Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

тятт т мм к н ви Д Н Е В Н И К И С К У С С Т В ТЕАТР В ДВУХСОТЫЙ в я з «Согласитесь, это очень любопытно в новогодние дни прийти в театр и почувство­ вать себя в сказке. Милой, немножко взъерошенной н в чем-то удивительно похожей на наш прекрасный мир», — так 9 января 1979 года пи­ сала наша газета в первой рецензии на декабрьскую премьеру спектакля по пье­ се А. Арбузова «Сказки ста­ рого Арбата» в Липецком драматическом театре. И вот шесть лет спустя, в канун Нового года первые зрители спектакля и его но­ вые поклонники были при­ глашены на двухсотое пред­ ставление этого добро­ го, трогательного спек­ такля, где комедия перепле­ тается с драмой, приобретая оттенок едва уловимой свет­ лой грусти. Долголетие этой постанов­ ки, неиссякаемый интерес к ней зрителей — самое авто­ ритетное свидетельство ее вы­ сокого художественного уро­ вня. С течением времени спе­ ктакль шлифовался, уточня­ лись нюансировки каждого образа. Где бы ни выступали артисты с показом этого ар- бузовского исповедального рассказа о людях театра — на сельских сценических под­ мостках, на стационарной сцене или в тех городах, где в последние годы гастроли­ ровал коллектив, — везде встречали самый теплый зри­ тельский прием. Спектакль заслужил высо­ кие оценки критики. В спектакле заняты акте­ ры разных поколений: заслу­ женные артисты РСФСР М. Соболев и Г. Бессчетной играют стариков Балясиикова и Блохина, В. Зябкин и Т. Фирсова — Кузьму и Вик- тошу... Они составили инте­ ресный, очень ровный, еди­ ный ансамбль. Исполнители хорошо понимают арбузов- ский юмор с его изяществом полутонов и емкостью под­ текстов, говорилось в откли­ ках на спектакли. Более 150 ролей сыграл в долгой н счастливой актер­ ской жизни замечатель­ ный мастер сцены, старей­ ший актер нашего театра, заслуженный артист РСФСР М. Соболев. Среди самых крупных и любимых его ра­ бот —старый мастер-ку­ кольник Балясников. Испол­ нение М. Соболевым этой ро­ ли согрето личным жизнен­ ным опытом, здесь отрази­ лись взгляды актера на тво­ рчество, его художнические мечтания и поиски. Художе­ ственная убедительность ре­ шения образа главного героя М. Соболевым столь велика, что сегодня липецкому зри­ телю просто трудно предста. вить себе другого Балясни- кова. Актриса Т. Фирсова дебю­ тировала на липецкой сцене в роли ВикГоши. Сегодня в ее репертуаре много интерес­ ных многоплановых ролей, но по-прежнему милая, обаяте­ льная Виктоша — первая в их ряду. И заслуженный артист РСФСР М. Соболев, и актри­ са Т. Фирсова играли в день первого представления «Ска­ зок старого Арбата», и пото­ му, поздравляя весь постано­ вочный коллектив, мы особо отмечаем первых исполните­ лей, режиссера-постановщи- ка, заслуженного деятеля ис­ кусств РСФСР В. Пахомо­ ва,, художника А. Нестерова. Им, в первую очередь, были адресованы и аплодисменты в знаменательный вечер — еще одно признание зрите­ лей в любви, Г. МИХАЙЛОВА. НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Сказки старого Арбата». Фото В. Базылева. В ВЫ С ТА ВО ЧН О М ЗА Л Е Фотолюбители- ИСКРЕННОСТЬ МЫСЛЕЙ И ЧУ ВСТВ Большой интерес у лип­ чан вызывает действующая в эти дни в Липецке област­ ная выставка самодеятель­ ного изобразительного и де­ коративно-прикладного ис­ кусства. Проходящая в рам­ ках Всесоюзного смотра, посвященного 40-летию По­ беды, она включает в себя лучшие произведения, ото­ бранные на предварительных районных и городских вы­ ставках. Более 500 работ 170 авторов. Уже с порога зритель по­ падает в атмосферу яркой праздничности. Своеобразие экспозиции обусловлено ее темой. Величие духа совет­ ского человека, дорогой це­ ной отстоявшего право на жизнь, благодарная память о тех, кто не вернулся с полей сражений, активный протест против войны, ра­ дость мирного труда, красо­ та человека и земли — вот мотивы произведений, опре­ деляющие глубокую содер­ жательность, оптимистиче­ ский, жизнеутверждающий характер выставки. Другой ее особенностью является декоративная красочность, восходящая к традициям на­ родного искусства. Есть и еще одно качест­ во, сообщающее выставке особое обаяние: искренняя увлеченность участников искусством. Каждый экспо­ нат — материализованная частица души, его стремле­ ния выразить языком ис­ кусства сокровенные мыс­ ли и чувства. Здесь не встре­ тишь работ вялых и пустых, все они отличаются яс­ ностью замысла, завершен­ ностью. Есть авторы, которых по праву рассматривать в рамках про­ фессионального * искусств а. Другие работают как люби­ тели, что, впрочем, не ума­ ляет художественной цен­ ности их труда. Значительная часть про­ изведений непосредственно отражает тему войны. В разных жанрах и разными средствами раскрывают ее художники. Воспоминаниями о , бое­ вых товарищах, о сраже­ ниях навеяны картины вете­ ранов войны, пенсионеров А. И. Самошина и И. П. Ми­ чурина. Непоколебимое му­ жество советских бойцов вы­ ражает в работе «Их оста­ валось только трое» С. В. Викулин. В большой карти­ не инженера Н. И. Володина «Война», изображающей морское сражение, напря- * женное цветовое сочетание сообщает драматизм ситуа­ ции, обнажает трагическую сущность войны — смерть. Тишина сельского кладби­ ща со скромным памятни­ ком погибшим воинам и рос­ сыпью красных звездо­ чек на могилах павших — таков сюжет простой, но глубоко волнующей работы «Хотят ли русские войны?» пенсионера Н. П. Лелявина. В экспозиции представ­ лена обширная галерея портретов. Авторы стекло­ дув елецкого завода «Эль- та» А. А. Назаров, худож­ ник-оформитель из Чап­ лыгина П. Е. Веселкин, мо­ лодой художник М. А. Трин- ченко и многие другие стре­ мятся раскрыть сложный внутренний мир людей, вы­ несших на своих плечах войну. Привлекают внима­ ние работы Н. Г. Рожнова — портрет Героя Советско­ го Союза Ю. Н. Петелина и «Портрет брата». Тему войны успешно ре­ шают самодеятельные ма­ стера и в «тихом» жанре натюрморта. В основном композиции составлены из предметов — атрибутов во­ енного времени: оружие, планшет, фляжка, старая фронтовая фотография. Та­ ковы работы пенсионерки Н. П. Мудраченко «Память». М. В. Кеменова «Память Серьезные раз­ мышления о жизни, смысло­ вая наполненность каждой детали отличают диптих «Доблесть народа» препо­ давателя ЛПИ А. В. Алдк- нина. Темы войны, Победы, за­ щиты мира прозвучали так­ же в декоративно-приклад­ ном творчестве. Глубокие впечатления оставляют вы­ шитая композиция бухгал­ тера В. Т. Трубицыной «Пар­ тизаны», которую так и хо­ чется назвать картиной, а также произведения, выпол­ ненные в технике выжига­ ния по дереву, пенсионера А. И. Потрошкова из с. Пуш­ кино Добринского района. В образ Родины слагаются пейзажи, запечатлевшие лю­ бимые сердцу места. Очень индивидуально, но всегда по­ этично, тепло, ярко перено­ сят художники на свои по­ лотна красоту окружающего мира, стремясь воссоздать трепет жизни во всем ее многообразии. К лучшим от­ носятся пейзажи художни- ка-оформителя из с. Стано­ вое А. Ф. Соловьева, дирек­ тора Больше-Боевского До­ ма культуры Долгоруков­ ского района Н. Ф. Боева, руководителя народной изо­ студии Чаплыгинского РДК Л. П. Кузовлева, ветеранов войны, инженера завода «Центролит» В. И. Удачина и пенсионера из Данкова Н. А. Игонпша. Большое внимание уде­ ляют самодеятельные авто­ ры сложному жанру портре­ та, пытаясь донести до зри­ теля многогранность нату­ ры, дать психологическую характеристику образа, уло­ вить тонкие нюансы настрое­ ния. Наиболее интересны работы пенсионера Д. И. Толчеева, инженера В. Н. Кадаева, ельчанина В. Я. Судавого, преподавателя ЛПИ Н. С. Денисова. Многие художники рабо­ тают в широком диапазоне. Например, инженер трубного завода М. А. Ржанников не только создает само­ бытные, исключительно де­ коративные живописные портреты, пейзажи, сюжет­ ные картины, но и пробует свои силы в декоративно- прикладном искусстве, кото­ рое также богато представ­ лено в экспозиции. Безуко­ ризненны по технике испол­ нения и вкусу вязаные и вышитые изделия судмед­ эксперта Г. В, Орловой, Е. Р. Климовой, учителя Т. И. Числовой, жительни­ цы с. Екатериновка Добров- ского района М. В. Мигу- новой. Выразительной пла­ стикой и добрым юмором привлекают глиняные иг­ рушки-свистки гончаров И. Ф. Гункина и И. К. Пу- стовалова. Много выдумки, поэтичности, кропотливого труда в сказочной «Птице счастья» (мозаика из зерен) инженера НЛМК 3. И. Агар­ ковой. Всего, что впечатляет на этой выставке, не перечесть. Да и трудно передать сло­ вами то, что предназначе­ но для глаз и чувств. Конечно, эта выставка, прежде Есего, итог двухлет­ него труда самодеятельных художников. Но, несомненно, она и показатель работы с авторами областного науч­ но-методического центра на­ родного творчества район­ ных отделов культуры, Меж­ союзного Дома ■ самодея­ тельного творчества. В по­ вышении мастерства худож- ников-любителей ощутимую помощь оказывают члены Липецкой организации Сою­ за художников. Большую роль в развитии самодеятельного художест­ венного творчества играют клубы художннков-любите- лей и изостудии, в которых люди, объединенные одним увлечением, имеют возмож­ ность обмениваться опытом, получать квалифицирован­ ную поддержку. Примером может служить липецкий го­ родской клуб «Горизонт» Межсоюзного Дома само­ деятельного творчества. О творческой активности кол­ лектива свидетельствуют многочисленные выставки, участие в областных и все­ союзных смотрах. Эту выставку самодея­ тельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства можно смело на­ звать смотром народных та­ лантов. Она — неоспоримое доказательство огромного стремления к творчеству са­ мых широких масс трудя­ щихся, их возрастающих ду­ ховных потребностей. Т. НЕЧАЕВА, заведующая выставоч­ ным залом, искусствовед. НА СНИМКАХ: произве­ дения самодеятельных авто­ ров, представленные в экс­ позиции: «Маленькая худож­ ница» — В. Я. Судавый; «Портрет брата» — автор Н. Г. Рожнов; в выставоч­ ном залег. Фото В. Кулика, А. Шурова. юбилею В Липецком Дворце куль­ туры профсоюзов в канун Нового года открылась об­ ластная фотовыставка, по­ священная 40-летию Побе­ ды. Содержательную, весьма обширную экспозицию, пред­ ставляющую работы различ­ ных клубных объединений, открывает своеобразная портретная галерея ветера­ нов воцны. И это по-своему символично: это благодарная дань памяти тем, кто от­ стоял свободу ,и независи­ мость Родины, кто и сегод­ ня является примером без­ заветного служения партии, народу. В книге отзывов вы­ ставки по праву названы в числе лучших работы одно­ го из старейших в области фотолюбителей Г. Костыле­ ва «На 91-м (портрет И. Д. Папанина)», «Ветераны стра­ ны моей», Н. Ткаченко «Ге­ рой Социалистического Тру­ да—Куприянов», В. Кулика «9 Мая» и другие. Разнопланово, интересно работают члены < липецкого клуба «Мгновение». Во многих произведениях ощу­ щается стремление авторов рассказать о человеке, со­ бытии по-своему, неординар­ но, передать индивидуаль­ ный характер героял Особен­ но этот поиск заметен в работах В. Кулика «Здрав­ ствуй, сестричка!», «Ровес­ ник века», А. Селифонтье- ва «Май, 1984 г.», В. Лукь­ янова. Активное участие в обла­ стном смотре приняли чле­ ны клуба «Елец». Подолгу стоят -зрители перед работа­ ми Н. Евсегнеева, окрашен­ ными теплым лирическим юмором, «Мой друг — фото­ граф», «Проводы в армию», «Рыбачок», * пейзажами С. Иванова, тонко передаю­ щими красоту родного края. / Юбилейная экспозиция хорошо продумана, ,в нее включены фотографии, раз­ носторонне рассказывающие о жизни нашего современ­ ника: о радости его повсед­ невного труда, учебе, отды­ хе, чсчастье материнства, светлом мире наших детей. Значительное событие в культурной жизни областно­ го центра — эта юбилейная выставка. Жаль только, что ее организаторы недоста­ точно позаботились о рекла­ ме. Л. ИВАНОВА творчество отце», можно Ж Д И Т Е П И С ЕМ РЕПОРТАЖ „.Мягко шлепнулся на стол очередной мешок, пря­ мо в углубление, выстлан­ ное металлической сеткой. Разноцветные лоскутки но­ вогодних открыток хлыну­ ли из него водопадом, за открытками потекли пись­ ма, следовавшие с несколь­ ко меньшей скоростью, кви- точки денежных переводов. пик». Если в обычный день через сортировочный узел Липецкого почтамта прохо­ дит 200—210 тысяч писем, то сейчас их число доходит до миллиона. — Трудно? — спрашиваю Зинаиду Гавриловну. — Мне — радостно. В каждом деле есть свой «высший пилотаж». У скром­ ных работниц почты тоже. В их профессии четкость и точность действий обяза­ тельны так же, как, ска­ жем, у тех, кто собирает сложные приборы. Стиль, за­ данный ветеранами* опреде­ ляет многое для всего поч­ тамта. О профессиональном аЕторитете коллектива гово­ рит такой, например, факт: Москва пересылает в Ли­ пецк всю почту, идущую на область. Вообще-то сорти­ ровка должна производить­ ся в Москве, но там знают: в Липецке все будет сделано быстро и аккуратно. Для пе­ регруженных московских узлов связи это большое облегчение. I Круглые сутки, и даже в новогоднюю ночь. будут здесь сортировать, готовить к отправке по адресам пись-. ма с теплыми слоЕами позд­ равлений, В 00 часов пять минут проходит из Воронежа поезд на Ригу. Надо успеть отправить с ним почту в Бумажная гора, только что громоздившаяся моно­ литом. быстро таяла под ловкими руками Зинаиды Гавриловны Логачевой, бри­ гадира сортировщиц Липец­ кого почтамта. Открытки отдельно, письма отдельно, служебная и международная корреспонденция отдельно. Теперь сортировщицы раз­ ложат корреспонденцию по индексам на полочки-ячейки, и через два часа, как поло­ жено по графику, письма и открытки отправятся даль­ ше. У почтовиков примерно с 26 по 29 декабря — «час Это сказано от души. В 85-м исполняется 40 лет, как пришла сюда Зинаида Гавриловна молоденькой де­ вушкой. Тогда, в 45-м, пись­ ма были все больше с воен­ ными штемпелями, сложен­ ные треугольником. — Подержишь такое пись­ мо в руках, и думаешь, как рады ему будут родные сол­ дата: вот и войне конец, а наш отец, муж. брат — жи­ вой... ...Руки сортировщиц мель­ кают без устали. И вроде все получается у них без всяких усилий, как у жонг­ леров. Прибалтику. Тут уж не до загадывания желаний под бой курантов. Десять лет назад ново­ годнюю корреспонденцию почтамт заканчивал обраба­ тывать почти 10 января. А в прошлом году — второго. И в этом году, судя по тем­ пам, дело будет обстоять не хуже. Составлен продуман­ ный график движения по го­ роду шести машин, собира­ ющих «урожай» почтовых ящиков. Вместо трех рейсов в день, они делают по четы­ ре. Определены и наиболее оптимальные • маршруты следовария машин. Укрепле­ ны три самых круты х в го­ роде узла доставки—в рай­ оне автопарка, НЛМК н в центре города. Все 60 го­ родских отделений связи будут работать с нагрузкой, значительно превышающе^ обычную. Но они готовы к нагруз­ кам и перегрузкам и только одно просили непременно пе­ редать нашим читателям: ад­ рес на письме писать ясно, правильно. Тогда и письмо, и поздравление, которое вы старались сделать и краси­ вым, и теплым, придет точ­ но в срок. Л. КОСТЮКОВА. О Ч А Р О В А Н И Е РУССКОЙ ПЕСНИ Не много найдется ар- дили сложный и длинный тистов, которые всего путь всевозможных обрабо- за тринадцать дет професси- ток. Артистка же возвратила ональной работы стали бы им первоначальное звучание, обладателями самых почет- разумеется, при собственной ных титулов: лауреат респу- трактовке образного ряда, бликанского и Всесоюзного И вот уже мы встречаемся, конкурсов артистов эстрады, по сути, с новыми для нас международного фестиваля в яркими и впечатляющими Познани (ПНР), премия Ле- произведениями, нинского комсомола, звание Мне кажется, это сдела- заслуженной артистки респу- но продуманно: певице важно блики. Так чем же объяс- не только и, вероятно, не нить столь высокий успех столько в данном случае по- Жанны Бичевской, одержав- корить ум и сердце зрителей шей столько побед за отно- песней, сколько донести до сительно небольшой проме- него всю красоту и смысл ее жуток времени? Артистка изначального звучания, убе- называет себя собирательно- дить его в необходимости бе- цей и пропагандистом рус- речь и любить ее. ского музыкального фолькло. К сожалению, размеры ра. Она считает своей зада- газетной рецензии не позво- чей найти старинную русскую ляют проанализировать всю песню, сохранить ее в чисто- обширную программу кон- те и донести до современно- церта. Остановлюсь лишь на го зрителя всю ее красоту и некоторых песнях. В Каре- духовность. . лии актрисе удалось запи- — Нельзя допустить, что. сать старинный народный бы старинная русская народ- кант, как и все канты, не ная песня — основа русско- имеющий названия. Она не­ го музыкального искусства— полняет его без своей неиз- оказалась забытой, —сказа- менной гитары (которой, ла она, выступая с концер- кстати, прекрасно владеет), том во Дворце культуры ли- без микрофона, выходя дале- пецких металлургов. — Осо- ко на авансцену. Исполняет бо я обращаюсь к молодежи, удивительно просто, вполго- Если молодые люди сами за- лоса, местами — почти ше- поют те песни, которые се- потом. Но так искренне пе- годня услышат здесь, я счи- редает скорбь девушки, ее тала бы это для себя высшей плач о несчастной любви, что наградой. мы проникаемся глубоким Несомненно, важность де- сочувствием к ее рассказу, к ла, которому посвятила себя ее горю. В эти минуты оно и Жанна Бичевская, трудно пе- наше горе, наша скорбь... реоценить. Для нас, сегод- Но вот звучит другая нн- няшних. Для поколений гря- тонация — исполняется один дущих. Для всей русской из вариантов старинной сва- культуры. И в этом одна из дебной песни. Это уже диа­ причин ее успеха. Одна, но лог дочери-невесты и ее ма­ ке единственная. терн. Диалог трепетный, не­ когда широко известный обычно волнующий: ( с од- музыкальный деятель Мит- ной стороны —смущенная, рофан Ефимович Пятницкий растерянная, не знающая, в начале века создавал свой как держать себя девушка, а знаменитый хор (существую- с другой — суровая мать, Щий и ныне под названием сосредоточенная на одной хора имени Пятницкого), мысли — сбыть невесту с ядром его он сделал группу рук. Поэтому в мятущиеся певцов-подголосков, то есть реплики девушки то и дело не исполняющих одну какую- вклинивается жесткий речи- либо заданную партию, а вла- татив матери, поэтому и воз- деющих искусством свобод- никают образы совершенно ной импровизации. Именно разные, контрастные. Вока- их импровизации придали льные средства для этого особое обаяние, ту прелесть, отобраны настолько точно, которые так характерны для что образы приобретают ре­ русской песни. Так вот, Жан- льефные, зримые очертания, на Бичевская возрождает не они властно захватывают си. только старинную песню.'Она дящих в зале, возрождает и сложное нс- А вот и старинная шуточ- кусство свободной импрови- ная песня «Голубчик мой, зации, требующее тончай- Ванюша», записанная артист- шего музыкального чутья, кой в Воронежской области, певческой культуры, к со- В исполнении Жанны Би­ жалению, почти утраченное невской от нее, как говари- на нашей эстраде. вали в старину, на версту И происходит удивитель- распространяется дух весе- ное: даже в тех случаях, лой шутки, язвительной иро- когда исполняется знакомая нии, народной пересмешники, нам песня, она звучит по-но- тонко вырисовываются харак- вому, свежо, увлекательно и теры героев, проникает в самое сердце. Я так подробно рассказы- Вот какая метаморфоза про- ваю о чувствах, рожденных изошла на концерте с пес- концертом, чтобы читателю ней «Шумел камыш». Уж на стала ясной феноменальная что кажется известная песня способность актрисы к пол- —• не оторвешь от застолья, ной самоотдаче, глубочайше- Но актриса очистила ее от му проникновению в ткань нелепых напластований, от музыкальных произведений привычных ассоциаций, и во- которые позволяют ей стоящ зникла великолепная, рвущая убедительно воспроизводить душу трагическая миниатю- их образы и высокую духов- ра... Уверен, что в зале не ность народной песни. Что оказалось человека, который касается обращения актрисы не воспринял бы истинной к молодежи, то лучше всего, красоты, духовности и эмоци. мне кажется, воспроизвести ональной мощи этой простой реплику после концерта од- и вроде бы безыскусной пес- ного вполне современного ни. (есля судить по буйной при- В - программе, которую ческе и джинсовой паре) мо. Жанна Бичевская предложи- лодого человека: ла слушателям, она еще не -— Она вывернула меня раз обращается к достаточно наизнанку, я до сих пор не известным песням. Скажем, могу в себя прийти... баллады «Бывали дни весе- 1 Если пренебречь формой, лые» или «Окрасился месяц в которой он высказал свою багрянцем» наверняка и ра- мысль, то суть ее, надо при- ныне в той или иной мере бы- знать, точно выразила состоя­ ли знакомы слушателям. Но, ние зрительного зала. Это во-первых, они никогда не было потрясение. И если мы исполнялись с эстрады в ка- говорим об очищающем вли- честве баллад, что предъяв- янии подлинного искусства, ляло бы к исполнителям вы- то, как мне представляется, сокие требования, а во-вто- именно это все мы пережили рых, прежде, чем попасть на на концерте Жанны Бичев- Iэстраду, как правило, прохо. ской. К. ГУРЕНОК. ИМ ГОВОРЯТ «СПАСИБО» то лько с отличным качест­ вом. Этому способствует во многом умение закрой­ щика, т е т е р а высшего класса, кавалера орденов Ленина и «Знак Почета» В. И. Никитиной, которая отдала любимому делу поч­ ти тридцать лет. Бригада досрочно, на месяц раньше, выполнила годовое задание, изготовив сверх плана продукции поч­ ти на две тысячи рублей. Свою пятилетку мастерицы решили завершить к 40-ле­ тию Великой Победы. МАСТЕРСТВЕ В своих выступлениях писатель А. Б. Баюкан- ский, заслуженный ху­ дожник РСФСР скульп­ тор Ю. Д. Гришко, кан­ дидаты филологических наук А.. И. Засимова и B. И. Славецкий и другие делились «секретами» мастерства. Вел заседание «Лите­ ратурной мастерской» ее руководитель профессор C. Т. Вайман. Д. ДУРНЕВ. Очередную, четыр­ надцатую благодарность за отлично сшитое паль­ то записала в книгу от­ зывов Липецкого Дома мод одна из посетитель­ ниц. Она поздравила с наступающим Новым го­ дом умелых мастериц из бригады, которую воз­ главляет Анна Петров­ на Теплых. Замечательно работает этот небольшой, но друж­ ный коллектив. Заказы выполняет точно в срок и 0 ТВОРЧЕСКОМ Интересный разговор о творчестве молодых состоялся на очеред­ ном заседании «Лите­ ратурной мастерской» в Липецкой писательской организации. И начинающие авторы, и писатели-профессионалы говорили о трудностях, связанных с воплощением замысла, о высочайшей гражданской ответствен­ ности художника за каж­ дое слово и каждый об­ раз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz