Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Сегодня — ^[День танкистов На страже мирных д е л О рдена Ленина Ленинград ский военный округ. Личный состав Н-ской части встречает свой праздник новыми успеха ми в ратном труде. Танкисты подразделения на всех такти ческих занятиях получают только хорошие и отличные оценки. НА СНИМКЕ: отличный эки паж танка. Слева направо — старший сержант С. Бабанов, рядовые Е. Андрианов, В. Ка чалов, А. Доценко. Фото О. Пороховникова. (Фотохроника ТАСС). I + В Б О Я Х ПОД ЛИПЕЦКОМ При въезде в Липецк со стороны Воронежа взору от крывается величественный обелиск, установленный здесь в честь танкмстов-катуков- цев, сорок с лишним лет назад грудью ставших на защиту нашего края от фашистских захватчиков. Весной 1942 года Верховно му командованию Красной Ар мии стало известно, что, не смотря на поражение под Москвой, гитлеровцы не оста вили бредовой мысли о ее за хвате. Для этого вермахт со средоточил юго-западнее Во ронежа большие силы, поста вив своей целью обход Моск вы с юга, окружение и раз гром советских войск Брян ского и Юго-Западного фрон тов. Надо было срочно прини мать ответные меры, и не только сорвать замысел врага, но и уничтожить отборные гитлеровские дивизии. С этой целью на вероятное направле- - ние главного удара начали стягиваться наши войска, а в Липецке по решению Ставки приступили к формированию 1-го танкового корпуса под командованием гвардии гене рал-майора танковых войск М. Е. Катукова. В первые дни войны полков ник Михаил Ефимович Кату ков, командуя танковой диви зией, успешно отражал 'атаки фашистов. Его авторитет как грамотного и волевого танкис та был очень высок, и, когда под Сталинградом в 1941 году была сформирована 4-я осо бая танковая • бригада, уком плектованная новыми танками Т-34, он был назначен ее ко мандиром, а бригада переди слоцирована под Москву. Но разгрузиться там она не успе ла. Неожиданно прорвав на шу оборону, фашисты захвати ли Орел и перед ними откры лась свободная дорога на Мценск и Тулу. Бригада под командованием М. Е. Катукова срочно была брошена навстре чу танковой армаде немецкого генерала Гудериана, имевшего около 600 бронированных ма шин. Мы понимали, что идем выполнять важное задание и были готовы стоять насмерть. Против немцев выступили ча сти, в составе которых име лось 46 танков, 16 зенитных орудий, мотострелковый ба тальон, пограничный полк и батальон Тульского оружейно- технического училища. 7 дней, с 4 по 11 октября, 4-я танко вая сдерживала врага. И не только не погибла, но и вы шла победительницей. Не по теряв ни одного танка-и ору дия, понеся незначительные потери в личном составе, бригада уничтожила 133 тан ка, 49 орудий, 8 самолетов противника и много другой военной техники. ’ Мечта Гуде риана пройти победным мар шем по Симферопольскому шоссе от Орла до Москвы не осуществилась. За героизм, стойкость и мужество танкис тов бригада была переимено вана в 1-ю гвардейскую, а полковнику М. Е. Катукову вручен орден Ленина и при своено звание генерал-майора. После этой удачной опера ции бригада по личному ука занию Верховного Главноко мандующего И. В. Сталина была переброшена под Моск ву на самое опасное направ ление — Волоколамское. Там танкисты-гвардейцы покрыли себя неувядаемой славой. В конце марта 1942 года бригада была передислоцирована в Ли пецк. В состав 1-го танкового корпуса, который здесь фор мировался, вошли также 49-я танковая бригада, 89-я танковая бригада тяжелых танков, 1-я мотострелковая бригада и другие части. В своей послевоенной книге «На острие главного удара» маршал М. Е. Катуков очень тепло отозвался о партийных и советских органах, руково дителях промышленных пред приятий города, которые сде лали вс?, что могли, д\я быстрейшего оснащения кор пуса, создания хорошей бое способной части. Автору этих строк, в то время занимавше му должность помощника на чальника штаба 1-й гвардей ской танковой бригады, прихо дилось по делам службы не раз бывать в горкоме партии, гор исполкоме. До сих пор пом нится внимание и отзывчи вость руководства к нашим просьбам, особенно, когда речь шла о пополнении частей личным составом. Лучшие сы ны города были направлены в танковый корпус. В мае обстановка на Брян ском фронте, штаб которого дислоцировался в Ельце, на столько обострилась, что корпус, не закончив формиро вания, был направлен в бой. Приняв на себя главный удар противника, части корпуса сдержали натиск врага и обес кровили его. Враг был останов- лея на рубеже Волово—Тербу- ны. Дальше противник не про шел, но и корпус понес боль шие потери, особенно в техни ке. Личному составу требовал ся отдых, так как танкисты не выходили из машин по не скольку дней. На войне вся кое бывает. Не успели танкис ты облегченно вздохнуть, как немцы прорвали оборону на шей армии в районе Большая Верейка, Коверня, Сомово. Нависла угроза захвата про тивником с. Дмитряшевка и развилки дороги Воронеж— Елец—Липецк. В этом случае, форсировав Дон, противник мог выйти в тыл Брянскому фронту и захватить большую территорию. И вот приказ: частям М. Е. Катукова срочно передислоци роваться в новый район, лю бой ценой остановить, а за тем разгромить противника. Первым в новый район при шел танковый батальон гвар дии капитана Александра Бур ды. Сходу он обрушился на противника, подавил несколь ко батарей й отбросил пехоту. А. Ф. Бурда был кадровым офицером. Войну начал на границе, отличился в боях под Орлом и Москвой, на его лич ном счету было более 20 уни чтоженных танков и бронема шин, большое количество пе хоты. В корпусе он считался «профессором» танкового боя. В то раннее утро неожидан ным ударом батальон Бурды смял противника, но, когда немцы обнаружили, что перед ними всего 15 танков, они обрушили на них ураганный огонь. Один из снарядов, про- ' бив броню танка командира, взорвался в машине. У меха ника-водителя Д. И. Мат- няк оторвало руку. Бурда был ранен в голову. Собрав все силы, капитан по радио пере дал приказ своему заместите лю П. А. Заскалько продол жать бой, а сам вывел маши ну в тыл. Рядом с машинами А. Ф. Бурды сражался 2-й танковый батальон, тоже вступивший в бой сходу. Захватив господст вующую высоту, танкисты по давили несколько батарей вРа- га и обеспечили успех сраже ния. Враг был отброшен от Дона, танкисты-катуховцы не пустили его на Липецкую землю. В конце войны маршал бро нетанковых войск М. Е. Кату ков, вспоминая бои Под Ли пецком, писал корреспонденту газеты «Комсомольская прав да» Г. А. Жукову: «Вы были на Воронежском фронте в дни этой битвы и знаете, что нам шесть или восемь суток при шлось фактически бороться один на один, и главные гит леровские силы были похо ронены. Когда же противник понял, что здесь не пройдет, он, уже обессиленный, начал поиск других направлений и тогда был добит общими уси лиями всех войск нашего фронта». В боях за Липецкую землю погибло немало славных сыне® Родины. Сгорел * танке наш первый Герой Советского Со юза Иван Любушкин, был убит заместитель комбрига подполковник Новиков. Тела героев похоронены в братских могилах Воловского и Хлевен- ского районов. В середине августа 1-й танко вый корпус был выведен из боев и расквартирован в рай оне Тулы. Из его состава бы ли изъяты 1-я гвардейская бригада, 49-я бригада и 1-я мотострелковая бригада. Вместе с М. Е. Катуковым они были направлены я Калинин, где ге нералу поручили сформировать 3-й механизированный корпус. Этот корпус вел бои по осво бождению Калининской облас ти. В феврале 1943 года М. Е. Катуков сформировал 1-ю тан ковую армию, куда вошли и части, сражавшиеся под Ли пецком. На Курской дуге армия иод командованием М. Е. Катуко ва стала гвардейской, танкис ты-катуковцы освобождали Ук раину, Польшу, штурмовали Берлин. Ну, а 1-й танковый корпус? М. Е. Катуков передал его ге нерал-майору В. В. Буткову. Корпус громил немцев под Сталинградом и Орлом, в рай онах Бобруйска и Мценска, в Прибалтике. Завершили свой боевой путь танкисты в Во сточной Пруссии. Корпус был награжден орденом Красного Знамени, ему присвоили наи менование Инстербургского. До конца войны им командо вал Герой Советского Союза, генерал-полковник В. В. Бут- ков. Г. ЧЕРЕПНЕВ, гвардии майор в отставке, зам. председателя Совета ветеранов I гвардейской танковой бригады. ф О ЧЕМ НАПОМИНА ЕТ ОБЕЛЙСК ф НАГРАДЫ НАШЛИ ГЕРОЯ ф ЗАМЕТКИ ПЕДАГО Ни кто не забыт... НЕ ТОЛЬКО ЗА СВОЮ СТРАНУ Недавно в жизни Александра Алексеевича Васильева — жителя добрннского села Отскочное, ветерана войны — произошло волнующее событие. Военный атташе при посольстве Польской Народной Республики в СССР об ратился к военному комиссару района подполковнику А. Д. Гамидову с просьбой вручить Васильеву четыре боевые польские медали: «Победы и Свободы», «За Варшаву», «За Одер, Ниссу, Балтику», «Знак Грюнваль- да». Почти через сорок лет нашли награды героя. . . . с КРОМНЫИ де ревенский домик окнами в поле, палисадник с груша ми и сливами. Мы сидим у к а л и т к и на толстом бревне, заменяю щем скамейку. Александр Алексеевич вынес пиджак со своими наградами — множеством медалей и ор деном Славы III степени. Показывает: «Вот здесь, на левой стороне, прикреплю и польские награды». И пояс няет: «Скоро будет отме чаться сорокалетие создания первой армии Войска Поль ского. Она формировалась под Тулой. 2 2 июня 1944 года пошла в наступление дивизия Генрика Добровско- го. Я был тогда в ее шестом полку. Форсировали Запад ный Буг, начали освобож дать Польшу... Поначалу кое-кто из поляков смотрел на нас настороженно: ведь гитлеровцы внушали, что русские — варвары и на сильники. Но эта ложь быст ро развеялась. Встречать нас местные жители выходи ли с цветами. Кто протянет стакан доброго домашнего вина, кто и просто живую курицу: «Заходи, пан, в дом, будешь дорогим гостем». А ведь и дома-то иные не уцелели. Многие, особенно в деревнях, которые возле трасс и железных дорог, были сожжены дотла. Как и у нас на Украине, в Бело руссии. Запомнился один старик, серб по националь ности. Когда я спросил, от куда он знает русский язык, старик ответил: «В первую мировую войну попал в плен, был под Воронежем. На всю жизнь запомнил ве ликую доброту ваших людей. И здесь, в оккупации, всем полякам рассказывал, что русские — это наши друзья, что только они принесут нам освобождение». До войны Александр Ва сильев из Отскочного не от лучался, в географии, нвк говорится, был не силен. Но когда неимоверно уставший от войны вышел на границу с Польшей, то продолжал воевать так же, как и под Прохоровной, на Украине, в Молдавии, Белоруссии. Ря довой Советской Армии стал интернационалистом. Выз волили от фашистов Варша ву, нужно было спешить на помощь венграм. Так и не успел тогда Александр Ва сильев получить польские награды. В Будапеште и сделал он свой последний выстрел по врагу. Там же коварная пуля фашистского снайпера уложила его ва будапештскую мостовую. В госпиталях за ним ухаживали венгерские и румынские си делки, ему переливали ру мынскую и венгерскую кровь. Домой Александр Василь ев вернулся за месяц до Победы. До Хворостинки его проводила медсестра, далее ехал на волах... Мать, помогая слезть’с повозки, едва сдерживала слезы ра дости: «Ведь две похоронки на тебя получила...» «Ничего, мать, значит жить мне долго». И здесь, стало быть, наследила про- * клятая война, думал он, ви дя непаханные поля, поко сившиеся без мужского при гляда избы, дорогу, на ко торой не было ни единого следа от машины. И только тут, пока скрипел по по дворью костылем, пока си дел на завалинке, нянча свою раздробленную ногу, Александр Васильев остро почувствовал, через какое пекло прошел, сколько ве ликого и страшного осталось позади. Боевое крещение он при нял под Прохоровной. Там летом сорок третьего шли решающие бои, и Александ ра Васильева вместе с другими курсантами военно пехотного училища направи ли на Курско-Орловскую ду гу. И сразу определили его наводчиком в расчет се- мидесятишестимиллиме т р о- вого орудия. Здесь, у пуш ки, слышал Васильев мощ ный гул нашей упреждаю щей артподготовки, отсюда в прорезь щита увидел пер вый фашистский танк. Не считал он, сколько успел сделать выстрелов, не мог определить из-за огня и ды ма, сколько подбил враже ских машин. Помнит только взрыв снаряда перед ство лом. Когда очнулся, услы шал распоряжение подъехав шего командира: «Эту часть необходимо отвести в тыл для пополнения». Увидел бездыханные тела товари щей. Уцелел Васильев во преки всему, уцелел там, где мало кто остался в жи вых. Потому и не стали пе репроверять, уточнять, а послали в Отскочное похо ронку. А Курско-Орловская дуга тем временем распрямилась в стрелу — на Киев. Фа шисты огрызались, как не добитые волки. На Букрин- ском перешейке, воротах на Киев, Васильев увидел: на чалась танковая контратака. Машины, достигающие пер вых окопов, крутились вле во—вправо, стремясь вда вить в землю все живое. Не растерялся боец, выждал, а когда танк оказался за спи ной, поднялся и бросил гра наты. На следующий день Васильев так же уничтожил еще один танк. За те бои и был он награжден орденом Славы III степени. Во время передышки по части однажды разнеслось: отбираются добровольцы для обучения снайперскому де лу. До войны Васильев учил ся в ОСОВИАХИМе, стрелял вроде неплохо. Первого фа шиста он уложил из винтов ки с оптическим прицелом на Крещатике. Бывалые охотники за фрицами, позд равив его с почином, посо ветовали: «Убил солдата — делай штыком зарубку на левой стороне приклада, уничтожил офицера или по давил огнегую точку — на правой»... Приходилось . и в грязи по нескольку часов не подвижно лежать, чтобы вы-, следить цель, и собственно ручно сделанное чучело таскать за шнур по нейт ральной земле, заставляя врага открыться. Зарубок становилось больше и на ле вой и на правой стороне при клада. Особенно много их появилось при ликвидации Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишиневской, группиро вок врага. Бывало, шли фа шисты в психическую атаку, рассчитывая на слабые нер вы наших солдат. «Не на таких нарвались», — усме хался Васильев. Ловкий, подвижный, он незаметно пристраивался где-нибудь и только успевал посылать в затвор патрон за патроном. Сто семь фашистов уничто жил снайпер, подавил не од ну огневую точку. Приклад, на котором он делал заруб ки, был разбит вражеской пулей, но Васильев прила дил новый. Снайперы в атаку не хо- дали. Они обеспечивали ее успех из-за плеча атакую щих. Но в Дубровинском районе Витебской области, у деревни Новая Земля, перед нашими солдатами встала высота 191/6. Словно осины ми гнездами была усеяна она дзотами и дотами. Атаки захлебывались, подступы все гуще устилались телами русских воинов. И тогда прозвучал клич: «Доброволь цы есть?». В числе других вызвался и Александр Ва сильев. Взял автомат, две связки гранат и еще две бутылки с зажигательной жидкостью, наметанным взглядом прикинул расстоя ние до мертвой зоны, где пули врага уже не достали бы его... Было это двадцать второго июня, ровно через три года после начала вой ны. Александр Алексеевич до стает из партбилета газет ную вырезку: «Александр Васильев, гвардии рядовой..- в бою за высоту 191/6 у де ревни Новая Земля... повто рил бессмертный подвиг Александра Матросова — грудью закрыл амбразуру вражеского дзота». — Осюда пришло матери второе извещение о моей ги бели. Говорят, в Новой Зем ле до .сих пор выбита моя фамилия на памятнике по гибшим. Но я, как видите, жив. Нет, он не закрывал грудью амбразуру4 тут, как говорится, фронтовой газет чик допустил неточность. Александр Васильев благо получно прополз прострели ваемое пространство, под нялся в рост и стал на бегу поливать дзот из автомата. Не добежав метров двад цать, швырнул в огнедыша щее укрепление гранаты ы вдобавок сразу двумя рука ми обе бутылки с горючей смесью. И тут же упал... Спасла его саперная лопата за ремнем. Пуля пробила железо и засела в теле... Ровно через месяц после ранения гвардии рядовой Васильев вместе с польски ми однополчанами пошел в наступление на Западном Буге. — Александр Алексеевич, — спросил я, — как вас нашли польские награды? — Уезжая под Будапешт, я уже знал, что награжден. Два года назад решил напи сать в польское посольство. Потом за розыск взялся Добринский райвоенкомат, его комиссар подполковник А. Д. Гамидов. Нашли-таки... Я уверен, что поляки всегда будут помнить подвиг совет ских солдат, своих освобо дителей. Люди они добрые, воевали очень храбро. Те со бытия, что осложнили в по следние годы жизнь в стра не, — это, конечно, дело чужих рук, дело врагов. По ляки не позволят себя об мануть, они наведут в стра не порядок... Нашу беседу прервали гости из местной школы: — Александр Алексеевич — первого» сентября у нас пройдет Урок мира. Пригла шаем вас прийти, выступить. — Конечно, приду, — за верил ветеран. — Мне есть что сказать. О самом глав ном — о мире. Знают Александра Алек сеевича Васильева и в де вятнадцатой школе города Липецка, где создан музей, посвященный славному бое вому пути 50-й армии. Там проводит свои встречи ли пецкая группа совета ее ве теранов. Один ир них — гвардии рядовой Александр Алексеевич Васильев. С. БРОВАШОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ОГОРОД ПОД СТЕКЛОМ На пять гектаров расширил ся «огород под стеклом» на Разданском тепличном комби нате Армении. Крупнейший * республике комплекс, обогре ваемый паром местной ГРЭС, будет ежегодно обеспечивать свежими овощами не только молодой город, но и весь* вы сокогорный регион. (Корр. ТАСС). О ДНАЖДЫ в редак ции меня Познако мили с письмом лип- чанки К. Она с возмущени ем пишет об отдельных фак тах проявления низкой зри тельской культуры, с кото рыми столкнулась во время концерта во Дворце спорта еЗвездный». Как педагога меня особенно взволновало в письме то место, где гово рится о детях. Они, по сви детельству автора, во время концерта бегали, играли, создавая шум. Многие то и дело уходили в фойе, отку да возвращались в зал с мо роженым. В самом деле, довольно- такие нередко встречаемся мы с фактами недопустимо го поведения детей как в общественных местах, так и в школе. Для многих из нас, например, совсем не трудно представить обычную школь ную перемену: по коридору стремглав несутся десятки учеников, чуть не сшибая с ног встречного. Редко кто уступит проход, извинится за толчки, скажет «здравст вуй». Или бывает так. В квар тире раздается резкий зво нок. Открываешь дверь, не-, ред тобой — пионеры. и сразу же — вопрос: «Ма кулатура есть?». Ни «здрав ствуйте», ни «спасибо» за полученную макулатуру...» А вот многим знакомый эпизод на остановке трам вая. Группа подростков бро сается в дверь, отталкивая взрослых, стремительно врывается в салон, занимает БУДЕМ К СЕБЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ места: сидят, высоко подняв головы, безучастно смотрят в глаза рядом стоящим ин валидам, женщинам, старым людям. Почему так происходит? Ведь вряд ли кто станет от рицать чрезвычайно возрос ший уровень образованности среди населения. Имеется в виду, конечно, в первую очередь взрослая его часть, но и Дети наши — несрав ненно развитее своих сверст ников из поколений преды дущих. Много читают, есть возможность удовлетворить свои потребности в техни ческом, художественном творчестве. Но их поведение — в отношениях друг с дру гом, со взрослыми — часто оставляет желать много луч шего! Уровень воспитаннос ти явно не соответствует уровню образованности. И трудно, и нельзя винить в этом самих детей, хотя по мере их взросления у нас все-таки больше прав и с них спрашивать строго, ждать большей ответствен ности. При том, конечно, условии, если мы, взрослые — учителя и родители — что-то сделали для воспита ния в детях ответственности, чувства долга. Думаю, в сказанном мною нет для большинства читате лей ничего нового. Пробле ма в другом: кто должен за ботиться о воспитанности детей, подростков? Как здесь разделяются «сферы влияния» учителей и роди телей? Отчасти на этот воп рос попытаюсь ответить при мерами из собственных на блюдений. Был как-то я на уроке коллеги из школы № 48. Класс увлеченно работал вместе с учителем над новой темой, когда неожиданно от крылась дверь, в кабинет стремительно вошла мама одного из учеников и в при сутствии ребят обрушила на педагога град обвинений, го рячих, незаслуженных и по тому унизительных. Конечно, случай исключи тельный. Чаще можно на блюдать, казалось бы, незна чительное. папы разгулива ют в шапках по школе, си дят так и на родительских собраниях. В общении взрос лых редко звучит «будьте добры», «пожалуйста», «из вините». Вместо доброго сло ва, «товарищ» нередко слы шишь грубое, вульгарное — «женщина!»..., «мужчина!..» Проходил как-то мимо здания драматического теат ра. Липчане любят это ме сто, украшенное декоратив ными деревьями, цветами, В К РУГУ СЕМ ЬИ ухоженной травой. Вдруг вижу молодую супружескую пару с сынишкой лет четы рех. Бесцеремонно, как-то по-хозяйски вошла семья в эту зону красоты, создан ную чьими-то заботливыми руками. Быстро «освоились» родители и ребенок — ста ли бегать, играть. В разгар веселья мальчик, возбуж денный солнцем, игрой, оби лием цветов, бросился к кусту и сломал ветку: Вид но, понравилась она ему. Смеялся, радовался мальчу ган. Смеялись и радовались, увы, и его родители. Родители склонны про щать многие «невинные» шалости детям, склонны не замечать собственных оши бок, в отношениях с друзья ми, соседями, сослуживца ми. Принижена мера требо вательности к себе, к ребен ку. А в какой-то момент, позже спохватятся, посыпят- ся в детскую душу слова — умные, хорошие, но... и са мое мудрое слово не помо жет, если не подкреплено оно примером собственного уважительного отношения к людям, природе, вещам. Личный пример — очень важное, необходимое средст во и для педагога. Не все, к сожалению, руководствуются в работе известными истина ми: «Прежде, чем воспиты вать, будь воспитан сам», «Если ты учитель, умей взглянуть на себя со сторо ны». А со стороны ох, как многое видится! ...В трамвай, вваливается целый пионерский класс. С поистине космической ско ростью заняли места. А пос ле ведь вошли и престаре лые. Но никто из учеников не поднялся освободить ме сто. Молчат. Молчит и учи тельница. Распространилось в шко лах и такое: ученики ходят «руки в брюки». Так разго варивают с учителем, с ди ректором. И последние, представьте, ничего, беседу ют... Директор школы при мне на полчаса опоздал к нача лу комсомольского собрания. Вошел, не извинился, напра вился прямо в президиум. Не имеет права педагог на подобные ошибки. Всегда должен помнить о своем учительском авторитете, без которого не поднять ему сколь-нибудь значительные дела, а уж тем более не ре шить многих, очень не прос тых задач воспитания. На авторитет педагога влияет многое. И незаслу женно выставленная оценка — неважно, завышенная она или заниженная, — и не оправданно частые вызовы родителей в школу — они приводят к раздражению, недовольству, усугубляют непонимание между учите лем и семьей, и равнодушное урокодательство, которое всегда есть следствие педа гогической беспомощности. И еще об одном хотел бы сказать. Вернее, напомнить. На мой взгляд, сейчас неза служенно забыты многие хо рошо зарекомендовавшие се бя формы воспитания: дис путы, общешкольные конфе ренции. Знаю, некоторые педагоги-энтузиасты внедря ют в практику внеклассных мероприятий и формы но вые, позволяющие воспиты вать в детях культуру обще ния, саму потребность его. Хотелось бы, чтобы число таких энтузиастов росло, ширилось. На них должны ориентироваться организато ры внеклассной и внешколь ной работы. Все лучшее из педагогической практики не обходимо использовать, что бы помочь семье воспитать в ребенке чувства добрые, светлые. п. ПЛОХИХ, внештатн. корр; «Ленинского знамени»'. В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ ЗДРАВНИЦ Санаторий «Липецк» — од на из лучших здравниц стра ны. Здесь созданы все условия для лечения и отдыха людей. Об этом говорят сотни благо дарственных записей, оставлен ных рабочими Волгограда и Урала, колхозниками Узбеки стана и Подмосковья, геолога ми из Сибири, которые побы вали здесь. Только в минувшем году в санатории отдохнуло почти 15 тысяч человек, среди них около четырехсот инвали дов Великой Отечественной войны. С начала нынешнего года в здравнице по профсо юзным путевкам и курсовкам лечились и отдыхали свыше семи тысяч тружеников горо да и села. А всего за послед нее пятилетие санаторий при нял более 60 тысяч человек из всех республик страны. И. ИВАНОВ. ДЕТСКОЕ ПАРОХОДСТВО 400 мальчишек города Крас ноярска два раза п неделю после окончания занятий в школе приходят в детское реч ное пароходство. Здесь они изучают основы навигацион ной грамоты, знакомятся с ра ботой механиков, радиотехни ков, рулевых. Проводятся за нятия по судомоделизму. У каждой профессии — свои се креты, и все их необходимо постичь, прежде чем отпра виться в самостоятельное пла вание. Выхода в плавание все маль чишки ждут с нетерпением. • Правда, этот счастливый день наступает не для всех. Авто ритетная комиссия речников тщательно проверяет теорети ческую подготовку. Лишь пос ле этого экзамена самых луч ших зачисляют в экипаж, вы дают комплекты форменной одежды — и для работы, и для парадных случаев. Каждый рейс на одном из трех теплоходов, предоставлен ных в распоряжение детскому пароходству, продолжается 15 дней. Мальчишек ждут самс стоятельные вахты, практик скоте занятия, авралы и, коне1: но, разнообразные конкурсы- рыбаков, силачей, мастера! вязания морских узлов и тре дициониая встреча с Н ету ном — веселый красочны карнавал. ' Енисей — многоводная, н коварная река. На всем еещк тяж екии — четыре тысячи ю лометров — стремительно- течение, множество перекато и порогов. Словом, лоци здесь довольно сложная. ! примеру, на Енисее находите наиболее протяженный судо ходный порог — Каэачински! Теплоходы вынуждены идт по семикилометровому коридс ру среди кипящей воды, по которой скрыты огромны камни. Так что кроме крепки рук от рулевого здесь требуе- ся высокая грамотность, ом* калжа, умение сделать бьиг рый расчет. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz