Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

/ ! М ОЯ С У Д Ь Б А п ОСЛЕ ночного дождя помышлял. В начале пятиде- ли диплом, а на следующий нов, начальник цеха Геор- — лишь маленький эпизод, ботинок. Но ждать, когда за- хоре радостных голосов. А палые листья мягко сятых страна еще залечива- день он уже спешил на Но- гий Петрович Трухман... А испытание характера, во- вал остынет, было нельзя, у стоявшего рядом монтаж- пр\жинят под ногами, ла раны воины, реконструи- волипецкий, в первый кон- Впрочем, той первой весной ли, преданности своему делу И он вместе с другими чле- ника-француза — фирма, Пахнет прелью- Тихо. Ребя­ та, заядлые грибники, зате­ рялись где-то за деревьями. О Ч ЕР К о г о н ь ДУШИ ровала и восстанавливала вертсфвый цех, где пред- цеха все они были молоды- заводы, строила новые стоял» трудиться. Впрочем, ми подручными, и по отчест- - предприятия. Приобретен- цеха, как такового, в 1964 ву называли друг друга Такие вылазки за городдля ная в «ремеслухе» специ- году еще не было, и до ра- только шутя бригады каждый раз — праздник. После дней, на­ полненных нелегкой работой у конверторов, когда горя­ чее дыхание агрегатов опа­ ляет лицо, а пропотевшая рубашка не раз за смену высохнет и вновь станет мокрой, иначе ценишь и лас­ ковое прикосновение про­ хладного ветерка, и каплю росы, драгоценным камнем вкрапленную в кружево пау­ тины. Солнце светит по-летне. му ярко. Присев на мшистый ствол упавшего дерева, Кун- ченко с наслаждением вды­ хает сырой аромат осени. Глаза, не мигая, без малей­ шего напряжения смотрят на солнце. Мелькает мысль: «Видно, за годы работы с металлом привык к яркому свету. Ведь каждая плавка, что солнечное зарево». Говорят, долгое созерца­ ние огня располагает к вос­ поминаниям, настраивает на философский лад- Может быть, и так. Только вот са­ мому этого испытать не до­ велось, хотя провел рядом с продолжалось еще долго, нами бригады орудовал Первый конверторный не это-м пекле лопатой, ломом, зря называют лабораторией киркой, пока не очистится черной металлургии. Многое путь шлаковозу. Так было альность монтажника была и нужной, и почетной. Все перевернула та па­ мятная командировка в Че­ реповец, где довелось мон­ тировать первую и вторую домны комбината. Молодой, но ловкий и умелый мон­ тажник, он лихо делал свою работу,ни в чем не уступая опытным мастерам. Навер­ ное, поэтому и предложили ему, когда закончился мон­ таж, участвовать и в налад­ ке Оборудования- Командировка подходила к концу. Оставалась самая малость — сдать печь экс­ плуатационникам, те прове­ рят ее в деле и — здравст- огнем всю жизнь. Слишком вуй, новая стройка! Но вот буйно и своенравно пламя эта-то малость — выпуск кипящей стали, оно держит тебя в постоянном напря­ жении. А воспоминания — так к чему они обычно приходят вот в такие тихие, светлые дни, как этот. И пусть ря­ дом не тлеет даже неболь­ шой походный костерок, огонь занимает в них глав­ ное место... В первого чугуна, при кото­ ром по долгу службы при­ сутствовал и наладчик из Липецка Володя Кунченко, •— начисто перечеркнула его планы. Может, и впрямь есть в буйстве кипящего метал­ ла ^акая-то магия, если па­ мять о той плавке он пронес и через годы службы в ар. мни, и через многие строй- САМОМ начале пути ки, чтобы прийти к твердо- села Владимировна о ние — быть металлургом, профессии металлурга и не ...Только вчера вручи- боты по новой специальнос­ ти было далеко. А пока мо­ лодой металлург «тряхнул стариной», помогая монтаж­ никам собирать и отлажи­ вать оборудование, кото, рое и сам-то видел впервые. А когда пришел день первой плавки, как ни обидно, участвовать в ней не довелось. Это ведь как жребий тянуть: какой смене повезет. Его бригада проверяла и готови­ ла агрегат, разогревала фу­ теровку. А плавку отлично провела смена мастера А. М. Поживанова, нынешнего главного инженера комбина­ та. С того дня 16 марта 1966 года и начался отсчет биографии первого конвер­ торного цеха. И вот ведь какая неувязка получается: цеху восемнадцать лет, а Владимир Андреевич тру­ дится в нем уже двадцатый год- Таких ветеранов, рабо­ тающих здесь дольше, чем существует сам цех, сегодня можно по пальцам пересчи­ тать. Машинист дистрибу­ тора Виктор Петрович Бы­ стров, сталевар Александр Николаевич Бородин, мастер Николай Дмитриевич Нау- К РАБОТА кипящего металла... Казалось бы, за двадцать лет можно утратить этот вос­ торг, растворить в обыден­ ности то первое юношеское впечатление. Но по-прежне­ му завороженно смотрит на огненную струю Владимир Андреевич. Хотя, что греха таить, были в его жизни'мо­ менты. когда появлялся соб­ лазн сменить синие очки ста­ левара на привычную каску монтажника. ...Рукоятки тяжелой, в полтонны весом тачки буд­ то выворачивают плечи из суставов, и не понять: то ли ты толкаешь груз, то ли тележка сама, катясь, та. щит тебя за собой—с ее ог­ ромной массой почти не со­ владать. И все же нужно до­ везти флюсы к конвертору, ссыпать их в сталеразливоч­ ный ковш. Иначе — брак- И так — из смены в смену, месяц за месяцем. Выматы­ вались даже самые крепкие, а его-то при среднем росте и хрупком сложении здоро­ вяком не назовешь. Высто­ ял. Сейчас тачек тех даже для музея не сохранилось: флюсы уже давно загружают автоподъемниками. Но это из того, что создано здесь, создано впервые в мировой практике. И лишь те, кто стоял у истоков, знают, как нелегко давался каждый шаг. Кунченко не изобретал новинок, он их испытывал. А для этого, помимо прочих качеств, нужна и большая смелость: трудно предсказать, как по­ ведет себя металл при новой технологии. Интенсивная продувка су­ лила выигрыш 4—5 минут времени на каждой плавке. Но обычным меркам неве­ лик срок. А в конвертор­ ном производстве это десят­ ки дополнительных плавок, сотни тысяч тонн стали. Ох, как буйствовал поначалу ме­ талл, выплескиваясь из гру­ ши конвертора, словно не желал подчиняться челове­ ку. Пышущнй жаром рас­ плав добирался до нулевой отметки, заливая рельсы шлаковозов и сталевозов. Промедлишь, не успеешь расчистить железнодорож­ ные пути — некуда будет слить плавку. Значит, срыв графика, цех выбьется из ритма. Дымилась роба. Горели толстые подошвы рабочих они все Г ' о в в которой он работал, так­ же участвовала в возведе­ нии комбината — улыбаю­ щиеся глаза подернулись влагой. — Почему слезы, Орио? — Рад за русских. Ведь я до последнего момента не верил, что установка будет действовать. Больше десяти лет с тех пор прошло- Наверное, за эти годы бывший ученик Али Бен-Шауи стал опыт­ ным сталеваром, сам настав­ ляет новичков. Может, при­ вез от него весточку Володя Цыпкин, недавно вернув­ шийся из командировки в Алжир? I Л 3 ЗАДУМ- в | / | ч и в О С Т И вывели ио­ не раз, но металл таки укротили. ОЛНЦЕ в самом зе- |нмте, однако нежное 1 прикосновение лу­ чей едва ощущается. Лас­ ковое солнце России... Разве слышавшиеся вдалеке голоса сравнишь его с яростным ребят. Весело смеется Саша светилом, жестоко опаляв- Терехов — видно, на гриб- шим непривычную к афри- и0е место напал. Хороший канской жаре кожу? Как парень, отличный металлург скучал он по дому, друзьям, — им Владимир Андреевич неброской родной природе, особенно гордится. Ни в чем когда вместе с другими по- сегодня не уступит Алек- •ланцами Новолипецкого сандр наставнику, комбината помогал далекой Ученики.-. Их у Кунченко развивающейся стране нала- не один десяток. Ими до­ живать собственную метал- вольны в первом и втором лургию. Но не только тоска конверторных цехах НЛМК, тех лет осталась в памяти, многие сами стали опытны- Осталось чувство огромной ми наставниками. Его шко- гордости за свою страну, в лу прошли у конверторов короткие сроки построившую Новолипецкого комбината современный конверторный сталевары из Югославии, цех на Эль-Ходжарском ме- Индии и Болгарии. И таллургическом комбинате, Комсомольске - молодежная за друзей, щедро отдававших бригада Александра Терехо- свои знания и опыт начи- ва, в которой Кунченко — тающим алжирским метал- единственный ветеран, тоже лургам. Каким праздником для всех был пуск цеха! Когда установка непрерывной разг ливни стали выдала первый малиновый с синеватым от­ ливом сляб, русское «ура!» четко выделялось в общем состоит из его учеников. Вот идут они — Виктор Куроч­ кин. Александр Проскурин, Николай Васильев — и го­ ворят почему-то не о гри­ бах, а о предстоящей смене. О. СОКОЛОВ. Р И Т М Ы МАГИСТРАЛЕЙ СЛОВО П Е Р В О П РО Х О Д Ц А М На территории локомо­ тивного депо, поднятый на пьедестал, стоит паровоз серии «9-П». «Малыш» — так ласково называли желез­ нодорожники эту маневрен­ ную и миниатюрную машину. Немало грузов перевез пое­ ного труда!» железнодорож­ ники 1л раз занимали при­ зовые места. За этими циф­ рами — самоотверженный труд машинистов, состави­ телей поездов, ремонтников, путевых рабочих. Поиск ре­ зервов шел на каждом рабо- ледний на Новолипецком па- чем месте- Так, за счет уме- ровоз, прежде чем стать лого применения механиз- памятником веку пара и па- мов при разгрузке, четкого мятью о людях, трудивших- соблюдения графиков уда- ся на железных дорогах лось уменьшить простой ва- комбината. гонов МПС на 1,5 часа лро- Двадцать лет назад, когда тнв нормы. Полтора часа — я пришел работать в цех, та- казалось бы, невелико вре- кие паровозы были не в ди- коцинку. На них еще труди­ лись машинисты — свидете­ ли рождения комбината- Рассказывали: в первый год мя, однако это помогло до­ срочно высвободить 2 1 ты­ сячу вагонов. А какой эффект дает ра­ бота локомотиво-состави- В. Н . Кондратьев На строительство Но­ волипецкого металлургиче­ ского завода в марте 1931 года была откомандирована группа инженеров и техни- ков-ироектантов с «Азовста- ли». Четырнадцать человек во главе с архитектором А. И. Воробьевым. Разместились в доме крестьянина на Пер­ вомайской улице и сразу же задумались: с чего начинать? Чертежных досок у нас не было, не хватало нужных принадлежностей для работы, только угольники деревян­ ные да линейки. Готовальня одна на троих. Потом доски нам чертежные сделали, и мы, подложив под них поле­ нья, начали проектировать первые объекты Новолипец­ кого — склады, столовые, работы Новолипецкого здесь тельских бригад меньшим со- было всего девятнадцать ки лометров железнодорожных путей, пятнадцать паровозов да шестьдесят вагонов. Объ­ ем перевозок составлял 74 тысячи тонн. Понятна гор­ дость ветеранов, сообщав­ ших мне, тогда еще нович­ ку: за 30 лет протяженность путей выросла до двухсот километров, в десятки раз увеличился грузооборот, по­ полнился локомотивный парк. И вот комбинату уже пол­ века, он стал одним из круп­ нейших центров отечествен­ ной металлургии. Под стать гиганту разрослась его транспортная Сеть. Сегодня железнодорожный транс­ порт — это мощное совре­ менное хозяйство, в состав которого входят 2 1 станция ^ общей протяженностью пу­ тей более 500 километров, локомотивное и вагонное де­ по, десять пунктов техосмот­ ра локомотивов и вагонов. Словно артерии, питаю- ставом! Обычно в бригаду входят три человека: маши­ нист, его помощник и со­ ставитель поездов. А у нас бригада сейчас состоит из машиниста и помощника, ли­ бо машиниста и составителя. Обязанности третьего члена бригады они делят между собой. Экономисты подсчи­ тали, что каждая бригада с меньшей численностью сбе­ регает управлению в сред­ нем пять тысяч рублей за год, а таких коллективов — более трехсот! Или взять такой резерв, как освоение смежных спе­ циальностей. Во многих эки­ пажах машинисты и их по­ мощники имеют квалифика­ цию слесарей по ремонту тепловозов. У нас не таят секретов мастерства. Напротив, дости­ жения лучших становятся достоянием всего коллекти­ ва. Так, обобщен и распро­ странен опыт работы брига­ ды Ю. В. Медведева, в свое щие живой организм, прони- время изучался и был при­ зывают комбинат во всех на- менен на практике опыт моей правлениях стальные рель- бригады. сы. Окатыши, агломерат, Трудно рассказать обо кокс и флюсы для домен, чу- всех достижениях железнодо- гун для конверторов, слябы рожников, невозможно пере- и подкат к прокатным ста- числить в газете имена всех нам — все это доставляется хороших людей, рядом с ко- в цеха комбината по желез- торыми мне довелось тру- ным дорогам. Ни на секун- диться. Поэтому скажу лишь, ду не прерывается этот пи- что, пусть мы" не стоим у тающий организм комбина­ та поток: 133 тепловоза и 2600 вагонов надежно обес­ печивают снабжение всех подразделений, перевозят доменных печей и прокатных станов, но и сверхплановый чугун, и дополнительный ав­ толист или трансформатор­ ная сталь — это и наша 110 миллионов тонн грузов победа. в Г°Д- За годы работы на Ново- Нынче управление желез- липецком я хорошо узнал подорожного транспорта — своих товарищей по труду, один из самых крупных це- не раз был свидетелем их хов. Здесь трудится почтц высокого мастерства, видел, три тысячи человек. И каж- как на деле проявлялась дый из них стремится де- взаимопомощь, всегда чувст- лать свое дело на совесть, вовал опору в своем коллек- В этом юбилейном году, к тиве. Наверное, поэтому примеру, производительность когда пришла пора уходить локомотива возросла до 125 на пенсию, не смог рас- тонн в час и является луч- статься с любимой работой; шей в отрасли. При обяза- с окружающими меня людь- тельстве повысить произво- ми. Решил: пока медицин дительность труда на 1,3 ский контроль прохожу бла- процента дополнительно к гополучно, кабину теплово- заданию она увеличена на 2,7 процента. Себестоимость перевозок снижена на 2,9 процента к плану. В социа­ листическом соревновании под девизом «50-летию ком­ бината — 50 недель удар- за не покину- В. ТЕСЕЛКИН. машинист тепловоза управления железнодо­ рожного транспорта НЛМК. жет спроектировать конюш­ ню на сто лошадей? Вызвал­ ся я, и Ян Андреевич тут же поинтересовался, сколько на это времени понадобится. «Через две недели проект будет готов», — отвечаю- Справился я с заданием до­ срочно’, и директор, номшо. приказал меня поощрить: выдать талон в магазин на покупку брюк и рубашки... С . Н . Паршин ганизации труда, снабжении, быте... После встречи с Калини­ ным мы трудились еще усе­ рднее, еще шире разверну­ лось соревнование между це­ хами. В. А . Углмнский До сих пор, как сегодня, в памяти тот день, когда на Новолинецком выдала пер­ вую плавку первая домна. Трудно передать тогдашнее настроение: люди обнимали друг друга, поздравляли, многие не могли скрыть слез радости..- Из уст в уста повторялись имена участни- Наиболее памятным из тех лет остался для меня день, когда наш Новолнпец- кий посетил всесоюзный ста­ роста Михаил Иванович Ка- ков плавки. Мы по-хорошему линии- С большим внимани- завидовали им — горновым ем слушали мы его теплые И. И. Шмидту, П. М. Лиз- слова, обращенные к метал- неву, газовщику И. И- Нва- лургам. Потом Михаил Ива- нисову и другим, нович направился к домне, Я горжусь тем, что моя бараки для рабочих,лесопил- ловко, несмотря на возраст, трудовая биография начина- КУ - поднялся наверх, где побе- лась на Новолипецком. Гор- Однажды заглянул к нам седовал с горновыми. Разго- жусь, что трудится сейчас директор завода Я.А. Вер- вор шел о том. что волнует здесь мой внук, Сергей Вла- зип и спрашивает: кто мо- рабочего человека — об ор- димирович Соколов. У МАСТЕРОВ ПРОКАТКИ ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 1959 г. 6 января. День рождения ЭСПЦ. Впервые в мире в комплексе с электропечами была освоена стопроцентная разливка стали на установ­ ках непрерывной разливки (УНРС). 29 сентября. Выдан первый кокс на введенном в эксплуа­ тацию коксохимическом производстве. 1960 г. 8 июня. Прокатана первая полоса трансформаторной стали на стане пущенного в эксплуатацию цеха холодной прокатки ЛПЦ-2. 1962 г, 20 февраля. Пущена до­ менная печь № 3 про­ ектной производительностью 1245000 тонн чугуна в год. 1964 г. 30 нюня. Построена самая мощная в стране аглофабри­ ка. На машине № 1 получе­ ны первые тонны агломерата. 1965 с, 31 марта. Пущена первая очередь атотнотукового про­ изводства, на котором была освоена выработка мине­ ральных удобрений в других видов продукции. 1966 г. 18 марта. Введен в экс­ плуатацию кислородно-кон­ верторный цех № и 1967 г. М марса. В строй дейст­ вующих вошла четвертая до­ менная печь завода. 1969 г. 2 августа. Прокатаны пер­ вые тонны слябов конвертор­ ной стали в новом цехе со» рячей прокатки ЛПЦВ. 1909—1970 гг» Пущены коксовые батарея ^нового тина с установками сухого тушения кокса, В эти же годы ШШЗ стал предприятием с полным ме­ таллургическим циклом по всем четырем переделам: производством агломерата и кокса, выплавкой чугуна, стали, выпуском гомвай-про- кятной продукции. 1971 г. 22 января. Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР коллектив НЛМЗ за успешное выполнение за­ даний во освоению новой тех­ ники, увеличение выпуска металла и достижение высо­ ких технике-эконвшетееккх показателей награжден выс­ шей наградой Родины — ор­ деном Ленина. 1973 г. 4Тфевраля. Пущена домка № 5 объемом 3200 кубомет­ ров. 1974 г. 16 декабря. Построенный за рекордно короткий ерше второй конверторный цех ки­ дая'первый стальной сляб, 1978 г. 7 ноября. Получена-первая плавка чугуна на шестой дом­ не-гиганте с самой высокой степенью автоматизации сре­ да печей страны. 1960 г. 22 апреля. В день И Ой годовщины со дня рождения В. И. Ленина на заводе про­ изошло важнее событие — в новом четвертом листопрокат­ ном цехе получен первый ру­ лон автолиста. 1931 г. 2 июня. На шестой домен- ней кечи выплавлена 100- шшлнонная тонна чугуна. 1983 г. 12 мая. В этот день на заводе выплавлена 100-шш- лионная тонна стали. Июнь. Учитывая слож­ ную структуру и комбиниро­ ванный характер одного из крупнейших металлургичес­ ких заводов страны, Мини­ стерство черной металлургии СССР реорганизовало пред­ приятие в металлургический комбинат. 1984 г. Март. Центральный Ко­ митет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР при­ своили имя Ю. В. Андропова Новолнпецкому металлурги­ ческому комбинату. Одной нз лучших на пятиклетевом стане яв­ ляется бригада Ю. Л. Гадецкого. В четвертый лис­ топрокатный Юрий Леонидо­ вич (на снимке справа) н его первый помощник Иван Владимирович Маликов при­ шли уже. умелыми вальцов­ щиками . Оба они прошли хорошую рабочую школу. Около сотни километров в час скорость прокатки на пяти­ клетевом стане, и здесь уже невозможно обойтись без помощи ЭВМ. В цехе самый мощный на комбинате центр управления технологически, ми процессами. Работают здесь отличные специалисты, такие, как старший инженер- программист В. П. Рубанов, начальник сектора техобслу­ живания М. И. Староватых и начальник смены ЭВМ Н. Д. Катасонов. На агрегатах упаковки металл готовится к отправке заказчику. Фото А. Щурова. Не повезло: надеялся за­ стать бригаду в утреннюю смену, а оказалось — она выходит с четырех. Но в парткоме третьего листопро­ катного цеха дали адрес: опорный пункт народной дружины Левобережного района- Там можно встре­ титься со старшим резчиком Владимиром Кузьминым, за­ местителем командира ком­ сомольского оперативного отряда комбината. Мне уже рассказали, что он руководит лучшей молодежной брига­ дой, награжден знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» двух степеней и «Трудовая доблесть». Как стал бригадиром? Тут целая история. После школы окончил техническое училище, стал токарем в ре­ монтном цехе прокатного оборудования. Но чувствовал —не своим делом занялся. ИМ ДОВЕРЕНО БУДУЩЕЕ Разговорились раз с масте­ ром, и тот посоветовал: — Раз не нравится, то не мучай себя. Приобрел новую специаль­ ность — оператора. Повез­ ло, что попал в комсомоль­ ско-молодежную бригаду рез­ чиков металла, которой ру­ ководил Александр Тузов. Многому у него научился- Когда вернулся из армии в свой цех, то поразился происшедшим переменам. Тузов ушел в четвертый ли­ стопрокатный, за ним по­ тянулись другие ребята. Из «старичков» осталось не­ сколько человек. К тому времени вернулись из армии резчики Александр Зимарин, Валерий Боев. Сер­ гей Неравных, Геннадий Ве- ретин, машинист крана Юрий Квасов. Бригада ско- мплектовалаеь. Собрались вместе посоветоваться. Реши­ ли: бригадный метод с при­ менением коэффициента тру­ дового участия требует от всех равной отдачи, а пото­ му послаблений любителям отсидеться за чужой спиной не давать. Работала как-то бригада в ночную смену. Все шло хо­ рошо: норму по порезке ме­ талла перевыполнили. А тут как назло не подали ваго­ ны. Некуда грузить готовую продукцию. Минут за сорок до конца смены, наконец, пришел порожняк. — Нам уже сворачивать­ ся пора, все равно план за­ валили, — сказал кто-то. — Не хочешь ‘работать — скатертью дорога! — не вы­ держал групкомсорг Саша Зимарин. — По местам, — только и сказал Володя Кузьмин. Одна за другой лачки ме­ талла исчезали в вагонах. И ведь успели. Со смены возвращались вместе. Ребята беззлобно подшучивали, вспоминая со­ бытия минувшей ночи. Гля­ дя на них, бригадир улыбал­ ся. Сегодня он, на­ конец, убедился, что есть не просто бригада по штатному расписанию — сложился коллектив едино­ мышленников. С этого дня бригада нача­ ла набирать темпы, выхо­ дить в лидеры соревнования. И вдруг происшествие. Забра- рела зрелость ла из-за неправильной по­ резки. Виноват бригадир: не заметил вовремя, что оп­ равки дисковых ножей из­ ношены. Словом, наказали Кузьмина. К руководителям листо­ прокатного явилась вся бригада: «Вместе работаем — всех и наказывайте. А брак мы сами исправим». Общие заботы, интересы сдружили ребят. Вновь комсомольско-моло­ дежная вернула себе былую славу. Лидирует в соревно­ вании среди коллективов комбината: к юбилею пред­ приятия порезано сверх пла­ на более Г 8 тысяч тонн ме­ талла, сэкономлено его за счет отгрузки по теоретиче­ скому весу 3660 тонн. По­ казатели высокие. Они под­ тверждают, что бригада об- ковали целую партию метал В. ЯКУНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz