Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Г*1 Ч• . ' . • Ч* » - - - НА ТРИБУНУ О Б ЛАС ТН О Й ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НЕЛЮБИМОЕ ДИТЯ В минувшем году в «Ле нинском знамени» уже под нимались проблемы хозяйст венного строительства. В од ном из октябрьских номеров газеты я с удовлетворением прочел статью «Хозяйствен ный ли это способ?» и счи таю, что к поставленному 4 в ней вопросу есть необходи мость вернуться. Действи тельно, иной раз задумы ваешься о роли, которую я и мои коллеги выполняем в строительстве хозспособом. Ведь большую часть времени нам приходится быть в роли просителей, менял, доста вал... Н епосредственно строи тельством заняться иной раз просто, и некогда. Конечно, у подрядного способа преимуществ боль ше — подрядные организа ции имеют постоянные кад ры квалифицированных спе циалистов, мощный парк строительных машин и меха низмов, налаженную систему снабжения. И вс е же на все стройки области подрядчи ков не хватает, а объекты нужно сооружать и вводить в эксплуатацию. В таких случаях предприятие, орга низация, колхоз или совхоз сами берутся за строительст во, обеспечивая самостоя тельно объекты всем необхо димым. Но вот тут-то и на чинаются сложности. Все инстанции, куда приходится обращаться по 'поводу мате риалов и механизмов, едва лишь услышав о хозяйствен ном строительстве, отмахи ваются от нас, как от назой ливых мух. Причем сложи лось почему-то мнение, что объекты хозспособа — это объекты внеплановые, почти незаконные. На самом деле это, разу меется, не так. Объекты хо зяйственного строительства отличаются от прочих лишь тем, что на их сооружение не хватило сил подрядных организаций. Эти объекты входят во все планы, в том числе министерские и обла стные. На них отпускаются деньги, имеется проектная документация. В Основных направлениях экономическо го и социального развития ССС Р на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI съездом пар тии, прямо говорится о необ ходимости совершенствова ния хозяйственного способа ведения работ в капитальном строительстве. И р еальная отдача от хозспособа боль шая. На пример, около по ловины программы «сельско го жилстроя» осуществляется в области силами самих хо зяйств. Когда же подходит время подсчета введенных в эксплуатацию новых произ водственных мощностей, объектов соцкультбыта и квадратных метров жилой площади, все заинтересован ные органы с радостью при плюсовывают к цифрам от четности эти «внеплановые» объекты. Беда хозяйственно го способа в первую очередь в том, что в области пока еще нет четкой организации снабжения таких строек. Я часто вспоминаю начало своей работы в нынешней должности. Сейчас могу при знаться: хотел на новом мес та сразу горы свернуть. Ведь «Центролит» расширя ется — нужно строить про изводственные корпуса, жи лье, детские сады, пионер ский лагерь, подсобное хо зяйство... В общем, есть где развернуться. Но с начала пришлось, как говорится, без отрыва от производства переворошить горы специаль ной литературы по строи тельству, постоянно консуль тироваться с более опытными коллегами. Одновременно по стигал премудрости хозяй ственного способа. А пре мудрости, в основном, за ключались в том, что нужно было постараться добыть где угодно и как угодно кирпич, механизмы, краску, железо бетонные конструкции... Сту чусь в двери одной инстан ции, другой, третьей — И в езде получаю отказ. Началь ником цеха рабо тать проще. И вовс е не по тому, что там меньше 'ответ ственности. Дело в другом: там система. Дали цеху оп ределенное количество сырья — значит, будь добр вы пустить соответствующее ко личество продукции. Есть система и в подрядном стро ительстве: выделили деньги, выдали проектную докумен тацию, люди есть, снабже ние налажено — изволь по строить объект к сроку. В хозспособе совсем иначе. До кументация имеется, нужное количество специалистов кое-как наскребаем, а вот из чего и чем строить — целая проблема. Оказалось, очень многое здесь зависит от так называемых личных контак тов с руководителями раз личных организаций: зна комств, взаимовыгодных об менов и договоров. Причина' такой «системы» довольно проста — в стадии строи тельства (а не тогда, когда их уже можно приплюсовы вать к отчетности) объекты хозспособа как будто никому не нужны. Сейчас уже многие «сек реты» хозспособа мне изве стны. Многое зависит от личных контактов и нужных знакомств. Объекты кое-как удается обеспечить всем не обходимым. Три основные проблемы хозяйственного строительст ва — это нехватка мате риалов, механизмов и спе циалистов. Давайте рассмот рим, к примеру, как снабжа ем мы наши стройки необхо димыми материалами. Министерство выделило заводу цемент и арматуру. Нуж но как-то воплотить их в железобетонные конструк ции. В начале прошлого го да я обратился к Ю. В. Те- зикову, возглавлявшему в то время трест «Железобетон». Он согласился помочь, но с одним условием: кроме ар матуры и цемента завод дол жен был отрядить для вре менной работы на предприя тиях треста своих людей. Пришлось отказаться. Ведь в ремонтно-строительном уча стке «Центролита» насчиты вается всего 108 человек: для своих объектов не хва тает. Строим мы и подсобное хозяйство, и пионерский ла герь. Полным ходом идет техническое перевооружение и расширение завода. Нашим заводским строителям и так помогают рабочие основного производства. Кроме того, около 60 заводчан трудились на сооружении детского са да (хотя возводил его трест « Ш илстрой»), около десяти — на строительстве легкоат летического манежа. В рабо тах по расширению завода тресту «Промстрой» (кото рый хронически не выполня ет свои подрядные обяза тельства и с планом 1983 года на нашем предприятии справился всего на четверть) помогали 15 центролитовцев. Г де уж тут посылать лю дей еще и в трест «Железо бетон»? Впрочем, на Ю. В. Тезикова я не в обиде. Ему ведь не планировалось изго товление конструкций для «Центролита». Естественно, что управляющий выдвинул дополнительные требования не по собственной прихоти, а в интересах своего произ водства. Из слож ного положения мы все же вышли. Нашл и более приемлемый для заво да способ: одна организация взялась изготовить и пере дать нам необходимые кон струкции. Н е безвозмездно, конечно. Есть такое всеобъ емлющее понятие — взаимо- поставки. Они-то и помогли «Центролиту». А еще одна из знакомых мне организаций действует по принципу некоторых рай онных «Сельхозтехник»: по ставил копеечную, но дефи цитную деталь — изволь за платить за якобы проведен ный капитальный ремонт аг регата. Приходится платить: ведь у нас нет дефицитных конструкций, а у них имеют ся. И в о бщем-то, мы даже благодарны этой организа ции, так как поставлять конструкции заводу она не обязана. Ситуация совершенно па радоксальная: мы все же на ходим «лишний» сборный железобетон, которого, как нам везде объясняют, в об ласти нет. Так зачем же превращать строителей хо зяйственным способом в ме нял и доставал? Госу дарству гораздо выгоднее плановое снабжение объектов хозспо соба тем же железобетоном. И о бъекты будут возводить ся быстрее. На мой взгля д, назрела необходимость раз работать четкое планирова ние хозяйственного строи тельства, в том числе долж но быть плановым и его снабжение. Возьмем другой пример — фонды на кирпич. Прихо дится едва ли не вымаливать их в облплане. С ролью про сителя еще можно было бы примириться (не для себя стараемся — для дела), если бы выделяли кирпич в нуж ном количестве. На прошлый год мы просили полтора миллиона штук, а фонды по лучили втрое меньше. По нятно, , конечно, что кирпич нужен не только «Центроли ту»: строек в области нема ло. Но нельзя тут забывать об одном. Если бы нам дали больше кирпича, мы часть объектов ввели бы еще в ми нувшем году. Так что такое лимитирование лишь способ ствует «долгострою». Пра вильного рецепта для лече ния застарелой «фондовой» болезни я выписать не могу, но то, что и здесь нужно строже подходить к планиро ванию, совершенно очевидно. В отношении строительных машин и механизмов нам значительно легче, чем мно гим другим предприятиям, сооружающим объекты хоз способом: есть свои краны, экскаваторы. Н едостает, правда, средств малой меха низации. Понадобилась как- то шлифовальная машинка. Обзвонили весь город и на шли. Опять выручили «лич ные контакты». А кстати сказать, агрегат в той орга низации простаивал без дела. В этой статье я не назы ваю организации, где нам удается добывать кое-какие материалы. И делаю это умышленно по двум причи нам. Во-первых, к хозяйст венному способу у нас в об ласти по-прежнему относят ся с прохладцей. И м не сов сем не хочется до лучших времен (пока сохраняется такое отношение) обрывать с трудом завязанные контак ты. Ведь это пока лишь по вредит делу. А во-вторых , названные в статье пробле мы относятся не только к за воду «Центролит», Они ти пичны для любого предприя тия, организации, совхоза и колхоза, где ведется строи тельство хозспособом. А. К УРДЮКОВ, заместитель директора завода «Центролит» по капитальному строительству. Обсуждаем проект Ц К КПСС НА НОВУЮ СТУПЕНЬ У советской школы боль шие заслуги перед общест вом. Она сформировала и да ла путевки в жизнь не од ному поколению. Из ее стен выходили и выходят хорошо образованные, воспитанные в духе коммунистической морали и пролетарского ин тернационализма люди. Но ж изнь идет вперед, ставит новые задачи, и теперь на зрела необходимость ново го поворота в развитии со ветской школы. Знакомясь с проектом ЦК КПСС «Основные направле ния реформы общеобразо вательной и профессиональ ной школы», я говорю себе: это то, в чем нуждается наша школа. Взять, к при меру, предложение об осу ществлении обучения детей с шестилетнего возраста. Ра ботая много лет в начальной школе, я убедилась: нынеш ние шестилетки в состоянии хорошо усвоить учебную программу. Н едаром • уже сейчас мы принимаем, пока в порядке исключения, в пер вый класс немало ребят, не достигших ,семилетнего воз раста. И ра зницы в уровне усвоения материала между учащимися класса нет ника кой. Между тем, снижение возраста приема детей в школу позволит безболезнен но осуществить переход на одиннадцатилетний цикл об разования. А нужда в этом опять-таки назрела,, ибо ны нешние выпускники по ряду предметов получают лишь самые общие знания. До полнительный год обучения позволит увеличить объем знаний школьников. Д О К У БОЛЬШОГО В проекте ЦК КПСС ярко подчеркнута социальная функция образования. «Обес печивая высокий уровень знаний, необходимый для продолжения учебы в вузе, школа в то же время долж на ориентировать молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудо вое воспитание следует рас сматривать как важнейший фактор формирования лично сти и как средство удовлет ворения потребности народ ного хозяйства в трудовых ресурсах». В проекте совершенно справедливо подчеркивается необходимость поднять от ветственность семьи за вос питание детей. Н о, мне ка жется, в этом документе сле довало бы подчеркнуть и роль классного руководителя в воспитании детей, его тес ную связь с семьями уча щихся. Н ельзя не согласиться и с предложением вернуться к четырехлетнему циклу на чального образования: за три года дать малышам устойчи вые навыки письма, чтения, счета не так-то легко. От дельные ребята по своим природным данным, особен ностям восприятия материа ла приходят в среднюю шко лу мало подготовленными, а это сказывается на их даль нейшей учебе. Меня очень радует, что большое внимание в проекте уделено трудовому воспита нию и профессиональной ориентации учащихся. В последние годы школа боль ше ориентировалась на под готовку своих выпускников в высшие, средние специаль ные заведения. Это, безус ловно, одна из важнейших обязанностей школы. Но нельзя при этом принижать роль трудового воспитания и потребность сознательного отношения к труду, гордость за высокое звание рабочего. Только в этом случае мы сможем подготовить не бело ручек, а людей, для которых труд стал бы главным де лом жизни, радостью. И , разумеется, начинать такую работу нужно с первого клас са, когда у школьника за кладываются основы школь ного воспитания. В этом, думается, большую роль сыграют увеличение време ни на трудовое обучение, укрепление материально- технической базы школ. Н. В ОДОПЬЯ Н ОВ А , учительница елецкой сред ней школы № 5, МЕ НТ ЗНАЧЕНИЯ М не долгое время приш лось работать в органах на родного образования. И я наглядно видел, какую боль шую роль в жизни школы играет инспектор. Считаю, что в проекте надо подчерк нуть необходимость выдви жения на эту работу только наиболее квалифицирован ных, поистине талантливых людей и всячески повышать авторитет школьного инспек тора. Н ельзя не приветствовать выдвинутый в проекте ЦК КПСС тезис о том, чтобы первое сентября объявить всенародным праздником — Днем знаний, а также созда ние Всесоюзного педагогиче ского общества и Централь ного музея народного образо вания СС СР. П. КАШМЕНСКИ Й, отличник народного просвещения СССР. В О СП И ТЫВАТЬ Т Р У Д О М Х АРАКТ Е Р Н Ы И штрих. Решил купить номер газеты с проектом ЦК КПСС по ос новным направлениям рефор мы общеобразовательной и профессиональной школы. Обратился в один киоск, в другой — газет не оказа лось. Киоскерши поясняют: не успели поступить газеты в розницу, как их в тот же час раскупили. Да, перемен в организации учебного и воспитательного процессов все мы ожидали давно. Отсюда интерес лю дей к этому документу. Н е сомненно, в ходе его обсуж дения будут внесены суще ственные поправки и допол нения. Но и то, что мы по лучили, радует и вдохновля ет. Каждый раздел проекта ЦК КПСС полон глубоких мыслей, созвучных с мысля ми тысяч преподавателей школ, родителей, учащихся. Меня лично особенно. заин тересовал раздел «Трудовое воспитание, обучение, про фессиональная ориентация». Практика выработала нема лый опыт соединения обуче ния с производственным трудом. У нас в школе, на пример, пять учебно-произ водственных кабинетов и ма стерских, . оснащенных ста ночным и слесарным инстру ментом, швейными машина ми, другим оборудованием. С первого класса дети учат ся лепить и клеить, кроить и шить, готовить блюда и сер вировать столы. Р ебята стар ших классов приобщаются к токарным и слесарным про фессиям. Подлинной кузницей рабо чих кадров для базового ма шиностроительного завода является созданный семь лет назад учебно-производствен ный участок. Здесь проходят обучение, по существу, все старшеклассники. Для заня тий каждому классу отводит ся 150 часов в год. На уча стк е оборудованы теоретиче ский класс, производствен ный цех. Обучение ведут мастера завода вместе с на шими педагогами. Летом обя зательная практика, когда ребята непосредственно со прикасаются с производст венным трудом. В ходе за нятий школьники знакомят ся с такими понятиями, как режим экономии, производи тельность труда, себестои мость и качество продукции, трудовая дисциплина: по знают истинную цену рублю. По окончании школы вместе с аттестатом зрелости ребя та получают удостоверения токаря, слесаря, фрезеров щика. Словом, опыт выверен, завоевал признание. Потому голосую за пункт 22 основ ных направлений реформы, где предлагается в законо дательном порядке обязать базовые предприятия созда вать на правах своих под разделений учебно-производ ственные комбинаты, цехи, участки. От этого выиграет общее дело. Но вот о чем хотелось бы сказать. Как правило, после окончания средней школы на базовый завод идут лишь 30 процен тов наших выпускников. В чем причины? Оказывается, один не хочет быть слеса рем, другого не устраивает профессия токаря. В особен ности девочек. Следователь но, надо расширять возмож ности получения ребятами рабочих профессий. И еще. Наши учащиеся уже изготов ляли в учебно-производст венном комбинате совки, плечики, грабли, санки. Но изделия эти сбывать некуда. Сделали и побросали. Разв е это педагогично? Думается, ради общей пользы надо до полнить 22-й пункт такими словами: « Базовые пред., приятия обеспечивают школьные мастерские и учебно-производстве и н ы е комбинаты сырьем, материа лами, заботятся о реализа ции готовых изделий». Чем активнее мы будем включать учащихся. в общеполезную трудовую деятельность, тем больше гарантий, что они вырастут трудолюбивыми. А тру д, как известно, лучший воспитатель всех человече ских качеств. Е. ПОЛЬ ШИН , преподаватель труда лебедянской средней школы № 3. \ т ТО ВАРЫ ДЛЯ НАР ОД А л С новой модели начали новый год швейники фабрики «Динамо». Старший конструктор экспериментального уча стка В. А. Ру банова создала модель куртки для молоде жи. Объемные детали и материал придают изделию сов ременный вид. Н ет сомнения в том, что новинка будет по душе покупателям. На снимке: новинка проходит тщательный контроль. Фото Ю. Клюева. ------ Чему учат итоги года------- ХЛЕ Б— Б ЕСЦЕ ННЫЙ Д А Р З ЕМ Л И Каждый клочок зернового поля нам особен но дорог. Поэтому мы стремимся, чтобы все зерновые культуры оплатили наш труд стори цей. В нашем колхозе, как, впрочем, и везде в области, поле крупяных сравнительно невели ко: чуть более двухсот гектаров. Впервые за последние годы мы справились с планом про дажи проса на 108, а гречихи — на 172 про цента. Почему же вдруг удался урожай? Что греха таить, крупяные были на положе нии пасынка. Под них и самые «последние» поля отводились, в последнюю очередь и удобрения выделялись. А в прошлом году эти культуры мы поставили на одну доску с ос тальными зерновыми. Взять гречиху. У нее был хороший предшественник — озимая пше ница. Зябь подняли рано, весной на каждый гектар внесли по два центнера азотных и по полтора — калийных удобрений. Перед самым севом по массиву прошлись еще раз культива тором. На посев использовали первоклассные семе на высокой репродукции сорта «богатырь». Для верности, говорят ученые, гречиху в на шей зоне следует сеять в два срока. И это подтверждается практикой. Всходы гречихи появились у нас уже на третий день, как от сеялись. Дружные, сильные и чистые. Как из вестно, для нормального опыления гречихи на каждый гектар требуется не менее одной пче лосемьи. Ко времени цветения ее нам с пче- локомплекса колхоза «Заветы Иль ича» Липец кого района по договору доставили 58 пчело семей. Подсобили местные пчеловоды-любите ли. Благо, что посеяли мы гречиху неподал е ку от села. И урожай , повторяю, удался добрый. На круг намолотили 14,9 центнера зерна. В заключение хочу вот о чем сказать. Выра щивание крупяных не трэбует особых затрат, а выгода большая. Каждый гектар гречихи принес в колхозную кассу 4400 рублей дохо да. Сверх того, за каждый центнер ее, про данный государству, мы получили по стольку же комбикормов. Н. ВАВИНА , председатель колхоза «Заветы Иль ича» Воловского района, заслуженный агроном РСФСР. Письмо Н. Е. ВАВИНОЙ комментирует начальник отдела земледелия управления сельского хозяйства облисполкома В. К. Л А З У КИ Н . Не могу не согласиться с Натальей Ефимовной в том, что каждый клочок земли, за нятый хлебом, нам по-особому дорог. Хлеб — самый главный дар земли. Недаром, как это подчеркивается в Продовольст венной программе, увеличение производства зерна было и ос тается ключевой проблемой развития сельского хозяйства. Зерновое поле в области — главное не только по значимо сти, но и но своей площади. Согласно разработанной и внедряемой научно обоснован ной системе земледелия, в нем 891 тысяча гектаров, что со ставляет 55 процентов пашни. И немало делается для того, чтобы весь арсенал материаль но-технических и агротехниче ских, организационных средств по-настоящему работал на уро жай, на то, чтобы наш липец кий каравай становился весо мее. Нынче, благодаря внедрению системного земледелия, есть возможность размещать зерно вые в полях севооборотов по отличным предшественникам. Так, до 130 тысяч гектаров расширились площади чистых паров, до 143 тысяч — масси вы многолетних трав, постоян но увеличиваются посевы го роха. Минеральных удобрений пока недостает. Тем не менее уже теперь повсеместно на каждый гектар хлебов вносить их можно в рядки по центне ру, а то и по полтора. Все активнее на нашем главном поле действует служба защиты растений. В прошлом году она обработала гербицидами 385 тысяч гектаров нивы, что го раздо больше плана. И эконо мический эффект от этого на каждом гектаре по области составил в пределах десяти, а в воловских, добринских и лев- толстовских хозяйствах — 12— 15 рублей. Наконец, все боль шее распространение получа ют новые, перспективные сорта зерновых. Пшеница ози мая «льговскаи-77», яровая — «безенчукская-139», рожь «чулпан», овес «горизонт», яч мень «нутанс-244», просо «ми роновское-94», гречиха «чим- шинская» занимают уже почти половину зернового клика. На вооружении хлеборобов обл ает нынче столысо различ ной техники, что все работы можно выполнять в оптималь ные агротехнические сроки. Девять тысяч культиваторов сплошной обработки и 8,5 ты сячи зерновых сеялок доста точно для того, чтобы с севом управляться не более чем за 5—6 работах дней. Всего за 10—12 работах дней есть возможность убирать хлеба при наличии 5,7 тысячи зерно вых комбайнов и при таком же количестве рядковых жа ток. Неплохого намолота зерна — по 19,5—22 центнера с гектара — добились в прошедшем го ду воловские, хлевенские и добринские земледельцы. Уже не единицы, как прежде, а де сятки ,хозяйств на значитель ных массивах обеспечили за программированные сборы хле ба. Среди них колхозы «Рос сия» и имени Крупской Доб- ровского, «Звезда» — Чаплы гинского, имени Кирова Лев- Толстовского, «Победа» — Хлевенского, «Россия» — Из- малковского, «Ленинский путь» — Становлянского, имени Иль ича и имени Кирова — Доб- ринского, «Родина» — Волов ского, «Заветы Ильича» — Ли пецкого районов, совхозы «Авангард», «Пролетарий», «Петровский», «Васильевский, «Красный колос», «Вербилов- ский», «Екатериновский». Ус пех названных, а также мно гих других передовых хо зяйств и позволил области справиться с заготовками хле ба, поставить его стране 690 тысяч тонн, или 101 процент плана. На 111 процентов вы полнили " план Усманский и Хлевенский районы, на 112 — Лев-Толстовский, на 116 — Липецкий и Добровский, на 119 процентов — Грязинский район. В общей сложности превысили задание по продаже хлеба государству свыше 200 колхозов и совхозов. В то же время, оглядываясь назад, сейчас особенно четко осознаешь, что нива в минув шем году была не так щедра, как бы нам хотелось. Осо бенно низкой урожайность нивы выдалась в Лебе дянском районе — 12 цент неров, Задонском — 12,7, Дан- ковском — 13,7, Тербунском — 14,7, Чаплыгинском—15 цент неров. Ниже среднеобластного показатели в половине райо нов. Четыре из них — Лебе дянский, Задонский, Тербун- ский и Чаплыгияский — не справились с заготовками. В долгу по сдаче зерна стране остались свыше ста хозяйств. Анализ показывает, что речь должна идти в первую очередь о причинах субъективного ха рактера. В подтверждение это го можно привести такие крас норечивые факты. Естественное плодородие хлевенских и ле бедянских почв . одинаковое, составляет 35,1 балла. А уро жайность резко разнится. При равных возможностях, причем не только почвенных, хлевен- цы с гектара получили 20,1 центнера зерна, а лебедянцы — 12 центнеров. Другой при мер. Для выращивания озимых условия повсеместно были рав ные. А разница в урожайности ценных хлебных культур до стигает десяти центнеров. У данковчан, грязинцев, краснин- цев, становлянцев, тербунцев, чаплыгинцев сборы этих куль тур с гектара ниже *сред необластных. Разумеется, есть тут причины и част ные. Но, думается, важ но сейчас остановиться прежде всего на тех из них, которые носят общий характер, прису щи в той или иной мере всем допустившим отставание .хо зяйствам. На отдаче нивы в значи тельной мере сказалось про медление с внедрением систем ного земледелия. Это касается в первую очередь Лебедянско го, Задонского, Тербунского и ряда других районов. Но даже в таком, относительно благо получном районе, как Добров ский, где с гектара собрали . 16,9 центнера зерна и где упо минавшиеся колхозы имени Крупской и «Россия» получи ли запрограммированный уро жай, а совхозы «Родина», «Трубетчинский», колхоз йме- ' ни Свердлова были близки к 'этому, это довольно отчетливо прослеживается. О каких пра вильных научно обоснованных 1 севооборотах, к примеру, можно вести речь, коль вмес то положенных 6,6 тысячи гектаров зернобобовых их би ло 5,4 тысячи, вместо 10 ты сяч гектаров многолетних трав имеется только 4,6 тысячи гектаров. При такой структу ре посевов много озимых шло по плохим предшественникам, несвоевременно подготовлен ной почве. Отсюда и недобор. Наряду с упущениями в струк туре посевов, севооборотах да ли о себе знать также изъя ны в системе обработки почв. Размещенные по весновспашке зерновые прошлым летом, как никогда, дали низкий урожай. Взять Лебедянский район. Здесь осталось неподнятой зя би 10 тысяч гектаров. В ре зультате в колхозах «Победа», «Красный Октябрь», «Красное знамя», в совхозе «Куйман- ский», колхозах «Рассвет», «Родина», «Верный путь» с гектара не вышло и десяти центнеров зерна. Много весно вспашки — 18 тысяч гектаров — было в Задонском районе. Не в полной мере отплатила нива и по той зяби, на подъ ем которой вместо 35—40 дней по норме затрачивалось до двух месяцев. В том, что об работка почвы осуществляется несвоевременно и некачест венно, повинны не только кол хозы и совхозы, но и их парт неры по АПК. Из-за плохого ремонта в спецмастерских «Сельхозтехники» в разгар подъема зяби простаивало до 30 процентов пахотных тракто ров. Агрономическая служба на местах зачастую упускает из виду также систему использо вания удобрений. Как уже от мечалось, несмотря на труд ности, всегда можно вносить на гектар зерновых до полуто ра центнеров туков, высевать их преимущественно в рядки. А в Добровском районе это сделали лишь на 40 процентах площадей. В Становлянском — на 50, в Лебедянском и Задон ском — чуть более чем на 60 процентах. Плохо и то, что да леко не все массивы озимых подкармливаются. В том же Добровском районе этот агро прием проведен только на по ловине посевов. И главная бе-1 да тут, думается, отнюдь не в нехватке удобрений, как это пытаются представить, а в от ношении к делу руководителей и специалистов. На местах плохо занимаются накоплени ем туков для зерновых, расхо дуют их налево и направо. Теперь несколько слов о се меноводстве. В целом ряде ле- * бедянских хозяйств в наруше ние структуры посевов сево оборотов многие поля засеяли овсом неизвестной репродук ции, так как иных семян по просту не оказалось. В связи с этим надо сказать о том, как дело обстоит со сдачей семян. , государству. Успешно с этой " задачей справились Липецкий, Грязинский, Лев-Толстовский, Долгоруковский районы. А та кие районы, как Данковский, Краснинский, Становлянский с планом справились на 6—16 процентов. И удивляться этому, не приходится. Здесь'как раз особенно много недочетов в семеноводстве. В заключение вернемся к вопросу, затронутому в пись ме Н. Е. Вавиной. Итак, о крупяных. В ми- ' нувшем году сравнитель но неплохой урожай полу чен в Воловском, Усманском, Становлянском, Хлевенском районах. Среди хозяйств осо бенно отличились совхозы «Кудрявщинский», «Красный колос», «Пролетарий», чаплы- - ганский колхоз «Красное зна мя», тербунский — «Гигант», добринский — имени Ильича, измалковский — «Россия». Так, в совхозе «Кудрявщинский» проса в среднем с гектара вышло 26 центнеров. Это луч ший показатель в области. Секрет его прост. Просо раз местили по клеверу, подняв здесь глубокую зябь. Словом,' выдержали весь комплекс из вестных агроприемов. Однако в большинстве мест, говоря словами Н. Е. Вавиной, крупя ные по-прежнему остаются на положении пасынка. Не уди вительно, что в совхозах «Дмитровский», «Лебяжен- ский», «Журавинский», «Ком\_ у. мунар», во многих других хо зяйствах собрали с гектара всего 1—3 центнера зерна, то есть и семян не вернули. За этим кроется уже позиция, причем негодная, заслуживаю щая всевозможного осуждения. У прошлого, как и у каждо го сельскохозяйственного года, есть свои поучительные сто роны, которые следует глубоко'’ ч’ и всесторонне изучить и ис пользовать в сходных ситуаци ях. УВЕРЕННЫЙ СТАРТ ХИМИКОВ ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ле нинского знамени»). Коллек тив Данковского химического завода в эти дни уверенно выполняет план по произ водству валовой продукции и ее реализации. Это стало возможным благодаря повы шению производительности труда, которая составила в минувшем году 102,7 про цента. Четко и слаженно, тщательно соблюдая тех нологию, работают коллекти вы отделений, возглавляемые H. Е. Павленко, Б. А. Ба ландиным, Н. А. Мор дасо- вым, А. Ф. Са льниковым из I, 3, 4 и 5 цехов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz