Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

СТАНКАМ -1 Ре й довая бригада эффективность п0ЛНУЮ НАГРУЗКУ «Ленинского знамени» проверяет использования оборудования « НАМ СЛ ЕД О ВАЛ О БЫ ВОЗРОД И ТЬ И Д ВИЖ ЕНИ Е ЗА ПОВЫШ ЕНИ Е К О ЭФФ И Ц И ЕН ТА СМ ЕННОСТИ РАБОТЫ О БО РУД О ­ ВАНИЯ И Д ОСТИ Ж ЕНИ Е ПРОЕК ТНОЙ ТРУД ОЕМ К ОСТИ . Иг К ОН ЕЧНО , СД ЕЛ АТЬ ЭТО НА НОВОЙ О РГАН И ЗАЦ И О Н НО Й И ТЕХНИ ЧЕСК ОЙ О СНО ВЕ. ВРЯД ЛИ НУЖ НЫ Д О К АЗАТЕЛ ЬСТВА , ЧТО ЗА ЭТОТ СЧЕТ М ОЖ НО СУЩ ЕСТВЕН НО УВЕЛИЧИТЬ ВЫПУСК ПРОД УК Ц И И И СОК РАТИ ТЬ ЗАТРАТЫ НА ПРОИ ЗВОД СТВО » . ( Из материалов декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС). Т р и г о д а с п у с т я Мы шли по цехам Ли-* пецкого станкостроительного завода, и в памяти невольно оживали встречи трехлетней давности. Тогда редакция проводила на предприятии рейд по проверке коэффици­ ента сменности оборудова­ ния. Картина складывалась удручающая. Практически не было частка, где бы не простаивал тот или иной агрегат. Причины? Их было много:...Это и нехватка лю­ дей, и неритмичная постав­ ка заготовок, внеплановые ремонты, низкая загружен­ ность оборудования... А в итоге - коэффициент смен­ ности в том году не превы­ шал 1,4. Изменилась ли си­ туация сегодня, три года спустя? ...Ровными рядами вы­ строились станки с числовым программным управлением. Их здесь, во втором механи­ ческом цехе — не один де­ сяток. Между тем людей ря­ дом с ними, на первый взгляд, маловато. Проблема кадров? Вовсе нет. Просто каждые три агрегата обслу­ живает один оператор: зада­ ет программу, контролирует работу, устанавливает заго­ товки и снимает готовые, уже обработанные детали. А вот на роботизированном комп­ лексе по обработке валов за­ дачи оператора еще более уп­ ростились— могучая «рука» манипулятора й устанавли­ вает многокилограммовые за­ готовки на станки, и снимает их после’ обработки. Знакомство с использова­ нием оборудования на стан­ костроительном заводе мы не случайно начали со стан­ ков с ЧПУ. Ведь они — наиболее современные и вы­ сокопроизводительные, и то, насколько эффективно они эксплуатируются, достаточно красноречиво говорит и об уровне квалификации тех­ нологов, механиков-програм- мистов, операторов, и о тех­ нической политике руководи­ телей пюедприятия. Итак, в первую чсмену из 49 станков с ЧПУ' работало 43. Почему не действуют ос­ тальные шесть агрегатов? — Два станка сейчас в ремонте, еще два —• совсем недавно установлены и на­ ходятся в стадии внедрения — идет наладка, и, наконец, последние два агрегата пред­ назначены к списанию — они устарели морально и уже заменены современной роботизированной линией, — объясняет начальник бюро станков с числовым про­ граммным управлением отде­ ла главного технолога Ю. Т. Ситников. — Обычно- станки рабо­ тают, что называется, без передышки, — вступает в разговор оператор И. А. Кокорев. —■ Вот VI свои фрезерные я передам смен­ щику :-;э ходу, не останавли­ вая. Работаем на единый ;наряд, месячная . програм- Л ма напряженная, так что простаивать ни оборудова­ нию, ни нам, операторам, не приходится. Заканчивая разговор об использовании станков с ЧПУ, остается добавить, что коэффициент их загруз­ ки составляет сегодня 0,71. Показатель, как оценивают его технологи, «средний*. А чтобы его повысить. надо, считают на заводе, совер­ шенствовать бригадную фор­ му организации труда, до­ биться более ритмичной по­ ставки деталей на обработку, и главное — обеспечить вы­ сокую надежность оборудо­ вания. Ведь пока именно технические неисправности тянут этот показатель вниз. Ну. а как обстоят дела в других цехах? В двенадцатом механическом в день рейда оборудование было загруже­ но полностью. Здесь исполь­ зуют в основном универсаль­ ные станки, а потому про­ стоев не бывает: маши­ ны способны обрабатывать широкую гамму изделий. Другое дело — первый механический цех, где боль­ шую долю составляют спе­ циальные станки, предназ­ наченные для одной опреде­ ленной операции на корпус­ ных деталях. Загрузить их полностью невозможно: на обработку поступает коли­ чество, к примеру, станин, строго определенное про­ граммой, но и обойтись без этих специальных агрега­ тов тоже нельзя: они состав­ ляют важное звено в техно­ логической цепочке. Вот почему нередко эти много- тонные «монстры» простаи­ вают. Они-то и снижают об­ щезаводской показатель смен­ ности оборудования. И все же со времени прошлого рейда, о ко­ тором говорилось вна­ чале, изменений на за­ воде произошло немало. Сегодня коэффициент смен­ ности составляет /здесь уже 1.6. Его увеличение стало возможно благодаря настой­ чивой работе по многим на­ правлениям. Это освоение но­ вой продукции и наращива­ ние объемов ее производства, внедрение новой техники. К примеру, лишь один агрегат типа «обрабатывающий центр» заменяет целую ли­ нию универсальных станков. Разумеется, и эксплуатирует: ся он интенсивнее. А таких машин на заводе становится все больше. Заметную роль в повыше­ нии коэффициента сменности играет и широко развитая на заводе бригадная форма организации труда. Она сти­ мулирует многостаночное об­ служивание, способствует ос­ воению рабочими смежных специальностей. Все новые бригады по своей инициати­ ве пересматривают нормы вы­ работки в сторону увеличе­ ния. А значит, растут производительность труда, объем производства продук­ ции и, разумеется, коэффи­ циент сменности оборудо­ вания. В этом году заводчане намерены довести его до 1.7. ...Когда мы покидали за­ водские цеха,, нам повстреча­ лась очередная делегация, приехавшая за опытом к липчанам. На этот раз — из Куйбышева. Что ж, се­ годня у станкостроителей есть чему поучиться... РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФОНДООТДАЧИ -► УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ Ввод в действие неустанов­ ленного оборудования. Повышение коэффициента сменности. Ликвидация внутрисменных простоев. Сок ращ ение рремени нахож ­ дения в рем онте. ОПТИМАЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА ТЕХНИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕН­ НЫХ ПЛОЩАДЕЙ Ускорение срок ов достиж е­ ния проек тной производитель­ ности техники. Ликвидация узких м ест, обес­ печение соответствия м ощно­ стей отдельных участков. Ск оростные методы работы. Научная организация труда и производства. Рациональное использование производственных площадей. ◄- ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ Реконструкция на базе новой техники. М одернизация оборудова­ ния. Использование прогрессив­ ных технологических процес­ сов. Развитие рационализатор­ ск ого движ ения. Техника — в резерве П р о ст о и р а с т у т Инструментальный цех Елец­ кого завода тракторных гид­ роагрегатов — одно из веду­ щих подразделений предприя­ тия. Время 16 часов 15 минут. Пересменка. Оборудование временио отключено. Закон­ чившие смену инструменталь­ щики идут в бытовки пере­ одеваться, вновь пришедшие становятся к станкам. В по­ ловине пятого в цехе уже р а­ бочая обстановка. Но странно: людей здесь заметно умень­ шилось. Многие станки стоят без дела. — Это что... — поясняет на­ чальник цеха В. Б. Мельников. — Скоро уйдут те, кто задер­ жался после первой смены, тогда совсем мало людей оста­ нется. — А что <за нужда заставля­ ет задерживаться после сме­ ны? — спрашиваю Владимира Борисовича. — Вроде бы и срочных заданий нет, и не конец месяца... — Судите сами: общее чис­ ло работающих в цехе около двухсот человек, а во второй смене трудятся лишь сорок. Вот такая арифметика. Хрони­ чески не хватает кадров. Итак, первая и, по-видимому, одна из основных причин не­ полной загрузки оборудования — недостаток рабочей силы. Так во всяком случае явствует из объяснений начальника це­ ха. А что же на деле? В отделе кадров . завода дали такую справку; в целом по предприятию сейчас тре­ буется 65 человек, в-основном квалифицированных рабочих. В инструментальном же цехе не хватает лишь тринадцати штатных единиц, причем поч­ ти половина из них — масте­ ра и инженеры, — Надо сначала подкрепить «недостаток кадров» расчета­ ми, — резонно замечает испол­ няющий обязанности начальни­ ка отдела кадров М. Т. Ширя­ ев. — Потом уже можно гово­ рить о нехватке людей. А инст­ рументальный ведь практически полностью укомплектован кад­ рами. Обращаюсь к главному тех­ нологу завода В. А. Неделину. — Инструментальный ц е х - одно из «больных» мест пред­ приятия, — говорит он. —Фак­ тическая мощность этого под­ разделения вдвое ниже запро­ ектированной. И именно здесь загруженность станков одна из самых низких. Если в целом по заводу коэффициент за­ грузки оборудования составля­ ет 0.9, то в инструментальном этот показатель не превышает 0 , 6 . Р АБОЧИЙ день в бригаде II. А. Ушко- * ва из третьего тракторного цеха ЛТЗ на­ чался без осложнений. Все станки работали исправно, на полную мощь, и вскоре ОТК принял первые детали, — Но не всегда у нас так, — признался П. А. Ушков. — Бывают простои, главным образом из-за несво­ евременного обеспечения де­ талями. Знакомство с работой дру­ гих участков третьего трак­ торного цеха показало, что эта причина — не единствен­ ная. Большие внутрисмен- ные простои связаны глав­ ным образом с внеплановым ремонтом оборудования. Старшего мастера первого участка А. А. Стурова мы увидели далеко не в лучшем ■настроении около продольно­ фрезерного станка, с которым «колдовал» слесарь-ремонт­ ник. — Замучил нас этот станок, — говорит Александр Алексеевич. — ,Стоит он в начале технологической ли­ нии. Ломается часто. И держит все дело. Руководители ремонтной службы в свое оправдание тоже находят доводы: — У нас одной трети сле­ сарей не хватает. У многих ...Смена только что нача­ лась. Вместе с инженером по технике безопасности, пред­ седателем группы народно­ го контроля. Липецкого за-, вода пусковых двигателей Татьяной Анатольевной Ве­ ликой мы идем по второму механическому цеху. И сра­ зу же ка линии обработки коленвала замечаем четыре молчащих шлифовальных станка. Причина — нет за­ готовок. Какой же на се­ годня коэффициент сменности оборудования на участке? Вопрос застал мастера Сергея Ивановича Зубакина врасплох, заставил задумать­ ся. — Наверное, порядка 1 ,2 , — после продолжительной паузы ответил Зубакин. - Пока мы беседовали с мастером, на участке оста­ новился еще один станок. — Не ладится что-то по электрочасти, сейчас ремон­ тируют, — говорит токарь Л. А. Еуянкова. — Вообще станок старый, не раз уже ломался. Казалось бы, мелкий слу­ чай. Но он наводит на раз­ мышления. По всей видимо­ сти, необходимо изменить график работы наладчиков и ремонтников, чтобы они име­ ли возможность еще до на­ чала смены осмотреть обо­ рудование, оперативно устра­ нить неисправности. Следующий на нашем пути — заготовительный участок. Простаивают шесть прессов, е из тех, что имеем, низкая производственная квалифика­ ция. Для ремонтных нужд недостает материалов и запасных частей. Как бы там ни было, а по заводским масштабам тре­ тий тракторный цех счита­ ется одним из лучших по использованию оборудования. По данным отдела главного технолога, здесь коэффици­ ент сменности равен 1,7, что соответствует среднезавод­ скому показателю, В соседнем же цехе — четвертом тракторном да­ леко не достигли этой от­ метки. Оборудование значи­ тельную часть суток про­ стаивает, так как основная нагрузка на него падает в первую смену . Вот и в день проверки на участке старше­ го мастера А. Ж Бочарова В одной из бригад из 24 станков работало только де­ сять. Как объяснил бригадир П. Н. Дергунов, остальные находятся в«резерве», и за- станок точечной сварки, дисковая пила. А в это вре­ мя на третьем участке не работают два круглошлифо­ вальных станка, потому что нет заготовок. Однако на­ чальник второго механиче­ ского цеха Виктор Владими­ рович Неклюдов спокоен. — На сегодня мы план выполняем на 133,5 про­ цента. Прессы стоят? Шесть человек на больничном, скво­ зняки в цехе. Плоскошлифо­ вальный станок на ремонте. Что касается коэффициента сменности, то в среднем в прошлом году он составил 1,68, а какой сегодня — не могу точно сказать. На третьем и четвертом участ­ ках работаем практически в одну смену, потому что про­ грамма на выпуск двигате­ лей ПД-8 значительно сни­ жена. Оборудование работа­ ет не на полную мощность. Испытываем трудности с производством двигателя ПД-10, потому что в прош­ лом году ЛТЗ недодал по кооперации 14300 штук заго­ товок шатуна—это програм­ ма на полмесяца, да и в январе задолжал уже полто­ ры тысячи заготовок. Да, причины объективные. И все же они не могут пол­ ностью оправдать значи­ тельные простои оборудова­ ния в цехе. Зачастую не хватает точного инженерного расчета, творческой инициа­ тивы. Не удивительно, что старший мастер первого ме- гружать их во вторую смену нет никакой необходимости. К со .калению, и числящие­ ся работающими станки в действительности значитель­ ную часть смены простаи­ вают из-за необеспечен­ ности заготовками. Вот и получается: руко­ водители цехов жалуются на нехватку станочников, а загрузить наличный состав не могут. К тому же простои приходится оплачивать из фонда зарплаты. В прошлом году такие расходы в чет­ вертом цехе превысили 1300 рублей. Резонно предположить, что в сложившейся ситуации ру­ ководители предприятия при­ нимают меры для исправле­ ния положения. Однако, как выяснилось, до цехов не до­ ведены плановые задания по коэффициенту сменности обо­ рудования, ежедневный учет его использования ни масте­ ра, ни бригадиры основных цехов не ведут. ханического цеха А. Е. Федотов так и не смог объ­ яснить, почему на втором участке не работали тринад­ цать станков. В свое время на заводе бы­ ла проведена реконструкция в цехах и на участках под выпуск 120 тысяч двига­ телей ПД-8 и 60 тысяч ПД- 10. Но потом оказалось, что такого количества ПД-8 вовсе не нужно, вопрос даже стоит о снятии их с производства. Зато двигате­ лей ПД-10 требуется чуть ли не 280 тысяч штук. Вот и получается, что ошибка при планировании и проекти­ ровании оборачивается про­ стоями специального обо­ рудования, рассчитанного на проведение какой-то одной операции. Встал вопрос о новой ре­ конструкции производства, к этой работе сейчас подклю­ чено 17 институтов, есть график технического пере­ вооружения. Такая программа рассчи­ тана не на один день. А что сегодня? Над этим и должны серьезно задуматься инженерные службы пред­ приятия. Есть смысл про­ вести детальный анализ про­ стоев, сделать перестановку оборудования, чтобы совме­ стить отдельные операции. Сделать упор на широкое внедрение опыта многоста­ ночников. Словом, точно рассчитать резервы для пол­ ной загрузки оборудования. Просчеты проекта Факты, выявленные в ходе рейда, свидетель­ ствуют: на многих пред­ приятиях Липецка и об­ ласти коэффициент сменно­ сти оборудования невысок и увеличивается он крайне .низкими темпами. А это зна­ чит, что большая «часть дорогое гоящей техники ис­ пользуется не с полной на­ грузкой, простаивает. Между тем повышение ко­ эффициента сменности обо­ рудования является одним из факторов, влияющих на та­ кие важнейшие экономичес­ кие показатели, как себесто- имость продукции, фондоот­ дача, повышение произво­ дительности труда. Вот по­ чему на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС особо подчеркивалось, что именно здесь лежат огромные ре­ зервы роста производства и повышения его эффективно­ сти, которые пока использу­ ются не полностью. К сожалению, обладая мощ­ ным производственным по- ОТ Р ЕД АК ЦИИ: тенциалом, на ряде пред­ приятий не умеют им по- хозяйски распорядиться. Зна­ чительные суммы государст­ венных средств затрачивают­ ся на приобретение оборудо­ вания, а отдача от него ча­ сто невелика. К примеру, если на предприятиях с не­ прерывным циклом производ­ ства — металлургических, химических — коэффициент сменности достаточно высок, то на предприятиях маши­ ностроения, где сосредоточе­ на значительная доля всех машин и оборудования, име­ ющихся в промышленности, этот показатель составляет примерно 1,4. А ведь это означает, что оборудование работает в среднем 10— 11 часов в сутки. В чем причины? Если говорить о внешних, не зави­ сящих от предприятия, то их немного, и главная — неритмичная поставка сырья, изделий кооперации. Но ко­ рень зла все же следует ис­ кать в просчетах организато­ ров производства на каждом предприятии, недальновидной технической политике руко­ водителей. Не секрет, что у хозяйст­ венников прочно укрепилась традиция приобретения обо­ рудования впрок, на всякий случай. Зачастую, поспешно выбирая отпущенные фонды, приобретают отнюдь не не­ обходимые сегодня станки, которые мертвым грузом оседают на складах. Таким образом. фондовооружен­ ность вроде бы и растет, а фондоотдача повышается медленно. Не лучше ли на­ ладить разумное использова­ ние уже имеющегося потен­ циала? Для этого необходимо свести к минимуму внутри- и мёжемеиные простои, на­ ладить четкое взаимодейст­ вие смежных подразделений, укрепить ремонтную базу, внедрять прогрессивные фор­ мы организации труда, по­ высить трудовую и техноло- гичеекмо дисциплин'7. Имен­ но так, комплексно, решает­ ся задача повышения отдачи оборудования на передовых предприятиях. К .примеру, на Липецком станкостроитель­ ном заводе в короткие сроки вводится в строй новое оборудование, организована техническая и профессио­ нальная учеба кадров, кото­ рым предстоит на нем ра­ ботать.' Здесь четко нала­ жено обеспечение производ­ ственных участков необходи­ мыми заготовками: транспор­ тировкой изделий занимает­ ся специальное подразделе­ ние, оплата труда поставле­ на в прямую зависимость от своевременной доставки де­ талей к станкам. Большой эффект приносит применение бригадной формы организа­ ции труда. Комплексные сквозные бригады, объединя­ ющие рабочих двух смен, помогают значительно повы­ сить загрузку оборудования. В коллективы входят рабо­ чие разных специальностей Работа их оценивается по конечному результату — выпуску готовой продукции. Поэтому в таких бригадах широко развиты взаимозаме­ няемость, совмещение про­ фессий Для экономии вре­ мени одна смена передает оборудование другой, как го­ ворится, на ходу. Как видим, пути повыше­ ния коэффициента сменно­ сти известны. А вот исполь­ зуются они не везде. Адми­ нистрации, партийным и профсоюзным организациям предприятий следует актив­ нее внедрять передовой опыт. В этом — залог повышения фондоотдачи, важное условие выполнения заданий пяти­ летки по темпам роста объе­ ма производства и произво­ дительности труда. Могучий потенциал нашей промышлен­ ности должен действовать, приносить отдачу. Нельзя снисходительно относиться к тем, кто допускает простои машин, затягивает установку нового оборудования. Каж­ дый рубль, вложенный в про­ изводство, должен работать. Материалы рейда подгото­ вили: О. со к оло в, С. НИКИТИН, М. ТА- МАНИН, В. ЯКУНИН. Редакция благодарит актив­ ных участников рейда — В. В. КАЗЬМИНА, заместителя главного технолога, и Ю. Т. СИТНИКОВА, начальника бюро станков с числовым програм­ мным управлением Липецкого станкостроительного завода; В. П. ПОПОВА, мастера трак­ торного цеха № 3, и В. А. ЗАХАРЕНКО, токаря трактор­ ного цеха № 4 ЛТЗ; Т. А. ВЕЛИКУЮ, председателя груп­ пы народного контроля Липец­ кого завода пусковых двига­ телей; Н. А. ТИНЬКОВУ, внеш­ татного инспектора Елецкого городского комитета народного контроля. А. П. КРОПОТИНА, члена группы народного контро­ ля Елецкого завода трактор­ ных гидроагрегатов. Эстонская ССР. Заводской художник—не самая заметная должность на производстве. Однако ва Тартуском приборо­ строительном заводе Марка Калпина знает каждый, а админи­ страция при подведении итогов с полным основанием учи­ тывает и экономическую эффективность его труда. . у« Начал он с самого неприглядного и к тому же отстающего участка. Предложил отгородить громоздкое оборудование шир­ мой, рациональнее разместить рабочие места, изменить как общее, так и местное освещение. Подобные преобразования произошли и в других цехах. На снимке:'в старом тесном помещении художнику уда­ лось создать ощущение уюта. Фото Ю. Венделнна и В. Рудько. (Фотохроника ТАСС). О бсуж дае м п р о е кт ЦК К П СС Д УХ О ВН ОСТ Ь - П ОТРЕБНОСТ Ь ВРЕМЕНИ Среди важнейших задач школы, отмечено в про­ екте ЦК КПСС, улучшение эстетического воспитания уча­ щихся. Здесь немалая роль принадлежит творческим со­ юзам, интеллигенции. О том, каким может быть их вклад, рассказала в беседе с нашим корреспондентом председатель отделения ВТО, заслуженная артистка РСФСР ЮЛИЯ ИВАНОВНА ГАНИНА. — Проект школьной ре- ховно, чтобы с большим ус- формы вызывает серьезные раздумья. Я прочитала его несколько раз. Искала отве­ ты на давно возникшие воп­ росы и находила их. Находи­ ла и подтверждения некото­ рым своим мыслям. Редко, пожалуй, встретишь человека, душа которого не хранила бы светлых и благо­ дарных воспоминаний о шко­ ле. В селах И городах, боль­ шие и совсем маленькие по количественному составу пе­ дагогические коллективы уже много, десятков лет ус­ пешно готовили и готовят к самостоятельной жизни все новые поколения. Великая благодарность за Это нашей школе. Но мы не можем-довольст­ воваться достигнутым, мы обязаны смотреть далеко впе­ ред, готовиться к еще более сложным, смелым, дерзким свершениям. Может быть, осуществим их не мы, а де­ ти, внуки наши. Но от нас зависит сделать все, чтобы были они готовы к этому. По­ тому так пристален наш ин­ терес к жизни сегодняшней школе. По -роду своей профессио­ нальной деятельности со шко­ лой я прямо не связана, но как актриса и как всякий че­ ловек, занимающийся об­ щественной работой, не могу не ощущать: не все ладно сегодня в организации школь­ ного дела, учебного процес­ са. Беспокоит в молодежи слишком позднее взросление, отсутствие ответственности за себя и тех, кто рядом, опре­ деленная нравственная глу­ хота части юношей и деву­ шек, неумение видеть пре­ красное, стремиться к нему, творить его. Словом, если бы меня спросили, чего больше всего недостает в современной молодежи, я бы ответила — духовности. Но, очевидно, оп­ рометчиво упрекать в этом только школу. Хотя, на пер­ вый взгляд, где, как не в ее стенах, на уроках словесно­ сти, истории — да и матема­ тики, химий тоже — должна образовываться, мужать, ра­ сти и обретать крылья юная душа? Но... Из опыта лично­ го знакомства со многими учителями знаю, как мало у них к тому возможностей: сложны и объемны учебные программы, много времени отнимает лишнее «бумаго. творчество», а главное —- плохо организован досуг на­ ставников молодежи. Ну как смириться, скажите, с тем, что у учителя почти не остается времени на чтение литературы, на просмотр фильма, спектакля, посеще­ ние музыкальных концертов? Как обедняет это его духов­ ный мир, как затрудняет не­ формальное (вне урока) об­ щение с воспитанниками! Знаю, многие учителя пыта­ ются преодолеть и это пре­ пятствие — но ценой каких усилий! Мне кажется —- и на это также нацеливает проект — нынешний учитель нуждает­ ся в большом числе помощ­ ников. Мы вот часто говорим о необходимости помощи шко­ ле со стороны трудовых кол­ лективов — школа, конечно, не может развиваться без крепкой материальной базы. Но надо, непременно надо и помогать учителю расти ду- пехом мог он в юном сердце «сеять разумное, доброе, веч­ ное». Так, например, мне пред­ ставляется, что учитель дол­ жен свободно и легко вла­ деть родным еловом, увле­ кая им в мир своего предме­ та. Он должен прививать любовь к слову. Но где, кто учит этому будущих педаго­ гов? Нет такого предмета, как «Культура речи», не преподают его пока в педин­ ститутах. Помогать художественно образовываться более актив­ но могли бы и институты усо­ вершенствования учителей, знакомя своих слушателей /с новинками, с основными тен­ денциями развития литератур ры и искусства. Для этого на специально предусмотренные занятия, собеседования сле­ довало бы приглашать искус­ ствоведов, писателей, а’кте- ров. н А помочь учителю взра­ щивать духовное в детях непременно должны и семьи, и мы, представители творче­ ских организаций. На это не случайно указывается в про­ екте ЦК КПСС. О плодот­ ворности таких совместных усилий свидетельствует экспе­ римент, который в содружест­ ве с органами народного с недавнего времени и про­ фессионально - технического образования ведет наш театр. Результаты этой работы мы ощущаем на спектаклях. Как чутко, как удивительно точ­ но воспринимают дети проис­ ходящее на сцене! А во вре­ мя бесед ^а кулисами не уСтаешь радоваться их расту­ щей любознательности, раз­ нообразию впечатлений, све­ жести суждений. Помнится, как нелегко шла наша «Чайка» — для стар­ шеклассников. Сейчас все иначе: лучше — на уроках и факультативах — готовят ре­ бят к восприятию сложного чеховского спектакля наши добрые друзья — педагоги. Число их с каждым годом ра­ стет. Они рассказывают нам, как дружба с театром помога­ ет им работать. Если дети систематически посещают театр, пишут сочинения, са­ ми ставят пьесы, то повыша­ ется и успеваемость, крепче коллектив в классе, особенно доверительными становятся отношения между учителем и учениками. Подобную же работу, но с дошколятами в детских са­ дах, ведет и театр кукол. Хо­ рошо бы, если бы’ она до­ полнялась беседами воспита­ теля с малышами о прекрас­ ном. ' / Видимо, министерствам культуры и просвещения, опираясь на опыт, подобный тому, который выработали в * Липецке и который, очевид­ но, есть и в других городах, есть смысл выработать спе­ циальные формы содружест­ ва школы с творческими сою­ зами, учреждениями культу­ ры. Нужны методические разработки, программы в по­ мощь учителю и творческим союзам. Время настоятельно требует усилия одиночек-эн- тузиастов, опыт эксперимен­ таторов сделать достоянием всех школ, всех педагогиче­ ских коллективов. Записала Т. СПАССКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz