Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Жи вет в нашем городе Ельце пол ны й к а­ валер орденов Славы Мих аил Стефанович Ти­ тов — строитель и солдат. В архивах .управления архитектуры Ельц а лежит множество актов о сдаче различных зданий. Под ними стоит и подпись прораба Титова. Добрые слова говорят о нем люди. Ми­ х аил Стефанович — частый гость школьников и молодых рабочих. Ведет он рассказы о своей юности боевой, и перед молодежью про­ ходит жизнь мужественного защитника Роди­ ны. П А М Я Т Ь С О Л Д А Т И С Т Р О И Т Е Л Ь УРАГАНЫ НА ТРАССЕ? Нет, не в этом причиныдорожных аварий Т Е ПЛ ОЕ и ю л ьск ое утро. Сол нце уже съе л о тум ан даже в лощинах, только на траве кое-где поблескивают капель­ ки росы. Идет партийное соб­ рание на опушке леса, полу­ кругом сидят коммунисты. Секретарь партийной органи­ за ции б атальона сообщает: — Поступило заявление кан­ дидата в члены партии стар­ шины разведывательной роты Титова Мих аила Стефановича с просьбой принять его в чле­ ны В К П(б). К акие будут воп­ росы? — Пусть расскажет автоби­ ографию, — послышалось из «зеленого зала». С травы поднялся высокий, плечистый старшина. Попра­ вил пояс, гимнастерку и, те­ ребя в руках пилотку, загово­ рил: — Родился в селе Мя гкое И змалковского района Орлов­ ской области в 1923 году. Вско­ ре семья переехала в Елец. У чи л ся в школе. Поступил в Елецки й же ле знодорожный строительный техникум. А тут война. Ушли в армию оте ц, три бр ата и сестра. В сентяб­ ре под Смоленском оте ц п о­ гиб. То гда же я хотел уйти на фронт, но сказали, что нет восемнад ц ати лет. Только в июле 1942 попал в запасной полк, приобрел военную спе­ ци альность и был направлен в нашу третью мотострелковую бригаду. Здесь в декабре при­ нят кандидатом в члены пар­ тии. В наступившей тишине сто­ ял Мих аил перед товарищами по оружию и ждал их реше­ ния. К ороткими были выступ­ ления. За прием его в члены партии проголосовали едино­ душно. Было это за несколько дней до начала Кур ск о й би твы. Сра­ жался старшина Титов, как ве­ лела ему совесть. Под шаль­ ные пули не лез, и подчинен, ных своих так воспитывал: «Пусть враг гибнет, а мы ещё нужны Победе». ч За мужество и героизм, про­ явленные при освобождении Белгорода, М. С. Тито в был И Х МОЛО ДОСТЬ дав­ но уже в прошлом. Му дрый, чуть уста­ лый взгляд, выбеленные се­ ребром виски, глубокие мор­ щины, избороздившие ли­ ца. Я с м отрю н а цветные, немного поблекшие фото­ графии, помещенные на стенде в старом совхозном клубе, и стараюсь предста­ вить этих людей в юности — в те годы, когда они на­ смерть стояли на подсту­ пах к Москве и Сталингра­ ду, учились управлять слож­ ными машинами, варили сталь, выращивали хлеб. Память... Она в том, что мы продолжаем дело вете­ ранов, гордимся ими. А они щедро делятся с нами свои­ ми знаниями и опытом, не требуя ничего взамен. Но всегда ли мы правильно по­ нимаем их бескорыстие? И не забываем ли о том, что и ветеранам нужны помощь, внимание, забота? Я задавал эти вопросы руководителям, работникам профкома липецкого совхоза «Боринский», самим ветера­ нам и никак не мог прийти к какому-либо определенному выводу. Письмо в редакцию было коротким. Доярка Совхоза «Боринский» А. А. Ефре­ мова сообщала, что вот уже более 30 лет работает в хо­ зяйстве, замечаний не име­ ла а подошел * пенсионный ^озраст — 27 сентября Ан­ не Александровне исполни­ лось 55 лет — и хоть бы кто-нибудь вспомнил об этом. Волее того: когда она поинтересовалась причинами невнимания у управляющего отделением И. М. Пашенце- ва, в ответ услышала: стало быть, не заслужила. Разбираться в сущности не пришлось: уже через не­ сколько минут я знал, что имело место элементарное упущение, из разряда тех, в которых виноват преслову­ тый стрелочник. Н. Б. За­ харова, отвечающая за этот участок работы, человек но­ вый в совхозе’, не успела еще войти в курс дела и своей вины не отрицает. награжден орденом Красной Звезды. В двадцать лет Михаила из­ брали комсоргом роты. Тогда уже третья мотострелковая бригада стала двадцатой гвар­ дейской и входила в состав Первой гвардейской танковой армии. Шли кровопролитные бои за освобождение правобе­ режной Украины. фашисты ожесточенно защищались, пред­ принимая все, чтобы не дать советским войскам выйти на оперативный простор. В наметившийся прорыв в направлении на Чертков-Чер- новцы была брошена двадца­ тая гвардейская. Первой шла разведгруппа, возглавляемая гвардии старшиной Титовым. У села Романувки она увидела хорошо накатанный тракт, ве­ дущий в лесочек. Разведчики без большого труда обнаружи­ ли той немецких орудия в засаде. Уточнив силы против­ ника, разделились на три группы и по команде одновре­ менно ударили по расчетам орудий. В результате внезапно­ го удара около двадцати фа- щистов уничтожили, одного взяли в плен. Старшина Титов по рации доложил в штаб обстановку и получил приказ форсировать Днестр занять плацдарм на противоположном берегу и — Недосмотрела, — со­ глашается заведующая отде­ лом Кадров. — Но больше такого не будет. Этого же мнения придер­ живается и директор совхо­ за А. Е. Зарецкий. И в до. казательство мне показывает пухлую кипу приказов, сви­ детельствующих, что ушед­ ших на пенсию рабочих сов­ хоза поздравляют, вручают им дорогие сувениры. ' Сло­ вом, не забывают о ветера­ нах ни товарищи, ни адми­ нистрация. А происшедшее — частный случай, которо­ му не стоит уделять особого внимания, тем более, что приказ о поощрении А. А. Ефремовой уже подписан. И я бы согласился с этим, если бы Анна Алек­ сандровна обратилась толь­ ко в редакцию. Но ведь до этого она просила помочь руководителей отделения. Где же были они? Что им помешало поставить в изве­ стность администрацию сов­ хоза? Почему управляющий, человек, который в силу служебного долга обязан за­ ботиться о своих подчинен­ ных. так странно, а говоря прямо, грубо отреагировал на просьбу доярки? Почему, наконец, равнодушно про­ молчали другие работницы фермы, которые по нравст­ венному долгу обязаны бы­ ли вступиться за подругу? — Быть может, вы сгу­ щаете краски? — усомнился А. Е. Зарецкий.* — Или Анна Александровна не так поняла Нашенцева? Хорошо. Что касается от­ вета ‘ управляющего, спорить не будем. Дословно восста­ новить давний диалог сей­ час уже невозможно. Да и так ли это важно? Суть ведь не в словах, а в том, что руководитель, зная, что не отмечен труд работницы от­ деления, хотя этого требова­ ло хотя бы простое уважение к человеку, всю жизнь про­ работавшему на одном ме­ сте, ничего не предпринял. Может, Пашенцев и вправду считал,, что Анна Александ- удерживать его любой ценой до подхода основных сил. Фашисты не рассчитывали на столь стремительное продвиже. ние советских войск. Неожи­ данно приблизившись к мосту через Днестр в районе города Залехцики, разведчики корот­ ким ударом уничтожили его охрану и заняли плацдарм на противоположном берегу. Фашисты устремились в ата­ ку, но было уже поздно. Пе­ реоборудовав их же окопы и использовав их пулеметы и боеприпасы, разведчики встре­ тили врага губительным огнем. Одна за одной отбиты три атаки противника. И вот, ког­ да у храбрецов уже не оста­ валось ни патронов, ни гранат, а фашисты пошли в четвертый раз в атаку, по мосту загро­ хотали гусеницы наших тан­ ков. А у окопов и возле мо­ ста сгрудилось не менее полу­ сотни пленных немцев. И толь­ ко тут они увидели, что раз­ ведчиков было всего шестеро. Все участники этой операции стали кавалерами ордена Сла­ вы третьей Степени. В июле Первая гвардейская танковая армия подошла к го. сударственной границе на Бу-. ге и начала форсировать вод­ ный рубеж. Немцы прилагают все усилия, чтобы сорвать пе­ реправу и сбросить уже выса- ровна не заслужила поощре­ ния? ...И вот мы в Никольском, одном из дальних сел совхо­ за, разрезанном на несколь­ ко частей пологим оврагом. На склоне, у самой окраи­ ны, притулился старой кир­ пичной постройки дом с не­ большими стрельчатыми ок­ нами. Хозяйка, услышав лай собаки, встречает у по­ рога, приглашает в светлую, жарко натопленную, горницу. Присаживаемся, долго мол­ чим. Чувствуется, непросто Анне Александровне начать разговор. Наконец, решает­ ся. — А может, напрасно я написала? Прав управляю­ щий? — тихо спрашивает она и неуверенно добавляет: — Не жалуюсь, понять хо­ чу. Мне тоже хотелось по­ нять, и потому я расспраши­ ваю Анну Александровну о работе, жизни. И, слушая незамысловатый рассказ о нелегком военном хлебе, скупых послевоенных годах, о трудных свекловичных плантациях, не могу пове­ рить, что все это вдруг ока­ залось забытым. Позже поинтересовался мнением исполняющего обя­ занности управляющего В. А. Кордюкова (управляющий в отпуске) и заведующего фер­ мой И. А. Стебенева. — Да, — признают они, — нехорошо получилось. Но кто не ошибается? И, ц сожалению, ни от Владимира Андреевича, ни от Ивана Алексеевича так и не услышал, почему же они не вмешались? Равно­ душно объяснили, что это не их обязанность, а отдела кадров. К тому же и сама Ефремова ни к директору, ни к секретарю партийной организации не обращалась. Логика простая, н(\ все- таки соглашаться с ней не хотелось. Хотелось верить, что это случай исключитель­ ный, не характерный, и по­ тому я пошел в клуб, ма­ стерскую, в школу, на мо­ лочный комплекс. Многие пенсионеры, узнал дившихся бойцов в воду. Ата­ ка следует за атакой. Выходят из строя один командир за другим. Командование на себя берет комсорг батальона, но скоро и он был ранен. И тог­ да атаку возглавляет старшина Титов. Он первым врывается в окопы врага и увлекает за со­ бой остальных. После этого боя на груди от­ важного старшины появился орден солдатской Ставы -вто­ рой степени. Двадцатая гвардейская ме­ ханизированная бригада раз­ вивала успешное наступление. Трудный бой шел V населенно­ го пункта Яново. Батальон не­ ожиданным ударом выбил вра­ га с выгодного рубежа. Но фа­ шисты решили его вернуть во что бы то ни стало. В центре полосы их наступления оказал­ ся станковый пулемет. Пуле­ метчики так оборудовали свою позицию, что выбить их было непросто. Тогда немцы призва­ ли на помощь тяжелую артил­ лерию. Один из снарядов ра­ зорвался рядом с пулеметом, и тот замолчал. Немцы бросились в атаку. М. С. Титов корот­ кими перебежками, . перепол­ зая по-пластунски, добрался до позиции и увидел, что весь расчет погиб, но пулемет цел, заправлен лентой, и рядом ле­ жат еще две коробки с патро. я, по-прежнему продолжают работать. Другие приходят на помощь хозяйству в жар­ кую страдную пору. Заве­ дующим током в отделении имени Димитрова был, на­ пример, Федор Кузьмич Лео­ нов, между тем — ему под семьдесят. До сих пор за­ глядывает в мастерскую Ни­ колай Иванович Волков. За рычаги трактора врачи са­ диться запретили, так он в ремонте помогает, обучает молодых механизаторов. И таких в совхозе немало. Мы встретились с давно уже вышедшим на пенсию заведующим мастерской Александром Павловичем Слукиным. Инвалид войны, он охотно рассказывает о прошлом: о работе, о том, как осваивал кажущиеся те­ перь допотопными «Универ­ салы» и первые мощные че­ лябинские тракторы, как вое­ вал, потом кочевал по гос­ питалям... И тут я невольно вспоминаю, что не видел в клубе на стенде участни­ ков войны фотографии Слу- кина. — Была фотография, — вздыхает Александр Павло вич. —Потом поизносилась, и сняли. Мелочь, казалось бы, но, , согласитесь, для участника войны горькая. А ведь ис­ править дело так легко! Кто должен был позаботить­ ся об этом? Партком, проф ком, комитет комсомола? Ну, как, например, соот­ нести с заботой о ветеранах то, чуо в Никольском вот уже два месяца нет воды? Конечно, ее нет для всех жи­ телей села. Однако люди преклонного возраста оказа­ лись в самом незавидном по­ ложении: совершать двух­ трехкилометровые брос’ки им не под силу, а гужевым и прочим транспортом, как отделенческое начальство, они не располагают. Прихо­ дится растапливать снег. В конце концов, водопро­ вод отремонтируют, но по­ чему же сейчас не организо­ вать подвоз воды? Почему каждую осень для многих нами. Огненная струя ударила по врагу. Некоторое время фашисты еще продолжали бе­ жать вперед, но вот один за другим стали поспешно отпол­ зать назад. После этого боя гвардии старшина Титов стал полным кавалером солдатского ордена Славы. Заканчивал войну наш знат­ ный земляк в Берлине. Двад­ цатая гвардейская Залещицкая ордена Ленина, Краснознамен­ ная, орденов Суворова, Куту­ зова и Богдана Хмельницкого механизированная бригада про­ рывалась к центру фашистской столицы. Враг отчаянно сопро­ тивлялся, цепляясь за каждый дом. На противоположном бе­ регу канала огневая точка фа­ шистов прикрывала подходы к мосту. Невозможно было под­ нять головы. Старшина Титов жестом по­ звал за собой двух рядом ле­ жащих солдат. Все трое по­ ползли к проему в фундаменте здания и скрылись в нем. Од­ нополчане увидели, как из ок­ на дома, стена которого на­ висла над каналом, трое прыг­ нули в воду. В грохоте не слышно было всплеска воды. Спустя минуту смельчаки ока­ зались у противоположного бе­ рега. От глаз немцев их скры­ вала вертикальная гранитная пенсионеров проблемой ста­ новится доставка топлива? Опять же никак не стыкует­ ся это со словами о заботе. О том, что в селе нет мага­ зина и медпункта, говорить не будем. Согласимся, что враз их не построишь. Но все-таки на по­ сильную помощь, внимание к своим* нуждам и заботам ве­ тераны, думается, вправе рассчитывать. Вправе рассчитывать они и на более серьезное вни­ мание к их опыту, делам, знаниям. В Боринской сред­ ней школе мне показали тракторы, переданные хо­ зяйством, немало других учебных пособий, подчерки­ вали, что все десятиклас­ сники вместе с аттестатом получают удостоверения ме­ ханизаторов. Однако выясня­ ется, что в прошлом году из 94 выпускников в совхоз на работу пришли лишь двое. Остальные оказались в «Сельхозтехнике», на са­ харном заводе, на других предприятиях. Часть ребят поступила в вузы и технику­ мы, училища. Да, некото­ рые из них имеют направле­ ния совхоза. Но засчитывать в свой актив этих выпускни­ ков пока не стоит. Известно, что диплом о приобретенной специально­ сти вовсе не свидетельст­ вует о любви к делу, пре­ данности профессии. Это по­ нятия нравственные, и осно- „ вы их закладываются еще в школе. И не только силами педагогов, но и людей, чей жизненный пример как раз и свидетельствует о верности избранной цели. А часто ли бывают эти люди в школе? Нет, ответил директор Ю. А. Каверин. Почему? Только ли учителей следует винить в этом? В конце концов, они готовят ребят не только для работы в совхозе. Готовить к этому. их должны руково­ дители «Боринского», орга­ низуя встречи с лучшими людьми, заботясь о своих ра­ бочих, о ветеранах хозяйст­ ва. Их помощь сегодня и всег­ да необходима. Необходим их пример, их опыт, зна­ ния, их память, традиции, потому что это наша память и наши традиции. В. СТРАХОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». стена канала. Один из солдат встал на плечи другому, тот сразу с головой ушел под во­ ду. Но наверху э то й пирами­ ды уже оказался Титов, пере­ скочил через парапет и бросил­ ся к огневой точке. Фашисты не ожидали такой дерзости: все их внимание было приковано к мосту. Когда они открыли огонь по Михаилу, было поздно. Граната в амбразуру — вра­ жеский пулемет смолк. По мо­ сту устремились вперед насту­ пающие. За этот подвиг гвардии стар­ шина М. С. Титов быд удосто­ ен ордена Отечественной вой­ ны второй степени. ч 2 мая, когда уже утихли вы­ стрелы, Михаил вместе со сво­ ими однополчанами пришел к зданию .рейхстага. Под нога­ ми хрустело битое стекло и штукатурка. Над куполом раз­ вевалось Знамя Победы. И еще много красных флагов реяло над угрюмым зданием повер­ женного рейхстага. Осматри­ вая иссеченные пулями стены, Титов вдруг увидел броскую надпись «Мы из Ельца!» Стар­ шина даже обернулся, чтобы найти, кто же только что на­ писал эти слова. Вокруг кипе­ ло людское море. Все обнима­ лись, целовались, плакали. Земляков встретить не удалось. Старшина поднял острый оско­ лок камня, расписался рядом. Только через много лет встре­ тился он с автором этих трех слов. Волею судьбы они ока­ зались соседями в микрорай­ оне «Новые домеГ» города Ель­ ца. Потом Михаил Стефано­ вич Титов и Борис Александ­ рович Сидельников, бывший командир штурмовой группы, часто вспоминали тот день. Демобилизовавшись, Миха­ ил Стефанович закончил учебу в техникуме, стал строителем. Сейчас Он персональный пен­ сионер союзного значения. Когда они гуляют с внуком, и Саша крепко держит свой иг­ рушечный автомат, старый сол­ дат говорит: —Держи крепко. Пока еще ра­ но нам его бросать. Г. СКАРЕДНОВ, г. Елец. . НА ОСНОВЕ ЗО ЛОТОЙ ХОХЛО М Ы Золотую хохломскую рос­ пись подружили с башкирским национальным орнаментом ма­ стерицы из художественного объединения «Агидель». До сих пор декоративно­ прикладное искусство респуб­ лики славилось такими тради­ ционными видами, как тисне­ ние по коже, аппликация по войлоку, национальная вышив­ ка. Но приехали на берега ре­ ки Белой художницы с Вол­ ги В. Грачева, М. Савельева, А. Саванова и показали тех­ нику кистевого хохломского письма по дереву молодым башкирским мастерам. И вот результат: на международной Лейпцигской ярмарке изделия башкирской «Агидели» полу­ чили золотые медали. Р. ТУХВАТУЛЛИН, корр. ТАСС. На ш в е р н и саж П О Ч Т И С Н А Т У РЫ — Не спеши, милок, к вече­ ру она вернется... Рис. С. Костюнина. — Кто последний? — Там, за углом... Рис. С. Костюнина. В Задонский районный отдел внутренних дел поступило странное письмо за подписью начальника Липецкого пасса­ жирского автотранспортного предприятия N9 1 Ю. Г. Соко­ лова. Документ официальный, но весьма несерьезный и лег­ ковесный по содержанию и -исполнению. Приведем отрыв­ ки .из него без правки (ком­ ментирование стиля и грамот­ ности документа предоставим читателям): «На производстве старшего с<\едователя РОВД тов. Пустовалова Т. А. нахо­ дится материал о ДТП 3-1-84 г. в районе трассы Липецк — Елец. В 7 ч. 50 мин. водитель ПАТП-1 г. Липецка тов. Тарав- ков Петр Иванович на рейсо­ вом автобусе Икарус-250 № 94—54 проезжал по терри­ тории Задонского района, недо- езжая 350 метров границы Елецкого района в крайне не­ благоприятных атмосферных условиях и при сильном голо­ леде автобус сильным ветром унесло в сторону встречного движения, что привело к столкновению с автомобилем «Москвич». Прямо фантастика какая-то: автобус весом 12 тонн улетел, как дирижабль. Видимо, на границе Елецкого и Задонского районов «Икарус» под управле­ нием Таравкова попал в зону урагана? Товарищ Соколов так и ут­ верждает: якобы, в это утро сила ветра достигла 756—828 км/час (скорость современного реактивного лайнера). А на самом деле, как сви­ детельствуют данные метео­ сводки, утром 3 января ско­ рость ветра по области коле­ балась от 7 до 9 метров в се­ кунду с отдельными порывами до 20 м/сек. Как видите, оснований для полетов автобусов в сторону встречного движения не было. Далее- начальник пассажир­ ского предприятия резюмиру­ ет: «Поскольку атмосферные условия были крайне неблаго­ приятные и при большом ]ЮЛО- леде, считаем необходимым полагать, что несчастный слу­ чай произошел по непреодоли­ мой силе...» Вот так, и не иначе. Что же это за непреодоли­ мая сила? Отбросим слепую веру в ее стихийное проис­ хождение. Будем открыто на­ зывать вещи и явления своими именами. Эта непреодолимая сила — обыкновенная расхля­ банность в организации движе­ ния пассажирского автотранс­ порта. С одной стороны, води­ тели, спустя рукава, без долж­ ных мер предосторожности управляют автобусами, с дру­ гой '—■руководители автопас- сажирских предприятий сквозь пальцы смотрят на их работу, не организуют их обучение правилам безопасного движе­ ния, снизили требовательность- к дисциплине водительского состава. Отрадно сознавать, что за последние годы в области уве­ личилось количество маршру­ тов общественного транспорта, расширились возможности междугородных перевозок, все больше тружеников пользуют-* ся услугами автотранспортных пассажирских предприятий. В то же время тревожит разрыв между растущим объ­ емом перевозок и состоянием дисциплины на пассажирском транспорте. По вине водителей пассажирских предприятий случается немало автодорож­ ных происшествий с траги­ ческим исходом, грубо нару­ шаются правила дорожного движения. Только в 1983 году шоферами пассажирского транспорта совершено 200 гру­ бых нарушений, в сороку слу­ чаях они задерживались за управление автобусами в не­ трезвом состоянии. Как видно из анализов ава­ рий, руководители отдельных автопредприятий свои недо­ работки и бесконтрольность устранять не спешат, ссылаясь на плохую погоду. Особенно участились авто­ дорожные происшествия в зим­ нее время. В декабре—январе по вине водителей автобусов было 6 автодорожных проис­ шествий, в которых несколько человек погибло. Основные причины всех дорожных «ЧП» — грубые нарушения правил безопасности движения, низ­ кий профессиональный уро­ вень водительского состава, не­ умение принять правильное 'решение в экстремальной си­ туации. 4 Само собой разумеется, и это известно даже школьни­ кам, пассажирская трасса в непогоду, туман или гололеди­ цу — не учебный класс и да­ же не полигон для шоферов- новичков. Водителей пасса­ жирского транспорта необхо­ димо обучать, прививая им профессиональные навыки вождения, высокое чувство от- '-тственности за управление транспортом, загруженным людьми. Между тем такое обучение в пассажирских предприятиях по-настоящему не налажено. И водители, и организаторы движения боль­ ше уповают на «авось», чем на профессиональное мастер­ ство. 27 декабря 1983 года авто­ бус ЛИАЗ под управлением водителя автоколонны № 1415 А. Панина, поднимаясь по ули­ це Советская в г. Липецке, начал пробуксовывать. Не вы­ садив пассажироз, не включив задней передачи, Панин по инерции стал сдавать вниз. Автобус занесло, он столкнул­ ся с другим автобусом, в ито­ ге несколько пассажиров по­ лучили ранения. В декабре же на транспортной развязке ул. Баумана в Липецке води­ тель автобуса «Липецк—Тру- бетчино» И. Антипов не спра­ вился с управлением, автобус опрокинулся, сгорел. Только по счастливой случайности по­ страдали немногие пассажиры. 3 января на маршруте «Липецк — Данков» автобусом под уп­ равлением М. Полукароза был опасно травмирован человек. . А если взять упомянутое выше происшествие с водите­ лем Таравковым •— о чем оно свидетельствует? О том, что он грубо пренебрег установ­ ленными правилами. Двигаясь по трассе Елец—Липецк, Та-' равков не учел состояния до­ роги, порывов ветра, заехал на встречную полосу движе­ ния, не снизил скорость, как этого требовали погодные ус­ ловия, интенсивность движе­ ния. В итоге — столкновение. Так что на «непреодолимую силу,» ссылаться нечего. Органы внутренних дел про­ должает беспокоить бесконт­ рольность за работой водите­ лей ведомственных, так назы­ ваемых, служебных автобусов. Занимаясь перевозкой рабочих, они зачастую используют транспорт не по назначению, в корыстных целях. Нередко за рулем находятся в нетрезвом состоянии. Все это порой про­ исходит при попустительстве руководителей. А некоторые горе-руководители сами вы­ ступают в неприглядной „роли организаторов попоек. 12 декабря 1983 года в с. Спешнево-Ивановка Дан- ковского района работала группа рабочих РО «Сельхоз- химия». По окончании работы за ними на ведомственном ав­ тобусе под управлением А. Чу- карева приехал главный агро­ ном объединения В. И. Бети- ков, который организовал коллективную пьянку и вовлек в нее водителя. В пути Чука- рев не справился с управлени­ ем и допустил столкновение со встречной автомашиной. Авария привела к жертвам. Чукарев привлечен к уго­ ловной ответственности. А ведь к этому происшествию привели бесконтрольность и расхлябанность руководителей объединения «Сельхозхимия». Всех этих «ЧП» могло не быть, если бы вовремя поста­ вить заслон упомянутой «не­ преодолимой силе». В. МИНАКОВ, заместитель начальника областного управления внутренних Д®л. КО М АНД ИР ОВК А ПО ПИС ЬМ У СЕГОДНЯ И ВСЕГДА Э ТОТ «НЕЗАМЕНИМЫЙ» МЕШОК противостоит программе внедрения новой техники в торговле АВОД - ИЗГОТОВИТЕЛЬ, оптовая база, магазин — таковы этапы на пути товара к покупателю. И на любом из них не обойтись без грузчика. Заметим: в торговле грузчики преимущественно женщины. Как же избавить их от тяжелых операций повы­ сить производительность тру­ да, ускорить движение това­ ров? Лет десять назад в При­ балтике появилась тара-обору­ дование — небольшие метал-, лические контейнеры. Они за­ менили полки в магазинах и привычные мейиш, ящикй. Так начала развиваться прогрес­ сивная технология товародви­ жения. На основе ее была разработана научно-техниче­ ская программа по сокращению ручного труда. Она преду­ сматривает межотраслевое сот­ рудничество пищевых пред­ приятий. транспорта и торгов­ ли. Липецк включен в число 16 городов и регионов страны, которым к 1985 году предсто­ ит освоить эту программу. В конечном итоге наш город смо­ жет освободить 270 работни­ ков весьма дефицитной и ма­ лопрестижной специальности, а также построить несколько крупнейших предприятий тор­ говли, которые будут работать по-новому. Как же обстоят дела сего­ дня? На вопросы корреспон­ дента отвечает заместитель начальника управления торгов­ ли облисполкома Александр Васильевич Шестаков. — На осуществление меж­ отраслевой комплексной про­ граммы Госплан СССР выделил Липецку 13 миллионов рублей. Эта сумма примерно в три ра­ за больше выделенной нам в предыдущей пятилетке на строительство и техническое перевооружение предприятий торговли. По ней можно су­ дить насколько серьезно го­ сударство заинтересовано в осуществлении этой програм­ мы . Минторг РСФСР снабдил город необходимым количест­ вом тары-оборудования, подъ­ емно транспортными механиз­ мами и так далее. Что касает­ ся областного Vправления тор­ говли. то его предприятия — если взять план трех лет — готовы к работе по новой тех­ нологии. — Однако тара, которая должна курсировать, давая экономический эффект и облег­ чая труд грузчиков, стойг в торговых залах, как обычные полки. Более того: магазины, рассчитанные только на рабо­ ту с тарой-оборудованием, ока­ зались в затруднительном по­ ложении... — Да, такие магазины по­ строены в 20-м микрорайоне. Скажу больше: 1)8,9 процен­ та — к плану трех лет — тор­ говой площади реконструиро­ вано и подготовлено к работе с тарой-оборудованием. Что же тормозит ее использование? Было запланировано, что к концу 1983 года 22 процента от общего объема продоволь­ ствия. поступающего в мага­ зины города, должно достав­ ляться в таре-оборудовании. Сегодня доставляется только 1,7 процента. Все остальное по- прежнему транспортируется в тех же мешках да деревянных ящиках. А теперь конкретно о наших партнерах. Ведь программа—межотрас­ левая. Полностью справилось с заданием управление пище­ вой промышленности — круг­ лый хлеб доставляется в таре- оборудовании. Почти половину запланированной доставки по новой технологии осуществля­ ет Липецкий винзавод. У Ли­ пецкого пивзавода те же воз­ можности, что и у виноделов, но в таре-оборудовании у них перевозится лишь девять про­ центов от запланированного, хотя задание в десять раз меньше, чем V винзавода. 15 процентов от общего объема поставок по новой технологии перевозит горплодоовощторг, и то в основном — капусту. И все-таки первые шаги, как видите, сделаны. Помог координационный совет при облисполкоме, обязав област­ ное управление хлебопродук­ тов соорудить цеха фасовки. Надо отдать должное руковод­ ству управления — в Ельце и У\япецке такие Цеха построены и торговля скоро будет полу­ чать фасованную муку и кру­ пу. — Но пока о бесперебой­ ном снабжении фасованными мукой и крупой говорить не приходится. Да и вино, пиво, с перевозкой которых дело на­ лаживается, далеко не рамые важные среди тех товаров, ко­ торые должны доставляться в таре-оборудовании, не так ли? Так что, давайте вести речь о тех продуктах, которые мы покупаем ежедневно. — Молочная продукция, са­ хар в общем объеме програм­ мы составляют 54 процента. К сожалению, объединения мяс­ ной и молочной продукции, «Липецкрыба». хладокомбинат, Грязинский комбинат пищевых концентратов свои обязатель­ ства по внедрению прогрес­ сивной технологии не выпол­ нили вообще. —: Возможно, ваши партнеры просто не заинтересованы в этом? — Если по большому счету, то все в нашем обществе заин­ тересованы в том, чтобы изба­ вить людей от тяжелого руч­ ного труда, улучшить культу­ ру обслуживания покупателей. А конкретно: в Клайпеде про­ грессивная технология исполь­ зуется уже 15 лет. Экономиче- ' ский эффект известен: один контейнер тары-оборудования дает в год 90 рублей эконо­ мии. Из них: в промышленно­ сти — 25 рублей, на транспор­ те — 30 рублей, в опте — 15 рублей и в розничной торгов­ ле — 20 рублей. Кому же выгоднее? Конечно, у каждого пред­ приятия свои трудности, но и отношение к делу различное. Л. В. Разумовская, директор винзавода, взялась за него го­ рячо. На предприятии создан технический совет, своими си­ лами старались сделать тару- оборудование более удобной. Но есть и примеры иного характера. Так, в объединении сахарной промышленности на словах «за» организацию цеха фасовки, разрабатывают доку­ ментацию его строительства. Но практически начать строи­ тельство собираются только в 1985 году, то есть, когда про­ грамма уже должна быть вы­ полнена. — Александр Васильевич, из ассигнованных 13 миллионов рублей 3,9 миллиона должны пойти на строительство пяти крупнейших универсамов, рас­ считанных только на работу с тарой-оборудованием. Как под­ вигается строительство? — Новые магазины позволят полностью сократить тяжелый ручной труд в торговле. А вот когда это произойдет, сказать затрудняюсь; строительство в течение трех лет практически не начато. К концу 1983 года подрядчик — трест «Жил- строй» — должен был возвести каркас здания •универсама в 9-м микрорайоне. Но.. вы­ рыт только котлован и начата установка фундамента. Из пла­ на 200 тысяч рублей освоено 11 тысяч. ОТ РЕДАКЦИИ: Экспери­ мент, о котором идет речь, — безусловно, важен. Не пора ли . по всей строгости спросить с тех, чья пас­ сивность ставит под угрозу срыва намеченную программу?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz