Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

4 - Танкист из Ельца 4 Завещаем н овым пок о ­ ле н иям ЧИТАТЕЛЬ—ГАЗЕТА 4 Необык н ове нн ые путе ­ ш ествия 4 Заглядывая в историю » Н А п араде Победы среди танкистов соеди­ нения, которое вел прославленный командир Ге­ рой Советского Союза гене, рал-лейтенант танковых войск П. П. Полубояров, был и мой друг, ельчанин Дмитрий Не­ хороших. Семнадцатилетним пареньком ушел он воевать. Раненый под Киевом, обмо­ роженный в Польше, конту­ женный в Германии, обож­ женный в Чехословакии, он с победой вернулся в Москву. Грудь его украшали три ор­ дена «Красной Звезды», ор­ ден «Отечественной войны II степени», медаль «За отвагу» и другие награды. С фотографии сорокалет­ ней давности смотрит почти мальчик. Мальчик-воин. За­ щитник Родины. Мы переби­ раем реликвии семейного ар­ хива ' Дмитрия Алексеевича. Среди них номера «Правды», фронтовых газет, где писа- хлось о том, как героически "■•сражался танкйст Дмитрий Нехороших. Эпизоды, описан­ ные военными корреспон­ дентами, дополняет сам. их участник. ...Шли бои на Украине, у станции Шепетовка. Как толь­ ко наша пехота поднималась в атаку, из-за леса на откры­ тое место выкатывался вра­ жеский бронепоезд и шкваль­ ным огнем преграждал путь наступающим. А когда наша артиллерия начинала прист­ реливаться к нему, он вновь прятался в лес. В бесплодных атаках прошел день. Тогда командир корпуса генерал- лейтенант танковых войск П. П. Полубояров вызвал старшину механика-водите­ ля Дмитрия Нехороших, ко­ торого хорошо знал. — Задание трудное, — сказал генерал. — Я не при­ казываю, но прошу тебя — попробуй обезвредить броне­ поезд. — Постараюсь, товарищ генерал! Дмитрий попросил' товари­ щей покрепче привязать его к сидению. Башню танка по­ ставил в походное положение — орудием назад. Всем чле­ нам экипажа предложил по­ кинуть машину. И,вот, когда пехота поднялась в очеред­ ную атаку, за ней двинулся танк. Как и ожидали, вра­ жеский бронепоезд появился почти сразу и открыл огонь. Пехота залегла. А танк Не- этого, батальон тем време­ нем ушел. Когда рассвело, немцы обнаружили советский танк. Сначала попытались его уничтожить. Но экипаж отразил первые атаки гитле­ ровцев огнем башенного ору­ дия и пулемета. К вечеру остался всего один снаряд. Пулемет замолк. Немцы бес­ препятственно подошли к со- нашей «тридцатьчетверкой». Немецкий водитель на ходу выпрыгнул из машины. А экипаж смелого водителя вернулся в часть с трофеем. После того боя Дмитрий был награжден еще одним орде­ ном Красной Звезды. — Славные ребята были у нас в экипаже, — вспоми­ нает Дмитрий Алексеевич. вого. С нами был лейтенант. Он потихоньку вышел во двор и бесшумно снял часо­ вого. Но как уйти? Одна на­ дежда: уехать на немецком танке. И вот я включил дви­ гатель, рванул на улицу. Но скорость у «тигра» не очень большая. Тем временем нем­ цы всполошились. За селом нам наперерез вышел их танк. --------------- Л Е ТО ПИ СЬ ВС ЕН А РО Д НО ГО П О Д В И Г А --------------- НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ хороших, уже набрав скорость, несся к бронепоезду. Фаши­ сты до последней минуты не подозревали, что стальной бо­ гатырь идет на таран. А ког­ да догадались — было уже поздно. Танк врезался в борт бронированного паровоза. Си­ ла удара была так велика, что левые колеса бронепоез­ да оторвались от рельсов, на какое-то мгновение он накре­ нился, а затем опрокинулся. Пехота бросилась в атаку. Станция Шепетовка была взята. Дмитрия Нехороших вытащили из машины без сознания. Несколько суток он был между жизнью и смертью. А когда ему полег­ чало, он отказался от пред­ ложенного отпуска и снова вернулся в часть. Не один подвиг совершил отважный танкист. Некоторые из них могли бы послужить сюжетом для самой захваты­ вающей книги или кинокар­ тины. В битве на Курской ду­ ге танковый батальон, в ко­ тором воевал Дмитрий, вор­ вался в тыл противника, раз­ громив штаб дивизии, захва­ тил важные документы. А когда стали отходить, танк Нехороших, замыкающий ко­ лонну, в кромешной темноте угодил в болотистую канаву. Машина увязла. Не заметив ветскому танку, стучали по броне прикладами, предлага­ ли сдаться. Танкисты молча­ ли, ожидая мучительной смер­ ти. Фашисты решили взять экипаж живым. Чтобы вы­ тащить машину из канавы, подогнали свой танк, зацепи­ ли мощным тросом нашу «тридцатьчетверку». Танк ни с места: увяз намертво. На помощь к тягачу пригнали еще танк, вооружен­ ный 75-миллиметровой пуш­ кой. Эти две машины выта­ щили русский танк из кана­ вы. И вот когда один танк отошел, Дмитрий раз­ вернул башню и пустил . в него последний снаряд. Не­ мецкая машина запылала. Однако тягач продолжал уп­ рямо тащить «тридцатьчет­ верку» за собой. — Ну, ребята, теперь дер­ жись! — закричал Нехоро­ ших. Включил дизель и рва­ нул вперед. Началось со­ стязание двигателей. С диким ревом в клубах едкого ды­ ма боролись обе машины. Ис­ пытывалась не только боевая техника, но и сила духа во­ дителей. Толстый стальной трос натянулся, вот-вот лоп­ нет. Сдал немецкий тягач. Сначала медленно, а потом все быстрее он пополз за — Мы долго воевали вме­ сте. А вот в живых остался я один. Стряслась беда. Бы­ ло это под Киевом. Колонна танков двигалась по просел­ ку. Спустились в ложбинку. И слишком поздно заметили какое-то движение. Пригля­ делись — «тигры»! У немцев были все преимущества: вне­ запность, выгодная позиция. А мы — как на ладони. Раз­ горелся бой. Вражеский сна­ ряд угодил в танк, и машина загорелась. Из всего экипажа только я спасся. В кювете ко мне подползли ребята из дру­ гих машин. Когда немецкие танки ушли, мы встали, ог­ ляделись и заметали село. Решили идти туда. Дед, хо­ зяин крайней избы, сказал, Что в селе нет немцев и предложил переночевать в хате.. Но мы предпочли сено­ вал. Забились глубоко к са­ мой стене. А спать не 1 ^о- жем. Перед глазами — все тот неравный бой и погибшие товарищи. Вдруг слышим — рычат немецкие танки. Ока­ залось, «тигры» вернулись. Один из них въехал во двор и остановился. Немцы про­ верили вилами сено, но за­ таившихся советских солдат не обнаружили. Повезло! Фа­ шисты зашли в хату, а возле танка оставили одного часо- Но наш стрелок быстрым, точным выстрелом ударил его в борт. Тот загорелся. А я жму. На пути речуш­ ка. Мостик хилый, деревян­ ный. Кричу лейтенанту: «Не выдержит!» А он мне: «Впе­ ред!» Как проскочил— и сам не пойму. За нами гнались еще два «тигра». Но около мостика остановились и от­ крыли огонь. Я виляю то вправо, то влево. Ночь при­ шла нам на помощь. Но вра­ жеский снаряд все же попал в наш танк, и он загорелся. Экипаж выскочил из маши­ ны. Все остались живы и к рассвету вернулись в часть. Скажут, как в сказке. А я скажу — на войне, как на войне, — закончил свой рас­ сказ Дмитрий Алексеевич. Был в боевой биографии танкиста и еще один не ме­ нее интересный случай. На­ до было прорвать оборону противника. Наши войска на­ ходились на равнине, кото­ рая легко простреливалась. Прорвать оборону — значит понести большие потери. И тогда старшина Нехороших, механик-водитель, обратил­ ся к командиру полка: «Раз­ решите вырваться на равни­ ну на своей машине. По мне откроют огонь, а наши тем временем засекут вражеские огневые точки». — Крайне рискованно, — ответил в раздумье полков­ ник. — В роте многие семей­ ные, у всех дети. А я моло­ дой, холостой. Разрешите, — настаивал танкист. ...В танк Дмитрий сел один. Меняя все время нап­ равление, зигзагами повел его к позициям врага. И поч­ ти сразу фашистские орудия открыли по смельчаку огонь. Несколько снарядов пробило броню. Машина запылала. Но маневр был блестяще осу­ ществлен. Подоспевшие вои­ ны вытащили обгоревшего ге­ роя из машины. Благодаря мужеству молодого механика- водителя, наши танкисты с , малыми потерями прорвали оборону противника. ...Дмитрий Алексеевич Не­ хороших дошел до Берлина. Воевал в Праге. После вой­ ны продолжал службу в Со­ ветской Армии. И только в 1947 году вернулся в родной Елец, чтобы заняться мирным трудом. Строил елецкую ТЭЦ. Был экскаваторщиком, бульдозеристом. Участвовал в подъеме сельского хозяйст­ ва. Но ранения дали о себе знать. Сейчас Дмитрий Алек­ сеевич Нехороших инвалид Отечественной войны. Но, несмотря на это, продолжает трудиться. Последние во­ семь лет — в Елецком рай­ по машинистом холодиль­ ных установок. Мне кажется, он не старе­ ет. Горячее сердце этого че­ ловека стучит в ритме совре­ менной жизни. Только вот в последнее время мы все ча­ ще вспоминаем минувшие бое­ вые дни, все больше волну­ емся за судьбу мира... В. СЕЛЕМЕНЕВ, участник Великой Отечественной войны, бухгалтер Елецкого кирпичного завода. О Т К Л И К И , П РЕДЛОЖ ЕНИЯ ГОРОДУ МЕТАЛЛУРГОВ- МУЗЕЙ МЕТАЛЛУРГИИ — ВЕТЕРАН - М О Л О Д Е Ж И - В СЕРДЦЕ- ЫАВОЕГДА К В дни празднования 50-ле­ тия НЛМК был я на торже­ ственном собрании, посвящен­ ном славному юбилею. Среди убеленных сединами ветера­ нов увидел в зале многих своих товарищей, вместе с которыми закладывал завод, осваивал первую доменную печь. И нахлынули воспоми­ нания о том героическом вре­ мени, о нашей юности. Ими и хочу поделиться. Мы пришли на завод из окрестных деревень, не имея ни специальности, ни соот­ ветствующего образования. Но был у нас, крестьянских парней, опыт революционно­ го преобразования деревни, и мы горячо откликнулись на призыв партии построить в центре России металлургиче­ ский гигант. Сам я родом из села Вар- варинка Липецкого района. Ничем особым оно не отли­ чалось от сотен других: по­ косившиеся избенки, непро­ лазная грязь, бедность. Но грянула революция, и рас­ прямился крестьянин, увидел возможность стать полноправ­ ным хозяином земли. Харак­ терная черта того времени— активное участие крестьян во всех общественных делах, го­ рячая заинтересованность в строительстве новой жизни. Помню, в 19 22 г оду, когда с фронтов гражданской вой­ ны стала возвращаться до­ мой молодежь, в Варваринке была организована комсо­ мольская ячейка. В нее во­ шли самые активные ребята —Иван Зуев, Максим Завер- тяев, Павел Платов. До революции в нашем се­ ле своей школы не было, жи­ тели были п очти все негра­ мотные. На пе рвом же ком­ сомольском собрании п риня­ ли решение об открытии шко­ лы в бывшем пом ещичь ем доме. Хорошо п омню, ка ким пр аздником явилось это со­ бытие для всего села и как благодарили комсомольцев крестьяне. Не забыли и п р о в зр ослое население. Для не­ го цткрыли ликбез. Сюда п о ­ тя нули сь лю ди не только среднего возраста, но и ста­ рики. Ликбез стал пе рвой ступ енькой в овладении гра­ мотой, он и мне открыл гла- - за на мир. В 1925 году я вст упил в к омсомол, душой п о тя ну лся к боевым, смелым, энергичным парням. В бывшем поповском доме открыли мы избу-чи­ тальню, где по вечерам вели массовую работу. Читали лек­ ции, выписывали газеты и журналы. «Крестьянская га­ зета», «Беднота», «Кресть­ янская газета для начинаю­ щих читать», журналы «Ла­ поть», «ЖКМ» (журнал крестьянской молодежи). По праздникам ставили са­ модеятельные спектакли, да­ вали концерты. Нам огром­ ную помощь оказывали вар- варинские коммунисты: братья Дмитрий и Михаил Тюрины, Александр Дмит­ риевич Королев. Когда началась коллекти­ визация, комсомольцы пер­ выми вступили в колхоз, агитировали других. В первой пятилетке нача­ лось строительство Новоли­ пецкого металлургического завода. Партия и правитель­ ство обратились с призывом к сельской молодежи — идти работать на стройку. В «Липецкстрое» появилось большое пополнение. Ком­ сомольцы валили лес и рас­ чищали площадки под буду­ щую доменную печь, ТЭЦ и другие цеха. Работая, все мы учились коллективизму, патриотизму, старались быть верными сы­ нами своего, народа, выпол­ нять возложенные на нас партией задачи. В 193 2 го ду меня п риз ва ­ ли в ря ды Красной Армии. На службе я п ерепи сы вал ся со своими товарищами, ко­ торые остались на стройке Новоли пе цкого металлурги­ ческого завода. Да и сам следил п о .г азетам, как она ведется. День 7 ноября 1934 года мне запомни лся вдвой­ не: при шел п рик аз о демоби­ лизации из рядов Красной Армии отслуживших свой срок, а на Новоли пе цком ме­ таллургическом дала пла вку пе р ва я доменная печь. Я в ер нул ся на завод, став­ ший для меня родным. Посту­ пил в доменный цех электри­ ком. Вскоре избрали меня секретарем комсомольской ор­ ганизации цеха, насчиты­ вавшей тогда 55 человек. Она была самой кр упной на заводе. На ребят во всем можно было по ложиться. Ска­ жем, в то время при работе даже одной доменной печи зач астую н е хватало руды. Бывало, придет эшелон зи­ мой со смерзшейся рудой. Кто его разгрузит? Комсо­ мольцы. И неважно, что они уже отработали свою смену. У нас был закон, если нуж­ но, значит, сделаем 1 В то время все мы учи­ лись не только гражданским специальностям, но и военно­ му делу. И это нам пригоди­ лось. Например, перед вой­ ной комсомольцы Федор Бу- робин и Василий Гущин окончили курсы Липецкого аэроклуба, а когда началась Отечественная война, пошли на фронт подготовленными летчиками. С тех пор прошло много времени. Говорят, что с воз­ растом людская память уга­ сает. Нет, то, что прошло че­ рез сердце человеческое, пом­ нится всю жизнь. С. ПАРШИН, бывший секретарь комсомольской ячейки доменного цеха НЛМЗ 1930-х годов. ПОСЛЕ КРИ ТИ КИ Исполком Добринского районного Совета народных депутатов рассмотрел статью «Вскрывая конверты», опуб­ ликованную в «Ленинском знамени» 31 августа с. г. С целью устранения обна­ руженных недостатков в сен­ тябре 1984 года было прове­ дено расширенное заседание исполкома В.-Матренского сельского Совета с пригла­ шением руководителей рай­ онных служб и автора пись­ ма в газету И. Т. Афанасье­ ва. На заседании разработа­ ны и утверждены мероприя­ тия по улучшению торговли, медицинского и бытового об­ служивания населения с. При­ озерное. В настоящее время завер­ шается работа но ремонту электролинии. В магазинах есть необходимый ассорти­ мент продовольственных и промышленных товаров. Все депутаты сельского Со­ вета, проживающие в с. При­ озерном, отчитались перед своими избирателями. Исполком районного Сове­ та народных депутатов уста­ новил строгий контроль за реализацией намеченного. В. ПОЖИДАЕВ, председатель Добринского райисполкома. «Нужен музей металлур­ гии», — опубликованное под таким заголовком в газете «Ленинское знамя» письмо горнового завода «Свобод­ ный сокол» В. Панина меня заинтересовало. Автор вы­ ступил с интересным предло­ жением. В настоящее время и областной музей, и липец­ кие краеведы располагают значительным количеством материалов, которые могут послужить основой для экспо­ зиции такого музея. Скопи­ лось не только значительное количество информации, но и экспонатов, характеризую­ щих развитие металлургии и металлообработки на терри­ тории нынешней Липецкой области: инструменты и про­ дукция кузнецов и литейщи­ ков прошедших эпох, отдель­ ные остатки металлургиче­ ского производства. Среди них можно назвать сопла сы­ родутных горнов, шлаки, об­ ломки криц, кирпичи желе­ зоплавильных печей Верхних Липских заводов. Большой интерес представ­ ляют материалы из шахт пет­ ровского времени, найденные в 30-е годы преемниками петровских рудокопов при разработке руды для строя­ щейся тогда первой домны НЛМК. Известны планы и описания пяти металлургиче­ ских заводов XVIII века, по которым можно реконструи­ ровать не только их внешний вид, но и весь технологичес­ кий процесс. Помимо этого, удалось выявить местонахож­ дение нескольких частных за­ водов, существовавших в XVIII веке параллельно с группой Липецких казенных. Дополнительное исследование может многое дать для пост­ роения экспозиции. Имеющиеся экспонаты поз­ волят показать технологиче­ ский процесс получения же­ леза в допетровский период. Он отличался от современно­ го одностадийностью: железо «варили» сразу же из руды, минуя стадию чугуна. Интересно будет просле­ дить экономические связи Верхнего Дона в различные исторические периоды. В XVIII веке металлурги горо­ дов Ельца и Романова снаб­ жали металлом все располо­ женные к югу от Оки русские земли. Липецкие заводы обес­ печивали оружием и снаря­ жением южный театр воен­ ных действий, который имел огромное значение для буду­ щего России как самостоя­ тельного государства. Словом, предложение В. Панина вполне реально. Остается только подыскать помещение для музея. На мой взгляд, оно есть. Дол­ гое время решается вопрос об использовании реставри­ руемого в настоящее время здания Древне-Успенской церкви. Помещение вполне подходит для развертывания экспозиции. Оно имеет до­ статочную площадь, располо­ жено недалеко от места, где находился металлургичес­ кий комплекс, созданный при Петре I. Уже сейчас здесь бывают экскурсанты, знако­ мящиеся с историей развития металлургии в Липецке. Т&к что новый музей органически войдет в маршрут экскур­ сии. Древне-Успенская церковь сама по себе является инте­ ресным архитектурным па­ мятником. Отсюда хорошо просматривается вся террито­ рия Нижних Лйпских заво­ дов. К тому же здание нахо­ дится в центре парковой зо­ ны, после благоустройства которой недостатка в посети­ телях не будет, особенно, ес­ ли учесть то, что новый му­ зей станет как бы началом экспозиции музея истории НЛМК, готовящегося к от­ крытию. Сравнивая прошлое ■с настоящим, мы сможем полнее осознать значение сов­ ременных достижений липец­ ких металлургов. Итак, дело за малым: не­ обходимо закончить ремонт церкви, устранив недостатки, о которых уже писала газе­ та. И тогда липчане и гости города смогут побывать в своеобразном музее, который так же, как и дом-музей Г. В. Плеханова, станет важнейшей достопримечательностью го­ рода. А. КЛОКОВ, старший научный сотрудник областного краеведческого музея. Среди делегатов только что прошедшего восьмого съезда потребительской коо­ перации РСФСР были и посланцы Липецкой области. В том числе — передовые труженики села. Например, доярка совхоза «Дружба» Грязинского района комсо­ молка Любовь Степановна Панова. В этом году за де­ сять месяцев она надоила от каждой из своих 35 перво­ телок уже свыше 2700 кило­ граммов молока. А ее колле­ га, тоже делегат съезда Алек­ сандра Витальевна Руднева из воловского колхоза «Ро­ дина» получила за то же вре­ мя от коровы 2901 кило­ грамм. На снимке: (слева напра­ во) Л. С. Панова и А. В. Руднева. Фото Ю. Клюева. ПО С Л ЕС ЛО В И Е К Т У Р И С Т С К О М У С Е ЗО Н У Ч Е Р Е З К А Р А К УМ Ы Н А В ЕЛ ОСИ П ЕД Е Заканчивается очередной туристский .сезон. Большин­ ство намеченных маршрутов позади. И теперь вечера у костров сменились вечерами в уютных квартирах за чаш­ кой душистого кофе, где участники вспоминают о пе­ режитом и пройденном, про­ сматривают отснятые фильмы и слайды. И вновь звучат за­ душевные туристские песни. Но воспоминания — воспо­ минаниями, а многие уже за­ думываются о новом сезоне, намечают маршруты будущих путешествий. | Велосипедная секция Ли­ пецкого городского турист­ ского клуба «Горизонт» — одна из самых молодых ту­ ристских секций города. Она появилась три года назад. Многие тогда говорили, что велосипедный туризм непер­ спективен, предрекали сек­ ции недолгое существова­ ние. Однако инициатор создания секции и тепереш­ ний ее руководитель электро­ монтер НЛМК Владимир Ла. кушев, его помощники Борис Борисюк и Евгений Чернен­ ко постарались опровергнуть скептиков. В 198 2 го ду состоялось не­ сколько многодневных п охо ­ дов п о Липец кой и соседним областям, п ройден интерес­ нейший маршрут п о а ст р а ­ ханским степ ям. Это были тренирЬвочные похо ды. При­ обретался оп ыт, испыты ва­ лось снаряжение. Финалом сезона 1982 года стала эк­ спе диция в район Средней Азии — путешествие в пу­ стыне Кара-Кум по руслу древнего Узбоя. Большие рас­ стояния, отсутствие населен­ ных пунктов, редкие источ­ ники пресной воды, бездо­ рожье и сыпучие барханы затрудняли движение, но эк­ замен был успешно сдан — маршрут пройден полностью. 1983 год начался с подго­ товки новичков. Вечерами ре­ бята изучали устройство ве­ лосипеда, правила дорожного движения, а по выходным дням отрабатывали' технику и тактику движения, способы преодоления естественных препятствий. Весной прове­ дены три экспедиции по раз­ работке новых маршрутов первой категории сложности по Липецкой области, а ле­ том несколько групп прошли предгорьями Южного Урала, побывали в Башкирии, совер­ шили поход по Золотому кольцу. В том же году мы приняли участие в первом Всероссийском слете велоту­ ристов, который проводился в городе Спасске Рязанской об­ ласти. Трудно пришлось на­ шим велотуристам, не имею­ щим еще достаточного опыта таких соревнований, однако пятое место среди команд Р о с с и й с к о й Федерации поз­ волило им войти в число участников первого Всесоюз­ ного слета велотуристов. Сезон 1984 года — это подготовка команды уже к Всесоюзному слету велотури­ стов. В апреле наиболее опытными членами секции был проложен новый сложный маршрут по практически не­ населенной пустыне Сарые- сик-Атырау с выходом на по­ бережье озера Балхаш, летом пройден маршрут третьей ка­ тегории сложности по гор­ ным дорогам Крыма. И вот октябрь, туристская база «Озерная» Молдавского республиканского совета по туризму и экскурсиям. На первый Всесоюзный слёт при­ была 2 1 команда из разных областей, краев и республик страны. На торжественной линейке с напутственным сло­ вом выступила дочь леген­ дарного героя гражданской войны Сергея Лазо. Тури­ стам пришлось принять уча­ стие в соревнованиях по фи­ гурному вождению, выступить в конкурсной программе, продемонстрировать свое уме­ ние на сорокакилометровой трассе велоралли. Одна из задач слета — обмен опытом работы. И здесь нашим ребя­ там было чему поучиться у делегаций Украины, Ленин­ града, республик Прибалти­ ки. По итогам слета команда Липецкой области заняла лишь пятнадцатое место, но победа над командами Узбе­ кистана, Киргизии, Таджики­ стана, Молдавии и Казахста­ на — уже немалый успех. На недавнем заседании ко­ миссии велотуризма турклуба «Горизонт» намечены новые планы. В начале будущего года проведен оч^едной на­ бор на семинары начальной и средней туристской подго­ товки, в мае состоятся от­ крытые городские соревнова­ ния по велотуризму. Турист­ ский клуб города Шауляй Литовской ССР пригласил нашу команду на республи­ канские соревнования, а в июне липчане примут уча­ стие во втором Всерос­ сийском слете велотури- стов в Свердловской области. И, конечно, нас ждут марш­ руты по родному краю, по лескам и барханам пустынь, по серпантинам горных до­ рог. , И. АЛЕКСЕЕВ, старший инструктор областного совета по туризму и экскурсиям. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» От всей души хочется по­ благодарить коллектив спе­ циализированного ремонтно- строительного управления треста «Центрметаллургре- монт» за заботу о наших де­ тях. Еще два года назад ни­ чем не выделялся детский сад № 12 (теперь ■— дет­ ский комбинат со сказочным названием «Аленький цвето­ чек»), А после того, как его шефами стало РСУ, все пе­ ременилось. Зайдя за ограду, дети как будто попадают в сказку. Беседки для игр, от­ дыха сделаны в виде тере­ мов. Вся территория — сплошной цветник. От имени всех родителей хочется сказать большое спа­ сибо всем работникам дет­ ского комбината и особенно его заведующей В. И. Литви- яюк. Мы спокойны за своих детей. Н. ПОПОВА, работница санатория «Сосновка». АКВАРИ УМИ СТЫ В ОБИ ДЕ Любителий-аквариумистов в Липецке сотни. Но приоб­ рести экзотических рыбок в нашем городе почти невоз­ можно. В имеющемся магази­ не «Природа» выбор их край­ не ограничен. Работники ма­ газина больше увлекаются торговлей садовым и огород­ ным инструментом, цветоч­ ной рассадой, семенами. Все это, конечно, нужно.’ Но ведь следует расширять ас­ сортимент товаров. В магази­ не невозможно, например, приобрести хорошие аквариу­ мы, корм для рыбок, специ­ альную литературу. И. ЛАЗАРЕВ. ВО И З Б ЕЖАНИЕ БЕДЫ Непрерывный рост пасса­ жирских и грузовых перево­ зок на железнодорожном транспорте требует повыше, ния скоростей, увеличения числа поездов, веса соста­ вов. Более интенсивное дви­ жение поездов, растущие скорости, утяжеление соста­ вов — все это повышает опасность при нахождении в зоне действия железнодорож­ ного транспорта, если при этом не соблюдаются элемен. тарнейшие правила безопас­ ности. В марте текущего года ра. ботница хлебозавода города Грязи Г. П. Анохина на станции Грязи—Волгоград­ ские переходила через же­ лезнодорожные пути в неус. тановленном для этого месте, за обстановкой не следила, в результате чего была сбита вагонами и получила сотря­ сение головного мозга. В июне на станции Елец был травмирован гражданин А. И. Климов, который, будучи в нетрезвом состоянии, во вре­ мя маневровых работ пытал, ся перелезть через автосцеп­ ку вагонов. При беседах с людьми, не работающими на транспорте, становится очевидным, что многие не представляют се­ бе ту опасность, которой они на подвергаются, заходя рельсовые пути. Приходится также, ветре, чаться и с такими фактами, когда молодые люди прояв-' ляют лихачество, перебегая пути перед самым «носом» идущего поезда. На перего­ не Чириково — Сенцово гражданину Н. А. Дорошину очень не хотелось ждать, по. ка проследует' длинносостав- ный поезд. Долго ля переско­ чить через нитку рельсов! Побежал, споткнулся... И, как ни старался машинист, он не сумел предотвратить несчаст. ный случай. Каждый обязан помнить, что проезд на грузовых со­ ставах запрещен в интересах безопасности граждан, что нельзя прыгать на ходу по-„ езда — последствия почти всегда очень печальные. Еще встречаются люди, не соз. нающие в полной мере и то­ го, что напряжение контакт­ ной сети на электрифициро. ванных линиях — 27 тысяч вольт, и результатом любого, даже самого кратковременно­ го со при косновения с кон­ тактным п роводом является смерть. Всегда большую тревогу вызывает появление детей без сопровождения взрослых в зоне железной дороги. Следует запомнить раз и навсегда: на железной дороге нет обочин," которые бы поз­ волили поезду свернуть в сторону. Это зона повышен, ной опасности. Здесь нет места беспечности А. ЧИНОВ, инструктор управления Юго-Восточной железной дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz