Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
П Я Т А Я В Ы С О Т А О ЧЕРК Первая высота его была нить планы второго и пецкстрою» бригадир мон- там, под Воронежем, в селе третьего кварталов 1973 года, тажников, Александр Лунев Дмитриевка Грибановского 15 тысяч квадратных метров (ныне управляющий трестом) района. кровли было уложено за — Места у нас курортные, этот небольшой срок. ГГ» повтоРять Нико- Возникали проблемы, ре- лаи Тихонович. Вот уйду шение которых подсказывала на пенсию вернусь в де- сама жизнь. После пяти ча- ревню. сов дня крановщика на ............ „„„„ ____ Товарищи хорошо понима- стройке не найдешь, и остат- сота, не позволяющая ему ют своего бригадира. Ведь ки горячего битума пропада- опуститься до мелочности, на такой стройке, как Липец, ли даром. Тогда решили фе- грубости, обманчивой само кал Магнитка, не до лирики, тисовцы от ,рабочих-повре- уверенности. Даже мысленно Хлопот невпроворот: идешь в менщиков отказаться, а пос- столовую на обед, а мысли лать на специальные курсы и сам Фетисов — лицо уп рямое, волевое. Да, человек он с характе ром, таким его знают близ кие и друзья, горячий чело век. Но есть четвертая вы. своих парней, и дело пошло быстрее. На Данковском химиче ском заводе бригада Фетисо ва закончила кровельные ра боты и уже готовилась к отъезду, как вдруг подошел мастер: все об одном — как ее по лучше сделать, эту кровлю. И что интересно: на цехе- гиганте холодного проката, казалось бы, уж как сложно работать: размах-то какой! А перешли на сравнительно меньший объект, цех динам- ной стали, и появились но вые трудности. На ЦХП — там сами балки, удерживаю- щение остеклить щие конструкцию, изготовле. выручите, а? ны с наклоном, а тут — наклон крыши надо обеспе чить кровельщикам. Работа трудоемкая, но необходимая, не выполни ее — в первый же сезон осенних дождей крыша выйдет из строя. Николай Тихонович не ста вит себя выше других, а по стоянно всматривается, ищет точки соприкосновения с окружающими, как гово рится, «подбирает ключик». Четырьмя орденами на гражден Н. Т. Фетисов. Три ордена Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Ребята, некому поме- А в декабре 1983 года Нико- Может, Легче всего было отка заться — ведь работа незна комая, а главное всем хоте лось поскорее вернуться до мой. Но они остались. Один Фетисов знал стекольное де ло. Но он всех увлек, нау- лаю Тихоновичу было при своено звание «Заслуженный строитель РСФСР». И, нако нец, пятая высота Фетисова— высота, стремление к кото рой бесконечно. Николай Ти хонович Фетисов — комму нист. \ Мастер второго участка И неувязки случаются: то стройматериалов не хватает, то другой объект «горит» — иди помогай... Потому и ду чил, и сейчас операцию эту Валерий Витальевич Рогожин, может выполнить любой ра- не столь давно начинавший бочий бригады. рабочим в бригаде Фетисова, Освоение смежных про- отзывается о своем наставни- мает Фетисов о родной Дмит- фессий дало толчок к рацио- ке так: риевке, о доме, где мать его живет, как о тихой приста ни, где все располагает к по кою и отдыху. Вот нет-нет да и вздохнет мечтательно. цализации, творчеству, инди видуальному и коллективно му. Строили кислородно-кон верторный цех. Срочно потребовались верхние пути — Гляжу я на него и ду маю: нет плохих бригад — есть плохие бригадиры. У Фе тисова все рабочие — пере довики, потому что к любо. Вспомнилась война. В боях чугуновозной зсткады. Пять му заданию он тщательно с фашистами погиб старший брат. Умерла сестра. Мать и отец работали в колхозе. Вспоминая эту суровую по ру, Николай Тихонович не сетует на тяготы, которые выпали на его долю. Они за калили его волю, характер, многому научили. Работать приходилось и в поле, и дома. Таскать из ле су сухой валежник на топли во, чинить избу, ухаживать за домашним скотом. Тогда подростком, вероятно, и осознал Фетисов, как легко разрушать, как трудно стро ить... подъемных кранов нужно для подачи материалов. Где сразу столько взять? Да и время на их установку уш ло бы немалое. И фетисовцы нашли выход: пустить маши ну с материалами прямо по эстакаде. Смелое предложе ние было поддержано. Сроки работ сократились вдвое. На строительстве цеха хо лодной прокатки НЛМК ис пользовали метод укрупнен ной сборки кровли. Пролет Главное, что вынес он из детства — это вера в челове ка. В умелые, неутомимые, трудолюбивые руки. готовится, заранее продумы вает все до мелочей, людей своих знает... Фетисов умеет вовремя заметить и понять свою ошибку, а это незаме нимое качество для руково дителя. ...Пора мне уходить со строительной площадки цеха динамной стали, а не хочется. Пошел разговор на отвлечен ные темы. Поговорили с ра бочими об их житье-бытье, -___ пошутили, случайно затрону- площадью в 1000 квадрат- ли т е М у романтики. Старшие ных метров изготавливали помолчали, улыбаясь, а мо лодежь охотно поддержала ее. т - Романтика — это ког да преодолеваются трудно сти, — говорит Александр Климов. —Когда ветер в лицо н да леко вокруг видно, — добав- внизу и затем башенным краном поднимали наверх. Да, Фетисов и его товари щи не боятся нового, ранее не знакомого. И это побуж дает их самих творить, вы думывать, пробовать. Рань- Вторая высота Фетисова ше горячий асфальт возили — опыт бригадира. В тресте на двухколесной тележке, за- «Липецкстрой» немало заме- тем на помощь пришел ми- ~яет Александр Александро- чательных тружеников, орде- нитрактор «Риони», у кото- вич Мордашев ноносцев, но не у каждого рого тележка вдвое больше. хватит смелости брать такие Но она не приспособлена тт В общем, романтика высокие обязательства, какие Для перевозки горячих мате- это там, где кровля, — обоб- берет бригада Фетисова, риалов и быстро выходит из щили другие. Скажем, выполнить пятилетку строя. Фетисовцы переконст- Мы СТОИм на крыше столо- за три года и три месяца, руировали тележку, исполь- И уж, конечно, не каждый зовав отходы металла, и способен перекрыть такой трудоемкость этой операции рубеж, (доставка материала к месту л работы) сократилась в 4—5 Сегодня на календаре Фе- :: тисова — 1986 год. К это- р Третья высота Николая Тихоновича — ступени к знаниям. В молодости не . _ _ так быстро осваивается, при- довелось ему учиться. Но кажется суровым. Голос теп живается все новое, передо- любовь к знаниям, стремле- леет: вое. В 1972 году привезли в ние совершенствоваться дви- трест новую установку для жет им всю жизнь. В этом подачи на кровлю горячего году Фетисов закончит учебу битума. Первой ее опробо- в школе рабочей молодежи. му успеху он шел долго, шаг за шагом. В «Отделстрое-1» ценят его бригаду за то, что вой цеха динамной стали. Липецкая Магнитка в голу бой дымке раскинулась вок руг. Не видно ей ни конца, ни края..Ребята продолжают свою работу, а Николай Ти хонович, провожая меня, спускается вниз. Здесь, вни зу, лицо бригадира уже не — Вишь, Климов выгляды вает сверху, как скворец... И, словно стесняясь свое- вали и стали применять фе- В его личной библиотеке — го лирического настроения, тисовцы. Строители Латвии для пе ревозки материалов по боль шим кровлям начали исполь зовать трактора марки «Ри- онн». И снова первой в тре сте подхватила передовой опыт эта бригада. И новый метод безмастич- ной наклейки рубероида при- Гагарин. Вихрастые па- менил Фетисов первым в реньки в кепках набекрень. Липецке. Это позволило бри- Это Михаил Меркулов — из- г аде в 2,5 раза перевыпол- вестный сегодня всему «Ли- собрания сочинений русских умолкает и советских писателей, учеб- Снова на лице озабочен- ники, журналы, стихи. Не Ность, в голосе — деловые устает перечитывать Толсто- НОТки. После работы ждут го, Есенина, Куприна. Здесь ег0 другие дела: надо зайти же книги для сына, потонь- в профсоюзный комитет «От ше и поярче — для внуков, делстроя-1», над которым И толстые подшивки газет. Фетисов шефствует как член Тех газет, с которых смот- партбюро, потом дежурство рит на нас,_ улыбаясь, юный в народной дружине Самая трудная она, эта пятая высота. А. ТАМБОВСКАЯ. М Е Д А Л И - О Т В А Ж Н Ы М Президиум Верховного Со- ков военизированной пожар- сержанта внутренней служ- вета РСФСР за проявленные ной охраны управления внут- бы Полосина Сергея Петро- на пожаре отвагу и самоот- ренних дел исполнительного вича; верженность от имени Пре- комитета Липецкого облает- сержанта внутренней служ зидиума Верховного Совета _ м * X. * ' СССР наградил медалью «За ного Совета народных дену- бы Федорина Сергея Ивано- отвагу на пожаре» работни- татов: вича. В ЪЕЗЖАЕШЬ в Куй бышев — и сразу окунаешься в атмос феру громадного промышлен ного города. Почти бесшум но бегут по рельсам комфор табельные трамваи, перевозя из многочисленных .жилых микрорайонов, появившихся здесь в последние пятилетки, к заводским корпусам. Многотысячные людские потоки вливаются еже часно в двери крупнейше го в Поволжье универмага «Самара». Дымят трубы реч ных буксиров на красавице Волге, подковой огибаюшей город. Мощные грузовики везут стройматериалы для со оружаемой здесь первой оче реди метро. И только в цент ре, вдали от многолюдных окраин и оживленных тран спортных магистралей, ритм жизни несколько замедляет ся. Тихие, застроенные двух-и трехэтажными потемневшими от времени домами улочки словно перенесены сюда из другой эпохи. Уютные ма ленькие дворики, скамейки под окнами, крашеные дере вянные оградки вокруг топо лей — все это, наверное, было так же и в ту пору, когда вдоль этих домов ходил двадцатилетний Владимир Ульянов, живший в Самаре и Алакаевке — небольшом при городном- сельце—более че тырех лет (с мая 1889 по ав густ 1893 г.) Здесь, в Самаре, Влади мир Ильич подготовился к сдаче экзаменов экстерном за юридический факультет Петербургского университета и стал работать помощником присяжного поверенного в окружном суде. Здесь окон чательно оформились его марксистские убеждения, здесь он соединяет изучение и распространение теории марксизма с практикой рево люционной борьбы. В марк систском кружке, созданном им, он ведет пропаганду ком мунистических идей, начина ет борьбу против либераль ного народничества, представ лявшего в ту пору большую угрозу для подлинно револю ционного движения масс. Ле нин впервые выступает здесь перед рабочими, пишет тео ретическую работу «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», кото рой нЫне открывается его Полное собрание сочинений. Здесь он устанавливает свя. зи с революционной моло дежью Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Влади мира. Казани, Саратова. ЗД Е С Ь К А Ж Д Ы Л Е В Е Н А З Н А Е Т В К УЙБЫШ ЕВЕ ВЕД ЕТСЯ СТРОИТЕЛ ЬСТВО Ф ИЛ ИАЛ А ЦЕНТРАЛ ЬНОГО М УЗЕЯ 8. И. ЛЕНИНА Уехав из Самары в Пе тербург, Владимир Ильич не порывал связей с мест ными социал-демократами. В 1895 году «Самарский ве стник» впервые в истории легальной печати России опубликовал статью Ленина «Гимназические ^хозяйства и Дом-музей, преобразованный ятельности вождя, его роль в исправительные гимназии». Своим друзьям, молодым марксистам, Владимир Ильин ™Л““ Т|Предопределили ре шение об организаций в Куй к 100-летию со дня рожде ния В. И. Ленина в мемори ал. Накопленные здесь ленин ские материалы, большое значение самарского периода в жизни В. И. Ленина, ны нешняя роль города как промышленного и культурно- Среднего По- часто писал письма по важ нейшим вопросам теории и практики революционного движения, дважды проездом навещал их: первый раз в феврале 1897 года, когда ехал в сибирскую ссылку, и в июле 1900, когда возвра щался из Сибири. Все это способствовало воспитанию в Самаре группы молодых ре- бышеве филиала Централь ного музея Ленина. С его от крытием появятся новые во зможности для углубленного изучения ленинского идейно го наследия, воспитания мо лодежи на примере жизни великого человека. Проектирование филиала, создании Советского госу дарства, а также преобразу ющую силу его учения. В музейный комплекс войдет и мемориальная зона — рекон струированный уголок старой Самары XIX века из несколь ких десятков домов, предста вляющих историческую и ар хитектурную ценность. Ме мориальная зона будет дей ствующей: в домах размес тятся учреждения, имеющие отношение к охране памят ников истории и культуры, к лекционной пропаганде. С куйбышевским журнали стом, работником областной газеты «Волжская коммуна» Л. Чирковым мы побывали на стройке, порученной одно му из лучших подразделений волюционеров. посвятивших строительство которого нача- Главсредневолжстроя — тре. свою жизнь борьбе за осво бождение рабочего класса, превращению города в один из признанных провинциаль ных центров марксизма. Куйбышевцы свято бере гут все, что напоминает о пребывании вождя мирового пролетариата, основателя пёрвого социалистического государства. В городе и его окрестностях достоверно ус тановлено около сорока ле нинских мест, отмеченных ныне мемориальными доска ми. Это — здания окружного суда, где не раз выступал в защиту рабочих и крестьян от произвола царских влас тей адвокат Ульянов, публи чной библиотеки, постоянным читателем которой он был, дома, где размещались квар тиры соратников Ильича, где проходили занятия марк систского кружка, где он читал рефераты против на родников. Это, наконец, дом на углу Почтовой и Соколь- ничьей улиц, куда в мае 1890 года переехала семья Ульяновых. Здесь на следу ющий год после смерти Ле нина была' восстановлена ко мната Владимира Ильича, а в 1939 году открыт его лось в 1982 году, осуществ- сту № 11. Работы здесь ве- лял Центральный научно-ис- дутея с размахом: уже смон* следовательский институт тированы стены многих з^а- экспериментального проекти- ний, проложены различные рования зрелищных зданий и инженерные коммуникации, спортивных сооружений име- — За право стать участ ии Б. С. Мезенцева. Ленин- никами стройки, -— расска- ская тема для него не в но- зывает директор филиала винку: коллектив проектиро- Центрального музея В. И. вал Ленинский мемориал в Ленина Р. Поддубная, — бо- Ульяновске, филиал Цент рального музея Ленина в Ташкенте, ставшие украше ниями этих городов. Интере сное архитектурное решение положено в основу куйбыше вского проекта. Центральное место в нем отведено суще ствующему Дому-музею, в котором проводится реконст рукция с целью создания подлинной обстановки квар- ролись лучшие строитель ные бригады и управления. Отбор осуществлялся очень строго: ведь требовалось обе спечить не только темпы, но и высочайшее качество ра бот. Уже можно сказать: с этой задачей подрядчик справляется... На помощь строителям, ес тественно, пришел весь го род. Предприятия Куйбыше- тиры Ульяновых. Вблизи му- ва выделяют стройке различ- зея, на перекрестке улиц Садовой и Рабочей, вырас тет здание филиала, в кото ром предусмотрены вводный и лекционный залы, библио тека, экскурсионное бюро, комнаты для научных заня тий сотрудников музея. По чти Две тысячи квадратных метров отведено под демон страционные залы, где раз ные материалы, технику, ра бочих. В летнее время на площадке постоянно работа ют студенческие строитель ные отряды. С особым ува жением отзываются здесь о посланцах политехни ческого института, на счету кото рых большой объем строи тельно-монтажных работ. Пока филиал строится', ра- местится экспозиция, главная ботники музея ведут сбор цель которой — показать материалов для будущих экс- основные этапы жизни и де- позиций. В этом им помога ют сотрудники Центрального музея В. И. Ленина, Инсти тута марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, краеведы, творческая интеллигенция. Поиск в архивах, встречи с родственниками и знакомыми куйбышевских марксистов помогли выявить неизвест ные ранее факты о револю ционном движении в По волжье. В частности, установлен адрес одной из первых подпольных типогра фий в Самаре, фамилии ее сотрудников, арестованных в 1891 году царской охранкой, Найден ранее неизвестный автограф Марии Ильиничны Ульяновой — подписка о ее явке в жандармское управле ние Самарского и Бузулук- ского уездов. Вдова видного участника гражданской вой ны в Поволжье П. И. Шам шина передала в дар фили алу собрание сочинений В. И. Ленина 1923—1924 годов издания. Поступили и многие другие интересные экспонаты, в частности, грам записи речей В. И. Ленина и его соратников, книги из би блиотеки Ульяновых 1889— 1893 годов. С частью собранных Ма териалов куйбышевцы и Го сти города познакомились на выставке во временном здании филиала Центрально го музея В. И. Ленина в йанун 114-й годовщины со дня рождения Ильича. Еще более обширная экспозиция откроется для обозрения в ближайшее время. — Филиал Центрального музея Владимира Ильича Ленина уже сейчас оказыва ет большое влияние на обще ственную жизнь города, — говорит Р. Поддубная. —• С завершением строительства и формированием научных экс позиций наш вклад в ком мунистическое воспитание трудящихся еще более воз растет. ‘"'Г А. КОЛЯДОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». И А Я Р М А Р К Е М И Р А ...Девушки в русских национальных костюмах не скупи лись на угощенье. На столах рядом с расписными самова рами высились горки печенья,хвороста, бубликов, привле кали внимание румяные пироги. Так было на ярмарке, которая состоялась недавно в учебно-производственном комбинате бытового обслужива- ния облрембытуправления. Все товары, представленные здесь, были изготовлены руками будущих закройщиц, швей, парикмахеров. За не большую цену на ярмарке можно было приобрести краси вые, добротные изделия — фартуки и косынки, отделан ные кружевом, аппликацией, вышивкой, вязаные салфет ки, варежки, шапки, шарфы, мягкие игрушки, цветы. Покупатели с удовольствием брали швейные изделия, расписные деревянные предметы домашней утвари. Все работы девушек были по-своему красивы, оригинальны. Высоким мастерством рукоделия, богатой фантазией от личились Марина Пешкина, Оля Миронова, Оксана Крюч кова, Наташа Золотарева, Галя Данилова и многие другие девушки. На ярмарке солидарности учащиеся УПК выручили 150 рублей. Эти деньги они перечислили в Советский фонд мира. Л. ШУЛЬЖЕНКО. На снимке: на ярмарке солидарности. Фото А. КОЗИНА. нально напряженны и анали- тичны, нравственно взыска тельны. Учителя отдают себе отчет, сколь сложны описанные в Всесоюзная неделя: « Т е а тр— детям и юношеству»--------------------- НА СЦЕНЕ -Ш КОЛЬНИКИ Открылся тяжелый зана вес, и... закружились в валь се пары. Потом на глазах у зрителей мальчишки с гита рами, надев пилотки, превра тились' в солдат, шагающих но грозным дорогам сорок первого года... Так начался в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого праздник школьной театральной само деятельности. Он открылся литературно-музыкал ь н о й композицией «Когда им было восемнадцать», которую по казала театральная студия «Ритм» школы № 55. В композицию вошли стихи и песни поэтов военных лет и наших современников. В концерте в тот день при нимали участие семь коллек тивов. Тут были ребята раз ных возрастов: и младшие школьники, и старшеклассни ки. Впервые в представлении участвовали народный театр и студия пантомимы Елецко го городского Дома культу ры. А самые звонкие апло дисменты достались, пожа луй, участникам спектакля «Бармалей» — второклассни кам липецной школы № 2. Живо и непосредственно встретил зал Чичикова и Ко- К. И. Никитиной. В конце прошлого учебного года в школе прошел прощальный театральный вечер, на кото ром артисты студии «Юность», десятиклассники играли свой последний спек- 1 МЧ/ х 111/л и и « л х и д н и '^ и и хх х н у * л робочку, персонажей поэмы такль- Они подарили четве- г роклассникам альбом •для Н. В. Гоголя «Мертвые ду ши», сцену из которой пока зал театр «Искорка» школы № 52. Долго работали ребя та над инсценировкой. На уроках «Основы театральной культуры» и репетициях пе дагог С. П. Куницина учила их технике речи, пластике, вспоминала с ними страницы истории театра гоголевской эпохи. Сейчас ребята работа ют над «Сорочинской ярмар кой». Имела успех и инсцениров ка басни Крылова «Квартет», сыгранная пятиклассниками школы № 49. Незадолго до продолжения театральной ле тописи своей школы. Про шло время, есть теперь что вписать в альбом юным те атралам, успешно продол жающим традиции старше классников. В заключение праздника с инсценировкой главы из поэ мы «Василий Теркин» А. Твардовского выступил те атральный коллектив школы № 60 Липецка. Всем участникам праздника были вручены Почетные гра моты областного управления культуры и благодарственные этого выступления артист письма горкома ВЛКСМ. И. Чебыкин помогал прове сти генеральную репетицию ребятам и их руководителю Е. ПЕТРУНЬКИНА. Фото А. Щурова. Ш КО Л Ь Н А Я РЕФОРМА : УРО КИ ЛИТЕРАТУРЫ Р А С Т И Т Ь Г Р А Ж Д А Н И Н А З аметки с научн о-практической конференции ! ( Советская Лениниана ца». Выразительное чтение ние Победы над фашизмом 60—80-х годов накопила художественных текстов, кол- Лучшие уроки по соврёмев- большой опыт в постижении лективное обсуждение про- ной советской прозе наших образа вождя. Она насчиты- читанного, выходы в историю учителей - мастеров под вает не один десяток значи- и к злободневным фактам, стать ей самой. Они эмоцио- тельиых произведений, мно- подготовка и защита темати- гие из которых прочно вош- ческих рефератов — вот да ли в круг школьного чтения, леко не полный перечень Это «Четыре урока у Лени- средств, позволяющих педа- на» М. Шагинян, «Удиви- тогу сделать разговор о Ле- тельный год» и «Три неде- нине школой социальной ак- современных^“книгГх^войне ли покоя» М. Прилежаевой, тивности юных граждан. жизненные коллизии, кото- Реформа нацеливает воспи- рые приходится обсуждать с тьшать молодежь не только учащимися. И все-таки в на примерах жизни и дея- большинстве случаев они счи- тельности К. Маркса, Ф. Эн- тают недопустимым что-либо гельса, В. И. Ленина, но упрощать в их анализе В шире — на идеях марксиз- связи с этим многие сло- мй-ленинизма. На апрель- весиики стремятся развер- (1^34 г.) Пленуме ЦК нуть работу над текстом так, КПСС товарищ К. У. Чер- чтобы в поле зрения уча- ненко со всей определен- щихся оказались, по возмож ностью сказал: «Сегодня весь ности, и авторский замысел ного гражданина с прочными учебный процесс должен '* в и подробности биографии го- гораздо 6°льшей “ Ч * ««"> Роя. и поэтика произведёйя. ниями?». Этим вопросам по- носителем мировоззренчес- _ святил свое выступление кан- КОго содержания» Педагогу- Расположить ребят к вдум- дидат филологических наук, словеснику ясно что лишь ЧИВ0МУ чтению литературы о старший преподаватель ка- последовательное система войне можно разными мето- федры литературы В. А. Са- тическое обращение к трудам Дическими путями. В. П. рычев. Авторы, пишущие о в И Ленина документам Рыж0ва и О. В. Перепелица Ленине, повествуют о его партии надежно вооюужает (липецкие средние школы кристальной чистоте, высо- учащихся ленинскими мето №№ 46 и 12) практикуют чайшей принципиальности, дологическими принципами проблемные обзоры ряда идейной бескомпромиссно- анализа литературы и искус- произведений. Они ведут уме сти, верности избранному пу- Ства. Патриотический долг НИКОв от романа к роману, ти, самоотверженности в от- словесника _ научить школь- сопоставляя изображенные стаивании интересов партии и ЦИкп3 руководствоваться ос там сУДьбы> открывая новые народа, удивительной скром- новополагающими критерия- и новые проявления духовной ности, чутком отношении к ми народности, классовости мощи советских людей, за- людям, редкостном обаянии, партийности в ’ оценке худо^ Щитников социалистической На этих сторонах сегодняш- жественных произведений Родины. Учителя О. В. Лан- ней литературной Лениниа- ' ская, В. И. Терехова (ли- ны словесники и должны Именно об этом неустанно пецкая средняя школа № 14) прежде всего сосредоточить заботится Заслуженный учи. охотно прибегают к коммен- внимание. тел1 школп РСФСР, учитель- тариям. „ л методист липецкой средней А А з аХяпчрнко Г липртт Учительница Октябрьской школы № 1 В. С. Татуйко. ' ^ахарюнко (липец- средией школы Усманского По-настоящему идеологичес- района, отличник народного чи наступательны его занятия просвещения А. С. Душкина по статье В. И. Ленина «Пар- продемонстрировала, как тийная организация и пар- именно на уроках по Ленин- тийная литература», потвор- О К О Й теме она стремится до- честву В. Маякотского. сов- п « е й ч 1’^ ° ^ ч ™ У ”® ' нести до учеников живой об- ременных советских писате- '"чему герои книга В. Бы- раз первого Человека нового лей. Очень ценно в практике мира. Анализируя произве- В. С. Татуйко то, что ему дения, авторы которых втра- всякий раз удается наглядно дициях Горького и Маяков- показать: коммунистическая ского воссоздают колоссаль- партийность не исключает, а ную фигуру Ленина, «не подразумевает и реально обес- оболганного конфетной кра- печивает многообразие тем и сотой», учительница помога- жацров художественной ли- «Маленъкая железная дверь в стене» В. Катаева, «Лон- жюмо» А. Вознесенского, ро маны А. Коптелова, пьесы М. Шатрова, И. Погодина. Какими воспитательными воз можностями располагает сов ременная Лениниана, как подчинить их главнейшему требованию реформы — «формированию сознатель ная средняя школа № 41) уверена, что по таким произ ведениям, как «Сотников», в классе желателен диспут. На одном из уроков она поста вила перед ребятами вопрос. Почему герои книги В. , нова Сотников и Рыбак в равных обстоятельствах дела ют контрастный выбор: один погибает, но не становится предателем, другой изме няет Родине? Старшеклассни кам школы понадобилось твердо определить свое отно- ет школьникам почувствовать тературы, богатство творчес- мам чеёоветескотё б ы т К ^ циального ойыта. Имеет ли человек право на выживание драматизм интеллектуаль- ких индивидуальностей. Он ной и духовной жизни вож- бережно растит, развивает в дя выдвинутого историей на передний край борьбы за счастье человечества. А. С. Душкина убеждена: на этих уроках особенно важно раз говорить ребят, уберечь их от шаблонных ответов, побу дить высказываться «от серд- (Продолжение. Начало см. в номере за 27 ноября с. г.). своих учениках чувство гор дости за родную литературу. В школьную программу включено много произведе ний о Великой Отечествен ной войне. Это естественно и дает большие возможности, чтобы вызвать у молодежи чувство сопричастности под вигу отцов, проследовать до рогами тяжелейших испыта ний, уяснить истоки и значе- любой ценой? «Нет», — при шли к выводу ребята, найдя веские аргументы в защиту Сотникова, не поступившего ся своим гражданским до стоинством. В таком итоге— воспитательная значимость урока-диспута. Т. РАСПОПОВА, старший преподаватель кафедры литературы ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz