистами, шефские концер­ ты, а также творческие отче­ ты молодых актеров в рабо­ чих общежитиях. По традиции новолипчане утверждают призы комбината за лучшие актерские работы в театральном сезоне. Реше­ нием Совета содружества НЛМК и театра этой высо­ кой оценки были удостоены актрисы О. Овчинникова за исполнение ролей Нины За­ речной в «Чайке» А. П. Че­ хова и Ольги 1? спектакле «Блажь» А. Островского, Н. Невежина и артист Н. Че- быкин — за исполнение ро­ лей в спектаклях по пьесам А. Хмелика «А все-таки она вертится»... и «Жил-был ти­ муровец Лаптев». Режиссеры, артисты оказы­ вают помощь цеховым само­ деятельным коллективам. На­ родным молодежным театром Дворца культуры и техники НЛМК руководит молодой режиссер Липецкого драмте- атра А. Холмогоров. Актеры — члены жюри конкурсов агитбригад, драматических коллективов предприятия, проходящих в рамках Всесо­ юзного смотра художествен­ ной самодеятельности, по­ священного 40-летню Побе­ ды. Театр стремится к расши­ рению форм творческого об­ щения с людьми труда. По­ стоянно действующий фили­ ал коллектива создан во Дворце культуры ЛТЗ. В те­ чение сезона проведены цик­ лы творческих встреч с ра­ бочими трубного завода, в молодежных общежитиях Главлипецкстроя. Премьеры сезона—спектак­ ли «Печка на колесе», «Ши­ шок», «Дядя Ваня», «Шко­ ла жен». Недавно коллектив показал спектакль «Дядя Ва­ ня» А. П. Чехова в городе Чехов и музее-усадьбе Ме­ лихово. Об этой поездке рас­ сказывает главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР В. М. Па­ хомов: — Какова предыстория нашей новой • поездки в Мелихово? В 1982 го­ ду мы гастролировали в Подмосковье, в ме­ стах, связанных с жизнью А. П. Чехова. Тогда и со­ стоялся наш спектакль «Чай­ ка» в Мелихово, в том доме, где писалась «Чайка». Не­ давно мы вновь побывали в г. Чехове и Мелихово. На этот раз — со спектаклем «Дядя Ваня». , На спектакль в чеховский музей-усадьбу приехало мно­ го людей и преклонного, и юного возраста. Были теат­ роведы, журналисты цент­ ральных газет, телевидения и радио, местные жители. Конечно, все мы волнова­ лись. Огромная разница — играть ли в сценических ус­ ловиях или на живой приро­ де. Ведь на ее фоне любая театральная фальш, любой сценический штамп особенно заметны. Спектакль прошел успешно. Под заголовком «Че­ ховская весна» об этом на­ писала недавно центральная газета. «Неделя». Спектакль записан на Всесоюзном ра­ дио с комментарием наших почетных гостей, зрителей... Сейчас наш коллектив ве­ дет переговоры с Всесоюз­ ным театральным обществом, Министерством культуры РСФСР, чтобы «Мелихов­ ская весна» стала традици­ онной. Мы надеемся, что по­ каз чеховских спектаклей на святой для каждого русского человека чеховской земле с участием нашего и других те­ атров Российской Федерации станет общим праздником. Наш коллектив продолжит работу над чеховскими спек­ таклями. Сейчас молодой ре­ жиссер Е. Курицина репети­ рует пьесу «Пять пудов люб­ ви» по произведениям А. П. Чехова «Предложение» и «Медведь». В планах театра постановка «Трех сестер» А. П. Чехова. К новому театральному се­ зону все мы готовимся уже сейчас. Идут репетиции по пьесе М. Горького «Послед­ ние», готовятся к постановке спектакли «Как закалялась сталь» Н. Островского «И дольше века длится день» Ч. Айтматова. На июньских гастролях в г. Иваново со­ стоится премьера спектакля по пьесе А. Червинского «Виктория» ^«Счастье мое») — режиссер Б. Цейтлин. Л. ИВАНОВА. Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И В ГРАЧЕВКЕ, СТО Л ЕТ Н А З А Д В газете «Ленинское зна­ мя'»' доцент А. Ф. Мартынов писал О том, что Ольга Сок­ ратовна Чернышевская, жена и друг великого революцио- нера-демократа , дважды ле­ чилась на Липецком ку­ рорте — в 1887 и 1888 го­ дах. Но, как выяснилось, Ольга Сократовна в нашем крае была и ранее. В 1882 году, когда Черны­ шевский еще находился в Вилюйске, она познакомилась -в Москве с семьей Палуевых. Узнав, что младший сын Чер­ нышевских — Михаил Нико- лаев.ич .мог бы стать репети­ тором; ^Лидия Александровна Палуева пригласила Ольгу Сократовну с сыном на лето в свою тамбовскую Грачевку. Михаил Николаевич согла­ сился подготовить младшую дочь Палуевых Таисью для поступления в пансион при Московской женской гимна­ зии и вместе с матерью при­ ехал .в село Грачевку ныне Липецкой области. Вскоре сюда прибыл и старший, сын Александр. Он бьщ.одзренным математиком, успешно окончил Петербург­ ский университет. Петр Ива­ нович Боков, бывший член тайного общества «Земля и воля», ученый, сподвижник Боткина, у которого после ареста/Циколая Гавриловича некоторое, время жил и вос­ питывался Александр Нико­ лаевич Чернышевский, при­ числял его «к редким людям нынешйето века». Среди тех, у кого он обучался, — це­ лое созвездие имен отечест­ венной - науки: Менделеев, Чебышев, Коркин, Срезневс­ кий,: ./ 'Бестужев-Рюмин, Се­ ченов, Бутлеров, Сомов. Все они высоко отзывались о его математических способно­ стях. Диплом с отличием он получил в 1877 году, но ученая .степень кандидата ма­ тематических наук Александ­ ру Николаевичу Чернышевс­ кому была присвоена еще до окончания университета. С ним и его матерью Ольгой Сократовной поддерживала близкое знакомство Софья Васильевна Ковалевская, от- \ мечавщая незаурядные спо­ собности Юноши к математи­ ке. Увлекался Александр Чер­ нышевский и поэзией. Иван Сергеевич Тургенев, встре­ чавшийся с ним, писал сво­ им друзьям, что Александр «пишет-стихи недурные...». Он печатает их в сборниках, создает пьесы. Однако вырасти в большого ученопгйли литератора Алек­ сандру;-/Николаевичу Черны­ шевскому мешало имя отца — «опасного государствен­ ного' преступника». Преграды официальных властей он испытывал на каждом шагу, и у/негсгпоявляется мрачное 'настроение, о чем пишет Тур­ генев....... Сильная любовь к отцу .толкает, . его, двадцатитрех- летнего ученого, уехать доб­ ровольцем в действующую армию рядовым, имея тайное намерение ценой пролития крови вернуть отца из Сиби­ ри. В .пылком воображении рисовалась картина: он, тя­ жело раненный, лежит в ^госпитале: к нему подходит влиятельная особа и обещает за боевые заслуги исполнить .просьбу,„о помиловании отца. И хо’}'л, Чернышевский был в боях;на передовой линии, раз­ деляя тяготы войны вместе с закаленными солдатами, желанного ранения он не по- лучад. д попал в антисани­ тарный барак с тропической малярией, провалялся в нем два месяца, и если бы сре­ ди умирающих его не встре­ тил знаменитый Боткин, «при­ ехавший на фронт в импера­ торском поезде, трудно ска­ зать, остался волонтер бы в живых. Но и в госпиталях Москвы и Петербурга Алек­ сандр Николаевич еще долго находился на излечении... Но вернемся в нашу Гра­ чевку. Пока Михаил занимал­ ся репетиторством с Таисьей. Ольга Сократовна увидела в старшей сестре Зинаиде Ан­ тоновне Палуевой подходя­ щую партию для Саши, с ко­ торой он уже встречался в Москве. Та была красавицей, окончила пансион и консер­ ваторию/ Ольга Сократовна пишет из Грачевки :сыну: «...Вот же­ нись поскорее, да и успо­ кой мамашу свою. Мне очень хотелось бы знать, что вы говорили с Зиной между со­ бой. Я знаю только, что они обе (Таисья и Зинаида—С. П.) желали узнать от тебя взгляд на супружескую жизнь. На­ пиши непременно подробнее об этом мне. Я знаю сама, что у тебя взгляд на это Па­ пашин, т. е. что ты смотришь серьезно на это, а не так, как нынешняя молодежь, играть чувствами своей невесты и жены не станешь — женить­ ся на две недели тоже не способен, как делают теперь многие! Не сошлись, мол, характером... Ты весь в от­ ца. Стало быть (думаю, что не ошибусь), будешь таким же примерным супругом, ка­ ков был и твой отец». Александр приехал в Гра­ чевку. По вечерам из окон барского дома доносилась му­ зыка Моцарта, Шуберта, Чай­ ковского. В такие минуты в нем просыпался поэт-пропо­ ведник, вслух мечтавший о всеобщем счастье людей. Александр и Зинаида полю­ били друг друга. Но Грачев­ на стала и колыбелью их любви, и трагическим концом ее. Узнав о серьезности на­ мерений дочери связать свою судьбу с Александром Чер­ нышевским, Палуева реши­ тельно воспротивилась. Про­ изошло тяжелое объяснение двух матерей, Имевших раз­ личные взгляды на брак. Во всем блеске проявился по­ мещичий нрав Палуевой, она повелела заложить лошадей для отправки Ольги Сократов­ ны с дочерью Таисьей и ре­ петитором Михаилом Нико­ лаевичем на станцию Ус- мань. Отвергнутому жениху было объявлено, что у млад­ ших детей скарлатина и ему .также нельзя оставаться в доме... \ Позже Ольга Сократовна говорила сыну: «Конечно, не­ чего было и думать, что кто- нибудь выдаст свою дочь за бедняка Родители ищут богатых женихов». Главное же было не в этом: имя Чер­ нышевского нельзя было да­ же произносить вслух. И вдруг сватовство сына «го­ сударственного преступни­ ка»... Все это потрясло Алек­ сандра Николаевича Черны­ шевского, он серьезно забо­ лел. Передовые люди того времени заботились о нем. Выдающийся русский ученый Алексей Александрович Шах­ матов выхлопотал ему по­ жизненную пенсию от Лите­ ратурного фонда. Одинокая жизнь Александра Николае-, вича закончилась на чужби-’ не, в Италии, там он и по­ хоронен. С. ПАНЮШКИН, поэт. ПЕСНИ ДРУЖБЫ НАД ДНЕПРОМ КИЕВ, 19 мая. (Корр. ТАСС). На живописном Днепровском холме, где возвышается мону­ мент в честь воссоединения Украины с Россией, прозвуча­ ли сегодня позывные Всесоюз­ ного фестиваля искусств «Киев­ ская весна». Под символичес­ кой аркой-радугой этого па­ мятника дружбе народов зазве­ нели мелодии праздника, ко­ торый в двенадцатый раз при­ шел в столицу республики. Традиционный смотр талан­ тов, ставший плодотворной фор­ мой культурного взаимообмена,* посвящен 40-летию освобожде­ ния Украины от фашистских захватчиков. Это определило главную тему выступлений ху­ дожественных коллективов из многих братских республик страны. Более 150 концертов предстоит дать участникам «Ки­ евской весны», в афише кото­ рой названы Омский русский народный хор и украинская «Думка», академическая капел­ ла Армении и молдавский «Флуераш», узбекский «Бахор» и ленинградская труппа «Хоре­ ографические миниатюры», име­ на известных певцов и музы­ кантов из Российской Федера­ ции, Казахстана, Белоруссии, Литвы. Панораму праздника дополнят киевские театры, которые при­ гласят зрителей на лучшие спектакли сезона. Десять эстрадных премьер ■*г покажут коллективы Укрконцерта, прой­ дет смотр-конкурс вокально-ин­ струментальных ансамблей рес­ публики. «Киевская весна» станет хо­ зяйкой всех концертных залов города на Днепре, сценических площадок в парках культуры и отдыха, на ВДНХ УССР. Здесь мастера искусств встретятся с тружениками киевских пред­ приятий, хлеборобами области. Мелихово... в музее-усадьбе А. П, ' Чехова коллектив Липецкого областного драмтеатра име­ ни Л. Н. Толстого показал спектакль «Дядя Ва­ ня». На саимках: 1. Липецкие артисты возлагают цветы к памятнику А П. Чехову. 2. У чеховско­ го дома в Мелихово идет спектакль «Дядя Ва­ ня». 3. У мелиховского пруда. Фото В. Базылева. ПО П И С ЬМ А М Ч ИТ АТЕЛЕЙ Ч ЕРСТВОСТ Ь Ч Т О М О Р Е В О Р О Б Ь Ю ? Три десятилетия понадоби­ лось для того, чтобы воробьи­ ные стаи поселились в тундро­ вых и таежных селах Крайне­ го Севера, на побережье Охот­ ского моря. Еще казаки Ивана Москви- тина, впервые 345 лет назад пришедшие к студеным бере­ гам, к удивлению, не встрети­ ли здесь вездесущих крылатых спутников человеческого жи­ лья. Не росли тогда на охот­ ской земле, даже летом ско­ ванной вечной .мерзлотой, ни культурные злаки, ни овощи. Бескормица, как утверждают ученые, и не позволяла воро­ бьям поселиться в этих местах. Впервые птицы появились на побережье в селе Новая Иня. И не случайно. В местном кол­ хозе решили выращивать овес. В порту Владивостока к тепло­ ходу, в трюмы которого гру­ зилось зерно, словно к магни­ ту, потянулись воробьи. Мно­ гие из них не покинули борт судна, взявшее курс на север. В Охотске,, радушно встретили крылатых гостей. корр, ТАСС. «Хорошо, когда человек относится к делу с душой, —пишет в редакцию житель города Грязи И. Олемской. — Тогда он наверняка не только добивается успеха, но и своей работой приносит радость людям. Именно так в* коллективе столовой мест- ■ ного завода железобетонных изделий № 3. Здесь нё про­ сто рабочих обслуживают, а стараются сделать так, что­ бы у них было хорошее на­ строение. Ведь тогда и рабо­ та спорится лучше. Кулина­ ры и пищу готовят вкусную, разнообразную, и заказы разные принимают. Нужно, например, кому-нибудь от­ метить день рождения или справить свадьбу — работ­ ники столовой к услугам. Обязательно подадут свои фирменные блюда, все сде­ лают, чтобы люди были до­ вольны». Подобных писем в редак­ ционной почте много. Чита­ тели с удовлетворением со­ общают о тех, кто трудится рядом, поДает добрый при­ мер высокой ответственности перед коллективом за пору­ ченное дело. Добросовест­ ность, желание преуспеть в своей профессии нужны каж­ дому, где бы он ни работал. А в сфере обслуживания требуется еще и глубокое уважение к людям, постоян­ ная обязательность, верность своему делу. И худо, когда в службе каждого дня, как теперь называют сервис, по­ являются равнодушные, не­ внимательные,. черствые. Об этом убедительно сви­ детельствует письмо А. Б. Гулиной из села Донское Задонского района. Нетруд­ но понять чувство, которое заставило ее взяться за пе­ ро. Сдала Анна Борисовна местным бытовикам в ре­ монт пальто. Заказ выполни­ ли... через год. Вскоре вы­ шел из строя холодильник. Сделала, как полагается, за­ явку на ремонт. И снова по­ тянулись долгие дни ожида­ ния. А ведь холодильник — вещь в доме совершенно не­ обходимая. Потеряв надежду на по­ мощь бытовиков, Гулины кое-как пустили его сами. И вот через шесть месяцев пожаловали мастера. Им бы извиниться, а они стали в позу: дескать, зачем вызы­ вали. Но самое любопытное было еще впереди: «Двад­ цать третьего ноября 1983 года мы сдали в Задонский Дом быта, — продолжает автор письма, — стиральную машину, квитанция №25583. И вот до сих пор не можем получить ее обратно. Обе­ щали отвезти машину в обл- рембыттехнику. Потом пред­ ложили забрать ее неотре- монтированной. Так что же делать? Невольно напраши­ вается мысль: так ли по­ ставлена у нас в районе служба каждого дня. Мест­ ные бытовики будто нароч­ но испытывают нервы и тер­ пение заказчиков». Тут, как говорится, ком­ ментарии излишни. Приве­ денные в читательском пись­ ме факты говорят лишь об одном — безответственнос­ ти, равнодушии, наконец, просто грубейшем наруше­ нии государственной дис­ циплины. Думается, что об­ ластное управление бытового Обслуживания населения тщательно разберется и воз­ даст должное волокитчикам. А разве не о черством отношении к людям свиде­ тельствует письмо группы рабочих совхоза имени Ка­ линина Липецкого района? «У нас есть баня, — пишут они, — но ходить туда не хочется. Кругом грязь, нет даже тазиков! Между про­ чим, деньги с посетителей бе­ рут исправно, а билетов не дают». Резонно спросить, почему же руководители хозяйства, профсоюзный комитет ми­ рятся с этим, почему не за­ ботятся хотя бы об элемен­ тарных бытовых условиях рабочих? И куда смотрит в конце концов санитарная служба? К сожалению, ком­ мунальное обслуживание хромает на обе ноги не только в вышеназванном /хо­ зяйстве. Много нареканий вызывает она во многих дру­ гих колхозах и совхозах. Получается своеобразный парадокс. В небывалых масштабах строится на селе добротное жилье, объекты социально-культурного на­ значения, прокладываются новые дороги. А баня порой совсем заброшена, а то и вовсе не работает. Чаще Все­ го так происходит потому, Что, увлекаясь делами про­ изводственными, текущими кампаниями, руководители отодвигают насущные нужды людей на второй план. : Одно из слагаемых этой заботы — благоустройство населенных пунктов, созда­ ние удобств в повседневной жизни, хороших условий для отдыха. С болью пишет К. В. Серякова о захламлен­ ности села Трубетчино Доб- ровского района. В частнос­ ти, она рассказывает о парке, который когда-то радовал изобилием цветов. Особое восхищение вызывали розы и жасмин, красиво оформ­ ленные клумбы. А теперь там беспорядок. Да и улицы села не в лучшем виде. На них много мусора. Есть в Трубетчино сад. Ныне его не используют для выращивания плодов. Там строят жилые дома. Реше­ ние правильное, замечает автор письма, но нужно и здесь следить за порядком. Пока же в саду — антиса­ нитария. А ведь все эти не­ достатки нетрудно ликвиди­ ровать, если привлечь к этому самих сельчан. А за­ стрельщиками должны вы­ ступать исполком местного сельсовета, народные изб­ ранники. Читатель А. Ф. Потапов из Измалковского района пи­ сать в редакцию не стал. Он приехал сам и выложил на стол целый набор про­ дукции Грязинского пищево­ го комбината — пакеты раз­ личных супов и каш. Ими бойко торгуют в магазинах, а сроки их хранения давно прошли. Но особенно удивил концентрированный чай, то­ же купленный в торговой се­ ти. Храниться он должен со­ гласно этикетке десять ме­ сяцев. А изготовлен еще в 1981 году. Что это, недосмотр работ-, ников прилавка? Да нет, пренебрежительное отноше­ ние к покупателям, расчет на их невзыскательность. Но, как видим, номер этот не про­ ходит. И впредь все, что ка­ сается внимания и заботы о человеке, не должно оста­ ваться в стороне. Наилуч­ шее удовлетворение расту­ щих запросов людей — по­ стоянная забота нашей пар­ тии. И об этом обязаны по­ стоянно помнить каждое должностное лицо, народные депутаты, профсоюзные ко­ митеты. А. ЗАМЯТИН. К И Н О СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ ВСЕРЬЕЗ Всерьез? Разве теперь расска­ зывают сказки всерьез? В кос­ мическое веке про ковер-само­ лет — и всерьез? Да, всерьез. Да, нечасто, но Герду, чья судьба так напоми­ нает судьбу Марты... Неспроста приходят на па­ мять эти вечные книги. Режис­ сер Александр Митта и его рассказывают. Нет, не про ко-- соавторы драматурги Юлий вер-самолет, а про неболет. Его строят замурованные в башне бродячий философ Орландо и девочка Марта. Без него им бы не выбраться из заточения и Марте не найти увезенного в чужие края брата Мая. Когда, наконец, брат и сест­ ра встретятся/ неболет будет лежать в обломках, а изобре­ татель его Орландо погибнет в поединке с Чумой. И вдруг — на глазах пораженной Марты— Май начертит контур нового неболета. Точно такого же, какой придумал когда-то Ор­ ландо... Без чудес в сказках не обой­ тись. Но это чудо взято прямо из жизни. Уходят творцы, но творения их остаются Восста­ ют из пепла. Возрождаются из обломков. Возвращаются из небытия. Нить добрых мыслей и деяний человеческих натяги­ вается, звенит, но не рвется. Ес­ ли Марте в минуту отчаяния почудится, что нить все же порвалась, что верность и дер­ зания Орландо были напрасны, — это горькая ошибка. Небо­ лет Орландо построит Май. Про то и фильм, названный «Сказкой странствий». Раз странствия, значит — дорога. Она и становится его сюжетом, она манит, пугает, запутывает, испытывает, учит и, всему вопреки, ведет Мар­ ту и Орландо к цели. Также, как вела разлученных роком влюбленных из античного ро­ мана, последнего испанского рыцаря по имени Дон Кихот или храбрую андерсеновскую Дунский и Валерий Фрид за­ думали «Сказку странствий» как сказку сказок. По ней пробега­ ют отсветы «Снежной короле­ вы», «Синей птицы», «Конька- горбунка».,. Мотивы старых книг прихотливо переплетаются, из них должна возникнуть не­ кая новая целостность. Возник­ ла ли? Вот дорога сводит наших путников с человеком, мелан­ холично сообщающим: «А я — здешний Дон Кихот...» Он отправился совершать подвиги, забрел в места, где никто не сеет и не жнет, а все сыты и довольны, и решил остаться «до весны». Женился на своей Дульсинее, обзавелся детьми, отрастил животик, так что теперь ему нипочем не налезут аккуратно проветриваемые супругой рыцарские доспехи. И другую бессмертную исто­ рию вспомним мы в той же де­ ревеньке всеобщего благополу­ чия — миф о Прометее. Дюжи­ на откормленных «последова­ телей» Прометея от нечего де­ лать решила добыть огонь из недр терпеливого и доброго дракона, чьим теплом и согрет этот наземный филиал рая. Жизнерадостно ухая, плечи­ стые молодцы буравят скважи­ ну. Они не предвидят гибель­ ных последствий. А то еще и похваляются : для науки, мол, нет преград и запретов... А рядом с этим эпизодом, соединившим наши вполне ре­ альные экологические тревоги с древними фантазиями о драко­ нах, — сумрачные кадры чум­ ного города. В них появляется зловещая аллегорическая фигу­ ра самой Чумы, легко меняю­ щей лохмотья нищенки на одея­ ния знатной^дамы. В общем, повороты дороги самые неожиданные. Поэтика повествования меняется еще быстрее, чем окрестные пей­ зажи Не мудрено, если в та­ ком путешествии заблудятся не только герои, но и сами авто­ ры. Тонкая, нежная сказочная ткань разрывается натурали­ стическими деталями. Когда нам любезно, но настойчиво предлагают полюбоваться вос­ созданной со всеми подробно­ стями анатомией драконьей па­ сти, от экрана впору отвер­ нуться... За это Александру Митте уже строго попеняли. Но противоречия, стилевые перепады, ощущение напряжен­ ности, с какой режиссер сое­ диняет в принципе несоедини­ мое, — результат сознательно­ го и вызывающего уважение риска. Митта, как всегда, экспериментирует. Ему нравит­ ся делать «фильмы для всех». Может, потому он уже не раз обращался к сказке. Ведь и его предшественники в этом жан­ ре упорно размышляли о том, к кому они адресуются. Ан­ дерсен * признавался: «...рас­ сказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слу­ шают и им тоже нужно дать пищу для размышлений». Тем же правилом, видимо, ру­ ководствовался и Митта, сни­ мая многие свои фильмы, со­ четая в них будничную повсе­ дневность и патетику подвига, историю и легенду, достовер­ ность факта и народный лубок. У него ярко выраженное при­ страстие к «монтажу» жанров. К соединению вроде бы проти­ вопоказанных друг другу, конт­ растных красок, эмоций, фак­ тур. «Сказка странствий» — са­ мый решительный его шаг по этому соблазнительному и — кто же спорит? — рискован­ ному пути. К тому же шаг осложненный чисто полемиче­ ским моментом. Это, мне ка­ жется, и спровоцировало иные крайности и вкусовые срывы. С чем же Митта полемизиру­ ет? Со сказками, рассказанны­ ми не всерьез. С тотальной иро­ нией, когда фольклорную не­ бывальщину сталкивают с при­ метами и предметами реального быта так, что во все стороны сыплются искры пародийного смеха. На воротах тридевятого царства, скажем, вывешивают табличку «Посторонним вход воспрещен». Баба-яга инспек­ тирует свои лесные угодья не на допотопном помеле, а осед­ лав пылесос «Ветерок». Чаро­ дей намерен сотворить чудо — устроить добра молодца в ин­ ститут без экзаменов. Митта, надо думать, не про­ тив пародии, но — в меру. Ему надоело игривое подмигивание современных сказочников пуб­ лике: дескать, у нас ведь все понарошку... За этим подмиги­ ванием — недоверие к жанру. Сказка словно бы стыдится быть самою собой... В фильме Митты тоже на­ шлось место для иронии — я уже говорил о Дон Кихоте, ко­ торый соперничает с Санчо- Пансо, о незадачливых «Про­ метеях»... Но эта ирония нап­ равлена не на жанр, не на зеркало, а на то, что в нем отразилось, — на жиз­ ненные явления, вызвавшие беспокойство авторов и одетые ими в фантастические наряды. А главное — иронические интонации не исключают па­ тетического, героического на­ чала. Оно звучит в «Сказке странствий» отчетливо, драма­ тично. И это, пожалуй, самая притягательная черта фильма. Здесь никто не торопится под­ менить трудное единоборство со злом бодрыми взмахами кар­ тонного меча и веселым фи­ нальным карнавалом. В «Сказке» Митты скорее уж происходит обратное: чересчур беззаботные маскарады и празд­ нества чреваты угрозой. За ве­ селыми личинами из папье-ма­ ше прячут злые глаза. Перео­ девшись Дедом Морозом, про­ никает в лачугу Марты и Мая похититель. Пиршества растол­ стевшего Дон Кихота и его приятелей испепеляются ла­ виной огня. Веселье Орландо в харчевне заканчивается в тюрьме... Кстати, в самом Орландо — Андрее Миронове, конечно, есть что-то от неунывающего героя плутовского романа. Ему труд­ но оторваться от обильной тра­ пезы и уюта придорожного трактира. Но он не засидится на одном месте. Он уйдет в холод и ночь, потому что с ним — Марта, девочка-со­ весть (ее играет Татьяна Аксю­ та). Пока она бродит по свету, окликая Мая, Орландо не мо­ жет предаваться ни уединен­ ным философическим размыш­ лениям, ни застольным утехам. А коли понадобится, он возь­ мет в руки факел и сразится с Чумой, заслонив собою дру­ гих... Итак, мотив неподлинности обнаруживается и в шутовстве ряженых, и в равнодушии сы- ,тых, и в эгоистичном веселье изменивших себе. Маски, ру­ мяна — примета опустошенно­ сти, уснувшей совести. Под­ давшийся злу, упивающийся спо­ собностью своей отыскивать кла­ ды и притягивать золото, Май после долгой разлуки предста­ ет перед Мартой по-клоунёки нарумяненным. Его жизнь 3— сплошная забава, буйная и Же­ стокая. И только когда он в послед­ ний раз прибегнет к коварно­ му дару, чтобы закружить зо­ лотым смерчем тешившие его сокровища, взломать погреба, разрушить стены, что отгоро­ дили его от жизни — пусть горькой, без каждодневных пи­ ров и охоты, но человечной, одухотворенной любовью и доб­ ротой, — только тогда сполза­ ет с его лица искусственный, лживый румянец. Таков нравст­ венный урок фильма. А итог эстетический? - В конце концов, попытка по­ нять, ч^о и как хотел сделать мастер, не означает готовности закрыть глаза на то, что ему не удалось Вопрос лишь в том, так ли уж не удалось... По-моему, при всей мозаично­ сти, несбалансированности красок, обилие и пестрота ко­ торых иногда утомляют, фильм впечатляет, ибо рожден зара­ зительной художнической искренностью. Категоричный обвинительный приговор в по­ добной ситуации несправедлив. Эксперимент Митты и- его то­ варищей — сценаристов, опе­ раторов Валерия Шувалова, ху­ дожника Теодора Тэжика — должен был разрушить инер­ цию, накопленную жанром ки- носказки. И фильм самоотвер­ женно это делает. В отношении к нему стоит вспомнить заме­ чание одного умного литерато­ ра, высказанное по другому, но сходному поводу: а может быть, раздражающая противо­ речивость зрительских впечат­ лений является знаком нерядо­ вого события?.. И. НЕВЕРОВ. г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz