Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
тятт т мм к н ви Д Н Е В Н И К И С К У С С Т В ТЕАТР В ДВУХСОТЫЙ в я з «Согласитесь, это очень любопытно в новогодние дни прийти в театр и почувство вать себя в сказке. Милой, немножко взъерошенной н в чем-то удивительно похожей на наш прекрасный мир», — так 9 января 1979 года пи сала наша газета в первой рецензии на декабрьскую премьеру спектакля по пье се А. Арбузова «Сказки ста рого Арбата» в Липецком драматическом театре. И вот шесть лет спустя, в канун Нового года первые зрители спектакля и его но вые поклонники были при глашены на двухсотое пред ставление этого добро го, трогательного спек такля, где комедия перепле тается с драмой, приобретая оттенок едва уловимой свет лой грусти. Долголетие этой постанов ки, неиссякаемый интерес к ней зрителей — самое авто ритетное свидетельство ее вы сокого художественного уро вня. С течением времени спе ктакль шлифовался, уточня лись нюансировки каждого образа. Где бы ни выступали артисты с показом этого ар- бузовского исповедального рассказа о людях театра — на сельских сценических под мостках, на стационарной сцене или в тех городах, где в последние годы гастроли ровал коллектив, — везде встречали самый теплый зри тельский прием. Спектакль заслужил высо кие оценки критики. В спектакле заняты акте ры разных поколений: заслу женные артисты РСФСР М. Соболев и Г. Бессчетной играют стариков Балясиикова и Блохина, В. Зябкин и Т. Фирсова — Кузьму и Вик- тошу... Они составили инте ресный, очень ровный, еди ный ансамбль. Исполнители хорошо понимают арбузов- ский юмор с его изяществом полутонов и емкостью под текстов, говорилось в откли ках на спектакли. Более 150 ролей сыграл в долгой н счастливой актер ской жизни замечатель ный мастер сцены, старей ший актер нашего театра, заслуженный артист РСФСР М. Соболев. Среди самых крупных и любимых его ра бот —старый мастер-ку кольник Балясников. Испол нение М. Соболевым этой ро ли согрето личным жизнен ным опытом, здесь отрази лись взгляды актера на тво рчество, его художнические мечтания и поиски. Художе ственная убедительность ре шения образа главного героя М. Соболевым столь велика, что сегодня липецкому зри телю просто трудно предста. вить себе другого Балясни- кова. Актриса Т. Фирсова дебю тировала на липецкой сцене в роли ВикГоши. Сегодня в ее репертуаре много интерес ных многоплановых ролей, но по-прежнему милая, обаяте льная Виктоша — первая в их ряду. И заслуженный артист РСФСР М. Соболев, и актри са Т. Фирсова играли в день первого представления «Ска зок старого Арбата», и пото му, поздравляя весь постано вочный коллектив, мы особо отмечаем первых исполните лей, режиссера-постановщи- ка, заслуженного деятеля ис кусств РСФСР В. Пахомо ва,, художника А. Нестерова. Им, в первую очередь, были адресованы и аплодисменты в знаменательный вечер — еще одно признание зрите лей в любви, Г. МИХАЙЛОВА. НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Сказки старого Арбата». Фото В. Базылева. В ВЫ С ТА ВО ЧН О М ЗА Л Е Фотолюбители- ИСКРЕННОСТЬ МЫСЛЕЙ И ЧУ ВСТВ Большой интерес у лип чан вызывает действующая в эти дни в Липецке област ная выставка самодеятель ного изобразительного и де коративно-прикладного ис кусства. Проходящая в рам ках Всесоюзного смотра, посвященного 40-летию По беды, она включает в себя лучшие произведения, ото бранные на предварительных районных и городских вы ставках. Более 500 работ 170 авторов. Уже с порога зритель по падает в атмосферу яркой праздничности. Своеобразие экспозиции обусловлено ее темой. Величие духа совет ского человека, дорогой це ной отстоявшего право на жизнь, благодарная память о тех, кто не вернулся с полей сражений, активный протест против войны, ра дость мирного труда, красо та человека и земли — вот мотивы произведений, опре деляющие глубокую содер жательность, оптимистиче ский, жизнеутверждающий характер выставки. Другой ее особенностью является декоративная красочность, восходящая к традициям на родного искусства. Есть и еще одно качест во, сообщающее выставке особое обаяние: искренняя увлеченность участников искусством. Каждый экспо нат — материализованная частица души, его стремле ния выразить языком ис кусства сокровенные мыс ли и чувства. Здесь не встре тишь работ вялых и пустых, все они отличаются яс ностью замысла, завершен ностью. Есть авторы, которых по праву рассматривать в рамках про фессионального * искусств а. Другие работают как люби тели, что, впрочем, не ума ляет художественной цен ности их труда. Значительная часть про изведений непосредственно отражает тему войны. В разных жанрах и разными средствами раскрывают ее художники. Воспоминаниями о , бое вых товарищах, о сраже ниях навеяны картины вете ранов войны, пенсионеров А. И. Самошина и И. П. Ми чурина. Непоколебимое му жество советских бойцов вы ражает в работе «Их оста валось только трое» С. В. Викулин. В большой карти не инженера Н. И. Володина «Война», изображающей морское сражение, напря- * женное цветовое сочетание сообщает драматизм ситуа ции, обнажает трагическую сущность войны — смерть. Тишина сельского кладби ща со скромным памятни ком погибшим воинам и рос сыпью красных звездо чек на могилах павших — таков сюжет простой, но глубоко волнующей работы «Хотят ли русские войны?» пенсионера Н. П. Лелявина. В экспозиции представ лена обширная галерея портретов. Авторы стекло дув елецкого завода «Эль- та» А. А. Назаров, худож ник-оформитель из Чап лыгина П. Е. Веселкин, мо лодой художник М. А. Трин- ченко и многие другие стре мятся раскрыть сложный внутренний мир людей, вы несших на своих плечах войну. Привлекают внима ние работы Н. Г. Рожнова — портрет Героя Советско го Союза Ю. Н. Петелина и «Портрет брата». Тему войны успешно ре шают самодеятельные ма стера и в «тихом» жанре натюрморта. В основном композиции составлены из предметов — атрибутов во енного времени: оружие, планшет, фляжка, старая фронтовая фотография. Та ковы работы пенсионерки Н. П. Мудраченко «Память». М. В. Кеменова «Память Серьезные раз мышления о жизни, смысло вая наполненность каждой детали отличают диптих «Доблесть народа» препо давателя ЛПИ А. В. Алдк- нина. Темы войны, Победы, за щиты мира прозвучали так же в декоративно-приклад ном творчестве. Глубокие впечатления оставляют вы шитая композиция бухгал тера В. Т. Трубицыной «Пар тизаны», которую так и хо чется назвать картиной, а также произведения, выпол ненные в технике выжига ния по дереву, пенсионера А. И. Потрошкова из с. Пуш кино Добринского района. В образ Родины слагаются пейзажи, запечатлевшие лю бимые сердцу места. Очень индивидуально, но всегда по этично, тепло, ярко перено сят художники на свои по лотна красоту окружающего мира, стремясь воссоздать трепет жизни во всем ее многообразии. К лучшим от носятся пейзажи художни- ка-оформителя из с. Стано вое А. Ф. Соловьева, дирек тора Больше-Боевского До ма культуры Долгоруков ского района Н. Ф. Боева, руководителя народной изо студии Чаплыгинского РДК Л. П. Кузовлева, ветеранов войны, инженера завода «Центролит» В. И. Удачина и пенсионера из Данкова Н. А. Игонпша. Большое внимание уде ляют самодеятельные авто ры сложному жанру портре та, пытаясь донести до зри теля многогранность нату ры, дать психологическую характеристику образа, уло вить тонкие нюансы настрое ния. Наиболее интересны работы пенсионера Д. И. Толчеева, инженера В. Н. Кадаева, ельчанина В. Я. Судавого, преподавателя ЛПИ Н. С. Денисова. Многие художники рабо тают в широком диапазоне. Например, инженер трубного завода М. А. Ржанников не только создает само бытные, исключительно де коративные живописные портреты, пейзажи, сюжет ные картины, но и пробует свои силы в декоративно- прикладном искусстве, кото рое также богато представ лено в экспозиции. Безуко ризненны по технике испол нения и вкусу вязаные и вышитые изделия судмед эксперта Г. В, Орловой, Е. Р. Климовой, учителя Т. И. Числовой, жительни цы с. Екатериновка Добров- ского района М. В. Мигу- новой. Выразительной пла стикой и добрым юмором привлекают глиняные иг рушки-свистки гончаров И. Ф. Гункина и И. К. Пу- стовалова. Много выдумки, поэтичности, кропотливого труда в сказочной «Птице счастья» (мозаика из зерен) инженера НЛМК 3. И. Агар ковой. Всего, что впечатляет на этой выставке, не перечесть. Да и трудно передать сло вами то, что предназначе но для глаз и чувств. Конечно, эта выставка, прежде Есего, итог двухлет него труда самодеятельных художников. Но, несомненно, она и показатель работы с авторами областного науч но-методического центра на родного творчества район ных отделов культуры, Меж союзного Дома ■ самодея тельного творчества. В по вышении мастерства худож- ников-любителей ощутимую помощь оказывают члены Липецкой организации Сою за художников. Большую роль в развитии самодеятельного художест венного творчества играют клубы художннков-любите- лей и изостудии, в которых люди, объединенные одним увлечением, имеют возмож ность обмениваться опытом, получать квалифицирован ную поддержку. Примером может служить липецкий го родской клуб «Горизонт» Межсоюзного Дома само деятельного творчества. О творческой активности кол лектива свидетельствуют многочисленные выставки, участие в областных и все союзных смотрах. Эту выставку самодея тельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства можно смело на звать смотром народных та лантов. Она — неоспоримое доказательство огромного стремления к творчеству са мых широких масс трудя щихся, их возрастающих ду ховных потребностей. Т. НЕЧАЕВА, заведующая выставоч ным залом, искусствовед. НА СНИМКАХ: произве дения самодеятельных авто ров, представленные в экс позиции: «Маленькая худож ница» — В. Я. Судавый; «Портрет брата» — автор Н. Г. Рожнов; в выставоч ном залег. Фото В. Кулика, А. Шурова. юбилею В Липецком Дворце куль туры профсоюзов в канун Нового года открылась об ластная фотовыставка, по священная 40-летию Побе ды. Содержательную, весьма обширную экспозицию, пред ставляющую работы различ ных клубных объединений, открывает своеобразная портретная галерея ветера нов воцны. И это по-своему символично: это благодарная дань памяти тем, кто от стоял свободу ,и независи мость Родины, кто и сегод ня является примером без заветного служения партии, народу. В книге отзывов вы ставки по праву названы в числе лучших работы одно го из старейших в области фотолюбителей Г. Костыле ва «На 91-м (портрет И. Д. Папанина)», «Ветераны стра ны моей», Н. Ткаченко «Ге рой Социалистического Тру да—Куприянов», В. Кулика «9 Мая» и другие. Разнопланово, интересно работают члены < липецкого клуба «Мгновение». Во многих произведениях ощу щается стремление авторов рассказать о человеке, со бытии по-своему, неординар но, передать индивидуаль ный характер героял Особен но этот поиск заметен в работах В. Кулика «Здрав ствуй, сестричка!», «Ровес ник века», А. Селифонтье- ва «Май, 1984 г.», В. Лукь янова. Активное участие в обла стном смотре приняли чле ны клуба «Елец». Подолгу стоят -зрители перед работа ми Н. Евсегнеева, окрашен ными теплым лирическим юмором, «Мой друг — фото граф», «Проводы в армию», «Рыбачок», * пейзажами С. Иванова, тонко передаю щими красоту родного края. / Юбилейная экспозиция хорошо продумана, ,в нее включены фотографии, раз носторонне рассказывающие о жизни нашего современ ника: о радости его повсед невного труда, учебе, отды хе, чсчастье материнства, светлом мире наших детей. Значительное событие в культурной жизни областно го центра — эта юбилейная выставка. Жаль только, что ее организаторы недоста точно позаботились о рекла ме. Л. ИВАНОВА творчество отце», можно Ж Д И Т Е П И С ЕМ РЕПОРТАЖ „.Мягко шлепнулся на стол очередной мешок, пря мо в углубление, выстлан ное металлической сеткой. Разноцветные лоскутки но вогодних открыток хлыну ли из него водопадом, за открытками потекли пись ма, следовавшие с несколь ко меньшей скоростью, кви- точки денежных переводов. пик». Если в обычный день через сортировочный узел Липецкого почтамта прохо дит 200—210 тысяч писем, то сейчас их число доходит до миллиона. — Трудно? — спрашиваю Зинаиду Гавриловну. — Мне — радостно. В каждом деле есть свой «высший пилотаж». У скром ных работниц почты тоже. В их профессии четкость и точность действий обяза тельны так же, как, ска жем, у тех, кто собирает сложные приборы. Стиль, за данный ветеранами* опреде ляет многое для всего поч тамта. О профессиональном аЕторитете коллектива гово рит такой, например, факт: Москва пересылает в Ли пецк всю почту, идущую на область. Вообще-то сорти ровка должна производить ся в Москве, но там знают: в Липецке все будет сделано быстро и аккуратно. Для пе регруженных московских узлов связи это большое облегчение. I Круглые сутки, и даже в новогоднюю ночь. будут здесь сортировать, готовить к отправке по адресам пись-. ма с теплыми слоЕами позд равлений, В 00 часов пять минут проходит из Воронежа поезд на Ригу. Надо успеть отправить с ним почту в Бумажная гора, только что громоздившаяся моно литом. быстро таяла под ловкими руками Зинаиды Гавриловны Логачевой, бри гадира сортировщиц Липец кого почтамта. Открытки отдельно, письма отдельно, служебная и международная корреспонденция отдельно. Теперь сортировщицы раз ложат корреспонденцию по индексам на полочки-ячейки, и через два часа, как поло жено по графику, письма и открытки отправятся даль ше. У почтовиков примерно с 26 по 29 декабря — «час Это сказано от души. В 85-м исполняется 40 лет, как пришла сюда Зинаида Гавриловна молоденькой де вушкой. Тогда, в 45-м, пись ма были все больше с воен ными штемпелями, сложен ные треугольником. — Подержишь такое пись мо в руках, и думаешь, как рады ему будут родные сол дата: вот и войне конец, а наш отец, муж. брат — жи вой... ...Руки сортировщиц мель кают без устали. И вроде все получается у них без всяких усилий, как у жонг леров. Прибалтику. Тут уж не до загадывания желаний под бой курантов. Десять лет назад ново годнюю корреспонденцию почтамт заканчивал обраба тывать почти 10 января. А в прошлом году — второго. И в этом году, судя по тем пам, дело будет обстоять не хуже. Составлен продуман ный график движения по го роду шести машин, собира ющих «урожай» почтовых ящиков. Вместо трех рейсов в день, они делают по четы ре. Определены и наиболее оптимальные • маршруты следовария машин. Укрепле ны три самых круты х в го роде узла доставки—в рай оне автопарка, НЛМК н в центре города. Все 60 го родских отделений связи будут работать с нагрузкой, значительно превышающе^ обычную. Но они готовы к нагруз кам и перегрузкам и только одно просили непременно пе редать нашим читателям: ад рес на письме писать ясно, правильно. Тогда и письмо, и поздравление, которое вы старались сделать и краси вым, и теплым, придет точ но в срок. Л. КОСТЮКОВА. О Ч А Р О В А Н И Е РУССКОЙ ПЕСНИ Не много найдется ар- дили сложный и длинный тистов, которые всего путь всевозможных обрабо- за тринадцать дет професси- ток. Артистка же возвратила ональной работы стали бы им первоначальное звучание, обладателями самых почет- разумеется, при собственной ных титулов: лауреат респу- трактовке образного ряда, бликанского и Всесоюзного И вот уже мы встречаемся, конкурсов артистов эстрады, по сути, с новыми для нас международного фестиваля в яркими и впечатляющими Познани (ПНР), премия Ле- произведениями, нинского комсомола, звание Мне кажется, это сдела- заслуженной артистки респу- но продуманно: певице важно блики. Так чем же объяс- не только и, вероятно, не нить столь высокий успех столько в данном случае по- Жанны Бичевской, одержав- корить ум и сердце зрителей шей столько побед за отно- песней, сколько донести до сительно небольшой проме- него всю красоту и смысл ее жуток времени? Артистка изначального звучания, убе- называет себя собирательно- дить его в необходимости бе- цей и пропагандистом рус- речь и любить ее. ского музыкального фолькло. К сожалению, размеры ра. Она считает своей зада- газетной рецензии не позво- чей найти старинную русскую ляют проанализировать всю песню, сохранить ее в чисто- обширную программу кон- те и донести до современно- церта. Остановлюсь лишь на го зрителя всю ее красоту и некоторых песнях. В Каре- духовность. . лии актрисе удалось запи- — Нельзя допустить, что. сать старинный народный бы старинная русская народ- кант, как и все канты, не ная песня — основа русско- имеющий названия. Она не го музыкального искусства— полняет его без своей неиз- оказалась забытой, —сказа- менной гитары (которой, ла она, выступая с концер- кстати, прекрасно владеет), том во Дворце культуры ли- без микрофона, выходя дале- пецких металлургов. — Осо- ко на авансцену. Исполняет бо я обращаюсь к молодежи, удивительно просто, вполго- Если молодые люди сами за- лоса, местами — почти ше- поют те песни, которые се- потом. Но так искренне пе- годня услышат здесь, я счи- редает скорбь девушки, ее тала бы это для себя высшей плач о несчастной любви, что наградой. мы проникаемся глубоким Несомненно, важность де- сочувствием к ее рассказу, к ла, которому посвятила себя ее горю. В эти минуты оно и Жанна Бичевская, трудно пе- наше горе, наша скорбь... реоценить. Для нас, сегод- Но вот звучит другая нн- няшних. Для поколений гря- тонация — исполняется один дущих. Для всей русской из вариантов старинной сва- культуры. И в этом одна из дебной песни. Это уже диа причин ее успеха. Одна, но лог дочери-невесты и ее ма ке единственная. терн. Диалог трепетный, не когда широко известный обычно волнующий: ( с од- музыкальный деятель Мит- ной стороны —смущенная, рофан Ефимович Пятницкий растерянная, не знающая, в начале века создавал свой как держать себя девушка, а знаменитый хор (существую- с другой — суровая мать, Щий и ныне под названием сосредоточенная на одной хора имени Пятницкого), мысли — сбыть невесту с ядром его он сделал группу рук. Поэтому в мятущиеся певцов-подголосков, то есть реплики девушки то и дело не исполняющих одну какую- вклинивается жесткий речи- либо заданную партию, а вла- татив матери, поэтому и воз- деющих искусством свобод- никают образы совершенно ной импровизации. Именно разные, контрастные. Вока- их импровизации придали льные средства для этого особое обаяние, ту прелесть, отобраны настолько точно, которые так характерны для что образы приобретают ре русской песни. Так вот, Жан- льефные, зримые очертания, на Бичевская возрождает не они властно захватывают си. только старинную песню.'Она дящих в зале, возрождает и сложное нс- А вот и старинная шуточ- кусство свободной импрови- ная песня «Голубчик мой, зации, требующее тончай- Ванюша», записанная артист- шего музыкального чутья, кой в Воронежской области, певческой культуры, к со- В исполнении Жанны Би жалению, почти утраченное невской от нее, как говари- на нашей эстраде. вали в старину, на версту И происходит удивитель- распространяется дух весе- ное: даже в тех случаях, лой шутки, язвительной иро- когда исполняется знакомая нии, народной пересмешники, нам песня, она звучит по-но- тонко вырисовываются харак- вому, свежо, увлекательно и теры героев, проникает в самое сердце. Я так подробно рассказы- Вот какая метаморфоза про- ваю о чувствах, рожденных изошла на концерте с пес- концертом, чтобы читателю ней «Шумел камыш». Уж на стала ясной феноменальная что кажется известная песня способность актрисы к пол- —• не оторвешь от застолья, ной самоотдаче, глубочайше- Но актриса очистила ее от му проникновению в ткань нелепых напластований, от музыкальных произведений привычных ассоциаций, и во- которые позволяют ей стоящ зникла великолепная, рвущая убедительно воспроизводить душу трагическая миниатю- их образы и высокую духов- ра... Уверен, что в зале не ность народной песни. Что оказалось человека, который касается обращения актрисы не воспринял бы истинной к молодежи, то лучше всего, красоты, духовности и эмоци. мне кажется, воспроизвести ональной мощи этой простой реплику после концерта од- и вроде бы безыскусной пес- ного вполне современного ни. (есля судить по буйной при- В - программе, которую ческе и джинсовой паре) мо. Жанна Бичевская предложи- лодого человека: ла слушателям, она еще не -— Она вывернула меня раз обращается к достаточно наизнанку, я до сих пор не известным песням. Скажем, могу в себя прийти... баллады «Бывали дни весе- 1 Если пренебречь формой, лые» или «Окрасился месяц в которой он высказал свою багрянцем» наверняка и ра- мысль, то суть ее, надо при- ныне в той или иной мере бы- знать, точно выразила состоя ли знакомы слушателям. Но, ние зрительного зала. Это во-первых, они никогда не было потрясение. И если мы исполнялись с эстрады в ка- говорим об очищающем вли- честве баллад, что предъяв- янии подлинного искусства, ляло бы к исполнителям вы- то, как мне представляется, сокие требования, а во-вто- именно это все мы пережили рых, прежде, чем попасть на на концерте Жанны Бичев- Iэстраду, как правило, прохо. ской. К. ГУРЕНОК. ИМ ГОВОРЯТ «СПАСИБО» то лько с отличным качест вом. Этому способствует во многом умение закрой щика, т е т е р а высшего класса, кавалера орденов Ленина и «Знак Почета» В. И. Никитиной, которая отдала любимому делу поч ти тридцать лет. Бригада досрочно, на месяц раньше, выполнила годовое задание, изготовив сверх плана продукции поч ти на две тысячи рублей. Свою пятилетку мастерицы решили завершить к 40-ле тию Великой Победы. МАСТЕРСТВЕ В своих выступлениях писатель А. Б. Баюкан- ский, заслуженный ху дожник РСФСР скульп тор Ю. Д. Гришко, кан дидаты филологических наук А.. И. Засимова и B. И. Славецкий и другие делились «секретами» мастерства. Вел заседание «Лите ратурной мастерской» ее руководитель профессор C. Т. Вайман. Д. ДУРНЕВ. Очередную, четыр надцатую благодарность за отлично сшитое паль то записала в книгу от зывов Липецкого Дома мод одна из посетитель ниц. Она поздравила с наступающим Новым го дом умелых мастериц из бригады, которую воз главляет Анна Петров на Теплых. Замечательно работает этот небольшой, но друж ный коллектив. Заказы выполняет точно в срок и 0 ТВОРЧЕСКОМ Интересный разговор о творчестве молодых состоялся на очеред ном заседании «Лите ратурной мастерской» в Липецкой писательской организации. И начинающие авторы, и писатели-профессионалы говорили о трудностях, связанных с воплощением замысла, о высочайшей гражданской ответствен ности художника за каж дое слово и каждый об раз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz