Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБ Щ ЕОБ Р А З ОВ А Т ЕЛ Ь Н ОЙ И П РОФ ЕС СИОН АЛ Ь НОЙ Ш К ОЛ Ы (Одобрено Пленумом Ц К КП С С 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля) Курс партии на планомер­ ное и всестороннее совер­ шенствование развитого со­ циализма, более полное рас­ крытие его гуманистической природы, дальнейшее повы­ шение творческой активности человека выдвигает перед советской школой большие и ответственные задачи. Наше время отмечено глу­ бокими преобразованиями во всех сферах жизни людей— материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все ши­ ре развертывается научно- техническая революция. Осу­ ществляется переход к ин­ тенсивному развитию эконо­ мики. Реализуются крупно­ масштабные комплексные со­ циально-экономические про­ граммы. Решаются важные проблемы развития социа­ листической демократии, ук­ репления советского образа жизни, формирования нового человека. Грандиозные задачи конца нынешнего и начала гряду­ щего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Им пред­ стоит продолжить дело Ве­ ликого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы стра­ ны, за всесторонний прогресс общества, его успешное продвижение по пути ком­ мунистического строитель­ ства. Партия видит свою зада­ чу в том, чтобы воспитать, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС това­ рищ К. У. Черненко, «такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт стар­ ших поколений, но и обога­ тить его собственными свер­ шениями». Реформа школы проводит­ ся в соответствии с про­ граммными установками июньского (1983 г.) Плену­ ма ЦК КПСС и имеет сво­ ей целью поднять еР работу на новый качественный уро­ вень, соответствующий ус­ ловиям и потребностям об­ щества развитого социализ­ ма. Это дело большой важ­ ности, затрагивающее инте­ ресы каждой семьи, всего советского народа. 1. Школа в условиях совершенствования развитого 1, Становление и разви­ тие социалистической систе­ мы народного образования неотделимы от истории со­ ветского общества, героине-' скйх революционных и тру­ довых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа социализма открыли трудящимся широчайшие возможности для овладения знаниями, всеми богатства­ ми духовной культуры, для проявления талантов и даро­ ваний. Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечи­ вающая на деле равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной при­ надлежности, пола, отноше­ ния к религии, имуществен­ ного и социального положе­ ния. Социализм утверждает высокий авторитет' знания и культуры, честного труда на благо общества. У истоков советской ^си­ стемы народного образования стоял великий Ленин. Ком­ мунистическая партия и Со­ ветское государство после­ довательно претворяют в жизнь ленинские идеи еди­ ной, трудовой, политехниче­ ской школы. В кратчайший историче­ ский срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему среднему образо­ ванию молодежи. Создана система профессионально- технического образования, ставшая основным источни­ ком ' Планомерной подготовки, подлинной кузницей квали­ фицированных рабочих кад­ ров. Широкое развитие по­ лучило высшее и среднее специальное образование. Значительно сблизились уровни образования классов и социальных групп, наций и народностей, мужчин и жен­ щин. Создание и развитие со­ ветской системы образова­ ния явились важнейшим фактором утверждения соци­ алистической цивилизации, того гигантскоФо взлета к вершинам современной нау­ ки, техники и культуры, ко­ торый совершила Страна Советов. Это — крупный вклад в сокровищницу миро­ вого опыта ‘ социалистиче­ ских преобразований, вдох­ новляющий пример для го­ сударств, встающих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма перед капита­ лизмом. 2. На современном этане интересы быстрого и гар­ моничного развития экономи­ ки и культуры, совершенст­ вования социальных отно­ шений и политической над­ стройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности об­ щества требуют нового, более широкого подхода к обуче­ нию и воспитанию подраста­ ющих поколений. Партия добивается того, чтобы чело­ век воспитывался у нас не просто как носитель опре­ деленной суммы знаний, но прежде всего — как граж­ данин социалистического об­ щества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, вы­ сокой культурой труда и поведения. Насущные задачи улучше­ ния всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания диктуют необхо­ димость реформы общеобра­ зовательной и профессио­ нальной школы. Школа должна растить, обучать и воспитывать молодые поко­ ления с максимальным уче­ том гех общественных усло­ вий, в которых они будут жить и работать. Предстоит вывести все от­ расли народного хозяйства на самые передовые рубежи социализма науки и техники, осущест­ вить широкую автоматиза­ цию производства, обеспечить кардинальное повышение про­ изводительности труда, вы­ пуск продукции на уровне лучших мировых образцов. Все это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, — рабочего, техника, инженера — самого современного об­ разования, высокого интел­ лектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и эконо­ мических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду. Существенно обогащается и социальная функция обра­ зования. Обеспечивая высо­ кий уровень знаний, необ­ ходимый для .продолжения учебы в вузе, школа в то же время должна ориенти­ ровать молодежь на общест­ венно полезный труд в на­ родном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспи­ тание следует рассматривать как важнейший фактор фор­ мирования личности и как средство удовлетворения по­ требности народного хозяй­ ства в трудовых ресурсах. Нынешняя постановка обуче­ ния и воспитания, професси­ ональной ориентации еще не соответствует этим тре­ бованиям. Воспитание у каждого молодого человека осознанной потребности в труде объединенными усили­ ями школы, семьи, произ­ водственных коллективов, средств массовой информа­ ции, литературы и искусст­ ва, всей нашей обществен­ ности представляет- задачу первостепенной экономиче- * ской, социальной и нравст­ венной значимости, Возрастают требования к идейно-политическому вос­ питанию молодежи, форми­ рованию ее марксистско-ле­ нинского мировоззрения, чувства ответственности, ор­ ганизованности и дисципли­ ны. В росте идейности, об­ разованности и профессио­ нальной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную предпосылку углубления со­ циалистической демократии, все более широкого и . эф­ фективного 'участия масс в управлении производством, государственными и обще­ ственными делами. В усло­ виях резкого обострения международной обстановки нужно повысить бдитель­ ность к проискам агрессив­ ных-сил империализма, ве­ дущих оголтелые атаки на социализм и рассчитываю­ щих на политическую неис­ кушенность молодых людей. Реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков 4 и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структу­ ру образования, существен­ но повысить качество обще­ образовательной, трудовой и профессиональной подго­ товки, более широко приме­ нять активные формы и ме­ тоды, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип един­ ства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. Необходимо решительно искоренять любые проявле­ ния формализма в содержа­ нии и методах учебно-вос­ питательной работы и жиз­ ни школы, в оценке знаний учащихся, преодолевать так называемую процентоманию. 3. Осуществить реформу общеобразовательной и про­ фессиональной школы — значит решить следующие основные задачи: — повысить качество об­ разования и воспитания: обе­ спечить более высокий науч­ ный уровень преподавания каждого- предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политиче­ ского, трудового и нравст­ венного воспитания, эстети­ ческого и физического раз­ вития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и' учебные пособия, методы обучения и воспита­ ния; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную ус­ ложненность учебного мате­ риала; — коренным образом улуч­ шить постановку трудового воспитания, обучения и про­ фессиональной ориентации в 4 общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направлен­ ность преподавания; значи­ тельно расширить подготовку квалифицированных рабо­ чих кадров в системе про­ фессионально - технического обучения; осуществить пере­ ход ко всеобщему професси­ ональному образованию мо­ лодежи; — усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудо­ вой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуп­ равления в ученических кол­ лективах; —поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практи­ ческую г подготовку, пол­ ностью обеспечить потребно­ сти системы народного об­ разования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить матери­ ально-бытовые условия пе­ дагогических работников; — укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений; — усовершенствовать структуру общеобразователь­ ной и профессиональной школы и управление народ­ ным образованием. II. Структура общего среднего и профессионального образования 4. Установить следующуюструктуру общего среднего и профессионального образо вания: начальная школа — I—IVклассы; неполная средняя школа— V—IX классы; средняя общеобразователь­ ная и профессиональная шко­ ла. X—XI классы общеобра­ зовательной школы; средние профессионально- технические училища; средние специальные учеб­ ные заведения. Средняя общеобразова­ тельная школа становится одиннадцатилетней. Обуче­ ние детей в школе предла­ гается начинать на год рань­ ше — с 6-летнего возраста'. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспи­ тания, охватывающей ныне абсолютное большинство де­ тей, опытом их обучения в детских садах и школах. Пе­ реход к обучению детей 6- летнего возраста, в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных учениче­ ских мест, подготовки учи­ тельских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных ус­ ловий. На первом этапе оп­ ределенная часть детей бу­ дет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обуче­ ние детей-шестилеток будет проводиться по единой про­ грамме как в школах, так и в старших группах детских садов. В начальной школе (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обе­ спечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементар­ ным трудовым навыкам, од­ новременно уменьшить на­ грузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук. Неполная средняя школа (V—IX классы) предусмат­ ривает, как и ныне, изуче­ ние основ наук в течение пяти лет. С окончанием де­ вятого класса школьники, как правило, в возраст^ пят­ надцати лет получают не­ полное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами йо профессиональ­ ной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа явля­ ется базой для получения общего среднего и профес­ сионального образования по разным каналам. Средняя общеобразова­ тельная и профессиональная школа включает X—XI клас­ сы общеобразовательной школы, профессионально- технические училища, сред­ ние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образова­ ние молодежи, ее трудовую и профессиональную подго­ товку. 5. Соотношение между потоками дальнейшего обу­ чения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребно­ стями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, по­ желаний родителей и реко­ мендаций педагогических со­ ветов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступаю­ щих в средние профтехучи­ лища, в перспективе увели­ чатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных ре­ гионов, города и села. Учащимся VIII—XI клас­ сов предоставляется возмож­ ность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математи­ ческого, - химико-биологиче­ ского и общественно-гума­ нитарного циклов с помощью факультативных занятий. Трудовое обучение в X—XI 1классах сочетается о овла­ дением массовыми профессия­ ми, требующимися для мате­ риального производства и непроизводственной сферы. Выпускники средней обще­ образовательной школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на од­ ногодичные отделения сред­ них профессионально-техни­ ческих училищ, в средние специальные учебные заве­ дения с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. Часть из них пойдет рабсъ тать в народное хозяйство в соответствии с трудовой под­ готовкой, полученной в один­ надцатилетней средней шко­ ле. Учитывая пожелан<Ця молодежи, родительской об­ щественности, трудовых кол­ лективов, решить вопрос о сниженйи возрастных ограни­ чений по ряду профессий. Таким образом, в течение одной-двух пятилеток всеоб­ щее среднее образование мо­ лодежи будет дополнено ее всеобщим профессиональ­ ным образованием. Всем мо­ лодым людям до начала трудовой деятельности пре­ доставится возможность ов­ ладения профессией. В пер­ спективе это приведет к сбли­ жению и объединению обще­ образовательной и профес­ сиональной школы, что явит­ ся дальнейшим развитием и воплощением ленинских идей о единой, трудовой, политех­ нической школе. 6. Существующие ныне различные типы профессио­ нально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведе­ ния — «среднее профессио­ налкио-техцическое учили­ ще» с соответствующими от­ делениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня об­ разования поступающих. Вы­ пускники девятых классов обучаются в средних про­ фессионально - технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая общее среднее об­ разование. Выпускники одиннадцатилетней школы для йолучения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на со­ ответствующие отделения средних профтехучилищ со сроком обучения до одного года. Средние профессионально- технические училища спе­ циализируются на подготов­ ке квалифицированных рабо­ чих для соответствующих отраслей народного хозяйст­ ва и создаются на базе про­ изводственных объедине­ ний, предприятий, строек и организаций, а в сельской местности — районных аг­ ропромышленных объедине­ ний, совхозов, колхозов, межхозяйственных предпри­ ятий. Взаимоотношения базо­ вых предприятий и профтех­ училищ регламентируются положением, утверждаемым Советом Министров СССР. 7. Важная роль в подго­ товке молодежи принадле­ жит средним специальным учебным заведениям (техни­ кумы, педагогические, меди­ цинские училища и другие). Они готовят квалифициро­ ванных специалистов и орга­ низаторов первичных звень­ ев производства, просвеще­ ния, здравоохранения, куль­ туры, сферы обслуживания, пополняют ряды самого многочисленного отряда спе­ циалистов народного хозяй­ ства и одновременно участ­ вуют в решении задачи все­ общего среднего образова­ ния. Необходимо и дальше повышать качество подготов­ ки нужных -народному хо­ зяйству специалистов со средним специальным обра­ зованием. В последнее время рас­ ширилось обучение в техни­ кумах молодежи с закончен­ ным средним образованием. Целесообразно сохранить ис­ точником комплектования этих учебных заведений и неполную среднюю школу. Следует развивать опыт) под­ готовки специалистов с' выс­ шим образованием из числа выпускников средних специ­ альных учебных заведений по сокращенным срокам обучения. 8. Для работающей моло­ дежи, не имеющей среднего образования, сохраняются вечерние (сменные) и заоч­ ные школы, в которых она получает общее среднее об­ разование без отрыва от производства. Необходимо устранить серьезные недос­ татки в содержании и орга­ низации деятельности этих школ, повысить качество учебно-воспитательного про­ цесса, упорядочить планиро­ вание контингентов учащих­ ся. 9. Улучшение работы об­ щеобразовательной и про­ фессиональной школы, созда­ ние равных условий поступ­ ления в вузы для ее выпуск­ ников открывают новые воз­ можности для дальнейшего совершенствования подго­ товки специалистов с выс­ шим образованием. Расши­ рится социальная база фор­ мирования контингентов ву­ зов, станет более ответствен­ ным и сознательным . отно­ шение молодежи к получе­ нию высшего образования. Разработать новые правила приема в высшие учебные заведения, предусмотрев при этом отмену положения об учете среднего балла аттес­ тата при конкурсном зачис­ лении абитуриентов в вузы. I I I . Повышение качества учебно -воспитательного процесса 10. Важнейшая, непрехо­ дящая задача советской школы — давать подраста­ ющему поколению глубокие и прочные знания основ на­ ук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике, формировать ма­ териалистическое мировоз­ зрение. Предстоит привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно - технического про­ гресса, возрастными особен­ ностями учащихся учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия. Для совершенствования со­ держания образования необ­ ходимо: — уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить пере­ грузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, вто­ ростепенного материала; — предельно четко изло­ жить основные понятия и ведущие идеи учебных дис­ циплин, обеспечить необхо­ димое отраженй'е в них но­ вых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку трудо­ вого воспитания, обучения и профессиональной ориента­ ции в общеобразовательной школе; усилить политехни­ ческую направленность со­ держания образования; боль­ ше уделять внимания прак­ тическим и лабораторным ■ занятиям, показу технологи­ ческого применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудово­ го обучения и профессиональ­ ной ориентации молодежи; — вооружать учащихся знаниями и навыками ис­ пользования современной вычислительной техники, обеспечить широкое приме­ нение компьютеров в учебном процессе, создавать для это­ го специальные школьные и межшкольные кабинеты; • — по каждому предмету и классу определить опти­ мальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. В школах, профтехучили­ щах, средних специальных учебных заведениях обеспе­ чить строгую преемствен­ ность обучения и воспитания, единый уровень общеобразо­ вательной подготовки, учи­ тывая при этом особенности национальных учебных за­ ведений. Принять дополни­ тельные меры по улучшению условий для изучения наря­ ду с родным языком русско­ го языка, добровольно при­ нятого советскими людьми в качестве средства межнацио­ нального общения. Свобод­ ное владение русским язы­ ком должно стать нормой для молодежи, оканчиваю­ щей средние учебные заве­ дения. В целях более эффектив­ ной реализации одной из главных задач партии — всестороннего и гармонично­ го развития личности разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, преду­ сматривающие координа­ цию усилий по всем направ­ лениям коммунистического воспитания — идейно-поли­ тического, трудового, нрав­ ственного, эстетического, фи­ зического. 11. В средних профессио­ нально-технических учили­ щах особое внимание уде­ лить общеобразовательной подготовке. Необходимо обе­ спечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономиче­ скими, экономическими и другими специальными пред­ метами, особенно связанны­ ми с развитием новой тех­ ники и технологии, автома­ тических манипуляторов (промышленных роботов). Полнее использовать большие возможности си­ стемы профессионально- технического образования для повышения качества под­ готовки рабочих кадров. Со­ вместно с министерствами и базовыми предприятиями раз­ работать новые программы производственного обучения и производственной практи­ ки учащихся, исходя из еди­ ных требований к подготов­ ке рабочих определенной профессии и квалификации. Проводить производствен­ ную практику в составе луч­ ших бригад и звеньев, под руководством наставников, новаторов производства и ветеранов труда. 12. Совершенствовать формы, методы и средства обучения. Наряду с уроком — основной формой учебно­ го процесса — в старших классах школ, в профтех­ училищах и средних специ­ альных учебных заведениях шире практиковать лекции, семинарские занятия, собе­ седования, практикумы, кон­ сультации. Учителя и роди­ тели должны активнее при­ общать учащихся к работе с книгой и другими источ- нхшами знаний, ■помогать им вырабатывать самостоя­ тельность мышления. Уменьшить предельную наполняемость классов, по­ степенно довести ее в I—IX классах до 30 человек, в X—XI классах — до 25 че­ ловек. Усовершенствовать дей­ ствующие и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Высокая идейность и научность, до­ ступность и краткость, точ­ ность, ясность и живость из­ ложения, совершенство ме­ тодического аппарата — неотъемлемые требования к каждому учебнику. Привле­ кать к их написанию лучших учителей, опытных методи­ стов, видных учейых, осу­ ществить меры но дополни­ тельному стимулированию труда авторов. Расширить полиграфические мощности и производство высококачест­ венных материалов для из­ дания учебников на языках пародов СССР. Полностью удовлетворить потребности в учебной, справочной и науч­ но-популярной литературе по основам наук и факуль­ тативным курсам. 13. Незыблемой основой коммунистического воспита­ ния учащихся является фор­ мирование у них марксист­ ско-ленинского мировоззре­ ния. Важно, чтобы препода­ вание и обществоведческих, и естественно-научных дис­ циплин вырабатывало у уча­ щихся стойкие материали­ стические представления, атеистические взгляды, уме­ ние правильно объяснять яв­ ления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренчески­ ми принципами. Необходимо, чтобы препо­ давание предметов общест­ венно-гуманитарного цикла в яркой, доходчивой форме раскрывало пути революци­ онного обновления мира, ос­ новные принципы и истори­ ческие преимущества социа­ лизма, реакционную, антина­ родную сущность капитализ­ ма, с классовых позиций давало убедительные ответы на волнующие молодежь вопросы современной обще­ ственной жизни, показывало неизбежную победу идей коммунизма. На уроках ис­ тории, обществоведения, ли­ тературы и других предме­ тов надо последовательно воспитывать умение отстаи­ вать свои коммунистические убеждения, непримиримость к мещанству, иждивенчест­ ву, потребительству. Шире практиковать активные формы занятий, ’ прида­ вать им большую прак­ тическую направленность, искоренять начетничест­ во и схематизм. Счи­ тать необходимым увеличить учебное время на изучение обществоведения. Создать для всех типов средних учебных заведений единый учебник обществоведения. 14. В идейно - политиче­ ском воспитании во главу угла надо поставить форми­ рование сознательного граж­ данина, с прочными комму­ нистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспита­ тельного процесса, вся об­ щественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и дея­ тельности К. Маркса, Ф. Эн­ гельса, В. И. Ленина, исто­ рическом опыте КПСС. Уси­ лить воспитание учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интер­ национализма, братской дружбы народов СССР. Ак­ тивизировать деятельность общественно - политических клубов, музеев, кружков, лек­ ториев. Регулярно проводить экскурсии и походы по ме­ стам революционной, трудо­ вой и боевой славы. Совер­ шенствовать постановку по­ литической информации. Вы­ рабатывать навыки полити­ ческого самообразования. К общественно - политическому воспитанию учащихся широ­ ко привлекать партийных ра­ ботников, лучшие пропаган­ дистские кадры, лекторов об­ щества «Знание», ветеранов партии. Активными и посто­ янными помощниками учи­ теля, семьи и общественности должны быть средства мас­ совой информации. Необхо­ димо расширить учебные пе­ редачи по телевидению и радио, улучшить их содер­ жание, обеспечить иропаган-, ду и распространение пере-° дового опыта, образцовой по­ становки воспитания молоде­ жи. Полнее использовать в' воспитательной работе сим­ волы Советского государст­ ва—Герб, Флаг, Гимн СССР, гербы, флаги и гимны союз­ ных республик, государст­ венные- награды и знаки от­ личия, а также символику пионерских и комсомольских организаций. Каждый всту­ пающий в жизнь должен знать Конституцию , СССР, Конституцию своей республи­ ки, руководствоваться ими. 15. В формировании ново­ го человека исключительно велико значение нравствен­ ного и правового воспита­ ния. «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молоде­ жи, — подчеркивал В. И. Ленин, — было воспитанием в ней коммунистической мо­ рали» (Поли. собр. соч., т, 41, с.' 309). Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единст­ ва знаний, убеждения и дей­ ствия, слова и дела. Школа обязана вырабатывать внут­ реннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские зако­ ны. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и прин­ ципиальность, стойкость и мужество характера. Разра­ ботать новые «Правила для учащихся». Предусмотреть в них повышение ответственно­ сти школьников за качество учебы, соблюдение учебной, трудовой, общественной дис­ циплины. Ввести систему по­ ощрений за прилежание в учебе и труде. 16. Важнейшая задача — значительное улучшение ху­ дожественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо раз­ вивать чувство прекрасного, формировать высокие эсте­ тические вкусы, умение по­ нимать и ценить произведе­ ния искусства, памятники истории и архитектуры, кра­ соту и богатство родной при­ роды. Лучше использовать в Этих целях возможности каж­ дого учебного предмета? осо­ бенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и • воспита­ тельную силу. Расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учеб­ ных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированны­ ми специалистами. Этому должны помогать творческие союзы художественной ин­ теллигенции, все учреждения культуры. Создать в эксПе- риментальном порядке учеб­ но - воспитательные ком­ плексы, дающие возможность органически соединить об­ щее образование с музыкаль­ ным, художественным, фи­ зическим развитием. 43 учеб­ ных заведениях, Домах пио­ неров, клубах и Дворцах культуры следует повсемест­ но наладить работу кружков художественной самодеятель­ ности, уделять постоянное внимание их репертуару. По­ ставить надежный заслон проникновению в молодеж­ ную среду безыдейности, пош­ лости, низкопробной духовной продукции. 17. Социалистической об­ щество. кровно заинтересова­ но в том, чтобы молодое по­ коление росло физически раз­ витым, здоровым, жизнера­ достным, готовым к труду и защите Родины. Нужно организовать еже­ дневные занятия всех уча­ щихся физической культурой на уроках, во внеучебное вре­ мя, в спортивных секциях, создавать для этого необхо­ димые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащен­ ные оборудованием и инвен­ тарем. Шире использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, пред­ приятий и учреждений. Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необхо­ димо, чтобы каждый школь­ ник овладел минимумом зна­ ний в области гигиены и ме­ дицины, смолоду знал свой организм и умел поддержи­ вать его в порядке. 18. В основу военно-пат­ риотического воспитания.уча­ щихся надо положить подго­ товку их к службе в рядах Вооруженных Сил СССР, воспитание любви к Совет­ ской Армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к социа­ листическому Отечеству, по­ стоянной готовности к его защите. Повысить уровень и эффективность начальной во­ енной подготовки в общеоб­ разовательной и профессио­ нальной школе. 19. В коммунистическом воспитании учащихся мно­ гое зависит от общественных молодежных организаций, ученического самоуправле­ ния. Необходимо решительно поднять авторитет комсо­ мольских и пионерских ор­ ганизаций, их роль в идейно­ политическом воспитании учащихся, не допускать фор­ мализма, заорганйзованности и мелочной опеки в руковод­ стве ими. Усилить ответст­ венность и укреплять спло­ ченность ученических кол­ лективов, всемерно поддер­ живая все их полезные на­ чинания, инициативу й само-, деятельность, чему иридава-' ли большое значение Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся деяте­ ли народного образования. Комсомольские и 'пионер­ ские организации должны быть надежной опорой педа­ гогических коллективов в повышении качества учебы, в формировании сознательной дисциплины и культуры по­ ведения, организации общест­ венно полезного труда и со­ держательного досуга, разви­ тия самообслуживания уча­ щихся. Полнее использовать большие воспитательные воз­ можности комсомольских собраний и пионерских сбо­ ров, добиваться того, чтобы они проходили живо и инте­ ресно, обсуждали волнующие школьный коллектив вопро­ сы. Необходимо лучше гото­ вить учащуюся молодежь к вступлению в комсомол. Следует совершенствовать работу октябрятских групп, всемерно помогать младшим ребятам вырабатывать уме­ ние жить и работать в кол­ лективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо, учить­ ся, готовиться к труду, при­ мерно вести себя, помогать старшим. Повысить роль в жизни ученических коллективов ор­ ганизаторов внеклассной . и внешкольной воспитательной работы, старших пионерских вожатых, улучшить их под­ готовку и подбор. IV. Трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация 20. В совершенствовании товки молодого поколения деятельности школы партия к труду. Правильно го> особое значение придает ко­ ренному улучшению подго- (Окончание на 3-й стр4- Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz