Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
Л е т о п и с ь Л и п е ц к о й М а г н и т к и . С т р а н и ц а 2 8 6 -я . Ф е в р а л ь 198 4 г Новая _____ стройка 1 1 г \ Д И Н АМ НОИ СТАЛИ | пятилетки ^ Г 1 В ПРЕДЫДУЩЕМ выпуске «Летописи Липецкой Маг нитки» были подведены итоги сооружения цеха хо лодной прокатки углеродистой стали НЛМК, ставшего одним из крупнейших в стране поставщиков автомобильного листа. А сегодня речь пойдет о новой гигантской стройке — началось сооружение цеха динамной стали, который позволит на треть увеличить производство в нашей стране этого вида продукции при значительном улучшении ее качества. Наши корреспонденты Г. Кайдашко и Б. Семенов обра тились к директору Новолипецкого металлургического комби ната И. В. Франценюку и первому заместителю начальника Главлипецкстроя В. Т. Гусеву с просьбой рассказать о новом цехе, планах его сооружения. На этой странице публикуются и другие материалы о строительстве ЦДС. ДИКТУЮТ С Р О К И Беседа с первым заместителем начальника Главлипецкстроя В. Т. ГУСЕВЫМ —- Владимир Тихонович, для начала, видимо, следует наз вать несколько цифр, характе ризующих масштабы начавшей ся стройки... — Капитальные вложения, которые потребуются для соо ружения всего цеха, составят почти 570 миллионов рублей, из них на долю строительно монтажных работ придется бо лее 150 миллионов. Я не слу чайно подчеркнул слово «все го». Дело в том, что ввод но вого объекта, как и предыду щего — ЦХП, разделен на две очереди, каждая из которых будет иметь годовую мощность в 240 тысяч тонн динамной стали. Поэтому давайте дого воримся о том, что далее, ве дя речь о ЦДС, мы будем иметь в виду пока только его первую очередь. Итак, первая очередь, 414 миллионов рублей капитальных вложений, на 90 миллионов рублей строительно-монтажных работ. Сразу же может возник нуть вопрос: почему при рав ных мощностях очередей та кое резкое различие в расхо довании средств? Объясняется это Просто: при сооружении первой очереди будут прове дены все подготовительные работы, проложены все комму никации и самое главное — построен полностью корпус це ха, насыщенный основным (и наиболее дорогим) оборудова нием. А площадь этого корпу са весьма значительна — око ло двадцати гектаров. Для то го, чтобы его построить и вве сти в строй мощности первой очереди, потребуется переме стить два миллиона кубомет ров грунта, уложить 210 ты сяч кубометров монолитного бетона, смонтировать около ста тысяч кубометров сборно го железобетона, 40 тысяч тонн металлоконструкций, 24,5 тысячи тонн технологического оборудования, проложить 180 километров кабеля различного назначения. — Цифры впечатляют. А ка ковы же сроки, отводимые для осуществления такого громад ного объема работ? Нормативный срок сооруже ния первой очереди ЦДС — 42 месяца, включая сюда 6-месяч- йый подготовительный период. За этот период, освоив 12 мил лионов рублей, необходимо было снести ставшие ненужны ми строения, находившиеся на строительной площадке, пере нести железнодорожные и вы соковольтные линии, проло жить временные дороги, пост роить административно-быто- вохг корпус и столовую. В 1982 году на подготовительные работы было выделено всего 700 тысяч рублей, а в следу ющем году — и того меньше — 250 тысяч. Таким образом, мы подошли к январю нынеш него года, формально исчерпав лимит подготовительного вре мени, но получив официально менее одного миллиона руб лей из двенадцати. Наши стро ители — люди опытные, и они сделали все возможное, чтобы смягчить резкость пере хода от неполноценного подго товительного периода к полно масштабному развертыванию стройки. И в 1982-м, и в 1983-м они освоили по три миллиона рублей — всего шесть. Могли бы сделать и больше. Но помешало не огра ничение в финансировании (на стройках черной металлургии в этом отношении строителям всегда идут навстречу), а ли мит на материальные ресурсы, которые планируются в соот ветствии с официально выде ленными средствами. Таким образом, к январю этого года, когда начался от счет времени строительства собственно цеха, мы подош ли с 6-миллионным шлейфом незавершенных подготовитель ных работ. Говорю об этом не для того, чтобы пожаловаться на дополнительные трудности, а ради объективной картины. Конечно, задача несколько ус ложнилась: оставшиеся подго товительные работы придется вести теперь форсированными темпами параллельно с осно вными. Но уже сделанное в предыдущие два года позволи ло широким фронтом вести земляные работы, начать, соо ружение фундаментов под кар кас здания, некоторое обору дование, организовать проклад ку тоннелей. Ближайшими по времени объектами, которые войдут в строй, будет столовая и административно-бытовой корпус. Во всяком случае, нет сомнений, что в нормативные сроки мы уложимся. — Определенная напряжен ность по времени, видимо, бу дет диктовать необходимость применения самой передовой технологии строительства, ис пользование всех новинок? — На это мы и рассчитыва ем. Почти все фундаменты под каркас будут сборно-монолит ными, почти все тоннели — сборными, фундаменты под оборудование планируем соору жать с применением металли ческой и несъемной железобе тонной опалубки. Каркас зда ния — из облегченных метал локонструкций, стены — из хорошо зарекомендовавших се бя «сэндвичей», все встроенные помещения — сборные. Для покрытия пролетов цеха наши верхолазы используют уже привычный для них конвейер. Значительно увеличится объем монолитного бетона, подавае мого бетононасосами. Считаю нужным обратить внимание на такую деталь. В тресте «Орг- техстрой» Вашего главка соз дана специальная группа пер спективного проектирования. В течение трех лет она работала рядом с проектировщиками но вого цеха, проводя своеобраз ную ревизию их разработок. Если наши специалисты нахо дили возможность упрощения конструкций, целесообразную замену материалов, снижения трудозатрат, они немедленно сообщали об этом проектиров щикам, и те вносили необходи мые изменения в документа цию. Таким образом, по пред варительным данным, удалось снизить стоимость строительст ва почти на пять миллионов рублей. Это не только госу дарственный, но, если хотите, совершенно иной в нравствен ном, этическом аспекте под ход к делу. Ведь указанные просчеты мы могли бы просто «не заметить», а «обнаружить» их, уж е приняв документацию к производству. В этом случае «находки» пошли бы по графе «рационализация» с выплатой соответствующих вознаграж дений. Но порядочно ли это было бы с нашей стороны? Нет, легких хлебов нам не надо. Уверен, что наши рацио нализаторы — строители, мон тажники, бригадиры, техники, инженеры найдут возможности удешевить, ускорить и улуч шить строительство, имея на руках техническую документа цию, прошедшую фильтр двой ной экономической экспертизы. Но это будет по-настоящему творческая работа, это будут «чистые» находки, без всяких скидок. — Кому же поручено соо ружение нового цеха? — Генподрядных трестов два; «Липецкстрой» и «Липецк- металлургстрой». Восемнад цать миллионов рублей, выде ленных на этот год, распреде ляются между ними соответст венно так: 11 и 7 миллионов. Кроме этих трестов к работе приступили коллективы «Спец строя», «Липецкстройтранса» и «Липецкстроймеханиза ц и и». Позднее, естественно, на пло щадку начнут входить и орга низации Минмонтажспецстроя СССР. В среднем на стройке будет работать примерно 4,5 тысячи человек. В «пиковые» периоды это количество долж но резко возрастать. В заключение хочу сказать, что итоги января показали: строители с хорошим, боевым настроением начали новую стройку. Хотя буквально на ходу приходится решать массу организационных вопросов, пе ребазировать бытовые городки, налаживать четкий ритм рабо ты. Ведь сооружение ЦДС мы начали без малейшей паузы после завершения цеха холод ной прокатки. А от успешного старта, как известно, во мно гом зависит и победный фи ниш. ■И О С В О Е Н МИ Л Л И О Н С первых дней строитель ства цеха динамной стали участники его сооружения взяли устойчиво высокий темп. Об этом свидетельст вуют и итоги января: пре дусмотренное государствен ным планом освоение на строительно-монтажных ра ботах 1037 тысяч рублей пе ревыполнено на восемь ты сяч Возможно, что сверх плановый показатель может кому-то показаться слиш ком скромным. Но нельзя забывать о том, что новая стройка развернулась бук вально через несколько дней после окончания сооруже ния ЦХП. И соревнование коллектива за высокие пока затели уже дает свои пер вые результаты. ВАН Васильевич, чем вызвана необходи мость строительства на комбинате цеха динамной стали? — Ежегодно электротехни ческой промышленности стра ны требуется около полутора миллионов тонн специальной (динамной) стали. которая используется при изготовлении электродвигателей. Металлур гические заводы почти полно стью удовлетворяют эти зап росы в количественном отно шении. Однако качество про дукции оставляет желать лучшего. Дело в том, что значительная часть этой стали производится по уста ревшей технологии, без обра ботки ее в цехах холодной прокатки. Сейчас в нашей стране разработана новая технология. предусматриваю щая выпуск динамной стали, по качественным параметрам в четыре раза превосходящей свою предшественницу. Новая продукция позволит улучшить эксплуатационную характери стику электродвигателей, зна чительно сократить расход ме талла и полностью автомати зировать сборку агрегатов. Приведу такой пример: если вес электродвигателя мощно стью 40 квт, изготовленного из горячекатаной стали, составля ет 96 килограммов, то при использовании холодноката ной стали — на 16 килограм мов меньше. — Каким будет новый цех? — Все его основное обору дование — самое современное. высокоавтоматизированное. В пролетах цеха разместятся два агрегата подготовки горяче катаных рулонов, агрегаты нор мализации и травления сталь ной полосы, четырехклетевой стан «1400» непрерывного дей ствия, дрессировочный стан, два агрегата подготовки хо лоднокатаных рулонов, один надцать — термообработки по вой на основе программирую щих автоматов, средств авто матизации и вычислительной техники. Не вдаваясь в техни ческие подробности, скажу только, что эта система пред ставляет собой очень сложный комплекс автоматов и элект ронно-вычислительных машин разной мощности и самого различного назначения. Помо- ных узлов и объектов домен ного производства, первого кислородно - конверторного це ха, листопрокатного цеха № 3 — стан «2000». — Обычно новолипецкие ме таллурги заранее готовят кад ры для новых цехов и произ водств... — Не изменили мы этой традиции и ныне. Еще в конце П Е Р В Ы Й Т А К О Й В С Т Р А Н Е . . . О б у д у щ е м ц е х е р а с с к а з ы в а е т директор НЛМК И. В. ФРАНЦЕНЮК лосы и нанесения на нее защитных покрытий и шесть агрегатов продольной резки с линиями упаковки рулонов. Мощности Двух очередей цеха позволят на треть увели чить производство в стране динамной стали, причем очень высокого качества. Добавлю еще, что подобный цех соору жается в нашей стране впер вые. — Вы сказали: высокоавто матизированное производст во... — Да, по сравнению с дру гими цехами комбината здесь планируется внедрить совер шенно новую систему — си стему слежения и оператив ного управления производст- гая людям управлять произ водством, эта система возьмет на себя заботу и о качестве продукции, и о максимальной загрузке всех агрегатов. Ее задача — при минимальной численности обслуживающего и ремонтного персонала обес печить бесперебойную работу цеха. — Но, видимо, такое сов ременное производство, наце ленное па выпуск продукции уровня лучших мировых об разцов, потребует определен ной реконструкции оборудо вания смежных цехов? — Совершенно верно. На комбинате разработана целая программа усовершенствова ния и реконструкции отдель- 1982 года 150 рабочих и инже нерно-технических работников прошли курс теоретического обучения, связанного с освое нием новой технологии произ водства динамной стали. В прошлом году большая груп па специалистов комбината прошла длительный период обучения практической работе на агрегатах, похожих на те, что будут установлены в но вом цехе (который, кстати, мы уже называем - ЛПЦ-5). В нынешнем и будущем годах курсы обучения будут про должены, на них будут за ниматься не только прокат чики, но и специалисты пус коналадочных организаций. — В предыдущем выпуске «Летописи Липецкой Магнит ки» было помещено интервью с начальником Гл^в/цтнецкстроя Л. К. Васильевым, в котором он, подводя итоги сооружения ЦХП, дал высокую оценку деловым отношениям, склады вающимся на площадках между строителями и металлургами. А каково ваше мнение на этот счет? — Мне нравится, что наши взаимоотношения всегда выте кали из общих конкретных задач и искренней заинтересо ванности сторон в конечном результате. Конструктивный подход к рассмотрению и ре шению вопросов, возникающих на строительных площадках, совместно с работниками про ектных институтов и комби ната — это стиль работы большинства руководителей строительных и монтажных организаций. К таким руково дителям прежде всего я от ношу главного инженера тре ста «Липецкстрой» А. В. Со болева, начальника комплекса А- И. Губанова, начальников строительных управлений В. А. Григорьева, А. П. Головашича, А. Ф. Гайковича и многих других. Отличный деловой контакт руководителей строи тельных и монтажных под разделений со специалистами комбината — это один из за логов успешного и своевре менного ввода объектов. Мы уверены в том, что и на но вой строительной площадке, где возводится ЦДС, такое взаимопонимание обеспечит досрочный пуск комплекса це ха динамной стали. ОТ ВАТМАНА ДО ПЛОЩАДКИ На рисунке художника М. Ковалева изображен цех динамной стали таким, ка ким он будет после оконча ния строительства. Сейчас пока ЦДС — в рулонах чер тежей, на ватмане эскизов. Но уже началось превраще ние тонких линий, прове денных на бумаге рейсфеде ром, в реальные объекты — котлованы, фундаменты, до роги... И на снимке С. Свиридова вы видите од ного из тех, кто сегодня воплощает замыслы проек тировщиков в жизнь, — экскаваторщика треста «Спецстрой» Владимира Ивановича Караваева. н а ч а л о С ТРОИТЕЛЬНАЯ площад ка цеха динамной стали в эти дни представляет собой пока огромный котло ван. Масштабы его впечатля ют. Пожалуй, невозможно отыскать такую точку обзора, откуда была бы видна вся стройка. Посмотришь сверху (а верх сейчас — нулевая от метка) — трудно разобрать даже лица людей, работающих в котловане. Снизу же объ ект и вовсе не охватить взо ром. Куда ни бросишь взгляд. <— все в движении. Становится просто удивительно, как уда ется скоординировать дейст вия этой огромной армии строителей, автомобилистов, механизаторов, словом, всех участников сооружения ново го цеха. Одни из главных сейчас на объекте — экскаваторщики из упоавления «Мехземстрой» треста «Спецстрой». Ведь от механизаторов зависит свое временное открытие широкого фронта работ коллективам строителей. Времени на перекуры V экскаваторщиков в эти Ани просто нет: водители «Липецк стройтранса» работают четко, не дают простаивать агрега там. Вот и очередная груже ная «Татра» потянулась на верх из котлована. Другая по казалась ей навстречу. Из эк скаватора выпрыгнул парень. ПРОКЛАДЫВАЮЩ ИЕ ПУТЬ быстро направился к ковшу. Осмотрев, удовлетворенно толкнул его ногой: ничего, мол, старик, все в порядке. Воспользовавшись несколь кими секундами передышки, знакомимся. — Абрамов я, Василий Ива нович. машинист экскаватора. .— отвечает, одновременно по сматривая на подошедший са мосвал (правильно ли стал?). На др-угие вопросы Абрамов ответить не успел: нужно за гружать кузов. Время не тер пит. да и с автомобилистами механизаторы заключили до говор комплексного бригадно го подряда — нельзя напар ников подводить. И вновь при шел в дьижение ковш, выдавая самосвалу очередные порции грунта. Но вот кузов полон. Пока одна машина уступала место другой, Василий радуш ным жестом хозяина предло жил занять место его помощ ника. в кабине и беседа, прав да, урывками, продолжилась. Скупые, расчетливые дви жения машиниста: видно, все у чего выверено до санти метров. И ковш, норовистый в руках новичка. послушно подчиняется воле Абрамова Не успеет водитель толком сигарету закурить, а самосвал уже загружен. — Сколько грунта в кузо ве? — Восемь кубометров, — отвечает экскаваторщик. — Можно не проверять. точно знаю. За смену набирается около четырехсот кубометров. При чем этот показатель для эки пажа считается средним — иногда удается вынимать до 600 при норме 320. Не для од ного Абрамова, я не оговорил ся, для всего экипажа. Ведь напарник Василия — Николай Григорьевич К у ли ко в (в тот день он должен был прийти во вторую смену) — машинист даже более опытный. Хотя и значительна V них разница в возрасте, между собой они очень дружны. Работают вме сте давно, и многое их связы вает. Говорить об одном Ва силии в данном случае было бы неправомерно. Абрамов пришел на стройку еще в 1969 году, сразу по окончании технического учи лища. Потом — армия. Отслу жив. вернулся на свой родной участок: профессию имел, да и в коллективе До службы се бя чужим не чувствовал. Сна чала был помощником маши ниста, а вскоре ему н самому доверили рычаги управления. С Куликовым он работает в одном экипаже с 4 марта 1972 года. Николай Григорьевич — наставник, учитель Абрамова. Именно у него Василий по стигал все премудрости своей профессии. Так что отличное знание экскаватора, умение быстро устранить неисправ ность и те отточенные, рас четливые движения во время работы Василию перешли как бы по наследству от Кулико ва. Правда, в том, что Абра мов достиг нынешней высокой квалификации, «повинен» не только наставник: ученик все схватывал на лету. Василий технику любит — об этом можно судить по одной, каза лось бы. незначительной дета ли: во время нашей беседы он то и дело протирал тря почкой загрязнившиеся узлы. Возможно, у кого-то про мелькнет мысль: при работе с землей чистоты добиться прак тически невозможно. Действи тельно. идеальной — очень трудно. Но и в грязи экипаж трудиться не привык, поэтому столь тщательно и следят ма шинисты за порядком на сво ем рабочем месте. ...Но вот вновь показалась вереница самосвалов. Разговор в очередной раз прервался и, кажется, надолго. Машина встала под погрузку, а я тем временем спрашиваю А. Т. Папина, одного из опытней ших водителей первой автоба зы треста «Аипецкстройтранс»: — Как. на ваш взгляд,' ра ботает машинист? — Василий-то? — переспро сил водитель. — Классный ма стер. Нам. транспортникам, с ним работать приятно. По грузка у него всегда идет чет ко. Получается, что не только автомобилисты не дают пере дышки Абрамову. Он, в свою очередь, тоже полностью их загружает, в прямом и пере носном значениях этого сло ва. Бригадный подряд транс портников и механизаторов действует, и. как видим, эта взаимозависимость оказыва ется хорошим подспорьем. Здесь, на Нозолипецком, Василий Абрамов строил пя тую и шестую доменные печи, ККЦ-2, ЦХП и многие другие объекты. Сейчас он принима ет участие в закладке ещР од ного гигантского сооружения — цеха динамной стали. Такая уж у Абрамова профессия — начинать стройку. С. ГОРЯЧЕВ. у ^ Т ЦЕНТРАЛЬНОЙ про- I I ходной НЛМК сюда р у кой подать: десять-пят надцать минут ходу — и вы уже на новой строительной площадке. Четко обозначены контуры обширных котлова нов, темнеют силуэты башен ных и гусеничных кранов, не смолкает рокот экскаваторов и рев моторов выползающих наверх тяжелых самосвалов с грунтом. ...Бригады плотников-бетон- щиков П. А. Таболина и за служенного строителя РСФСР М. И. Диденко из одиннадца того управления треста «Ли пецкстрой» работают бок о бок. Объекты они приняли од новременно, как только пере шли сюда с цеха холодной прокатки. Оба подписали с ад министрацией управления до говоры на бригадный подряд. Об этом извещают паспорта объектов, видные издалека. В них все указано: и объемы, и сроки, и зарплата, и премия, причитающаяся строителям за своевременный вывод фунда ментов на проектную отметку. На участок Диденко завер нул очередной бетоновоз. По года морозная, и поэтому важ но быстро распорядиться раст вором. У строителей все наго тове: емкости, кран, опалубка из металла, утепленная древес ными шунтами, шлаковатой. — Видите, на каждой паре высотных фундаментов мы ус тановили временные площад ки, — показывает бригадир. .— Удобно работать, устано вить электропрогрев. Чтобы лучше прогреть бетон и До биться высокого качества мо нолита, мы ставим электроды и на верхушку фундамента, и внизу. За день приняли бетон в два фундамента, это сорок кубометров. А во вторую сме ну выйдет звено Олега Ва сильевича Климочкина. Заметив в заключение, что настроение у его товарищей хорошее и что все на объекте ладится, Диденко заторопился на дальний конец площадки. Надо дать команду бульдозе ристу. переставить паропро- гревную установку... Масса забот у руководителя брига ды, работающей уже в счет завершающего года пятилетки. Строители Диденко, считай, только пришли на новую пло щадку, но уже позаботились о теплом, уютном вагончике для бригады, доставили на приобъ ектный склад необходимые материалы: сборные конструк ции. арматуру, закладные де тали. Готовясь к очередному под ряду, бригадир предупредил, как всегда, администрацию управления, что не подпишет . договора, пока объект не бу дет укомплектован всем необ ходимым. Но это скорее всего по привычке. У многих ли- пецкстроевцев стало традици ей и естественной необходи мостью основательно готовить ся к производству работ на новых площадках. Как- рассказал главный тех нолог треста А. И. Глизовен- ко, еще задолго до «первого колышка» велся тщательный выбор наиболее удачных ин женерных решений, устанав ливались тесные связи с про ектировщиками-. была преду смотрена максимальная индуст риализация строительного по тока. Одно из этих, уже вопло щающихся в жизнь решений можно увидеть и на объекте бригады Диденко, и на других участках новостройки. Почти все фундаменты под каркас здания цеха динамной стали выполняют сборно - монолит ными, комбинированными. Для этого в свое время липецк- строевцы изготовили специаль ные металлические формы и передали их предприятиям стройиндустрии. Комбиниро ванные фундаменты значи тельно увеличивают произво дительность, сводят к мини муму ручной труд на подго товительных операциях. Вместе с начальником пер вого управления А. П. Голова- цшчем переходим на участок, где монтаж блоков электро- кабельного тоннеля ведет ком плексная бригада А. М. Пет рова. — Быстрее соорудить тонне ли — это сейчас самая глав ная наша цель, — говорит Анатолий Петрович. — Они протянулись на несколько ки лометров и сооружают их бригады целого ряда управле ний, в том числе и нашего. Здесь, под землей, будут уло жены мощные маслонаполнен ные кабели, которые будут снабжать электроэнергией всю стройку, а затем — и цех. В июне на месте готовых тон нелей должна быть уже ров ная площадка. Бригада Петрова в январе поработала, как говорится, на славу. Смонтировано триста блоков. Это почти две с поло виной месячные нормы. — Удачная трасса, хорошая укомплектованность блоками, боевой настрой коллектива, — так определил причину успеха бригадир. Особенно отличились, по его словам, арматурщик В. X. Сто ляров, плотник А. X. Мама- кин, бетонщицы В*. И. Про скурякова и Л. И. Бобров ская. Хорошо помогают им бригады штукатуров А. Н. Са прыкиной и изолировщиков Н. 3. Калугина. Они вслед за монтажом сразу делают рас шивку швов и изолировку по верхности тоннеля. На первом Же в нынешнем году заседании профсоюзного комитета треста «Липецк строй» остро стоял вопрос о форсированном' окончании со оружения столовой на новой площадке. Налаженный быт, хорошо организованное пита ние, как известно, непосредст венно сказываются на настро ении людей, повышают произ водительность их труда. И первым объектом, с которого началась стройка, стала двух этажная столовая на 400 поса дочных мест, которая впослед ствии будет передана эксплуа тационникам цеха динамной стали. Монтаж столовой уж е за кончен коллективом десятого управления. Бригада заслу женного строителя РСФСР М. И. Якимова закрыла вре менными щитами проемы, что бы утеплить ^помещения для производства штукатурных ра бот. Бригада каменщиков Ю. Б. Денежкина начала клад ку внутренних перегородок. Пришли на объект первые электрики и вентиляционтгаки. Однако «виновницей» само го, пожалуй, важного события на стройке стала комплексная бригада Героя Социалистиче ского Труда М. И. Иноземцева из первого управления. В ян варе она начала сооружение первого крупного Фундамента под дрессировочный стан. — Уложены 110 кубометров бетонной подготовки, — пояс нил Михаил Иванович. — Те перь армируем мощную моно литную плиту. Кроме основы под дресси ровочный стан бригаде пред стоит построить еще два круп ных Фундамента, а также два электромашинных помещения. Солидная программа. Готовит ся договор на сооружение этих объектов по методу Зло бина. ...Гаснут последние лучи февральского солнца. Б ыс тро темнеет. Но жизнь на стройке не затихает. Вспыхивают яркие огни прожекторов, торопятся к объектам бетоновозы, над ку зовами которых колышемся легкий парок. В. ТЕСЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz