Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
ЛЕТОПИСЬ ВСЕНАРОДНОГО ПОДВИГА «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ...» Т ак назывался вечер- встреча с ветеранами Вели кой Отечественной войны, который состоялся в област ной научной библиотеке. В большом читальном зале собрались люди разных по колений; ветераны войны и труда, их дети, внуки, сту денты, старшеклассники. Зал приветствует ветера нов Великой Отечественной войны А. Г. Антипову, Д. В. Устинова, Г. И. Конюхова, поэта-фронтовика С. П. Панюшкина, воина-интерна- ционалиста А. Слесаренко. Слово берет Дмитрий Ва сильевич Устинов, подпол ковник в отставке, ныне он возглавляет совет содействия ветеранам в Правобережном райвоенкомате Липецка. Дмитрий Васильевич вспоми нает этапы своего боевого пути, яркие военные эпизо ды, говорит о необходимо сти защитить и отстоять мир. Живой отклик нашел рас сказ Анны Гавриловны Ан типовой, лейтенанта в от ставке, летчицы, награжден ной многими медалями и ор деном Красной Звезды. — Я не умею выступать с воспоминаниями, — сказал Сергей Порфирьевич Па нюшкин, награжденный две надцатью орденами н меда лями, участник боев с бело финнами, с Германией и Япо нией, — все они в моих сти хах. Поэт прочитал < отрывок из поэмы «Былой болью». Воинскую славу отцов и дедов с честью несет моло- дежь. Слово берет Александр Слесаренко: он недавно вер нулся с действительной службы в рядах Советской Армии, был среди тех, кто оказывал интернациональ ную помощь братскому на роду ДРА. Александр заверяет от ли ца молодых; «М ы н е подве дем!». Закончилась встреча поэ тической программой, посвя щенной 40-летию Победы со ветского народа. Ее подго товили участники литератур но-драматической студии ДК профсоюзов под руководст вом Светланы Алексеевны Агеевой. Е. ПРЯХИНА, старший библиотекарь областной научной биб лиотеки. ТВО РЧЕС КИЙ ПОРТРЕТ П РА В О НА ИСПОВЕДЬ На сцене я увидед тонень- лучше вам заняться чем-ни- кую, как тростинка, хруп- будь другим? кую, я сказал бы, воздуш- Но увидев, какое страш ную женщину, облик кото- вое впечатление произвел рой никак не свяжешь с ем- его приговор, помолчал и кой, густой прозой Василия добавил: Шукшина. — Впрочем, какая-то Но вот прозвучали пер- изюминка у вас есть, но где вые строки шукшинского она? Столько шелухи кру- рассказа «Сердце матери», произнесенные ровным, спо койным, даже — буднич ным голосом. Слова падали в зрительный зал веско, зримо, по-крестьянски нето ропливый рассказ артистки постепенно овладевал людь ми, и вот уже перед нами стояла не она, а мудрая, все 4на свете испытавшая Мать, ’ вступившая в борьбу за сы на. Но не материнскую при вязанность к своему дитяти воспевает актриса. Лишь пунктиром намеченную у В. Шукшина святую веру матери в добрых людей, го довых прийти на помощь в трудную минуту, выдвигает актриса на передний план и так Ярко, так убежденно раскрывает ее, что вера эта заражает слушателей, очи щая их души. В зале стоит такая атмосфера, что кажет- гом! Тоннами ее надо вы брасывать. Разумеется, автор не присутствовал при этой бе седе и услышал о ней от самой Татьяны Голубевой. Но хочу обратить внимание читателей на одну важную деталь; как беспощадна она к себе в этих воспоминани ях. Не примите это за под черкнуто полуироническое отношение признанного мэт ра к своим первым пробам. Получив от педагога глав ный ориентир — правду, искренность искусства, ак триса обрела почву, основу для новых поисков. И так прочно усвоила этот урок, что обостренное чувство правды с годами стало чер той ее характера. От при роды человек импульсив ный, порывистый, она не терпит лжи, лицемерия, не ся, обратись вот сейчас Мать справедливости. И столкнув- к любому из сидящих здесь людей, и он откликнется на ее призыв. Так что же произошло? Как сумела овладеть огром ным залом актриса с таким, как будто бы, неярким, спо койным голосом? Исчерпы вающе ответить на этот шись с ними, вступает в бой без подготовки, не заду мываясь о возможных для себя последствиях. Не всем эта черта нравится, но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Вот и те дале кие от приятности оценки Г. Хазана она не пытается вопрос означало бы раскрыть смягчить задним числом. весь-механизм влияния ис кусства на людей, то-есть ве ликую тайну, над разгадкой которой во все времена би лись лучшие умы. Этого я не смогу сделать. А вот как шла Татьяна Александровна Что правда — то правда, как было — так и было... Следующие годы — годы очень напряженного труда: все надо было начи нать с начала. Новый кри терий требовал пропустить Голубева, артистка областной каждое слово через сотню филармонии к своему успе- сит, каждую интонацию от- ху, постараюсь показать, точить на том жестком потому что есть в ее пути оселке, имя которому — немало поучительного. правда. И только тогда, Давно это было. Еще пер- когда избранный текст зву- воклашкой услышала Таня чал, как исповедь, когда по радио «Сказку о царе актриса уже не могла отде- Салтане», которую читал из- лить себя от своих героев и вестный ленинградский ар- чувства их становились ее тист и педагог Георгий Ха- чувствами, она выходила на зан. И такое огромное впе- Сцену. И сердцем радова- чатление -оказала на нее пе редача, что с этой минуты и навсегда решила она стать чтицей. Как Хазан. Можно .естественно, с * иронией отнестись к мечте семилетней девочки, как это и сделали дедушка и лась, видя, как меняется от ношение к ней зрителя, как он начинает жить жизнью ее героев. Так приходило до верие людей. От прозрачно чистых, как горный ручей, сказок Г.-Х. Андерсена Голубева бабушка, заменившие Татья- перешла к прозе Л. Н. Тол пе мать и отца. Но прошло несколько лет, и они поня ли: это не детское увлечение. Это — призвание. Может быть, судьба. Регулярные занятия в волгоградском Доме пионеров... Постоянное вызубривание текстов... Поз же — работа в театре ку кол, цирке.. Но все это —• не то, не то... Она сама понимала, ви дела, что, в сущности, ни чего не достигла. Слова ее, обращенные в публику, рас сеивались, растворялись в воздухе, никого не затраги вая, никаких чувств не про стого, а затем с душевным трепетом прикоснулась и к прозе А. С. Пушкина, чья «Барышня-крестьянка» при несла ей признание самых строгих ценителей и диплом одного из весьма престиж ных состязаний — Всерос сийского конкурса чтецов. Интересно, что все эти рабо ты она выполнила под ру ководством Георгия Хазана — все-таки не только раз глядел умудренный опытом педагог изюминку, но и по мог актрисе очистить ее от шелухи. Сейчас репертуар Татьяны буждая. А ведь старалась Александровны весьма об же, и жесты придумывала и ширен, и трудно сказать, ка- позы, и интонационно насы- кому автору она отдает пред- щала каждую реплику, и почтение. Чехов и Андер- текст выбирала позабори- сен, Шукшин и Марк Твен, стей, со слезой... Впрочем, Толстой и Моэм, Паустов- слез было пролито немало ский н Пушкин, Джером и ею самой от бессилия. От Берггольц — какие несхо- злости на себя. От неуемного желания добиться своей це ли и понимания того, что и сегодня цель эта так же далека, как и пятнадцать лет назад. Итог первых много летних исканий был горек. В ту пору в Волгоград по своим делам приехал тот, кто стал для Татьяны сим волом веры — Георгий Ха зан. Не будем рассказывать, как пробилась она к нему. Как уговорила, упросила старого педагога прослушать ее. Как старательно читала, жие имена! Какие разные художники. И нет двух ав торов, произведения кото рых она читала бы в одной манере, одном стилевом ключе. Но во всех програм мах ей свойственна простота и органичность искренности. Искренности, которая ис ключает самоповторы, штам пы, заученные жесты... Татьяна Голубева много выступает в концертах, часто встречается со зрителями. И если вы, читатель, окаже тесь среди ее ' слушателей, 4 борясь с волнением. И услы- вспомните, что вы аплоди- шала строгое: — Стараться, девочка, нужно на кухне. А в ис кусстве надо быть искрен ней. Ничего у вас не полу чается и вряд ли получится. К тому же, милая, вам медведь на ухо наступил — вы совершенно не чувствуе те музыку стиха. Может, руете не только мастерству актрисы, но и завидной на стойчивости человека, су мевшего сквозь неудачи и невзгоды, сквозь тяжелей ший, упорный труд, сквозь всю жизнь пронести свет лую мечту своего детства и осуществить ее. К. ГУРЕНОК. В этот день посетителям кафе «Звездочка» столовой № 28 комбината питания Липецкого тракторного заво да предложили блюда укра инской кухни — скажем, борщ с пампушками, котле ты полтавские, квас е саха ром... Обед, приготовленный бригадой поваров под руко водством М. П. Авдкной, понравился всем. Здесь решено проводить дни национальной кухни ре гулярно. На снимке; официантки кафе «Звездочка» готовы принять посетителей. Фото В. Фнногнва, Ч ЕЛОВЕКУ свойст венно обращаться к прошлому, чтобы Лучше понять настоящее. В год '40-летия Победы совет ского народа над фашист ской Германией память все чаще возвращает нас к со бытиям далеких, предельно трудных военных лет. « В липецкой школе-интер нате № 1 с 1981 года су ществует клуб «Поиск», следопыты которого собира ют материалы о 348-й Боб руйской Краснознаменной стрелковой дивизии. Нити связи с ее ветеранами про- ВСТРЕЧИ Владимир Владимирович ши и Глазневой Лены, йа- оказывают большую помощь писанные искренне, с боль- ребятам в поисках адресов своих оДноиолчан, в сборе материала. В торжественной обстановке, перед ветерана ми, педагогами, учениками школы председатель совета шим уважением к ветеранам Отечественной войны. Для нас это самое сильное сред ство лечения. Спасибо вам, друзья! Сожалею, что не мо гу приехать. Но встреча с тянулись до Оренбургской, музея «Боевой славы» Лена вами в Стародубе живет и Брянской, Орловской обла- Глазнева рассказывает о стей, до Москвы, Куйбыше- том, что успели сделать ее ва, Львова, Мурманска, Ки- товарищи. Затем предоставля- ева, Грузинской ССР. На- етея слово Ивану Степано- копилось около шестисот вичу Шевлякову, впервые писем. Со своим руководите- приехавшему к липецким пи- лем Л. С. Ситниковой ребя- онерам из Воронежа. Он — та побывали на местах боев брат командира стрелковой прославленной дивизии, в роты 1174-го полка, млад- Белоруссии, на Брянщине, в шего лейтенанта Н. С. Шев- Московской области, позна комились и подружились с участниками сражений, с родственниками тех, кому не довелось встретить май 45-го. Сувениры, подарки, лич ные вещи, фотографии, ко пии документов — все это бережно хранится в музее, самом святом месте школы. Здесь встречают почетных гостей, принимают лучших учеников в пионеры и в комсомол. Недавно по приглашению липецких следопытов из Москвы приехали ветераны Краснознаменной Бобруй- лякова, которого разыскива ли ребята. Н. С. Шевляков совершил подвиг, прикрыв будет жить в моей памяти. Я получаю письма от школь ников из разных городов. Многие из них стали взрос лыми, имеют свои семьи, но по-прежнему помнят о нас. Ребята! С вами я встретился через 40 лет после долгожданной Побе ды. Живите и любите свою землю, как родную мать. Берегите мир! Мы, ветера ны, верим в вас. Счастья своим телом амбразуру вра- вам и успехов в жизни. Пол- жаского дота, и обеспечил выполнение подразделением боевой задачи. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В школь ном музее Н. С. Шевляко ву посвящен стенд, Зачитываются на встрече письма ветеранов. Слушать их без волнения невозмож но. Вот одно: «Уважаемая Любовь Семеновна! Доро гие юные друзья клуба «Поиск» школы-интерната № 1. Несмотря на болезнен- ской дивизии Л. А, Агранат ное состояние, я решил взять- и В. В. Полонский. Это бы- ся за перо, чтобы написать ла не первая встреча, но все вам небольшое послание. На же особенная. Дело в том, столе передо мной письма с что Лазарь Абрамович и рисунками Борисовой Ната- ковник в отставке, командир 1174 стрелкового полка 348 дивизии, ветеран партии Ле нина с 1930 года Иван Дол матов». «Учитесь беречь свою землю. Любите свою Роди ну»... Пожалуй эти слова, обращенные к детям, были главным итогом встречи, длившейся два дня. Уроки мужества, концерт учащихся, экскурсия по музею, выступ ления ветеранов — все это помогает духовному возму жанию юного поколения. В. БИРЮКОВА, липецкой школы- интерната № 1. — Д Н Е В Н И К И С КУС С ТВ — Т П ? В 1 ? Т Т 1 1 1 1 . 0 I I .Ц Ш г л Т Г Н Р Ч Н П Й СТРАНЫ Певец, завоевавший симпатия зрителей во многих странах, победитель фестиваля «Красная гвоздика» в Сочи, облада тель Гран-При фестиваля «Золотой Орфей», неоднократный призер конкурсов солистов болгарского телевидения — болгар ский певец Панайот Панайотов. Недавно его концерты с ус пехом прошли в липецком Дворце спорта «Звездный». В один из дней с гостем из Болгарии и встретился наш внеш татный корреспондент. ...Неразговорчивый и, вдруг красноречивый, любящий шут? ку и серьезный, сдержанный и внезапно темпераментный — Так много неожиданного в этом певце из Софии. Вот только легкая улыбка неизменна на его красивом лице. Друзья Панайота Панайотова, конечно, по-раЗному оценивают его ха рактер, но, думаю, все еди нодушны в одном — человек он необычайно доброжела тельный, мягкий, скромный. Отнюдь не всегда бывает так, цто эти качества идут рука об руку с талантом и широ кой популярностью. Вовсе не часты случаи, когда полностью совпадают мнения и музы кальной критики, и массовой аудитории. На этот раз перед нами именно такой пример. Трудно сказать, кто в Болгарии больше любит Панайота Па найотова — просто любители музыки или специалисты в этой области... Панайот Панайотов охотно согласился дать интервью для липчан. — Мы знаем, что ваши га строли впервые проходят в нашей стране. Какие впечатле ния они у Вас оставляют? — Да, я первый раз приехал в Советский Союз. Уже побы вал с концертами в Москве, Харькове, Курске, вот теперь — в Липецке. Впереди выступ ления еще в ряде городов страны, а затем вернусь на родину. Но уверен, отныне меня не покинет желание, воз никшее от встреч с советски ми людьми; приезжать в вашу страну еще и еще! Мне мно го приходится гастролировать, но могу с уверенностью ска зать; советские зрители — самые лучшие. — Вы начали свою артисти ческую деятельность, окончив Болгарскую государственную консерваторию. В первый ж е год работы ва эстраде боль шая победа — первая премия в конкурсе «Интерталант» в Венгрии, затем первый приз в конкурсе молодых исполни телей в Ирландии... Словом, десять лет успеха на эстраде. А ведь популярность никогда не дается легко... — Мои друзья шутят: «Хо рошо' Панайоту! В Болгарии его узнают на улицах...». Сам я к популярности отношусь спокойно, хорошо знаю, что она без огромного труда не дается. Думаю, что лучше, когда тебя не узнают в лицо на улицах, но зато безоши бочно узнают твой голос, твои песни. К этому должен стре мится каждый певец. Для того, чтобы иметь успех на эстраде, надо очень любить музыку. Я люблю ее с дет ства. Меня часто спрашивают, не сказались ли семейные тра диции. Нет, я в семье пока единственный певец, но мой отец — артист драматического театра, искусство в нашем до ме всегда почиталось. — Недавно фирма «Балатон» выпустила большой диск е записями ваших песен. Что вошло в него? — В него вошли многие песни, которые мы вместе с ансамблем «Лира» исполняем и на гастролях в вашей стра не. Среди них песни моего любимого композитора Мори са Альджема. Кстати, хочет ся особо сказать о вокально- инструментальном ансамбле «Лира», которым руководит Веселии, Копаранов. Этот кол лектив, основанный в 1971 го ду, завоевал искренние симпа тии зрителей не только в Бол гарии, но и во многих социа листических стоанах, а также в Финляндии, Швеции, Гол ландии... А на фестивале «Зо лотой Орфей» в 1982 году «Лира» заняла одно из призо вых мест. Я рад, что уж е семь лет выступаю с этим ансам блем. — А каковы ваши впечат ления о вашем городе, липча нах? Липецк, кстати, встретил Вас сильными морозами. — А мы, представьте, этим морозам рады. Считаем, что познакомились с настоящей русской зимой. У нас ведь тепло и срлнечно еще в это время. А тут пришлось сроч но покупать зимние шапки. Но, несмотря на погоду, ваш го род нам понравился — сов ременный, много молодежи. А зрители... Их улыбки согрева ли нас даже на улицах. А сами концерты проходили в такой дружеской атмосфере, что хотелось петь еще и еще. — Что бы Вы хотели поже лать липчанам? — И липчанам, и всем со ветским людям: мира, доброго, солнечного, спокойного утра, радости на лицах наших де тей, близких, друзей, любви и счастья. Интервью вела музыковед А. ЗАГВОЗДКИНА. Через некоторое время церковь будет отмечать 1000- господ н зависимых от них. детне христианства на Руси. Мне довелось читать, что к Иными словами, шёл процесс етво. И, наконец, Киевская принятия христианства иа дены на славянский язык. О Русь имела разносторонние Руси существовало двоеве- существовании письменности этой дате священнослужители, верующие активно готовят- образования общественных отношения с Византией, где рие. Кое-что от обычаев ела- на Руси до крещения свиде ся, объявляя, что крещение Руси произошло по воле классов. И к IX веку вбзник- божьей. Хотелось бы знать о действительных причинах ла объективная необходи- возникновеиия христианства в древнерусском государстве. мость создания новых форм В А. ПОЗНЕЕВ, 1988 году исполняет ся 1000 лет со вре мени крещения Ру си. В связи с этой да той вопросы об истории и со циальных последствиях вве дения христианства все более активно обсуждаются на стра ницах религиозной печати. Богословы стремятся возве личить роль русского право славия, доказать его прогрес сивное влияние на историю России. Извращая истинные причины принятия христиан ской религии в древнерус ском государстве, они ссы лаются на волю бога, на «про мысел божий в мире». Так, утверждают, что княгиня Ольга приняла православную веру еще до провозглашения ее общеобязательной, руко водствуясь «прозорливой муд ростью, открытой ей богом, которая позволила ей понять высокое превосходство хри стианства над язычеством, предвидеть своевременность и необходимость принятия христианства на Руси». По утверждению богосло вов, князь Владимир Свято славович тоже был «осенен свыше». В церковной литературе и, в частности, в брошюре свя щенника Василия Преобра женского «Святой равноа постольский князь1Владимир и крещение русского народа» игнорируются объективные исторические причины кре- ционального сознания, ни са- г. Липецк. организации, которая отвеча ла бы потребностям укрепле- «православной русской обще- ния власти и содействовала ственности», который рас- дальнейшему развитию фор- смотрел вопрос о «современ- мирующегося класса феода- ной русской действительности лов. Знать нуждалась в идео- господствовало христианство, вяно-языческой религии , тельствуют найденные совет- Со своей стороны константа- осталось и в современном сними археологами берестян- нопольские патриархи тоже православии: крашение яиц, ные грамоты, глиняные сосу- стремились к усилению сво- выпечка куличей, масленни- ды с надписями, его влияния на Киевскую- ца и т. д. Не соответствует истори- Русь и были заинтересованы Православные богословы ческим фактам и утвержде- в принятии ею христианства, утверждают, что крещение ние о том, что главенствую- Возникает второй вопрос: Руси знаменовало собой на- щую роль в распространении почему Киевское государст- чало русской государствен- просвещения на Руси сыгра- и идеалах святой Руси». Уча- логических и политических во приняло именно право- ности и национального само- ла православная церковь. Ес- стники съезда, фальсифици- средствах для укрепления руя причины и последствия своих позиций. Нужна была крещения Руси, рассуждали единая религия, которая хальном значении введения щественный строй Киевского христианства не только для государства с его частной православной церкви, но и собственностью, с делением «для всей истории России», на богатых н бедных, на Эмигранты договорились господ и эксплуатируемых. славное христианство? Это определения, начало истории ли Киевский князь Владимир произошло в основном по та- русской культуры. Однако и заботился об обучении де- ким причинам. Римско-като- исторические -факты опро- тей, то только с одной целью о некоем «религиозном воз- обожествляла быне силы лическая церковь обязывала вергают и эти их вымыслы. — для подготовки из них бу- рожденин» в СССР,об эпо- природы, апреждевсего об- совершать богослужение толь- Ленинградский атеист, док- дущих священников, которые —«и. - ” • " " ко на латинском языке. Пра- тор философских наук Н. С. позднее становились актив- вославная же церковь допус- Гордиенко в статье «Креще- ными распространителями кала применение местных ние Руси: факты против ле- христианства. Священники, языков, что облегчало нс- генд», опубликованной в псаломщики и другие полез- пользованне религии на Ру- журнале «Наука и религия», ные церкви люди, выходцы в основном из правящих кру гов, получив образование, верно служили эксплуатато рам. Русская православная церковь и во времена креще ния и затем на протяжении всей истории Русского госу дарства всячески препятство вала просвещению народных масс. Не случайно в дорево люционной России до 75 про центов населения было не грамотным. Не выдерживают научной критики заявления богосло вов о том, что искусства по явились на Руси благодаря введению христианства. Важ нейшие элементы духовной ------ --------- - Н А И Д Е О Л О ГИ Ч Е С КО М Ф Р О Н Т Е ------------------ ПРАВДА И ЛОЖЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ щения Руси, делаются ссыл ки на факты исключительно субъективного и мистическо го характера. Откровенно фальсифици руют историю крещения Ру си за рубежом. Особенно до того, что, по их мнению, Эта объективная потреб- в дохристианской Руси по- ность и способствовала при- литический, нравственный и нятию на Руси христианства, духовный потенциал был «ра- мощного идеологического ору- вен нулю» и что, если греки жия для оправдания и освя- и римляне, германские наро- щения эксплуататорской ды приняли христианство с природы власти феодалов, «богатым наследием», то ела- Следовательно, не «промысел вяне до крещения не имели божий», как утверждают пра- ни государственности, ни на- вославные богословы, а впол не реальные исторические причины лежали 1 в основе крещения Руси. усердствует в этом так назы- хг)истианства ваемый Карловацкий раскол христианства мобытной культуры. «Россия, —- утверждалось на съезде, — создана христианским пра вославием». же Киевское государство из- Чем же на самом деле бы- «Ра™ " ” енв0 христнавскук, ло вызвано крещение Руси? Установлено, что принятие — эмигрантская религиозная антикоммунистическая груп пировка. В 1977 году с санкции си нода «Русской православной объясняется конкретными историческими причинами. В VIII—IX вв. славяне жили отдельно неза висимыми племенами, покло нялись источникам, рекам, Это также определялось конкретными историческими условиями. Киевская Русь имела оживленные связи со многими странами, и феода лы были знакомы с господст вующими в них религиямн- иудаизмом, исламом, хри- церкви»," органа Карловацко- «аспо^стоан1нием земледелия стнанством. Иудаизм и ислам - -------— — т эемледелия носили узко национальный ^ кТльты божеств олицет- хаРактеР и были распростра н я л и ? “ ныеол= - г м г а д а : природы. ющихся от Киевской Руси. С развитием производи- Поэтому они не могли быть тельных сил возникло иму- избраны в качестве единой ре- щественное неравенство, за- лнгии для славянского госу- рождалась частная собствен- дарства. К тому же междуна- го раскола, за рубежом была создана комиссия по подго товке празднования тысяче летия крещения Руси. Со стоящая из антисоветчиков всех мастей и рангов и воз главляемая настоятелем од ного из нью-йоркских храмов карловацкой ориентации про тоиереем А. Киселевым, ко миссия стала издавать жур нал «Русское возрождение» си для воздействия на широ- справедливо писал по этому кие массы в интересах фео- поводу: «...даже в чисто ре- дальной знати. Существенное лигиозном аспекте крещение культуры формировались у значение имело и то, что в Руси не может квалифициро- восточных славян задолго до Византин глава православной ваться как начало начал. Оно крещения] Они занимались церкви подчинялся императо- не было ознаменовано станов- скульптурой, вышивкой, соз- РУ. Римские же папы были лением в Киевской Руси ка- давали "произведения ювелир- независимы от светской вла- кой-то принципиально новой ногр искусства. Древнерус- сти и даже претендовали на формы духовной жизни, ские зодчие и художники в верховодство над нею. Древнерусское общество пе- своих творениях выражали Православное христианст- решло с одного религиозного мысли и чувства людей сво- во, таким образом, во всех уровня на другой, более со- его времени. Академик Б. А. отношениях отвечало интере- ответствующий новому этапу Рыбаков справедливо отмеча- его развития». ет, что «ко времени приня- Связывая принятие христи- тия христианства русское ис- анства с началом истории кусство находилось на до- русской культуры, церковни- статочно высокой ступени ки утверждают, что даже развития», письменность на Руси появи- Известно, что на протяже- искренностью и всецело от- лась благодаря православию, нии всей своей истории пра- данностью сердца своего при- Историки опровергают и это вославная церковь враждеб- нял истинную православную утверждение. Профессор В. В. но относилась к народному веру и пронес эту свою ре- Мавродин замечает: «Нет ни- художественному творчест- лигиозность через века до какого сомнения в том, что у ву. Развитие духовной куль- наших дней. С первых дней славян, в частности, у восточ- туры русского общества шло христианства начали созда- ных славян, русских, пись- не под влиянием христианст- ваться прочные узы, соеди- менность появилась до при- ва, а наоборот, путем прео- нявшие народ с церковью». нятия христианства и возник- доления его реакционных На самом же деле христи- новение ее отнюдь не связа- идей, в борьбе с религиоз- анство было встречено насе- но с крещением Руси». ным мировоззрением, лением Киевской Руси нео- Появление письменности на Таким образом, не имеется добрительно. В лице право- Руси было вызвано потреб- никаких оснований утверж- славных проповедников тру- ностями развивающегося фе- дать, что крещение Руси, как дящиеся справедливо видели одального общества. Нам из- пытаются доказать сейчас бо- проводников феодального за- вестны заключенные до при- гословы, было явлением, оп- ; Возникает вопрос: почему сам правителей Киевской Ру си. Заметим, именно прави телей, а не широких масс эксплуатируемых. Богосло вы сейчас утверждают, что «русский народ с полной ность. У восточных славян родное положение Руси тре- крепощения. Повсеместно про. нятия христианства договоры ределившем историю и судь- выделилась общественная бовало укрепления связей верхушка — племенная знать, прежде всего с европейскими По инициативе комиссии в Общество все больше дели- странами, в большинстве ко- Нью-йорке был созван съезд лось на богатых н бедных, на торых утвердилось христиан- поведникам оказывалось соп- славян с греками, с Византи- бу нашегп госчдапства. ротивление, вспыхивали воо- ей. Они составлялись на язы- В. ЕВДОКИМОВ, ружейные восстания. В тече- ках двух договаривающихся заслуженный работник ние целых столетий после сторон, а иные были переве- культуры РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz