Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
УВАЖАЕМЫЕ Ч И ТАТЕЛ И! Сегодня наш очередной выпуск «Семьи и школы» необычный. Мы приглашаем вас, юношей н девушек, выпускников восьмых и десятых классов, родителей, учителей, партийных и комсомольских работников, шефов базовых предприятий, строек, кол хозов и совхозов, словом, всех тех, кого волнуют вопросы выбора юными будущей профессии, вместе с нашими корреспонден тами внештатного отдела Школ «Ленинско го знамени» побывать во многих учебных заведениях системы профтехобразования области. Каждый, кто причастен к воспитанию молодой рабочей смены, согласится с тем, что за последнее время ни один из видов учебных заведений страны не знал столь стремительных темпов роста. Професс ио нально-техническое образование стало ос новной ступенькой подготовки квалифици рованных рабочих кадров. То лько в нашей области за годы десятой пятилетки в трид цати восьми училищах подготовлено для различных отраслей народного хозяйства более 70 тысяч молодых рабочих. А в ны нешней, одиннадцатой, к ним прибавится еще 80 тысяч специалистов: механизаторов и животноводов, мелиораторов и строите лей, токарей и металлургов. Выбор широк — училища области готовят рабочих по 125 различным специальностям. Парт ия, государство неустанно проявляют заботу о подготовке молодого пополнения рабочего класса. Большое внимание уделя ется этому важнейшему делу и в нашей об ласти. Рекомендации недавнего собрания областного партийно-хозяйственного актива определили основные направления работы общественных организаций, хозяйственных руководителей базовых предприятий, педа гогических коллективов школ и училищ. Всем необходимым располагают сегодня учебные заведения профтехобразования, чтобы растить квалифицированные кадры: прекрасно оборудованные мастерские и ка бинеты, новую технику и инструменты, уютные общежития и столовые, спортивные залы и комплексы... По д началом настав- ников-мастероз производственного обученйя й преподавателей учащиеся проходят нравственную закалку, учатся не только специальности, но и высокому пониманию своего рабочего долга, ответственности пе ред трудовым коллективом. В училищах области идет соревнование под девизом: «Сегодня — отличник учебы, завтра — пе редовик, новатор производства, ударник коммунистического труда». Наш сегодняшний выпуск «Семьи и школы» — это один рассказ, репортаж- хроника об одном дне в училищах области. Наши внештатные корреспонденты побыва ли в училищах, встретились с мастерами- Наставниками, шефами базовых предприя тий, учащимися, выпускниками училищ... СИЕНУ РАСТИТЬ НАН Растут масштабы производства на Новолипецком ме таллургическом заводе, все сложнее новые агрегаты и ме ханизмы, многие йз которых насыщены сложными прибо рами, вычислительной техникой. Высоки требования к тем, кто их обслуживает. О том, как помогает завод рас тить рабочие кадры, рассказывает секретарь парткома НЛМЗ А. И. Те пленичев. — Сколько училищ сего дня работают, если можно так выразиться, на НЛМЗ? — Три. Среднее профтех училище № 10, со сроком обучения три года, техниче ское училище № 27, прини мающее выпускников десяти летки, а также вечерне-смен ное профтехучилище № 16. Эти учебные заведения еже годно дают нам около тыся-! чи специалистов. — Пр иходилось много слышать о разнообразных формах вашей совместной работы, о помощи, которую завод оказывает училищам... — Помогаем мы своим ПТУ, действительно, немало. И, в первую очередь, забо тимся об укреплении и рас ширении учебно-материаль ной базы, о комплектовании училищ педагогическими кадрами, о создании уча щимся нормальных условий труда, учебы, быта. Вся эта работа отражена в перспек тивном комплексном плане... — Что конкретно уже сделано? — За годы двух послед них пятилеток завод постро ил и оснастил всем необхо димым две учебно-производ ственные мастерские на 360 рабочих мест. Только одних материалов и инструмента передано базовым училищам на 250 тысяч рублей. Кроме того, коллективы цехов, ла бораторий и отделов обору довали в 10-м и 27-м учи лищах десять кабинетов. Да и ремонт самих зданий осу ществляется с помощью за вода. — Но, видимо, не только материальная помощь оказы вается. Хотелось бы узнать, как нозолипчане понимают свою роль в совершенствова нии учебного процесса. — Мы сознаем, как вели ко значение преподавателя, мастера производственного обучения в формировании личности молодого рабо чего. Подбором мастеров для училищ у нас занимают ся начальники ц^хов вместе с партийными организациями. Сейчас в училищах работа ют мастерами 17 заводчан. Среди них А. 3. Нуртдинов и А. Е. Кириллов в ТУ-27. Оба — машинисты теплово за, отличные мастера. В том же училище работает В. Н. Разживин из кислородного производства. Он подготовил несколько групп аппаратчи ков, Более 30 высококвалифи цированных . специалистов завода ведут преподаватель скую работу по совмести тельству. Мы очень заинтересованы в повышении квалификации инженерно - педагогических работников училищ. Поэтому для них организуем стажи ровку в цехах. — Как организована про изводственная практика уча щихся. Видимо, не послед нюю роль здесь играет на ставничество? — Практика проводится на рабочих местах. Практи канты закрепляются за луч шими наставниками, имею щими опыт работы с моло дежью. В первом кислородно-кон верторном цехе, например, работает Н. И. Жигулин, де легат XIX съезда комсомола, член ЦК ВЛКСМ. Довелось ему стать шефом-наставни- ком группы ребят из 27-го училища. Среди них был один, как говорят, неподдаю- щийся: учился слабо, нару шал дисциплину. Встретился с подростком Николай Ива нович, поговорил по душам. Тот поверил в честные на мерения наставника, стал вести себя лучше, изменил отношение к учебе. Он ус пешно окончил училище, по ступил в политехнический институт и продолжает учиться. Хочется сказать и о Д. П. Гусеве, начальнике кустового электрорсмонтного цеха. Ве лик его авторитет у ребят, которым он помогает не только овладеть рабочей профессией, но и приобрести точные жизненные ориенти ры. Таких наставников у нас много. — За годы на заводе сло жилось немало хороших тра диций. Среди них, наверное, есть и такие, что помогают воспитывать молодежь, при*- шедшую из ПТУ? — Отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы остановить ся на посвящении в рабочие. На этот вечер приглашаются знатные люди за'вода, пере довики производства. В тор жественной обстановке моло дому человеку вручается ра бочая путевка. Особо поощ ряются выпускники, -которые успешно сдали экзамены и положительно зарекомендо вали себя во время произ водственной практики. Они награждаются Почетными грамотами, им выдаются де нежные премии. Торжествен ные линейки проводятся и в училищах. •Продолжая разговор о традициях, хотелось бы ска зать и о взаимоотношениях, которые сложились / нас с коллективом ГПТУ-10. В училище часто бывают на чальники цехов и отделов, руководители завода. Прово дятся совместные партийные и общие собрания. Училище заключило договоры на со циалистическое соревнование с листопрокатным цехом № 2 и вторым кислородно- конверторным. Важный момент — льготы для учащихся этого учили ща, избравших профессию, связанную с металлургиче ским производством. Завод вот уже пять лет производит этой категории учащихся до плату к стипендии до тариф ной ставки рабочего первого разряда. В среднем это 50— 60 рублей в месяц. А на работников училищ распространены все льготы, которыми пользуются трудя щиеся завода. — Хоте лось бы, заключая наш разговор, услышать о тех выпускниках ПТУ, ко торые ныне состав ляют сла ву и гордость завода. — Сегодня у нас каждый шестой рабочий является вы пускником базовых проф техучилищ. Многие трудят ся добросовестно, с огонь ком. Вот один из примеров. Выпускник ГПТУ № 10 С. Н. Яковлев пришел в цех загрузчиком термических пе чей, овладел смежными про фессиями и теперь работает старшим загрузчиком по чет вертому разряду. С. Н. Яковлев — ударник комму нистического труда. Отлично трудится токарь А. В. Се- миколенов, тоже из этого училища. Он профгрупорг олены, по итогам десятой пятилетки награжден меда лью «За трудовое отличие». Немало бывших выпускни ков 10-го училища, высоко квалифицированных специа листов, стали опытными на ставниками. Например, В. А. Кунченко. Ныне он старший конверторщик первого кон верторного цеха, кавалер орденов Ленина и «Знак По чета». Или А. Д. Кузин. Он награжден орденом Трудово го Красного Знамени, Л. А. Булевский.— орденом Лени на, старший сталевар Н. В. Фирсов награжден меда лью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Среди бывших выпускников этого старейшего в области училища — Герой Социали стического Труда Н. Д. Карпов. Этими людьми впра ве гордиться и училище, и завод. Вместе растили их. Беседу всл Ф. РОМАННИКОВ. * СЕКРЕТАРЬ ПАРТ КОМ А — О М ОЛО ДОМ ПОПОЛНЕНИИ ★ ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ СЕЛЬСКОГО ПРОФ ТЕХУЧИЛИЩА * РАЗМ ЫШЛЕНИЯ М АСТЕРА - НАСТАВНИ ★ ОТ М ОДЕЛЕЙ — К ПРОФЕССИ И ПТУ: П О Р А НАБОРА П РИТИХШИЕ до пер вого сентября школь ные коридоры еще хранят память о событиях ушедшего учебного года в выпусках стенных газет, ма териалах стендов об инте ресных классных часах, вечерах дружбы, спор тивных праздниках. При влекает взгляд уголок про фессиональной ' ориентации, броско, , ярко оформленный, посвященный специальностям службы быта. Этот уголок в Липецкой средней школе № 6 подгото вили шефы -— городское тех ническое училище № 3. Сем надцать профессий могут по лучить здесь юноши и де вушки. Среди них — специ альности рабочих мясо-мо лочной, пищевой промыш ленности, пова-р-кондитер, продавец. Более сорока выпускников школы ежегодно становятся учащимися ТУ-3. И это не случайно. Давняя, почти двад цатилетняя, дружба связыва ет школьников с этим учи лищем, помогает сделать вер ный выбор в жизни. А зачин щиком всех совместных дел стал шефский педагогический отряд «Романтик», который работает в ТУ-3 уже несколь ко лет. Многим ученикам школы, запомнились классные часы с участием мастеров производ ственного обучения. Десяти- КОГДА ВЫБОР СДЕЛАН ... классники не раз еще вспом нят об искусстве нарезки овощей для горячих блюд, холодных закусок и салатов, когда будут готовить обед для семьи или к встрече го стей. А познакомили их с этим искусством преподава тель товароведения Зинаида Дмитриевна Таланова и ма стер Валентина Ивановна Череченко. Вспомнят ребята и уроки по сервировке сто ла преподавателя товарове дения Елены Дмитриевны Карповой. Многие сегодняшние ма стера и преподаватели ТУ-3 — бывшие выпускники сред ней школы № 6. Большим уважением пользуется мастер производственного обучения Надежда Ивановна Понома рева. Совсем недавно пришла Надя в училище, чтобы по лучить профессию повара, а теперь, после учебы в Ви тебском индустриально-педа гогическом техникуме, а за тем в Липецком пединститу те, она стала наставником- мастером своего дела и с увлечением делится своими знаниями и умениями с вос питанниками. Очень важной и интерес ной формой общения стали традиционные «Дни откры тых дверей», конкурсы «За щити профессию», которые проводятся в Доме культуры завода «Центролит». На эти встречи школьники приходят вместе с родителями. О. БОРОВСКИХ. ГОРОД ОК ПОД Д АНК ОВОМ ВОСПИТАТЬ ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ Более двадцати лет работает в Хлевенском СПТУ № 3 за служенный мастер профтехобразования РСФСР Николай Владимирович Пожидаев. За эти годы его школу прошли сотни юношей и девушек, которые ныне трудятся во мно гих хозяйствах области. Трудятся на совесть. Одна приме чательная деталь: почти половина его выпускников получа ют повышенный рабочий разряд. Сегодня Николай Владимирович по нашей просьбе делится своими размышлениями о воспитании молодой рабочей сме ны. Н А ОКРАИНЕ Данкова два года назад вырос небольшой городок, в котором уютно разместились учебные корпуса, мастерские, общежитие, спорткомплекс. Новоселье справило сельское среднее профессионально-тех ническое училище № 9. В ны нешнем году это учебное заве дение будет отмечать 50-летие Ро дня своего образования. За полвека СПТУ № 9 под готовило немало высококвали фицированных специалистов для сельского хозяйства. Толь ко механизаторов широкого профиля из его стен за эти годы вышло более двадцати тысяч. А кроме них училище готовит сельских строителей, электриков, электрогазосвар щиков, токарей-универсалов, диспетчеров оперативной свя зи, машинисток, механизато ров животноводческих ферм, мелиораторов и рабочих мно гих других специальностей. Три года назад, когда училище было преобразовано в среднее, оно стало готовить также и работников сельского бытового обслуживания — прв а р о в , швей, закройщиков индивиду ального пошива. И, надо ска зать, это нововведение оказа лось по душе девушкам, вы пускницам сельских школ — на эти курсы училище набира ет контингент пока только за счет хозяйств своего района. С внештатным фотокоррес пондентом В. Базылевым мы побывали в городке в конце учебного года. Последние дни всегда напряженные: в одних группах еще шли занятия, другие уже выполняли практи ческие работы, преподаватели вместе с учащимися готовились к открытию своего летнего лагеря труда и отдыха. Летом ребята работают в своем учебном хозяйстве, на полях соседних колхозов и совхозов. Все условия есть здесь для того,, чтобы готовить перво классных рабочих для села. Вот, например, кабинет «Трак торы и автомобили», где вел в этот день занятия препода ватель В. Е. Забродин. Каби нет прекрасно оборудован на глядными пособиями, техниче скими средствами, узлами и деталями для практического знакомства с техникой. А окончится урок в классе — ребята смогут закрепить полу ченные знания в учебных ма стерских. Сергей Бирюков и Алексей Грачев в этот день под руководством мастера производственного обучения Анатолия Николаевича Ульяно ва были заняты регулировкой навесного оборудования трак тора. Пройдет еще немного времени, и ребята уже само стоятельно будут выполнять такую же работу, готовясь вы вести технику на поля учебно го хозяйства. Своя жизнь шла в механи ческой мастерской. Учащиеся первого курса группы подго товки трактористов-шоферов Геннадий Логинов и Юрий Малюков под руководст вом мастера производст венного обучения В. М. Рома нова сдавали готовые детали. Судя по выражению лица ма стера, он был доволен их ра ботой. А у шоферов-газоэлектро- сварщиков, второкурсников, итоговые занятия вел мастер производственного обучения Е. В. Пронин. Профессия, ко торой овладевают ребята, до вольно сложная: щоферу- сварщику в полевых условиях нередко приходится выполнять задания оперативно и Само стоятельно, не прибегая к по мощи специализированных служб. Поэтому умение вла деть сваркой для каждого осо бенно важно. Пожалуй, класс-кабинет преподавателя Н. М. Вереки- ной, где занимаются будущие швеи, по сравнению с учеб ными мастерскими можно на звать самым «тихим»: здесь лишь приглушенный, ровный стрекот швейных машин нару шает сосредоточенную тишину. Но сшить готовые детали т- это полдела. Гораздо важнее предварительная работа — вы бор фасона будущехг обновки, раскрой ткани, наметка... За годы обучения девушки в со вершенстве овладевают этими операциями, и можно быть уверенными, что сельские жи тели не будут в обиде на ис полнение заказов в местных домах быта. Данковское СПТУ № 9, спра вив новоселье в новом комп лексе, значительно укрепило свой авторитет в глазах вы пускников школ района и об ласти. За последние два года училище выполняет планы на бора по всем основным про фессиям, нужным селу. Привлекают юношей и де вушек и условия, созданные \\я отдыха и быта. Училище славится своими спортивными Достижениями. Здесь под ру ководством мастера спорта Б. С. Шульгина работают сек ции дзюдо, самбо, вольной борьбы. Учащиеся уверенно выступают в районных сорев нованиях по всем видам спорта. Есть свой вокально-инстру ментальный ансамбль, хоровой, танцевальный коллективы, агитбригада, оркестр народных инструментов. На последнем областном смотре художест венной самодеятельности учеб ных заведений профтехобразо вания СПТУ № 9 завоевало третье место. Во всех хозяйствах района трудятся сегодня выпускники училища. За полвека здесь сложились уже и свои рабочие династии. В совхозе «Долгов- ский» работает бригадиром т^кторной бригады А. А. Ми люков. В свое время он окон чил училище. А теперь здесь учится сын Анатолия Алек сандровича, Юрий. Он будет трактористом. По стопам отца, сельского строителя, пошел и Геннадий Логинов. По оконча нии училища он вернется в совхоз «Донской». По направ лениям родных хозяйств учат ся Сергей Бирюков из сов хоза имени Ленина, братья Ва сины Сергей и Николай из совхоза «Красное знамя» и многие другие. Сейчас ребята разъехались на практику в хозяйства рай она. Во время уборки урожая многие из них будут трудить ся рядом с отцами, старшими братьями. Доброго урожая, счастливого вам пути, ребята! . Л. ДУБИНА. В СЕ соглашаются: вос питательная работа — главное. Но сказать так— значит, не сказать ничего. Ко нечно, важно, какие условия созданы для учебы, быта, от дыха учащихся. Сейчас в этом отношении все училища мало чем отличаются друг от друга. Наше, к примеру*', СПТУ № 3 располагает оборудованными мастере к е м и , хорошей техни кой, общежитием, спортзалом, стадионом. И в других учебно материальная база не хуже, а в чем то и лучше. Думаю, не стоит искать уни версального ответа, как рабо тать мастеру: каждый находит свой «секрет». По многолетнему опыту я убедился, что в наших педаго гических буднях основа всего воспитание у ребят чувства ответственности за собст венные поступки, слова, и тем более — дела. Чувство ответ ственности, долга, если хотите, именно то качество, без кото рого, по моему мнению, про сто не вырастить настоящего хозяина земли. К нам прихо дят разные ребята, и «трудные» тоже. Свою задачу я вижу в том, чтобы научить их не только профессии, но и уме нию жить в коллективе. Ведь если разобраться, то уже в училище ребята попадают в свой первый трудовой коллек тив. Моя опора — комсомольский актив группы. Вместе с ним мастеру легче наладить дисцип лину, порядок, вести контроль за тем, как готовятся ребята к занятиям, как используют сво бодное время. Я вообще убеж ден: хорошо налаженное само управление не только облегча ет работу мастера, но и дает очень многое учащимся. Стоит понаблюдать, напризмер, как ревностно порой спорят ребя та, когда у нас в училище под водятся итоги соревнования групп. Они искренне болеют за честь коллектива, привыкают соотносить результаты учебы и труда каждого с общими. Все последние десять лет мои группы занимают первые места в соревновании. Не раз, как победители, ребята поощрялись туристическими поездками по городам страны. Большие возможности для воспитания чувства коллекти визма раскрывает работа в нашем учебном хозяйстве. Все, начиная от подготовки, ремон та техники до сбора урожая, ребята делают сами. И с пер вых лее самостоятельных ша гов я стараюсь учить их счи тать. Да, считать, прикидывать в цифрах, конкретно, во что обходится их труд, во что вы ливается подчас нерадение. Вот такой пример. Во время практических занятий по вож дению обратил внимание одно го из учащихся, что он не устранил, несмотря на замеча ние, течь топлива из бака. Предложил: давай посчитаем. На снимках: так выглядит главный корпус СПТУ № 9; в учеблом кабинете «Тракторы и автомобили»; практика буду щих электрогазосварщиков. Фото В. Базылева. За 8 часов работы трактора потеря топлива составит около 28 килограммов. А у нас в учи лище 50 таких тракторов. Если каждый учащийся будет н.е: брежен, то мы только за один день потеряем 1700 килограм мов топлива. Нравится ребятам «прикиды вать» конечные результаты р а-" боты в своем учебном хозяйст ве. При хорошем качестве сед ва, уходё за посевами озимых и яровых зерновых культур с шестисот гектаров училище ежегодно получает немалую прибыль. К тому же у нас раз вивается и животноводство — держим на откорме свиней,' Только в прошлом году при быль от учебного хозяйства со ставила около ста тысяч руб лей. Вот так, за годы учебы ребята проходят еще и эконо мические «университеты». Ду маю, что в условиях реализа ции Продовольственной про граммы это немаловажно. Ре альный взгляд на результаты своего труда ребята сохранят и работая в хозяйстве. Реальный, а значит и неравнодушный. Паше училище ежегодно вы пускает свыше двухсот меха низаторов широкого профиля. Я мог бы привести немало при меров того, какую отличную путевку в жизнь дало СПТУ № 3 своим выпускникам. Н. И. Марепков — ныне главный ин женер совхоза «ЕлецЛозов- ский». Еще в училище был удо стоен правительственной награ ды — меддли «За трудовую доблесть» Юрий Бухтояров. Он тогда, работая комбайнером на практике в совхозе «Дмитря- шевский», намолотил свыше пяти тысяч центнеров зерна. Л сейчас Юрий Николаевич от лично трудится в откормсовхо- зе «Хлевенский». Наше училище ведет новый набор. Мы стремимся к тому, чтобы принять в училище как молено больше выпускников по направлениям хозяйств. Ак тивно помогают нам в этом совхозы «Елец-Лозовский», «Хлевенский» и другие. Руко водители их понимают, что тут мы, образно говоря, моло тим общую копну. К сожалению, нс смогу обой дись и без замечаний. Из го да в год пассивно относятся к направлению молодежи в учи лшце такие хозяйства нашего района, как совхозы «Синдя- кииский», «Фомкно-Негачез- ский»,' «Россия», ряд хозяйств Задонского и ВЪловского райо нов. Складывается такое впе чатление, что у них кадров механизаторов избыток, хотя это далеко не так. Наше учи лище должно принимать ребят только по направлениям хо зяйств. Это — твердая гаран тия того, что, получив профес сию, выпускники обязательно вернутся домой, в родные се ла, достойно продолжат тради ции старших. В. ПОЖ ИДАЕВ. И КАРТИНГ, И ДЕЛЬТАПЛАН По воскресеньям над изум рудным полем, ото вблизи села Сырское, взмывают в синее небо огромными фантастиче скими птицами дельтапланы. Их создатели и испытатели — участники секции дельтаплане ристов, созданной три года назад в Липецком городском профессионально - техническом училище № 23. Секцией руко водит преподаватель политех нического института Евгений Павлович Деев, объединивший вокруг себя учащихся ГПТУ № 23, 28, студентов вуза. Интересно самому сработать летающий аппарат. Ну, а что лее еще привлекает юношей в секцию? Вот что ответил Костя Поляков: — Дельтаплан испытывает человека на смелость, наход чивость, словом, позволяет от крыть и утвердить в себе главные мужские «качества. Андрей Смирнов, Юрий Бо- ва, Александр Комаров и дру гие дельтапланеристы не раз побеждали в соревнованиях различного ранга. Завоеванные в спортивной борьбе грамоты помещены на стенде «Наши достижения». Здесь же можно узнать и об успехах картинги стов — есть и такая секция в училище. Руководит ею вы пускник училища ,Геннадий Павлович Ермаков. Секцию посещают не только ребята из училища, но и школьники, мо лодые рабочие. Не случайно появление этих спортивных секций в училище: педагоги преследуют цель не только обучить ребят избран ной рабочей профессии, но и расширить их кругозор, повы сить культурный уровень, ук репить здоровье. В новом же учебном году в училище ре шились на новый подход к на бору в группы станочников: они будут со спортивным ук лоном. Так, обучающиеся на токаря-оператора станков с программным управлением бу дут. заниматься борьбой дзюдо, а будущие слесари по ремонту промышленного оборудования — боксом. Труд и спорт, вза имно дополняя друг друга, помогут педагогам и мастерам растить надежную, 4 здоровую рабочую смену. А. КИРЕЕВА, преподаватель Г ПТУ № 23. ЭТОТ ВЫПУСК ПОД ГОТОВЛЕН ВНЕШТАТНЫМ ОТД ЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИ НСКОГО ЗНАМ ЕНИ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz