Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
УВЕРЕННАЯ П О С Т У П Ь И. ФРАНЦ ЕНЮ К , дирек тор ордена Ленина Новолипецкого металлургического комбината В знаменательное время от мечаем. мы нынче наш про фессиональный праздник — День металлурга. Приступив к осуществлению решений июнь ского Пленума ЦК КПСС, ново- липецкие металлурги еще бо лее настойчиво повышают про изводительность и качество тру да, изыскивают резервы эконо мии, укрепляют дисциплину. Именно в этом видим мы за лог дальнейших успехов. В эти дни широко разверну лось на комбинате социалисти ческое соревнование в честь 50-летия предприятия. Полуго довое задание перекрыто по всем основным показателям. С начала года дополнительно произведено 56,9 тысячи тонн чугуна, 42,4 тысячи тонн ста ли, 40,1 тысячи тони проката, 74,8 тысячи тонн аг ломерата и 20,6 тысячи тонн кокса. Сверх плана реализова но товарной продукции на 10,3 миллиона рублей. Результаты нашего коллективного труда тем более отрадны, что мы сумели не только дать стране значительное количество ме талла сверх плана, но и пора ботать экономно, а значит — Я эффективно: с начала года в подразделениях комбината за счет внедрения оптимальных технологических режимов и рационального использования сырья и материалов сэконом лено 65,2 тысячи тонн услов ного топлива, 93,1 тысячи ги гакалорий теплоэнергаи, 8,1 тысячи тонн черных металлов, 78,6 тысячи, тонн железоруд ного сырья. Трудились иоволипчана в этот период на уровне луч ших предприятий отрас,ли, а передовые подразделения, участки и производственные расчеты не раз уже в этом году назывались победителями Всесоюзного социалистическо го соревнования. Высокое зва ние «Лучшая доменная печь страны» носит наша шестая домна, постоянно первенству ют в отраслевом соревновании коллективы блока конверторов ККЦ-2 и блока плавильных пе чей ферросплавного цеха, а экипаж старшего машиниста тепловоза, заслуженного работ ника транспорта РСФСР Ю. В. Медведева признан лучшей бригадой Министерства чер ной металлургии СССР. Новолипецкие металлурги свою трудовую деятельность неизменно подчиняют требова ниям времени, нуждам нашей страны. Так, все большую из вестность приобретает в оте чественном, да и в зарубеж ном автомобилестроении пред назначенный для штамповки облицовочных деталей сталь ной лист с маркой НЛМК. Го воря точнее, наш комбинат уже утвердился в роли главного по ставщика этого вида металло продукции сразу для несколь ких ведущих автозаводов стра ны. Достаточно сказать, на пример, что каждые семь из десяти «Жигулей», собираемых на конвейерах ВАЗа, «одеты» в яоволипецкую автосталь. Рас ширяются поставки и в адрес КамАЗа. Сейчас мы отрабаты ваем прокатку листового ме талла для этого автомобильно го завода. В первом полуго дки мы отправили на прессово- рамный завод КамАЗа около полутора тысяч тонн металло продукции, не получив ни од ной претензии ни по качеству, ни по каким-либо другим кон трактным позициям. Автоза водцы государственный план тести месяцев успешно выполнили — в этом есть определенная *заслуга коллек тива нашего комбината, что и подчеркивается с благодар ностью в поздравительной те леграмме, поступившей в ад рес дирекции НЛМК За такими приятными отзы вами, венчающими коллектив ные усилия 43-тысячной рабо чей семьи новолипчан, стоит добросовестный труд каждого из ее членов. Говоря о лучших людях комбината, я вновь ис пытываю чувство гордости — мне выпало счастье работать с ними на одном предприятии, вместе решать большие произ водственные задачи. Признать ся, сожалею нередко, что нель зя практически создать аллею передовиков, где бы можно было разместить больший кра сивые портреты всех заслужи вающих такой чести тружени-' ков Новолипецкого металлур гического. А нельзя это осу ществить, самщ понимаете, по тому, что эта аллея трудовой славы наверняка протянулась бы через весь наш огромный город. Сожалею я сейчас, что не могу Хотя бы перечислить имена каждого из передовиков- новолипчан: опять-таки пона добился бы для этого не один газетный лист. И в то же вре мя как не назвать в этот празд ничный день, например, фа милию старшего вальцовщика В. С. Кривобокова и членов его бригады, которые только за счет применения технологии прокатит на минусовых до пусках сэкономили за полуго дие 6150 тонн металла, а сверх плана прокатали почти 14,5 тысячи тоня листовой ста ли. Под стать этому замеча тельному коллективу и брига ды вальцовщиков, возглавляе мые Д. С. Суше, Ф. А. Проко пенко, В. Л. Ветошкиным. В доменном производстве комби ната добрый пример всем сво им коллегам по «огненной про фессии* постоянно подают бригады горновых, руководи мые Т. И. Новиковым и Н. Ф. Чуносовым, уже записавшие на свой сверхплановый счет в этом году по дветри тысячи тонн чугуна. Читатели наверняка обрати ли внимание, что вместо при вычного «НЛМЗ» я именую на ше предприятие комбинатом. Да, накануне праздника метал лургов издан приказ министра черной металлургии СССР, согласно которому, учитывая создавшиеся с годами слож ную структуру и комбиниро ванный характер производства, Новолипецкий металлургиче ский завод переименован 4 в Новолипецкий металлургиче ский комбинат. И НЛМК, дей ствительно, давно вырос до уровня предприятия такого ранга: помимо основного про изводства он включает в себя и не характерные для чисто металлургического — агломе рационное, ферросплавное, коксохимическое, азотнотуко вое, которые, как правило, функционируют в Отрасли как отдельные зшюды. Большие де.ла вершит друж ный коллектив нашего комби ната. Но живем мы, как гово рится, не металлом единым. Ведь его творцы — рабочие, инженеры, техники — прежде всего люди со своими повсе дневными нуждами, интереса ми. И забота об удовлетворе нии их потребностей, об их быте и отдыхе является неотъ емлемой частью деятельности администрации, партийного и профсоюзного комитетов, ко торым доверено руководить многотысячным коллективом. Так что сегодня никого из но- полипная не удивляет, что по-соседству с электростале- плабильным вырастает корпус, казалось бы, неуместного для промышленного предприятия рыботоварного цеха с годовой мощностью производства 200 тонн свежей рыбы. Энергично развиваем мы и собственное производство сельхозпродук ции в двух подсобных хозяй ствах комбината, в распоряже нии которых почти 8 тысяч гектаров пахотных земель, со лидное, на уровне специализи рованных совхозов, стадо круп ного рогатого скота и свиней, а также богатые сенокосные угодья, даже пасеки, и, разу меется. соответствующий парк сельскохозяйственной техники с ремонтной базой. В этом году подсобные хозяйства «Но волипецкое» и «Карамышев ское» отправят к столу ново- липчая 450 тонн свежего мяса, Программа социального раз вития комбината настолько об ширна и многогранна, что сво им практическим содержанием оказывает заметное преобразу ющее влияние на лицо всего об ластного центра: ведь нашими культурными, спортивными со оружениями, услугами пред приятий торговли и обществен ного питания пользуются и мно гие горожане. Сейчас заверша ется строительство легкоатле тического манежа, двух продо вольственных магазинов, по ликлиники и больничного ком плекса. Добрые и то т, Добрые дела... Сегодня они особенно радуют: наш орденоносный комбинат уверенной поступью идет в шеренге ведущих предприятий отечественной индустрии. Вот О пи — именинники, лучшие люди Новолипецкого комбината. Отличный чугун выплавляет на шестой домне- гиганте бригада горновых под РУДА СВЕРХ П Л А Н А По праву вместе с метал лургами встречают сегодняш ний праздник я труженики Данконского доломитного ком бината. За полугодие даяковчанами произведено сверх плана про дукции па 308 тысяч рублей, в том числе 16,1 тысячи тони доломита, 13,4 тысячи тонн доломитной муки. Весомый вклад я достижение успеха внесли горняки Бигильдинского рудника. План полугодия по производству доломита они вы полнили на 111,4 процента. руководством Почетного ме таллурга СССР Н. Т. Горлова (па снимке слева вверху). Сталь высокого качества варит из продукции смежников бригада прославленного Масте ра А. А. Чеграхчи (на снимке в центра ввгрху) во втором кислорэдпо-конверторном цехе. И уже в конце длинной техно логической цепочки эстафету принимает оператор агрегата непрерывного отжига ЛГЩ-4 А. В. Рыбо-жиа (на снимке справа вверху). В сотни тугих рулонов высо кокачественной ластовой стали воплощается труд поволяпчзн. Пройдет день-другой — и по езда умчат этот металл на десятки предприятий страны. Изготовленные из него трубы, автомобили, множество других машин будут долго служить людям. фото Н. Ткаченко. Ф ОРМ УЛ А Совсем недавно, кажется, была эта волнующая ночь: на Нсхволипецком пускали цех хо лодной прокатки. Шли послед* ние приготовления, и центром внимании всех стало табло, по казывающее, сколько минут осталось до пуска стана. Табло, между тем, несколько раз «меняло решение», еще яа какое-то время откладывая нулевую готовность. И тогда, помнится, один из рабочих, стоявший рядом, крикнул валь цовщикам: «Ну давайте же, ребята! Пора открывать счет...». Сказалась, конечно, торжест венность момента. Но событие и впрямь торопили, рассчиты вая уже совсем по-буднично му: ведь только за минуту но вый стан будет прокатывать почти километровую ленту ме талла. И вот уже три года отмере но в биографии цеха. Он еще продолжает строиться — сей час сооружаются объекты вто рой очереди, — но и сегодняш ний его ритм впечатляет: за месяц здесь выпускается 160 тысяч тонн холоднокатаного листа. Три года — срок не большой, период становления еще продолжается, но в этом цехе буквально с первых дней уже держали труднейший эк замен. Очень нужен стране но волипецкий лист — вот чем оп ределялись здесь темпы уско рения. Нынче потребителями цеха являются предприятия более чем тридцати ведомств я ми нистерств. Среди них ряд за водов автомобильной промыш ленности, трубные заводы, предприятия сельхозмашино строения. — Заказы каждого из ник— для нас закон, и все же глав ным нашим потребителем мы считаем ВАЗ, — признался как-то в беседе начальник це ха Евгений Иванович Булатни ков. —■Продукция, которую мы отгружаем этому заводу, для нас как лакмусовая бу мажка, ведь там особенно стро го проверяют наше мастерство, опыт, нашу марку. И это по нятно: волжские автомобили, получившие широкое призна ние у нас в стране и за рубе жом, должны быть сделаны из добротного металла... Между тем, первые контак ты с вазовцами не принесли должного удовлетворения. В то время, когда, скажем, с «Ростсельмаша», «КАМаза», «ЗИЛа» поступали преимущест венно хорошие отзывы о ка честве проката, с автомобиль ного завода в Тольятти вести приходили куда менее прият ные. Да, там признавали доб росовестность поставщиков. Но если бы только это решало проблему: на приемном скла де автозавода росла горка ру лонов, на которые была нане сена красная полоса. Металл поступил с отклонением от требований.., Замечания партнеров не раз звали в дорогу специалистов НЛМЗ. Озабоченные, спешили в командировку мастер группы качества В. П, Ширяеский, ин женер-исследователь централь ной лаборатории С. Н. Абро симов, другие работники ве дущих служб. Осматривали злополучные рулоны, подпи сывали положенные в таких случаях акты. Домой возвра щались с тяжелым сердцем, и всякий раз в цехе вновь воз никал серьезный, вдумчивый разговор о том, как поправить положение, - как максимально удовлетворить запросы вазов- цев. В душе понимали: доста точно еще объективных при чин, на которые вполне можно бы сослаться. Ну, кто не зна ет, например, что некоторые агрегаты в новом цехе пока еще не подтвердили своих га рантированных параметров, не все оборудование отлажено. Случаются перебои в обеспе чении некоторыми видами ма сел, специальных моющих средств, без которых трудно получить, автолист первой труп-, пы отделки поверхности. Есть дефекты на агрегатах резки и упаковочных машинах, что то же заметно сказывается на ка честве отгружаемой продук ции. Та же упаковка, к приме ру, сколько доставляет хло пот. Некоторые машины без действуют, а упаковку листа в это время выполняют вручную. В таких условиях, конечно, не возможно обеспечить высокое качество работы. Случается, что уже здесь, в цехе, рулоны возвращаются краном на пере упаковку. Вот защитная бума га свисла разорванными клочья ми, вот разъединилась окроп ляющая лента. Пока до потре бителя дойдет металл — еще более неприглядной станет кар тина». Было всему этому обыкхмг «не, были на все свои причи- яы. Только в цехе, который едва де.лал первые ггтаги, уже взяли за правило добрую за поведь новолипецкжх метал лургов: не сетовать на обстоя тельства, уметь побеждать лю бые трудности. Это потом, спустя время, соиэмерится все сделанное, станет ясно, в ка ких выводах они были правы и в чем ошибались. А тогда каждый день неизменно начи нался с нелегких, кропотли вых поисков, и все было оди наково важно: механические свойства проката, упаковка продукции, сопроводительная бирка. Да-да, и маленькая би рочка, которой маркируют от гружаемую продукцию, причи нила немало хлопот. В первое время к рулонам и пачкам привязывали бумажные карточ ки, но по дороге часть из них обрывалась, я получате лям приходилось вновь уста навливать паспорт металла. Что ж, картонкам дали отстав ку, стали пользоваться бир ками металлическими, во я здесь еще было над чем поду мать. Попробовали наносить текст на пластинки электро графическим карандашом, как ато делают на ряде других предприятий, — оказалось, трудоемкое дело. Стали искать другие решения, и вот уже це ховые умельцы предлагают специальный кислотный состав, которым с помощью обычного фломастера легко можно сде лать запись на оцинкованной бирке.» Но, конечно же, главной точкой приложения сил оста вались технологические объ екты. Здесь, у сложнейших агрегатов, искали ггути к ме таллу, качество которого удов летворяло бы самым высоким требованиям. И вот уже внед ряется новая технология фор мирования рулонов на агрега те непрерывного отжига, спе циализирован агрегат резки, организована обработка метал ла укрупненными монтажами. Поубавилось строчек в про грамме, которую наметили для себя специалисты цеха. Но пока не будут решены все вопросы, не кончатся их беспокойные хлопоты. Ни на день не прекращается поиск, и можно без преувели чения Сказать, что участвует в нем весь коллектив. На каком бы участке цеха м<ы ни побы вали, всюду чувствуется твор ческая обстановка, добрый на строй на дела. «.Идем по ппюрояоому проле ту второго отделения листоот- делкж. Помощник, начальника цеха Алексей Николаевич Крестьяютнов задерживается у площадка, где ровными ряда ми, один за другим уложены тугобокие рулоны. Акхурагг яые, без единого дефекта. — Разве такая продукция ем порадует потребителей? Алексей Николаевич подво дит вас к агрегату продоль ной я поперечной резвая, кото рый долгое время был. здесь камнем преткновении. > Ино странная фирма поставила его с серьезными недоделками, и когда осенью прошлого года попытались пустить его в ра боту, ничего не получилось: металл упорно не желал сма тываться в рулон. Пробовали изменить технологию процес са, «предлагали» машине раз ные профили — все безре зультатно. В те дни допоздна задерживались у агрегата по мощник начальника цеха Ро берт Александрович Сьгчиков, старший мастер листоотделки Владимир Иванович Сапры кин, старший резчик Владимир Витальевич Катков, другие ра ботники отделения. Домой не отпускала мысль: как заста вить, наконец, машину делать свое дело? Иногда, бывало, по четыре?—пять часов «изобрета ли» один рулон. Спорили, от чаивались, — и начинали сяо- Настойчивость взяла свое. Как-то Катков в очередной раз изменил режим намотки — не дал натяжку на несколь ко витков, и агрегат вдруг подчинился. Совсем чуть-чуть подвинулась работа, но уже было ясно, что в принципе машина может «пойти», и кол довали уже вокруг нее с ут роенной энергией. Переделы вали узлы обратного натяже ния полосы, вносили измене ния в конструкцию пресса. И опять на сче ты было положе но дорогое время: как можно скорее стремились удовлетво рить потребности заказчика. Хорошие результаты дала работа коллектива. В минув шем году прокатчики постави ли ВАЗу около 93 тысяч тонн холоднокатаного листа, на 6 тысяч тонн больше заплани рованного. Отгружено металла первой группы отделки по верхности 15,8 тысячи тонн при плане 8,9 тысячи, категории особо сложной вытяжки — более 52 тысяч тонн вместо 24 тысяч. Успешно выполняются поставки листа требуемых ка тегорий отделки к в яынеш- яем году. Но в цехе, между там, ие считают, что все определяется этими итогами. Ведь борьба за высококачественный металл еще продолжается, я здесь свое слово говорят не только прокатчики, но и их емежнн- кя, металлурги второго кисло родно-конверторного цеха я ДПЦ-3. Не все ладится порой в их совместном поиске, во партнеры едины в своем стремления добиться иаилуг д т х конечных результатов. Уже во всю мощь разверну лось в коллективах социали стическое соревнование под девизом «Новолипецкому авто- листу — уровень мировых об разцов», инициатором которого выступила бригада Виктора Ивановича Милованова. Валь цовщики твердо держат слово: в нынешнем году они неодно кратно добивались лучших ре зультатов по качеству продук ции. А недавно бригадир пе решел в отстающий коллектив. Здесь, ремгал, он нужнее. Вот так, в нелегких буднях, рождается успех. И не зря яа многих предприятиях видят в липецких металлургах настоя щих мастеров своего дела, на дежных поставщиков. _В те дни, когда готовился этот материал, на Новолипец ком комбинате проходило оче редное заседание межведом ственного координационного совета по качеству холоднока таной автолистовой стали. Представители Волжского ав томобильного завода дали хоро шую оценку нашему прокату. А в протокол записана такая строчка: «Отметить большую стабильность механических свойств, чем у импортного металла»». Г- КАЙДАШКО. Г О Р з о н т ы Р н я к о В канун Дня металлурга коллектив Студеновского рудоуп равления облетело радостное известие: по итогам работы за второй квартал ему присуждено переходящее Красное знамя производственного объединения «Цеитрруда». Это убедитель ная победа горняков. ...На огромной мнемосхеме переливаются огоньки' изредка тишину нарушают телефонные звонки... Мы — в центральной диспетчерской третьей дро бильно-обогатительной фабри ки Сокольско-Ситовского комп лекса, которая недавно всту пила в строй. Пока еще на от дельных объектах хозяйнича ют строители, но комплекс уже дает продукцию. — С этого пульта осуществ ляется управление всеми агре гатами и технологическими ли ниями в автоматическом режи ме,—поясняет энергетик фаб рики Анатолий 14ванович Су воров. — Схема уже отлаже на, действует надежно. Выходим на территорию фабрики. Из карьера доносит ся приглушенное рокотание мощных экскаваторов. Сегодня на смену устаревшей технике сюда пришли новые современ ные машины. Экскаватору мар ки ЭКГ-50 требуется всего одна минута, чтобы загрузить многотонный «БелАЗ» сырым известняком. Одна за другой огромные машийы подъезжают к корпусу первичного дробления извест няка и опрокидывают в при емные бункеры порции сырья. Это пока еще не готовый флюс. Известняк должен прой ти по многим перегрузочным станциям, чтобы превратиться в готовую продукцию. Вот они, ровные терриконы флю сов, разделенных по разным фракциям. К ним тепловоз по дает вагоны. Экскаватор начи нает погрузку... Трудно назвать все адреса, куда отправляют ценные до бавки для выплавки металла студеновские горняки. У них заключен договор более, чем со ста потребителями. Среди них — Новоляпецкий метал- лургический комбинат, Чере повецкий металлургический завод, завод «Свободный со кол» и другие. К чести горня ков следует отметить, что все заказы потребителей выполня ются точно в срок. — Пока еще новый ком плекс осваивается, но уже в нынешнем году он должен дать девятьсот тысяч тонн флюсов, — говорит управляющий Сту- деновским рудоуправлением В. А. Михайлов. — А в конце пятилетки мы должны выйти по уровню производства на трехмиллионный рубеж. Пущена только первая оче редь Сокольско-Ситовского комплекса, впереди у горняков новые горизонты, каждый день приближает заветный ру беж, определенный проектной мощностью. Осваивается новое оборудование, внедряются тех нические мероприятия. Инженерный расчет под крепляется внедрением пере дового опыта. На многих уча стках находит распространение бригадный метод организации и стимулирования труда. ■— Сейчас по опыту калу жан работает более ста чело век, — говорит начальник от дела научной организации тру да и планирования -Л. Г. Че- лядин. — Бригадный метод по зволил повысить заинтересо ванность в достижения высо ких конечных результатов, действеннее стало социали стическое соревнование. Вот и в канун Дня метал лурга были подведены итоги Лучшими названы бригады машиниста экскаватора В. А. Мещерякова, бурильщика сква жин С. Н. Сушкова, машини ста тепловоза В. А. Овчинни кова, смена первой дробильно обогатительной фабрики П. И. Синявина, ...Тепловоз дал прощальный гудок, и эшелон тронулся. Очередная партия флюсов от правлена на Новолипецкий ме таллургический комбинат. Счет сверхплановой продук ции с начала года превысил уже 60 тысяч тонн. Студенов ские горняки с честью выпол няют свои обязательства. В. ИВАНОВ. Холодный металл... В этом привычном для боль шинства людей сочетании нет ничего необычного: каким же еще быть железу? Но в до менном цехе этн слова те ряют очевидный смысл: пла вится и кипит руда во чреве печи, огненной рекой течет расплавленный чугун В ши рокое жерло чугуновозного ковша. Температура в тыся чу двести градусов по Цель сию не позволяет подойти к желобу, по которому стреми тельно бежит брызжущая искрами лава. Даже на зна чительном расстоянии от этой могучей реки в малиновом за реве плавки лоснятся от обильного пота лица горно вых. Жарко... Яркое свечение металла заставляет меня прищурить глаза. А Сергей Иванович Веретин привычно смотрит на это буйство огня и,, кажет ся, вовсе не замечает сып лющих во все стороны искр, часть которых хищно впива ется в толстый войлок его робы. Стихия огня —- его стихия. И если ты — горно вой, то «огненная профес сия» — это не просто кра сивые слова, а точная харак теристика содержания труда. «.Выпуск между тем про должается. Идет «бурный» чу гун — так профессионалы называют быстрый, в хоро шем темпе выпуск металла. Двадцать минут — и много тонный чугуновозный ковш заполнен, на очереди другой. — Весело работается, ког да металл течет не ленивым потоком, а струится бойким ручьем, —- говорит Сергей Иванович. — К тому же, молено быть уверенным, что из графика мы в таком слу чае не выбьемся, в срок соль ем плавку. К этому стоят добавить, что слить плавку в высоком темпе может позволить себе далеко не любая бригада горновых, такое под силу лишь мастерам самого высо- *кого класса. Ведь это требу ет максимального внимания, профессионализма буквально в каждом движении. Ну, а мастерства Веретину не за нимать. Двадцать лет он ра ботает на литейном дворе —• в самой горячей — и в пря мом, и в переносном смыс ле слова — точке цеха. Вот уже пятый год возглавляет бригаду горновых. Правда, сейчас коллектив трудится в обновленном составе. Недав но пришли на «Свободный сокол» Алексей Кливер и Николай Мещеряков. Попав под начало Веретина, моло дые рабочие искренне счита ют, что нм повезло. И это действительно так. Не толь ко потому, что наставник щедро делится с ними секре тами мастерства. Главное, пожалуй, в другом: Сергей Иванович учит отношению к своему делу, к людям, тебя окружающим. А для челове ка, еще только определяю щего, делать жизнь с кого, это особенно важно. — Когда выбирал профес сию, конечно, знал, что быть доменщиком — дело не из легких, — говорит Алексей Кливер. — И все-же, придя в цех, растерялся: слишком все было необычно. Спасибо, помог Сергей Иванович... Нет, излишней опекой он новичков не баловал. Напро тив, сразу же сполна дал почувствовать и вкус само стоятельной работы, и бремя ответственности за свои дей ствия. Впрочем, бтветствен- ность за работу на «свою» и «чужую» в бригаде не раз деляют. Тем и силен коллек тив, считает Веретин, что всякое дело — будь то на бивка желобов, смена фурм или любая другая операция — делают здесь сообща. По тому и работа спорится, и результаты у бригады луч шие в цехе. — Работай мы иначе — нелегко придется. — сказал Г Сергей Иванович, я в под тверждение ' привел невесе лый пример, что был у мо лодежи перед глазами сов сем недавно. Работала в цехе бригада. В общем неплохая, если су дить о каждом в отдельности. Ну, а обо всех вместе мне ния просто не составишь- Ведь каждый здесь был сам по себе: вот, мол, мой уча сток работы, на нем я «от» и «до» все сделаю, а там хоть трава не расти. Но про фессия доменщика такова, что все ситуации, возникаю щие на литейном дворе, не подгонишь под круг обязан ностей, что перечислены в должностных инструкциях. Без взаимовыручки тут не обойтись. И если видишь, что твоему товарищу по бригаде трудно — как не помочь со седу? Вот этого простого пра вила и не усвоили те масте ра-индивидуалисты. А пото му и не состоялся коллек тив... Как сделать так, чтобы новички не пошли во лож ному пути, не смотрели на мир через призму только собственных интересов? По жалуй, перед Веретиньш та кого вопроса не стояло. Он просто на совесть трудился, а это лучше всяких нотаций и душеспасительных бесед воспитывало парней. Вот лишь один эпизод, иллюстрирую щий его понятие о рабочем долге. На первой печи ©ииваии очередную плавку. Расчет горновых стоял на своих ра бочих местах, каждый был поглощен делом. Однакокра- ем глаза Сергей Иванович заметал, что на соседней пе чи творится что-то неладное^ Казалось бы, а ему-то что» за забота, своих дел хватает.» И все-же, поручив бригаду Алексею Кливеру, он поспе шил к соседям. И вовремя: на второй домне горновые безуспешно старались вруч ную заменить шлаковый сто пор. Попытка за попыткой оканчивалась неудачей. Меж ду тем Ситуация приближа лась к критической точке. Шлаковозиые ковши полны почти до краев, еще немно го — и расплавленный шлак зальет железнодорожные пути. Но Веретину за долгие годы работы и не такое встречалось. С первого же раза точным движением тя желой штанги с утолщением- стопором на конце он «ус мирил» непокорную летку. — Ну, а дальше и сами справитесь, — бросил уже на ходу, возвращаясь к сво ей бригаде. Вот такое отношение к ра боте, предпочтение делу, а не слову и создает Сергею Ивановичу в бригаде автори тет лидера. Да и мастера, начальники смен/ прислуши ваются к его мнению, не счи тают зазорным обратиться к Веретину за советом: свою компетентность он доказыва ет ежедневным отличным трудом. «.В работе часы смены4 бегут незаметно. Вот и по дошло время очередного вы пуска чугуна. — Сегодня, Алексей, бур- машиной будешь управлять ты, — сказал Сергей Ивано вич заметно волновавшему ся Кливеру, надевая не раз опаленную жаром металла куртку .— Не нервничай, я буду рядом, если что — под страхую. — И оба скрылись за дверью пульта управления. «Клюв» бурмашины за скользил по наклонному мо норельсу и вгрызся в чугун ную летку.‘Минута — и по шел чугун очередной плавки. Новые тонны металла приба вились на сверхплановом счету бригады. Сегодня их количество перевалило за полтысячи. ' О. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz