Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
14 апреля Т984 г„ № 87 (15 884) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБ Щ ЕОБ РА З ОВ А ТЕЛ Ь Н ОЙ И П РОФ ЕС СИОН АЛ Ь НОЙ Ш К ОЛ Ы V III. Совершенствование управления народным образованием (О ко нчание. Начало на 2-й стр.). ставленные трудовое вос питание, обучение и профес сиональная ориентация, не посредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются незамени мыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского станов ления, нравственного и ин теллектуального формиро вания личности, физическо го развития. Как бы ни сло жилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудо вая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Важно, чтобы это было хо рошо усвоено учащимися, глубоко воспринято учите лями, родителями, всей об щественностью. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с млад ших классов, в систематиче ский,. организованный, по сильный для их здоровья и возраста общественно по лезный труд — труд насто ящий, необходимый обще ству. 21. Целью трудового вос питания и обучения в школе должно быть привитие люб ви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами сов ременного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительст ва, транспорта, сферы об служивания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной рабо ты трудовых навыков и уме- • ний; побуждение к созна тельному выбору профес сии и получение первона чальной профессиональной подготовки. В этих целях предусмат ривается значительное уве личение времени, необходи мого для трудового обуче ния и общественно полезно го, производительного тру да учащихся, а также про ведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних кани кул. Должны быть разрабо таны комплексные про граммы, включающие раз личные направления и фор мы трудовой подготовки, предусматривающие совме стные усилия школ, проф техучилищ, техникумов, производственных коллекти вов, семьи и общественно сти. Учащиеся начальной шко лы (I—ГУ классы) овладева ют необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различны ми материалами, выращи вания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно- наглядных пособий, изго товления игрушек, различных полезных предметов для школы,, детского сада, до ма и т. д. Уже на этой сту пени начинается ознакомле ние с некоторыми доступ ными для понимания детей профессиями. В неполной средней шко- - ле (V—IX классы) учащиеся получают более основатель ную общетрудовую подго товку, приобретают знания и практические умения об работки металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металлове дения. ' графической грамо ты, получают представле ние о главных отраслях на родного хозяйства. Они из готовляют несложные изде лия по заказам предприя тий, а также для школ, за ботятся об охране природы. Начиная с VIII класса, уча щиеся обучаются и работа ют в составе ученических производственных бригад, в межшкольных учебно-про изводственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтех училищах. В средней общеобразова тельной щколе (X—XI клас сы) на этой базе, а также непосредственно на рабочих местах производства орга низуется трудовое обучение по наиболее массовым про фессиям с учетом потреб ностей в них данного регио на. При наличии необходи мых условий оно завершает ся овладением определенной профессией и сдачей квали фикационных экзаменов в установленном порядке. Госкомтруду СССР, Мин. просу СССР, Госпрофобру СССР определить перечень профессий, по которым ор ганизуется подготовка уча щихся в общеобразователь ных школах. Исполкомы го родских и районных Советов народных депутатов опре деляют профили трудовой подготовки учащихся школ, исходя из этого перечня, а также с учетом потребно стей народного хозяйства в кадрах, наличия учебно технической базы, особен ностей городских и сель ских школ, труда юношей и девушек. Необходимо расширять самообслуживание учащих ся. Все учащиеся в соответ ствии с возрастом, с соблю дением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в убор ке классов и кабинетов, следить за чистотой и благо устройством школьных дво ров, спортивных площадок и т. д. Родители организуют труд детей в семье — по поддержанию порядка в жи лых помещениях, приготов лению пищи, стирке и по чинке одежды, ремонту бы товых приборов и предметов домашнего обихода. 22. Совершенствовать ра боту по профессиональной ориентации учащихся. Ак тивизировать деятельность межведомственных советов, городских и районных ко миссий по профориентации молодежи. Координацию профориентационной рабо ты возложить на Государст венный Комитет СССР по труду и социальным вопро сам. Создать в порядке опыта в ряде городских и сельских районов центры профори ентации' для организации ра боты со школами, учащими ся и родителями. В своей деятельности они должны опираться на межшкольные учебно - производственные комбинаты, кабинеты проф ориентации в школах, учи лищах и на предприятиях, знакомить учащихся с сов ременными профессиями, информировать о потребно стях народного хозяйства в кадрах, выявлять психофизио логические особенности, спо собности и наклонности уча щихся к определенным ви дам деятельности и разра-- батывать на этой основе со ответствующие практиче ские рекомендации. Система трудового вос питания, обучения и профес сиональной ориентации уча щихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору про фессии и соответствующего учебного заведения для про должения образования. 23. Активное участие в организации трудовой под готовки и воспитании уча щихся — важнейшая обя занность производственных коллективов. Каждая школа должна иметь базовое пред приятие. Установить в зако нодательном порядке, что базовые предприятия на правах своих структурных подразделений создают школьные и межшкольные мастерские, учебно-произ водственные комбинаты, учебные цехи и участки, от дельные ученические рабо чие места, стационарные полевые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Они выделяют оборудование, технику, материалы, комп лектующие изделия, землю для пришкольных учебно опытных участков, плани руют и организуют произ водственную деятельность, оплачивают труд школьни ков. Базовые предприятия направляют специалистов, рабочих, колхозников в ка честве мастеров для обуче ния учащихся и организации их производительного тру да, проведения с ними вос питательной работы, разви тия технического творчест ва , сельскохозяйственного опытничества и профессио нальной ориентации. Необходимо развивать на ставничество ветеранов партии, труда,'передовиков производства, активно во влекать учащихся в общест венно - производственную жизнь трудовых коллекти вов. Дри подведении итогов социалистического соревно вания учитывать участий предприятий в оказании по мощи подшефным школам и другим учебным заведе ниям в воспитании и трудо-' вой подготовке учащихся. 24. В тесной связи с тру довым обучением обеспечи вается экономическое «вос питание учащихся. Важно, чтобы они практически включились в производст венные отношения, получа ли жизненные представле ния о социалистической соб ственности, плане, трудо вой и производственной дис циплине, заработной плате, учились ценить трудовой рубль. Часть заработанных учащимися средств направ лять в распоряжение школь ного коллектива. Школа призвана формировать ка чества рачительных хозяев, заботливое и бережливое от ношение к общественному достоянию и родной приро де, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими понятия ми, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции, хозрасчет и др. V. Общественное воспитание детей 25. Коммунистическая пар тия и Советское государство постоянно заботятся о раз витии общественного воспи тания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в шко ле, внешкольных учрежде ниях и по месту жительства, оказывают всемерную по мощь семье в воспитании. Необходимо улучшить ор ганизацию воспитания и об разования детей дошколь ного возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине,' уважение к стар шим, товарищество и коллек тивизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познава тельные интересы и способ ности, самостоятельность, организованность и дисцип лину. Разработать и ввести типовую программу воспи тания и обучения детей в детском саду, учитывая при этом особенности возраст ной физиологии И ПСИХОЛО ГИИ', рациональных культур и традиций. 26. Перспективной и оп равдавшей себя формой об щественного воспитания учащихся являются школы и группы продленного дня. Они создают благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, оказывают помощь семье. Вместе с тем воспитательная работа в школе после уро ков нуждается в серьезной перестройке. Наряду с ока занием педагогической помо щи учащимся в выполнении домашних заданий важно на полнить содержание работы таких школ занятиями по интересам, создавать атмо сферу 4 заботливого отно шения к детям, приближен ную к домашним условиям. По мере создания матери альных предпосылок необ ходимо развивать сеть этих школ с тем, чтобы полно стью удовлетворить в них потребности населения. Со ветам Министров союзных и автономных республик, ис полкомам краевых и област ных Советов народных депу татов предоставить право разрешать создание групп продленного дня в малоком плектных школах. 27. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений — дворцов, домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, туристов, спор тивных, музыкальных, ху дожественных и хореогра фических школ, детских библиотек, пионерских ла герей — должно привести в перспективе к созданию в каждом районе комплекса внешкольных учреждений с широким спектром направ лений деятельности. Коренным образом улуч шить воспитательную рабо ту с учащимися по месту жительства. Важно охватить всех учащихся разнообраз ными массовыми и индиви дуальными формами вос питательной работы во вне учебное время. Развивать их самодеятельность, тиму ровское движение, созда вать клубы по интересам, кружки технического и ху дожественного творчества, спортивные. секции. Испол комам местных Советов на родных депутатов изыскать возможности выделения и оборудования в жилых мас сивах помещений для, рабо ты с детьми и подростками. Предусматривать такие по мещения в проектах новых жилых кварталов. Следует поставить дело так, чтобы школа стала цен тром активной воспитатель ной работы с учащимися в микрорайоне. Вовлекать в эту работу родителей, обще ственность, трудовые, в первую очередь, производст венные коллективы, созда вать комсомольские педа гогические отряды из числа молодых рабочих, колхозни- 30. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в ре шающей степени зависит от учителя, его идейной убеж денности, профессионально го мастерства, эрудиции и культуры. Народный учитель — ва ятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, са мое ценное — детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и трудней шая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творче ства, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности де лу. Своим самоотвержен ным, подвижническим тру дом по воспитанию подра- и семейное и подростков ков, специалистов, студен тов. Организацию всей вне- учебной воспитательной ра боты в школах и группах продленного дня, внешколь ных учерждениях и по месту жительства возложить на исполкомы городских и рай онных Советов народных депутатов, отделы народно го образования. Более ак тивную роль в этом обяза ны быграть горкомы и рай комы комсомола, профсо юзные комитеты, добро вольные общества. 2С. Советское государст во проявляет большую за боту о детях и подростках, которые по состоянию здо ровья не могут обучаться в обычных условиях. Для них создана и развивается сеть школ-интс^атов, санатор- но-лесньтх школ н других специальных учебно-воспи тательных учреждений, где обучение и воспитание соче таются с квалифицирован ным лечением. В этих уч реждениях дети содержатся полностью за счет государ ства. Надо и впредь совер шенствовать работу этого звена системы народного образования, окружать де тей всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить их к самостоятельной жизни и труду. Необходимо также улуч шать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах обычно го типа. 29. Следует усилить по мощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастаю щего поколения. Воспитание детей — конституционная обязанность граждан СССР. Родители призваны всемер но возвышать авторитет школы и учителя, воспиты вать детей в духе уважения и любви к труду, подготав ливать их к общественно по лезной деятельности, при учать к порядку, дисципли не, соблюдению норм жиз ни нашего общества, забо титься об их физическом развитии и укреплении здо ровья, создавать необходи мые условия для своевре менного получения ими об- . щего среднего и профессио нального образования, сво им отношением к труду и общественным обязанностям показывать детям пример во всем. В свою очередь дети обязаны заботиться о роди телях и старших. Повышение эффективно сти воспитания в большой степени зависит от согласо ванности усилий и единст ва требований к учащимся семьи, школы, общественно сти и трудовых коллективов. Необходимо активизировать деятельность комиссий (со ветов) профсоюзных коми тетов по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, повысить дей ственность работы родитель ских комитетов при общеоб разовательных школах, профтехучилищах и других учебно - воспитательных уч реждениях, шире привлекать родителей для ведения заня тий в кружках. Трудовые коллективы при званы постоянно держать в поле зрения воспитание де тей, помогать родителям в этом деле и строго ‘ спраши вать с них за изъяны и не доработки в семейном вос питании. Разработать меры по усилению ответственно сти родителей за воспитание детей. Важную роль в улучше нии семейного воспитания сыграет развертывание сис темы педагогического все обуча родителей. В распро странении педагогических знаний следует шире исполь зовать печать, телевидение и радио, устную пропаганду, возможности*^ всесоюзного общества «Знание». стающих поколении учитель снискал глубокую призна тельность и уважение на рода. Многомиллионный от ряд советского учительства — гордость нашей страны, надежная опора партии в воспитании молодежи. Партия неустанно забо тится о повышении роли учителя в жизни общества, его авторитета и престижа. «Народный учитель, — пи сал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на та кую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржу азном обществе. Это — ис тина, не требующая доказа тельств. К этому, положению дел мы должны идти систе матической, неуклонной, на стойчивой работой и над его духовным подъёмом, и над его всесторонней подготов кой к его действительно вы сокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материально го положения». Современный этап разви тия страны выдвигает перед советскими учителями но вые задачи. Предстоит сфор мировать молодые поколе ния, способные воплотить в жизнь программные уста новки партии по совершен ствованию развитого социа листического общества. 31. Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значитель ное улучшение подготовки учительских кадров. Буду щим учителям, воспитате лям нужно дать самые современные знания и хо рошую практическую под готовку. В этих целях пе реработать учебные планы и программы педагогических вузов и училищ, теснее увя зать их с требованиями жиз ни. Предусмотреть изуче ние студентами основ сов ременного производства и методов профессиональной ориентации школьников. Поднять уровень психоло го-педагогической подготов ки, улучшить организацию и содержание практики. Рас ширить преподавание этики и эстетики, логики, совет ского права, методики вос питательной работы. Следу ет переходить в педагогиче ских институтах на пяти летний срок обучения по ме ре создания для этого необ ходимых условий, разрабо тать и осуществить допол нительные меры по обеспе чению педагогических учеб ных заведений высококаче ственными учебниками и учебными пособиями, ук репить профессорско-препо давательский состав педа гогических вузов. Нужно поднять качество подготовки учителей в уни верситетах, усилить помощь с их стороны педагогиче ским вузам в развитии на учных исследований, по вышении квалификации на учно-педагогических кадров. Необходимо полностью обеспечить возрастающие потребности общеобразова тельных школ, профтехучи лищ, средних специальных учебных заведений, дошколь ных и внешкольных учреж дений в педагогах, воспита телях, мастерах производ ственного обучения, разви вать , инженерно-педагогиче ское образование. Созда вать условия для осуществ ления перехода на подго товку учителей и воспитате лей для всех звеньев про свещения только с высшим педагогическим образовани ем. 32. Важнейшей задачей органов просвещения, учеб ных заведений, готовящих педагогические кадры, явля ется отбор на учебу молоде жи, проявившей склонность к работе с детьми. Нужно значительно расширить прием юношей на учебу по педагогическим специально стям. ЦК ВЛКСМ направ лять по комсомольским пу тевкам в педвузы и на со ответствующие факультеты университетов выпускников школ, училищ, лиц, уволен ных в запас из рядов Воо руженных Сил СССР, моло дежь с производства. Прак тиковать прием в педагоги ческие учебные заведения по рекомендациям педагоги ческих советов школ и сред них профессионально-техни ческих училищ, трудовых 36. Увеличение континген тов общеобразовательной и профессиональной школы, дошкольных, интернатных и других учреждений, услож нение учебно-воспитатель ных задач, расширение тру дового обучения, требуют дальнейшего развития, ук репления и качественного совершенствования матери альной базы образования. В перспективе предстоит ре шить такие проблемы, как полное удовлетворение пот ребностей в дошкольных уч реждениях, создание усло вий для групп продленного дня и односменной работы школ, учебы шестилетних детей, создание необходимой базы для трудового обуче ния, работы с детьми и под ростками во внеучебное вре мя. Для этого следует осу ществить, особенно в новых районах, широкую програм му строительства школ, ма стерских и учебно-производ ственных комбинатов, про фессионально - технических училищ, детских дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических учебных за ведений, институтов усовер шенствования учителей, жилья для педагогических работников, общежитий и интернатов для учащихся. Следует шире использо- коллективов, органов на родного образования. 33. В дальнейшем совер шенствовании нуждается си стема повышения квалифи кации педагогических кад ров. Развивать институты усовершенствования учите лей (повышения квалифи кации) как научно-методиче ские центры повышения пе дагогического мастерства, обобщения и распростране ния передового опыта. Соз дать в этих институтах со ответствующие кафедры, привлечь к работе в них квалифицированных специа листов. Целесообразно, что бы педагог, как правило, раз в четыре—пять лет прохо дил переподготовку. Усилить внимание к по литической учебе работни ков народного образования, изучению ими актуальных проблем марксистско-ленин ской теории, * политики КПСС, коммунистического воспитания молодежи. Учи телю должны быть созданы все необходимые условия для постоянного самообра зования и совершенствова ния, улучшено обеспечение его политической, научной и художественной литерату рой. 34. Советы народных де путатов, органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организа ции обязаны принимать не обходимые меры по закреп лению педагогических кад ров, сокращению их теку чести, постоянно заботить ся об улучшении условий труда и быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении учителей, предо ставлять им, жилье в перво очередном порядке. Расши рить практику морального поощрения и материального стимулирования работы луч ших педагогов. Объявить первое сентября всенародным праздником — Днем знаний. Внести изменение в статут ордена Трудовой Славы, пре дусмотрев возможность на граждения этим орденом учи телей и других работников народного образования за успехи в обучении и воспи тании детей и молодежи. Повысить заработную пла ту учителям, воспитателям, мастерам производственно го обучения, методистам и другим работникам системы народного образования. 35. Более весомый вклад в повышение уровня и ре зультативности работы шко лы призвана вносить педаго гическая наука. Очень важ но усилить ее связь с жизнью, с практикой школы. Осуществить крутой поворот Академии педагогических наук СССР, педагогических научно-исследовательских уч реждений, вузов и универси тетов к разработке актуаль ных проблем общеобразова тельной и профессиональ ной школы. Добиваться повышения ка чества и эффективности ис следований, активнее внед рять их результаты в прак тику. Научные труды уче- ных-педагогов, психологов, дидактов, методистов долж ны воплощаться в конкрет ных рекомендациях, учебных пособиях и методических ру ководствах. В целях усиления пропа ганды педагогических знаний, обобщения и распростране ния передового опыта соз дать Всесоюзное педагогиче ское общество и Централь ный музей народного обра зования СССР. вать возможности государ ственных и кооперативных предприятий, совхозов и колхозов для строительства, ремонта и оборудования учебных зданий и общежи тий, предоставить им право выделять на эти цели сред ства и ресурсы. Должны быть разработаны новые проекты учебных зданий и нормативы строительства, учитывающие современные требования учебно-воспита тельного процесса. 37. Для расширения под готовки квалифицированных рабочих министерства и ве домства должны увеличить капитальные вложения на развитие сети средних про фессионально - технических училищ. При проведении ре конструкции предприятий одновременно должно осу ществляться техническое пе ревооружение действующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских. Необходимо расширить производство учебного обо рудования, учебно-нагляд ных пособий и современных технических средств обуче ния, мебели, станков, при боров, электронно-вычисли тельной техники, сельскохо зяйственных машин. 38. Развитие общего сред него и профессионального образования все более сбли жает и объединяет их цели и задачи. Органы управления призваны неуклонно прово дить единую государствен ную политику в области об разования и воспитания под растающих поколений, свое временно и творчески ре шать назревшие вопросы, обеспечивать повышение уровня работы всех учебных заведений в соответствии с современными требования ми. В целях более последова тельного проведения такой политики, эффективной ко ординации деятельности раз личных звеньев системы об разования, усиления практи ческого руководства просве щенцем и профессиональным образованием создать меж ведомственные комиссии в центре и на местах: от Со вета Министров СССР до исполкомов городских и районных Советов народных депутатов. Возложить •на них решение принципиаль ных вопросов планирования и комплектования учебных заведений, распределения потоков молодежи, продол- яшощей учебу после окон чания неполной средней и средней школы, создания ус ловий для трудового воспи тания и обучения, развития и использования материаль ной базы. 39. Принять меры к ре шительному улучшению сти ля и методов работы органов управления народным обра зованием. Обеспечивать глубокий анализ состояния образова ния, совершенствование учебных планов и программ, учебников и методической ли тературы. I : Упорядочить систему ин спекторского контроля за ра ботой школ и других учеб но-воспитательных учреж дений, резко сократить по ток различного рода указа ний, отчетов и запросов, от влекающих педагогические коллективы от живого, твор ческого дела — обучения и воспитания учащихся. Боль ше внимания уделять изуче нию, пропаганде и внедре нию передового опыта учеб ной и воспитательной рабо ты, не допуская ни пренеб режительного отношения к новаторским начинаниям, ни механического, бездумного их распространения. Укрепить районное звено управления образованием с учетом его важной роли в организации деятельности школ, дошкольных и вне школьных учреждений, в подборе, расстановке и по вышении квалификации пе дагогических кадров, укреп лении связи школы с про изводством, улучшении по становки трудового обучения и профессиональной ориен тации, первоначальной про фессиональной подготовки учащихся старших классов на базе учебно-производст венных комбинатов, профтех училищ, учебных цехов пред приятий. Районное звено должно взять на себя забо ту о хозяйственном обеспе чении учебно-воспитатель ных учреждений. - Необходимо улучшить ус ловия для творческой рабо ты директоров школ и проф техучилищ но организации учебно воспитательного про цесса, уменьшить им учеб ную нагрузку. Всемерно поднимать роль и авторитет классного руководителя, ока зывать ему всестороннюю по мощь. Разработать научно обоснованные критерии оценки работы учителя и школы в целом, повысить ответственность их за объ ективную оценку знаний учащихся. Результаты дея тельности школы и учителя должны определяться в пер вую очередь по глубине и прочности знаний, идейным и • нравственным качествам воспитанников, подготовлен ности их к жизни и труду. 40. В особом внимании нуждается сельская школа. Ее состояние и уровень ра боты существенно влияют на социальное развитие се ла, закрепление молодежи, повышение ■ культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Усилия партийных, советских, проф союзных, комсомольских ор ганизаций, агропромышлен ных объединений должны быть направлены на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами, по вышение качества учебно- воспитательного процесса, улучшение трудовой подго товки и профориентации учащихся, на воспитание у них стремления активно уча ствовать в подъеме сель скохозяйственного производ ства. 41. Забота о школе — общепартийное, всенародное дело. Руководствуясь реше ниями XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийные коми теты должны глубоко изу чать жизнь школ и профтех училищ, своевременно видеть возникающие в их -деятель ности проблемы и намечать пути их разрешения, повер нуть к школе внимание пар тийных, профсоюзных и комсомольских организаций, советских и хозяйственных органов, трудовых коллекти вов. Насущные вопросы ра боты учреждений народного образования, отчеты их партийных организаций сле дует регулярно рассматри вать на Пленумах и бюро партийных комитетов. Долг партийных комите тов — по-ленински, повсед невно заботиться о полити ческом и духовном росте педагогических кадров, опе ративном информировании учителей по важнейшим воп росам внутренней и внешней политики партии. Относить ся к учителю с большим внимание и тактом, не отвле кать педагогов на выполне ние заданий, не связанных с учебной и воспитательной работой. Окружить заботой ветеранов педагогического труда, активнее использо вать их большой жизненный опыт в воспитаний молоде жи. Должно быть улучшено руководство первичными партийными организациями учебных заведений, задача которых — сплачивать и укреплять педагогические коллективы, создавать здо ровый морально-психологи ческий климат, атмосферу подлинного творчества, кол легиальности и ответствен ности. Необходимо увели чить партийную прослойку среди учителей и мастеров производственного обучения, повышать авангардную роль учителей-коммунистов в практическом претворении в жизнь политики партии. Задачи общеобразователь ной и профессиональной школы на новом этапе, лучший опыт работы партий ных организаций учебных заведений и их коллективов, самоотверженный труд со ветских учителей необходи мо систематически, с глубо ким знанием дела освещать на страницах газет и журна лов, но радио и телевиде нию. Совершенствование народ ного образования —один из ключевых вопросов политики Коммунистической партии и Советского государства. Реформа общеобразова^. тельной и профессиональной - школы явится крупным ме роприятием общегосударст венного масштаба, событием большой социально-политиче ской значимости. Все цен ное, добытое трудом нес кольких поколений педаго гов, советской школой и пе- - дагогичеекой наукой, все выдержавшее проверку вре менем должно быть бережно сохранено и активно исполь зовано. И вместе с тем дол жны быть решены назрев- - шие вопросы совершенство вания образования и воспи тания молодежи, поставлен ные жизнью, продиктован ные насущными потребно стями общественного разви тия. Основные мероприятия реформы осуществить поэ- . тапно, в течение одиннадца той и двенадцатой пятиле ток (1984—1990 годы). Конкретные планы осущест вления реформы надо иметь в каждой Союзной и авто номной республике, крае, области, городе, районе с учетом местных условий. Перестройка школы пот ребует от ЦК компартий, Советов Министров союзных республик, местных партий ных и советских органов, профсоюзных и комсомоль ских организаций, органов народного образования боль шой организаторской и мас сово-политической работы. Для каждого трудового кол лектива, каждого руководи теля предприятия, колхоза, учреждения, министерства и ведомства, общественной организации, для всех роди телей школьное дело долж но быть своим, кровным де лом. Цели реформы благородны, высоконравственны, гуман ны. Их реализация будет иметь огромное значение для повышения уровня образова ния и культуры советских людей, создаст лучшие усло вия для обучения и воспита ния подрастающих поколений, подготовки иХ к жизни и труду, активной обществен ной деятельности. Все это благотворно скажется на ук реплении идейно-политиче ского, экономического и обо ронного потенциала страны, всестороннем прогрессе на шего общества, его продви жении к коммунизму. VI. Учитель в советском обществе ' VII. Укрепление учебно материальной базы образования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz