Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

О б с у ж д а е м п р о е к т Ц К К П С С ПРЕЖДЕ ВСЕ ГО -М Ы , Р 0 Д И Т Е Л И... Н е сомневаюсь, что проект, школьной реформы в эти дни горячо обсуждают не толь­ ко учителя, работник# народ­ ного образования, но и роди­ тели. Ведь <многие строки проекта прямо обращены к ним. Большое место отведено в нём повышению ответст­ венности семьи за'воспитание детей, улучшению взаимодей­ ствия семьи и школы. На мой взгляд, основа воспитания — труд, и приоб­ щение к нему должно начи­ наться в семье. Но разве йе^ знакома многим из нас та­ кая картина? Мать просит взрослую дочь приготовить ужин, а та в растерянности: она давно привыкла, что это не ее дело. Мать пришивает пуговицы, стирает, гладит белье, убирает в комнате, ходит в магазины. Или вот еще. В один из осенних дней в нашем доме решили организовать суббот­ ник по уборке двора. Вышли многие, даже пенсионеры с большим «стажем». А взрос­ лый сын одной из женщин не только не вышел порабо­ тать, но продолжал развле­ каться: выставив в форточку динамик, демонстрировал на всю громкость новые магни­ тофонные записи. На возму­ щение соседей мать, кото­ рая, кстати, сама пришла по­ трудиться, улыбаясь, ответи­ ла: «Успеет, наработается». К чему может привести та­ кая родительская забота? Мне думается, и учителям надо внимательнее * присмат­ риваться к тому, какая ат­ мосфера царит в той или иной семье, как родители за­ нимаются трудовым воспита­ нием детей. Ведь здесь, в семье, истоки безразличия ребенка к школьным пору­ чениям, к общим делам класса, истоки лени и пре­ небрежения к учебе. Очень хорошо, что проект обращает серьезное внима­ ние на производительный труд школьников. Все обу­ чение труду с самых азов должно связываться с по­ лезными делами. Я, напри­ мер, до сих пор с благодар­ ностью вспоминаю свою школу, в которой учителя, тогда просто на обществен- ■ных началах, обучали нас всему, что умели сами. В школе работало множество кружков, и ребята сами, добровольно посещали те, что были им интересны. За три года я вместе с товари­ щами научился многому: ос­ новам столярного,' слесарно­ го, сапожного дел, перепле­ тать книги, работать на то­ карном станке, обматывать петли, вышивать и даже из­ готавливать выбивные кру­ жева на швейной машинке. При этом вся работа круж­ ков связывалась с нужны­ ми школе делами: чинили мебель, украшали зал, по­ могали поварам столовой... Я избрал в жизни профес­ сию, не связанную ни с од­ ним ремеслом, приобретен­ ным в школе, но эти навыки мне требовались много, много раз. Главное, чтобы с детства ребенок не боялся труда, почувствовал, что ему по силам многое, приобрел при­ вычку трудиться. Думаю, что для производительного труда учащихся надо создавать ус­ ловия непосредственно в школьных мастерских и орга­ низовать выполнение серьез­ ных заказов, нужных тому или иному предприятию го­ рода. При этом в организа­ цию такого дела надо ввести элементы «взрослой» рабо­ ты. Ребята должны хорошо знать, что такое план-зада­ ние, как вести учет труда, как он оплачивается... Хотелось бы поделиться и мнением о работе с детьми по месту жительства. Для того, чтобы она была пло­ дотворной, необходимо в каждом жилом массиве иметь специальные помещения, где могли бы собираться и дети, и взрослые, где велась бы кружковая работа. Думаю, что не обязательно такое по­ мещение выделять в много­ этажном доме — его ведь цяожно и построить, и при­ строить. Предвижу возраже^ ния: где и за счет чего? Но в наших дворах нередко сов­ сем не тесно личным гара­ жам, а ребята вынуждены собираться в подъездах. При желании можно найти и сред­ ства, объединив усилия ба­ зовых предприятий. Постро­ енные помещения могут слу­ жить и для массовой работы с людьми по месту житель­ ства, которая пока ведетёя только в летнее время на агитплощадках. Возможность собраться вместе взрослым и детям, уверен, приведет к развитию общественных на­ чал. . П. НИКОЛАЕВ. Р А С Т И Т Ь З ДОРОВОЕ ПОКО Л ЕНИЕ Предстоящая ‘ реформа школы в известной мере ка­ сается каждого советского человека, а уж педагогов волнует, я думаю, в первую очередь. Лично у меня при чтении проекта ЦК КПСС о школьной реформе возникли прежде всего мысли, связан­ ные с организацией физиче­ ской подготовки школьников. В проекте очень правиль­ но сказано, что социалисти- - ческое общество кровно за­ интересовано в том, чтобы молодое поколение росло фи­ зически развить™, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Забота о здоровье подра­ стающей смены всегда явля.' лась одной из главных для нашей партии. Еще три года назад в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем подъ­ еме массовости физической культуры и спорта были да- ны конкретные ответы на вопросы, что и как нужно делать, чтобы наша моло­ дежь вступала в жизнь физи. чески совершенной. , Проблема физического вос­ питания детей давно волнует педагогический коллектив на­ шей Волховской школы. Мы настойчиво ищем новые фор­ мы работы. Особо понрави­ лись учащимся «Дни здо­ ровья». В минувшем учебном году мы проводили ежеме­ сячно по два таких дня. Со­ вет физкультуры школы раз. рабатывал планы их прове­ дения. Участвуют в них школьники всех классов и все учителя. Так Появилась полезная традиция. Не сразу привилась, но те­ перь тоже уже стала привыч­ ной регулярная утренняя гимнастика до занятий. Про­ водят ее юные инструкторы физкультуры из учеников. Но у сельских, особенно восьмилетних школ, как пра-* вило, нет спортивных залов и комплексных спортивных пло­ щадок, недостаточно спор­ тивного оборудования. Когда я, будучи уже пен­ сионером, пришел работать в эту школу, то обнаружил, что спортивного оборудова­ нии практически нет, да и то немногое, что было, пришло в негодность Директор шко­ лы А. И. Панова при всем желании ничего не могла сделать, очень незначителен бюджет школы. . Пришлось обратиться не только в облоно, но и к ди­ ректору совхоза «Владимир­ ский» И. С. Мязину. С их помощью школа смогла приобрести спортивное обо­ рудование, необходимое для нормального проведения уро­ ков физического воспитания и спортивно-массовой работы. Весной 1984 года Силами совхоза «Владимирский» у школы будет построена комплексная спортивная пло. щадка, что даст возможность всем учащимся заниматься на свежем воздухе как на уроках физической культу­ ры, так и во внеурочное вре­ мя. А это особенно необхо­ димо для детей, которые по­ сещают группы продленного дня. Сейчас мы добиваемся, что­ бы не только учащиеся младших классов, но и стар­ шие школьники постоянно проводили перемены в под­ вижных играх. На ближайшее время ставим задачу вовлечь в занятия физкультурой ро_ дителей с тем, чтобы папы и мамы со своими детьми приобщались к спорту и участвовали в создании спор­ тивной базы школы. Радует то, что мы находим живой отклик у родителей — рабо­ чих и служащих совхоза «Владимирский», на тер­ ритории которого расположе­ на Волховская школа. Проработав учителем фи­ зического воспитания 37 лет и продолжая работу сейчас в сельской школе, я пришел к выводу, что полноценное физическое развитие школь­ ника немыслимо без создания современной спортивной ба­ зы. Прежде всего нужны хо­ рошие спортивные залы со стандартным спортивным обо­ рудованием. Нужны школам и плавательные бассейны, и стрелковые тиры. Настала пора позаботиться об обес­ печении школьников спор­ тивной формой в зависимо­ сти от возрастных групп. По­ ка наша промышленность не выпускает ее в нужном ко­ личестве и ассортименте. Государство ассигнует ог. ромные средства на реформу. Но, думается, у каждой шко­ лы должны быть и свои на­ стоящие шефы. Продуманная шефская помощь поможет быстрее осуществить наме­ ченную перестройку. И еще о подготовке учите, лей физического воспитания. Они должны быть высоко­ квалифицированными, гра­ мотными и, главное, любить детей. И. ОСИПОВ, учитель физического вос­ питания Волховской школы Задонского района, вете­ ран войны и труда. в о з м о ж н о с ти «ПРОДЛЕНКИ» Проект школьной рефор­ мы называет перспективной и оправдавшей себя формой общественного воспитания учащихся группы продлен­ ного дня. В нашем городе в шести средних школах обучается более трех тысяч учеников, и почти две трети их зани­ маются после уроков в груп­ пах продленного дня- Особое значение мы при­ дает комплектованию таких групп, учитывая, что те из них, которые организованы из учащихся одного класса или параллельных, имеют определенные преимущества перед группами, созданными из учащихся разных возра­ стов. Органически стараемся мы увязать с «продленкой» и работу внешкольных уч­ реждений: детско-юноше­ ской спортшколы, станции юных техников, музыкаль­ ной школы, секций при спорткомплексе «Химик». Мы поддёрживаем те по­ ложения проекта, в которых говорится, что воспитатель­ ная работа в школе после уроков нуждается в серьез­ ной перестройке. При этом нам кажется целесообразным снизить на­ полняемость групп продлен­ ного дня до 20—25 чело­ век (вместо 30—35), что даст возможность комплек­ товать группу из учащихся одного класса, поможет глубже анализировать сос­ тояние воспитательной ра­ боты именно в этом классе.. Необходимо неотъемле­ мой частью учебно-воспита­ тельного процесса в школах и группах продленного дня считать трудовое воспитание, которое на практике реали­ зовывалось бы в различных формах самообслуживания, общественно полезного тру­ да, охраны природы, по­ сильном участии в произво­ дительном труде, благоуст­ ройстве. Основой результатив­ ной работы школ и групп продленного дня является правильно организованный режим работы. Нет необхо­ димости доказывать важ­ ность проведения ежеднев­ ного физкультурного часа на свежем воздухе. Мы про­ вели через городское мето­ дическое объединение два практических занятия с воспитателями групп прод­ ленного дня, где показали формы и методы проведения такого часа в любую пого­ ду. Большинство воспитате­ лей убеждены, что физкуль­ тура и спорт в группах про­ дленного дня имеют особое значение, так как учащиеся проводят в школе около де­ сяти часов ежедневно, в связи с чем возрастает от­ ветственность школы за сохранение и укрепление здоровья детей. Однако предстоит много работать над тем, чтобы учащиеся действительно ежедневно за­ нимались физкультурой н спортом на открытых пло­ щадках во второй половине дня не менее одндго часа, чтобы во внеурочных заня- тиях проводилась ориента­ ция на требования комплек­ са ГТО, чтобы обеспечива­ лось тесное взаимодействие со спортивной обществен­ ностью. Существенное изменение претерпела внеурочная дея­ тельность учащихся по ин­ тересам: запросы современ­ ных подростков полнее удов­ летворяются через техниче­ ские станции, спортивно­ технические клубы. Так, за последние пять лет в нашем городе введены в эксплуа­ тацию два типовых спортив­ ных зала, бассейн, в два раза больше стало кружков на станции юных техников, в современном помещении расположилась музыкаль­ ная школа. Вот почему нам представляется необхо­ димым координирование де­ ятельности школы и вне­ школьных учреждений- Особое значение приобре­ тает также координация усилий воспитателя и клас­ сного руководителя, рабо­ тающих в одном классе. Нам представляется необ­ ходимым рассмотреть данный вопрос специально, так как и классные часы, и пионерские сборы, и экскурсии, и вне­ классные мероприятия, пла­ нируемые классным руко­ водителем, приходятся как раз на время работы воспи­ тателя группы продленного дня. Это порождаетненуж­ ный параллелизм в рабо­ те, порой мешает примене­ нию единых требований к оценке поступков учащихся- И еще один вопрос Обя­ зательная недельная норма рабочего времени воспитате­ ля группы продленного дня — 30 часов. При пятиднев­ ной рабочей неделе воспита­ тель должен «держать» уча­ щихся 4 —8 классов ежед­ невно до восьми часов ве­ чера, а при шестидневной рабочей неделе — не отпу­ скать детей из школы до­ мой в субботу до 19 часов. В связи с этим необходимо уточнить обязанности воспи­ тателя «продленки». воз­ можно. с учетом его работы в клубе выходного дня. Г- СМИРНЫХ, заведующая гороно. г. Данков. С Л У Ж Б А К А Ж Д О 1г о р 1Н Я Комсомолка Евдокия Распопова закончила Липецкое кооперативное училище. Два года она работает продавцом промтоварного мага­ зина в селе Замартьшье Добровского района. Ее уважают за внимание к людям в доброту. НЛ СНИМКЕ: Евдокия помогает выбрать по­ купку передовой доярке второй бригады А. И. Пенькой. Фото Ю. Клюева. ЧТОБЫ РАДУГА НЕ УГАСЛА Телемеханик тронул рыча­ жок, и нежная небесная голу­ бизна сменилась на экране густой киноварью, следом по­ лыхнул всеми оттенками крас­ ный цвет, потом зеленый... «Поймать» эту радугу помога­ ет специальный прибор, кото­ рый позволяет быстро прово­ рить и безупречно настроить телевизор цветного изображе­ ния, До сих пор такой прибор имелся только у липецких ма­ стеров «Телерадиобыттехни- ки». Теперь же его получили телеателье Усмани, Данкова, Лебедяни. На очереди —-' За- донск и Доброе. Молодые теле- радиомеханики уже прекрасно овладели сложной техникой под руководством опытного наставника, бригадира цеха цветных телевизоров И. В. Бо­ былева. ЧАСОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР Давно приходилось слы­ шать, что живет в нашем го­ роде старый мастер, у которо­ го собрана целая коллекция часов. Есть даже такие дико­ винные, по которым в стари­ ну время сверяли, мчась в ка­ ретах. И вот довелось позна­ комиться с этим часовщиком. Человеком он оказался скром­ ным, о себе скупо говорил. А вот О часах охотно рассказал. Показал и те самые, редкие. А достались они ему от отца. ...Довоенный Липецк: тихие, зеленые улочки, деревянные домики, половодье Цветущих веснами садов. В одном из немногих камен­ ных домов на улице Фрунзе жил мастеровой человек, ред­ кой тех Лет специальности — часовых дел мастер Емельян Бахаев. Четырех сыновей под­ нял на ноги, все, как на под­ бор, рослые, статные. Почте­ ние к труду, уважение к стар­ шим привял им смолоду. А более всего хотел свою науку ям в наследство передать. Так и случилось: трое сыновей но часовому делу пошли. Один только старший, Владимир, лет- *шкоМ стал, но Емельян Евгра­ фович одобрил, видимо, по точности и аккуратности рав­ ноценной своей специальности считал. Ну, а второй сын, Шурка, шестнадцати лет к от­ цу в мастерскую пришел. По­ любилось дело — до мелочи вникал в науку точную. А тут и свойство природное помога­ ло — руки имел. Как говори­ ли. золотые. Другому на день работы хватит, а Шурка часа в три одолеет. Гордостью от­ цовской был ‘— через пару лет любой марки часы уже мог починить, будь то зако­ выристые швейцарские или первенцы наши «кировские». - Зимой сорокового и Нико­ лай, третий брат, пришел к отцу под начало. — еще весе­ лей стало в мастерской. А вот младший не успел с ними по­ работать —- раёкидали их ли­ хие ветры сорок первого го­ да в разный стороны. Алек­ сандр ушел в армию — пе­ хотинцем -стал. И топал он по израненной з.емлй три долгих года. А что такое стрелок на передовой, только побывавший там знает. Специальности своей не ос­ тавлял — есть минута свобод­ ная, пристроится в окопе, лу­ пу в глаз—-и оживляет чьи-ни­ будь «раненые» часы. Прав­ да, верный глаз да сноровка еще в одном деле пригодились — оружие починить быстро мот, а особенно в пулеметах разбирался... Было раз так: наступал ба­ тальон на город Чаусы в За­ падной Белоруссии. Пошли в атаку, да неожиданно Замолк фланговый пулемет, с замком что-то случилось. Ожил враг, огонь усилил, вот-вот в контр­ атаку кинется. — Бакаева ко мне! — крик­ нул командир. — Ну, мастер, на тебя вся надежда! Выскочил из окопа — взры­ вы, пули свистят. Ползком, а где перебежкой — пока до­ бежал — сильно в плечо', ранило. А пальцы искусство ' мастеровое не забыли — все­ го несколько секунд — и за­ мок заменил. Ожил пулемет, - и сквозь грохот его услы­ шал Александр дружное «ура!» — батальон пошел впе­ ред. За свой подвиг получил Александр дорогую для сол­ дата награду: двухнедельный отпуск в родной Липецк. После войны собрались братья у отца в мастерской. Только старшего не дожда­ лись: погиб. Александр Емельянович вспоминает: «Трудное было время. Часы у большинства старенькие и плохонькие, ло­ мались часто. Наберу иной раз заказов Тридцать за день, так приходилось и часа в три ночи вставать, и выходные прихватывать. Это сейчас лег­ ко — приборы, оборудование, запасные части всякие, а тог­ да приходилось иную деталь­ ку из иголки выгачивать». У‘ Александра Емельянови­ ча Бакаева трудовой стаж пе­ ревалил уже за сорок лет. Мы попробовали подсчитать: сколько же часов починил он за это время? Получилось что-то около шестидесяти ты­ сяч. А вот сколько учеников было, не сосчитали: щедро мастерство свое дарил, как и отец когДа-то. Хорошо он ска­ зал о своей работе: «Наипер­ вейшая моя радость в жизни — чтобы человек моим делом доволен был!» С. РОЖМАНОВ, внепгт. корр. «Ленинского знамени». ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ МА Г А З И Н А ИЗМАЛКОЮ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Цент­ ральная усадьба колхоза име­ ни Ленина село Преобра- женье. Ка площади, рядом с зданием сельского Совета и правлением колхоза много­ людно. Сегодня в селй прият­ ное событие — открывается новый магазин. По этому слу­ чаю сюда прибыли руководи­ тели районных служб и орга­ низаций. — Забота об улучшении ус­ ловий жизни сельчан, — го­ ворит первый секретарь рай­ кома КПСС' А. В, Драчев, — остается для нашей партии одной из важнейших. Нагляд­ ное подтверждение тому — перемены, которые происхо­ дят сегодня в селах нашего района, в частности, в колхо­ зе имени Ленина. Здесь 1 пост­ роены новая средняя школа, столовая, детский сад. десят­ ки жилых домов, и вот тетерь — магазин. Все это позволило остановить отток кадров из хозяйства, привлечь в колхоз­ ное производство молодежь. Значит, крепнуть. Молодеть и самому селу... И вот в просторном торго­ вом зале — первые покупа­ тели. К их услугам различные продовольственные и промыш­ ленные товары первой необ­ ходимости. — Магазин в Преображение, —^ рассказывает председатель районной плановой ко­ миссии А. П. Агапов, — лишь одно из четырех пред­ приятий торговли, введенных в канун нового года и первые дни января в районе. Так, но­ вый продовольственный мага­ зин вошел в строй в жилом микрорайоне совхоза «Доку- чаевскнй». Избавились от не­ обходимости ездить на цент­ ральную усадьбу колхоза име­ ни XXII партсъезда за хлебом и другими товарами массового спроса жители отдаленного Села Шереметьево. Открылся новый магазин в другом отда­ ленном хозяйстве — совхозе «ИзмалковскиЙ». Все они, как и магазин в Преображенъе, построены на средства хо­ зяйств. До конца пятилетки планируем ввести в эксплуа­ тацию еще несколько объек­ тов торговли и общепита. П О Е З Д Б Е З П Р О П И С К И Семнадцать лет назад на­ чал ходить регулярный поезд Липецк — Москва. Более ты­ сячи пассажиров ежедневно прибывают на нем в наш го­ род. С поезда Для многих и начинается знакомство с Ли­ пецком. Первые впечатления гостей далеко н* безразличны нам, старожилам, как и то, в каких условиях каждому из нас время от времени прихо­ дится коротать пятисоткило­ метровый путь до столицы. Мы решили побывать там, где готовят поезд в дорогу — ремонтируют, убирают, за­ правляют всем необходимым. Липецкий скорый отдыхает в небольшом тушке, который на языке железнодорожников называется резервом провод­ ников. Рядом проходит шоссе, откуда до него рукой подать. Но на машине напрямик не проедешь, поэтому грузы за­ возят со стороны Лебедянской трассы. И здесь не было ни­ каких проблем, пока путь к стоянке не преградила строй­ ка. Стройка по липецким мас­ штабам не такая уж большая, но городу нужная — магазин «Лаки-краски». Вдобавок соо­ ружение его — в плане экс­ перимента по комплексной ра­ ционализации торговли. Дело это важное и возразить здесь можно только одно: новый сосед — железнодорожникам большая помеха. Во-первых, как теперь грузы к поезду подвозить? Пришлось проло­ жить окружную дорогу. Но с ней опять неувязка: дважды пересекает железнодорожную линию, да Не свою, а Другого ведомства. Только сделают для машин переезд — его тут же хозяева линии ( разрушат. И они по-своему правы: пе­ реезд в неположенном месте может к аварии привести. Но у железнодорожников другого выхода нет: скорый поезд не­ подготовленным в дальний рейс не отправишь. Так и воюют потихоньку с коллега­ ми из другого ведомства. А виновник этого — буду­ щий м агазин ---- еще и новой бедой грозит. Объект это осо­ бый, пожароопасный, и уж рядом с поездом, в так назьг- ,ваемой полосе отчуждения, ему вовсе не положено нахо­ диться. Как же оказалась стройка в таком неподходящем месте, куда проектировщики смотре­ ли? Правильно, смотрели они на план города, А там никакой стоянки поезда и в помине нет. То есть место она занимает вполне законное, давным-давно под резерв про­ водников отведено. Только на план его в свое время не за­ несли: тогда это была глухая окраина. Потом городские кварталы вплотную подступи­ ли, началась переписка со всевозможными организация­ ми, но «прописать» в городе поезд так и не сумели. Так и оказался он без вины вино­ ватым. Но как бы там ни было, КОНСУЛЬТИРУЕТ л Н. Невахова из Данкова в своем письме спрашивает: где можно заточить режущие инструменты из маникюрного набора, а также где приобрес­ ти износившиеся части от пылесоса, например, ныле- сборник и щетку? Г Редакция попросила отве­ тить читательнице заместителя директора объединения «Обл- рембыттехника» В. И. Ушако­ ва и заместителя начальника областного управления тор- изо-дня в день поезд надо го­ товить в путь, и здесь тоже проблем хватает. Начальник «резерва» Е. А. Попотъко рас­ сказывает, что экипировочные и моечные машины должны ходить вдоль состава между вагонами. Однако территория не благоустроена, машинам не пройти. Моечную машину не пустишь, а водяные краны сделаны только в одном меж­ дупутье, иЗс же шесть. что порождает большие сложнос­ ти с мытьем вагонов. Каждый день работницы «резерва» тя­ нут вдоль состава длинный резиновый шланг, чтобы вы­ мыть и заправить водой ваго­ ны. Веером разлетаются в сто­ роны ледяные брызги. А ка­ ково так работать на морозе? ...Тесное, холодное поме­ щение. Под потолок громоз­ дятся мешки с бельем. Не­ сколько женщин комплектуют постельные наборы. — Надо бы сшивать, — го­ ворит Т. Т. Торопцева, — да где там — разве такую сы­ рость проткнешь иголкой. Лю­ бой мешок наугад возьмите— во всех сырое, холодное белье, некоторые простыни рваные. В разговор вступает кладов­ щица Т. С. Дорохина: — Сколько лет «боремся:» с банно-прачечным комбинатом! Плохо стирают, выдают нам сырое. Как же пассажнрам-то укрываться им? Иногда соби­ рается до четырех комплек­ тов грязного белья с Москов-* ского поезда, да еще допол­ нительный и «Турист» прибав­ ляют, а это около девяти тысяч единиц. Давно бы надо свою прачечную построить. — Да, со стиркой не справ­ ляемся, — откровенно заяви­ ли на банно-прачечном ■'ком­ бинате. — П о т о м у и белье не- простиранное, сырое. Рады бы вообще его не принимать, да железнодорожники нажима­ ют. Поезд-то отправлять надо. кстати, эту фразу приходи­ лось слышать не раз, этим как бы оправдывали многие непорядки. А, собственно, по­ чему? Разве не в силах город­ ские власти справиться с ни­ ми, подключить к этому нуж­ ные организации? Липецкому скорому не обой­ тись и без помощи депо. Ма­ стер зт *' п й ро в к и В. Ф. Муко- сеева жаловалась, перебирая ремонтные акты: «Отправляем на станцию Мичуринск ваго­ ны в ремонт, и редко какой возвращается без замечаний. За 1983 год пятнадцать ваго­ нов отставили на повторный ремонт. И совсем плохо снаб­ жают нас запасными частя­ ми». ...Хороший, работящий кол­ лектив з «резерве». Старается, чтобы поезд выглядел краси­ вым, уютным. Кстати, на стан­ ции «Москва—Павелецкая» наш поезд — на хорошем счету. И все же гордиться своим «скорым» липчане пока не могут. . Г. СЕРЕГИН. СПЕЦИАЛИСТ: гозли С. И. Корнеева. Вот что они сообщили: заточку мани­ кюрных инструментов произ­ водят только мастера «Обл- рембыттехники» в Липецке, куда и необходимо непосред­ ственно обращаться. Запасные части к пылесо­ сам торговле не выделяются, замену их производят в рай­ онных специализированных мастерских «Облрембыттех- ники». При замене взимается плата за производимые рабо­ ты. Ч Е Л О В Е К З А К О Н НЕОПРАВДАННЫЕ ПОБЛАЖКИ В последнее время на предприятиях и в организа­ циях Липецка проведена не­ малая работа по укреплению трудовой дисциплины.- Это­ му во многом способствова­ ли изменения и дополнения в законодательные акты о труде. С первого сентября, как известно, вступил в силу Указ Президиума Верховного Совета СССР, принятый 12 августа 1983 года. Работни­ ки прокуратуры и депутаты горсовета проверили на 15 предприятиях, как применя­ ются новые положения. На заводах силикатном, радиа­ торном, пусковых двигате­ лей, резино-пластмассовых изделий разработаны конк­ ретные мероприятия, они утверждены администрацией, парткомами и Профсоюзными комитетами и претворяются в жизнь- Результаты налицо Количество нарушителей трудовой дисциплины умень­ шилось, а на заводе ЖБИ-7 заметно снизилась и теку­ честь кадров. К сожалению, отдельные руководители пока не при­ меняют более строгие меры, установленные ’новым Зако­ ном. к нарушителям произ­ водственной и трудовой дис­ циплины. Сейчас те, кто нарушает трудовую дисцип­ лину, допускает прогулы или появляется на работе в нетрезвом состоянии, могут быть переведены на нтйеоп- лачиваемую работу на три месяца или смещены на низ­ шую должности на тот же срок. Эти дисциплинарные санкции применены в отно­ шении некоторых рабочих и служащих в автобазе № 3 ' треста «Липецкстройтранс». И это зримо повлияло на состояние дисциплины. Мно­ гие поняли: с законом шутки плохи. Но руководители многих других предприятий этим правом не пользова­ лись, хотя были веские основания для его приме­ нения. В настоящее время за ущерб, причиненный пред­ приятию,, учреждению, ор­ ганизации при исполнении трудовых обязанностей, рабо­ чие и служащие, по вине которых случилось такое, несут материальную ответ­ ственность в размере дей­ ствительного ущерба, нЬ не более одной трети своего среднего месячного заработ­ ка. Достаточно распоряжения администрации — и деньги удерживаются из заработной платы работника. Никакого согласия с его стороны на это не требуется. Это — эффективный рычаг воздей­ ствия на лиц, допускающих брак в работе, Порчу сырья и материалов, нарушающих правила по охране труда и технике безопасности. При­ менение его на заводе ЖБИ-7, СМУ «Коксохнм- монтаж», фабрике «Бумиз» и на заводе пусковых дви­ гателей это убедительно подтвердило. Но вот на радиаторном заводе, в объединении «Обл- мебельбыт» и на других предприятиях не полностью используется данное право для укрепления производст­ венной дисциплины. На за­ воде «Центролит», напри­ мер, формовщик 9.. В Де- менков при подготовке форм к заливке допустил брак, который обошелся в 200 рублей- Эту сумму списали на убытки предприятия. Только за месяц бракоделы нанесли ущерб заводу в 6071 рубль, а взыскана лишь двадцатая часть. На многих предприятиях почему-то считают, что если работник за что-либо лишен премии, то с него уже нель­ зя высчитывать за брак. По закону же лишение премий не препятствует этому. Уволенным за системати­ ческое нарушений трудовой дисциплины, прогулы без уважительной причины или появление на работе в нет­ резвом состоянии, согласно новому трудовому законода­ тельству, премии на новом месте работы в течение ше­ сти месяцев выплачиваются в половинном размере. Од­ нако на многих предприяти­ ях, куда трудоустроились эти нарушители, админист­ рация самостоятельно реша­ ет вопрос о выплате пре­ миальных, исходя из резуль­ татов работы. Такое произ­ вольное толкование явля­ ется грубым нарушением трудового законодательст­ ва. К рабочим и служащим, отсутствующим на работе более трех часов без уважи­ тельных причин, применяют­ ся такие же меры ответст­ венности, какие установлены за прогул. Несмотря на это, учет рабочего времени не везде налажен по-настояще­ му. Между тем прокуратура установила, что есть случаи, когда люди не бывают на производстве по четыре- пять часов, а иногда и больше, а в табеле аккурат­ но проставлено восемь,: Та­ кие факты, в частности, встречаются на тракторном заводе. На заводе пусковых двигателей уволены за про­ гулы свыше трех часов два человека, хотя их было больше. Хуже того, некото­ рые,начальники отделов кад­ ров по сложившейся ранее практике продолжают ,счи­ тать прогулом отсутствие человека на работе в тече­ ние всего рабочего дня По новому закону рабо­ чие и служащие имеют пра­ во расторгнуть трудовой до­ говор, заключенный на неоп­ ределенный срок, предупре­ див об этом администрацию письменно за два месяца. Только при расторжении трудового договора по ува­ жительным причинам можно предупреждать за один ме­ сяц- При этом время, на которое работник переведен за нарушение трудовой дис­ циплины, в срок предупреж­ дения не засчитывается. Правильно поступают те руководители, которые лично беседуют с подавшим заяв­ ление на увольнение. В ходе этих бесед выясняются при­ чины, послужившие основа­ нием для подачи заявления, и часто они отпадают. От такого заинтересованного подхода к делу выигрывают обе стороны, а в конечном счете, интересы общества. А. КОМРАКОВ, прокурор г- Липецка, старший советник юстиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz