Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Праздник в стране знаний М узык альный дневник НА ТВОРЧЕСКОМ В З Л Е Т Е В Ы С О К А Я О ТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Встреча с ветераном. Фото А. Щурова. Работники народного об разования области с чувст вом глубокой ответственно сти за порученное дело вступают в новый учебный год, по-иному осмысливая свои задачи в свете требова ний июньского Пленума ЦК КПСС. Под руководством и при большой помощи обла стной партийной организа ции, Советов народных де путатов, широкой общест венности они достигли за метных успехов в обучении и воспитании юных граж дан. Повысился уровень рабо ты многих педагогических коллективов. Сейчас десят ки школ и профессионально- технических училищ носят почетное звание коллекти вов высокого качества обу чения и воспитания. Ста бильно выполняется закон об обязательном всеобщем среднем образовании. 99,7 процента выпускников вось мых классов продолжают учиться в различных сред них учебных заведениях, и что особенно важно, каждый четвертый поступает в среднее ПТУ. Ежегодно около 5 тысяч тружеников области получа ют среднее образование в вечерних (сменных) и заоч ных школах. Выросла и окрепла мате риально-техническая база школ и профтехучилищ: ны не уже 85,5 процента школьников и все учащиеся ПТУ будут заниматься в одну смену. Каждая школа, а их в области 550, все училища профтехобразова ния имеют необходимый комплект кабинетов. Задача состоит в том, чтобы эф фективно использовать это богатство. Июньский Пленум ЦК КПСС поставил задачу осу ществления реформы обще образовательной и профес сионально-технической шко лы. Необходимое условие успешного ее решения — повышение качества обуче ния и воспитания. Педагоги ческие коллективы настойчи во трудятся над решением проблемы современного уро ка. Это способствует повы шению теоретического и ме тодического уровня обуче ния, пробуждает у препода вателей интерес к творче ству, расширяет возможно сти каждого учебного пред мета. Особенно целеустрем ленно над проблемой совре менного урока работают многие педагогические кол лективы школ и профтехучи лищ областного центра и прежде всего средних школ №№ 44, 19, 14, 30, ПТУ № 28, а также Краснинско- го, Елецкого, Липецкого, Ус- манского, Чаплыгинского, Долгоруковского районов. Этому способствовала и упорная работа по творче скому освоению усовершен ствованных программ. От сюда — и более высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся. Истекший учебный год с хорошими и отличными оценками закончили 43,5 процента школьников обла сти, а в Правдинской шко ле Гряэинского. Сухо- Лубновской Липецкого, Ивановской Елецкого, Паршиновской Добрин- ского районов, также, как в средних школах №№ 15, 42, 33 Липецка, № 3 Ель ца и многих других, таких ребят, насчитывается более половины. Улучшились качественные показатели работы проф техучилищ. В минувшем учебном году с повышенным разрядом закончил город ское среднее профтехучили ще почти каждый чтретий выпускник. Реализуя воспитывающий потенциал образования, пе дагогические коллективы плодотворно работали над совершенствованием мето дов обучения и воспитания, над оптимальным отбором и соотношением теоретиче ского и практического ма териала. Работа лучших из них убедительно доказыва ет, что нет и не может быть какого-либо одного универ сального метода, с помощью которого можно решить все дидактические проблемы. Только умелое, творческое использование всего извест ного педагогического арсена ла методов может при нести хороший результат. Именно о необходимости та кого творческого, инициа тивного, новаторского под хода к своему делу гово рят решения июньского Пле нума ЦК КПСС. Полная отдача каждого на своем ра бочем месте, как указывал на встрече с ветеранами партии товарищ Ю. В. Андропов, должна стать нормой жиз ни каждого работника прос вещения. Отрадно, что все больше учителей, преподавателей, мастеров прививают школь никам и учащимся ПТУ практические навыки. Про изошел заметный сдвиг в развитии трудового обучения и воспитания. В новом учеб ном году свыше 70 про центов старшеклассников будут заниматься произ водительным трудом в УПК, учебных цехах, на фермах колхозов и совхозов, в ма стерских ПТУ. Значительно шире стали использоваться возможности общественно полезного и производитель ного труда подростков в период практики и в кани кулярное время. На уборке хлеба, овощей и плодов, на строительстве летом теку щего года было занято бо лее 80 тысяч учащихся школ и профтехучилищ. Все более широкое распро странение получает в обла сти почин ивановских школь ников Елецкого района, которые по окончании деся ти классов вот уже второй год в полном составе оста ются работать в родных се лах. Все шире входит в прак тику совместная работа школ, профтехучилищ и предприятий. Она включает в себя глубоко продуман ную систему профессиональ ной ориентации молодежи и не менее четкую систему закрепления молодых рабо чих кадров в различных сферах народного хозяйства области. Таких примеров уже немало. Это «треугольни ки»: НЛМК — ГПТУ № 10 —- средние школы № 38, 52: трест «Липецкстрой» — ГПТУ № 21 — средние шко лы №№ 52, 60, 46; Ус- манское РАПО — ОПТУ № 8 — Октябрьская школа и другие. Основной принцип связи здесь — не зазывать, а убеждать и практически доказывать красоту, прес тижность, важность рабо чих профессий. Идет си стематическая работа по профориентации, создаются условия для обучения, про изводственной практики и работы. На НЛМК, например, за последние годы, закрепляе- мость выпускников достига ет 95 процентов, а СГПТУ № 10 своевременно завер шает комплектование кон тингента. В тресте «Липецк строй» самая низкая среди строительных организаций области текучесть кадров, чему немало способствует тесная связь со школами и ПТУ. Однако, отмечая достигну тое, следует проблему под готовки юных к труду счи тать одной из самых акту альных. Ежегодно учебные заведения профтехобразова ния поставляют народному хозяйству области около 16 тысяч молодых рабочих. Но нельзя не учитывать, что средние училища области не выполняют план комплек тования, что уже через год приведет к недовыполнению плана выпуска молодых ра бочих. Нельзя мириться с большим отсевом учащихся из ряда учебных заведений ПТО, с плохой закрепляемо- стью выпускников в рабочих коллективах. Причина негативных явле ний в известной степени кро ется в демографических из менениях, в резком сокраще нии числа школьников. Но мы об этом говорим не за тем, чтобы оправдать недо работки, а затем, чтобы учи тывать эту трудность в на шей работе в будущем. Главная же причина серь езных упущений это — слабая организаторская ра бота школ, училищ ПТО и особенно базовых предприя тий, многие из которых не проявляют заботы о созда нии стабильных рабочих коллективов, безучастно от носятся к деятельности под шефных школ и ПТУ, не привлекают к работе семью, общественные организации. Этот упрек с полным ос нованием можно адресовать ряду подразделений Глав- липецкетроя, некоторым предприятиям Ельца, обл- межколхозстройобъед и н е- нию, тресту «Липецксель- строй», агропромышленным объединениям Воловского, Добринского, Задонского, Добровского районов, за что они подвергались ост рой критике на собрании партийно - хозяйственного актива области в апреле нынешнего года, но, к со жалению, дело поправляют медленно. Формировать взгляды — значит, давать ответы на волнующие молодого чело века вопросы. Отсюда необ ходимость систематического изучения уровня политиче ской культуры учащейся мо лодежи, ее интересов, на строений, мнений. Во мно гих школах, профтехучи лищах активно действуют лекторские группы, ленин ские залы, кабинеты общест венных наук. В системе по литического воспитания труд но переоценить значение ре гулярных встреч пропаган дистских групп горкомов и райкомов партии с учащи мися школ и профтехучи лищ. Наиболее эффективно эта работа проводится в Липецке. Всемерной под держки и повсеместного распространения заслужи вает опыт таких групп гор кома КПСС во главе с сек ретарями партийного комите та В. Н. Марковым и И. А. Зубковым, а также райко мов партии во главе с их секретарями Р. Е. Злобиной, А. В. Лебедевой, В. И. Ефремовым, В. А. Евсиной, И. И. Бритвиным. Усиление внимания к по литическому воспитанию мо лодежи тем более необходи мо, что часть учащихся не умеет давать аргументиро ванный отпор чуждым нам взглядам, подвержена со циальной инфантильности. Как правило, это результат формализма в воспитатель ной работе. Иные руководи тели озабочены лишь коли чеством мероприятий и .циф рами «охвата», а воспита тельный эффект остается без должного осмысления. Правильно поступают те коллективы, которые изве стные формы политического воспитания планируют в новом учебном году обога тить политическими круж ками и клубами, дискуссия ми по проблемам внутренней и внешней политики нашей партии и государства, по та кой острейшей проблеме современности, какой явля ется борьба за мир. И ус пех имеет место там, где обеспечивается органическое единство учебно-воспита тельного процесса, где глав ное внимание сосредоточено на личности ученика. Естественно, что возглав лять идейно-политическую работу призваны партийные организации. В школах каж дый четвертый, а в проф техучилищах каждый тре тий работник — коммуни сты. Это большая сила. От инициативы, боевитости пар тийных организаций в пер вую очередь зависит и идей ный рост всего педагогиче ского коллектива, и органи зация политической учебы, и эффективность воспита тельной работы со школьни ками. Нет сомнения в том, что работники народного и про фессионально - технического образования области, всту пая в новый учебный год, при поддержке общественно сти добьются новых высо ких результатов в деле обу чения и коммунистического воспитания учащейся моло дежи, как того требуют ре шения XXVI съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пле нума ЦК нашей партии. А. КЛЮЕВА, зав. отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. По-особому праздничное ут ро — первое сентября. Спе шат в школу учащиеся. Но еще раньше пришли сюда учителя, чтобы встретить сво их питомцев. Любовь Васильевна Алябье ва впервые вышла к учитель скому столу тоже первого сентября тринадцать лет на зад. Невысокую, худенькую выпускницу Елецкого педаго гического института легко бы ло принять за школьницу. До стался ей шестой клаве, са мый неугомонный. Ребята с нескрываемым любопытством смотрели на новую учительни цу русского языка и литера туры. Под их взглядами она чувствовала себя не слишком уверенно. Директор Жернов- ской школы А. И. Гребенни кова заметила это и однажды попросила ее задержаться после уроков. Дружески спро сила: — Не ладится? — И тут же добавила,—ну, не вздумай нос вешать. Редко у кого из нас первые шаги в школе были блестящими. Давай лучше по говорим о твоих ребятах. Тогда начинающей учитель нице, несмотря на все ее ста рание, никак не удавалось за владеть вниманием учеников. Опытная наставница предло жила начинать урок не с оп роса, а с диктанта. Незначи тельное, казалось бы, измене ние методики, а дисциплина в классе стала строже, дети — сосредоточеннее. Повезло Любови Васильевне с наставницей и позже, уже в Екатериновке. Много лет здесь преподает русский язык и литературу Л. Н. Шеста кова. Она на первых порах тактично опекала коллегу. Со веты, рекомендации старших товарищей помогли: сегодня Любовь Васильевна — зрелый педагог. На ее опыте учится молодежь. Любовь к родному языку Алябьева стремится приви вать не только на уроках. В ее арсенале и факультативные занятия, и лингвистические журналы, и читательские кон ференции. Ребятам особенно нравятся лингвистические журналы, такие как «Я рус ский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин», «Я знаю силу слов». Участни ки их овладевают культурой речи, учатся быть вниматель ными, чуткими к слову. К выпуску журналов готовятся небольшие инсценировки, что придает им особый интерес. Разные профессии выбира ют воспитанники Любови Ва сильевны. Лиля Шеменева, Та ня Федорова, Наташа Звягина станут учителями, бухгалтера ми, Сергей Филатов вернется в родное село механизатором широкого профиля. Но где бы ни трудились бывшие уче ники Алябьевой, они всегда будут помнить ее уроки вы сокой духовности, гражданст венности. — Воспитывать подростков на произведениях современ ных писателей можно только, объединив уроки и внекласс ную работу, — говорит Л. В. Алябьева. — В старших клас сах отводится лишь десять ча сов на изучение советской ли тературы наших дней. Вот мы и стараемся начать разговор о наиболее интересном произве дении на уроке, а затем про должить его после занятий. Но ведь не секрет, что по рой и доброе начинание не сразу находит отклик детей. Не всегда спешат они прочи тать книгу, рекомендованную преподавателем. В этих случа ях Любовь Васильевна поруча ет сделать сообщение о но винке самим же ребятам. Именно благодаря этому ее питомцы обрати,\и внимание, например, на роман Чингиза Айтматова «Буранный полу станок» и повесть Альберта Лиханова «Благие намерения», которые ставят острые нрав ственные вопросы. Даже обычная читательская конференция может сущест венно помочь педагогу. В шко ле хорошо помнят, как не сколько лет назад по инициа тиве Л. В. Алябьевой состоя лась конференция по атеисти ческому произведению В. Тен дрякова «Чудотворная». Толчком для этого послужило вовлечение одного из учащих ся в баптистскую секту. Толя (так его назовем) учился по средственно. В школе и дома сторонился товарищей, был молчалив, не стал вступать в пионеры. Беседа с родителя ми объяснила странное пове дение малышка. Нужен был особый такт в работе с Толей. Любовь Васильевна очень бо ялась ранить его, потерять доверие. Упорно боролась она за подростка, старалась во влечь его в общественную жизнь класса. И первыми ее помощниками стали сами же ребята. Постепенно начала таять преграда между Толей и одноклассниками. Вот тогда и провели эту читательскую конференцию по книге В. Тендрякова. Она выиграла этот трудный бой. Толя закончил школу, отслужил в армии. Он на всегда забыл о баптистском дурмане. Давно знаю Любовь Василь евну и всегда удивляюсь: ка кой же она неугомонный че ловек! Есть в Екатериновской школе ученическая производ - ственная бригада. Члены ее часто бывают на животновод ческой ферме, ухаживают за совхозным скотом. Многим из них хочется заслужить похва лу земляка, знатного операто ра Ивана Филипповича Шац ких. Лица ребят буквально светятся гордостью, когда они работают вместе с этим про славленным человеком. А в это время Любовь Васильевна проводит беседу с животново дами в красном уголке: она ведь еще и лектор первичной организации общества «Зна ние». Темы разговора самые разные. Она умеет найти об щий язык с людьми, всегда в курсе событий и в родном совхозе, и в стране. ...На стенде в центре села Долгоруково вывешены порт реты лучших людей района. Подойдите к нему: среди ме ханизаторов и доярок вы най дете и портрет сельской учи тельницы Любови Васильевны Алябьевой... А. ПЛАТОНОВ. Из редакционной п о ч т ы В тесном содруж естве Каждый год, когда приходит этот замечательный праздник первого сентября, всегда ду маю об учителях — которые учили меня, учат моих детей. Со временем все больше осо знаешь, сколько терпения, энергии и сил отдают наши педагоги, чтобы воспитать до стойных людей. Лично для меня учитель — понятие вы сокое, святое. Конечно, школа не может заменить семьи. Но в наш век «занятости родителей» без педагога немыслимо воспита ние ребенка. И не секрет, что иногда эта работа начинается с самой семьи. С того дня, как отвели мы старшего сына в школу, все время узнаю новых и нотых учителей. Встречи с ними всегда приносят радость, как бы продолжаются мои школь ные годы. Советую: заходите, родители, чаще в школу, в лю бом вопросе вам здесь всегда помогут. В школу нынче пошел мой второй сын, чуть больше свое- его портфеля. Впереди у него долгая, нелегкая дорога. И я энаю, осилить эту дорогу мы сможем только вместе — ре бенок, родители, учитель. Г. ЗВЯГИНА, г. Липецк. Путешествие в историю В Данкове это стало уже традицией — летние поездки учителей по достопримеча тельным местам страны. Так, недавно большая группа пе дагогов совершила путешест вие в Калужскую область. Мы посетили дом-музей К. Э. Циолковского и музей исто рии космонавтики. Учителя истории, конечно же, заинте ресовались краеведческими материалами. Калуга вписала славные страницы в историю крестьянского восстания 1607 г. под предводительством И. Болотникова, Отечествен ной войны 1812 года. Посетили мы Полотняный Завод — имение Гончаровых, где дважды был А. С. Пуш кин. Здесь он уз-нал страшную правду о гибели А. С, Грибое дова. Во время Отечественной войны 1812 г. в имении раз мещался штаб русской армии. Вернулись мы из поездки обогащенные впечатлениями. Они, несомненно, скажутся на качестве уроков истории в школах города. А. НИКИТИНА, учительница. Это, несомненно, событие в музыкальной жизни наше го города — концерты ин струментального ансамбля «Квадро». Известно, что в жанре камерной инструмен тальной музыки работает не так уж много эстрадных коллективов. Липецким зри телям уже знакомы группы «Каданс», «Аллегро», «Ар сенал». Рождение нового камерного ансамбля вызва ло живейший интерес знато ков и любителей музыки. Не так уж часто удается встретиться с музыкантами столь высокого ранга, каки ми являются Вячеслав Гор ский, Виктор Зинчук. Ана толий Куликов и Валерий Брусиловский. Участники «Квадро» не только испол нители высокого класса, но и владеют тонким искусст вом импровизации, аранжи ровки, являются создателя ми собственных сочинений, то есть, объединяют в себе лучшие и необходимые ка чества, присущие большим музыкантам. Стиль, в кото ром работает ансамбль, представляет собой ориги нальный сплав различных музыкальных явлений: рок, джаз, классическая музыка, русские народнопесенные интонации, испанские инст рументальные наигрыши преломляются в современ ном звучании их компози ций. Репертуар группы доста точно широк: пьесы совет ских композиторов (концерт открылся пьесой «Аллегро» Андрея Эшпая), интерпре тации классических тем, собственные произведения составили программу кон церта. Вся прозвучавшая музыка программна: каждая пьеса имеет емкое название, Нередко с философским под текстом. Условно компози ции можно поделить на две группы. Одни динамичного, активного характера, созвуч ные современному ритму жизни. Это пьесы «Мара фон», «Броуновское движе ние», «Источник силы», «Робот». В них преобладает жесткий ритм, угловатая мелодика чисто инструмен тального склада. Другие произведения камерного, лирического настроения, пе редающие тончайшие дви жения чувств. Таковы пьесы «Пейзаж», «Корни лотоса», «Тень ушедшего». В этих композициях больше внима ния уделяется тембровой игре красок, ажурной фра зировке, развитой мелодиче ской линии. Живописец Инна Алексе евна Широкова, экспозиция произведений которой от крылась в областном выста вочном зале, родилась в Кирове в семье художников. С отличием окончив Горь ковское художественное учи лище, она впервые приняла участие в областной выстав ке. Там экспонировалась ее дипломная работа «Перед экзаменами». Годы напряженного само стоятельного труда принес ли художнице большую пользу. За последние два де сятилетия произведения И. Широковой побывали почти на сорока выставках, что свидетельствует о ее вы сокой творческой активнос ти. Художница в основном ра ботает в жанре портрета и натюрморта. Ее произведе ниям свойственны яркость и праздничность, создаваемые за счет особой цветовой гаммы. Живописец использу ет чистые тона, характер ные произведениям народ ных мастеров. Темы своих полотен художница черпает из жизни, быта и труда со ветских людей — народных умельцев, сельских труже ников, творческой интелли генции. Одной из лучших работ, представленных на выстав ке в Липецке, является кар тина «Семеновская сказка», воспевающая труд живопис цев села Семенова, распис ные деревянные изделия ко торых широко известны не только в стране, но и за ру бежом. Праздничность и яркий колорит картин «Золотой натюрморт», «Натюрморт с Программа выстроена но принципу контрастного со поставления разнохарактер ных пьес. Не случайно куль минацией концерта стала композиция В. Горского «Противопоставление». В ней эти полярные образные сферы взаимодействуют не посредственно. Так нередко в жизни сосуществуют пе чаль и радость, любовь и ненависть. Хочется особо выделить обработку темы второго квартета А. П. Бородина. Музыканты очень бережно отнеслись к наследию рус ского классика. Используя тему квартета, они сохрани ли и общий повествователь ный настрой в духе русских протяжных песен с их раз витыми подголосками, рас певной мелодией широкого дыхания. Характерным для многих композиций «Квадро» явля ется принцип тематического прорастания. Вначале дает ся как бы прелюдия, спо собствующая концентрации внимания: несколько аккор дов, музыкальных фраз, в глубине которых исподволь рождается основная тема. Музыка «Квадро» — прин ципиально новое явление в советской эстраде. Исполнительская манера каждого музыканта весьма разнообразна. Виктор Зин чук (соло гитара) виртуоз, в равной степени мастерски владеет приемами исполне ния как в роковой, джазо вой, так и классической ма нере. Играет с большим темпераментом, с отточен ной фразировкой. Наиболее полно его мастерство рас крывается в собственной композиции для двух аку стических гитар «Тень ушед шего». Смысловой центр многих произведений — им провизация Вячеслава Гор ского. Музыкант постоянно находится в поиске новых звуковых колоритов, ориги нальных тембровых сочета ний. Иногда использует во кал как инструментальную краску. Такой арсенал но вейших технических при емов не является само целью, а служит средством для достижения художест венного результата. Участники ансамбля лег ко и непринужденно держат ся на сцене, прекрасно кон тактируют с залом. Все это воздействует на слушателя, никого не оставляя равно душным. А. МАРТЫНОВ, музыковед. хохломой», натюрморт с дымковской игрушкой вы зывают в душе множество мыслей и чувств. Однако художница не слепо подра жает народному творчеству, а черпает из него самое лучшее и сокровенное, эмо ционально развивая тради ции мастеров прикладного искусства. Тематические картины «Проводы русской зимы», «Базарный день», «Девушка с самоваром» пропитаны лю бовью к человеку, его кра соте, народным обычаям. На интересном по компози ции полотне «Качели» ху дожница выразительно изо бражает на фоне необъят ных вятских простороз трех девочек, как бы взлетевших над русской рекой. В своих портретах И. Ши рокова психологически точ но передает настроения и чувства изображаемых лю дей. Персонажам Инны Ши роковой свойственна особая естественность. Это отчетли во проявляется в изображе нии детей. На портретах «Света», «Андрей», «Танеч ка» и других художница с большой тонкостью изобра жает сложный душевный мир детей и подростков. В составе передвижной выставки произведения И. А. Широковой уже побывали во многих городах нашей страны. И всюду пользова лись неизменным успехом. Думается, что и у липчан на долго сохранится теплое, праздничное чувство от ра бот художницы. Выставка будет работать до конца сентября. В. ШАБАРШОВ, директор выставки. -------- ВЫСТА ВК И - - - - - - - - - - РЯД ОМ С ГЕРОЯМ И СЮЖЕТЫ В БРОНЗЕ И ГРДНИТЕ Ч Т О М О Ж ЕТ Р О Д И Т ЕЛ Ь С К И М К О М И Т ЕТ ? Если подходить к делу фор мально, то немногое. Но если работать творчески. инициа тивно, то можно добиться серьезного воспитательного эффекта Родительский коми тет школы совхоза «Ключ жизни» занимается не просто теми или иными фактами на рушений или неуспеваемости учащихся. Члены его настой чиво изучают причины и ус ловия, которые отрицательно сказываются на учебе и пове дении ребят. Активисты комитета Л. М. Кучерова. С. Н. Миронюк, В. Я. Авдеева, В. Д Бутенко, Р. И Щелканова и другие ве дут индивидуальную роботу с подростками, убедительно, не живых примерах пытаются помочь им найти свое место в жизни, направляют их энер гию на полезные дела. И та кие учащиеся, как Николай Кулаков, Юрий Ермаков, Алек сандр Чурсин, Эдик Тошин под влиянием родительского комитета заметно изменились, стали лучше учиться, пример но вести себя. Очень тревожила нас судь ба одного восьмиклассника — фамилию его не стану указы вать. Он слыл неподадющим- ся. Но, благодаря усилиям членов родительского комите та, к выпускным экзаменам наш подопечный пришел в числе успевающих, с непло хими оценками. Во время каникул принимал активное участие в весеннем севе. Окончил школу и твердо ре шил остаться работать в сов хозе помощником комбайнера. Это, считаю, большая победа родительского комитета, тем более., что у подростка в семье была нездоровая атмос фера. Работа нашего комитета не ограничена стенами школы. Нас интересует поведение подростков на улице, в об щественных местах, в семье. В вечернее время совместно с педагогами систематически проводим на улицах поселка рейды, посещаем неблагопо лучные семьи. Не остаются вне поля зрения родители, ко торые злоупотребляют спирт ными напитками. Их пригла шают на заседания комитета, они предстают перед профи лактической комиссией при Нижне-Воргольском сельском Совете. Тесная связь с районной детской комнатой милиции позволяет нам в случае необ ходимости принимать своевре менные меры профилактиче ского характера. Осуществляя такой постоянный контроль, комитет добился, что трое учащихся были сняты с учета в милиции. Не забываем мы и так на зываемых «середнячков», ко торые ничем не выделяются среди ребят, а между тем как раз и являются той средой, из которой часто выходят право нарушители. Недавно восьми классник Андрей Клейменов пришел в школу в нетрезвом состоянии. Сломал в вестибю ле дверь. И никто из учащих ся не одернул его. Да, реши ли мы, проступок этот досто ин осуждения. Но разве нет в нем вины учащихся, кото рые видели, как Клейменов безобразничал, и молчали? Своим равнодушием они как бы подстрекали его к хулиган ской выходке. Почему же коллектив не одернул Анд рея? Родительский комитет по старался объяснить: пагуб ность дурного поступка в том и состоит, что он таит в себе зародыш новых наруше ний, если не дать ему вовре мя должной оценки, не попы таться его предотвратить. Мы провели также родительскую конференцию: «Роль семьи и школы в воспитании созна тельной дисциплины». В ней приняли участие педагоги, ме дики, работники милиции, пе редовики производства. Кон ференция прошла интересно и, мы думаем, с пользой для де ла. В. УДАРОВ, юрист, председатель родительского комитета школы совхоза «Ключ жизни». В Москве, в Центральном Доме художника, с большим успехом проходит вернисаж Первой Всесоюзной выставки скульптуры. Впервые столь широко и разнообразно высту пают мастера станковой скульптуры, монументальной и декоративной пластики, скульптуры малых форм. В экспозиции около двух тысяч произведений почти тысячи ав торов из всех союзных рес публик. Более двухсот мастеров- маститых и молодых, опыт ных и начинающих, де монстрируют около трехсот произведений, созданных ими за последние годы. Среди скульптур малых форм никого не оставляют равнодушными бронзовые фи гуры, созданные липецким ма стером, застуженным худож ником республики Ю. Д. Гришко. Это — «Сварщик В. Малиновский» и «Домен щик Соколов», Невольно улыбаются зрите ля у деревянной скульптуры «Знатные пчеловоды села Ча стая Дубрава», работы, пожа луй, самого молодого участни ка выставки, липецкого ма стера И. М. Мазура. Это ори гинальное произведение поль зуется успехом. Оно вызывает у зрителей добрые эмоции и не только умелой передачей настроения героев, а и занят ной композицией. В. БЕЛЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz