Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 'яш С Н И Д Н Д Д Р 1 Д Л # % Е ■ I С П П П ^ С н ш ^ г В е Ь7- и год издания 1984 АПРЕЛЬ и СРЕДА Орган Липецкого обкома КПСС и областного Совета народных депутатов № 84 (16881) 3 коп. Вчера в М о с к в е состоялся П л е н у м Ц ентрально го К о м и т е т а К омм уни с ти че с кой пар тии С ове тс ко го С ою за ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о Пл е н ум е Ц е нтр а л ь н о г о Комитета Коммунистической партии Советского Союза Ю апреля 1984 года состоялся очередной Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Со ветского Союза. Пленум рассмотрел и одобрил предложения Полит бю ро ЦК КПСС по организационным и другим вопросам, связанным с проведением первой сессии Верховного Со вета СССР одиннадцатого созыва. Затем Пленум обсудил вопрос об Основных направ лениях реформы «общеобразовательной и профессио нальной школы. С докладом по этому вопросу выступил секретарь ЦК КПСС тов. М. В. Зимянин. В прениях по докладу приняли участие т.т Усманход - жаев И. Б. — первый секретарь ЦК Компартии Узбеки стана, Ф едир ко П. С. — первый секретарь Красноярско го крайкома КПСС, Дементьева Р. Ф . —- второй секре тарь М о сковско го гор ком а КПСС, Александров А. П. — президент Академии наук СССР, Петров В. А. — Герой Социалистического Труда, токарь Харьковского произ водственного объединения «Завод имени Малышева». С большой речью на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов..К. У. Черненко. Пленум принял постановления «О дальнейшем улуч шении работы Советов народных депутатов» и «Об Ос новных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Речь тов. К. У. Черненко и постановления Пленума публикуются в печати. На этом Пленум ЦК КПСС закончил работу. К П С С П О С Т А Н О В Л Е Н И Е П Л Е Н У М А Ц К О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛ УЧШ ЕНИИ РАБОТЫ СОВЕТОВ НАРОД НЫ Х Д ЕПУТАТОВ Центральный Комитет КПСС постановляет: 1. Полностью одобрить выдвинутые Генеральным сек ретарем ЦК КПСС т. Черненко К. У. в речи на Пленуме ЦК положения н выводы об Основных направлениях даль нейшего улучшения работы Советов народных депутатов, повышения их роли в осуществлении социально-экономи ческой политики Коммунистической партии, совершенст вовании общенародной государственности и социалистиче ской демократии. 2. ЦК компартий союзных республик, крайкомам я обкомам партии, руководствуясь решениями XXVI съезда партии н последующих Пленумов ЦК КПСС, принять не обходимые меры к повышению уровня партийного руко водства советскими органами, добиваясь, чтобы каждый Совет народных депутатов настойчиво совершенствовал содержание и стиль своей деятельности, эффективно реа лизовывал свои возможности и полномочия, установлен ные Конституцией СССР,' Последовательно поднимать роль Советов в хозяйст венном строительстве, выполнении Государственных пла нов, повышении эффективности социалистического произ водства, в обеспечении комплексности экономического и социального развития, правильного сочетания территори альных и отраслевых начал в управлении. Усиливать от ветственность Советов за более полное удовлетворение запросов трудящихся, снабжение населения продовольст вием, расширение производства и повышение качества товаров народного потребления, выполнение планов стро ительства жилья и объектов социально-культурного наз начения, всемерное улучшение сферы услуг, всех сторон жизни и быта советских людей. Совершенствовать политико-воспитательную и куль турно-массовую работу Совет»» среди населения, направ ляя ее на повышение уровня образованности, трудовой и общественной активности советских людей, воспитывать судящихся в духе взаимного уважения и дружбы всех П О С Т А Н О В Л Е Н И Е наций и народностей страны, любви к Советской Родине, готовности защищать великие завоевания^ социализма. Повышать действенность контроля Советов народных депутатов за работой органов управления. Добиваться, чтобы Советы взыскательно и объективно оценивали де ятельность должностных лиц и хозяйственных руководи телей всех уровней, больше внимания уделяли реализа ции наказов избирателей, совершенствованию и сокраще нию административного аппарата, укреплению правопо рядка, повышению авторитета законов Советской власти. Необходимо улучшать практику подготовки и прове дения сессий Советов, заседаний исполнительных комите тов и постоянных комиссий, полнее использовать их для вскрытия имеющихся резервов, критики недостатков, вы работки всесторонне обоснованных решений. Более ши роко применять депутатские запросы. Настойчиво иско ренять факты формализма, всемерно укреплять связи Советов с массами. П Л Е Н У М А Ц К К П С С 3. Партийным комитетам улучшать подбор, расстанов ку и воспитание советских кадров, обеспечивать четкое разграничение функций партийных и советских органов. Повышать требовательность к коммунистам, избранным депутатами Советов. Коммунисты призваны быть приме ром в выполнении депутатских обязанностей, вниматель ного отношения к запросам трудящихся, сплачивать вок руг себя всех народных избранников, стимулировать и на правлять их творческую инициативу. Настойчиво разви вать активность партийных групп и партийных организа ций в Советах и их исполнительных органах. Пленум ЦК КПСС считает, что развитие всех сторон деятельности верховных и местных Советов народных де путатов, неуклонное осуществление ими ленинского прин ципа единства законодательства, управления и контроля, широкое привленерие миллионов трудящихся к заинте ресованному управлению делами государства является важнейшей общепартийной задачей. ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОЙ И ПРОФ ЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Заслушав и обсудив доклад секретаря ЦК КПСС т. Зн- мяннна М. В., Центральный Комитет КПСС отмечает большое политическое, социально-экономическое и идео логическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы как важной составной части планомерного, всестороннего совершенствования развито го социалистического общества. В проекте ЦК КПСС «Основные направления рефор мы общеобразовательной и профессиональной школы» разработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в современных условиях. В ней получили дальнейшее развитие ленинские идеи о единой, трудовой, политехни ческой школе, намечена стратегическая линия партии в области народного образования в соответствии с установ ками XXVI съезда, июньского (1983 года) и февральско го (1984 года) Пленумов ЦК КПСС. Реформа призвана поднять рабцуу общеобразователь ной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятель ности, обеспечить глубокое овладение учащимися основа ми наук, формирование у них прочных коммунистиче ских убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, вос питание в духе любви к нашей социалистической много национальной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма. Осуществление ре формы позволит коренным образом улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным тру дом, подготовку квалифицированных работах кадров в профессионально-технических училищах, дополнить все общее среднее образование молодежи всеобщим профес сиональным образованием. Проект ЦК в ходе всенародного обсуждения получил единодушное одобрение и поддержку. В собраниях по обсуждению участвовало 120 миллионов человек, высту пило 7 миллионов. Обширные материалы по реформе школы опубликованы в печати. Тысячи писем трудящих ся по этому вопросу поступили в партийные и советские органы. Обсуждение проекта с новой силой продемонст рировало подлинный демократизм социалистического строя, нерушимое единство партии и народа. ЦК КПСС выражает глубокую признательность рабо там и колхозникам, специалистам и ученым, педагогам и учащимся — всем советским людям, которые приняли активное участие в обсуждении Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной шко лы, поддержали проект ЦК КПСС, внесли свои конкрет ные предложения и замечания. Центральный Комитет КПСС постановляет: 1. В основном одобрить «Основные направления ре формы общеобразовательной и профессиональной школы», доработанные е учетом предложений и замечаний, посту пивших в ходе всенародного обсуждения. Всецело поддержать программные положения и выво ды по вопросам развития народного образования, содер жащиеся в речи Генерального секретаря ЦК КПСС това рища К. У. Черненко на Пленуме, и положить их в ос нову деятельности партийных, советских и хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллек тивов. В этой работе исходить из того, что повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политиче ского, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного прод вижения советского общества по пути к коммунизму. 2. Внести вопрос об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на рас смотрение первой сессии Верховного Совета СССР один надцатого созыва. 3, ЦК компартий союзных республик, крайкомам, об комам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, пер вичным партийным организациям, министерствам и ве домствам, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским органам широко развернуть организатор скую и массово-политическую работу по реализации «Ос новных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Основные мероприятия реформы школы осуществить поэтапно, с учетом национальных особенностей и местных условий, в течение одиннадцатой — двенадцатой пятиле ток (1984—1990 гг.). В каждой республике, крае, обла сти, городе и районе разработать к утвердить на плену мах соответствующих партийных комитетов и сессиях Советов народных депутатов конкретные плана по реа лизации реформы. Необходимо уже в текущем году сде лать реальные шаги по совершенствованию учебно-воспи тательного процесса, трудового обучения и профессиональ ной ориентации школьников. Хорошо подготовить и орга низованно провести начиная с 1986 года постепенный пе реход к обучению детей с шестнлетнего возраста. Партийным комитетам обеспечить скоординированные действия всех советских, хозяйственных, профсоюзных н комсомольских органов, школы н трудовых коллективов по осуществлению реформы, повысить уровень руководства парторганизациями учебных заведений, квалифицирован но решать назревшие вопросы развития образования. Больше внимания уделять вопросам общественного и се мейного воспитания подрастающего поколения. Пленум ЦК подчеркивает, что забота о школе и народ ном учителе — важнейшая партийная н государственная задача. Центральный Комитет КПСС считает необходи мым провести существенное повышение заработной пла ты учителям н другим работникам народного образова ния. 4. Министерству просвещения СССР, Государственно му комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специ ального образования СССР разработать и осуществить комплексные мероприятия по реализации «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессио нальной школы». Решительно изживать узковедомствен ный подход к делу, проявления формализма и бюрокра тизма в руководстве народным образованием, совершенст вовать стиль работы. Больше проявлять инициативы, настойчивости и деловитости в решении всех жизненных вопросов деятельности школы. Уделить особое внимание работе с директорами школ и профтехучилищ Повысить уровень подготовки педагогических кадров, усовершенст вовать систему повышения квалификации и аттестации преподавателей. В целях улучшения руководства общеобразовательной ж профессиональной школой, проведения единой государ ственной политики в области образования и воспитания молодых поколений создать межведомственные комиссии по народному образованию при Совете Министров СССР, Советах Министров союзных и автономных республик, исполкомах краевых и областных, городских и районных Советов народных депутатов. Совету Министров СССР в трехмесячный срок разработать положение о комиссиях. 5. Советам Министров союзных и автономных респуб лик, исполкомам местных Советов народных депутатов повысить уровень руководства народным образованием. Укреплять материальную базу просвещения, обеспечить своевременное выполнение планов строительства школ и профтехучилищ, ремонта школьных зданий и сооруже ний, улучшить снабжение шкбл необходимым инвента рем, учебно-наглядными пособиями. Проявлять постоян ную заботу о педагогических кадрах, улучшении условий их труда и быта. В целях лучшей постановки трудового обучения, вос питания, профессиональной ориентации учащихся закре пить за каждой школой н профтехучилищем базовое предприятие, организацию, учреждение 6. Министерствам и ведомствам СССР и союзных рес публик создавать необходимые условия для трудового обучения учащихся на подведомственных предприятиях, в организациях н учреждениях. Для этой‘ цели выделять оборудование, рабочие места, квалифицированные кадры, сырье и материалы, обеспечить четкую организацию тру да учащихся Руководители базовых предприятий наря ду с директорами учебных заведений несут личную от ветственность за трудовое обучение школьников, безо пасные условия их труда. 7. ЦК, ВЛКСМ, комсомольским органам на местах принять меры по коренному улучшению деятельности комсомольских организаций в общеобразовательных шко лах, профессионально-технических училищах н технику мах. Центр тяжести организаторской в воспитательной работы перенести непосредственно в школу и класс. Помогать учителям в учебно-воспитательной работе, строить работу комсомольских организаций школ на на чалах самодеятельности. Все усилия должны быть сосре доточены на том, чтобы воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, приви вать учащимся высокие гражданские и нравственные ка чества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отноше ние к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам. Лучше готовить учащуюся мо лодежь к вступлению в комсомол. Комитетам комсомола больше внимания уделять ок тябрятам, пионерским организациям, активнее участво вать в организации воспитательной работы во внешколь ных учреждениях и по месту жительства детей и подро стков, поддерживать полезные начинания н инициативу уча щихся. Совершенствовать работу с молодыми учителями и пионервожатыми. 8. ВЦСПС, ЦК профсоюзов, местным профсоюзным органам всемерно улучшать работу профсоюзных органи заций учебных заведений, повышать их роль в развитии творческой инициативы и активности Педагогических коллективов, способствовать распространению передово го опыта. Заботиться об улучшении условий труда и от дыха, культурного обслуживания, санаторного лечения пе дагогов. Совершенствовать деятельность пионерских ла герей, лагерей труда и отдыха, трудовых объединений школьников. Эффективнее использовать для работы с детьми имеющуюся материальную базу — дворцы куль туры, клубы, библиотеки, спортивные сооружения. ' 9. Редакциям центральных, республиканских, местных газет и журналов, телевидения и радиовещания широко разъяснять трудящимся высокие цели и гуманистический смысл реформы, показывать ее значение для всесторонне го прогресса нашего общества. Систематически освещать работу партийных и советских органов по реализации реформы общеобразовательной и профессиональной шко лы, пропагандировать лучший опыт партийных органи заций и коллективов учебных заведений, самоотвержен ный труд советского учительства. •1 Большую помощь школе в коммунистическом воспи тании учащейся молодежи призваны оказывать творческие союзы, писатели, художники, композиторы, деятели теат ра и кино, работники учреждений культуры. * * * Пленум ЦК КПСС выражает твердую уверенность, что осуществление реформы общеобразовательной и профес сиональной школы станет кровным делом всей партии и народа, будет способствовать дальнейшему улучшению обучения и коммунистического воспитания подрастающих поколений, ускорению экономического н социального прогресса нашего общества. Р е ч ь т о в а р и щ а НА П Л ЕН УМ Е ЦК К П СС Товарищи! За втр а открыв ается пер вая сессия вновь избранного Верховного Совета СССР. На Политбюро ЦК мы дали всестороннюю оценку ито гам прошедших выборов. Они продемонстрировали полное одобрение и всеоб щую поддержку трудящими ся политического курса партии. Мнением более 180-ти миллионов избира телей подтвержден бесспор ный рост авторитета Совет ской власти. На основе вы раженного народом доверия можно уверенно продолжать нашу работу. Основные направления этой работы определены XXVI съездом КПСС. Они развиты и конкретизирова ны последующими Плену мами ЦК. Речь идет о такой стратегии продвижения к коммунизму, которая не имеет ничего общего ни с медлительностью в действи ях, ни с перескакиванием исторически необходимых ступеней развития. Речь идет о том, что на пути к высшим целям партии нам еще предстоит решить нема ло крупных и сложных за дач, относящихся по свое му происхождению и харак теру к первой фазе комму нистической формации. В этом, собственно говоря, и состоит сегодня главное со держание большой н напря женной работы по совер шенствованию развитого со циализма. Понятно, что выполнить эту работу нельзя без широ кого развертывания инициа тивы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых про* блем общественной жизни. Этого мы добивались и ког да принимали меры, . необ ходимые для ускорения рос- К . У . Ч ЕРНЕНКО 10 А П Р Е Л Я 1 9 8 4 Г О Д А та нашей экономики. И ког да направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельнос ти. Эту линию мы будем вести и впредь. Сам характер вопросов, вынесенных сегодня на Пленум, дает прекрасный повод поглубже разобраться, как лучше использовать те резервы активизации масс, которые заложены в даль нейшем совершенствовании социалистической демокра тии, всей политической си стемы общества. И прежде всего в улучшении деятель ности Советов — политиче ской основц СССР, .могуче го орудия социалистическо го строительства. Напомню, что вскоре •пос ле Октября В. И. Ленин поставил задачу превратить Советы в такие органы го сударственного руководства, которые работали бы не только для трудящихся, но и через трудящихся. Ныне с полным правом можно сказать, что задача эта в основном решена. 2 миллио на 300 тысяч депутатов, представителей рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций й народностей, десятки мил лионов активистов — вот через кого ведутся у нас де ла государства. Мы постоянно — и осо бенно после принятия новой Конституции СССР — рас ширяли полномочия Советов всех ступеней.^ Это способ ствовало более полному осуществлению в их дея тельности ленинского прин ципа единства законодатель ства, управления и контроля. Однако, товарищи, надо признать, что огромный по тенциал Советов реализует ся все же недостаточно. (Окончание на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz