Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Л Р 1 Ц Е В О Й С Ч Е Т Э К О Н О М И И « Г 1 3 » П А М Я Т К А « Л З » О Экономия только одного процента топлива позволяет народному хозяйству области три-четыре дня в году работать на сбереженных ресурсах. ф Если при работе автомобиля теряется лишь капля бензина в секунду, то за весь срок его служ бы потеря составит почти 15 тонн. Их достаточно, чтобы объехать земной шар полтора раза. ф Если в коллективе сэкономят 9 тысяч киловатт- часов электроэнергии, то ее хватит для прокатки 20 тонн стали, но такое ж е количество энергии по стоянно теряется на машиностроительных заводах области из-за того, что мощное оборудование за частую работает вхолостую. ф Если на машиностроительных заводах облас ти изготовление несложных деталей перевести с токарной обработки на штамповку, то экономия металла достигнет 10 процентов от всего объема потребляемого листового проката. | | Снижение потерь рабочего времени из-за про гулов, простоев и неявок с разрешения админист рации только на один процент позволяет при той ж е численности рабочих выпускать дополнительно более чем на 100 тысяч рублей продукции в год. Иван Николаевич Власов ра ботает в автотранспортном це хе НДМК. Он не только ма стер своего дела, но и актив ный рационализатор. Иван Ни колаевич сконструировал н из готовил со своими товарищами стенд по демонтажу шин боль шегрузных автомобилей. Стенд намного облегчил труд водите лей, значительно сократил сро ки проведения этой трудоем кой операции. На снимке: И. Н. Власти Ф о т о А. Щурова. В Н И М А Н И Е : О П Ы Т ! ПА С ПОРТА БЕРЕЖЛИВОСТИ Н а Но волипецком металлургическом комбинате имени Ю. В. Андропова продолжается смотр «За экономию и бережливость», в котором принимают участие около 30 тысяч новолипчан. В ходе смотра металлурги добиваются снижения расхода сырья, черных металлов, топливно - энергетических ресурсов. В числе тех, кто до стиг сегодня лучших результатов, азотчики. Наш внеш татный корреспондент А. Адпостенков встретился с глав ным энергетиком азотнотукового производства Г. Исако вым и попросил его рассказать о ходе смотра. — Пошел второй год с тех пор, как мы первыми на комбинате завели в цеховых бригадах лицевые счета эко номии. С чего же мы начинали? Прежде всего, побеседовали с начальниками цехов и смен, попросили ИХ' подготовить предложения. Так на всех участках появились счетчики электроэнергии. Ведь, чтобы экономить, надо знать, сколь ко расходуешь. Ввели в си стему такое правило: начи нать сменно - встречные соб рания не только с сообщения о выполнении плановых за даний, но и докладывать о том, каков расходный коэф фициент бригады за истек шие сутки. Что такое расход ный коэффициент? На вы пуск тонны аммиака мы должны затратить 1330 кило ватт-часов электроэнергии. Раньше подсчетом этих рас ходов занимались только ра ботники экономических служб, а производственники о сни жении затрат не очень забо тились: для них главным бы ло давать «на гора» основ ную продукцию. Надо было приучать лю дей к новому порядку. Лом ка старого всегда отнимает много сил и времени. Но в наших руках были рычаги морального и материального воздействия на «забывчи вых». Подходит, к примеру, пора подведения итогов со циалистического соревнова ния. Те, у кого на высоте план по валу, предвкушают момент награждения победи телей. Но выясняется, что расходной коэффициент луч ше у другой бригады. И именно в ее честь выпускает ся «молния», ей достается и денежная премия. Стимулы оказались очень действенны ми. Через месяц-друтой бригады в среднем* тратили на выпуск тонны аммиака по 1796 киловатт-часов электро энергии. Многое дала установка электросчетчиков. Прежде учет шел помесячно. Задним числом трудно было проана лизировать, в чьей смене «пережег», а в какой эконо мия. Теперь же журнал рас хода заполняется посменно. Таким образом, имеется воз можность оперативно уста навливать виновников и при нимать меры. Такой же учет ведется и по расходу пара, сжатого воздуха, щелочи, химически очищенной воды. Сегодня на всех, агрега тах и технологических лини ях установлены регистрирую щие устройства. Девять тех нологических бригад трудят ся по лицевым счетам эко номии. Образно говоря, это коллективные паспорта бе режливости. Обобщая наш опыт, можно сказать, что начинать надо с главного: с наведения поряд ка на каждом рабочем месте. Надо психологически подго товить коллективы к повсе дневной, кропотливой борьбе за экономию. Дело это не сиюминутное. А значит, дол жна быть выработана гене ральная линия. К слову, все задачи инженерно-техниче ских работников у нас под чинены намеченной цели. Многие включили в творче ские планы и затем внедри ли ряд эффективных нови нок. Многое дали прямые связи с научно-исследова тельскими институтами и за- водами-изготовителями. В прошлом году мы доби лись значительной экономии всех видов сырья и ресур сов. А электроэнергии сбе режено 18 миллионов кило ватт-часов, С начала этого года в копилку бережливости занесено еще два миллиона килбватт-часов. Таков эф фект внедрения лицевых счетов. Записал А. АДПОСТЕНКОВ. Н А СДАТОЧНОЙ площадке Липецкого тракторного завода ровными рядами выстроились ярко-голубые, только что из покраски, трактора... Так и хочется написать дальше: пройдет немного вре мени, и поезда домчат их в разные уголки страны, где липецкие машины будут на дежно служить людям. Увы, мажорной ноты не получится. Впечатление от красивого вида множества, казалось бы, готовых к отгрузке тракто ров начисто смазывает тон кая стопка машинописных листов — результаты про верки качества продукции ЛТЗ лабораторией , Государ ственного надзора за стан дартами. Знакомство с этими документами доказывает: да леко не все из стоящих здесь новеньких машин «с первого захода» дойдут до сельских механизаторов. Часть из них, не выходя из заводских стен, будет возвращена на доработ ку. К примеру, только за последние три года 7,5 про цента продукции завода по стигла такая участь. Каковы основные дефекты? Приемщик Госкомсельхоз- техники А. Г. Попов знает их почти наизусть: некачест венная покраска машин, неу довлетворительная сварка каркаса сидения, лонжеронов (которые выдерживают ос новной вес трактора), дета лей передней подвески... Про верив партию из 35 готовых к отгрузке машин, комиссия лаборатории Госнадзора за стандартами также отметила эти недостатки. Запрещена поставка контрольной партии (а это продукции на 109,6 тысячи рублей) потребителям, на предприятии введен осо бый режим Госнадзора. Это значит, что завод не имеет права отгрузить продукцию без визы представителя ла боратории. Таким образом, по сущест ву выражено недоверие от делу технического контроля завода. Помимо экономичес ких потерь для предприятия, эта вынужденная мера, что и говорить, больно бьет по пре стижу тракторостроителей. В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? С этим вопросом резон но обратиться к на чальнику ОТК С. Д. Покача- нову и его заместителю А. И. Новокщенову. Ведь дефекты обнаружены в машинах, ко торые представители ОТК перед проверкой признали удовлетворяющими техниче ским условиям. Видно, недо статочно строг заводской кон троль? — Наша служба работает в общем нормально, — воз разил на это А. И. Новокгце- нов. — Конечно, есть свои трудности: не хватает спе циалистов, велика текучесть НА ОСОБОМ РЕЖИМЕ ПОЧЕМУ СНИЖАЕТСЯ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ НА ЛИПЕЦКОМ ТРАКТОРНОМ ЗАВОДЕ кадров — за 2—3 года со став обновляется почти пол ностью. Но у нас налажено обучение новичков, развита взаимозаменяемость. • Пре мия контролерам начисляет ся в зависимости от качества работы: лишь при отсутствии возврата на сдаче. Хотелось бы разделить мнение собеседника. Нд, как говорится, факты — штука упрямая. А они свидетель ствуют не в пользу ОТК. Ма шины, возвращенные на до работку — к сожалению, не заводскими контролерами,— убеждают сильнее самых. красноречивых слов. — Значительную часть воз врата составляют некачест венно окрашенные тракторы, — вступает в разговор на чальник сборочного корпуса В. Ф. Хлусов. — Причин то му много: тракторы красят ся в собранном виде, что са мо по себе неудобно, да еще с помощью пульверизаторов — техники вчерашнего дня. К тому же детали поставля ются окрашенными в разные цвета. При такой технологии избежать подтеков краски и выдержать заданную толщину слоя трудно... Что касается претензий к качеству перед ней подвески — сами ее мы не изготавливаем, а получа ем с одного из заводов но кооперации.» Так что же, резервов по вышения качества у тракто ростроителей нет? Не будем спешить с выводами.» Ч ЕРЕЗ* неделю после того, как комиссия Госнадзора закончила свою работу, мы с начальни ком отдела машиностроения лаборатории В. И. Романен ко побывали на заводе. Впро чем, мой спутник здесь если и не желанный, то, во вся ком случае, частый гость: по ка не снят особый режим, ни одна партия тракторов не будет отгружена без его про верки. Идем вдоль длинного ряда машин. Позавчера бы ло возвращено на доработку 15 тракторов, вчера — 10, что покажет сегодняшний ос мотр? Итак, проверено девяносто машин. Семь из них не удов летворяют техническим ус ловиям. Основные дефекты — течь пробки задней бор товой передачи, неудовлет ворительная сварка лонже рона, некачественная по краска. — И все же день ото дня брака становится меньше, — комментирует ситуацию В. И. Романенко. — Постепенно сокращается процент воз врата, значительно снизилось количество машин с наибо лее распространенными не доработками — некачествен но окрашенных, с дефекта ми сварки передней подвески. Выходит, трудности^ пре одолимы? Не вдаваясь в тех нические подробности, отме тим, что для улучшения по краски не пришлось менять технологию: достаточно было подобрать оптимальное дав ление воздуха на распылите лях, внести ряд других усо вершенствований. Сравни тельно просто решилась и «проблема» передней подвес ки: достаточно было ужесто чить входной контроль, как брак на сдаточной площадке пошел на убыль. Что касает ся других недостатков, то мероприятия по повышению качества тракторов, которые предписала разработать ла боратория Госнадзора, также не предусматривают ради кальных преобразований. Они направлены главным образом на соблюдение технологии. Уже одно это обеспечит сдвиг к лучшему. Невольно возникает воп- роб: неужели те просчеты, над устранением которых се годня в экстренном порядке работают заводчане, раньше им были неведомы? Разуме ется, о них знали. Но сни женная требовательность к себе, к партнерам по произ водству позволяла смотреть на эти «мелочи» сквозь паль цы. А обернулась эта терпи мость серьезной потерей. И суть тут не только в нало женных на предприятие штра фах и ограничениях на от грузку продукции. Покачнул ся создававшийся годами ав торитет заводской марки. Се годня дело чести тракторо строителей — вернуть поте рянное доверие. К ОГДА материал го товился к печати, /ре дакция связалась с лабораторией Госнадзора. К сожалению, особый режим от грузки все еще действует.» о. СОКОЛОВ, подо. «Ленинского знамени». ГЕОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ " И 1 Ах, как хорошо было в ПМК-6 «Нефтебазстроя» зи мой! Пышный ковер снега покрывал ее обширную тер риторию, а заодно и обере гал от любопытных взоров то, что посторонним пока зывать нежелательно. Куда хуже сейчас, когда и снег сошел, и бурьян еще не про рос: ничем пока не замас кированная, свалка металло лома взора отнюдь не ус лаждает. Как избавиться от ненужного металла? Есть об щеизвестный путь: рассорти ровать пришедшие в негод ность и списанные машины и узлы, затем то, что может служить как запчасти, де монтировать и хранить на складе, а все остальное от править во «Вторчермет». Подход к делу хозяйский, но и хлопотный. А потому твор ческая мысль работников механизированной колонны нашла иной выход. Благо, техники хватает. Отйьше лом вминается в грязь и утрам бовывается проходящим транспортом, сдвигается бульдозером и перемешива ется с землей. А что не под силу сдвинуть мощному но жу бульдозера, то можно просто присыпать слоем поч вы. Именно так, к примеру, поступили здесь с отрезком железнодорожного пути. И все же немало списан ных машин и оборудования еще не погребено. Сказалась практическая хватка началь ника колонны М/ Ф. Иваки на. Михаил Федорович рассу дил так: «Зачем сразу зака пывать? Вдруг механизатору понадобится запасная деталь — при большом желании и достаточном терпении он,- чем черт не шутит, имеет шанс обнаружить ее на свал ке». Сегодня на территории ме ханизированной колонны скопилось около 60 тони ме талла. Однако жизнь, как из вестно, не стоит на месте: изнашивается и списывается техника, на смену старым машинам приходят новые. Но наступит срок, и они то же пополнят свалку. Словом, запасам металла в ПМК-6 — расти. Вносят свою со лидную лепту в это дело и работники цементного заво да: они пригнали на террито рию колонны целый паровоз с остатками двух вагонов. РЕЙДОВАЯ БРИГА- „ ДА: А. ПАСТУХОВ, инспектор Липецкого городского КНК; С. ЧУ- РАКОВ, секретарь Ли пецкого городского ко митета ВЛКСМ; Н. СИ ЛАНТЬЕВ, Ю. ДАНИ ЛОВА, работники пред приятия «Вторчермет». Т Р УБ Ы СВЕРХ ПЛАНА «Ленинское знамя» выступило. Что сделано? С, Я. СОБОЛЕВ, начальник коксохимического производ- ства НЛМК: В номере «Ленинского зна мени» от 26 февраля была опубликована критическая кор респонденция «Экономят, что бы... штраф заплатить», в ко торой своевременно и пра вильно поставлен вопрос об улучшении процесса выгрузки сырья в углеподготовительном цехе коксохимпроизводетва. Статья обсуждена в коллек тиве цеха, намечены в уже выполняются мероприятия, спо собствующие более эффектив ному использованию подвиж ного состава. Вагоноопрокиды- ватели приведены в техниче ски исправное состояние, вве дены в работу вибрирующие устройства. В ближайшее вре мя планируется выровнять профиль путей накопления ва гонов. П, Н, ПШУНЕТОВ, главный инженер Липецкого завода пус ковых двигателей, *А. Т. ГОР ЛОВ, секретарь парткома за- вода: В рейдовом материале «Стан кам — полную нагрузку», опубликованном в «Ленинском знамени» 28 февраля, речь шла о неудовлетворительном ис пользовании оборудования на ряде предприятий области. Бы ли высказаны и некоторые за мечания по одному из цехов завода пусковых двигателей. Корреспонденция была об суждена на заседании партко ма. Совместно с главными специалистами и начальниками цехов определены конкретные меры, способствующие повы шению коэффициента сменнос ти оборудования, улучшению организации его ремонта и об служивания. В. М. РЯБЫХ, начальник Елецкого ЛОГА: «Удобные нормы» — так на зывалась критическая коррес понденция, опубликованная в «Ленинском знамени» 7 фев раля. В ней шла речь о не экономном использовании топ лива на автомобильном транс порте. Действительно, в минувшем году в Елецком . ПОГА имел место перерасход горючего. В нынешнем году разработаны соответствующие мероприятия, выполнение которых уже в первом квартале позволило значительно снизить расход ди зельного топлива. Экономия его к уровню прошлого года составила полпроцента. Около двух тысяч труб до полнительно к заданию с начат ла года изготовил коллектив второго трубцеха завода «Сво бодный сокол* за счет повы шения производительности тру да на два процента. А благо даря дополнительному сниже нию себестоимости продукции на 0,5 процента труболитейщи ки сэкономили около 50 тысяч рублёй. После осуществле ния ряда мероприятий то ме ханизации труда, укреплению дисциплины сократились вяут- рисменные простои оборудова ния на 0,1 процента, уменьши лись потери рабочего времени на каждом участке, снизился брак на 0,1 процента. X. САФОНОВА. Г П Л А Н Ы... ДЛЯ АРХИВА Народные контролеры сов местно со специалистами ин спекции энергонадзора и ла боратории Госнадзора за стандартами побывали недав но на всех предприятиях уп равления пищевой промыш ленности и проверили, как расходуются здесь сырьевые и топливно - энергетические ресурсы. Проверка показала, что в целях экономии увеличивает ся выпечка хлеба массой 700—900 граммов, применя ется бестарный способ хране ния муки, внедряется новое оборудование. Благодаря это му в прошлом году в целом по управлению сберегли не мало муки, топлива, электри ческой и тепловой энергии. Но почти на каждом пред приятии дозорные отмечали случаи нерационального рас ходования ресурсов, наличие неиспользованных резервов экономии. На Липецком бу- лочйо - кондитерском комби нате. Усманском, Лебедян ском хлебокомбинатах, в пекарне поселка Сырскийнет складов бестарного хранения муки, и потому она поступа ет в мешках, из-за чего по тери доходят до 18 тонн в год. Сырье теряется и в процессе производства но причине плохой герметизации оборудования, на стадиях за меса теста и выпечки хлеба. Особенно большие, потери от брака. В прошлом году гос торгинспекция и лаборатория Госнадзора восемь раз бра ковали продукцию, выпускае мую Липецким, Лебедянским, Елецким и Задонским хлебо комбинатами, Практически не снижается брак и в целом по управлению: ои составил за год 234 тоням. Потери эти, в общем-то, в пределах нормы. Но надо брать в расчет- не нормы, а реальные возможности. Они же, к сожалению, использу ются далеко не полностью. Например, большую эконо мию сырья ожидали полу чить на Липецком хлебоком бинате от внедрения техноло гии непрерывного брожения теста и от реконструкции тестомесильного отделения для производства бараночных изделий на хлебозаводе № 2. Вот уже несколько лет все планируют провести эти важ ные мероприятия. Но задум ки, к сожалению, так и оста лись на бумаге. Аналогичное положение сложилось с гер метизацией оборудования склада бестарного хранения муки и капитальным ремон том печей на Елецком хле бокомбинате. На Задонском комбинате явно недооценива ют возможности экономии сырья от использования мо лочной сыворотки.» Серьезные недостатки имеются также в работе по . экономии топливно-энергети ческих ресурсов. Потребле ние энергии, например, учи тывается счетчиками в целом по комбинатам, а в цехах и производственных участках она распределяется произ вольно. Еще хуже обстоит дело с тепловой энергией: ее выработка и потребление во обще не учитываются — нет соответствующих приборов. Работники управления и пред приятий недостаточно уде ляют внимания организаци онно-техническим мероприя тиям но экономии топливно- энергетических ресурсов. Ежегодно эти планы выпол няются лишь на 70—80 про центов. Например, в прошлом году не были проведены ре конструкция котельной на Елецком, ремонт хлебопекар ной печи на Усманском хле бокомбинатах. С 1982 года не выполнены мероприятия, по замене горелочиых уст ройств хлебопекарных пе чей на Данковском хлебоза воде, установке системы ав томатики на котлах Липецко го булочно - кондитерского комбината и другие. Вполне понятно, что эти недоработки сказались отри цательно. В целом по управ лению, к примеру, допущен перерасход природного Таза на 21 тысячу кубометров. Резервы экономии электриче ской энергии составляют бо лее 200 тысяч киловатт-ча сов, тепловой — более 800 гигакалорий. Этого количест ва с лихвой хватило бы для выполнения задания по эко номии электроэнергии и сок ращению потребления при родного газа. И ещё один не менее важ ный вопрос. В управлении и на предприятиях много гово рят об экономном расходова нии ресурсов, но недостаточ но поощряют морально и материально за экономию. Нет наглядной агитации по этим вопросам. На Елецком и Липецком хлебокомбинатах еще не добились активного участия каждого народного контролера в поисках резер вов экономии. Все это также является серьезной помехой. А. СМОЛЬЯНОВ, инспектор областного комитета народного контроля. БЕСХОЗ Я Й СТ ВЕН Н ОСТИ - БО Й ! А СТАНКИ ПРОСТАИВАЮТ... Эффективное использование оборудования — одно из условий повышения производительности труда. В обла сти немало предприятий, где с максимальной отдачей ис пользуют каждый станок, каждую автоматическую линию. Взять хотя бы завод «Гидропривод», коллектив которого выступил инициатором областного социалистического со ревнования в одиннадцатой пятилетке за увеличение вы пуска продукции с тем же количеством работающих. Гид- роприводцы с честью держат взятое слово: они повысили производительность труда за три года более чем на 15 процентов. А как обстоит дело на другом предприятии Ельца — машиностроительном заводе? ...Механосборочный кор пус встречает вошедших плакатом: «За минуту на заводе выпускается про дукции на 45 рублей. Бе регите рабочее время!» Ничего не скажешь: дель ный призыв. Ну, а что же на практике? Бросается в глаза без людье на участке станков с числовым программным уп равлением. Их здесь сем надцать: отечественных и импортных (ни одно другое предприятие Ельца не имеет такого уникального станоч ного парка). • И стоили они заводу окола двух миллио нов рублей. Цель при этом преследовалась благая: в корне изменить характер труда, переложив с универ сального металлообрабаты вающего оборудования на станки с ЧПУ две трети за водского плана. Это сулило не только огромный рост производительности, но и повышение точности обработ ки, а следовательно, каче ства выпускаемой продук-- ц и и . Увы! С первых дней боль шая часть дорогостоящего оборудования простаивает. В день нашего посещения завода работали (да и то лишь в первую смену) три станка с ЧПУ. На них про ходили практику учащиеся Елецкого ТУ-2. Легко было представить, сколько про дукции выпустят они за смену. Недаром директор за вода Г. П. Загорский вы нужден был признать, что станки с ЧПУ загружены лишь на одну шестую часть мощности! Между тем, уни версальные, менее произво дительные токарные и фре зерные станки на соседнем участке эксплуатировались, как говорят, на полную ка тушку. Почему им отдается такое предпочтение перед новой техникой? Этот парадокс объясняли на заводе по-разному. В ча стности, начальник корпу са Г. М. Тимофеев ссы лался на нехватку квали фицированных кадров: ин- женеров-программистов, ста- ночников-операторов. Другие говорили, что оператор, на ладчик получают . здесь в два раза меньше, чем их коллеги, работающие на универсальном оборудова нии. Ясно, что желающих работать на станках с ЧПУ находится мало. Сейчас в цехе осваивает новую про фессию лишь один рабочий. — Вся наша надежда на выпускников технического училища, — говорит дирек тор. — Недавно мы пере дали в аренду училищу один станок с ЧПУ. Ребята бу дут выполнять на нем на ши заказы и одновременно осваивать профессию. Что ж, такой шаг можно только приветствовать. Но почему бы руководителям завода не позаботиться об этом раньше, когда поступи ли первые станки? Почему здесь фактически пренеб регли такой формой подго товки кадров, как заводские курсы? Организуй широкую информацию об этом — и на завод охотно пошли бы многие выпускники школ, имеющие склонность к тех ническим профессиям. Ведь получить специальность на ладчика или оператора стан ков с ЧПУ для многих го раздо заманчивее, чем, ска жем, стать токарем-универ- салом. Ничем иным, как безот ветственностью, низкой ор ганизацией труда нельзя объяснить и неурядицы с заработной платой. Ведь мала она не потому, что труд на универсальном обо рудовании выще оплачивает ся, а из-за того, что станки с ЧПУ полностью не загру жены. Раз нет от них от дачи, где взять заработную плату для персонала? Такое отношение к новой технике характерно для предприятия. Довелось по бывать, к примеру, на уча стке, который . производит заготовки для станков с ЧПУ. Работают здесь ста рыми, малоэффективными аппаратами, с трудом вы полняют план. В то же вре мя новый полуавтомат для сварки не установлен. Из- за этого заготовители недо дают много продукции. В настоящее время коэф фициент использования обот рудования на машинострои тельном заводе составляет всего 0,63. Еще ниже он — 0,5 — в механосборочном корпусе. Положение, сложившееся на заводе с использованием эффективнейшего оборудо вания, нетерпимо. Оставлять станки бездействующими впредь — значит, наносить большой ущерб народному хозяйству. Т. ФЕДЮНИНА, внешт. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz