Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 'яш С Н И Д Н Д Д Р 1 Д Л # % Е ■ I С П П П ^ С н ш ^ г В е Ь7- и год издания 1984 АПРЕЛЬ и СРЕДА Орган Липецкого обкома КПСС и областного Совета народных депутатов № 84 (16881) 3 коп. Вчера в М о с к в е состоялся П л е н у м Ц ентрально го К о ­ м и т е т а К омм уни с ти че с кой пар тии С ове тс ко го С ою за ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о Пл е н ум е Ц е нтр а л ь н о г о Комитета Коммунистической партии Советского Союза Ю апреля 1984 года состоялся очередной Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Со ­ ветского Союза. Пленум рассмотрел и одобрил предложения Полит­ бю ро ЦК КПСС по организационным и другим вопросам, связанным с проведением первой сессии Верховного Со­ вета СССР одиннадцатого созыва. Затем Пленум обсудил вопрос об Основных направ­ лениях реформы «общеобразовательной и профессио­ нальной школы. С докладом по этому вопросу выступил секретарь ЦК КПСС тов. М. В. Зимянин. В прениях по докладу приняли участие т.т Усманход - жаев И. Б. — первый секретарь ЦК Компартии Узбеки ­ стана, Ф едир ко П. С. — первый секретарь Красноярско ­ го крайкома КПСС, Дементьева Р. Ф . —- второй секре ­ тарь М о сковско го гор ком а КПСС, Александров А. П. — президент Академии наук СССР, Петров В. А. — Герой Социалистического Труда, токарь Харьковского произ ­ водственного объединения «Завод имени Малышева». С большой речью на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов..К. У. Черненко. Пленум принял постановления «О дальнейшем улуч ­ шении работы Советов народных депутатов» и «Об Ос­ новных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Речь тов. К. У. Черненко и постановления Пленума публикуются в печати. На этом Пленум ЦК КПСС закончил работу. К П С С П О С Т А Н О В Л Е Н И Е П Л Е Н У М А Ц К О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛ УЧШ ЕНИИ РАБОТЫ СОВЕТОВ НАРОД НЫ Х Д ЕПУТАТОВ Центральный Комитет КПСС постановляет: 1. Полностью одобрить выдвинутые Генеральным сек­ ретарем ЦК КПСС т. Черненко К. У. в речи на Пленуме ЦК положения н выводы об Основных направлениях даль­ нейшего улучшения работы Советов народных депутатов, повышения их роли в осуществлении социально-экономи­ ческой политики Коммунистической партии, совершенст­ вовании общенародной государственности и социалистиче­ ской демократии. 2. ЦК компартий союзных республик, крайкомам я обкомам партии, руководствуясь решениями XXVI съезда партии н последующих Пленумов ЦК КПСС, принять не­ обходимые меры к повышению уровня партийного руко­ водства советскими органами, добиваясь, чтобы каждый Совет народных депутатов настойчиво совершенствовал содержание и стиль своей деятельности, эффективно реа­ лизовывал свои возможности и полномочия, установлен­ ные Конституцией СССР,' Последовательно поднимать роль Советов в хозяйст­ венном строительстве, выполнении Государственных пла­ нов, повышении эффективности социалистического произ­ водства, в обеспечении комплексности экономического и социального развития, правильного сочетания территори­ альных и отраслевых начал в управлении. Усиливать от­ ветственность Советов за более полное удовлетворение запросов трудящихся, снабжение населения продовольст­ вием, расширение производства и повышение качества товаров народного потребления, выполнение планов стро­ ительства жилья и объектов социально-культурного наз­ начения, всемерное улучшение сферы услуг, всех сторон жизни и быта советских людей. Совершенствовать политико-воспитательную и куль­ турно-массовую работу Совет»» среди населения, направ­ ляя ее на повышение уровня образованности, трудовой и общественной активности советских людей, воспитывать судящихся в духе взаимного уважения и дружбы всех П О С Т А Н О В Л Е Н И Е наций и народностей страны, любви к Советской Родине, готовности защищать великие завоевания^ социализма. Повышать действенность контроля Советов народных депутатов за работой органов управления. Добиваться, чтобы Советы взыскательно и объективно оценивали де­ ятельность должностных лиц и хозяйственных руководи­ телей всех уровней, больше внимания уделяли реализа­ ции наказов избирателей, совершенствованию и сокраще­ нию административного аппарата, укреплению правопо­ рядка, повышению авторитета законов Советской власти. Необходимо улучшать практику подготовки и прове­ дения сессий Советов, заседаний исполнительных комите­ тов и постоянных комиссий, полнее использовать их для вскрытия имеющихся резервов, критики недостатков, вы­ работки всесторонне обоснованных решений. Более ши­ роко применять депутатские запросы. Настойчиво иско­ ренять факты формализма, всемерно укреплять связи Советов с массами. П Л Е Н У М А Ц К К П С С 3. Партийным комитетам улучшать подбор, расстанов­ ку и воспитание советских кадров, обеспечивать четкое разграничение функций партийных и советских органов. Повышать требовательность к коммунистам, избранным депутатами Советов. Коммунисты призваны быть приме­ ром в выполнении депутатских обязанностей, вниматель­ ного отношения к запросам трудящихся, сплачивать вок­ руг себя всех народных избранников, стимулировать и на­ правлять их творческую инициативу. Настойчиво разви­ вать активность партийных групп и партийных организа­ ций в Советах и их исполнительных органах. Пленум ЦК КПСС считает, что развитие всех сторон деятельности верховных и местных Советов народных де­ путатов, неуклонное осуществление ими ленинского прин­ ципа единства законодательства, управления и контроля, широкое привленерие миллионов трудящихся к заинте­ ресованному управлению делами государства является важнейшей общепартийной задачей. ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОЙ И ПРОФ ЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Заслушав и обсудив доклад секретаря ЦК КПСС т. Зн- мяннна М. В., Центральный Комитет КПСС отмечает большое политическое, социально-экономическое и идео­ логическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы как важной составной части планомерного, всестороннего совершенствования развито­ го социалистического общества. В проекте ЦК КПСС «Основные направления рефор­ мы общеобразовательной и профессиональной школы» разработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в современных условиях. В ней получили дальнейшее развитие ленинские идеи о единой, трудовой, политехни­ ческой школе, намечена стратегическая линия партии в области народного образования в соответствии с установ­ ками XXVI съезда, июньского (1983 года) и февральско­ го (1984 года) Пленумов ЦК КПСС. Реформа призвана поднять рабцуу общеобразователь­ ной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятель­ ности, обеспечить глубокое овладение учащимися основа­ ми наук, формирование у них прочных коммунистиче­ ских убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, вос­ питание в духе любви к нашей социалистической много­ национальной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма. Осуществление ре­ формы позволит коренным образом улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным тру­ дом, подготовку квалифицированных работах кадров в профессионально-технических училищах, дополнить все­ общее среднее образование молодежи всеобщим профес­ сиональным образованием. Проект ЦК в ходе всенародного обсуждения получил единодушное одобрение и поддержку. В собраниях по обсуждению участвовало 120 миллионов человек, высту­ пило 7 миллионов. Обширные материалы по реформе школы опубликованы в печати. Тысячи писем трудящих­ ся по этому вопросу поступили в партийные и советские органы. Обсуждение проекта с новой силой продемонст­ рировало подлинный демократизм социалистического строя, нерушимое единство партии и народа. ЦК КПСС выражает глубокую признательность рабо­ там и колхозникам, специалистам и ученым, педагогам и учащимся — всем советским людям, которые приняли активное участие в обсуждении Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной шко­ лы, поддержали проект ЦК КПСС, внесли свои конкрет­ ные предложения и замечания. Центральный Комитет КПСС постановляет: 1. В основном одобрить «Основные направления ре­ формы общеобразовательной и профессиональной школы», доработанные е учетом предложений и замечаний, посту­ пивших в ходе всенародного обсуждения. Всецело поддержать программные положения и выво­ ды по вопросам развития народного образования, содер­ жащиеся в речи Генерального секретаря ЦК КПСС това­ рища К. У. Черненко на Пленуме, и положить их в ос­ нову деятельности партийных, советских и хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллек­ тивов. В этой работе исходить из того, что повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политиче­ ского, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного прод­ вижения советского общества по пути к коммунизму. 2. Внести вопрос об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на рас­ смотрение первой сессии Верховного Совета СССР один­ надцатого созыва. 3, ЦК компартий союзных республик, крайкомам, об­ комам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, пер­ вичным партийным организациям, министерствам и ве­ домствам, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским органам широко развернуть организатор­ скую и массово-политическую работу по реализации «Ос­ новных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Основные мероприятия реформы школы осуществить поэтапно, с учетом национальных особенностей и местных условий, в течение одиннадцатой — двенадцатой пятиле­ ток (1984—1990 гг.). В каждой республике, крае, обла­ сти, городе и районе разработать к утвердить на плену­ мах соответствующих партийных комитетов и сессиях Советов народных депутатов конкретные плана по реа­ лизации реформы. Необходимо уже в текущем году сде­ лать реальные шаги по совершенствованию учебно-воспи­ тательного процесса, трудового обучения и профессиональ­ ной ориентации школьников. Хорошо подготовить и орга­ низованно провести начиная с 1986 года постепенный пе­ реход к обучению детей с шестнлетнего возраста. Партийным комитетам обеспечить скоординированные действия всех советских, хозяйственных, профсоюзных н комсомольских органов, школы н трудовых коллективов по осуществлению реформы, повысить уровень руководства парторганизациями учебных заведений, квалифицирован­ но решать назревшие вопросы развития образования. Больше внимания уделять вопросам общественного и се­ мейного воспитания подрастающего поколения. Пленум ЦК подчеркивает, что забота о школе и народ­ ном учителе — важнейшая партийная н государственная задача. Центральный Комитет КПСС считает необходи­ мым провести существенное повышение заработной пла­ ты учителям н другим работникам народного образова­ ния. 4. Министерству просвещения СССР, Государственно­ му комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специ­ ального образования СССР разработать и осуществить комплексные мероприятия по реализации «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессио­ нальной школы». Решительно изживать узковедомствен­ ный подход к делу, проявления формализма и бюрокра­ тизма в руководстве народным образованием, совершенст­ вовать стиль работы. Больше проявлять инициативы, настойчивости и деловитости в решении всех жизненных вопросов деятельности школы. Уделить особое внимание работе с директорами школ и профтехучилищ Повысить уровень подготовки педагогических кадров, усовершенст­ вовать систему повышения квалификации и аттестации преподавателей. В целях улучшения руководства общеобразовательной ж профессиональной школой, проведения единой государ­ ственной политики в области образования и воспитания молодых поколений создать межведомственные комиссии по народному образованию при Совете Министров СССР, Советах Министров союзных и автономных республик, исполкомах краевых и областных, городских и районных Советов народных депутатов. Совету Министров СССР в трехмесячный срок разработать положение о комиссиях. 5. Советам Министров союзных и автономных респуб­ лик, исполкомам местных Советов народных депутатов повысить уровень руководства народным образованием. Укреплять материальную базу просвещения, обеспечить своевременное выполнение планов строительства школ и профтехучилищ, ремонта школьных зданий и сооруже­ ний, улучшить снабжение шкбл необходимым инвента­ рем, учебно-наглядными пособиями. Проявлять постоян­ ную заботу о педагогических кадрах, улучшении условий их труда и быта. В целях лучшей постановки трудового обучения, вос­ питания, профессиональной ориентации учащихся закре­ пить за каждой школой н профтехучилищем базовое предприятие, организацию, учреждение 6. Министерствам и ведомствам СССР и союзных рес­ публик создавать необходимые условия для трудового обучения учащихся на подведомственных предприятиях, в организациях н учреждениях. Для этой‘ цели выделять оборудование, рабочие места, квалифицированные кадры, сырье и материалы, обеспечить четкую организацию тру­ да учащихся Руководители базовых предприятий наря­ ду с директорами учебных заведений несут личную от­ ветственность за трудовое обучение школьников, безо­ пасные условия их труда. 7. ЦК, ВЛКСМ, комсомольским органам на местах принять меры по коренному улучшению деятельности комсомольских организаций в общеобразовательных шко­ лах, профессионально-технических училищах н технику­ мах. Центр тяжести организаторской в воспитательной работы перенести непосредственно в школу и класс. Помогать учителям в учебно-воспитательной работе, строить работу комсомольских организаций школ на на­ чалах самодеятельности. Все усилия должны быть сосре­ доточены на том, чтобы воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, приви­ вать учащимся высокие гражданские и нравственные ка­ чества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отноше­ ние к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам. Лучше готовить учащуюся мо­ лодежь к вступлению в комсомол. Комитетам комсомола больше внимания уделять ок­ тябрятам, пионерским организациям, активнее участво­ вать в организации воспитательной работы во внешколь­ ных учреждениях и по месту жительства детей и подро­ стков, поддерживать полезные начинания н инициативу уча­ щихся. Совершенствовать работу с молодыми учителями и пионервожатыми. 8. ВЦСПС, ЦК профсоюзов, местным профсоюзным органам всемерно улучшать работу профсоюзных органи­ заций учебных заведений, повышать их роль в развитии творческой инициативы и активности Педагогических коллективов, способствовать распространению передово­ го опыта. Заботиться об улучшении условий труда и от­ дыха, культурного обслуживания, санаторного лечения пе­ дагогов. Совершенствовать деятельность пионерских ла­ герей, лагерей труда и отдыха, трудовых объединений школьников. Эффективнее использовать для работы с детьми имеющуюся материальную базу — дворцы куль­ туры, клубы, библиотеки, спортивные сооружения. ' 9. Редакциям центральных, республиканских, местных газет и журналов, телевидения и радиовещания широко разъяснять трудящимся высокие цели и гуманистический смысл реформы, показывать ее значение для всесторонне­ го прогресса нашего общества. Систематически освещать работу партийных и советских органов по реализации реформы общеобразовательной и профессиональной шко­ лы, пропагандировать лучший опыт партийных органи­ заций и коллективов учебных заведений, самоотвержен­ ный труд советского учительства. •1 Большую помощь школе в коммунистическом воспи­ тании учащейся молодежи призваны оказывать творческие союзы, писатели, художники, композиторы, деятели теат­ ра и кино, работники учреждений культуры. * * * Пленум ЦК КПСС выражает твердую уверенность, что осуществление реформы общеобразовательной и профес­ сиональной школы станет кровным делом всей партии и народа, будет способствовать дальнейшему улучшению обучения и коммунистического воспитания подрастающих поколений, ускорению экономического н социального прогресса нашего общества. Р е ч ь т о в а р и щ а НА П Л ЕН УМ Е ЦК К П СС Товарищи! За втр а открыв ается пер­ вая сессия вновь избранного Верховного Совета СССР. На Политбюро ЦК мы дали всестороннюю оценку ито­ гам прошедших выборов. Они продемонстрировали полное одобрение и всеоб­ щую поддержку трудящими­ ся политического курса партии. Мнением более 180-ти миллионов избира­ телей подтвержден бесспор­ ный рост авторитета Совет­ ской власти. На основе вы­ раженного народом доверия можно уверенно продолжать нашу работу. Основные направления этой работы определены XXVI съездом КПСС. Они развиты и конкретизирова­ ны последующими Плену­ мами ЦК. Речь идет о такой стратегии продвижения к коммунизму, которая не имеет ничего общего ни с медлительностью в действи­ ях, ни с перескакиванием исторически необходимых ступеней развития. Речь идет о том, что на пути к высшим целям партии нам еще предстоит решить нема­ ло крупных и сложных за­ дач, относящихся по свое­ му происхождению и харак­ теру к первой фазе комму­ нистической формации. В этом, собственно говоря, и состоит сегодня главное со­ держание большой н напря­ женной работы по совер­ шенствованию развитого со­ циализма. Понятно, что выполнить эту работу нельзя без широ­ кого развертывания инициа­ тивы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых про* блем общественной жизни. Этого мы добивались и ког­ да принимали меры, . необ­ ходимые для ускорения рос- К . У . Ч ЕРНЕНКО 10 А П Р Е Л Я 1 9 8 4 Г О Д А та нашей экономики. И ког­ да направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельнос­ ти. Эту линию мы будем вести и впредь. Сам характер вопросов, вынесенных сегодня на Пленум, дает прекрасный повод поглубже разобраться, как лучше использовать те резервы активизации масс, которые заложены в даль­ нейшем совершенствовании социалистической демокра­ тии, всей политической си­ стемы общества. И прежде всего в улучшении деятель­ ности Советов — политиче­ ской основц СССР, .могуче­ го орудия социалистическо­ го строительства. Напомню, что вскоре •пос­ ле Октября В. И. Ленин поставил задачу превратить Советы в такие органы го­ сударственного руководства, которые работали бы не только для трудящихся, но и через трудящихся. Ныне с полным правом можно сказать, что задача эта в основном решена. 2 миллио­ на 300 тысяч депутатов, представителей рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций й народностей, десятки мил­ лионов активистов — вот через кого ведутся у нас де­ ла государства. Мы постоянно — и осо­ бенно после принятия новой Конституции СССР — рас­ ширяли полномочия Советов всех ступеней.^ Это способ­ ствовало более полному осуществлению в их дея­ тельности ленинского прин­ ципа единства законодатель­ ства, управления и контроля. Однако, товарищи, надо признать, что огромный по­ тенциал Советов реализует­ ся все же недостаточно. (Окончание на 2-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz