Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ГЗ ггерел'я 1984 г., Лв 86 (16 883) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ □ «э ОБ О С Н О В Н Ы Х Н А П Р А В Л Е Н И Я Х Р Е Ф О Р М Ы ОБ Щ ЕОБРАЗ ОВАТЕЛЬН О Й И П РОФЕССИ ОН АЛЬН О Й Ш КОЛЫ (Ок ончание. Начало на 2-й стр.) функций и роли общеобра­ зовательной школы. Реформа заметно подни­ мает авторитет и значение си­ стемы профтехобразования, подчеркнул докладчик. При­ ем в профтехучилища школь­ ников после окончания не­ полной средней школы уве­ личится примерно вдвое. Значительно расширится подготовка рабочих по но­ вым профессиям, рождае­ мым научно-техническим прогрессом. Устанавливает­ ся единый тип учебного за­ ведения — «среднее про­ фессионально - техническое училище». Принципиальное требова­ ние реформы — необходи­ мость обеспечить органиче­ ское сочетание професси­ онального образования в школе с дальнейшим повы­ шением уровня общеобра­ зовательной подготовки учащихся, их разносторон­ ним духовным развитием. Следует подчеркнуть и значение правильного сое­ динения профессиональной подготовки с политехниче­ ским образованием, кото­ рое в условиях научно-тех­ нической революции позво­ ляет значительно повы­ сить способность работника к перемене труда, к освое­ нию смежных, а то и совсем Новых профессий, к постоян­ ному самосовершенствова­ нию. В том-то и выражается диалектика намеченного партией развития школы, что вся трудовая, професси­ ональная подготовка уча­ щихся должна строиться на базе дальнейшего сущест­ венного улучшения подго­ товки общеобразовательной. Освоение определенной спе­ циальности призвано рас­ ширить для школьника спектр жизненного выбора, а ориентация на углублен­ ное изучение того или иного предмета предполагает в то же время основательное освоение всех дисциплин. Сообщив, что обсуждение проекта превратилось в дей­ ствительно всенародный педагогический совет, в ко­ тором в общей сложности приняли участие около 120 миллионов человек, доклад­ чик от имени ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Советского правительства выразил глубокую благо­ дарность всем гражданам, трудовым коллективам, ор­ ганизациям, принявшим участие в обсуждении. Глав­ ный политический итог его состоит в том, что советские люди единодушно одобрили цели и основные положения реформы, продемонстриро­ вав нерушимое единство партии и' народа, сказал он. Обсуждение убедительно показало злободневность выводов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, умение партии своевременно выяв­ лять проблемы обществен, ного развития и находить их верные решения. Коллективный разум су­ щественно обогатил проект реформы. Комиссия Полит­ бюро ЦК КПСС под предсе­ дательством товарища К. У. Черненко, проанализировав предложения и замечания трудящихся, внесла в ито­ говый документ около ста дополнений, уточнений и поправок. Многие предло­ жения учтены в готовящих­ ся решениях по реализации реформы, а также направле­ ны в министерства и ведом­ ства для использования в практической работе и даль­ нейшего изучения. Значи­ тельная часть предложений учебно-методического ха­ рактера будет учтена в ий- структивиых документах органов народного образо­ вания. Далее докладчик остано­ вился на некоторых из по­ ступивших предложений. Наиболее активная дискус­ сия, в частности, шла о структуре общеобразова­ тельной школы, особенно об увеличении продолжи­ тельности учебы с десяти до одиннадцати лет и пере­ ходе на обучение детей с шести лет. Эксперимент, данные науки убеждают в целесообразности этого но­ вовведения. С большой заинтересован­ ностью обсуждались вопросы углубленного изучения на­ ряду с родным русского языка — языка дружбы и братства, добровольно при­ нятого советскими людьми как средство межнациональ­ ного общения. Приобщая людей всех национальностей к богатствам мировой циви­ лизации, он стал фактором исключительного социально- политического и культурного значения. Документ, широ­ ко отражая эту историче­ скую реальность, призван способствовать тому, чтобы каждый выпускник средней школы свободно владел рус­ ским языком. Это отнюдь не ущемляет национальные языки, а, Наоборот, способ­ ствует их обогащению и дальнейшему развитию. Ре­ форма предполагает самый тщательный учет специфи­ ческих запросов каждой нации и народности нашей страны в сфере образования и культуры. Касаясь других предло­ жений, поступивших в ходе всенародного обсуждения, оратор подчеркнул, что теперь необходимо не упу­ стить ни одной важной мысли в практической рабо-, те по улучшению школьного дела. Бережное отношение к народному мнению, к на­ родной мудрости — ленин­ ская традиция нашей пар­ тии. И мы ей следуем не­ уклонно. Нынешняя сессия Верхов­ ного Совета СССР по суще­ ству завершает подготов­ ку и всенародное обсуждение концепции советской школы в условиях развитого со­ циализма. ЦК КПСС и пра­ вительство СССР выражают надежду, что высший орган Советской власти одобрит Основные направления ре­ формы и придаст им силу государственного акта. Тем самым откроется новый этап — этап ее претворения в жизнь. ЦК КПСС и Совет Ми­ нистров СССР подготовили документы, направленные на практическое осуществле­ ние реформы. Подчеркнув, что меры организационно­ политического характера подкрепляются серьезным материальным обеспечени­ ем, Г. А. Алиев сообщил, что в будущей пятилетке запланировано построить новые школы -на 7 миллио­ нов ученических мест — то есть почти в два раза боль­ ше, чем в текущей, около 800 комплексов профтехучи­ лищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из госбюджета выделяется около 11 миллиардов руб­ лей, из них 3,5 мил­ лиарда в расчете на год пойдет на повышение зара­ ботной платы работникам народного образования, ко­ торое поэтапно начинается с 1 сентября нынешнего го­ да. Вложения в дело обра­ зования мы считаем самым ценным помещением средств, имея в виду, разумеется, не только последующую эко­ номическую отдачу от них. Главная наша прибыль здесь рост культуры и созна­ тельности советских людей, развитие и будущее прило­ жение талантов нашей юной смены. Такой подход выте­ кает из самой сути социа­ листического строя, дикту­ ется неустанной заботой партии о подрастающем по­ колении. Для успеха реформы у нас есть научно обоснован­ ная программа, подготов­ ленные кадры, солидная ма­ териальная база. Дело те­ перь — за конкретной орга­ низацией работы. Постанов­ ление апрельского Пленума ЦК КПСС, речь товарища К. У. Черненко четко опре­ деляют ее магистральные направления. Начинать, оче­ видно, следует с того, чтобы довести до всех звеньев си­ стемы народного образова­ ния, до сознания всех его работников смысл и содер­ жание документов партии и правительства о реформе, добиться, чтобы каждый учи­ тель, воспитатель, мастер ПТУ совершенно определен­ но знали, что им надо де­ лать, как и в какие сроки. Учитывая масштабность и комплексный характер ре­ формы, ЦК КПСС рекомен­ дует поэтапный подход к ее реализации. Самые крупные, стратегические задачи школьного строительства — развитие сети и укрепление базы общеобразовательной и профессиональной школы рассчитаны на относительно длительный срок — вплоть до 1995 года. Вопросы же учебно-методического харак- , тера, такие, как создание но­ вого типового учебного пла­ на школы, программ трудо­ вого обучения и коммунисти­ ческого воспитания учащих­ ся, серии нормативных ак­ тов, ряд других проблем, должны решаться самым оперативным образом. Ключевая фигура осуще­ ствления реформы — учи­ тель, самоотверженный труд которого партия и го­ сударство всегда высоко це­ нили и ценят. Реформа поднимает авто­ ритет учителя на новую вы­ соту. Неизмеримо возрастает ответственность учителя пе­ ред обществом за обучение и воспитание подрастающих поколений. Учитель обязан постоянно совершенствовать свое педагогическое мастер­ ство, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу, быть для юношества настав-' ником социалистической нравственности, высоким об­ разцом, примером для подра­ жания. Выдвигая перед учительст­ вом большие задачи, партия и государство одновременно заботятся о повышении об­ щественного престижа работ­ ников просвещения, о даль­ нейшем улучшении условий их труда и быта. Совершен­ ствуются и формы мораль­ ного стимулирования педа­ гогов. Далее выступающий оста­ новился на необходимости улучшения управления всей системой народного образо­ вания, существенного изме­ нения стиля и методов руко­ водства школой. Признано целесообразным повсемест­ но — от Совета Министров страны до исполкомов рай­ онных Советов народных депутатов — создать меж­ ведомственные комиссии, ко­ ординирующие усилия . раз­ личных звеньев системы об­ разования и воспитания. Реформа выдвигает боль­ шие задачи перед Академи­ ей педагогических наук, Ака­ демией наук СССР, перед всей советской наукой. Докладчик особо подчерк­ нул, что в реализации еди­ ной государственной полити­ ки в области образования значительно повышается от­ ветственность Советов на­ родных депутатов. В их повседневном внимании осо­ бенно нуждается сельская школа. По-новому должны подойти Советы и к созда­ нию необходимых условий для трудового воспитания школьников, умело исполь­ зовать огромные возможно­ сти заводов и фабрик, кол­ хозов и совхозов. В структуре нашего госу­ дарства и общества нет ни одного звена, которое могло бы остаться в стороне от реформы, отгородиться от нее ведомственным барье­ ром. Оказание помощи шко­ ле по широкому кругу воп­ росов, подчеркнул оратор, каждому министерству и ве­ домству необходимо рас­ сматривать как неотъемле­ мую часть их повседневной деятельности и ясно пред­ ставлять свои задачи в реа­ лизации реформы. Затрагивая узловые воп­ росы обучения и воспи­ тания подрастающего по­ коления, она закономерно становится важнейшим делом Ленинского комсомола, со­ ветских профсоюзов. Осуществление многооб­ разных задач народного об­ разования во многом зависит от взаимодействия семьи и школы. Усиливать спрос с родителей за воспитание де­ тей, повышать педагогиче­ скую компетентность отцов и матерей, обеспечивать гар­ моническое единство семей­ ного и общественного воспи­ тания — такова стоящая здесь триединая задача. Весомый вклад в преоб­ разование нашего народного просвещения призваны внес­ ти и учреждения культуры, творческие союзы. Всем нам предстоит боль­ шая, длительная, целеуст­ ремленная, нередко кропот­ ливая и будничная работа, в которой незаменимая орга­ низаторская роль, как и всегда, принадлежит] пар­ тийным комитетам и органи­ зациям. Апрельский Пле­ нум ЦК КПСС обязал их взять под неослабный кон­ троль, направлять весь про­ цесс обновления советской школы, заботиться о том, чтобы не утратить ни единой крупицы из того ценного, чем по праву гордится со­ ветское народное образова­ ние. Наша партийная и гражданская обязанность — сделать все, чтобы указания ЦК КПСС по вопросам со­ вершенствования образова­ ния были осуществлены сво­ евременно, целиком и пол­ ностью. Символично, что первая сессия Верховного Совета Союза ССР нового созыва начинает свою работу с рас­ смотрения перспектив разви­ тия советской школы. «Что­ бы советское общество уве­ ренно двигалось вперед, к нашим великим целям, — подчеркнул на апрельском Пленуме ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, — каждое новое поколение должно подниматься на более высо­ кий уровень образованности и общей культуры, профес­ сиональной квалификации и гражданской активности. Та­ ков, можно сказать, закон социального прогресса». В постоянной заботе о школе— убедительное доказательст­ во преданности партии ленин­ ским заветам, мирной нап­ равленности нашей политики, сказал в заключение оратор. Он выразил твердую уверенность в том, что раз­ работанная ЦК КПСС и все­ народно поддержанная ре­ форма школы будет успеш­ но проведена в жизнь. (Продолжительные аплодис­ менты). (ТАСС). Печатается с сокращения­ ми. Полный текст доклада публикуется в газетах «Прав­ да», «Известия» и «Учи­ тельская газета». ОРБИТЫ ПРОГРЕССА И М И Р А ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ --------- ---------------------------------- - Космонавтика все больше Оратор подробно остановил- влияет на все сферы нашей жизни, многие отрасли народ­ ного хозяйства, становится важным фактором развития культуры и социального про­ гресса советского народа. Как всеобщий праздник отмечает­ ся в нашей стране 12 апреля *— праздник покорителей кос­ моса. 23 шда назад в этот день историческим витком вокруг планеты Юрия Гага­ рина на легендарном «Восто­ ке» было положено начало пилотируемым космическим полетам. На торжественное собра­ ние, посвященное Дню космо­ навтики, в Центральный ака­ демический театр Советской Армии пришли ученые, конст­ рукторы, космонавты, пред­ ставители производственных коллективов, партийных и со­ ветских организаций, воины Московского гарнизона. С докладом перед собрав­ шимися выступил директор Института космических иссле­ дований Академии наук СССР академик Р. 3.. Сагдеев. , Он подчеркнул огромное значение изучения космоса для разви­ тия научных представлений о Вселенной, Солнечной системе, о нашей 1планете, а также воз­ растающую практическую от­ дачу от полков орбитальных кораблей и автоматических научных станций. Среди ярких . достижений космонавтики прошедшегб года ученый наз­ вал сборочно-монтажные рабо­ ты в открытом космосе, вы­ полненные космонавтами Вла­ димиром Ляховым и Алексан­ дром Александровым. Они подтвердили перспективность разработанной советскими уче­ ными технологий сборки круп­ ногабаритных конструкций на орбите. Ее применение увели­ чивает диапазон деятельности человека в космосе, позволяя существенным образом совер­ шенствовать конструкцию орби­ тальных комплексов, расши­ рять их возможности. Задача пилотируемых поле­ тов сегодня — не только по­ лучение важных научных дан­ ных., сказал докладчик. Идет интенсивная разведка косми­ ческой среды, и одно из ос­ новных назначений орбиталь­ ных научных станций — да­ вать путевку в жизнь все но­ вым видам и направлениям исследований, отрабатывать методику их проведения. Продолжалась плодотворная работа экипажей орбитального научного комплекса «Салют-7» — «Союз» по исследованию Земли. Аппаратура для изу­ чения природных ресурсов планеты в интересах народного хозяйства работала и на мно­ гих спутниках серии «Космос», запущенных в прошедшем го­ ду. Сейчас космическую ин­ формацию о Земле используют более 800 организаций 22 со­ юзных и союзно-республикан­ ских министерств и ведомств. На основе материалов косми­ ческой съемки создана и при­ меняется прогрессивная тех­ нология геологического изуче­ ния территории страны, прог­ нозирования и поисков полез­ ных ископаемых. Все шире используются орбитальные данные для задач рациональ­ ного землепользования, оценки состояния сельхозкультур ся и на другом направлении космических исследований — изучении дальнего и ближнего космоса, Солнца, планет. Среди достижений в этой области он назвал, в частности, исследо­ вания Венеры с помощью двух автоматических межпланетных станций «Веиера-15» и «Вене­ ра-16». Их результаты могут стать определяющими в разви­ тии теории происхождения и эволюции планет. Это помо­ жет и в решении таких кар­ динальных проблем, как при­ рода магнитного поля Земли, закономерности формирова­ ния ее атмосферы, гидросфе­ ры, химический состав недр, концентрации полезных иско­ паемых. Огромный интерес для пла­ нетной космогонии представля­ ет изучение комет. Кометы — это первичный космический материал, позволяющий загля­ нуть в далекое прошлое ми­ ра, в котором мы живем. Сейчас вступила в завершаю­ щую стадию подготовка про­ екта, цель которого — иссле­ дование в 1985—86 годах пла­ неты Венера и кометы Галлея. В разработке научных прибо­ ров для этих целей участвуют специалисты девяти стран. Это не единственная совместная разработка советских ученых и их зарубежных коллег. Советский Союз осуществ­ ляет широкое международное сотрудничество в области ис­ следования и мирного исполь­ зования космического про­ странства, сказал академик, — с социалистическими странами в рамках программы «Интер­ космос», а также с Индией, Францией, Швегщей, Австрией, США, ФРГ и Нидерландами. Крупным событием стал орби­ тальный полет советско-фран­ цузского экипажа. А вчера мир узнал об успешном за­ вершении полета советско-ин­ дийского экипажа на орби­ тальном комплексе «Салют-7» — «Союз». Наши достижения и откры­ тия в ходе космических ис­ следований мы ставим на службу мира, безопасности на­ родов, блага всего человечест­ ва, подчеркнул ■ученый. Это особенно важно сегодня, когда в мире нарастает опасность войны. Нельзя не заметить постоянно растущих расходов на милитаризацию космиче­ ского пространства в США. Космическую гонку вооруже­ ний еще не поздно остано­ вить. Советский Союз предла­ гает для этого реальные прак­ тические шаги. Они находят понимание и поддержку по­ давляющего большинства меж­ дународного сообщества. Отмечая сегодня 23-ю годов­ щину со дня первого полета человека в космос, мы с опти­ мизмом и уверенностью смот­ рим в будущее, сказал в за­ ключение академик Сагдеев. Штурм космоса продолжается. Мы находимся только в нача­ ле пути освоения человеком космического пространства. На этом пути человечество ждут новые открытия, сверше­ ния, достижение новых рубе­ жей прогресса. Но все это станет возможным при одном непременном условии — сохра­ нении мира на земле. (ТАСС). ПОВЫШАЕТСЯ В Ельце, на элементном за­ воде, состоялся постоянно дей­ ствующий семинар вторых секретарей горкомов и рай­ комов партии, руководителей промышленных предприятий области. На нем были подве­ дены итоги работы ■коллекти­ вов промышленности и тран­ спорта в первом квартале, об­ суждены задачи дальнейшего совершенствования производ­ ства в свете решений декабрь­ ского (1983 г.) и февральского (1984 г,) Пленумов ЦК КПСС. С докладом «Совершенство­ вание форм и методов органи- ЭФФЕКТИВНОСТЬ зации труда — ключевое на­ правление повышения эффек­ тивности работы промышлен­ ности области» выступил вто­ рой секретарь обкома КПСС В. И. Локотунин. О работе городской партийной организа­ ции по выполнению принятых социалистических обязатель­ ств рассказал первый секре­ тарь Елецкого горкома КПСС Н. С. Гриднев. Вопросам ук­ репления трудовой и исполни­ тельской дисциплины было посвящено выступление председателя облсовпрофа ПРОИЗВОДСТВА И. А. Чунихина. Заведующий промышленно - транспортным отделом обкома партии П. С. Смирнов остановился на воп­ росах повышения качества вы­ пускаемой продукции. С большим интересом была заслушана информация дирек­ тора элементного завода Б. В. Изотова о ходе экономическо­ го эксперимента на предприя­ тии. Участники семинара побыва­ ли в цехах элементного заво­ да, познакомились с организа­ цией производства. «КРА С НО Й СУББОТЕ»»- У Д А Р Н Ы Й Т Р У Д ! В областном комитете партии состоялось заседа­ ние штаба по проведению ленинского коммунистиче­ ского субботника. Вел за­ седание заместитель на­ чальника штаба, заведую­ щий промышленно-транс­ портным отделом обкома КПСС П. С. Смирнов. С отчетом о ходе подго­ товки к субботнику в Ли­ пецке выступил начальник городского штаба второй секретарь горкома партии В Троекуровском Доме культуры Чаплыгинского района состоялось посвяще - ние молодых рабочих совхо­ за в хлеборобы. Молодых тружеников теп­ ло приветствовали секретарь парткома совхоза «Троеку- ровский» Е. В. Ткачев, ве­ теран труда Ф. И. Будыл- кин, председатель сельсове- Л. Н. Половинкин. О подго­ товке. к субботнику на пред-' приятиях и в организациях Ельца рассказал начальник елецкого городского штаба заместитель председателя горисполкома В, С. Сушен- цев. О рубежах, которые на­ метили для себя тружейики Лебедяни, сообщил началь­ ник лебедянского штаба по проведению субботника вто­ рой секретарь райкома пар­ тии Н. Н. Беляев. Началъ- та Н. М. Никулынищ пере­ довой механизатор Д. В. Бе­ лобров. Главный экономист хо­ зяйства М. В. Гусева пре­ поднесла молодым механи­ заторам хлеб-соль, а ветеран колхозного строительства Ф. И. Будылкин — ларец с совхозной землей. Директор совхоза А. М. Туляков вру- ник штаба по проведению субботника второй секретарь Йзмалковского райкома партии В. Е. Образцов вы­ ступил с сообщением о том, как пройдет праздник труда в этом районе. На заседании областного штаба отмечалось, что не­ обходимо организовать ра­ боты по благоустройству го­ родов и жилых поселков. На предприятиях и в организа­ циях составить четкие пла­ ны проведения субботника, чтобы повсеместно в этот день трудиться с наивысшей производительностью, на сэкономленном сырье, ма­ териалах и энергии. чтил ребятам трудовые книж­ ки с первой записью. Молодые хлеборобы за­ верили своих старших това­ рищей, что не пожалеют сил для подъема экономики родного совхоза. А. ГЛАДКИХ, зав. кабинетом политпросвещения парткома совхоза «Троекуровский». ПОСВЯЩЕНИЕ В ХЛЕБОРОБЫ ЗА ЧИСТОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко сре­ ди многих задач, стоящих перед депутатами местных Советов, назвал и те, кото­ рые связаны с благоустрой­ ством городов и сел, под­ держанием в них надлежа­ щего санитарного порядка. Делом отвечают на при­ зыв партии народные из­ бранники Правобережного района Липецка. Вот что рассказал в беседе с нашим корреспондентом председа­ тель райисполкома С. Н. Бизенков. Объявляя поход за чи­ стоту и порядок в микро­ районах, мы прежде всего рассчитывали на энтузиазм самих жителей, на их го­ товность безвозмездно от­ работать определенное ко­ личество часов на благо­ устройстве дворов, улиц, площадей. С этой целью де­ путаты й активисты провели большую разъяснительную работу1, возглавили штабы и посты, созданные как на предприятиях, так и по мес­ ту жительства. В результа­ те сотни липчан вышли на улицы, и теперь у нас прак­ тически закончена их сани­ тарная очистка. Причем, мы ставим задачу навести чис­ тоту не только на централь, яых магистралях и улицах района, но и в тех местах, где расположен частный сек­ тор. Здесь депутаты вместе с участковыми инспектора­ ми обходили дома, беседо­ вали буквально с каждой се­ мьей. Сейчас работа по наведе­ нию чистоты и порядка у нас не затихает, хотя тот необходимый минимум, кото­ рый мы обычно выполняли, уже достигнут. Теперь по вечерам липчане ведут по­ белку деревьев, красят опо­ ры линий электропередач и автобусные павильоны. Особенно активно работа­ ют металлурги завода «Сво­ бодный сокол», которые пре­ вратили свой поселок в об­ разцовый. Заметны успехи жителей поселка Студенов- ского , рудоуправления и це­ ментного завода. С высоким энтузиазмом трудятся ра­ ботники треста «Липецк- межрайгаз». Но есть у нас и организа­ ции, жители отдельных до­ мов, которые не спешат с наведением образцового по­ рядка в своем микрорайоне, во дворах. Тут наши депута­ ты решили проявить настой­ чивость. — Сергей Николаевич, что, помимо инертности от­ дельных руководителей и граждан, тормозит работы сейчас? — У нас не хватает тран­ спорта. Тысячи машин про­ ходят ежедневно по дорогам нашего района, и каждая объезжает кучи мусора, ко­ торые в срочном порядке надо вывозить. Казалось бы, работники автотранспорта должны проявить заинте­ ресованность в этом деле. Однако исполком ежеднев­ но дает заявки на 25 ма­ шин, а получает в два раза меньше. От этого и дело движется медленно, и люд­ ской энтузиазм угасает. Со­ брали люди мусор, а вывез­ ти не на чем. Каково их настроение? Особенно час­ то нас подводит пятая авто­ база треста «Сельстрой» и третья автобаза «Липецк- стройтранса». Словом, чтобы к ленин­ скому коммунистическому субботнику полностью за­ кончить работы по благоуст­ ройству района, нам нужна действенная помощь работ­ ников автотранспорта. Заметно преобразилось в эти апрельские дни село Доброе. Исполком сельского Совета принял решение про­ вести месячник по его бла­ гоустройству. Это решение было вызвано не только тем, что весной всюду при­ нято наводить порядок, об­ лагораживать свои жили­ ща. Энтузиазм добровцев вызван полученной недавно наградой. По итогам смотра- конкурса сел России они за­ няли одно из призовых мест. Вот депутаты и поставили задачу вновь подтвердить звание лучшего села по бла­ гоустройству. С этой целью здесь проводились суббот­ ники по уборке территории, организовано соревнование жителей за право получить таблички «Дом высокой культуры» и «Улица образ­ цового порядка». Сейчас добровцы уже закончили ремонт тротуа­ ров и бордюрных огражде­ ний дорог, побелили деревья я провели их обрезку. Ими построено 6 тысяч квадрат­ ных метров штакетной изго­ роди, покрашены дома, кры­ ши, калитки. Свыше 26 ты­ сяч человеко-часов отрабо­ тали жители на благоустрой­ стве родного села. Энтузи­ астом этой работы была и остается председатель Доб- ровского сельского Совета Т. А. Бельянинова. Преобразилось, похоро­ шело село Доброе. ---------------------------- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕСЕННЕЙ СТРАДЫ— ------------------------ КОГДА ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА Прежде чем отправиться в совхоз «Сафоновский» мы го­ ворили в Добринском райкоме партии об особенностях этого хозяйства. Руководители рай­ она не скрывали трудностей и проблем, существующих в сов­ хозе, вспоминали его нелегкую судьбу, когда хозяйство триж­ ды меняло свою структуру, перечисляли усцехи последних месяцев. Йо во всем разговоре четко прослеживалась мысль: если сафоновцы чего-то захо­ тят, то непременно добьются. Это оттого, что здесь живут работящие, большей частью молодые, полеводы и живот­ новоды. К тому же руководи­ тели подобрались инициатив­ ные. Решили опередить по на­ доям молока своего соседа — совхоз «Петровский» — и опередили. «Сафоновский» стал сейчас лидером в район­ ном социалистическом сорев­ новании животноводов. А вот на весеннем севе же­ лания быть лучшими пока не чувствуется. И хотя такие ме­ ханизаторы, как А. А. ■Зотов, А. Е. Филькин, М. И Амель­ кин значительно перекрывают сменные нормы выработки, общая картина далеко не раду­ ет. Судите сами: еще в поне­ дельник, 9 апреля, четыре доб- ринских хозяйства закончили сев ранних зерновых, однолет­ них трав и пересев озимых, а в «Сафоновском» намерены такой объем работ завершить пятью днями позже лидеров. Отчего эта медлительность? Директор совхоза Антонина Сергеевна Позднякова первым делом предложила побывать у агрегата А. А. Зотова. Он сей­ час лидер на севе. Вместо по­ ложенных 30 гектаров за сме­ ну трехсеялочным агрегатом засевает по 45 гектаров. При­ чем качество работ — отлич­ ное. —Зотов у нас один из опыт­ нейших механизаторов, — рас­ сказывает Антонина Сергеевна. — Был первоцелинником, воз­ главлял в Казахстане трактор­ ную бригаду. Потом вернулся в родные края и с тех пор ра­ ботает, не покладая рук. Сей­ час к нему на выучку моло­ дых ребят посылаем. Пусть набираются ума, навыков. Агрегат А. А. Зотова стоял у кромки поля. Механический погрузчик наполнял бункеры зерном: самое время погово­ рить. Механизатор с гордостью указал на красный флажок, трепетавший на ветру, и этим жестом все было сказано. — Ну, а сегодня не может случиться такого, что кто-то вас опередит? — Может, кто и опередит, — он развел руками. — Мы ведь не знаем, что на других полях делается. И в самом деле, что проис­ ходит на соседних загонках? Взгляд невольно искал хоть какую-нибудь оперативную ин­ формацию о положении дел в совхозе. Подумалось: будь она на глазах, механизаторы могли бы прикидывать, рассчитывать свои силы, а так соревнование- идет «вслепую». — Сегодня уже 20 гектаров засеяли, — вступил в разговор молодой сеяльщик Саша Бо­ гомазов, — так что не должны отстать. Мы тут сами учет ведем. Как круг — так два с половиной гектара, — в его го­ лосе звучала живая заинтере­ сованность в том, чтобы не упустить лидерства, и в то же время некоторая растерян­ ность: а может уже упустили? Но ответ на этот вопрос ме­ ханизаторы получат только завтра, когда учетчики переда­ дут сведения в штаб информа­ ции. Там подведут итоги, за­ полнят эстафету соревнования и в обед секретарь парткома А. Н. Востриков вместе с аги­ таторами доставит ее к агрега­ там. Во всяком случае, такая механика предусматривалась рабочим планом. И вот в час обеденного пе­ рерыва мы у других агрега­ тов. Механизаторы сидят в кузове передвижной мастер­ ской и на все лады хвалят поваров: хорошо готовят! Од­ нако где же агитаторы Т. С. Фатеева, Т. И. Гавричкина, А. И. Васильев, о четкой ра­ боте которых только что рас­ сказывали руководители совхо­ за? В поле их не было, как не было здесь и обещанной эста­ феты соревнования. Я обошел машину, на бортах которой по задумке должны крепиться щиты с наглядной агитацией, оперативные свод­ ки. Их не было. Не было и свежих газет, в которых как раз сегодня сообщается о за­ вершении первого этапа поле­ вых работ в добринских хо­ зяйствах: совхозе «Плавиц- кий», колхозах имени Димит­ рова, имени Мичурина, имени Нестерова. Там, кстати, есть и строки об опыте работы но­ чью. Секретаря парткома А. Н. Вострикова мы разыскали на одной из ферм. — Почему у вас не обору­ дована машина оперативной информацией? — Художник сейчас как раз работает... — А где можно увидеть эс­ тафету? Парторг раскрыл папку, в которой были аккуратно под­ шиты чистенькие, не знавшие солнечных лучей, эстафеты со­ ревнования... Все это не что иное, как проявление обыкновенного формализма в практике идео­ логической работы. Не для «галочки», не для бумаги нуж­ на массово-политическая рабо­ та на полях. Весенним севом живут сейчас десятки людей «Сафоновского», он является предметом особых забот каж­ дого селянина. И только идео­ логический актив по старинке отделяет здесь производствен­ ную сферу от идеологической, воспринимает работу с людь­ ми, как нечто оторванное от жизни. , Формализм активистов и привел к тому, что настрой земледельцев на проведение сева в кратчайшие сроки угас, растворился в повседневной текучке. Люди, конечно, ра­ ботают. Но на каждом шагу ощущаешь: могли бы работать лучше. , — Тут дело в том, что пар­ торг у нас молодой, первую страду проводит, — пытается объяснить ситуацию А. С. Позднякова. — Он раньше в райкоме комсомола работал, опыта, сами понимаете, мало­ вато. Научится... Слова директора звучали не­ уверенно. Она, конечно, пони* мала, что молодому парторгу сейчас самое время проявить себя, искать новые, действен­ ные формы работы. К тому же кроме парторга в хозяйстве немалый идеологический актив. — А вообще от моральных факторов многое зависит, — меняет тему разговора дирек­ тор. — Вот буквально вчера механизатор Васин оплош­ ность допустил. Наказали. Сняли с кабины трактора фла­ жок передовика. Так пережи­ вал, что вместе со всеми с по­ ля ехать отказался. Пешком пошел. Один. И вновь встал вопрос, кото­ рый должен беспокоить идео­ логов: а каково сегодня на­ строение вчерашнею передо­ вика, правильно ли он понял наказание, осознал ли свой про­ ступок? Однако и на этот во­ прос ответить было некому... А. МОРГАЧЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz