Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

14 апреля Т984 г„ № 87 (15 884) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБ Щ ЕОБ РА З ОВ А ТЕЛ Ь Н ОЙ И П РОФ ЕС СИОН АЛ Ь НОЙ Ш К ОЛ Ы V III. Совершенствование управления народным образованием (О ко нчание. Начало на 2-й стр.). ставленные трудовое вос­ питание, обучение и профес­ сиональная ориентация, не­ посредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются незамени­ мыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского станов­ ления, нравственного и ин­ теллектуального формиро­ вания личности, физическо­ го развития. Как бы ни сло­ жилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудо­ вая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Важно, чтобы это было хо­ рошо усвоено учащимися, глубоко воспринято учите­ лями, родителями, всей об­ щественностью. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с млад­ ших классов, в систематиче­ ский,. организованный, по­ сильный для их здоровья и возраста общественно по­ лезный труд — труд насто­ ящий, необходимый обще­ ству. 21. Целью трудового вос­ питания и обучения в школе должно быть привитие люб­ ви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами сов­ ременного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительст­ ва, транспорта, сферы об­ служивания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной рабо­ ты трудовых навыков и уме- • ний; побуждение к созна­ тельному выбору профес­ сии и получение первона­ чальной профессиональной подготовки. В этих целях предусмат­ ривается значительное уве­ личение времени, необходи­ мого для трудового обуче­ ния и общественно полезно­ го, производительного тру­ да учащихся, а также про­ ведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних кани­ кул. Должны быть разрабо­ таны комплексные про­ граммы, включающие раз­ личные направления и фор­ мы трудовой подготовки, предусматривающие совме­ стные усилия школ, проф­ техучилищ, техникумов, производственных коллекти­ вов, семьи и общественно­ сти. Учащиеся начальной шко­ лы (I—ГУ классы) овладева­ ют необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различны­ ми материалами, выращи­ вания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно- наглядных пособий, изго­ товления игрушек, различных полезных предметов для школы,, детского сада, до­ ма и т. д. Уже на этой сту­ пени начинается ознакомле­ ние с некоторыми доступ­ ными для понимания детей профессиями. В неполной средней шко- - ле (V—IX классы) учащиеся получают более основатель­ ную общетрудовую подго­ товку, приобретают знания и практические умения об­ работки металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металлове­ дения. ' графической грамо­ ты, получают представле­ ние о главных отраслях на­ родного хозяйства. Они из­ готовляют несложные изде­ лия по заказам предприя­ тий, а также для школ, за­ ботятся об охране природы. Начиная с VIII класса, уча­ щиеся обучаются и работа­ ют в составе ученических производственных бригад, в межшкольных учебно-про­ изводственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтех­ училищах. В средней общеобразова­ тельной щколе (X—XI клас­ сы) на этой базе, а также непосредственно на рабочих местах производства орга­ низуется трудовое обучение по наиболее массовым про­ фессиям с учетом потреб­ ностей в них данного регио­ на. При наличии необходи­ мых условий оно завершает­ ся овладением определенной профессией и сдачей квали­ фикационных экзаменов в установленном порядке. Госкомтруду СССР, Мин. просу СССР, Госпрофобру СССР определить перечень профессий, по которым ор­ ганизуется подготовка уча­ щихся в общеобразователь­ ных школах. Исполкомы го­ родских и районных Советов народных депутатов опре­ деляют профили трудовой подготовки учащихся школ, исходя из этого перечня, а также с учетом потребно­ стей народного хозяйства в кадрах, наличия учебно­ технической базы, особен­ ностей городских и сель­ ских школ, труда юношей и девушек. Необходимо расширять самообслуживание учащих­ ся. Все учащиеся в соответ­ ствии с возрастом, с соблю­ дением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в убор­ ке классов и кабинетов, следить за чистотой и благо­ устройством школьных дво­ ров, спортивных площадок и т. д. Родители организуют труд детей в семье — по поддержанию порядка в жи­ лых помещениях, приготов­ лению пищи, стирке и по­ чинке одежды, ремонту бы­ товых приборов и предметов домашнего обихода. 22. Совершенствовать ра­ боту по профессиональной ориентации учащихся. Ак­ тивизировать деятельность межведомственных советов, городских и районных ко­ миссий по профориентации молодежи. Координацию профориентационной рабо­ ты возложить на Государст­ венный Комитет СССР по труду и социальным вопро­ сам. Создать в порядке опыта в ряде городских и сельских районов центры профори­ ентации' для организации ра­ боты со школами, учащими­ ся и родителями. В своей деятельности они должны опираться на межшкольные учебно - производственные комбинаты, кабинеты проф­ ориентации в школах, учи­ лищах и на предприятиях, знакомить учащихся с сов­ ременными профессиями, информировать о потребно­ стях народного хозяйства в кадрах, выявлять психофизио­ логические особенности, спо­ собности и наклонности уча­ щихся к определенным ви­ дам деятельности и разра-- батывать на этой основе со­ ответствующие практиче­ ские рекомендации. Система трудового вос­ питания, обучения и профес­ сиональной ориентации уча­ щихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору про­ фессии и соответствующего учебного заведения для про­ должения образования. 23. Активное участие в организации трудовой под­ готовки и воспитании уча­ щихся — важнейшая обя­ занность производственных коллективов. Каждая школа должна иметь базовое пред­ приятие. Установить в зако­ нодательном порядке, что базовые предприятия на правах своих структурных подразделений создают школьные и межшкольные мастерские, учебно-произ­ водственные комбинаты, учебные цехи и участки, от­ дельные ученические рабо­ чие места, стационарные полевые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Они выделяют оборудование, технику, материалы, комп­ лектующие изделия, землю для пришкольных учебно­ опытных участков, плани­ руют и организуют произ­ водственную деятельность, оплачивают труд школьни­ ков. Базовые предприятия направляют специалистов, рабочих, колхозников в ка­ честве мастеров для обуче­ ния учащихся и организации их производительного тру­ да, проведения с ними вос­ питательной работы, разви­ тия технического творчест­ ва , сельскохозяйственного опытничества и профессио­ нальной ориентации. Необходимо развивать на­ ставничество ветеранов партии, труда,'передовиков производства, активно во­ влекать учащихся в общест­ венно - производственную жизнь трудовых коллекти­ вов. Дри подведении итогов социалистического соревно­ вания учитывать участий предприятий в оказании по­ мощи подшефным школам и другим учебным заведе­ ниям в воспитании и трудо-' вой подготовке учащихся. 24. В тесной связи с тру­ довым обучением обеспечи­ вается экономическое «вос­ питание учащихся. Важно, чтобы они практически включились в производст­ венные отношения, получа­ ли жизненные представле­ ния о социалистической соб­ ственности, плане, трудо­ вой и производственной дис­ циплине, заработной плате, учились ценить трудовой рубль. Часть заработанных учащимися средств направ­ лять в распоряжение школь­ ного коллектива. Школа призвана формировать ка­ чества рачительных хозяев, заботливое и бережливое от­ ношение к общественному достоянию и родной приро­ де, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими понятия­ ми, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции, хозрасчет и др. V. Общественное воспитание детей 25. Коммунистическая пар­ тия и Советское государство постоянно заботятся о раз­ витии общественного воспи­ тания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в шко­ ле, внешкольных учрежде­ ниях и по месту жительства, оказывают всемерную по­ мощь семье в воспитании. Необходимо улучшить ор­ ганизацию воспитания и об­ разования детей дошколь­ ного возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине,' уважение к стар­ шим, товарищество и коллек­ тивизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познава­ тельные интересы и способ­ ности, самостоятельность, организованность и дисцип­ лину. Разработать и ввести типовую программу воспи­ тания и обучения детей в детском саду, учитывая при этом особенности возраст­ ной физиологии И ПСИХОЛО­ ГИИ', рациональных культур и традиций. 26. Перспективной и оп­ равдавшей себя формой об­ щественного воспитания учащихся являются школы и группы продленного дня. Они создают благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, оказывают помощь семье. Вместе с тем воспитательная работа в школе после уро­ ков нуждается в серьезной перестройке. Наряду с ока­ занием педагогической помо­ щи учащимся в выполнении домашних заданий важно на­ полнить содержание работы таких школ занятиями по интересам, создавать атмо­ сферу 4 заботливого отно­ шения к детям, приближен­ ную к домашним условиям. По мере создания матери­ альных предпосылок необ­ ходимо развивать сеть этих школ с тем, чтобы полно­ стью удовлетворить в них потребности населения. Со­ ветам Министров союзных и автономных республик, ис­ полкомам краевых и област­ ных Советов народных депу­ татов предоставить право разрешать создание групп продленного дня в малоком­ плектных школах. 27. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений — дворцов, домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, туристов, спор­ тивных, музыкальных, ху­ дожественных и хореогра­ фических школ, детских библиотек, пионерских ла­ герей — должно привести в перспективе к созданию в каждом районе комплекса внешкольных учреждений с широким спектром направ­ лений деятельности. Коренным образом улуч­ шить воспитательную рабо­ ту с учащимися по месту жительства. Важно охватить всех учащихся разнообраз­ ными массовыми и индиви­ дуальными формами вос­ питательной работы во вне­ учебное время. Развивать их самодеятельность, тиму­ ровское движение, созда­ вать клубы по интересам, кружки технического и ху­ дожественного творчества, спортивные. секции. Испол­ комам местных Советов на­ родных депутатов изыскать возможности выделения и оборудования в жилых мас­ сивах помещений для, рабо­ ты с детьми и подростками. Предусматривать такие по­ мещения в проектах новых жилых кварталов. Следует поставить дело так, чтобы школа стала цен­ тром активной воспитатель­ ной работы с учащимися в микрорайоне. Вовлекать в эту работу родителей, обще­ ственность, трудовые, в первую очередь, производст­ венные коллективы, созда­ вать комсомольские педа­ гогические отряды из числа молодых рабочих, колхозни- 30. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в ре­ шающей степени зависит от учителя, его идейной убеж­ денности, профессионально­ го мастерства, эрудиции и культуры. Народный учитель — ва­ ятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, са­ мое ценное — детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и трудней­ шая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творче­ ства, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности де­ лу. Своим самоотвержен­ ным, подвижническим тру­ дом по воспитанию подра- и семейное и подростков ков, специалистов, студен­ тов. Организацию всей вне- учебной воспитательной ра­ боты в школах и группах продленного дня, внешколь­ ных учерждениях и по месту жительства возложить на исполкомы городских и рай­ онных Советов народных депутатов, отделы народно­ го образования. Более ак­ тивную роль в этом обяза­ ны быграть горкомы и рай­ комы комсомола, профсо­ юзные комитеты, добро­ вольные общества. 2С. Советское государст­ во проявляет большую за­ боту о детях и подростках, которые по состоянию здо­ ровья не могут обучаться в обычных условиях. Для них создана и развивается сеть школ-интс^атов, санатор- но-лесньтх школ н других специальных учебно-воспи­ тательных учреждений, где обучение и воспитание соче­ таются с квалифицирован­ ным лечением. В этих уч­ реждениях дети содержатся полностью за счет государ­ ства. Надо и впредь совер­ шенствовать работу этого звена системы народного образования, окружать де­ тей всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить их к самостоятельной жизни и труду. Необходимо также улуч­ шать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах обычно­ го типа. 29. Следует усилить по­ мощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастаю­ щего поколения. Воспитание детей — конституционная обязанность граждан СССР. Родители призваны всемер­ но возвышать авторитет школы и учителя, воспиты­ вать детей в духе уважения и любви к труду, подготав­ ливать их к общественно по­ лезной деятельности, при­ учать к порядку, дисципли­ не, соблюдению норм жиз­ ни нашего общества, забо­ титься об их физическом развитии и укреплении здо­ ровья, создавать необходи­ мые условия для своевре­ менного получения ими об- . щего среднего и профессио­ нального образования, сво­ им отношением к труду и общественным обязанностям показывать детям пример во всем. В свою очередь дети обязаны заботиться о роди­ телях и старших. Повышение эффективно­ сти воспитания в большой степени зависит от согласо­ ванности усилий и единст­ ва требований к учащимся семьи, школы, общественно­ сти и трудовых коллективов. Необходимо активизировать деятельность комиссий (со­ ветов) профсоюзных коми­ тетов по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, повысить дей­ ственность работы родитель­ ских комитетов при общеоб­ разовательных школах, профтехучилищах и других учебно - воспитательных уч­ реждениях, шире привлекать родителей для ведения заня­ тий в кружках. Трудовые коллективы при­ званы постоянно держать в поле зрения воспитание де­ тей, помогать родителям в этом деле и строго ‘ спраши­ вать с них за изъяны и не­ доработки в семейном вос­ питании. Разработать меры по усилению ответственно­ сти родителей за воспитание детей. Важную роль в улучше­ нии семейного воспитания сыграет развертывание сис­ темы педагогического все­ обуча родителей. В распро­ странении педагогических знаний следует шире исполь­ зовать печать, телевидение и радио, устную пропаганду, возможности*^ всесоюзного общества «Знание». стающих поколении учитель снискал глубокую призна­ тельность и уважение на­ рода. Многомиллионный от­ ряд советского учительства — гордость нашей страны, надежная опора партии в воспитании молодежи. Партия неустанно забо­ тится о повышении роли учителя в жизни общества, его авторитета и престижа. «Народный учитель, — пи­ сал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на та­ кую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржу­ азном обществе. Это — ис­ тина, не требующая доказа­ тельств. К этому, положению дел мы должны идти систе­ матической, неуклонной, на­ стойчивой работой и над его духовным подъёмом, и над его всесторонней подготов­ кой к его действительно вы­ сокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материально­ го положения». Современный этап разви­ тия страны выдвигает перед советскими учителями но­ вые задачи. Предстоит сфор­ мировать молодые поколе­ ния, способные воплотить в жизнь программные уста­ новки партии по совершен­ ствованию развитого социа­ листического общества. 31. Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значитель­ ное улучшение подготовки учительских кадров. Буду­ щим учителям, воспитате­ лям нужно дать самые современные знания и хо­ рошую практическую под­ готовку. В этих целях пе­ реработать учебные планы и программы педагогических вузов и училищ, теснее увя­ зать их с требованиями жиз­ ни. Предусмотреть изуче­ ние студентами основ сов­ ременного производства и методов профессиональной ориентации школьников. Поднять уровень психоло­ го-педагогической подготов­ ки, улучшить организацию и содержание практики. Рас­ ширить преподавание этики и эстетики, логики, совет­ ского права, методики вос­ питательной работы. Следу­ ет переходить в педагогиче­ ских институтах на пяти­ летний срок обучения по ме­ ре создания для этого необ­ ходимых условий, разрабо­ тать и осуществить допол­ нительные меры по обеспе­ чению педагогических учеб­ ных заведений высококаче­ ственными учебниками и учебными пособиями, ук­ репить профессорско-препо­ давательский состав педа­ гогических вузов. Нужно поднять качество подготовки учителей в уни­ верситетах, усилить помощь с их стороны педагогиче­ ским вузам в развитии на­ учных исследований, по­ вышении квалификации на­ учно-педагогических кадров. Необходимо полностью обеспечить возрастающие потребности общеобразова­ тельных школ, профтехучи­ лищ, средних специальных учебных заведений, дошколь­ ных и внешкольных учреж­ дений в педагогах, воспита­ телях, мастерах производ­ ственного обучения, разви­ вать , инженерно-педагогиче­ ское образование. Созда­ вать условия для осуществ­ ления перехода на подго­ товку учителей и воспитате­ лей для всех звеньев про­ свещения только с высшим педагогическим образовани­ ем. 32. Важнейшей задачей органов просвещения, учеб­ ных заведений, готовящих педагогические кадры, явля­ ется отбор на учебу молоде­ жи, проявившей склонность к работе с детьми. Нужно значительно расширить прием юношей на учебу по педагогическим специально­ стям. ЦК ВЛКСМ направ­ лять по комсомольским пу­ тевкам в педвузы и на со­ ответствующие факультеты университетов выпускников школ, училищ, лиц, уволен­ ных в запас из рядов Воо­ руженных Сил СССР, моло­ дежь с производства. Прак­ тиковать прием в педагоги­ ческие учебные заведения по рекомендациям педагоги­ ческих советов школ и сред­ них профессионально-техни­ ческих училищ, трудовых 36. Увеличение континген­ тов общеобразовательной и профессиональной школы, дошкольных, интернатных и других учреждений, услож­ нение учебно-воспитатель­ ных задач, расширение тру­ дового обучения, требуют дальнейшего развития, ук­ репления и качественного совершенствования матери­ альной базы образования. В перспективе предстоит ре­ шить такие проблемы, как полное удовлетворение пот­ ребностей в дошкольных уч­ реждениях, создание усло­ вий для групп продленного дня и односменной работы школ, учебы шестилетних детей, создание необходимой базы для трудового обуче­ ния, работы с детьми и под­ ростками во внеучебное вре­ мя. Для этого следует осу­ ществить, особенно в новых районах, широкую програм­ му строительства школ, ма­ стерских и учебно-производ­ ственных комбинатов, про­ фессионально - технических училищ, детских дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических учебных за­ ведений, институтов усовер­ шенствования учителей, жилья для педагогических работников, общежитий и интернатов для учащихся. Следует шире использо- коллективов, органов на­ родного образования. 33. В дальнейшем совер­ шенствовании нуждается си­ стема повышения квалифи­ кации педагогических кад­ ров. Развивать институты усовершенствования учите­ лей (повышения квалифи­ кации) как научно-методиче­ ские центры повышения пе­ дагогического мастерства, обобщения и распростране­ ния передового опыта. Соз­ дать в этих институтах со­ ответствующие кафедры, привлечь к работе в них квалифицированных специа­ листов. Целесообразно, что­ бы педагог, как правило, раз в четыре—пять лет прохо­ дил переподготовку. Усилить внимание к по­ литической учебе работни­ ков народного образования, изучению ими актуальных проблем марксистско-ленин­ ской теории, * политики КПСС, коммунистического воспитания молодежи. Учи­ телю должны быть созданы все необходимые условия для постоянного самообра­ зования и совершенствова­ ния, улучшено обеспечение его политической, научной и художественной литерату­ рой. 34. Советы народных де­ путатов, органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организа­ ции обязаны принимать не­ обходимые меры по закреп­ лению педагогических кад­ ров, сокращению их теку­ чести, постоянно заботить­ ся об улучшении условий труда и быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении учителей, предо­ ставлять им, жилье в перво­ очередном порядке. Расши­ рить практику морального поощрения и материального стимулирования работы луч­ ших педагогов. Объявить первое сентября всенародным праздником — Днем знаний. Внести изменение в статут ордена Трудовой Славы, пре­ дусмотрев возможность на­ граждения этим орденом учи­ телей и других работников народного образования за успехи в обучении и воспи­ тании детей и молодежи. Повысить заработную пла­ ту учителям, воспитателям, мастерам производственно­ го обучения, методистам и другим работникам системы народного образования. 35. Более весомый вклад в повышение уровня и ре­ зультативности работы шко­ лы призвана вносить педаго­ гическая наука. Очень важ­ но усилить ее связь с жизнью, с практикой школы. Осуществить крутой поворот Академии педагогических наук СССР, педагогических научно-исследовательских уч­ реждений, вузов и универси­ тетов к разработке актуаль­ ных проблем общеобразова­ тельной и профессиональ­ ной школы. Добиваться повышения ка­ чества и эффективности ис­ следований, активнее внед­ рять их результаты в прак­ тику. Научные труды уче- ных-педагогов, психологов, дидактов, методистов долж­ ны воплощаться в конкрет­ ных рекомендациях, учебных пособиях и методических ру­ ководствах. В целях усиления пропа­ ганды педагогических знаний, обобщения и распростране­ ния передового опыта соз­ дать Всесоюзное педагогиче­ ское общество и Централь­ ный музей народного обра­ зования СССР. вать возможности государ­ ственных и кооперативных предприятий, совхозов и колхозов для строительства, ремонта и оборудования учебных зданий и общежи­ тий, предоставить им право выделять на эти цели сред­ ства и ресурсы. Должны быть разработаны новые проекты учебных зданий и нормативы строительства, учитывающие современные требования учебно-воспита­ тельного процесса. 37. Для расширения под­ готовки квалифицированных рабочих министерства и ве­ домства должны увеличить капитальные вложения на развитие сети средних про­ фессионально - технических училищ. При проведении ре­ конструкции предприятий одновременно должно осу­ ществляться техническое пе­ ревооружение действующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских. Необходимо расширить производство учебного обо­ рудования, учебно-нагляд­ ных пособий и современных технических средств обуче­ ния, мебели, станков, при­ боров, электронно-вычисли­ тельной техники, сельскохо­ зяйственных машин. 38. Развитие общего сред­ него и профессионального образования все более сбли­ жает и объединяет их цели и задачи. Органы управления призваны неуклонно прово­ дить единую государствен­ ную политику в области об­ разования и воспитания под­ растающих поколений, свое­ временно и творчески ре­ шать назревшие вопросы, обеспечивать повышение уровня работы всех учебных заведений в соответствии с современными требования­ ми. В целях более последова­ тельного проведения такой политики, эффективной ко­ ординации деятельности раз­ личных звеньев системы об­ разования, усиления практи­ ческого руководства просве­ щенцем и профессиональным образованием создать меж­ ведомственные комиссии в центре и на местах: от Со­ вета Министров СССР до исполкомов городских и районных Советов народных депутатов. Возложить •на них решение принципиаль­ ных вопросов планирования и комплектования учебных заведений, распределения потоков молодежи, продол- яшощей учебу после окон­ чания неполной средней и средней школы, создания ус­ ловий для трудового воспи­ тания и обучения, развития и использования материаль­ ной базы. 39. Принять меры к ре­ шительному улучшению сти­ ля и методов работы органов управления народным обра­ зованием. Обеспечивать глубокий анализ состояния образова­ ния, совершенствование учебных планов и программ, учебников и методической ли­ тературы. I : Упорядочить систему ин­ спекторского контроля за ра­ ботой школ и других учеб­ но-воспитательных учреж­ дений, резко сократить по­ ток различного рода указа­ ний, отчетов и запросов, от­ влекающих педагогические коллективы от живого, твор­ ческого дела — обучения и воспитания учащихся. Боль­ ше внимания уделять изуче­ нию, пропаганде и внедре­ нию передового опыта учеб­ ной и воспитательной рабо­ ты, не допуская ни пренеб­ режительного отношения к новаторским начинаниям, ни механического, бездумного их распространения. Укрепить районное звено управления образованием с учетом его важной роли в организации деятельности школ, дошкольных и вне­ школьных учреждений, в подборе, расстановке и по­ вышении квалификации пе­ дагогических кадров, укреп­ лении связи школы с про­ изводством, улучшении по­ становки трудового обучения и профессиональной ориен­ тации, первоначальной про­ фессиональной подготовки учащихся старших классов на базе учебно-производст­ венных комбинатов, профтех­ училищ, учебных цехов пред­ приятий. Районное звено должно взять на себя забо­ ту о хозяйственном обеспе­ чении учебно-воспитатель­ ных учреждений. - Необходимо улучшить ус­ ловия для творческой рабо­ ты директоров школ и проф­ техучилищ но организации учебно воспитательного про­ цесса, уменьшить им учеб­ ную нагрузку. Всемерно поднимать роль и авторитет классного руководителя, ока­ зывать ему всестороннюю по­ мощь. Разработать научно обоснованные критерии оценки работы учителя и школы в целом, повысить ответственность их за объ­ ективную оценку знаний учащихся. Результаты дея­ тельности школы и учителя должны определяться в пер­ вую очередь по глубине и прочности знаний, идейным и • нравственным качествам воспитанников, подготовлен­ ности их к жизни и труду. 40. В особом внимании нуждается сельская школа. Ее состояние и уровень ра­ боты существенно влияют на социальное развитие се­ ла, закрепление молодежи, повышение ■ культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем в деревне. Усилия партийных, советских, проф­ союзных, комсомольских ор­ ганизаций, агропромышлен­ ных объединений должны быть направлены на коренное улучшение условий работы сельских школ, укрепление их квалифицированными педагогическими кадрами, по­ вышение качества учебно- воспитательного процесса, улучшение трудовой подго­ товки и профориентации учащихся, на воспитание у них стремления активно уча­ ствовать в подъеме сель­ скохозяйственного производ­ ства. 41. Забота о школе — общепартийное, всенародное дело. Руководствуясь реше­ ниями XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийные коми­ теты должны глубоко изу­ чать жизнь школ и профтех­ училищ, своевременно видеть возникающие в их -деятель­ ности проблемы и намечать пути их разрешения, повер­ нуть к школе внимание пар­ тийных, профсоюзных и комсомольских организаций, советских и хозяйственных органов, трудовых коллекти­ вов. Насущные вопросы ра­ боты учреждений народного образования, отчеты их партийных организаций сле­ дует регулярно рассматри­ вать на Пленумах и бюро партийных комитетов. Долг партийных комите­ тов — по-ленински, повсед­ невно заботиться о полити­ ческом и духовном росте педагогических кадров, опе­ ративном информировании учителей по важнейшим воп­ росам внутренней и внешней политики партии. Относить­ ся к учителю с большим внимание и тактом, не отвле­ кать педагогов на выполне­ ние заданий, не связанных с учебной и воспитательной работой. Окружить заботой ветеранов педагогического труда, активнее использо­ вать их большой жизненный опыт в воспитаний молоде­ жи. Должно быть улучшено руководство первичными партийными организациями учебных заведений, задача которых — сплачивать и укреплять педагогические коллективы, создавать здо­ ровый морально-психологи­ ческий климат, атмосферу подлинного творчества, кол­ легиальности и ответствен­ ности. Необходимо увели­ чить партийную прослойку среди учителей и мастеров производственного обучения, повышать авангардную роль учителей-коммунистов в практическом претворении в жизнь политики партии. Задачи общеобразователь­ ной и профессиональной школы на новом этапе, лучший опыт работы партий­ ных организаций учебных заведений и их коллективов, самоотверженный труд со­ ветских учителей необходи­ мо систематически, с глубо­ ким знанием дела освещать на страницах газет и журна­ лов, но радио и телевиде­ нию. Совершенствование народ­ ного образования —один из ключевых вопросов политики Коммунистической партии и Советского государства. Реформа общеобразова^. тельной и профессиональной - школы явится крупным ме­ роприятием общегосударст­ венного масштаба, событием большой социально-политиче­ ской значимости. Все цен­ ное, добытое трудом нес­ кольких поколений педаго­ гов, советской школой и пе- - дагогичеекой наукой, все выдержавшее проверку вре­ менем должно быть бережно сохранено и активно исполь­ зовано. И вместе с тем дол­ жны быть решены назрев- - шие вопросы совершенство­ вания образования и воспи­ тания молодежи, поставлен­ ные жизнью, продиктован­ ные насущными потребно­ стями общественного разви­ тия. Основные мероприятия реформы осуществить поэ- . тапно, в течение одиннадца­ той и двенадцатой пятиле­ ток (1984—1990 годы). Конкретные планы осущест­ вления реформы надо иметь в каждой Союзной и авто­ номной республике, крае, области, городе, районе с учетом местных условий. Перестройка школы пот­ ребует от ЦК компартий, Советов Министров союзных республик, местных партий­ ных и советских органов, профсоюзных и комсомоль­ ских организаций, органов народного образования боль­ шой организаторской и мас­ сово-политической работы. Для каждого трудового кол­ лектива, каждого руководи­ теля предприятия, колхоза, учреждения, министерства и ведомства, общественной организации, для всех роди­ телей школьное дело долж­ но быть своим, кровным де­ лом. Цели реформы благородны, высоконравственны, гуман­ ны. Их реализация будет иметь огромное значение для повышения уровня образова­ ния и культуры советских людей, создаст лучшие усло­ вия для обучения и воспита­ ния подрастающих поколений, подготовки иХ к жизни и труду, активной обществен­ ной деятельности. Все это благотворно скажется на ук­ реплении идейно-политиче­ ского, экономического и обо­ ронного потенциала страны, всестороннем прогрессе на­ шего общества, его продви­ жении к коммунизму. VI. Учитель в советском обществе ' VII. Укрепление учебно­ материальной базы образования

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz