Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
29 м ая 1984 г., № 116 (16 913) Л Е НИНС К О Е ЗНАМЯ К И ТО Г А М ТЕ АТРАЛ ЬНО ГО СЕЗО Н А О Т Е П Л Я Я СВЯЗИ СО ЗРИТЕЛЕМ В об л астном драматичес- ском театре имени Л. Н. Толстого недавно состоялась творческая встреча главного режиссера, заел, деятеля ис кусств РСФСР В. М. Пахо мова, коллектива артистов, занятых в спектакле по пье се А. П,. Чехова «Дядя Ва ня»/ с- педагогами, ведущими театральные факультативы в школах, старшеклассниками, участййНами самодеятельных драматических кружков и студий; -журналистами об ластных и многотиражных газет-.- Разговор шел и об общих- итогах минувшего те- атраЛЬйбго сезона, и о не давней поездке творческого коллектива в город Чехов и- музей-усадьбу А. П. Че- хова-Мелихово, где был по казан спектакль «Дядя Ва ня». В пфошедшем сезоне театр продолжал работу по теат ральному воспитанию воспи тателей и расширению сети факультативов «Основы те атральной культуры» в шко лах,. ПТУ, техникумах горо да и области. Для педагогов, ведущих факультативы и уро ки «Искусство быть зрите лем», проведено 16 занятий. Это — встречи с режиссера ми, театроведами, . сотрудни ками НИИ художественного воспитания АПН СССР, се минары по теме «Возможно сти и условия повышения те атральной культуры школьни ков». При участии педагогичес кой части театра и молодых актеров прошли литератур ные праздники «Россия, Ро дина моя», областной литера турный праздник. Состоялось два шефских спектакля для воспитанников детских домов и школ-интернатов области. Широко, при активном уча стии школьных самодеятель ных коллективов, прошла IV Всесоюзная неделя «Театр —детям и юношеству». На празднике театра побывало более двух тысяч сельских школьников. В дни зимних каникул успешно прошел пер вый фестиваль детских спек таклей на селе. Минувший сезон был ха рактерен дальнейшим укреп лением шефских связей те атра с тружениками села. В рамках Всероссийского фестиваля «Театр — селу» коллектив показал на сель ской сцене такие спектакли, как «Печка на колесе», «Страсти по Варваре», «Блажь» и другие. Созданы и работают филиалы театра в г. Ельце и в Лев-Толстовскбм районном Доме культуры. В эти дни областной драмтеатр гастролирует в шести райо нах области. Давняя дружба связывает- театр с многотысячным кол лективом ордена Ленина Но волипецкого металлургичес кого комбината имени Ю. В. Андропова. Вся совместная работа в минувшем сезоне проходила под знаком под готовки к юбилею предприя тия — 50 летию НЛМК. В цехах состоялся ряд встреч с артистами, шефские концер ты, а также творческие отче ты молодых актеров в рабо чих общежитиях. По традиции новолипчане утверждают призы комбината за лучшие актерские работы в театральном сезоне. Реше нием Совета содружества НЛМК и театра этой высо кой оценки были удостоены актрисы О. Овчинникова за исполнение ролей Нины За речной в «Чайке» А. П. Че хова и Ольги 1? спектакле «Блажь» А. Островского, Н. Невежина и артист Н. Че- быкин — за исполнение ро лей в спектаклях по пьесам А. Хмелика «А все-таки она вертится»... и «Жил-был ти муровец Лаптев». Режиссеры, артисты оказы вают помощь цеховым само деятельным коллективам. На родным молодежным театром Дворца культуры и техники НЛМК руководит молодой режиссер Липецкого драмте- атра А. Холмогоров. Актеры — члены жюри конкурсов агитбригад, драматических коллективов предприятия, проходящих в рамках Всесо юзного смотра художествен ной самодеятельности, по священного 40-летню Побе ды. Театр стремится к расши рению форм творческого об щения с людьми труда. По стоянно действующий фили ал коллектива создан во Дворце культуры ЛТЗ. В те чение сезона проведены цик лы творческих встреч с ра бочими трубного завода, в молодежных общежитиях Главлипецкстроя. Премьеры сезона—спектак ли «Печка на колесе», «Ши шок», «Дядя Ваня», «Шко ла жен». Недавно коллектив показал спектакль «Дядя Ва ня» А. П. Чехова в городе Чехов и музее-усадьбе Ме лихово. Об этой поездке рас сказывает главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР В. М. Па хомов: — Какова предыстория нашей новой • поездки в Мелихово? В 1982 го ду мы гастролировали в Подмосковье, в ме стах, связанных с жизнью А. П. Чехова. Тогда и со стоялся наш спектакль «Чай ка» в Мелихово, в том доме, где писалась «Чайка». Не давно мы вновь побывали в г. Чехове и Мелихово. На этот раз — со спектаклем «Дядя Ваня». , На спектакль в чеховский музей-усадьбу приехало мно го людей и преклонного, и юного возраста. Были теат роведы, журналисты цент ральных газет, телевидения и радио, местные жители. Конечно, все мы волнова лись. Огромная разница — играть ли в сценических ус ловиях или на живой приро де. Ведь на ее фоне любая театральная фальш, любой сценический штамп особенно заметны. Спектакль прошел успешно. Под заголовком «Че ховская весна» об этом на писала недавно центральная газета. «Неделя». Спектакль записан на Всесоюзном ра дио с комментарием наших почетных гостей, зрителей... Сейчас наш коллектив ве дет переговоры с Всесоюз ным театральным обществом, Министерством культуры РСФСР, чтобы «Мелихов ская весна» стала традици онной. Мы надеемся, что по каз чеховских спектаклей на святой для каждого русского человека чеховской земле с участием нашего и других те атров Российской Федерации станет общим праздником. Наш коллектив продолжит работу над чеховскими спек таклями. Сейчас молодой ре жиссер Е. Курицина репети рует пьесу «Пять пудов люб ви» по произведениям А. П. Чехова «Предложение» и «Медведь». В планах театра постановка «Трех сестер» А. П. Чехова. К новому театральному се зону все мы готовимся уже сейчас. Идут репетиции по пьесе М. Горького «Послед ние», готовятся к постановке спектакли «Как закалялась сталь» Н. Островского «И дольше века длится день» Ч. Айтматова. На июньских гастролях в г. Иваново со стоится премьера спектакля по пьесе А. Червинского «Виктория» ^«Счастье мое») — режиссер Б. Цейтлин. Л. ИВАНОВА. Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И В ГРАЧЕВКЕ, СТО Л ЕТ Н А З А Д В газете «Ленинское зна мя'»' доцент А. Ф. Мартынов писал О том, что Ольга Сок ратовна Чернышевская, жена и друг великого революцио- нера-демократа , дважды ле чилась на Липецком ку рорте — в 1887 и 1888 го дах. Но, как выяснилось, Ольга Сократовна в нашем крае была и ранее. В 1882 году, когда Черны шевский еще находился в Вилюйске, она познакомилась -в Москве с семьей Палуевых. Узнав, что младший сын Чер нышевских — Михаил Нико- лаев.ич .мог бы стать репети тором; ^Лидия Александровна Палуева пригласила Ольгу Сократовну с сыном на лето в свою тамбовскую Грачевку. Михаил Николаевич согла сился подготовить младшую дочь Палуевых Таисью для поступления в пансион при Московской женской гимна зии и вместе с матерью при ехал .в село Грачевку ныне Липецкой области. Вскоре сюда прибыл и старший, сын Александр. Он бьщ.одзренным математиком, успешно окончил Петербург ский университет. Петр Ива нович Боков, бывший член тайного общества «Земля и воля», ученый, сподвижник Боткина, у которого после ареста/Циколая Гавриловича некоторое, время жил и вос питывался Александр Нико лаевич Чернышевский, при числял его «к редким людям нынешйето века». Среди тех, у кого он обучался, — це лое созвездие имен отечест венной - науки: Менделеев, Чебышев, Коркин, Срезневс кий,: ./ 'Бестужев-Рюмин, Се ченов, Бутлеров, Сомов. Все они высоко отзывались о его математических способно стях. Диплом с отличием он получил в 1877 году, но ученая .степень кандидата ма тематических наук Александ ру Николаевичу Чернышевс кому была присвоена еще до окончания университета. С ним и его матерью Ольгой Сократовной поддерживала близкое знакомство Софья Васильевна Ковалевская, от- \ мечавщая незаурядные спо собности Юноши к математи ке. Увлекался Александр Чер нышевский и поэзией. Иван Сергеевич Тургенев, встре чавшийся с ним, писал сво им друзьям, что Александр «пишет-стихи недурные...». Он печатает их в сборниках, создает пьесы. Однако вырасти в большого ученопгйли литератора Алек сандру;-/Николаевичу Черны шевскому мешало имя отца — «опасного государствен ного' преступника». Преграды официальных властей он испытывал на каждом шагу, и у/негсгпоявляется мрачное 'настроение, о чем пишет Тур генев....... Сильная любовь к отцу .толкает, . его, двадцатитрех- летнего ученого, уехать доб ровольцем в действующую армию рядовым, имея тайное намерение ценой пролития крови вернуть отца из Сиби ри. В .пылком воображении рисовалась картина: он, тя жело раненный, лежит в ^госпитале: к нему подходит влиятельная особа и обещает за боевые заслуги исполнить .просьбу,„о помиловании отца. И хо’}'л, Чернышевский был в боях;на передовой линии, раз деляя тяготы войны вместе с закаленными солдатами, желанного ранения он не по- лучад. д попал в антисани тарный барак с тропической малярией, провалялся в нем два месяца, и если бы сре ди умирающих его не встре тил знаменитый Боткин, «при ехавший на фронт в импера торском поезде, трудно ска зать, остался волонтер бы в живых. Но и в госпиталях Москвы и Петербурга Алек сандр Николаевич еще долго находился на излечении... Но вернемся в нашу Гра чевку. Пока Михаил занимал ся репетиторством с Таисьей. Ольга Сократовна увидела в старшей сестре Зинаиде Ан тоновне Палуевой подходя щую партию для Саши, с ко торой он уже встречался в Москве. Та была красавицей, окончила пансион и консер ваторию/ Ольга Сократовна пишет из Грачевки :сыну: «...Вот же нись поскорее, да и успо кой мамашу свою. Мне очень хотелось бы знать, что вы говорили с Зиной между со бой. Я знаю только, что они обе (Таисья и Зинаида—С. П.) желали узнать от тебя взгляд на супружескую жизнь. На пиши непременно подробнее об этом мне. Я знаю сама, что у тебя взгляд на это Па пашин, т. е. что ты смотришь серьезно на это, а не так, как нынешняя молодежь, играть чувствами своей невесты и жены не станешь — женить ся на две недели тоже не способен, как делают теперь многие! Не сошлись, мол, характером... Ты весь в от ца. Стало быть (думаю, что не ошибусь), будешь таким же примерным супругом, ка ков был и твой отец». Александр приехал в Гра чевку. По вечерам из окон барского дома доносилась му зыка Моцарта, Шуберта, Чай ковского. В такие минуты в нем просыпался поэт-пропо ведник, вслух мечтавший о всеобщем счастье людей. Александр и Зинаида полю били друг друга. Но Грачев на стала и колыбелью их любви, и трагическим концом ее. Узнав о серьезности на мерений дочери связать свою судьбу с Александром Чер нышевским, Палуева реши тельно воспротивилась. Про изошло тяжелое объяснение двух матерей, Имевших раз личные взгляды на брак. Во всем блеске проявился по мещичий нрав Палуевой, она повелела заложить лошадей для отправки Ольги Сократов ны с дочерью Таисьей и ре петитором Михаилом Нико лаевичем на станцию Ус- мань. Отвергнутому жениху было объявлено, что у млад ших детей скарлатина и ему .также нельзя оставаться в доме... \ Позже Ольга Сократовна говорила сыну: «Конечно, не чего было и думать, что кто- нибудь выдаст свою дочь за бедняка Родители ищут богатых женихов». Главное же было не в этом: имя Чер нышевского нельзя было да же произносить вслух. И вдруг сватовство сына «го сударственного преступни ка»... Все это потрясло Алек сандра Николаевича Черны шевского, он серьезно забо лел. Передовые люди того времени заботились о нем. Выдающийся русский ученый Алексей Александрович Шах матов выхлопотал ему по жизненную пенсию от Лите ратурного фонда. Одинокая жизнь Александра Николае-, вича закончилась на чужби-’ не, в Италии, там он и по хоронен. С. ПАНЮШКИН, поэт. ПЕСНИ ДРУЖБЫ НАД ДНЕПРОМ КИЕВ, 19 мая. (Корр. ТАСС). На живописном Днепровском холме, где возвышается мону мент в честь воссоединения Украины с Россией, прозвуча ли сегодня позывные Всесоюз ного фестиваля искусств «Киев ская весна». Под символичес кой аркой-радугой этого па мятника дружбе народов зазве нели мелодии праздника, ко торый в двенадцатый раз при шел в столицу республики. Традиционный смотр талан тов, ставший плодотворной фор мой культурного взаимообмена,* посвящен 40-летию освобожде ния Украины от фашистских захватчиков. Это определило главную тему выступлений ху дожественных коллективов из многих братских республик страны. Более 150 концертов предстоит дать участникам «Ки евской весны», в афише кото рой названы Омский русский народный хор и украинская «Думка», академическая капел ла Армении и молдавский «Флуераш», узбекский «Бахор» и ленинградская труппа «Хоре ографические миниатюры», име на известных певцов и музы кантов из Российской Федера ции, Казахстана, Белоруссии, Литвы. Панораму праздника дополнят киевские театры, которые при гласят зрителей на лучшие спектакли сезона. Десять эстрадных премьер ■*г покажут коллективы Укрконцерта, прой дет смотр-конкурс вокально-ин струментальных ансамблей рес публики. «Киевская весна» станет хо зяйкой всех концертных залов города на Днепре, сценических площадок в парках культуры и отдыха, на ВДНХ УССР. Здесь мастера искусств встретятся с тружениками киевских пред приятий, хлеборобами области. Мелихово... в музее-усадьбе А. П, ' Чехова коллектив Липецкого областного драмтеатра име ни Л. Н. Толстого показал спектакль «Дядя Ва ня». На саимках: 1. Липецкие артисты возлагают цветы к памятнику А П. Чехову. 2. У чеховско го дома в Мелихово идет спектакль «Дядя Ва ня». 3. У мелиховского пруда. Фото В. Базылева. ПО П И С ЬМ А М Ч ИТ АТЕЛЕЙ Ч ЕРСТВОСТ Ь Ч Т О М О Р Е В О Р О Б Ь Ю ? Три десятилетия понадоби лось для того, чтобы воробьи ные стаи поселились в тундро вых и таежных селах Крайне го Севера, на побережье Охот ского моря. Еще казаки Ивана Москви- тина, впервые 345 лет назад пришедшие к студеным бере гам, к удивлению, не встрети ли здесь вездесущих крылатых спутников человеческого жи лья. Не росли тогда на охот ской земле, даже летом ско ванной вечной .мерзлотой, ни культурные злаки, ни овощи. Бескормица, как утверждают ученые, и не позволяла воро бьям поселиться в этих местах. Впервые птицы появились на побережье в селе Новая Иня. И не случайно. В местном кол хозе решили выращивать овес. В порту Владивостока к тепло ходу, в трюмы которого гру зилось зерно, словно к магни ту, потянулись воробьи. Мно гие из них не покинули борт судна, взявшее курс на север. В Охотске,, радушно встретили крылатых гостей. корр, ТАСС. «Хорошо, когда человек относится к делу с душой, —пишет в редакцию житель города Грязи И. Олемской. — Тогда он наверняка не только добивается успеха, но и своей работой приносит радость людям. Именно так в* коллективе столовой мест- ■ ного завода железобетонных изделий № 3. Здесь нё про сто рабочих обслуживают, а стараются сделать так, что бы у них было хорошее на строение. Ведь тогда и рабо та спорится лучше. Кулина ры и пищу готовят вкусную, разнообразную, и заказы разные принимают. Нужно, например, кому-нибудь от метить день рождения или справить свадьбу — работ ники столовой к услугам. Обязательно подадут свои фирменные блюда, все сде лают, чтобы люди были до вольны». Подобных писем в редак ционной почте много. Чита тели с удовлетворением со общают о тех, кто трудится рядом, поДает добрый при мер высокой ответственности перед коллективом за пору ченное дело. Добросовест ность, желание преуспеть в своей профессии нужны каж дому, где бы он ни работал. А в сфере обслуживания требуется еще и глубокое уважение к людям, постоян ная обязательность, верность своему делу. И худо, когда в службе каждого дня, как теперь называют сервис, по являются равнодушные, не внимательные,. черствые. Об этом убедительно сви детельствует письмо А. Б. Гулиной из села Донское Задонского района. Нетруд но понять чувство, которое заставило ее взяться за пе ро. Сдала Анна Борисовна местным бытовикам в ре монт пальто. Заказ выполни ли... через год. Вскоре вы шел из строя холодильник. Сделала, как полагается, за явку на ремонт. И снова по тянулись долгие дни ожида ния. А ведь холодильник — вещь в доме совершенно не обходимая. Потеряв надежду на по мощь бытовиков, Гулины кое-как пустили его сами. И вот через шесть месяцев пожаловали мастера. Им бы извиниться, а они стали в позу: дескать, зачем вызы вали. Но самое любопытное было еще впереди: «Двад цать третьего ноября 1983 года мы сдали в Задонский Дом быта, — продолжает автор письма, — стиральную машину, квитанция №25583. И вот до сих пор не можем получить ее обратно. Обе щали отвезти машину в обл- рембыттехнику. Потом пред ложили забрать ее неотре- монтированной. Так что же делать? Невольно напраши вается мысль: так ли по ставлена у нас в районе служба каждого дня. Мест ные бытовики будто нароч но испытывают нервы и тер пение заказчиков». Тут, как говорится, ком ментарии излишни. Приве денные в читательском пись ме факты говорят лишь об одном — безответственнос ти, равнодушии, наконец, просто грубейшем наруше нии государственной дис циплины. Думается, что об ластное управление бытового Обслуживания населения тщательно разберется и воз даст должное волокитчикам. А разве не о черством отношении к людям свиде тельствует письмо группы рабочих совхоза имени Ка линина Липецкого района? «У нас есть баня, — пишут они, — но ходить туда не хочется. Кругом грязь, нет даже тазиков! Между про чим, деньги с посетителей бе рут исправно, а билетов не дают». Резонно спросить, почему же руководители хозяйства, профсоюзный комитет ми рятся с этим, почему не за ботятся хотя бы об элемен тарных бытовых условиях рабочих? И куда смотрит в конце концов санитарная служба? К сожалению, ком мунальное обслуживание хромает на обе ноги не только в вышеназванном /хо зяйстве. Много нареканий вызывает она во многих дру гих колхозах и совхозах. Получается своеобразный парадокс. В небывалых масштабах строится на селе добротное жилье, объекты социально-культурного на значения, прокладываются новые дороги. А баня порой совсем заброшена, а то и вовсе не работает. Чаще Все го так происходит потому, Что, увлекаясь делами про изводственными, текущими кампаниями, руководители отодвигают насущные нужды людей на второй план. : Одно из слагаемых этой заботы — благоустройство населенных пунктов, созда ние удобств в повседневной жизни, хороших условий для отдыха. С болью пишет К. В. Серякова о захламлен ности села Трубетчино Доб- ровского района. В частнос ти, она рассказывает о парке, который когда-то радовал изобилием цветов. Особое восхищение вызывали розы и жасмин, красиво оформ ленные клумбы. А теперь там беспорядок. Да и улицы села не в лучшем виде. На них много мусора. Есть в Трубетчино сад. Ныне его не используют для выращивания плодов. Там строят жилые дома. Реше ние правильное, замечает автор письма, но нужно и здесь следить за порядком. Пока же в саду — антиса нитария. А ведь все эти не достатки нетрудно ликвиди ровать, если привлечь к этому самих сельчан. А за стрельщиками должны вы ступать исполком местного сельсовета, народные изб ранники. Читатель А. Ф. Потапов из Измалковского района пи сать в редакцию не стал. Он приехал сам и выложил на стол целый набор про дукции Грязинского пищево го комбината — пакеты раз личных супов и каш. Ими бойко торгуют в магазинах, а сроки их хранения давно прошли. Но особенно удивил концентрированный чай, то же купленный в торговой се ти. Храниться он должен со гласно этикетке десять ме сяцев. А изготовлен еще в 1981 году. Что это, недосмотр работ-, ников прилавка? Да нет, пренебрежительное отноше ние к покупателям, расчет на их невзыскательность. Но, как видим, номер этот не про ходит. И впредь все, что ка сается внимания и заботы о человеке, не должно оста ваться в стороне. Наилуч шее удовлетворение расту щих запросов людей — по стоянная забота нашей пар тии. И об этом обязаны по стоянно помнить каждое должностное лицо, народные депутаты, профсоюзные ко митеты. А. ЗАМЯТИН. К И Н О СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ ВСЕРЬЕЗ Всерьез? Разве теперь расска зывают сказки всерьез? В кос мическое веке про ковер-само лет — и всерьез? Да, всерьез. Да, нечасто, но Герду, чья судьба так напоми нает судьбу Марты... Неспроста приходят на па мять эти вечные книги. Режис сер Александр Митта и его рассказывают. Нет, не про ко-- соавторы драматурги Юлий вер-самолет, а про неболет. Его строят замурованные в башне бродячий философ Орландо и девочка Марта. Без него им бы не выбраться из заточения и Марте не найти увезенного в чужие края брата Мая. Когда, наконец, брат и сест ра встретятся/ неболет будет лежать в обломках, а изобре татель его Орландо погибнет в поединке с Чумой. И вдруг — на глазах пораженной Марты— Май начертит контур нового неболета. Точно такого же, какой придумал когда-то Ор ландо... Без чудес в сказках не обой тись. Но это чудо взято прямо из жизни. Уходят творцы, но творения их остаются Восста ют из пепла. Возрождаются из обломков. Возвращаются из небытия. Нить добрых мыслей и деяний человеческих натяги вается, звенит, но не рвется. Ес ли Марте в минуту отчаяния почудится, что нить все же порвалась, что верность и дер зания Орландо были напрасны, — это горькая ошибка. Небо лет Орландо построит Май. Про то и фильм, названный «Сказкой странствий». Раз странствия, значит — дорога. Она и становится его сюжетом, она манит, пугает, запутывает, испытывает, учит и, всему вопреки, ведет Мар ту и Орландо к цели. Также, как вела разлученных роком влюбленных из античного ро мана, последнего испанского рыцаря по имени Дон Кихот или храбрую андерсеновскую Дунский и Валерий Фрид за думали «Сказку странствий» как сказку сказок. По ней пробега ют отсветы «Снежной короле вы», «Синей птицы», «Конька- горбунка».,. Мотивы старых книг прихотливо переплетаются, из них должна возникнуть не кая новая целостность. Возник ла ли? Вот дорога сводит наших путников с человеком, мелан холично сообщающим: «А я — здешний Дон Кихот...» Он отправился совершать подвиги, забрел в места, где никто не сеет и не жнет, а все сыты и довольны, и решил остаться «до весны». Женился на своей Дульсинее, обзавелся детьми, отрастил животик, так что теперь ему нипочем не налезут аккуратно проветриваемые супругой рыцарские доспехи. И другую бессмертную исто рию вспомним мы в той же де ревеньке всеобщего благополу чия — миф о Прометее. Дюжи на откормленных «последова телей» Прометея от нечего де лать решила добыть огонь из недр терпеливого и доброго дракона, чьим теплом и согрет этот наземный филиал рая. Жизнерадостно ухая, плечи стые молодцы буравят скважи ну. Они не предвидят гибель ных последствий. А то еще и похваляются : для науки, мол, нет преград и запретов... А рядом с этим эпизодом, соединившим наши вполне ре альные экологические тревоги с древними фантазиями о драко нах, — сумрачные кадры чум ного города. В них появляется зловещая аллегорическая фигу ра самой Чумы, легко меняю щей лохмотья нищенки на одея ния знатной^дамы. В общем, повороты дороги самые неожиданные. Поэтика повествования меняется еще быстрее, чем окрестные пей зажи Не мудрено, если в та ком путешествии заблудятся не только герои, но и сами авто ры. Тонкая, нежная сказочная ткань разрывается натурали стическими деталями. Когда нам любезно, но настойчиво предлагают полюбоваться вос созданной со всеми подробно стями анатомией драконьей па сти, от экрана впору отвер нуться... За это Александру Митте уже строго попеняли. Но противоречия, стилевые перепады, ощущение напряжен ности, с какой режиссер сое диняет в принципе несоедини мое, — результат сознательно го и вызывающего уважение риска. Митта, как всегда, экспериментирует. Ему нравит ся делать «фильмы для всех». Может, потому он уже не раз обращался к сказке. Ведь и его предшественники в этом жан ре упорно размышляли о том, к кому они адресуются. Ан дерсен * признавался: «...рас сказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слу шают и им тоже нужно дать пищу для размышлений». Тем же правилом, видимо, ру ководствовался и Митта, сни мая многие свои фильмы, со четая в них будничную повсе дневность и патетику подвига, историю и легенду, достовер ность факта и народный лубок. У него ярко выраженное при страстие к «монтажу» жанров. К соединению вроде бы проти вопоказанных друг другу, конт растных красок, эмоций, фак тур. «Сказка странствий» — са мый решительный его шаг по этому соблазнительному и — кто же спорит? — рискован ному пути. К тому же шаг осложненный чисто полемиче ским моментом. Это, мне ка жется, и спровоцировало иные крайности и вкусовые срывы. С чем же Митта полемизиру ет? Со сказками, рассказанны ми не всерьез. С тотальной иро нией, когда фольклорную не бывальщину сталкивают с при метами и предметами реального быта так, что во все стороны сыплются искры пародийного смеха. На воротах тридевятого царства, скажем, вывешивают табличку «Посторонним вход воспрещен». Баба-яга инспек тирует свои лесные угодья не на допотопном помеле, а осед лав пылесос «Ветерок». Чаро дей намерен сотворить чудо — устроить добра молодца в ин ститут без экзаменов. Митта, надо думать, не про тив пародии, но — в меру. Ему надоело игривое подмигивание современных сказочников пуб лике: дескать, у нас ведь все понарошку... За этим подмиги ванием — недоверие к жанру. Сказка словно бы стыдится быть самою собой... В фильме Митты тоже на шлось место для иронии — я уже говорил о Дон Кихоте, ко торый соперничает с Санчо- Пансо, о незадачливых «Про метеях»... Но эта ирония нап равлена не на жанр, не на зеркало, а на то, что в нем отразилось, — на жиз ненные явления, вызвавшие беспокойство авторов и одетые ими в фантастические наряды. А главное — иронические интонации не исключают па тетического, героического на чала. Оно звучит в «Сказке странствий» отчетливо, драма тично. И это, пожалуй, самая притягательная черта фильма. Здесь никто не торопится под менить трудное единоборство со злом бодрыми взмахами кар тонного меча и веселым фи нальным карнавалом. В «Сказке» Митты скорее уж происходит обратное: чересчур беззаботные маскарады и празд нества чреваты угрозой. За ве селыми личинами из папье-ма ше прячут злые глаза. Перео девшись Дедом Морозом, про никает в лачугу Марты и Мая похититель. Пиршества растол стевшего Дон Кихота и его приятелей испепеляются ла виной огня. Веселье Орландо в харчевне заканчивается в тюрьме... Кстати, в самом Орландо — Андрее Миронове, конечно, есть что-то от неунывающего героя плутовского романа. Ему труд но оторваться от обильной тра пезы и уюта придорожного трактира. Но он не засидится на одном месте. Он уйдет в холод и ночь, потому что с ним — Марта, девочка-со весть (ее играет Татьяна Аксю та). Пока она бродит по свету, окликая Мая, Орландо не мо жет предаваться ни уединен ным философическим размыш лениям, ни застольным утехам. А коли понадобится, он возь мет в руки факел и сразится с Чумой, заслонив собою дру гих... Итак, мотив неподлинности обнаруживается и в шутовстве ряженых, и в равнодушии сы- ,тых, и в эгоистичном веселье изменивших себе. Маски, ру мяна — примета опустошенно сти, уснувшей совести. Под давшийся злу, упивающийся спо собностью своей отыскивать кла ды и притягивать золото, Май после долгой разлуки предста ет перед Мартой по-клоунёки нарумяненным. Его жизнь 3— сплошная забава, буйная и Же стокая. И только когда он в послед ний раз прибегнет к коварно му дару, чтобы закружить зо лотым смерчем тешившие его сокровища, взломать погреба, разрушить стены, что отгоро дили его от жизни — пусть горькой, без каждодневных пи ров и охоты, но человечной, одухотворенной любовью и доб ротой, — только тогда сполза ет с его лица искусственный, лживый румянец. Таков нравст венный урок фильма. А итог эстетический? - В конце концов, попытка по нять, ч^о и как хотел сделать мастер, не означает готовности закрыть глаза на то, что ему не удалось Вопрос лишь в том, так ли уж не удалось... По-моему, при всей мозаично сти, несбалансированности красок, обилие и пестрота ко торых иногда утомляют, фильм впечатляет, ибо рожден зара зительной художнической искренностью. Категоричный обвинительный приговор в по добной ситуации несправедлив. Эксперимент Митты и- его то варищей — сценаристов, опе раторов Валерия Шувалова, ху дожника Теодора Тэжика — должен был разрушить инер цию, накопленную жанром ки- носказки. И фильм самоотвер женно это делает. В отношении к нему стоит вспомнить заме чание одного умного литерато ра, высказанное по другому, но сходному поводу: а может быть, раздражающая противо речивость зрительских впечат лений является знаком нерядо вого события?.. И. НЕВЕРОВ. г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz