Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБ Щ ЕОБ Р А З ОВ А Т ЕЛ Ь Н ОЙ И П РОФ ЕС СИОН АЛ Ь НОЙ Ш К ОЛ Ы (Одобрено Пленумом Ц К КП С С 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля) Курс партии на планомер ное и всестороннее совер шенствование развитого со циализма, более полное рас крытие его гуманистической природы, дальнейшее повы шение творческой активности человека выдвигает перед советской школой большие и ответственные задачи. Наше время отмечено глу бокими преобразованиями во всех сферах жизни людей— материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все ши ре развертывается научно- техническая революция. Осу ществляется переход к ин тенсивному развитию эконо мики. Реализуются крупно масштабные комплексные со циально-экономические про граммы. Решаются важные проблемы развития социа листической демократии, ук репления советского образа жизни, формирования нового человека. Грандиозные задачи конца нынешнего и начала гряду щего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Им пред стоит продолжить дело Ве ликого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы стра ны, за всесторонний прогресс общества, его успешное продвижение по пути ком мунистического строитель ства. Партия видит свою зада чу в том, чтобы воспитать, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС това рищ К. У. Черненко, «такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт стар ших поколений, но и обога тить его собственными свер шениями». Реформа школы проводит ся в соответствии с про граммными установками июньского (1983 г.) Плену ма ЦК КПСС и имеет сво ей целью поднять еР работу на новый качественный уро вень, соответствующий ус ловиям и потребностям об щества развитого социализ ма. Это дело большой важ ности, затрагивающее инте ресы каждой семьи, всего советского народа. 1. Школа в условиях совершенствования развитого 1, Становление и разви тие социалистической систе мы народного образования неотделимы от истории со ветского общества, героине-' скйх революционных и тру довых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа социализма открыли трудящимся широчайшие возможности для овладения знаниями, всеми богатства ми духовной культуры, для проявления талантов и даро ваний. Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечи вающая на деле равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной при надлежности, пола, отноше ния к религии, имуществен ного и социального положе ния. Социализм утверждает высокий авторитет' знания и культуры, честного труда на благо общества. У истоков советской ^си стемы народного образования стоял великий Ленин. Ком мунистическая партия и Со ветское государство после довательно претворяют в жизнь ленинские идеи еди ной, трудовой, политехниче ской школы. В кратчайший историче ский срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему среднему образо ванию молодежи. Создана система профессионально- технического образования, ставшая основным источни ком ' Планомерной подготовки, подлинной кузницей квали фицированных рабочих кад ров. Широкое развитие по лучило высшее и среднее специальное образование. Значительно сблизились уровни образования классов и социальных групп, наций и народностей, мужчин и жен щин. Создание и развитие со ветской системы образова ния явились важнейшим фактором утверждения соци алистической цивилизации, того гигантскоФо взлета к вершинам современной нау ки, техники и культуры, ко торый совершила Страна Советов. Это — крупный вклад в сокровищницу миро вого опыта ‘ социалистиче ских преобразований, вдох новляющий пример для го сударств, встающих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма перед капита лизмом. 2. На современном этане интересы быстрого и гар моничного развития экономи ки и культуры, совершенст вования социальных отно шений и политической над стройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности об щества требуют нового, более широкого подхода к обуче нию и воспитанию подраста ющих поколений. Партия добивается того, чтобы чело век воспитывался у нас не просто как носитель опре деленной суммы знаний, но прежде всего — как граж данин социалистического об щества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, вы сокой культурой труда и поведения. Насущные задачи улучше ния всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания диктуют необхо димость реформы общеобра зовательной и профессио нальной школы. Школа должна растить, обучать и воспитывать молодые поко ления с максимальным уче том гех общественных усло вий, в которых они будут жить и работать. Предстоит вывести все от расли народного хозяйства на самые передовые рубежи социализма науки и техники, осущест вить широкую автоматиза цию производства, обеспечить кардинальное повышение про изводительности труда, вы пуск продукции на уровне лучших мировых образцов. Все это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, — рабочего, техника, инженера — самого современного об разования, высокого интел лектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и эконо мических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду. Существенно обогащается и социальная функция обра зования. Обеспечивая высо кий уровень знаний, необ ходимый для .продолжения учебы в вузе, школа в то же время должна ориенти ровать молодежь на общест венно полезный труд в на родном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспи тание следует рассматривать как важнейший фактор фор мирования личности и как средство удовлетворения по требности народного хозяй ства в трудовых ресурсах. Нынешняя постановка обуче ния и воспитания, професси ональной ориентации еще не соответствует этим тре бованиям. Воспитание у каждого молодого человека осознанной потребности в труде объединенными усили ями школы, семьи, произ водственных коллективов, средств массовой информа ции, литературы и искусст ва, всей нашей обществен ности представляет- задачу первостепенной экономиче- * ской, социальной и нравст венной значимости, Возрастают требования к идейно-политическому вос питанию молодежи, форми рованию ее марксистско-ле нинского мировоззрения, чувства ответственности, ор ганизованности и дисципли ны. В росте идейности, об разованности и профессио нальной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную предпосылку углубления со циалистической демократии, все более широкого и . эф фективного 'участия масс в управлении производством, государственными и обще ственными делами. В усло виях резкого обострения международной обстановки нужно повысить бдитель ность к проискам агрессив ных-сил империализма, ве дущих оголтелые атаки на социализм и рассчитываю щих на политическую неис кушенность молодых людей. Реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков 4 и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структу ру образования, существен но повысить качество обще образовательной, трудовой и профессиональной подго товки, более широко приме нять активные формы и ме тоды, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип един ства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. Необходимо решительно искоренять любые проявле ния формализма в содержа нии и методах учебно-вос питательной работы и жиз ни школы, в оценке знаний учащихся, преодолевать так называемую процентоманию. 3. Осуществить реформу общеобразовательной и про фессиональной школы — значит решить следующие основные задачи: — повысить качество об разования и воспитания: обе спечить более высокий науч ный уровень преподавания каждого- предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политиче ского, трудового и нравст венного воспитания, эстети ческого и физического раз вития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и' учебные пособия, методы обучения и воспита ния; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную ус ложненность учебного мате риала; — коренным образом улуч шить постановку трудового воспитания, обучения и про фессиональной ориентации в 4 общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направлен ность преподавания; значи тельно расширить подготовку квалифицированных рабо чих кадров в системе про фессионально - технического обучения; осуществить пере ход ко всеобщему професси ональному образованию мо лодежи; — усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудо вой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуп равления в ученических кол лективах; —поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практи ческую г подготовку, пол ностью обеспечить потребно сти системы народного об разования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить матери ально-бытовые условия пе дагогических работников; — укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений; — усовершенствовать структуру общеобразователь ной и профессиональной школы и управление народ ным образованием. II. Структура общего среднего и профессионального образования 4. Установить следующуюструктуру общего среднего и профессионального образо вания: начальная школа — I—IVклассы; неполная средняя школа— V—IX классы; средняя общеобразователь ная и профессиональная шко ла. X—XI классы общеобра зовательной школы; средние профессионально- технические училища; средние специальные учеб ные заведения. Средняя общеобразова тельная школа становится одиннадцатилетней. Обуче ние детей в школе предла гается начинать на год рань ше — с 6-летнего возраста'. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспи тания, охватывающей ныне абсолютное большинство де тей, опытом их обучения в детских садах и школах. Пе реход к обучению детей 6- летнего возраста, в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных учениче ских мест, подготовки учи тельских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных ус ловий. На первом этапе оп ределенная часть детей бу дет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обуче ние детей-шестилеток будет проводиться по единой про грамме как в школах, так и в старших группах детских садов. В начальной школе (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обе спечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементар ным трудовым навыкам, од новременно уменьшить на грузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук. Неполная средняя школа (V—IX классы) предусмат ривает, как и ныне, изуче ние основ наук в течение пяти лет. С окончанием де вятого класса школьники, как правило, в возраст^ пят надцати лет получают не полное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами йо профессиональ ной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа явля ется базой для получения общего среднего и профес сионального образования по разным каналам. Средняя общеобразова тельная и профессиональная школа включает X—XI клас сы общеобразовательной школы, профессионально- технические училища, сред ние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образова ние молодежи, ее трудовую и профессиональную подго товку. 5. Соотношение между потоками дальнейшего обу чения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребно стями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, по желаний родителей и реко мендаций педагогических со ветов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступаю щих в средние профтехучи лища, в перспективе увели чатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных ре гионов, города и села. Учащимся VIII—XI клас сов предоставляется возмож ность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математи ческого, - химико-биологиче ского и общественно-гума нитарного циклов с помощью факультативных занятий. Трудовое обучение в X—XI 1классах сочетается о овла дением массовыми профессия ми, требующимися для мате риального производства и непроизводственной сферы. Выпускники средней обще образовательной школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на од ногодичные отделения сред них профессионально-техни ческих училищ, в средние специальные учебные заве дения с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. Часть из них пойдет рабсъ тать в народное хозяйство в соответствии с трудовой под готовкой, полученной в один надцатилетней средней шко ле. Учитывая пожелан<Ця молодежи, родительской об щественности, трудовых кол лективов, решить вопрос о сниженйи возрастных ограни чений по ряду профессий. Таким образом, в течение одной-двух пятилеток всеоб щее среднее образование мо лодежи будет дополнено ее всеобщим профессиональ ным образованием. Всем мо лодым людям до начала трудовой деятельности пре доставится возможность ов ладения профессией. В пер спективе это приведет к сбли жению и объединению обще образовательной и профес сиональной школы, что явит ся дальнейшим развитием и воплощением ленинских идей о единой, трудовой, политех нической школе. 6. Существующие ныне различные типы профессио нально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведе ния — «среднее профессио налкио-техцическое учили ще» с соответствующими от делениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня об разования поступающих. Вы пускники девятых классов обучаются в средних про фессионально - технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая общее среднее об разование. Выпускники одиннадцатилетней школы для йолучения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на со ответствующие отделения средних профтехучилищ со сроком обучения до одного года. Средние профессионально- технические училища спе циализируются на подготов ке квалифицированных рабо чих для соответствующих отраслей народного хозяйст ва и создаются на базе про изводственных объедине ний, предприятий, строек и организаций, а в сельской местности — районных аг ропромышленных объедине ний, совхозов, колхозов, межхозяйственных предпри ятий. Взаимоотношения базо вых предприятий и профтех училищ регламентируются положением, утверждаемым Советом Министров СССР. 7. Важная роль в подго товке молодежи принадле жит средним специальным учебным заведениям (техни кумы, педагогические, меди цинские училища и другие). Они готовят квалифициро ванных специалистов и орга низаторов первичных звень ев производства, просвеще ния, здравоохранения, куль туры, сферы обслуживания, пополняют ряды самого многочисленного отряда спе циалистов народного хозяй ства и одновременно участ вуют в решении задачи все общего среднего образова ния. Необходимо и дальше повышать качество подготов ки нужных -народному хо зяйству специалистов со средним специальным обра зованием. В последнее время рас ширилось обучение в техни кумах молодежи с закончен ным средним образованием. Целесообразно сохранить ис точником комплектования этих учебных заведений и неполную среднюю школу. Следует развивать опыт) под готовки специалистов с' выс шим образованием из числа выпускников средних специ альных учебных заведений по сокращенным срокам обучения. 8. Для работающей моло дежи, не имеющей среднего образования, сохраняются вечерние (сменные) и заоч ные школы, в которых она получает общее среднее об разование без отрыва от производства. Необходимо устранить серьезные недос татки в содержании и орга низации деятельности этих школ, повысить качество учебно-воспитательного про цесса, упорядочить планиро вание контингентов учащих ся. 9. Улучшение работы об щеобразовательной и про фессиональной школы, созда ние равных условий поступ ления в вузы для ее выпуск ников открывают новые воз можности для дальнейшего совершенствования подго товки специалистов с выс шим образованием. Расши рится социальная база фор мирования контингентов ву зов, станет более ответствен ным и сознательным . отно шение молодежи к получе нию высшего образования. Разработать новые правила приема в высшие учебные заведения, предусмотрев при этом отмену положения об учете среднего балла аттес тата при конкурсном зачис лении абитуриентов в вузы. I I I . Повышение качества учебно -воспитательного процесса 10. Важнейшая, непрехо дящая задача советской школы — давать подраста ющему поколению глубокие и прочные знания основ на ук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике, формировать ма териалистическое мировоз зрение. Предстоит привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно - технического про гресса, возрастными особен ностями учащихся учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия. Для совершенствования со держания образования необ ходимо: — уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить пере грузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, вто ростепенного материала; — предельно четко изло жить основные понятия и ведущие идеи учебных дис циплин, обеспечить необхо димое отраженй'е в них но вых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку трудо вого воспитания, обучения и профессиональной ориента ции в общеобразовательной школе; усилить политехни ческую направленность со держания образования; боль ше уделять внимания прак тическим и лабораторным ■ занятиям, показу технологи ческого применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудово го обучения и профессиональ ной ориентации молодежи; — вооружать учащихся знаниями и навыками ис пользования современной вычислительной техники, обеспечить широкое приме нение компьютеров в учебном процессе, создавать для это го специальные школьные и межшкольные кабинеты; • — по каждому предмету и классу определить опти мальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. В школах, профтехучили щах, средних специальных учебных заведениях обеспе чить строгую преемствен ность обучения и воспитания, единый уровень общеобразо вательной подготовки, учи тывая при этом особенности национальных учебных за ведений. Принять дополни тельные меры по улучшению условий для изучения наря ду с родным языком русско го языка, добровольно при нятого советскими людьми в качестве средства межнацио нального общения. Свобод ное владение русским язы ком должно стать нормой для молодежи, оканчиваю щей средние учебные заве дения. В целях более эффектив ной реализации одной из главных задач партии — всестороннего и гармонично го развития личности разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, преду сматривающие координа цию усилий по всем направ лениям коммунистического воспитания — идейно-поли тического, трудового, нрав ственного, эстетического, фи зического. 11. В средних профессио нально-технических учили щах особое внимание уде лить общеобразовательной подготовке. Необходимо обе спечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономиче скими, экономическими и другими специальными пред метами, особенно связанны ми с развитием новой тех ники и технологии, автома тических манипуляторов (промышленных роботов). Полнее использовать большие возможности си стемы профессионально- технического образования для повышения качества под готовки рабочих кадров. Со вместно с министерствами и базовыми предприятиями раз работать новые программы производственного обучения и производственной практи ки учащихся, исходя из еди ных требований к подготов ке рабочих определенной профессии и квалификации. Проводить производствен ную практику в составе луч ших бригад и звеньев, под руководством наставников, новаторов производства и ветеранов труда. 12. Совершенствовать формы, методы и средства обучения. Наряду с уроком — основной формой учебно го процесса — в старших классах школ, в профтех училищах и средних специ альных учебных заведениях шире практиковать лекции, семинарские занятия, собе седования, практикумы, кон сультации. Учителя и роди тели должны активнее при общать учащихся к работе с книгой и другими источ- нхшами знаний, ■помогать им вырабатывать самостоя тельность мышления. Уменьшить предельную наполняемость классов, по степенно довести ее в I—IX классах до 30 человек, в X—XI классах — до 25 че ловек. Усовершенствовать дей ствующие и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Высокая идейность и научность, до ступность и краткость, точ ность, ясность и живость из ложения, совершенство ме тодического аппарата — неотъемлемые требования к каждому учебнику. Привле кать к их написанию лучших учителей, опытных методи стов, видных учейых, осу ществить меры но дополни тельному стимулированию труда авторов. Расширить полиграфические мощности и производство высококачест венных материалов для из дания учебников на языках пародов СССР. Полностью удовлетворить потребности в учебной, справочной и науч но-популярной литературе по основам наук и факуль тативным курсам. 13. Незыблемой основой коммунистического воспита ния учащихся является фор мирование у них марксист ско-ленинского мировоззре ния. Важно, чтобы препода вание и обществоведческих, и естественно-научных дис циплин вырабатывало у уча щихся стойкие материали стические представления, атеистические взгляды, уме ние правильно объяснять яв ления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренчески ми принципами. Необходимо, чтобы препо давание предметов общест венно-гуманитарного цикла в яркой, доходчивой форме раскрывало пути революци онного обновления мира, ос новные принципы и истори ческие преимущества социа лизма, реакционную, антина родную сущность капитализ ма, с классовых позиций давало убедительные ответы на волнующие молодежь вопросы современной обще ственной жизни, показывало неизбежную победу идей коммунизма. На уроках ис тории, обществоведения, ли тературы и других предме тов надо последовательно воспитывать умение отстаи вать свои коммунистические убеждения, непримиримость к мещанству, иждивенчест ву, потребительству. Шире практиковать активные формы занятий, ’ прида вать им большую прак тическую направленность, искоренять начетничест во и схематизм. Счи тать необходимым увеличить учебное время на изучение обществоведения. Создать для всех типов средних учебных заведений единый учебник обществоведения. 14. В идейно - политиче ском воспитании во главу угла надо поставить форми рование сознательного граж данина, с прочными комму нистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспита тельного процесса, вся об щественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и дея тельности К. Маркса, Ф. Эн гельса, В. И. Ленина, исто рическом опыте КПСС. Уси лить воспитание учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интер национализма, братской дружбы народов СССР. Ак тивизировать деятельность общественно - политических клубов, музеев, кружков, лек ториев. Регулярно проводить экскурсии и походы по ме стам революционной, трудо вой и боевой славы. Совер шенствовать постановку по литической информации. Вы рабатывать навыки полити ческого самообразования. К общественно - политическому воспитанию учащихся широ ко привлекать партийных ра ботников, лучшие пропаган дистские кадры, лекторов об щества «Знание», ветеранов партии. Активными и посто янными помощниками учи теля, семьи и общественности должны быть средства мас совой информации. Необхо димо расширить учебные пе редачи по телевидению и радио, улучшить их содер жание, обеспечить иропаган-, ду и распространение пере-° дового опыта, образцовой по становки воспитания молоде жи. Полнее использовать в' воспитательной работе сим волы Советского государст ва—Герб, Флаг, Гимн СССР, гербы, флаги и гимны союз ных республик, государст венные- награды и знаки от личия, а также символику пионерских и комсомольских организаций. Каждый всту пающий в жизнь должен знать Конституцию , СССР, Конституцию своей республи ки, руководствоваться ими. 15. В формировании ново го человека исключительно велико значение нравствен ного и правового воспита ния. «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молоде жи, — подчеркивал В. И. Ленин, — было воспитанием в ней коммунистической мо рали» (Поли. собр. соч., т, 41, с.' 309). Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единст ва знаний, убеждения и дей ствия, слова и дела. Школа обязана вырабатывать внут реннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские зако ны. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и прин ципиальность, стойкость и мужество характера. Разра ботать новые «Правила для учащихся». Предусмотреть в них повышение ответственно сти школьников за качество учебы, соблюдение учебной, трудовой, общественной дис циплины. Ввести систему по ощрений за прилежание в учебе и труде. 16. Важнейшая задача — значительное улучшение ху дожественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо раз вивать чувство прекрасного, формировать высокие эсте тические вкусы, умение по нимать и ценить произведе ния искусства, памятники истории и архитектуры, кра соту и богатство родной при роды. Лучше использовать в Этих целях возможности каж дого учебного предмета? осо бенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и • воспита тельную силу. Расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учеб ных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированны ми специалистами. Этому должны помогать творческие союзы художественной ин теллигенции, все учреждения культуры. Создать в эксПе- риментальном порядке учеб но - воспитательные ком плексы, дающие возможность органически соединить об щее образование с музыкаль ным, художественным, фи зическим развитием. 43 учеб ных заведениях, Домах пио неров, клубах и Дворцах культуры следует повсемест но наладить работу кружков художественной самодеятель ности, уделять постоянное внимание их репертуару. По ставить надежный заслон проникновению в молодеж ную среду безыдейности, пош лости, низкопробной духовной продукции. 17. Социалистической об щество. кровно заинтересова но в том, чтобы молодое по коление росло физически раз витым, здоровым, жизнера достным, готовым к труду и защите Родины. Нужно организовать еже дневные занятия всех уча щихся физической культурой на уроках, во внеучебное вре мя, в спортивных секциях, создавать для этого необхо димые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащен ные оборудованием и инвен тарем. Шире использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, пред приятий и учреждений. Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необхо димо, чтобы каждый школь ник овладел минимумом зна ний в области гигиены и ме дицины, смолоду знал свой организм и умел поддержи вать его в порядке. 18. В основу военно-пат риотического воспитания.уча щихся надо положить подго товку их к службе в рядах Вооруженных Сил СССР, воспитание любви к Совет ской Армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к социа листическому Отечеству, по стоянной готовности к его защите. Повысить уровень и эффективность начальной во енной подготовки в общеоб разовательной и профессио нальной школе. 19. В коммунистическом воспитании учащихся мно гое зависит от общественных молодежных организаций, ученического самоуправле ния. Необходимо решительно поднять авторитет комсо мольских и пионерских ор ганизаций, их роль в идейно политическом воспитании учащихся, не допускать фор мализма, заорганйзованности и мелочной опеки в руковод стве ими. Усилить ответст венность и укреплять спло ченность ученических кол лективов, всемерно поддер живая все их полезные на чинания, инициативу й само-, деятельность, чему иридава-' ли большое значение Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся деяте ли народного образования. Комсомольские и 'пионер ские организации должны быть надежной опорой педа гогических коллективов в повышении качества учебы, в формировании сознательной дисциплины и культуры по ведения, организации общест венно полезного труда и со держательного досуга, разви тия самообслуживания уча щихся. Полнее использовать большие воспитательные воз можности комсомольских собраний и пионерских сбо ров, добиваться того, чтобы они проходили живо и инте ресно, обсуждали волнующие школьный коллектив вопро сы. Необходимо лучше гото вить учащуюся молодежь к вступлению в комсомол. Следует совершенствовать работу октябрятских групп, всемерно помогать младшим ребятам вырабатывать уме ние жить и работать в кол лективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо, учить ся, готовиться к труду, при мерно вести себя, помогать старшим. Повысить роль в жизни ученических коллективов ор ганизаторов внеклассной . и внешкольной воспитательной работы, старших пионерских вожатых, улучшить их под готовку и подбор. IV. Трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация 20. В совершенствовании товки молодого поколения деятельности школы партия к труду. Правильно го> особое значение придает ко ренному улучшению подго- (Окончание на 3-й стр4- Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz