Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

;л г Т Е П Л Ы Е В С Т Р Е Ч И О Д А Р И ДОБРОТОЙ Педагогические раздумья — Д ля того, чтобы работать с современными детьми, надо иметь железные нервы, сказала мне учительница во время педпрактики. — А может быть, обнажен­ ные нервы? — спросил я. Не поняла -я даже обиделась. Наш разговор состоялся в школьном дворе, где ребята убирали мусор. Оди н мальчиш­ ка на вспаханной площадке граблями собирал веточки и бумажки. — Ты что, ослеп? — закри­ чала учительница на весь двор. —> Сдуре л, там же траву Посеяли! Школьник испуганно дер­ нулся, сбил кирпич на цветоч­ ной клумбе. —Ты что, издеваешься надо мной? — уже не сдерживаясь, накинулась на него «биологи- ня». — Совсем р аспустился, бессовестный! — Я нечаянно, — забормо­ тал школьник. — За нечаянно бьют отча­ янно, ты и на уроках ведешь себя по-хамски. Иди отсюда... Парнишка съежился и по-у брел со двора. Вот тут-то она и сказала мне про железные нервы. Ко нечно, учитель — живой человек, и его реакция на по­ ведение детей может носить резко эмоциональный харак­ тер. Од нако всегда ли только в том дело? Что греха таить, нередко издержки учительско­ го труда лежат в сфере про­ фессиональной малограмотно­ сти, в сохранившихся еще, увы,-'традициях ремесленни­ чества. Во^ и в рассказанном мною случае реакция учитель­ ницы биологии, бесспорно, ра­ деющей за озеленение двора, была по сути непрофессио­ нальной. Нельзя в работе с ребятами опускаться до уров­ ня житейских (так и хочется сказать — обывательских) ре­ акций. Учитель, как хороший альпинист в горах, не имеет права терять чувства высоты. Раздражительность сказывает­ ся даже на вождении трамвая, а ведь ее объектом в назван­ ной ситуации стал ребенок — Пятиклассник. Разве можно вот так, сходу, бросать маль­ чишке в лицо «ослеп», «едун рел»? Да,учитель — тоже живой человек. И профессия его, кстати, стоит на третьем месте в ряду других с жесткими эмоциональными перегрузками. Н0 это не оправдывает нас в тех случаях, когда от устало­ сти, в раздражении мы забы­ ваем, что дети-то слабее нас, они чаще получают «ожоги» сердца, которые остаются иногда на всю жизнь. Не так давно в наш институт поступил парень из другого города после окончания педа­ гогического училища. В свое время более года занимался я его судьбой. ... Семик лассник Сев а очень любил животных, разводил птиц и рыбок, с матерью по­ стоянно ходил в зоопарк. Отец учил его разным ремеслам, привлекал к починке бытовой техники. Од нажды в школе во время перемены Сев а застрял у окна, за которым дрались голуби, и по этой причине подбежал к дверям класса в тот момент, когда преподава­ тель математики готовилась войти в комнату. Сев а открыл дверь и, как человек воспитан­ ный, пропустил учительницу первой. О на же, _ захлопнув перед его носом дверь, сказа­ ла: — НГе будешь опаздывать! Возможно, педант-учитель формально прав в этой ситуа­ ции. Но есть одна деталь: учитель не учел (а скорее, не знал), что Сев а человек дели­ катный, робкий, в классе его дразнили «маменькиным сын­ ком» За прогулки в зоопарк, за особую дружбу с мамой. — Подумаешь, —- скажет кто-то, — факт и выеденного яйца не стоит. Так-то оно так. Но бывает, что с маленького конфликта в в школе начинается большой конфликт ) С жиз нью. В воспи­ тательном деле нет мелочей. Сев а, испугавшись, так как никогда его с уроков еще не выгоняли, спрятался в туалете. Там его внимание привлек во­ допроводный кран, из которого текла вода. Сев а, вспомнив уроки отца, решил кран почи­ нить, нашел кусочек пакли и... тут вошла техничка. — Так вот хто у нас ломает краны, хулиган бессовестный! — закричала женщина и по­ тащила Севу к директору. Ди­ ректор, не вдаваясь в подроб­ ности, выяснил главное: с уро­ ка выгнали, да еще кран пор­ тит. Раздражала и прическа , мальчика, которую директор охарактеризовал как «хиппо­ вую»: директор потянулся за ножницами... Что было даль­ ше, рассказывать грустно. Бывший хорошист и «мамень­ кин сынок» в эту ночь, остри­ женный под барана, домой не вернулся, его задержала ми­ лиция уже в Ельце. Далее, естественно {считаю, противо­ естественно), в школе была «обязательная» реакция на «привод» в милицию. Севу «р азобрали» на родительском собрании, а маме сделали серьезное внушение. « Стригу­ щ ая» педагогика сработала. Через две недели Сев а, выг­ нанный с урока математики, залез в школьный гардероб и зачем-то (он так и не смог потает объяснить мотив) обор­ вал вешалки у десятка пальто. Еще через месяц Сев а бросил Школу. А весной подростка вновь задержала милиция. С т акими же «отпавшими» он залез по лестнице в окно об­ щежития и украл там гитару. На счастье подростка, следо­ ватель оказался грамотным воспитателем. Севу не судили, но семья вынуждена была уехать в другой город: кон­ фликт со шкодой зашел слиш­ ком далеко..- К аждый урок, каждое вос­ питательное дело, каждая встреча с педагогом должны вселять в ребенка надежду. Надежду на будущее и луч­ шее. А здесь незаменим глав­ ный метод воспитания — ак­ тивная позиция добра. Нет, учителю не надо быть доб­ реньким, угождающим и пота­ кающим. О н имеет право на гнев, жесткое слово, непре­ рекаемое требование. Но толь­ ко с позиции доброты, добро­ ты деятельной. Когд а я встре­ чаюсь с замечательной учи­ тельницей, кавалером ордена Ленина Аллой Матвеевной Шаталовой, я поражаюсь, от­ куда она черпает свои силы. И здоровье неважное, и воз­ раст. Н0 поди ж ты, каждый отпуск с детьми! Возит их то в Пятигорск, то в Тарханы — к Лермонтову. К люч ко всем секретам страны детства один: с лю­ бовью, в любви развивать у детей способность деятельно любить людей и свою страну. Кс тати, жизнь школы доказы­ вает четкую истину: чем сла­ бее воспитатель, тем более жесткие методы он применяет к детям. Доброта сама нахо­ дит в методы, и меры, и при­ емы, а точнее сказать — не нуждается в них, потому что любящий детей перестает быть «воспитателем». О н не воспитывает в обычном смыс­ ле слова, а любит — и зна­ чит возвышает ребенка. Активная позиция добра предполагает и особые отно­ шения школы с родителями, тоже дружеские. В доброй школе родителей, во время проведения каких-т<у дел не будут держать в вестибюле. Только вместе с ребятами и в качестве помощников — чле­ нов жюри, судей и просто уча­ стников. С равнительно недавно в Ли­ пецке гостил известный со­ ветский драматург и писатель С. Л. Со ловейчик, автор пре­ красных книг о школе и учи­ телях. Я познакомил его с завучем, преподавателем фи­ зики Таволжанской восьмилет­ ней школы Грязинского района Валентиной Николаев­ ной Москвичевой, с которой дружу много лет. Писатель задал ей вопрос: — В чем вы видите глав­ ный секоет успеха учительско­ го труда? Валентина Николаевна поду­ мала и ответила: — Любить всех детей. Таких учителей, как Вален­ тина Николаевна Москвичева, V нас много, но очень хоте­ лось бы, чтобы их было боль­ ше, чтобы все представители нашей замечательной профес­ сии были щедры на доброту и любовь к детям. С. ШМАКОВ, кандидат педаго­ гических наук. На снимке: члены клуба «Поиск» Липецкой средней школы № 1 беседуют с вете­ ранами полка, бывшим связис­ том М. В. Пиленко и бывшим заместителем командира ба­ тальона А. С. К айгородцевым. Фото Ю. К люева. •В Липецке проходит встреча ветеранов 491-го минометного полка, сформированного здесь 40 лет назад. Нет ничего крепче фронтовой дружбы. Был с человеком на передовой час, день, месяц, и он навечно остается в памяти. Вот это ни с чем не сравни­ мое чувство фронтовой дРуж- бы и привело на гостеприим­ ную липецкую землю нас, ве- теранов однополчан из различ­ ных городов и сел страны. Мы приехали в Липецк потому, что здесь в 1942 году начался ратный путь нашего полка, завершившийся в Праге. К ак быстрб летит время! Сорок лет прошло, а кажет­ ся, будто только вчера мы, недавние школьники и студен­ ты, рабочие и колхозники, сы­ ны разных народов нашей бес­ крайней страны, становились в ряды боевого подразделения. 7 января 1943 года липчане провожали нас на фронт. Вру­ чая шефское знамя, они дали наказ: « Кре пко держите это знамя, пронесите его до само­ го логова фашистского зверя — Берлина!». Мы выполнили наказ липчан. И теперь вот приезжаем сюда на ежегодные встречи с тру­ дящимися города. Липчане каждый раз прини­ мают нас гостеприимно и ра­ душно — они знают, что такое война.. Город был прифронто­ вым, но он ни на минуту не прекращал работать, делал все, что необходимо фронту. Наш полк был полностью укомплек­ тован минометами и боеприпа­ сами, сделанными на пред­ приятиях Липецка. Встреча ветеранов — это праздник. О н начался для нас в первой средней школе Ли­ пецка, члены клуба «Поиск» которой разыскали ветеранов полка и собрали вместе. * Праздник для нас продол­ жился затем на встрече в го­ родском комитете партии, где ветеранов тепло приветство­ вали его первый секретарь В. Н. Марков и заместитель председателя горисполкома И. Ф. Востриков. Потом была торжественная и яркая встре­ ча с молодежью города в До­ ме культуры НЛМЗ. Но с особым волнением мы ждали выезда на места боев в Тербунском районе. И свида­ ние с землей, политой соб­ ственной кровью, состоялось. «А помнишь?» — говорили МЫ друг другу, смахивая с глаз С леду... М. МАКАГОНОВ, председатель совета ветеранов 491-го минометного полка. СЕГОДНЯ НА Э ТО Й СТРАНИЦЕ : ♦Ни к то н е забыт, ничто не забыто ♦ Метод воспитания—ак тивная пози­ ция добра * Произведение липецк их авторов ♦Эти интересные экскурсии;. . Новая песня З И М Н И Й П Р А З Д Н И К С лова И. Батракова Музыка В. Сускина. Поначалу резво, бойко, А затем во весь опор С колокольчиками тройка Вылетает на простор. От копыт на косогоре Снег взлетает и кипит... Не моя ли на просторе СК О РО е * п * Песней молодость летит!... Вон еще несутся кони — Снег клубится словно дым... Мех красавицы-гармони Вспыхнул цветом голубым. Льются песни, смех и шуткн, Бег узорчатых саней. И глаза — как незабудки - У снегурочки моей... И снежки, и свист, и полька — Море милой кутерьмы. Загляденье, да и только Праздник матушки-зимы! от ко - пыт на к о -с о -г о -'р е снег взле-та - ет а «и - пит .л в у е?™ _____а -г1 н* . е - т не м о - я ли но прос'То-ре 11БГ------ :------ --------------- е ------ ^ В ЛИПЕЦКОЙ об л!стной организации общества любителей книги сло­ жилась добрая традиция — проводить экскурсии по литературным местам стра­ ны. В сентябре группа лекто- ров-общественников побывала на родине Сергея А лександро­ вича Есенина, а недавно ак­ тивисты общества книголюбов возвратились с Ор ловщины, родины замечательного русско­ го писателя Ивана Сергеевич а Тургенева. Перед поездкой в Липецке был проведен семйнар лекто­ ров, руководителей клубов книголюбов. Мы прослушали лекцию на тему: «Творческая деятельность великого русско­ го писателя Ивана Сергеевич ч а Тургенева». Ее прочитал преподаватель Липецкого пед­ института, кандидат филоло­ гических наук Евгений Петро­ вич Барышников. ... С тре петным волнением подъезжали мы к С пасскому- Лутовиново, где расположился государственный заповедник — музей-усадьба писателя. Здесь, «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. В литературном музее мы знакомились с экспонатами, повествующими о жизни и ...И СЛЕД В ДУШЕ творческой деятельности писа­ теля, с обстановкой его дома, библиотекой, личными вещами, узнали об истории усадьбы и значении ее в жизни и твор%- честве писателя. Много инте­ ресного поведал книголюбам экскурсовод. С особым волнением осмат­ ривали прекрасный тургенев­ ский парк. Посетили мы и музей Ивана Сергеевич а Тургенева в городе Ор ле и как бы перелистали известные *и малоизвестные страницы его жизни. Экскур­ совод Дина Матвеевна К авыр- шина рассказала о новых из­ даниях книг Тургенева й лите­ ратуры о нем, о новых пере­ водах его произведений во Франции, Польше, Испании, К анаде, Новой Зеландии, Япо­ нии. Памятным было посещение знаменитого тургеневского «дворянского гнезда». Нахо­ дится оно на крутом берегу Ор лика. Здесь, рядом с остат­ ками старого парка, — поросль молодых лип и берез. Отсю да открывается прекрасная пано­ рама города. Невольно всплы­ ли в памяти полюбившиеся ге­ рои романа «Дворянское гнез­ до». Побывали мы так­ же в музеях Николая Семе но­ вича Лескова и писателей-ор- ловцев. Но для меня Оре л еще и город моей молодости. Здесь я училась в областной партий­ ной школе в пятидесятые годы. С тех пор прошло более трид­ цати лет, разительные переме­ ны произошли в областном центре. Наряду со строитель­ ством крупных промышленных предприятий возводятся соци­ ально-культурные учреждения, благоустроенные жилые масси­ вы. Радуют прекрасный дра­ матический театр щяени Ивана Сергеевич а Тургенева, театр юного зрителя, библиотека имени Кру пской, Дом пионе-, ров, кукольный театр. Береж­ но относятся в городе к па­ мятникам истории и культуры. Поездки по литератур­ ным местам — хорошая, полезная инициатива правления Липецкой областной организа­ ции общества любителей книг». Л. БОГДАНОВА, ответственный секретарь Задонской районной организация ДОК. -------- Родной земле—сердца и<руки молодых ------ УРОКИ ЛЕТА л е с н е й лдо до * д о е г ь л е - тит ЛЮ -Т уси - *си ] и - *иё4 1 ...Антонина Николаевна Юрова, преподаватель Преоб­ раженской школы, уже почти полгода назад рассталась с мальчишками и девчонками из последнего своего выпуска, а все же любит вспомнить, по­ говорить о каждом из них. О ни навсегда остаются в ее памяти, те, кому отданы годы сомнений и раздумий, тревог и радостей. Да и к тому же выпуск прошлого лета был не совсем обычный. К ак-то по- особому «прикипела» Антони­ на Николаевна к этим ребя­ там: ей казалось, что они и дружили крепче, и были тру­ долюбивее, инициативнее дру­ гих. Это они, ее ребята, включи­ лись в краеведческую работу, которую А. Н. Юрова развер­ нула в школе, — собирали материалы, помогали состав­ лять экспозиции. И в том, что теперь в Преображенской школе действует музей земля­ ка Алексея Ст аханова, — большая их заслуга. А разве можно забыть са­ мую бедовую из девчат Таию Рябых! О на так освоила трак­ тор, что мастерством превзо­ шла всех сверстников-пахарей не только в районе, но и в области. Была избрана деле­ гатом девятнадцатого съезда комсомола. — Ребята мои, — размыш­ ляет вслух Антонина Нико­ лаевна, — как-то быстро по­ чувствовали себя самостоя­ тельными. Если у кого-то по­ являлась ид->я, остальные ее подхватывали, всем классом обсуждали и горячо брались за дело. Так, помню, 'кто-то предложил взять обязательст­ во обработать летом по гек­ тару колхозной свеклы. Я ду­ мала: не справятся. А они — справились! И на заработан­ ные деньги поехали всем классом в К алининград. Вот так же, уже в десятом, питомцы А. Н. Юровой заго­ релись, узнав об инициативе юных омичей. С ледуя их по­ чину, выпускники Преображен­ ской школы решили'всем клас­ сом остаться в колхозе. Их тогда насчитывалось тринад­ цать человек — шесть юношей и семь девушек, остальные пожелали продолжить учебу в сельских профтехучилищах. И задуманное они осуществи­ ли. Весть об этом быстро рас­ пространилась в Измалковском районе и за его пределами. ...Прошло почти полгода. За-’ хотелось узнать, как живут сейчас эти молодые люди, чем занимаются? Ок азалось, все девушки поступили в средние специальные учебные заведе­ ния, избрав профессии из сфе­ ры обслуживания, которые не­ обходимы для дальнейшего развития села. Т. Рябых учит­ ся в Усманском совхозе-техни­ куме на агронома. А их свер­ стники? Мальчиков в классе было шестеро... т- А остались трое, — го­ ворит председатель колхоза имени Ленина Владимир Гри­ горьевич Стребков. Он подроб­ но рассказывает, как сложи­ лась судьба каждого из этих троих. Тракторы Владимиру Ефанову, Геннадию Никульни- кову и Алексею Багрянцеву вручали торжественно, у всей школы на виду. Определили в крепкие бригады, назначив на­ ставником Николая Филиппо­ вича Зиборова. — Работать только с ним ря­ дом — и то много значит, — объясняет председатель.—Там, где Николай Филиппович, — всегда порядок, дело спорится. И если нужна кому-то его по­ мощь, ни за чем не постоит, найдет время объяснить, под­ сказать, поддержать. Что ж, судя по всему, за вчерашних школьников мы мо­ жем быть спокойны: тракторы у них новые, наставник знаю­ щий, надежный. Молодые ме­ ханизаторы трудятся в одном звене, на заготовке кормов для животноводства. Трудятся до­ бросовестно. — Вот только..,—в разгово­ ре словно споткнулся предсе­ датель. — Знаете, приглядел­ ся я повнимательнее к работе одного из новичков, вижу: машину парень водит уверен­ но, но по части регулировки двигателя — ведь тут много тонкостей — слабоват. Слу­ чись поломка, без бригадира ие обойдется. Вывод неслож­ ный: в школе-то, в основном, вождение ребята отрабатыва­ ют, все остальное «осваива­ ют» по плакатам. Это, конеч­ но, наш промах. Думаю пред­ ложить школе увеличить число практических занятий, которые можно проводить в колхозной мастерской, чтобы ребята вникли во все подробности ре­ монта не только трактора, но и сеялки, культиватора. Дельное предложение, оно пришлось по душе и препода­ вателю по труду Преображен­ ской школы Алексею Дмитри­ евичу Васину. Вот только, ' считает он, хорошо бы к то­ му же предоставить ребятам и больше возможностей для полного освоения прицепного инвентаря, основных приемов агротехники. Это, во-первых, позволит углубить трудовое обучение, во-вторых, поможет выпускникам легче адаптиро­ ваться на. новом месте. Да, качество трудового обу­ чения необходимо повысить, и это один из «уроков», которые У ВАЖАЕМАЯ редак­ ция! По итогам со­ циалистического соревнова­ ния за 1981 год мне в числе других передовиков было предоставлено право на приобретение вне очереди ав­ томобиля «Жигули». Прошел уже 1982 год,а автомашину мне так и не выделили...» Вот такое письмо прислал в редакцию механизатор совхоза «Негачевский» Хлевенского района Н. М. Тамбовцев. Нико­ лай Митрофанович не делал упора на свои заслуги, не ме­ тал, как бывает порой в подоб­ ных случаях, громы и молнии. По-крестьянски терпеливо и с достоинством просил разоб­ раться: почему положенное ему, заработанное нелегким трудом поощрение преврати­ лось для него по сути в нака­ зание? Совхозные острословы при встрече с Николаем Мит­ рофановичем непременно справляются, не звонили ли из района, а то и области насчет получения «Жигуленка». А услышав отрицательный ответ, не без улыбки роняют: «Ну, ничего, обещанного три года ждут». Справедливости ради заме­ тим: большинство механизато­ ров, ремонтников, с которыми в эти дни бок о бок трудится Н. М. Тамбовцев, не позволяют себе таких шуточек, понимая, что человека обидели. Товари­ щи по бригаде, да и все одно- А В «НАГРАДУ»-ОБИДА сельчане знают его как одного из добросовестнейших труже­ ников* Тридцать лет прорабо­ тал он шофером, завгаром, комбайнером. А последние во­ семь лет водит мощный «Киро­ вец». Зимой как одного из опытнейших мотористов хозяй­ ства Николая Митрофановича ставят на ремонт двигателей— тракторных и автомобильных. — О Тамборцеве, — заметил директор совхоза «Негачев­ ский» И. И. Щербатых, —• пло­ хого ничего не скажешь. Знает и любит технику. Трудолюбив, безотказен. Вот некоторые факты, под­ тверждающие такое мнение. В 1978 году, когда Н. М. Тамбов- цеву исполнилось уже пятьде­ сят, в соревновании среди ме­ ханизаторов района он занял первое место. На торжествен­ ном собрании передовиков сельского хозяйства района он был удостоен алой ленты чем­ пиона. В 1981 году — снова успех. Николай Митрофанович на этот раз завоевывает вто­ рое место среди пахарей райо­ на. В тот год на своем К 700 он вспахал 1300 гектаров паров и зяби. Именно тогда ему, од­ ному из лучших хлевенских земледельцев, было предостав­ лено право вне очереди приоб­ рести автомобиль «Жигули». Словом, когда в марте прош­ лого года список передовиков района, заслуживших право приобретения «Жигулей» вне очереди, был опубликован в районной газете и в нем ока­ залась фамилия Н. М. Тамбов- цева, этому никто не удивился: заслужил человек. А Н. М. Тамбовцев, естественно, обра­ довался. Он уже видел себя за рулем собственной машины, как выедет на улицы родного села, гордый и довольный. Впрочем, дело не столько в ма­ шине, сколько в чести, в ува­ жении к его труду... Но... — Весной, — рассказал Ни­ колай Митрофанович, — време­ ни не было отлучиться в рай­ он, да я и понимал: ведь не сразу поступят «Жигули». А в конце лета с попуткой съездил в Хлевное. Заглянул в рай­ исполком, справился, когда платить за автомобиль. А там говорят: в течение года. После еще дважды довелось ездить в райцентр по личным делам. И снова заходил в райисполком. И на этот раз ответы были все те же: автомашина будет про­ дана ему в течение года. Н. М. Тамбовцев рассказы­ вал о своих поездках в рай­ центр коротко, сдержанно. Но нетрудно было догадаться, что волокита с продажей автома­ шины, а самое главное, равно­ душные ответы работников райисполкома нарушали ду­ шевное его равновесие. —Мне говорили так,—заме­ чает Николай Митрофанович,— как будто я просил не зарабо­ танное... А что Же руководители, спе­ циалисты совхоза «Негачев­ ский?» Ведь они не посторон­ ние люди. Как ни странно, по отношению к этой некрасивой истории они заняли нейтраль­ ную позицию. Нет, разумеется, они сочувствуют Н. М. Тамбов- цеву, но и только. А помочь— ие помогают. И объясняется это просто — не хотят «пор­ тить» отношения с райисполко­ мом. Главный экономист сов­ хоза И. Е. Семынин по этому поводу вполне резонно заме­ тил: —Да разве один Тамбовцев обижен? ‘ По итогам районного Соревнования за 1981 год право вн,е очереди приобрести легко­ вой автомобиль получила наша лучшая свинарка О. Ф. Ивано­ ва. И она тоже этим правом до сих пор не воспользовалась. —Все это так,—подтвердила позже заместитель председате­ ля Хлевенского райисполкома К. Я. Пополитова. — В «Нега- чевском» двум передовикам не проданы автомобили. И они не преподал руководителям шко­ лы и колхоза нынешний вы­ пуск. Но не только над этим пришлось им задуматься. И здесь самое время вспомнить тех ребят, которые сначала тоже решили остаться в кол­ хозе, а потом передумали; разъехались кто куда. Почему? — С новыми тракторами за­ минка вышла, — твердят и в школе, и в колхозе. На первый взгляд, так оно и есть. Новенькие пять трак­ торов, обещанные областным управлением сельского хозяй­ ства, несколько припоздали — колхоз их получил только в сентябре, и это, к сожалению, повлияло на решение уехав­ ших. Дело в том, что их слишком уж уверенно и давно обнадежили, пообещав имен­ но эти пять машин. Вот они их и ждали, а время шло, кое-кто засомневался, охладел: а может, и не будет уже ни­ каких тракторов? И вот трое ребят уехали. Один стал кур­ сантом военного училища. При­ ехал недавно на каникулы и первь&г делом — в школу, к Алексею Дмитриевичу, соску­ чился по сельской технике. Многие учителя считают: все- таки вернутся эти ребята до­ мой, в колхоз. Но, значит, можно было их удержать? Можно. Прй ус­ ловии, если бы руководство колхоза, - не уповая на «доб­ рого дядю» со стороны, изыс­ кало у себя резервы, чтобы вовремя трудоустроить выпуск­ ников школы. Не был, види­ мо, тем летом колхоз готов по-настоящему поддержать, по- деловому подкрепить инициа­ тиву школьников. Забыли его руководители: любому добро­ му почину нужна своевремен­ ная поддержка. Не были готовы в Преобра­ жение и к сопротивлению ро­ дителей, а в последний мо­ мент их мнение оказалось ре­ шающим. Не помогли никакие уговоры, сам председатель заходил в семьи ребят, решив­ ших уехать, но — поздно... Горький урок. Но он принес пользу. В план большой рабо­ ты по профессиональной ори­ ентации решено включить бе­ седы, встречи с родителями. ...Снова Преображенская школа готовится выпустить в самостоятельную жизнь своих питомцев. И опять многие из них хотят остаться в колхозе. Думается, на этот раз решение комсомольцев будет умело под­ держано и педагогами, и в хозяйстве. С учетом уроков прошлого лета... Т. СПАССКАЯ. Измалковский район. ПИСЬМО исключение. По итогам 1980 года за успехи в соревновании получили право на приобрете­ ние вне очереди легковых ав­ томобилей шофер райобъеди- нения «Сельхозхимия» И. В. Березш в, механик колхоза «За­ веты Ильича» Е. И. Зыков. Од­ нако и эти передовики до сих пор не обзавелись «Жигуля­ ми». Что же произошло? Как мог­ ло случиться, что заслужен­ ных, уважаемых людей так обидели? К. Я. Пополитова, другие работники Хлевенского райисполкома считают, что все началось с 1979 года, когда у них было принято решение продать победителям соревно­ ваний 26 «Жигулей» и 19 «Москвичей». Такого количест­ ва машин хлевенцы в тот год не получили и не могли полу­ чить. И нескольким передови­ кам пришлось продавать авто­ машины из фондов следующе­ го года. Короче, в минувшем году сложилась такая ситуация, ког­ да надо было продать победи­ телям соревнования девять «Жигулей», в том числе упо­ мянутым И. В. Березнпву и Е. И. Зыкову. Кроме того, несколь­ ко их требовалось выделить по основному списку, в кото­ ром немало участников, инва- ПОЗВАЛО В ДОРОГУ лидов Отечественной войны, специалистов сельского хозяй­ ства. А район всего получил одиннадцать машин. Как видно, допущенная че­ тыре года назад ошибка при­ вела ^ к весьма неприятным последствиям. И думается, не только районные, но и со­ ответствующие областные ор­ ганизации учтут это и испра­ вят ее. Передовикам соревно­ вания, завоевавшим право на приобретение автомашины вне очереди, следует гарантировать эту возможность. Надо пола­ гать, что в Хлевенском рай­ исполкоме, хотя и с опозда­ нием, но выделят машину и механизатору Н. М. Тамбов- цеву. Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Вряд ли кто будет спорить, что в Хлевном допус­ тили досадную ошибку. Но де­ ло наверняка не дошло бы до обиды, если бы те, кто ее со­ вершил, честно признались в- своем промахе, объяснили бы людям ситуацию, извинились, наконец. А этого не произош­ ло. Наоборот, как пишет Н. М. Тамбовцев, в райисполкоме их встречают как докучливых лю­ дей. Г. КОЛЕНЧУК, соб. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz