Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

И ноября 1984 г , №260 (Г7 057) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ПШ И ТИ Н ЕС .КМ Й КЛ У Б «ЛЗ» СОБЕСЕДНИК Большое внимание эстети­ ке производства, охране ок­ ружающей среды уделяется на Новолипецком металлур­ гическом комбинате имени Ю. В. Андропова. Чистота, зелень, цветы — и на тер­ ритории предприятия, и в цехах. На снимке слева вы види­ те проспект Сталеваров, про­ ходящий по территории ком­ бината. Вдоль него— кустар­ ники, деревья. На втором фото — один из уголков основного ремонт­ но-механического цеха ком­ бината. Кругом та же чисто­ та и порядок, журчит ориги­ нально сделанный фонтан. Ф ото Н. Ткаченко. ДВА М И Р А - Д В Е СУДЬБЫ ГОРЖУСЬ с в о е й с т р а н о й Буржуазные пропагандисты порой лезут из кожи вон, расписывая «достоинства» частнособственнического мира, всячески приукрашивают его фасад. О его же неизлечи­ мых пороках "и теневых сторонах они в лучшем случае стыдливо умалчивают или же представляют дело так, как будто их нет вовсе. В этом не раз приходилось убеждать­ ся рабочим и специалистам Новолипецкого металлургиче­ ского комбината, посещавшим в развитых капиталистиче­ ских странах заводы, выпускающие аналогичную с НЛМК продукцию. Им приходилось сталкиваться с такими явле­ ниями и фактами, которые, мягко говоря, вызывали у со­ ветских людей недоумение, а то и просто обескуражива­ ли их. Люди невольно начинали сравнивать, сопоставлять.. Предоставляем слово одному из специалистов НЛМК Л. И. Тедеру. Нами, советскими специ а­ листами, — рассказывает Леонид Иванович, — по се ­ ща лись довольно круп ные п о запа дноевропейским меркам металлургические заводы в Бремене и Дортмунде. Зеле, ные подстриженные газоны этих городов ФРГ, неболь­ шие, тщательно ухоженные земельные участки с одина­ ковыми, сусально-пряничны­ ми домиками создавали идил­ лическую картину благополу­ чия и довольства, которая так охотно преподносится., за­ падными кинематографиста­ ми. Однако вряд ли снимают они ленты о состоянии эко­ логической среды на назван­ ных предприятиях. А дело обстоит так. С внешней стороны заводские здания фирмы «Клекнер-вер- ке» в Бремене выглядят в броском стиле современного дизайна. Слов нет, есть на что посмотреть. И внутри их, там, где установлена дорого­ стоящая аппаратура, парит порядок, обеспечивающий ее высокую производительность, Надежные фильтры погло­ щают мельчайшие пылинки, мощные кондиционеры под­ держивают оптимальную тем­ пературу и влажность возду­ ха. Но вот прошли мы к вы­ сокопроизводительному про­ катному стану и увидели, как при прокатке стального листа над ним постоянно взвивается бурое облако оки­ слов железа. Только мизер­ ная доля этого облака заби­ ралась пылесборником в си­ лу слабой его мощности, ос­ тальное же расплывалось по цеху, где работали люди. «Почему пыль не улавли­ вается полностью? — поин­ тересовались мы, — ведь она вредит здоровью рабо­ чих». На это сопровождав­ ший нас представитель фир­ мы ответил, что выбросы пы­ ли и газа в атмосферу до­ вольно жестко регламентиру­ ются законом, внутри же за­ вода пределы допустимой концентрации запыленности и загазованности устанавлива­ ет сама фирма. А ей невы­ годно заводить для очистки воздуха дорогостоящее обору, дование. В конце-концов на нем не произведешь продук­ ции, а значит не получишь и прибыли. На какие-либо меры, каса­ ющиеся улучшений условий труда рабочих, владельцы предприятий идут неохотно, постоянно и жестоко сража­ ясь с профсоюзами, привле­ кая на свою сторону имени­ тых юристов, а то и просто увольняя чересчур несговор­ чивых и строптивых активис. тов. Аналогичную картину мы наблюдали и в травильном отделении, где дорогие при­ боры были надежно укрыты от испарений кислот, а опе­ раторы работали в противо­ газах, которые, как известно, защищают только дыхатель­ ные пути, но не кожный по­ кров; — Думают ли хозяева принимать меры по защите людей от опасного воздейст­ вия кислот? — спросили мы. И нам ответили, что, как то­ лько будут разработаны средства автоматического уп­ равления травильными лини­ ями, персонал отсюда будет выведен. Надо понимать — уволен... Производственные корпуса металлургического предпри­ ятия фирмы «Хеш» в Дор­ тмунде расположены по кон­ цам треугольника, внутри ко­ торого заключен сам город. И откуда бы ни подул ветер, люди все равно вдыхают ме­ таллургическую пыль. Здесь внутри конверторного Цеха пыль лежит повсюду слоем в три — четыре сантиметра. Этот факт нам объяснили отсутствием желающих уби­ рать мусор и промышлен­ ные отходы. А мы видели тысячи безработных, в том числе граждан Турции, Ита­ лии и д ру г и х стран, ежеднев­ но дежуривших у биржи тру­ да в призрачной надежде по­ лучить хоть какое-либо мес­ то. В чем дело? А в том, что фирма не желает тратить на это не сулЯщее никаких до­ ходов дело даже малую то­ лику своих прибылей. Чисто­ ган, нажива у предпринима­ телей на первом месте, они не думают об условиях труда и здоровье рабочих. Да и что такое рабочий в представле­ нии предпринимателя? Это товар, которого сейчас в за­ падноевропейских странах в избытке. Это живая машина, производящая ценности. И не более того. В воскресный день отпра­ вились на экскурсию в Бонн. Как и в давние времена, ве­ личаво здесь катил свои во­ ды воспетый поэтами Рейн. День был жаркий, а река манила прохладой... Но со­ провождавший нас сотруд­ ник советского торгпредства купаться рассоветовал, так как вода в Рейне настолько загрязнена ядовитыми стока­ ми промышленных предприя. тий, что купание в ней стало небезопасным. Действительно, крупнейшая река Западной Европы превратилась по су­ ществу в грязную сточную канаву, хотя и сейчас явля­ ется источником питьевой воды для 20 млн. западно- германских граждан. В одном из ресторанов нам подали форель. Естест­ венно, мы полюбопытствова­ ли, в какой реке поймана эта деликатесная рыба? Как из­ вестно. она водится в чистой воде. Официант, удивившись нашей наивности, заметил: — В наших реках исчезли даже пиявки, а форель вы­ ращивается в искусственных водоемах. Нам не раз говорили, что скоро в ФРГ, если власти не примут решительных мер по охране окружающей среды, Придется покупать обычную питьевую воду. И удивляться этому не приходится. Побы­ вав позднее в США, я узнал, что в крупнейшем городе стра­ ны—Нью-Йорке — уже ее продают. И по цене немалой — 1 доллар 29 це нтов за бутылку.. Или еще факт. И з городка Тайм-Бич, что на реке Мис­ сури, были э вакуированы все жители. Дело в том, что хи­ мическая корпорация «Норти- стен Фармасетикл энд Кэ- микл компани» в течение не­ скольких лет поливала ули­ цы городка специальным ра­ створом от пыли, который со­ держал диоксин. Уровень за­ ражения почвы и воды этим веществом, смертельно опа­ сным для людей, оказался в 300 раз выше допустимых норм. Жертвами ядовитого препарата стали десятки че­ ловек, заболевшие тяжелыми болезнями, были отравлены сотни домашних животных. Вашингтонские власти были осведомлены о степени зара­ жения окружающей среды в Тайм-Бич, однако не пред­ приняли никаких мер. И только когда дело получило широкую огласку, жителей отсюда выселили. Теперь сопоставим эти факты с нашей действитель­ ностью. Липецк — тоже один из крупнейших центров чер­ ной металлургии. Работа НЛМК по охране окружаю­ щей среды справедливо за­ служивает высокой оценки специалистов, в том числе и зарубежных. Здесь действу­ ет 27 0 га зоочистных и пыле ­ улавливающих уст аново к, к о ­ торые улавливают более 2 400 тонн пыли в сутки. На комби­ нате функционируют 44 зам­ кнутых системы водоснабже­ ния, в которых циркулирует 90 процентов всей использу­ емой для .технологических целей воды. Это позволило избежать загрязнения реки Воронеж. Вот почему мы ды­ шим чистым воздухом, а в выходные дни имеем возмож­ ность посидеть на речке с удочкой. Забота о здоровье, улуч­ шении условий труда метал­ лургов — главное в планах социального развития коллек­ тива НЛМК. Они успешно воплощаются в жизнь. В этом может убедиться каж­ дый, побывав на комбинате. По существу вся его террито­ рия — это огромный зеле­ ный парк. В чистых простор­ ных корпусах НЛМК много воздуха, света, они хорошо вентилируются. К услугам рабочих санаторий-профи­ лакторий «Парус», больнич­ ный комплекс, комплекс спор­ тивных сооружений, загород­ ные базы отдыха в живопис­ ных уголках. Все это хорошо знает каждый липчанин, а металлурги тем более. Отме­ чу только, что для меня и ( для тысяч металлургов ком­ бинат стал как бы вторым родным домом. Я горжусь своей страной, поднявшей ра­ бочего человека на недосяга­ емую высоту почета и ува­ жения, где он —- главная ценность и где все делается для его блага и сча'стья. Уве­ рен, что эти же чувства ис­ пытывает каждый липчанин. Записал А. ВОЛЬСКИЙ. КН И ГИ Л И П Е Ц К И Х АВТОРОВ НА ПРОВОДЕ- «ИНТЕЛЛЕКТ»! На самые сложные вопро­ сы, связанные с издатель­ ской деятельностью, практи­ чески мгновенно получили от­ веты специалисты Госкомиз­ дата СССР. Однако за справ­ ками в течение недели они обращались не в информаци­ онно-вычислительный центр своего ведомства, а к ЭВМ, находящейся в Минске. Дело оказалось столь же простым, как и любой телефонный разговор. Теперь москвичам доста­ точно через междугородную автоматическую телефонную станцию набрать минский номер, принадлежащий элект­ ронно-вычислительному комп­ лексу «Интеллект» Минжил- коммунхоза БССР, и связь человека с ЭВМ установле­ на. Их диалог проходит не на принятом в таких ситуа­ циях языке цифр и символов, а привычными словами и предложениями. Пользуется ли читатель­ ским спросом та или иная книга, целесообразно ли ее переиздавать, какой тираж необходим для покрытия расходов — на десятки по­ добных вопросов, возникаю­ щих в повседневной работе Госкомиздата СССР, ком­ пьютер голосом дает ответ. Корр. ТАСС. Минск. НОВАЯ ПЕСНЯ В музыкальном мире нашей области хо­ рошо известно имя выпускника Горьков­ ской консерватории Александра Мартыно­ ва. Одна из сфер его деятельности — про­ паганда классической и джазовой музыки. А. Мартынов постоянно выступает с бесе­ дами-концертами по приглашению Липец­ кой филармонии или городского общества «Знание». Он хорошо знаком и участникам художественной самодеятельности различ­ ных предприятий и организаций города и области. Четыре года Мартынов руководит ан­ самблем «Мечта» Центрального универ­ мага -, и все это время коллектив занимает призовые места на конкурсе «Красная гвоздика». Песни, исполняемые «Мечтой», звучат в аранжировке руководителя. А эта песня написана Мартыновым в соавторстве с поэтом Сергеем Панюшкиным. Е. МЕРКУЛОВА. Загораются сполохи ночью, Освещая проспекты с пригорок,— Светят милые ясные очи. В этот час я люблю тебя, город. Как подругу люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, Липецк, мой город. Всюду стройки, высотные краны... Ты делами своими мне дорог — Любоваться тобой не устану. За размах твой и смелый, и скорый Я люблю тебя, утренний город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя. Липецк, мой горот. Словно галстук весеннего детства, Алый стяг колыхается гордо, Никуда от любви мне не деться. Я с тобою всегда, юный город. Я с тобою всегда, древний город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я горжусь тобой. Липецк, мой город. Музыка А. Мартынова Слова С. Панюшкина. ПОКАЗЫВАЕТ «ВРЕМЯ» Природа! Она постоянно окружает человека в жизни, служит основой экономики государства, залогом благо­ получия многих поколений людей. От ее состояния и сохранности зависит наше здоровье, долголетие, трудо­ способность. Она снабжает людей всем необходимым: от хлеба насущного до горюче­ го, позволившего ракетам вывести человека в необъят­ ное пространство космоса. И в то же время она ранима и беззащитна, как ребенок. В наше время, когда во всем мире широко распрост­ ранены представления о гро­ зящем истощении естествен­ ных природных ресурсов, о загрязнении окружающей среды, вопросы охраны при­ роды становятся не только важнейшей естественно-науч­ ной, но и социально-полити­ ческой проблемой, вокруг которой разворачивается ост­ рая идеологическая борьба. На экраны кинотеатров, дворцов и домов культуры Липецка и области выходит специальный выпуск очеред­ ного номера киножурнала «ВРЕМЯ», созданного на Ростовской студии кинохро­ ники режиссером В. Голубни- ченко и оператором С. Раши­ довым. Фильм поднимает пробле­ му охраны окружающей сре­ ды. Первый сюжет «ЛЕС ПО­ ЖИДАЕВА» познакомит зри­ телей с инженером-землеуст- роителем из села Хлевное Липецкой области М. Ф. По­ жидаевым, заложившим лесо­ парк на 90 гектаров. А вот следующий сюжет —критический, о необходи­ мости содержать лес в чисто­ те. Годами зеленый пояс Ли­ пецка превращался в свалку. В лес систематические выво­ зились груды мусора, отхо­ ды промышленного производ­ ства — шлаки, металлолом. На экране—полномочный представитель общества ох­ раны природы Вера Иванов­ на Кузьмина. Она очень мно­ го сделала для того, чтобы сохранить наши лесные бо­ гатства. В Липецке немало зеленых уголков. И всем им нужна забота. Многие липчане проводят свое свободное время в Цент­ ральном парке культуры и отдыха. Но не всем известно, что из-за подъема уровня грунтовых вод Нижний парк сегодня под угрозой гибели. Один выход: взяться «всем миром» да прочистить засо­ рившуюся канаву, проходя­ щую через весь парк. Старин­ ный парк — исторический уголок города—должен быть спасен! И. БУГАИ, старший редактор облкинопроката. ОБРЕТАЯ УХОВНОСТЬ книги стихов «Причастность» (Центрально - Черноземное Биография Ивана Харина, скупо изложенная в начале его новой, второй по счету I* :. книжное издательство, 1984 г.), проста и, как гово­ рится, типична, но по-своему и впечатляюща. Родился поэт в суровом 1942-м в де­ ревне, работал забойщиком на шахте, служил в Совет­ ской Армии, трудился кузне- цом-штамповщиком на заво­ де, окончил техникум, а сей­ час работает инструктором производственного обучения. Сама по себе трудовая биог­ рафия не является, конечно, некой индульгенцией, отпус­ кающей все грехи, в том чи­ сле и творческие. Для иных молодых авторов, пришедших в литературу «от станка» или «от трактора», трудовая тема не стала внутренней потреб­ ностью. Однако у Ивана Ха­ рина события биографии ста. ли духовным опытом, внут­ ренней потребностью, фак­ том творчества, толчком к серьезным размышлениям о жизни, о Родине, о природе, о человеке и человечности. Герой стихов Ивана Хари­ на — человек вдумчивый, сдержанный и основатель­ ный. Ему чужды суета, ли­ хорадочное стремление к быстрому успеху, чуждо все мелкое и облегченное. Выра­ жения «не мельтеши», «и, кто-то будет словами мелки­ ми сорить» звучат в устах лирического героя весьма неуважительно. Да это и по­ нятно. Харин постарше иных молодых поэтов, которые вместе с ним входят в лите­ ратуру. Он помнит не только умом, но и сердцем трудное и голодное послевоенное дет­ ство, в его душе навсегда за­ печатлелись осколочные шра­ мы на лице пришедшего с войны отца. Поэт и сегодня в значительной степени видит мир через призму тех впеча­ тлений. Только человек, вы­ шедший из тех страшных лет, узнает «судьбу рябины» по шраму — глубокому следу разряда, только у него мо­ жет возникнуть необычное, но и до боли реальное срав­ нение синицы с «сиротой». Поэтому-то и тема труда, связанная с памятью о голод­ ном детстве, разрабатывается с глубоким знанием того, что делалось своими же руками. Бесконечно дорого поэту все, связанное с деревней, сельской природой, с землей и крестьянским тРУДОМ. Не случайно само солнце ассо­ циируется у него с предме­ тами крестьянского труда: И встает над скошенным болотом солнце, будто крупная копна. Поэт с гордостью призна­ ется: «Село родное — роди­ на моя». «Крестьянская по­ рода» неистребима, в ней обретает поэт поддержку, внутреннюю опору; запас фи­ зических и духовных сил: - И я молю, молю: не подведи! Не подведи, крестьянская порода! Несмотря на нелегкий жи­ зненный опыт, навсегда за­ павшие в душу горькие впе­ чатления детства, жизнеут­ верждающее начало, идущее от той же «крестьянской по­ роды», здоровой народной основы, неизменно торжест­ вует. Вот почему лирический герой, как это исстари было присуще простому русскому человеку, способен, тешась силой и ловкостью тела, кре­ постью мышц, испытывать удовольствие от физической работы, вроде бесхитростной, а на самом деле требуюшей изоядной сноровки. Попро­ буйте, например, рубить дро­ ва, если вы топор в руках не держали. — Вонзив топор, я под чурбак с налета вдруг подставляю правое плечо... И только на седьмом ударе дробном увесисто он шмякнулся к ногам, ; на сиплом моем выдохе утробном, разрубленный, последний. пополам. Как видно из книги, труд­ нее ПРИХОДИТСЯ ПОЭТУ, КОГг да он берется за «отвлечен­ ные» темы. В этих стихах он сбивается на общие места, неоправданное смешение сти­ лей, грешит против вкуса: «Всю ночь напролет, чуть дыша, стесненная жарким волнением, воркует, как го­ лубь, душа над смолкнувшим стихотворением. И только на грани утра, нашедшее сбро­ сив затмение, шарахнулось из-под пера щемящее вооб­ ражение». Отпечаток ложной красивости н глубокомыслен­ ности есть и в стихотворении «Стоят, качаясь над водой». В целом же вторая книга Ивана Харина показала ка­ чественно новый уровень, ко­ торым овладел поэт в эсте­ тическом восприятии и отра­ жении действительности. Ес­ ли раньше жизнь виделась ему прежде всего в ее мате­ риальных, вещественных про­ явлениях, то теперь, наряду с этим, ему в большей степе­ ни стала доступна духовная, содержательная глубина, ко­ торая определяется уровнем таланта, масштабами творче­ ской личности, мерой выстра- данности тем и образов, сте­ пенью причастности к истори­ ческому и этическому опыту народа: Скрипят рассохшиеся сенцы, блестит на рамах толстых лед. Опять проклятый разум сердцу всю ночь покоя не дает. Вновь память в прошлое уводит, где по избушке, в тишине, клубясь над полом, холод бродит, искрится иней на стене. И спят двенадцать душ вповалку, как в тесных гнездышках —грачи: кто на полатях, кто на лавках, кто на полу, кто на печи. Лампадку ветер беспокоит. Ложится тень на образа. И то откроет, то закроет Христос печальные глаза... Произведение привлекает поэтической зоркостью и сер­ дечной памятливостью авто­ ра, редкой способностью не­ ощутимо, без прямолинейных параллелей, узелков и белых ниток перевести изобразите­ льный, если угодно, описа­ тельный ряд — в вырази­ тельный, духовный, философ­ ский. Оно оригинально ем­ костью образа, неисчерпан- ностью его одной только кар­ тиной. Здесь тот. особенно ценный случай, когда драма­ тизм не нужно «догружать» оптимистической концовкой, потому что есть полнокров-' ный художественный образ, в целостной природе которо­ го вбирать и радостное, и тра­ гическое, всю полноту жиз­ ни. Выход новой книги Ивана Харина — еще одно весомое доказательство оживления литературной жизни нашего края, которое наблюдается в последние годы. В. СЛАВЕЦКИИ, кандидат филологических наук. ИЗ РУК СУВОРОВА 1 Истертый металлический рубль старой русской чеканки пополнил экспозицию Белго- род-Днестровского краеведче­ ского музея. Это не просто нумизматическая редкость, а награда, которой был удо­ стоен за храбрость Леонтий Безпалов, сражавшийся при взятии Измаила. Вручил ему награду великий русский пол­ ководец А. В. Суворов. По­ томки солдата хранили моне­ ту около двух веков. Теперь, выставленная для всеобщего обозрения, она открыла лю­ дям интересную страницу отечественной истории. Не жаловал наградами им­ ператорский двор суворов­ ских чудо-богатырей. Но Александр Васильевич высо­ ко ценил ратное мужество простых солдат. После взя­ тия крепости Измаил, кото­ рую военные авторитеты то-' го времени считали непри* ступкой, он, не располагая орденами и медалями для «низших чинов», вручил многим 'героям по металли­ ческому рублю. Одесса. Ю. ШЕВЧЕНКО, корр. ТАСС. С 12 по 20 ноября в Липецкой области будут проходить га­ строли лауреата меж­ дународных и всесоюз­ ных фестивалей и конкурсов Государственного Воронеж­ ского русского народного хо­ ра. Этот прославленный кол­ лектив был создан в суро­ вые годы Великой Отечест­ венной войны. Основателем и первым художественным ру­ ководителем его был талант­ ливый композитор, народный артист СССР, лауреат Госу­ дарственной премии Констан. тин Массалитинов. Первый концерт хора со­ стоялся на центральной пло­ щади разрушенного и сож­ женного Воронежа сразу нее после освобождения от фа­ шистов, 1-го мая 1942 года. Песни и танец всегда с ----------------------- К П Р Е Д С ТО ЯЩ ИМ ГА С Т РО Л ЯМ ПОЕТ ВОРОНЕЖСКИЙ ХОР народом — в его прошлом, настоящем, мечтах о буду­ щем. Своим искусством, за­ дорными плясками и хорово­ дами ныне Государственный Воронежский русский народ­ ный хор хорошо известен и любим в нашей стране и за рубежом. За свое сорокалетие творческий коллектив побы­ вал во всех уголках Совет­ ского Союза, во многих стра­ нах мира. Вот лишь несколь­ ко отзывов зарубежной печа. ти. Газета «Корк экзаменер» (Ирландия): «Представление в целом выполнено с макси­ мом вкуса и элегантности. На протяжении всего вечера царила атмосфера счастья». ■Бейрутская газета «Аль- Яум» пишет: «У ансамбля свое неповторимое лицо и своя независимость. Наверно секрет его успеха в том, что он выражает истинный дух и вдохновение народа». Стамбульская газета «Джум хурист» подчеркивает: «Воронежский хор показал нам пример бережного отно­ шения к народным традици­ ям, умения сохранить фольк­ лор. Этот ансамбль пользу­ ется мировой известностью». В Воронежском хоре вы­ росли мастера народного ис­ кусства: народная артистка СССР Мария Мордасова, на­ родная артистка РСФСР Юлия Золотарева, народный артист РСФСР Михаил Чер­ нышов и многие другие. Сей­ час на концертных афишах появились новые имена, вы­ росло новое поколение мас­ теров сцены, которые про­ должают и развивают доб­ рые традиции коллектива. Любовь зрителей завоевали солисты, заслуженные артис­ ты РСФСР — Екатерина Молодцова, Дина Долгалева, Лидия Струкова, Николай Денисов. В настоящее время твор­ ческую деятельность коллек­ тива возглавляет знаток -на­ родного искусства, художест­ венный руководитель, лауре­ ат республиканского конкур­ са Вячеслав Помельников. В репертуар хора входят русские народные сцены и картины. Значительное место занимает такая оригинальная форма народного творчества, как страдания, припевки, ча­ стушки. Недавно, отметив свое 40-летие, коллектив Во­ ронеясского хора создал кон- цертнум программу, рассказы­ вающую зрителям о ясизни со­ ветских людей, прославляю­ щую Родину, героический труд, борьбу за мир. Коллектив приглашает всех липчан на встречу с русски­ ми песнями и плясками. А. КЛЮЧНИКОВ, заместитель директора Воронежского хора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz