Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

ЛЕТОПИСЬ ВСЕНАРОДНОГО ПОДВИГА «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ...» Т ак назывался вечер- встреча с ветеранами Вели­ кой Отечественной войны, который состоялся в област­ ной научной библиотеке. В большом читальном зале собрались люди разных по­ колений; ветераны войны и труда, их дети, внуки, сту­ денты, старшеклассники. Зал приветствует ветера­ нов Великой Отечественной войны А. Г. Антипову, Д. В. Устинова, Г. И. Конюхова, поэта-фронтовика С. П. Панюшкина, воина-интерна- ционалиста А. Слесаренко. Слово берет Дмитрий Ва­ сильевич Устинов, подпол­ ковник в отставке, ныне он возглавляет совет содействия ветеранам в Правобережном райвоенкомате Липецка. Дмитрий Васильевич вспоми­ нает этапы своего боевого пути, яркие военные эпизо­ ды, говорит о необходимо­ сти защитить и отстоять мир. Живой отклик нашел рас­ сказ Анны Гавриловны Ан­ типовой, лейтенанта в от­ ставке, летчицы, награжден­ ной многими медалями и ор­ деном Красной Звезды. — Я не умею выступать с воспоминаниями, — сказал Сергей Порфирьевич Па­ нюшкин, награжденный две­ надцатью орденами н меда­ лями, участник боев с бело­ финнами, с Германией и Япо­ нией, — все они в моих сти­ хах. Поэт прочитал < отрывок из поэмы «Былой болью». Воинскую славу отцов и дедов с честью несет моло- дежь. Слово берет Александр Слесаренко: он недавно вер­ нулся с действительной службы в рядах Советской Армии, был среди тех, кто оказывал интернациональ­ ную помощь братскому на­ роду ДРА. Александр заверяет от ли­ ца молодых; «М ы н е подве­ дем!». Закончилась встреча поэ­ тической программой, посвя­ щенной 40-летию Победы со­ ветского народа. Ее подго­ товили участники литератур­ но-драматической студии ДК профсоюзов под руководст­ вом Светланы Алексеевны Агеевой. Е. ПРЯХИНА, старший библиотекарь областной научной биб­ лиотеки. ТВО РЧЕС КИЙ ПОРТРЕТ П РА В О НА ИСПОВЕДЬ На сцене я увидед тонень- лучше вам заняться чем-ни- кую, как тростинка, хруп- будь другим? кую, я сказал бы, воздуш- Но увидев, какое страш­ ную женщину, облик кото- вое впечатление произвел рой никак не свяжешь с ем- его приговор, помолчал и кой, густой прозой Василия добавил: Шукшина. — Впрочем, какая-то Но вот прозвучали пер- изюминка у вас есть, но где вые строки шукшинского она? Столько шелухи кру- рассказа «Сердце матери», произнесенные ровным, спо­ койным, даже — буднич­ ным голосом. Слова падали в зрительный зал веско, зримо, по-крестьянски нето­ ропливый рассказ артистки постепенно овладевал людь­ ми, и вот уже перед нами стояла не она, а мудрая, все 4на свете испытавшая Мать, ’ вступившая в борьбу за сы­ на. Но не материнскую при­ вязанность к своему дитяти воспевает актриса. Лишь пунктиром намеченную у В. Шукшина святую веру матери в добрых людей, го­ довых прийти на помощь в трудную минуту, выдвигает актриса на передний план и так Ярко, так убежденно раскрывает ее, что вера эта заражает слушателей, очи­ щая их души. В зале стоит такая атмосфера, что кажет- гом! Тоннами ее надо вы­ брасывать. Разумеется, автор не присутствовал при этой бе­ седе и услышал о ней от самой Татьяны Голубевой. Но хочу обратить внимание читателей на одну важную деталь; как беспощадна она к себе в этих воспоминани­ ях. Не примите это за под­ черкнуто полуироническое отношение признанного мэт­ ра к своим первым пробам. Получив от педагога глав­ ный ориентир — правду, искренность искусства, ак­ триса обрела почву, основу для новых поисков. И так прочно усвоила этот урок, что обостренное чувство правды с годами стало чер­ той ее характера. От при­ роды человек импульсив­ ный, порывистый, она не терпит лжи, лицемерия, не­ ся, обратись вот сейчас Мать справедливости. И столкнув- к любому из сидящих здесь людей, и он откликнется на ее призыв. Так что же произошло? Как сумела овладеть огром­ ным залом актриса с таким, как будто бы, неярким, спо­ койным голосом? Исчерпы­ вающе ответить на этот шись с ними, вступает в бой без подготовки, не заду­ мываясь о возможных для себя последствиях. Не всем эта черта нравится, но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Вот и те дале­ кие от приятности оценки Г. Хазана она не пытается вопрос означало бы раскрыть смягчить задним числом. весь-механизм влияния ис­ кусства на людей, то-есть ве­ ликую тайну, над разгадкой которой во все времена би­ лись лучшие умы. Этого я не смогу сделать. А вот как шла Татьяна Александровна Что правда — то правда, как было — так и было... Следующие годы — годы очень напряженного труда: все надо было начи­ нать с начала. Новый кри­ терий требовал пропустить Голубева, артистка областной каждое слово через сотню филармонии к своему успе- сит, каждую интонацию от- ху, постараюсь показать, точить на том жестком потому что есть в ее пути оселке, имя которому — немало поучительного. правда. И только тогда, Давно это было. Еще пер- когда избранный текст зву- воклашкой услышала Таня чал, как исповедь, когда по радио «Сказку о царе актриса уже не могла отде- Салтане», которую читал из- лить себя от своих героев и вестный ленинградский ар- чувства их становились ее тист и педагог Георгий Ха- чувствами, она выходила на зан. И такое огромное впе- Сцену. И сердцем радова- чатление -оказала на нее пе­ редача, что с этой минуты и навсегда решила она стать чтицей. Как Хазан. Можно .естественно, с * иронией отнестись к мечте семилетней девочки, как это и сделали дедушка и лась, видя, как меняется от­ ношение к ней зрителя, как он начинает жить жизнью ее героев. Так приходило до­ верие людей. От прозрачно чистых, как горный ручей, сказок Г.-Х. Андерсена Голубева бабушка, заменившие Татья- перешла к прозе Л. Н. Тол­ пе мать и отца. Но прошло несколько лет, и они поня­ ли: это не детское увлечение. Это — призвание. Может быть, судьба. Регулярные занятия в волгоградском Доме пионеров... Постоянное вызубривание текстов... Поз­ же — работа в театре ку­ кол, цирке.. Но все это —• не то, не то... Она сама понимала, ви­ дела, что, в сущности, ни­ чего не достигла. Слова ее, обращенные в публику, рас­ сеивались, растворялись в воздухе, никого не затраги­ вая, никаких чувств не про­ стого, а затем с душевным трепетом прикоснулась и к прозе А. С. Пушкина, чья «Барышня-крестьянка» при­ несла ей признание самых строгих ценителей и диплом одного из весьма престиж­ ных состязаний — Всерос­ сийского конкурса чтецов. Интересно, что все эти рабо­ ты она выполнила под ру­ ководством Георгия Хазана — все-таки не только раз­ глядел умудренный опытом педагог изюминку, но и по­ мог актрисе очистить ее от шелухи. Сейчас репертуар Татьяны буждая. А ведь старалась Александровны весьма об­ же, и жесты придумывала и ширен, и трудно сказать, ка- позы, и интонационно насы- кому автору она отдает пред- щала каждую реплику, и почтение. Чехов и Андер- текст выбирала позабори- сен, Шукшин и Марк Твен, стей, со слезой... Впрочем, Толстой и Моэм, Паустов- слез было пролито немало ский н Пушкин, Джером и ею самой от бессилия. От Берггольц — какие несхо- злости на себя. От неуемного желания добиться своей це­ ли и понимания того, что и сегодня цель эта так же далека, как и пятнадцать лет назад. Итог первых много­ летних исканий был горек. В ту пору в Волгоград по своим делам приехал тот, кто стал для Татьяны сим­ волом веры — Георгий Ха­ зан. Не будем рассказывать, как пробилась она к нему. Как уговорила, упросила старого педагога прослушать ее. Как старательно читала, жие имена! Какие разные художники. И нет двух ав­ торов, произведения кото­ рых она читала бы в одной манере, одном стилевом ключе. Но во всех програм­ мах ей свойственна простота и органичность искренности. Искренности, которая ис­ ключает самоповторы, штам­ пы, заученные жесты... Татьяна Голубева много выступает в концертах, часто встречается со зрителями. И если вы, читатель, окаже­ тесь среди ее ' слушателей, 4 борясь с волнением. И услы- вспомните, что вы аплоди- шала строгое: — Стараться, девочка, нужно на кухне. А в ис­ кусстве надо быть искрен­ ней. Ничего у вас не полу­ чается и вряд ли получится. К тому же, милая, вам медведь на ухо наступил — вы совершенно не чувствуе­ те музыку стиха. Может, руете не только мастерству актрисы, но и завидной на­ стойчивости человека, су­ мевшего сквозь неудачи и невзгоды, сквозь тяжелей­ ший, упорный труд, сквозь всю жизнь пронести свет­ лую мечту своего детства и осуществить ее. К. ГУРЕНОК. В этот день посетителям кафе «Звездочка» столовой № 28 комбината питания Липецкого тракторного заво­ да предложили блюда укра­ инской кухни — скажем, борщ с пампушками, котле­ ты полтавские, квас е саха­ ром... Обед, приготовленный бригадой поваров под руко­ водством М. П. Авдкной, понравился всем. Здесь решено проводить дни национальной кухни ре­ гулярно. На снимке; официантки кафе «Звездочка» готовы принять посетителей. Фото В. Фнногнва, Ч ЕЛОВЕКУ свойст­ венно обращаться к прошлому, чтобы Лучше понять настоящее. В год '40-летия Победы совет­ ского народа над фашист­ ской Германией память все чаще возвращает нас к со­ бытиям далеких, предельно трудных военных лет. « В липецкой школе-интер­ нате № 1 с 1981 года су­ ществует клуб «Поиск», следопыты которого собира­ ют материалы о 348-й Боб­ руйской Краснознаменной стрелковой дивизии. Нити связи с ее ветеранами про- ВСТРЕЧИ Владимир Владимирович ши и Глазневой Лены, йа- оказывают большую помощь писанные искренне, с боль- ребятам в поисках адресов своих оДноиолчан, в сборе материала. В торжественной обстановке, перед ветерана­ ми, педагогами, учениками школы председатель совета шим уважением к ветеранам Отечественной войны. Для нас это самое сильное сред­ ство лечения. Спасибо вам, друзья! Сожалею, что не мо­ гу приехать. Но встреча с тянулись до Оренбургской, музея «Боевой славы» Лена вами в Стародубе живет и Брянской, Орловской обла- Глазнева рассказывает о стей, до Москвы, Куйбыше- том, что успели сделать ее ва, Львова, Мурманска, Ки- товарищи. Затем предоставля- ева, Грузинской ССР. На- етея слово Ивану Степано- копилось около шестисот вичу Шевлякову, впервые писем. Со своим руководите- приехавшему к липецким пи- лем Л. С. Ситниковой ребя- онерам из Воронежа. Он — та побывали на местах боев брат командира стрелковой прославленной дивизии, в роты 1174-го полка, млад- Белоруссии, на Брянщине, в шего лейтенанта Н. С. Шев- Московской области, позна­ комились и подружились с участниками сражений, с родственниками тех, кому не довелось встретить май 45-го. Сувениры, подарки, лич­ ные вещи, фотографии, ко­ пии документов — все это бережно хранится в музее, самом святом месте школы. Здесь встречают почетных гостей, принимают лучших учеников в пионеры и в комсомол. Недавно по приглашению липецких следопытов из Москвы приехали ветераны Краснознаменной Бобруй- лякова, которого разыскива­ ли ребята. Н. С. Шевляков совершил подвиг, прикрыв будет жить в моей памяти. Я получаю письма от школь­ ников из разных городов. Многие из них стали взрос­ лыми, имеют свои семьи, но по-прежнему помнят о нас. Ребята! С вами я встретился через 40 лет после долгожданной Побе­ ды. Живите и любите свою землю, как родную мать. Берегите мир! Мы, ветера­ ны, верим в вас. Счастья своим телом амбразуру вра- вам и успехов в жизни. Пол- жаского дота, и обеспечил выполнение подразделением боевой задачи. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В школь­ ном музее Н. С. Шевляко­ ву посвящен стенд, Зачитываются на встрече письма ветеранов. Слушать их без волнения невозмож­ но. Вот одно: «Уважаемая Любовь Семеновна! Доро­ гие юные друзья клуба «Поиск» школы-интерната № 1. Несмотря на болезнен- ской дивизии Л. А, Агранат ное состояние, я решил взять- и В. В. Полонский. Это бы- ся за перо, чтобы написать ла не первая встреча, но все вам небольшое послание. На же особенная. Дело в том, столе передо мной письма с что Лазарь Абрамович и рисунками Борисовой Ната- ковник в отставке, командир 1174 стрелкового полка 348 дивизии, ветеран партии Ле­ нина с 1930 года Иван Дол­ матов». «Учитесь беречь свою землю. Любите свою Роди­ ну»... Пожалуй эти слова, обращенные к детям, были главным итогом встречи, длившейся два дня. Уроки мужества, концерт учащихся, экскурсия по музею, выступ­ ления ветеранов — все это помогает духовному возму­ жанию юного поколения. В. БИРЮКОВА, липецкой школы- интерната № 1. — Д Н Е В Н И К И С КУС С ТВ — Т П ? В 1 ? Т Т 1 1 1 1 . 0 I I .Ц Ш г л Т Г Н Р Ч Н П Й СТРАНЫ Певец, завоевавший симпатия зрителей во многих странах, победитель фестиваля «Красная гвоздика» в Сочи, облада­ тель Гран-При фестиваля «Золотой Орфей», неоднократный призер конкурсов солистов болгарского телевидения — болгар­ ский певец Панайот Панайотов. Недавно его концерты с ус­ пехом прошли в липецком Дворце спорта «Звездный». В один из дней с гостем из Болгарии и встретился наш внеш­ татный корреспондент. ...Неразговорчивый и, вдруг красноречивый, любящий шут? ку и серьезный, сдержанный и внезапно темпераментный — Так много неожиданного в этом певце из Софии. Вот только легкая улыбка неизменна на его красивом лице. Друзья Панайота Панайотова, конечно, по-раЗному оценивают его ха­ рактер, но, думаю, все еди­ нодушны в одном — человек он необычайно доброжела­ тельный, мягкий, скромный. Отнюдь не всегда бывает так, цто эти качества идут рука об руку с талантом и широ­ кой популярностью. Вовсе не часты случаи, когда полностью совпадают мнения и музы­ кальной критики, и массовой аудитории. На этот раз перед нами именно такой пример. Трудно сказать, кто в Болгарии больше любит Панайота Па­ найотова — просто любители музыки или специалисты в этой области... Панайот Панайотов охотно согласился дать интервью для липчан. — Мы знаем, что ваши га­ строли впервые проходят в нашей стране. Какие впечатле­ ния они у Вас оставляют? — Да, я первый раз приехал в Советский Союз. Уже побы­ вал с концертами в Москве, Харькове, Курске, вот теперь — в Липецке. Впереди выступ­ ления еще в ряде городов страны, а затем вернусь на родину. Но уверен, отныне меня не покинет желание, воз­ никшее от встреч с советски­ ми людьми; приезжать в вашу страну еще и еще! Мне мно­ го приходится гастролировать, но могу с уверенностью ска­ зать; советские зрители — самые лучшие. — Вы начали свою артисти­ ческую деятельность, окончив Болгарскую государственную консерваторию. В первый ж е год работы ва эстраде боль­ шая победа — первая премия в конкурсе «Интерталант» в Венгрии, затем первый приз в конкурсе молодых исполни­ телей в Ирландии... Словом, десять лет успеха на эстраде. А ведь популярность никогда не дается легко... — Мои друзья шутят: «Хо­ рошо' Панайоту! В Болгарии его узнают на улицах...». Сам я к популярности отношусь спокойно, хорошо знаю, что она без огромного труда не дается. Думаю, что лучше, когда тебя не узнают в лицо на улицах, но зато безоши­ бочно узнают твой голос, твои песни. К этому должен стре­ мится каждый певец. Для того, чтобы иметь успех на эстраде, надо очень любить музыку. Я люблю ее с дет­ ства. Меня часто спрашивают, не сказались ли семейные тра­ диции. Нет, я в семье пока единственный певец, но мой отец — артист драматического театра, искусство в нашем до­ ме всегда почиталось. — Недавно фирма «Балатон» выпустила большой диск е записями ваших песен. Что вошло в него? — В него вошли многие песни, которые мы вместе с ансамблем «Лира» исполняем и на гастролях в вашей стра­ не. Среди них песни моего любимого композитора Мори­ са Альджема. Кстати, хочет­ ся особо сказать о вокально- инструментальном ансамбле «Лира», которым руководит Веселии, Копаранов. Этот кол­ лектив, основанный в 1971 го­ ду, завоевал искренние симпа­ тии зрителей не только в Бол­ гарии, но и во многих социа­ листических стоанах, а также в Финляндии, Швеции, Гол­ ландии... А на фестивале «Зо­ лотой Орфей» в 1982 году «Лира» заняла одно из призо­ вых мест. Я рад, что уж е семь лет выступаю с этим ансам­ блем. — А каковы ваши впечат­ ления о вашем городе, липча­ нах? Липецк, кстати, встретил Вас сильными морозами. — А мы, представьте, этим морозам рады. Считаем, что познакомились с настоящей русской зимой. У нас ведь тепло и срлнечно еще в это время. А тут пришлось сроч­ но покупать зимние шапки. Но, несмотря на погоду, ваш го­ род нам понравился — сов­ ременный, много молодежи. А зрители... Их улыбки согрева­ ли нас даже на улицах. А сами концерты проходили в такой дружеской атмосфере, что хотелось петь еще и еще. — Что бы Вы хотели поже­ лать липчанам? — И липчанам, и всем со­ ветским людям: мира, доброго, солнечного, спокойного утра, радости на лицах наших де­ тей, близких, друзей, любви и счастья. Интервью вела музыковед А. ЗАГВОЗДКИНА. Через некоторое время церковь будет отмечать 1000- господ н зависимых от них. детне христианства на Руси. Мне довелось читать, что к Иными словами, шёл процесс етво. И, наконец, Киевская принятия христианства иа дены на славянский язык. О Русь имела разносторонние Руси существовало двоеве- существовании письменности этой дате священнослужители, верующие активно готовят- образования общественных отношения с Византией, где рие. Кое-что от обычаев ела- на Руси до крещения свиде ся, объявляя, что крещение Руси произошло по воле классов. И к IX веку вбзник- божьей. Хотелось бы знать о действительных причинах ла объективная необходи- возникновеиия христианства в древнерусском государстве. мость создания новых форм В А. ПОЗНЕЕВ, 1988 году исполняет­ ся 1000 лет со вре­ мени крещения Ру­ си. В связи с этой да­ той вопросы об истории и со­ циальных последствиях вве­ дения христианства все более активно обсуждаются на стра­ ницах религиозной печати. Богословы стремятся возве­ личить роль русского право­ славия, доказать его прогрес­ сивное влияние на историю России. Извращая истинные причины принятия христиан­ ской религии в древнерус­ ском государстве, они ссы­ лаются на волю бога, на «про­ мысел божий в мире». Так, утверждают, что княгиня Ольга приняла православную веру еще до провозглашения ее общеобязательной, руко­ водствуясь «прозорливой муд­ ростью, открытой ей богом, которая позволила ей понять высокое превосходство хри­ стианства над язычеством, предвидеть своевременность и необходимость принятия христианства на Руси». По утверждению богосло­ вов, князь Владимир Свято­ славович тоже был «осенен свыше». В церковной литературе и, в частности, в брошюре свя­ щенника Василия Преобра­ женского «Святой равноа­ постольский князь1Владимир и крещение русского народа» игнорируются объективные исторические причины кре- ционального сознания, ни са- г. Липецк. организации, которая отвеча­ ла бы потребностям укрепле- «православной русской обще- ния власти и содействовала ственности», который рас- дальнейшему развитию фор- смотрел вопрос о «современ- мирующегося класса феода- ной русской действительности лов. Знать нуждалась в идео- господствовало христианство, вяно-языческой религии , тельствуют найденные совет- Со своей стороны константа- осталось и в современном сними археологами берестян- нопольские патриархи тоже православии: крашение яиц, ные грамоты, глиняные сосу- стремились к усилению сво- выпечка куличей, масленни- ды с надписями, его влияния на Киевскую- ца и т. д. Не соответствует истори- Русь и были заинтересованы Православные богословы ческим фактам и утвержде- в принятии ею христианства, утверждают, что крещение ние о том, что главенствую- Возникает второй вопрос: Руси знаменовало собой на- щую роль в распространении почему Киевское государст- чало русской государствен- просвещения на Руси сыгра- и идеалах святой Руси». Уча- логических и политических во приняло именно право- ности и национального само- ла православная церковь. Ес- стники съезда, фальсифици- средствах для укрепления руя причины и последствия своих позиций. Нужна была крещения Руси, рассуждали единая религия, которая хальном значении введения щественный строй Киевского христианства не только для государства с его частной православной церкви, но и собственностью, с делением «для всей истории России», на богатых н бедных, на Эмигранты договорились господ и эксплуатируемых. славное христианство? Это определения, начало истории ли Киевский князь Владимир произошло в основном по та- русской культуры. Однако и заботился об обучении де- ким причинам. Римско-като- исторические -факты опро- тей, то только с одной целью о некоем «религиозном воз- обожествляла быне силы лическая церковь обязывала вергают и эти их вымыслы. — для подготовки из них бу- рожденин» в СССР,об эпо- природы, апреждевсего об- совершать богослужение толь- Ленинградский атеист, док- дущих священников, которые —«и. - ” • " " ко на латинском языке. Пра- тор философских наук Н. С. позднее становились актив- вославная же церковь допус- Гордиенко в статье «Креще- ными распространителями кала применение местных ние Руси: факты против ле- христианства. Священники, языков, что облегчало нс- генд», опубликованной в псаломщики и другие полез- пользованне религии на Ру- журнале «Наука и религия», ные церкви люди, выходцы в основном из правящих кру­ гов, получив образование, верно служили эксплуатато­ рам. Русская православная церковь и во времена креще­ ния и затем на протяжении всей истории Русского госу­ дарства всячески препятство­ вала просвещению народных масс. Не случайно в дорево­ люционной России до 75 про­ центов населения было не­ грамотным. Не выдерживают научной критики заявления богосло­ вов о том, что искусства по­ явились на Руси благодаря введению христианства. Важ­ нейшие элементы духовной ------ --------- - Н А И Д Е О Л О ГИ Ч Е С КО М Ф Р О Н Т Е ------------------ ПРАВДА И ЛОЖЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ щения Руси, делаются ссыл­ ки на факты исключительно субъективного и мистическо­ го характера. Откровенно фальсифици­ руют историю крещения Ру­ си за рубежом. Особенно до того, что, по их мнению, Эта объективная потреб- в дохристианской Руси по- ность и способствовала при- литический, нравственный и нятию на Руси христианства, духовный потенциал был «ра- мощного идеологического ору- вен нулю» и что, если греки жия для оправдания и освя- и римляне, германские наро- щения эксплуататорской ды приняли христианство с природы власти феодалов, «богатым наследием», то ела- Следовательно, не «промысел вяне до крещения не имели божий», как утверждают пра- ни государственности, ни на- вославные богословы, а впол­ не реальные исторические причины лежали 1 в основе крещения Руси. усердствует в этом так назы- хг)истианства ваемый Карловацкий раскол христианства мобытной культуры. «Россия, —- утверждалось на съезде, — создана христианским пра­ вославием». же Киевское государство из- Чем же на самом деле бы- «Ра™ " ” енв0 христнавскук, ло вызвано крещение Руси? Установлено, что принятие — эмигрантская религиозная антикоммунистическая груп­ пировка. В 1977 году с санкции си­ нода «Русской православной объясняется конкретными историческими причинами. В VIII—IX вв. славяне жили отдельно неза­ висимыми племенами, покло­ нялись источникам, рекам, Это также определялось конкретными историческими условиями. Киевская Русь имела оживленные связи со многими странами, и феода­ лы были знакомы с господст­ вующими в них религиямн- иудаизмом, исламом, хри- церкви»," органа Карловацко- «аспо^стоан1нием земледелия стнанством. Иудаизм и ислам - -------— — т эемледелия носили узко национальный ^ кТльты божеств олицет- хаРактеР и были распростра­ н я л и ? “ ныеол= - г м г а д а : природы. ющихся от Киевской Руси. С развитием производи- Поэтому они не могли быть тельных сил возникло иму- избраны в качестве единой ре- щественное неравенство, за- лнгии для славянского госу- рождалась частная собствен- дарства. К тому же междуна- го раскола, за рубежом была создана комиссия по подго­ товке празднования тысяче­ летия крещения Руси. Со­ стоящая из антисоветчиков всех мастей и рангов и воз­ главляемая настоятелем од­ ного из нью-йоркских храмов карловацкой ориентации про­ тоиереем А. Киселевым, ко­ миссия стала издавать жур­ нал «Русское возрождение» си для воздействия на широ- справедливо писал по этому кие массы в интересах фео- поводу: «...даже в чисто ре- дальной знати. Существенное лигиозном аспекте крещение культуры формировались у значение имело и то, что в Руси не может квалифициро- восточных славян задолго до Византин глава православной ваться как начало начал. Оно крещения] Они занимались церкви подчинялся императо- не было ознаменовано станов- скульптурой, вышивкой, соз- РУ. Римские же папы были лением в Киевской Руси ка- давали "произведения ювелир- независимы от светской вла- кой-то принципиально новой ногр искусства. Древнерус- сти и даже претендовали на формы духовной жизни, ские зодчие и художники в верховодство над нею. Древнерусское общество пе- своих творениях выражали Православное христианст- решло с одного религиозного мысли и чувства людей сво- во, таким образом, во всех уровня на другой, более со- его времени. Академик Б. А. отношениях отвечало интере- ответствующий новому этапу Рыбаков справедливо отмеча- его развития». ет, что «ко времени приня- Связывая принятие христи- тия христианства русское ис- анства с началом истории кусство находилось на до- русской культуры, церковни- статочно высокой ступени ки утверждают, что даже развития», письменность на Руси появи- Известно, что на протяже- искренностью и всецело от- лась благодаря православию, нии всей своей истории пра- данностью сердца своего при- Историки опровергают и это вославная церковь враждеб- нял истинную православную утверждение. Профессор В. В. но относилась к народному веру и пронес эту свою ре- Мавродин замечает: «Нет ни- художественному творчест- лигиозность через века до какого сомнения в том, что у ву. Развитие духовной куль- наших дней. С первых дней славян, в частности, у восточ- туры русского общества шло христианства начали созда- ных славян, русских, пись- не под влиянием христианст- ваться прочные узы, соеди- менность появилась до при- ва, а наоборот, путем прео- нявшие народ с церковью». нятия христианства и возник- доления его реакционных На самом же деле христи- новение ее отнюдь не связа- идей, в борьбе с религиоз- анство было встречено насе- но с крещением Руси». ным мировоззрением, лением Киевской Руси нео- Появление письменности на Таким образом, не имеется добрительно. В лице право- Руси было вызвано потреб- никаких оснований утверж- славных проповедников тру- ностями развивающегося фе- дать, что крещение Руси, как дящиеся справедливо видели одального общества. Нам из- пытаются доказать сейчас бо- проводников феодального за- вестны заключенные до при- гословы, было явлением, оп- ; Возникает вопрос: почему сам правителей Киевской Ру­ си. Заметим, именно прави­ телей, а не широких масс эксплуатируемых. Богосло­ вы сейчас утверждают, что «русский народ с полной ность. У восточных славян родное положение Руси тре- крепощения. Повсеместно про. нятия христианства договоры ределившем историю и судь- выделилась общественная бовало укрепления связей верхушка — племенная знать, прежде всего с европейскими По инициативе комиссии в Общество все больше дели- странами, в большинстве ко- Нью-йорке был созван съезд лось на богатых н бедных, на торых утвердилось христиан- поведникам оказывалось соп- славян с греками, с Византи- бу нашегп госчдапства. ротивление, вспыхивали воо- ей. Они составлялись на язы- В. ЕВДОКИМОВ, ружейные восстания. В тече- ках двух договаривающихся заслуженный работник ние целых столетий после сторон, а иные были переве- культуры РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz