Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Завтра — День радио, праздник работников в сех отраслей связи МЫ ПРИХОДИМ В КАЖДЫЙ дом Р ад и о начинало свой путь с чисто технической функ­ ции передатчика. В то дале­ кое время оно «разговарива­ ло» только сигналами азбуки Морзе. Но ученые всего ми­ ра стремились заставить ра­ дио «заговорить», и это про­ изошло в молодой советской России 27 февраля в 10 ча­ сов 02 минуты 1919 года. С тех нор радиовещание стало могучим средством просвещения масс, средством передачи информации на любые расстояния, важней­ шим средством общения лю­ дей. Вот почему День радио стал профессиональным праздником работников всех отраслей связи. С хорошими успехами встречают его липецкие свя­ зисты. За три года пятилет­ ки выполнены задания по развитию средств связи,'объ­ ему продукции, прибыли, производительности труда. Сверх плана получено более 400 тысяч рублей прибыли. И сегодня целый ряд пока­ зателей работы липецких свя­ зистов выше средних по чер­ ноземной зоне. Так, закончи­ лось каблирование всех рай­ онных центров, в результате чего обеспечена надежная телефонная связь с городами и поселками области. Сего­ дня более семидесяти про­ центов междугородных теле­ фонных разговоров проходят через автоматические стан­ ции. Кстати сказать, по ко­ личеству разговоров на одно­ го жителя наша область на­ ходится на четвертом месте в РСФСР. Но это вовсе не значит, что специалисты междугород­ ной телефонной связи могут сидеть сложа руки. Перед отраслью стоит задача пере­ хода на цифровые системы передачи, установку квази- электронных комплексов, поз­ воляющих значительно улуч­ шить качество работы. Встречая свой профессио­ нальный праздник, липецкие связисты с гордостью рапор­ туют о том, что нами успеш­ но выполнены планы трех лет пятилетки по развитию радиофикации и телевидения. Установлено более 46 тыс. радиоточек, организована по­ дача многопрограммного вещания в Задонск, Лебе­ дянь, Усмань, Данков, по­ строены и реконструированы телевизионные* ретрансля­ торы в Данкове, Добринке, Л. Толстом, Березовке. Нельзя сегодня .не отме­ тить и работу почтовой свя­ зи. Она также успешно раз­ вивается, растет, совершен­ ствуется. По почтовым кана­ лам трудящиеся области еже­ дневно получают более полу­ тора миллионов экземпляров газет, журналов, брошюр и другой печатной 'продукции. Эту работу выполняют 1890 почтальонов. В целях повы­ шения эффективности их ра­ боты многие участки переве­ дены на моторизрванную до­ ставку. Продолжается работа по механизации почтово-кас­ совых операций, внедрению автоматизированных систем «Онега». Для облегчения труда и ускорения продвиже­ ния почтовых отправлений вводятся контейнерные пере­ возки. Определенных успехов до­ бились и работники «Союзпе­ чати». Этому коллективу в одиннадцатой пятилетке не­ однократно присуждались призовые места во Всерос­ сийском социалистическом соревновании. Растет сеть киосков, методы работы ко­ торых постоянно совершенст­ вуются. Из 145 киосков 16 К гастролям Ро стовского-на-Дону театра юного зрителя имени Ленинского комсомола М ОЛОДОЙ СОВРЕМЕННИК - КРУПНЫМ ПЛАНОМ Маршруты гастролей на­ шего театра в последние го­ ды проходили по городам и селам Украины, средней по­ лосы России, Поволжья, Се­ верного Кавказа. Осенью ми­ нувшего года театр третий раз побывал в Ленинграде. В Липецк мы приезжаем второй раз. С понятным волнением ждем мы новых гастролей и встреч. Новые, большие задачи по­ ставил перед идеологически­ ми работниками, в том чис­ ле и перед работниками ис­ кусства, июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС. По до­ стоинству оценив вклад теат­ рального искусства в духов­ ную жизнь общества, в вос­ питание молодого поколения, Пленум вновь подчеркнул значение гражданской пози­ ции художника, его социаль­ но^ активности и ответствен-* нбсти, напомнив о его важ­ нейшей миссии — формиро­ вать и возвышать духовные потребности личности, актив­ но влиять на ее идейно-поли­ тический и нравственный об­ лик. По мере своих сил и воз­ можностей наш театр вносит свою лепту в это большое всенародное дело. Со времени нашей послед­ ней встречи с липчанами у нас почти полностью обно­ вился репертуар, основную часть труппы ныне составля­ ет молодежь. А текущий год — для нас особый: в феврале мы отметили 20-ле­ тие театра. Тем не менее он молод, молод своими по­ исками, нежеланием идти проторенными тропами, жаж­ дой новизны и открытий. Поиски новых авторов, раз­ нообразие жанров, присталь­ ное внимание к животрепе­ щущим проблемам современ­ ности, возможности творче­ ского становления артисти­ ческой молодежи — вот те критерии, которыми мы ру­ ководствуемся при формиро­ вании репертуара. Думается, наша гастроль­ ная афиша, включающая одиннадцать названий, адре­ сованных различным возраст­ ным категориям зрителей, привлечет внимание липчан. Открываются гастроли 8 мая в помещении Липецкого областного драматического театра спектаклем по пьесе Р. Каца «Разговоры в учи­ тельской. слышанные Толей Апраксиным лично» (режис­ сер В. Гвоздков, художник заслуж. деятель искусств РСФСР Д. Близнюк). Он ад­ ресован старшеклассникам, молодежи и взрослым. Обра­ тившись к этой пьесе, театр стремился сказать доброе слово о людях, с которыми У каждого человека связаны .светлые воспоминания дет­ ства и юности — об учите­ лях, об их ' нелегком труде, об их человеческих качест­ вах. Один' день учителя пере­ дан глазами подростка Ап­ раксина, который, наблюдая учителей вне класса, на мно­ гое посмотрел иначе, многое понял и переоценил. Проблемы воспитания, ста­ новления личности молодого современника являются глав­ ными в нашем репертуаре. Молодым зрителям Липецка мы предлагаем спектакль «Будто мы незнакомы друг с другом» по пьесе А. Ку- териицкого «Нина». О чем он? О семье, о ее нравствен­ ном климате, о взаимоотно­ шениях отцов и детей, о не­ обходимости установления между ними духовных кон­ тактов. Если проблемы спек­ такля взволнуют зрителей, заставят думать над ними, мы будем рады, так как это залог положительных пере­ мен по отношению к детст­ ву, юности. Спектакль отме­ чен дипломом Всесоюзного фестиваля молодежных спек­ таклей, посвященного 60-ле- тию образования СССР. Еще един поворот пробле­ мы воспитания — в спек­ такле-хронике «Родительское собрание» по пьесе В. Чер- менева. В нем идет речь о личности воспитателя. Ведь каждый человек, какими бы чертами характера, - каким бы мировоззрением ни обла­ дал, кем бы ни был по про­ фессии, в определенное вре­ мя становится воспитателем нового человека — своего ребенка. Достойно ли мы выполняем эту роль, всегда ли являемся примером детям, каково наше гражданское и общественное лицо — все эти вопросы ставит наш спек­ такль, построенный в форме откровенного'диспута. На основе этих трех спек­ таклей театр ведет у себя в городе занятия педагогиче­ ского всеобуча родителей, и его опыт распространен по другим театрам пашей обла­ сти и во многих городах, где мы бывали на гастролях. , Взрослой аудитории по­ кажем трагикомедию М. Вор. фолемеева «Святой и греш­ ный». Осуждая дух меркан­ тильности в отношениях меж­ ду людьми, спектакль ут­ верждает необходимость для каждого человека твердых убеждений и четкой граждан­ ской позиции. Зарубежная классика пред­ ставлена комедией Карло Гольдони «Честный авантю­ рист», в центре которой мо­ лодой Гульвельмо, деловой, умный и практичный чело­ век. Пройдя путь скитаний, унижений и нужды, он в кон­ це концов благополучно уст-\ раивает свои дела, сумев ос­ таться при этом честным че­ ловеком. В нашей гастрольной афи­ ше — премьера «Стеклян­ ный зверинец» по * пьесе Т. Уильямса. Это спектакль об утрате иллюзий целым по­ колением Америки, об от­ сутствии у молодых людей жизненной перспективы. Четыре спектакля адресо­ ваны ребятам младшего и среднего школьного возрас­ та. Будем рады встрече с са­ мыми маленькими зрителя­ ми, которым покажем сказ­ ки «Морозно» И. Токмаковой и «Кот в сапогах» С. Про­ кофьевой и Г. Сапгнра. Ребя­ та постарше познакомятся со спектаклем «Нахаленок» М. Шолохова и с детектив­ ной историей «Сыщик или никто» по мотивам повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Во всех работах театра за­ няты ведущие артисты и мо­ лодежь, выпускники ГИТИСа, Воронежского ин­ ститута искусств, ’ Ростов­ ского училища искусств, Свердловского, Горьковского и Ярославского театральных училищ. С волнением ждет наш коллектив новой встречи с юными и взрослыми зрите­ лями Липецка. Надеемся, что наше общение и на этот раз будет интересным и взаимообогащающим. А. КОМПАНИИЦЕВ, директор Ростовского- на-Дону театра юного зрителя им. Ленинского комсомола. На снимке: сцена из спек­ такля «Будто мы незнакомы друг с другом». Нина — артистка Е. Бли­ нова. Володя — артист А. Самохин. переведены на бригадную форму обслуживания, 81 ки­ оск теперь работает в две смены. В канун профессиональ­ ного праздника коллектив липецких связистов вновь был назван в числе победи­ телей социалистического со­ ревнования среди ) родствен­ ных предприятий республи­ ки. По итогам работы в пер­ вом квартале нам присужде­ но второе место. Это резуль­ тат'общих усилий коллек­ тива связистов и таких лю­ дей, как Т, С. Комарова, 3. В. Новгородова, В. П. Маклакова, В. И. Сотникова, которых мы по праву именуем маяками. Это масте­ ра своего дела. Опираясь на опыт передовиков, связисты области приложат все уси­ лия к тому, чтобы и дальше развивать, совершенствовать свою отрасль, работать без нареканий. Ибо мы прихо­ дим в каждый дом и от на­ шего труда во многом зави­ сит настроение людей. Н. ГРИМАЛОВСКИЙ, начальник областного производственно-тех­ нического управления связи. ПОМОГ СТАРЫЙ ПЛАН Точно определить место рас­ положения бывшей усадьбы Мусоргских в сельце Карево, где родился великий компози­ тор, помог межевой план, да­ тированный 1785 годом. Хранители архивов давно со­ шлись на том, что этот доку­ мент утерян. И все же работ­ ники Псковской мастерской ленинградского филиала ин­ ститута «Спеццроектреставра- цкя», создающие музей-запо­ ведник в селах Карево и Нау­ мово, предприняли попытку отыскать его. И, как оказа­ лось, не зря. Межевой план усадьбы, сня­ тый штык-юнкером артиллерии землемером Торопецкого уезда Михаилом Бутаковым по прось­ бе деда композитора — А. Г. Мусоргского, нашелся в горо­ де Ялуторовске Тюменской области. Там со времен Вели­ кой Отечественной войны на­ ходится часть фонда Цент­ рального государственного ар­ хива древних актов Теперь проектировщикам- реставраторам известно, что на пригорке у Жижицчюго озера почти два столетия назад стоя­ ли два жилых дома и с деся­ ток служебных построек. Зато в новом полевом сезоне иссле­ дования начнутся на опреде­ ленном участке, указанном на чертеже уездного землемера. По основаниям усадебных строений предстоит установить их планировку, размеры, наз­ начение. Каревский холм, старый по­ гост Пошивкино, где похоро­ нены родители композитора, усадьба в Наумове станут ме­ мориальными местами музея- заповедника М. П. Мусоргско­ го. Разработкой его генераль­ ного плана сейчас занимаются проектировщики. (Корр. ТАСС). Псков. С МОТР детского ху­ дожественного твор­ чества — всегда ра­ достный праздник. И для юных авторов, представ­ ляющих на широкое обоз­ рение свои произведе­ ния. И для зрителей, ко­ торым выставка дарит ощу­ щение свежести и цельно­ сти детского мировидения во всей его необузданной кра­ сочности. Не была исклю-, чением и проходившая не­ давно в ' областном выста­ вочном зале экспозиция ра­ бот учащихся детской худо­ жественной школы г. Ли­ пецка, посвященная 114-й мечены портреты. Лены Ни­ колаенко — «Мой папа» и Димы Новоселова — «Вете­ раны труда». Образ родного города с дорогими приметами — заводами, новостройками, памятниками, тихими ста­ ринными уголками, утоиаю- По слесловие к выставке Ани Мишиной, Светы Ток­ маковой и Оли Быстровой. Скульптурные композиции, иллюстрирующие сказки, полны доброго юмора. Весело, изобретательно выполнены юными умельца­ ми настенные панно и на­ грудные украшения в техни­ ке макраме. Многолетняя дружба свя­ зывает коллектив детской художественной школы с ро­ весниками из ГДР. В экспо­ зицию включены 45 ра­ бот, присланных из Котбу­ са. Они' радуют глаз наряд­ ностью, декоративной яр- ВСЕ К Р А С К И Д Е Т С Т В А годовщине со дня рождения В. И. Ленина и 40-летию Победы в Великой Отечест­ венной войне. Творческие отчеты вос­ питанников детской худо­ жественной школы давно стали традиционными. Но к этой выставке, приуроченной к двум знаменательным да­ там, дети готовились с осо­ бой ответственностью. Лейт­ мотив выставки — граждан­ ски зрелая мысль: помня о войне, мы благодарны тем, кто дорогой ценой отстоял для нас возможность жить под чистым небом, учиться, работать, мы верим в завт­ рашний день, мы хотим ми­ ра: ведь жизнь так .прекрас­ на. Трудно выделить луч­ шие работы. Во-первых, каждая обладает своей прелестью, обаянием. Во- вторых, все участники вы­ ставки с волнением готови­ лись к ней, с предельной искренностью делились со­ кровенным, даря зрителям частичку собственного ми­ ра. И мы, конечно, призна­ тельны всем за этот бесцен­ ный дар. И все-таки есть произведения, которые опре­ деляют дух экспозиции, при­ влекают особое внимание по­ сетителей. Таков «День Победы» Ге­ цы Клюева. По сути, это настоящая тематическая картина, хорошо скомпоно­ ванная, красивая по колори­ ту, передающая многообра­ зие и сложность чувств — ликующей радости, нежности встреч, горечи потерь. О суровых военных буднях рассказывает Игорь Чвокин в работе «Кухня», решенной профессионально, драматич­ но. Остро, прочувствованно и проникновенно передает трагедию войны Таня Воро- шилина. «Сталь для фронта» — так называется компози­ ция Андрея Литвинова, по­ священная трудовому геро­ изму в тылу. В этих и дру­ гих работах юные художни­ ки серьезно, осознанно вы­ ражают свое преклонение пе­ ред мужеством советского народа в годы тяжелых ис­ пытаний. свое неприятие войны. Естественно соседст­ вует с ними звонкий плакат Оли Лутовой «Мир —детям всей планеты». Следующей’по значимости надо назвать тему труда, по­ нимаемого как важнейший смысл жизни ■человека. Жи­ вым интересом, наблюда­ тельностью отличаются карти­ ны Олега Ананьева («Ста­ левар»), Жени Карпухина («Трубопровод строится»), уважением и гордостью от- щими в садах, — с любовью воссоздают Таня Голощапова, Люда Вострикова, Люда Смородина, Оля Бартенева, Вова Мещеряков и другие. Их творчество —свидетель­ ство чуткого восприятия красоты окружающего мира. И особенно наглядно это выявляется в лирических пейзажах, удивительно раз­ нообразных по настроению, построенных на гармонич­ ных сочетаниях то контраст­ ных, внезапных, вз,ятых в полную силу, то мягких, сближенных цветов. Хочется отметить этюды Тани Пчель­ никовой, Иветты Шебуииной, «Деревеньку» Наташи Меле­ ховой, «Пейзаж» Сергея Савенкова. Вообще . тема природы отражена почти в каждой работе, к какому бы жанру она ни относи­ лась. Замечательна живо­ писная работа (так и просит­ ся слово, «картина») Тани Мишиной «Последний луч», удачно построенная, повест­ вовательная, с зорко подме­ ченными деталями. Трудно отыскать тему или жанр, к которым бы не об­ ращались юные живописцы, которые не волновали бы их сердце и ум. С теплотой и непосредственностью выпол­ нена работа Гали Черных «Встреча», трогательно рас­ сказывающая о любви-к ма­ ме. I . / Неотъемлемая часть ду­ ховного мира детей — сказ­ ка. Красочные иллюстрации к любимым произведениям создали Лена Андросова, Саша Покидов, Наташа Ев- сюкова, Наташа Федорова и многие другие. Пробуют ребята свои силы и в графике. На выставке пре'дставлен целый ряд ин­ тересных линогравюр. Раду­ ет скульптурное творчество. Учащиеся знакомятся с на­ родной скульптурой, осо­ бенно с романовской игруш­ кой — прекрасным местным промыслом, в прошлом зна­ менитым, а ныне, к сожале­ нию, находящимся на грани исчезновения. Копируя на­ родные произведения, дети постигают свойства материа­ ла, красоту лаконичной пла­ стики, яркую выразитель­ ность обобщенных форм. Освоив эту стилистику, юные скульпторы делают свои иг­ рушки. Таковы фигурки бу­ деновцев, выполненные Аль- ' бортом Артемьевым, Серге­ ем Павловым, Алешей Кри­ воносовым. Так ребята уча­ тся понимать и ценить на­ родное искусство. О внима­ тельном отношении к обли­ ку и повадкам животных го­ ворят работы Лены Дмитри­ евой, Сережи Савенкова, костью, увлекательно расска­ зывают о жизни братской страны. Выставка работ учащихся детской художественной школы — убедительное свидетельство успехов, кото­ рых достиг педагогический коллектив в художественном воспитании детей. Но препо­ даватели далеки от самоус­ покоенности. Они убеждены: необходимо повышать уро­ вень профессиональной под­ готовки ребят. Чудесная по­ ра детства быстротечна, а вместе с ней уходят умиля­ ющие нас наивность, рас­ крепощенность. Что сох­ ранят ребята по окончании художественной школы -— это особенно заботит педа­ гогов. Своей важнейшей целью они считают форми­ рование в детях потребно­ сти творчества на всю жизнь, какую бы профессию они ни выбрали в будущем, восприимчивости к прекрас­ ному в окружающем;мире и искусстве. К сожалению, ус­ ловия не позволяют педаго­ гам полно реализовывать свои стремления: тесны по­ мещения, не хватает обору­ дования. Долгие годы ждут они завершения строитель­ ства нового корпуса школы. Преодолевать трудности ' и словом и делом помогают педагогам товарищи из ли­ пецких художественно-про­ изводственных мастерских и организации Союза худож­ ников. Анализируя экспозицию, хочется пожелать большего внимания к технике -акваре­ ли, как самой сложной, не терпящей исправлений, при­ учающей к более серьезно­ му и вдумчивому изучению натуры и тщательному поис­ ку цвета и формы. Еще один важный штрих: не только объяснение, по­ каз, но и личный творческий пример преподавателя яв­ ляется существенным мо­ ментом воспитания. И не случайно выставку работ учащихся сменила экспози­ ция произведений препода­ вателей художественной школы. Выставку детского твор­ чества посетили тысячи зри­ телей — школьников и взрослых, и каждый покидал зал со светлой улыбкой. Для многих ребят, учеников младших 'классов средней школы, это было первой встречей с искусством, ра­ достным, запоминающимся событием. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед. К О Р А Б Л И Д А Л Е К И Х В ЕКО В ... В краеведческом музее Во­ ронежа, города, расположен­ ного в полутора тысячах ки­ лометров' от моря, установлен великолепный макет многопу­ шечного парусника конца XVII века. Это память о собы­ тиях почти 300-летней давно­ сти, Здесь, на берегу реки Воронеж, по приказу Петра I были воздвигнуты первые в России корабельные верфи и построен в кратчайшее время боевой флот. Автор макета ( — художник Вадим Косогоров. Старинные корабли и история русского флота — многолетняя любовь художника. Прежде чем приступить к работе над макетами кораб­ лей, В. Косогоров много рабо­ тает в архивах, изучая доку­ менты, связанные с историей отечественного кораблестрое­ ния. — Деревянные парусные корабли XVII—XVIII, да и XIX веков до . наших дней4 не сохранились, — рассказывает В. Косогоров. — А как вы­ глядели первые русские бое­ вые корабли, входившие в Азовский флот, мы даже не знаем точно. Известны лишь названия их — «Апостол Петр», «Апостол Павел»... Макет, который создавал художник, конкретного про­ тотипа в жизни не имел. Это обобщенный тип корабля пет­ ровских времен, но построен он в строгом соответствии со старинными описаниями и гравюрами, которые посчаст­ ливилось найти художнику. Он позволил себе фантазиро­ вать лишь в частных деталях. — Недавно, — говорит В. Косогоров, — я начал стро-. йтельство модели первого ли­ нейного корабля русского во­ енно-морского флота, который вошел в историю как уникаль­ ное произведение не только национального русского ко­ раблестроения, но и декора- тивно-прйкладного искусства. Он носил пышное в духе вре­ мени название — «Гото-Преде- стинация («Божье пред- видеии’е») и был построен по чертежам самого Петра 1. 27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейст­ ва в присутствии высших чинов государства и иностран­ ных послов Петр I собствен­ норучно перерубил топором «задержники» под корпусом 58-пушечного корабля, и он плавно сошел со стапелей на воду. История сохранила и* чертежи корабля, и подробные гравюры того времени, изо­ бразившие его в разных ра­ курсах и со всеми деталями декора. — Моя задача, —продол­ жает В. Косогоров, —сделать макет корабля в точнейшем соответствии с петровскими чертежами, со всей орнамен­ тикой, резьбой по дереву и т. п. Строительство довольно крупного макета будет вес­ тись в соответствии с кораб­ лестроительными принципами той эпохи. Уже начата сборка каркаса, отлиты из металла пушки, заготовлены порохо­ вые бочки, паруса, амуниция, государственные флаги, дета­ ли орнамента и т. д. Модель первого русского линейного корабля будет ус­ тановлена в Воронежском крае­ ведческом музее. Художник планирует закончить ее к 400-летию города Воронежа, которое будет праздноваться в 1985 году. О. ТОРЧИНСКИЙ, корреспондент АПН. —--------------- Народное творчество: проблемы р а зв и ти я ------- ----- -— КОМУ БЫТЬ«ЗАПЕВАЛОЙ». . . # В ЕЛЬЦЕ ФОРМАЛЬНО ОТНОСЯТСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вспомнилась мне недавняя встреча с руководителем на­ родного хора элементного завода, истинным энтузиа­ стом художественной само­ деятельности Николаем Ми­ хайловичем Стройчовым. — До войны в Ельце был сильный профессиональный театр, — рассказывал он. — Ельчане любили его. В пос­ левоенные годы на его базе возник самодеятельный дра­ матический коллектив. Руко­ водил нм профессиональный актер Леонид Полянский. В основном, ставили класси­ ку: «Свои люди — сочтем­ ся», «Бесприданницу» А. Н. Островского, «Платон Бре- чет» Корнейчука... Почти каждый месяц — премьера. Со спектаклями выезжали и в села. Эту хорошую тра­ дицию продолжили потом преемники Полянского — Борис Гусев (он тоже был актером), Августа Кузнецо­ ва. При ней театр получил звание народного. Но ушла она — и заглох наш народ­ ный театр. Действительно, теперь он ставит в год не более одно­ го-двух спектаклей — к от­ четным смотрам самодея­ тельности или на предмет подтверждения звания народ­ ного. Как правило, спектак­ ли смотрит ограниченный круг людей, 'какого-либо ре­ зонанса в культурной жиз­ ни города они не получают. И дело не в уровне постано­ вок — он, в общем-то, доста­ точно высок, — а в том, что их мало и нет широкой рекламы. Можно ли устранить эти недостатки? Если говорить о рекламе, то тут особых пре­ пятствий нет. Но вот что ка­ сается количества спектак­ лей, то тут все гораздо сложнее. Их стало меньше прежде всего потому, что слишком часто меняются ре­ жиссеры, которые, чего гре­ ха таить, не всегда находят в городе- необходимую поддерж­ ку и внимание. «Пробить» для них квартиру в горис­ полкоме почти невозможно, да и чисто организационные вопросы решаются в Доме культуры плохо. Это ка­ сается и подбора труппы, и приобретения костюмов, из­ готовления декораций, оформ­ ления спектаклей. безразличие к театру обо­ рачивается бесконтроль­ ностью. Каждый новый ре­ жиссер действует, сообра­ зуясь не с традициями и возможностями коллектива, а только с собственными склонностями. Именно по­ этому. например, не сложи­ лись отношения между Н. В.. Киселевой и труппой. На­ дежда Васильевна увлечена пантомимой. Ветераны не смогли овладеть этим но­ вым для них искусством и ушли из театра. Киселева вынуждена была создать фактически новый коллек­ тив из молодежи, организо­ вала студию пантомимы. Са­ мо по себе это дело хоро­ шее. Но, спрашивается, за­ чем же при этом было уп­ разднять стабильную драма­ тическую труппу с давними добрыми традициями? Нелегкая задача возрож­ дения театра выпала на до­ лю молодого режиссера Сер­ гея Швецова, выпускника Тамбовского филиала Мо­ сковского института культу­ ры. Ему пришлось, в сущно­ сти, набрать новую труппу, с которой он уже поставил од­ ноактную пьесу М. Зощенко «Преступление.и наказание», сейчас готовится новый спек­ такль. Начала работу после езда временного руководите­ ля не распадется, нет. Еле теплится жизнь само­ деятельных коллективов го- ррдского Дома культуры. По справке директора ДК Л. В. долгого перерыва и студия Шиборовой, их насчитывается при народном театре. Но для того, чтобы эти тенденции были устойчивы­ ми, чтобы спектакли стали важным событием в жизни Ельца, требуется принципи­ ально новое отношение к нему со стороны городского отдела культуры. К сожале­ нию, его заведующая 3. Н. Антипина сейчас больше озабочена тем, чтобы обеспе­ чить массовость очередного смотра. Дело это нужное/ но нельзя забывать и о стабиль­ ности создаваемых -коллек­ тивов. Ежегодно прово­ дятся смотры самодея­ тельных коллективов, в ходе которых называют астроно­ мические цифры ее участ­ ников. Увы! Все эти смотры проводятся в основном... ра­ ди смотров. Регулярно же, в течение всего года дейст­ вуют лишь немногие кол­ лективы, остальные, как и народный театр, дожидаются очередного отчетного «бу­ ма». Вот танцевальный ан­ самбль «Ельчаночка». Дол­ гое время им руководил по совместительству любитель- танцор. Репетиции проводи­ лись от случая к случаю, ре­ пертуар не радовал. На сце-' не ельчане видят ансамбль редко. Правда, сейчас с ним занимается практикант из Тамбова Юрий Лазарев. Готовится интересная, раз­ нообразная программа. Но опять-таки уверенности в том, что ансамбль после отъ- 19. Однако собственно худо­ жественным творчеством за­ нимаются в тринадцати. Ос­ тальные — это клубы моло­ доженов, «умелые руки» и другие объединения, которые к интересующему нас вопро­ су имеют лишь косвенное отношение. Но дело не столько в количестве круж­ ков, сколько в качестве их работы. А оно огорчает. За­ нятия то и дело срываются. В день моего первого посе­ щения ДК, 12 марта, напри­ мер, не пришла на занятия художественного слова его руководитель Л. В. Зиборова. — Почему не состоялось занятие? — поинтересовалась я у нее, — Была на совещании в горисполкоме, — отвечает. Но, как выяснилось, сове­ щание проходило в другое время и помехой це могло быть. Не попала я на занятие того же кружка и 16 марта. На этот раз руководитель был, но не явились участни­ ки. В тот же день по ана­ логичной причине сорвались занятия юношеского вокаль­ но-инструментального ан­ самбля, детского и взрослого танцевальных коллективов. Несколькими днями раньше из-за неявки без уважитель­ ного повода режиссера отмэ-- пилась репетиция в студии пантомимы. Все эти факты свидетельствуют о том, что к художественной самодея­ тельности в ведущем очаге культуры города относятся формально. Не лучше ситуация и во Дворце культуры завода «Эльта». Был здесь раньше хороший хор, от которого сейчас осталась лишь неболь­ шая группа народной песни. Собирается она от случая к случаю, а выступает и того реже. Не блещут ни репер­ туаром, ни количеством вы­ ступлений и хореографиче­ ский, танцевальный коллек­ тивы. Но если во Дворце куль­ туры эльтовцев кое-какая ра­ бота все же идет, то на большинстве предприятий го­ рода, где нет своих клубов, дела совсем плохи. Так, на заводе «Прожекторные угли» о художественной самодея­ тельности практически забы­ ли еще десять лет назад. «Перевелись» самодеятель­ ные таланты на фабрике массового пошива одежды, в автоколонне № 1499, на са­ харном заводе, в тресте «Елецтяжстрой». Слово «перевелись» взято в кавычки не -случайно. Талантливые люди были и есть везде. Есть- и большой интерес к художественному творчеству. И там, где его хотят и умеют поддержать, допустим, на элементном за­ воде, где работает известный нам Н. М. Стройков, самоде­ ятельность в почете. Народ­ ный хор часто выступает не только перед рабочими, по и нередко выезжает в подшеф­ ные хозяйства. Имеются мужской и женский вокаль­ ные ансамбли, коллективы художественного чтения и- эстрадный, агитбригада. Вы­ ходит, все упирается в одно: в увлеченность, добросовест­ ность людей... А найти их, направить, помочь им — обязанность городского отдела культуры. Такой крупный город, как Елец, имеет право на полно­ кровную культурную жизнь. Г. ИВАНОВА, внештатный корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz