Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
/ ! М ОЯ С У Д Ь Б А п ОСЛЕ ночного дождя помышлял. В начале пятиде- ли диплом, а на следующий нов, начальник цеха Геор- — лишь маленький эпизод, ботинок. Но ждать, когда за- хоре радостных голосов. А палые листья мягко сятых страна еще залечива- день он уже спешил на Но- гий Петрович Трухман... А испытание характера, во- вал остынет, было нельзя, у стоявшего рядом монтаж- пр\жинят под ногами, ла раны воины, реконструи- волипецкий, в первый кон- Впрочем, той первой весной ли, преданности своему делу И он вместе с другими чле- ника-француза — фирма, Пахнет прелью- Тихо. Ребя та, заядлые грибники, зате рялись где-то за деревьями. О Ч ЕР К о г о н ь ДУШИ ровала и восстанавливала вертсфвый цех, где пред- цеха все они были молоды- заводы, строила новые стоял» трудиться. Впрочем, ми подручными, и по отчест- - предприятия. Приобретен- цеха, как такового, в 1964 ву называли друг друга Такие вылазки за городдля ная в «ремеслухе» специ- году еще не было, и до ра- только шутя бригады каждый раз — праздник. После дней, на полненных нелегкой работой у конверторов, когда горя чее дыхание агрегатов опа ляет лицо, а пропотевшая рубашка не раз за смену высохнет и вновь станет мокрой, иначе ценишь и лас ковое прикосновение про хладного ветерка, и каплю росы, драгоценным камнем вкрапленную в кружево пау тины. Солнце светит по-летне. му ярко. Присев на мшистый ствол упавшего дерева, Кун- ченко с наслаждением вды хает сырой аромат осени. Глаза, не мигая, без малей шего напряжения смотрят на солнце. Мелькает мысль: «Видно, за годы работы с металлом привык к яркому свету. Ведь каждая плавка, что солнечное зарево». Говорят, долгое созерца ние огня располагает к вос поминаниям, настраивает на философский лад- Может быть, и так. Только вот са мому этого испытать не до велось, хотя провел рядом с продолжалось еще долго, нами бригады орудовал Первый конверторный не это-м пекле лопатой, ломом, зря называют лабораторией киркой, пока не очистится черной металлургии. Многое путь шлаковозу. Так было альность монтажника была и нужной, и почетной. Все перевернула та па мятная командировка в Че реповец, где довелось мон тировать первую и вторую домны комбината. Молодой, но ловкий и умелый мон тажник, он лихо делал свою работу,ни в чем не уступая опытным мастерам. Навер ное, поэтому и предложили ему, когда закончился мон таж, участвовать и в налад ке Оборудования- Командировка подходила к концу. Оставалась самая малость — сдать печь экс плуатационникам, те прове рят ее в деле и — здравст- огнем всю жизнь. Слишком вуй, новая стройка! Но вот буйно и своенравно пламя эта-то малость — выпуск кипящей стали, оно держит тебя в постоянном напря жении. А воспоминания — так к чему они обычно приходят вот в такие тихие, светлые дни, как этот. И пусть ря дом не тлеет даже неболь шой походный костерок, огонь занимает в них глав ное место... В первого чугуна, при кото ром по долгу службы при сутствовал и наладчик из Липецка Володя Кунченко, •— начисто перечеркнула его планы. Может, и впрямь есть в буйстве кипящего метал ла ^акая-то магия, если па мять о той плавке он пронес и через годы службы в ар. мни, и через многие строй- САМОМ начале пути ки, чтобы прийти к твердо- села Владимировна о ние — быть металлургом, профессии металлурга и не ...Только вчера вручи- боты по новой специальнос ти было далеко. А пока мо лодой металлург «тряхнул стариной», помогая монтаж никам собирать и отлажи вать оборудование, кото, рое и сам-то видел впервые. А когда пришел день первой плавки, как ни обидно, участвовать в ней не довелось. Это ведь как жребий тянуть: какой смене повезет. Его бригада проверяла и готови ла агрегат, разогревала фу теровку. А плавку отлично провела смена мастера А. М. Поживанова, нынешнего главного инженера комбина та. С того дня 16 марта 1966 года и начался отсчет биографии первого конвер торного цеха. И вот ведь какая неувязка получается: цеху восемнадцать лет, а Владимир Андреевич тру дится в нем уже двадцатый год- Таких ветеранов, рабо тающих здесь дольше, чем существует сам цех, сегодня можно по пальцам пересчи тать. Машинист дистрибу тора Виктор Петрович Бы стров, сталевар Александр Николаевич Бородин, мастер Николай Дмитриевич Нау- К РАБОТА кипящего металла... Казалось бы, за двадцать лет можно утратить этот вос торг, растворить в обыден ности то первое юношеское впечатление. Но по-прежне му завороженно смотрит на огненную струю Владимир Андреевич. Хотя, что греха таить, были в его жизни'мо менты. когда появлялся соб лазн сменить синие очки ста левара на привычную каску монтажника. ...Рукоятки тяжелой, в полтонны весом тачки буд то выворачивают плечи из суставов, и не понять: то ли ты толкаешь груз, то ли тележка сама, катясь, та. щит тебя за собой—с ее ог ромной массой почти не со владать. И все же нужно до везти флюсы к конвертору, ссыпать их в сталеразливоч ный ковш. Иначе — брак- И так — из смены в смену, месяц за месяцем. Выматы вались даже самые крепкие, а его-то при среднем росте и хрупком сложении здоро вяком не назовешь. Высто ял. Сейчас тачек тех даже для музея не сохранилось: флюсы уже давно загружают автоподъемниками. Но это из того, что создано здесь, создано впервые в мировой практике. И лишь те, кто стоял у истоков, знают, как нелегко давался каждый шаг. Кунченко не изобретал новинок, он их испытывал. А для этого, помимо прочих качеств, нужна и большая смелость: трудно предсказать, как по ведет себя металл при новой технологии. Интенсивная продувка су лила выигрыш 4—5 минут времени на каждой плавке. Но обычным меркам неве лик срок. А в конвертор ном производстве это десят ки дополнительных плавок, сотни тысяч тонн стали. Ох, как буйствовал поначалу ме талл, выплескиваясь из гру ши конвертора, словно не желал подчиняться челове ку. Пышущнй жаром рас плав добирался до нулевой отметки, заливая рельсы шлаковозов и сталевозов. Промедлишь, не успеешь расчистить железнодорож ные пути — некуда будет слить плавку. Значит, срыв графика, цех выбьется из ритма. Дымилась роба. Горели толстые подошвы рабочих они все Г ' о в в которой он работал, так же участвовала в возведе нии комбината — улыбаю щиеся глаза подернулись влагой. — Почему слезы, Орио? — Рад за русских. Ведь я до последнего момента не верил, что установка будет действовать. Больше десяти лет с тех пор прошло- Наверное, за эти годы бывший ученик Али Бен-Шауи стал опыт ным сталеваром, сам настав ляет новичков. Может, при вез от него весточку Володя Цыпкин, недавно вернув шийся из командировки в Алжир? I Л 3 ЗАДУМ- в | / | ч и в О С Т И вывели ио не раз, но металл таки укротили. ОЛНЦЕ в самом зе- |нмте, однако нежное 1 прикосновение лу чей едва ощущается. Лас ковое солнце России... Разве слышавшиеся вдалеке голоса сравнишь его с яростным ребят. Весело смеется Саша светилом, жестоко опаляв- Терехов — видно, на гриб- шим непривычную к афри- и0е место напал. Хороший канской жаре кожу? Как парень, отличный металлург скучал он по дому, друзьям, — им Владимир Андреевич неброской родной природе, особенно гордится. Ни в чем когда вместе с другими по- сегодня не уступит Алек- •ланцами Новолипецкого сандр наставнику, комбината помогал далекой Ученики.-. Их у Кунченко развивающейся стране нала- не один десяток. Ими до живать собственную метал- вольны в первом и втором лургию. Но не только тоска конверторных цехах НЛМК, тех лет осталась в памяти, многие сами стали опытны- Осталось чувство огромной ми наставниками. Его шко- гордости за свою страну, в лу прошли у конверторов короткие сроки построившую Новолипецкого комбината современный конверторный сталевары из Югославии, цех на Эль-Ходжарском ме- Индии и Болгарии. И таллургическом комбинате, Комсомольске - молодежная за друзей, щедро отдававших бригада Александра Терехо- свои знания и опыт начи- ва, в которой Кунченко — тающим алжирским метал- единственный ветеран, тоже лургам. Каким праздником для всех был пуск цеха! Когда установка непрерывной разг ливни стали выдала первый малиновый с синеватым от ливом сляб, русское «ура!» четко выделялось в общем состоит из его учеников. Вот идут они — Виктор Куроч кин. Александр Проскурин, Николай Васильев — и го ворят почему-то не о гри бах, а о предстоящей смене. О. СОКОЛОВ. Р И Т М Ы МАГИСТРАЛЕЙ СЛОВО П Е Р В О П РО Х О Д Ц А М На территории локомо тивного депо, поднятый на пьедестал, стоит паровоз серии «9-П». «Малыш» — так ласково называли желез нодорожники эту маневрен ную и миниатюрную машину. Немало грузов перевез пое ного труда!» железнодорож ники 1л раз занимали при зовые места. За этими циф рами — самоотверженный труд машинистов, состави телей поездов, ремонтников, путевых рабочих. Поиск ре зервов шел на каждом рабо- ледний на Новолипецком па- чем месте- Так, за счет уме- ровоз, прежде чем стать лого применения механиз- памятником веку пара и па- мов при разгрузке, четкого мятью о людях, трудивших- соблюдения графиков уда- ся на железных дорогах лось уменьшить простой ва- комбината. гонов МПС на 1,5 часа лро- Двадцать лет назад, когда тнв нормы. Полтора часа — я пришел работать в цех, та- казалось бы, невелико вре- кие паровозы были не в ди- коцинку. На них еще труди лись машинисты — свидете ли рождения комбината- Рассказывали: в первый год мя, однако это помогло до срочно высвободить 2 1 ты сячу вагонов. А какой эффект дает ра бота локомотиво-состави- В. Н . Кондратьев На строительство Но волипецкого металлургиче ского завода в марте 1931 года была откомандирована группа инженеров и техни- ков-ироектантов с «Азовста- ли». Четырнадцать человек во главе с архитектором А. И. Воробьевым. Разместились в доме крестьянина на Пер вомайской улице и сразу же задумались: с чего начинать? Чертежных досок у нас не было, не хватало нужных принадлежностей для работы, только угольники деревян ные да линейки. Готовальня одна на троих. Потом доски нам чертежные сделали, и мы, подложив под них поле нья, начали проектировать первые объекты Новолипец кого — склады, столовые, работы Новолипецкого здесь тельских бригад меньшим со- было всего девятнадцать ки лометров железнодорожных путей, пятнадцать паровозов да шестьдесят вагонов. Объ ем перевозок составлял 74 тысячи тонн. Понятна гор дость ветеранов, сообщав ших мне, тогда еще нович ку: за 30 лет протяженность путей выросла до двухсот километров, в десятки раз увеличился грузооборот, по полнился локомотивный парк. И вот комбинату уже пол века, он стал одним из круп нейших центров отечествен ной металлургии. Под стать гиганту разрослась его транспортная Сеть. Сегодня железнодорожный транс порт — это мощное совре менное хозяйство, в состав которого входят 2 1 станция ^ общей протяженностью пу тей более 500 километров, локомотивное и вагонное де по, десять пунктов техосмот ра локомотивов и вагонов. Словно артерии, питаю- ставом! Обычно в бригаду входят три человека: маши нист, его помощник и со ставитель поездов. А у нас бригада сейчас состоит из машиниста и помощника, ли бо машиниста и составителя. Обязанности третьего члена бригады они делят между собой. Экономисты подсчи тали, что каждая бригада с меньшей численностью сбе регает управлению в сред нем пять тысяч рублей за год, а таких коллективов — более трехсот! Или взять такой резерв, как освоение смежных спе циальностей. Во многих эки пажах машинисты и их по мощники имеют квалифика цию слесарей по ремонту тепловозов. У нас не таят секретов мастерства. Напротив, дости жения лучших становятся достоянием всего коллекти ва. Так, обобщен и распро странен опыт работы брига ды Ю. В. Медведева, в свое щие живой организм, прони- время изучался и был при зывают комбинат во всех на- менен на практике опыт моей правлениях стальные рель- бригады. сы. Окатыши, агломерат, Трудно рассказать обо кокс и флюсы для домен, чу- всех достижениях железнодо- гун для конверторов, слябы рожников, невозможно пере- и подкат к прокатным ста- числить в газете имена всех нам — все это доставляется хороших людей, рядом с ко- в цеха комбината по желез- торыми мне довелось тру- ным дорогам. Ни на секун- диться. Поэтому скажу лишь, ду не прерывается этот пи- что, пусть мы" не стоим у тающий организм комбина та поток: 133 тепловоза и 2600 вагонов надежно обес печивают снабжение всех подразделений, перевозят доменных печей и прокатных станов, но и сверхплановый чугун, и дополнительный ав толист или трансформатор ная сталь — это и наша 110 миллионов тонн грузов победа. в Г°Д- За годы работы на Ново- Нынче управление желез- липецком я хорошо узнал подорожного транспорта — своих товарищей по труду, один из самых крупных це- не раз был свидетелем их хов. Здесь трудится почтц высокого мастерства, видел, три тысячи человек. И каж- как на деле проявлялась дый из них стремится де- взаимопомощь, всегда чувст- лать свое дело на совесть, вовал опору в своем коллек- В этом юбилейном году, к тиве. Наверное, поэтому примеру, производительность когда пришла пора уходить локомотива возросла до 125 на пенсию, не смог рас- тонн в час и является луч- статься с любимой работой; шей в отрасли. При обяза- с окружающими меня людь- тельстве повысить произво- ми. Решил: пока медицин дительность труда на 1,3 ский контроль прохожу бла- процента дополнительно к гополучно, кабину теплово- заданию она увеличена на 2,7 процента. Себестоимость перевозок снижена на 2,9 процента к плану. В социа листическом соревновании под девизом «50-летию ком бината — 50 недель удар- за не покину- В. ТЕСЕЛКИН. машинист тепловоза управления железнодо рожного транспорта НЛМК. жет спроектировать конюш ню на сто лошадей? Вызвал ся я, и Ян Андреевич тут же поинтересовался, сколько на это времени понадобится. «Через две недели проект будет готов», — отвечаю- Справился я с заданием до срочно’, и директор, номшо. приказал меня поощрить: выдать талон в магазин на покупку брюк и рубашки... С . Н . Паршин ганизации труда, снабжении, быте... После встречи с Калини ным мы трудились еще усе рднее, еще шире разверну лось соревнование между це хами. В. А . Углмнский До сих пор, как сегодня, в памяти тот день, когда на Новолинецком выдала пер вую плавку первая домна. Трудно передать тогдашнее настроение: люди обнимали друг друга, поздравляли, многие не могли скрыть слез радости..- Из уст в уста повторялись имена участни- Наиболее памятным из тех лет остался для меня день, когда наш Новолнпец- кий посетил всесоюзный ста роста Михаил Иванович Ка- ков плавки. Мы по-хорошему линии- С большим внимани- завидовали им — горновым ем слушали мы его теплые И. И. Шмидту, П. М. Лиз- слова, обращенные к метал- неву, газовщику И. И- Нва- лургам. Потом Михаил Ива- нисову и другим, нович направился к домне, Я горжусь тем, что моя бараки для рабочих,лесопил- ловко, несмотря на возраст, трудовая биография начина- КУ - поднялся наверх, где побе- лась на Новолипецком. Гор- Однажды заглянул к нам седовал с горновыми. Разго- жусь, что трудится сейчас директор завода Я.А. Вер- вор шел о том. что волнует здесь мой внук, Сергей Вла- зип и спрашивает: кто мо- рабочего человека — об ор- димирович Соколов. У МАСТЕРОВ ПРОКАТКИ ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 1959 г. 6 января. День рождения ЭСПЦ. Впервые в мире в комплексе с электропечами была освоена стопроцентная разливка стали на установ ках непрерывной разливки (УНРС). 29 сентября. Выдан первый кокс на введенном в эксплуа тацию коксохимическом производстве. 1960 г. 8 июня. Прокатана первая полоса трансформаторной стали на стане пущенного в эксплуатацию цеха холодной прокатки ЛПЦ-2. 1962 г, 20 февраля. Пущена до менная печь № 3 про ектной производительностью 1245000 тонн чугуна в год. 1964 г. 30 нюня. Построена самая мощная в стране аглофабри ка. На машине № 1 получе ны первые тонны агломерата. 1965 с, 31 марта. Пущена первая очередь атотнотукового про изводства, на котором была освоена выработка мине ральных удобрений в других видов продукции. 1966 г. 18 марта. Введен в экс плуатацию кислородно-кон верторный цех № и 1967 г. М марса. В строй дейст вующих вошла четвертая до менная печь завода. 1969 г. 2 августа. Прокатаны пер вые тонны слябов конвертор ной стали в новом цехе со» рячей прокатки ЛПЦВ. 1909—1970 гг» Пущены коксовые батарея ^нового тина с установками сухого тушения кокса, В эти же годы ШШЗ стал предприятием с полным ме таллургическим циклом по всем четырем переделам: производством агломерата и кокса, выплавкой чугуна, стали, выпуском гомвай-про- кятной продукции. 1971 г. 22 января. Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР коллектив НЛМЗ за успешное выполнение за даний во освоению новой тех ники, увеличение выпуска металла и достижение высо ких технике-эконвшетееккх показателей награжден выс шей наградой Родины — ор деном Ленина. 1973 г. 4Тфевраля. Пущена домка № 5 объемом 3200 кубомет ров. 1974 г. 16 декабря. Построенный за рекордно короткий ерше второй конверторный цех ки дая'первый стальной сляб, 1978 г. 7 ноября. Получена-первая плавка чугуна на шестой дом не-гиганте с самой высокой степенью автоматизации сре да печей страны. 1960 г. 22 апреля. В день И Ой годовщины со дня рождения В. И. Ленина на заводе про изошло важнее событие — в новом четвертом листопрокат ном цехе получен первый ру лон автолиста. 1931 г. 2 июня. На шестой домен- ней кечи выплавлена 100- шшлнонная тонна чугуна. 1983 г. 12 мая. В этот день на заводе выплавлена 100-шш- лионная тонна стали. Июнь. Учитывая слож ную структуру и комбиниро ванный характер одного из крупнейших металлургичес ких заводов страны, Мини стерство черной металлургии СССР реорганизовало пред приятие в металлургический комбинат. 1984 г. Март. Центральный Ко митет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР при своили имя Ю. В. Андропова Новолнпецкому металлурги ческому комбинату. Одной нз лучших на пятиклетевом стане яв ляется бригада Ю. Л. Гадецкого. В четвертый лис топрокатный Юрий Леонидо вич (на снимке справа) н его первый помощник Иван Владимирович Маликов при шли уже. умелыми вальцов щиками . Оба они прошли хорошую рабочую школу. Около сотни километров в час скорость прокатки на пяти клетевом стане, и здесь уже невозможно обойтись без помощи ЭВМ. В цехе самый мощный на комбинате центр управления технологически, ми процессами. Работают здесь отличные специалисты, такие, как старший инженер- программист В. П. Рубанов, начальник сектора техобслу живания М. И. Староватых и начальник смены ЭВМ Н. Д. Катасонов. На агрегатах упаковки металл готовится к отправке заказчику. Фото А. Щурова. Не повезло: надеялся за стать бригаду в утреннюю смену, а оказалось — она выходит с четырех. Но в парткоме третьего листопро катного цеха дали адрес: опорный пункт народной дружины Левобережного района- Там можно встре титься со старшим резчиком Владимиром Кузьминым, за местителем командира ком сомольского оперативного отряда комбината. Мне уже рассказали, что он руководит лучшей молодежной брига дой, награжден знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» двух степеней и «Трудовая доблесть». Как стал бригадиром? Тут целая история. После школы окончил техническое училище, стал токарем в ре монтном цехе прокатного оборудования. Но чувствовал —не своим делом занялся. ИМ ДОВЕРЕНО БУДУЩЕЕ Разговорились раз с масте ром, и тот посоветовал: — Раз не нравится, то не мучай себя. Приобрел новую специаль ность — оператора. Повез ло, что попал в комсомоль ско-молодежную бригаду рез чиков металла, которой ру ководил Александр Тузов. Многому у него научился- Когда вернулся из армии в свой цех, то поразился происшедшим переменам. Тузов ушел в четвертый ли стопрокатный, за ним по тянулись другие ребята. Из «старичков» осталось не сколько человек. К тому времени вернулись из армии резчики Александр Зимарин, Валерий Боев. Сер гей Неравных, Геннадий Ве- ретин, машинист крана Юрий Квасов. Бригада ско- мплектовалаеь. Собрались вместе посоветоваться. Реши ли: бригадный метод с при менением коэффициента тру дового участия требует от всех равной отдачи, а пото му послаблений любителям отсидеться за чужой спиной не давать. Работала как-то бригада в ночную смену. Все шло хо рошо: норму по порезке ме талла перевыполнили. А тут как назло не подали ваго ны. Некуда грузить готовую продукцию. Минут за сорок до конца смены, наконец, пришел порожняк. — Нам уже сворачивать ся пора, все равно план за валили, — сказал кто-то. — Не хочешь ‘работать — скатертью дорога! — не вы держал групкомсорг Саша Зимарин. — По местам, — только и сказал Володя Кузьмин. Одна за другой лачки ме талла исчезали в вагонах. И ведь успели. Со смены возвращались вместе. Ребята беззлобно подшучивали, вспоминая со бытия минувшей ночи. Гля дя на них, бригадир улыбал ся. Сегодня он, на конец, убедился, что есть не просто бригада по штатному расписанию — сложился коллектив едино мышленников. С этого дня бригада нача ла набирать темпы, выхо дить в лидеры соревнования. И вдруг происшествие. Забра- рела зрелость ла из-за неправильной по резки. Виноват бригадир: не заметил вовремя, что оп равки дисковых ножей из ношены. Словом, наказали Кузьмина. К руководителям листо прокатного явилась вся бригада: «Вместе работаем — всех и наказывайте. А брак мы сами исправим». Общие заботы, интересы сдружили ребят. Вновь комсомольско-моло дежная вернула себе былую славу. Лидирует в соревно вании среди коллективов комбината: к юбилею пред приятия порезано сверх пла на более Г 8 тысяч тонн ме талла, сэкономлено его за счет отгрузки по теоретиче скому весу 3660 тонн. По казатели высокие. Они под тверждают, что бригада об- ковали целую партию метал В. ЯКУНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz