Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)

П р о е к т Ц К К П С С О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФ ОРМЫ общ еобр а з о в а тел ь н ой и п роф ес с и он ал ь н ой ш к олы Курс партии на планомер­ ное и всестороннее совер­ шенствование развитого со. диалнзма, более полное рас­ крытие его гуманистической природы, дальнейшее повы­ шение творческой активно­ сти человека выдвигает пе­ ред советской школой боль­ шие и ответственные задачи. Наше в ремя отмечено глу­ бокими преобразованиями во всех сферах жизни людей — материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все ши­ ре развертывается научно- техническая революция. Осу. ществляется переход к ин­ тенсивному развитию эконо-» мики. Реализуютс я крупно­ масштабные комплексные со­ циально-экономические про­ граммы. Решаютс я важные проблемы развития социали­ стической демократии, ук­ репления советского образа жизни, формирования ново­ го человека. Г рандиозные задачи кон­ ца нынешнего и начала гря­ дущего столетий будут ре­ шать те, кто сегодня садит­ ся за школьную парту. Им предстоит продолжить дело Великого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы стра­ ны, за всесторонний прогресс общества, его успешное про­ движение по пути комму­ нистического строительства. Реф орма школы, намечае­ мая в соответствии с про­ граммными установками июньского (1 9 8 3 г.) Пленума ЦК КПСС, имеет своей целью поднять ее работу на новый качественный уровень, соответствующий условиям н потребностям общества развитого .социализма. Это дело большой важности, за ­ трагивающее интересы «гаж- дой семьи, всего советского народа. тического и физического раз­ вития; усовершенствовать учебные планы и програм­ мы, учебники и учебные по­ собия, методы обучения; устранить перегрузку уча­ щихся, чрезмерную услож ­ ненность учебного материа­ ла; — коренным образом улуч­ шить постановку трудового воспитания, обучения и про­ фессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку высо­ коквалифицированных рабо­ чих кадров в системе про- . фессионально - технического обучения; осуществить пере­ ход к всеобщему профессио­ нальному образованию моло­ дежи; — усилить ответствен­ ность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной й трудовой дисциплины, по­ высить их общественную активность на основе разви­ тия самоуправления в учени­ ческих коллективах; — поднять общественный •престиж и авторитет _учите­ ля, его теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить по­ требности системы народного образования в педагогиче­ ских кадрах; повысить зара­ ботную плату учителям' н мастерам производственного обучения, улучшить их жи­ лищно-бытовые условия, ме­ дицинское обслуживание, са­ наторное лечение; — укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений; — усовершенст в о в а т ь структуру общеобразователь­ ной и профессиональной школы и управление народ­ ным образованием. специалистов с высшим обра­ зованием из числа выпускни­ ков средних специальных учебных заведений по сокра­ щенным срокам обучения. 8. Улу чшение работы об­ щеобразовательной и профес­ сиональной школы, создание равных условий поступления в вузы для ее выпускников открывает новые возможнос­ ти для дальнейшего совер­ шенствования подготовки специалистов с высшим обра­ зованием. Расши рится соци­ альная база формирования контингентов вузов, повысит­ ся ответственное, сознатель­ ное отношение молодежи к получению высшего образо­ вания. Имеется в виду раз­ работать новые правила при­ ема в высшие учебные за­ ведения , рассмотреть при этом целесообразность сохра­ нения существующего поло­ жения об учете среднего балла аттестата при конкурс­ ном зачислении абитуриентов в вузы. III . Повышение качества учебно-воспитательного I. Школа в условиях совершенствования Н* Структура общего среднего развитого социализма 1. Становление и развитие социалистической системы народного образования не. отделимы от истории совет­ ского общества, героических революционных и трудовых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа со­ циализма открыли трудя­ щимся широчайшие возмож­ ности для овладения знания­ ми, всеми богатствами ду­ ховной культуры, для про­ явления талантов и дарова­ ний. , Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечива­ ющая на деле равенство всех граждан в получении обра­ зования независимо от ра­ совой и национальной при- надлежносТи, пола, отноше­ ния к религии, имуществен­ ного и социального положе­ ния. Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуры, честного труда на благо общества. У ист оков советской си­ стемы народного образования стоял великий Ленин. Ком­ мунистическая партия и- Со­ ветское государство последо­ вательно претворяют в жизнь ленинские идеи единой, тру­ довой, политехнической шко­ лы. В кратчайший историче­ ский срок страна шаг­ нула от массовой неграмот­ ности ко всеобщему средне­ му образованию молодежи. Создана система професси­ онально-технического обра­ зования, ставшая основным источником планомерной под­ готовки высококвалифици­ рованных рабочих кадров. Ши рокое развитие получило высшее и среднее специаль­ ное образование. Значитель­ но сблизились уровни обра­ зования классов и социаль. ных групп, наций и народ­ ностей, мужчин и женщин. Создание и(развитие со ­ ветской системы образования явились важнейшим факто­ ром утверждения социалисти­ ческой цивилизации, того гигантского взлета к верши­ нам современной науки, тех­ ники ' и культуры, который совершила Страна Советов. Это — крупный вклад в со­ кровищницу мирового опыта социалистических преобра­ зований. вдохновляющий при­ мер для государств, встаю­ щих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма пе­ ред капитализмом. 2. На с овременном этапе интересы быстрого и гармо­ ничного развития экономики и культуры, совершенство­ вания социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более ши­ рокого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. «Партия добива­ ется того, — подчеркнул на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов , — чтобы человек воспитывался у нас не про­ сто как носитель определен­ ной суммы знаний, но преж­ де всего — как гражданин социалистического общест­ ва, активный строитель ком­ мунизма, с присущими ему идейными установками, мо­ ралью и интересами, высо­ кой культурой труда и' по­ ведения». Насущные зада чи улучше­ ния всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания в соответствии с потребностями развития на­ шего общества и его перспек­ тивными целями диктуют не. обходимость чреформы обще­ образовательной и професси­ ональной школы. Шк ола дол­ жна растить, обучать и вос­ питывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в •которых они будут жить и работать. Предстоит вывести все от­ расли народного хозяйства на самые передовые рубе­ жи науки и техники, осуще­ ствить широкую автоматиза­ цию производства, обеспечить кардинальное повышение производительности труда, выпуск продукции на уров­ не лучших мировых образ­ цов. Все это требует от молодого человека, вступа­ ющего в самостоятельную жизнь, — инженера, техни­ ка, рабочего — самого сов­ ременного образования, вы­ сокого интеллектуального и физического развития, глу­ бокого знания научно-техни­ ческих и экономических ос­ нов производства, сознатель­ ного, творческого отношения к труду. Существенно обогащается и социальная функция обра. зования. Обеспечивая высо­ кий уровень знаний, необхо­ димый для продолжения уче­ бы в вузе, школа в то же время должна ориентировать молодежь 'на общественно • полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формиро­ вания личности и как сред­ ство удовлетворения потреб­ ности народного хозяйства в трудовых ресурсах. Нынеш­ н яя постановка обучения и воспитания, профессиональ­ ной ориентации еще не со­ ответствует этим требовани­ ям. Воспитание у каждого мо­ лодого человека осознанной потребности в труде объеди­ ненными усилиями школы, семьи, производственных кол­ лективов, средств массовой информации, литературы и искусства, всей нашей об­ щественности представляет задачу первостепенной эко­ номической, социальной и нравственной значимости. Возрастают требования к идейно-политическому вос­ питанию молодежи, форми­ рованию ее марксистско-ле­ нинского мировоззрения, чув­ ства ответственности, орга. низованности и дисциплины. В росте идейности, образо­ ванности и профессиональ­ ной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную пред­ посылку углубления социа­ листической демократии, все более широкого и эффектив­ ного участия масс в управ­ лении производством, госу­ дарственными и обществен­ ными делами. В условиях резкого обострения междуна­ родной обстановки нужно по­ высить бдительность н про­ искам агрессивных сил им­ периализма, ведущих огол­ телые атаки на социализм и рассчитывающих на полити­ ческую неискушенность мо­ лодых людей. Реф орма школы имеет целью также преодоление ря­ да негативных явлений, серь, езных недостатков и упуще­ ний, накопившихся в ее д е­ ятельности. Следует усо­ вершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобра­ зовательной, трудовой и про­ фессиональной подготовки, более широко применять ак­ тивные формы и методы, технические средства обуче­ ния, целеустремленно осу­ ществлять принцип единства обучения и воспитания, тес­ ную связь семьи, школы и общественности. Не обходимо решитёльно Искоренять любые проявле­ ния формализма в содержа­ нии и методах учебно-воспита­ тельной работы и жизни ш К о а лы, в оценке знаний уча­ щихся, преодолевать так на­ зываемую процентоманию. 3. Осуществить реформу общеобразовательной и про­ фессиональной школы -г-зна­ чит решить следующие ос­ новные задачи: — повысить качество об­ разования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподава­ ния каждого предмета, проч­ ное овладение основами на­ ук, улучшение идейно-поли­ тического, трудового и нрав­ ственного воспитания, эсте- и профессионального образования 4. Предлагается устано- общего среднего и професси- вить следующую структуру онального образования: начальная школа неполная средняя школа средняя общеобразователь­ ная и профессиональная школа Средняя общеобразова­ тельная школа становится одиннадцатилетней. Обуче­ ние детей в школе предлага­ ется начинать на год рань­ ше — с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспи­ тания, охватывающей ныне абсолютное большинство д е­ тей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе предполагается осуществить постепенно, в Течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополни­ тельных ученических мест, подготовки учительских кад- рор, с учетом желания ро­ дителей, уровня развития детей, местных условий. На п ервом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем воз­ расте, а обучение детей-ше- стилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старигйх группах детских садов. В начальной школе (I— IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обес­ печить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементар­ ным трудовым навыкам, од­ новременно уменьшить на­ грузку учащихся н облег­ чить последующее усвоение основ наук. Неп олная средняя школа (V— IX классы) предусмат­ ривает, как и ныне, изуче­ ние основ наук в течение пя­ ти лет. С окончанием девя­ того класса школьники в возрасте пятнадцати лет по­ лучают неполное среднее об­ разование. В основном ре­ шается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по про­ фессиональной ориентации создаются условия, облегча­ ющие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения .общего среднего и профессионального образо­ вания по разным каналам. Средняя общеобразова­ тельная и профессиональная школа включает X —XI классы общеобразовательной школы, профессионально- технические училища, сред­ ние специальные учебные за ведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образова­ ние молодежи, ее трудовую и профессиональную подготов­ ку. 5. Соотношение между по­ токами дальнейшего обуче­ ния выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребно­ стями народного хозяйства, с учетом желаний, наклонно­ стей и способностей уча­ щихся. Численность и удель­ ный вес выпускников девя­ тых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся при­ мерно вдвое. При этом долж­ ны учитываться особенности Отдельных регионов, города и села. У чащимся VIII—XI клас­ сов предоставляется воз­ можность углубленного изу­ чения по их выбору отдель­ ных предметов физико-мате­ матического, химико-биологи­ ческого и общественно-гума­ нитарного циклов с помощью факультативных занятий. Трудовое обучение в X—XI классах сочетается с овладе­ нием массовыми профессия­ ми, требующимися для ма­ териального производства и непроизводственной сферы. Выпускники средней обще­ образовательной школы для получения более высокой I— IV классы; V— IX классы; X—XI классы общеобра­ зовательной школы; средние профессиональ­ но-технические учили­ ща; средние специальные учебные заведения. квалификации или Сложной профессии поступают на од­ ногодичные отделения сред­ них профессионально-техни­ ческих училищ, в средние специальные учебные заведе­ ния с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. Часть из них пойдет работать в на­ родное хозяйство в соответ­ ствии с трудовой подготов­ кой, полученной в одиннадца­ тилетней средней школе. С учетом пожеланий молодежи, родительской общественно­ сти, трудовых коллективов целесообразно изучить воп­ рос о возможном снижении возрастных ограничений п о . ряду профессий. Таким образом, в течение одной-двух пятилеток всеоб­ щее среднее образование мо­ лодежи будет дополнено ее всеобщим профессиональным образованием. Всем молодым людям до начала трудовой дёятельности предоставится возможность овладения про­ фессией. В перспективе это приведет к сближению и объединению общеобразова­ тельной и профессиональной школы, что явится дальней­ шим развитием и воплоще­ нием ленинских идей о еди­ ной, трудовой, политехниче­ ской школе. 6. Существующие ныне различные типы профессио­ нально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведе­ ния — «Среднее профессио­ нально-техническое учили­ ще» с соответствующими от­ делениями по профессиям, срокам обучения в зависимо­ сти от уровня образования поступающих. Выпускники девятых классов обучаются в средних .профессионально- технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая об­ щее среднее образование. Выпускники одиннадцати- летцей школы получают в них профессию при годичном сроке обучения. Средние профессионально- технические училища специа­ лизируются на подготовке высококвалифицированн ы х рабочих для соответствую­ щих отраслей народного хо­ зяйства и создаются на базе производственных объедине­ ний, предприятий, строек и организаций, а в сельской местности — районных агро­ промышленных объедине­ ний, совхозов, колхозов, меж­ хозяйственных предприятий. Взаимоотношения базовых предприятий и профтехучи­ лищ регламентируются поло­ жением, утверждаемым Со­ ветом Министров ССС Р. 7. Важна я роль в подго­ товке молодежи принадлежит средним специальным учеб­ ным заведениям (технику­ мы, педагогические, меди­ цинские училища и другие). Они готовят квалифициро­ ванных специалистов и орга­ низаторов первичных звеньев производства, просвещения, здравоохранения, культуры, сферы обслуживания, попол­ няют ряды самого многочис­ ленного отряда специалистов народного хозяйства и одно­ временно участвуют в реше­ нии 1задачи всеобщего сред- негр образования. Не обходи­ мо и дальше Повышать ка­ чество подготовки нужных народному хозяйству специа­ листов со средним специаль­ ным образованием. В последнее время расши­ рилось обучение в технику­ мах молодежи с законченным средним образованием Целе­ сообразно сохранить источим, ком комплектования этих учебных заведений и непол­ ную среднюю школу. Следу­ ет развивать опыт подготовки 9. Важнейшая, непреходя­ щая задача советской школы — давать подрастающему по­ колению глубокие и прочные знания основ наук, выраба­ тывать навыки н умения при­ менять их на практике. Предстоит привести в соот­ ветствие с требованиями со­ циально-экономического и научно-технического прогрес­ са, возрастными особенностя­ ми учащихся учебные планы, программы, учебники, учеб­ но-наглядные пособия. ДлЪ совершенствования со­ держания образования необ­ ходимо: — уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить пере­ грузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, вто­ ростепенного материала; •— предельно четко изло­ жить основные понятия и ве­ дущие идеи учебных дисцип­ лин, обеспечить необходимое отражение в них новых до­ стижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку трудо­ вого воспитания,^ обучения и профессиональной ориента­ ции в общеобразовательной школе; усилить политехниче­ скую направленность содер­ жания образования. Б ольше уделять внимания практиче­ ским и лабораторным заня­ тиям, показу технологиче­ ского применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональ­ ной ориентации молодежи; — вооружать учащихся знаниями и навыками ис­ пользования современной вы­ числительной техники, обес­ печить широкое применение компьютеров в учебном про­ цессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты; — по каждому предмету и классу определить оптималь­ ный Объем умений и навы­ ков, обязательных для овла­ дения учащимися. В школах, профтехучили­ щах, средних специальных учебных заведениях обеспе­ чить строгую преемствен­ ность обучения и воспита­ ния, единый уровень общеоб­ разовательной подготовки, учитывая при этом особенно­ сти национальных учебных заведений. Принять дополни­ тельные меры по улучшению условий для изучения наряду с родным языком русского языка, добровольно принято­ го советскими людьми в ка­ честве средства межнацио­ нального общения. Свободное владение русским языком должно стать нормой для мо­ лодежи, оканчивающей сред­ ние учебные заведения. 10. В средних профессио­ нально-технических учили­ щах особое внимание уде­ лить общеобразовательной подготовке. Не обходимо обес­ печить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономиче­ скими, экономическими и другими специальными Пред­ метами, особенно связанны­ ми с развитием новой техни­ ки и технологии, автомати­ ческих манипуляторов (про­ мышленных роботов). Полнее использовать боль­ шие возможности системы профессионально - техн и ч е - ского образования для повы­ шения качества подготовки рабочих кадров. Предстоит совместно с министерствами и базовыми предприятиями разработать новые програм­ мы производственного обу­ чения и производственной практики учащихся, исходя из единых требований к под­ готовке рабочих определен­ ной профессии и квалифика­ ции. Проводить производст­ венную практику в составе лучших бригад и звеньев, под руководством наставни­ ков, новаторов производства н ветеранов труда. 11. Совершенствовать фор­ мы, методы и средства обу­ чения. На ряду с уроком — основной формой . учебного процесса — в старших клас­ сах школ, в профтехучили­ щах и средних специальных учебных заведениях шире практиковать лекции, семи­ нарские занятия, собеседова­ ния, практикумы, консульта­ ции. У чителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе над кни­ гой и другими источниками знаний, помогать им выраба­ тывать самостоятельность мышления. Ставится задача умень. процесса шить предельную наполняе­ мость классов, постепенно довести ее в I— IX классах до 30 человек, в X —XI клас­ сах — до 25 человек. У совершенствовать дейст­ вующие и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Высокая идейность и научность, до­ ступность и краткость, точ­ ность, ясность и живость из­ ложения, совершенство мето­ дического аппарата — не­ отъемлемые требования к каждому учебнику.. Привле­ кать к их написанию лучших учителей, опытных методис­ тов, видных ученых, осущест­ вить меры по дополнительно­ му стимулированию труда авторов. Расши рить полигра­ фические мощности и произ­ водство высококачественных материалов для издания учебников на языках народов ССС Р. П олностью удовлетво­ рить потребности в учебной, справочной и научно-попу­ лярной литературе по осно­ вам наук и факультативным курсам. 12. Незыблем ой основой коммунистического воспита­ ния учащихся является фор­ мирование у них марксист­ ско-ленинского мировоззре­ ния. Важно, чтобы препода­ вание всех и обществоведче­ ских, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материали­ стические представления, атеистические взгляды, уме­ ние правильно объяснять яв­ ления природы и общества, готовность к творческой пре­ образующей деятельности. Не обходимо; чтобы препо­ давание предметов общест­ венно-гуманитарного цикла в яркой, доходчивой форме рас­ крывало пути революционно­ го обновления мира, основ­ ные принципы и историче­ ские преимущества социализ­ ма, реакционную, антинарод­ ную сущность капитализма, с классовых позиций давало убедительные ответы на вол­ нующие молодежь вопросы современной общественной жизни, показывало неизбеж­ ную победу идей коммуниз­ ма. На у роках истории, обще­ ствоведения, литературы и других предметов надо после­ довательно воспитывать уме­ ние отстаивать свои комму­ нистические убеждения, не­ примиримость к мещанству, иждивенчеству, потребитель­ ству. Ши ре практиковать ак­ тивные формы занятий, при­ давать им большую практи­ ческую направленность, иско­ ренять начетничество и схе­ матизм. Считать необходи­ мым увеличить учебное вре­ мя на изучение обществове­ дения. Создать для всех ти­ пов средних учебных заведе­ ний единый учебник общест­ воведения. 13. В идейно-политическом воспитаний во главу угла на­ до поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистически­ ми убеждениями. На эт о должны работать все элемен­ ты учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксиз­ ма-ленинизма, на примерах жизни ц деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И . , Ленина, историческом опыте КПСС. Усилить в оспи­ тание учащихся в духе со­ ветского патриотизма и со­ циалистического интернацио. нализма, братской дружбы народов ССС Р. Активизиро­ вать деятельность обществен­ но-политических клубов , му­ зеев, кружков, лекториев. Регул ярно проводить экс­ курсии и походы по местам революционной, трудовой и боевой славы. Совершенство­ вать постановку политиче­ ской информации. Выраба­ тывать навыки политического самообразования. К общест­ венно-политическому воспи­ танию учащихся широко привлекать, партийных работ­ ников, лучшие пропагандист­ ские кадры, лекторов обще­ ства «Знание», ветеранов партии. Активными и посто­ янными помощниками учите­ ля , семьи и общественности должны быть средства мас­ совой информации. Не обходи­ мо расширить учебные пере­ дачи по телевидению и ра­ дио, улучшить их содержа­ ние, обеспечить пропаганду и распространение передово­ го опыта, образцовой поста­ новки воспитания молодежи. Полнее использовать в воспитательной работе сим­ волы Советского государства — гимн, флаг и герб ССС Р, гиЙны, флаги и ге рбы союз­ ных республик, государст­ венною награды и знаки от­ личия, а также символику пионерских и комсомольских организаций. Каждый всту­ пающий в жизнь должен знать Конституцию ССС Р, К онституцию своей респуб­ лики, руководствоваться ими. 14. В формировании ново­ го человека исключительно велико значение нравствен­ ного и правового воспитания. « Над о, чтобы все дело воспи­ тания, образования и учения современной молодежи, — подчеркивал В. И. Ленин. — было воспитанием в ней коммунистической морали» (Поли. собр. соч. , т. 41, с. 309). Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единст­ ва знаний, убеждения и дей­ ствия, слова и дела. Шк ола обязана вырабатывать внут­ реннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащен- / - ные оборудованием и инвен­ тарем. Ши ре использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, пред­ приятий и учреждений. Б ольше внимания уделять вопросам гигиены. Не обходи­ мо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины,. смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. 17. В основу военно-патри­ отического воспитания уча­ щихся надо положить подго­ товку их к службе в рядах Вооруженных Сил ССС Р, в ос­ питание любви к Советской Армии , формирование высо­ кого чувства гордости за при­ надлежность к социалистиче­ скому Отечеству, постоянной готовности к его защите. По­ высить уровень и эффектив­ ность начальной военной под-^- готовки в I общеобразователь- правила социалистического _но„ „ профессиональной шко. общежития, советские зако­ ны. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм и требовательность друг к дру­ гу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество харак­ тера. Раз работать новые «Правила для учащихся». 15. Важнейшая задача — значительное улучшение ху­ дожественного образования и эстетического воспитания учащихся. Не обходимо разви­ вать чувство прекрасного, формировать здоровые худо­ жественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, кра­ соту и богатство родной при­ роды. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музы­ ки, пения, изобразительного искусства, эстетики. Над о, чтобы предметы эстетиче­ ского цикла преподавали ква­ лифицированные специалис­ ты. Этому должны помогать творческие союзы художест­ венной интеллигенции,- все учреждения культуры. В учебных заведениях, домах пионеров, клубах и дворцах культуры следует повсемест­ но наладить работу круягков художественной самодеятель­ ности, уделять постоянное внимание их репертуару. Поставить надежный заслон проникновениюВ молодеж­ ную среду безыдейности, по­ шлости, низкопробной духов­ ной продукции. 16. Социалистическое об­ щество кровно заинтересо­ вано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизне­ радостным, готовым к труду и защите Р одины. Нужн о организовать еже­ дневные занятия всех уча­ щихся физической культурой на уроках, * во внеучебиое время, в спортивных секци­ ях, создавать для этого необ-' ходимые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных ле. • 18. В коммунистическом воспитании учащихся многое зависит от общественных молодежных ученического ния. Не обходимо организаций, самоуправле- решительно поднять авторитет комсо­ мольских и пионерских ор­ ганизаций, их роль в идейно­ политическом воспитании учащихся, не допускать фор­ мализма, заорганизованности и мелочной опеки в руковод­ стве ими. Усилить ответст­ венность и укреплять спло­ ченность ученических коллек­ тивов, всемерно поддержи­ вая все их полезные начина­ ния, инициативу и самодея­ тельность, чему придавали большое значение Н. К. К рупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся деятели народного образования. Комсомольские и пионер­ ские организации должны быть надежной опорой педа­ гогических коллективов в повышении качества учебы , в формировании сознатель­ ной дисциплины и культуры поведения, организации об­ щественно полезного труда и содержательного досуга, развитии самообслуживания учащихся.^ Полнее использо­ вать большие воспитатель­ ные возможности комсомоль­ ских собраний и пионерских сборов, добиваться того, чтобы они проходили живо и интересно, обсуждали вол­ нующие школьный коллек­ тив вопросы. Не обходимо лучше готовить учащуюся молодежь к вступлению в комсомол. Следует совершенствовать работу октябрятских’ групп, всемерно помогать младшим ребятам вырабатывать уме­ ние жить и работать в кол­ лективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учи­ ться, готовиться к труду, примерно вести себя, помо­ гать старшим. IV. Трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация 19. В совершенствовании деятельности школы партия особое значение придает ко­ ренному улучшению подго­ товки молодого поколения к труду- Правильно поставленные трудовое воспитание, обуче­ ние и профессиональная ориентация, непосредствен-' ное участие школьников в общественно полезном, про­ изводительном труде явля­ ются незаменимыми факто­ рами выработки осознанного отношения к учебе, граж­ данского становления, нрав­ ственного и интеллектуаль­ ного формирования личности, физического развития. Как бы ни сложилась дальней­ шая судьба . выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Важно, чтобы это было хорошо у с­ воено учащимися, глубоко воспринято учителями, ро­ дителями, всей общественно­ стью. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение уча­ щихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, -необхо­ димый обществу. 20. Целью трудового вос­ питания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к лю­ дям труда; ознакомление учащихся с основами совре­ менного промышленного и сельскохозяйственного про­ изводства, строительства, транспорта, сферы обслужи­ вания; формирование у них в процессе учебы и общест­ венно полезной работы тру­ довых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получе­ нию первоначальной профес­ сиональной подготовки. В этих целях предусмат­ ривается значительное уве­ личение времени; необходи­ мого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащихся, а также про­ ведение ежегодной тру­ довой практики за счет некоторого сокращения лет­ них каникул. Должны быть разработаны комплексные программы, включающие различные направления и формы трудовой подготовки, предусматривающие совме­ стные усилия школ, проф­ техучилищ, техникумов, про­ изводственных коллективов, семьи и общественности. У чащиеся начальной шко­ лы (I— IV классы) овладе­ вают необходимыми в жиз­ ни элементарными приемами ручной работы с различны­ ми материалами, выращива­ ния сельскохозяйственных . растений, ремонта учебно­ наглядных пособий, изготов­ ления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т. д. Уже на эт ой ступею начинается ознакомление V. некоторыми доступными для •понимания детей профессия­ ми. В неполной средней шко­ ле (V — IX классы) уча­ щиеся получают более ос­ новательную общетрудовую подготовку, приобретают зна­ ния и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металлов©- дения, графической грам<* ты, получают предета влени* о главных отраслях народ­ ного хозяйства. Они изготов­ ляют несложные изделия по заказам предприятий, а так­ же для школ, заботятся об охране природы. Н ачиная с VIII • класса, учащиеся обу­ чаются и работают в составе ученических производствен- (Окончацне на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz