Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
О б с у ж д а е м п р о е к т Ц К К П С С ПРЕЖДЕ ВСЕ ГО -М Ы , Р 0 Д И Т Е Л И... Н е сомневаюсь, что проект, школьной реформы в эти дни горячо обсуждают не толь ко учителя, работник# народ ного образования, но и роди тели. Ведь <многие строки проекта прямо обращены к ним. Большое место отведено в нём повышению ответст венности семьи за'воспитание детей, улучшению взаимодей ствия семьи и школы. На мой взгляд, основа воспитания — труд, и приоб щение к нему должно начи наться в семье. Но разве йе^ знакома многим из нас та кая картина? Мать просит взрослую дочь приготовить ужин, а та в растерянности: она давно привыкла, что это не ее дело. Мать пришивает пуговицы, стирает, гладит белье, убирает в комнате, ходит в магазины. Или вот еще. В один из осенних дней в нашем доме решили организовать суббот ник по уборке двора. Вышли многие, даже пенсионеры с большим «стажем». А взрос лый сын одной из женщин не только не вышел порабо тать, но продолжал развле каться: выставив в форточку динамик, демонстрировал на всю громкость новые магни тофонные записи. На возму щение соседей мать, кото рая, кстати, сама пришла по трудиться, улыбаясь, ответи ла: «Успеет, наработается». К чему может привести та кая родительская забота? Мне думается, и учителям надо внимательнее * присмат риваться к тому, какая ат мосфера царит в той или иной семье, как родители за нимаются трудовым воспита нием детей. Ведь здесь, в семье, истоки безразличия ребенка к школьным пору чениям, к общим делам класса, истоки лени и пре небрежения к учебе. Очень хорошо, что проект обращает серьезное внима ние на производительный труд школьников. Все обу чение труду с самых азов должно связываться с по лезными делами. Я, напри мер, до сих пор с благодар ностью вспоминаю свою школу, в которой учителя, тогда просто на обществен- ■ных началах, обучали нас всему, что умели сами. В школе работало множество кружков, и ребята сами, добровольно посещали те, что были им интересны. За три года я вместе с товари щами научился многому: ос новам столярного,' слесарно го, сапожного дел, перепле тать книги, работать на то карном станке, обматывать петли, вышивать и даже из готавливать выбивные кру жева на швейной машинке. При этом вся работа круж ков связывалась с нужны ми школе делами: чинили мебель, украшали зал, по могали поварам столовой... Я избрал в жизни профес сию, не связанную ни с од ним ремеслом, приобретен ным в школе, но эти навыки мне требовались много, много раз. Главное, чтобы с детства ребенок не боялся труда, почувствовал, что ему по силам многое, приобрел при вычку трудиться. Думаю, что для производительного труда учащихся надо создавать ус ловия непосредственно в школьных мастерских и орга низовать выполнение серьез ных заказов, нужных тому или иному предприятию го рода. При этом в организа цию такого дела надо ввести элементы «взрослой» рабо ты. Ребята должны хорошо знать, что такое план-зада ние, как вести учет труда, как он оплачивается... Хотелось бы поделиться и мнением о работе с детьми по месту жительства. Для того, чтобы она была пло дотворной, необходимо в каждом жилом массиве иметь специальные помещения, где могли бы собираться и дети, и взрослые, где велась бы кружковая работа. Думаю, что не обязательно такое по мещение выделять в много этажном доме — его ведь цяожно и построить, и при строить. Предвижу возраже^ ния: где и за счет чего? Но в наших дворах нередко сов сем не тесно личным гара жам, а ребята вынуждены собираться в подъездах. При желании можно найти и сред ства, объединив усилия ба зовых предприятий. Постро енные помещения могут слу жить и для массовой работы с людьми по месту житель ства, которая пока ведетёя только в летнее время на агитплощадках. Возможность собраться вместе взрослым и детям, уверен, приведет к развитию общественных на чал. . П. НИКОЛАЕВ. Р А С Т И Т Ь З ДОРОВОЕ ПОКО Л ЕНИЕ Предстоящая ‘ реформа школы в известной мере ка сается каждого советского человека, а уж педагогов волнует, я думаю, в первую очередь. Лично у меня при чтении проекта ЦК КПСС о школьной реформе возникли прежде всего мысли, связан ные с организацией физиче ской подготовки школьников. В проекте очень правиль но сказано, что социалисти- - ческое общество кровно за интересовано в том, чтобы молодое поколение росло фи зически развить™, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Забота о здоровье подра стающей смены всегда явля.' лась одной из главных для нашей партии. Еще три года назад в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем подъ еме массовости физической культуры и спорта были да- ны конкретные ответы на вопросы, что и как нужно делать, чтобы наша моло дежь вступала в жизнь физи. чески совершенной. , Проблема физического вос питания детей давно волнует педагогический коллектив на шей Волховской школы. Мы настойчиво ищем новые фор мы работы. Особо понрави лись учащимся «Дни здо ровья». В минувшем учебном году мы проводили ежеме сячно по два таких дня. Со вет физкультуры школы раз. рабатывал планы их прове дения. Участвуют в них школьники всех классов и все учителя. Так Появилась полезная традиция. Не сразу привилась, но те перь тоже уже стала привыч ной регулярная утренняя гимнастика до занятий. Про водят ее юные инструкторы физкультуры из учеников. Но у сельских, особенно восьмилетних школ, как пра-* вило, нет спортивных залов и комплексных спортивных пло щадок, недостаточно спор тивного оборудования. Когда я, будучи уже пен сионером, пришел работать в эту школу, то обнаружил, что спортивного оборудова нии практически нет, да и то немногое, что было, пришло в негодность Директор шко лы А. И. Панова при всем желании ничего не могла сделать, очень незначителен бюджет школы. . Пришлось обратиться не только в облоно, но и к ди ректору совхоза «Владимир ский» И. С. Мязину. С их помощью школа смогла приобрести спортивное обо рудование, необходимое для нормального проведения уро ков физического воспитания и спортивно-массовой работы. Весной 1984 года Силами совхоза «Владимирский» у школы будет построена комплексная спортивная пло. щадка, что даст возможность всем учащимся заниматься на свежем воздухе как на уроках физической культу ры, так и во внеурочное вре мя. А это особенно необхо димо для детей, которые по сещают группы продленного дня. Сейчас мы добиваемся, что бы не только учащиеся младших классов, но и стар шие школьники постоянно проводили перемены в под вижных играх. На ближайшее время ставим задачу вовлечь в занятия физкультурой ро_ дителей с тем, чтобы папы и мамы со своими детьми приобщались к спорту и участвовали в создании спор тивной базы школы. Радует то, что мы находим живой отклик у родителей — рабо чих и служащих совхоза «Владимирский», на тер ритории которого расположе на Волховская школа. Проработав учителем фи зического воспитания 37 лет и продолжая работу сейчас в сельской школе, я пришел к выводу, что полноценное физическое развитие школь ника немыслимо без создания современной спортивной ба зы. Прежде всего нужны хо рошие спортивные залы со стандартным спортивным обо рудованием. Нужны школам и плавательные бассейны, и стрелковые тиры. Настала пора позаботиться об обес печении школьников спор тивной формой в зависимо сти от возрастных групп. По ка наша промышленность не выпускает ее в нужном ко личестве и ассортименте. Государство ассигнует ог. ромные средства на реформу. Но, думается, у каждой шко лы должны быть и свои на стоящие шефы. Продуманная шефская помощь поможет быстрее осуществить наме ченную перестройку. И еще о подготовке учите, лей физического воспитания. Они должны быть высоко квалифицированными, гра мотными и, главное, любить детей. И. ОСИПОВ, учитель физического вос питания Волховской школы Задонского района, вете ран войны и труда. в о з м о ж н о с ти «ПРОДЛЕНКИ» Проект школьной рефор мы называет перспективной и оправдавшей себя формой общественного воспитания учащихся группы продлен ного дня. В нашем городе в шести средних школах обучается более трех тысяч учеников, и почти две трети их зани маются после уроков в груп пах продленного дня- Особое значение мы при дает комплектованию таких групп, учитывая, что те из них, которые организованы из учащихся одного класса или параллельных, имеют определенные преимущества перед группами, созданными из учащихся разных возра стов. Органически стараемся мы увязать с «продленкой» и работу внешкольных уч реждений: детско-юноше ской спортшколы, станции юных техников, музыкаль ной школы, секций при спорткомплексе «Химик». Мы поддёрживаем те по ложения проекта, в которых говорится, что воспитатель ная работа в школе после уроков нуждается в серьез ной перестройке. При этом нам кажется целесообразным снизить на полняемость групп продлен ного дня до 20—25 чело век (вместо 30—35), что даст возможность комплек товать группу из учащихся одного класса, поможет глубже анализировать сос тояние воспитательной ра боты именно в этом классе.. Необходимо неотъемле мой частью учебно-воспита тельного процесса в школах и группах продленного дня считать трудовое воспитание, которое на практике реали зовывалось бы в различных формах самообслуживания, общественно полезного тру да, охраны природы, по сильном участии в произво дительном труде, благоуст ройстве. Основой результатив ной работы школ и групп продленного дня является правильно организованный режим работы. Нет необхо димости доказывать важ ность проведения ежеднев ного физкультурного часа на свежем воздухе. Мы про вели через городское мето дическое объединение два практических занятия с воспитателями групп прод ленного дня, где показали формы и методы проведения такого часа в любую пого ду. Большинство воспитате лей убеждены, что физкуль тура и спорт в группах про дленного дня имеют особое значение, так как учащиеся проводят в школе около де сяти часов ежедневно, в связи с чем возрастает от ветственность школы за сохранение и укрепление здоровья детей. Однако предстоит много работать над тем, чтобы учащиеся действительно ежедневно за нимались физкультурой н спортом на открытых пло щадках во второй половине дня не менее одндго часа, чтобы во внеурочных заня- тиях проводилась ориента ция на требования комплек са ГТО, чтобы обеспечива лось тесное взаимодействие со спортивной обществен ностью. Существенное изменение претерпела внеурочная дея тельность учащихся по ин тересам: запросы современ ных подростков полнее удов летворяются через техниче ские станции, спортивно технические клубы. Так, за последние пять лет в нашем городе введены в эксплуа тацию два типовых спортив ных зала, бассейн, в два раза больше стало кружков на станции юных техников, в современном помещении расположилась музыкаль ная школа. Вот почему нам представляется необхо димым координирование де ятельности школы и вне школьных учреждений- Особое значение приобре тает также координация усилий воспитателя и клас сного руководителя, рабо тающих в одном классе. Нам представляется необ ходимым рассмотреть данный вопрос специально, так как и классные часы, и пионерские сборы, и экскурсии, и вне классные мероприятия, пла нируемые классным руко водителем, приходятся как раз на время работы воспи тателя группы продленного дня. Это порождаетненуж ный параллелизм в рабо те, порой мешает примене нию единых требований к оценке поступков учащихся- И еще один вопрос Обя зательная недельная норма рабочего времени воспитате ля группы продленного дня — 30 часов. При пятиднев ной рабочей неделе воспита тель должен «держать» уча щихся 4 —8 классов ежед невно до восьми часов ве чера, а при шестидневной рабочей неделе — не отпу скать детей из школы до мой в субботу до 19 часов. В связи с этим необходимо уточнить обязанности воспи тателя «продленки». воз можно. с учетом его работы в клубе выходного дня. Г- СМИРНЫХ, заведующая гороно. г. Данков. С Л У Ж Б А К А Ж Д О 1г о р 1Н Я Комсомолка Евдокия Распопова закончила Липецкое кооперативное училище. Два года она работает продавцом промтоварного мага зина в селе Замартьшье Добровского района. Ее уважают за внимание к людям в доброту. НЛ СНИМКЕ: Евдокия помогает выбрать по купку передовой доярке второй бригады А. И. Пенькой. Фото Ю. Клюева. ЧТОБЫ РАДУГА НЕ УГАСЛА Телемеханик тронул рыча жок, и нежная небесная голу бизна сменилась на экране густой киноварью, следом по лыхнул всеми оттенками крас ный цвет, потом зеленый... «Поймать» эту радугу помога ет специальный прибор, кото рый позволяет быстро прово рить и безупречно настроить телевизор цветного изображе ния, До сих пор такой прибор имелся только у липецких ма стеров «Телерадиобыттехни- ки». Теперь же его получили телеателье Усмани, Данкова, Лебедяни. На очереди —-' За- донск и Доброе. Молодые теле- радиомеханики уже прекрасно овладели сложной техникой под руководством опытного наставника, бригадира цеха цветных телевизоров И. В. Бо былева. ЧАСОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР Давно приходилось слы шать, что живет в нашем го роде старый мастер, у которо го собрана целая коллекция часов. Есть даже такие дико винные, по которым в стари ну время сверяли, мчась в ка ретах. И вот довелось позна комиться с этим часовщиком. Человеком он оказался скром ным, о себе скупо говорил. А вот О часах охотно рассказал. Показал и те самые, редкие. А достались они ему от отца. ...Довоенный Липецк: тихие, зеленые улочки, деревянные домики, половодье Цветущих веснами садов. В одном из немногих камен ных домов на улице Фрунзе жил мастеровой человек, ред кой тех Лет специальности — часовых дел мастер Емельян Бахаев. Четырех сыновей под нял на ноги, все, как на под бор, рослые, статные. Почте ние к труду, уважение к стар шим привял им смолоду. А более всего хотел свою науку ям в наследство передать. Так и случилось: трое сыновей но часовому делу пошли. Один только старший, Владимир, лет- *шкоМ стал, но Емельян Евгра фович одобрил, видимо, по точности и аккуратности рав ноценной своей специальности считал. Ну, а второй сын, Шурка, шестнадцати лет к от цу в мастерскую пришел. По любилось дело — до мелочи вникал в науку точную. А тут и свойство природное помога ло — руки имел. Как говори ли. золотые. Другому на день работы хватит, а Шурка часа в три одолеет. Гордостью от цовской был ‘— через пару лет любой марки часы уже мог починить, будь то зако выристые швейцарские или первенцы наши «кировские». - Зимой сорокового и Нико лай, третий брат, пришел к отцу под начало. — еще весе лей стало в мастерской. А вот младший не успел с ними по работать —- раёкидали их ли хие ветры сорок первого го да в разный стороны. Алек сандр ушел в армию — пе хотинцем -стал. И топал он по израненной з.емлй три долгих года. А что такое стрелок на передовой, только побывавший там знает. Специальности своей не ос тавлял — есть минута свобод ная, пристроится в окопе, лу пу в глаз—-и оживляет чьи-ни будь «раненые» часы. Прав да, верный глаз да сноровка еще в одном деле пригодились — оружие починить быстро мот, а особенно в пулеметах разбирался... Было раз так: наступал ба тальон на город Чаусы в За падной Белоруссии. Пошли в атаку, да неожиданно Замолк фланговый пулемет, с замком что-то случилось. Ожил враг, огонь усилил, вот-вот в контр атаку кинется. — Бакаева ко мне! — крик нул командир. — Ну, мастер, на тебя вся надежда! Выскочил из окопа — взры вы, пули свистят. Ползком, а где перебежкой — пока до бежал — сильно в плечо', ранило. А пальцы искусство ' мастеровое не забыли — все го несколько секунд — и за мок заменил. Ожил пулемет, - и сквозь грохот его услы шал Александр дружное «ура!» — батальон пошел впе ред. За свой подвиг получил Александр дорогую для сол дата награду: двухнедельный отпуск в родной Липецк. После войны собрались братья у отца в мастерской. Только старшего не дожда лись: погиб. Александр Емельянович вспоминает: «Трудное было время. Часы у большинства старенькие и плохонькие, ло мались часто. Наберу иной раз заказов Тридцать за день, так приходилось и часа в три ночи вставать, и выходные прихватывать. Это сейчас лег ко — приборы, оборудование, запасные части всякие, а тог да приходилось иную деталь ку из иголки выгачивать». У‘ Александра Емельянови ча Бакаева трудовой стаж пе ревалил уже за сорок лет. Мы попробовали подсчитать: сколько же часов починил он за это время? Получилось что-то около шестидесяти ты сяч. А вот сколько учеников было, не сосчитали: щедро мастерство свое дарил, как и отец когДа-то. Хорошо он ска зал о своей работе: «Наипер вейшая моя радость в жизни — чтобы человек моим делом доволен был!» С. РОЖМАНОВ, внепгт. корр. «Ленинского знамени». ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ МА Г А З И Н А ИЗМАЛКОЮ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Цент ральная усадьба колхоза име ни Ленина село Преобра- женье. Ка площади, рядом с зданием сельского Совета и правлением колхоза много людно. Сегодня в селй прият ное событие — открывается новый магазин. По этому слу чаю сюда прибыли руководи тели районных служб и орга низаций. — Забота об улучшении ус ловий жизни сельчан, — го ворит первый секретарь рай кома КПСС' А. В, Драчев, — остается для нашей партии одной из важнейших. Нагляд ное подтверждение тому — перемены, которые происхо дят сегодня в селах нашего района, в частности, в колхо зе имени Ленина. Здесь 1 пост роены новая средняя школа, столовая, детский сад. десят ки жилых домов, и вот тетерь — магазин. Все это позволило остановить отток кадров из хозяйства, привлечь в колхоз ное производство молодежь. Значит, крепнуть. Молодеть и самому селу... И вот в просторном торго вом зале — первые покупа тели. К их услугам различные продовольственные и промыш ленные товары первой необ ходимости. — Магазин в Преображение, —^ рассказывает председатель районной плановой ко миссии А. П. Агапов, — лишь одно из четырех пред приятий торговли, введенных в канун нового года и первые дни января в районе. Так, но вый продовольственный мага зин вошел в строй в жилом микрорайоне совхоза «Доку- чаевскнй». Избавились от не обходимости ездить на цент ральную усадьбу колхоза име ни XXII партсъезда за хлебом и другими товарами массового спроса жители отдаленного Села Шереметьево. Открылся новый магазин в другом отда ленном хозяйстве — совхозе «ИзмалковскиЙ». Все они, как и магазин в Преображенъе, построены на средства хо зяйств. До конца пятилетки планируем ввести в эксплуа тацию еще несколько объек тов торговли и общепита. П О Е З Д Б Е З П Р О П И С К И Семнадцать лет назад на чал ходить регулярный поезд Липецк — Москва. Более ты сячи пассажиров ежедневно прибывают на нем в наш го род. С поезда Для многих и начинается знакомство с Ли пецком. Первые впечатления гостей далеко н* безразличны нам, старожилам, как и то, в каких условиях каждому из нас время от времени прихо дится коротать пятисоткило метровый путь до столицы. Мы решили побывать там, где готовят поезд в дорогу — ремонтируют, убирают, за правляют всем необходимым. Липецкий скорый отдыхает в небольшом тушке, который на языке железнодорожников называется резервом провод ников. Рядом проходит шоссе, откуда до него рукой подать. Но на машине напрямик не проедешь, поэтому грузы за возят со стороны Лебедянской трассы. И здесь не было ни каких проблем, пока путь к стоянке не преградила строй ка. Стройка по липецким мас штабам не такая уж большая, но городу нужная — магазин «Лаки-краски». Вдобавок соо ружение его — в плане экс перимента по комплексной ра ционализации торговли. Дело это важное и возразить здесь можно только одно: новый сосед — железнодорожникам большая помеха. Во-первых, как теперь грузы к поезду подвозить? Пришлось проло жить окружную дорогу. Но с ней опять неувязка: дважды пересекает железнодорожную линию, да Не свою, а Другого ведомства. Только сделают для машин переезд — его тут же хозяева линии ( разрушат. И они по-своему правы: пе реезд в неположенном месте может к аварии привести. Но у железнодорожников другого выхода нет: скорый поезд не подготовленным в дальний рейс не отправишь. Так и воюют потихоньку с коллега ми из другого ведомства. А виновник этого — буду щий м агазин ---- еще и новой бедой грозит. Объект это осо бый, пожароопасный, и уж рядом с поездом, в так назьг- ,ваемой полосе отчуждения, ему вовсе не положено нахо диться. Как же оказалась стройка в таком неподходящем месте, куда проектировщики смотре ли? Правильно, смотрели они на план города, А там никакой стоянки поезда и в помине нет. То есть место она занимает вполне законное, давным-давно под резерв про водников отведено. Только на план его в свое время не за несли: тогда это была глухая окраина. Потом городские кварталы вплотную подступи ли, началась переписка со всевозможными организация ми, но «прописать» в городе поезд так и не сумели. Так и оказался он без вины вино ватым. Но как бы там ни было, КОНСУЛЬТИРУЕТ л Н. Невахова из Данкова в своем письме спрашивает: где можно заточить режущие инструменты из маникюрного набора, а также где приобрес ти износившиеся части от пылесоса, например, ныле- сборник и щетку? Г Редакция попросила отве тить читательнице заместителя директора объединения «Обл- рембыттехника» В. И. Ушако ва и заместителя начальника областного управления тор- изо-дня в день поезд надо го товить в путь, и здесь тоже проблем хватает. Начальник «резерва» Е. А. Попотъко рас сказывает, что экипировочные и моечные машины должны ходить вдоль состава между вагонами. Однако территория не благоустроена, машинам не пройти. Моечную машину не пустишь, а водяные краны сделаны только в одном меж дупутье, иЗс же шесть. что порождает большие сложнос ти с мытьем вагонов. Каждый день работницы «резерва» тя нут вдоль состава длинный резиновый шланг, чтобы вы мыть и заправить водой ваго ны. Веером разлетаются в сто роны ледяные брызги. А ка ково так работать на морозе? ...Тесное, холодное поме щение. Под потолок громоз дятся мешки с бельем. Не сколько женщин комплектуют постельные наборы. — Надо бы сшивать, — го ворит Т. Т. Торопцева, — да где там — разве такую сы рость проткнешь иголкой. Лю бой мешок наугад возьмите— во всех сырое, холодное белье, некоторые простыни рваные. В разговор вступает кладов щица Т. С. Дорохина: — Сколько лет «боремся:» с банно-прачечным комбинатом! Плохо стирают, выдают нам сырое. Как же пассажнрам-то укрываться им? Иногда соби рается до четырех комплек тов грязного белья с Москов-* ского поезда, да еще допол нительный и «Турист» прибав ляют, а это около девяти тысяч единиц. Давно бы надо свою прачечную построить. — Да, со стиркой не справ ляемся, — откровенно заяви ли на банно-прачечном ■'ком бинате. — П о т о м у и белье не- простиранное, сырое. Рады бы вообще его не принимать, да железнодорожники нажима ют. Поезд-то отправлять надо. кстати, эту фразу приходи лось слышать не раз, этим как бы оправдывали многие непорядки. А, собственно, по чему? Разве не в силах город ские власти справиться с ни ми, подключить к этому нуж ные организации? Липецкому скорому не обой тись и без помощи депо. Ма стер зт *' п й ро в к и В. Ф. Муко- сеева жаловалась, перебирая ремонтные акты: «Отправляем на станцию Мичуринск ваго ны в ремонт, и редко какой возвращается без замечаний. За 1983 год пятнадцать ваго нов отставили на повторный ремонт. И совсем плохо снаб жают нас запасными частя ми». ...Хороший, работящий кол лектив з «резерве». Старается, чтобы поезд выглядел краси вым, уютным. Кстати, на стан ции «Москва—Павелецкая» наш поезд — на хорошем счету. И все же гордиться своим «скорым» липчане пока не могут. . Г. СЕРЕГИН. СПЕЦИАЛИСТ: гозли С. И. Корнеева. Вот что они сообщили: заточку мани кюрных инструментов произ водят только мастера «Обл- рембыттехники» в Липецке, куда и необходимо непосред ственно обращаться. Запасные части к пылесо сам торговле не выделяются, замену их производят в рай онных специализированных мастерских «Облрембыттех- ники». При замене взимается плата за производимые рабо ты. Ч Е Л О В Е К З А К О Н НЕОПРАВДАННЫЕ ПОБЛАЖКИ В последнее время на предприятиях и в организа циях Липецка проведена не малая работа по укреплению трудовой дисциплины.- Это му во многом способствова ли изменения и дополнения в законодательные акты о труде. С первого сентября, как известно, вступил в силу Указ Президиума Верховного Совета СССР, принятый 12 августа 1983 года. Работни ки прокуратуры и депутаты горсовета проверили на 15 предприятиях, как применя ются новые положения. На заводах силикатном, радиа торном, пусковых двигате лей, резино-пластмассовых изделий разработаны конк ретные мероприятия, они утверждены администрацией, парткомами и Профсоюзными комитетами и претворяются в жизнь- Результаты налицо Количество нарушителей трудовой дисциплины умень шилось, а на заводе ЖБИ-7 заметно снизилась и теку честь кадров. К сожалению, отдельные руководители пока не при меняют более строгие меры, установленные ’новым Зако ном. к нарушителям произ водственной и трудовой дис циплины. Сейчас те, кто нарушает трудовую дисцип лину, допускает прогулы или появляется на работе в нетрезвом состоянии, могут быть переведены на нтйеоп- лачиваемую работу на три месяца или смещены на низ шую должности на тот же срок. Эти дисциплинарные санкции применены в отно шении некоторых рабочих и служащих в автобазе № 3 ' треста «Липецкстройтранс». И это зримо повлияло на состояние дисциплины. Мно гие поняли: с законом шутки плохи. Но руководители многих других предприятий этим правом не пользова лись, хотя были веские основания для его приме нения. В настоящее время за ущерб, причиненный пред приятию,, учреждению, ор ганизации при исполнении трудовых обязанностей, рабо чие и служащие, по вине которых случилось такое, несут материальную ответ ственность в размере дей ствительного ущерба, нЬ не более одной трети своего среднего месячного заработ ка. Достаточно распоряжения администрации — и деньги удерживаются из заработной платы работника. Никакого согласия с его стороны на это не требуется. Это — эффективный рычаг воздей ствия на лиц, допускающих брак в работе, Порчу сырья и материалов, нарушающих правила по охране труда и технике безопасности. При менение его на заводе ЖБИ-7, СМУ «Коксохнм- монтаж», фабрике «Бумиз» и на заводе пусковых дви гателей это убедительно подтвердило. Но вот на радиаторном заводе, в объединении «Обл- мебельбыт» и на других предприятиях не полностью используется данное право для укрепления производст венной дисциплины. На за воде «Центролит», напри мер, формовщик 9.. В Де- менков при подготовке форм к заливке допустил брак, который обошелся в 200 рублей- Эту сумму списали на убытки предприятия. Только за месяц бракоделы нанесли ущерб заводу в 6071 рубль, а взыскана лишь двадцатая часть. На многих предприятиях почему-то считают, что если работник за что-либо лишен премии, то с него уже нель зя высчитывать за брак. По закону же лишение премий не препятствует этому. Уволенным за системати ческое нарушений трудовой дисциплины, прогулы без уважительной причины или появление на работе в нет резвом состоянии, согласно новому трудовому законода тельству, премии на новом месте работы в течение ше сти месяцев выплачиваются в половинном размере. Од нако на многих предприяти ях, куда трудоустроились эти нарушители, админист рация самостоятельно реша ет вопрос о выплате пре миальных, исходя из резуль татов работы. Такое произ вольное толкование явля ется грубым нарушением трудового законодательст ва. К рабочим и служащим, отсутствующим на работе более трех часов без уважи тельных причин, применяют ся такие же меры ответст венности, какие установлены за прогул. Несмотря на это, учет рабочего времени не везде налажен по-настояще му. Между тем прокуратура установила, что есть случаи, когда люди не бывают на производстве по четыре- пять часов, а иногда и больше, а в табеле аккурат но проставлено восемь,: Та кие факты, в частности, встречаются на тракторном заводе. На заводе пусковых двигателей уволены за про гулы свыше трех часов два человека, хотя их было больше. Хуже того, некото рые,начальники отделов кад ров по сложившейся ранее практике продолжают ,счи тать прогулом отсутствие человека на работе в тече ние всего рабочего дня По новому закону рабо чие и служащие имеют пра во расторгнуть трудовой до говор, заключенный на неоп ределенный срок, предупре див об этом администрацию письменно за два месяца. Только при расторжении трудового договора по ува жительным причинам можно предупреждать за один ме сяц- При этом время, на которое работник переведен за нарушение трудовой дис циплины, в срок предупреж дения не засчитывается. Правильно поступают те руководители, которые лично беседуют с подавшим заяв ление на увольнение. В ходе этих бесед выясняются при чины, послужившие основа нием для подачи заявления, и часто они отпадают. От такого заинтересованного подхода к делу выигрывают обе стороны, а в конечном счете, интересы общества. А. КОМРАКОВ, прокурор г- Липецка, старший советник юстиции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz