Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

4 января 1984 г., № 3 (16 800) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я П р о е к т Ц К К П С С О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФ ОРМЫ общ еобр а з ов а тел ь н ой и ( Окончание. На чало на 2-й стр.). ных бригад, в межшкольных учебно - производственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтехучилищах. В средней общеобразова­ тельной школе (X— XI классы) на этой базе, а так­ же непосредственно на рабо­ чих местах производства ор­ ганизуется трудовое обучение по наиболее массовым про­ фессиям с учетом потребно­ стей в них данного региона. На нег о отводится один день в неделю. У чащиеся, успеш­ но освоившие программу и овладевшие практическими навыками и умениями по определенной специальности, получают в установленном порядке соответствующую квалификацию. Профили трудовой подго­ товки учащихся школ, конк­ ретный характер обществен­ но полезного, производи­ тельного труда определяют­ ся исполкомами городских и районных Советов народных депутатов с учетом потреб­ ностей народного хозяйства в кадрах, наличия учебно­ технической базы, особенно­ стей городских и сельских школ, труда юношей и д е­ вушек. Не обходимо расширить са­ мообслуживание учащихся. Все дети и учащиеся в со­ ответствии с возрастом, с соблюдением норм и требо­ ваний гигиены и охраны здоровья должны участво­ вать в уборке классов и ка­ бинетов, следить за чисто­ той и благоустройством школьных дворов, спортив­ ных площадок и т. д. Р оди­ тели организуют труд детей в семье — по поддержанию порядка в жилых помеще­ ниях, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихо,- да. 21. Совершенствовать ра­ боту по профессиональной ориентации учащихся. Ак­ тивизировать деятельность межведомственных советов , городских и районных ко­ миссий по профориентации молодежи. Координацию профориентационной работы возложить на Г осударствен­ ный комитет ССС Р п о тру­ ду и социальным вопросам. Создать в порядке опыта в ряде городских и сель­ ских районов центры проф­ ориентации для организации работы со школами, учащи­ мися и родителями. В своей деятельности они должны опираться на межшкольные учебно , - производственные комбинаты, кабинеты проф­ ориентации в школах, учи­ лищах -и на предприятиях, знакомить учащихся с сов­ ременными профессиями, ин­ формировать о потребностях народного хозяйства в кад­ рах, выявлять психофизиоло­ гические особенности, спо­ собности и наклонности уча­ щихся к определенным ви­ дам деятельности и разра­ батывать на этой основе соответствующие практичес­ кие рекомендации. Система трудового воспи­ тания, обучения и професси­ ональной ориентации уча­ щихся призвана подвести их ко времени окончания непол­ ной средней школы к обду­ манному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. 22. Активное участие в организации трудовой•подго­ товки и воспитании учащих­ ся — важнейшая обязан­ ность производственных кол­ лективов. Каждая школа должна иметь базовое пред­ приятие. Следует в законо­ дательном порядке устано­ вит ь, что базовые предприя­ тия на правах своих струк­ турных подразделений соз­ дают школьные и межшколь- ные мастерские, учебно-про­ изводственные комбинаты, учебные цехи и участки, от­ дельные ученические рабо­ чие места, стационарные по­ левые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Они выделяют оборудование, тех­ нику, материалы, комплекту­ ющие изделия, землю для пришкольных учебно-опыт­ ных участков, планируют и организуют производствен­ ную деятельность, оплачи­ вают труд школьников. Баз овые предприятия на­ правляют специалистов, ра­ бочих, колхозников в каче­ стве мастеров для обучения учащихся и организации их производительного труда, проведения с ними воспита­ тельной работы, развития технического творчества, сельскохозяйственного опыт­ ничества и профессиональной ориентации. Не обходимо развивать наставничество ве­ теранов партии, труда, пере­ довиков производства, актив­ но вовлекать учащихся в об­ щественно - производствен­ ную жизнь трудовых кол­ лективов. 23. В тесной связи с трудовым обучением обеспе­ чивается экономическое вос­ питание учащихся. Важно, чтобы они практически вклю­ чились в производственные отношения, получали жизнен­ ные представления о социа­ листической собственности, плане, трудовой и производ­ ственной дисциплине, зара­ ботной плате, учились ценить трудовой рубль. Часть зара­ ботанных учащимися средств направлять в распоряжение школьного коллектива. Шк о­ ла призвана формировать ка­ чества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной приро­ де, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими Понятия­ ми, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество про­ дукции, хозрасчет и др. V . Общественное воспитание детей и подростков 24. Коммунистическая пар­ тия и Советское государство постоянно заботятся о раз­ витии общественного воспи­ тания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства, оказы­ вают всемерную помощь семье в воспитании. Не обходимо улучшить ор­ ганизацию воспитания и об­ разования детей дошкольно­ го возраста, С ранних лет воспитывать у них любовь к Р одине, уважение к старшим, товарищество и коллекти­ визм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познава­ тельные интересы и способ­ ности, самостоятельность, организованность и дисцип­ лину. Раз работать и ввести типовую программу воспита­ ния и обучения детей в дет­ ском саду, учитывая при этом особенности возрастной физиологии и психологии, рациональных культур и Традиций. 25. Перспективной и оп­ равдавшей себя формой об­ щественного воспитания уча­ щихся являются школы и группы, продленного дня. Они создают благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, оказывают помощь семье. Вместе с тем воспитательная работа в школе после уроков нуждается в серьезной пе­ рестройке. На ряду с оказа­ нием педагогической помощи учащимся в выполнении до­ машних заданий важно на­ полнить содержание работы таких школ занятиями по ин­ тересам, создавать атмосфе­ ру заботливого отношения к детям, приближенную к до­ машним условиям. По мере создания материальных предпосылок необходимо развивать сеть этих школ с тем, чтобы полностью удов­ летворить в них потребности населения. Советам Минист­ ров союзных и автономных республик, исполкомам крае­ вых и областных Советов народных депутатов предо­ ставляется право создавать группы продленного дня в малокомплектных школах. 26. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений — дворцов, домов пионеров и школьников, станций юных техников и натуралистов, спортивных, музыкальных, художественных и хореогра­ фических школ, детских биб­ лиотек, пионерских лагерей — должно привести в пер­ спективе к созданию в каж­ дом районе комплекса вне­ школьных учреждений с широким спектром направле­ ний деятельности. Не обходимо коренным об­ разом улучшить воспитатель­ ную работу с учащимися по месту жительства. / Важно охватить всех уча­ щихся разнообразными мас­ совыми и индивидуальными формами воспитательной ра­ боты во внеучебное время. Развивать их сам одеятель­ ность, тимуровское движение, создавать клубы по интере­ сам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции. Испол­ комам местных Советов на­ родных депутатов изыскать возможности выделения и оборудования в жилых мас­ сивах помещений для рабо­ ты с детьми и подростками. Предусматривать такие по­ мещения в проектах новых жилых кварталов. Следует поставить дело та к, чтобы школа стала ор­ ганизатором воспитательной работы с учащимися в мик­ рорайоне. Вовлекать в эту работу родителей, общест­ венность, трудовые, в пер­ вую очередь производствен­ ные коллективы, создавать комсомольские педагогиче­ ские отряды из числа моло­ дых рабочих, специалистов, студентов. Организацию всей внеучеб- ной воспитательной работы в школах и группах продлен­ ного дня, внешкольных уч­ реждениях и по месту жи­ тельства возложить на испол­ комы районных (городских) Советов народных депута­ тов, отделы народного об­ разования. Более активную роль в этом обязаны сыграть горкомы и райкомы комсо­ мола, профсоюзные комите­ ты, добровольные общества. 27. Советское государство проявляет большую заботу о детях и подростках, кото­ рые по состоянию здоровья не могут обучаться в обыч­ ных условиях. Для них соз­ дана и развивается сеть школ-интернатов, санаторно­ лесных школ и других спе­ циальных учебно-воспита­ тельных учреждений, где обучение и воспитание со­ четаются с квалифицирован­ ным лечением. В этих уч­ реждениях дети содержатся полностью за счет государ­ ства. Над о и впредь совер­ шенствовать работу этого звена системы народного образования, окружать де­ тей всесторонним внима­ нием и заботой, лучше гото­ вить их к самостоятельной жизни и труду. Не обходимо также улуч­ шать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах обычного типа. 28. Следует усилить по­ мощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающе­ го поколения. Воспитание детей — конституционная обязанность граждан ССС Р. Р одители призваны всемерно возвышать авторитет школы и учителя, воспитывать д е ­ тей в духе уважения и люб­ ви к труду, подготавливать - их к общественно полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, соблю­ дению норм жизни нашего общества, заботиться об их физическом развитии и ук­ реплении здоровья, создавать необходимые условия для своевременного получения ими общего среднего и про-' фессионального образовав ния, своим отношением к Т РУДУ и общественным обя­ занностям показывать детям пример во всем. В свою очередь, дети обязаны забо­ титься о родителях, стар­ ших. «Почитать, уважать их, заботиться о них, — от­ мечал Ю. В. Андропов , — обязанность молодого чело­ века нашей страны...» ( Избр. речи и статьи. М. , 1983, изд. 2-е, с. 32). Повышение эффективно­ сти воспитания в большой степени зависит от согласо­ ванности усилий и единства требований к учащимся се­ мьи, школы, общественности и трудовых коллективов. Не­ обходимо активизировать дея­ тельность комиссий (сове­ тов) профсоюзных комитетов по содействию семье и шко­ ле в воспитании детей ^ и подростков, повысить дейст­ венность работы родитель­ ских комитетов при общеоб­ разовательных школах, проф­ техучилищах и других учеб­ но-воспитательных учреж­ дениях, шире привлекать ро­ дителей для ведения занятий кружков. Трудовые коллективы при­ званы постоянно держать в поле зрения воспитание де­ тей, помогать родителям в этом деле и строго спраши­ вать с них за изъяны и не­ доработки в семейном воспи­ тании. Целесообразно р аз­ работать и осуществить меры по усилению ответственности родителей за воспитание де­ тей. Важную роль в улучшении семейного воспитания сыгра­ ет развертывание системы педагогического всеобуча ро­ дителей. В распространении педагогических знаний сле­ дует шире использовать пе; чать, телевидение и радио, устную пропаганду, возмож­ ности Всесоюзного общества «Знание». VI. Учитель в советском обществе 29. Успешн ое решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в ре­ шающей степени зависит от учителя, его идейной убеж ­ денности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. На родный учитель — ва­ ятель духовного мира юной личности, доверенное ,лицо общества, которому оно вве­ ряет самое дорогое, самое ценное — детей, свою на­ дежду, свое будущее. Эта благороднейшая и трудней­ шая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творче­ ства, неустанной работы мыс­ ли, огромной душевной щед­ рости, любви к детям, без­ граничной верности делу. Своим самоотверженным, подвижническим трудом по воспитанию подрастающих поколений учитель снискал глубокую признательность и уважение народа. Много­ миллионный отряд советско­ го учительства — гордость нашей страны, надежная опора партии в воспитании молодежи. Партия неустанно заботит­ ся о повышении роли учите­ ля в жизни общества, его авторитета и престижа. « На­ родный учитель, — писал В. И. Ленин , — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он ни­ когда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуаз­ ном обществе. Это — р е т и ­ на, не требующая доказа­ тельств. К этому положению дел мы должны идти систе­ матической, неуклонной, на­ стойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высоко­ му званию и, главное, глав­ ное и главное — над подня­ тием его материального по­ ложения» (Поли. собр. соч., т. 45, с. 3 6 5— 366). Совре­ менный -этап развития стра­ ны выдвигает перед совет­ скими учителями новые за-* дачи. Предстоит сформиро­ вать молодые поколения, способные воплотить в жизнь программные установки пар­ тии по совершенствованию развитого социалистического общества. 30. Не отъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учи­ тельских кадров. Будущим у чителям, воспитателям нуж­ но дать самые современные знания и хорошую практи­ ческую подготовку. В этих целях переработать учебные планы и программы педа­ гогических вузов и училищ, теснее увязать их с требо­ ваниями жизни. Предусмот­ реть изучение студентами основ современного произ­ водства и методов професси­ ональной ориентации школь­ ников. Поднять уровень пси­ холого - педагогической под­ готовки, улучшить органи­ зацию и содержание практи­ ки. Расши рить преподавание этики и эстетики, логики, советского права, методики воспитательной работы в уче­ нических коллективах. Сле­ дует переходить в педагоги­ ческих институтах на пяти­ летний срок обучения по ме­ ре создания для этого необ­ ходимых условий, разрабо­ тать и осуществить дополни­ тельные меры по обеспече­ нию педагогических учебных заведений высококачествен­ п роф ес с и он ал ь н ой ш к олы ными учебниками и учебны­ ми пособиями, укрепить про- фессорско - преподавательс­ кий состав педагогических вузов. Нужн о поднять качество подготовки учителей в уни­ верситетах, усилить помощь с их стороны педагогиче­ ским вузам в развитии на­ учных исследований, повы­ шении квалификации науч­ но-педагогических кадров. Не обходимо полностью обеспечить возрастающие потребности общеобразова­ тельных школ, профтехучи­ лищ, средних специальных учебных заведений, дошколь­ ных и внешкольных учреж­ дений в педагогах, воспита­ телях, мастерах производст­ венного обучения, развивать инженерно - педагогическое образование. Создавать у с ­ ловия для осуществления перехода на подготовку учи­ телей и воспитателей для всех звеньев просвещения только с высшим педагогиче­ ским образованием. 31. Важнейшей задачей органов просвещения, педа­ гогических учебных заведе­ ний, университетов является отбор на учебу в них моло­ дежи, проявившей склон­ ность к работе с детьми. Нужн о значительно расши­ рить прием юношей на уче­ бу по педагогическим спе­ циальностям. ЦК ВЛКСМ направлять по комсомоль­ ским путевкам в педвузы и на факультеты выпускников школ, училищ, молодежь с производства, демобилизо­ ванных воинов, проявивших себя на пионерской, комсо­ мольской и другой воспита­ тельной работе с детьми и подростками. Практиковать прием в педагогические учебные заведения по ре­ комендациям педагогических советов школ и средних про­ фессионально - технических училищ, трудовых коллекти­ вов, органов народного об­ разования. 32. В дальнейшем совер­ шенствовании нуждается гси­ стема повышения квалифи­ кации педагогических кад­ ров. Развивать институты ус овершенствования учите­ лей (повышения квалифика­ ции) как научно-методиче­ ские центры повышения пе­ дагогического мастерства, обобщения и распростране­ ния передового опыта. Соз­ дать в этих институтах соот­ ветствующие кафедры, при­ влечь к работе в них квали­ фицированных специалистов. Целесообразно, чтобы педа­ гог, как правило, раз в че­ тыре-пять лет проходил пе­ реподготовку. Усилить внимание к п оли­ тической учебе работников 35. Увели чение контин­ гентов общеобразователь­ ной и профессиональной школы, дошкольных, интер­ натных и других учрежде­ ний, усложнение учебно-вос­ питательных задач, расши­ рение трудового обучения требуют дальнейшего разви­ тия, укрепления и качест­ венного совершенствования материальной базы образо­ вания. В перспективе пред­ стоит решить такие пробле­ мы, как полное удовлетворе­ ние потребностей в до­ школьных учреждениях, со­ здание условий для групп продленного дня и односмен­ ной работы школ, учебы ше­ стилетних детей, создание необходимой базы для тру­ дового обучения, работы с детьми и подростками во внеучебное время. Для это­ го следует осуществить, осо­ бенно в новых районах, ши­ рокую программу строитель­ ства школ, мастерских и учебно - производственных комбинатов, профессиональ­ но-технических училищ, дет* скнх дошкольных и вне­ школьных учреждений, педа­ гогических учебных заведе­ ний, институтов усовершен­ ствования учителей, _жилья для педагогических работни­ ков, общежитий и интерна­ тов для учащихся. 37. Развитие общего сред­ него и профессионального об­ разования все более сближа­ ет я объединяет их% цели и народного образования, изу­ чению ими актуальных про­ блем марксистско-ленинской теории, политики КПСС, коммунистического воспита­ ния молодежи. У чителю до­ лжны быть созданы все необходимые условия для постоянного самообразова­ ния и совершенствования, улучшено обеспечение его политической, научной и ху^ дожеетвенной литературой. 33. Советы народных де­ путатов, органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организа­ ции обязаны принимать не­ обходимые меры по закреп­ лению педагогических кад­ ров, сокращению их текучес­ ти, постоянно заботиться об улучшении условий труда и быта учителей, предостав­ лять им жилье в первооче­ редном порядке. Расши рить практику морального поощ­ рения й материального сти­ мулирования работы лучших педагогов. Предлагается объ­ явить первое сентября всена­ родным праздником — Днем знаний. Не обходимо внести изменение в 'статут ордена Трудовой Славы, преду­ смотрев возможность на­ граждения этим орденом учителей и других работни­ ков народного образования за успехи в обучении и вос­ питании детей и молодежи. Повысить заработную пла­ ту учителям, воспитателям, мастерам производственно­ го обучения, методистам и другим работникам системы народного образования. . 34. Б олее весомый вклад в повышение уровня и ре­ зультативности работы шко­ лы призвана вносить педаго­ гическая наука. Очень важ­ но усилить ее связь с жизнью, с практикой шко­ лы. Осуществить крутой по­ ворот Академии педгйюгиче- ских наук ССС Р, педаг оги­ ческих научно - исследова­ тельских учреждений, вузов и университетов к разработ­ ке актуальных проблем об­ щеобразовательной и про­ фессиональной школы. Не обходимо добиваться повышения качества и эф­ фективности исследований, активнее внедрять их ре­ зультаты в практику. Нау ч­ ные труды ученых-педагогов, психологов, дидактов, мето­ дистов должны воплощаться в конкретных рекоменда­ циях, учебных пособиях и методических руководствах. В целях усиления пропа­ ганды педагогических зна­ ний, обобщения и распрост­ ранения передового опыта создать Всесоюзное , педаго­ гическое общество и Цент­ ральный музей народного образования СС СР. Следует ш ире использо­ вать возможности государ­ ственных и кооперативных предприятий, совхозов и кол­ хозов для строительства, ре­ монта и оборудования учеб­ ных зданий и общежитий, предоставить им право вы­ делять на эти цели средства и ресурсы. Должны быть раз­ работаны новые проекты учебных зданий и нормативы строительства, учитывающие современные требования учебно-воспитательного про­ цесса. 36. Для расширения подго­ товки высококвалифициро­ ванных рабочих министерст­ ва и ведомства должны уве­ личить капитальные вложе­ ния на развитие сети, сред­ них профессионально-техни­ ческих училищ. При прове­ дении реконструкции пред­ приятий одновременно долж­ но осуществляться техниче­ ское перевооружение дейст­ вующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских. Не обходимо расширить производство учебного обо­ рудования, учебно-нагляд­ ных пособий и современных технических средств обуче­ ния, мебели, станков, прибо­ ров, электронно-вычисли­ тельной техники, сельскохо­ зяйственных машин. задачи. Органы управления призваны неуклонно прово­ дить единую государствен­ ную политику в области об­ разования и воспитания под­ растающих поколений, свое­ временно и творчески решать назревшие вопросы, обеспе­ чивать повышение уровня ра­ боты всех учебных заведений в соответствии с современны­ ми требованиями. В целях более последова­ тельного проведения такой политики, эффективной коор­ динации деятельности раз­ личных звеньев системы об­ разования, усиления практи­ ческого руководства просве­ щением и профессиональным образованием целесообразно создать межведомственные комиссии в центре и на мес­ тах: от Совета Министров ССС Р д о исполкомов город­ ских и районных Советов народных депутатов. Возло­ жить на них решение прин­ ципиальных вопросов плани­ рования и распределения вы­ пускников школ, комплекто­ вания учебных заведений, распределения потоков про­ должающих обучение, созда­ ния условий для трудового воспитания и обучения, раз­ вития и использования мате­ риальной базы. 38. Принять меры к реши­ тельному улучшению стиля и методов работы органов уп­ равления народным образова­ нием. Обеспечивать глубокий, анализ состояния образова­ ния, совершенствование учеб­ ных планов и программ, учебников и методической литературы. Особое внимание следует уделять изучению, пропаган­ де и внедрению передового опыта учебной и воспита­ тельной работы, не допуская ни пренебрежительного отно­ шения к новаторским начина­ ниям, ни механичеекдго, без­ думного их распространения. Считать целесообразным укрепить районное звено уп­ равления образованием с уче­ том его важной роли в орга­ низации деятельности школ, дошкольных и внешкольных учреждений, в подборе, рас­ становке и повышении квали­ фикации педагогических кад­ ров, укреплении связи шко­ лы с производством, улучше­ нии постановки трудового обучения и профессиональ­ ной ориентации, первона- чальнЪй профессиональной подготовки учащихся стар­ ших классов на базе учебно­ производственных комбина­ тов, профтехучилищ, учеб­ ных цехов предприятий. Рай онное звено должно взять на себя заботу о хозяйствен­ ном обеспечении учебно-вос­ питательных учреждений. Не обходимо улучшить ус­ ловия для творческой работы директоров школ и профтех­ училищ по организации учеб­ но-воспитательного процес­ са, уменьшить им учебную нагрузку. Всемерно подни­ мать роль и авторитет класс­ ного руководителя, оказы­ вать ему всестороннюю по­ мощь. Оценивать работу школы и учителя в первую очередь по глубине и проч­ ности знаний, идейным и .нравственным качествам вос­ питанников, подготовленно­ сти их к жизни и труду. 39. В особом внимании нуждается сельская школа. Ее состояние и уровень ра­ боты существенно влияют на социальное развитие села, за­ крепление молодежи, повы­ шение культурного уровня сельского населения, реше­ ние демографических проб­ лем в деревне. Усили я пар­ тийных, советских, профсо­ юзных, комсомольских орга­ низаций, агропромышленных объединений должны быть направлены на коренное улучшение условий работы сёльскик школ, укрепление их квалифицированными пе­ дагогическими кадрами, по­ вышение качества учебно- воспитательного процесса, улучшение трудовой подго­ товки и профориентации уча­ щихся, на воспитание у них стремления активно участво­ вать в подъеме сельскохозяй­ ственного производства. 40. Забота о школе — об­ щепартийное, всенародное де­ ло Рук оводствуясь решения, ми XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийные коми­ теты должны глубоко изучать жизнь школ и профтехучи­ лищ, своевременно видеть возникающие в их деятель­ ности проблемы и намечать пути нх разрешения, повер. нуть к школе внимание пар­ тийных, профсоюзных и ком­ сомольских организаций, со» ветских и хозяйственных ор­ ганов, трудовых коллективов. Насущные в опросы работы учреждений народного обра­ зования, отчеты их партий­ ных организаций следует ре­ гулярно рассматривать на пленумах и бюро партийных комитетов. Долг партийных комитетов — по-ленински, повседневно заботиться о политическом и духовном росте педагогиче­ ских кадров, оперативном информировании учителей по важнейшим вопросам внут­ ренней и внешней политики партии. Относиться к учите­ лю с большим вниманием и. тактом, не отвлекать педаго­ гов на выполнение заданий, не связанных с учебной и воспитательной работой. Ок­ ружить заботой ветеранов педагогического труда, актив­ нее использовать их большой жизненный опыт в воспита­ нии молодежи. Должно быть улучшено руководство первичными партийными организациями учебных заведений, задача которых — сплачивать и укреплять педагогические коллективы, создавать здо­ ровый морально - психологи­ ческий климат, атмосферу подлинного творчества, кол­ легиальности и ответствен­ ности. Не обходимо увеличить партийную прослойку среди учителей и ‘мастеров произ­ водственного обучения, по­ вышать авангардную роль учителей-коммунистов в пра­ ктическом претворении в жизнь политики партии. Задачи общеобразователь­ ной и профессиональной школы на новом этапе, луч­ ший опыт работы партийных организаций учебных заведе­ ний и их коллективов, само­ отверженный .труп советских учителей необходимо систе­ матически, с глубоким зна­ нием дела освещать на стра­ ницах газет и журналов, по радио и телевидению. Совершенствование на­ родного образования — один из ключевых вопросов поли­ тики Коммунистической пар­ тии и Советского государст­ ва. Реф орма общеобразова­ тельной и профессиональной школы явится крупным ме­ роприятием общегосударст­ венного масштаба, событием большой социально-политиче­ ской значимости. Все цен­ ное, добытое трудом не­ скольких поколений педаго­ гов, советской школой и -педагогической наукой, все выдержавшее проверку вре­ менем, должно быть бережно сохранено и активно исполь­ зовано. И вместе с тем должны быть решены на­ зревшие вопросы совершен­ ствования образования и воспитания молодежи , по­ ставленные жизнью, продик­ тованные насущными потреб­ ностями общественного раз­ вития. Основные мероприятия ре­ формы предполагается осу­ ществить поэтапно, в тече­ ние одиннадцатой и двенад­ цатой пятилеток (1 9 8 4— 1990 годы). Конкретные планы осуществления реформы на­ до иметь в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, рай­ о н е с учетом местных усло­ вий. Перестройка школы по­ требует от ЦК компартий, Советов Министров союзных республик, местных партий­ ных и советских органов, профсоюзных и комсомоль­ ских организаций, органов народного образования боль­ шой организаторской й мас­ сово-политической работы. Для каждого трудового кол­ лектива, •‘каждого руководи­ теля предприятия, колхоза, учреждения, министерства и ведомства, общественной ор­ ганизации, для всех родите­ лей школьное дело должно быть своим, кровным делом. « Цели реформы благород­ ны, высоконравственны, гу­ манны. Их реализация будет иметь огромное значение для повышения уровня образова­ ния и культуры советских людей , ,создаст лучшие у с­ ловия для обучения и воспи­ тания подрастающих поколе­ ний, подготовки их к жизни и труду, активной общест­ венной деятельности: . Все это благотворно скажется на укреплении идейно - поли­ тического, экономического и оборонного потенциала стра­ ны, всестороннем прогрессе нашего общества, его продви­ жении к коммунизму. VII. Укрепление учебно-материальной базы образования VIII. Совершенствование управления народным образованием О Т МИНИСТЕРСТВА Ф ИНАНСО В СССР И ГОСУДАРСТВЕННО ГО БАНКА СССР О ВЫПУСКЕ В ОБРАЩЕНИЕ ПАМЯТНОЙ МОНЕТЫ В СВЯЗИ С 400-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ СМЕРТИ Р УС С КО ГО ПЕРВОПЕЧАТНИКА ИВАНА ФЕДОРОВА ПО АКСАЙСКОНУ МЕТОДУ 3 января 1984 г. выпускается в обращение памятная монета достоинством в 1 рубль в свя­ зи с 400-летаем со дня смерти русского первопечатника Ива­ на Федорова — основателя книгопечатания в России и на Украине, , Памятная монета достоинст­ вом в 1 рубль изготавливается из модно-никелевого сплава бе­ лого цвета и имеет форму кру­ га диаметром 31 мм. Монета с лицевой и оборот­ ной сторон имеет выступаю­ щий кант по окружности. На лицевой стороне монеты расположен Государственный герб СССР и имеются надпи­ си «ССС Р», «1 рубль» и «1983». На оборотной стороне моне­ ты в центре изображен фраг­ мент памятника Ивану Федоро­ ву в г. Москве, справа от не­ го помещены даты «1510» и «1583», в нижней часта имеет­ ся надпись «Иван Федоров», а в верхней части по окружно­ сти — «Русский первопечат­ ник». Образующая поверхность мо­ неты имеет две углубленные надписи «Один рубль», кото­ рые разделены двумя точками. Памятная монета, выпускаемая в обращение в связи с 400-ле- таем со дня смерти русского первопечатника Ивана Федоро­ ва, наряду с находящимися в настоящее время в обращении монетами, обязательна к при­ ему государственными, коопе­ ративными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами и отдельными лицами во все ви­ ды платежей, а также банками, сберегательными кассами и предприятиями министерств связи для зачисления на теку­ щие, расчетные счета, во вкла­ ды, на аккредитивы и для пе­ ревода без всяких ограниче­ ний. 1 Семь комплексных бригад из девяти модельно-инструмен­ тального цеха досрочно спра­ вились с заданием 1983 года. Первыми рапортовали о трудо­ вой победе слесари-модель­ щики А. Г. Буракова и фре­ зеровщики Е. К. Мерляна. В конце августа 1983 года в цехе родилось патриотиче­ ское движение за доброволь­ ное повышение норм выра­ ботки. Инициатором этого по­ чина стала бригада токарей по обработке металлоформ, возглавляет которую Г. П. Си- гарев. Рабочие попросили по­ высить норму выработки на 12,5 процента — и успешно справляются с заданием. Чуть позже такие же заяв­ ления поступили и от бригад токарей В. И. Карелина и В. Д ; Волкова. Всего по цеху в сто­ рону увеличения пересмотрено уже около пятидесяти норм. В то же время . значительно возросла производительность труда — она сейчас опережает рост заработной платы. ' С особым .размахом разверну­ лось трудовое соперничество на старте нового года. Боль­ шинство рабочих выполняет по полторы нормы в смену. п. мысин, завод «Свободный сокол»»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz