Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
СЧАСТ Ь Е Счастье... Сколько споров ведется вокруг этого слова! Каждый из нас, юный или старый, по-разному объяс няет это понятие. Строитель построил до бротный дом, металлург сва рил высококачественную сталь, хлебороб вырастил хо роший урожай. Все они счастливы по-своему. Частенько и я задавал себе вопрос: а в чем состоят радость и счастье учителя, а особенно классного на- ставника-руководителя? Многие годы я был клас сным руководителем в стар ших классах обычной город ской средней школы. Уже давно расстался со своим коллективом учителей — то варищей по работе, но до сих пор живы во мне эти, прямо-таки физически ощу щаемые моменты радости наших привычных школьных будней. Прислушайтесь только: вот он звучит, тот первый звонок, предвещаю щий начало нового учебного года. А может быть, это и последний звонок — перед волнующим выпускным, ве чером? Думаю, каждый из учителей помнит и хранит в своед* сердце и те счастли вые мгновения — минуты, когда тридцать пар искря щихся любознательностью глаз устремлены на него во время урока. Уверен, эти минуты доверительного об щения н« заменить в жизни ничем. И все-таки высшую ра дость испытывает каждый учитель тогда, когда он встречается со своими уче никами через много, а порой И десятки лет. В этом я убе дился еще раз недавно, став неожиданно почетным гос тем вечера-встречи выпуск ников липецкой средней школы № 7. Двадцать лет разделяло меня, бывшего учителя и классного руководителя, с Юношами и девушками, ны не уверенно вступившими в самостоятельную жизнь, ставшими родителями, приз нанными специалистами, людьми уважаемыми во всех отраслях народного хо зяйства. Признаюсь, что я шел на эту встречу с особенным ду шевным подъемом и волне нием — какими-то я увижу их, своих питомцев через два десятилетия! Оправда ют ли они мои надежды, что добавят нового к прежним представлениям о них? Мои дорогие «бешнини»— 8-го, 9-го и 10-го классов! Конечно, они основательно и добросовестно готовились к этой встрече. И сколько же фантазии и выдумки проя вили при этом! Все те, кто был знаком с фотографией, с любовью оформили стен ды, рассказывающие и о школьной, и о студенческой, и о нынешней, взрослой жизни выпускников школы. Не нарушая сценария ве чера, я по просьбе моих бывших учеников открыл «классное собрание» с по весткой дня: «Двадцать лет самостоятельной жизни». На классном собрании при сутствовали и гости — ди ректор школы, учителя, чле ны родительского комитета. А в сюжетную основу ве чера мои питомцы положи ли... сочинение, написанное ими ровно двадцать лет на зад. Тогда я, как классный руководитель, предложил им написать о том, какими они представляют себя через два десятилетия. Помню, на выпускном ве чере я вручил каждому из десятиклассников книгу с по желанием успехов в жизни. И вот ведь, не забыли мои ребята о тех днях, решили доложить мне, учителю, о сделанном ими. Они и сами волновались не меньше меня, как бы отчи тываясь перед сверстника ми. А я всматривался в их лица, глаза, узнавал и вспоминал их особенности характера, склонности, порой ощущал былые тревоги, вспоминая их проказы, при носившие немало неприят ностей, и снова обращался к сегодняшнему дню. Передо мною стояли уже не юноши и девушки, а взрослые лю ди, испытавшие уже многое в жизни, утвердившие свой авторитет в той или иной профессии. Сразу легко узнал я Во лодю Абраменко, такого же, как и в юности — корена стого, кряжистого, с хитрин кой в глазах. Росший в рабочей семье, где все всег да были заняты делом, Во лодя, помню, доставлял мне немало забот. Он упорно не хотел учиться, подолгу не посещал занятия, вызывая многочисленные нарекания педагогов. И однажды, поте ряв терпение, я отправился к нему домой. Долго гово рили по душам. В тот раз узнал я и мечту Володи стать капитаном дальнего плавания. Много потребова лось сил, чтобы убедить под ростка в том, что ничего ему не добиться без упорно го труда. Володя все-таки стал ка питаном, только сухопутным — окончив специальные курсы, он уже двадцать лет работает водителем рефри жератора на междугородных перевозках. С ним, достав ляя важные грузы народно хозяйственного значения, он исколесил уже всю страну. Продолжил и учебу: в сле дующем году заочно закан чивает техникум механиза ции сельского хозяйства, по лучит диплом техника. Клаву Клюеву я помню скромной, застенчивой де вочкой из замечательной трудовой семьи. Отличной учебой она тоже, помнится, не блистала, но была во всем добросовестна, усидчи ва, и никогда не. боялась ни какого физического труда. Мечтала о профессии элект рослесаря. И, как выясни лось, стала им, окончив Ли пецкое ГПТУ-10. 17 лет уже она трудится в энерго лаборатории ЛТЗ. Работой довольна. Товарищи оказали, ей доверие — избрали депу татом Левобережного райсо вета. «Мы не можем ждать ми лостей от природы, взять их у нее — наша задача». Эти слова в качестве пожелания я написал в книге выпускни ка моего класса Бориса Брейзмана. Одаренный от природы юноша увлекался физикой и математикой. Школу окончил с золотой медалью. Мечта юноши осу ществилась — он окончил МФТИ с отличием, сейчас работает в Новосибирском институте ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. Борис — доктор фи зико-математических наук, профессор кафедры физики плазмы. Среди моих бывших уче ников оказалось десять вы сококвалифицированных: ра бочих, восемь специалистов различных отраслей народ ного хозяйства, семь инжене- ров-механиков, металлургов. Многие из них закончили заочное или вечернее отде ления техникума или вуза. В числе моих питомцев есть бригадиры комплекс ных бригад, мастера по тех нической автоматике, кра новщики, врачи, а также ру ководители предприятий, це хов, строек. Мои ученики порадовали меня и своей общественной активностью. Многие из них являются сегодня членами партбюро организаций, де путатами Советов народных депутатов, народными конт ролерами. Есть и такие, ко торым доверено возглавлять крупные партийные органи зации. Как же тут не радоваться мне, учителю! Не подвели меня мои ребята, все до единого стали нужными на шему обществу, стране, на роду, и, думаю, не только нужными — незаменимыми на каждом рабочем месте. Собравшись в родной школе, мои питомцы решили взять шефство над нею, ак тивно включиться в работу педагогического коллектива по коммунистическому вос питанию учащихся. Была, конечно, в этот день и вторая, так сказать, не официальная, часть праздни ка. За общим столом звуча ли и тосты: что ж, все ведь люди взрослые, и песни — тех далеких лет и сегодняш ние, и стихи. Плавно сколь зили под школьный вальс танцующие пары, наши воз мужавшие мальчики были галантными кавалерами... Незабываемым для всех нас будет этот день, а для меня, учителя, одним из счастливейших в жизни. п. ПЛОХ ИХ, учитель. П О УЛИЦЕ села Борин- ское идет высокая, стройная, миловидная девушка. Держит путь она в музыкальную школу. По доро ге встречные здороваются с ней, а кто и заговорит: «Ну как там моя-то, Елена Леонидовна?» В человеке всегда больше достоинств, чем кажется на первый взгляд, считает Елена. Ребенок не всегда может одо леть премудрости учебы. Трудновато ему, если учитель ПОДАРИТЬ КРАСОТУ не находит в нем ничего, что заслуживало бы одобрения, похвалы, поддержки. Чуткие родители простым словом «мо лодец» достигают куда боль шего, чем иные, прибегающие к целому потоку угроз и нота ций. Каждому нужно доброе слово, похвала. Только она должна быть заслуженной. Окончив Липецкое , музы кальное училище, Елена Лео нидовна Иванова вот уже седьмой год преподает музы ку по классу фортепиано. В годы учебы Елена не просто изучала музыку, а. как она сама любит говорить, «копи ла». Копила все, что давали ей любимый педагог Ася Яков левна Кацнельсон, концерты в филармонии, выставки, театр... Запоминала, жадно впитывала для тех, кто ждал ее — для будущих своих учеников. ...Маленькие детские паль чики нажимают клавиши. И как загораются их глаза, когда звуки складываются в краси вую стройную мелодию. А потом, овладев музыкальной грамотой, они начинают уже чувствовать гармонию произ ведений, находят в звуках что-то свое, неповторимое, и стараются это выразить. Несколько раз в учебном году ребята Борияской музы кальной школы дают концер ты для своих одноклассников в общеобраэовальной школе. Не обязательно, чтобы каж дый ребенок стал профессио нальным музыкантом, певцом или композитором, но любовь к красоте обогатит его внут ренний мир, сделает более счастливым. «Я хочу в каждом ребенке увидеть будущего культурного человека», — го ворит Елена. — И помочь ему в этом — мой долг». И. ЧЕМЯКИНА, художник-график. Более двадцати лет назад ушла на пенсию из второй липецкой школы Антонина Михайловна Сахарова. Пре подаватель математики, заслуженный учитель школы РСФСР. Одна из тех, кто стоял у истоков знаменитого «липецкого метода». Сколько учеников воспитала Анто нина Михайловна? Кто же теперь скажет... Да и не бы ло у нас цели вести такой подсчет. Просто захотелось рассказать об одной из учениц Антонины Михайловны. В Ы ПОМНИТЕ, Ан тонина Михайловна, Галю Хрусталеву? Мне сейчас, хотя и прошло уж достаточно вре мени, нетрудно представить ее в школьные годы. Невы сокая. темноволосая, навер ное, она была одной из самых внимательных среди ваших воспитанников. Она любила ваши урони. Ей всег да было интересно, ведь вы всегда, предлагали ребя там пути нестандартного ре шения задач, приучали их думать и думать... Вам, как и Галине Владимировне те перь, видимо, хотелось, что бы на уроке работал весь класс. Вот я и оговорилась. Га лина Владимировна — так теперь уважительно зовут педагога Хухареву в десятом профессионально - техниче ском училище и ученики, и коллеги - преподавате ли — тоже стала педагогом. Кан-то не доводилось рань ше бывать здесь. лишь слышала, что набирает вы соту училище. Прекрасная база, набор престижных профессий, в перспективе — работа на крупней шем предприятии области НЛМК, высокий уровень учебно - воспитательной ра боты. И ощутить его помог ло знакомство с Галиной Владимировной, с некото рыми ее коллегами. Руко водитель методической сек ции математиков Воя Ми хайловна Яковенко, на пример, призналась, что с первых же дней работы в училище поняла: нелегко здесь работать. — Сильный у нас кол лектив математиков, — говорит Зоя Михайловна. — Однако впереди все-таки Галина Владимировна. За мечательные у нее уроки. А заместитель директора по учебно-воепитательной работе Таисия Михайловна Щетинина заглянула в одну из своих многочисленных тетрадок и стала называть цифры, показывающие про цент успеваемости в раз личных группах, где ведет математику Галина Влади мировна, — 99, 96, 100... Да еще недавний случай вспомнила. Побывала на уроках Хухаревой педагог Всего третье занятие было у первокурсников, на кото ром довелось мне присутст вовать. Но получила я от не го эстетическое удовольствие, какое случается от чтения хорошей книги, от просмотра фильма, спектакля, да еще от встречи с человеком, чем- то удивившим, порадовав шим. Впрочем, так оно и было: урок открыл мне властный. требовательный: время не ждет. Она, несом ненно, способна увлечь: класс работал, да и я порою ловила себя на том. что думаю над аксиомой вместе с ребятами. Многое за урок успеть —■ это еще одно требование Г. В. Хухаревой. Успеть повторить, разобрать новое, непременно дойти до каждо- 11исьмо ветерану Н А СЛ ЕД Н И Ц А одной из школ города — ре- * бят своих не узнала. Бывшие троечники, здесь они нетер пеливо тянули руки, охотно разбирали новый материал. Решила и я побывать на одном из уроков. Уже наго тове были многочисленные «как?» да «почему?». А Га лина Владимировна встрети ла... почти недоброжелатель но: короткие ответы и по стоянное. упрямое: «Не надо обо мне писать». Моя собе седница, чувствовалось, бы ла из тех, кто, щедро отда ваясь любимому делу, гово рить о нем не любит, не привыкла. Смею предположить. Ан тонина Михайловна, вы давно не были на уроке. А ведь они особые, эти уроки в профтехучилищах. Тем более, если в классе —- первокурсники. «Хороши стов» среди них случается совсем немного. Педагог ча сто должен работать с теми, кого в школе уже и к доске перестали вызывать. Педа гог ПТУ обязан — у него просто нет иного выхода — дать своему воспитаннику такой запас знаний, кото рый позволил бы молодому рабочему успешно и твор чески трудиться. Помните, Антонина Ми хайловна, вы добивались, чтобы каждый ваш ученик был активен, работал бы с пол ной отдачей на уроке? К такому уроку привыкла и Галя, Галина Владимировна. Верйт она, что сможет и у вчерашних «молчунов» да «троечников» развить пространственное воображе ние, логическое мышление, культуру математической речи. то, что прятала, скрывала от постороннего глаза Гали на Владимировна. Приходится иногда слы шать, как математику срав нивают с музыкой. Если это сравнение справедливо, я бы назвала Галину Вла димировну дирижером, уве ренно и почти незаметно уп равляющим своим «оркест ром». Короткое приветствие ребятам, как взмах невиди мой палочки: мол. приго товьтесь! Всю партитуру урока, она, конечно, знает досконально. Он продуман ею много роз. учтена каж дая мелочь. Чтобы обеспе чить дифференцированный подход, коллега рассказы вают, урок она «расписыва ет» трижды: для сильных, слабых учеников и для тех, кто пока еще — «середин ка». Всем должно быть ин тересно, все должны рабо тать. С самого начала Галина Владимировна задала ритм уроку, быстрый, стреми тельный. Две ученицы вы шли к доске с заданиями- карточками, еще двое — с такими же карточками рабо тали на месте. А группа тем временем повторяла прой денное. Пространственная геометрии — один из самых сложных разделов, и к тому же. напомню, идет лишь третий урок. Группа еще не привыкла к ее требованиям,- поэтому она не устает по вторять, поднимая с места то одного, то другого: — Думайте, размышляй те... Не шдю бояться: не так скажешь — ничего. Го лова должна работать! Голос у Хухаревой то ласковый, ободряющий, то го. Для этого — многочис ленные наглядные пособия—• самые разные, их очень много; переоборудован каби нет: есть в нем и магнитная доска, и щиты для програм мированного обучения, мно го плакатов. Вот почему они так ин тересны и эффективны, уро ки вашей ученицы. Восхи щаясь в свое время вами, приглядываясь к тому, как работала ее мама, воспита тель одного из интернатов, Галина Владимировна, ду маю. уже в юные годы по няла: любовь к детям не может быть абстрактной, она требует большой затраты физических и душевных сил. Говорят, и в каникулы Г. В. Хухареву можно ви деть окруженную мальчиш ками и девчонками: масте рят модели геометрических фигур, разбирают трудные задачи, на последнем курсе — готовятся к экзаменам. Бывает, и по душам бесе дуют. но чаще — работают. Вот и весь, конечно, дале ко не полный рассказ о ва шей воспитаннице. Во мно гом похожи ваши уроки — разве только возможностей у Галины Владимировны побольше: есть опыт ваш и ваших коллег, техника слу жит добрую службу. Но что особенно ценно — та же у нее целеустремленность, тот же энтузиазм, горение твор ческое. на огромное трудо любие помноженные. И ду маю, есть У вас все основа ния назвать Галину Влади*- мировну вашей наследни цей. Т. СПАССКАЯ. Фото рассказ ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ В ОТ ТАК, за рабочим столом, нал рабочим блокнотом, испещрен ным записями - памятками, начинается еще один обыч ный, беспокойный день дирек тора липецкой средней школы № 25 Зинаиды Ивановны Фур совой (снимок слева). День за днем, год за годом... Нынеш ний для Зинаиды Ивановны, особый — исполнилось двад цать лет ее педагогической работы. Что касается слова «год», то у нее. как, впрочем, и у многих ее коллег, это понятие сначала связывается не с календарным временем, а учебным — с сентября по май. С первым и последним школьными звон ками. И как же много всего — и радостного, и грустного, и неожиданного случится между этими звонками! Хлопотливая должность — быть директо ром школы. Это значит ежед невно ощущать, как и чем жи вут ее товарищи по работе — тридцать учителей, среди ко торых, как она заверяет, нет ни одного среднего или в чем-либо недобросовестного, «все работают замечательно». Да рядом с ней, наверное, и нельзя т ру д и т ьс я по-другому. Вот факты. В Левобережном районе именно средняя шко ла № 25, педагогический кол лектив которой 3. И. Фурсо ва возглавляет уже пять лет, три года имеет стопроцентную успеваемость. Школа не раз награждалась переходящим Красным знаменем Левобереж ного райкома партии и райис полкома, носит звание «Учеб ное заведение образцового об щественного порядка». В Левобережном роно вспо минают, что в этом коллективе и до Зинаиды Ивановны были хорошие традиции: крепкие связи с шефами-тракторострои- телями, комсомольцами пред приятия, соседним училищем ГПТУ № 23, родителями. Но кто же не знает, как трудно традиции приобрести и как легко их растерять. А в 25-й и сегодня самые лучшие ше фы—тракторозаводчане. Это они помогли оборудовать вот такую мастерскую, что видите вы на снимке справа. Директор ча стенько заглядывает сюда на урок преподавателя по труду Владимира Васильевича Коче това, интересуется, не нужна ли еще в чем-нибудь помощь заводчан. Ведь воспитание у ребят трудолюбия, любви к рабочей профессии начинает ся с такого вот урока в ма егерской. В школе оформлен зал проф ориентации. Внимательно смотрят на ребят с фотографии знакомые лица: отец или мать, а может, старший брат соседа по школьной парте. Снимки сделаны прямо в цехах, у станка или за рулем нового трактора. Они как бы пригла шают: огромен Липецкий тракторный завод, много инте ресных профессий предлагает он вам, ребята, выбирайте... И надо особенно отметить, что учителя щколы добились больших успехов в трудовом воспитании учащихся. Только в нынешнем году в соседнее ГПТУ № 23 пошли учиться 27 выпускников - восьмиклассни ков. Это — будущие токари, слесари, электрики, завтрашняя рабочая смена завода. Ребята 25-й умеют трудиться. В тот день, когда мы побывали в школе, Зинаида Ивановна с утра волновалась: вовремя ли придут автобусы из подшефно го совхоза «Дружба»? Туда вместе с учителями А. К. Во роновой и Л. К. Шмаковой отправлялись на уборку овощей ребята пятых и шестых классов (снимок ввер ху). Каждый год в таком со ревновании с другими школа ми 25-я оказывается в числе лучших, а то и завоевывает первенство. Много успела сделать в тот день директор. С организато ром внеклассной и внешколь ной работы Л. "Г. Скворцовой обсудила, как лучше провести общешкольный смотр худо жественной самодеятельности, побывала на уроке молодой учительницы Надежды Никола евны Бунчиковой. Первого сентября в школу пришли ра ботать шесть выпускников педвузов. Надо помочь им на первых порах, подсказать, ободрить. Она сама когда то начинала учительствовать в маленькой сельской школе Ли пецкого района. А подсказать в то время было некому, весь коллектив состоял из двух учителей. Это уж потом мно гому научил ее и опыт и об щение с коллегами, за двад цать лет успела поработать и учителем, и завучем... Как у любой женщины, у нее Хватает домашних забот. И живет Зинаида Ивановна далековато от школы, в дру гом районе города. День свой она закончит за тем же рабочим столом, за тем же рабочим блокнотом, ис пещренным новыми памятка ми: с чего начать завтра... Л. ДУБИНА. Фото В. БАЗЫЛЕВА. ВЕСТИ ИЗ ШКОЛ Е Г О ЗНАЮТ И ЛЮБЯТ Константина Ивановича Тур бина я знаю более полувека, мне посчастливилось у него учиться в конце двадцатых и начале тридцатых годов. Он у нас преподавал изобрази тельное искусство, а в стар ших классах — черчение. Об этом замечательном человеке, способном художнике, мне хочется рассказать подробнее Турбин родился в городе Грязи в трудовой семье Спо собности к рисованию у него появились в раннем детстве Соседи восхищались его ри сунками, говорили огцу: — Иван, твой Константин непременно будет художни ком. Что мог ответить отец? Его больше заботило, как на зар плату конторщика одеть и про кормить большую семью. Пос ле окончания Костей начальной школы отец устроил его раз норабочим в паровозное депо станции Грязи. Однако рисо вать тот не бросил ...В ноябре 1917 года в Рос сии свершилась Октябрьская революция. Дряятнадчатилет ний Костя Турбин принял ак тивное участие в установлении Советской власти в родном го роде. Вот где пригодились его способности: он писал призы вы к жителям города о под держке народной власти, пла каты, лозунги и карикатуры на врагов революции, был ху- дожником-оформителем де повской стенгазеты Юный ху дожник был замечен руковод ством депо, его направляют в 1920 году на учебу в Мо сковское художественное учи 'и т е , которое он успешно окончил в 1923 году. Великий- Октябрь открыл рабочему парню путь в искусство. В том же 1923 году Кон стантин Иванович был пригла шен на работу в Грязинскую школу второй ступени и с тех пор более 60 лет преподает рисование и черчение в шко лах родного города. Он при вивал нам любовь к искусст ву. Многие его питомцы, та кие, как Д. М Давыдов, В. К. Комолов. А. П. Подлипалин, стали профессиональными ху дожниками, чьи работы нахо дятся в Грязинском историко- революционном музее. В нашем городе Константина Ивановича Турбина знает каж дый. Да и как не знать, когда рн всю свою долгую жизнь прожил здесь, выучил не одно поколение грязИнцев. По его проекту в середине тридцатых годов был отлит и установлен в сквере на улице Воровского памятник В. И. Ленину. В этом же сквере К. И. Турбин соорудил оригинальный макет ледокола «Челюскин». Горо жан восхищало его творение. Жаль, что во время бомбежки фашистской авиацией Грязин- ского железнодорожного узла макет погиб. За долголетний творческий ТРУА Константин Иванович Турбин награжден орденом Трудового Красного Знамени, Недавно Константину Ива новичу исполнилось 85 лет, но он по-прежнему ведет уро ки рисования в грязинской школе-интернате № 1, он по- прежнему в учительском строю. П. МАКАРОВ, ДЛЯ ДЕЛА МИРА В середине сентября по все стране прошла детская «Зст< фета мира». Активное участи в ней приняли школьники № шей области: состоялись мх тинги. конкурсы, кзшофестив* ли. А учащиеся Липецкой ере; ней школы № 16 высадили тр'' довой десант в совхозе «Л] пецкий». Ими убрано 18 тон свеклы. Заработанные ребят: ми деньги хозяйство внесет Фонд мира. А тем времеке в школе состоялось еще оди интересное мероприятие: Я 1 марка-продажа поделок, изг< товленкых учениками. «Выру ка» от ярмарки — около дву: сот рублей —- также перечи лена на специальный сче Советского фонда мира. Вклад в Фонд мира пришли * школ — № 50, № 51, № Е г. Липецка, из Усманскш района. Деньги продолжаю поступать. Значит, гщ рохо и безоговорочно подде! живает советская детвора м: ролюбивую политику свой государства. Т. БОРИСОВА. С О Р О К Л Е Т НА П О С Т У Нынешний учебный го особенный для Алексея Илле рионовича Подлесных, прспс давателя химии, заведутощег учебно-консультационным пуга том 22-й дистанции пут станции Раненбург: в сеитябр исполнилось . сорок лет ег педагогической деятельности. Однажды и навсегда опредс лил свое призвание этот челе век, еще будучи учеккко: Кривополянской средней игк< лы. Закончил ее и сразу пс ступил в Мичуринский педс готический институт. Пришл время — вернулся в родну! школу с вузовским ДИПЛОМОД Большая любовь к детям, 01 ромное трудолюбие снискал Алексею Илларионовичу з< служенный авторитет. А. И. Подлесных, ка опытного педагога, назначил заведующим. учебно-хонсул] тациовным пунктом. По-прея нему с огоньком, с боЛыно самоотдачей трудится он, поме гая железнодорожникам ре стать рабочие кадры. С. АЧКАСОВ, внетт. корр. «Ленинского знамени». Чаплыгинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz