Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
И ноября 1984 г , №260 (Г7 057) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ПШ И ТИ Н ЕС .КМ Й КЛ У Б «ЛЗ» СОБЕСЕДНИК Большое внимание эстети ке производства, охране ок ружающей среды уделяется на Новолипецком металлур гическом комбинате имени Ю. В. Андропова. Чистота, зелень, цветы — и на тер ритории предприятия, и в цехах. На снимке слева вы види те проспект Сталеваров, про ходящий по территории ком бината. Вдоль него— кустар ники, деревья. На втором фото — один из уголков основного ремонт но-механического цеха ком бината. Кругом та же чисто та и порядок, журчит ориги нально сделанный фонтан. Ф ото Н. Ткаченко. ДВА М И Р А - Д В Е СУДЬБЫ ГОРЖУСЬ с в о е й с т р а н о й Буржуазные пропагандисты порой лезут из кожи вон, расписывая «достоинства» частнособственнического мира, всячески приукрашивают его фасад. О его же неизлечи мых пороках "и теневых сторонах они в лучшем случае стыдливо умалчивают или же представляют дело так, как будто их нет вовсе. В этом не раз приходилось убеждать ся рабочим и специалистам Новолипецкого металлургиче ского комбината, посещавшим в развитых капиталистиче ских странах заводы, выпускающие аналогичную с НЛМК продукцию. Им приходилось сталкиваться с такими явле ниями и фактами, которые, мягко говоря, вызывали у со ветских людей недоумение, а то и просто обескуражива ли их. Люди невольно начинали сравнивать, сопоставлять.. Предоставляем слово одному из специалистов НЛМК Л. И. Тедеру. Нами, советскими специ а листами, — рассказывает Леонид Иванович, — по се ща лись довольно круп ные п о запа дноевропейским меркам металлургические заводы в Бремене и Дортмунде. Зеле, ные подстриженные газоны этих городов ФРГ, неболь шие, тщательно ухоженные земельные участки с одина ковыми, сусально-пряничны ми домиками создавали идил лическую картину благополу чия и довольства, которая так охотно преподносится., за падными кинематографиста ми. Однако вряд ли снимают они ленты о состоянии эко логической среды на назван ных предприятиях. А дело обстоит так. С внешней стороны заводские здания фирмы «Клекнер-вер- ке» в Бремене выглядят в броском стиле современного дизайна. Слов нет, есть на что посмотреть. И внутри их, там, где установлена дорого стоящая аппаратура, парит порядок, обеспечивающий ее высокую производительность, Надежные фильтры погло щают мельчайшие пылинки, мощные кондиционеры под держивают оптимальную тем пературу и влажность возду ха. Но вот прошли мы к вы сокопроизводительному про катному стану и увидели, как при прокатке стального листа над ним постоянно взвивается бурое облако оки слов железа. Только мизер ная доля этого облака заби ралась пылесборником в си лу слабой его мощности, ос тальное же расплывалось по цеху, где работали люди. «Почему пыль не улавли вается полностью? — поин тересовались мы, — ведь она вредит здоровью рабо чих». На это сопровождав ший нас представитель фир мы ответил, что выбросы пы ли и газа в атмосферу до вольно жестко регламентиру ются законом, внутри же за вода пределы допустимой концентрации запыленности и загазованности устанавлива ет сама фирма. А ей невы годно заводить для очистки воздуха дорогостоящее обору, дование. В конце-концов на нем не произведешь продук ции, а значит не получишь и прибыли. На какие-либо меры, каса ющиеся улучшений условий труда рабочих, владельцы предприятий идут неохотно, постоянно и жестоко сража ясь с профсоюзами, привле кая на свою сторону имени тых юристов, а то и просто увольняя чересчур несговор чивых и строптивых активис. тов. Аналогичную картину мы наблюдали и в травильном отделении, где дорогие при боры были надежно укрыты от испарений кислот, а опе раторы работали в противо газах, которые, как известно, защищают только дыхатель ные пути, но не кожный по кров; — Думают ли хозяева принимать меры по защите людей от опасного воздейст вия кислот? — спросили мы. И нам ответили, что, как то лько будут разработаны средства автоматического уп равления травильными лини ями, персонал отсюда будет выведен. Надо понимать — уволен... Производственные корпуса металлургического предпри ятия фирмы «Хеш» в Дор тмунде расположены по кон цам треугольника, внутри ко торого заключен сам город. И откуда бы ни подул ветер, люди все равно вдыхают ме таллургическую пыль. Здесь внутри конверторного Цеха пыль лежит повсюду слоем в три — четыре сантиметра. Этот факт нам объяснили отсутствием желающих уби рать мусор и промышлен ные отходы. А мы видели тысячи безработных, в том числе граждан Турции, Ита лии и д ру г и х стран, ежеднев но дежуривших у биржи тру да в призрачной надежде по лучить хоть какое-либо мес то. В чем дело? А в том, что фирма не желает тратить на это не сулЯщее никаких до ходов дело даже малую то лику своих прибылей. Чисто ган, нажива у предпринима телей на первом месте, они не думают об условиях труда и здоровье рабочих. Да и что такое рабочий в представле нии предпринимателя? Это товар, которого сейчас в за падноевропейских странах в избытке. Это живая машина, производящая ценности. И не более того. В воскресный день отпра вились на экскурсию в Бонн. Как и в давние времена, ве личаво здесь катил свои во ды воспетый поэтами Рейн. День был жаркий, а река манила прохладой... Но со провождавший нас сотруд ник советского торгпредства купаться рассоветовал, так как вода в Рейне настолько загрязнена ядовитыми стока ми промышленных предприя. тий, что купание в ней стало небезопасным. Действительно, крупнейшая река Западной Европы превратилась по су ществу в грязную сточную канаву, хотя и сейчас явля ется источником питьевой воды для 20 млн. западно- германских граждан. В одном из ресторанов нам подали форель. Естест венно, мы полюбопытствова ли, в какой реке поймана эта деликатесная рыба? Как из вестно. она водится в чистой воде. Официант, удивившись нашей наивности, заметил: — В наших реках исчезли даже пиявки, а форель вы ращивается в искусственных водоемах. Нам не раз говорили, что скоро в ФРГ, если власти не примут решительных мер по охране окружающей среды, Придется покупать обычную питьевую воду. И удивляться этому не приходится. Побы вав позднее в США, я узнал, что в крупнейшем городе стра ны—Нью-Йорке — уже ее продают. И по цене немалой — 1 доллар 29 це нтов за бутылку.. Или еще факт. И з городка Тайм-Бич, что на реке Мис сури, были э вакуированы все жители. Дело в том, что хи мическая корпорация «Норти- стен Фармасетикл энд Кэ- микл компани» в течение не скольких лет поливала ули цы городка специальным ра створом от пыли, который со держал диоксин. Уровень за ражения почвы и воды этим веществом, смертельно опа сным для людей, оказался в 300 раз выше допустимых норм. Жертвами ядовитого препарата стали десятки че ловек, заболевшие тяжелыми болезнями, были отравлены сотни домашних животных. Вашингтонские власти были осведомлены о степени зара жения окружающей среды в Тайм-Бич, однако не пред приняли никаких мер. И только когда дело получило широкую огласку, жителей отсюда выселили. Теперь сопоставим эти факты с нашей действитель ностью. Липецк — тоже один из крупнейших центров чер ной металлургии. Работа НЛМК по охране окружаю щей среды справедливо за служивает высокой оценки специалистов, в том числе и зарубежных. Здесь действу ет 27 0 га зоочистных и пыле улавливающих уст аново к, к о торые улавливают более 2 400 тонн пыли в сутки. На комби нате функционируют 44 зам кнутых системы водоснабже ния, в которых циркулирует 90 процентов всей использу емой для .технологических целей воды. Это позволило избежать загрязнения реки Воронеж. Вот почему мы ды шим чистым воздухом, а в выходные дни имеем возмож ность посидеть на речке с удочкой. Забота о здоровье, улуч шении условий труда метал лургов — главное в планах социального развития коллек тива НЛМК. Они успешно воплощаются в жизнь. В этом может убедиться каж дый, побывав на комбинате. По существу вся его террито рия — это огромный зеле ный парк. В чистых простор ных корпусах НЛМК много воздуха, света, они хорошо вентилируются. К услугам рабочих санаторий-профи лакторий «Парус», больнич ный комплекс, комплекс спор тивных сооружений, загород ные базы отдыха в живопис ных уголках. Все это хорошо знает каждый липчанин, а металлурги тем более. Отме чу только, что для меня и ( для тысяч металлургов ком бинат стал как бы вторым родным домом. Я горжусь своей страной, поднявшей ра бочего человека на недосяга емую высоту почета и ува жения, где он —- главная ценность и где все делается для его блага и сча'стья. Уве рен, что эти же чувства ис пытывает каждый липчанин. Записал А. ВОЛЬСКИЙ. КН И ГИ Л И П Е Ц К И Х АВТОРОВ НА ПРОВОДЕ- «ИНТЕЛЛЕКТ»! На самые сложные вопро сы, связанные с издатель ской деятельностью, практи чески мгновенно получили от веты специалисты Госкомиз дата СССР. Однако за справ ками в течение недели они обращались не в информаци онно-вычислительный центр своего ведомства, а к ЭВМ, находящейся в Минске. Дело оказалось столь же простым, как и любой телефонный разговор. Теперь москвичам доста точно через междугородную автоматическую телефонную станцию набрать минский номер, принадлежащий элект ронно-вычислительному комп лексу «Интеллект» Минжил- коммунхоза БССР, и связь человека с ЭВМ установле на. Их диалог проходит не на принятом в таких ситуа циях языке цифр и символов, а привычными словами и предложениями. Пользуется ли читатель ским спросом та или иная книга, целесообразно ли ее переиздавать, какой тираж необходим для покрытия расходов — на десятки по добных вопросов, возникаю щих в повседневной работе Госкомиздата СССР, ком пьютер голосом дает ответ. Корр. ТАСС. Минск. НОВАЯ ПЕСНЯ В музыкальном мире нашей области хо рошо известно имя выпускника Горьков ской консерватории Александра Мартыно ва. Одна из сфер его деятельности — про паганда классической и джазовой музыки. А. Мартынов постоянно выступает с бесе дами-концертами по приглашению Липец кой филармонии или городского общества «Знание». Он хорошо знаком и участникам художественной самодеятельности различ ных предприятий и организаций города и области. Четыре года Мартынов руководит ан самблем «Мечта» Центрального универ мага -, и все это время коллектив занимает призовые места на конкурсе «Красная гвоздика». Песни, исполняемые «Мечтой», звучат в аранжировке руководителя. А эта песня написана Мартыновым в соавторстве с поэтом Сергеем Панюшкиным. Е. МЕРКУЛОВА. Загораются сполохи ночью, Освещая проспекты с пригорок,— Светят милые ясные очи. В этот час я люблю тебя, город. Как подругу люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, Липецк, мой город. Всюду стройки, высотные краны... Ты делами своими мне дорог — Любоваться тобой не устану. За размах твой и смелый, и скорый Я люблю тебя, утренний город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя. Липецк, мой горот. Словно галстук весеннего детства, Алый стяг колыхается гордо, Никуда от любви мне не деться. Я с тобою всегда, юный город. Я с тобою всегда, древний город. Я люблю тебя, город. Я люблю тебя, город. Я горжусь тобой. Липецк, мой город. Музыка А. Мартынова Слова С. Панюшкина. ПОКАЗЫВАЕТ «ВРЕМЯ» Природа! Она постоянно окружает человека в жизни, служит основой экономики государства, залогом благо получия многих поколений людей. От ее состояния и сохранности зависит наше здоровье, долголетие, трудо способность. Она снабжает людей всем необходимым: от хлеба насущного до горюче го, позволившего ракетам вывести человека в необъят ное пространство космоса. И в то же время она ранима и беззащитна, как ребенок. В наше время, когда во всем мире широко распрост ранены представления о гро зящем истощении естествен ных природных ресурсов, о загрязнении окружающей среды, вопросы охраны при роды становятся не только важнейшей естественно-науч ной, но и социально-полити ческой проблемой, вокруг которой разворачивается ост рая идеологическая борьба. На экраны кинотеатров, дворцов и домов культуры Липецка и области выходит специальный выпуск очеред ного номера киножурнала «ВРЕМЯ», созданного на Ростовской студии кинохро ники режиссером В. Голубни- ченко и оператором С. Раши довым. Фильм поднимает пробле му охраны окружающей сре ды. Первый сюжет «ЛЕС ПО ЖИДАЕВА» познакомит зри телей с инженером-землеуст- роителем из села Хлевное Липецкой области М. Ф. По жидаевым, заложившим лесо парк на 90 гектаров. А вот следующий сюжет —критический, о необходи мости содержать лес в чисто те. Годами зеленый пояс Ли пецка превращался в свалку. В лес систематические выво зились груды мусора, отхо ды промышленного производ ства — шлаки, металлолом. На экране—полномочный представитель общества ох раны природы Вера Иванов на Кузьмина. Она очень мно го сделала для того, чтобы сохранить наши лесные бо гатства. В Липецке немало зеленых уголков. И всем им нужна забота. Многие липчане проводят свое свободное время в Цент ральном парке культуры и отдыха. Но не всем известно, что из-за подъема уровня грунтовых вод Нижний парк сегодня под угрозой гибели. Один выход: взяться «всем миром» да прочистить засо рившуюся канаву, проходя щую через весь парк. Старин ный парк — исторический уголок города—должен быть спасен! И. БУГАИ, старший редактор облкинопроката. ОБРЕТАЯ УХОВНОСТЬ книги стихов «Причастность» (Центрально - Черноземное Биография Ивана Харина, скупо изложенная в начале его новой, второй по счету I* :. книжное издательство, 1984 г.), проста и, как гово рится, типична, но по-своему и впечатляюща. Родился поэт в суровом 1942-м в де ревне, работал забойщиком на шахте, служил в Совет ской Армии, трудился кузне- цом-штамповщиком на заво де, окончил техникум, а сей час работает инструктором производственного обучения. Сама по себе трудовая биог рафия не является, конечно, некой индульгенцией, отпус кающей все грехи, в том чи сле и творческие. Для иных молодых авторов, пришедших в литературу «от станка» или «от трактора», трудовая тема не стала внутренней потреб ностью. Однако у Ивана Ха рина события биографии ста. ли духовным опытом, внут ренней потребностью, фак том творчества, толчком к серьезным размышлениям о жизни, о Родине, о природе, о человеке и человечности. Герой стихов Ивана Хари на — человек вдумчивый, сдержанный и основатель ный. Ему чужды суета, ли хорадочное стремление к быстрому успеху, чуждо все мелкое и облегченное. Выра жения «не мельтеши», «и, кто-то будет словами мелки ми сорить» звучат в устах лирического героя весьма неуважительно. Да это и по нятно. Харин постарше иных молодых поэтов, которые вместе с ним входят в лите ратуру. Он помнит не только умом, но и сердцем трудное и голодное послевоенное дет ство, в его душе навсегда за печатлелись осколочные шра мы на лице пришедшего с войны отца. Поэт и сегодня в значительной степени видит мир через призму тех впеча тлений. Только человек, вы шедший из тех страшных лет, узнает «судьбу рябины» по шраму — глубокому следу разряда, только у него мо жет возникнуть необычное, но и до боли реальное срав нение синицы с «сиротой». Поэтому-то и тема труда, связанная с памятью о голод ном детстве, разрабатывается с глубоким знанием того, что делалось своими же руками. Бесконечно дорого поэту все, связанное с деревней, сельской природой, с землей и крестьянским тРУДОМ. Не случайно само солнце ассо циируется у него с предме тами крестьянского труда: И встает над скошенным болотом солнце, будто крупная копна. Поэт с гордостью призна ется: «Село родное — роди на моя». «Крестьянская по рода» неистребима, в ней обретает поэт поддержку, внутреннюю опору; запас фи зических и духовных сил: - И я молю, молю: не подведи! Не подведи, крестьянская порода! Несмотря на нелегкий жи зненный опыт, навсегда за павшие в душу горькие впе чатления детства, жизнеут верждающее начало, идущее от той же «крестьянской по роды», здоровой народной основы, неизменно торжест вует. Вот почему лирический герой, как это исстари было присуще простому русскому человеку, способен, тешась силой и ловкостью тела, кре постью мышц, испытывать удовольствие от физической работы, вроде бесхитростной, а на самом деле требуюшей изоядной сноровки. Попро буйте, например, рубить дро ва, если вы топор в руках не держали. — Вонзив топор, я под чурбак с налета вдруг подставляю правое плечо... И только на седьмом ударе дробном увесисто он шмякнулся к ногам, ; на сиплом моем выдохе утробном, разрубленный, последний. пополам. Как видно из книги, труд нее ПРИХОДИТСЯ ПОЭТУ, КОГг да он берется за «отвлечен ные» темы. В этих стихах он сбивается на общие места, неоправданное смешение сти лей, грешит против вкуса: «Всю ночь напролет, чуть дыша, стесненная жарким волнением, воркует, как го лубь, душа над смолкнувшим стихотворением. И только на грани утра, нашедшее сбро сив затмение, шарахнулось из-под пера щемящее вооб ражение». Отпечаток ложной красивости н глубокомыслен ности есть и в стихотворении «Стоят, качаясь над водой». В целом же вторая книга Ивана Харина показала ка чественно новый уровень, ко торым овладел поэт в эсте тическом восприятии и отра жении действительности. Ес ли раньше жизнь виделась ему прежде всего в ее мате риальных, вещественных про явлениях, то теперь, наряду с этим, ему в большей степе ни стала доступна духовная, содержательная глубина, ко торая определяется уровнем таланта, масштабами творче ской личности, мерой выстра- данности тем и образов, сте пенью причастности к истори ческому и этическому опыту народа: Скрипят рассохшиеся сенцы, блестит на рамах толстых лед. Опять проклятый разум сердцу всю ночь покоя не дает. Вновь память в прошлое уводит, где по избушке, в тишине, клубясь над полом, холод бродит, искрится иней на стене. И спят двенадцать душ вповалку, как в тесных гнездышках —грачи: кто на полатях, кто на лавках, кто на полу, кто на печи. Лампадку ветер беспокоит. Ложится тень на образа. И то откроет, то закроет Христос печальные глаза... Произведение привлекает поэтической зоркостью и сер дечной памятливостью авто ра, редкой способностью не ощутимо, без прямолинейных параллелей, узелков и белых ниток перевести изобразите льный, если угодно, описа тельный ряд — в вырази тельный, духовный, философ ский. Оно оригинально ем костью образа, неисчерпан- ностью его одной только кар тиной. Здесь тот. особенно ценный случай, когда драма тизм не нужно «догружать» оптимистической концовкой, потому что есть полнокров-' ный художественный образ, в целостной природе которо го вбирать и радостное, и тра гическое, всю полноту жиз ни. Выход новой книги Ивана Харина — еще одно весомое доказательство оживления литературной жизни нашего края, которое наблюдается в последние годы. В. СЛАВЕЦКИИ, кандидат филологических наук. ИЗ РУК СУВОРОВА 1 Истертый металлический рубль старой русской чеканки пополнил экспозицию Белго- род-Днестровского краеведче ского музея. Это не просто нумизматическая редкость, а награда, которой был удо стоен за храбрость Леонтий Безпалов, сражавшийся при взятии Измаила. Вручил ему награду великий русский пол ководец А. В. Суворов. По томки солдата хранили моне ту около двух веков. Теперь, выставленная для всеобщего обозрения, она открыла лю дям интересную страницу отечественной истории. Не жаловал наградами им ператорский двор суворов ских чудо-богатырей. Но Александр Васильевич высо ко ценил ратное мужество простых солдат. После взя тия крепости Измаил, кото рую военные авторитеты то-' го времени считали непри* ступкой, он, не располагая орденами и медалями для «низших чинов», вручил многим 'героям по металли ческому рублю. Одесса. Ю. ШЕВЧЕНКО, корр. ТАСС. С 12 по 20 ноября в Липецкой области будут проходить га строли лауреата меж дународных и всесоюз ных фестивалей и конкурсов Государственного Воронеж ского русского народного хо ра. Этот прославленный кол лектив был создан в суро вые годы Великой Отечест венной войны. Основателем и первым художественным ру ководителем его был талант ливый композитор, народный артист СССР, лауреат Госу дарственной премии Констан. тин Массалитинов. Первый концерт хора со стоялся на центральной пло щади разрушенного и сож женного Воронежа сразу нее после освобождения от фа шистов, 1-го мая 1942 года. Песни и танец всегда с ----------------------- К П Р Е Д С ТО ЯЩ ИМ ГА С Т РО Л ЯМ ПОЕТ ВОРОНЕЖСКИЙ ХОР народом — в его прошлом, настоящем, мечтах о буду щем. Своим искусством, за дорными плясками и хорово дами ныне Государственный Воронежский русский народ ный хор хорошо известен и любим в нашей стране и за рубежом. За свое сорокалетие творческий коллектив побы вал во всех уголках Совет ского Союза, во многих стра нах мира. Вот лишь несколь ко отзывов зарубежной печа. ти. Газета «Корк экзаменер» (Ирландия): «Представление в целом выполнено с макси мом вкуса и элегантности. На протяжении всего вечера царила атмосфера счастья». ■Бейрутская газета «Аль- Яум» пишет: «У ансамбля свое неповторимое лицо и своя независимость. Наверно секрет его успеха в том, что он выражает истинный дух и вдохновение народа». Стамбульская газета «Джум хурист» подчеркивает: «Воронежский хор показал нам пример бережного отно шения к народным традици ям, умения сохранить фольк лор. Этот ансамбль пользу ется мировой известностью». В Воронежском хоре вы росли мастера народного ис кусства: народная артистка СССР Мария Мордасова, на родная артистка РСФСР Юлия Золотарева, народный артист РСФСР Михаил Чер нышов и многие другие. Сей час на концертных афишах появились новые имена, вы росло новое поколение мас теров сцены, которые про должают и развивают доб рые традиции коллектива. Любовь зрителей завоевали солисты, заслуженные артис ты РСФСР — Екатерина Молодцова, Дина Долгалева, Лидия Струкова, Николай Денисов. В настоящее время твор ческую деятельность коллек тива возглавляет знаток -на родного искусства, художест венный руководитель, лауре ат республиканского конкур са Вячеслав Помельников. В репертуар хора входят русские народные сцены и картины. Значительное место занимает такая оригинальная форма народного творчества, как страдания, припевки, ча стушки. Недавно, отметив свое 40-летие, коллектив Во ронеясского хора создал кон- цертнум программу, рассказы вающую зрителям о ясизни со ветских людей, прославляю щую Родину, героический труд, борьбу за мир. Коллектив приглашает всех липчан на встречу с русски ми песнями и плясками. А. КЛЮЧНИКОВ, заместитель директора Воронежского хора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz