Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

НАШ СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ З А В О Д - М О Я С У Д Ь Б А ---------------------------- Письмо рабочего ----------------------------- В моей трудовой книжке всего одна запись: «1964 год. Принят учеником ап­ паратчика». На Данковский химический завод я пришел после службы в армии и вот уже почти два десятка лет работаю на одном пред­ приятии. В коллективе меня при­ няли радушно, окружили заботой и вниманием. До сих пор храню в ду­ ше нскренюю благодарность к ветерану нашего завода и цеха Тамаре Антоновне Григоровой. Она была моим учителем, помогла не толь­ ко в совершенстве освоить профессию аппаратчика, но и научила дорожить честью коллектива, высоким зва­ нием рабочего. Пожалуй, это был главный урок. Десять лет я уже сам являюсь наставником и как эстафету передаю молодым то, чему меня в свое время научили мои учителя. Все мои ученики, может быть, за редким исключе­ нием, стали отличными ма­ стерами своего дела и ува­ жаемыми людьми. А что может быть приятнее для наставника? Я, к примеру, вполне, могу гордиться быв­ шей своей подопечной Лю­ бовью Чернышовой. Совсем еще молодая работница, она избрана депутатом город­ ского и областного Советов народных депутатов, това­ рищи оказали Любе боль­ шое доверие, приняв ее в члены КПСС. Мы все привыкли к га­ рантированному Конститу­ цией СССР праву на труд и порой воспринимаем его не­ сколько упрощенно: как предоставленную каждому возможность добывать сред­ ства к существованию. Но порой забываем, что свобод­ ный труд на благо общества возвышает рабочего челове­ ка в глазах этого же обще­ ства, делает его духовно бо­ гаче и крепче, предоставля­ ет ему возможность рас­ крыть все свои способности. Почти одновременно со мной пришли в третий цех Л. Т. Шуваева и Е. М. Си- гитсмва, которые ныне вы. росли в классных аппарат­ чиков, обнаружили органи­ заторские способности и те­ перь работают сменными мастерами. Впрочем, есть пример и более близкий для меня. Моя жена Валентина тоже начинала аппаратчи­ цей, потом заочно закончи­ ла техникум и сейчас руко­ водит сменой. И неплохо руководит, недавно ей при­ своено звание «Отличник химической промышлен­ ности». А разве мы не вправе гордиться тем, что государ­ ство, гарантируя право на труд, высоко ценит честное отношение к делу, всячески поощряет передовиков. Я, к примеру, не могу пожало­ ваться: имею орден Трудо­ вого Красного Знамени, моя фамилия занесена в завод­ скую книгу Почета, награж­ ден почетными грамотами. Многие мои товарищи так­ же имеют . ордена, медали и другие знаки трудового отличия. Коллектив нашего цеха гордится тем, что его представитель, бригадир ап­ паратчиков В. А. Попов был делегатом XXVI съезда КПСС. Труд должен приносить радость, моральное удовлет­ ворение. Только тогда он будет людям не в тягость, станет необходимостью. На примере нашего завода, свое­ го цеха вижу, как за двад­ цать лет изменился харак­ тер труда. В цехе установ­ лено более производитель­ ное оборудование, техноло­ гия производства лаков пе­ реведена на непрерывный процесс. Контроль за ходом реакции осуществляется из аппаратной с помощью при­ боров. Изменение характера тру-, да предъявляет более вы­ сокие требования к рабочим, к их профессиональному уровню. Надо сказать, что в последнее время он замет­ но возрос. Большинство ап­ паратчиков нашего цеха имеют смежные специально­ сти и могут вести не одну, как это было раньше, а не­ сколько стадий химического процесса. Это позволяет да­ же при недостатке людей работать ритмично. Серьезным стимулом для повышения производитель­ ности труда стала бригад­ ная форма его организации, коллективная ответствен­ ность за конечные резуль­ таты. Теперь на нерадивых влияет не руководитель производственного участка, а товарищи. Особенно отчет­ ливо просматривается эта тенденция после принятия Закона о трудовых коллек­ тивах. Не боясь повториться, ска­ жу, что я и мои товарищи обязаны заводу всем, что имеем в жизни. Недавно был сдан в эксплуатацию новый 99-квартирный дом. В числе других подучила просторную трехкомнатную квартиру со всеми удобства­ ми и моя семья. Для нас это большая радость. Двое сы­ новей учатся в школе, за­ нимаются плаванием в спор­ тивной секции при спорт­ комплексе «Химик». Млад­ ший ходит в заводской дет­ ский сад. Нынешним летом сыновья вместе с матерью по путевке побывали в доме отдыха под Ленинградом. Я тоже неоднократно отдыхал в санаториях. Одним сло­ вом, все в нашей семье хо­ рошо. И этим мы обязаны заводу, труду, право на ко­ торый гарантировано Основ­ ным законом государства. В. КОРАГОДИН, аппаратчик Данковского химического завода. ВЕТЕРАНЫ В М ОЛОДЕЖНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ К У РСАН Т ВРА З ВАЛ О Ч К У СО Ш Е Л Н А Б Е РЕГ . . . ...Шлюпки уверенно разре­ зали волны Липецкого озера. Молодые люди гребли при­ лежно, стараясь сохранить единый ритм. И командир одной из шлюпок, уже немо­ лодой, но крепко сбитый че­ ловек, энергично взмахивал рукой, выверяя частоту дви­ жений. Красивое зрелище! И мичман запаса Тимофей Сергеевич Кривотулов дово­ лен парнями: действуют сла­ женно. Последние лучи, за­ катного солнца позолотили акваторию от края до края. Учение завершено. — Вот так пробежит вре­ мя, и не заметите, как ока­ жетесь на боевых кораблях... Будете бороздить океанские просторы, — как бы в разду­ мье говорил Тимофей Сергее­ вич, сходя со своими подо­ печными на берег. — Сейчас ведь эти вот занятия как бы ворота в океан... — Ворота в океан? — пере­ спросил один из курсантов, — А что это такое? -— Здесь начинаются, дру­ жок, — в наших местах. Вспомни-ка, где Петр Первый создавал свою флотилию для похода на Азов? Тут. В серд­ це России! Стало быть, и за­ рождалось тогда морское мо­ гущество Родины. Тимофей Сергеевич любит такие разговоры с парнями. Кто хоть немного ходил на шлющее наперекор ветру, держал в руках флажки сиг­ нальщика, умывался брызгами встречной волны—обязатель­ но попросит райвоенкомат направить его служить на ко­ рабль, считает он. Мы с ним сидим в малень­ ком кубрике бывшего военно­ го катера, пришвартовавше­ гося на водной станции Ли­ пецкой морской школы ДОСААФ. Иллюминаторы за­ драены. Кубрик блещет чис­ тотой. Чувствуется, с какой любовью Тимофей Сергеевич относится к катеру—участнику Великой Отечественной войны. В бортовом журнале судна записи его боевых походов. Они начинаются с августа 1943 года, когда катер был в составе Днепровской воен­ ной флотилии, и закан­ чиваются в Германии, в рай­ оне Штеттинской бухты в 1945 году. Должность у хозяина куб­ рика ответственная, он вто­ рой человек на этом видав­ шем виды катере — матрос- машинист. В задушевной бе­ седе Кривотулов рассказыва­ ет о жизни и работе, о себе. — Поначалу были у меня с некоторыми мальчишками, те­ перь уже допризывниками, так сказать, небольшие дис­ куссии. Подошел однажды один вразвалочку и сказал: «И шлюпка, и морские узлы с кранцами — сущий арха­ изм. Для чего, спрашивается, моряку гребля, узел? Техни­ ка-то какая на кораблях! Ра­ диолокация, электроника, сложнейшие приборы управ­ ления...» Сейчас он усмехается по- доброму, мудро. Продолжает: — Ну, а я ему отвечаю: «Во-первых, товарищ курсант, опустите руки по швам при обращении к старшему, как положено военному человеку. А во-вторых, существует та­ кое понятие, как морская культура. И любому моржу неплохо бы знать шлюпку, уметь ходить на ней под па­ русом и на веслах. А разве помешают флотскому специа­ листу умение заделывать кранцы? На прошлой неделе новичок из клуба юных мо­ ряков закрепил шлюпку, а ее сорвало ветром — едва пой­ мали. А почему? Да потому, что привязал-то он «ЯЛ» бан­ тиком. ...Мой собеседник листает тот самый бортовой журнал, который велся на катере в грозные годы войны. Листает трепетно, с особым чувством. Уже знаю, что делает он это нередко, собрав вокруг груп­ пу парней. И видится мне та­ кое продолжение разговора с тем самым курсантом. — Эх, ребята, да разве на боевом корабле неряшливость сойдет?.. Она же всю опера­ цию провалит. Старый моряк со знанием дела комментирует один бое­ вой выход катера, другой... И вот уже оживают строки на пожелтевших страницах, пе­ ред юными 'слушателями буд­ то наяву предстают карти­ ны мужества, собранности, величайшей отваги далеких их сверстников — моряков Вели­ кой Отечественной. Подтянулся тот курсант. Вся-то его развалочка оказа­ лась не больше, чем весе­ лой позбй. Из песни, мол. Знаете песню о море? Эх, как зовет оно бу­ дущих моряков! Приятно смотреть на них. Нынешняя; молодежь хорошая, ^неугомон- ная. Ветеран убежден: на­ стоящие моряки получаются именно из таких парней, ког­ да они попадают на боевые корабли. Но им надо помочь подготовить себя к этому. И у многих выход на - океанский простор станет тогда празд­ ником на всю жизнь. Таким, как у него самого... Родился он за год до Вели­ кого Октября в селе Голода- евка Воронежской области, , Отец —. крестьянин-бедняк. Когда умерла мать, он остал­ ся с тремя малолетними деть­ ми на руках. — Если бы не революция, затем не колхоз, — гово­ рили Тимофею Сергеевичу его близкие, — семье грозила неминуемая гибель. С пятнадцати лет он вместе с отцом растил хлеб. Окон­ чены курсы комбайнеров, и вновь — работа в колхозе. Жизнь постепенно налажива­ лась. Тимофей Сергеевич на встречах с курсантами и юными моряками вспоминает, как в колхозном оборонном кружке он учился стрелять, ходить по азимуту, ориенти­ роваться на местности. По­ степенно приобретались смет­ ка, выносливость, которые так пригодились на военной службе. Перед самой войной Криво­ тулов был призван в Военно- морской флот. Вот она, дол­ гожданная встреча с морем- океаном!., Но здесь, на траль­ щике, и застала его Великая Отечественная... Он видел смерть и разрушения, навоег- да запомнил блокадный Ле­ нинград. Готовя прорыв этой блока­ ды, наше командование на­ правило часть личного соста­ ва с кораблей и военных су­ дов на сушу, в морскую пе­ хоту. Попал в такое соедине­ ние и Тимофей Сергеевич. 11 января 1943 года по глубоко­ му снегу он вел моряков своего отделения на штурм второй траншеи вражеской обороны. Ни ожесточенный огонь неприятеля, ни снег по пояс, ни стужа, — ничто не могло поколебать духа отваж­ ных балтийцев. Кольцо бло­ кады было прорвано. За этот подвиг Т. С. Кривотулов удо­ стоен ордена Красной Звезды. Тогда же он попал в госпи­ таль с тяжелым ранением. Но через месяц мичман вновь в боевом строю. Унич­ тожает мины врага и ставит свои. Вскоре Тимофей Серге­ евич получает медаль «За оборону Ленинграда». Окончилась война. Но для бывшего военного моряка Кривотулсква война со смер­ тью продолжалась и в мир­ ное время. Он служит на тральщике, бороздит Балтий­ ское море, вылавливает и уничтожает грозное «эхо» не­ давних сражений — мины. И уже в мирное время на­ гражден вторым орденом Красной Звезды. ...Двадцать лет отдано фло­ ту. В удостоверении, подпи­ санным адмиралом В. Ф. Три- буцем, сказано: «...на осно­ вании постановления Совета ветеранов дваждй Краснозна­ менного Балтийского флота КривотУлбзУ Т. С. Вручён на­ грудный знак ветерана». И вот, демобилизовавшись, ветеран уже двадцать шесть лет работает в Липецкой морской школе ДОСААФ, приобщает к будущей флот­ ской службе многочисленных питомцев. Опыт, накоплен­ ный за долгие -годы, ответст­ венность за порученное дело, личное обаяние — основа большого авторитета Тимофея Сергеевича среди курсантов. Занятия парней на судах, их разнообразные рейды по «озеру» не прекращаются и осенью. .. .Холодным октябрьским вечером катер, ведомый Тимо­ феем Сергеевичем, возвращал­ ся из похода по реке Воро неж. Дул сильный ветер. Несколько раз подходили к дебаркадеру, пытаясь ош­ вартоваться. Не удавалось. Положение усугублял скопив­ шийся у берега битый лед. Навели было носовой трос, как вдруг катер отбросило... Дальнейшее произошло в считанные секунды. Трос не выдержал, лопнул. Судно на­ кренилось, и один из сотруд­ ников школы упал за борт. Кривотулов бросился в ледя­ ную купель. Ему помогли под­ нять пострадавшего... И когда начальник мор­ ской школы А. А. Алексеев вручал коммунисту Кривоту- лову медаль ветерана тру­ да, в ответ раздалось чет­ кое: «Служу Советскому Сою­ зу!» Моряк всегда моряк. И он помогает стать моряками дру­ гим. В. ПЕТРОВ, заместитель начальника Липецкой морской школы ДОСААФ. ВЫСОКИЙ д о л г Утренние лучи солнца еще только озарили осеннюю желтизну деревьев, а у зда­ ния Советского райвоенко­ мата уже многолюдно. Ро­ дители, друзья, товарищи по работе пришли проводить на службу завтрашних вои­ нов Советской Армии и Во­ енно-Морского флота. К призывникам обратился военком полковник В. А. Гончаров. 40 лет он отдал службе в армии. Участвовал в боях Великой Отечествен­ ной войны. Сражался муже­ ственно. Об этом говорят многочисленные награды. — Быть преданным делу коммунизма, любить социа­ листическую Родину, честно служить на своем посту — это и есть наш солдатский долг, ■— говорил военком. — Каждый из вас должен быть готовым в любой мо­ мент и в самых сложных ус­ ловиях отразить агрессию, откуда бы она ни исходила. После проводов очеред­ ной группы мы побывали на призывном пункте. На его стенах планшеты, на кото­ рых крупными буквами на­ писаны отдельные статьи Конституции СССР. Броса­ ется в глаза: «Воинская служба в рядах Вооружен­ ных Сил — почетная обя­ занность советских граж­ дан!» Подошли к одной из групп призывников. С ними беседовал майор запаса В. М. Громовой. На груди ветерана одиннадцать пра­ вительственных наград. Быв­ ший летчик пробыл в возду­ хе более 4 тысяч летных часов, освоил семь типов самолетов современных. Ва­ силий Михайлович' расска­ зал, как его товарищи храб­ ро защищали социалистиче­ скую Родину, не жалея жиз­ ни для победы над врагом. В другой комнате мы за­ стали второго ветерана, майора запаса Дмитрия Николаевича Чеха. Он убеж­ дал электросварщиков В. Осеичука (управление «Металлургпро к а т м о н- таж-2») и Г. Бакланова (СМУ-51) в преимуществе службы в артиллерийских войсках. Им он посвятил тридцать лет. По его стопам пошли и дети. Старший слу­ жит на Дальнем Востоке, младший командует артил­ лерийской батареей на за­ падных рубежах Родины. На снимке: майор запаса В. М. Громовой с призывни­ ками. Текст и фото Ю. Клюева. НОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ Комплектование материа­ лов о земляках, выдающих­ ся деятелях науки и искус­ ства — одно из направле­ ний собирательской работы сотрудников областного крае­ ведческого музея. За пос­ леднее время коллекции му­ зея обогатились целым ря­ дом новых интересных экс­ понатов. В нх числе материалы, переданные Ь. Г. Фаробн- ной, внучкой первого нарко­ ма здравоохранения Н. А. Семашко: книги из личной библиотеки деда с его по­ метками, семейные фотогра­ фии, уникальные документы, отражающие деятельность Н. А. Семашко пО органи­ зации первых в стране са­ наториев для трудящихся. Семья Героя Советского Союза М. В. Водопьянова передала на его родину бес­ ценные реликвии, связанные с освоением Арктики, спа­ сением челюскинцев, дерз­ кими перелетами советских летчиков на Дальний Вос­ ток. Личные вещи М. В. Во­ допьянова, письма, автор­ ские рукописи его книг, афиши спектаклей по его пьесам, фотографии, газет­ ные и журнальные публика­ ции, ставшие ныне достоя­ нием Липецкого музея, во всей полноте раскрывают многогранный облик нашего земляка — отважного по­ лярного летчика, писателя, общественного деятеля и че­ ловека большой души. Со временем займут свое место в экспозиции и уни­ кальные фотографии и до­ кументы, отражающие твор­ ческий путь талантливей­ шего советского пианиста и педагога, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории К. Н. Игум­ нова, уроженца города Ле­ бедяни. Пополнился новинками и художественный отдел му­ зея. Это — автолитографии известных советских худож­ ников И. С. Ефимова и Н. Я. Симонович-Ефимовой. Большую творческую и человеческую радость дает сотрудникам музея общение с выдающимся музыкантом нашего времени Героем Со­ циалистического Труда Т. Н. Хренниковым. На одной из последних книг о его твор­ честве, названной „ авторами Л. Горигорьевым и Я. Пла- теном «Его выбрало время», рукой композитора сделана простая и дорогая нам, его землякам, надпись: «Липец­ кому краеведческому музею с сердечным приветом Ти­ хон Хренников. Москва. 26 сентября 1983 года». С. КУКРАК, заведующий отделом музея. Ч-*Ч ; Поэтическая рубрика Михаил ГЛАЗКОВ. РОДИНА Желанны встречи с родиной я милы, ’азлука с ней чем дольше, тем больней. ! никогда ни версты и ни мили Не заглушат в душе тоску по ней. :ще и дней немало до причала, ! встреч идут чужие корабли, ^ ты уже задумался, не чая ^видеть берег родины вдали, Уйти в поля и воедино слиться С дрожащим окоемом вдалеке, С желтеющей под солнышком пшеницей И с зернышками в каждом колъеке, Вдохнуть сполна и ветра дуновенье, И милый терпкий запах чабреца... И ощутить, как вспышку, на мгновенье Причастность к ней до смертного конца. Жгу последний костер в огороде, Палый лист полотннт без помех. Может, завтра, без времени вроде, Неожиданный выпадет снег. Он укроет поля и дороги, Белым саваном ляжет на лес. Он на каждом крыльце н пороге Понавьюжнт сугробов с небес. И такая година глухая Тут накатит, что свянешь с тоски. А пока — то бесясь, то стихая — Мой последний костер полыхает, Снегом пепел летит на виски. ОСЕННИЙ Э Т Ю Д Тише! Вы слышите, как па­ дают листья? Да, это в на­ ших лесах и парках хозяйни­ чает ее величество Осень. Сколько пышного разноцветья и благоуханья увядающих трав принесла она с собой, сколько грусти и вместе с тем праздничного торжества, в ее наряде! Почему-то осень принято называть золотой. По-моему, это неправильно. Как можно сравнивать живую природу с мертвым металлом? Ведь это избыток солнечных лучей, накопленных за лето. Только всмотритесь: каждый листик, любая травинка лучатся час­ тицей летнего дня. Я особенно люблю лес в это время года. Прихватив с со­ бой лукошко, часами могу бродить по усыпанным лист­ вой тропинкам и не устаю удивляться открывающимся чуть ли не на каждом шагу чудесам. Вот тоненькая березка от­ вела в сторону свою рыжую головку от старых игл сосны. Там дуб, не поддавшись дождям и ветру, гордо пока­ чивает седеющей кроной, а в стороне, будто устыдившись своей наготы, залилась крас­ кою рябина. Неожиданно в просвете об­ лаков появляется солнце, и лес, без того яркий, красоч­ ный, превращается в настоя­ щую сказку. А вот и знакомая большая поляна. Здесь когда-то пора­ ботали пилы и топоры. Ста­ рые вырубки. Под каждым пнем, как выражается один мой знакомый, корзинами растут опята. Маленькие пу­ говки шляпок: так и просятся сами в лукошко. Не торопясь, я сажусь на покрытый мхом пенек, и тут начинается поистине священно­ действие. Сначала аккуратно смахиваю с грибов соринки, затем, также не спеша, выти­ раю лезвие ножа о траву и долго выбираю, какой именно гриб срезать первым. Нако­ нец, в лукошке занимает мес­ то самый достойный из со­ братьев опенок. Дурманящий запах кружит голову, уходит куда-то усталость. И вдруг я чувствую, что здесь, на поляне, не один. Оглядываюсь кругом — нико­ го'. Что за наваждение? Не­ ожиданно где-то сзади ру­ жейным выстрелом треснула ветка. Оборачиваюсь. Прямо на меня из густого ельника смотрят два черных зрачка. Да, это краса и гордость на­ ших лесов — лось, и, кажет­ ся, не один. Так и есть. Чуть в стороне, меж ветвей, заме­ чаю еще двух — лосиха и юный лосенок. Вот это встреча! Медленно поднимаюсь, до­ стаю из кармана горбушку черствого хлеба, кладу на пень и осторожно, чтобы не потревожить хозяев этой по­ лянки, ухожу в противопо­ ложную сторону леса. За де­ ревьями оборачиваюсь, раз­ двигаю ветки. Лось стоит в той же выжидательной позе. Наконец, он гордо вскидывает корону своих великолепных рогов и важно выходит на се­ редину поляны. Он здесь хо­ зяин... С наступлением сумерек возвращаюсь домой. Часто мои соседи с недоумением спрашивают, что я делал це­ лый день в лесу, если так и не наполнил грибами лукош­ ко. Что им ответить? Что хо­ дил по шуршащим солнечным лучам? Или может, расска­ зать о том, как встретился с хозяином грибной поляны, а потом со стадом расплачи­ вался горбушкой хлеба за свою бестактность и бесцере­ монное вторжение в его за­ конные владения? Поймут ли они меня? А мо­ жет, все-таки рассказать... А. КОШЕЛЕВ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК «ВСЕГДА СОВРЕМЕННЫЙ БАХ» Когда говорят о творчестве великого немецкого компози­ тора и органиста Иоганна Се­ бастьяна Баха, то нередко употребляют слова: «старин­ ная музыка», как бы сразу отодвигая его от нашего ки­ пучего, рвущегося ритма в спокойную, размеренную даль веков. И хотя нет, вроде бы, в этих словах ничего осо­ бо обидного, все же опреде­ ление это представляется весьма несправедливым. Ко­ нечно, два с половиной века — дистанция солидная. Но эмоциональная насыщенность, глубина и страстность чувств человеческих, раздумья над вечными темами — любовь и ненависть, подвиг во имя лю­ дей, жизнь и смерть — так ярко и могуче пронизывают его сочинения, что и сегодня они волнуют, захватывают необыкновенной силой и вы­ разительностью, Разве, говоря о Шекспире, у кого-либо по­ вернется язык сказать: «ста­ ринная литература»?.. Великая, демократичная в> своей основе музыка может опережать вкусы и взгляды общества (так случилось и с Иоганном Себастьяном Бахом, не понятым и не принятым своими современниками), но отойти в область «старин­ ной», припорошенной дымкой времени — нет, не может. И это убедительно доказывает тот углубленный интерес, ко­ торый возродился спустя сто­ летие со дня его смерти и все растет с годами, привлекая людей не только своей выра­ зительностью и законченно­ стью музыкальных форм, но и огромной духовной силой. И все-таки надо признать, что сегодня в своем боль­ шинстве мы слабо знакомы с творчеством Баха. Это легко объяснимо. Большинство его произведений написано для органа, а инструмент этот — редкость в наших краях. В Черноземье, к примеру, ни один город не может им по­ хвалиться. Органные же кон­ церты в радиопередачах зву­ чат редко и многое теряют. Вот так и сложилось, что мы много наслышаны о Бахе, а сами его произведения до нас доходят редко и до обидного мало. Может, именно от этого и возникло несправедливое — «старинная музыка»... ...Начало было таким. Со­ брались четыре преподавателя Брянского музыкального учи­ лища — Валерий Сычев, Ана­ толий Ревякин, Стаж елав Чистяков и Зиновий Слобод- нецкий, четыре страстных пропагандиста музыки, собра­ лись и задумались. Нет орга­ на... Но уже есть электрон­ ные баяны! В определенном сочетании они способны вос­ произвести органное звуча­ ние. Так нужно найти это со­ четание! Нужно соответст­ венно инструментовать про­ изведения Баха, подготовить и нести их людям- Очень нуж­ но. А дальше лежал огром­ ный труд энтузиастов, согре­ тый большой целью и под­ держкой Брянской областной филармонии. Труд, который завершился подготовкой кон­ церта под символическим названием «Всегда современ­ ный Бах» и с которым на днях познакомились липчане. Дело прошлое. Отправля­ ясь на концерт, я, честно го­ воря, не ожидал особых от­ кровений — уж очень сложно из огромного творческого нас­ ледия Баха удачно отобрать произведения для первого опыта. И не думал, что встречу переполненный зал •— скромные афишки появи­ лись, буквально, накануне концерта и не давали полно­ го представления о том, что нас ожидает. А между тем зал, действительно, оказался полным и, что особенно ра­ дует, в значительной мере это была вполне современ­ ная, «джинсовая» молодежь — значит, тянутся к музыке Баха не только тонкие мело­ маны, значит, находят в ней Созвучие своим чувствам, настроениям молодые люди, значит,- наконец, действитель­ но, современен Иоганн Себас­ тьян Бах! Не знаю, насколько удачна была мысль постановщиков создать на концерте этакую интимно-изысканную обста­ новку за счет приглушенного освещения. Может быть, в других условиях она и сло­ жилась бы. Но когда зрите­ ли сидят в .распахнутых от тепла пальто, а головные уборы хранятся на их коле­ нях, согласитесь, не до изыс­ канности (об этом не раз пи­ сала областная газета, но из­ менений что-то пока не вид­ но). И если все-таки возникло доверие слушателей к артис­ там, радостное взаимопонима­ ние, если вскоре совершился переход от первых робких хлопков к тому, что зрители, стоя, долго и бурно благода­ рили исполнителей, то это — целиком заслуга квартета (ру­ ководитель 3. Слободнецкий). Программа концерта была достаточно разнообразной и интересной. Мы познакоми­ лись с вокальными, оркестро­ выми и, конечно, органными произведениями композитора, подобранными с тонким уче­ том аудитории. Отметим сра­ зу же высокую исполнитель­ скую культуру и профессио­ нализм артистов и очень бе­ режное их отношение к обра­ ботке пьес. Но оставим раз­ бор тонкостей полифонии и конрапункта специалистам и поговорим об эмоциональном восприятии концерта, о том впечатлении, которое произ­ вел он на мысли и чувства слушателей. Люди, ранее побывавшие на концертах органистов, мо­ жет бьггь, впервые поняли, какими огромными возможно­ стями располагает электрон­ ный баян в умелых руках. В «Органной прелюдии» и «Фуге до-минор», как и в «Концерте для органа ре-минор» на нас обрушилась подлинная мощь органного звучания, мощь бушующих страстей челове­ ческих, в которых радость и боль существуют рядом. Это настолько захватывает, что почти физически ощущаешь заложенные в произведении чувства. И только потом;, придя в себя, начинаешь по­ нимать, почему Баха часто сравнивают с грохочущим в бурю морем, с необъятными, сверкающими горными вер­ шинами... И вдруг — тончай­ шая лирика «Аве, Марии», прозрачная, покоряющая чис­ тота мелодического совер­ шенства. Но вот Бах в новом обличьи — искрящийся на­ родным весельем, острым слов­ цом звучат «Рондо», «Ме­ нуэт» и «Шутка» из ор­ кестровой сюиты № 2 — и выравнивают мор­ щинки на лицах слушателей, уступая место улыбке и вос­ хищению. Вот в этом умелом и тонком проникновении в эмоциональный мир произве­ дений композитора, в егс мысль, в его созву­ чие миру чувств нашего современника^ мне представ­ ляется главное достоинстве концерта и большое достиже­ ние исполнителей. К. ГУРЕНОК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz