Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
ОБ СУЖ Д АЕМ ПР ОЕК Т ЦК К П СС О РЕФОР М Е Ш К ОЛЫ ИЗ ПА СЫНКОВ— В ПАРТНЕРЫ О д н о й и з эффективных форм трудового обучения и воспита ния, отмечено в проекте, являются межшкольные учебно- производственные комбинаты. Уже несколько лет действует такой комбинат и в Липецке. Однако за все прошедшие го ды коллективу его так и не удалось добиться высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса. В чем причина? С этим вопросом мы обратились к директору УПК А. И. Пономареву, немало проработавшему в школе— как в сельской, так и в городской, — и которому с начала нынешнего учебного года поручено руководство комбинатом. — В школе я вел уроки тру да. Нелегкое это дело, посто янно приходилось ощущать полную свою зависимость от предприятий. От того, как скла дывались отношения с ними, впрямую зависела эффектив ность моих уроков. Только имея хорошо оснащенные ма стерские, материал для изго товления продукции, мог я со ставить программу каждого за нятия с ребятами, рассчитать по мелочам, продумать весь учебный процесс, начиная с четвертого и кончая восьмым классом. После этого ребята шли в учебно-производствен ный комбинат. Признаться, думал, и здесь по всем профилям организо ван вот такой же детально про думанный, производительный труд. Теперь вижу — ошибал ся. Работы предстоит много, и, честно говоря, большие на дежды возлагаю на предстоя щую реформу школы. Судя по проекту, ожидаются пере мены, необходимость которых остро ощутима и здесь, в ком бинате. Конечно, многое зави сит от нашего коллектива, от личной инициативы, настойчи вости. Но есть вопросы, кото рые решить можно, только опираясь на закон, определен ные правовые положения, ко торые, надеемся, будут разра ботаны. Больше всего нас волнуют отношения с предприятиями. Из-за их несовершенства мно го возникает трудностей, ме шающих осуществлению тру дового воспитания школьников. Об отсутствии тесного, де лового контакта говорит, на пример, тот факт, что из шестнадцати имеющихся у нас сейчас профилей далеко не все отвечают потребностям города в кадрах. Конечно, сказался здесь и облегченный подход к делу со стороны бывшего ру ководства УПК, горисполкома. Но и с другой стороны по смотреть — так ли уж остро нужны НАМК специалисты АСУ, чтобы для этого специ ально открывать целый цех на комбинате? Большое число старшеклассников - эле к т р и- ков «привязали» к НЛМК, хо тя известно — на это произ водство из-за возрастных ог раничений их не допустят. А вот на стройке они вполне мо гут монтировать электропровод ку в квартирах, нужны там такие кадры. Надо строже, внимательнее относиться к под бору профилей Для УПК, пря мо увязывать их с потребно стями в кадрах того или иного предприятия. Работа эта требу, ет большей гибкости, опера тивности; УПК должен знать, в каких кадрах будет нуждать ся каждое предприятие города в ближайшие два-четыре года. Пойдем дальше. Определить профиль — это для нас пол дела. Надо его открыть, а для этого нужен и цех, оборудован ный на уровне современного производства, и мастера — на ставники ребят, опытные, уме ющие найти к каждому из них особый подход. Этим должно заниматься предприятие. Но хо зяйственники такой цех в УПК рассматривают как обузу, не имеющую никакого отношения к основному производству. Не можем мы пока организовать в стенах комбината производи тельный труд, потому что нет ни одного предприятия, кото рое бы всем необходимым обеспечило с в о й цех. А какая неразбериха с ма стерами! По опыту своему дав нему знаю; придешь один к руководству просить мастера— уйдешь ни с чем. Теперь беру подкрепление: парторга, про форга. И все равно частенько дают не тех людей, которые могут воспитать достойную рабочую смену, а тех, кто по разным причинам не удовлет воряет производство. Спохва тишься потом, да поздно... Или такой факт. Разные пред приятия и разную заработную плату определяют мастерам. Вот и выходит, что у нас, например, четыре мастера ве дут специальность автослеса рей, и все с разными оклада ми. Надо оборудовать кабинет — кивают друг на друга; «Ты, мол, получаешь больше, так, давай, шевелись». Спросить с них одинаково я уже не могу. Нет у директора УПК и фонда своего для поощрения масте ров, не предусмотрены льготы для них. Одно предприятие оформляет своего посланника как мастера, другое — как ра бочего. В одном случае идет педагогический стаж, в другом — нет. В разных они профсо юзных организациях состоят... Что там перечислять, хлопот лишних* мешающих возникает много. Комбинат должен обла дать большей самостоятель ностью в подборе кадров и не сти ответственность за них, ра ботать с ними. Имея в виду все сказанное, хочу предложить следующие дополнения к проекту. 1. Профиль, открытый в УПК, должен быть структурным под. разделением предприятия, ко торое несет за него полную от ветственность. 2. Предприятие обязано обес печить бесперебойную загру женность учащихся производи тельным трудом в УПК и на самом предприятии. 3. Следует для работников комбината выработать единое положение, при котором они имели бы соответствующие пра ва и льготы — или как учи теля, или как мастера. Имеет, ся в виду «централизация» ма стеров под началом УПК. 4. Необходима централиза ция средств базовых предприя тий на спецсчете в УПК (сей час на нем только незначитель ные суммы, которые заработа ли учащиеся). На спецсчете сделать разделение по профи лям, которые при производи тельном труде будут, несом ненно, давать прибыль — источ ник улучшения материальной базы комбината, разнообраз ных поощрительных мер для учащихся. Беседу записала Т. СПАССКАЯ. ТРУД, НЕОБХОДИМЫЙ О Б Щ Е С Т В У В липецкой школе № 45, где учатся мои дети, недавно состоялось родительское соб рание, посвященное обсуж дению проекта школьной ре формы. Продолжая начатый на собрании разговор, мне бы хотелось поделиться свои ми мыслями по этому воп росу. , Несомненно, что реформа, проект которой предлагает наша партия, жизненно не обходима. Так, трудовое вос питание в школе до сих пор осуществляется, если сказать прямо, — формально. И здесь нет особой вины шко лы. Просто так построена программа, что наши дети не могут глубоко и по-настоя щему ценить сделанное свои ми руками, уважать труд во всех его проявлениях. На уроках школьники за нимаются изготовлением ма лозначимых вещей, которые заведомо никому не нужны. Часто бывает и так, что ра ботать ребятам нечем и не с чем, не хватает материала, инструментов. Какая же ра дость от такого труда? Всецело поддерживаю и одобряю строки проекта в разделе четвертом, где запи сано: соединение обучения с производительным трудом предполагает включение уча щихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необхо димый обществу, Я понимаю, для этого не обходима материальная база. Вез нее наш разговор так и останется только разговором. Необходимо избавить школу от унизительной роли проси теля перед шефами. Для это го планирующим органам следует предусматривать и закладывать в сметы пред приятий фонды на материа лы и оборудование для школ. Школьные же мастерские — распоряжениями соответ ствующих органов — долж ны стать цехами заводов и фабрик, где ребята изготав ливали бы игрушки, различ ные полезные предметы для школы, детского сада, для дома и т. д. Школа нуждает ся в опытных, любящих и хо рошо знающих свое дело учителях-трудовиках. Дума ется, соблюдение этих требо ваний поможет лучше гото вить наших детей к самосто-* ятельной жизни. Г. КАКОВКИНА, депутат Советского районного Совета г. Липецка. ОТКРЫТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПОРТЗАЛ При ГПТУ № 23 г. Липецка открылся спе циализированный зал бокса. В нем одновре менно могут тренироваться около 80 спорт сменов. На днях в новом спортивном сооружении состоялись соревнования — первенство обла сти среди боксеров ДСО «Трудовые резервы». В них приняли участие 90 атлетоз учебных заведений системы профтехобразования обла сти и гости из Мичуринска. Командное первенство завоевали боксеры ГПТУ № 23 (тренер В. Курышин). Вторыми призерами стали спортсмены из елецкого ГПТУ № 25 (тренер Ю. Оборотов). Третье место у команды ТУ № 2 (г. Елец). Победители и призеры награждены дипло мами и ценными подарками. На снимке: победил сильнейший. А. ПИВОВАРОВ. КОР М ОЦЕХ НА ДО МУ Выпуск котлов для приго товления корма домашнему скоту и птице налажен на тольяттинском заводе «Волго- цемтяжмаш». Компактная установка высо той чуть больше метра совме щает котел и топку. Емкость запаривателя 60 литров. В нем можно приготовить корм из картофеля, свеклы, тыквы, зерна. Для размещения установки не требуется большой площа ди. Топливо может быть раз личным — от дров до камен ного угля. В этом году толь- ятгинские машиностроители выпустят десять тысяч таких изделий. (Корр. ТАСС). Н ОВОЕ В ПРАК Т И К Е ВС ТР ЕЧ Н ОГО П ЛАНИ РОВА Н И Я О ПОРЯД К Е РАЗРАБО ТК И , УЧЕТА И СТИМ УЛИ РОВАНИ Я ВЫПОЛНЕНИЯ ВСТРЕЧНЫХ ПЛ АНОВ И СО Ц И АЛ И СТИ ЧЕСК И Х ОБЯЗАТЕЛ ЬСТВ ТРУД ОВЫХ КОЛЛЕК ТИ ВОВ ПО Д ОПОЛ НИ ТЕЛ ЬНОМ У ПОВЫШ ЕНИЮ ПРО И ЗВО Д И ТЕЛЬНОСТИ ТРУД А И СНИ Ж ЕНИЮ СЕБЕСТО И М ОСТИ ПРОД УК Ц И И , ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИ И С РЕШЕНИЯМ И Д ЕК АБРЬСК О ГО (1983 г.) ПЛ ЕНУМ А Ц К К П С С --------------------------- ----------------- :----------- -------------------------------------—------- В соответствии с решением декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, оценками и выводами, изложенными в выступле нии Генерального секретаря ЦК КПСС тоз. Ю. В. Андропова, трудовые коллективы страны принимают встречные планы и социалистические обязательства по дополнительному повы шению производительности труда и снижению себестоимости продукции. Госплан СССР, Госкомтруд СССР, Минфин СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС 19 января 1984 года приняли разъяснение о порядке разработки, учета и стимулирования выполнения встречных планов и социалистических обязательств трудовых коллективов по дополнительному повышению производитель ности труда и снижению себестоимости продукции^ приня- тит -я г п п т г й т г т ВИИ С пошрниами Аркабпьгкого (1983 г.) Пле нума ЦК КПСС. 1. Обязательства по допол нительному (сверх годового плана) повышению производи тельности труда и снижению себестоимости продукции (зат рат, издержек обращения) включаются в принимаемые трудовыми коллективами встречные планы или социали стические обязательства. Указанные дополнительные обязательства формируются на основе встречных планов и социалистических обязательств, принятых рабочими, коллекти вами бригад, участков, цехов, отделений, ферм, звеньев и других производственных под разделений. Для обеспечения выполне ния указанных обязательств производственные объедине ния, предприятия, колхозы, совхозы, хозяйственные орга низации, бюджетные учрежде ния и организации разрабаты вают мероприятия по эконо мии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, по увеличению выпуска продук ции и улучшению других про изводственных показателей, способствующих повышению производительности труда и снижению себестоимости про дукции (работ, услуг), а также сокращению других расходов. 2. При принятии трудовым коллективом обязательств по дополнительному повышению производительности труда об щий рост производительности груда определяется путем уве личения утвержденного плано вого задания на величину принятого обязательства. На пример, если предприятию на 1984 год установлено плановое задание по росту производи тельности труда й размере 104,2 процента и трудовым коллективом принято обяза тельство по дополнительному повышению производительно сти труда на 1 процент, то общий рост производительно сти труда на 1984 год будет составлять 105,2 процента (104,2+1). 3. При принятии трудовым коллективом обязательств по дополнительному снижению себестоимости (затрат, издер жек обращения) сумма допол нительной экономии определя ется: предприятиями и организа циями, которым утверждается план по себестоимости, — ис ходя из планового предельного уровня затрат на 1 рубль про дукции (работ, услуг) или се бестоимости единицы продук ции (работ, услуг), объема продукции (работ ,услуг) на 1984 год и размера принятого в обязательствах дополнитель ного снижения себестоимости в процентах. Например, если предельный уровень затрат по плану на 1984 год установлен в размере 82,6 копейки, объем товарной продукции в дейст вующих ценах — 11.200 тыс. рублей и коллективом приня то обязательство по дополни тельному снижению себестои мости на 0,5 процента, то раз мер дополнительной экономии составит 46,3 тыс. рублей (11200x0,826x0,5:100); предприятиями и организа циями, которым не утвержда ется задание по себестоимости продукции (затратам, издерж кам обращения), — исходя из общей суммы себестоимости всей продукции (работ, услуг), учтенной при утверждении на 1984 год плана прибыли, и принятых обязательств по до полнительному снижению се бестоимости (затрат, издержек обращения) в процентах. 4. Принятые трудовыми кол лективами обязательства 'по дополнительному повышению производительности труда и снижению себестоимости про дукции (затрат, издержек об ращения) не включаются в по казатели плана, утвержденные на 1984 год производственно му объединению, предприя тию и организации. 5. Для учета фактически полученной экономии от сни жения себестоимости продук ции (затрат, издержек обра щения) сверх запланированно го уровня на производствен-, ном объединении, предприятии и организации открывается специальный (забалансовый) счет «Экономия от сверхпла нового снижения себестоимо сти». Сумма фактически полу ченной экономии от снижения себестоимости продукции (зат рат, издержек обращения), рассчитанная по методике, принятой для оценки выполне ния задания по себестоимости продукции, отражается на указанном счете. Счета эконо мии открываются также и для производственных единиц, цехов, бригад и отдельных ра бочих. Фактическая экономия от сверхпланового снижения се бестоимости продукции (зат рат, издержек обращения) на специальных счетах отражает ся нарастающим итогом с на чала года в сопоставлении с принятыми трудовым коллек тивом обязательствами. 6 . Стимулирование произ водственных объединений, предприятий и хозяйственных организаций, принявших встречные планы по повыше нию производительности труда и снижению себестоимости продукции, осуществляется применительно к порядку, пре дусмотренному пунктом 3 по становления ЦК КПСС и Сове та Министров СССР от 30 де кабря 1983 г. № 1248 «О ме рах по Дальнейшему развитию инициативы трудовых коллек тивов в разработке и выполне нии встречных планов»: при выполнении встречных планов, принятых к годовым планам, показатели которых утверждены на уровне ниже пятилетнего плана, дополни тельные отчисления в фонд материального поощрения про изводятся по плановым норма тивам, увеличенным в преде лах до 1,5 раза. Конкретные размеры увеличения нормати вов отчисления в фонд мате риального поощрения производ ственных объединений, пред приятий и хозяйственных орга низаций устанавливаются вы шестоящими организациями по согласованию с соответствую щими профсоюзными органа ми с учетом степени напря женности встречных пла нов; при недовыполнении встречных планов, но перевы полнении утвержденного годо вого плана дополнительные от числения в фонд материально го поощрения производятся по плановым нормативам. Размер увеличения норма тивов отчислений в фонд ма териального поощрения за вы полнение встречных планов, превышающих задания пяти летних планов, устанавливается в соответствии с действующим порядком стимулирования. Увеличение фонда социаль но-культурных мероприятий и жилищного строительства осу ществляется в установленном порядке. В производственных объеди нениях, на предприятиях и в хозяйственных организациях, которым показатель роста про изводительности труда не ус тановлен в качестве фондооб разующего, увеличение фонда материального поощрения при принятии ими встречных пла нов по сверхплановому по вышению производительности труда производится за каж дый пункт прироста указанно го показателя по сравнению с плановым заданием, установ ленным на 1984 год. В случае выполнения и перевыпол ния встречных планов по повыше нию производительности труда фонд материального поощре ния увеличивается по нормати ву в размере 0,75 процента фонда материального поощре ния по плану на 1984 год, а при недовыполнении встреч ных планов, но перевыполне нии утвержденного годового плана — по нормативу в раз мере 0,5 процента указанного фонда. Дополнительные отчисления в фонды поощрения производ ственных объединений, пред приятий и хозяйственных ор ганизаций, принявших встреч ные планы по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции (затрат, издержек обращения), производятся за счет и в пределах сверхплано вой прибыли (снижения пла новых убытков) или за счет централизованных резервов по этим фондам, образуемых вы шестоящими организациями. Дополнительные средства, направляемые в фонд матери ального поощрения производ ственных объединений, пред приятий и хозяйственных орга низаций за перевыполнение плана 1984 года по росту про изводительности труда и сни жению себестоимости продук ции, используются на увели чение размера премий работ никам, отличившимся в пере выполнении плана по указан ным показателям. 7. Руководители производст венных объединений, предпри ятий и организаций совместно с общественными^ организация ми мобилизуют трудовые кол лективы на выполнение приня тых встречных планов и со циалистических обязательств по повышению производитель ности труда и снижению себе стоимости продукции, прини мают меры по усилению кон троля за рациональным и эко номным использованием сырь евых, топливно-энергетических, трудовых и других ресурсов и обеспечивают своевременное доведение до трудовых кол лективов результатов выпол нения встречных планов и со циалистических обязательств по повшдению производитель ности труда и снижению себе стоимости продукции, использу ют их в массово-политической работе и наглядной агитации. 8 . Встречные планы и соци алистические ' обязательства, принятые производственными объединениями, предприятия- • ми и организациями, включа ются во встречные планы и социалистические обязательст ва министерств и ведомств, а также союзных республик, ав тономных республик, краев и областей. 9. ЦСУ СССР до 15 марта 1984 года обобщает принятые встречные планы и социали стические обязательства по дополнительному повышению производительности труда и снижению себестоимости про- ' дукции (работ, услуг) и еже квартально докладывает об итогах выполнения принятых обязательств. 10. Доведение настоящего порядка разработки, учета и стимулирования выполнения встречных планов и социали стических обязательств трудо вых коллективов по дополни тельному повышению произ водительности труда и сниже нию себэстоимости продукции до подведомственных произ водственных объединений, предприятий и организаций осуществляется министерства ми и ведомствами СССР и Со ветами Министров союзных республик. («Экономическая газета» № 5, 1984 г.). Р ЕШЕНИЯ декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС явились мощным стимулом дальнейше го развития творческой активно сти трудящихся, энергичного поиска резервов. Трудовые кол лективы сейчас принимают встречные планы и социали стические обязательства, в ко торых на оейове тщательного анализа имеющихся возможно стей определяются новые, бо лее высокие рубежи прежде всего по сверхплановому по вышению производительности груда на один процент и сни жению себестоимости продук ции на 0,5 процента. 19 января 1984 года Госплан СССР, Госкомтруд СССР, Мин фин СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС приняли разъяснение о поряд ке разработки, учета и стиму лирования выполнения встреч ных планов и социалистических обязательств трудовых кол лективов по дополнительному повышению производительности труда и снижению себестои мости продукции. Редакция «Труда» попросила рассказать об этом заведующего отделом заработной платы и экономи ческой работы ВЦСПС В. Н. Шуруева. — Встречные планы и социа листические обязательства, как известно, можно брать по различным показателям хозяй ственной деятельности. В разъ яснении, принятом Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС, речь идет о двух важ нейших показателях — допол нительном повышении произ водительности труда и сниже нии себестоимости продукции. На основе встречных планов и социалистических обязательств, принятых рабочими, коллекти вами бригад, участков, цехов, отделений, ферм, звеньев, фор мируются встречные планы и социалистические обязательст ва производственных объеди нений и предприятий промыш ленности, строительства, тран. спорта, сельского хозяйства и других отраслей. Важная осо бенность встречных планов и социалистических обязательств состоит в том, что они долж ны разрабатываться за счет изыскания и использования внутренних резервов. — Включаются ли принятые трудовыми коллективами встречные планы в утвержден ные предприятиям годовые за дания? — Нет, не включаются. На помню, что они сообщаются вы шестоящим органам, но ут верждению ими не подлежат. Здесь, однако, возникает еще такой вопрос; что означает один процент повышения произво- ИНИЦИАТИВА ПООЩРЯЕТСЯ Встречные планы и социалистические обязательства! разработка, учет, стимулы дительности труда сверх годо вого плана? Вот, скажем, уста- ноалено предприятию плановое задание по росту производи тельности труда на 1984 год— 105 процентов. Трудовой кол. лектив решил повысить произ водительность труда еще на один процент. Значит, общий рост должен составить 106 процентов. Почему нГа этом, казалось бы, очевидном расчете приходится останавливаться столь подроб но? Да потому, что некоторые заводские экономисты приме няют совсем другую методику. Они исчисляют один процент от пяти процентов. Но речь идет не об этом.. — А как производится ра счет дополнительного снижения себестоимости продукции на поллроцента? — Здесь выделим две катего рии предприятий — те, кото рым утверждается годовой план по себестоимости продукции, и ге, которым такое задание не утверждается. В первой груп пе предприятий сумма допол нительной экономии, которую обязуется получить коллектив, определяется следующим обра зом. Например, предприятию на 1984 год установлен плановый предельный 'Уровень затрат на один рубль товарной продук ции (работ, услуг) в размере 80 копеек. Общий плановый объ ем товарной продукции в дей ствующих ценах — 10 мил лионов рублей. Таким образом, плановая себестоимость — 8 миллионов рублей. Коллектив решил дополнительно снизить ее на полпроцента. Значит, на до получить дополнительную экономию в размере 40 тысяч рублей (8 миллионов умножа ются на 0,005). Теперь о предприятиях вто рой группы. Им не утверждает ся задание по себестоимости продукции. Однако общая сум ма себестоимости всей продук ции (работ, услуг) в любом слу чае известна. Ибо на основа нии э т о й суммы разрабатыва ется и утверждаете# годовой план по прибыли. Размер до полнительной экономии должен составить полпроцента от этой себестоимости. — Как же учитывается фак тически полученная экономия от снижмия себестоимости про дукции сверх плава? — Для этого на предприятии должен быть открыт специаль ный счет. Он так и называет ся «Экономия от сверхпланово го снижения себестоимости». Этот счет еще именуется «за балансовым». То есть речь идет о том, чтобы экономия по обя зательствам была выделена от дельной строкой в балансе до ходов и расходов. Ведь как нередко бывает? Добился коллектив экономии, скажем, металла или электро энергии, показывает эту эко номию во всех отчетах, а ре- альной-то экономии нет. Пото му, что все сбереженное «съел» перерасход других ма териалов , различные штрафы и 'г. д. Вот почему очень важ но считать все расходы и вы являть реальную суммарную экономию. Этот счет должна вести фи нансовая служба предприятия. Причем общая экономия скла дывается из экономии, получен. н о й различными подразделе ниями, при обязательном под тверждении каждой цифры со ответствующими документами. Счета экономии — коллектив ные и индивидуальные — от крываются также и для произ водственных единиц, цехов, бригад и отдельных рабочих. Заводские службы призваны постоянно заниматься этими счетами, обеспечить достовер ный учет расходов всех видов ресурсов. Очень важно регу лярно анализировать фактиче скую экономию от сверхплано вого снижения себестоимости продукции (экономия должна фиксироваться на специаль- ных^ счетах нарастающим ито гом с начала года) в сопостав лении с принятыми трудовым коллективом обязательствами. Каждая бригада, участок, цех должны постоянно знать —вы полняют ли они встречный план по этому показателю, от стают ли. от намеченных рубе жей, какие нужны меры, что бы наверстать упущенное. Для оперативного учета и анализа выполнения встречных планов и обязательств следует исполь. зовать современную вычисли тельную технику. ЦСУ СССР поручено до 15 марта 1984 года обобщить принятые встречные планы и социалистические ‘ обязательст ва по дополнительному повы шению производительности труда и снижению себестоимо сти продукции и ежекварталь но докладывать об итогах вы полнения принятых обяза тельств. — Как поощряются коллек- ' тивы производственных объеди нений, предприятий, приняв шие встречные планы по по вышению производительности труда и снижению себестоимо сти продукции? — Стимулирование этих кол лективов осуществляется в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 декабря 1983 го да «О мерах по дальнейшему развитию инициативы трудовых коллективов в разработке и выполнении встречных планов». Рассмотрим такую ситуацию. Предприятию утверждено го довое задание, показатели ко торого ниже, пятилетнего пла на. Коллектив взял встречный план на 1984 год и выполнил его. В этом случае дополни, тельные отчисления в фонд ма териального поощрения произ водятся по плановым нормати вам, увеличенным до 1,5 раза. Конкретные размеры увели чения нормативов устанавлива ются вышестоящими организа. циями по согласованию с соот ветствующими профсоюзными органами с учётом степени нап ряженности встречных планов. Если же встречный план реа лизован не полностью, но ут вержденный годовой план пе ревыполнен, то отчисления в фонд материального поощре. ния производятся по обычным плановым нормативам. Иное дело, если встречный, принятый к годовому плану, превышает задание пятилетнего плана на 1984 год. В этом слу чае нормативы устанавлива ются в соответствии с дейст вующим порядком стимулиро вания. Однако есть и такие произ водственные объединения, предприятия и хозяйственные организации, которым показа тель роста производительно сти труда не установлен в качестве фондообразующего. Как же в этом случае увели чивается фонд материального поощрения при принятии кол лективом встречного плана по этому показателю? Фонд уве личивается за каждый процент сверхпланового прироста про-и изводительности труда в раз* мере 0,75 процента планового фонда материального поощре ния. При недовыполнении встречных планов, но перевы полнении утвержденного годо вого плана по этому показате лю фонд увеличивается в раз* мере 0,5 процента. В установленном порядке увеличивается соответственно и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Что же касается социалисти ческих обязательств, то стиму лирование их выполнения осу ществляется по одинарному нормативу. Дополнительные отчисления в фонды поощрения произво дятся за счет и в пределах сверхплановой прибыли (сни жения плановых убытков) или за счет резервов, централизо ванных фондов вышестоящих организаций. Дополнительные средства, направляемые в фонд матери ального поощрения, использу ются на увеличение премий работникам, отличившимся в перевыполнении плана по ро сту производительности труда и снижению себестоимости про дукции. — Не могли бы Вы приве сти конкретный пример?* — Попробую. Коллектив мо сковского завода АТЭ -1 при нял встречный план на 1984 год по пяти показателям, в том числе по дополнительному повышению производительности труда на 1,1 процента. Выпол нение этого встречного плана даст возможность увеличить поощрительные фонды на 264 тысячи рублей. Если эти день ги будут заработаны, а в этом мы уверены, то они пойдут на премирование рабочих, ре шение социальных вопросов. Итак, созданы очень благо приятные условия для широко го развития встречного плани рования. Реализовать эти воз можности на практике, моби- лизоврть трудовые коллекторы на принятое и выполнение встречных планов, оказывать им непосредственную помощь— такова задача, стоящая сегод ня перед профсоюзными орга низациями и хозяйственными органами. (Газета «Труд», № 25, 1984 г-)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz