Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

П Я Т А Я В Ы С О Т А О ЧЕРК Первая высота его была нить планы второго и пецкстрою» бригадир мон- там, под Воронежем, в селе третьего кварталов 1973 года, тажников, Александр Лунев Дмитриевка Грибановского 15 тысяч квадратных метров (ныне управляющий трестом) района. кровли было уложено за — Места у нас курортные, этот небольшой срок. ГГ» повтоРять Нико- Возникали проблемы, ре- лаи Тихонович. Вот уйду шение которых подсказывала на пенсию вернусь в де- сама жизнь. После пяти ча- ревню. сов дня крановщика на ............ „„„„ ____ Товарищи хорошо понима- стройке не найдешь, и остат- сота, не позволяющая ему ют своего бригадира. Ведь ки горячего битума пропада- опуститься до мелочности, на такой стройке, как Липец, ли даром. Тогда решили фе- грубости, обманчивой само­ кал Магнитка, не до лирики, тисовцы от ,рабочих-повре- уверенности. Даже мысленно Хлопот невпроворот: идешь в менщиков отказаться, а пос- столовую на обед, а мысли лать на специальные курсы и сам Фетисов — лицо уп­ рямое, волевое. Да, человек он с характе­ ром, таким его знают близ­ кие и друзья, горячий чело­ век. Но есть четвертая вы. своих парней, и дело пошло быстрее. На Данковском химиче­ ском заводе бригада Фетисо­ ва закончила кровельные ра­ боты и уже готовилась к отъезду, как вдруг подошел мастер: все об одном — как ее по­ лучше сделать, эту кровлю. И что интересно: на цехе- гиганте холодного проката, казалось бы, уж как сложно работать: размах-то какой! А перешли на сравнительно меньший объект, цех динам- ной стали, и появились но­ вые трудности. На ЦХП — там сами балки, удерживаю- щение остеклить щие конструкцию, изготовле. выручите, а? ны с наклоном, а тут — наклон крыши надо обеспе­ чить кровельщикам. Работа трудоемкая, но необходимая, не выполни ее — в первый же сезон осенних дождей крыша выйдет из строя. Николай Тихонович не ста­ вит себя выше других, а по­ стоянно всматривается, ищет точки соприкосновения с окружающими, как гово­ рится, «подбирает ключик». Четырьмя орденами на­ гражден Н. Т. Фетисов. Три ордена Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Ребята, некому поме- А в декабре 1983 года Нико- Может, Легче всего было отка­ заться — ведь работа незна­ комая, а главное всем хоте­ лось поскорее вернуться до­ мой. Но они остались. Один Фетисов знал стекольное де­ ло. Но он всех увлек, нау- лаю Тихоновичу было при­ своено звание «Заслуженный строитель РСФСР». И, нако­ нец, пятая высота Фетисова— высота, стремление к кото­ рой бесконечно. Николай Ти­ хонович Фетисов — комму­ нист. \ Мастер второго участка И неувязки случаются: то стройматериалов не хватает, то другой объект «горит» — иди помогай... Потому и ду чил, и сейчас операцию эту Валерий Витальевич Рогожин, может выполнить любой ра- не столь давно начинавший бочий бригады. рабочим в бригаде Фетисова, Освоение смежных про- отзывается о своем наставни- мает Фетисов о родной Дмит- фессий дало толчок к рацио- ке так: риевке, о доме, где мать его живет, как о тихой приста­ ни, где все располагает к по­ кою и отдыху. Вот нет-нет да и вздохнет мечтательно. цализации, творчеству, инди­ видуальному и коллективно­ му. Строили кислородно-кон­ верторный цех. Срочно потребовались верхние пути — Гляжу я на него и ду­ маю: нет плохих бригад — есть плохие бригадиры. У Фе­ тисова все рабочие — пере­ довики, потому что к любо. Вспомнилась война. В боях чугуновозной зсткады. Пять му заданию он тщательно с фашистами погиб старший брат. Умерла сестра. Мать и отец работали в колхозе. Вспоминая эту суровую по­ ру, Николай Тихонович не сетует на тяготы, которые выпали на его долю. Они за­ калили его волю, характер, многому научили. Работать приходилось и в поле, и дома. Таскать из ле­ су сухой валежник на топли­ во, чинить избу, ухаживать за домашним скотом. Тогда подростком, вероятно, и осознал Фетисов, как легко разрушать, как трудно стро­ ить... подъемных кранов нужно для подачи материалов. Где сразу столько взять? Да и время на их установку уш­ ло бы немалое. И фетисовцы нашли выход: пустить маши­ ну с материалами прямо по эстакаде. Смелое предложе­ ние было поддержано. Сроки работ сократились вдвое. На строительстве цеха хо­ лодной прокатки НЛМК ис­ пользовали метод укрупнен­ ной сборки кровли. Пролет Главное, что вынес он из детства — это вера в челове­ ка. В умелые, неутомимые, трудолюбивые руки. готовится, заранее продумы­ вает все до мелочей, людей своих знает... Фетисов умеет вовремя заметить и понять свою ошибку, а это незаме­ нимое качество для руково­ дителя. ...Пора мне уходить со строительной площадки цеха динамной стали, а не хочется. Пошел разговор на отвлечен­ ные темы. Поговорили с ра­ бочими об их житье-бытье, -___ пошутили, случайно затрону- площадью в 1000 квадрат- ли т е М у романтики. Старшие ных метров изготавливали помолчали, улыбаясь, а мо­ лодежь охотно поддержала ее. т - Романтика — это ког­ да преодолеваются трудно­ сти, — говорит Александр Климов. —Когда ветер в лицо н да­ леко вокруг видно, — добав- внизу и затем башенным краном поднимали наверх. Да, Фетисов и его товари­ щи не боятся нового, ранее не знакомого. И это побуж­ дает их самих творить, вы­ думывать, пробовать. Рань- Вторая высота Фетисова ше горячий асфальт возили — опыт бригадира. В тресте на двухколесной тележке, за- «Липецкстрой» немало заме- тем на помощь пришел ми- ~яет Александр Александро- чательных тружеников, орде- нитрактор «Риони», у кото- вич Мордашев ноносцев, но не у каждого рого тележка вдвое больше. хватит смелости брать такие Но она не приспособлена тт В общем, романтика высокие обязательства, какие Для перевозки горячих мате- это там, где кровля, — обоб- берет бригада Фетисова, риалов и быстро выходит из щили другие. Скажем, выполнить пятилетку строя. Фетисовцы переконст- Мы СТОИм на крыше столо- за три года и три месяца, руировали тележку, исполь- И уж, конечно, не каждый зовав отходы металла, и способен перекрыть такой трудоемкость этой операции рубеж, (доставка материала к месту л работы) сократилась в 4—5 Сегодня на календаре Фе- :: тисова — 1986 год. К это- р Третья высота Николая Тихоновича — ступени к знаниям. В молодости не . _ _ так быстро осваивается, при- довелось ему учиться. Но кажется суровым. Голос теп живается все новое, передо- любовь к знаниям, стремле- леет: вое. В 1972 году привезли в ние совершенствоваться дви- трест новую установку для жет им всю жизнь. В этом подачи на кровлю горячего году Фетисов закончит учебу битума. Первой ее опробо- в школе рабочей молодежи. му успеху он шел долго, шаг за шагом. В «Отделстрое-1» ценят его бригаду за то, что вой цеха динамной стали. Липецкая Магнитка в голу­ бой дымке раскинулась вок­ руг. Не видно ей ни конца, ни края..Ребята продолжают свою работу, а Николай Ти­ хонович, провожая меня, спускается вниз. Здесь, вни­ зу, лицо бригадира уже не — Вишь, Климов выгляды вает сверху, как скворец... И, словно стесняясь свое- вали и стали применять фе- В его личной библиотеке — го лирического настроения, тисовцы. Строители Латвии для пе­ ревозки материалов по боль­ шим кровлям начали исполь­ зовать трактора марки «Ри- онн». И снова первой в тре­ сте подхватила передовой опыт эта бригада. И новый метод безмастич- ной наклейки рубероида при- Гагарин. Вихрастые па- менил Фетисов первым в реньки в кепках набекрень. Липецке. Это позволило бри- Это Михаил Меркулов — из- г аде в 2,5 раза перевыпол- вестный сегодня всему «Ли- собрания сочинений русских умолкает и советских писателей, учеб- Снова на лице озабочен- ники, журналы, стихи. Не Ность, в голосе — деловые устает перечитывать Толсто- НОТки. После работы ждут го, Есенина, Куприна. Здесь ег0 другие дела: надо зайти же книги для сына, потонь- в профсоюзный комитет «От ше и поярче — для внуков, делстроя-1», над которым И толстые подшивки газет. Фетисов шефствует как член Тех газет, с которых смот- партбюро, потом дежурство рит на нас,_ улыбаясь, юный в народной дружине Самая трудная она, эта пятая высота. А. ТАМБОВСКАЯ. М Е Д А Л И - О Т В А Ж Н Ы М Президиум Верховного Со- ков военизированной пожар- сержанта внутренней служ- вета РСФСР за проявленные ной охраны управления внут- бы Полосина Сергея Петро- на пожаре отвагу и самоот- ренних дел исполнительного вича; верженность от имени Пре- комитета Липецкого облает- сержанта внутренней служ зидиума Верховного Совета _ м * X. * ' СССР наградил медалью «За ного Совета народных дену- бы Федорина Сергея Ивано- отвагу на пожаре» работни- татов: вича. В ЪЕЗЖАЕШЬ в Куй­ бышев — и сразу окунаешься в атмос­ феру громадного промышлен­ ного города. Почти бесшум­ но бегут по рельсам комфор­ табельные трамваи, перевозя из многочисленных .жилых микрорайонов, появившихся здесь в последние пятилетки, к заводским корпусам. Многотысячные людские потоки вливаются еже­ часно в двери крупнейше­ го в Поволжье универмага «Самара». Дымят трубы реч­ ных буксиров на красавице Волге, подковой огибаюшей город. Мощные грузовики везут стройматериалы для со­ оружаемой здесь первой оче­ реди метро. И только в цент­ ре, вдали от многолюдных окраин и оживленных тран­ спортных магистралей, ритм жизни несколько замедляет­ ся. Тихие, застроенные двух-и трехэтажными потемневшими от времени домами улочки словно перенесены сюда из другой эпохи. Уютные ма­ ленькие дворики, скамейки под окнами, крашеные дере­ вянные оградки вокруг топо­ лей — все это, наверное, было так же и в ту пору, когда вдоль этих домов ходил двадцатилетний Владимир Ульянов, живший в Самаре и Алакаевке — небольшом при­ городном- сельце—более че­ тырех лет (с мая 1889 по ав­ густ 1893 г.) Здесь, в Самаре, Влади­ мир Ильич подготовился к сдаче экзаменов экстерном за юридический факультет Петербургского университета и стал работать помощником присяжного поверенного в окружном суде. Здесь окон­ чательно оформились его марксистские убеждения, здесь он соединяет изучение и распространение теории марксизма с практикой рево­ люционной борьбы. В марк­ систском кружке, созданном им, он ведет пропаганду ком­ мунистических идей, начина­ ет борьбу против либераль­ ного народничества, представ­ лявшего в ту пору большую угрозу для подлинно револю­ ционного движения масс. Ле­ нин впервые выступает здесь перед рабочими, пишет тео­ ретическую работу «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», кото­ рой нЫне открывается его Полное собрание сочинений. Здесь он устанавливает свя. зи с революционной моло­ дежью Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Влади­ мира. Казани, Саратова. ЗД Е С Ь К А Ж Д Ы Л Е В Е Н А З Н А Е Т В К УЙБЫШ ЕВЕ ВЕД ЕТСЯ СТРОИТЕЛ ЬСТВО Ф ИЛ ИАЛ А ЦЕНТРАЛ ЬНОГО М УЗЕЯ 8. И. ЛЕНИНА Уехав из Самары в Пе­ тербург, Владимир Ильич не порывал связей с мест­ ными социал-демократами. В 1895 году «Самарский ве­ стник» впервые в истории легальной печати России опубликовал статью Ленина «Гимназические ^хозяйства и Дом-музей, преобразованный ятельности вождя, его роль в исправительные гимназии». Своим друзьям, молодым марксистам, Владимир Ильин ™Л““ Т|Предопределили ре шение об организаций в Куй к 100-летию со дня рожде­ ния В. И. Ленина в мемори­ ал. Накопленные здесь ленин­ ские материалы, большое значение самарского периода в жизни В. И. Ленина, ны­ нешняя роль города как промышленного и культурно- Среднего По- часто писал письма по важ­ нейшим вопросам теории и практики революционного движения, дважды проездом навещал их: первый раз в феврале 1897 года, когда ехал в сибирскую ссылку, и в июле 1900, когда возвра­ щался из Сибири. Все это способствовало воспитанию в Самаре группы молодых ре- бышеве филиала Централь­ ного музея Ленина. С его от­ крытием появятся новые во­ зможности для углубленного изучения ленинского идейно­ го наследия, воспитания мо­ лодежи на примере жизни великого человека. Проектирование филиала, создании Советского госу­ дарства, а также преобразу­ ющую силу его учения. В музейный комплекс войдет и мемориальная зона — рекон­ струированный уголок старой Самары XIX века из несколь­ ких десятков домов, предста­ вляющих историческую и ар­ хитектурную ценность. Ме­ мориальная зона будет дей­ ствующей: в домах размес­ тятся учреждения, имеющие отношение к охране памят­ ников истории и культуры, к лекционной пропаганде. С куйбышевским журнали­ стом, работником областной газеты «Волжская коммуна» Л. Чирковым мы побывали на стройке, порученной одно­ му из лучших подразделений волюционеров. посвятивших строительство которого нача- Главсредневолжстроя — тре. свою жизнь борьбе за осво­ бождение рабочего класса, превращению города в один из признанных провинциаль­ ных центров марксизма. Куйбышевцы свято бере­ гут все, что напоминает о пребывании вождя мирового пролетариата, основателя пёрвого социалистического государства. В городе и его окрестностях достоверно ус­ тановлено около сорока ле­ нинских мест, отмеченных ныне мемориальными доска­ ми. Это — здания окружного суда, где не раз выступал в защиту рабочих и крестьян от произвола царских влас­ тей адвокат Ульянов, публи­ чной библиотеки, постоянным читателем которой он был, дома, где размещались квар­ тиры соратников Ильича, где проходили занятия марк­ систского кружка, где он читал рефераты против на­ родников. Это, наконец, дом на углу Почтовой и Соколь- ничьей улиц, куда в мае 1890 года переехала семья Ульяновых. Здесь на следу­ ющий год после смерти Ле­ нина была' восстановлена ко­ мната Владимира Ильича, а в 1939 году открыт его лось в 1982 году, осуществ- сту № 11. Работы здесь ве- лял Центральный научно-ис- дутея с размахом: уже смон* следовательский институт тированы стены многих з^а- экспериментального проекти- ний, проложены различные рования зрелищных зданий и инженерные коммуникации, спортивных сооружений име- — За право стать участ­ ии Б. С. Мезенцева. Ленин- никами стройки, -— расска- ская тема для него не в но- зывает директор филиала винку: коллектив проектиро- Центрального музея В. И. вал Ленинский мемориал в Ленина Р. Поддубная, — бо- Ульяновске, филиал Цент­ рального музея Ленина в Ташкенте, ставшие украше­ ниями этих городов. Интере­ сное архитектурное решение положено в основу куйбыше­ вского проекта. Центральное место в нем отведено суще­ ствующему Дому-музею, в котором проводится реконст­ рукция с целью создания подлинной обстановки квар- ролись лучшие строитель­ ные бригады и управления. Отбор осуществлялся очень строго: ведь требовалось обе­ спечить не только темпы, но и высочайшее качество ра­ бот. Уже можно сказать: с этой задачей подрядчик справляется... На помощь строителям, ес­ тественно, пришел весь го­ род. Предприятия Куйбыше- тиры Ульяновых. Вблизи му- ва выделяют стройке различ- зея, на перекрестке улиц Садовой и Рабочей, вырас­ тет здание филиала, в кото­ ром предусмотрены вводный и лекционный залы, библио­ тека, экскурсионное бюро, комнаты для научных заня­ тий сотрудников музея. По­ чти Две тысячи квадратных метров отведено под демон­ страционные залы, где раз­ ные материалы, технику, ра­ бочих. В летнее время на площадке постоянно работа­ ют студенческие строитель­ ные отряды. С особым ува­ жением отзываются здесь о посланцах политехни ческого института, на счету кото­ рых большой объем строи­ тельно-монтажных работ. Пока филиал строится', ра- местится экспозиция, главная ботники музея ведут сбор цель которой — показать материалов для будущих экс- основные этапы жизни и де- позиций. В этом им помога­ ют сотрудники Центрального музея В. И. Ленина, Инсти­ тута марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, краеведы, творческая интеллигенция. Поиск в архивах, встречи с родственниками и знакомыми куйбышевских марксистов помогли выявить неизвест­ ные ранее факты о револю­ ционном движении в По­ волжье. В частности, установлен адрес одной из первых подпольных типогра­ фий в Самаре, фамилии ее сотрудников, арестованных в 1891 году царской охранкой, Найден ранее неизвестный автограф Марии Ильиничны Ульяновой — подписка о ее явке в жандармское управле­ ние Самарского и Бузулук- ского уездов. Вдова видного участника гражданской вой­ ны в Поволжье П. И. Шам­ шина передала в дар фили­ алу собрание сочинений В. И. Ленина 1923—1924 годов издания. Поступили и многие другие интересные экспонаты, в частности, грам­ записи речей В. И. Ленина и его соратников, книги из би­ блиотеки Ульяновых 1889— 1893 годов. С частью собранных Ма­ териалов куйбышевцы и Го­ сти города познакомились на выставке во временном здании филиала Центрально­ го музея В. И. Ленина в йанун 114-й годовщины со дня рождения Ильича. Еще более обширная экспозиция откроется для обозрения в ближайшее время. — Филиал Центрального музея Владимира Ильича Ленина уже сейчас оказыва­ ет большое влияние на обще­ ственную жизнь города, — говорит Р. Поддубная. —• С завершением строительства и формированием научных экс­ позиций наш вклад в ком­ мунистическое воспитание трудящихся еще более воз­ растет. ‘"'Г А. КОЛЯДОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». И А Я Р М А Р К Е М И Р А ...Девушки в русских национальных костюмах не скупи­ лись на угощенье. На столах рядом с расписными самова­ рами высились горки печенья,хвороста, бубликов, привле­ кали внимание румяные пироги. Так было на ярмарке, которая состоялась недавно в учебно-производственном комбинате бытового обслужива- ния облрембытуправления. Все товары, представленные здесь, были изготовлены руками будущих закройщиц, швей, парикмахеров. За не­ большую цену на ярмарке можно было приобрести краси­ вые, добротные изделия — фартуки и косынки, отделан­ ные кружевом, аппликацией, вышивкой, вязаные салфет­ ки, варежки, шапки, шарфы, мягкие игрушки, цветы. Покупатели с удовольствием брали швейные изделия, расписные деревянные предметы домашней утвари. Все работы девушек были по-своему красивы, оригинальны. Высоким мастерством рукоделия, богатой фантазией от­ личились Марина Пешкина, Оля Миронова, Оксана Крюч­ кова, Наташа Золотарева, Галя Данилова и многие другие девушки. На ярмарке солидарности учащиеся УПК выручили 150 рублей. Эти деньги они перечислили в Советский фонд мира. Л. ШУЛЬЖЕНКО. На снимке: на ярмарке солидарности. Фото А. КОЗИНА. нально напряженны и анали- тичны, нравственно взыска­ тельны. Учителя отдают себе отчет, сколь сложны описанные в Всесоюзная неделя: « Т е а тр— детям и юношеству»--------------------- НА СЦЕНЕ -Ш КОЛЬНИКИ Открылся тяжелый зана­ вес, и... закружились в валь­ се пары. Потом на глазах у зрителей мальчишки с гита­ рами, надев пилотки, превра­ тились' в солдат, шагающих но грозным дорогам сорок первого года... Так начался в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого праздник школьной театральной само­ деятельности. Он открылся литературно-музыкал ь н о й композицией «Когда им было восемнадцать», которую по­ казала театральная студия «Ритм» школы № 55. В композицию вошли стихи и песни поэтов военных лет и наших современников. В концерте в тот день при­ нимали участие семь коллек­ тивов. Тут были ребята раз­ ных возрастов: и младшие школьники, и старшеклассни­ ки. Впервые в представлении участвовали народный театр и студия пантомимы Елецко­ го городского Дома культу­ ры. А самые звонкие апло­ дисменты достались, пожа­ луй, участникам спектакля «Бармалей» — второклассни­ кам липецной школы № 2. Живо и непосредственно встретил зал Чичикова и Ко- К. И. Никитиной. В конце прошлого учебного года в школе прошел прощальный театральный вечер, на кото­ ром артисты студии «Юность», десятиклассники играли свой последний спек- 1 МЧ/ х 111/л и и « л х и д н и '^ и и хх х н у * л робочку, персонажей поэмы такль- Они подарили четве- г роклассникам альбом •для Н. В. Гоголя «Мертвые ду ши», сцену из которой пока­ зал театр «Искорка» школы № 52. Долго работали ребя­ та над инсценировкой. На уроках «Основы театральной культуры» и репетициях пе­ дагог С. П. Куницина учила их технике речи, пластике, вспоминала с ними страницы истории театра гоголевской эпохи. Сейчас ребята работа­ ют над «Сорочинской ярмар­ кой». Имела успех и инсцениров­ ка басни Крылова «Квартет», сыгранная пятиклассниками школы № 49. Незадолго до продолжения театральной ле­ тописи своей школы. Про­ шло время, есть теперь что вписать в альбом юным те­ атралам, успешно продол­ жающим традиции старше­ классников. В заключение праздника с инсценировкой главы из поэ­ мы «Василий Теркин» А. Твардовского выступил те­ атральный коллектив школы № 60 Липецка. Всем участникам праздника были вручены Почетные гра­ моты областного управления культуры и благодарственные этого выступления артист письма горкома ВЛКСМ. И. Чебыкин помогал прове­ сти генеральную репетицию ребятам и их руководителю Е. ПЕТРУНЬКИНА. Фото А. Щурова. Ш КО Л Ь Н А Я РЕФОРМА : УРО КИ ЛИТЕРАТУРЫ Р А С Т И Т Ь Г Р А Ж Д А Н И Н А З аметки с научн о-практической конференции ! ( Советская Лениниана ца». Выразительное чтение ние Победы над фашизмом 60—80-х годов накопила художественных текстов, кол- Лучшие уроки по соврёмев- большой опыт в постижении лективное обсуждение про- ной советской прозе наших образа вождя. Она насчиты- читанного, выходы в историю учителей - мастеров под вает не один десяток значи- и к злободневным фактам, стать ей самой. Они эмоцио- тельиых произведений, мно- подготовка и защита темати- гие из которых прочно вош- ческих рефератов — вот да­ ли в круг школьного чтения, леко не полный перечень Это «Четыре урока у Лени- средств, позволяющих педа- на» М. Шагинян, «Удиви- тогу сделать разговор о Ле- тельный год» и «Три неде- нине школой социальной ак- современных^“книгГх^войне ли покоя» М. Прилежаевой, тивности юных граждан. жизненные коллизии, кото- Реформа нацеливает воспи- рые приходится обсуждать с тьшать молодежь не только учащимися. И все-таки в на примерах жизни и дея- большинстве случаев они счи- тельности К. Маркса, Ф. Эн- тают недопустимым что-либо гельса, В. И. Ленина, но упрощать в их анализе В шире — на идеях марксиз- связи с этим многие сло- мй-ленинизма. На апрель- весиики стремятся развер- (1^34 г.) Пленуме ЦК нуть работу над текстом так, КПСС товарищ К. У. Чер- чтобы в поле зрения уча- ненко со всей определен- щихся оказались, по возмож­ ностью сказал: «Сегодня весь ности, и авторский замысел ного гражданина с прочными учебный процесс должен '* в и подробности биографии го- гораздо 6°льшей “ Ч * ««"> Роя. и поэтика произведёйя. ниями?». Этим вопросам по- носителем мировоззренчес- _ святил свое выступление кан- КОго содержания» Педагогу- Расположить ребят к вдум- дидат филологических наук, словеснику ясно что лишь ЧИВ0МУ чтению литературы о старший преподаватель ка- последовательное система войне можно разными мето- федры литературы В. А. Са- тическое обращение к трудам Дическими путями. В. П. рычев. Авторы, пишущие о в И Ленина документам Рыж0ва и О. В. Перепелица Ленине, повествуют о его партии надежно вооюужает (липецкие средние школы кристальной чистоте, высо- учащихся ленинскими мето №№ 46 и 12) практикуют чайшей принципиальности, дологическими принципами проблемные обзоры ряда идейной бескомпромиссно- анализа литературы и искус- произведений. Они ведут уме­ сти, верности избранному пу- Ства. Патриотический долг НИКОв от романа к роману, ти, самоотверженности в от- словесника _ научить школь- сопоставляя изображенные стаивании интересов партии и ЦИкп3 руководствоваться ос там сУДьбы> открывая новые народа, удивительной скром- новополагающими критерия- и новые проявления духовной ности, чутком отношении к ми народности, классовости мощи советских людей, за- людям, редкостном обаянии, партийности в ’ оценке худо^ Щитников социалистической На этих сторонах сегодняш- жественных произведений Родины. Учителя О. В. Лан- ней литературной Лениниа- ' ская, В. И. Терехова (ли- ны словесники и должны Именно об этом неустанно пецкая средняя школа № 14) прежде всего сосредоточить заботится Заслуженный учи. охотно прибегают к коммен- внимание. тел1 школп РСФСР, учитель- тариям. „ л методист липецкой средней А А з аХяпчрнко Г липртт Учительница Октябрьской школы № 1 В. С. Татуйко. ' ^ахарюнко (липец- средией школы Усманского По-настоящему идеологичес- района, отличник народного чи наступательны его занятия просвещения А. С. Душкина по статье В. И. Ленина «Пар- продемонстрировала, как тийная организация и пар- именно на уроках по Ленин- тийная литература», потвор- О К О Й теме она стремится до- честву В. Маякотского. сов- п « е й ч 1’^ ° ^ ч ™ У ”® ' нести до учеников живой об- ременных советских писате- '"чему герои книга В. Бы- раз первого Человека нового лей. Очень ценно в практике мира. Анализируя произве- В. С. Татуйко то, что ему дения, авторы которых втра- всякий раз удается наглядно дициях Горького и Маяков- показать: коммунистическая ского воссоздают колоссаль- партийность не исключает, а ную фигуру Ленина, «не подразумевает и реально обес- оболганного конфетной кра- печивает многообразие тем и сотой», учительница помога- жацров художественной ли- «Маленъкая железная дверь в стене» В. Катаева, «Лон- жюмо» А. Вознесенского, ро­ маны А. Коптелова, пьесы М. Шатрова, И. Погодина. Какими воспитательными воз­ можностями располагает сов­ ременная Лениниана, как подчинить их главнейшему требованию реформы — «формированию сознатель­ ная средняя школа № 41) уверена, что по таким произ­ ведениям, как «Сотников», в классе желателен диспут. На одном из уроков она поста­ вила перед ребятами вопрос. Почему герои книги В. , нова Сотников и Рыбак в равных обстоятельствах дела­ ют контрастный выбор: один погибает, но не становится предателем, другой изме­ няет Родине? Старшеклассни­ кам школы понадобилось твердо определить свое отно- ет школьникам почувствовать тературы, богатство творчес- мам чеёоветескотё б ы т К ^ циального ойыта. Имеет ли человек право на выживание драматизм интеллектуаль- ких индивидуальностей. Он ной и духовной жизни вож- бережно растит, развивает в дя выдвинутого историей на передний край борьбы за счастье человечества. А. С. Душкина убеждена: на этих уроках особенно важно раз­ говорить ребят, уберечь их от шаблонных ответов, побу­ дить высказываться «от серд- (Продолжение. Начало см. в номере за 27 ноября с. г.). своих учениках чувство гор­ дости за родную литературу. В школьную программу включено много произведе­ ний о Великой Отечествен­ ной войне. Это естественно и дает большие возможности, чтобы вызвать у молодежи чувство сопричастности под­ вигу отцов, проследовать до­ рогами тяжелейших испыта­ ний, уяснить истоки и значе- любой ценой? «Нет», — при­ шли к выводу ребята, найдя веские аргументы в защиту Сотникова, не поступившего­ ся своим гражданским до­ стоинством. В таком итоге— воспитательная значимость урока-диспута. Т. РАСПОПОВА, старший преподаватель кафедры литературы ЛГПИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz