Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
4 января 1984 г., № 3 (16 800) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я П р о е к т Ц К К П С С О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФ ОРМЫ общ еобр а з ов а тел ь н ой и ( Окончание. На чало на 2-й стр.). ных бригад, в межшкольных учебно - производственных комбинатах, учебных цехах и участках на предприятиях и в профтехучилищах. В средней общеобразова тельной школе (X— XI классы) на этой базе, а так же непосредственно на рабо чих местах производства ор ганизуется трудовое обучение по наиболее массовым про фессиям с учетом потребно стей в них данного региона. На нег о отводится один день в неделю. У чащиеся, успеш но освоившие программу и овладевшие практическими навыками и умениями по определенной специальности, получают в установленном порядке соответствующую квалификацию. Профили трудовой подго товки учащихся школ, конк ретный характер обществен но полезного, производи тельного труда определяют ся исполкомами городских и районных Советов народных депутатов с учетом потреб ностей народного хозяйства в кадрах, наличия учебно технической базы, особенно стей городских и сельских школ, труда юношей и д е вушек. Не обходимо расширить са мообслуживание учащихся. Все дети и учащиеся в со ответствии с возрастом, с соблюдением норм и требо ваний гигиены и охраны здоровья должны участво вать в уборке классов и ка бинетов, следить за чисто той и благоустройством школьных дворов, спортив ных площадок и т. д. Р оди тели организуют труд детей в семье — по поддержанию порядка в жилых помеще ниях, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихо,- да. 21. Совершенствовать ра боту по профессиональной ориентации учащихся. Ак тивизировать деятельность межведомственных советов , городских и районных ко миссий по профориентации молодежи. Координацию профориентационной работы возложить на Г осударствен ный комитет ССС Р п о тру ду и социальным вопросам. Создать в порядке опыта в ряде городских и сель ских районов центры проф ориентации для организации работы со школами, учащи мися и родителями. В своей деятельности они должны опираться на межшкольные учебно , - производственные комбинаты, кабинеты проф ориентации в школах, учи лищах -и на предприятиях, знакомить учащихся с сов ременными профессиями, ин формировать о потребностях народного хозяйства в кад рах, выявлять психофизиоло гические особенности, спо собности и наклонности уча щихся к определенным ви дам деятельности и разра батывать на этой основе соответствующие практичес кие рекомендации. Система трудового воспи тания, обучения и професси ональной ориентации уча щихся призвана подвести их ко времени окончания непол ной средней школы к обду манному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. 22. Активное участие в организации трудовой•подго товки и воспитании учащих ся — важнейшая обязан ность производственных кол лективов. Каждая школа должна иметь базовое пред приятие. Следует в законо дательном порядке устано вит ь, что базовые предприя тия на правах своих струк турных подразделений соз дают школьные и межшколь- ные мастерские, учебно-про изводственные комбинаты, учебные цехи и участки, от дельные ученические рабо чие места, стационарные по левые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. Они выделяют оборудование, тех нику, материалы, комплекту ющие изделия, землю для пришкольных учебно-опыт ных участков, планируют и организуют производствен ную деятельность, оплачи вают труд школьников. Баз овые предприятия на правляют специалистов, ра бочих, колхозников в каче стве мастеров для обучения учащихся и организации их производительного труда, проведения с ними воспита тельной работы, развития технического творчества, сельскохозяйственного опыт ничества и профессиональной ориентации. Не обходимо развивать наставничество ве теранов партии, труда, пере довиков производства, актив но вовлекать учащихся в об щественно - производствен ную жизнь трудовых кол лективов. 23. В тесной связи с трудовым обучением обеспе чивается экономическое вос питание учащихся. Важно, чтобы они практически вклю чились в производственные отношения, получали жизнен ные представления о социа листической собственности, плане, трудовой и производ ственной дисциплине, зара ботной плате, учились ценить трудовой рубль. Часть зара ботанных учащимися средств направлять в распоряжение школьного коллектива. Шк о ла призвана формировать ка чества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной приро де, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими Понятия ми, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество про дукции, хозрасчет и др. V . Общественное воспитание детей и подростков 24. Коммунистическая пар тия и Советское государство постоянно заботятся о раз витии общественного воспи тания детей и подростков в дошкольных учреждениях, во внеучебное время в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства, оказы вают всемерную помощь семье в воспитании. Не обходимо улучшить ор ганизацию воспитания и об разования детей дошкольно го возраста, С ранних лет воспитывать у них любовь к Р одине, уважение к старшим, товарищество и коллекти визм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познава тельные интересы и способ ности, самостоятельность, организованность и дисцип лину. Раз работать и ввести типовую программу воспита ния и обучения детей в дет ском саду, учитывая при этом особенности возрастной физиологии и психологии, рациональных культур и Традиций. 25. Перспективной и оп равдавшей себя формой об щественного воспитания уча щихся являются школы и группы, продленного дня. Они создают благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, оказывают помощь семье. Вместе с тем воспитательная работа в школе после уроков нуждается в серьезной пе рестройке. На ряду с оказа нием педагогической помощи учащимся в выполнении до машних заданий важно на полнить содержание работы таких школ занятиями по ин тересам, создавать атмосфе ру заботливого отношения к детям, приближенную к до машним условиям. По мере создания материальных предпосылок необходимо развивать сеть этих школ с тем, чтобы полностью удов летворить в них потребности населения. Советам Минист ров союзных и автономных республик, исполкомам крае вых и областных Советов народных депутатов предо ставляется право создавать группы продленного дня в малокомплектных школах. 26. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений — дворцов, домов пионеров и школьников, станций юных техников и натуралистов, спортивных, музыкальных, художественных и хореогра фических школ, детских биб лиотек, пионерских лагерей — должно привести в пер спективе к созданию в каж дом районе комплекса вне школьных учреждений с широким спектром направле ний деятельности. Не обходимо коренным об разом улучшить воспитатель ную работу с учащимися по месту жительства. / Важно охватить всех уча щихся разнообразными мас совыми и индивидуальными формами воспитательной ра боты во внеучебное время. Развивать их сам одеятель ность, тимуровское движение, создавать клубы по интере сам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции. Испол комам местных Советов на родных депутатов изыскать возможности выделения и оборудования в жилых мас сивах помещений для рабо ты с детьми и подростками. Предусматривать такие по мещения в проектах новых жилых кварталов. Следует поставить дело та к, чтобы школа стала ор ганизатором воспитательной работы с учащимися в мик рорайоне. Вовлекать в эту работу родителей, общест венность, трудовые, в пер вую очередь производствен ные коллективы, создавать комсомольские педагогиче ские отряды из числа моло дых рабочих, специалистов, студентов. Организацию всей внеучеб- ной воспитательной работы в школах и группах продлен ного дня, внешкольных уч реждениях и по месту жи тельства возложить на испол комы районных (городских) Советов народных депута тов, отделы народного об разования. Более активную роль в этом обязаны сыграть горкомы и райкомы комсо мола, профсоюзные комите ты, добровольные общества. 27. Советское государство проявляет большую заботу о детях и подростках, кото рые по состоянию здоровья не могут обучаться в обыч ных условиях. Для них соз дана и развивается сеть школ-интернатов, санаторно лесных школ и других спе циальных учебно-воспита тельных учреждений, где обучение и воспитание со четаются с квалифицирован ным лечением. В этих уч реждениях дети содержатся полностью за счет государ ства. Над о и впредь совер шенствовать работу этого звена системы народного образования, окружать де тей всесторонним внима нием и заботой, лучше гото вить их к самостоятельной жизни и труду. Не обходимо также улуч шать материально-бытовые условия в детских домах и школах-интернатах обычного типа. 28. Следует усилить по мощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающе го поколения. Воспитание детей — конституционная обязанность граждан ССС Р. Р одители призваны всемерно возвышать авторитет школы и учителя, воспитывать д е тей в духе уважения и люб ви к труду, подготавливать - их к общественно полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, соблю дению норм жизни нашего общества, заботиться об их физическом развитии и ук реплении здоровья, создавать необходимые условия для своевременного получения ими общего среднего и про-' фессионального образовав ния, своим отношением к Т РУДУ и общественным обя занностям показывать детям пример во всем. В свою очередь, дети обязаны забо титься о родителях, стар ших. «Почитать, уважать их, заботиться о них, — от мечал Ю. В. Андропов , — обязанность молодого чело века нашей страны...» ( Избр. речи и статьи. М. , 1983, изд. 2-е, с. 32). Повышение эффективно сти воспитания в большой степени зависит от согласо ванности усилий и единства требований к учащимся се мьи, школы, общественности и трудовых коллективов. Не обходимо активизировать дея тельность комиссий (сове тов) профсоюзных комитетов по содействию семье и шко ле в воспитании детей ^ и подростков, повысить дейст венность работы родитель ских комитетов при общеоб разовательных школах, проф техучилищах и других учеб но-воспитательных учреж дениях, шире привлекать ро дителей для ведения занятий кружков. Трудовые коллективы при званы постоянно держать в поле зрения воспитание де тей, помогать родителям в этом деле и строго спраши вать с них за изъяны и не доработки в семейном воспи тании. Целесообразно р аз работать и осуществить меры по усилению ответственности родителей за воспитание де тей. Важную роль в улучшении семейного воспитания сыгра ет развертывание системы педагогического всеобуча ро дителей. В распространении педагогических знаний сле дует шире использовать пе; чать, телевидение и радио, устную пропаганду, возмож ности Всесоюзного общества «Знание». VI. Учитель в советском обществе 29. Успешн ое решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в ре шающей степени зависит от учителя, его идейной убеж денности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. На родный учитель — ва ятель духовного мира юной личности, доверенное ,лицо общества, которому оно вве ряет самое дорогое, самое ценное — детей, свою на дежду, свое будущее. Эта благороднейшая и трудней шая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творче ства, неустанной работы мыс ли, огромной душевной щед рости, любви к детям, без граничной верности делу. Своим самоотверженным, подвижническим трудом по воспитанию подрастающих поколений учитель снискал глубокую признательность и уважение народа. Много миллионный отряд советско го учительства — гордость нашей страны, надежная опора партии в воспитании молодежи. Партия неустанно заботит ся о повышении роли учите ля в жизни общества, его авторитета и престижа. « На родный учитель, — писал В. И. Ленин , — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он ни когда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуаз ном обществе. Это — р е т и на, не требующая доказа тельств. К этому положению дел мы должны идти систе матической, неуклонной, на стойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высоко му званию и, главное, глав ное и главное — над подня тием его материального по ложения» (Поли. собр. соч., т. 45, с. 3 6 5— 366). Совре менный -этап развития стра ны выдвигает перед совет скими учителями новые за-* дачи. Предстоит сформиро вать молодые поколения, способные воплотить в жизнь программные установки пар тии по совершенствованию развитого социалистического общества. 30. Не отъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учи тельских кадров. Будущим у чителям, воспитателям нуж но дать самые современные знания и хорошую практи ческую подготовку. В этих целях переработать учебные планы и программы педа гогических вузов и училищ, теснее увязать их с требо ваниями жизни. Предусмот реть изучение студентами основ современного произ водства и методов професси ональной ориентации школь ников. Поднять уровень пси холого - педагогической под готовки, улучшить органи зацию и содержание практи ки. Расши рить преподавание этики и эстетики, логики, советского права, методики воспитательной работы в уче нических коллективах. Сле дует переходить в педагоги ческих институтах на пяти летний срок обучения по ме ре создания для этого необ ходимых условий, разрабо тать и осуществить дополни тельные меры по обеспече нию педагогических учебных заведений высококачествен п роф ес с и он ал ь н ой ш к олы ными учебниками и учебны ми пособиями, укрепить про- фессорско - преподавательс кий состав педагогических вузов. Нужн о поднять качество подготовки учителей в уни верситетах, усилить помощь с их стороны педагогиче ским вузам в развитии на учных исследований, повы шении квалификации науч но-педагогических кадров. Не обходимо полностью обеспечить возрастающие потребности общеобразова тельных школ, профтехучи лищ, средних специальных учебных заведений, дошколь ных и внешкольных учреж дений в педагогах, воспита телях, мастерах производст венного обучения, развивать инженерно - педагогическое образование. Создавать у с ловия для осуществления перехода на подготовку учи телей и воспитателей для всех звеньев просвещения только с высшим педагогиче ским образованием. 31. Важнейшей задачей органов просвещения, педа гогических учебных заведе ний, университетов является отбор на учебу в них моло дежи, проявившей склон ность к работе с детьми. Нужн о значительно расши рить прием юношей на уче бу по педагогическим спе циальностям. ЦК ВЛКСМ направлять по комсомоль ским путевкам в педвузы и на факультеты выпускников школ, училищ, молодежь с производства, демобилизо ванных воинов, проявивших себя на пионерской, комсо мольской и другой воспита тельной работе с детьми и подростками. Практиковать прием в педагогические учебные заведения по ре комендациям педагогических советов школ и средних про фессионально - технических училищ, трудовых коллекти вов, органов народного об разования. 32. В дальнейшем совер шенствовании нуждается гси стема повышения квалифи кации педагогических кад ров. Развивать институты ус овершенствования учите лей (повышения квалифика ции) как научно-методиче ские центры повышения пе дагогического мастерства, обобщения и распростране ния передового опыта. Соз дать в этих институтах соот ветствующие кафедры, при влечь к работе в них квали фицированных специалистов. Целесообразно, чтобы педа гог, как правило, раз в че тыре-пять лет проходил пе реподготовку. Усилить внимание к п оли тической учебе работников 35. Увели чение контин гентов общеобразователь ной и профессиональной школы, дошкольных, интер натных и других учрежде ний, усложнение учебно-вос питательных задач, расши рение трудового обучения требуют дальнейшего разви тия, укрепления и качест венного совершенствования материальной базы образо вания. В перспективе пред стоит решить такие пробле мы, как полное удовлетворе ние потребностей в до школьных учреждениях, со здание условий для групп продленного дня и односмен ной работы школ, учебы ше стилетних детей, создание необходимой базы для тру дового обучения, работы с детьми и подростками во внеучебное время. Для это го следует осуществить, осо бенно в новых районах, ши рокую программу строитель ства школ, мастерских и учебно - производственных комбинатов, профессиональ но-технических училищ, дет* скнх дошкольных и вне школьных учреждений, педа гогических учебных заведе ний, институтов усовершен ствования учителей, _жилья для педагогических работни ков, общежитий и интерна тов для учащихся. 37. Развитие общего сред него и профессионального об разования все более сближа ет я объединяет их% цели и народного образования, изу чению ими актуальных про блем марксистско-ленинской теории, политики КПСС, коммунистического воспита ния молодежи. У чителю до лжны быть созданы все необходимые условия для постоянного самообразова ния и совершенствования, улучшено обеспечение его политической, научной и ху^ дожеетвенной литературой. 33. Советы народных де путатов, органы народного образования, профсоюзные и комсомольские организа ции обязаны принимать не обходимые меры по закреп лению педагогических кад ров, сокращению их текучес ти, постоянно заботиться об улучшении условий труда и быта учителей, предостав лять им жилье в первооче редном порядке. Расши рить практику морального поощ рения й материального сти мулирования работы лучших педагогов. Предлагается объ явить первое сентября всена родным праздником — Днем знаний. Не обходимо внести изменение в 'статут ордена Трудовой Славы, преду смотрев возможность на граждения этим орденом учителей и других работни ков народного образования за успехи в обучении и вос питании детей и молодежи. Повысить заработную пла ту учителям, воспитателям, мастерам производственно го обучения, методистам и другим работникам системы народного образования. . 34. Б олее весомый вклад в повышение уровня и ре зультативности работы шко лы призвана вносить педаго гическая наука. Очень важ но усилить ее связь с жизнью, с практикой шко лы. Осуществить крутой по ворот Академии педгйюгиче- ских наук ССС Р, педаг оги ческих научно - исследова тельских учреждений, вузов и университетов к разработ ке актуальных проблем об щеобразовательной и про фессиональной школы. Не обходимо добиваться повышения качества и эф фективности исследований, активнее внедрять их ре зультаты в практику. Нау ч ные труды ученых-педагогов, психологов, дидактов, мето дистов должны воплощаться в конкретных рекоменда циях, учебных пособиях и методических руководствах. В целях усиления пропа ганды педагогических зна ний, обобщения и распрост ранения передового опыта создать Всесоюзное , педаго гическое общество и Цент ральный музей народного образования СС СР. Следует ш ире использо вать возможности государ ственных и кооперативных предприятий, совхозов и кол хозов для строительства, ре монта и оборудования учеб ных зданий и общежитий, предоставить им право вы делять на эти цели средства и ресурсы. Должны быть раз работаны новые проекты учебных зданий и нормативы строительства, учитывающие современные требования учебно-воспитательного про цесса. 36. Для расширения подго товки высококвалифициро ванных рабочих министерст ва и ведомства должны уве личить капитальные вложе ния на развитие сети, сред них профессионально-техни ческих училищ. При прове дении реконструкции пред приятий одновременно долж но осуществляться техниче ское перевооружение дейст вующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских. Не обходимо расширить производство учебного обо рудования, учебно-нагляд ных пособий и современных технических средств обуче ния, мебели, станков, прибо ров, электронно-вычисли тельной техники, сельскохо зяйственных машин. задачи. Органы управления призваны неуклонно прово дить единую государствен ную политику в области об разования и воспитания под растающих поколений, свое временно и творчески решать назревшие вопросы, обеспе чивать повышение уровня ра боты всех учебных заведений в соответствии с современны ми требованиями. В целях более последова тельного проведения такой политики, эффективной коор динации деятельности раз личных звеньев системы об разования, усиления практи ческого руководства просве щением и профессиональным образованием целесообразно создать межведомственные комиссии в центре и на мес тах: от Совета Министров ССС Р д о исполкомов город ских и районных Советов народных депутатов. Возло жить на них решение прин ципиальных вопросов плани рования и распределения вы пускников школ, комплекто вания учебных заведений, распределения потоков про должающих обучение, созда ния условий для трудового воспитания и обучения, раз вития и использования мате риальной базы. 38. Принять меры к реши тельному улучшению стиля и методов работы органов уп равления народным образова нием. Обеспечивать глубокий, анализ состояния образова ния, совершенствование учеб ных планов и программ, учебников и методической литературы. Особое внимание следует уделять изучению, пропаган де и внедрению передового опыта учебной и воспита тельной работы, не допуская ни пренебрежительного отно шения к новаторским начина ниям, ни механичеекдго, без думного их распространения. Считать целесообразным укрепить районное звено уп равления образованием с уче том его важной роли в орга низации деятельности школ, дошкольных и внешкольных учреждений, в подборе, рас становке и повышении квали фикации педагогических кад ров, укреплении связи шко лы с производством, улучше нии постановки трудового обучения и профессиональ ной ориентации, первона- чальнЪй профессиональной подготовки учащихся стар ших классов на базе учебно производственных комбина тов, профтехучилищ, учеб ных цехов предприятий. Рай онное звено должно взять на себя заботу о хозяйствен ном обеспечении учебно-вос питательных учреждений. Не обходимо улучшить ус ловия для творческой работы директоров школ и профтех училищ по организации учеб но-воспитательного процес са, уменьшить им учебную нагрузку. Всемерно подни мать роль и авторитет класс ного руководителя, оказы вать ему всестороннюю по мощь. Оценивать работу школы и учителя в первую очередь по глубине и проч ности знаний, идейным и .нравственным качествам вос питанников, подготовленно сти их к жизни и труду. 39. В особом внимании нуждается сельская школа. Ее состояние и уровень ра боты существенно влияют на социальное развитие села, за крепление молодежи, повы шение культурного уровня сельского населения, реше ние демографических проб лем в деревне. Усили я пар тийных, советских, профсо юзных, комсомольских орга низаций, агропромышленных объединений должны быть направлены на коренное улучшение условий работы сёльскик школ, укрепление их квалифицированными пе дагогическими кадрами, по вышение качества учебно- воспитательного процесса, улучшение трудовой подго товки и профориентации уча щихся, на воспитание у них стремления активно участво вать в подъеме сельскохозяй ственного производства. 40. Забота о школе — об щепартийное, всенародное де ло Рук оводствуясь решения, ми XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийные коми теты должны глубоко изучать жизнь школ и профтехучи лищ, своевременно видеть возникающие в их деятель ности проблемы и намечать пути нх разрешения, повер. нуть к школе внимание пар тийных, профсоюзных и ком сомольских организаций, со» ветских и хозяйственных ор ганов, трудовых коллективов. Насущные в опросы работы учреждений народного обра зования, отчеты их партий ных организаций следует ре гулярно рассматривать на пленумах и бюро партийных комитетов. Долг партийных комитетов — по-ленински, повседневно заботиться о политическом и духовном росте педагогиче ских кадров, оперативном информировании учителей по важнейшим вопросам внут ренней и внешней политики партии. Относиться к учите лю с большим вниманием и. тактом, не отвлекать педаго гов на выполнение заданий, не связанных с учебной и воспитательной работой. Ок ружить заботой ветеранов педагогического труда, актив нее использовать их большой жизненный опыт в воспита нии молодежи. Должно быть улучшено руководство первичными партийными организациями учебных заведений, задача которых — сплачивать и укреплять педагогические коллективы, создавать здо ровый морально - психологи ческий климат, атмосферу подлинного творчества, кол легиальности и ответствен ности. Не обходимо увеличить партийную прослойку среди учителей и ‘мастеров произ водственного обучения, по вышать авангардную роль учителей-коммунистов в пра ктическом претворении в жизнь политики партии. Задачи общеобразователь ной и профессиональной школы на новом этапе, луч ший опыт работы партийных организаций учебных заведе ний и их коллективов, само отверженный .труп советских учителей необходимо систе матически, с глубоким зна нием дела освещать на стра ницах газет и журналов, по радио и телевидению. Совершенствование на родного образования — один из ключевых вопросов поли тики Коммунистической пар тии и Советского государст ва. Реф орма общеобразова тельной и профессиональной школы явится крупным ме роприятием общегосударст венного масштаба, событием большой социально-политиче ской значимости. Все цен ное, добытое трудом не скольких поколений педаго гов, советской школой и -педагогической наукой, все выдержавшее проверку вре менем, должно быть бережно сохранено и активно исполь зовано. И вместе с тем должны быть решены на зревшие вопросы совершен ствования образования и воспитания молодежи , по ставленные жизнью, продик тованные насущными потреб ностями общественного раз вития. Основные мероприятия ре формы предполагается осу ществить поэтапно, в тече ние одиннадцатой и двенад цатой пятилеток (1 9 8 4— 1990 годы). Конкретные планы осуществления реформы на до иметь в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, рай о н е с учетом местных усло вий. Перестройка школы по требует от ЦК компартий, Советов Министров союзных республик, местных партий ных и советских органов, профсоюзных и комсомоль ских организаций, органов народного образования боль шой организаторской й мас сово-политической работы. Для каждого трудового кол лектива, •‘каждого руководи теля предприятия, колхоза, учреждения, министерства и ведомства, общественной ор ганизации, для всех родите лей школьное дело должно быть своим, кровным делом. « Цели реформы благород ны, высоконравственны, гу манны. Их реализация будет иметь огромное значение для повышения уровня образова ния и культуры советских людей , ,создаст лучшие у с ловия для обучения и воспи тания подрастающих поколе ний, подготовки их к жизни и труду, активной общест венной деятельности: . Все это благотворно скажется на укреплении идейно - поли тического, экономического и оборонного потенциала стра ны, всестороннем прогрессе нашего общества, его продви жении к коммунизму. VII. Укрепление учебно-материальной базы образования VIII. Совершенствование управления народным образованием О Т МИНИСТЕРСТВА Ф ИНАНСО В СССР И ГОСУДАРСТВЕННО ГО БАНКА СССР О ВЫПУСКЕ В ОБРАЩЕНИЕ ПАМЯТНОЙ МОНЕТЫ В СВЯЗИ С 400-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ СМЕРТИ Р УС С КО ГО ПЕРВОПЕЧАТНИКА ИВАНА ФЕДОРОВА ПО АКСАЙСКОНУ МЕТОДУ 3 января 1984 г. выпускается в обращение памятная монета достоинством в 1 рубль в свя зи с 400-летаем со дня смерти русского первопечатника Ива на Федорова — основателя книгопечатания в России и на Украине, , Памятная монета достоинст вом в 1 рубль изготавливается из модно-никелевого сплава бе лого цвета и имеет форму кру га диаметром 31 мм. Монета с лицевой и оборот ной сторон имеет выступаю щий кант по окружности. На лицевой стороне монеты расположен Государственный герб СССР и имеются надпи си «ССС Р», «1 рубль» и «1983». На оборотной стороне моне ты в центре изображен фраг мент памятника Ивану Федоро ву в г. Москве, справа от не го помещены даты «1510» и «1583», в нижней часта имеет ся надпись «Иван Федоров», а в верхней части по окружно сти — «Русский первопечат ник». Образующая поверхность мо неты имеет две углубленные надписи «Один рубль», кото рые разделены двумя точками. Памятная монета, выпускаемая в обращение в связи с 400-ле- таем со дня смерти русского первопечатника Ивана Федоро ва, наряду с находящимися в настоящее время в обращении монетами, обязательна к при ему государственными, коопе ративными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами и отдельными лицами во все ви ды платежей, а также банками, сберегательными кассами и предприятиями министерств связи для зачисления на теку щие, расчетные счета, во вкла ды, на аккредитивы и для пе ревода без всяких ограниче ний. 1 Семь комплексных бригад из девяти модельно-инструмен тального цеха досрочно спра вились с заданием 1983 года. Первыми рапортовали о трудо вой победе слесари-модель щики А. Г. Буракова и фре зеровщики Е. К. Мерляна. В конце августа 1983 года в цехе родилось патриотиче ское движение за доброволь ное повышение норм выра ботки. Инициатором этого по чина стала бригада токарей по обработке металлоформ, возглавляет которую Г. П. Си- гарев. Рабочие попросили по высить норму выработки на 12,5 процента — и успешно справляются с заданием. Чуть позже такие же заяв ления поступили и от бригад токарей В. И. Карелина и В. Д ; Волкова. Всего по цеху в сто рону увеличения пересмотрено уже около пятидесяти норм. В то же время . значительно возросла производительность труда — она сейчас опережает рост заработной платы. ' С особым .размахом разверну лось трудовое соперничество на старте нового года. Боль шинство рабочих выполняет по полторы нормы в смену. п. мысин, завод «Свободный сокол»»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz