Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Л Р 1 Ц Е В О Й С Ч Е Т Э К О Н О М И И « Г 1 3 » П А М Я Т К А « Л З » О Экономия только одного процента топлива позволяет народному хозяйству области три-четыре дня в году работать на сбереженных ресурсах. ф Если при работе автомобиля теряется лишь капля бензина в секунду, то за весь срок его служ­ бы потеря составит почти 15 тонн. Их достаточно, чтобы объехать земной шар полтора раза. ф Если в коллективе сэкономят 9 тысяч киловатт- часов электроэнергии, то ее хватит для прокатки 20 тонн стали, но такое ж е количество энергии по­ стоянно теряется на машиностроительных заводах области из-за того, что мощное оборудование за­ частую работает вхолостую. ф Если на машиностроительных заводах облас­ ти изготовление несложных деталей перевести с токарной обработки на штамповку, то экономия металла достигнет 10 процентов от всего объема потребляемого листового проката. | | Снижение потерь рабочего времени из-за про­ гулов, простоев и неявок с разрешения админист­ рации только на один процент позволяет при той ж е численности рабочих выпускать дополнительно более чем на 100 тысяч рублей продукции в год. Иван Николаевич Власов ра­ ботает в автотранспортном це­ хе НДМК. Он не только ма­ стер своего дела, но и актив­ ный рационализатор. Иван Ни­ колаевич сконструировал н из­ готовил со своими товарищами стенд по демонтажу шин боль­ шегрузных автомобилей. Стенд намного облегчил труд водите­ лей, значительно сократил сро­ ки проведения этой трудоем­ кой операции. На снимке: И. Н. Власти Ф о т о А. Щурова. В Н И М А Н И Е : О П Ы Т ! ПА С ПОРТА БЕРЕЖЛИВОСТИ Н а Но волипецком металлургическом комбинате имени Ю. В. Андропова продолжается смотр «За экономию и бережливость», в котором принимают участие около 30 тысяч новолипчан. В ходе смотра металлурги добиваются снижения расхода сырья, черных металлов, топливно - энергетических ресурсов. В числе тех, кто до­ стиг сегодня лучших результатов, азотчики. Наш внеш­ татный корреспондент А. Адпостенков встретился с глав­ ным энергетиком азотнотукового производства Г. Исако­ вым и попросил его рассказать о ходе смотра. — Пошел второй год с тех пор, как мы первыми на комбинате завели в цеховых бригадах лицевые счета эко­ номии. С чего же мы начинали? Прежде всего, побеседовали с начальниками цехов и смен, попросили ИХ' подготовить предложения. Так на всех участках появились счетчики электроэнергии. Ведь, чтобы экономить, надо знать, сколь­ ко расходуешь. Ввели в си­ стему такое правило: начи­ нать сменно - встречные соб­ рания не только с сообщения о выполнении плановых за­ даний, но и докладывать о том, каков расходный коэф­ фициент бригады за истек­ шие сутки. Что такое расход­ ный коэффициент? На вы­ пуск тонны аммиака мы должны затратить 1330 кило­ ватт-часов электроэнергии. Раньше подсчетом этих рас­ ходов занимались только ра­ ботники экономических служб, а производственники о сни­ жении затрат не очень забо­ тились: для них главным бы­ ло давать «на гора» основ­ ную продукцию. Надо было приучать лю­ дей к новому порядку. Лом­ ка старого всегда отнимает много сил и времени. Но в наших руках были рычаги морального и материального воздействия на «забывчи­ вых». Подходит, к примеру, пора подведения итогов со­ циалистического соревнова­ ния. Те, у кого на высоте план по валу, предвкушают момент награждения победи­ телей. Но выясняется, что расходной коэффициент луч­ ше у другой бригады. И именно в ее честь выпускает­ ся «молния», ей достается и денежная премия. Стимулы оказались очень действенны­ ми. Через месяц-друтой бригады в среднем* тратили на выпуск тонны аммиака по 1796 киловатт-часов электро­ энергии. Многое дала установка электросчетчиков. Прежде учет шел помесячно. Задним числом трудно было проана­ лизировать, в чьей смене «пережег», а в какой эконо­ мия. Теперь же журнал рас­ хода заполняется посменно. Таким образом, имеется воз­ можность оперативно уста­ навливать виновников и при­ нимать меры. Такой же учет ведется и по расходу пара, сжатого воздуха, щелочи, химически очищенной воды. Сегодня на всех, агрега­ тах и технологических лини­ ях установлены регистрирую­ щие устройства. Девять тех­ нологических бригад трудят­ ся по лицевым счетам эко­ номии. Образно говоря, это коллективные паспорта бе­ режливости. Обобщая наш опыт, можно сказать, что начинать надо с главного: с наведения поряд­ ка на каждом рабочем месте. Надо психологически подго­ товить коллективы к повсе­ дневной, кропотливой борьбе за экономию. Дело это не сиюминутное. А значит, дол­ жна быть выработана гене­ ральная линия. К слову, все задачи инженерно-техниче­ ских работников у нас под­ чинены намеченной цели. Многие включили в творче­ ские планы и затем внедри­ ли ряд эффективных нови­ нок. Многое дали прямые связи с научно-исследова­ тельскими институтами и за- водами-изготовителями. В прошлом году мы доби­ лись значительной экономии всех видов сырья и ресур­ сов. А электроэнергии сбе­ режено 18 миллионов кило­ ватт-часов, С начала этого года в копилку бережливости занесено еще два миллиона килбватт-часов. Таков эф­ фект внедрения лицевых счетов. Записал А. АДПОСТЕНКОВ. Н А СДАТОЧНОЙ площадке Липецкого тракторного завода ровными рядами выстроились ярко-голубые, только что из покраски, трактора... Так и хочется написать дальше: пройдет немного вре­ мени, и поезда домчат их в разные уголки страны, где липецкие машины будут на­ дежно служить людям. Увы, мажорной ноты не получится. Впечатление от красивого вида множества, казалось бы, готовых к отгрузке тракто­ ров начисто смазывает тон­ кая стопка машинописных листов — результаты про­ верки качества продукции ЛТЗ лабораторией , Государ­ ственного надзора за стан­ дартами. Знакомство с этими документами доказывает: да­ леко не все из стоящих здесь новеньких машин «с первого захода» дойдут до сельских механизаторов. Часть из них, не выходя из заводских стен, будет возвращена на доработ­ ку. К примеру, только за последние три года 7,5 про­ цента продукции завода по­ стигла такая участь. Каковы основные дефекты? Приемщик Госкомсельхоз- техники А. Г. Попов знает их почти наизусть: некачест­ венная покраска машин, неу­ довлетворительная сварка каркаса сидения, лонжеронов (которые выдерживают ос­ новной вес трактора), дета­ лей передней подвески... Про­ верив партию из 35 готовых к отгрузке машин, комиссия лаборатории Госнадзора за стандартами также отметила эти недостатки. Запрещена поставка контрольной партии (а это продукции на 109,6 тысячи рублей) потребителям, на предприятии введен осо­ бый режим Госнадзора. Это значит, что завод не имеет права отгрузить продукцию без визы представителя ла­ боратории. Таким образом, по сущест­ ву выражено недоверие от­ делу технического контроля завода. Помимо экономичес­ ких потерь для предприятия, эта вынужденная мера, что и говорить, больно бьет по пре­ стижу тракторостроителей. В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? С этим вопросом резон­ но обратиться к на­ чальнику ОТК С. Д. Покача- нову и его заместителю А. И. Новокщенову. Ведь дефекты обнаружены в машинах, ко­ торые представители ОТК перед проверкой признали удовлетворяющими техниче­ ским условиям. Видно, недо­ статочно строг заводской кон­ троль? — Наша служба работает в общем нормально, — воз­ разил на это А. И. Новокгце- нов. — Конечно, есть свои трудности: не хватает спе­ циалистов, велика текучесть НА ОСОБОМ РЕЖИМЕ ПОЧЕМУ СНИЖАЕТСЯ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ НА ЛИПЕЦКОМ ТРАКТОРНОМ ЗАВОДЕ кадров — за 2—3 года со­ став обновляется почти пол­ ностью. Но у нас налажено обучение новичков, развита взаимозаменяемость. • Пре­ мия контролерам начисляет­ ся в зависимости от качества работы: лишь при отсутствии возврата на сдаче. Хотелось бы разделить мнение собеседника. Нд, как говорится, факты — штука упрямая. А они свидетель­ ствуют не в пользу ОТК. Ма­ шины, возвращенные на до­ работку — к сожалению, не заводскими контролерами,— убеждают сильнее самых. красноречивых слов. — Значительную часть воз­ врата составляют некачест­ венно окрашенные тракторы, — вступает в разговор на­ чальник сборочного корпуса В. Ф. Хлусов. — Причин то­ му много: тракторы красят­ ся в собранном виде, что са­ мо по себе неудобно, да еще с помощью пульверизаторов — техники вчерашнего дня. К тому же детали поставля­ ются окрашенными в разные цвета. При такой технологии избежать подтеков краски и выдержать заданную толщину слоя трудно... Что касается претензий к качеству перед­ ней подвески — сами ее мы не изготавливаем, а получа­ ем с одного из заводов но кооперации.» Так что же, резервов по­ вышения качества у тракто­ ростроителей нет? Не будем спешить с выводами.» Ч ЕРЕЗ* неделю после того, как комиссия Госнадзора закончила свою работу, мы с начальни­ ком отдела машиностроения лаборатории В. И. Романен­ ко побывали на заводе. Впро­ чем, мой спутник здесь если и не желанный, то, во вся­ ком случае, частый гость: по­ ка не снят особый режим, ни одна партия тракторов не будет отгружена без его про­ верки. Идем вдоль длинного ряда машин. Позавчера бы­ ло возвращено на доработку 15 тракторов, вчера — 10, что покажет сегодняшний ос­ мотр? Итак, проверено девяносто машин. Семь из них не удов­ летворяют техническим ус­ ловиям. Основные дефекты — течь пробки задней бор­ товой передачи, неудовлет­ ворительная сварка лонже­ рона, некачественная по­ краска. — И все же день ото дня брака становится меньше, — комментирует ситуацию В. И. Романенко. — Постепенно сокращается процент воз­ врата, значительно снизилось количество машин с наибо­ лее распространенными не­ доработками — некачествен­ но окрашенных, с дефекта­ ми сварки передней подвески. Выходит, трудности^ пре­ одолимы? Не вдаваясь в тех­ нические подробности, отме­ тим, что для улучшения по­ краски не пришлось менять технологию: достаточно было подобрать оптимальное дав­ ление воздуха на распылите­ лях, внести ряд других усо­ вершенствований. Сравни­ тельно просто решилась и «проблема» передней подвес­ ки: достаточно было ужесто­ чить входной контроль, как брак на сдаточной площадке пошел на убыль. Что касает­ ся других недостатков, то мероприятия по повышению качества тракторов, которые предписала разработать ла­ боратория Госнадзора, также не предусматривают ради­ кальных преобразований. Они направлены главным образом на соблюдение технологии. Уже одно это обеспечит сдвиг к лучшему. Невольно возникает воп- роб: неужели те просчеты, над устранением которых се­ годня в экстренном порядке работают заводчане, раньше им были неведомы? Разуме­ ется, о них знали. Но сни­ женная требовательность к себе, к партнерам по произ­ водству позволяла смотреть на эти «мелочи» сквозь паль­ цы. А обернулась эта терпи­ мость серьезной потерей. И суть тут не только в нало­ женных на предприятие штра­ фах и ограничениях на от­ грузку продукции. Покачнул­ ся создававшийся годами ав­ торитет заводской марки. Се­ годня дело чести тракторо­ строителей — вернуть поте­ рянное доверие. К ОГДА материал го­ товился к печати, /ре­ дакция связалась с лабораторией Госнадзора. К сожалению, особый режим от­ грузки все еще действует.» о. СОКОЛОВ, подо. «Ленинского знамени». ГЕОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ " И 1 Ах, как хорошо было в ПМК-6 «Нефтебазстроя» зи­ мой! Пышный ковер снега покрывал ее обширную тер­ риторию, а заодно и обере­ гал от любопытных взоров то, что посторонним пока­ зывать нежелательно. Куда хуже сейчас, когда и снег сошел, и бурьян еще не про­ рос: ничем пока не замас­ кированная, свалка металло­ лома взора отнюдь не ус­ лаждает. Как избавиться от ненужного металла? Есть об­ щеизвестный путь: рассорти­ ровать пришедшие в негод­ ность и списанные машины и узлы, затем то, что может служить как запчасти, де­ монтировать и хранить на складе, а все остальное от­ править во «Вторчермет». Подход к делу хозяйский, но и хлопотный. А потому твор­ ческая мысль работников механизированной колонны нашла иной выход. Благо, техники хватает. Отйьше лом вминается в грязь и утрам­ бовывается проходящим транспортом, сдвигается бульдозером и перемешива­ ется с землей. А что не под силу сдвинуть мощному но­ жу бульдозера, то можно просто присыпать слоем поч­ вы. Именно так, к примеру, поступили здесь с отрезком железнодорожного пути. И все же немало списан­ ных машин и оборудования еще не погребено. Сказалась практическая хватка началь­ ника колонны М/ Ф. Иваки­ на. Михаил Федорович рассу­ дил так: «Зачем сразу зака­ пывать? Вдруг механизатору понадобится запасная деталь — при большом желании и достаточном терпении он,- чем черт не шутит, имеет шанс обнаружить ее на свал­ ке». Сегодня на территории ме­ ханизированной колонны скопилось около 60 тони ме­ талла. Однако жизнь, как из­ вестно, не стоит на месте: изнашивается и списывается техника, на смену старым машинам приходят новые. Но наступит срок, и они то­ же пополнят свалку. Словом, запасам металла в ПМК-6 — расти. Вносят свою со­ лидную лепту в это дело и работники цементного заво­ да: они пригнали на террито­ рию колонны целый паровоз с остатками двух вагонов. РЕЙДОВАЯ БРИГА- „ ДА: А. ПАСТУХОВ, инспектор Липецкого городского КНК; С. ЧУ- РАКОВ, секретарь Ли­ пецкого городского ко­ митета ВЛКСМ; Н. СИ­ ЛАНТЬЕВ, Ю. ДАНИ­ ЛОВА, работники пред­ приятия «Вторчермет». Т Р УБ Ы СВЕРХ ПЛАНА «Ленинское знамя» выступило. Что сделано? С, Я. СОБОЛЕВ, начальник коксохимического производ- ства НЛМК: В номере «Ленинского зна­ мени» от 26 февраля была опубликована критическая кор­ респонденция «Экономят, что­ бы... штраф заплатить», в ко­ торой своевременно и пра­ вильно поставлен вопрос об улучшении процесса выгрузки сырья в углеподготовительном цехе коксохимпроизводетва. Статья обсуждена в коллек­ тиве цеха, намечены в уже выполняются мероприятия, спо­ собствующие более эффектив­ ному использованию подвиж­ ного состава. Вагоноопрокиды- ватели приведены в техниче­ ски исправное состояние, вве­ дены в работу вибрирующие устройства. В ближайшее вре­ мя планируется выровнять профиль путей накопления ва­ гонов. П, Н, ПШУНЕТОВ, главный инженер Липецкого завода пус­ ковых двигателей, *А. Т. ГОР­ ЛОВ, секретарь парткома за- вода: В рейдовом материале «Стан­ кам — полную нагрузку», опубликованном в «Ленинском знамени» 28 февраля, речь шла о неудовлетворительном ис­ пользовании оборудования на ряде предприятий области. Бы­ ли высказаны и некоторые за­ мечания по одному из цехов завода пусковых двигателей. Корреспонденция была об­ суждена на заседании партко­ ма. Совместно с главными специалистами и начальниками цехов определены конкретные меры, способствующие повы­ шению коэффициента сменнос­ ти оборудования, улучшению организации его ремонта и об­ служивания. В. М. РЯБЫХ, начальник Елецкого ЛОГА: «Удобные нормы» — так на­ зывалась критическая коррес­ понденция, опубликованная в «Ленинском знамени» 7 фев­ раля. В ней шла речь о не­ экономном использовании топ­ лива на автомобильном транс­ порте. Действительно, в минувшем году в Елецком . ПОГА имел место перерасход горючего. В нынешнем году разработаны соответствующие мероприятия, выполнение которых уже в первом квартале позволило значительно снизить расход ди­ зельного топлива. Экономия его к уровню прошлого года составила полпроцента. Около двух тысяч труб до­ полнительно к заданию с начат ла года изготовил коллектив второго трубцеха завода «Сво­ бодный сокол* за счет повы­ шения производительности тру­ да на два процента. А благо­ даря дополнительному сниже­ нию себестоимости продукции на 0,5 процента труболитейщи­ ки сэкономили около 50 тысяч рублёй. После осуществле­ ния ряда мероприятий то ме­ ханизации труда, укреплению дисциплины сократились вяут- рисменные простои оборудова­ ния на 0,1 процента, уменьши­ лись потери рабочего времени на каждом участке, снизился брак на 0,1 процента. X. САФОНОВА. Г П Л А Н Ы... ДЛЯ АРХИВА Народные контролеры сов­ местно со специалистами ин­ спекции энергонадзора и ла­ боратории Госнадзора за стандартами побывали недав­ но на всех предприятиях уп­ равления пищевой промыш­ ленности и проверили, как расходуются здесь сырьевые и топливно - энергетические ресурсы. Проверка показала, что в целях экономии увеличивает­ ся выпечка хлеба массой 700—900 граммов, применя­ ется бестарный способ хране­ ния муки, внедряется новое оборудование. Благодаря это­ му в прошлом году в целом по управлению сберегли не­ мало муки, топлива, электри­ ческой и тепловой энергии. Но почти на каждом пред­ приятии дозорные отмечали случаи нерационального рас­ ходования ресурсов, наличие неиспользованных резервов экономии. На Липецком бу- лочйо - кондитерском комби­ нате. Усманском, Лебедян­ ском хлебокомбинатах, в пекарне поселка Сырскийнет складов бестарного хранения муки, и потому она поступа­ ет в мешках, из-за чего по­ тери доходят до 18 тонн в год. Сырье теряется и в процессе производства но причине плохой герметизации оборудования, на стадиях за­ меса теста и выпечки хлеба. Особенно большие, потери от брака. В прошлом году гос­ торгинспекция и лаборатория Госнадзора восемь раз бра­ ковали продукцию, выпускае­ мую Липецким, Лебедянским, Елецким и Задонским хлебо­ комбинатами, Практически не снижается брак и в целом по управлению: ои составил за год 234 тоням. Потери эти, в общем-то, в пределах нормы. Но надо брать в расчет- не нормы, а реальные возможности. Они же, к сожалению, использу­ ются далеко не полностью. Например, большую эконо­ мию сырья ожидали полу­ чить на Липецком хлебоком­ бинате от внедрения техноло­ гии непрерывного брожения теста и от реконструкции тестомесильного отделения для производства бараночных изделий на хлебозаводе № 2. Вот уже несколько лет все планируют провести эти важ­ ные мероприятия. Но задум­ ки, к сожалению, так и оста­ лись на бумаге. Аналогичное положение сложилось с гер­ метизацией оборудования склада бестарного хранения муки и капитальным ремон­ том печей на Елецком хле­ бокомбинате. На Задонском комбинате явно недооценива­ ют возможности экономии сырья от использования мо­ лочной сыворотки.» Серьезные недостатки имеются также в работе по . экономии топливно-энергети­ ческих ресурсов. Потребле­ ние энергии, например, учи­ тывается счетчиками в целом по комбинатам, а в цехах и производственных участках она распределяется произ­ вольно. Еще хуже обстоит дело с тепловой энергией: ее выработка и потребление во­ обще не учитываются — нет соответствующих приборов. Работники управления и пред­ приятий недостаточно уде­ ляют внимания организаци­ онно-техническим мероприя­ тиям но экономии топливно- энергетических ресурсов. Ежегодно эти планы выпол­ няются лишь на 70—80 про­ центов. Например, в прошлом году не были проведены ре­ конструкция котельной на Елецком, ремонт хлебопекар­ ной печи на Усманском хле­ бокомбинатах. С 1982 года не выполнены мероприятия, по замене горелочиых уст­ ройств хлебопекарных пе­ чей на Данковском хлебоза­ воде, установке системы ав­ томатики на котлах Липецко­ го булочно - кондитерского комбината и другие. Вполне понятно, что эти недоработки сказались отри­ цательно. В целом по управ­ лению, к примеру, допущен перерасход природного Таза на 21 тысячу кубометров. Резервы экономии электриче­ ской энергии составляют бо­ лее 200 тысяч киловатт-ча­ сов, тепловой — более 800 гигакалорий. Этого количест­ ва с лихвой хватило бы для выполнения задания по эко­ номии электроэнергии и сок­ ращению потребления при­ родного газа. И ещё один не менее важ­ ный вопрос. В управлении и на предприятиях много гово­ рят об экономном расходова­ нии ресурсов, но недостаточ­ но поощряют морально и материально за экономию. Нет наглядной агитации по этим вопросам. На Елецком и Липецком хлебокомбинатах еще не добились активного участия каждого народного контролера в поисках резер­ вов экономии. Все это также является серьезной помехой. А. СМОЛЬЯНОВ, инспектор областного комитета народного контроля. БЕСХОЗ Я Й СТ ВЕН Н ОСТИ - БО Й ! А СТАНКИ ПРОСТАИВАЮТ... Эффективное использование оборудования — одно из условий повышения производительности труда. В обла­ сти немало предприятий, где с максимальной отдачей ис­ пользуют каждый станок, каждую автоматическую линию. Взять хотя бы завод «Гидропривод», коллектив которого выступил инициатором областного социалистического со­ ревнования в одиннадцатой пятилетке за увеличение вы­ пуска продукции с тем же количеством работающих. Гид- роприводцы с честью держат взятое слово: они повысили производительность труда за три года более чем на 15 процентов. А как обстоит дело на другом предприятии Ельца — машиностроительном заводе? ...Механосборочный кор­ пус встречает вошедших плакатом: «За минуту на заводе выпускается про­ дукции на 45 рублей. Бе­ регите рабочее время!» Ничего не скажешь: дель­ ный призыв. Ну, а что же на практике? Бросается в глаза без­ людье на участке станков с числовым программным уп­ равлением. Их здесь сем­ надцать: отечественных и импортных (ни одно другое предприятие Ельца не имеет такого уникального станоч­ ного парка). • И стоили они заводу окола двух миллио­ нов рублей. Цель при этом преследовалась благая: в корне изменить характер труда, переложив с универ­ сального металлообрабаты­ вающего оборудования на станки с ЧПУ две трети за­ водского плана. Это сулило не только огромный рост производительности, но и повышение точности обработ­ ки, а следовательно, каче­ ства выпускаемой продук-- ц и и . Увы! С первых дней боль­ шая часть дорогостоящего оборудования простаивает. В день нашего посещения завода работали (да и то лишь в первую смену) три станка с ЧПУ. На них про­ ходили практику учащиеся Елецкого ТУ-2. Легко было представить, сколько про­ дукции выпустят они за смену. Недаром директор за­ вода Г. П. Загорский вы­ нужден был признать, что станки с ЧПУ загружены лишь на одну шестую часть мощности! Между тем, уни­ версальные, менее произво­ дительные токарные и фре­ зерные станки на соседнем участке эксплуатировались, как говорят, на полную ка­ тушку. Почему им отдается такое предпочтение перед новой техникой? Этот парадокс объясняли на заводе по-разному. В ча­ стности, начальник корпу­ са Г. М. Тимофеев ссы­ лался на нехватку квали­ фицированных кадров: ин- женеров-программистов, ста- ночников-операторов. Другие говорили, что оператор, на­ ладчик получают . здесь в два раза меньше, чем их коллеги, работающие на универсальном оборудова­ нии. Ясно, что желающих работать на станках с ЧПУ находится мало. Сейчас в цехе осваивает новую про­ фессию лишь один рабочий. — Вся наша надежда на выпускников технического училища, — говорит дирек­ тор. — Недавно мы пере­ дали в аренду училищу один станок с ЧПУ. Ребята бу­ дут выполнять на нем на­ ши заказы и одновременно осваивать профессию. Что ж, такой шаг можно только приветствовать. Но почему бы руководителям завода не позаботиться об этом раньше, когда поступи­ ли первые станки? Почему здесь фактически пренеб­ регли такой формой подго­ товки кадров, как заводские курсы? Организуй широкую информацию об этом — и на завод охотно пошли бы многие выпускники школ, имеющие склонность к тех­ ническим профессиям. Ведь получить специальность на­ ладчика или оператора стан­ ков с ЧПУ для многих го­ раздо заманчивее, чем, ска­ жем, стать токарем-универ- салом. Ничем иным, как безот­ ветственностью, низкой ор­ ганизацией труда нельзя объяснить и неурядицы с заработной платой. Ведь мала она не потому, что труд на универсальном обо­ рудовании выще оплачивает­ ся, а из-за того, что станки с ЧПУ полностью не загру­ жены. Раз нет от них от­ дачи, где взять заработную плату для персонала? Такое отношение к новой технике характерно для предприятия. Довелось по­ бывать, к примеру, на уча­ стке, который . производит заготовки для станков с ЧПУ. Работают здесь ста­ рыми, малоэффективными аппаратами, с трудом вы­ полняют план. В то же вре­ мя новый полуавтомат для сварки не установлен. Из- за этого заготовители недо­ дают много продукции. В настоящее время коэф­ фициент использования обот рудования на машинострои­ тельном заводе составляет всего 0,63. Еще ниже он — 0,5 — в механосборочном корпусе. Положение, сложившееся на заводе с использованием эффективнейшего оборудо­ вания, нетерпимо. Оставлять станки бездействующими впредь — значит, наносить большой ущерб народному хозяйству. Т. ФЕДЮНИНА, внешт. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz