Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
ГЗ ггерел'я 1984 г., Лв 86 (16 883) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ □ «э ОБ О С Н О В Н Ы Х Н А П Р А В Л Е Н И Я Х Р Е Ф О Р М Ы ОБ Щ ЕОБРАЗ ОВАТЕЛЬН О Й И П РОФЕССИ ОН АЛЬН О Й Ш КОЛЫ (Ок ончание. Начало на 2-й стр.) функций и роли общеобра зовательной школы. Реформа заметно подни мает авторитет и значение си стемы профтехобразования, подчеркнул докладчик. При ем в профтехучилища школь ников после окончания не полной средней школы уве личится примерно вдвое. Значительно расширится подготовка рабочих по но вым профессиям, рождае мым научно-техническим прогрессом. Устанавливает ся единый тип учебного за ведения — «среднее про фессионально - техническое училище». Принципиальное требова ние реформы — необходи мость обеспечить органиче ское сочетание професси онального образования в школе с дальнейшим повы шением уровня общеобра зовательной подготовки учащихся, их разносторон ним духовным развитием. Следует подчеркнуть и значение правильного сое динения профессиональной подготовки с политехниче ским образованием, кото рое в условиях научно-тех нической революции позво ляет значительно повы сить способность работника к перемене труда, к освое нию смежных, а то и совсем Новых профессий, к постоян ному самосовершенствова нию. В том-то и выражается диалектика намеченного партией развития школы, что вся трудовая, професси ональная подготовка уча щихся должна строиться на базе дальнейшего сущест венного улучшения подго товки общеобразовательной. Освоение определенной спе циальности призвано рас ширить для школьника спектр жизненного выбора, а ориентация на углублен ное изучение того или иного предмета предполагает в то же время основательное освоение всех дисциплин. Сообщив, что обсуждение проекта превратилось в дей ствительно всенародный педагогический совет, в ко тором в общей сложности приняли участие около 120 миллионов человек, доклад чик от имени ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Советского правительства выразил глубокую благо дарность всем гражданам, трудовым коллективам, ор ганизациям, принявшим участие в обсуждении. Глав ный политический итог его состоит в том, что советские люди единодушно одобрили цели и основные положения реформы, продемонстриро вав нерушимое единство партии и' народа, сказал он. Обсуждение убедительно показало злободневность выводов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, умение партии своевременно выяв лять проблемы обществен, ного развития и находить их верные решения. Коллективный разум су щественно обогатил проект реформы. Комиссия Полит бюро ЦК КПСС под предсе дательством товарища К. У. Черненко, проанализировав предложения и замечания трудящихся, внесла в ито говый документ около ста дополнений, уточнений и поправок. Многие предло жения учтены в готовящих ся решениях по реализации реформы, а также направле ны в министерства и ведом ства для использования в практической работе и даль нейшего изучения. Значи тельная часть предложений учебно-методического ха рактера будет учтена в ий- структивиых документах органов народного образо вания. Далее докладчик остано вился на некоторых из по ступивших предложений. Наиболее активная дискус сия, в частности, шла о структуре общеобразова тельной школы, особенно об увеличении продолжи тельности учебы с десяти до одиннадцати лет и пере ходе на обучение детей с шести лет. Эксперимент, данные науки убеждают в целесообразности этого но вовведения. С большой заинтересован ностью обсуждались вопросы углубленного изучения на ряду с родным русского языка — языка дружбы и братства, добровольно при нятого советскими людьми как средство межнациональ ного общения. Приобщая людей всех национальностей к богатствам мировой циви лизации, он стал фактором исключительного социально- политического и культурного значения. Документ, широ ко отражая эту историче скую реальность, призван способствовать тому, чтобы каждый выпускник средней школы свободно владел рус ским языком. Это отнюдь не ущемляет национальные языки, а, Наоборот, способ ствует их обогащению и дальнейшему развитию. Ре форма предполагает самый тщательный учет специфи ческих запросов каждой нации и народности нашей страны в сфере образования и культуры. Касаясь других предло жений, поступивших в ходе всенародного обсуждения, оратор подчеркнул, что теперь необходимо не упу стить ни одной важной мысли в практической рабо-, те по улучшению школьного дела. Бережное отношение к народному мнению, к на родной мудрости — ленин ская традиция нашей пар тии. И мы ей следуем не уклонно. Нынешняя сессия Верхов ного Совета СССР по суще ству завершает подготов ку и всенародное обсуждение концепции советской школы в условиях развитого со циализма. ЦК КПСС и пра вительство СССР выражают надежду, что высший орган Советской власти одобрит Основные направления ре формы и придаст им силу государственного акта. Тем самым откроется новый этап — этап ее претворения в жизнь. ЦК КПСС и Совет Ми нистров СССР подготовили документы, направленные на практическое осуществле ние реформы. Подчеркнув, что меры организационно политического характера подкрепляются серьезным материальным обеспечени ем, Г. А. Алиев сообщил, что в будущей пятилетке запланировано построить новые школы -на 7 миллио нов ученических мест — то есть почти в два раза боль ше, чем в текущей, около 800 комплексов профтехучи лищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из госбюджета выделяется около 11 миллиардов руб лей, из них 3,5 мил лиарда в расчете на год пойдет на повышение зара ботной платы работникам народного образования, ко торое поэтапно начинается с 1 сентября нынешнего го да. Вложения в дело обра зования мы считаем самым ценным помещением средств, имея в виду, разумеется, не только последующую эко номическую отдачу от них. Главная наша прибыль здесь рост культуры и созна тельности советских людей, развитие и будущее прило жение талантов нашей юной смены. Такой подход выте кает из самой сути социа листического строя, дикту ется неустанной заботой партии о подрастающем по колении. Для успеха реформы у нас есть научно обоснован ная программа, подготов ленные кадры, солидная ма териальная база. Дело те перь — за конкретной орга низацией работы. Постанов ление апрельского Пленума ЦК КПСС, речь товарища К. У. Черненко четко опре деляют ее магистральные направления. Начинать, оче видно, следует с того, чтобы довести до всех звеньев си стемы народного образова ния, до сознания всех его работников смысл и содер жание документов партии и правительства о реформе, добиться, чтобы каждый учи тель, воспитатель, мастер ПТУ совершенно определен но знали, что им надо де лать, как и в какие сроки. Учитывая масштабность и комплексный характер ре формы, ЦК КПСС рекомен дует поэтапный подход к ее реализации. Самые крупные, стратегические задачи школьного строительства — развитие сети и укрепление базы общеобразовательной и профессиональной школы рассчитаны на относительно длительный срок — вплоть до 1995 года. Вопросы же учебно-методического харак- , тера, такие, как создание но вого типового учебного пла на школы, программ трудо вого обучения и коммунисти ческого воспитания учащих ся, серии нормативных ак тов, ряд других проблем, должны решаться самым оперативным образом. Ключевая фигура осуще ствления реформы — учи тель, самоотверженный труд которого партия и го сударство всегда высоко це нили и ценят. Реформа поднимает авто ритет учителя на новую вы соту. Неизмеримо возрастает ответственность учителя пе ред обществом за обучение и воспитание подрастающих поколений. Учитель обязан постоянно совершенствовать свое педагогическое мастер ство, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу, быть для юношества настав-' ником социалистической нравственности, высоким об разцом, примером для подра жания. Выдвигая перед учительст вом большие задачи, партия и государство одновременно заботятся о повышении об щественного престижа работ ников просвещения, о даль нейшем улучшении условий их труда и быта. Совершен ствуются и формы мораль ного стимулирования педа гогов. Далее выступающий оста новился на необходимости улучшения управления всей системой народного образо вания, существенного изме нения стиля и методов руко водства школой. Признано целесообразным повсемест но — от Совета Министров страны до исполкомов рай онных Советов народных депутатов — создать меж ведомственные комиссии, ко ординирующие усилия . раз личных звеньев системы об разования и воспитания. Реформа выдвигает боль шие задачи перед Академи ей педагогических наук, Ака демией наук СССР, перед всей советской наукой. Докладчик особо подчерк нул, что в реализации еди ной государственной полити ки в области образования значительно повышается от ветственность Советов на родных депутатов. В их повседневном внимании осо бенно нуждается сельская школа. По-новому должны подойти Советы и к созда нию необходимых условий для трудового воспитания школьников, умело исполь зовать огромные возможно сти заводов и фабрик, кол хозов и совхозов. В структуре нашего госу дарства и общества нет ни одного звена, которое могло бы остаться в стороне от реформы, отгородиться от нее ведомственным барье ром. Оказание помощи шко ле по широкому кругу воп росов, подчеркнул оратор, каждому министерству и ве домству необходимо рас сматривать как неотъемле мую часть их повседневной деятельности и ясно пред ставлять свои задачи в реа лизации реформы. Затрагивая узловые воп росы обучения и воспи тания подрастающего по коления, она закономерно становится важнейшим делом Ленинского комсомола, со ветских профсоюзов. Осуществление многооб разных задач народного об разования во многом зависит от взаимодействия семьи и школы. Усиливать спрос с родителей за воспитание де тей, повышать педагогиче скую компетентность отцов и матерей, обеспечивать гар моническое единство семей ного и общественного воспи тания — такова стоящая здесь триединая задача. Весомый вклад в преоб разование нашего народного просвещения призваны внес ти и учреждения культуры, творческие союзы. Всем нам предстоит боль шая, длительная, целеуст ремленная, нередко кропот ливая и будничная работа, в которой незаменимая орга низаторская роль, как и всегда, принадлежит] пар тийным комитетам и органи зациям. Апрельский Пле нум ЦК КПСС обязал их взять под неослабный кон троль, направлять весь про цесс обновления советской школы, заботиться о том, чтобы не утратить ни единой крупицы из того ценного, чем по праву гордится со ветское народное образова ние. Наша партийная и гражданская обязанность — сделать все, чтобы указания ЦК КПСС по вопросам со вершенствования образова ния были осуществлены сво евременно, целиком и пол ностью. Символично, что первая сессия Верховного Совета Союза ССР нового созыва начинает свою работу с рас смотрения перспектив разви тия советской школы. «Что бы советское общество уве ренно двигалось вперед, к нашим великим целям, — подчеркнул на апрельском Пленуме ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, — каждое новое поколение должно подниматься на более высо кий уровень образованности и общей культуры, профес сиональной квалификации и гражданской активности. Та ков, можно сказать, закон социального прогресса». В постоянной заботе о школе— убедительное доказательст во преданности партии ленин ским заветам, мирной нап равленности нашей политики, сказал в заключение оратор. Он выразил твердую уверенность в том, что раз работанная ЦК КПСС и все народно поддержанная ре форма школы будет успеш но проведена в жизнь. (Продолжительные аплодис менты). (ТАСС). Печатается с сокращения ми. Полный текст доклада публикуется в газетах «Прав да», «Известия» и «Учи тельская газета». ОРБИТЫ ПРОГРЕССА И М И Р А ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ --------- ---------------------------------- - Космонавтика все больше Оратор подробно остановил- влияет на все сферы нашей жизни, многие отрасли народ ного хозяйства, становится важным фактором развития культуры и социального про гресса советского народа. Как всеобщий праздник отмечает ся в нашей стране 12 апреля *— праздник покорителей кос моса. 23 шда назад в этот день историческим витком вокруг планеты Юрия Гага рина на легендарном «Восто ке» было положено начало пилотируемым космическим полетам. На торжественное собра ние, посвященное Дню космо навтики, в Центральный ака демический театр Советской Армии пришли ученые, конст рукторы, космонавты, пред ставители производственных коллективов, партийных и со ветских организаций, воины Московского гарнизона. С докладом перед собрав шимися выступил директор Института космических иссле дований Академии наук СССР академик Р. 3.. Сагдеев. , Он подчеркнул огромное значение изучения космоса для разви тия научных представлений о Вселенной, Солнечной системе, о нашей 1планете, а также воз растающую практическую от дачу от полков орбитальных кораблей и автоматических научных станций. Среди ярких . достижений космонавтики прошедшегб года ученый наз вал сборочно-монтажные рабо ты в открытом космосе, вы полненные космонавтами Вла димиром Ляховым и Алексан дром Александровым. Они подтвердили перспективность разработанной советскими уче ными технологий сборки круп ногабаритных конструкций на орбите. Ее применение увели чивает диапазон деятельности человека в космосе, позволяя существенным образом совер шенствовать конструкцию орби тальных комплексов, расши рять их возможности. Задача пилотируемых поле тов сегодня — не только по лучение важных научных дан ных., сказал докладчик. Идет интенсивная разведка косми ческой среды, и одно из ос новных назначений орбиталь ных научных станций — да вать путевку в жизнь все но вым видам и направлениям исследований, отрабатывать методику их проведения. Продолжалась плодотворная работа экипажей орбитального научного комплекса «Салют-7» — «Союз» по исследованию Земли. Аппаратура для изу чения природных ресурсов планеты в интересах народного хозяйства работала и на мно гих спутниках серии «Космос», запущенных в прошедшем го ду. Сейчас космическую ин формацию о Земле используют более 800 организаций 22 со юзных и союзно-республикан ских министерств и ведомств. На основе материалов косми ческой съемки создана и при меняется прогрессивная тех нология геологического изуче ния территории страны, прог нозирования и поисков полез ных ископаемых. Все шире используются орбитальные данные для задач рациональ ного землепользования, оценки состояния сельхозкультур ся и на другом направлении космических исследований — изучении дальнего и ближнего космоса, Солнца, планет. Среди достижений в этой области он назвал, в частности, исследо вания Венеры с помощью двух автоматических межпланетных станций «Веиера-15» и «Вене ра-16». Их результаты могут стать определяющими в разви тии теории происхождения и эволюции планет. Это помо жет и в решении таких кар динальных проблем, как при рода магнитного поля Земли, закономерности формирова ния ее атмосферы, гидросфе ры, химический состав недр, концентрации полезных иско паемых. Огромный интерес для пла нетной космогонии представля ет изучение комет. Кометы — это первичный космический материал, позволяющий загля нуть в далекое прошлое ми ра, в котором мы живем. Сейчас вступила в завершаю щую стадию подготовка про екта, цель которого — иссле дование в 1985—86 годах пла неты Венера и кометы Галлея. В разработке научных прибо ров для этих целей участвуют специалисты девяти стран. Это не единственная совместная разработка советских ученых и их зарубежных коллег. Советский Союз осуществ ляет широкое международное сотрудничество в области ис следования и мирного исполь зования космического про странства, сказал академик, — с социалистическими странами в рамках программы «Интер космос», а также с Индией, Францией, Швегщей, Австрией, США, ФРГ и Нидерландами. Крупным событием стал орби тальный полет советско-фран цузского экипажа. А вчера мир узнал об успешном за вершении полета советско-ин дийского экипажа на орби тальном комплексе «Салют-7» — «Союз». Наши достижения и откры тия в ходе космических ис следований мы ставим на службу мира, безопасности на родов, блага всего человечест ва, подчеркнул ■ученый. Это особенно важно сегодня, когда в мире нарастает опасность войны. Нельзя не заметить постоянно растущих расходов на милитаризацию космиче ского пространства в США. Космическую гонку вооруже ний еще не поздно остано вить. Советский Союз предла гает для этого реальные прак тические шаги. Они находят понимание и поддержку по давляющего большинства меж дународного сообщества. Отмечая сегодня 23-ю годов щину со дня первого полета человека в космос, мы с опти мизмом и уверенностью смот рим в будущее, сказал в за ключение академик Сагдеев. Штурм космоса продолжается. Мы находимся только в нача ле пути освоения человеком космического пространства. На этом пути человечество ждут новые открытия, сверше ния, достижение новых рубе жей прогресса. Но все это станет возможным при одном непременном условии — сохра нении мира на земле. (ТАСС). ПОВЫШАЕТСЯ В Ельце, на элементном за воде, состоялся постоянно дей ствующий семинар вторых секретарей горкомов и рай комов партии, руководителей промышленных предприятий области. На нем были подве дены итоги работы ■коллекти вов промышленности и тран спорта в первом квартале, об суждены задачи дальнейшего совершенствования производ ства в свете решений декабрь ского (1983 г.) и февральского (1984 г,) Пленумов ЦК КПСС. С докладом «Совершенство вание форм и методов органи- ЭФФЕКТИВНОСТЬ зации труда — ключевое на правление повышения эффек тивности работы промышлен ности области» выступил вто рой секретарь обкома КПСС В. И. Локотунин. О работе городской партийной организа ции по выполнению принятых социалистических обязатель ств рассказал первый секре тарь Елецкого горкома КПСС Н. С. Гриднев. Вопросам ук репления трудовой и исполни тельской дисциплины было посвящено выступление председателя облсовпрофа ПРОИЗВОДСТВА И. А. Чунихина. Заведующий промышленно - транспортным отделом обкома партии П. С. Смирнов остановился на воп росах повышения качества вы пускаемой продукции. С большим интересом была заслушана информация дирек тора элементного завода Б. В. Изотова о ходе экономическо го эксперимента на предприя тии. Участники семинара побыва ли в цехах элементного заво да, познакомились с организа цией производства. «КРА С НО Й СУББОТЕ»»- У Д А Р Н Ы Й Т Р У Д ! В областном комитете партии состоялось заседа ние штаба по проведению ленинского коммунистиче ского субботника. Вел за седание заместитель на чальника штаба, заведую щий промышленно-транс портным отделом обкома КПСС П. С. Смирнов. С отчетом о ходе подго товки к субботнику в Ли пецке выступил начальник городского штаба второй секретарь горкома партии В Троекуровском Доме культуры Чаплыгинского района состоялось посвяще - ние молодых рабочих совхо за в хлеборобы. Молодых тружеников теп ло приветствовали секретарь парткома совхоза «Троеку- ровский» Е. В. Ткачев, ве теран труда Ф. И. Будыл- кин, председатель сельсове- Л. Н. Половинкин. О подго товке. к субботнику на пред-' приятиях и в организациях Ельца рассказал начальник елецкого городского штаба заместитель председателя горисполкома В, С. Сушен- цев. О рубежах, которые на метили для себя тружейики Лебедяни, сообщил началь ник лебедянского штаба по проведению субботника вто рой секретарь райкома пар тии Н. Н. Беляев. Началъ- та Н. М. Никулынищ пере довой механизатор Д. В. Бе лобров. Главный экономист хо зяйства М. В. Гусева пре поднесла молодым механи заторам хлеб-соль, а ветеран колхозного строительства Ф. И. Будылкин — ларец с совхозной землей. Директор совхоза А. М. Туляков вру- ник штаба по проведению субботника второй секретарь Йзмалковского райкома партии В. Е. Образцов вы ступил с сообщением о том, как пройдет праздник труда в этом районе. На заседании областного штаба отмечалось, что не обходимо организовать ра боты по благоустройству го родов и жилых поселков. На предприятиях и в организа циях составить четкие пла ны проведения субботника, чтобы повсеместно в этот день трудиться с наивысшей производительностью, на сэкономленном сырье, ма териалах и энергии. чтил ребятам трудовые книж ки с первой записью. Молодые хлеборобы за верили своих старших това рищей, что не пожалеют сил для подъема экономики родного совхоза. А. ГЛАДКИХ, зав. кабинетом политпросвещения парткома совхоза «Троекуровский». ПОСВЯЩЕНИЕ В ХЛЕБОРОБЫ ЗА ЧИСТОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Гене ральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко сре ди многих задач, стоящих перед депутатами местных Советов, назвал и те, кото рые связаны с благоустрой ством городов и сел, под держанием в них надлежа щего санитарного порядка. Делом отвечают на при зыв партии народные из бранники Правобережного района Липецка. Вот что рассказал в беседе с нашим корреспондентом председа тель райисполкома С. Н. Бизенков. Объявляя поход за чи стоту и порядок в микро районах, мы прежде всего рассчитывали на энтузиазм самих жителей, на их го товность безвозмездно от работать определенное ко личество часов на благо устройстве дворов, улиц, площадей. С этой целью де путаты й активисты провели большую разъяснительную работу1, возглавили штабы и посты, созданные как на предприятиях, так и по мес ту жительства. В результа те сотни липчан вышли на улицы, и теперь у нас прак тически закончена их сани тарная очистка. Причем, мы ставим задачу навести чис тоту не только на централь, яых магистралях и улицах района, но и в тех местах, где расположен частный сек тор. Здесь депутаты вместе с участковыми инспектора ми обходили дома, беседо вали буквально с каждой се мьей. Сейчас работа по наведе нию чистоты и порядка у нас не затихает, хотя тот необходимый минимум, кото рый мы обычно выполняли, уже достигнут. Теперь по вечерам липчане ведут по белку деревьев, красят опо ры линий электропередач и автобусные павильоны. Особенно активно работа ют металлурги завода «Сво бодный сокол», которые пре вратили свой поселок в об разцовый. Заметны успехи жителей поселка Студенов- ского , рудоуправления и це ментного завода. С высоким энтузиазмом трудятся ра ботники треста «Липецк- межрайгаз». Но есть у нас и организа ции, жители отдельных до мов, которые не спешат с наведением образцового по рядка в своем микрорайоне, во дворах. Тут наши депута ты решили проявить настой чивость. — Сергей Николаевич, что, помимо инертности от дельных руководителей и граждан, тормозит работы сейчас? — У нас не хватает тран спорта. Тысячи машин про ходят ежедневно по дорогам нашего района, и каждая объезжает кучи мусора, ко торые в срочном порядке надо вывозить. Казалось бы, работники автотранспорта должны проявить заинте ресованность в этом деле. Однако исполком ежеднев но дает заявки на 25 ма шин, а получает в два раза меньше. От этого и дело движется медленно, и люд ской энтузиазм угасает. Со брали люди мусор, а вывез ти не на чем. Каково их настроение? Особенно час то нас подводит пятая авто база треста «Сельстрой» и третья автобаза «Липецк- стройтранса». Словом, чтобы к ленин скому коммунистическому субботнику полностью за кончить работы по благоуст ройству района, нам нужна действенная помощь работ ников автотранспорта. Заметно преобразилось в эти апрельские дни село Доброе. Исполком сельского Совета принял решение про вести месячник по его бла гоустройству. Это решение было вызвано не только тем, что весной всюду при нято наводить порядок, об лагораживать свои жили ща. Энтузиазм добровцев вызван полученной недавно наградой. По итогам смотра- конкурса сел России они за няли одно из призовых мест. Вот депутаты и поставили задачу вновь подтвердить звание лучшего села по бла гоустройству. С этой целью здесь проводились суббот ники по уборке территории, организовано соревнование жителей за право получить таблички «Дом высокой культуры» и «Улица образ цового порядка». Сейчас добровцы уже закончили ремонт тротуа ров и бордюрных огражде ний дорог, побелили деревья я провели их обрезку. Ими построено 6 тысяч квадрат ных метров штакетной изго роди, покрашены дома, кры ши, калитки. Свыше 26 ты сяч человеко-часов отрабо тали жители на благоустрой стве родного села. Энтузи астом этой работы была и остается председатель Доб- ровского сельского Совета Т. А. Бельянинова. Преобразилось, похоро шело село Доброе. ---------------------------- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕСЕННЕЙ СТРАДЫ— ------------------------ КОГДА ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА Прежде чем отправиться в совхоз «Сафоновский» мы го ворили в Добринском райкоме партии об особенностях этого хозяйства. Руководители рай она не скрывали трудностей и проблем, существующих в сов хозе, вспоминали его нелегкую судьбу, когда хозяйство триж ды меняло свою структуру, перечисляли усцехи последних месяцев. Йо во всем разговоре четко прослеживалась мысль: если сафоновцы чего-то захо тят, то непременно добьются. Это оттого, что здесь живут работящие, большей частью молодые, полеводы и живот новоды. К тому же руководи тели подобрались инициатив ные. Решили опередить по на доям молока своего соседа — совхоз «Петровский» — и опередили. «Сафоновский» стал сейчас лидером в район ном социалистическом сорев новании животноводов. А вот на весеннем севе же лания быть лучшими пока не чувствуется. И хотя такие ме ханизаторы, как А. А. ■Зотов, А. Е. Филькин, М. И Амель кин значительно перекрывают сменные нормы выработки, общая картина далеко не раду ет. Судите сами: еще в поне дельник, 9 апреля, четыре доб- ринских хозяйства закончили сев ранних зерновых, однолет них трав и пересев озимых, а в «Сафоновском» намерены такой объем работ завершить пятью днями позже лидеров. Отчего эта медлительность? Директор совхоза Антонина Сергеевна Позднякова первым делом предложила побывать у агрегата А. А. Зотова. Он сей час лидер на севе. Вместо по ложенных 30 гектаров за сме ну трехсеялочным агрегатом засевает по 45 гектаров. При чем качество работ — отлич ное. —Зотов у нас один из опыт нейших механизаторов, — рас сказывает Антонина Сергеевна. — Был первоцелинником, воз главлял в Казахстане трактор ную бригаду. Потом вернулся в родные края и с тех пор ра ботает, не покладая рук. Сей час к нему на выучку моло дых ребят посылаем. Пусть набираются ума, навыков. Агрегат А. А. Зотова стоял у кромки поля. Механический погрузчик наполнял бункеры зерном: самое время погово рить. Механизатор с гордостью указал на красный флажок, трепетавший на ветру, и этим жестом все было сказано. — Ну, а сегодня не может случиться такого, что кто-то вас опередит? — Может, кто и опередит, — он развел руками. — Мы ведь не знаем, что на других полях делается. И в самом деле, что проис ходит на соседних загонках? Взгляд невольно искал хоть какую-нибудь оперативную ин формацию о положении дел в совхозе. Подумалось: будь она на глазах, механизаторы могли бы прикидывать, рассчитывать свои силы, а так соревнование- идет «вслепую». — Сегодня уже 20 гектаров засеяли, — вступил в разговор молодой сеяльщик Саша Бо гомазов, — так что не должны отстать. Мы тут сами учет ведем. Как круг — так два с половиной гектара, — в его го лосе звучала живая заинтере сованность в том, чтобы не упустить лидерства, и в то же время некоторая растерян ность: а может уже упустили? Но ответ на этот вопрос ме ханизаторы получат только завтра, когда учетчики переда дут сведения в штаб информа ции. Там подведут итоги, за полнят эстафету соревнования и в обед секретарь парткома А. Н. Востриков вместе с аги таторами доставит ее к агрега там. Во всяком случае, такая механика предусматривалась рабочим планом. И вот в час обеденного пе рерыва мы у других агрега тов. Механизаторы сидят в кузове передвижной мастер ской и на все лады хвалят поваров: хорошо готовят! Од нако где же агитаторы Т. С. Фатеева, Т. И. Гавричкина, А. И. Васильев, о четкой ра боте которых только что рас сказывали руководители совхо за? В поле их не было, как не было здесь и обещанной эста феты соревнования. Я обошел машину, на бортах которой по задумке должны крепиться щиты с наглядной агитацией, оперативные свод ки. Их не было. Не было и свежих газет, в которых как раз сегодня сообщается о за вершении первого этапа поле вых работ в добринских хо зяйствах: совхозе «Плавиц- кий», колхозах имени Димит рова, имени Мичурина, имени Нестерова. Там, кстати, есть и строки об опыте работы но чью. Секретаря парткома А. Н. Вострикова мы разыскали на одной из ферм. — Почему у вас не обору дована машина оперативной информацией? — Художник сейчас как раз работает... — А где можно увидеть эс тафету? Парторг раскрыл папку, в которой были аккуратно под шиты чистенькие, не знавшие солнечных лучей, эстафеты со ревнования... Все это не что иное, как проявление обыкновенного формализма в практике идео логической работы. Не для «галочки», не для бумаги нуж на массово-политическая рабо та на полях. Весенним севом живут сейчас десятки людей «Сафоновского», он является предметом особых забот каж дого селянина. И только идео логический актив по старинке отделяет здесь производствен ную сферу от идеологической, воспринимает работу с людь ми, как нечто оторванное от жизни. , Формализм активистов и привел к тому, что настрой земледельцев на проведение сева в кратчайшие сроки угас, растворился в повседневной текучке. Люди, конечно, ра ботают. Но на каждом шагу ощущаешь: могли бы работать лучше. , — Тут дело в том, что пар торг у нас молодой, первую страду проводит, — пытается объяснить ситуацию А. С. Позднякова. — Он раньше в райкоме комсомола работал, опыта, сами понимаете, мало вато. Научится... Слова директора звучали не уверенно. Она, конечно, пони* мала, что молодому парторгу сейчас самое время проявить себя, искать новые, действен ные формы работы. К тому же кроме парторга в хозяйстве немалый идеологический актив. — А вообще от моральных факторов многое зависит, — меняет тему разговора дирек тор. — Вот буквально вчера механизатор Васин оплош ность допустил. Наказали. Сняли с кабины трактора фла жок передовика. Так пережи вал, что вместе со всеми с по ля ехать отказался. Пешком пошел. Один. И вновь встал вопрос, кото рый должен беспокоить идео логов: а каково сегодня на строение вчерашнею передо вика, правильно ли он понял наказание, осознал ли свой про ступок? Однако и на этот во прос ответить было некому... А. МОРГАЧЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz