Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Жи вет в нашем городе Ельце пол ны й к а валер орденов Славы Мих аил Стефанович Ти тов — строитель и солдат. В архивах .управления архитектуры Ельц а лежит множество актов о сдаче различных зданий. Под ними стоит и подпись прораба Титова. Добрые слова говорят о нем люди. Ми х аил Стефанович — частый гость школьников и молодых рабочих. Ведет он рассказы о своей юности боевой, и перед молодежью про ходит жизнь мужественного защитника Роди ны. П А М Я Т Ь С О Л Д А Т И С Т Р О И Т Е Л Ь УРАГАНЫ НА ТРАССЕ? Нет, не в этом причиныдорожных аварий Т Е ПЛ ОЕ и ю л ьск ое утро. Сол нце уже съе л о тум ан даже в лощинах, только на траве кое-где поблескивают капель ки росы. Идет партийное соб рание на опушке леса, полу кругом сидят коммунисты. Секретарь партийной органи за ции б атальона сообщает: — Поступило заявление кан дидата в члены партии стар шины разведывательной роты Титова Мих аила Стефановича с просьбой принять его в чле ны В К П(б). К акие будут воп росы? — Пусть расскажет автоби ографию, — послышалось из «зеленого зала». С травы поднялся высокий, плечистый старшина. Попра вил пояс, гимнастерку и, те ребя в руках пилотку, загово рил: — Родился в селе Мя гкое И змалковского района Орлов ской области в 1923 году. Вско ре семья переехала в Елец. У чи л ся в школе. Поступил в Елецки й же ле знодорожный строительный техникум. А тут война. Ушли в армию оте ц, три бр ата и сестра. В сентяб ре под Смоленском оте ц п о гиб. То гда же я хотел уйти на фронт, но сказали, что нет восемнад ц ати лет. Только в июле 1942 попал в запасной полк, приобрел военную спе ци альность и был направлен в нашу третью мотострелковую бригаду. Здесь в декабре при нят кандидатом в члены пар тии. В наступившей тишине сто ял Мих аил перед товарищами по оружию и ждал их реше ния. К ороткими были выступ ления. За прием его в члены партии проголосовали едино душно. Было это за несколько дней до начала Кур ск о й би твы. Сра жался старшина Титов, как ве лела ему совесть. Под шаль ные пули не лез, и подчинен, ных своих так воспитывал: «Пусть враг гибнет, а мы ещё нужны Победе». ч За мужество и героизм, про явленные при освобождении Белгорода, М. С. Тито в был И Х МОЛО ДОСТЬ дав но уже в прошлом. Му дрый, чуть уста лый взгляд, выбеленные се ребром виски, глубокие мор щины, избороздившие ли ца. Я с м отрю н а цветные, немного поблекшие фото графии, помещенные на стенде в старом совхозном клубе, и стараюсь предста вить этих людей в юности — в те годы, когда они на смерть стояли на подсту пах к Москве и Сталингра ду, учились управлять слож ными машинами, варили сталь, выращивали хлеб. Память... Она в том, что мы продолжаем дело вете ранов, гордимся ими. А они щедро делятся с нами свои ми знаниями и опытом, не требуя ничего взамен. Но всегда ли мы правильно по нимаем их бескорыстие? И не забываем ли о том, что и ветеранам нужны помощь, внимание, забота? Я задавал эти вопросы руководителям, работникам профкома липецкого совхоза «Боринский», самим ветера нам и никак не мог прийти к какому-либо определенному выводу. Письмо в редакцию было коротким. Доярка Совхоза «Боринский» А. А. Ефре мова сообщала, что вот уже более 30 лет работает в хо зяйстве, замечаний не име ла а подошел * пенсионный ^озраст — 27 сентября Ан не Александровне исполни лось 55 лет — и хоть бы кто-нибудь вспомнил об этом. Волее того: когда она поинтересовалась причинами невнимания у управляющего отделением И. М. Пашенце- ва, в ответ услышала: стало быть, не заслужила. Разбираться в сущности не пришлось: уже через не сколько минут я знал, что имело место элементарное упущение, из разряда тех, в которых виноват преслову тый стрелочник. Н. Б. За харова, отвечающая за этот участок работы, человек но вый в совхозе’, не успела еще войти в курс дела и своей вины не отрицает. награжден орденом Красной Звезды. В двадцать лет Михаила из брали комсоргом роты. Тогда уже третья мотострелковая бригада стала двадцатой гвар дейской и входила в состав Первой гвардейской танковой армии. Шли кровопролитные бои за освобождение правобе режной Украины. фашисты ожесточенно защищались, пред принимая все, чтобы не дать советским войскам выйти на оперативный простор. В наметившийся прорыв в направлении на Чертков-Чер- новцы была брошена двадца тая гвардейская. Первой шла разведгруппа, возглавляемая гвардии старшиной Титовым. У села Романувки она увидела хорошо накатанный тракт, ве дущий в лесочек. Разведчики без большого труда обнаружи ли той немецких орудия в засаде. Уточнив силы против ника, разделились на три группы и по команде одновре менно ударили по расчетам орудий. В результате внезапно го удара около двадцати фа- щистов уничтожили, одного взяли в плен. Старшина Титов по рации доложил в штаб обстановку и получил приказ форсировать Днестр занять плацдарм на противоположном берегу и — Недосмотрела, — со глашается заведующая отде лом Кадров. — Но больше такого не будет. Этого же мнения придер живается и директор совхо за А. Е. Зарецкий. И в до. казательство мне показывает пухлую кипу приказов, сви детельствующих, что ушед ших на пенсию рабочих сов хоза поздравляют, вручают им дорогие сувениры. ' Сло вом, не забывают о ветера нах ни товарищи, ни адми нистрация. А происшедшее — частный случай, которо му не стоит уделять особого внимания, тем более, что приказ о поощрении А. А. Ефремовой уже подписан. И я бы согласился с этим, если бы Анна Алек сандровна обратилась толь ко в редакцию. Но ведь до этого она просила помочь руководителей отделения. Где же были они? Что им помешало поставить в изве стность администрацию сов хоза? Почему управляющий, человек, который в силу служебного долга обязан за ботиться о своих подчинен ных. так странно, а говоря прямо, грубо отреагировал на просьбу доярки? Почему, наконец, равнодушно про молчали другие работницы фермы, которые по нравст венному долгу обязаны бы ли вступиться за подругу? — Быть может, вы сгу щаете краски? — усомнился А. Е. Зарецкий.* — Или Анна Александровна не так поняла Нашенцева? Хорошо. Что касается от вета ‘ управляющего, спорить не будем. Дословно восста новить давний диалог сей час уже невозможно. Да и так ли это важно? Суть ведь не в словах, а в том, что руководитель, зная, что не отмечен труд работницы от деления, хотя этого требова ло хотя бы простое уважение к человеку, всю жизнь про работавшему на одном ме сте, ничего не предпринял. Может, Пашенцев и вправду считал,, что Анна Александ- удерживать его любой ценой до подхода основных сил. Фашисты не рассчитывали на столь стремительное продвиже. ние советских войск. Неожи данно приблизившись к мосту через Днестр в районе города Залехцики, разведчики корот ким ударом уничтожили его охрану и заняли плацдарм на противоположном берегу. Фашисты устремились в ата ку, но было уже поздно. Пе реоборудовав их же окопы и использовав их пулеметы и боеприпасы, разведчики встре тили врага губительным огнем. Одна за одной отбиты три атаки противника. И вот, ког да у храбрецов уже не оста валось ни патронов, ни гранат, а фашисты пошли в четвертый раз в атаку, по мосту загро хотали гусеницы наших тан ков. А у окопов и возле мо ста сгрудилось не менее полу сотни пленных немцев. И толь ко тут они увидели, что раз ведчиков было всего шестеро. Все участники этой операции стали кавалерами ордена Сла вы третьей Степени. В июле Первая гвардейская танковая армия подошла к го. сударственной границе на Бу-. ге и начала форсировать вод ный рубеж. Немцы прилагают все усилия, чтобы сорвать пе реправу и сбросить уже выса- ровна не заслужила поощре ния? ...И вот мы в Никольском, одном из дальних сел совхо за, разрезанном на несколь ко частей пологим оврагом. На склоне, у самой окраи ны, притулился старой кир пичной постройки дом с не большими стрельчатыми ок нами. Хозяйка, услышав лай собаки, встречает у по рога, приглашает в светлую, жарко натопленную, горницу. Присаживаемся, долго мол чим. Чувствуется, непросто Анне Александровне начать разговор. Наконец, решает ся. — А может, напрасно я написала? Прав управляю щий? — тихо спрашивает она и неуверенно добавляет: — Не жалуюсь, понять хо чу. Мне тоже хотелось по нять, и потому я расспраши ваю Анну Александровну о работе, жизни. И, слушая незамысловатый рассказ о нелегком военном хлебе, скупых послевоенных годах, о трудных свекловичных плантациях, не могу пове рить, что все это вдруг ока залось забытым. Позже поинтересовался мнением исполняющего обя занности управляющего В. А. Кордюкова (управляющий в отпуске) и заведующего фер мой И. А. Стебенева. — Да, — признают они, — нехорошо получилось. Но кто не ошибается? И, ц сожалению, ни от Владимира Андреевича, ни от Ивана Алексеевича так и не услышал, почему же они не вмешались? Равно душно объяснили, что это не их обязанность, а отдела кадров. К тому же и сама Ефремова ни к директору, ни к секретарю партийной организации не обращалась. Логика простая, н(\ все- таки соглашаться с ней не хотелось. Хотелось верить, что это случай исключитель ный, не характерный, и по тому я пошел в клуб, ма стерскую, в школу, на мо лочный комплекс. Многие пенсионеры, узнал дившихся бойцов в воду. Ата ка следует за атакой. Выходят из строя один командир за другим. Командование на себя берет комсорг батальона, но скоро и он был ранен. И тог да атаку возглавляет старшина Титов. Он первым врывается в окопы врага и увлекает за со бой остальных. После этого боя на груди от важного старшины появился орден солдатской Ставы -вто рой степени. Двадцатая гвардейская ме ханизированная бригада раз вивала успешное наступление. Трудный бой шел V населенно го пункта Яново. Батальон не ожиданным ударом выбил вра га с выгодного рубежа. Но фа шисты решили его вернуть во что бы то ни стало. В центре полосы их наступления оказал ся станковый пулемет. Пуле метчики так оборудовали свою позицию, что выбить их было непросто. Тогда немцы призва ли на помощь тяжелую артил лерию. Один из снарядов ра зорвался рядом с пулеметом, и тот замолчал. Немцы бросились в атаку. М. С. Титов корот кими перебежками, . перепол зая по-пластунски, добрался до позиции и увидел, что весь расчет погиб, но пулемет цел, заправлен лентой, и рядом ле жат еще две коробки с патро. я, по-прежнему продолжают работать. Другие приходят на помощь хозяйству в жар кую страдную пору. Заве дующим током в отделении имени Димитрова был, на пример, Федор Кузьмич Лео нов, между тем — ему под семьдесят. До сих пор за глядывает в мастерскую Ни колай Иванович Волков. За рычаги трактора врачи са диться запретили, так он в ремонте помогает, обучает молодых механизаторов. И таких в совхозе немало. Мы встретились с давно уже вышедшим на пенсию заведующим мастерской Александром Павловичем Слукиным. Инвалид войны, он охотно рассказывает о прошлом: о работе, о том, как осваивал кажущиеся те перь допотопными «Универ салы» и первые мощные че лябинские тракторы, как вое вал, потом кочевал по гос питалям... И тут я невольно вспоминаю, что не видел в клубе на стенде участни ков войны фотографии Слу- кина. — Была фотография, — вздыхает Александр Павло вич. —Потом поизносилась, и сняли. Мелочь, казалось бы, но, , согласитесь, для участника войны горькая. А ведь ис править дело так легко! Кто должен был позаботить ся об этом? Партком, проф ком, комитет комсомола? Ну, как, например, соот нести с заботой о ветеранах то, чуо в Никольском вот уже два месяца нет воды? Конечно, ее нет для всех жи телей села. Однако люди преклонного возраста оказа лись в самом незавидном по ложении: совершать двух трехкилометровые брос’ки им не под силу, а гужевым и прочим транспортом, как отделенческое начальство, они не располагают. Прихо дится растапливать снег. В конце концов, водопро вод отремонтируют, но по чему же сейчас не организо вать подвоз воды? Почему каждую осень для многих нами. Огненная струя ударила по врагу. Некоторое время фашисты еще продолжали бе жать вперед, но вот один за другим стали поспешно отпол зать назад. После этого боя гвардии старшина Титов стал полным кавалером солдатского ордена Славы. Заканчивал войну наш знат ный земляк в Берлине. Двад цатая гвардейская Залещицкая ордена Ленина, Краснознамен ная, орденов Суворова, Куту зова и Богдана Хмельницкого механизированная бригада про рывалась к центру фашистской столицы. Враг отчаянно сопро тивлялся, цепляясь за каждый дом. На противоположном бе регу канала огневая точка фа шистов прикрывала подходы к мосту. Невозможно было под нять головы. Старшина Титов жестом по звал за собой двух рядом ле жащих солдат. Все трое по ползли к проему в фундаменте здания и скрылись в нем. Од нополчане увидели, как из ок на дома, стена которого на висла над каналом, трое прыг нули в воду. В грохоте не слышно было всплеска воды. Спустя минуту смельчаки ока зались у противоположного бе рега. От глаз немцев их скры вала вертикальная гранитная пенсионеров проблемой ста новится доставка топлива? Опять же никак не стыкует ся это со словами о заботе. О том, что в селе нет мага зина и медпункта, говорить не будем. Согласимся, что враз их не построишь. Но все-таки на по сильную помощь, внимание к своим* нуждам и заботам ве тераны, думается, вправе рассчитывать. Вправе рассчитывать они и на более серьезное вни мание к их опыту, делам, знаниям. В Боринской сред ней школе мне показали тракторы, переданные хо зяйством, немало других учебных пособий, подчерки вали, что все десятиклас сники вместе с аттестатом получают удостоверения ме ханизаторов. Однако выясня ется, что в прошлом году из 94 выпускников в совхоз на работу пришли лишь двое. Остальные оказались в «Сельхозтехнике», на са харном заводе, на других предприятиях. Часть ребят поступила в вузы и технику мы, училища. Да, некото рые из них имеют направле ния совхоза. Но засчитывать в свой актив этих выпускни ков пока не стоит. Известно, что диплом о приобретенной специально сти вовсе не свидетельст вует о любви к делу, пре данности профессии. Это по нятия нравственные, и осно- „ вы их закладываются еще в школе. И не только силами педагогов, но и людей, чей жизненный пример как раз и свидетельствует о верности избранной цели. А часто ли бывают эти люди в школе? Нет, ответил директор Ю. А. Каверин. Почему? Только ли учителей следует винить в этом? В конце концов, они готовят ребят не только для работы в совхозе. Готовить к этому. их должны руково дители «Боринского», орга низуя встречи с лучшими людьми, заботясь о своих ра бочих, о ветеранах хозяйст ва. Их помощь сегодня и всег да необходима. Необходим их пример, их опыт, зна ния, их память, традиции, потому что это наша память и наши традиции. В. СТРАХОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». стена канала. Один из солдат встал на плечи другому, тот сразу с головой ушел под во ду. Но наверху э то й пирами ды уже оказался Титов, пере скочил через парапет и бросил ся к огневой точке. Фашисты не ожидали такой дерзости: все их внимание было приковано к мосту. Когда они открыли огонь по Михаилу, было поздно. Граната в амбразуру — вра жеский пулемет смолк. По мо сту устремились вперед насту пающие. За этот подвиг гвардии стар шина М. С. Титов быд удосто ен ордена Отечественной вой ны второй степени. ч 2 мая, когда уже утихли вы стрелы, Михаил вместе со сво ими однополчанами пришел к зданию .рейхстага. Под нога ми хрустело битое стекло и штукатурка. Над куполом раз вевалось Знамя Победы. И еще много красных флагов реяло над угрюмым зданием повер женного рейхстага. Осматри вая иссеченные пулями стены, Титов вдруг увидел броскую надпись «Мы из Ельца!» Стар шина даже обернулся, чтобы найти, кто же только что на писал эти слова. Вокруг кипе ло людское море. Все обнима лись, целовались, плакали. Земляков встретить не удалось. Старшина поднял острый оско лок камня, расписался рядом. Только через много лет встре тился он с автором этих трех слов. Волею судьбы они ока зались соседями в микрорай оне «Новые домеГ» города Ель ца. Потом Михаил Стефано вич Титов и Борис Александ рович Сидельников, бывший командир штурмовой группы, часто вспоминали тот день. Демобилизовавшись, Миха ил Стефанович закончил учебу в техникуме, стал строителем. Сейчас Он персональный пен сионер союзного значения. Когда они гуляют с внуком, и Саша крепко держит свой иг рушечный автомат, старый сол дат говорит: —Держи крепко. Пока еще ра но нам его бросать. Г. СКАРЕДНОВ, г. Елец. . НА ОСНОВЕ ЗО ЛОТОЙ ХОХЛО М Ы Золотую хохломскую рос пись подружили с башкирским национальным орнаментом ма стерицы из художественного объединения «Агидель». До сих пор декоративно прикладное искусство респуб лики славилось такими тради ционными видами, как тисне ние по коже, аппликация по войлоку, национальная вышив ка. Но приехали на берега ре ки Белой художницы с Вол ги В. Грачева, М. Савельева, А. Саванова и показали тех нику кистевого хохломского письма по дереву молодым башкирским мастерам. И вот результат: на международной Лейпцигской ярмарке изделия башкирской «Агидели» полу чили золотые медали. Р. ТУХВАТУЛЛИН, корр. ТАСС. На ш в е р н и саж П О Ч Т И С Н А Т У РЫ — Не спеши, милок, к вече ру она вернется... Рис. С. Костюнина. — Кто последний? — Там, за углом... Рис. С. Костюнина. В Задонский районный отдел внутренних дел поступило странное письмо за подписью начальника Липецкого пасса жирского автотранспортного предприятия N9 1 Ю. Г. Соко лова. Документ официальный, но весьма несерьезный и лег ковесный по содержанию и -исполнению. Приведем отрыв ки .из него без правки (ком ментирование стиля и грамот ности документа предоставим читателям): «На производстве старшего с<\едователя РОВД тов. Пустовалова Т. А. нахо дится материал о ДТП 3-1-84 г. в районе трассы Липецк — Елец. В 7 ч. 50 мин. водитель ПАТП-1 г. Липецка тов. Тарав- ков Петр Иванович на рейсо вом автобусе Икарус-250 № 94—54 проезжал по терри тории Задонского района, недо- езжая 350 метров границы Елецкого района в крайне не благоприятных атмосферных условиях и при сильном голо леде автобус сильным ветром унесло в сторону встречного движения, что привело к столкновению с автомобилем «Москвич». Прямо фантастика какая-то: автобус весом 12 тонн улетел, как дирижабль. Видимо, на границе Елецкого и Задонского районов «Икарус» под управле нием Таравкова попал в зону урагана? Товарищ Соколов так и ут верждает: якобы, в это утро сила ветра достигла 756—828 км/час (скорость современного реактивного лайнера). А на самом деле, как сви детельствуют данные метео сводки, утром 3 января ско рость ветра по области коле балась от 7 до 9 метров в се кунду с отдельными порывами до 20 м/сек. Как видите, оснований для полетов автобусов в сторону встречного движения не было. Далее- начальник пассажир ского предприятия резюмиру ет: «Поскольку атмосферные условия были крайне неблаго приятные и при большом ]ЮЛО- леде, считаем необходимым полагать, что несчастный слу чай произошел по непреодоли мой силе...» Вот так, и не иначе. Что же это за непреодоли мая сила? Отбросим слепую веру в ее стихийное проис хождение. Будем открыто на зывать вещи и явления своими именами. Эта непреодолимая сила — обыкновенная расхля банность в организации движе ния пассажирского автотранс порта. С одной стороны, води тели, спустя рукава, без долж ных мер предосторожности управляют автобусами, с дру гой '—■руководители автопас- сажирских предприятий сквозь пальцы смотрят на их работу, не организуют их обучение правилам безопасного движе ния, снизили требовательность- к дисциплине водительского состава. Отрадно сознавать, что за последние годы в области уве личилось количество маршру тов общественного транспорта, расширились возможности междугородных перевозок, все больше тружеников пользуют-* ся услугами автотранспортных пассажирских предприятий. В то же время тревожит разрыв между растущим объ емом перевозок и состоянием дисциплины на пассажирском транспорте. По вине водителей пассажирских предприятий случается немало автодорож ных происшествий с траги ческим исходом, грубо нару шаются правила дорожного движения. Только в 1983 году шоферами пассажирского транспорта совершено 200 гру бых нарушений, в сороку слу чаях они задерживались за управление автобусами в не трезвом состоянии. Как видно из анализов ава рий, руководители отдельных автопредприятий свои недо работки и бесконтрольность устранять не спешат, ссылаясь на плохую погоду. Особенно участились авто дорожные происшествия в зим нее время. В декабре—январе по вине водителей автобусов было 6 автодорожных проис шествий, в которых несколько человек погибло. Основные причины всех дорожных «ЧП» — грубые нарушения правил безопасности движения, низ кий профессиональный уро вень водительского состава, не умение принять правильное 'решение в экстремальной си туации. 4 Само собой разумеется, и это известно даже школьни кам, пассажирская трасса в непогоду, туман или гололеди цу — не учебный класс и да же не полигон для шоферов- новичков. Водителей пасса жирского транспорта необхо димо обучать, прививая им профессиональные навыки вождения, высокое чувство от- '-тственности за управление транспортом, загруженным людьми. Между тем такое обучение в пассажирских предприятиях по-настоящему не налажено. И водители, и организаторы движения боль ше уповают на «авось», чем на профессиональное мастер ство. 27 декабря 1983 года авто бус ЛИАЗ под управлением водителя автоколонны № 1415 А. Панина, поднимаясь по ули це Советская в г. Липецке, начал пробуксовывать. Не вы садив пассажироз, не включив задней передачи, Панин по инерции стал сдавать вниз. Автобус занесло, он столкнул ся с другим автобусом, в ито ге несколько пассажиров по лучили ранения. В декабре же на транспортной развязке ул. Баумана в Липецке води тель автобуса «Липецк—Тру- бетчино» И. Антипов не спра вился с управлением, автобус опрокинулся, сгорел. Только по счастливой случайности по страдали немногие пассажиры. 3 января на маршруте «Липецк — Данков» автобусом под уп равлением М. Полукароза был опасно травмирован человек. . А если взять упомянутое выше происшествие с водите лем Таравковым •— о чем оно свидетельствует? О том, что он грубо пренебрег установ ленными правилами. Двигаясь по трассе Елец—Липецк, Та-' равков не учел состояния до роги, порывов ветра, заехал на встречную полосу движе ния, не снизил скорость, как этого требовали погодные ус ловия, интенсивность движе ния. В итоге — столкновение. Так что на «непреодолимую силу,» ссылаться нечего. Органы внутренних дел про должает беспокоить бесконт рольность за работой водите лей ведомственных, так назы ваемых, служебных автобусов. Занимаясь перевозкой рабочих, они зачастую используют транспорт не по назначению, в корыстных целях. Нередко за рулем находятся в нетрезвом состоянии. Все это порой про исходит при попустительстве руководителей. А некоторые горе-руководители сами вы ступают в неприглядной „роли организаторов попоек. 12 декабря 1983 года в с. Спешнево-Ивановка Дан- ковского района работала группа рабочих РО «Сельхоз- химия». По окончании работы за ними на ведомственном ав тобусе под управлением А. Чу- карева приехал главный агро ном объединения В. И. Бети- ков, который организовал коллективную пьянку и вовлек в нее водителя. В пути Чука- рев не справился с управлени ем и допустил столкновение со встречной автомашиной. Авария привела к жертвам. Чукарев привлечен к уго ловной ответственности. А ведь к этому происшествию привели бесконтрольность и расхлябанность руководителей объединения «Сельхозхимия». Всех этих «ЧП» могло не быть, если бы вовремя поста вить заслон упомянутой «не преодолимой силе». В. МИНАКОВ, заместитель начальника областного управления внутренних Д®л. КО М АНД ИР ОВК А ПО ПИС ЬМ У СЕГОДНЯ И ВСЕГДА Э ТОТ «НЕЗАМЕНИМЫЙ» МЕШОК противостоит программе внедрения новой техники в торговле АВОД - ИЗГОТОВИТЕЛЬ, оптовая база, магазин — таковы этапы на пути товара к покупателю. И на любом из них не обойтись без грузчика. Заметим: в торговле грузчики преимущественно женщины. Как же избавить их от тяжелых операций повы сить производительность тру да, ускорить движение това ров? Лет десять назад в При балтике появилась тара-обору дование — небольшие метал-, лические контейнеры. Они за менили полки в магазинах и привычные мейиш, ящикй. Так начала развиваться прогрес сивная технология товародви жения. На основе ее была разработана научно-техниче ская программа по сокращению ручного труда. Она преду сматривает межотраслевое сот рудничество пищевых пред приятий. транспорта и торгов ли. Липецк включен в число 16 городов и регионов страны, которым к 1985 году предсто ит освоить эту программу. В конечном итоге наш город смо жет освободить 270 работни ков весьма дефицитной и ма лопрестижной специальности, а также построить несколько крупнейших предприятий тор говли, которые будут работать по-новому. Как же обстоят дела сего дня? На вопросы корреспон дента отвечает заместитель начальника управления торгов ли облисполкома Александр Васильевич Шестаков. — На осуществление меж отраслевой комплексной про граммы Госплан СССР выделил Липецку 13 миллионов рублей. Эта сумма примерно в три ра за больше выделенной нам в предыдущей пятилетке на строительство и техническое перевооружение предприятий торговли. По ней можно су дить насколько серьезно го сударство заинтересовано в осуществлении этой програм мы . Минторг РСФСР снабдил город необходимым количест вом тары-оборудования, подъ емно транспортными механиз мами и так далее. Что касает ся областного Vправления тор говли. то его предприятия — если взять план трех лет — готовы к работе по новой тех нологии. — Однако тара, которая должна курсировать, давая экономический эффект и облег чая труд грузчиков, стойг в торговых залах, как обычные полки. Более того: магазины, рассчитанные только на рабо ту с тарой-оборудованием, ока зались в затруднительном по ложении... — Да, такие магазины по строены в 20-м микрорайоне. Скажу больше: 1)8,9 процен та — к плану трех лет — тор говой площади реконструиро вано и подготовлено к работе с тарой-оборудованием. Что же тормозит ее использование? Было запланировано, что к концу 1983 года 22 процента от общего объема продоволь ствия. поступающего в мага зины города, должно достав ляться в таре-оборудовании. Сегодня доставляется только 1,7 процента. Все остальное по- прежнему транспортируется в тех же мешках да деревянных ящиках. А теперь конкретно о наших партнерах. Ведь программа—межотрас левая. Полностью справилось с заданием управление пище вой промышленности — круг лый хлеб доставляется в таре- оборудовании. Почти половину запланированной доставки по новой технологии осуществля ет Липецкий винзавод. У Ли пецкого пивзавода те же воз можности, что и у виноделов, но в таре-оборудовании у них перевозится лишь девять про центов от запланированного, хотя задание в десять раз меньше, чем V винзавода. 15 процентов от общего объема поставок по новой технологии перевозит горплодоовощторг, и то в основном — капусту. И все-таки первые шаги, как видите, сделаны. Помог координационный совет при облисполкоме, обязав област ное управление хлебопродук тов соорудить цеха фасовки. Надо отдать должное руковод ству управления — в Ельце и У\япецке такие Цеха построены и торговля скоро будет полу чать фасованную муку и кру пу. — Но пока о бесперебой ном снабжении фасованными мукой и крупой говорить не приходится. Да и вино, пиво, с перевозкой которых дело на лаживается, далеко не рамые важные среди тех товаров, ко торые должны доставляться в таре-оборудовании, не так ли? Так что, давайте вести речь о тех продуктах, которые мы покупаем ежедневно. — Молочная продукция, са хар в общем объеме програм мы составляют 54 процента. К сожалению, объединения мяс ной и молочной продукции, «Липецкрыба». хладокомбинат, Грязинский комбинат пищевых концентратов свои обязатель ства по внедрению прогрес сивной технологии не выпол нили вообще. —: Возможно, ваши партнеры просто не заинтересованы в этом? — Если по большому счету, то все в нашем обществе заин тересованы в том, чтобы изба вить людей от тяжелого руч ного труда, улучшить культу ру обслуживания покупателей. А конкретно: в Клайпеде про грессивная технология исполь зуется уже 15 лет. Экономиче- ' ский эффект известен: один контейнер тары-оборудования дает в год 90 рублей эконо мии. Из них: в промышленно сти — 25 рублей, на транспор те — 30 рублей, в опте — 15 рублей и в розничной торгов ле — 20 рублей. Кому же выгоднее? Конечно, у каждого пред приятия свои трудности, но и отношение к делу различное. Л. В. Разумовская, директор винзавода, взялась за него го рячо. На предприятии создан технический совет, своими си лами старались сделать тару- оборудование более удобной. Но есть и примеры иного характера. Так, в объединении сахарной промышленности на словах «за» организацию цеха фасовки, разрабатывают доку ментацию его строительства. Но практически начать строи тельство собираются только в 1985 году, то есть, когда про грамма уже должна быть вы полнена. — Александр Васильевич, из ассигнованных 13 миллионов рублей 3,9 миллиона должны пойти на строительство пяти крупнейших универсамов, рас считанных только на работу с тарой-оборудованием. Как под вигается строительство? — Новые магазины позволят полностью сократить тяжелый ручной труд в торговле. А вот когда это произойдет, сказать затрудняюсь; строительство в течение трех лет практически не начато. К концу 1983 года подрядчик — трест «Жил- строй» — должен был возвести каркас здания •универсама в 9-м микрорайоне. Но.. вы рыт только котлован и начата установка фундамента. Из пла на 200 тысяч рублей освоено 11 тысяч. ОТ РЕДАКЦИИ: Экспери мент, о котором идет речь, — безусловно, важен. Не пора ли . по всей строгости спросить с тех, чья пас сивность ставит под угрозу срыва намеченную программу?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz