Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
НАШ СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ З А В О Д - М О Я С У Д Ь Б А ---------------------------- Письмо рабочего ----------------------------- В моей трудовой книжке всего одна запись: «1964 год. Принят учеником ап паратчика». На Данковский химический завод я пришел после службы в армии и вот уже почти два десятка лет работаю на одном пред приятии. В коллективе меня при няли радушно, окружили заботой и вниманием. До сих пор храню в ду ше нскренюю благодарность к ветерану нашего завода и цеха Тамаре Антоновне Григоровой. Она была моим учителем, помогла не толь ко в совершенстве освоить профессию аппаратчика, но и научила дорожить честью коллектива, высоким зва нием рабочего. Пожалуй, это был главный урок. Десять лет я уже сам являюсь наставником и как эстафету передаю молодым то, чему меня в свое время научили мои учителя. Все мои ученики, может быть, за редким исключе нием, стали отличными ма стерами своего дела и ува жаемыми людьми. А что может быть приятнее для наставника? Я, к примеру, вполне, могу гордиться быв шей своей подопечной Лю бовью Чернышовой. Совсем еще молодая работница, она избрана депутатом город ского и областного Советов народных депутатов, това рищи оказали Любе боль шое доверие, приняв ее в члены КПСС. Мы все привыкли к га рантированному Конститу цией СССР праву на труд и порой воспринимаем его не сколько упрощенно: как предоставленную каждому возможность добывать сред ства к существованию. Но порой забываем, что свобод ный труд на благо общества возвышает рабочего челове ка в глазах этого же обще ства, делает его духовно бо гаче и крепче, предоставля ет ему возможность рас крыть все свои способности. Почти одновременно со мной пришли в третий цех Л. Т. Шуваева и Е. М. Си- гитсмва, которые ныне вы. росли в классных аппарат чиков, обнаружили органи заторские способности и те перь работают сменными мастерами. Впрочем, есть пример и более близкий для меня. Моя жена Валентина тоже начинала аппаратчи цей, потом заочно закончи ла техникум и сейчас руко водит сменой. И неплохо руководит, недавно ей при своено звание «Отличник химической промышлен ности». А разве мы не вправе гордиться тем, что государ ство, гарантируя право на труд, высоко ценит честное отношение к делу, всячески поощряет передовиков. Я, к примеру, не могу пожало ваться: имею орден Трудо вого Красного Знамени, моя фамилия занесена в завод скую книгу Почета, награж ден почетными грамотами. Многие мои товарищи так же имеют . ордена, медали и другие знаки трудового отличия. Коллектив нашего цеха гордится тем, что его представитель, бригадир ап паратчиков В. А. Попов был делегатом XXVI съезда КПСС. Труд должен приносить радость, моральное удовлет ворение. Только тогда он будет людям не в тягость, станет необходимостью. На примере нашего завода, свое го цеха вижу, как за двад цать лет изменился харак тер труда. В цехе установ лено более производитель ное оборудование, техноло гия производства лаков пе реведена на непрерывный процесс. Контроль за ходом реакции осуществляется из аппаратной с помощью при боров. Изменение характера тру-, да предъявляет более вы сокие требования к рабочим, к их профессиональному уровню. Надо сказать, что в последнее время он замет но возрос. Большинство ап паратчиков нашего цеха имеют смежные специально сти и могут вести не одну, как это было раньше, а не сколько стадий химического процесса. Это позволяет да же при недостатке людей работать ритмично. Серьезным стимулом для повышения производитель ности труда стала бригад ная форма его организации, коллективная ответствен ность за конечные резуль таты. Теперь на нерадивых влияет не руководитель производственного участка, а товарищи. Особенно отчет ливо просматривается эта тенденция после принятия Закона о трудовых коллек тивах. Не боясь повториться, ска жу, что я и мои товарищи обязаны заводу всем, что имеем в жизни. Недавно был сдан в эксплуатацию новый 99-квартирный дом. В числе других подучила просторную трехкомнатную квартиру со всеми удобства ми и моя семья. Для нас это большая радость. Двое сы новей учатся в школе, за нимаются плаванием в спор тивной секции при спорт комплексе «Химик». Млад ший ходит в заводской дет ский сад. Нынешним летом сыновья вместе с матерью по путевке побывали в доме отдыха под Ленинградом. Я тоже неоднократно отдыхал в санаториях. Одним сло вом, все в нашей семье хо рошо. И этим мы обязаны заводу, труду, право на ко торый гарантировано Основ ным законом государства. В. КОРАГОДИН, аппаратчик Данковского химического завода. ВЕТЕРАНЫ В М ОЛОДЕЖНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ К У РСАН Т ВРА З ВАЛ О Ч К У СО Ш Е Л Н А Б Е РЕГ . . . ...Шлюпки уверенно разре зали волны Липецкого озера. Молодые люди гребли при лежно, стараясь сохранить единый ритм. И командир одной из шлюпок, уже немо лодой, но крепко сбитый че ловек, энергично взмахивал рукой, выверяя частоту дви жений. Красивое зрелище! И мичман запаса Тимофей Сергеевич Кривотулов дово лен парнями: действуют сла женно. Последние лучи, за катного солнца позолотили акваторию от края до края. Учение завершено. — Вот так пробежит вре мя, и не заметите, как ока жетесь на боевых кораблях... Будете бороздить океанские просторы, — как бы в разду мье говорил Тимофей Сергее вич, сходя со своими подо печными на берег. — Сейчас ведь эти вот занятия как бы ворота в океан... — Ворота в океан? — пере спросил один из курсантов, — А что это такое? -— Здесь начинаются, дру жок, — в наших местах. Вспомни-ка, где Петр Первый создавал свою флотилию для похода на Азов? Тут. В серд це России! Стало быть, и за рождалось тогда морское мо гущество Родины. Тимофей Сергеевич любит такие разговоры с парнями. Кто хоть немного ходил на шлющее наперекор ветру, держал в руках флажки сиг нальщика, умывался брызгами встречной волны—обязатель но попросит райвоенкомат направить его служить на ко рабль, считает он. Мы с ним сидим в малень ком кубрике бывшего военно го катера, пришвартовавше гося на водной станции Ли пецкой морской школы ДОСААФ. Иллюминаторы за драены. Кубрик блещет чис тотой. Чувствуется, с какой любовью Тимофей Сергеевич относится к катеру—участнику Великой Отечественной войны. В бортовом журнале судна записи его боевых походов. Они начинаются с августа 1943 года, когда катер был в составе Днепровской воен ной флотилии, и закан чиваются в Германии, в рай оне Штеттинской бухты в 1945 году. Должность у хозяина куб рика ответственная, он вто рой человек на этом видав шем виды катере — матрос- машинист. В задушевной бе седе Кривотулов рассказыва ет о жизни и работе, о себе. — Поначалу были у меня с некоторыми мальчишками, те перь уже допризывниками, так сказать, небольшие дис куссии. Подошел однажды один вразвалочку и сказал: «И шлюпка, и морские узлы с кранцами — сущий арха изм. Для чего, спрашивается, моряку гребля, узел? Техни ка-то какая на кораблях! Ра диолокация, электроника, сложнейшие приборы управ ления...» Сейчас он усмехается по- доброму, мудро. Продолжает: — Ну, а я ему отвечаю: «Во-первых, товарищ курсант, опустите руки по швам при обращении к старшему, как положено военному человеку. А во-вторых, существует та кое понятие, как морская культура. И любому моржу неплохо бы знать шлюпку, уметь ходить на ней под па русом и на веслах. А разве помешают флотскому специа листу умение заделывать кранцы? На прошлой неделе новичок из клуба юных мо ряков закрепил шлюпку, а ее сорвало ветром — едва пой мали. А почему? Да потому, что привязал-то он «ЯЛ» бан тиком. ...Мой собеседник листает тот самый бортовой журнал, который велся на катере в грозные годы войны. Листает трепетно, с особым чувством. Уже знаю, что делает он это нередко, собрав вокруг груп пу парней. И видится мне та кое продолжение разговора с тем самым курсантом. — Эх, ребята, да разве на боевом корабле неряшливость сойдет?.. Она же всю опера цию провалит. Старый моряк со знанием дела комментирует один бое вой выход катера, другой... И вот уже оживают строки на пожелтевших страницах, пе ред юными 'слушателями буд то наяву предстают карти ны мужества, собранности, величайшей отваги далеких их сверстников — моряков Вели кой Отечественной. Подтянулся тот курсант. Вся-то его развалочка оказа лась не больше, чем весе лой позбй. Из песни, мол. Знаете песню о море? Эх, как зовет оно бу дущих моряков! Приятно смотреть на них. Нынешняя; молодежь хорошая, ^неугомон- ная. Ветеран убежден: на стоящие моряки получаются именно из таких парней, ког да они попадают на боевые корабли. Но им надо помочь подготовить себя к этому. И у многих выход на - океанский простор станет тогда празд ником на всю жизнь. Таким, как у него самого... Родился он за год до Вели кого Октября в селе Голода- евка Воронежской области, , Отец —. крестьянин-бедняк. Когда умерла мать, он остал ся с тремя малолетними деть ми на руках. — Если бы не революция, затем не колхоз, — гово рили Тимофею Сергеевичу его близкие, — семье грозила неминуемая гибель. С пятнадцати лет он вместе с отцом растил хлеб. Окон чены курсы комбайнеров, и вновь — работа в колхозе. Жизнь постепенно налажива лась. Тимофей Сергеевич на встречах с курсантами и юными моряками вспоминает, как в колхозном оборонном кружке он учился стрелять, ходить по азимуту, ориенти роваться на местности. По степенно приобретались смет ка, выносливость, которые так пригодились на военной службе. Перед самой войной Криво тулов был призван в Военно- морской флот. Вот она, дол гожданная встреча с морем- океаном!., Но здесь, на траль щике, и застала его Великая Отечественная... Он видел смерть и разрушения, навоег- да запомнил блокадный Ле нинград. Готовя прорыв этой блока ды, наше командование на правило часть личного соста ва с кораблей и военных су дов на сушу, в морскую пе хоту. Попал в такое соедине ние и Тимофей Сергеевич. 11 января 1943 года по глубоко му снегу он вел моряков своего отделения на штурм второй траншеи вражеской обороны. Ни ожесточенный огонь неприятеля, ни снег по пояс, ни стужа, — ничто не могло поколебать духа отваж ных балтийцев. Кольцо бло кады было прорвано. За этот подвиг Т. С. Кривотулов удо стоен ордена Красной Звезды. Тогда же он попал в госпи таль с тяжелым ранением. Но через месяц мичман вновь в боевом строю. Унич тожает мины врага и ставит свои. Вскоре Тимофей Серге евич получает медаль «За оборону Ленинграда». Окончилась война. Но для бывшего военного моряка Кривотулсква война со смер тью продолжалась и в мир ное время. Он служит на тральщике, бороздит Балтий ское море, вылавливает и уничтожает грозное «эхо» не давних сражений — мины. И уже в мирное время на гражден вторым орденом Красной Звезды. ...Двадцать лет отдано фло ту. В удостоверении, подпи санным адмиралом В. Ф. Три- буцем, сказано: «...на осно вании постановления Совета ветеранов дваждй Краснозна менного Балтийского флота КривотУлбзУ Т. С. Вручён на грудный знак ветерана». И вот, демобилизовавшись, ветеран уже двадцать шесть лет работает в Липецкой морской школе ДОСААФ, приобщает к будущей флот ской службе многочисленных питомцев. Опыт, накоплен ный за долгие -годы, ответст венность за порученное дело, личное обаяние — основа большого авторитета Тимофея Сергеевича среди курсантов. Занятия парней на судах, их разнообразные рейды по «озеру» не прекращаются и осенью. .. .Холодным октябрьским вечером катер, ведомый Тимо феем Сергеевичем, возвращал ся из похода по реке Воро неж. Дул сильный ветер. Несколько раз подходили к дебаркадеру, пытаясь ош вартоваться. Не удавалось. Положение усугублял скопив шийся у берега битый лед. Навели было носовой трос, как вдруг катер отбросило... Дальнейшее произошло в считанные секунды. Трос не выдержал, лопнул. Судно на кренилось, и один из сотруд ников школы упал за борт. Кривотулов бросился в ледя ную купель. Ему помогли под нять пострадавшего... И когда начальник мор ской школы А. А. Алексеев вручал коммунисту Кривоту- лову медаль ветерана тру да, в ответ раздалось чет кое: «Служу Советскому Сою зу!» Моряк всегда моряк. И он помогает стать моряками дру гим. В. ПЕТРОВ, заместитель начальника Липецкой морской школы ДОСААФ. ВЫСОКИЙ д о л г Утренние лучи солнца еще только озарили осеннюю желтизну деревьев, а у зда ния Советского райвоенко мата уже многолюдно. Ро дители, друзья, товарищи по работе пришли проводить на службу завтрашних вои нов Советской Армии и Во енно-Морского флота. К призывникам обратился военком полковник В. А. Гончаров. 40 лет он отдал службе в армии. Участвовал в боях Великой Отечествен ной войны. Сражался муже ственно. Об этом говорят многочисленные награды. — Быть преданным делу коммунизма, любить социа листическую Родину, честно служить на своем посту — это и есть наш солдатский долг, ■— говорил военком. — Каждый из вас должен быть готовым в любой мо мент и в самых сложных ус ловиях отразить агрессию, откуда бы она ни исходила. После проводов очеред ной группы мы побывали на призывном пункте. На его стенах планшеты, на кото рых крупными буквами на писаны отдельные статьи Конституции СССР. Броса ется в глаза: «Воинская служба в рядах Вооружен ных Сил — почетная обя занность советских граж дан!» Подошли к одной из групп призывников. С ними беседовал майор запаса В. М. Громовой. На груди ветерана одиннадцать пра вительственных наград. Быв ший летчик пробыл в возду хе более 4 тысяч летных часов, освоил семь типов самолетов современных. Ва силий Михайлович' расска зал, как его товарищи храб ро защищали социалистиче скую Родину, не жалея жиз ни для победы над врагом. В другой комнате мы за стали второго ветерана, майора запаса Дмитрия Николаевича Чеха. Он убеж дал электросварщиков В. Осеичука (управление «Металлургпро к а т м о н- таж-2») и Г. Бакланова (СМУ-51) в преимуществе службы в артиллерийских войсках. Им он посвятил тридцать лет. По его стопам пошли и дети. Старший слу жит на Дальнем Востоке, младший командует артил лерийской батареей на за падных рубежах Родины. На снимке: майор запаса В. М. Громовой с призывни ками. Текст и фото Ю. Клюева. НОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ Комплектование материа лов о земляках, выдающих ся деятелях науки и искус ства — одно из направле ний собирательской работы сотрудников областного крае ведческого музея. За пос леднее время коллекции му зея обогатились целым ря дом новых интересных экс понатов. В нх числе материалы, переданные Ь. Г. Фаробн- ной, внучкой первого нарко ма здравоохранения Н. А. Семашко: книги из личной библиотеки деда с его по метками, семейные фотогра фии, уникальные документы, отражающие деятельность Н. А. Семашко пО органи зации первых в стране са наториев для трудящихся. Семья Героя Советского Союза М. В. Водопьянова передала на его родину бес ценные реликвии, связанные с освоением Арктики, спа сением челюскинцев, дерз кими перелетами советских летчиков на Дальний Вос ток. Личные вещи М. В. Во допьянова, письма, автор ские рукописи его книг, афиши спектаклей по его пьесам, фотографии, газет ные и журнальные публика ции, ставшие ныне достоя нием Липецкого музея, во всей полноте раскрывают многогранный облик нашего земляка — отважного по лярного летчика, писателя, общественного деятеля и че ловека большой души. Со временем займут свое место в экспозиции и уни кальные фотографии и до кументы, отражающие твор ческий путь талантливей шего советского пианиста и педагога, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории К. Н. Игум нова, уроженца города Ле бедяни. Пополнился новинками и художественный отдел му зея. Это — автолитографии известных советских худож ников И. С. Ефимова и Н. Я. Симонович-Ефимовой. Большую творческую и человеческую радость дает сотрудникам музея общение с выдающимся музыкантом нашего времени Героем Со циалистического Труда Т. Н. Хренниковым. На одной из последних книг о его твор честве, названной „ авторами Л. Горигорьевым и Я. Пла- теном «Его выбрало время», рукой композитора сделана простая и дорогая нам, его землякам, надпись: «Липец кому краеведческому музею с сердечным приветом Ти хон Хренников. Москва. 26 сентября 1983 года». С. КУКРАК, заведующий отделом музея. Ч-*Ч ; Поэтическая рубрика Михаил ГЛАЗКОВ. РОДИНА Желанны встречи с родиной я милы, ’азлука с ней чем дольше, тем больней. ! никогда ни версты и ни мили Не заглушат в душе тоску по ней. :ще и дней немало до причала, ! встреч идут чужие корабли, ^ ты уже задумался, не чая ^видеть берег родины вдали, Уйти в поля и воедино слиться С дрожащим окоемом вдалеке, С желтеющей под солнышком пшеницей И с зернышками в каждом колъеке, Вдохнуть сполна и ветра дуновенье, И милый терпкий запах чабреца... И ощутить, как вспышку, на мгновенье Причастность к ней до смертного конца. Жгу последний костер в огороде, Палый лист полотннт без помех. Может, завтра, без времени вроде, Неожиданный выпадет снег. Он укроет поля и дороги, Белым саваном ляжет на лес. Он на каждом крыльце н пороге Понавьюжнт сугробов с небес. И такая година глухая Тут накатит, что свянешь с тоски. А пока — то бесясь, то стихая — Мой последний костер полыхает, Снегом пепел летит на виски. ОСЕННИЙ Э Т Ю Д Тише! Вы слышите, как па дают листья? Да, это в на ших лесах и парках хозяйни чает ее величество Осень. Сколько пышного разноцветья и благоуханья увядающих трав принесла она с собой, сколько грусти и вместе с тем праздничного торжества, в ее наряде! Почему-то осень принято называть золотой. По-моему, это неправильно. Как можно сравнивать живую природу с мертвым металлом? Ведь это избыток солнечных лучей, накопленных за лето. Только всмотритесь: каждый листик, любая травинка лучатся час тицей летнего дня. Я особенно люблю лес в это время года. Прихватив с со бой лукошко, часами могу бродить по усыпанным лист вой тропинкам и не устаю удивляться открывающимся чуть ли не на каждом шагу чудесам. Вот тоненькая березка от вела в сторону свою рыжую головку от старых игл сосны. Там дуб, не поддавшись дождям и ветру, гордо пока чивает седеющей кроной, а в стороне, будто устыдившись своей наготы, залилась крас кою рябина. Неожиданно в просвете об лаков появляется солнце, и лес, без того яркий, красоч ный, превращается в настоя щую сказку. А вот и знакомая большая поляна. Здесь когда-то пора ботали пилы и топоры. Ста рые вырубки. Под каждым пнем, как выражается один мой знакомый, корзинами растут опята. Маленькие пу говки шляпок: так и просятся сами в лукошко. Не торопясь, я сажусь на покрытый мхом пенек, и тут начинается поистине священно действие. Сначала аккуратно смахиваю с грибов соринки, затем, также не спеша, выти раю лезвие ножа о траву и долго выбираю, какой именно гриб срезать первым. Нако нец, в лукошке занимает мес то самый достойный из со братьев опенок. Дурманящий запах кружит голову, уходит куда-то усталость. И вдруг я чувствую, что здесь, на поляне, не один. Оглядываюсь кругом — нико го'. Что за наваждение? Не ожиданно где-то сзади ру жейным выстрелом треснула ветка. Оборачиваюсь. Прямо на меня из густого ельника смотрят два черных зрачка. Да, это краса и гордость на ших лесов — лось, и, кажет ся, не один. Так и есть. Чуть в стороне, меж ветвей, заме чаю еще двух — лосиха и юный лосенок. Вот это встреча! Медленно поднимаюсь, до стаю из кармана горбушку черствого хлеба, кладу на пень и осторожно, чтобы не потревожить хозяев этой по лянки, ухожу в противопо ложную сторону леса. За де ревьями оборачиваюсь, раз двигаю ветки. Лось стоит в той же выжидательной позе. Наконец, он гордо вскидывает корону своих великолепных рогов и важно выходит на се редину поляны. Он здесь хо зяин... С наступлением сумерек возвращаюсь домой. Часто мои соседи с недоумением спрашивают, что я делал це лый день в лесу, если так и не наполнил грибами лукош ко. Что им ответить? Что хо дил по шуршащим солнечным лучам? Или может, расска зать о том, как встретился с хозяином грибной поляны, а потом со стадом расплачи вался горбушкой хлеба за свою бестактность и бесцере монное вторжение в его за конные владения? Поймут ли они меня? А мо жет, все-таки рассказать... А. КОШЕЛЕВ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК «ВСЕГДА СОВРЕМЕННЫЙ БАХ» Когда говорят о творчестве великого немецкого компози тора и органиста Иоганна Се бастьяна Баха, то нередко употребляют слова: «старин ная музыка», как бы сразу отодвигая его от нашего ки пучего, рвущегося ритма в спокойную, размеренную даль веков. И хотя нет, вроде бы, в этих словах ничего осо бо обидного, все же опреде ление это представляется весьма несправедливым. Ко нечно, два с половиной века — дистанция солидная. Но эмоциональная насыщенность, глубина и страстность чувств человеческих, раздумья над вечными темами — любовь и ненависть, подвиг во имя лю дей, жизнь и смерть — так ярко и могуче пронизывают его сочинения, что и сегодня они волнуют, захватывают необыкновенной силой и вы разительностью, Разве, говоря о Шекспире, у кого-либо по вернется язык сказать: «ста ринная литература»?.. Великая, демократичная в> своей основе музыка может опережать вкусы и взгляды общества (так случилось и с Иоганном Себастьяном Бахом, не понятым и не принятым своими современниками), но отойти в область «старин ной», припорошенной дымкой времени — нет, не может. И это убедительно доказывает тот углубленный интерес, ко торый возродился спустя сто летие со дня его смерти и все растет с годами, привлекая людей не только своей выра зительностью и законченно стью музыкальных форм, но и огромной духовной силой. И все-таки надо признать, что сегодня в своем боль шинстве мы слабо знакомы с творчеством Баха. Это легко объяснимо. Большинство его произведений написано для органа, а инструмент этот — редкость в наших краях. В Черноземье, к примеру, ни один город не может им по хвалиться. Органные же кон церты в радиопередачах зву чат редко и многое теряют. Вот так и сложилось, что мы много наслышаны о Бахе, а сами его произведения до нас доходят редко и до обидного мало. Может, именно от этого и возникло несправедливое — «старинная музыка»... ...Начало было таким. Со брались четыре преподавателя Брянского музыкального учи лища — Валерий Сычев, Ана толий Ревякин, Стаж елав Чистяков и Зиновий Слобод- нецкий, четыре страстных пропагандиста музыки, собра лись и задумались. Нет орга на... Но уже есть электрон ные баяны! В определенном сочетании они способны вос произвести органное звуча ние. Так нужно найти это со четание! Нужно соответст венно инструментовать про изведения Баха, подготовить и нести их людям- Очень нуж но. А дальше лежал огром ный труд энтузиастов, согре тый большой целью и под держкой Брянской областной филармонии. Труд, который завершился подготовкой кон церта под символическим названием «Всегда современ ный Бах» и с которым на днях познакомились липчане. Дело прошлое. Отправля ясь на концерт, я, честно го воря, не ожидал особых от кровений — уж очень сложно из огромного творческого нас ледия Баха удачно отобрать произведения для первого опыта. И не думал, что встречу переполненный зал •— скромные афишки появи лись, буквально, накануне концерта и не давали полно го представления о том, что нас ожидает. А между тем зал, действительно, оказался полным и, что особенно ра дует, в значительной мере это была вполне современ ная, «джинсовая» молодежь — значит, тянутся к музыке Баха не только тонкие мело маны, значит, находят в ней Созвучие своим чувствам, настроениям молодые люди, значит,- наконец, действитель но, современен Иоганн Себас тьян Бах! Не знаю, насколько удачна была мысль постановщиков создать на концерте этакую интимно-изысканную обста новку за счет приглушенного освещения. Может быть, в других условиях она и сло жилась бы. Но когда зрите ли сидят в .распахнутых от тепла пальто, а головные уборы хранятся на их коле нях, согласитесь, не до изыс канности (об этом не раз пи сала областная газета, но из менений что-то пока не вид но). И если все-таки возникло доверие слушателей к артис там, радостное взаимопонима ние, если вскоре совершился переход от первых робких хлопков к тому, что зрители, стоя, долго и бурно благода рили исполнителей, то это — целиком заслуга квартета (ру ководитель 3. Слободнецкий). Программа концерта была достаточно разнообразной и интересной. Мы познакоми лись с вокальными, оркестро выми и, конечно, органными произведениями композитора, подобранными с тонким уче том аудитории. Отметим сра зу же высокую исполнитель скую культуру и профессио нализм артистов и очень бе режное их отношение к обра ботке пьес. Но оставим раз бор тонкостей полифонии и конрапункта специалистам и поговорим об эмоциональном восприятии концерта, о том впечатлении, которое произ вел он на мысли и чувства слушателей. Люди, ранее побывавшие на концертах органистов, мо жет бьггь, впервые поняли, какими огромными возможно стями располагает электрон ный баян в умелых руках. В «Органной прелюдии» и «Фуге до-минор», как и в «Концерте для органа ре-минор» на нас обрушилась подлинная мощь органного звучания, мощь бушующих страстей челове ческих, в которых радость и боль существуют рядом. Это настолько захватывает, что почти физически ощущаешь заложенные в произведении чувства. И только потом;, придя в себя, начинаешь по нимать, почему Баха часто сравнивают с грохочущим в бурю морем, с необъятными, сверкающими горными вер шинами... И вдруг — тончай шая лирика «Аве, Марии», прозрачная, покоряющая чис тота мелодического совер шенства. Но вот Бах в новом обличьи — искрящийся на родным весельем, острым слов цом звучат «Рондо», «Ме нуэт» и «Шутка» из ор кестровой сюиты № 2 — и выравнивают мор щинки на лицах слушателей, уступая место улыбке и вос хищению. Вот в этом умелом и тонком проникновении в эмоциональный мир произве дений композитора, в егс мысль, в его созву чие миру чувств нашего современника^ мне представ ляется главное достоинстве концерта и большое достиже ние исполнителей. К. ГУРЕНОК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz