Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ЭК О Н О М И К А И НРАВСТВЕННОСТЬ Трудящиеся нашей области приняли по­ вышенные социалистические обязательства на четвертый год пятилетки . В основу их положено задание партии, вытекающее из решений декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, — повысить производительность труда сверх установленного плана на 1 процент, снизить затраты на производство продукции на 0,5 процента. Выполнение этого пункта обязательств предполагает не только совершенствование хозяйственного механизма, но и большую работу по идейному и нравственному вос­ питанию трудящихся. Какой помощи от идеологических работников ждут хозяйст­ венные руководители в решении поставлен­ ных задач? Какие формы и методы следу­ ет использовать для развития рабочей инициативы? Об этом шел разговор на заседании за «круглым столом» редакции «Ленинского знамени» и Советского райкома партии. В нем приняли участие секретарь Липецкого горкома КПСС И. А. Зубков, первый сек­ ретарь Советского райкома партии В. И. Еремов, второй секретарь райкома КПСС В. В. Барсуков, директор завода «Центрэ- лнт» В. К. Ханин, секретарь парткома этого предприятия А. И. Коростелев, на­ чальник планово-экономического отдела за­ вода «Центролит» И. Д. Безрукавников, ра­ бочий этого предприятия Н. А. Фаустов, директор Липецкого станкостроительного завода В. И. Нисенман, начальник второго механического Цеха станкозавода В. Г. По­ ляков, бригадир того же цеха В. А. Дедов, директор булочно-кондитерского комбината О. И. Конькова, директор гормолкомбинф- та А. К. Краснобаев, директор фабрика «Липецкие узоры» В. В. Сенчеков, пред­ ставители профсоюзных и комсомольских организаций района. О ТДЕЛ про паганды и аг итации райкома партии, организовав­ ший эту встречу, позаботил­ ся о том, чтобы атмосфера ее была не только деловой, но и доверительной, откро­ венной. Практика партийно­ го руководства народным хозяйством сегодня остро требует действенных форм идеологического воздействия на трудовые коллективы, со­ вершенствования нравствен­ ного воспитания трудящихся. Вот почему устроители встречи за «круглым сто­ лом» хотели услышать от ее участников не формальные самоотчеты и дежурные фразы о важности стоящих задач, а откровенные раз­ мышления о наиболее раци­ ональных путях их решения. Открывая встречу, первый секретарь Советского райко­ ма партии В. И. Еремов под­ черкнул, что установка де­ кабрьского Пленума ЦК КПСС добиться повышения производительности труда на один сверхплановый про­ цент при снижении себестои­ мости выпускаемой продук­ ции на полпроцента выдви­ гает не только чисто эконо­ мические и технологические проблемы. Сегодня ясно, что проблемы дальнейшего раз­ вития экономики нельзя ре­ шить без коренных сдвигов в деле нравственного воспи­ тания трудящихся. И те ру­ ководители, которые рассчи­ тывают повысить производи­ тельность груда при сниже­ нии себестоимости только за счет совершенствования хо­ зяйственного механизма и внедрения прогрессивных форм управления, вряд ли могут добиться желаемого результата. Практика пока­ зывает: самая совершенная хозяйственная система не будет нормально функциони­ ровать без соответствующего уровня сознательности ее работников. Райком партии' беспокоит тот факт, что на некоторых предприятиях за­ дача не снизить набранных в прошлом году темпов забо­ тит пока только их руково­ дителей. Обеспечить рост производительности труда и снижение себестоимости про­ дукции должна прежде всего бригада. Значит, в каждом ее рабочем надо воспитать глубокое чувство заинтересо­ ванности в конечном резуль­ тате, в получении его самым рациональным и оптималь­ ным путем. А это и есть то чувство хозяина. которре, как известно, всегда имеет ярко выраженную нравст­ венную направленность. Да, рабочая инициатива сегодня важна' как никогда, вступает в разговор секре­ тарь горкома партии И. А. Зубков. Если задачу повы­ шения производительности труда сейчас еще можно кое- где решить и чисто организа­ ционными, технологическими мерами, то снижения -себе­ стоимости продукции нельзя добиться без заинтересован­ ного подхода к делу самих рабочих. Мы не должны за­ бывать о том, что за три прошедших года пятилетки липчане не выполнили зада­ ния по снижению себестои­ мости продукции. Долг надо погашать. Стремясь добить­ ся этого, тракторостроите­ ли, например, приняли реше­ ние повысить производи­ тельность труда на 1,5 про­ цента при снижении себесто­ имости на 0,6 процента. Ка­ залось бы, невелики цифры. Но смотрите, во что они оборачиваются. Если каждое предприятие страны добьет­ ся прироста производитель­ ности труда лишь на 1 сверхплановый процент, то в результате будет произведе­ но продукции на 7 миллиар­ дов рублей, Это три годовых плана нашего города. Ц правильно поступают там, где создают рабочие группы по обеспечению роста про­ изводительности труда и сни­ жению себестоимости, ' где усилена роль политической и экономической учебы в деле воспитания чувства хозяина. В. И. Нисенман: Значение установки декабрьского Пле­ нума повысить производи­ тельность труда при сниже­ нии себестоимости продук­ ции состоит не только в том, что мы добьемся весо­ мых экономических резуль­ татов. Осуществление этой задачи во многом поможет нашему коллективу в наве­ дении должного порядка и дисциплины на производст­ ве. Ведь решение задачи обеспечения более быстрого роста производства одновре­ менно создает условия для утверждения в коллективе высоких нравственных норм, воспитания деловых качеств у самих участников произ­ водства. Дело в том, что борьба за рост производи­ тельности труда тесно связа­ на с улучшением использо­ вания рабочего времени, -со­ кращением текучести кад­ ров, внедрением бригадной формы организации и опла­ ты труда, оптимальным со­ отношением отдельных кате­ горий работающих и т. д. И вести всю эту работу, не обеспечив ■ соответствующего идеологического фундамента, определенной нравственной атмосферы в коллективе, нельзя. Вот в прошлом году за счет роста производи­ тельности труда на заводе условно высвобождено 587 человек. Иными словами, не сокращая ни одного работа­ ющего и не принимая новых, мы обеспечили плановый при­ рост выпуска продукции. Но это вовсе не значит, что на рабочих местах все как бы­ ло, так и осталось. Кто-то был вынужден освоить смеж­ ную профессию и заменить в бригаде человека, переведен­ ного на другой участок. Кто- то пошел учиться в институт, ибо обслуживать робототех­ нику без специальной подго­ товки нельзя. Кто-то прихо- , дит с предложением , совме­ стить профессии станочника и ремонтника, так как каче­ ство ремонта, настройки станков и механизмов, быва­ ет, не устраивает бригаду: растет количество брака, а это сказывается !га себестои­ мости, на заработках. Таким образом, даже в стабильном коллективе нашего завода происходит постоянная тран­ сформация, поиск оптималь­ ных вариантов решения проблем. И подчас возникает ситуация, когда то, что вы­ годно производству, не .уст­ раивает рабочего. Мы * не должны забывать: за любой перестройкой стоят живые люди. Вот говорим рабочему: «Надо идти учиться». Отве­ чает: «У меня дети, семья, годы не те...». Как тут быть? Волевыми решениями делу не поможешь. И здесь мы возлагаем большие надежды на идеологический актив за­ вода. Дойти до каждого в политико-массовой и воспи­ тательной работе — значит добиться, чтобы интересы предприятия, цеха, бригады стали личными интересами рабочих. В. В. Барсуков: Хорошо, что мы начали разговор именно с такого подхода к проблемам связи нравствен­ ности и экономики. Готовя эту встречу, работники рай­ кома побывали практически на всех крупных предприяти­ ях района. Приходилось слы­ шать, что обеспечить рост производительности труда на один сверхплановый процент очень просто: надо, мол, со­ кратить столько-то работаю­ щих. Под сокращение, есте­ ственно, должны попасть про­ гульщики, лодыри, наруши­ тели дисциплины. Нам гово­ рили, что это заставит лю­ дей подтянуться, быть к се­ бе строже. Да и припугнуть можно: будешь плохо рабо­ тать — сократим! Это, конечно, ошибочная позиция. Задача заключается в том, чтобы именно при пла­ новой численности работаю­ щих выпускать больше про­ дукции, с меньшими затра­ тами На это направлена ге­ неральная линия партии. Из нее и должна вытекать логи­ ка действий руководителя: необходимо воспитывать лю­ дей, и только тогда можно рассчитывать на стабильную работу и поступательное движение вперед производ­ ства. В. А. Дедов: Порочный подход к решению задачи роста производительности труда возможен, видимо, лишь там, где еще или не перешли на бригадную фор­ му организации труда или сделали это формально. В бригаде, работающей с опла­ той по КТУ, даже мысль не может возникнуть о росте производительности труда за счет искусственного сокра­ щения ее численности. Как можно кого-то сократить, ес­ ли без участия того или иного специалиста мы не по­ лучим сегодня больше про­ дукции с лучшим качеством и меньшими затратами? В бригаде процесс высвобож­ дения лишних рабочих рук идет как результат нашей постоянной заботы о повы­ шении эффективности произ­ водства. А это далеко не равнозначные ситуации: про­ сто сократить рабочего или . высвободить его после соот­ ветствующей перестройки. Два года назад в нашей бригаде был 21 человек. Те­ перь осталось 18. Снижение численности произошло без нравственного ущемления интересов людей. Вот ушел человек на пенсию, мы его с честью проводили, а сами прикинули: искать замену или управимся без него? Подсчитали, взвесили воз­ можные варианты и решили: бригаде и заводу выгодно, если кто-то из нас освоит смежную профессию. A. И. Коростелев: Раз­ мышляя над тем, как повы­ сить производительность труда, мы на заводе также пришли к выводу, что глав­ ным звеном на пути решения важной задачи является бригада. И тут необходимо добиться, чтобы в решении проблем роста интенсивно­ сти труда участвовал каж­ дый рабочий. Как это сде­ лать? Думаю, необходимо повысить число коммуни­ стов, работающих в брига­ дах. Мы сейчас обеспокоены тем, что у нас еще не во всех низовых коллективах есть тот настоящий авангард, который способен повести за собой рабочих, увлечь их, настроить на дела, развивать нравственные принципы бри­ гадной организации труда. Если мы этого не добьемся, а лишь передадим бригаде право самостоятельно рас­ пределять коллективный за­ работок, то трудно будет ожидать хороших результа­ тов. Бригада, где на первом плане стоит рубль, не может воспитать коллективиста. В ней могут появиться и такие люди, кто будет заинтересо­ ван в прогуле или низкой квалификации товарища. Ведь ему в этих условиях достанется больше. B. Г. Поляков: Да, тут надо стремиться к тому, что­ бы сама нравственная атмо­ сфера бригады формировала условия равного вклада каж­ дого ее члена в производст­ во: У нас в цехе есть такие бригады. Сами рабочие до­ бились, что их заработок практически сравнялся. Мы сначала даже . растерялись: выходит, опять уравниловка'? Но' беспокоились зря. В бригадах воспитано чувство коллективизма, глубокой за-, интересованности в том, что­ бы все дружно шли к вер­ шинам мастерства. Характер­ но, что именно в этих брига- .дах наблюдается значитель­ ный прирост производитель­ ности труда. И. Д. Безрукавников: Ког­ да встал вопрос о необходи­ мости повышения производи­ тельности труда на один сверхплановый процент и снижения себестоимести на 0,5 процента, руководители предприятия обратились к 4 нам, экономистам. Дескать, показатели экономического характера, — вам и карты в руки. Защелкали арифмо­ метры, и выяснилась такая картина. Чтобы повысить производительность труда на 1 процент в условиях завода «Центролит», надо снизить простои оборудования на 10 процентов. Реально ли до­ биться такого показателя? Мы считаем, что реально. В. К. Ханин. И вот, когда экономисты сказали свое сло­ во, мы рассмотрели всю це­ почку факторов, влияющих на снижение количества про­ стоев. Подача энергии у нас бесперебойная. Сырье? Пока в достатке. Внеплановые ре­ монты? Да, есть такие. Не­ производительные потери ра­ бочего времени? Да, и они имеются. Прогулял, заболел, ушел в отпуск. Словом, в своих рассуждениях мы вновь пришли к человеку, к бригадной педагогике, к то­ му, что надо прежде всего повышать заинтересован­ ность людей в снижении про­ стоев оборудования. То, что мы сегодня называем неис­ пользованными резервами, лежит не только в чисто технологических и экономи­ ческих сферах, но и в нрав­ ственных позициях рабочего. О. И. Конькова: Хочу подчеркнуть, что и поиск, уменьшения затрат на еди­ ницу выпускаемой продук­ ции — проблема также нрав­ ственного характера. Возь­ мем, к примеру, наш булоч­ но-кондитерский комбинат. За счет чего здесь можно снизить себестоимость про­ дукции? Допустим, подберут технологи наиболее опти­ мальные рецептуры изделий, утвержденные ГОСТом. Но от этого мы получим лишь копейки экономии. Реаль­ ную же экономию затрат комбинат получит лишь в том случае, если мы позабо­ тимся об экономическом об­ разовании каждого рабочего. Ведь некоторые уходят от станка или машины, не вы­ ключив двигателей. Другие, покидая ночную смену, ос­ тавляют в цехе горящие всю ночь фонари и лампы. И здесь от идеологических ра­ ботников мы ждем не просто того, чтобы они развесили лозунги, плакаты о необходи­ мости экономного расходова­ ния сырья, топливных и энергетических ресурсов. Нужна комплексная, после­ довательная воспитательная работа. Это и беседы агита­ торов, и занятия в системе экономических знаний, и лек­ ции, и, скажем, заседания товарищеских судов. Почему, например, если водитель ав­ томашины разбил ее, то он несет ответственность за причиненный ущерб. А вот если рабочий ушел от стан­ ка не обесточив его, и ста­ нок пришел в негодность, то мы не считаем это чрезвы­ чайным происшествием. А, между тем, все это сказыва­ ется на себестоимости про­ дукции. A. К. Краснобаев: Разго­ вор за «круглым столом» на­ чинали руководители пере­ довых предприятий района. И это не случайно. У пере­ довиков, как известно, ста­ бильные достижения, многие из тех вопросов, которые кто-то еще только собирает­ ся решать, .здесь уже реше­ ны. Поэтому хотелось *бы обратить внимание на один важный вопрос — проблему распростоанения передового опыта. И особенно по вопро­ сам роста производительно­ сти труда и снижения себе­ стоимости. Вряд ' ли можно назвать нравственной ситуа­ цию, когда па одном пред­ приятии внедрили что-то ценное, а другие об этом и знать не знают, Нужна ши­ рокая информированность о передовом опыте. И не толь­ ко на уровне руководителей предприятий. Информация о новшествах нужна и руково­ дителям среднего звена, ра­ бочим. Появится в цехе, до пустим, листовка о передо­ вом опыте той или иной бри­ гады станкозавода, глядишь и наша бригада возьмет его на вооружение. Райком пар­ тии, идеологический актив района должен больше забо­ титься о распространении ■передового опыта. B. В. Барсуков: Мы посто­ янно должны заботиться о создании такой атмосферы в трудовых коллективах, когда потребность в духовном и нравственном росте станет первейшей необходимостью каждого работника. И наш сверхплановый процент, о котором мы вели сегодня речь, это не только ощути мый вклад в развитие эко­ номии. Это серьезный экза­ мен для трудовых коллекти­ вов, всех работников на нравственную зрелость. Беседу за «круглым сто­ лом» записал А. МОРГАЧЕВ. О Б С У Ж Д А Е М П Р О Е К Т Ц К К П С С О Р Е Ф О Р М Е Ш К О Л Ы Р Я Д О М С Р А Б О Ч И М О разных путях привлечения школьников к производ­ ственному труду говорится в проекте. Один из них — ор­ ганизация учебно-производственных участков на пред­ приятиях. Есть такой опыт в Липецке, Ельце, Лебедяни. Три года назад, выполняя решение Правобережного рай­ исполкома, Липецкий завод пусковых двигателей предоста­ вил тридцать рабочих мест для трех школ своего района. С этого времени в штатном расписании предприятия — два мастера производственного обучения. Ими стали вы­ пускники, инженерно-педагогического факультета ЛГПИ В. В. Долгих и В. В. Бербаш. С одним из них, Виктором Вениаминовичем Долгих, встретился наш корреспондент. — Нельзя переоценить, — сказал Виктор Вениамино­ вич, — значение обществен­ но-полезного труда. О необ­ ходимости привлечения к не­ му школьников с самого раннего возраста справедли­ во говорится в проекте. Мне в этом повезло: у нас, в девятнадцатой школе, был хороший учитель труда. Он знал увлечения и способно­ сти каждого из моих товари­ щей, давал такое задание, чтобы было интересно рабо­ тать. Мы латали, ремонти­ ровали школьную и домаш­ нюю утварь, подновляли, мастерили различный инвен­ тарь, шли от простого к сложному. Теперь я пони­ маю, школьный мастер рас­ тил из нас будущих мужчин, умельцев, что называется, на все руки. Такое умело организован­ ное трудовое обучение и по­ могло мне выбрать профес­ сию. Теперь сам учу ребят тр уду. Конечно, завод—не школь­ ные мастерские. Тем более, такой, как наш, который известен, как предприятие передовое, оснащенное са­ мым современным оборудо­ ванием. В коллективе много молодежи. И все-таки рабо­ чих рук не хватает. Пред­ приятие взяло на себя сме­ лость выделить рабочие ме­ ста школьникам, чтобы не простаивали станки и росли свои кадры. Заводу особенно остро нужны токари, фрезеровщи­ ки, сверловщики, слесари- сборщики. Этим специально­ стям, согласно договору меж­ ду заводом и роно. мы и обу­ чаем ребят. Специалистами завода и работниками РОНО совместно составлена про­ грамма, рассчитанная на два года. Девятиклассники при­ ходят раз в неделю на четы, ре часа. Они распределены по цехам, сменам, у каждо­ го свой наставник — чаще из молодых рабочих. Обу­ чаем не только специально­ сти, но и стараемся «прове­ сти» по всей технологиче­ ской цепочке, чтобы позна­ комить широко с произ­ водством и избавить (хотя бы на этот, учебный, ознако­ мительный период) от моно­ тонности, которая возникает от выполнения одной и той же операции. При такой ор­ ганизации дела ребята мень­ ше устают, с радостью пред­ вкушают «встречу» с новым станком, а значит, и с но­ вой работой. И вообще многое интерес­ но на нашем заводе. Боль­ шинство' ребят, как правило, очень плохо представляет се­ бе современное промышлен­ ное производство. В школе о нем дают лишь общее поня­ тие. Может быть, отсюда отсутствие интереса.у подро­ стков к рабочим профессиям. Им все надо самим увидеть, потрогать, самим попробо­ вать. Ни одна мастерская, пусть даже прекрасно обору­ дованная, заменить завод в трудовом воспитании не может. Судите сами. Э цехах — современнейшие станки, ко­ торые, как ни желай этого, не разместить в небольших по размеру школьных мас­ терских. Станки работают в автоматических и полуавто­ матических режимах. Пред­ ставьте подростка перед та­ ким агрегатом. Сколько вос­ хищения, какой бурный ин­ терес к умной машине! В такие минуты лишними бы­ вают всякие наставления: только помоги разобраться, научи, раскрой «секреты». Поэтому всегда рядом мы, мастера. И все-таки трудностей возникает немало. Наверное, у каждого мастера они свои. Я бы выделил одну. Нелег­ ко дается девятиклассникам переход от школьного режи­ ма к рабочему. Резко ме­ няются к ним требования: в школе, да и дома тоже, их воспринимают, как детей, а тут, на заводе, дело доверено нешуточное и агрегат в ру­ ках сложнейший, дорогой, и деталь, что предстоит изго­ товить — составная часть сложного механизма. Да, не­ мало приходится приклады­ вать усилий и мастеру, и на­ ставнику, чтобы воспитать в новичке чувство ответствен­ ности за порученное дело. Пытаемся как бы ускорить затянувшийся процесс взрос­ ления. Не всегда, честно го­ воря, удается: то. что упу­ щено за восемь лет, трудно наверстать за два года. Среди достоинств обуче­ ния школьников на произ­ водстве я бы отметил и то, что они ощущают себя как единое целое с бригадами, хотя формально членами ра­ бочего коллектива не явля­ ются. Но внутренне они все- таки хорошо чувствуют ра­ бочее партнерство — во вни­ мании взрослых, в их конт­ роле, в их требовательности и доверии, которые очень хо­ чется оправдать. Нужен, очень нужен сов­ ременному школьнику завод. И чем раньше состоится близкое с ним знакомство, тем лучше. Согласен с тем положением проекта, где го­ ворится о необходимости на­ чинать заводское обучение с восьмого класса. И хотелось бы возразить. В проекте предлагается для учащихся десятых — один­ надцатых классов отводить для работы на предприятии один день- в неделю. Сейчас мы так и поступаем. Но при этом нарушается непрерыв­ ность обучения. Сегодня я школьнику рассказал о пра­ вилах безопасности, или вме­ сте с ним мы изучили неко­ торые приемы обработки, и он, вижу, разобрался, понял, запомнил. Расходимся до­ вольные друг другом, а че­ рез неделю приходится слы­ шать: «Это не помню, об этом забыл...» Не лучше ли, объединив все «заводские» часы, дать школьнику воз­ можность месяц* поработать на заводе? И профессию глубже узнает, и что такое рабочий коллектив лучше поймет. И еще. Из своего, пусть небольшого, опыта могу сде­ лать вывод, что Многих из них смущает ограниченный выбор профессий. Понимаю, что нашему . заводу остро нужны сейчас станочники, но ведь в городе наше пред­ приятие не единственное, где так же нужны рабочие руки и есть все условия для обу­ чения школьников на рабо­ чих местах. Для этого нельзя жалеть ни средств, ни вре­ мени, потому что все это окупится со временем сто­ рицею, несет обоюдную выго­ ду и заводу, и школе. В та­ ком подходе к трудовому воспитанию молодежи очень заинтересовано наше госу­ дарство. Записала Т. СПАССКАЯ. П ОЧЕТНОЕ З В А Н И Е Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области сельского хо­ зяйства почетное звание «Заслуженный ра­ ботник сельского хозяйства РСФСР» при­ своено Тверитневу Константцну Николае­ вичу — директору совхоза «Ключ жизни» Елецкого района Липецкой области.. Москва, 10 февраля 1984 года. НЕ НАШ ЛИ РЕШЕНИ Я ПР ОБ ЛЕ М ПАРИЖ, 15 февраля. (Корр. ТАСС). Министры экономики и финансов стран Организации экономического сотрудничест­ ва и развития (ОЭСР) оказа­ лись не в состоянии дать ре­ цепт для решения многочис­ ленных проблем, стоящих пе­ ред ведущими капиталистиче­ скими странами. Так оценивает итоги состоявшейся здесь встречи глав экономических ведомств государств — членов ОЭСР парижская печать. ПРОТАЛКИВАЮТ С В О И Х СТАВЛЕННИКОВ ВАШИНГТОН, 15 февраля. (Корр. ТАСС). Американский «Большой бизнес» выделяет ог­ ромные средства с целью обе­ спечить переизбрание своих ставленников в конгресс США. Как сообщается в опублико­ ванном здесь исследовании об­ щественной организации «Кон­ гресс уотч», в 1983 году так называемые «комитеты поли­ тических действий», созданные крупными корпорациями, в ходе подготовки к предстоя­ щим з нынешнем 1 -оду выбо­ рам передали в избирательные фонды американских законода­ телей 2!,9 млн. долларов. Ко­ митеты, служащие для про­ талкивания в конгрессе «по­ литических интересов» моно­ полий, предоставляют основ­ ную часть средств «слугам на­ рода», зарекомендовавшим се­ бя, по их мнению, с «положи­ тельной стороны». Немалые деньги брошены и на поддерж­ ку законодателей, которыми крупный капитал пытается за­ менить неугодных им деятелей. Как показывают все предыду­ щие выборы, отмечается в ис­ следовании, «долларовая под­ держка» является решающим фактором для переизбрания то­ го или иного конгрессмена или сенатора. В настоящее время «лидер­ ство» в этой области прочно удерживает сенатор- X. Хеф­ лин, получивший от различных «комитетов политических дей­ ствий» свыше 358 тыс. долла­ ров. За ним следует другой ставленник военно-промыш­ ленного комплекса на капито­ лийском холме — конгрессмен А. Гор, который решил в этом году добиться избрания в се­ нат. Крупные суммы получили практически все сенаторы, выд­ винувшие свои кандидатуры для переизбрания. Указывая на пагубный ха­ рактер такой системы, «конг­ ресс уотч» призывает «запре­ тить комитеты политических действий», которые, по словам этой организации, превращают выборы в «насмешку над де­ мократией». М. БЕГЛОВ. ИНФОРМАЦИЯ С Х В А Т К И М О Н О П О Л И Й ВАШИНГТОН, 15 февраля. (Кбрр. ТАСС). «Соединенные Штаты захлестнула волна сли­ яний и поглощений». Так про­ комментировала газета «Ю. эс. » эй. тудей» известие о том, что федеральная торговая комиссия одобрила крупнейшую за всю историю США сделку — слия­ ние нефтяных гигантов «Тек­ сако» и «Гетти ойл». В резуль­ тате «Тексако» приобрела ак­ ции «Гетти ойл» на сумму в 10,1 млрд, долларов. По свидетельству «Ю. эс. эй. тудей», сейчас в разных кон­ цах страны развернулось по меньшей мере сто крупных схваток между монополиями за поглощение своих конкурентов Специалисты уже сейчас с полным основанием предсказы­ вают. что нынешний год ста­ нет рекордным по числу слия­ ний промышленных корпора­ ций. В 1983 году из рук в ру ­ ки перешли акции 2533 компа­ ний. Как подчеркивают экономи­ сты, отличительной чертой ны­ нешнего этапа процесса кон­ центрации капитала в США яв­ ляется то, что схватку за зах­ ват лидирующих позиций на американском рынке ведут меж­ ду собой промышленные ги­ ганты одной и той же отрас­ ли. Если в последние два де­ сятилетия они разрастались за счет приобретения корпораций из смежных отраслей, то те­ перь, подчеркивает «Вашинг­ тон пост», борьба не на жизнь, а на смерть идет между не­ посредственными конкурента­ ми." Главным фактором резкой активизации процесса монопо­ лизации в США стала, по вы­ ражению газеты «Ю. эс, эй тудей», благоприятная атмосфе­ ра», которую создала в стране нынешняя вашингтонская ад­ министрация. Ее представите­ ли откровенно заявляли, . что приветствуют создание «более крупных и жизнеспособных» корпораций. «Администрация значительно ослабила контроль за выполнением антитрестов­ ского законодательства», — подчеркнул в этой связи быв­ ший председатель федеральной торговой комиссии М. Перчук. Главной жертвой такого «объе­ динения сил» монополий стано­ вятся простые американцы. «Слияния и поглощения обора, чиваются для потребителей ро­ стом цен», — отметил он. М. БЕГЛОВ. ПРОТИВ РАКЕТНЫХ РЕШЕНИЙ НАТО ГААГА, 15 февраля: (ТАСС): Парламентарии от Голландской партии труда внесли в парла­ менте страны проект резолю­ ции с требованием отложить принятие окончательного реше­ ния по вопросу о размещении на территории Нидерландов американских крылатых ракет. В этом проекте резолюции со­ держится также требование к правительству страны воздей­ ствовать на своих партнеров по НАТО, уже приступивших к развертыванию американских ядерных ракет средней даль­ ности, с целью немедленного прекращения их размещения в качестве первого позитивного шага на пути к ограничению ядерных вооружений. Хотя резолюция партии тру­ да была отвергнута большин­ ством депутатов от христиан­ ских демократов и правых ли­ бералов, к которым присоеди­ нились парламентарии от мел­ ких реляционных партий, го­ лосование показало, что все большее число голландцев вы­ ступает против ракетных ре­ шений НАТО. Правительство Нидерландов еще официально не дало сво­ его согласия на размещение На территории страны американ­ ских крылатых ракет, .несколь­ ко раз откладывая принятие решения. Согласно последнему заявлению представителя пра­ вительства, оно цамерено за­ нять позицию по этому воп­ росу . в июне нынешнего года. Грубой физической силой, арестами, преследованиями — этими средствами из богатого арсенала аппарата подавления в буржуазном государстве — не заставить замолчать голос народа.... Подавляющее большинство населения ФРГ — против про­ тиворечащей его жизненным интересам политики прави­ тельства, которое предоставило западногерманскую террито­ рию для развертывания аме­ риканских «Першингов-2» и крылатых ракет. Фото АДН — ТАСС. ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ ОТТАВА, 15 февраля. (Корр ТА.С.С). Верховный суд Кана ды приступил к рассмотреник вопроса о конституционносп- решения канадского правитель ства разрешить США прово дить в стране испытания кры латых ракет. Юрист Г. Гендерсон, пред­ ставляющий на суде 26 обще стзеняых организаций, кото рые оспарцвают законносп действий правительства, заявил что оно не имеет юридическо го права претворять в жизн! соглашение о проведении не Канадской территории испыта ний американских крылатых ракет. Правительство не вносилс этот документ на одобрение парламента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz