Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Э Н Т У З И А С Т Ы ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВЕЧЕРА В ДОБРОМ Важно й формой массово- политической работы в тру­ довых коллективах Добров- ского района стали единые политдни. Они ведут свою родословную от лучших тра­ диции устной политической агитации, от знаменитых «партийных дней», проводи­ вшихся у нас еще на заре Советской власти. Вот и теперь в районе каждый знает: в третью пят­ ницу месяца можно встре­ титься с ответственными пар­ тийными работниками, руко­ водителями предприятий, ор­ ганизаций, хозяйств, лекто­ рами, докладчиками. Эти встречи проходят на полевых станах, строительных"4 пло­ щадках, в красных уголках животноводческих ферм, в Домах культуры и клубах. Многим в районе, напри­ мер, запомнился политдень «Укрепление трудовой дис­ циплины — важнейший ре,- зерв пятилетки». В духе хо­ зяйской озабоченности гово­ рили люди о нарушениях тру­ довой и производственной дисциплины,. вносили кон­ кретные предложения. Те­ перь за их реализацией ус­ тановлен контроль. Продуманно выступают пе­ ред аудиторией В. Н. Федо­ тов — председатель колхоза имени Крупской, А. Ф. Слад­ ких — секретарь парткома колхоза имени Калинина, И. Н. Золотарев — директор совхоза «Родина», М. Л. По­ пова — народный судья, Е. А. Фролов — прокурор района, А. Я. Демихов — начальник Е5АПО. И все-таки большего эф­ фекта добиваются информа­ ционно - пропагандистские группы. Их всего у нас че­ тыре. В этом месяце груп­ пы побывали в совхозах «Трубетчинский». «Калинин­ ский», районной «Сельхоз­ технике». Встречи получились интересными, во многом по­ учительными и, как свиде­ тельствуют отклики, заду­ шевными, и люди нарекли такие встречи «добровскими вечерами». Так в совхозе «Трубетчиц- ский» перед собравшимися выступил первый секретарь райкома партци В. Ф. То­ порков, который обстоятель­ но и аргументированно разъ­ яснил собравшимся актуаль­ ные задачи района* ответил на многочисленные вопросы. Затем выступили прокурор района Е. А. Фролов, за­ ведующая отделом культуры Л. В. Покидова, председа­ тель райпо И. В. Ярцев, на­ чальник районного управле­ ния бытового обслуживания населения А. А. Фролова, за­ меститель главного врача района П. Т. Карабельников. Каждый из них старался по­ мочь людям разобраться в том или ином вопросе, в ка­ кой-либо жизненной ситуа­ ции. Встреча, по мнению труже­ ников совхоза «Трубетчин­ ский», рабочих ПМК «Ме- лиоводстрой» и «Сельхозтех­ ники», удалась. Теперь на очереди «День открытого письма». Он пройдет в сов­ хозе «Поройский». Добров- ские вечера продолжаются... В. ПОПОВ, заведующий отделом пропаганды и агитации Добровского райкома КПСС. ЖУРНАЛ «АГИТАТОР» Вышел из печати очередной номер журнала ЦК КПСС «Агитатор». В нем опублико­ вано Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС, Предсе­ дателя Президиума Верховно­ го Совета СССР Ю. В. Андро­ пова. Злободневной теме анти­ военной борьбы советского народа посвящен также мате­ риал «За мир на Земле». В разделе «Для бесед» по экономическим вопросам опуб­ ликованы корреспонденции «По-хозяйски — значит эко­ номно», «Твоя заработная пла­ та». Помещены другие публика­ ции. (ТАСС). В системе кислородного про­ изводства НЛМК хорошо знают Алексея Сергеевича Коломен­ ского. Специалисты ценят в нем умение работать, быстро находить оптимальные вари­ анты организации производ­ ства. Новички, не стесняясь, идут к нему за советом, вете­ раны обращаются с прг, ьбой рассудить в том или ином споре. Дело в том, что Алек­ сей Сергеевич много лет по­ святил идеологической рабо­ те. Вот и сейчас, после окон­ чания университета марксизма- ленинизма, он ведет занятия в одной из школ полнтобразо- вашгя. Но, став пропаганди­ стом, Коломенский не устра­ нился от лекционной пропа­ ганды, от живых полнтбесед в ходе единых политдней. Фото А. Щурова. Ржаное поле страны Хлебобулочные изделия из ржаной муки, как изве­ стно, пользуются повы­ шенным спросом. Но у нас в Данкове их не всег­ да купишь. Нам объясни­ ли, что пока в стране производится недостаточ­ ное количество ржи. По­ правляется ли такое поло­ жение? С. ТУЛУПОВ, г. Данков. Рожь — злак универсаль­ ный и используется не только для пищевых, ‘но и для кормовых, технических целей. Из. ржаной муки вы­ пекают сорта хлеба, облада-. ющие высокими вкусовыми качествами, такие, как боро­ динский, заварной, рижский и другие. Как кормовая культура рожь ценна тем, что дает ранний высококаче­ ственный зеленый корм. В среднем за годы деся­ той пятилетки посевная пло­ щадь ржи в стране была 7,7 миллиона гектара. В 1980 г. она высевалась на 8,6 мил­ лиона гектара, и было соб­ рано 10,2 миллиона тонн зерна. В 11-й пятилетке предусмотрены существен­ ные изменения в структуре производства зерновых куль­ тур. Приоритет отдается прежде всего крупяным культурам, ржи, кукурузе и зернобобовым. В 1985 году общее производство зерна должно возрасти на 19 про­ центов, а производство ржи — на 45 процентов ,и соста­ вит 16,5 миллиона тонн. За последние годы селек­ ционеры передали колхозам и совхозам ряд новых высо­ коурожайных сортов ржи, которые при хороших усло- нах СЭВ. Какими фактами в споре с ними можно дока­ зать, что такой обмен — дело взаимовыгодное? Н. СОКОЛЬСКИХ, политинформатор. Сотрудничества стран — участниц Совета Экономиче­ ской Взаимопомощи в обла­ сти сельского хозяйства по- СПРАШИВАЙТЕ О Т ВЕЧ А ЕМ внях возделывания дают по 28 центнеров зерна с гекта­ ра', а передовики добиваются урожайности в 40 центнеров. В целях материальной заин­ тересованности хозяйств и увеличения производства ржи, повышены государствен­ ные закупочные цены на эту культуру до уровня цен на мягкие сорта пшеницы. ★ ,. I Выгодно для всех Люди недальновидные по­ рой любят посудачить на тот счет, что из-за неимения своих часть семян новых сортов тех или иных куль­ тур мы приобретаем в стра- могает удовлетворять по­ требности в продуктах за счет взаимного обмена и по­ ложительно влияет на рост сельскохозяйственного про­ изводства в каждой братской стране. В 1978 году была принята долгосрочная целе­ вая программа сотрудничест­ ва в области сельского хо­ зяйства и пищевой промыш­ ленности, рассчитанная на период до 1990 года. На основе этой программы и координации пятилетних народнохозяйственных пла­ нов СССР с другими стра­ нами СЭВ были заключены многосторонние соглашения по специализации производ­ ства сортовых семян и по­ садочного материала сель­ скохозяйственных культур. Так, в СССР районировано было 30 сортов и гибридов сельскохозяйственных куль­ тур селекции стран СЭВ. В результате только в 1981 году получено дополнительно свыше 13 млн. тонн зерна. Расширяется и углубляет­ ся сотрудничество по изуче­ нию и использованию пере­ дового опыта стран СЭВ. Разработанная в Венгрии технология возделывания ку­ курузы на зерно внедрена в СССР, что позволяет в ус­ ловиях Советского Союза по­ высить урожайность зерна кукурузы на 10—15 центне­ ров с гектара и сократить затраты труда на единицу продукции в 1,5 раза по сравнению с традиционными способами возделывания этой культуры. С другой стороны, в ВНР используется эффек­ тивная технология выращи­ вания сахарной свеклы, пред­ ложенная специалистами СССР. Внедрение совместно раз­ работанных, более совершен­ ных технологий, модерни­ зированных машин и обору­ дования в области хранения и переработки сахарной свек­ лы и масличных семян, хра­ нения и консервирования мя­ сопродуктов позволило по­ лучить странами СЭВ эконо­ мический эффект свыше 145 млн. рублей, в том числе СССР — 85 млн. рублей за период 1971 —1979 гг. Долгосрочная целевая про­ грамма сотрудничества стран СЭВ в области сельского хо­ зяйства и пищевой промыш­ ленности успешно реализует­ ся. НА ЗАРЕ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВО Л Ю Ц И И В НАЧАЛЕ П У Т И ★ Страницы истории ★ Два мира— две судьбы ★ Правда о религии Как известно, в странах капитала существуют одно­ временно государственные и частные школы. Интересно, как уживаются они в этом странном соседстве, кто уп­ равляет системой частных В МИРОВОЙ системе империализма особое место занимают Сое­ диненные Штаты Америки. Потому и поведем разговор на примерах этой страны, используя опубликованные материалы. Но прежде под­ черкнем, что сейчас интерес капитала к школе превратил­ ся в одну из ведущих тен­ денций внутренней политики этой страны. Монополисты отдают себе отчет, что имен­ но в школе формируется ми­ ровоззрение, осуществляется политическое и гражданское воспитание молодежи, здесь же закладывается основа подготовки будущих спе­ циалистов. Характерной особенностью нынешней политики США в области народного образова­ ния стало стремление влас­ тей Передать его в руки ча­ стного сектора, то есть мо­ нополиям, что отвечает ин­ тересам правящих кругов, их стремлению сохранить со­ циальное неравенство. Этот куре предельно обнажает двойственность американской системы образования, с по­ мощью которой буржуазия осуществляет социальную селекцию, предоставляя иму­ щим классам возможность получить полноценное образо­ вание, а трудящимся — крайне (поверхностное и ог­ раниченное. Передача школьных дел частным фирмам, камлани­ ям и корпорациям уже при- школ? М. НОГИН. г. Чаплыгин. роиы частного сектора как такового о том, что эконо­ мические и социальные про­ блемы никогда не смогут быть решены частным секто­ ром. Однако президент на- торого отмечены ударами рейганомики. Система американских ча­ стных учебных заведений, выполняя заказ власть иму­ щих, служит именно этой К Т О П Р А В И Т ЧАСТНОЙ ШКОЛОЙ? вела к сокращению финансо­ вой поддержки государствен­ ных начальных и средних школ на 53 процента. В 1983-84 финансовом го­ ду администрация Рейгана намерена сократить ассигно­ вания в помощь школе еще на одну треть. Нужды воен­ но-промышленного комплекса заставляют экономить далее на образовании детей... И удары рейганомики в сфере образования становятся все более ощутимыми: растет на­ полняемость классов в мас­ совой американской школе* из программ исключаются все новые и новые курсы, все чаще «продлеваются» кани­ кулы из-за нехватки средств. Дискриминационная школь­ ная политика вызывает не­ довольство не только прог­ рессивной общественности, но и многих ученых, бизнес­ менов, государственных дея­ телей. Все чаще звучат- пре­ дупреждения об угрозе аме­ риканскому народу со сто­ мерен, наряду с урезанием и без того скудного бюдже­ та государственных школ, провести через конгресс за­ конопроект о полной или частичной отмене налогов на образование для тех родите­ лей, чьи дети учатся в част­ ных учебных заведениях. Почему так? Кому это вы­ годно? Привилегированные частные пансионы, к кото­ рым в США относят церков­ ные (клерикальные) школы, а также небольшое число так называемых «независи­ мых» школ, обучает и вос­ питывают новое поколение американской элиты, кото­ рое займет ключевые посты в экономике и политике стра­ ны. Нетрудно догадаться, о ком заботится правительство, кого оно опекает, на кого де­ лает ставку. Отпрыски бур­ жуазной верхушки будут по­ ощряться к продолжению об­ разования, а дети простых рабочих получат образование, качество и содержание ко- цели — воспитать новых ли­ деров, вооруженных комп­ лексом знаний, необходимых для эффективного «управле­ ния» трудящимися массами, т. е. для их эксплуатации. Несмотря на то, что частных школ в ■ США насчитывает­ ся около 18 тысяч, в то вре­ мя как всего школ более 106 тысяч, их наличие значитель­ но усиливает социальное не­ равенство. Видный амери­ канский социолог, профес­ сор Джеймс Коулман в сво­ ем докладе «Государственные и частные школы» проанали­ зировал состояние американ­ ского просвещения и провел сравнение между типами школ — частными и госу­ дарственными, — в резуль­ тате которого сделал вывод, что «более высокий акаде­ мический уровень по основ­ ным познавательным умени­ ям (чтение, устная речь и математика) у учащихся ча­ стных школ». Высокий уро­ вень обучения в привилеги­ рованных учебных заведени­ ях достигается прежде все­ го за счет их солидного ма­ териального обеспечения, ос­ нащенности учебных ауди­ торий и лабораторий. Вопреки заведомо ложно­ му тезису о полной незави­ симости частных школ от государства, их экономиче­ ской и политической само­ стоятельности, в США соз­ даны Управление негосудар­ ственного образования, со­ вет американского частного образования. Более того, американская ассоциация по исследованиям в области об­ разования теперь имеет спе­ циальную группу ученых пе- ’дагогов, занимающихся проб лемами частной школы. Столь пристальное внима нне к частному сектору в американском просвещении в значительной степени обус­ ловлено мнением видных бур жуазных исследователей, считающих знания важным способом приобретения вла­ сти и критерием классового деления общества будущего. Не случайно англичанин Дэ­ вид Бойд в своей книге «Эли­ та и образование» заметил: «Спросцтъ, кого обучать, зна чит спросить, кому править». Таким образом, в совре­ менном американском про­ свещении система частных учебных заведений выступа ет как идеологический кисти тут империализма, стабилизи­ рующий и охраняющий бур­ жуазный образ жизни, ка­ питализм как общественный строй. М. ЛАПИН, преподаватель Сырской средней школы Липецкого района. Исполнилось 90 лет с то­ го дня, когда вспыхнула пер­ вая забастовка рабочих же­ лезнодорожных мастерских станции Елец. Это было 16 октября 1893; года. В то вре­ мя Елец представлял собой крупный промышленный город. Развитию его спо­ собствовало бурное желез­ нодорожное строительство. Были построены железнодо­ рожные линии: Елец — Гря­ зи, Елец — Орел, Елец — Узловая, Елец — Лебедянь. В 1890 году был сооружен железнодорожный вокзал. В его мастерских работало свы­ ше 700 человек. Почти столь­ ко же числилось па кожевен­ ных заводах. Несколько сот рабочих имелось на метал­ лургических и металлообра­ батывающих предприятиях, в мелкой кустарной и ремес­ ленной промышленности. Пролетариат составлял в Ельце значительную часть населения, Но передовым отрядом рабочих Ельцк яв­ лялись все-таки железнодо­ рожные рабочие. Именно они вписали первую страницу в историю революционной борьбы пролетариата Ельца. Причиной выступления яви­ лось резкое ухудшение ус­ ловий труда рабочих в свя­ зи с переходом Орловско- Грязинской железной дороги из казенного управления в Юго-Восточное общество, по распоряжению которого на­ чали вводиться новые распо­ рядки. Прежде третий гудок на работу давался за 10 минут до начала работы, а по но­ вым распорядкам — за пять минут. Этб создало большие неудобства, ведь часов ра­ бочие не имели и время уз- назали по гудку. За послед­ ним сигналом входная дверь моментально закрывалась и опоздавшие оставались пол­ дня без работы. Мастерские освещались ке­ росиновыми коптилками, что отражалось на здоэовье ра­ бочих. Всюду царили произ­ вол и надругательство ад­ министрации. В вагонных мастерских из-за отсутствия * черновых рабочих, их обя­ занности заставляли выпол­ нять квалифицированных ма­ стеров, от чего они теряли половину зарплаты. Прежде при увольнении рабочему платили вознаграждение за две недели, выдавали по­ собие на крестины, похоро­ ны, командировочным выда­ вали суточные. С перехо­ дом в Юго-Восточное обще­ ство все это отменили. Зар­ плата рабочих упала на 10 процентов. Стачка вспыхнула 16 ок­ тября. В этот день в мастер­ ские приехал артельщик Иван Савельев для выдачи зарплаты. Получая деньги, люди заметили массу обсче­ тов, обмана. Возмущение ро­ сло. Железнодорожники ста­ ли высказывать свое недо­ вольство. Грубый окрик по­ мощника начальника мастер­ ских Мерцалова вывел ра­ бочих из терпения. Кто-то бросил в него двухфунтовую железную шайбу. Шайба по­ пала в лампу, опрокинула чернильницу. Разгневанные рабочие потушили огни, по­ били окна в конторе и ка­ бинете начальника мастер­ ских. Дерунов и Мерцалов, воспользовавшись темнотой и помощью прибывшего сюда унтер-офицера, убежали. Ра­ бочие бросились в их квар­ тиры. Унтер-офицеру Фоми­ ну удалось успокоить ра­ бочих. Он объявил им, что дальнейшая выдача зарплаты «по справедливости» будет производиться 17 октября с ' 6 часов утра. Тем временем ротмистр Глоба связался по телеграфу с управляющим дорогой Вве­ денским, пригласив его явиться для успокоения ра­ бочих. К 6 часам утра в Елец прибыл Введенский. Он сделал распоряжение отно­ сительно работ в мастерских, назначил заведующим мас­ терскими вместо Дерунова инженера-технолога Соколов­ ского, поручив ему рассле­ довать причину недовольства рабочих. Вместе с тем Фо­ мин вытребовал в Елец жан­ дармских унтер-офицеров со станций Измалково, Казаки, платформы Чириково. Ра­ бочих выстроили в одну ше- ’ ренгу под присмотром жан­ дармов и по одному впуска­ ли в южную дверь. Артель­ щик приступил к выдаче зар­ платы. Большинство рабо­ чих после получки отправля­ лось по домам. 18 октября на работу не явилось 258 человек, 19 октября — 154, 20 октября — 130, -21 ок­ тября — 57 человек.' Первая стачка елецких же­ лезнодорожников носила сти­ хийный, неорганизованный характер, потому не полу­ чила широкой поддержки со стороны рабочих -городских предприятий. Хотя началь­ ник елецкого отделения Ор­ ловского жандармского по­ лицейского управления рот­ мистр Глоба признал все претензии рабочих справедливыми и заслу­ живающими внимания, однако 46 участников стач­ ки было предано суду.л Тот же Глоба в своем докладе департаменту полиции писал: «Дознание по сему предме­ ту находится в производстве и по окончании будет на­ правлено к городскому судье 3-гр участка г. Ельца с предъявлением обвинений против восьми человек по 30 ст. 2 го пункта и трид­ цать восемь также 2-го пунк­ та Устава о наказаниях, на­ лагаемых мировыми судья­ ми. В настоящее время, хо­ тя все спокойно, возбужде­ ние рабочих против сущест­ вующего порядка громадное, и я полагаю, что если в та­ ком же роде Управление Юго-Восточного общества бу­ дет продолжать действия свои в ущерб рабочим, то одно из двух выйдет — или рабочие, образуя стачку, не явятся на работы, или же повторят беспорядок, но ко­ торый вряд ли удастся пре­ кратить местными силами, а придется прибегнуть к вой­ скам». По примеру елецких же- . лезнодорожников 9 ноября вспыхнула стачка рабочих Борисоглебских железнодо­ рожных мастерских. Недо­ вольство росло повсеместно, и не случайно пролетариат Ельца с такой жаждой’встре­ тил в ту пору идеи Маркса. Их несли в народные мас­ сы учителя воскресной школы — Андрей Иванович Яшиов, Анна Ивановна Архипова, Александр Павлович Бутя- гин, Владимир Андреевич Варгунин, Николай Алек­ сандрович Семашко, впослед­ ствии выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства. Об­ ретая знания, рабочие ста­ новились преобразующей ре­ волюционной силой. А. МАРТЫНОВ, кандидат исторических наук. ЗЕМНЫЕ ДЕЛА «ЧУДОТВОРЦА» Прошедшим летом, вернув­ шись с работы в студенче­ ском строительном отряде, мы решили несколько дней отдохнуть на Дону. Устано­ вили палатки и жили себе спокойно, пока не настал день 26 августа. Именно в этот день на берегу собра­ лись верующие, чтобы покло­ ниться святителю Тихону. Нас это так удивило, ведь сегодня, как нам «казалось, каждый знает, что в гробу ископаемого чудотворца бы­ ли не мощи, а всякий хлам. Видимо, газете стоит расска­ зать о земных делах чудо­ творца и о том, почему по­ требовалось сделать его свя­ тым. н. снохин, Б. КОРСУКОВ, студенты ЛПИ. С РЫВАЕМЫЕ ветрами времени листки цер­ ковного календаря не враз исчезают в небытие. Отдельные из них долго кру­ жатся в воздухе, напоминая верующим всех рангов да­ ты «обретения мощей», «чу­ дотворных икон» и т. п. На одном из таких листков зна­ чится день памяти святите­ ля Тихона, епископа воро­ нежского, задонского чудо­ творца. В этот день под ко­ локольный звон и чад лам­ пад священнослужители чи­ тают акафист в честь чудо­ творца, а верующие, вгля­ дываясь в темный лик святи­ теля и прикладываясь к «свя­ тым нетленным мощам», ис­ тово осеняют себя крестом, прося Тихона быть их за­ ступником перед богом. Да кому же еще молиться, как не любимцу ■Христа, чья жизнь прошла в подвигах, подвижничестве, любви к простому нарбду и совершив­ шему 48 Чудес — громоглас­ но взывают поклонники... В КОНЦЕ 50-х годов XIX века в России сложилась крайне на­ пряженная обстановка. По­ мещики, понимая, что их бесконтрольному господству над личностью и имуществом крестьянина приходит конец, усилили эксплуатацию крепостных. Они забира­ ли себе лучшие пахотные земли и леса, увеличивали барщину и оброк, грабили дополнительными поборами. В ответ на бесчеловечные притеснения, крестьянство все активнее переходило от индивидуального протеста к массовым выступлениям. Ес­ ли в 1824 — 1858 г. г. в среднем по стране было 40 выступлений крестьян, то в 1861 году их было 1176. Разбирая причины кресть­ янских выступлений в селах Черниговка и Васильевна За­ донского уезда, правительст­ венная комиссия выявила следующее: помещик отобрал у крестьян почти всю землю, оставив на мужскую душу 1 десятину. (В это же вре­ мя в среднем по уезду на мужскую душу приходилось 3,5 десятины). В результан­ те такого ограбления 1000 крестьян совершенно не име­ ли источника существования. И царская комиссия не при­ думала лучшего, как реко­ мендовать помещику продать 1000 крестьян, как лишних. Совершенно ясно, что вол­ нения не прекращались и грозили перерасти в массо­ вые крестьянские восстания. Чтобы предотвратить рево­ люцию, сохранить господст­ вующее положение помещи­ ков, царизм замыслил вели­ чайшее ограбление крестьян: землю оставить за помещи­ ками, а с крестьян за их освобождение взять милли­ ардный выкуп. Условия продолжаемой ре­ формы были настолько гра­ бительскими, что царское правительство заблаговремен­ но приняло ряд мер предо­ сторожностей: в ряде губер­ ний войска были приведены в боевую готовность, на ме­ ста были направлены выс­ шие чины царской свиты. Однако особую роль в деле успокоения народа царизм возлагал на православную церковь, как идеологическую опору самодержавия, верно­ го стража крепостных поряд­ ков. Призывая народ к терпе­ нию, любви к ближнему, цер­ ковь пальцем не пошевели­ ла для предотвращения чу­ довищного ограбления наро­ да. Более того, за несколь­ ко дней до опубликования манифеста обер-прокурор святейшего синода дал ясное наставление священникам, о том, как «умиротворя+ь» крестьян религиозными про­ поведями. В этот истори­ ческий момент только рево­ люционеры-демократы во главе с А. И. Герценым под­ няли знамя борьбы за спра­ ведливость. Исполненный горечи и сарказма, Герцен писал в газете «Колокол» об одном из дел, сфабрикован­ ном церковью. В статье «Ис­ копаемый епископ, допотоп- ’ ное правительство и обма­ нутый народ» А. И. Герцен разоблачает антинародную сущность православной''церк­ ви, ее тесного союза с цариз­ мом. Поводом статьи послу­ жил факт открытия в 1861 году «нетленных мощей» свя­ того Тихона Задонского в Задонском монастыре. «Ископаемый епископ», по словам Герцена, пожало­ ван государем в святые, а тело его за примерное не­ тление произведено в мощи. Затем было объявлено, что мощи Тихона могут совер­ шать «сорок восемь чудес». «Для чего эта нелепость, не­ вежество, идолопоклонство и лицемерие?» — спрашивал Герцен. Д А КТО же он такой, святой Тихон, или, как звали его в миру, Ти­ мофей Сокольский? Он был назначен еписко­ пом Воронежской епархии, куда входил и Задонский уезд в 1763 году. По прибы­ тии в Воронеж, святой Ти­ хон потребовал, чтобы ду­ ховные правления навели справки на благонадежность служителей культа вверен­ ной ему епархии. О нера­ дивых приказал немедленно доносить. Крутыми мерами навел воинский порядок в легионе священников, запре­ тив им под страхом осво­ бождения от занимаемых должностей отлучаться от приходов в воскресные дни и праздники, а также обя­ зал их контролировать, что­ бы все прихожане ходили в церковь и утром, и вечером, и в господские праздники, и в воскресенье. ■Дабы навести такой же порядок н среди -прихожан, епископ Тихон разослал по церквям — а их было 800 — «краткое увещевание, ка- ко подобает в святые храмы входить, а с неблагочинно стоящих в церкви, не выпус­ кая из нее, брать по рублю». Как повествуют источники, особенно мучило епископа Тихона празднование наро­ дом масленицы. При всяком удобном случае он пытался склонить прихожан к бойко­ ту этого народного гуляния. Но видя, что устные при­ зывы не достигают цели, свя­ той Тихон решил окончатель­ но искоренить нехристиан­ ский *праздник. 25 марта 1765 года «исполненный свя­ того негодования, Тихон во главе воинства Христова ри­ нулся на площадь города и угрозой отлучения от церк­ ви отменил праздник». За­ тихли песни, исчезли улыб­ ки — праздник масленицы в Воронеже при жизни Тихо­ на больше не проводился. Завидную ревность проявил Тихон в борьбе с расколом. С этой целью святитель тре­ бовал, чтобы священники принуждали всех прихожан ежегодно исповедоваться, а в случае отказа доносили бы ему. Лиц, подозреваемых в расколе, сам Тихон лично сурово наказывал. Властолюбивый Тихон тре­ бовал полного подчинения простых людей. Вот что рас­ сказывает любимый келейник святителя Ефимов: «В 1764 г., когда он, т. е. Тихон, был еще на епархии, случилось ему екать по московскому тракту через с. Хлевноё, здесь, остановись со свитою своею, потребовал от выбор­ ного села и прочих стариков срочной перемены лошадей. «Нет лошадей, — отвечали выборные, — ты не губерна­ тор нам, чтобы скоро собрать лошадей». Он будучи таким отзывом их разгорячен, го­ ворил сам: «Да, я вам пас­ тырь: вы и меня обязаны со- честь не меньше губернатора и послужить мне». По всей вероятности, ре­ тивое руководство епархией пошатнуло здоровье еписко­ па, и он удалился на покой в Задонский монастырь, где и умер в 1783 г. М Ы УЖЕ знарм, поче­ му потребовалось цер­ кви спустя почти во­ семь десятилетий после смер­ ти объявить прах Тихона За­ донского чудотворным, чу­ додейственным, всемогущим.4 И на протяжении 58 лет цер­ ковные служители Задонско­ го монастыря внушали паст­ ве, что в огромной серебря­ ной раке лежат «нетленные мощи» святого Тихона. Декретом Советской вла­ сти в январе 1919 года в при­ сутствии " священнослужите­ лей и верующих был вскрыт гроб Тихона и присутствую­ щие увидели: «Череп, прев­ ращающийся при прикосно­ вении в порошок, часть бер­ цовой кости —, картон, вы­ крашенный в телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и кцртона. В перчатке прорезь, в кото­ рую вложен картон телесно­ го цвета, и к нему приклады­ вались верующие. Дамские чулки, перчатки. Вместо гру­ ди — железный каркас». Акт комиссии по вскрытию мощей от 28-1-1919 года. Сельский священник Мелье в своем завещании писал: «...все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповеду­ ют ва^ о величии, превос­ ходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться... — все это в сущности не что иное, как иллюзии, заблуждения, об­ ман, измышление и надува­ тельство». Лучше не скажешь... М. ПОДКОПАЕВ, преподаватель истории. г. Задонск. Ч—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz