Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Сегодня — ^[День танкистов На страже мирных д е л О рдена Ленина Ленинград­ ский военный округ. Личный состав Н-ской части встречает свой праздник новыми успеха­ ми в ратном труде. Танкисты подразделения на всех такти­ ческих занятиях получают только хорошие и отличные оценки. НА СНИМКЕ: отличный эки­ паж танка. Слева направо — старший сержант С. Бабанов, рядовые Е. Андрианов, В. Ка­ чалов, А. Доценко. Фото О. Пороховникова. (Фотохроника ТАСС). I + В Б О Я Х ПОД ЛИПЕЦКОМ При въезде в Липецк со стороны Воронежа взору от­ крывается величественный обелиск, установленный здесь в честь танкмстов-катуков- цев, сорок с лишним лет назад грудью ставших на защиту нашего края от фашистских захватчиков. Весной 1942 года Верховно­ му командованию Красной Ар­ мии стало известно, что, не­ смотря на поражение под Москвой, гитлеровцы не оста­ вили бредовой мысли о ее за­ хвате. Для этого вермахт со­ средоточил юго-западнее Во­ ронежа большие силы, поста­ вив своей целью обход Моск­ вы с юга, окружение и раз­ гром советских войск Брян­ ского и Юго-Западного фрон­ тов. Надо было срочно прини­ мать ответные меры, и не только сорвать замысел врага, но и уничтожить отборные гитлеровские дивизии. С этой целью на вероятное направле- - ние главного удара начали стягиваться наши войска, а в Липецке по решению Ставки приступили к формированию 1-го танкового корпуса под командованием гвардии гене­ рал-майора танковых войск М. Е. Катукова. В первые дни войны полков­ ник Михаил Ефимович Кату­ ков, командуя танковой диви­ зией, успешно отражал 'атаки фашистов. Его авторитет как грамотного и волевого танкис­ та был очень высок, и, когда под Сталинградом в 1941 году была сформирована 4-я осо­ бая танковая • бригада, уком­ плектованная новыми танками Т-34, он был назначен ее ко­ мандиром, а бригада переди­ слоцирована под Москву. Но разгрузиться там она не успе­ ла. Неожиданно прорвав на­ шу оборону, фашисты захвати­ ли Орел и перед ними откры­ лась свободная дорога на Мценск и Тулу. Бригада под командованием М. Е. Катукова срочно была брошена навстре­ чу танковой армаде немецкого генерала Гудериана, имевшего около 600 бронированных ма­ шин. Мы понимали, что идем выполнять важное задание и были готовы стоять насмерть. Против немцев выступили ча­ сти, в составе которых име­ лось 46 танков, 16 зенитных орудий, мотострелковый ба­ тальон, пограничный полк и батальон Тульского оружейно- технического училища. 7 дней, с 4 по 11 октября, 4-я танко­ вая сдерживала врага. И не только не погибла, но и вы­ шла победительницей. Не по­ теряв ни одного танка-и ору­ дия, понеся незначительные потери в личном составе, бригада уничтожила 133 тан­ ка, 49 орудий, 8 самолетов противника и много другой военной техники. ’ Мечта Гуде­ риана пройти победным мар­ шем по Симферопольскому шоссе от Орла до Москвы не осуществилась. За героизм, стойкость и мужество танкис­ тов бригада была переимено­ вана в 1-ю гвардейскую, а полковнику М. Е. Катукову вручен орден Ленина и при­ своено звание генерал-майора. После этой удачной опера­ ции бригада по личному ука­ занию Верховного Главноко­ мандующего И. В. Сталина была переброшена под Моск­ ву на самое опасное направ­ ление — Волоколамское. Там танкисты-гвардейцы покрыли себя неувядаемой славой. В конце марта 1942 года бригада была передислоцирована в Ли­ пецк. В состав 1-го танкового корпуса, который здесь фор­ мировался, вошли также 49-я танковая бригада, 89-я танковая бригада тяжелых танков, 1-я мотострелковая бригада и другие части. В своей послевоенной книге «На острие главного удара» маршал М. Е. Катуков очень тепло отозвался о партийных и советских органах, руково­ дителях промышленных пред­ приятий города, которые сде­ лали вс?, что могли, д\я быстрейшего оснащения кор­ пуса, создания хорошей бое­ способной части. Автору этих строк, в то время занимавше­ му должность помощника на­ чальника штаба 1-й гвардей­ ской танковой бригады, прихо­ дилось по делам службы не раз бывать в горкоме партии, гор­ исполкоме. До сих пор пом­ нится внимание и отзывчи­ вость руководства к нашим просьбам, особенно, когда речь шла о пополнении частей личным составом. Лучшие сы­ ны города были направлены в танковый корпус. В мае обстановка на Брян­ ском фронте, штаб которого дислоцировался в Ельце, на­ столько обострилась, что корпус, не закончив формиро­ вания, был направлен в бой. Приняв на себя главный удар противника, части корпуса сдержали натиск врага и обес­ кровили его. Враг был останов- лея на рубеже Волово—Тербу- ны. Дальше противник не про­ шел, но и корпус понес боль­ шие потери, особенно в техни­ ке. Личному составу требовал­ ся отдых, так как танкисты не выходили из машин по не­ скольку дней. На войне вся­ кое бывает. Не успели танкис­ ты облегченно вздохнуть, как немцы прорвали оборону на­ шей армии в районе Большая Верейка, Коверня, Сомово. Нависла угроза захвата про­ тивником с. Дмитряшевка и развилки дороги Воронеж— Елец—Липецк. В этом случае, форсировав Дон, противник мог выйти в тыл Брянскому фронту и захватить большую территорию. И вот приказ: частям М. Е. Катукова срочно передислоци­ роваться в новый район, лю­ бой ценой остановить, а за­ тем разгромить противника. Первым в новый район при­ шел танковый батальон гвар­ дии капитана Александра Бур­ ды. Сходу он обрушился на противника, подавил несколь­ ко батарей й отбросил пехоту. А. Ф. Бурда был кадровым офицером. Войну начал на границе, отличился в боях под Орлом и Москвой, на его лич­ ном счету было более 20 уни­ чтоженных танков и бронема­ шин, большое количество пе­ хоты. В корпусе он считался «профессором» танкового боя. В то раннее утро неожидан­ ным ударом батальон Бурды смял противника, но, когда немцы обнаружили, что перед ними всего 15 танков, они обрушили на них ураганный огонь. Один из снарядов, про- ' бив броню танка командира, взорвался в машине. У меха­ ника-водителя Д. И. Мат- няк оторвало руку. Бурда был ранен в голову. Собрав все силы, капитан по радио пере­ дал приказ своему заместите­ лю П. А. Заскалько продол­ жать бой, а сам вывел маши­ ну в тыл. Рядом с машинами А. Ф. Бурды сражался 2-й танковый батальон, тоже вступивший в бой сходу. Захватив господст­ вующую высоту, танкисты по­ давили несколько батарей вРа- га и обеспечили успех сраже­ ния. Враг был отброшен от Дона, танкисты-катуховцы не пустили его на Липецкую землю. В конце войны маршал бро­ нетанковых войск М. Е. Кату­ ков, вспоминая бои Под Ли­ пецком, писал корреспонденту газеты «Комсомольская прав­ да» Г. А. Жукову: «Вы были на Воронежском фронте в дни этой битвы и знаете, что нам шесть или восемь суток при­ шлось фактически бороться один на один, и главные гит­ леровские силы были похо­ ронены. Когда же противник понял, что здесь не пройдет, он, уже обессиленный, начал поиск других направлений и тогда был добит общими уси­ лиями всех войск нашего фронта». В боях за Липецкую землю погибло немало славных сыне® Родины. Сгорел * танке наш первый Герой Советского Со­ юза Иван Любушкин, был убит заместитель комбрига подполковник Новиков. Тела героев похоронены в братских могилах Воловского и Хлевен- ского районов. В середине августа 1-й танко­ вый корпус был выведен из боев и расквартирован в рай­ оне Тулы. Из его состава бы­ ли изъяты 1-я гвардейская бригада, 49-я бригада и 1-я мотострелковая бригада. Вместе с М. Е. Катуковым они были направлены я Калинин, где ге­ нералу поручили сформировать 3-й механизированный корпус. Этот корпус вел бои по осво­ бождению Калининской облас­ ти. В феврале 1943 года М. Е. Катуков сформировал 1-ю тан­ ковую армию, куда вошли и части, сражавшиеся под Ли­ пецком. На Курской дуге армия иод командованием М. Е. Катуко­ ва стала гвардейской, танкис­ ты-катуковцы освобождали Ук­ раину, Польшу, штурмовали Берлин. Ну, а 1-й танковый корпус? М. Е. Катуков передал его ге­ нерал-майору В. В. Буткову. Корпус громил немцев под Сталинградом и Орлом, в рай­ онах Бобруйска и Мценска, в Прибалтике. Завершили свой боевой путь танкисты в Во­ сточной Пруссии. Корпус был награжден орденом Красного Знамени, ему присвоили наи­ менование Инстербургского. До конца войны им командо­ вал Герой Советского Союза, генерал-полковник В. В. Бут- ков. Г. ЧЕРЕПНЕВ, гвардии майор в отставке, зам. председателя Совета ветеранов I гвардейской танковой бригады. ф О ЧЕМ НАПОМИНА­ ЕТ ОБЕЛЙСК ф НАГРАДЫ НАШЛИ ГЕРОЯ ф ЗАМЕТКИ ПЕДАГО Ни кто не забыт... НЕ ТОЛЬКО ЗА СВОЮ СТРАНУ Недавно в жизни Александра Алексеевича Васильева — жителя добрннского села Отскочное, ветерана войны — произошло волнующее событие. Военный атташе при посольстве Польской Народной Республики в СССР об­ ратился к военному комиссару района подполковнику А. Д. Гамидову с просьбой вручить Васильеву четыре боевые польские медали: «Победы и Свободы», «За Варшаву», «За Одер, Ниссу, Балтику», «Знак Грюнваль- да». Почти через сорок лет нашли награды героя. . . . с КРОМНЫИ де­ ревенский домик окнами в поле, палисадник с груша­ ми и сливами. Мы сидим у к а л и т к и на толстом бревне, заменяю­ щем скамейку. Александр Алексеевич вынес пиджак со своими наградами — множеством медалей и ор­ деном Славы III степени. Показывает: «Вот здесь, на левой стороне, прикреплю и польские награды». И пояс­ няет: «Скоро будет отме­ чаться сорокалетие создания первой армии Войска Поль­ ского. Она формировалась под Тулой. 2 2 июня 1944 года пошла в наступление дивизия Генрика Добровско- го. Я был тогда в ее шестом полку. Форсировали Запад­ ный Буг, начали освобож­ дать Польшу... Поначалу кое-кто из поляков смотрел на нас настороженно: ведь гитлеровцы внушали, что русские — варвары и на­ сильники. Но эта ложь быст­ ро развеялась. Встречать нас местные жители выходи­ ли с цветами. Кто протянет стакан доброго домашнего вина, кто и просто живую курицу: «Заходи, пан, в дом, будешь дорогим гостем». А ведь и дома-то иные не уцелели. Многие, особенно в деревнях, которые возле трасс и железных дорог, были сожжены дотла. Как и у нас на Украине, в Бело­ руссии. Запомнился один старик, серб по националь­ ности. Когда я спросил, от­ куда он знает русский язык, старик ответил: «В первую мировую войну попал в плен, был под Воронежем. На всю жизнь запомнил ве­ ликую доброту ваших людей. И здесь, в оккупации, всем полякам рассказывал, что русские — это наши друзья, что только они принесут нам освобождение». До войны Александр Ва­ сильев из Отскочного не от­ лучался, в географии, нвк говорится, был не силен. Но когда неимоверно уставший от войны вышел на границу с Польшей, то продолжал воевать так же, как и под Прохоровной, на Украине, в Молдавии, Белоруссии. Ря­ довой Советской Армии стал интернационалистом. Выз­ волили от фашистов Варша­ ву, нужно было спешить на помощь венграм. Так и не успел тогда Александр Ва­ сильев получить польские награды. В Будапеште и сделал он свой последний выстрел по врагу. Там же коварная пуля фашистского снайпера уложила его ва будапештскую мостовую. В госпиталях за ним ухаживали венгерские и румынские си­ делки, ему переливали ру­ мынскую и венгерскую кровь. Домой Александр Василь­ ев вернулся за месяц до Победы. До Хворостинки его проводила медсестра, далее ехал на волах... Мать, помогая слезть’с повозки, едва сдерживала слезы ра­ дости: «Ведь две похоронки на тебя получила...» «Ничего, мать, значит жить мне долго». И здесь, стало быть, наследила про- * клятая война, думал он, ви­ дя непаханные поля, поко­ сившиеся без мужского при­ гляда избы, дорогу, на ко­ торой не было ни единого следа от машины. И только тут, пока скрипел по по­ дворью костылем, пока си­ дел на завалинке, нянча свою раздробленную ногу, Александр Васильев остро почувствовал, через какое пекло прошел, сколько ве­ ликого и страшного осталось позади. Боевое крещение он при­ нял под Прохоровной. Там летом сорок третьего шли решающие бои, и Александ­ ра Васильева вместе с другими курсантами военно­ пехотного училища направи­ ли на Курско-Орловскую ду­ гу. И сразу определили его наводчиком в расчет се- мидесятишестимиллиме т р о- вого орудия. Здесь, у пуш­ ки, слышал Васильев мощ­ ный гул нашей упреждаю­ щей артподготовки, отсюда в прорезь щита увидел пер­ вый фашистский танк. Не считал он, сколько успел сделать выстрелов, не мог определить из-за огня и ды­ ма, сколько подбил враже­ ских машин. Помнит только взрыв снаряда перед ство­ лом. Когда очнулся, услы­ шал распоряжение подъехав­ шего командира: «Эту часть необходимо отвести в тыл для пополнения». Увидел бездыханные тела товари­ щей. Уцелел Васильев во­ преки всему, уцелел там, где мало кто остался в жи­ вых. Потому и не стали пе­ репроверять, уточнять, а послали в Отскочное похо­ ронку. А Курско-Орловская дуга тем временем распрямилась в стрелу — на Киев. Фа­ шисты огрызались, как не­ добитые волки. На Букрин- ском перешейке, воротах на Киев, Васильев увидел: на­ чалась танковая контратака. Машины, достигающие пер­ вых окопов, крутились вле­ во—вправо, стремясь вда­ вить в землю все живое. Не растерялся боец, выждал, а когда танк оказался за спи­ ной, поднялся и бросил гра­ наты. На следующий день Васильев так же уничтожил еще один танк. За те бои и был он награжден орденом Славы III степени. Во время передышки по части однажды разнеслось: отбираются добровольцы для обучения снайперскому де­ лу. До войны Васильев учил­ ся в ОСОВИАХИМе, стрелял вроде неплохо. Первого фа­ шиста он уложил из винтов­ ки с оптическим прицелом на Крещатике. Бывалые охотники за фрицами, позд­ равив его с почином, посо­ ветовали: «Убил солдата — делай штыком зарубку на левой стороне приклада, уничтожил офицера или по­ давил огнегую точку — на правой»... Приходилось . и в грязи по нескольку часов не­ подвижно лежать, чтобы вы-, следить цель, и собственно­ ручно сделанное чучело таскать за шнур по нейт­ ральной земле, заставляя врага открыться. Зарубок становилось больше и на ле­ вой и на правой стороне при­ клада. Особенно много их появилось при ликвидации Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишиневской, группиро­ вок врага. Бывало, шли фа­ шисты в психическую атаку, рассчитывая на слабые нер­ вы наших солдат. «Не на таких нарвались», — усме­ хался Васильев. Ловкий, подвижный, он незаметно пристраивался где-нибудь и только успевал посылать в затвор патрон за патроном. Сто семь фашистов уничто­ жил снайпер, подавил не од­ ну огневую точку. Приклад, на котором он делал заруб­ ки, был разбит вражеской пулей, но Васильев прила­ дил новый. Снайперы в атаку не хо- дали. Они обеспечивали ее успех из-за плеча атакую­ щих. Но в Дубровинском районе Витебской области, у деревни Новая Земля, перед нашими солдатами встала высота 191/6. Словно осины­ ми гнездами была усеяна она дзотами и дотами. Атаки захлебывались, подступы все гуще устилались телами русских воинов. И тогда прозвучал клич: «Доброволь­ цы есть?». В числе других вызвался и Александр Ва­ сильев. Взял автомат, две связки гранат и еще две бутылки с зажигательной жидкостью, наметанным взглядом прикинул расстоя­ ние до мертвой зоны, где пули врага уже не достали бы его... Было это двадцать второго июня, ровно через три года после начала вой­ ны. Александр Алексеевич до­ стает из партбилета газет­ ную вырезку: «Александр Васильев, гвардии рядовой..- в бою за высоту 191/6 у де­ ревни Новая Земля... повто­ рил бессмертный подвиг Александра Матросова — грудью закрыл амбразуру вражеского дзота». — Осюда пришло матери второе извещение о моей ги­ бели. Говорят, в Новой Зем ­ ле до .сих пор выбита моя фамилия на памятнике по­ гибшим. Но я, как видите, жив. Нет, он не закрывал грудью амбразуру4 тут, как говорится, фронтовой газет­ чик допустил неточность. Александр Васильев благо­ получно прополз прострели­ ваемое пространство, под­ нялся в рост и стал на бегу поливать дзот из автомата. Не добежав метров двад­ цать, швырнул в огнедыша­ щее укрепление гранаты ы вдобавок сразу двумя рука­ ми обе бутылки с горючей смесью. И тут же упал... Спасла его саперная лопата за ремнем. Пуля пробила железо и засела в теле... Ровно через месяц после ранения гвардии рядовой Васильев вместе с польски­ ми однополчанами пошел в наступление на Западном Буге. — Александр Алексеевич, — спросил я, — как вас нашли польские награды? — Уезжая под Будапешт, я уже знал, что награжден. Два года назад решил напи­ сать в польское посольство. Потом за розыск взялся Добринский райвоенкомат, его комиссар подполковник А. Д. Гамидов. Нашли-таки... Я уверен, что поляки всегда будут помнить подвиг совет­ ских солдат, своих освобо­ дителей. Люди они добрые, воевали очень храбро. Те со­ бытия, что осложнили в по­ следние годы жизнь в стра­ не, — это, конечно, дело чужих рук, дело врагов. По­ ляки не позволят себя об­ мануть, они наведут в стра­ не порядок... Нашу беседу прервали гости из местной школы: — Александр Алексеевич — первого» сентября у нас пройдет Урок мира. Пригла­ шаем вас прийти, выступить. — Конечно, приду, — за­ верил ветеран. — Мне есть что сказать. О самом глав­ ном — о мире. Знают Александра Алек­ сеевича Васильева и в де­ вятнадцатой школе города Липецка, где создан музей, посвященный славному бое­ вому пути 50-й армии. Там проводит свои встречи ли­ пецкая группа совета ее ве­ теранов. Один ир них — гвардии рядовой Александр Алексеевич Васильев. С. БРОВАШОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ОГОРОД ПОД СТЕКЛОМ На пять гектаров расширил­ ся «огород под стеклом» на Разданском тепличном комби­ нате Армении. Крупнейший * республике комплекс, обогре­ ваемый паром местной ГРЭС, будет ежегодно обеспечивать свежими овощами не только молодой город, но и весь* вы­ сокогорный регион. (Корр. ТАСС). О ДНАЖДЫ в редак­ ции меня Познако­ мили с письмом лип- чанки К. Она с возмущени­ ем пишет об отдельных фак­ тах проявления низкой зри­ тельской культуры, с кото­ рыми столкнулась во время концерта во Дворце спорта еЗвездный». Как педагога меня особенно взволновало в письме то место, где гово­ рится о детях. Они, по сви­ детельству автора, во время концерта бегали, играли, создавая шум. Многие то и дело уходили в фойе, отку­ да возвращались в зал с мо­ роженым. В самом деле, довольно- такие нередко встречаемся мы с фактами недопустимо­ го поведения детей как в общественных местах, так и в школе. Для многих из нас, например, совсем не трудно представить обычную школь­ ную перемену: по коридору стремглав несутся десятки учеников, чуть не сшибая с ног встречного. Редко кто уступит проход, извинится за толчки, скажет «здравст­ вуй». Или бывает так. В квар­ тире раздается резкий зво­ нок. Открываешь дверь, не-, ред тобой — пионеры. и сразу же — вопрос: «Ма­ кулатура есть?». Ни «здрав­ ствуйте», ни «спасибо» за полученную макулатуру...» А вот многим знакомый эпизод на остановке трам­ вая. Группа подростков бро­ сается в дверь, отталкивая взрослых, стремительно врывается в салон, занимает БУДЕМ К СЕБЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ места: сидят, высоко подняв головы, безучастно смотрят в глаза рядом стоящим ин­ валидам, женщинам, старым людям. Почему так происходит? Ведь вряд ли кто станет от­ рицать чрезвычайно возрос­ ший уровень образованности среди населения. Имеется в виду, конечно, в первую очередь взрослая его часть, но и Дети наши — несрав­ ненно развитее своих сверст­ ников из поколений преды­ дущих. Много читают, есть возможность удовлетворить свои потребности в техни­ ческом, художественном творчестве. Но их поведение — в отношениях друг с дру­ гом, со взрослыми — часто оставляет желать много луч­ шего! Уровень воспитаннос­ ти явно не соответствует уровню образованности. И трудно, и нельзя винить в этом самих детей, хотя по мере их взросления у нас все-таки больше прав и с них спрашивать строго, ждать большей ответствен­ ности. При том, конечно, условии, если мы, взрослые — учителя и родители — что-то сделали для воспита­ ния в детях ответственности, чувства долга. Думаю, в сказанном мною нет для большинства читате­ лей ничего нового. Пробле­ ма в другом: кто должен за­ ботиться о воспитанности детей, подростков? Как здесь разделяются «сферы влияния» учителей и роди­ телей? Отчасти на этот воп­ рос попытаюсь ответить при­ мерами из собственных на­ блюдений. Был как-то я на уроке коллеги из школы № 48. Класс увлеченно работал вместе с учителем над новой темой, когда неожиданно от­ крылась дверь, в кабинет стремительно вошла мама одного из учеников и в при­ сутствии ребят обрушила на педагога град обвинений, го­ рячих, незаслуженных и по­ тому унизительных. Конечно, случай исключи­ тельный. Чаще можно на­ блюдать, казалось бы, незна­ чительное. папы разгулива­ ют в шапках по школе, си­ дят так и на родительских собраниях. В общении взрос­ лых редко звучит «будьте добры», «пожалуйста», «из­ вините». Вместо доброго сло­ ва, «товарищ» нередко слы­ шишь грубое, вульгарное — «женщина!»..., «мужчина!..» Проходил как-то мимо здания драматического теат­ ра. Липчане любят это ме­ сто, украшенное декоратив­ ными деревьями, цветами, В К РУГУ СЕМ ЬИ ухоженной травой. Вдруг вижу молодую супружескую пару с сынишкой лет четы­ рех. Бесцеремонно, как-то по-хозяйски вошла семья в эту зону красоты, создан­ ную чьими-то заботливыми руками. Быстро «освоились» родители и ребенок — ста­ ли бегать, играть. В разгар веселья мальчик, возбуж­ денный солнцем, игрой, оби­ лием цветов, бросился к кусту и сломал ветку: Вид­ но, понравилась она ему. Смеялся, радовался мальчу­ ган. Смеялись и радовались, увы, и его родители. Родители склонны про­ щать многие «невинные» шалости детям, склонны не замечать собственных оши­ бок, в отношениях с друзья­ ми, соседями, сослуживца­ ми. Принижена мера требо­ вательности к себе, к ребен­ ку. А в какой-то момент, позже спохватятся, посыпят- ся в детскую душу слова — умные, хорошие, но... и са­ мое мудрое слово не помо­ жет, если не подкреплено оно примером собственного уважительного отношения к людям, природе, вещам. Личный пример — очень важное, необходимое средст­ во и для педагога. Не все, к сожалению, руководствуются в работе известными истина­ ми: «Прежде, чем воспиты­ вать, будь воспитан сам», «Если ты учитель, умей взглянуть на себя со сторо­ ны». А со стороны ох, как многое видится! ...В трамвай, вваливается целый пионерский класс. С поистине космической ско­ ростью заняли места. А пос­ ле ведь вошли и престаре­ лые. Но никто из учеников не поднялся освободить ме­ сто. Молчат. Молчит и учи­ тельница. Распространилось в шко­ лах и такое: ученики ходят «руки в брюки». Так разго­ варивают с учителем, с ди­ ректором. И последние, представьте, ничего, беседу­ ют... Директор школы при мне на полчаса опоздал к нача­ лу комсомольского собрания. Вошел, не извинился, напра­ вился прямо в президиум. Не имеет права педагог на подобные ошибки. Всегда должен помнить о своем учительском авторитете, без которого не поднять ему сколь-нибудь значительные дела, а уж тем более не ре­ шить многих, очень не прос­ тых задач воспитания. На авторитет педагога влияет многое. И незаслу­ женно выставленная оценка — неважно, завышенная она или заниженная, — и не­ оправданно частые вызовы родителей в школу — они приводят к раздражению, недовольству, усугубляют непонимание между учите­ лем и семьей, и равнодушное урокодательство, которое всегда есть следствие педа­ гогической беспомощности. И еще об одном хотел бы сказать. Вернее, напомнить. На мой взгляд, сейчас неза­ служенно забыты многие хо­ рошо зарекомендовавшие се­ бя формы воспитания: дис­ путы, общешкольные конфе­ ренции. Знаю, некоторые педагоги-энтузиасты внедря­ ют в практику внеклассных мероприятий и формы но­ вые, позволяющие воспиты­ вать в детях культуру обще­ ния, саму потребность его. Хотелось бы, чтобы число таких энтузиастов росло, ширилось. На них должны ориентироваться организато­ ры внеклассной и внешколь­ ной работы. Все лучшее из педагогической практики не­ обходимо использовать, что­ бы помочь семье воспитать в ребенке чувства добрые, светлые. п. ПЛОХИХ, внештатн. корр; «Ленинского знамени»'. В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ ЗДРАВНИЦ Санаторий «Липецк» — од­ на из лучших здравниц стра­ ны. Здесь созданы все условия для лечения и отдыха людей. Об этом говорят сотни благо­ дарственных записей, оставлен­ ных рабочими Волгограда и Урала, колхозниками Узбеки­ стана и Подмосковья, геолога­ ми из Сибири, которые побы­ вали здесь. Только в минувшем году в санатории отдохнуло почти 15 тысяч человек, среди них около четырехсот инвали­ дов Великой Отечественной войны. С начала нынешнего года в здравнице по профсо­ юзным путевкам и курсовкам лечились и отдыхали свыше семи тысяч тружеников горо­ да и села. А всего за послед­ нее пятилетие санаторий при­ нял более 60 тысяч человек из всех республик страны. И. ИВАНОВ. ДЕТСКОЕ ПАРОХОДСТВО 400 мальчишек города Крас­ ноярска два раза п неделю после окончания занятий в школе приходят в детское реч­ ное пароходство. Здесь они изучают основы навигацион­ ной грамоты, знакомятся с ра­ ботой механиков, радиотехни­ ков, рулевых. Проводятся за­ нятия по судомоделизму. У каждой профессии — свои се­ креты, и все их необходимо постичь, прежде чем отпра­ виться в самостоятельное пла­ вание. Выхода в плавание все маль­ чишки ждут с нетерпением. • Правда, этот счастливый день наступает не для всех. Авто­ ритетная комиссия речников тщательно проверяет теорети­ ческую подготовку. Лишь пос­ ле этого экзамена самых луч­ ших зачисляют в экипаж, вы­ дают комплекты форменной одежды — и для работы, и для парадных случаев. Каждый рейс на одном из трех теплоходов, предоставлен­ ных в распоряжение детскому пароходству, продолжается 15 дней. Мальчишек ждут самс стоятельные вахты, практик скоте занятия, авралы и, коне1: но, разнообразные конкурсы- рыбаков, силачей, мастера! вязания морских узлов и тре дициониая встреча с Н ету ном — веселый красочны карнавал. ' Енисей — многоводная, н коварная река. На всем еещк тяж екии — четыре тысячи ю лометров — стремительно- течение, множество перекато и порогов. Словом, лоци здесь довольно сложная. ! примеру, на Енисее находите наиболее протяженный судо ходный порог — Каэачински! Теплоходы вынуждены идт по семикилометровому коридс ру среди кипящей воды, по которой скрыты огромны камни. Так что кроме крепки рук от рулевого здесь требуе- ся высокая грамотность, ом* калжа, умение сделать бьиг рый расчет. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz