Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
О б с уж д аем проект ЦК К П СС ИШКОЛ А, -И СЕМЬЯ Ежедневно приходят к нам в редакцию письма, в кото рых паши читатели—учителя, партийные, профсоюзные, комсомольские работники, родители, руководители базо вых предприятии, хозяйств — высказывают свои мнения, предложения по проекту ЦК КПСС р школьной реформе. Нередко эти письма содержат и опыт работы отдельного педагогического коллектива, укрепления связей учебных заведений с трудовыми коллективами, с семьей. Обсуж дение проекта на страницах нашей газеты вызывает и ответные отклики читателей: ознакомившись с предложе ниями других, они одобряют, дополняют, уточняют и кон кретизируют их. К А К И М С Т А Н Е Т С Ы Н ? Прежде всего хочу при соединиться к мнению роди тельницы Т. Ивановой «Оценка за знания или по ведение?» («Ленинское зна мя», 7 января), поддержать ее мысли и рассуждения, так как вопрос очень серь езный и имеет глубокий смысл. То, что нередко учи теля уравнивают оценкой «удовлетворительное пове дение» всех учеников, кто имеет тройки по предметам, совершенно неверно. Вот и проект школьной реформы обращает внимание именно на искоренение лю бого формализма в школе, особенно в оценке знаний и поведения учащихся. Каждо му учителю следует заслу женной оценкой поощрять и усердие ученика, и его об щественную активность в классе, школе. Нельзя «уравниловкой» отбивать стремление ребят быть ак тивным, неравнодушным: эти качества — основа будущей личности. Есть у меня и другие кон кретные предложения. С вводом 11-леткего обучения надо предусмотреть в учеб ных программах курс домо' водства не только для дево чек, но и обязательно для мальчиков. У меня тоже рас тет сын. Когда-то и у него будет своя семья, он станет мужем. Так пусть, он будет заботливым мужем и отцом. Курс домоводства научит нашу молодежь и хорошему этикету — в гостях, за сто лом, на улице, на танцах, в общественных местах. И еще. Надо четче опре делить права школы в отно шении тех учащихся, кто учится слабо, только на «тройки». Таким ребятам, я считаю, надо просто запре тить переход из Это класса в 10-й (при той структуре обучения, какую предусмат ривает проект школьной ре формы). Практика уже давно и убедительно показала, что нет никакого смысла «тя нуть» слабо успевающих ре бят до окончания десятилет- ,ки. Школьники и сами потом убеждаются в этом. В свою очередь, такое право школы заставит серь езно подтянуться тех ребят, кто учится слабо лишь пото му, что ленится. Т. ЕРЕМЕНКО, !родительница. ГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ, К Т Р У Д У А. И. Вылегжанин, пол ковник в отставке, кавалер многих орденов: — Мы, ветераны, многое можем сделать, чтобы при дать стройность и боеви тость пионерским играм «Зарница» и «Орленок», в организации соревнований по военно-прикладным видам спорта, соревнований и ме мориалов в честь Героев Со ветского Союза. А. А. Ткаченко, замести тель председателя военно- патриотической секции обла стной организации общества «Знание»: ■*—Кто лучше всего может донести до советских лю дей значение исторической Победы, рассказать о муже стве и отваге солдат, офице ров, генералов, проявленных на фронтах Великой Отече ственной войны? Конечно, ветераны. Они, видевшие своими глазами и . сердцем ощущавшие нависшую в те грозные годы опасность, по знали на своем опыте всю ко потому, что они касают* ся нас. Строгое соблюдение установленных льгот и при вилегий имеет и воспита тельное значение. Люди во очию видят, что мужество и храбрость, проявленные в боях, как и доблестный труд, по заслугам оцениваются партией и государством. Льготы н привилегии. вселя ют в каждого уверенность, что ударная работа, готов ность защищать любимую Родину по достоинству, оце ниваются в социалистиче ском обществе. П. И. Оборотов, гвардии майор в отставке, инвалид Великой Отечественной вой ны: — На встрече много гово рилось о работе, которую ведут ветераны со школьни ками и учащимися системы профессионально - техни ч е- ского образования, призыв никами. Я тоже мог бы рас сказать о подобных фактах. Однако мы пока' мало бы ваем среди молодых рабочих предприятий и строек, в об- Ч Т О Б Ы С О Х Р А Н И Л О С Ь В В Е К А Х ----------------------------------------------- ------------------ ------------------ПАМ ЯТЬ ---------------------------- Ч ЕРЕЗ’ год с неболь шим советские лю ди и все прогрес. сивное человечество бу дут отмечать 40-летие Побе ды над гитлеровским фашиз мом. Трудно переоценить всемирно-историческое зна чение этого события. Побе да позволила почти за сорок лет мира превратить Совет ский Союз в могучую дер жаву, уверенно осуществ ляющую строительство раз витого социализма. В ре зультате победы над фашиз мом были освобождены от коричневой чумы страны Европы, а ряд стран ее вос точной части осуществляют программу социалистическо го строительства. Социали стические страны во главе с Советским Союзом преврати лись в решающую силу борьбы за мир. Подготовка к 40-летию Победы вносит живительную струю, крепит силы участ ников антивоенного, анти ядерного движения в Евро пе и других континентов планеты. Что надо сделать для лучшей подготовки к знаме нательному событию в жиз ни советских людей и всего прогрессивного человечест ва, как использовать эту работу для повышения дей ственности патриотического воспитания советских лю дей, сохранения памяти тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом? Эти во просы всесторонне обсужда лись на встрече ветеранов гражданской и Великой Оте чественной войн, Вооружен ных Сил СССР, состоявшей ся в пресс-клубе сблвоен- комата и «Ленинского зна мени». Встреча явилась логиче ским продоллшнием работы с ветеранами партии, труда и войны по примеру Политбю ро ЦК КПСС и Министерст ва обороны СССР. На встрече присутствова ли ветераны гражданской и Великой Отечественной войн, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, бывшие воины, на гражденные за мужество и личную храбрость, умелое ведение боев орденами Ле нина, Красного Знамени, Красной Звезды и другими орденами и медалями Совет ского Союза, офицеры рай военкоматов, руководители начальной военной подготов ки в школах. Вел встречу облвоенком В. Ф. Белевцов. С докладом выступил Б. Н. Головченко, начальник политотдела облвоенкомата. Коммунистическая партия, говорил он, видит в ветера нах Вооруженных Сил своих надежных помощников в вос питании у советских людей, особенно молодежи, активной жизненной позиции, нравст венной зрелости, в улучше нии подготовки к военной службе „в рядах Советской Армии. Огромный опыт ве теранов, отвага и мужество, проявленные в боях с вра гами, помогут растить идей но убежденных, смелых и отважных защитников Роди ны. Ежегодно проводятся тысячи встреч ветеранов партии, труда и войны в школах и училищах, обще житиях молодых рабочих, на предприятиях, в колхозах и созхозах, допризывных пунк тах военкоматов. Нам следу ет повышать действенность этих встреч и выступлений. Ветераны могут внести свой опыт в проведение дней призывников, месячников оборонно-массовой работы, в деятельность клубов будуще го воина, штабов всесоюзно го похода по местам боевой славы. Организовать их ра боту, скоординировать их действия призваны комите ты и группы содействия при военкоматах, секции вете ранов на промышленных предприятиях. К. Н. Антонычев, полков ник в отставке, начальник областного штаба всесоюзно го похода по местам боевой славы «Летопись Великой Отечественной войны»: — Девиз всесоюзного по хода — «Никто не забыт, ничто не забыто». Задача его — приобщение молодежи к героическому прошлому советского народа. Многое сделано: выявлены сотни имен погибших, появились новые памятники и мемо риалы, расширяются интер национальные связи. Но много еще предстоит сде лать. В частности, пока еще медленно пополняется фонд воспоминаний непосредст венных участников Великой Отечественной войны. Не все делается для уве ковечения памяти погибших. Почему бы нам не последо вать примеру, скажем, Ал тайского края, где растут ты сячи деревьев, посаженных в честь советских солдат, сра жавшихся против фашист ской Германии и империали стической Японии. значимость разгрома фашиз ма. Лекции и беседы, конфе ренции на военно-патриоти ческие темы, создание музе ев боевой славы на пред приятиях, в школах и учили щах, участие в походах по местам революционной, бое вой и трудовой славы, ак тивное участие в работе сек- . ций и групп однополчан — вот неполный перечень ме роприятий, в проведение которых обязаны вложить свои силы и ценный опыт ветераны. И. Ф. Кованев, Герой Со ветского Союза, полковник в отставке: — Мы искрение благодар ны Коммунистической пар тии и Советскому правитель ству за огромную заботу о нас, ветеранах партии, вой ны и труда. 'Многие из них, сохранившие силы и энер гию, продолжают трудиться в народном хозяйстве, ведут воспитательную работу с мо лодежью. Но наш долг не мириться и с фактами, когда нарушаются льготы, уста новленные для инвалидов и участников войны. Инетоль- щежитиях. А они очень нуждаются в нашем внима нии. На встрече выступили П. И. Новиков, руководитель начальной военной подготов ки Набережанской средней школы Воловского района, В. Т. Добрынин, военком Ле вобережного района г. Ли пецка, Б. А. Мухин, предсе датель комитета ветеранов войны при Елецком горвоен комате, полковник в отстав ке, Н. В. Разворотнев, секре тарь обкома ВЛКСМ. Участники встречи приня ли обращение ко всем вете ранам партии; войны и тру да области активнее прово дить . военно-патриотическую и воспитательную работу с молодежью, деятельнее го товиться к приближающему ся 40-летию Победы. Приказом облвоенкома многим ветеранам объявле на благодарность, вручены почетные грамоты и ценные подарки. На снимках: участники встречи; выступает Герой Советского Союза Н. И. Краснов. Горячо поддерживаю сек ретаря комсомольской орга низации ГПТУ № 28 Н. Стрельцовой («Ленинское знамя», 15 января), которая ■высказала предложение шире использовать социали стическое соревнование сре ди учащихся профтехучилищ как верный стимул повыше ния ответственности юношей и девушек за учебу. Орга низацию такого соревнова ния надо приблизить к ус ловиям соревнования трудо вых коллективов, где будут трудиться' выпускники. В правильности постановки вопроса именно так меня убедил собственный опыт ра боты мастером производст венного обучения в ТУ № 20. Я пришел в училище с производства, раньше рабо тал мастером на станкозаво де. Очень скоро понял, что мои задачи в училище го раздо шире, чем просто обу чить ребят профессии слеса ря КИП и автоматики. За плечами у меня технический вуз. но знаний по педагоги ке было маловато. Поэтому и решил использовать опыт своего рабочего коллектива — организовать конкретное соревнование ребят внутри группы, разбив их на учеб но-производственные бригады по 6 человек. Интересую щихся подробностями орга- тизации такого соревнования дрошу обратиться в учили ще. Я же коротко скажу о результатах. Ежедневный учет посещаемости, успевае мости, оценка отношения к труду, общественной жизни группы, гласность — ребята подводят итоги еженедельно, сравнимость — все это под тянуло ребят, пробудило в них желание лучше учиться, трудиться, проявлять ини циативу к тому, чтобы сде лать жизнь группы интерес нее. Предлагаю ввести метод внутригруппового соревно вания как в училищах, так и в школах. Это хороший путь и развития самоуправ ления в коллективе учащих ся. Как предусматривает про ект. основой воспитания уча щихся станет производитель ный, полезный труд, приб лиженный к настоящему про изводству. И я подумал: а почему уже в школе или училище так же, по-настоя щему не оценивать и ре зультаты труда ребят? Для этого можно ввести трудо вые книжки, в которых от ражать итоги работы года, в период практики или летней трудовой четверти. Записи в такой книжке обязательно, пусть одной строкой, долж ны учитываться при получе нии настоящей трудовой книжки на производстве. Думаю, что юношам и де вушкам будет совсем не безразлично, какой окажет ся первая строка этой, взрослой книжки. Полностью согласен с те ми строками проекта, в ко торых говорится о повыше нии ответственности родите лей за воспитание детей с помощью трудовых коллек тивов. Я бы дописал в про ект: «Руководители пред приятий и учреждений, тру довые коллективы обязаны принимать меры воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей»- И еще -одно предложение. В школах необходимо шире привлекать в качестве орга низаторов труда тех старше классников, кто в будущем мечтает стать учителем, по ступить в педагогические вузы или училища. Уверен, что ученики 10 — 11 -х клас сов при определенной подго товке справятся с этой зада чей. Получится как в семье, где старшие воспитывают, заботятся о младших. Имен но этого не хватает моло дежи, растущей в условиях современной малочислен ной семьи. Проект реформы школы пронизан от начала до конца заботой о растущем челове ке, а выдвижение его на все народное обсуждение являет ся убедительным подтверж дением того, что в нашей стране народ является на стоящим творцом своей жиз ни. В. КУЗЬМЕНКО, мастер технического училища № 20. У К А З ПРЕЗИДИУМА ВЕРХ ОВНОГО С ОВЕТА РСФСР О НАГРАЖ Д ЕНИИ М ЕД АЛЬЮ « ЗА ОТЛИЧНУЮ СЛУЖ БУ ПО ОХРАНЕ ОБЩ ЕСТВЕННОГО ПОРЯД КА» М ЛАДШ ЕГО СЕРЖ АНТА М ИЛИЦИИ КАЧАНОВА А. П. За смелые и решительные' действия, проявленные при за держании опасного вооруженного преступника, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» младшего сержанта милиции Качанова Александра Петровича — милиционера подразделения милиции отдела внутренних дел исполнительного комитета Грязинского районного Совета народных депутатов Липецкой области. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСГ М. ЯСНОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР X. НЕШКОВ. Москва, 2 февраля 1984 года. ИНФОРМАЦИЯ . СОВСЕМ НЕ РАДУЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ БОНН, 3 февраля. (Корр. ТАСС). Сегодня в западногер манской столице был представ лен правительственный доклад о перспективах развития эко номики ФРГ в текущем году. Он пестрит словами «стабиль ность», «подъем», «оживление конъюнктуры» и так далее, и, если верить этому документу, ФРГ ожидают самые радужные перспективы, а экономический кризис остался в прошлом. Консерваторы и либералы, взявшие бразды правления в свои руки в прошлом году, якобы вывели страну из поло сы экономических потрясений. Более внимательное изучение документа приводит, однако, к выводу, что главная цель доклада — выдать желаемое за действительное. Ведь проб лемы, обременяющие эконо мику ФРГ, остаются нерешен ными,. Главная из них — мас совая безработица. Правительство в своих прог нозах исходит из того, что армия «лишних . людей» со хранится за двухмиллионной отметкой, и в среднем количе ство безработных составит около 2,2 млн. человек. При чем, действительность ФРГ обогнала даже и этот не ра дужный прогноз. В то время, когда журналистам представ лялся этот доклад, федераль ное ведомство по вопросам труда опубликовало данные о количестве зарегистрированных безработных в январе теку щего года. По сравнению с предшествовавшим месяцем уровень безработицы суще ственно повысился, в стране зарегистрировано уже 2,5 млн. лишенных права на труд. Сохранится в перспективен рост дороговизны, правитель ство исходит из того, что по вышение стоимости жизни со ставит в среднем 3 проц. Если уж кто то и верит в радужное будущее, то это крупный бизнес. Правитель ство заверяет, что «будет хра нить верность своему прежне му социально-экономическому курсу». А он, как известно, характеризуется созданием всякого рода льгот и облегче ний крупному капиталу и мо нополиям при резком сокра щении государственных ассиг нований на решение социаль ных проблем. ЛУАНДА, 3 февраля. ' (Корр. ТАСС). 23-го годовщину начала вооруженной борьбы против колонизаторов отмечает 4 фев раля ангольский народ. В 1961 году в этот день группа пат риотов Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) выступила с оружием в руках против фашистского колони ального режима. 14-летняя вооруженная борь ба завершилась провозглаше нием независимой Народной Республики Ангола. Однако международный империализм и режим Претории не смирились с потерей своих позиций в этой стране. Против молодого П Р А З Д Н И К АНГОЛЫ государства были брошены регулярная армия ЮАР, ино странные наемники, банды контрреволюционеров. При помощи социалистических стран и других прогрессивных сил мира ангольский народ отра зил агрессию и в марте 1976 года изгнал интервентов с родной земли. Трудящиеся республики при ступили к национальной ре конструкции и восстановлению разрушенного войной хозяйст ва. Но империалистические кру ги не прекратили подрывных действий против НРА. С авгу ста 1981 года военщина ЮАР оккупирует часть территории провинции Кунене. Продолжа ют террористические акции банды УЛИТА, финансируемые и натаскиваемые режимом Претории. Главная цель этих агрессив ных акций — дестабилизиро вать положение в стране, свергнуть законное правитель ство, запугать ангольский на род и заставить его отказать ся от поддержки патриотов Народной организации Юго- Западной Африки (СВАПО), ведущих справедливую борьбу за независимость Намибии. Но ангольский народ под руко водством своего боевого аван гарда —• МПЛА — Партии труда уверенно идет по изб ранному пути, опираясь на всестороннюю помощь СССР и других стран социализма. Н. СЕМЕНОВ, В. МАХОНИН. ОТКРОВЕННО РЕАКЦИОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ НЬЮ-ЙОРК, (Корр. ТАСС). Оголтелый милитаризм и ан тисоветизм, откровенная реак ционность 1— так характеризу ет политику администрации Рейгана журнал «Черчмэн». В основе внешнеполитичес кой деятельности президента Рейгана, отмечает журнал, всегда лежал агрессивный ан тикоммунизм и ненависть к Советскому Союзу. Продолжая запугивать американцев ми фической «советской воен ной «угрозой», президент ста рается убедить их в необходи мости «укрепления» обороны США путем резкого увеличе ния затрат на производство но вых систем ядерных вооруже ний. Одновременно админист рация Рейгана блокировала все усилия, направленные на достижение прогресса в обла сти контроля над вооружени ями, игнорируя при этом мне ние подавляющего большин ства американцев, выступаю щих против безумной гонки вооружений. Именно по вине Рейгана мир сейчас оказался в опасном ядерном тупике. Прибегая к своему стандарт ному, упрощенному толкова нию происходящих в мире политических процессов, пре зидент противопоставил свою политику интересам между народного сообщества, считая «вратами» всех, кто не согла сен с курсом Вашингтона, указывает журнал. ’ Недавнее решение США о выходе из ЮНЕСКО стало первым ша гом на пути к еще большей политической изоляции страны на международной арене. Не лучшей характеристики, по мнению журнала, заслужи вает и внутренняя политика нынешней администрации, за щищающей лишь интересы и прибыли крупных корпораций. Белый дом, относящийся с полным безразличием к судь бам миллионов бедняков, пи шет в заключение «Черч мэн», развернул широкое на ступление на социально-эко номические права миллионов американских трудящихся, В. МОСТОВЕЦ. В ООРУЖЕННАЯ ПР ОВОКАЦИЯ ПР ОТИВ НИКАРАГУА МАНАГУА, 3 февраля. (ТАСС). Гондурасская воен щина совершила новую воору женную провокацию против Никарагуа. 2 февраля, сооб щил МИД республики, шесть военных самолетов «А-37» аме риканского производства вторглись в воздушное про странство республики в зош морского порта Потоси, рас положенного в заливе Фонсе ка, и проникли в глубь депар тамента Чинандега. В районе вулкана «Касита» воздушные пираты атаковали базу Санди нистских вооруженных сил в гражданекий центр связи, принадлежащий министерству сельскохозяйственного разви тия и аграрной реформы. Е результате бомбардировки по гибли три военнослужащих Сандинистской народной ар мии (СНА). Гражданскому объекту нанесен серьезный материальный ущерб. Артиллерия СНА открыла огонь по самолетам-нарушите лям, вынудив их вернуться нг гондурасскую территорию. Правительство Никарагуа расценило новую вооруженную провокацию военщины Гон дураса как еще один шаг не пути эскалации агрессивны:» действий против сандинистско! революции, угрожающих мирл и безопасности центрально- американскому региону. Ва ответственность за эту пре «сгушгую акцию, подчеркива ется в заявлении МИД, ле- жи-р на Соединенных Штатах V ПАРТИЗАН САЛЬВАДОРА / Джозеф Фрэзер, коррес пондент агентства «Ассо- шизйтед Пресс», в репор таже из Сальвадора рас сказывает о встречах с Патриотами, ведущими борь бу с правящей хунтой, под держиваемой США. Агент ство печати Новости пред лагает вниманию читателей его репортаж, опубликован ный в датской газете «Ин- формашун». Печатается с некоторыми сокращениями. Партизаны,, действующие в Сальвадоре, располагают раз витой системой снабжения, а нехватку оружия компенси руют своей изобретательно стью и дисциплиной при про ведении боевых операций. Мы посетили партизанский лагерь в горах провинции Сан. Мигель, в юго-восточной час ти страны. И здесь, на месте, становится особенно ясно, что правительственным войскам будет очень трудно * выбить Св идетельство очевидца СВОИХ опытных противников из этих районов. Инфраструктура подразде лений Фронта национального освобождения Сальвадора име ни фарабундо Марти (ФНО) достойна восхищения. Они имеют свои собственные сель скохозяйственные предприя тия, радиостанции. В горных районах вокруг Чирилагуа партизаны ведут спартанский образ жизни сре ди крестьян или живут на собственных крупных базах. В э т о й части страны действует Революционная армия народа — одна из крупнейших парти занских организаций Сальва дора. Долгий, утомительный путь к партизанскому лагерю начи нается на просетке, к западу от Чирилагуа. Дорога вскоре переходит в тропу, которая то теряется в реках и протоках, то опять вьется среди лугов и болот. Партизанский лагерь — это множество хижин, располо женных на большой террито рии. Некоторые из них вы полняют роль кухонь. Жен щины в больших чанах варят фасоль и кукурузу. Они гото вят пищу для многих сотен людей. Несколько в стороне — оружейный склад: хорошо смазанные винтовки, крупно калиберные пулеметы, и даже легкие артиллерийские ору дия. Почти все оружие амери канского производства. Добы вается оно в боях с прави тельственными войсками. Неподалеку от основного ба зового лагеря — еще одна группа хижин. Здесь находят ся типография, коротковолно вая радиостанция, а также швейная мастерская. В ней, в частности, шьются красные нарукавные повязки — знаки отличия членов Революционной армии народа. Здесь же парти заны хранят видеомагнитофон, работающий от автомобиль ного аккумулятора, и телеви зионную установку. Все это оборудование они используют для пропагандистской работы среди населения. Большинство партизан — крестьяне. Но среди них есть и представители других соци альных слоев. Так, Эрнесто, двадцати восьми лет, полити ческий руководитель этого партизанского района, в прош лом — строительный рабочий. Он женат. Жена, рассказыва ет он, также в горах, а двое Их детей — у родственников. Конечно, война — повсе дневное кровопролитие. Но партизаны широко использу ют в ней и мирную тактику. Например, в одном из боев были захвачены в плен трое молодых солдат правительст. венных войск. Сначала они буквально дрожали От страха. Ведь армия хунты, как пра вило, не берет пленных, моти вируя это тем, что партизаны сражаются до последнего. Но в пути к партизанскому лаге рю, куда их конвоировали солдаты, понемногу успокои лись. В дороге они несли часть общего груза, но они отдыхали столько же време ни, сколько и их конвоиры. Их кормили и поили. Нам рассказали, что сейчас это обычная практика партизан. Если в плен попадают солда ты правительственных войск, их держат обычно несколько дней. Относятся к ним хоро шо и проводят с ними разъяс нительную работу. Затем от пускают на все четыре сторо ны. С этого момента они по теряны для армии сальвадор ской хунты. ■На них больше не могут положиться. Жители окрестных деревень рассказали нам, что партизаны платят за все’, что получают у крестьян. Часто они берут «напрокат» у населения и ав тотранспорт, но всегда возвра щают его владельцам, причем оплачивают израсходованный при этом бензин. В районах, занятых партизанами, действу- • ет, если можно так сказать, «сухой закон», (АПН*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz