Ленинское знамя. 1984 г. (г. Липецк)
П р о е к т Ц К К П С С О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФ ОРМЫ общ еобр а з о в а тел ь н ой и п роф ес с и он ал ь н ой ш к олы Курс партии на планомер ное и всестороннее совер шенствование развитого со. диалнзма, более полное рас крытие его гуманистической природы, дальнейшее повы шение творческой активно сти человека выдвигает пе ред советской школой боль шие и ответственные задачи. Наше в ремя отмечено глу бокими преобразованиями во всех сферах жизни людей — материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все ши ре развертывается научно- техническая революция. Осу. ществляется переход к ин тенсивному развитию эконо-» мики. Реализуютс я крупно масштабные комплексные со циально-экономические про граммы. Решаютс я важные проблемы развития социали стической демократии, ук репления советского образа жизни, формирования ново го человека. Г рандиозные задачи кон ца нынешнего и начала гря дущего столетий будут ре шать те, кто сегодня садит ся за школьную парту. Им предстоит продолжить дело Великого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы стра ны, за всесторонний прогресс общества, его успешное про движение по пути комму нистического строительства. Реф орма школы, намечае мая в соответствии с про граммными установками июньского (1 9 8 3 г.) Пленума ЦК КПСС, имеет своей целью поднять ее работу на новый качественный уровень, соответствующий условиям н потребностям общества развитого .социализма. Это дело большой важности, за трагивающее интересы «гаж- дой семьи, всего советского народа. тического и физического раз вития; усовершенствовать учебные планы и програм мы, учебники и учебные по собия, методы обучения; устранить перегрузку уча щихся, чрезмерную услож ненность учебного материа ла; — коренным образом улуч шить постановку трудового воспитания, обучения и про фессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку высо коквалифицированных рабо чих кадров в системе про- . фессионально - технического обучения; осуществить пере ход к всеобщему профессио нальному образованию моло дежи; — усилить ответствен ность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной й трудовой дисциплины, по высить их общественную активность на основе разви тия самоуправления в учени ческих коллективах; — поднять общественный •престиж и авторитет _учите ля, его теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить по требности системы народного образования в педагогиче ских кадрах; повысить зара ботную плату учителям' н мастерам производственного обучения, улучшить их жи лищно-бытовые условия, ме дицинское обслуживание, са наторное лечение; — укрепить материально- техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений; — усовершенст в о в а т ь структуру общеобразователь ной и профессиональной школы и управление народ ным образованием. специалистов с высшим обра зованием из числа выпускни ков средних специальных учебных заведений по сокра щенным срокам обучения. 8. Улу чшение работы об щеобразовательной и профес сиональной школы, создание равных условий поступления в вузы для ее выпускников открывает новые возможнос ти для дальнейшего совер шенствования подготовки специалистов с высшим обра зованием. Расши рится соци альная база формирования контингентов вузов, повысит ся ответственное, сознатель ное отношение молодежи к получению высшего образо вания. Имеется в виду раз работать новые правила при ема в высшие учебные за ведения , рассмотреть при этом целесообразность сохра нения существующего поло жения об учете среднего балла аттестата при конкурс ном зачислении абитуриентов в вузы. III . Повышение качества учебно-воспитательного I. Школа в условиях совершенствования Н* Структура общего среднего развитого социализма 1. Становление и развитие социалистической системы народного образования не. отделимы от истории совет ского общества, героических революционных и трудовых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа со циализма открыли трудя щимся широчайшие возмож ности для овладения знания ми, всеми богатствами ду ховной культуры, для про явления талантов и дарова ний. , Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечива ющая на деле равенство всех граждан в получении обра зования независимо от ра совой и национальной при- надлежносТи, пола, отноше ния к религии, имуществен ного и социального положе ния. Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуры, честного труда на благо общества. У ист оков советской си стемы народного образования стоял великий Ленин. Ком мунистическая партия и- Со ветское государство последо вательно претворяют в жизнь ленинские идеи единой, тру довой, политехнической шко лы. В кратчайший историче ский срок страна шаг нула от массовой неграмот ности ко всеобщему средне му образованию молодежи. Создана система професси онально-технического обра зования, ставшая основным источником планомерной под готовки высококвалифици рованных рабочих кадров. Ши рокое развитие получило высшее и среднее специаль ное образование. Значитель но сблизились уровни обра зования классов и социаль. ных групп, наций и народ ностей, мужчин и женщин. Создание и(развитие со ветской системы образования явились важнейшим факто ром утверждения социалисти ческой цивилизации, того гигантского взлета к верши нам современной науки, тех ники ' и культуры, который совершила Страна Советов. Это — крупный вклад в со кровищницу мирового опыта социалистических преобра зований. вдохновляющий при мер для государств, встаю щих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма пе ред капитализмом. 2. На с овременном этапе интересы быстрого и гармо ничного развития экономики и культуры, совершенство вания социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более ши рокого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. «Партия добива ется того, — подчеркнул на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов , — чтобы человек воспитывался у нас не про сто как носитель определен ной суммы знаний, но преж де всего — как гражданин социалистического общест ва, активный строитель ком мунизма, с присущими ему идейными установками, мо ралью и интересами, высо кой культурой труда и' по ведения». Насущные зада чи улучше ния всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания в соответствии с потребностями развития на шего общества и его перспек тивными целями диктуют не. обходимость чреформы обще образовательной и професси ональной школы. Шк ола дол жна растить, обучать и вос питывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в •которых они будут жить и работать. Предстоит вывести все от расли народного хозяйства на самые передовые рубе жи науки и техники, осуще ствить широкую автоматиза цию производства, обеспечить кардинальное повышение производительности труда, выпуск продукции на уров не лучших мировых образ цов. Все это требует от молодого человека, вступа ющего в самостоятельную жизнь, — инженера, техни ка, рабочего — самого сов ременного образования, вы сокого интеллектуального и физического развития, глу бокого знания научно-техни ческих и экономических ос нов производства, сознатель ного, творческого отношения к труду. Существенно обогащается и социальная функция обра. зования. Обеспечивая высо кий уровень знаний, необхо димый для продолжения уче бы в вузе, школа в то же время должна ориентировать молодежь 'на общественно • полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формиро вания личности и как сред ство удовлетворения потреб ности народного хозяйства в трудовых ресурсах. Нынеш н яя постановка обучения и воспитания, профессиональ ной ориентации еще не со ответствует этим требовани ям. Воспитание у каждого мо лодого человека осознанной потребности в труде объеди ненными усилиями школы, семьи, производственных кол лективов, средств массовой информации, литературы и искусства, всей нашей об щественности представляет задачу первостепенной эко номической, социальной и нравственной значимости. Возрастают требования к идейно-политическому вос питанию молодежи, форми рованию ее марксистско-ле нинского мировоззрения, чув ства ответственности, орга. низованности и дисциплины. В росте идейности, образо ванности и профессиональ ной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную пред посылку углубления социа листической демократии, все более широкого и эффектив ного участия масс в управ лении производством, госу дарственными и обществен ными делами. В условиях резкого обострения междуна родной обстановки нужно по высить бдительность н про искам агрессивных сил им периализма, ведущих огол телые атаки на социализм и рассчитывающих на полити ческую неискушенность мо лодых людей. Реф орма школы имеет целью также преодоление ря да негативных явлений, серь, езных недостатков и упуще ний, накопившихся в ее д е ятельности. Следует усо вершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобра зовательной, трудовой и про фессиональной подготовки, более широко применять ак тивные формы и методы, технические средства обуче ния, целеустремленно осу ществлять принцип единства обучения и воспитания, тес ную связь семьи, школы и общественности. Не обходимо решитёльно Искоренять любые проявле ния формализма в содержа нии и методах учебно-воспита тельной работы и жизни ш К о а лы, в оценке знаний уча щихся, преодолевать так на зываемую процентоманию. 3. Осуществить реформу общеобразовательной и про фессиональной школы -г-зна чит решить следующие ос новные задачи: — повысить качество об разования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподава ния каждого предмета, проч ное овладение основами на ук, улучшение идейно-поли тического, трудового и нрав ственного воспитания, эсте- и профессионального образования 4. Предлагается устано- общего среднего и професси- вить следующую структуру онального образования: начальная школа неполная средняя школа средняя общеобразователь ная и профессиональная школа Средняя общеобразова тельная школа становится одиннадцатилетней. Обуче ние детей в школе предлага ется начинать на год рань ше — с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспи тания, охватывающей ныне абсолютное большинство д е тей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе предполагается осуществить постепенно, в Течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополни тельных ученических мест, подготовки учительских кад- рор, с учетом желания ро дителей, уровня развития детей, местных условий. На п ервом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем воз расте, а обучение детей-ше- стилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старигйх группах детских садов. В начальной школе (I— IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обес печить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементар ным трудовым навыкам, од новременно уменьшить на грузку учащихся н облег чить последующее усвоение основ наук. Неп олная средняя школа (V— IX классы) предусмат ривает, как и ныне, изуче ние основ наук в течение пя ти лет. С окончанием девя того класса школьники в возрасте пятнадцати лет по лучают неполное среднее об разование. В основном ре шается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по про фессиональной ориентации создаются условия, облегча ющие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения .общего среднего и профессионального образо вания по разным каналам. Средняя общеобразова тельная и профессиональная школа включает X —XI классы общеобразовательной школы, профессионально- технические училища, сред ние специальные учебные за ведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образова ние молодежи, ее трудовую и профессиональную подготов ку. 5. Соотношение между по токами дальнейшего обуче ния выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребно стями народного хозяйства, с учетом желаний, наклонно стей и способностей уча щихся. Численность и удель ный вес выпускников девя тых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся при мерно вдвое. При этом долж ны учитываться особенности Отдельных регионов, города и села. У чащимся VIII—XI клас сов предоставляется воз можность углубленного изу чения по их выбору отдель ных предметов физико-мате матического, химико-биологи ческого и общественно-гума нитарного циклов с помощью факультативных занятий. Трудовое обучение в X—XI классах сочетается с овладе нием массовыми профессия ми, требующимися для ма териального производства и непроизводственной сферы. Выпускники средней обще образовательной школы для получения более высокой I— IV классы; V— IX классы; X—XI классы общеобра зовательной школы; средние профессиональ но-технические учили ща; средние специальные учебные заведения. квалификации или Сложной профессии поступают на од ногодичные отделения сред них профессионально-техни ческих училищ, в средние специальные учебные заведе ния с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. Часть из них пойдет работать в на родное хозяйство в соответ ствии с трудовой подготов кой, полученной в одиннадца тилетней средней школе. С учетом пожеланий молодежи, родительской общественно сти, трудовых коллективов целесообразно изучить воп рос о возможном снижении возрастных ограничений п о . ряду профессий. Таким образом, в течение одной-двух пятилеток всеоб щее среднее образование мо лодежи будет дополнено ее всеобщим профессиональным образованием. Всем молодым людям до начала трудовой дёятельности предоставится возможность овладения про фессией. В перспективе это приведет к сближению и объединению общеобразова тельной и профессиональной школы, что явится дальней шим развитием и воплоще нием ленинских идей о еди ной, трудовой, политехниче ской школе. 6. Существующие ныне различные типы профессио нально-технических учебных заведений реорганизуются в единый тип учебного заведе ния — «Среднее профессио нально-техническое учили ще» с соответствующими от делениями по профессиям, срокам обучения в зависимо сти от уровня образования поступающих. Выпускники девятых классов обучаются в средних .профессионально- технических училищах, как правило, три года, получая профессию и завершая об щее среднее образование. Выпускники одиннадцати- летцей школы получают в них профессию при годичном сроке обучения. Средние профессионально- технические училища специа лизируются на подготовке высококвалифицированн ы х рабочих для соответствую щих отраслей народного хо зяйства и создаются на базе производственных объедине ний, предприятий, строек и организаций, а в сельской местности — районных агро промышленных объедине ний, совхозов, колхозов, меж хозяйственных предприятий. Взаимоотношения базовых предприятий и профтехучи лищ регламентируются поло жением, утверждаемым Со ветом Министров ССС Р. 7. Важна я роль в подго товке молодежи принадлежит средним специальным учеб ным заведениям (технику мы, педагогические, меди цинские училища и другие). Они готовят квалифициро ванных специалистов и орга низаторов первичных звеньев производства, просвещения, здравоохранения, культуры, сферы обслуживания, попол няют ряды самого многочис ленного отряда специалистов народного хозяйства и одно временно участвуют в реше нии 1задачи всеобщего сред- негр образования. Не обходи мо и дальше Повышать ка чество подготовки нужных народному хозяйству специа листов со средним специаль ным образованием. В последнее время расши рилось обучение в технику мах молодежи с законченным средним образованием Целе сообразно сохранить источим, ком комплектования этих учебных заведений и непол ную среднюю школу. Следу ет развивать опыт подготовки 9. Важнейшая, непреходя щая задача советской школы — давать подрастающему по колению глубокие и прочные знания основ наук, выраба тывать навыки н умения при менять их на практике. Предстоит привести в соот ветствие с требованиями со циально-экономического и научно-технического прогрес са, возрастными особенностя ми учащихся учебные планы, программы, учебники, учеб но-наглядные пособия. ДлЪ совершенствования со держания образования необ ходимо: — уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов, устранить пере грузку учебных программ и учебников, освободив их от излишне усложненного, вто ростепенного материала; •— предельно четко изло жить основные понятия и ве дущие идеи учебных дисцип лин, обеспечить необходимое отражение в них новых до стижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку трудо вого воспитания,^ обучения и профессиональной ориента ции в общеобразовательной школе; усилить политехниче скую направленность содер жания образования. Б ольше уделять внимания практиче ским и лабораторным заня тиям, показу технологиче ского применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональ ной ориентации молодежи; — вооружать учащихся знаниями и навыками ис пользования современной вы числительной техники, обес печить широкое применение компьютеров в учебном про цессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты; — по каждому предмету и классу определить оптималь ный Объем умений и навы ков, обязательных для овла дения учащимися. В школах, профтехучили щах, средних специальных учебных заведениях обеспе чить строгую преемствен ность обучения и воспита ния, единый уровень общеоб разовательной подготовки, учитывая при этом особенно сти национальных учебных заведений. Принять дополни тельные меры по улучшению условий для изучения наряду с родным языком русского языка, добровольно принято го советскими людьми в ка честве средства межнацио нального общения. Свободное владение русским языком должно стать нормой для мо лодежи, оканчивающей сред ние учебные заведения. 10. В средних профессио нально-технических учили щах особое внимание уде лить общеобразовательной подготовке. Не обходимо обес печить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономиче скими, экономическими и другими специальными Пред метами, особенно связанны ми с развитием новой техни ки и технологии, автомати ческих манипуляторов (про мышленных роботов). Полнее использовать боль шие возможности системы профессионально - техн и ч е - ского образования для повы шения качества подготовки рабочих кадров. Предстоит совместно с министерствами и базовыми предприятиями разработать новые програм мы производственного обу чения и производственной практики учащихся, исходя из единых требований к под готовке рабочих определен ной профессии и квалифика ции. Проводить производст венную практику в составе лучших бригад и звеньев, под руководством наставни ков, новаторов производства н ветеранов труда. 11. Совершенствовать фор мы, методы и средства обу чения. На ряду с уроком — основной формой . учебного процесса — в старших клас сах школ, в профтехучили щах и средних специальных учебных заведениях шире практиковать лекции, семи нарские занятия, собеседова ния, практикумы, консульта ции. У чителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе над кни гой и другими источниками знаний, помогать им выраба тывать самостоятельность мышления. Ставится задача умень. процесса шить предельную наполняе мость классов, постепенно довести ее в I— IX классах до 30 человек, в X —XI клас сах — до 25 человек. У совершенствовать дейст вующие и создать новые учебники и учебные пособия по всем курсам. Высокая идейность и научность, до ступность и краткость, точ ность, ясность и живость из ложения, совершенство мето дического аппарата — не отъемлемые требования к каждому учебнику.. Привле кать к их написанию лучших учителей, опытных методис тов, видных ученых, осущест вить меры по дополнительно му стимулированию труда авторов. Расши рить полигра фические мощности и произ водство высококачественных материалов для издания учебников на языках народов ССС Р. П олностью удовлетво рить потребности в учебной, справочной и научно-попу лярной литературе по осно вам наук и факультативным курсам. 12. Незыблем ой основой коммунистического воспита ния учащихся является фор мирование у них марксист ско-ленинского мировоззре ния. Важно, чтобы препода вание всех и обществоведче ских, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материали стические представления, атеистические взгляды, уме ние правильно объяснять яв ления природы и общества, готовность к творческой пре образующей деятельности. Не обходимо; чтобы препо давание предметов общест венно-гуманитарного цикла в яркой, доходчивой форме рас крывало пути революционно го обновления мира, основ ные принципы и историче ские преимущества социализ ма, реакционную, антинарод ную сущность капитализма, с классовых позиций давало убедительные ответы на вол нующие молодежь вопросы современной общественной жизни, показывало неизбеж ную победу идей коммуниз ма. На у роках истории, обще ствоведения, литературы и других предметов надо после довательно воспитывать уме ние отстаивать свои комму нистические убеждения, не примиримость к мещанству, иждивенчеству, потребитель ству. Ши ре практиковать ак тивные формы занятий, при давать им большую практи ческую направленность, иско ренять начетничество и схе матизм. Считать необходи мым увеличить учебное вре мя на изучение обществове дения. Создать для всех ти пов средних учебных заведе ний единый учебник общест воведения. 13. В идейно-политическом воспитаний во главу угла на до поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистически ми убеждениями. На эт о должны работать все элемен ты учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксиз ма-ленинизма, на примерах жизни ц деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И . , Ленина, историческом опыте КПСС. Усилить в оспи тание учащихся в духе со ветского патриотизма и со циалистического интернацио. нализма, братской дружбы народов ССС Р. Активизиро вать деятельность обществен но-политических клубов , му зеев, кружков, лекториев. Регул ярно проводить экс курсии и походы по местам революционной, трудовой и боевой славы. Совершенство вать постановку политиче ской информации. Выраба тывать навыки политического самообразования. К общест венно-политическому воспи танию учащихся широко привлекать, партийных работ ников, лучшие пропагандист ские кадры, лекторов обще ства «Знание», ветеранов партии. Активными и посто янными помощниками учите ля , семьи и общественности должны быть средства мас совой информации. Не обходи мо расширить учебные пере дачи по телевидению и ра дио, улучшить их содержа ние, обеспечить пропаганду и распространение передово го опыта, образцовой поста новки воспитания молодежи. Полнее использовать в воспитательной работе сим волы Советского государства — гимн, флаг и герб ССС Р, гиЙны, флаги и ге рбы союз ных республик, государст венною награды и знаки от личия, а также символику пионерских и комсомольских организаций. Каждый всту пающий в жизнь должен знать Конституцию ССС Р, К онституцию своей респуб лики, руководствоваться ими. 14. В формировании ново го человека исключительно велико значение нравствен ного и правового воспитания. « Над о, чтобы все дело воспи тания, образования и учения современной молодежи, — подчеркивал В. И. Ленин. — было воспитанием в ней коммунистической морали» (Поли. собр. соч. , т. 41, с. 309). Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единст ва знаний, убеждения и дей ствия, слова и дела. Шк ола обязана вырабатывать внут реннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащен- / - ные оборудованием и инвен тарем. Ши ре использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, пред приятий и учреждений. Б ольше внимания уделять вопросам гигиены. Не обходи мо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины,. смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. 17. В основу военно-патри отического воспитания уча щихся надо положить подго товку их к службе в рядах Вооруженных Сил ССС Р, в ос питание любви к Советской Армии , формирование высо кого чувства гордости за при надлежность к социалистиче скому Отечеству, постоянной готовности к его защите. По высить уровень и эффектив ность начальной военной под-^- готовки в I общеобразователь- правила социалистического _но„ „ профессиональной шко. общежития, советские зако ны. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм и требовательность друг к дру гу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество харак тера. Раз работать новые «Правила для учащихся». 15. Важнейшая задача — значительное улучшение ху дожественного образования и эстетического воспитания учащихся. Не обходимо разви вать чувство прекрасного, формировать здоровые худо жественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, кра соту и богатство родной при роды. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музы ки, пения, изобразительного искусства, эстетики. Над о, чтобы предметы эстетиче ского цикла преподавали ква лифицированные специалис ты. Этому должны помогать творческие союзы художест венной интеллигенции,- все учреждения культуры. В учебных заведениях, домах пионеров, клубах и дворцах культуры следует повсемест но наладить работу круягков художественной самодеятель ности, уделять постоянное внимание их репертуару. Поставить надежный заслон проникновениюВ молодеж ную среду безыдейности, по шлости, низкопробной духов ной продукции. 16. Социалистическое об щество кровно заинтересо вано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизне радостным, готовым к труду и защите Р одины. Нужн о организовать еже дневные занятия всех уча щихся физической культурой на уроках, * во внеучебиое время, в спортивных секци ях, создавать для этого необ-' ходимые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных ле. • 18. В коммунистическом воспитании учащихся многое зависит от общественных молодежных ученического ния. Не обходимо организаций, самоуправле- решительно поднять авторитет комсо мольских и пионерских ор ганизаций, их роль в идейно политическом воспитании учащихся, не допускать фор мализма, заорганизованности и мелочной опеки в руковод стве ими. Усилить ответст венность и укреплять спло ченность ученических коллек тивов, всемерно поддержи вая все их полезные начина ния, инициативу и самодея тельность, чему придавали большое значение Н. К. К рупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся деятели народного образования. Комсомольские и пионер ские организации должны быть надежной опорой педа гогических коллективов в повышении качества учебы , в формировании сознатель ной дисциплины и культуры поведения, организации об щественно полезного труда и содержательного досуга, развитии самообслуживания учащихся.^ Полнее использо вать большие воспитатель ные возможности комсомоль ских собраний и пионерских сборов, добиваться того, чтобы они проходили живо и интересно, обсуждали вол нующие школьный коллек тив вопросы. Не обходимо лучше готовить учащуюся молодежь к вступлению в комсомол. Следует совершенствовать работу октябрятских’ групп, всемерно помогать младшим ребятам вырабатывать уме ние жить и работать в кол лективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учи ться, готовиться к труду, примерно вести себя, помо гать старшим. IV. Трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация 19. В совершенствовании деятельности школы партия особое значение придает ко ренному улучшению подго товки молодого поколения к труду- Правильно поставленные трудовое воспитание, обуче ние и профессиональная ориентация, непосредствен-' ное участие школьников в общественно полезном, про изводительном труде явля ются незаменимыми факто рами выработки осознанного отношения к учебе, граж данского становления, нрав ственного и интеллектуаль ного формирования личности, физического развития. Как бы ни сложилась дальней шая судьба . выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Важно, чтобы это было хорошо у с воено учащимися, глубоко воспринято учителями, ро дителями, всей общественно стью. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение уча щихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, -необхо димый обществу. 20. Целью трудового вос питания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к лю дям труда; ознакомление учащихся с основами совре менного промышленного и сельскохозяйственного про изводства, строительства, транспорта, сферы обслужи вания; формирование у них в процессе учебы и общест венно полезной работы тру довых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получе нию первоначальной профес сиональной подготовки. В этих целях предусмат ривается значительное уве личение времени; необходи мого для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащихся, а также про ведение ежегодной тру довой практики за счет некоторого сокращения лет них каникул. Должны быть разработаны комплексные программы, включающие различные направления и формы трудовой подготовки, предусматривающие совме стные усилия школ, проф техучилищ, техникумов, про изводственных коллективов, семьи и общественности. У чащиеся начальной шко лы (I— IV классы) овладе вают необходимыми в жиз ни элементарными приемами ручной работы с различны ми материалами, выращива ния сельскохозяйственных . растений, ремонта учебно наглядных пособий, изготов ления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т. д. Уже на эт ой ступею начинается ознакомление V. некоторыми доступными для •понимания детей профессия ми. В неполной средней шко ле (V — IX классы) уча щиеся получают более ос новательную общетрудовую подготовку, приобретают зна ния и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металлов©- дения, графической грам<* ты, получают предета влени* о главных отраслях народ ного хозяйства. Они изготов ляют несложные изделия по заказам предприятий, а так же для школ, заботятся об охране природы. Н ачиная с VIII • класса, учащиеся обу чаются и работают в составе ученических производствен- (Окончацне на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz