Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Ш *тоя* 1983 г., Л 157 (16 654); Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ЗНА КОМЫЙ ПОВОРОТ ~ Ты не именинница се годня? — спрашивали в то утро, экономиста Людмилу Красову. — Вся светишься- то? х Но Людмила отшучива лась. И все так же стара тельно колдовала над лист ками бумаги, вносила цифры в новые строчки отчетов. И только, когда кабинет пу стел, мысль то и дело воз вращалась к человеку, кото рый в этот день должен стать героем в Елецком про изводственном объединении грузового автотранспорта. Сегодня она ждала отца, во дителя междугородних пе ревозок Николая Ивановича Красова из знаменатель ного рейса, которым он зак рывал календарь одиннад цатой пятилетки. Возле «молнии», расска завшей. об этом событии, собрались водители. Тут бы ли не только ельчане. Кол леги из других городов не скрывали интереса: — И как это он смог? —• Неужели вот так не первой? Эти слова слышала и Люд мила. Слышала и гордилась. В начале пятилетки отец брал обязательство выпол нить план пяти лет за 2,5 года. А победа пришла на двадцать дней раньше. Фак тический грузооборот соста вил. почти три миллиона тонно-километров. Побил он рекорды по экономии ди зельного топлива — сберег более; восьми тысяч литров горючего. Этого количества хватит почти на семь поез док от Ельца до Ленингра да. Успешно справился пе редовик и с другими пункта ми обязательств. ...«-Шкода» бежит по при вычному маршруту. Вот уже й Елец, знакомый пово рот к ПОГА, которым сле дует „Николай Иванович вот уже .'двадцать лет. Долго жданная встреча с товари щами по работе. Такая уж доля междугородников — месяцами друг с другом не встречаются. Только в пути на мгновение мелькнет зна комый номер на машине. Принимал Красов позд равления друзей. Все гово рили наперебой. И хотя при выкли к победам Николая Ивановича, на этот раз ра дость была особенной. А он неожиданно сказал: — Что сделано, то сдела но.- Даю теперь слово, что к Дню автомобилиста 1985 го да еще один пятилетний план выполню, — задумался на минуту и снова повторил твердо: — Выполню! По-разному восприняли это обещание присутствую- щке<- Только в одном были уверены все: Красов слов на ветер не бросает. Давно убе дились, что человек он на дежный. Брал обязательство девятую пятилетку выпол нить за четыре года — и выполнил. Десятую —„за три года и четыре месяца. И вот новый рубеж. ...Мы сидим с Николаем Ивановичем в уютной ком нате „есо дома. Здесь тишина н 'прохлада. Будто и нет за окном летнего зноя. Только доносится тихий шелест лист вы.' Смотрю на окружающую Николая Ивановича обстанов ку и понимаю, как необхо дима бывает вот такая тиши на после напряженного рит ма трассы. В окно загляды вают ветки яблонь, вишни. Сад у Красовых большой. Все эти годы встречает он своего хозяина то белой ки пенью, то богатым урожаем. Снимает утомление, дает но вые силы. Николай Иванович смахи вает рукой упавшие на ши рокий лоб волосы. Будто отодвинул назад усталость. Серые глаза смотрят прямо, открыто. В них угадывается желание наперед узнать ре акцию на свой рассказ. Это и от натуры, и от профес сии. Долгие дороги коротать приходится одному. Сам с собой наедине, да с мысля ми. Вот и торопится он вы сказаться собеседнику, уз нать его мнение. Слушаю Красова, и пред ставляю себе послевоенные годы, безусого паренька, мо лодость которого пришлась на то нелегкое время. Машину получил в сель хозтехнике. Односельчане не могли не заметить, как азарт но ушел в работу их земляк. Как хотелось ему видеть богаче стол колхозников, как радовался первым послевоен ным урожаям. И он рабо тал, не щадя сил, забывая об усталости. Почет и уважение пришли к нему и в коллективе елец ких транспортников. Мой собеседник достает аккурат ный сверток. В нем хранят ся трудовые награды водите ля. Глянцем сверкающие по четные грамоты, удостове рения, дипломы. Читаю: «За многолетнюю работу без до рожно-транспортных проис шествий, нарушений трудо вой и транспоргной дисцип лины...». Таких грамот у Красова три. Здесь же ме даль «За трудовую доб лесть». А вот эти награды рассказывают о достижени ях водителя первого класса за годы девятой и десятой пятилеток. Хранится в до машнем архиве и вымпел «Лучшему водителю управ ления». Не проходит года, чтобы коллектив не чество вал Николая Ивановича как победителя соревнования. Бережно кладу награды на место. А Николай Ивано вич лукаво улыбнулся и спросил: — А ведь признайтесь, наверное, подумали и вы, как многие, что раз человек пе редовик, значит во всем ему навстречу идут, создают Теп личные условия. Да “не сТес- ' няйтесь, такие мнения слЬГ-’ шу часто... Я не стала кривить ду шой. Согласилась, что по добная мысль промелькнула, тем более, действительно, не раз слышала на пред приятиях о подобных ситуа циях. — Что же, тогда разоча рую, — сказал Красов. — Будет даже правильнее, ес ли скажу, что сам я себя в более жесткие условия по ставил. К себе отношусь тре бовательно. Не терплю сла бости ни в каком проявле нии. А мне в связи с этим вспомнился разговор с ин женером по соревнованию ПОГА Р. П. Арсентьевой. Она говорила о высоком про фессионализме Николая Ива новича. И еще о том, что работает он творчески. Ина че как могло бы получиться, что и сегодня Красов тру дится на автомобиле, кото рый прошел уже 750 тысяч километров! Только умелая эксплуатация, технические знания да любовь к своей профессии помогают водите лю продлить век машины. Николай Иванович всегда занят. Если выпала свобод ная минутка — он только около «Шкоды». Машина на техническом обслуживании — не отойдет, пока не убе дится в точности действий ремонтников. А уж коль по ломка где-то произойдет, то он, как опытный врач, ста вит диагноз безошибочно. Когда Николай Иванович возвращается из командиров ки, ждут его в объединении общественные дела. Он проф групорг бригады. В беседах с молодыми водителями охот но делится секретами своего мастерства. Вот хотя бы взять покрышки. Резина рассчитана на 65 тысяч ки лометров пробега. Но у Кра сова она служит почти вдвое больше, потому, что он во время перекачивает шины, проверит в них давление, пе реставит, чтобы правильнее нагрузку распределить. Так по крупицам и собирается экономия. О топливе речь часто за ходит. Подсказывает Нико лай Иванович, как лучше скоростью расход горючего регулировать, использовать открытую дорогу, где и на катом проехать. И про си стему подачи горючечр не забывает напомнить, чтоб всегда в полном порядке бы ла. — Ну, как же все-таки у вас в одной пятилетке — две? — спросила я Красова. — На командировку семь дней отводится, — сказал он. — А я за четверо суток успеваю. И это уже система. Чтобы время экономить на заправке, Пользуюсь . запас ными баками. А в скором времени буду работать с прицепом. Тогда мой автопо езд будет перевозить сразу двадцать тонн. Пока мы вели разговор, с работы вернулась Людмила. Она, как обычно, стала рас сказывать отцу о новостях в коллективе. —* Как встретятся, так на чинаются споры, далеко за полночь засиживаются, — говорят жена Николая Ива новича Любовь Ивановна. Потом вздохнула и добавила: — Столько уж лет прош ло, а не волноваться, когда он в поездке, так и не на училась... — Да, вот без них, моих близких, не было бы и ре кордов,—вступил в разговор Красов. — В нынешнем го ду стал инженером-строите- лем наш старший сын Евге ний. Он получил распределе ние в Приморский край. Ус пешно сдает экзамены за третий курс МИИТа дочь Лариса. Я уезжаю в рейс с хоро шим ” настроением. Знаю: семья, товарищи меня ждут. Т. ФЕДЮНИНА, корр. газеты * Красное знамя», г. Елец. Штрихи к творческому портрету Двадцать пять лет исполнилось Липецкому музыкальному училищу. И все это время, со дня его основания, преподает в училище Виктор Алексеевич Загвоздкин, ныне возглавляю щий дирижерско-хоровое отделение. Р АБОТА у Виктора Алексеевича не из простых: в учили ще приходят 15—17-летние ребята — те, для кого му зыка до сей поры была увле чением. И вот за четыре года педагог должен воспитать про фессионала. Учтем и то, что дирижерско-хоровых отделе ний в музыкальных школах нет, и в дирижеры идут вче рашние пианисты, баянисты... Понятно, насколько важно и сложно не только дать основы профессии, но и увлечь ребят, внушить интерес к тому, что станет делом их жизни. Но самого Виктора Алексее вича кто и когда увлек музы кой? Оказалось, любовное от ношение к ней унаследовал он от отца и деда. Дед играл на скрипке, руководил церковным хором, отец до 70 лет пел в самодеятельности. — Отец, — рассказывает Виктор Алексеевич, — был ос новным инициатором музы кальных увлечений в семье, да и во всем селе. В нашем доме имелись гитара, скрипка, ба лалайка, мандолина. Вскоре появился первый в селе пате фон, а главное — в семье проводались спевки сельского мужского хора. Им управляли сначала дед, потом — отец. В доме звучали старинные рус ские песни в многоголосом исполнении. В музыкальной школе Вик тор Алексеевич не учился, но с детства участвовал в ху дожественной самодеятельно сти, уже восьмилетним вы ступал на смотрах: играл на скрипке, мандолине и гавай ской гитаре, пел. В 1940 году, отлично сдав вступительные экзамены, За гвоздкин поступил в Воронеж ское музыкальное училище по классу домры. Ему посчастли вилось заниматься у велико лепных педагогов и прекрас ных музыкантов — у Павла Ивановича .Шматько и Юрия Васильевича Воронцова. Однако дальнейшие планы по своему перекроила война. Вчерашний первокурсник стал учителем в сельской школе, а в феврале 1943 года был при зван в армию и направлен в Моршанское минометнопуле- мётное училище, после окон чания которого воевал в каче стве командира отделения разведки в воздушно-десант ных войсках. Участвовал в ос вобождении Венгрии и Авст рии, свой военный путь закон чил в Чехословакии. Как ни удивительно созна вать это теперь, но годы вод ны стали началом» становле ния музыканта. Он не только всюду возил с собой гитару и скрипку, но и организовал оркестр и хор, писал песни. Хор и оркестр 117 го отдель- четверти века В. А. Загвоздкин трудится в Липецке. Здесь деятельность его оказалась на удивление разносторонней. Виктор Алексеевич считает, что каждый педагог-дирижер обязан работать не только в классе, но и с хоровым кол лективом, что к этому необ ходимо как можно раньше привлекать и учащихся: «Му зыканта, — говорит он, — нельзя воспитать в кабинете, как нельзя без земли воспи тать агронома». Сам Загвозд кин работает с хором посто янно: сначала в Липецком го- ного гвардейского истреби тельного противотанкового дивизиона, в составе которого воевал В. А. Загвоздкин, вы ступал с концертами, встречая самый горячий прием. Армейская служба для Вик тора Алексеевича закончилась в сентябре 1945 го, Он снова стал учителем, а когда в Во ронежском училище открылось дирижерско-хоровое отделе ние, поехал продолжать му зыкальное образование. За гвоздкин попал в класс Б. И. Бермана — главного дирижера симфонического оркестра Во ронежской филармонии. Те, кто учился в первые послевоенные годы, как пра вило, с особым чувством вспо минают это время: кончилась война, появилась возможность заниматься любимьм делом. По словам Татьяны Ильинич ны Постниковой, учившейся одновременно с Виктором Алексеевичем (ныне она — . преподаватель Липецкого му зыкального училища), Загвозд кин выделялся своей актив ностью, был заводилой, в нем видели старшего опытно го товарища. Как бывший фронтовик, он долго не сни мал военной формы, таким и запомнился. А потом был Харьков, кон серватория и параллельно — работа по направлению кафед ры в Доме офицеров, с ан самблем песни и пляски. На Украине и закончились годы учебы. С тех пор уже более родском Доме пионеров, сей час — с хоровым коллективом УВД. В Доме пионеров он создал ансамбль песни и пляски — настоящий профессиональный коллектив. Работе с детьми Виктор Алексеевич придает особое значение. К нему при ходили разные ребята, в том числе — так . называемые трудные. Приходили и оста вались: И сейчас в училище в классе Загвоздкина разные ученики: трудолюбивые и с ленцой, с хорошими, данными и со средними. Когда Виктор Алексеевич рассказывает о них, заметно, что особенно радуют его первые успехи «средних». ^ Бывшие питомцы В. А. За гвоздкина учились или учат ся в консерваториях и инсти тутах искусства Харько ва, Воронежа, Петроза водска, Ростова, Уфы, работают в Липецке и Липец кой области. На дирижерско- хоровом отделении Липецко го музыкального училища пре подают трое бывших выпуск ников Виктора Алексеевича: Л. П. Козлова, В. Г. Киселе ва, В. Н. Плужников. — Мы много получили от своего педагога, 1— говорит В. Г. Киселева. — Для меня он и сейчас остается настав ником: помогает.в подборе ре пертуара, в налаживании кон тактов с учащимися. Человеком широкого круго зора характеризует Виктора Алексеевича В. Н. Плужников: — Виктор Алексеевич на уроках постоянно приводит примеры из области литерату ры, живописи. Много внима ния уделяет развитию хоро шей речи — доступной, лако ничной, образной. — Дирижерхоровик — это просветитель, пропагандист, работник идеологического фронта. Наши выпускники должны быть осведомлены в вопросах политики, знать ли тературу и смежные искусст ва. Иначе они не смогут рабо тать. Руководить самодеятель ными хоровыми коллективами стало труднее. Даже за пос ледние десять лет сильно из менились дети, изменилось се ло. Растет общая культура, телевидение дает возможность познакомиться с лучшими об разцами художественного творчества. Поэтому работаю щий в самодеятельности дол жен быть не только крепким профессионалом, но и разно сторонним человеком, инте ресным собеседником. Только тогда он завоюет авторитет, и к нему потянутся люди. Сам Виктор Алексеевич по стоянно среди людей. Уже 15 лет он председатель областно го хорового общества. Это значит, что в поле его дея тельности входит организация праздников песни, недель му зыки для детей. И мало, на верное, остается свободного времени? Мой собеседник по жимает плечами: I «Ну, а что можно считать свободным вре менем?» Действительно, что это та кое — свободное время? От чего свободное? Можно ли считать свободным временем то, которое посвящается чте нию, концертам? Для Виктора Алексеевича это часть его труда, накопление впечатле ний, которые когда-нибудь обязательно вспомнятся и ока жутся нужными: в классе, в работе над новым произведе нием, просто в беседе с уче ником. В музыкальном училище за кончился очередной учебный год —* юбилейный, 25-й. Вы пускники скоро разъедутся 1 по местам распределения, на смену им придут вчерашние школьники, и кому-то из них выпадет счастье учиться в классе В. А. Загвоздкина, за служенного работника куль туры РСФСР, отличника на родного просвещения. Челове ка, чья глубокая любовь к му зыке удивительным образом передается и его ученикам. Л. ФЕДОРОВА. ИВАНОВСКИЙ ТЕАТР - СЕЛЬЧАНАМ Успешно проходят в области гастроли Ивановского театра музыкальной комедии. Наши гости выступают не только на основной сцене. Они уже по бывали в гостях у тружени ков колхозов «Заветы Ильича» и «Строитель коммунизма» Липецкого района. В творче ской встрече и концертах при няли участие заслуженные ар тисты РСФСР В. Келин, В. Би- рилло, артисты В. Бедняк, Н. Дорошенко, В. Каннабух, А. Хохлов и другие. Ивановцы показали также спектакль для рабочих завода «Эльта». Ельчане познакомились со спектаклем по пьесе Б. Ра- цера и В. Константинова «Век живи, век люби!». В дни гастролей гости по-, бывают еще в ряде колхозов и совхозов области, 4выступят с шефскими концертами на Новолипецком металлургиче ском комбинате, фабрике «Ли пецкие узоры». Л. ИВАНОВА. В П А М Я Т И О С Т А Н Е Т С Я Н А В Е К И... .Многолюдно было в ми нувшее воскресенье в Цент ральном парке культуры и отдыха Липецка, где прохо дил городской праздник, по священный 40-летню Курской битвы. К этому дню открытая эстрада была украшена стен, дами и панно. С утра по местному радиоузлу переда- * вали песни и марши военных лет. После полудня в парке собрались участники Курской битвы: ветераны войны Пра вобережного, Левобережного, Советского районов. В их честь, звучала музыка духо вых оркестров. Торжествен ной колонной они направи лись к открытой эстраде, где их с цветами встретили уча щиеся школ Липецка. Началась торжественная часть встречи. Воспомина ниями поделился полковник в отставке, ныне помощник начальника областного шта ба гражданской обороны А.-А. Ткаченко. Он расска зал об историческом значе нии Курского сражения, о героизме советских воинов. Мйнутой молчания при сутствующие почтили память погибших. Выступили и дру гие ветераны боев. Право возлон^ть памятную гирлянду к Вечному огню на площади Героев было предоставлено капитанам медслужбы в отставке М. С. БуЗуевой и Л. Д. Кравчук, старшему сержанту в отстав ке Д. Д. Милькову, молодым войнам, студентам. Для участников праздника был дан большой концерт. Н. ПОПОВА, старший методист * ЦПКиО г. Липецка. «НА АДАМОВО РЕБРО...» «Мне известен случай, когда после лечения у знахарки, стоившего немалых денег, больная женщина окончательно потеряла свое здоровье. Между тем, услугами всевозможных «бабок» пользуется немало людей, верящих, что их излечат всевозможными снадобьями. А может, н есть такие? Ведь не зря же говорят о народной медицине? И. .АЛЕХИН, г. Елец». , За многолетнюю врачебную практику ни один мой отпуск не проходил без того, чтобы ко мне не обращались за помощью. Пациенты как будто специально встречают меня то в вагоне, то в доме отдыха. В мастерской, куда я однажды занесла часы для ремонта, шел разговор о болезнях. — Ночами парнишка плохо спал, — говорила пожилая женщина. — Возили в дерев ню к бабке три раза. Загова ривала на адамово ребро. Те перь спит спокойно. — Где же та бабка сейчас? — Старая была... — А я доЧь возила к моло дой знахарке. Говорили: «спе циалист», а не помогла. Я вмешалась в разговор, по просила женщину зайти ко мне. Выяснилось, что у ее дочери не было детей, и она решила обратиться к знахар ке. Та лечила ее настоями из травы и пауков. У молодой женщины часто возникала рвота, и было так более года. Не могла я, естественно, не помочь пострадавшей. Оказа лось, что рефлекторную рвоту у нее постоянно вызывали за пахи, напоминавшие знахарки- но зелье. Назначили женщине комплекс лечения, и к концу моего отпуска она выздорове ла. А я вновь задала себе во прос, «почему, случается, боль ные обращаются не в меди цинское учреждение, а к шеп тунам, лекарям, знахарям, ко торые относят себя к предста вителям народной медицины, а на самом деле являются, в основном, малограмотными, несведущими людьми. Из того, что доверительно поведали мне пациенты, мож но заключить: причины их об ращения к «бабкам» не одно значны. Иногда они действи тельно получают облегчение в результате внушения, доброго слова, массажа и т. д. В не которых случаях, при тяже лых или неизлечимых болез нях, люди стремятся использо вать любой совет. А бывает, что человека толкает к зна харям невнимательность, не тактичность медицинского ра ботника, иногда и недоверие к врачу. Нередко мы видим: врач призывает не курить, а сам не выпускает папиросы изо рта. Последует ли его со вету больной? Нередко чело век идет к «шептуну» из-за своей недостаточной культуры, медицинской грамотности. В общем, понять заболевших людей можно, особенно при неподдающемся лечению тя желом заболевании. Человек всегда верит в избавление от болезни. Однако, как убеждает прак тика, без правильного диаг ноза не может быть правиль ного лечения. А поставить диагноз без специальных ме дицинских знаний просто-на просто невозможно. Как же можно доверять свое здоровье несведущему человеку? Ведь нам и в голову, например, не приходит чинить свеж часы у людей, которые не знают их механизма. Тем не ^менее, зна харям доверяют. И при этом часто рискуют не только здо ровьем, но и жизнью. Хорошо запомнился мне такой траги ческий случай. В семье, где было три доч ки, наконец, дождались сына. Рос мальчик подвижным, бой ким. Однажды мать обнару жила у сынишки пупочную грыжу. Не раздумывая, по везла к бабке, надеясь обой тись без операции. Та приме нила излюбленное лечение знахарей — поставила на жи вот мальчику горшок. В ре зультате нарушения кровооб ращения и ущемления грыжи шестилетний мальчуган скон- нался. А ведь хирургическое вмешательство по поводу гры жи не из категории сложных, риска для жизни не представ ляет. Мы хорошо знаем, что в природе нет каких-то сверх- естественных сил. Наоборот, чудеса творит человек: он ос ваивает космос, побывал на Луне. Медицина пересажива ет людям важные органы, в реанимации возвращают «с того света». И, вместе с тем, у иных людей существует сле пая вера в туманные предска зания гадалок, в безграмотное лечение знахарей. «Бабки» варят снадобья из каракуртов или змей, настаивают водку на пауках или лягушках. Придается «целебность» даже зубному порошку, размешан ному в воде. Знахарство и колдовство, пророчества и гадания не име ют ничего общего с , настоя щей народной медициной, ма терью нашего научного враче вания. Хотя многие из знаха рей и пытаются выдавать се бя за ее знатоков. По их со вету, например, некоторые ув лекаются траволечением, поку пая растения на базаре. Это большой риск. Кто может по ручиться, что кора золотого корня истинная, а не измель ченный (в лучшем случае) ло пух? Нужно строго соблюдать время, правила сбора и суш ки растений, — только тогда они принесут пользу, а не вред. Знахарки к тому же готовят растения к употребле нию в домашних условиях, при которых трудно соблюсти точную дозировку. А ведь из вестно, что безобидных ле карств нет, даже если они приготовлены из трав. Состав лекарств сложен и может действовать не только на пользу, но и во вред здоро- рью. Нельзя также не учиты вать, что действуют лекари и торговцы растениями не без учета своей коммерческой вы годы. Общение со, знахарями де лает человека суеверным. Разбитое зеркало, вещий сон, черная кошка, перебежавшая дорогу, — все эти приметы «плохих событий» портят у слабовольных людей настрое ние, а иногда даже приводят к расстройству нервной систе мы. Человек, поддавшийся суевериям, становится рабом предчувствий и страхов, теря ет волю, сомневается в своих силах. Нам, врачам, нередко при ходится лечить таких людей. Лечим мы и тех, кто пользо вался услугами «бабок». Ле чим бескорыстно, во имя здо ровья и жизни. Г. МУ ТОВ ИНА, врач медсанчасти треста « Промстрой». Полевые ромашки. Фотоэтюд А. Гирева. И. БАЖЕНОВА. Н А В О Л Г Е Свидание с великою рекой — К истокам и основам возвращенье. Души моей утраченный покой Я обретаю, пережив крещенье Молчаньем многозначным берегов, Закатов и рассветов повтореньем... И красоты нетленной тихий зов Звенит над плесом, Словно в день творенья. Летит усталой осени листок, Легко веков немыслимое бремя, И время сквозь меня, как сквозь песок. И я - сквозь время, ДУХОВОЙ ОРКЕСТР - ПРАЗДНИКИ И БУДНИ Нередко ’ можно слышать: духовая музыка — жанр от живший. При этом люди стар шего поколения вспоминают годы, когда музыка духрйых оркестров широко звучала по всюду и, вероятно, испытьша=- ют чувство, напоминающее: •_ ностальгию. Прошедшее, ' ко нечно, не вернуть. И как фор* ма музицирования в быту, в частности, на танцевальных вечерах, духовой оркестр за менился более современными и мобильными формами. Но, думаю, это вовсе не свиде тельствует об упадке. Что, скажем, может заменить ду ховой оркестр в дни праздни ков, торжеств. Духовая му зыка всегда была и остается неоценимым средством музы кально-патриотического вос питания. И кого из нас не вол нуют исполняемые духовым оркестром марш «Прощание, славянки» или вальс «Амур-. ские волны»? С этой музыкой связаны незабываемые вос поминания,. она приносит нам... аромат истории. Впрочем, ре*, пертуар духового оркестра нель-. зя двести к нескольким попу лярным названиям. Он вклюц чает произведения разнооб разных жанров, его возмож ности весьма широки. И об этом свидетельствует творче*-; ская практика и лучших про фессиональных духовых ор кестров, и самодеятельных кол лективов. В нашей области существу ют около семидесяти само деятельных духовых оркест ров, добрую половину кото рых, кстати, составляет моло дежь. Среди коллективов есть оркестры со сложившимися традициями, обладающие вы соким уровнем исполнения. Это народные коллективы ду ховых оркестров дворцов культуры новолипецких ме таллургов и тракторозаводцев, народный духовой оркестр Дома культуры строителей, коллективы духовых оркест ров музыкального училища № 1 и Елецкого элементного завода. Достойными преемниками добрых традиций старших ста ли детские ' самодеятельные духовые оркестры дворцов культуры НЛМК, завода «Сво бодный сокол». И это еще раз свидетельствует о том, что живет и развивается духовая музыка. 'Настоящим ее празд ником стал прошедший в Ли пецке областной марш-парад духовых оркестров. В один из весенних дней двадцать три лучших оркестра области двумя колоннами дви нулись к площади Ленина. Сам этот парадный строй с испол нением торжественных маршей был ярким и нарядным, при влек внимание тысяч жителей и гостей города. На площади Ленина участники марш-пара да образовали большой свод ный оркестр, Символичным выглядело поздравление* уча стников праздника коллек тивом детского духового ор кестра «Товарищ» Дворца культуры и техники НЛМК, Юные музыканты прошли пе ред собравшимися, исполняя «Фантазию на темы револю ционных песен» в обработке В. Шепелева. С патриотиче ским накалом звучали стихи советских поэтов о Ленине, Родине, партии. К подножию памятника вождю были воз ложены цветы. С впечатляю щей мощью более чем 500-. трубный оркестр исполнил «Фанфарный марш» в обра ботке М. Вахутинского и марш «Слава Родине» С. Чернецко го. После этого состоялись концерты в парках. О чем же говорят итоги праздника? В ' первую очередь, о том, что выросли исполни тельский уровень и общест венная значимость многих коллективов, что духовая му зыка успешно развивается. Следует отметить оркестры химического завода Данкова, машиностроительного и ин струментального заводов Лебе дяни, станкостроительного и трубного 1 заводов Липецка, Чаплыгинского и Добринского районйых домов культуры. Что беспокоит? На елецких заводах «Прожекторные угли» и «Гидропривод» коллективы духовых оркестров функцио;.. пируют от случая к. случаю, лишь по поводу различных торжеств. Плоды такой бес системной работы налицо: в репертуаре коллективов име ются лишь по два—три. Х0\ довых произведения, отсут ствуют концертные программы. Заставляет о многом поду мать и тот факт, что от де сятка промышленных пред приятий, учреждений, учебных заведений Ельца в марш-па-, раде смогли принять участие лишь два духовых оркестра. Столь же серьезную тревогу вызывает состояние жанра в учебных заведениях нашей области. Не позволяет пока еще говорить о широком рас пространении духовой музыки и то, что в празднике участ вовали лищь семь из восем надцати районов области. Не были представлены Воловский, Добровский, Долгоруковский, Задонский, ^ Измалковский, Краснйнский,' Лев-Толстовский, Становлянский, Хлевенский, Тербунский, Усманский рай оны. А так хотелось бы, что бы везде духовая музыка за няла достойное место, помогая Коммунистическому воспита нию трудящихся. Е. МЕЛЬНИК, методист межсоюзного Дома самодеятельногэ творчеств—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz