Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Праздник в стране знаний М узык альный дневник НА ТВОРЧЕСКОМ В З Л Е Т Е В Ы С О К А Я О ТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА Встреча с ветераном. Фото А. Щурова. Работники народного об­ разования области с чувст­ вом глубокой ответственно­ сти за порученное дело вступают в новый учебный год, по-иному осмысливая свои задачи в свете требова­ ний июньского Пленума ЦК КПСС. Под руководством и при большой помощи обла­ стной партийной организа­ ции, Советов народных де­ путатов, широкой общест­ венности они достигли за­ метных успехов в обучении и воспитании юных граж­ дан. Повысился уровень рабо­ ты многих педагогических коллективов. Сейчас десят­ ки школ и профессионально- технических училищ носят почетное звание коллекти­ вов высокого качества обу­ чения и воспитания. Ста­ бильно выполняется закон об обязательном всеобщем среднем образовании. 99,7 процента выпускников вось­ мых классов продолжают учиться в различных сред­ них учебных заведениях, и что особенно важно, каждый четвертый поступает в среднее ПТУ. Ежегодно около 5 тысяч тружеников области получа­ ют среднее образование в вечерних (сменных) и заоч­ ных школах. Выросла и окрепла мате­ риально-техническая база школ и профтехучилищ: ны­ не уже 85,5 процента школьников и все учащиеся ПТУ будут заниматься в одну смену. Каждая школа, а их в области 550, все училища профтехобразова­ ния имеют необходимый комплект кабинетов. Задача состоит в том, чтобы эф­ фективно использовать это богатство. Июньский Пленум ЦК КПСС поставил задачу осу­ ществления реформы обще­ образовательной и профес­ сионально-технической шко­ лы. Необходимое условие успешного ее решения — повышение качества обуче­ ния и воспитания. Педагоги­ ческие коллективы настойчи­ во трудятся над решением проблемы современного уро­ ка. Это способствует повы­ шению теоретического и ме­ тодического уровня обуче­ ния, пробуждает у препода­ вателей интерес к творче­ ству, расширяет возможно­ сти каждого учебного пред­ мета. Особенно целеустрем­ ленно над проблемой совре­ менного урока работают многие педагогические кол­ лективы школ и профтехучи­ лищ областного центра и прежде всего средних школ №№ 44, 19, 14, 30, ПТУ № 28, а также Краснинско- го, Елецкого, Липецкого, Ус- манского, Чаплыгинского, Долгоруковского районов. Этому способствовала и упорная работа по творче­ скому освоению усовершен­ ствованных программ. От­ сюда — и более высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся. Истекший учебный год с хорошими и отличными оценками закончили 43,5 процента школьников обла­ сти, а в Правдинской шко­ ле Гряэинского. Сухо- Лубновской Липецкого, Ивановской Елецкого, Паршиновской Добрин- ского районов, также, как в средних школах №№ 15, 42, 33 Липецка, № 3 Ель­ ца и многих других, таких ребят, насчитывается более половины. Улучшились качественные показатели работы проф­ техучилищ. В минувшем учебном году с повышенным разрядом закончил город­ ское среднее профтехучили­ ще почти каждый чтретий выпускник. Реализуя воспитывающий потенциал образования, пе­ дагогические коллективы плодотворно работали над совершенствованием мето­ дов обучения и воспитания, над оптимальным отбором и соотношением теоретиче­ ского и практического ма­ териала. Работа лучших из них убедительно доказыва­ ет, что нет и не может быть какого-либо одного универ­ сального метода, с помощью которого можно решить все дидактические проблемы. Только умелое, творческое использование всего извест­ ного педагогического арсена­ ла методов может при­ нести хороший результат. Именно о необходимости та­ кого творческого, инициа­ тивного, новаторского под­ хода к своему делу гово­ рят решения июньского Пле­ нума ЦК КПСС. Полная отдача каждого на своем ра­ бочем месте, как указывал на встрече с ветеранами партии товарищ Ю. В. Андропов, должна стать нормой жиз­ ни каждого работника прос­ вещения. Отрадно, что все больше учителей, преподавателей, мастеров прививают школь­ никам и учащимся ПТУ практические навыки. Про­ изошел заметный сдвиг в развитии трудового обучения и воспитания. В новом учеб­ ном году свыше 70 про­ центов старшеклассников будут заниматься произ­ водительным трудом в УПК, учебных цехах, на фермах колхозов и совхозов, в ма­ стерских ПТУ. Значительно шире стали использоваться возможности общественно­ полезного и производитель­ ного труда подростков в период практики и в кани­ кулярное время. На уборке хлеба, овощей и плодов, на строительстве летом теку­ щего года было занято бо­ лее 80 тысяч учащихся школ и профтехучилищ. Все более широкое распро­ странение получает в обла­ сти почин ивановских школь­ ников Елецкого района, которые по окончании деся­ ти классов вот уже второй год в полном составе оста­ ются работать в родных се­ лах. Все шире входит в прак­ тику совместная работа школ, профтехучилищ и предприятий. Она включает в себя глубоко продуман­ ную систему профессиональ­ ной ориентации молодежи и не менее четкую систему закрепления молодых рабо­ чих кадров в различных сферах народного хозяйства области. Таких примеров уже немало. Это «треугольни­ ки»: НЛМК — ГПТУ № 10 —- средние школы № 38, 52: трест «Липецкстрой» — ГПТУ № 21 — средние шко­ лы №№ 52, 60, 46; Ус- манское РАПО — ОПТУ № 8 — Октябрьская школа и другие. Основной принцип связи здесь — не зазывать, а убеждать и практически доказывать красоту, прес­ тижность, важность рабо­ чих профессий. Идет си­ стематическая работа по профориентации, создаются условия для обучения, про­ изводственной практики и работы. На НЛМК, например, за последние годы, закрепляе- мость выпускников достига­ ет 95 процентов, а СГПТУ № 10 своевременно завер­ шает комплектование кон­ тингента. В тресте «Липецк­ строй» самая низкая среди строительных организаций области текучесть кадров, чему немало способствует тесная связь со школами и ПТУ. Однако, отмечая достигну­ тое, следует проблему под­ готовки юных к труду счи­ тать одной из самых акту­ альных. Ежегодно учебные заведения профтехобразова­ ния поставляют народному хозяйству области около 16 тысяч молодых рабочих. Но нельзя не учитывать, что средние училища области не выполняют план комплек­ тования, что уже через год приведет к недовыполнению плана выпуска молодых ра­ бочих. Нельзя мириться с большим отсевом учащихся из ряда учебных заведений ПТО, с плохой закрепляемо- стью выпускников в рабочих коллективах. Причина негативных явле­ ний в известной степени кро­ ется в демографических из­ менениях, в резком сокраще­ нии числа школьников. Но мы об этом говорим не за­ тем, чтобы оправдать недо­ работки, а затем, чтобы учи­ тывать эту трудность в на­ шей работе в будущем. Главная же причина серь­ езных упущений это — слабая организаторская ра­ бота школ, училищ ПТО и особенно базовых предприя­ тий, многие из которых не проявляют заботы о созда­ нии стабильных рабочих коллективов, безучастно от­ носятся к деятельности под­ шефных школ и ПТУ, не привлекают к работе семью, общественные организации. Этот упрек с полным ос­ нованием можно адресовать ряду подразделений Глав- липецкетроя, некоторым предприятиям Ельца, обл- межколхозстройобъед и н е- нию, тресту «Липецксель- строй», агропромышленным объединениям Воловского, Добринского, Задонского, Добровского районов, за что они подвергались ост­ рой критике на собрании партийно - хозяйственного актива области в апреле нынешнего года, но, к со­ жалению, дело поправляют медленно. Формировать взгляды — значит, давать ответы на волнующие молодого чело­ века вопросы. Отсюда необ­ ходимость систематического изучения уровня политиче­ ской культуры учащейся мо­ лодежи, ее интересов, на­ строений, мнений. Во мно­ гих школах, профтехучи­ лищах активно действуют лекторские группы, ленин­ ские залы, кабинеты общест­ венных наук. В системе по­ литического воспитания труд­ но переоценить значение ре­ гулярных встреч пропаган­ дистских групп горкомов и райкомов партии с учащи­ мися школ и профтехучи­ лищ. Наиболее эффективно эта работа проводится в Липецке. Всемерной под­ держки и повсеместного распространения заслужи­ вает опыт таких групп гор­ кома КПСС во главе с сек­ ретарями партийного комите­ та В. Н. Марковым и И. А. Зубковым, а также райко­ мов партии во главе с их секретарями Р. Е. Злобиной, А. В. Лебедевой, В. И. Ефремовым, В. А. Евсиной, И. И. Бритвиным. Усиление внимания к по­ литическому воспитанию мо­ лодежи тем более необходи­ мо, что часть учащихся не умеет давать аргументиро­ ванный отпор чуждым нам взглядам, подвержена со­ циальной инфантильности. Как правило, это результат формализма в воспитатель­ ной работе. Иные руководи­ тели озабочены лишь коли­ чеством мероприятий и .циф­ рами «охвата», а воспита­ тельный эффект остается без должного осмысления. Правильно поступают те коллективы, которые изве­ стные формы политического воспитания планируют в новом учебном году обога­ тить политическими круж­ ками и клубами, дискуссия­ ми по проблемам внутренней и внешней политики нашей партии и государства, по та­ кой острейшей проблеме современности, какой явля­ ется борьба за мир. И ус­ пех имеет место там, где обеспечивается органическое единство учебно-воспита­ тельного процесса, где глав­ ное внимание сосредоточено на личности ученика. Естественно, что возглав­ лять идейно-политическую работу призваны партийные организации. В школах каж­ дый четвертый, а в проф­ техучилищах каждый тре­ тий работник — коммуни­ сты. Это большая сила. От инициативы, боевитости пар­ тийных организаций в пер­ вую очередь зависит и идей­ ный рост всего педагогиче­ ского коллектива, и органи­ зация политической учебы, и эффективность воспита­ тельной работы со школьни­ ками. Нет сомнения в том, что работники народного и про­ фессионально - технического образования области, всту­ пая в новый учебный год, при поддержке общественно­ сти добьются новых высо­ ких результатов в деле обу­ чения и коммунистического воспитания учащейся моло­ дежи, как того требуют ре­ шения XXVI съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пле­ нума ЦК нашей партии. А. КЛЮЕВА, зав. отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. По-особому праздничное ут­ ро — первое сентября. Спе­ шат в школу учащиеся. Но еще раньше пришли сюда учителя, чтобы встретить сво­ их питомцев. Любовь Васильевна Алябье­ ва впервые вышла к учитель­ скому столу тоже первого сентября тринадцать лет на­ зад. Невысокую, худенькую выпускницу Елецкого педаго­ гического института легко бы­ ло принять за школьницу. До­ стался ей шестой клаве, са­ мый неугомонный. Ребята с нескрываемым любопытством смотрели на новую учительни­ цу русского языка и литера­ туры. Под их взглядами она чувствовала себя не слишком уверенно. Директор Жернов- ской школы А. И. Гребенни­ кова заметила это и однажды попросила ее задержаться после уроков. Дружески спро­ сила: — Не ладится? — И тут же добавила,—ну, не вздумай нос вешать. Редко у кого из нас первые шаги в школе были блестящими. Давай лучше по­ говорим о твоих ребятах. Тогда начинающей учитель­ нице, несмотря на все ее ста­ рание, никак не удавалось за­ владеть вниманием учеников. Опытная наставница предло­ жила начинать урок не с оп­ роса, а с диктанта. Незначи­ тельное, казалось бы, измене­ ние методики, а дисциплина в классе стала строже, дети — сосредоточеннее. Повезло Любови Васильевне с наставницей и позже, уже в Екатериновке. Много лет здесь преподает русский язык и литературу Л. Н. Шеста­ кова. Она на первых порах тактично опекала коллегу. Со­ веты, рекомендации старших товарищей помогли: сегодня Любовь Васильевна — зрелый педагог. На ее опыте учится молодежь. Любовь к родному языку Алябьева стремится приви­ вать не только на уроках. В ее арсенале и факультативные занятия, и лингвистические журналы, и читательские кон­ ференции. Ребятам особенно нравятся лингвистические журналы, такие как «Я рус­ ский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин», «Я знаю силу слов». Участни­ ки их овладевают культурой речи, учатся быть вниматель­ ными, чуткими к слову. К выпуску журналов готовятся небольшие инсценировки, что придает им особый интерес. Разные профессии выбира­ ют воспитанники Любови Ва­ сильевны. Лиля Шеменева, Та­ ня Федорова, Наташа Звягина станут учителями, бухгалтера­ ми, Сергей Филатов вернется в родное село механизатором широкого профиля. Но где бы ни трудились бывшие уче­ ники Алябьевой, они всегда будут помнить ее уроки вы­ сокой духовности, гражданст­ венности. — Воспитывать подростков на произведениях современ­ ных писателей можно только, объединив уроки и внекласс­ ную работу, — говорит Л. В. Алябьева. — В старших клас­ сах отводится лишь десять ча­ сов на изучение советской ли­ тературы наших дней. Вот мы и стараемся начать разговор о наиболее интересном произве­ дении на уроке, а затем про­ должить его после занятий. Но ведь не секрет, что по­ рой и доброе начинание не сразу находит отклик детей. Не всегда спешат они прочи­ тать книгу, рекомендованную преподавателем. В этих случа­ ях Любовь Васильевна поруча­ ет сделать сообщение о но­ винке самим же ребятам. Именно благодаря этому ее питомцы обрати,\и внимание, например, на роман Чингиза Айтматова «Буранный полу­ станок» и повесть Альберта Лиханова «Благие намерения», которые ставят острые нрав­ ственные вопросы. Даже обычная читательская конференция может сущест­ венно помочь педагогу. В шко­ ле хорошо помнят, как не­ сколько лет назад по инициа­ тиве Л. В. Алябьевой состоя­ лась конференция по атеисти­ ческому произведению В. Тен­ дрякова «Чудотворная». Толчком для этого послужило вовлечение одного из учащих­ ся в баптистскую секту. Толя (так его назовем) учился по­ средственно. В школе и дома сторонился товарищей, был молчалив, не стал вступать в пионеры. Беседа с родителя­ ми объяснила странное пове­ дение малышка. Нужен был особый такт в работе с Толей. Любовь Васильевна очень бо­ ялась ранить его, потерять доверие. Упорно боролась она за подростка, старалась во­ влечь его в общественную жизнь класса. И первыми ее помощниками стали сами же ребята. Постепенно начала таять преграда между Толей и одноклассниками. Вот тогда и провели эту читательскую конференцию по книге В. Тендрякова. Она выиграла этот трудный бой. Толя закончил школу, отслужил в армии. Он на­ всегда забыл о баптистском дурмане. Давно знаю Любовь Василь­ евну и всегда удивляюсь: ка­ кой же она неугомонный че­ ловек! Есть в Екатериновской школе ученическая производ - ственная бригада. Члены ее часто бывают на животновод­ ческой ферме, ухаживают за совхозным скотом. Многим из них хочется заслужить похва­ лу земляка, знатного операто­ ра Ивана Филипповича Шац­ ких. Лица ребят буквально светятся гордостью, когда они работают вместе с этим про­ славленным человеком. А в это время Любовь Васильевна проводит беседу с животново­ дами в красном уголке: она ведь еще и лектор первичной организации общества «Зна­ ние». Темы разговора самые разные. Она умеет найти об­ щий язык с людьми, всегда в курсе событий и в родном совхозе, и в стране. ...На стенде в центре села Долгоруково вывешены порт­ реты лучших людей района. Подойдите к нему: среди ме­ ханизаторов и доярок вы най­ дете и портрет сельской учи­ тельницы Любови Васильевны Алябьевой... А. ПЛАТОНОВ. Из редакционной п о ч т ы В тесном содруж естве Каждый год, когда приходит этот замечательный праздник первого сентября, всегда ду­ маю об учителях — которые учили меня, учат моих детей. Со временем все больше осо­ знаешь, сколько терпения, энергии и сил отдают наши педагоги, чтобы воспитать до­ стойных людей. Лично для меня учитель — понятие вы­ сокое, святое. Конечно, школа не может заменить семьи. Но в наш век «занятости родителей» без педагога немыслимо воспита­ ние ребенка. И не секрет, что иногда эта работа начинается с самой семьи. С того дня, как отвели мы старшего сына в школу, все время узнаю новых и нотых учителей. Встречи с ними всегда приносят радость, как бы продолжаются мои школь­ ные годы. Советую: заходите, родители, чаще в школу, в лю­ бом вопросе вам здесь всегда помогут. В школу нынче пошел мой второй сын, чуть больше свое- его портфеля. Впереди у него долгая, нелегкая дорога. И я энаю, осилить эту дорогу мы сможем только вместе — ре­ бенок, родители, учитель. Г. ЗВЯГИНА, г. Липецк. Путешествие в историю В Данкове это стало уже традицией — летние поездки учителей по достопримеча­ тельным местам страны. Так, недавно большая группа пе­ дагогов совершила путешест­ вие в Калужскую область. Мы посетили дом-музей К. Э. Циолковского и музей исто­ рии космонавтики. Учителя истории, конечно же, заинте­ ресовались краеведческими материалами. Калуга вписала славные страницы в историю крестьянского восстания 1607 г. под предводительством И. Болотникова, Отечествен­ ной войны 1812 года. Посетили мы Полотняный Завод — имение Гончаровых, где дважды был А. С. Пуш­ кин. Здесь он уз-нал страшную правду о гибели А. С, Грибое­ дова. Во время Отечественной войны 1812 г. в имении раз­ мещался штаб русской армии. Вернулись мы из поездки обогащенные впечатлениями. Они, несомненно, скажутся на качестве уроков истории в школах города. А. НИКИТИНА, учительница. Это, несомненно, событие в музыкальной жизни наше­ го города — концерты ин­ струментального ансамбля «Квадро». Известно, что в жанре камерной инструмен­ тальной музыки работает не так уж много эстрадных коллективов. Липецким зри­ телям уже знакомы группы «Каданс», «Аллегро», «Ар­ сенал». Рождение нового камерного ансамбля вызва­ ло живейший интерес знато­ ков и любителей музыки. Не так уж часто удается встретиться с музыкантами столь высокого ранга, каки­ ми являются Вячеслав Гор­ ский, Виктор Зинчук. Ана­ толий Куликов и Валерий Брусиловский. Участники «Квадро» не только испол­ нители высокого класса, но и владеют тонким искусст­ вом импровизации, аранжи­ ровки, являются создателя­ ми собственных сочинений, то есть, объединяют в себе лучшие и необходимые ка­ чества, присущие большим музыкантам. Стиль, в кото­ ром работает ансамбль, представляет собой ориги­ нальный сплав различных музыкальных явлений: рок, джаз, классическая музыка, русские народнопесенные интонации, испанские инст­ рументальные наигрыши преломляются в современ­ ном звучании их компози­ ций. Репертуар группы доста­ точно широк: пьесы совет­ ских композиторов (концерт открылся пьесой «Аллегро» Андрея Эшпая), интерпре­ тации классических тем, собственные произведения составили программу кон­ церта. Вся прозвучавшая музыка программна: каждая пьеса имеет емкое название, Нередко с философским под­ текстом. Условно компози­ ции можно поделить на две группы. Одни динамичного, активного характера, созвуч­ ные современному ритму жизни. Это пьесы «Мара­ фон», «Броуновское движе­ ние», «Источник силы», «Робот». В них преобладает жесткий ритм, угловатая мелодика чисто инструмен­ тального склада. Другие произведения камерного, лирического настроения, пе­ редающие тончайшие дви­ жения чувств. Таковы пьесы «Пейзаж», «Корни лотоса», «Тень ушедшего». В этих композициях больше внима­ ния уделяется тембровой игре красок, ажурной фра­ зировке, развитой мелодиче­ ской линии. Живописец Инна Алексе­ евна Широкова, экспозиция произведений которой от­ крылась в областном выста­ вочном зале, родилась в Кирове в семье художников. С отличием окончив Горь­ ковское художественное учи­ лище, она впервые приняла участие в областной выстав­ ке. Там экспонировалась ее дипломная работа «Перед экзаменами». Годы напряженного само­ стоятельного труда принес­ ли художнице большую пользу. За последние два де­ сятилетия произведения И. Широковой побывали почти на сорока выставках, что свидетельствует о ее вы­ сокой творческой активнос­ ти. Художница в основном ра­ ботает в жанре портрета и натюрморта. Ее произведе­ ниям свойственны яркость и праздничность, создаваемые за счет особой цветовой гаммы. Живописец использу­ ет чистые тона, характер­ ные произведениям народ­ ных мастеров. Темы своих полотен художница черпает из жизни, быта и труда со­ ветских людей — народных умельцев, сельских труже­ ников, творческой интелли­ генции. Одной из лучших работ, представленных на выстав­ ке в Липецке, является кар­ тина «Семеновская сказка», воспевающая труд живопис­ цев села Семенова, распис­ ные деревянные изделия ко­ торых широко известны не только в стране, но и за ру­ бежом. Праздничность и яркий колорит картин «Золотой натюрморт», «Натюрморт с Программа выстроена но принципу контрастного со­ поставления разнохарактер­ ных пьес. Не случайно куль­ минацией концерта стала композиция В. Горского «Противопоставление». В ней эти полярные образные сферы взаимодействуют не­ посредственно. Так нередко в жизни сосуществуют пе­ чаль и радость, любовь и ненависть. Хочется особо выделить обработку темы второго квартета А. П. Бородина. Музыканты очень бережно отнеслись к наследию рус­ ского классика. Используя тему квартета, они сохрани­ ли и общий повествователь­ ный настрой в духе русских протяжных песен с их раз­ витыми подголосками, рас­ певной мелодией широкого дыхания. Характерным для многих композиций «Квадро» явля­ ется принцип тематического прорастания. Вначале дает­ ся как бы прелюдия, спо­ собствующая концентрации внимания: несколько аккор­ дов, музыкальных фраз, в глубине которых исподволь рождается основная тема. Музыка «Квадро» — прин­ ципиально новое явление в советской эстраде. Исполнительская манера каждого музыканта весьма разнообразна. Виктор Зин­ чук (соло гитара) виртуоз, в равной степени мастерски владеет приемами исполне­ ния как в роковой, джазо­ вой, так и классической ма­ нере. Играет с большим темпераментом, с отточен­ ной фразировкой. Наиболее полно его мастерство рас­ крывается в собственной композиции для двух аку­ стических гитар «Тень ушед­ шего». Смысловой центр многих произведений — им­ провизация Вячеслава Гор­ ского. Музыкант постоянно находится в поиске новых звуковых колоритов, ориги­ нальных тембровых сочета­ ний. Иногда использует во­ кал как инструментальную краску. Такой арсенал но­ вейших технических при­ емов не является само­ целью, а служит средством для достижения художест­ венного результата. Участники ансамбля лег­ ко и непринужденно держат­ ся на сцене, прекрасно кон­ тактируют с залом. Все это воздействует на слушателя, никого не оставляя равно­ душным. А. МАРТЫНОВ, музыковед. хохломой», натюрморт с дымковской игрушкой вы­ зывают в душе множество мыслей и чувств. Однако художница не слепо подра­ жает народному творчеству, а черпает из него самое лучшее и сокровенное, эмо­ ционально развивая тради­ ции мастеров прикладного искусства. Тематические картины «Проводы русской зимы», «Базарный день», «Девушка с самоваром» пропитаны лю­ бовью к человеку, его кра­ соте, народным обычаям. На интересном по компози­ ции полотне «Качели» ху­ дожница выразительно изо­ бражает на фоне необъят­ ных вятских простороз трех девочек, как бы взлетевших над русской рекой. В своих портретах И. Ши­ рокова психологически точ­ но передает настроения и чувства изображаемых лю­ дей. Персонажам Инны Ши­ роковой свойственна особая естественность. Это отчетли­ во проявляется в изображе­ нии детей. На портретах «Света», «Андрей», «Танеч­ ка» и других художница с большой тонкостью изобра­ жает сложный душевный мир детей и подростков. В составе передвижной выставки произведения И. А. Широковой уже побывали во многих городах нашей страны. И всюду пользова­ лись неизменным успехом. Думается, что и у липчан на­ долго сохранится теплое, праздничное чувство от ра­ бот художницы. Выставка будет работать до конца сентября. В. ШАБАРШОВ, директор выставки. -------- ВЫСТА ВК И - - - - - - - - - - РЯД ОМ С ГЕРОЯМ И СЮЖЕТЫ В БРОНЗЕ И ГРДНИТЕ Ч Т О М О Ж ЕТ Р О Д И Т ЕЛ Ь С К И М К О М И Т ЕТ ? Если подходить к делу фор­ мально, то немногое. Но если работать творчески. инициа­ тивно, то можно добиться серьезного воспитательного эффекта Родительский коми­ тет школы совхоза «Ключ жизни» занимается не просто теми или иными фактами на­ рушений или неуспеваемости учащихся. Члены его настой­ чиво изучают причины и ус­ ловия, которые отрицательно сказываются на учебе и пове­ дении ребят. Активисты комитета Л. М. Кучерова. С. Н. Миронюк, В. Я. Авдеева, В. Д Бутенко, Р. И Щелканова и другие ве­ дут индивидуальную роботу с подростками, убедительно, не живых примерах пытаются помочь им найти свое место в жизни, направляют их энер­ гию на полезные дела. И та­ кие учащиеся, как Николай Кулаков, Юрий Ермаков, Алек­ сандр Чурсин, Эдик Тошин под влиянием родительского комитета заметно изменились, стали лучше учиться, пример­ но вести себя. Очень тревожила нас судь­ ба одного восьмиклассника — фамилию его не стану указы­ вать. Он слыл неподадющим- ся. Но, благодаря усилиям членов родительского комите­ та, к выпускным экзаменам наш подопечный пришел в числе успевающих, с непло­ хими оценками. Во время каникул принимал активное участие в весеннем севе. Окончил школу и твердо ре­ шил остаться работать в сов­ хозе помощником комбайнера. Это, считаю, большая победа родительского комитета, тем более., что у подростка в семье была нездоровая атмос­ фера. Работа нашего комитета не ограничена стенами школы. Нас интересует поведение подростков на улице, в об­ щественных местах, в семье. В вечернее время совместно с педагогами систематически проводим на улицах поселка рейды, посещаем неблагопо­ лучные семьи. Не остаются вне поля зрения родители, ко­ торые злоупотребляют спирт­ ными напитками. Их пригла­ шают на заседания комитета, они предстают перед профи­ лактической комиссией при Нижне-Воргольском сельском Совете. Тесная связь с районной детской комнатой милиции позволяет нам в случае необ­ ходимости принимать своевре­ менные меры профилактиче­ ского характера. Осуществляя такой постоянный контроль, комитет добился, что трое учащихся были сняты с учета в милиции. Не забываем мы и так на­ зываемых «середнячков», ко­ торые ничем не выделяются среди ребят, а между тем как раз и являются той средой, из которой часто выходят право­ нарушители. Недавно восьми­ классник Андрей Клейменов пришел в школу в нетрезвом состоянии. Сломал в вестибю­ ле дверь. И никто из учащих­ ся не одернул его. Да, реши­ ли мы, проступок этот досто­ ин осуждения. Но разве нет в нем вины учащихся, кото­ рые видели, как Клейменов безобразничал, и молчали? Своим равнодушием они как бы подстрекали его к хулиган­ ской выходке. Почему же коллектив не одернул Анд­ рея? Родительский комитет по­ старался объяснить: пагуб­ ность дурного поступка в том и состоит, что он таит в себе зародыш новых наруше­ ний, если не дать ему вовре­ мя должной оценки, не попы­ таться его предотвратить. Мы провели также родительскую конференцию: «Роль семьи и школы в воспитании созна­ тельной дисциплины». В ней приняли участие педагоги, ме­ дики, работники милиции, пе­ редовики производства. Кон­ ференция прошла интересно и, мы думаем, с пользой для де­ ла. В. УДАРОВ, юрист, председатель родительского комитета школы совхоза «Ключ жизни». В Москве, в Центральном Доме художника, с большим успехом проходит вернисаж Первой Всесоюзной выставки скульптуры. Впервые столь широко и разнообразно высту­ пают мастера станковой скульптуры, монументальной и декоративной пластики, скульптуры малых форм. В экспозиции около двух тысяч произведений почти тысячи ав­ торов из всех союзных рес­ публик. Более двухсот мастеров- маститых и молодых, опыт­ ных и начинающих, де­ монстрируют около трехсот произведений, созданных ими за последние годы. Среди скульптур малых форм никого не оставляют равнодушными бронзовые фи­ гуры, созданные липецким ма­ стером, застуженным худож­ ником республики Ю. Д. Гришко. Это — «Сварщик В. Малиновский» и «Домен­ щик Соколов», Невольно улыбаются зрите­ ля у деревянной скульптуры «Знатные пчеловоды села Ча­ стая Дубрава», работы, пожа­ луй, самого молодого участни­ ка выставки, липецкого ма­ стера И. М. Мазура. Это ори­ гинальное произведение поль­ зуется успехом. Оно вызывает у зрителей добрые эмоции и не только умелой передачей настроения героев, а и занят­ ной композицией. В. БЕЛЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz