Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

ГРУЗОВИК НА ЖА ТВЕ В постановлении Липецкого облисполкома об организации перевозок урож ая 1983 года особое внимание уделено широкому внедрению так назы­ ваемых централизованных перевозок по методу автомобилистов Саратовской области. В канун уборочной страды в Липецке был про­ веден семинар по организации перевозок урож ая по примеру саратовцев. Его участники обратились с призывом внедрить этот прогрессивный метод во всех районах области. О том, какой эффек т дает центровывоз на уборк е урож ая в хозяйствах Са­ ратовской области, мы рассказываем сегодня в статье «Грузовик на ж атве», перепечатанной из га­ зеты «Советская Россия» от 13 июля с. г. Сила новых рычагов От эмоций к алгоритму ...Саратовское Поволжье — долтысята километров с се­ вера на юг, почти тысяча — с запада на восток. И куда ни глянь — поля, поля. Как только засветятся они зрелой желтизной, наступает время, у которого емкое, пружинистое имя — страда. Это слово вби­ рает и бессонные нота меха­ низаторов, автомобилистов, и напряженный труд руководи­ телей хозяйств районов, и творческий поиск специали­ стов. В это время никому нет покоя. Ибо совершается долго­ жданное — земля отдает лю­ дям хлеб. Страда — не только рабо­ та людей и машин. Это всплеск лучших человеческих чувств. Но во всем должны быть мера, трезвый расчет. Как говорится, эмоции эмоция­ ми. а дело делом. Если, ска­ жем, нужно организовать пе­ ревозку зерна на элеватор, то не грех подумать и о том, как сделать это с меньшими издержками. Саратовцы стали первыми, кто экономичность транспорт­ ных операций поставил во главу своей работы. И вот чего они добились. За послед­ ние десять лет объем сельско­ хозяйственных перевозок в области вырос более чем на одну треть. Однако количество автомобилей не только не уве­ личилось, но снизилось на 13 процентов. Почти ' вдвое сокра­ тилось и число машин, при­ влекаемых из других областей. Много это или мало, можно судить по тому,- что в минув­ шем году издержки на сезон­ ную «миграцию» автомобилей только по Российской Феде­ рации составили свыше 84 миллионов рублей. Десять лет тому назад на перевозку зерна от комбайна на ток выделялось свыше 20 тысяч грузовиков. На три тысячи единиц больше, чем сегодня. И тем не менее их никому не хватало. Облиспол­ ком и райсоветы были бук­ вально завалены письмами и телеграммами с ' энергичными восклицаниями: дайте, дайте машины! Почему же тогда все и всюду говорили о дефиците транспортных средств, а се­ годня эта тема перестала быть притчей во языцех? Ответ один: в те годы хлебоперевоз- ки складывались стихийно. Не­ увязки начинались еще на то­ ках хозяйств. руководители которых и думать не хотели о том, что прежде, чем отпра­ вить зерно, нужно посчитать, сколько машин для этого нуж­ но. Не заботили их и дела со­ седа. Желание поскорее вы­ везти «свой» урожай оборачи­ валась потерями в целом по региону. Смотришь, на одних токах автомобили стоят из- за отсутствия зерна, 'на других — ждут своего часа сотни тонн пшеницы, а транспорта, увы, не хватает. То же на элеваторах: они или бездейст­ вуют в ожидании зерна, или захлебываются от его избытка. Неизбежны были километро­ вые очереди машин. Ничуть не лучше складыва­ лось положение и на участке «поле—ток». Управление пере­ возками выглядело примерно так: «Павел Иванович, — зво­ нили из районного центра в колхоз, — как дела?». «Хлеб— во!». «А почему медленно сдаешь?». «Машин мало». «Сколько тебе еще?», «Да штук полтораста»... .Снимая с других горячих точек, посы­ лали автомобили Павлу Ива­ новичу. Но хлеб от него все равно не шел. Потому, что не работали комбайны. По­ нятно, стояли теперь и авто­ машины. прихваченные «на всякий случай». Неразбериха с транспортом еще более обострялась на кол­ хозных и совхозных полях. Одно время вошло в моду «персональное» закрепление грузовиков за уборочными звеньями. Казалось бы, что туг плохого, если звено надежно обеспечено транс­ портом на весь период жат­ вы. Однако вскоре и механи­ заторы. и автомобилисты по­ няли: такой подход — во вред делу. Причина — слиш­ ком жесткая связка между звеньями уборочного конвейе­ ра. Если вышел из строя комбайн, на простой обречен и автомобиль. Перекинуть же его на другое поле, тем более в другое хозяйство или район было невозможно ; условиям прежнего метода. Автономность в использовании привлеченного транспорта растягивала сроки уборки, приводила к физическим и психологическим перегрузкам людей. Сложившийся порядок, а точнее, беспорядок, нужно было менять. Слишком дорого обходился он народному хо­ зяйству. Специалисты подсчи­ тали, что в те дни потери производительности автомо­ билей и комбайнов при совме­ стной работе на обмолоте хле­ бов доходили в Саратовской области до 24 процентов. Сверхнормативные простои грузовиков на токах и элева­ торах составляли почти поло­ вину общего эксплуатационно­ го времени, а мощности хле­ боприемных предприятий ис­ пользовались только на две трети. Что послужило толчком для перемен? Начальник Приволж­ ского территориального транс­ портного управления Арсе­ ний Алексеевич Кокушкин вспоминает, как в разгар убор­ ки рано поутру ему позвонил один из руководителей обла­ сти. — Спишь? — в голосе слы­ шалось раздражение. — Нет, только что приехал из Перелюбского района. — А знаешь, что в Ровен- ском целыми сутками стоят комбайны? Вчера восемь само­ ходов не работали, потому что не было машин для раз­ грузки. Словом, объяснения будешь давать на бюро обко­ ма! Кокушкин отправился в Ро- венский район. Действитель­ но, в одном из хозяйств комбаны стояли иЗ-за нехватки машин. А между тем у сосе­ да было с десяток лишних. Конкретная ситуация убедила: избавиться от подобных казу­ сов можно, если появится в корне иная система управле­ ния транспортом на уборке. Ее главная суть — смена «во­ левых» методов на научно обоснованные, базирующиеся на едином плане и точной информации о положении дел на местах. Конечно, нужен наделенный необходимыми правами координатора орган, осуществляющий ежедневное планирование и контроль за работой транспорта и убороч­ ной техники по всему циклу «поле—ток—элеватор». Прообраз такой структу­ ры был вскоре создан: в Са­ ратове и в районах области появились центры управления перевозками. Все автомобили, независимо от их ведомствен­ ной принадлежности, были объединены в отряды и пере­ даны в подчинение ЦУПам. Затем появилась надежная ра­ диотелефонная связь между всеми объектами управления. Появилась и нужда в элек­ тронно^-вычислительных ма­ шинах. Что дала перестройка? Прежде всего - - возникли ус­ ловия для маневра. Если вышли из строя несколько комбайнов — а это сразу же становилось известно в центре управления перевозками, ав­ томобили немедленно пере­ ключались на доставку зерна с тока на эАеватор или переда­ вались в соседние хозяйства. Если в одном районе непогода (саратовское поле обширно: здесь — дожди, там — солн­ це) , мдшины перебрасывались в другой, где была для них работа. Не сразу, конечно, система обрела облик, который ха­ рактеризует ее сегодня. По­ началу пытались составлять планы хлебоперевозок на весь период уборки. Но они, как правило, оказывались нере­ альными из-за быстро меня­ ющейся обстановки. Не вы­ ручали и декадные задания. Выход был один: работать по ежесуточным часовым графи­ кам. Вот тут-то и пришлось призвать на помощь ЭВМ, позволяющую в считанные минуты составлять сменные графики, причем для каждого водителя. * Ежедневно получая от дис­ петчерских служб колхозов информацию о наличии зерна, увязывая эти цифры с воз­ можностями элеваторов и ав­ тоотрядов, районный центр управления закладывал дан­ ные в электронику и получал приемлемый для всех участ­ ников транспортного конвейе" ра единый план хлебоперево­ зок. К вечеру того же дня его вручали руководителям элеваторов, заведующим тока­ ми, водителям. Со временем централизо­ ванное диспетчерское управ­ ление работой транспорта было организовано непосред­ ственно в хозяйствах. И это тем ценно, что практически две трети всех привлекае­ мых на уборку автомобилей заняты, как правило, на уча­ стке «поле—ток». Одно дело — разработать, иное — внедрить. Непросто оказалось убедить руководи­ телей районов в целесообраз­ ности централизации тран­ спортных средств в одних ру­ ках, в необходимости суточ­ ных графиков на хлебопере- возках. Ведь новшество лома­ ло привычную «волевую» фор­ му управления. В те годы, в какой бы район ни обратились транспортники со своими предложениями, всюду натал­ кивались на стену недоверия. Аргумент был один: «Пере­ возки хлеба по графику?.. Это­ го не может быть, потому что это невозможно!». Впрочем, такую реакцию можно было понять. На местах привыкли командовать транспортом по старинке. И привычка эта, честно говоря, многим была удобнее, чем жесткая дисциплина единого плана. А тут вдруг графики. Стало быть — контроль, по­ кушение на самостоятель­ ность. Как вспоминает сегодня A. Кокушкин, от этой инер­ ции мышления окружающих ему порой начинало казаться, что путь выбран неправиль­ ный. Уверенность появилась после встречи и беседы с секретарем обкома партии B. Гусевым, который, выслу­ шав, сказал: «Дело нужное, поддержим». Со временем нашлись люди с государст­ венным взглядом на новше­ ство и в районах. Первым откликнулся Н. Жевак — первый секретарь Краснокут- ского райкома КПСС. Руково­ дитель крупнейшего зерново­ го района, кандидат эконо­ мических наук Николай Гри­ горьевич Жевак увидел в новой системе явные преиму­ щества. И главное, что под­ купало: транспортники ниче­ го для себя не требовали, Они лишь брали обязательства организовать центр управле­ ния перевозками и оператив­ но руководить движением машин. Более того, на токах и на элеваторах готовы были обучить этому весовщиков, специалистов колхозных и совхозных контор, хлебопри­ емных предприятий. Заручиться поддержкой руководителя такого района, как Краснокутский, было зна­ чительной победой автомоби­ листов. Правда, будучи чело­ веком осмотрительным, при­ выкшим скрупулезно все рассчитывать, Николай Гри­ горьевич выдвинул условие: дадите району резерв в до­ полнительных пятьдесят ма­ шин — будет эксперимент. Не дадите — разговора не по­ лучится. Пришлось согласить­ ся. В самый разгар уборки из Квасного Кута позвонили в областной центр и предложи­ ли забрать несколько десятков лишних автомобилей в дру­ гие районы. — В первые дни, — гово­ рит директор кустового вы­ числительного ' центра При­ волжского территориального транспортного управления В. Тананыкин, — график поч­ ти не соблюдался. Шоферы, не привыкшие к жесткому расписанию, т 0 где-то пропа­ дали, то гнали машины с ве­ терком. Увещевания не по­ могали. Тогда применили дру­ гой метод: если у виэировоч- ной площадки элеватора со­ здавалась пробка, перестраи­ вали всю колонну. Твое время — иди вперед, не твое — отъезжай в хвост. Особенно трудным был момент «вклю­ чения» графиков, когда рано утром выполнялись первые рейсы. Сказывалась низкая организация труда на токах. Водителей задерживали по­ грузка, оформление докумен­ тов, и они поневоле опазды­ вали. Чтобы наладить дело, решили изменить сложившую­ ся к тому времени систему соревнования. Были разработаны новые условия трудового соперниче­ ства. Главное, на что они наце­ ливали, — выполнение пока­ зателя ритмичности перевозок. Люди вскоре убедились на практике: соблюдение графи­ ка есть тот конечный резуль­ тат, по которому сравнивается их работа. Скажем, водитель перевез за четыре рейса сорок тонн зерна. Заработал 12 руб­ лей. Кроме того, за соблюде­ ние графика ему дополнитель­ но начисляется премзгя в раз­ мере семи рублей. И график «ожил». У элеваторов не стало обычной сутолоки. Не случайно говорили мы о том, что достоверная оператив­ ная информация, поступающая с мест в ЦУП, очень важна. Без нее правильного решения не принять. Только зная мест­ ную обстановку на поле, на току, на элеваторе, можно бы­ стро и правильно распорядить­ ся имеющимся парком автомо­ билей. ...Хлеба еще не отряхнули утреннюю росу, а в Новоузен- ском центре управления пере­ возками все на ногах. Все — это начальник ЦУПа А. Канаев и старший диспетчер А. Жу­ равлева. Александр Георгиевич всматривается в колонки цифр, которыми испещрена очередная сводка. Ситуация резко изме­ нилась. Радищевцы подключа­ ют к обмолоту еще двадцать комбайнов. Калининцы, наобо­ рот, на чем-то споткнулись, во­ семь самоходов переводят с обмолота на косовицу. Манев­ рируют уборочной техникой и в других хозяйствах. Картина точно зафиксирована в доку­ менте, который А. Журавлева только что составила, связав­ шись со своими помощниками на местах — диспетчерами колхозов и совхозов. Получилось так, что маневр уборочной техники нужно срочно подкре­ пить маневром транспортным. — Совхозу имени Радищева на эти сутки добавим 25 авто­ мобилей, у колхоза имени Калинина заберем девять, — рассуждает начальник район­ ного ЦУПа. — В совхозе «Дюр- ский» застряли на озимых, уборку ячменя сегодня * не начнут. Пять их машин пере­ дадим на сутки в совхоз «Воз­ рождение» , по три добавим кол­ хозам «Луч Октября» и имени XXII партсъезда... Решение окончательное, обжалованию не подлежит, — добавил пгутя А. Канаев, отдавая график старшему диспетчеру. Бывают, правда, и такие случаи, когда председатели кол­ хозов и директора совхозов пытаются по старинке брать транспортников на измор, до­ казывая, что именно им до за­ резу нужны дополнительные автомобили. Но ничего из это­ го не получается. Новый поря­ док, основу которого составляет оперативная достоверная ин­ формация о положении на ме­ стах, надежно защищает себя от подобных рецидивов. На­ чальник Марксовского центра управления перевозками В. Мо­ розова привела такой пример: —Порой досаждает нам ди­ ректор совхоза «Кривовский». Звонит требует: «Найдите еще пять машин, хлеба осыпаются». Мы, разумеется, не даем. Он на иас жаловаться. Не помога­ ет. По сводке-то видио как на ладони, что директор лука­ вит, а машины ему нужны совсем для других целей. В том же Марксовском райо_ не, кстати, в первый же год эксперимента удалось полно­ стью ликвидировать простои уборочной техники из-за не­ хватки машин. В разгар жатвы из 800 автомобилей 120 оказа­ лись «лишними». По инициати­ ве первого секретаря горкома партии В. Кащеева их переда­ ли в другие районы области. «Стренож енный» опыт Итак, ценность саратовского метода доказана практикой. Остается предположить, что за десять лет, минувших со дня его рождения, он принят на вооружение в большинстве сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Стати­ стика, однако, говорит об об­ ратном: в минувшем году только в 218 районах из 1200 работа транспорта на уборке была организована по саратов­ ской системе. Но, может быть, в других краях и областях и без нов­ шеств и нововведений добива­ ются высоких результатов на уборке урожая? Об­ ратимся к фактам. Ес­ ли в Саратовской области суточная выработка одного ав­ томобиля превышает 14 тонн зерна, то в Калмыцкой АССР она составляет пять, в Кали­ нинской области — шесть, в Марийской АССР — семь тонн. Не лучше использование тран­ спорта и в остальных регионах Российской Федерации. На протяжении пяти лет загрузка машин, занятых на уборке уро­ жая, «застыла» на отметке в 10 тонн. По мнению специали­ стов, изменить ситуацию к лучшему может только энер­ гичное внедрение саратовского метода. Что же этому мешает? — Инерция мышления и по­ ведения, от которой не могут избавиться некоторые местные хозяйственные органы, — от­ вечает министр автомобильного транспорта РСФСР Е. Труби­ цын. —. Получая у государства сотни, тысячи транспортных единиц, они искусственно соз­ дают их дефицит в других отраслях народного хозяйства. Саратовский же метод сводит на нет эти усилия, доказывая, что нужно не дополнительные машины выпрашивать, а име­ ющиеся использовать эффек­ тивно. Да, комплекс мер, который настойчиво отстаивают сара­ товские автомобилисты, идет вразрез с потребительской традицией, что за десятилетия закрепилась в психологии мно­ гих хозяйственников. Лозунг «Вывезти урожай любой це­ ной!» тем удобен, что позво­ ляет излишками ресурсов и техники покрывать организаци­ онные просчеты. Конечно, открыто Против перспективно­ го начинания никто не высту­ пает. Но и условий, необходи­ мых для его практического применения, отнюдь не соз­ дают. Скажем, в Саратовской об­ ласти подготовку к уборочной страде начинают за четыре ме­ сяца. Уже в марте при обл­ исполкоме создается, штаб, ко- . торый разрабатывает план бу­ дущих действий. Людей обуча­ ют диспетчерскому ремеслу, в каждом из 38 районов укреп­ ляют центры управления пе­ ревозками, обеспечивают их средствами телефонной и теле­ тайпной связи, выделяют ин­ формационно - вычислительную технику... Запас времени по­ могает коллективам сельских хозяйств, автопредприятий и хлебоприемных пунктов нала­ дить взаимодействие. А вот как готовятся к уборочной страде в Башкирской АССР, Совет Министров автономной республики принимает поста­ новление о внедрении саратов­ ского метода, как правило, за десять дней до начала перево­ зок урожая. Естественно, ни о какой согласованной работе между участниками транспорт­ ного конвейера не может быть и речи. И вот результат: в прошлом году республике бы­ ло дополнительно выделено три тысячи автомобилей. Но даже этого числа машин не хватило. Теперь о резервах развития метода. Правильных приказов и распоряжений по поводу его * внедрения за минувшие десять лет было издано предостаточ­ но. Результаты, однако, остав­ ляют желать лучшего. Почему? Проблемами рационального ис­ пользования транспортных средств сегодня озабочены только автомобилисты. Что же касается партнеров по урожай­ ному конвейеру — колхозни­ ков. работников совхозов, хле­ боприемных предприятий, — они нередко занимают доволь­ но пассивную позицию. Пря­ тана налицо: на их внутриот­ раслевых показателях, мораль­ ном и материальном благопо­ лучии работа привлеченных на уборку автомобилей не сказы­ вается. Стоит ли грузовик, в рейсе ли он, с зерном делает пробег или порожним — им пока безразлично. Председатель саратовского колхоза «Знамя Победы.» В. Чамышев откровенно приз­ нал, что полного учета транс­ портных расходов от него ни­ кто не требует. В сводном го­ довом плане учитываются лишь те средства, что понадобились для приписанного колхозу ав­ топарка. Затраты же на эксп­ луатацию прибывших из дру­ гих областей автомобилей фик­ сируются в графе «прочие расходы». Эти затраты никто заранее не планирует, а раз так, то никто и не контроли­ рует. Что получается на деле? Ру­ ководитель хозяйства поставлен в условия, при которых волен требовать столько дополнитель­ ных машин, сколько заблаго­ рассудится. Нередки поэтому ' случаи, когда в уборочную по­ ру чуть ли не у каждого кол­ хозного, совхозного специали­ ста, будь то механик или агроном, появляется «персо­ нальный» грузовой автомо­ биль. На урожайные трассы он, конечно, не выходит. Освобожденный от финансо­ вой ответственности за заказ «лишних» машин, за простои и низкую их выработку пред­ седатель колхоза сегодня не слишком тревожится, рацио­ нально ли они используются. А между тем колхозный руко­ водитель в первую очередь должен быть заинтересован в эффективном использовании транспортных средств. Здесь свое веское слово должна сказать структура плани­ руемых показателей. По мнению специалистов, настало время изменить порядок опла­ ты за работу прибывающих из других областей • грузовых машин. Прежде всего транс­ портные расходы на эти цели должны быть научно обосно­ ваны и включены в годовые планы колхозов, совхозов и хлебоприемных предприятий отдельной строкой. За эконо­ мию затрат коллективы хо­ зяйств должны поощряться, за превышение — наказываться выплатой неустойки в бюджет государства. Уверены: в этом случае автомобилистам уже не придется «навязывать» своим партнерам саратовский метод. Они сами станут стремиться к его скорейшему внедрению. Но вот еще один «порог» перед саратовским методом. В минувшие десять лет обнару­ жились противники новой тех­ нологии перевозок и в рядах транспортников. С одним из таких оппонентов нам дове­ лось беседовать. Начальник Северо-Кавказского террито­ риального транспортного уп­ равления В. Шевченко, к при­ меру, убежден, что саратовский метод — не выход из сложив­ шегося положения. Успеха на перевозках урожая вполне можно добиться, используя бригадный подряд. Так ли это? Возьмем ряд цифр. В прошлом году в Ростовской области на сельскохозяйственных трассах работали 1318 подрядных бри­ гад. Какова же отдача? Вы­ работка одного автомобиля со­ ставила 8,5 тонны, что на 16 процентов ниже среднего уров­ ня, достигнутого в целом по Российской Федерации. Нет, мы не собираемся умалять зна­ чение бригадного подряда. При разумном использовании эта форма организации труда дает большие преимущества. Другое дело, что ее не всегда и не везде умело применяют. Высо­ кие результаты становятся воз­ можными, когда водйтедьские бригады работают независимо друг от друга, каждая в гра­ ницах «своего» хозяйства. Но если бригад много, пути их сходятся у одного элеватора— неизбежны транспортные проб­ ки. Обеспечить порядок может только Централизованное пла­ нирование, предлагаемое сара­ товцами. Ведь по условиям ме­ тода для каждой бригады уста­ навливается строго определен­ ное время подхода к хлебо- приемному предприятию. По данным Минавтотр а н с а РСФСР, сочетание возможно­ стей бригадного подряда и саратовского метода повышает производительность труда на доставке урожая как минимум на 20—25 процентов. Однако и столь очевидный эффект не всегда убеждает. Запомнился такой Довод В. Шевченко: — В саратовской системе смущает необходимость под­ чиняться графикам, которые рассчитаны на ЭВМ. Они, насколько мне ’ известно, не учитывают индивидуальных способностей водителей. Один может за смену шесть рейсов сделать, другой — только три. График же ориентирует людей на некий средний уровень, ме­ шает показать все, на что они способны. Эту точку зрения мы попро­ сили прокомментировать на­ чальника Приволжского тер­ риториального транспортного управления А. Кокушкина, од­ ного из авторов новой техно­ логии перевозок. — На мой взгляд, сомнения, которые высказывает Виктор Александрович, вряд ли состо­ ятельны. И вот почему. Графи­ ки перевозок, составленные на электронно - вычислительных машинах, по желанию могут быть ориентированы на выпол­ нение любых Планов — и лег­ ких, и сверхнапряженных. Мо­ гут учесть они и индивидуаль­ ные способности водителей. Иными словами, какую инфор­ мацию заложишь в ЭВМ, такую она и примет к расчету. Со­ блюсти нужно лишь одно ус­ ловие: любое задание, выдан­ ное шоферу, должно быть со­ гласовано по времени со всеми участниками транспорт­ ного конвейера. Без этого цент­ рализованное управление теря­ ет смысл. Как видим, нет обоснован­ ных практикой причин, ме­ шающих широкому распрост­ ранению саратовского метода. Зато есть или неумение, или нежелание внедрять его. Но время для уговоров и убежде­ ний миновало. Саратовский ме­ тод зарекомендовал себя как один из реальных путей упо­ рядочения использования ав­ тотранспорта на перевозках урожая. А это очень важно. Как подчеркнул в речи на июньски^ (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов, необходимо «наве­ сти порядок в том, что у нас имеется». Сегодня, когда эф­ фективность новой технологии доказана многолетним опытом. Министерству автомобильного транспорта РСФСР следовало бы, как говорится, и власть употребить. От выжидательной позиции нужно быстрее, на­ стойчивее переходить к актив­ ным действиям, к использова­ нию всех имеющихся у мини­ стерства рычагов воздействия. Начинается новая уборочная страда. В короткий срок пред­ стоит собрать и перевезти мил­ лионы тонн зерна, выращенно­ го на нивах Российской Феде­ рации. Успех большого и не­ легкого этого дела в немалой степени будет зависеть от со­ гласованной работы всех уча­ стников урожайного конвейера. В. АВДЕВ ИЧ, В. ЗЛОБИН (наши спец. корр.). «Советская Россия* от 13 июля 1983 г. Р е ш е н и я и ю н ь с к о г о Ч Т О Д А Е Т С А Р А Т О В С К А Я С И С Т Е М А Пленума Ц К К П СС — в жизнь! С Т РА ТЕГ ИЯ ВОС П И ТАН ИЯ Долгоруковские коммуни­ сты ведут большую работу по разъяснению и пропаган­ де документов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. В хозяйствах и на предприятиях этому посвя­ щаются общественно-полити­ ческие чтения, тематические выставки, единые политдни. Материалы Пленума повсе­ местно вызывают живой от­ клик и единодушное одобре­ ние. Эти факты приводились на пленуме Долгоруковского райкома партии, обсудившем итоги июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. До­ кладчик — первый секре­ тарь райкома партии В. В. Качапин и выступавшие в прениях отмечали, что рай­ онная партийная организа­ ция накопила некоторый опыт в коммунистическом воспитании трудящихся. Вместе с тем, на пленуме отмечались серьезные недо­ статки, в частности, в орга­ низации политической уче­ бы. Не везде обеспечивается высокая эффективность за­ нятий, Бытует просвети­ тельский подход, слаба прак­ тическая направленность. При низкой явке и активно­ сти слушателей проходят занятия в партийных органи­ зациях колхозов «Родина», имени Коминтерна, в совхо­ зе «Мирный труд», объеди­ нении «СелЪхозхимия». В ряде хозяйств не оборудова­ ны кабинеты политического просвещения. Не все слуша­ тели обеспечены учебника­ ми. На пленуме обстоятельно проанализированы состоя­ ние и пути улучшения мас­ сово-политической работы. У трудящихся большой инте­ рес вызывают единые полит- дни, встречи с информаци­ онно - пропагандистскими группами райкома партии, полезны идеологические пла­ нерки. — Наши коммунисты, — говорила на пленуме делегат XXVI съезда КПСС, брига­ дир фермы совхоза «Долго­ руковский» Н. А. Люшина,— постоянно проявляют заботу о повышении политической и трудовой активности лю­ дей, развитии соцсоревнова­ ния. В своем коллективе я рассказываю животноводам о решениях партии и прави­ тельства, информирую их о текущих делах и проблемах, отвечаю на многочисленные вопросы, не обходя при этом острых тем. Благодаря по­ вседневной воспитательной работе в бригаде сложился здоровый морально-психоло­ гический климат. Мы успеш­ но выполнили производствен­ ное задание. — Не только лекции, до^ клады и беседы формируют благоприятный климат в коллективах, — подчеркнул в своем выступлении дирек­ тор совхоза «Екатеринов- ский» И. Ф. Коновалов. — Стиль работы руководителя, активное участие в воспита- .тельной работе, умение стро­ ить свои отношения с людь­ ми — все это тоже крайне важно, помогает находить более правильное решение производственных и соци­ альных вопросов. В последнее вре,мя в рай­ оне утвердились идеологи­ ческие планерки. — Их ценность в том, —• к Саратовская система централизованного угг равнения транспортом позволяет на доставке каж* дого миллиона тонн зерна экономить свыше 300 тысяч рублей. ★ Высвобож дая на уборк е каж дый пятый авто* мобиль, волж ане дополнительно перевозят пять миллионов тонн грузов. ★ Организация централизованного управления работой автомобилей полностью исключает прос* той комбайнов' по вине транспортников, сроки уборки сокращаются в среднем на восемь-десять дней. ★ При неизменных мощностях хлебоприемных предприятий пропускная способность их возрастает почти в полтора раза. ★ Саратовский метод повышает эффек тивность социалистического соревнования за конечный ре­ зультат уборки. Научная организация труда обес­ печивает сквозное взаимодействие хлеборобов и транспортников на всем технологическом потоке «поле — ток — элеватор». отметила бригадир полевод-* ческой бригады колхоза «Путь к коммунизму» В. П. Попова, — что они повыша­ ют ответственность руково­ дителей за воспитательные последствия принимаемых решений. Последняя планер­ ка у нас была посвящена уборке урожая. Конкретные задания по политическому обеспечению жатвы получи­ ли специалисты, руководи­ тели среднего звена. Сего­ дня можно сказать: наши товарищи с особой ответст­ венностью выполняют пору­ ченное. Уборка в колхозе началась организованно, мы ее завершим в предельно короткий срок. В районе, говорили участ­ ники пленума, немало и та­ ких руководителей, которые не проявляют активности в организации массово-поли­ тической и воспитательной работы. Несерьезно отно_ сятся к проведению полит* дней, идеологических пла­ нерок председатель колхо­ за «Родина»’ В. Е. Макеев, начальник МПМК «Мелио- водстрой» В. Н. Викарчук, начальник МПМК облмеж- колхозстройобъединения А. И. Яньшин. Политическую ра­ боту в коллективах они еще не восприняли как свой важнейший долг. Идейно - политическое воспитание трудящихся дол­ жно быть неразрывно свя­ зано с улучшением органи­ зации производства и укреп­ лением дисциплины, отме­ чали секретарь парткома совхоза «Вольше-Боевский». В. П. Мартынова, нредседа„ тель Свишевского сельсове-, та Н. А. Черных, механиза*. тор колхоза, имени Комин­ терна В. И. Борисов, глав -1 ный врач районной больни-. цы Г. И. Токарев и другие.' Там, где не учитываются эти требования, слова расходят­ ся с делом. В колхозе «За­ ря коммунизма» намечалось много хороших мероприятий по повышению эффективно­ сти производства, укрепле­ нию дисциплины. Но эти ме-. ры не были подкреплены живой организаторской и воспитательной работой. Са­ ми руководители не раз от­ ступали от намеченного. От­ сюда- и провалы в работе. Плодородные земли Плохо оплачивают труд, резко упа­ ла продуктивность скота. Но проявляют настойчивости, чтобы средства идеологиче­ ского воздействия работали в полную силу, партийные организации колхозов «На­ пять Ленина», «Верный путь», автотранспортных предприятий. В этом одна из главных причин отставания коллективов с выполнением плановых' заданий. Участники пленума в сво­ их выступлениях поднима­ ли вопросы трудового -и пат­ риотического воспитания молодежи, усиления право­ вой пропаганды, улучшения деятельности советских, профсоюзных, комсомоль­ ских организаций. Пленум наметил меры по дальней­ шему совершенствованию коммунистического ■воспита­ ния в районе. В работе пленума принял участие председатель обл­ исполкома В. В. Донских. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». Р А С Т И Т Ь РАБОЧУЮ СМ ЕНУ Задачи городских пар­ тийных организаций по подготовке рабочих кад­ ров в системе проф­ техобразования обсуж­ дены на очередном пленуме Елецкого горкома КПСС. До конца пятилетки в ше* сти профессиональных учи­ лищах города нужно подго­ товить более трех тысяч то­ карей, слесарей, штукатуров, кровельщиков, плотников, рабочих других специально­ стей. Важно совершенство­ вать профориентацию моло­ дежи, обеспечить комплекто­ вание училищ согласно пла­ ну, повышать уровень идей­ но-воспитательной работы среди учащихся, качество их профессиональной подготов­ ки. Докладчик, первый секре­ тарь горкома партии Н. С. Гриднев, выступившие в пре­ ниях токарь завода .трактор­ ных гидроагрегатов И. И. Кальной, расточник завода «Гидропривод» П. П. Курпя- ков, машинист-инструктор локомотивного депо В. П. Ильинский. управляющий трестом «Елецтяжстрой» В. П. Горлов и другие отме­ чали, что решение этих за­ дач требует совместных уси­ лий профессионально-тех­ нических училищ, предприя- тий, школ, общественных организаций. Именно так строится работа на железно­ дорожном узле. Постоянное внимание к действующему Г * здесь техническому училищу № 1 со стороны различных служб позволяет ему успеш­ но справляться с планом •подготовки квалифициро­ ванных рабочих-железнодо- рожников. Была высказана критика в адрес руководства Завода тракторных' гидроаг­ регатов. Оно не выполняет обязательства по укреплению материальной базы техниче­ ского училища № 2. О тмеча­ лись упущения в работе горкома ВЛКСМ, городского комитета по физическе^ культуре и спорту, культур но-просветительных учреж-“ дений города с учащимися системы профтехобразования. Первичные партийные ор­ ганизации, подчеркивалось на пленуме, призваны эф­ фективно направлять работу по профессиональной ори­ ентации, идейно-политиче­ скому воспитанию молоде­ жи. Были Поставлены конк­ ретные задачи перед отдела­ ми организационно-партий­ ной работы, пропаганды и агитации горкома КПСС. В частности, 4 рекомендовалось больше внимания уделять учебе секретарей первичных партийных организаций про­ фессионально - технических училищ, повышать актив­ ность коммунистов училищ в решении задач, стоящих перед педагогическим кол­ лективом. Н. БАДУЛИН, корр. газеты «Красное знамя»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz