Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
СТАНКАМ -1 Ре й довая бригада эффективность п0ЛНУЮ НАГРУЗКУ «Ленинского знамени» проверяет использования оборудования « НАМ СЛ ЕД О ВАЛ О БЫ ВОЗРОД И ТЬ И Д ВИЖ ЕНИ Е ЗА ПОВЫШ ЕНИ Е К О ЭФФ И Ц И ЕН ТА СМ ЕННОСТИ РАБОТЫ О БО РУД О ВАНИЯ И Д ОСТИ Ж ЕНИ Е ПРОЕК ТНОЙ ТРУД ОЕМ К ОСТИ . Иг К ОН ЕЧНО , СД ЕЛ АТЬ ЭТО НА НОВОЙ О РГАН И ЗАЦ И О Н НО Й И ТЕХНИ ЧЕСК ОЙ О СНО ВЕ. ВРЯД ЛИ НУЖ НЫ Д О К АЗАТЕЛ ЬСТВА , ЧТО ЗА ЭТОТ СЧЕТ М ОЖ НО СУЩ ЕСТВЕН НО УВЕЛИЧИТЬ ВЫПУСК ПРОД УК Ц И И И СОК РАТИ ТЬ ЗАТРАТЫ НА ПРОИ ЗВОД СТВО » . ( Из материалов декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС). Т р и г о д а с п у с т я Мы шли по цехам Ли-* пецкого станкостроительного завода, и в памяти невольно оживали встречи трехлетней давности. Тогда редакция проводила на предприятии рейд по проверке коэффици ента сменности оборудова ния. Картина складывалась удручающая. Практически не было частка, где бы не простаивал тот или иной агрегат. Причины? Их было много:...Это и нехватка лю дей, и неритмичная постав ка заготовок, внеплановые ремонты, низкая загружен ность оборудования... А в итоге - коэффициент смен ности в том году не превы шал 1,4. Изменилась ли си туация сегодня, три года спустя? ...Ровными рядами вы строились станки с числовым программным управлением. Их здесь, во втором механи ческом цехе — не один де сяток. Между тем людей ря дом с ними, на первый взгляд, маловато. Проблема кадров? Вовсе нет. Просто каждые три агрегата обслу живает один оператор: зада ет программу, контролирует работу, устанавливает заго товки и снимает готовые, уже обработанные детали. А вот на роботизированном комп лексе по обработке валов за дачи оператора еще более уп ростились— могучая «рука» манипулятора й устанавли вает многокилограммовые за готовки на станки, и снимает их после’ обработки. Знакомство с использова нием оборудования на стан костроительном заводе мы не случайно начали со стан ков с ЧПУ. Ведь они — наиболее современные и вы сокопроизводительные, и то, насколько эффективно они эксплуатируются, достаточно красноречиво говорит и об уровне квалификации тех нологов, механиков-програм- мистов, операторов, и о тех нической политике руководи телей пюедприятия. Итак, в первую чсмену из 49 станков с ЧПУ' работало 43. Почему не действуют ос тальные шесть агрегатов? — Два станка сейчас в ремонте, еще два —• совсем недавно установлены и на ходятся в стадии внедрения — идет наладка, и, наконец, последние два агрегата пред назначены к списанию — они устарели морально и уже заменены современной роботизированной линией, — объясняет начальник бюро станков с числовым про граммным управлением отде ла главного технолога Ю. Т. Ситников. — Обычно- станки рабо тают, что называется, без передышки, — вступает в разговор оператор И. А. Кокорев. —■ Вот VI свои фрезерные я передам смен щику :-;э ходу, не останавли вая. Работаем на единый ;наряд, месячная . програм- Л ма напряженная, так что простаивать ни оборудова нию, ни нам, операторам, не приходится. Заканчивая разговор об использовании станков с ЧПУ, остается добавить, что коэффициент их загруз ки составляет сегодня 0,71. Показатель, как оценивают его технологи, «средний*. А чтобы его повысить. надо, считают на заводе, совер шенствовать бригадную фор му организации труда, до биться более ритмичной по ставки деталей на обработку, и главное — обеспечить вы сокую надежность оборудо вания. Ведь пока именно технические неисправности тянут этот показатель вниз. Ну. а как обстоят дела в других цехах? В двенадцатом механическом в день рейда оборудование было загруже но полностью. Здесь исполь зуют в основном универсаль ные станки, а потому про стоев не бывает: маши ны способны обрабатывать широкую гамму изделий. Другое дело — первый механический цех, где боль шую долю составляют спе циальные станки, предназ наченные для одной опреде ленной операции на корпус ных деталях. Загрузить их полностью невозможно: на обработку поступает коли чество, к примеру, станин, строго определенное про граммой, но и обойтись без этих специальных агрега тов тоже нельзя: они состав ляют важное звено в техно логической цепочке. Вот почему нередко эти много- тонные «монстры» простаи вают. Они-то и снижают об щезаводской показатель смен ности оборудования. И все же со времени прошлого рейда, о ко тором говорилось вна чале, изменений на за воде произошло немало. Сегодня коэффициент смен ности составляет /здесь уже 1.6. Его увеличение стало возможно благодаря настой чивой работе по многим на правлениям. Это освоение но вой продукции и наращива ние объемов ее производства, внедрение новой техники. К примеру, лишь один агрегат типа «обрабатывающий центр» заменяет целую ли нию универсальных станков. Разумеется, и эксплуатирует: ся он интенсивнее. А таких машин на заводе становится все больше. Заметную роль в повыше нии коэффициента сменности играет и широко развитая на заводе бригадная форма организации труда. Она сти мулирует многостаночное об служивание, способствует ос воению рабочими смежных специальностей. Все новые бригады по своей инициати ве пересматривают нормы вы работки в сторону увеличе ния. А значит, растут производительность труда, объем производства продук ции и, разумеется, коэффи циент сменности оборудо вания. В этом году заводчане намерены довести его до 1.7. ...Когда мы покидали за водские цеха,, нам повстреча лась очередная делегация, приехавшая за опытом к липчанам. На этот раз — из Куйбышева. Что ж, се годня у станкостроителей есть чему поучиться... РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФОНДООТДАЧИ -► УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ Ввод в действие неустанов ленного оборудования. Повышение коэффициента сменности. Ликвидация внутрисменных простоев. Сок ращ ение рремени нахож дения в рем онте. ОПТИМАЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА ТЕХНИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕН НЫХ ПЛОЩАДЕЙ Ускорение срок ов достиж е ния проек тной производитель ности техники. Ликвидация узких м ест, обес печение соответствия м ощно стей отдельных участков. Ск оростные методы работы. Научная организация труда и производства. Рациональное использование производственных площадей. ◄- ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ Реконструкция на базе новой техники. М одернизация оборудова ния. Использование прогрессив ных технологических процес сов. Развитие рационализатор ск ого движ ения. Техника — в резерве П р о ст о и р а с т у т Инструментальный цех Елец кого завода тракторных гид роагрегатов — одно из веду щих подразделений предприя тия. Время 16 часов 15 минут. Пересменка. Оборудование временио отключено. Закон чившие смену инструменталь щики идут в бытовки пере одеваться, вновь пришедшие становятся к станкам. В по ловине пятого в цехе уже р а бочая обстановка. Но странно: людей здесь заметно умень шилось. Многие станки стоят без дела. — Это что... — поясняет на чальник цеха В. Б. Мельников. — Скоро уйдут те, кто задер жался после первой смены, тогда совсем мало людей оста нется. — А что <за нужда заставля ет задерживаться после сме ны? — спрашиваю Владимира Борисовича. — Вроде бы и срочных заданий нет, и не конец месяца... — Судите сами: общее чис ло работающих в цехе около двухсот человек, а во второй смене трудятся лишь сорок. Вот такая арифметика. Хрони чески не хватает кадров. Итак, первая и, по-видимому, одна из основных причин не полной загрузки оборудования — недостаток рабочей силы. Так во всяком случае явствует из объяснений начальника це ха. А что же на деле? В отделе кадров . завода дали такую справку; в целом по предприятию сейчас тре буется 65 человек, в-основном квалифицированных рабочих. В инструментальном же цехе не хватает лишь тринадцати штатных единиц, причем поч ти половина из них — масте ра и инженеры, — Надо сначала подкрепить «недостаток кадров» расчета ми, — резонно замечает испол няющий обязанности начальни ка отдела кадров М. Т. Ширя ев. — Потом уже можно гово рить о нехватке людей. А инст рументальный ведь практически полностью укомплектован кад рами. Обращаюсь к главному тех нологу завода В. А. Неделину. — Инструментальный ц е х - одно из «больных» мест пред приятия, — говорит он. —Фак тическая мощность этого под разделения вдвое ниже запро ектированной. И именно здесь загруженность станков одна из самых низких. Если в целом по заводу коэффициент за грузки оборудования составля ет 0.9, то в инструментальном этот показатель не превышает 0 , 6 . Р АБОЧИЙ день в бригаде II. А. Ушко- * ва из третьего тракторного цеха ЛТЗ на чался без осложнений. Все станки работали исправно, на полную мощь, и вскоре ОТК принял первые детали, — Но не всегда у нас так, — признался П. А. Ушков. — Бывают простои, главным образом из-за несво евременного обеспечения де талями. Знакомство с работой дру гих участков третьего трак торного цеха показало, что эта причина — не единствен ная. Большие внутрисмен- ные простои связаны глав ным образом с внеплановым ремонтом оборудования. Старшего мастера первого участка А. А. Стурова мы увидели далеко не в лучшем ■настроении около продольно фрезерного станка, с которым «колдовал» слесарь-ремонт ник. — Замучил нас этот станок, — говорит Александр Алексеевич. — ,Стоит он в начале технологической ли нии. Ломается часто. И держит все дело. Руководители ремонтной службы в свое оправдание тоже находят доводы: — У нас одной трети сле сарей не хватает. У многих ...Смена только что нача лась. Вместе с инженером по технике безопасности, пред седателем группы народно го контроля. Липецкого за-, вода пусковых двигателей Татьяной Анатольевной Ве ликой мы идем по второму механическому цеху. И сра зу же ка линии обработки коленвала замечаем четыре молчащих шлифовальных станка. Причина — нет за готовок. Какой же на се годня коэффициент сменности оборудования на участке? Вопрос застал мастера Сергея Ивановича Зубакина врасплох, заставил задумать ся. — Наверное, порядка 1 ,2 , — после продолжительной паузы ответил Зубакин. - Пока мы беседовали с мастером, на участке оста новился еще один станок. — Не ладится что-то по электрочасти, сейчас ремон тируют, — говорит токарь Л. А. Еуянкова. — Вообще станок старый, не раз уже ломался. Казалось бы, мелкий слу чай. Но он наводит на раз мышления. По всей видимо сти, необходимо изменить график работы наладчиков и ремонтников, чтобы они име ли возможность еще до на чала смены осмотреть обо рудование, оперативно устра нить неисправности. Следующий на нашем пути — заготовительный участок. Простаивают шесть прессов, е из тех, что имеем, низкая производственная квалифика ция. Для ремонтных нужд недостает материалов и запасных частей. Как бы там ни было, а по заводским масштабам тре тий тракторный цех счита ется одним из лучших по использованию оборудования. По данным отдела главного технолога, здесь коэффици ент сменности равен 1,7, что соответствует среднезавод скому показателю, В соседнем же цехе — четвертом тракторном да леко не достигли этой от метки. Оборудование значи тельную часть суток про стаивает, так как основная нагрузка на него падает в первую смену . Вот и в день проверки на участке старше го мастера А. Ж Бочарова В одной из бригад из 24 станков работало только де сять. Как объяснил бригадир П. Н. Дергунов, остальные находятся в«резерве», и за- станок точечной сварки, дисковая пила. А в это вре мя на третьем участке не работают два круглошлифо вальных станка, потому что нет заготовок. Однако на чальник второго механиче ского цеха Виктор Владими рович Неклюдов спокоен. — На сегодня мы план выполняем на 133,5 про цента. Прессы стоят? Шесть человек на больничном, скво зняки в цехе. Плоскошлифо вальный станок на ремонте. Что касается коэффициента сменности, то в среднем в прошлом году он составил 1,68, а какой сегодня — не могу точно сказать. На третьем и четвертом участ ках работаем практически в одну смену, потому что про грамма на выпуск двигате лей ПД-8 значительно сни жена. Оборудование работа ет не на полную мощность. Испытываем трудности с производством двигателя ПД-10, потому что в прош лом году ЛТЗ недодал по кооперации 14300 штук заго товок шатуна—это програм ма на полмесяца, да и в январе задолжал уже полто ры тысячи заготовок. Да, причины объективные. И все же они не могут пол ностью оправдать значи тельные простои оборудова ния в цехе. Зачастую не хватает точного инженерного расчета, творческой инициа тивы. Не удивительно, что старший мастер первого ме- гружать их во вторую смену нет никакой необходимости. К со .калению, и числящие ся работающими станки в действительности значитель ную часть смены простаи вают из-за необеспечен ности заготовками. Вот и получается: руко водители цехов жалуются на нехватку станочников, а загрузить наличный состав не могут. К тому же простои приходится оплачивать из фонда зарплаты. В прошлом году такие расходы в чет вертом цехе превысили 1300 рублей. Резонно предположить, что в сложившейся ситуации ру ководители предприятия при нимают меры для исправле ния положения. Однако, как выяснилось, до цехов не до ведены плановые задания по коэффициенту сменности обо рудования, ежедневный учет его использования ни масте ра, ни бригадиры основных цехов не ведут. ханического цеха А. Е. Федотов так и не смог объ яснить, почему на втором участке не работали тринад цать станков. В свое время на заводе бы ла проведена реконструкция в цехах и на участках под выпуск 120 тысяч двига телей ПД-8 и 60 тысяч ПД- 10. Но потом оказалось, что такого количества ПД-8 вовсе не нужно, вопрос даже стоит о снятии их с производства. Зато двигате лей ПД-10 требуется чуть ли не 280 тысяч штук. Вот и получается, что ошибка при планировании и проекти ровании оборачивается про стоями специального обо рудования, рассчитанного на проведение какой-то одной операции. Встал вопрос о новой ре конструкции производства, к этой работе сейчас подклю чено 17 институтов, есть график технического пере вооружения. Такая программа рассчи тана не на один день. А что сегодня? Над этим и должны серьезно задуматься инженерные службы пред приятия. Есть смысл про вести детальный анализ про стоев, сделать перестановку оборудования, чтобы совме стить отдельные операции. Сделать упор на широкое внедрение опыта многоста ночников. Словом, точно рассчитать резервы для пол ной загрузки оборудования. Просчеты проекта Факты, выявленные в ходе рейда, свидетель ствуют: на многих пред приятиях Липецка и об ласти коэффициент сменно сти оборудования невысок и увеличивается он крайне .низкими темпами. А это зна чит, что большая «часть дорогое гоящей техники ис пользуется не с полной на грузкой, простаивает. Между тем повышение ко эффициента сменности обо рудования является одним из факторов, влияющих на та кие важнейшие экономичес кие показатели, как себесто- имость продукции, фондоот дача, повышение произво дительности труда. Вот по чему на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС особо подчеркивалось, что именно здесь лежат огромные ре зервы роста производства и повышения его эффективно сти, которые пока использу ются не полностью. К сожалению, обладая мощ ным производственным по- ОТ Р ЕД АК ЦИИ: тенциалом, на ряде пред приятий не умеют им по- хозяйски распорядиться. Зна чительные суммы государст венных средств затрачивают ся на приобретение оборудо вания, а отдача от него ча сто невелика. К примеру, если на предприятиях с не прерывным циклом производ ства — металлургических, химических — коэффициент сменности достаточно высок, то на предприятиях маши ностроения, где сосредоточе на значительная доля всех машин и оборудования, име ющихся в промышленности, этот показатель составляет примерно 1,4. А ведь это означает, что оборудование работает в среднем 10— 11 часов в сутки. В чем причины? Если говорить о внешних, не зави сящих от предприятия, то их немного, и главная — неритмичная поставка сырья, изделий кооперации. Но ко рень зла все же следует ис кать в просчетах организато ров производства на каждом предприятии, недальновидной технической политике руко водителей. Не секрет, что у хозяйст венников прочно укрепилась традиция приобретения обо рудования впрок, на всякий случай. Зачастую, поспешно выбирая отпущенные фонды, приобретают отнюдь не не обходимые сегодня станки, которые мертвым грузом оседают на складах. Таким образом. фондовооружен ность вроде бы и растет, а фондоотдача повышается медленно. Не лучше ли на ладить разумное использова ние уже имеющегося потен циала? Для этого необходимо свести к минимуму внутри- и мёжемеиные простои, на ладить четкое взаимодейст вие смежных подразделений, укрепить ремонтную базу, внедрять прогрессивные фор мы организации труда, по высить трудовую и техноло- гичеекмо дисциплин'7. Имен но так, комплексно, решает ся задача повышения отдачи оборудования на передовых предприятиях. К .примеру, на Липецком станкостроитель ном заводе в короткие сроки вводится в строй новое оборудование, организована техническая и профессио нальная учеба кадров, кото рым предстоит на нем ра ботать.' Здесь четко нала жено обеспечение производ ственных участков необходи мыми заготовками: транспор тировкой изделий занимает ся специальное подразделе ние, оплата труда поставле на в прямую зависимость от своевременной доставки де талей к станкам. Большой эффект приносит применение бригадной формы организа ции труда. Комплексные сквозные бригады, объединя ющие рабочих двух смен, помогают значительно повы сить загрузку оборудования. В коллективы входят рабо чие разных специальностей Работа их оценивается по конечному результату — выпуску готовой продукции. Поэтому в таких бригадах широко развиты взаимозаме няемость, совмещение про фессий Для экономии вре мени одна смена передает оборудование другой, как го ворится, на ходу. Как видим, пути повыше ния коэффициента сменно сти известны. А вот исполь зуются они не везде. Адми нистрации, партийным и профсоюзным организациям предприятий следует актив нее внедрять передовой опыт. В этом — залог повышения фондоотдачи, важное условие выполнения заданий пяти летки по темпам роста объе ма производства и произво дительности труда. Могучий потенциал нашей промышлен ности должен действовать, приносить отдачу. Нельзя снисходительно относиться к тем, кто допускает простои машин, затягивает установку нового оборудования. Каж дый рубль, вложенный в про изводство, должен работать. Материалы рейда подгото вили: О. со к оло в, С. НИКИТИН, М. ТА- МАНИН, В. ЯКУНИН. Редакция благодарит актив ных участников рейда — В. В. КАЗЬМИНА, заместителя главного технолога, и Ю. Т. СИТНИКОВА, начальника бюро станков с числовым програм мным управлением Липецкого станкостроительного завода; В. П. ПОПОВА, мастера трак торного цеха № 3, и В. А. ЗАХАРЕНКО, токаря трактор ного цеха № 4 ЛТЗ; Т. А. ВЕЛИКУЮ, председателя груп пы народного контроля Липец кого завода пусковых двига телей; Н. А. ТИНЬКОВУ, внеш татного инспектора Елецкого городского комитета народного контроля. А. П. КРОПОТИНА, члена группы народного контро ля Елецкого завода трактор ных гидроагрегатов. Эстонская ССР. Заводской художник—не самая заметная должность на производстве. Однако ва Тартуском приборо строительном заводе Марка Калпина знает каждый, а админи страция при подведении итогов с полным основанием учи тывает и экономическую эффективность его труда. . у« Начал он с самого неприглядного и к тому же отстающего участка. Предложил отгородить громоздкое оборудование шир мой, рациональнее разместить рабочие места, изменить как общее, так и местное освещение. Подобные преобразования произошли и в других цехах. На снимке:'в старом тесном помещении художнику уда лось создать ощущение уюта. Фото Ю. Венделнна и В. Рудько. (Фотохроника ТАСС). О бсуж дае м п р о е кт ЦК К П СС Д УХ О ВН ОСТ Ь - П ОТРЕБНОСТ Ь ВРЕМЕНИ Среди важнейших задач школы, отмечено в про екте ЦК КПСС, улучшение эстетического воспитания уча щихся. Здесь немалая роль принадлежит творческим со юзам, интеллигенции. О том, каким может быть их вклад, рассказала в беседе с нашим корреспондентом председатель отделения ВТО, заслуженная артистка РСФСР ЮЛИЯ ИВАНОВНА ГАНИНА. — Проект школьной ре- ховно, чтобы с большим ус- формы вызывает серьезные раздумья. Я прочитала его несколько раз. Искала отве ты на давно возникшие воп росы и находила их. Находи ла и подтверждения некото рым своим мыслям. Редко, пожалуй, встретишь человека, душа которого не хранила бы светлых и благо дарных воспоминаний о шко ле. В селах И городах, боль шие и совсем маленькие по количественному составу пе дагогические коллективы уже много, десятков лет ус пешно готовили и готовят к самостоятельной жизни все новые поколения. Великая благодарность за Это нашей школе. Но мы не можем-довольст воваться достигнутым, мы обязаны смотреть далеко впе ред, готовиться к еще более сложным, смелым, дерзким свершениям. Может быть, осуществим их не мы, а де ти, внуки наши. Но от нас зависит сделать все, чтобы были они готовы к этому. По тому так пристален наш ин терес к жизни сегодняшней школе. По -роду своей профессио нальной деятельности со шко лой я прямо не связана, но как актриса и как всякий че ловек, занимающийся об щественной работой, не могу не ощущать: не все ладно сегодня в организации школь ного дела, учебного процес са. Беспокоит в молодежи слишком позднее взросление, отсутствие ответственности за себя и тех, кто рядом, опре деленная нравственная глу хота части юношей и деву шек, неумение видеть пре красное, стремиться к нему, творить его. Словом, если бы меня спросили, чего больше всего недостает в современной молодежи, я бы ответила — духовности. Но, очевидно, оп рометчиво упрекать в этом только школу. Хотя, на пер вый взгляд, где, как не в ее стенах, на уроках словесно сти, истории — да и матема тики, химий тоже — должна образовываться, мужать, ра сти и обретать крылья юная душа? Но... Из опыта лично го знакомства со многими учителями знаю, как мало у них к тому возможностей: сложны и объемны учебные программы, много времени отнимает лишнее «бумаго. творчество», а главное —- плохо организован досуг на ставников молодежи. Ну как смириться, скажите, с тем, что у учителя почти не остается времени на чтение литературы, на просмотр фильма, спектакля, посеще ние музыкальных концертов? Как обедняет это его духов ный мир, как затрудняет не формальное (вне урока) об щение с воспитанниками! Знаю, многие учителя пыта ются преодолеть и это пре пятствие — но ценой каких усилий! Мне кажется —- и на это также нацеливает проект — нынешний учитель нуждает ся в большом числе помощ ников. Мы вот часто говорим о необходимости помощи шко ле со стороны трудовых кол лективов — школа, конечно, не может развиваться без крепкой материальной базы. Но надо, непременно надо и помогать учителю расти ду- пехом мог он в юном сердце «сеять разумное, доброе, веч ное». Так, например, мне пред ставляется, что учитель дол жен свободно и легко вла деть родным еловом, увле кая им в мир своего предме та. Он должен прививать любовь к слову. Но где, кто учит этому будущих педаго гов? Нет такого предмета, как «Культура речи», не преподают его пока в педин ститутах. Помогать художественно образовываться более актив но могли бы и институты усо вершенствования учителей, знакомя своих слушателей /с новинками, с основными тен денциями развития литератур ры и искусства. Для этого на специально предусмотренные занятия, собеседования сле довало бы приглашать искус ствоведов, писателей, а’кте- ров. н А помочь учителю взра щивать духовное в детях непременно должны и семьи, и мы, представители творче ских организаций. На это не случайно указывается в про екте ЦК КПСС. О плодот ворности таких совместных усилий свидетельствует экспе римент, который в содружест ве с органами народного с недавнего времени и про фессионально - технического образования ведет наш театр. Результаты этой работы мы ощущаем на спектаклях. Как чутко, как удивительно точ но воспринимают дети проис ходящее на сцене! А во вре мя бесед ^а кулисами не уСтаешь радоваться их расту щей любознательности, раз нообразию впечатлений, све жести суждений. Помнится, как нелегко шла наша «Чайка» — для стар шеклассников. Сейчас все иначе: лучше — на уроках и факультативах — готовят ре бят к восприятию сложного чеховского спектакля наши добрые друзья — педагоги. Число их с каждым годом ра стет. Они рассказывают нам, как дружба с театром помога ет им работать. Если дети систематически посещают театр, пишут сочинения, са ми ставят пьесы, то повыша ется и успеваемость, крепче коллектив в классе, особенно доверительными становятся отношения между учителем и учениками. Подобную же работу, но с дошколятами в детских са дах, ведет и театр кукол. Хо рошо бы, если бы’ она до полнялась беседами воспита теля с малышами о прекрас ном. ' / Видимо, министерствам культуры и просвещения, опираясь на опыт, подобный тому, который выработали в * Липецке и который, очевид но, есть и в других городах, есть смысл выработать спе циальные формы содружест ва школы с творческими сою зами, учреждениями культу ры. Нужны методические разработки, программы в по мощь учителю и творческим союзам. Время настоятельно требует усилия одиночек-эн- тузиастов, опыт эксперимен таторов сделать достоянием всех школ, всех педагогиче ских коллективов. Записала Т. СПАССКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz