Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС — в жизнь! С РАЗМ АХОМ И БЕЗ Сверстав еще один хлеборобский год, второй год дей ствия Продовольственной программы, всколыхнувшей всю жизнь на селе. У тружеников аграрного цеха нынче нет важнее задачи, чем полное использование имеющегося потенциала. Как этого добиться? Об этом на селе сегод ня думают все: и механизатор, и животновод, и партий ный работник. И все-таки одну из решающих ролей при званы сыграть руководители хозяйств. «В работе с кад рами, как нигде, нужна четкая продуманная система» — сказал на апрельском Пленуме ЦК КПСС Генеральный сек ретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. Сегодня мы начинаем публиковать письма нашего соб ственного корреспондента, в которых предпринята попыт ка на примерах из Добринского, Грязниского и Усман- ского районов дать штрихи к портрету сегодняшнего ко мандира производства, осветить проблемы, связанные как с подготовкой, подбором, воспитанием кадров, так и с методами управления производством. Не т а к да вно, уже по осе ни, разговаривал я с первым секретарем Усманского рай кома партии В. С. Росляко вым. Его стаж на этой дол жности, с высоты которой далеко и многое видно, де сять лет. Перебирали усман- ских председателей колхо зов, директоров совхозов. Владимир Семенович каждо му давал точную и емкую характеристику. Этот нас тойчив, горячо берется за дело. Тот — уже пять лет сидит в кресле, а сдвигов пока что никаких. Третий... Как бы не зазнался этот тре тий, гонорок появился. — Да, — посетовал сек ретарь, — не хватает нынче людей с размахом. Нечто подобное приходи лось мне слышать и в Доб- ринском районе, и от сосе дей — грязинцев. А, может, сегодня на селе она и не нужна, эта размашистость? Было время, когда председа тель шел на риск, чтобы на метлах или иных каких «про мыслах» сколотить деньжат для разворота. А теперь в каждом хозяйстве, считай, своя МТС, и ферма под стать заводам. Куда же еще раз машистее?.. Не важнее ли сейчас другое: стиль хозяй ствования? • Уже много лет усманский колхоз имени 1 Мая ' воз главляет А. Е. Карпов. О нем говорят: хозяин прижи мистый. Мол, сам по ночам охранял склад столярки, для новых домов предназначен ной. Не хватает он, что ни попадя, предпочитает бе речь то, что имеет. Во всех делах осторожен, не семь, а десять раз примерит. Вот и цеховую структуру управле ния производством сам на Украину изучать ездил, а с внедрением пока не торо пится: прикидывает, приме ряется, как .бы •сделать это получше, повернее, без лиш них издержек. И так во мно гом. И вот даже в тяжелом 1982 году, когда в других хозяйствах на счету оста лись одни убытки, колхоз имени Первого мая имел хоть, скажем так, н чисто симво. лическую, но прибыль. Но стоит ли противопо ставлять вообще глубину широте? Иван Иванович Мо- ренко, директор откормсов- хоза «Никольский» — чело век исключительно скрупу лезный. И прижимист директор, бывает даже чрез мерно. В то же время, какой размах! Жилья строит боль ше, чем кто-либо. Никому еще и в мысль не пришло, а в «Никольском» уже под тягивают к домам газ. На по следней районной парткон ференции секретарь партий ной организации по поруче нию руководства совхоза уже не просил, а требовал: «Дайте нам землю. Нам нуж на своя земля, чтобы от кармливать больше скота». Словом, везет воз и без то го большой, а требует доба вить. И. И. Моренко успел -и повоевать, и пережить не лучшие времена в своей жизни, когда был, так ска зать, в опале у местного ру ководства, потом ' однако снова его призвали в строй. И А. Е. Карпов, и И. И. Мо ренко — уже окончательно сложившиеся руководители старшего поколения. Таких надо принимать, какие они есть, и йадо учиться у них всему лучшему нашей моло дежи. О молодых, о сотнях но вичков полных сил, которые составляют нынче большин ство руководителей сельско го производства, — первая забота. Сила-то силой, а как дело обстоит с опытом? В. Д. Киреев в председа тели усманского колхоза «Россия» пришел из «горо да», с должности начальника ПМК. И сразу повел дела на свой лад. За короткое время в колхозе появились отличный машинный двор, первые в районе безнаряд ные звенья, репродуктивная ферма. Стали реконструиро ваться животноводческие по мещения — благо, лес под боком, — начались опыты по возделыванию свеклы без затрат ручного труда. Прав да, особой широты и разма ха пока не чувствуется, но все же... Под стать В. Д. Кирееву и Ю. И. Алтухов, который, став председателем другого усманского колхоза «Ленин ский путь», первым делом развернул поход за резкое повышение культуры земле делия. Оба эти председателя, уже познавшие вкус успеха, молоды, не все у них полу чается, но не с того ли на чинали и маститые предсе датели. Молодые руководители не лезут в карман за словом и не робеют перед начальст вом, думают, проявляют ини циативу. Смелости им не занимать. Тем- и берут, ком пенсируя недостаток опыта. К сожалению, есть и иные руководители. Помнится, приехал я в один из слабых и запущенных колхозов в день отчетного собрания. Председатель всю ночь, ви димо, не спавший, был чем- то угнетен й растерян. Док лад он сделал глубокий, ква лифицированный, и разноса от колхозников особого ему не было, потому что предсе дательствовал он всего года два или три. Однако насто рожила реакция на мое по явление. — Ну вот, — печально сказал он, — опять критико вать будете... Нас уже и так заклевали. Верно, крепко ему пере падало и от журналистов, и «сверху». Подумалось, а мо жет, и впрямь критикуют его не за дела, а как это иногда случается, по привычке? Стали разбираться. Зар плата у механизаторов едва ли не самая высокая в рай оне, а выработка на трактор — самая низкая. — А что я сделаю? — разводил председатель рука ми. — Привезут раз солому с поля — требуют, чтобы ставили в табель восьмерку. Так ведь заведено здесь. Нет, не вызывал он ника кого сочуйствия. Но зйал я и другого председателя —» сейчас он на пенсии. Двад цать лет прошло, как был он у руля хозяйства, но с три буны собрания он говорил так же горячо: — Хотел я все поля обса дить лесополосами. И сажа ли мы деревья, берегли. Где они теперь эти лесополосы? Нет их. Кто виноват? Вы, потому как все посадки по топтали тракторами. Он, тот председатель, и теперь оставался бойцом, непримиримым, смелым, и за свои лесополосы воевал не только словом. Да, время идет вперед, задачи на селе неимоверно усложняются, возможностей для разворота все больше, но и «поденщики» среди руководителей хозяйств не перевелись. Поденщик в за ботах о том, каковы свер стать день, не думает о пер спективе, предел его жела ний — выполнить план, и это стремление, как шоры, не дает ему видеть и мыслить шире. Нынче в хозяйствах Усманского района получено прибыли в пределах шести миллионов рублей. Это как раз столько, на сколько по вышены закупочные цены с надбавками к ним. Даже в прошлом, далеко не худшем году, доход хозяйств был низок. В чем же причины? Не придется ли снова лепить горшки и точить черенки для лопат, чтобы покрывать убытки от зерна, молока, мя са? Чт© мешает вести дела иначе? Теперь много говорят о не обходимости предоставить сельским руководителям больше самостоятельности. Процесс этот уже начался, но встречает упорное сопро тивление. Уполномоченные из района, несмотря на осу ждение этой практики, про должают ходить по пятам за председателем, опекать его. Недавно на одном из сове щаний в Усмани серьезной критике подвергся один из руководителей, предоставив ший своему специалисту от пуск без согласования с рай- сельхозуправлением. Предсе дателем и директором сов хоза все еще пытаются ру ководить и райком комсомо ла, и’ райбыткомбинат, и по жарники. Руководитель сей час по-прежнему остается бо лее руководимым, чем руко водящим. Тут любой талант рискует утонуть в руководя щих указаниях и директивах. . Но вот один из признан ных командиров производст ва, кому этой самостоятель ности не занимать, директор грязинской . птицефабрики «Россия», Герой Социали стического Труда Н. Т. Вла димиров считает, что ориен тир на предельную самостоя тельность — палка о двух концах. «Дай волю иным, вообще перестали бы сеять свеклу». Верно? Вроде бы. Но и тут нет, Думается, от вета на вопрос, почему все- таки н сегодня остро ощу щается на селе дефицит по- настоящему крупных, мысля щих, творческих, инициатив ных командиров нащего сельского ц,еха? С. БРОВАШОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». В цехе крупного литья ли пецкого завода «Центролнт» по-ударному, высокопроиз водительно трудится стержен. щик Виктор Яковлевич Ив лев. Он член бригады В. В. Негробова, передового ува жаемого коллектива на пред приятии. Комсомолец В.. Ив лев зарекомендовал себя ини циативным, знающим свое дело специалистом. Изготов. ленные им стержни для от ливок, как правило, имеют высокое качество, сдаются С первого предъявления. На снимке: В. Ивлев. Фото А. Кудрявцева. БРИГАДИРЫ ДЕРЖАТ СОВЕТ Состоялся слет бригадиров и профгрупоргов объединения «Липецказтотранс» и управле ния «Аипецкавтодор». Его от крыл председатель обкома профсоюза работников автомо бильного транспорта и шос сейных дорог И. Е, Севостья- нов. На слете обсуждены пути по вышения эффективности вос питательной работы, укрепле ния дисциплины и роста произ водительности труда, улучше ния обслуживания населения на пассажирском транспорте. Решающая роль здесь, конеч но, принадлежит бригадам, бри гадирам, их умению работать с людьми. Именно об этом гово рили на- слете бригадир брига ды образцового обслуживания пассажиров из автоколонны № 1415 В. И. Богомолов, бри гадир Комсомольске - молодеж ной бригады из Липецкого ЙОГА № 1 Е. И. Ситников, представители других коллек тивов. На слете были подведены итоги социалистического со ревнования между бригадами за первый квартал 1984 года. Звание «Лучшая подрядная бри гада объединения «Липецкав- тотранс» присвоено бригаде во дителей автобусов Липецкого ПАТП-1, которой руководит М. С. Пятница, бригаде води телей грузовых автомобилей из автоколонны № 1143 А. Д. Валихова, бригаде водителей легковых таксомоторов из Липецкого ПАТП-2, руководит которой В. М. Корейва, ряду других коллективов. За досрочное выполнение планового задания первого квартала и социалистических обязательств большая группа бригадиров, ремонтных рабо чих, водителей награждена Почетными грамотами объеди нения «Липецкавтотранс» и обкома профсоюза, нагрудны ми знаками ВЦСПС «За актив ную работу в профгруппе». Многим передовикам произ водства вручены ценные с.*о- дарки. ю . ДЬЯКОВ. К О Л Х О З Н Ы Е НО ВО СЕЛЬЯ На одной из новых улиц >лхоза имени Крупской, ко- >рая еще не имеет назва ли, выстроились как по ли- »йке с десяток кирпичных эттеджей. Появились они шквально за год с * неболь- им, а новоселами этих бла- >устроенных домов стали зярки и скотники, строите- 1 , механизаторы и спецна з ы . Давайте познакомимся с шим из них. Борис Алексе- шч Стрельников. Работает изедующим колхозной мас- :рской. С женой Светланой иколаевнбй и совсем еще аленьким сынишкой Димой шимает трехкомнатную зартиру. — Новоселье справили в щун Нового года, — рас- сазывает глава молодой :МЬИ, — и очень мы с суп- дюй довольны. Посмотрите г расположение комнат: :е они изолированные. Про- юрный зал, спальная, дет- гая. И отделка внутри при знательная, строители по- -арались по городским мер- 1М. Хорошо обустроено под- >рье: сооружен добротный рай, двор обнесен штакет- ам забором. И еще одна :обенность крестьянской :адьбы: на гумне, за ого-’ >дом, скрывшись под не- эочным ледком, дремлет гчушка. В летнюю пору щ нужна не только для эохлады, но и полива вся- >й огородной культуры... В колхозе, помимо кот- :джей, сдан в эксплуатацию 3-квартирный двухэтажный >м, тоже со всеми удобст- ши и приусадебными ука зами. Всего здесь за год злучили ключи от новых гартир около 40 семей. — Порядок распределе ния жилья у нас таков: про работал' новичок или местный молодой колхозник год, по казал себя, — вселяйся в новую квартиру, — расска зывает председатель колхоза В. Н. Федотов. Колхоз имени Крупской расположен, считай, в селе Доброе — центре района. Соседство не столь выгодно с точки зрения закрепления кадров. Раньше отток людей в другие организации был большим, теперь в связи с ускоренным строительст вом жилья значительно со кратился. Особенно заметно стаби лизировались кадры в жи вотноводстве. Только в прошлом году сюда пришло восемь доярок, три скотни ка, люди других специаль ностей. И все они получили новые квартиры. Новосела ми стали не только местные сельчане, но и -приезжие. — И все-таки нужда в кадрах по-прежнему остает ся, — рассказывает началь ник животноводческого ком плекса И. А. Ермаков. — Сейчас у нас не хватает шесть скотников, двенадцать доярок, несколько механиза торов. Мы продолжаем полу чать письма с просьбой при нять в колхоз, но лимитиру ет жилье. Значит, все то, что построено в нашем колхозе, — это лишь начало. Верно, строительство в колхозе только что развора чивается. В нынешнем году здесь намечено построить хозспособом 10 двухквар тирных домов, завершить строительство 18-квартир- ного жилого дома. В пер спективе планируется соору жение бытового комплекса, дополнительной полутора километровой нитки водопро вода, новой электролинии. В будущем центральную усадьбу колхоза намечено полностью газифицировать. — Понятно, одним решить эту задачу нам не под силу, — говорит председатель кол хоза. — Как и раньше, рассчитываем на помощь наших шефов: межколхоз ную передвижную механи зированную колонну, масло завод, комбинат бытового обслуживания, Трубетчии- ское и Добровское объеди нения сельхозтехники, дру гие организации. Думаю, что не будем обойдены внимани ем со стороны райкома пар тии. Наши инициативы в за стройке села находят здесь всемерную поддержку. Сам председатель колхо за В. Н, Федотов в недав нем прошлом — партийный работник, хорошо знает нуж ды села, глубоко понимает остроту проблемы закрепле ния колхозных кадров. Как правило, его рабочий день начинается с изучения пот ребностей стройки* решения организационных вопросов в строительстве жилья, объек тов соцкультбыта. Особое вниманйе» руково дитель хозяйства уделяет развитию и укреплению соб ственной строительной базы. В колхозе завершаются ра боты по вводу пилорамы, столярного цеха, растворно- бетонного узла, своими силами организована заго товка круглого леса. Все это станет большим подспорьем в застройке села, преобразо вании его социального и культурного облика. И. ок ск ии. ВОЗВОДЯТ МОЛОДЫЕ —- У нас теперь есть своя строительная бригада, — по делился новостью председа тель усманского колхоза имени Ленина В. И. Чурилин и до бавил: %— Комсомольско-мо лодежная, средний возраст двадцать лет. Грачевка — глубинное, об житое село — сегодня обнов ляется стол* же бурно, как и сотни других населенных пун ктов области. Уже обретает все более четкие контуры вто рая улица из современных до мов. Первые три из них стро или «шабашники». Четвертый дом на новой улице возводили уже колхозные каменшикн. А тем временем готовилась смена. Светлана Февралева и Нина Игнатова после СПТУ по путевкам комсомола поехали на стройки Дальнего Востока. В прошлом году они приехали на постоянное жи тельство в Грачевку уже се мейными. Демобилизовались, отслужив в армии, и Алексей Данковцев, Анатолий Поря- дин, которых в свое время колхоз тоже направлял в профтехучилище. Чем не кос тяк для новой бригады? В марте началось строи тельство пятого двухквартир ного дома на новой улице. Эта дата и стала днем рож дения * Комсомольске-моло дежной бригады. Половина ее членов мастерки в руках по началу держала еще не сов сем уверенно. — Теперь уже ясно, — говорит председатель -В. И. Чурилин, — что молодежная строительная бригада получи лась. В коллективе хороший трудовой настрой, безупреч ная дисциплина. Е. АГЕЕВ. Около тридцати лет рабо тает в инструментальном це хе Липецкого станкозавода Виктор Макарович Фарафо- нов. Он ударник труда, наг ражден медалью «За трудо. вое отличие». На снимке: В. М. Фара- фонов. Фото В. Елыпаева. РЕФОРМУ Ш К О Л Ы -В ДЕЙСТВИЕ С ЕЛ Ь С К А Я МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ На берегу Красивой Ме чи, что воспета И. С. Турге невым, расположилось не большое село Сергиевское Краснинского района. А в нем — восьмилетка, здание не новое и не очень примет ное. Здесь бессменно 26 лет работает директором Е. А. Шилина. Заместителя у нее нет, завхоза тоже. И хотя в школе мало учеников — всего 28, забот у директора хватает. В школе всего пять учи телей. Казалось бы, какой тут контроль руководителя. Все на виду. А Евдокия Алексеевна редкий день не побывает на уроках. И де лает это она не для отчета. В этом учебном году в школу прибыли два молодых специалиста. Директор стала для них добрым наставни ком, помогает им составить планы,, подготовить и прове сти занятия. Часто пригла шает на свои уроки. Моло дые учителя такую помощь охотно принимают. Ведь им приходится вести предметы не только по специальности, полученной в институте, штат-то маленький. Помогла им Евдокия Алексеевна и с жильем: все учителя живут в благоуст роенных квартирах со все ми удобствами. И в этом большая заслуга председа теля колхоза «Родина» Л. М. Карпова. Д1к°ла в свою очередь тоже не стоит в стороне от колхозных дел. Три раза в месяц все ученики после за нятий вместе с учителями, а то и самим директором, идут на ферму: чистят, моют помещения, ухаживаютч за животными. Интерестый факт: в прошлом году из шести восьмиклассников трое пошли учиться в Конь- Колодезский сельскохозяй ственный техникум, а трое — в Лебедянское педучили ще. Из тех, кто поступил в техникум, одна —» Лена Кухаренко перешла на за очное отделение и стала вместе с матерью работать дояркой. В колхозе ее хва лят и ценят. Еще один штрих из жиз ни Е. А. Шилиной: она вы растила двух прекрасных сыновей. Оба в этом году заканчивают Липецкий пед институт и решили пойти работать в свою родную школу. «Хорошую подгото вила себе замену Евдокия Алексеевна», — говорят о ее сыновьях в Краснянском районе. ...Сельская малокомплект ная. О ней пишут редко, да и ученые-педагоги реши ли пока далеко не все ее проблемы. Некоторые счи тают, что это обычная шко ла. А между тем это не совсем так. Специфика малокомплект ных школ очевидна. В той же Сергиевской, а также Екатериновской, Синдякин- ской, Рудничной, Демкин- ской, которые справедливо считаются лучшими в обла сти, есть свои трудности, преодолеть которые "непрос то. Представьте себе учите ля, работающего одновре менно с двумя-тремя клас сами. Каково ему? Или учи- телю-предметнику, на уроке которого сидят два-три уче ника. Приходилось наблю дать, как за урок их опра шивают по десять н более раз. Психологи подметили, что такая методика утомля ет ребенка, теряется стимул к учению. Как же быть? Надо менять методику опроса, сокращать его, а высвободившееся время ис пользовать для организации и проведения самостоятель ной работы. Так именно и поступают в передовых пе дагогических коллективах. Вот маленький коллектив — Косыревская начальная школа Липецкого района. Много лет возглавляет ее А. Г. Орешкина. В этой школе проходят практику студенты, успешно ведется экспериментальная работа по обучению шестилеток. Александра Григорьевна работает одновременно с двумя классами. Когда при сутствуешь у нее на уроках, отмечаешь, как умело орга низует она учебный процесс. Особое внимание обращает на понимание детьми по ставленной перед ними за дачи, дает четкий инструк таж. Большинство учащихся А. Г. Орешкиной учатся на хорошо и отлично. А в Ча- сто-Дубравской средней, куда они переходят после окончания своей школы, они нередко удивляют и сверст ников, и учителей умением работать самостоятельно. Александра Григорьевна щедро делится своим опы том, выступая на областных курсах и семинарах перед учителями начальных клас сов. Число ее последовате лей растет. Это В. К. Куз нецова из Воловского райо на, В. А. Самохина из Лев- Толстовского, Н. В. Дувано- ва йз Хлевенского, 3. М. Уньшина из Тербунского и другие. Есть педагогические на ходки и у учителей-предмет- ников малокомплектных школ. В условиях малой на полняемости классов очень важно снимать психологиче ское напряжение, так как на всех уроках идет работа с одними и теми же ученика ми. Но как это сделать? 3. М. Горбенко из Романов ской восьмилетки Лебедян ского района пользуется для этой цели набором разнооб разных карточек. Включает она в урок и занимательный материал, словом, стремится создать и развить у учащих ся положительные эмоции, чувство удовлетворения. Опираться на передовой опыт, внедрять его — важ. нейшая обязанность руково дителя сельской школы. Од нако нельзя закрывать гла за на трудности, которые встают на этом пути. Дело в том, что в малокомплектной школе учителю нередко при ходится быть универсалом.' Он ведет физику и историю, сельхозтруд и физкультуру. В этих условиях нужна ши рокая специализация, кото рую учитель должен полу чать в пединституте. Однако наши вузы к этому пока не готовы. Еще одна проблема. От сутствие творческого обще ния со своими коллегами по специальности. Путь тут один — повысить роль средних школ в организации методической работы со все ми учителями микрорайона. Пример в этом отношении показывает Верхнематрен- ская средняя школа Добрин ского района. В ее микро районе две восьмилетние и три начальные школы. В меж школьных методических объе динениях получают кон кретную помощь учителя начальных классов, русского языка и литературы, мате матики и физики, химии и биологии, истории, геогра фии. Учатся здесь и клас сные руководители. К услу' гам педагогов хорошо осна щенные кабинеты. Для мо- * лодых и учителей-неспециа- листов опытные коллеги де лают опережающую разра ботку наиболее трудных тем учебной программы, дают открытые уроки, выпускают методические бюллетени. Стало практикой проведение совместных педагогических советов учителей микрорай она. Опыт Верхнематренской средней заслуживает под держки и распространения. Школьная реформа, одоб ренная апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и при нятая на сессии Верховного Совета СССР, предусматри вает значительное укрепле ние материальной базы ма локомплектных школ, осо бенно по трудовому обуче нию. В большинстве их по ка нет и половины оборудо вания, указанного в перечне по организации занятий сель скохозяйственным трудом. Сейчас эти вопросы надо решать оперативно вместе с базовыми предприятиями. Доброе содружество свя зывает" с базовым хозяйст вом Демкинскую восьмилет ку Чаплыгинского района. Все 9 учителей ее имеют высшее образование, рабо тают творчески. Школьная ученическая бригада, хотя и небольшая, славится своими делами. В 1983 году юные полеводы вырастили в пере счете на гектар 240 цент неров картофеля, 270 цент неров капусты, 360 центне ров кормовой свеклы. Было заготовлено на зиму много овощей, что позволило обес печить бесплатным питани ем -всех учащихся. На школьной ферме в прошлом году ученики вырастили 10 телят, а юные кролиководы заняли первое место в райо не. При школе создан един ственный в области «Клуб юных коневодов». Ученическая бригада Ниж- не-Колыбельской восьмилет ней школы Хлевенского района тоже небольшая, но о делах ее знают многие. На протяжении трех послед них лет ребята проводят опыты по заданию местного • колхоза и областной сель скохозяйственной опытной станции. Получены хорошие результаты, бригада заняла первое место в области по опытнической работе. Крепкая связь с колхозом способствует закреплению кадров на селе. Сложные задачи стоят пе ред сельскими малокомплект ными школами. Но несмот ря на специфику, трудности повседневной работы, педа гогические коллективы стре мятся во всем быть на уров не современных требований. Ф РОМАННИКОВ, заведующий кабинетом педагогики и психологии ИУУ, заведующий внеш татным отделом школ «Ленинского знамени». ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ В липецкую школу № 2 меня привело желание по ближе познакомиться с Ва лерием Николаевичем Мнк- линым. Он учитель труда, преподает этот предмет уже более двадцати лет. Немало полезного для школы делают ребята под руководством Валерия Ни колаевича: ремонтируют школьную мебель, сколачи вают ящики для рассады, изготовляют скребки, моло точки, универсальные тяпки, различнее игрушки для детского сада. Некоторые поделки реализуются. Так, недавно вырученные ребята ми деньги в сумме 45 руб- РАЗВЕ ЭТО МАСТЕРСКИЕ? лей переданы в Фонд мира. С удовольствием ведет Валерий Николаевич и заня тия в кружке «Умелые ру ки» — каждый день но два часа. Вместе с ним мальчи ки конструируют модель ав томашины, разбирают радио схемы, станок ремонтируют... И для каждого найдется слово доброе и совет разум ный. Два часа бесконечных хлопот — вот что такое кружок для В. Н. Миклина. Но это тема для другого разговора. А сейчас мне бы хотелось обратить вот на что внимание. Известно, что эффективность урока опре деляется не только самоот верженностью педагога. Урок еще и должен быть хо рошо оснащен. И вот здесь Валерию Николаевичу не очень повезло. Для уроков труда во второй школе вы делен лишь один учебный класс площадью 48 квадрат ных метров. Здесь смогли разместить три токарных станка выпуска... 1954 года и два сверлильных. Добавь те сюда пятнадцать оборудо ванных тисками верстаков — и это будет все, чем распо лагает сегодня школа для обучения ребят труду. Нуж ны ли комментарии? ’Я ду маю, они излишни. В чем же дело? Как вы яснилось, были у школы до вольно просторные мастер ские, но здание школы ста рое, и помещения, где нахо дились слесарные и сто лярные мастерские, со вре менем пришли в аварийное состояние. Четыре года на зад их закрыли. В перспек тиве, надеялись педагоги, появится новая пристройка и дело поправится. И не толь ко с мастерскими. Оказа лось, у ребят, обучающихся, кстати, в две смены, в шко ле нет нормальных условий для отдыха, обеда, в трудных условиях работают группы продленного дня... Да, большие надежды воз лагал педагогический кол лектив на пристройку к школьному зданию, плани руя разместить в ней мас терские, актовый зал, столо вую, ряд остро необходимых кабинетов. И надежды эти, было, начали сбываться. Да вдруг дело стало. Я беседо вал с руководителями шко лы, со многими педагогами, родителями. Нельзя не раз делить их общую тревогу — ведь ни в городском отделе народного образования, ни в горисполкоме никто так и не назвал конкретного срока: когда же начнется строи тельство столь необходимо го школе помещения? И. БУРКОВ, виешт. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz