Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
т ^т т т ш ш т ; ш и * ’ Б А Р Г А Н О В С КРАСИВОЙ МЕЧИ — А вот и тр актор брата, — кивает Александр на проходя щую мимо машину, — новый хозяин теперь у него... Чело век, видно, старательный, ак куратный. И все же жаль, что яе успел Олег- снять вместе с нами этот урожай! Запах сена здесь густой, тя гучий. Его обильно источают выросшие посреди поля два большущих стога, рядки сва* ленной травы. А та, что стоит еще чуть ни метровой стеной •— до чего хороша! Сочная, стебелек к стебельку, да и гля дится в небо голубыми глазка ми-цветками.... — Нравится? — Красиво. — С инегибридная люцерна, •— поясняет Александр. — Сорт завидный, урожайный... Александр русый, ладно скро енный крепыш. Он что-то мон тирует на дождевальной уста новке, то и дело бросая взгляд в поле — туда, откуда доно сится рокот моторов. Пока ва лить траву сыоовато, накануне выпал дождь. Зато круг за кру гом скашивают участок агрега ты, от которых измельченная зеленка идет на травяную му ку. Вот и поглядывает на них парень. Он занят с дожде валкой, а разве плохо, если бы тут же, рядом, трудился род ной брат. Но Александр1™ понимает: то, к чему призван Олег, сегодня необходимо. В совхозе «Лебедянский», где ' братья Варгановы на особо хо рошем счету, проводили оче редную группу молодежи в ар мию. Всем миром напутствова ли комсомольцев: не ударьте в грязь лицом! А придет, мол, время возвращаться — помни те: село родное ждет! Обнял брата Александр: — Мы с тобой больше, чем родные. В одной бригаде, чай, работаем. Писать о делах-то?.. — А как же! Традиция. «Традиция»,.. — согласился Варганов—старший. Уж он-то, вернувшийся с воинской служ бы два года назад, знает, что такое письма из дома. И не просто из дома. Из своего кол лектива, с работы... По окон чании восьмилетки он был на правлен учиться в Лебедянское СГТТУ. Прилежно осваивал профессию механизатора. А когда проходил практику в своем хозяйстве, то и пригля нулся старейшине совхозных механизаторов Михаилу Мак- симбвччу Булевскому. — Толковый ты парень, Са нта, старательный, трудолюби вый, — прямо говорил он но вичку. —• Но учти: хочешь быть классным специалистом—* ищи постоянно что-то свое. Свою манеру вести трактор, свой режим на косовице, мо лотьбе. Многое это дает в на шем деле. Наверное, такой подход к делу и стал проявлять молодой земледелец, ибо уже в первый год самостоятельной работы трудиться в паре с ним поже лал не кто иной, как сам бри гадир тракторной бригады М. М. Гулевский. Осенью они ■вывели свеклоуборочный комп лекс на копку сладких корней. Александр шел впереди, тща тельно скашивая ботву, Миха ил Максимович взял на себя более сложную операцию. Ус пех зависел от совместных чет ких действий. Копку свеклы механизированное звено вело в хозяйстве лучше других. Тогда и наступил момент, схожий с нынешним на сено косе. Незадолго до завершения полной уборки Александра призвали в армию. Крепко по жал руку новобранцу' первый его наставник, заверил: «Мы с гобой еще поработаем». И то же обещал писать. То, первое письмо из дома, а вернее от совхозных коллег, Алек сандр запомнит на всю жизнь. Сообщалось, что М, М. Гулев ский и он, А. И. Варганов, признаны победителями район ного соревнования на уборке сахарной свеклы: механизиро ванным способом убрали 120 гектаров ценной культуры! Александр был погранични ком, нес охрану отечественных рубежей в сложных природ ных условиях Там, похоже, по-настоящему понял и оценил смысл значения такого важно го фактора, как «естественный союзник». Воины под этим подпазумевают • скажем, выгод ный на каком-то .участке рельеф местности, удобные пе реправы и т. п... Но для чего' •б этом говорим сейчас? Варганов улыбнулся: — -У совхозных кормозаго- товителей естественный союз ник — вода. Что делал бы «Лебедянский» (его стадо — крупнейшее в области!) без орошаемого участка, дающего львиную долю кормов? Александр любовно погладил ходовое колесо поливочного агрегата «Волжанка», на кото ром только что отрегулировал разбрызгиватель, и продолжал: — Нас в бригаде восемь, да еще... Красивая Меча... Образное выражение сразу прояснило все. Я вспомнил, что еще в конторе, главный агроном хозяйства Аркадий Николаевич Самойлов начертил схему орошаемого участка — того самого, на котором те перь велась наша беседа. Пунктир к нему — линия водо вода — отпочковывается от здешней реки. Полноводной, живописной голубой артерии под ЛебеДяныо. Но мало иметь под рукой природный дар, мало и пост роить близ него современную систему. Ведь она в распоря жении совхозных мелиорато ров уже продолжительное вре мя, а должной отдачи до по следних лет не приносила. Александр Барганов с товари щами стал подлинным хозяи ном орошаемого участка. Все началось прошлогодней зимой, когда он вернулся со службы. Тот же М. М. Гулевский обра довал хорошей перспективой: — У нас будет звено заго товителей кормов. Специализи рованное. Попробуем?.. С таким иаставником-то? Мог ли он раздумывать. Пом нил и его совет: осваивать ра боту назубок, искать свой по черк. Все прошлое лето они хозяйничали на орошаемом участке. Старались заставить каждый из 398-ми поливных гектаров сработать лучше, уро жайнее. Осваивали и технику. Есть такая марка косилки Е-301. Один экземпляр этой машины в хозяйстве бездейст вовал, Барганов с помощью Булевского переоборудовал, восстановил его. Сегодня счи тается, что он лучше всех вла деет этим агрегатом. Пп край ней мере, в то, первое, лето весь второй укос провел один. Хорошо действовали дождевал ки, своевременно подрабатыва лась зеленая масса. Итог зако номерен. «...Наши кормодобьгг- чикя, писал в районной газете «Путь Октября» директор сов хоза «Лебедянский» В. П. Сви ридов, —заготовили с каждого поливного гектара за сезон по 56,8 центнера кормовых е д и ниц...» Нынче в совхозе создали действующую на принципах коллективного подряда бригаду кормозаготовителей. С закре плением ,постоянного участка, техники, людей. Тех самых восьми механизаторов, о кото рых упомянул Барганов. С тем же Гулевским во главе. Как идут дела сейчас? Первый укос дает на поливе предварительно по 35 центнеров сена с гекта ра. Отменный показатель! Александр и его товарищи ос воили смежные профессии. Лучше других, скажем, мог со владать с насосной станцией, да и с «Фрегатом», «Волжан кой» В. Н. Щербинин — теперь научил этому каждого. Нет секретов ни на одном из трак торов для М. М. Булевского— все меньше ставится их для остальных членов бригады. Барганов ныне мастер косови цы тоав на свал. «Участок буд то бреет», —говорят товарищи. Делится навыками и он. Новый рубеж коллекти ва—60 цент, кормовых единиц с гектара. Для этого не просто работают качественно — счи тают с карандашом в руках. Требуют улучшить набор трав, и уже этой весной из спец- семсовхоза завезены для раз ведения семена овсяницы тро стниковой — весьма богатого белками сорта. ...Династия механизаторов Варгановых включает в себя еще одного брата — самого старшего—Петра. Радуют того «мальчишки». Александр ж е нился, получил квартиру, ра стит сына. Он еще напишет брату об успехах их бригады, о родном селе. Тот, наверняка, последует его примеру. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец, корр «Ленинского знамени». На снимке: А. Барганов. Фото Ю. Клюева. ♦ Т вои м а ст е р а , п я т и л е т к а ! ♦ Ш т р и х и к п о рт р ет у и н ж е н е р а ♦ З а м е т к и м у з ы к о в е д а о к о н ц е р т а х в « З в е з д н о м » И ДЕАЛЬНУЮ лич ность мне встречать не приходилось. Ви димо, нет таких, ибо сам про цесс становления характера, личности предполагает и ошиб ки, и просчеты, — секретарь комитета комсомола Новоли- децкого металлургического завода сделал многозначитель ную паузу, потом продолжил: *— Но если молодой человек воспитал в себе трудолюбие, то оно формирует личность. Этот давний разговор вдруг вспомнился в тесной к оса тк е третьего листопрокатного цеха НЛМЗ, сплошь уставленной стеллажами, кульманами, сто лами. Здесь конструкторское бюро стана «2000». В нем и работает Володя Галкин, моло дой инженер, трудолюбие ко торого поражало еще в сту денческие годы. Была в политехническом институте, когда он еще на зывался Липецким филиалом Московского института стали и сплавов, группа . МО-1-67. Затейливое название, но отра жающее все сразу. Расшиф ровав его, можно было узнать, что это группа номер один бу дущих специалистов по меха ническому оборудованию заво дов черной и цветной метал лургии, набранная в 1967 году. Были в ней ребята разные: я те, что едва став студента ми, считали, что уже «пойма ли бога за бороду», и те, что сомневались в правильности выбора профессии — «ну что я, девушка, буду делать среди механиков завода?» Были и ребята, которых мало заботи ла будущая профессия, . их прельщал сам процесс учебы, так сказать, студенческая жизнь в чистом виде. Словом, группа как группа, каких в любом институте де сятки. Но был в ней один парень, который .многих удивлял. Нет, не тем, что учился отлично, и не тем, что много читал моно графий и трудов, которые обычно берут в руки лишь преподаватели. Он поражал всех добротой, принципиаль ностью и трудолюбием. По едет, бывало, группа на уборку картошки, встанет на грядки, и все пошли вперед. А Галкин вечно позади. Руками борозду разгребает, каждый клубень старается отыскать. — Володя, ну если копалка не может все поднять на по верхность, неужели ты дума ешь, что такое поде руками можно перерыть? — Так что же, картошку в земле оставлять? —- В глазах недоумение и растерянность. От такого взгляда беспечному однокурснику становилось не по себе* а немного спустя и он начинает борозду разгре бать, за ним — другие. Вот такой он, Галкин. Б На первом курсе к нему долго привыкали. Бывало, по дойдут ребята, спросят: «Во лодь, ты сейчас идешь брать билет?» « Й у >. «Занеси Захару «шпору»: он «поплыл». «Да вы что? Захар же не учит ниче го!», — скажет Галкин и вновь в азартном настроении однокурсников наступает от резвление. Ведь и впрямь сов'- сем развинтился Захар, пора бы и за ум взяться. Но при всем при этом Гал кин считался парнем надеж друг друга, взяв на себя по больше... Наконец пришел Галкин. Мы улыбнулись друг другу, когда нас знакомили, и всем стало ясно, что мы знакомы давно. Чтобы не смущать Володю, те, кто мог оставить работу, вышли, остальные, прихватив папки, чертежи, удалились в дальний угол комнаты. Значит, его оберегают и здесь. Поче му? Не потому ли, что каждого живущего или работающего рядом человека мы хотели бы видеть именно таким — рабо тящим, добрым, отзывчивым, честным^ С У Д Ь Б Ы ЗНАКОМЫЙ ВАРИАНТ ным, умевшим дружить и знав шим цену дружбе. Нет, над его непрактич ностью никто не потешался. Даже отъявленные циники ря дом с ним как-то теряли, свою уверенность. А еще его все любили и, я бы даже сказал., оберегали. От людских пороков. «Смотрите, мужики, при Галкине о вине ни слова» — это в день сти пендии. Или: «Курсовую по начерталке у Галкина не спи сывать. Он, конечно, не отка жет, но...» — и всем станови лось все ясно. Люди рядом с ним как бы очищались, старались быть лучше. Вот и теперь, когда я сижу в конструкторском бюро ста на «2000» и жду Галкина, кото рый, как сказали, «сейчас вер нется от начальства», товарищи по работе, говоря о нем, рису ют знакомый образ. И неволь но радуешься: не растерял, значит, человек и в суматохе производственных дел такого гигантского цеха (тысяча две сти работающих!) все то луч шее, что было заложено с детства. В семье у них пятеро детей. Володя — старший. Вре мя было послевоенное. Потому ничего Лишнего в доме не имели. Одевались скромно, пи тались — тоже. У каждого из детей хотя и была своя обя занность по дому, но все стре мились кактто облегчить жизнь — Поздравляю тебя с при суждением премии Ленинского комсомола. — Спасибо. Но наш вклад мизерный в это дело. Разрабо тали новый способ смены вал ков ребята с Новокраматор- ского машиностроительного за вода, а мы лишь внедрили его. Премия дана на девять чело век. —- Премий просто так не дают. Расскажи, лучше, в чем суть новинки. — Чт0 такое валки на стане, знаешь? От их состояния за висит качество проката. Чем чаще их меняешь, тем лучше профиль листа. Но смена вал ков — дело трудоемкое. Рань ше специальные тележки вы таскивали их, потом кран цеп лял, потом все повторялось с новыми валками. Трудно бы ло, а главное времени много теряли. Вот и придумали ребя та Новокраматорска перева лочное устройство совершенно иного типа. Там все на гидрав лике. Пятнадцать минут — и новые валки в работе. — Каков же экономический эффект от внедрения? — Считали его наши эконо мисты. Получилось 200 тысяч рублей в год. Но важно не только это. Труд людей облег чился. — Премия вручена тебе и Саше Володину. Расскажи о нем. — Хороший парень. Очень трудолюбивый. Иначе бы ему не доверили руководить таким сложным участком, который в ответе за всю гидравлику цеха я смазку. Цех ведь у нас в километр длиной, все в нем вращается, крутится день и ночь. Значит, повсюду нужна своевременная и качественная смазка. Справляются. Саша, он такой, решительный, волевой. Сразу любит брать быка за ро га. Когда внедряли новинку, ему пришлось попотеть. — А тебе? — Конструктор в цехе ну жен для того, чтобы по ходу работы над ремонтом или вне дрением нового оборудования вносить коррективы. При раз работке всего не учтешь. Там размеры не те, тут конструк ция не устраивает. К тому же прокатчики выдвигают свои предложения: «Хорошо бы сделать еще и вот так». Но сказать —это одно. А как сде лать, тут уж конструктору на до думать. — И много пришлось думать, когда внедряли новые перева лочные устройства? — Много, много, — кто-то яе выдержал и подал голос из дальнего угла комнаты. — Он тут ночами сидел. К тому же сидел как на иголках — его жена должка была второго ре бенка родить. — Сашка родился, — трога тельно говорит Володя и улы бается. Потом мы идем в цех. Смот рим новую машину, говорим о предстоящих разработках, наблюдаем за сменой валков. Все это время мы стараемся увидеть Сашу Володина, спра шиваем о нем у рабочих. — Да только что был здесь. Наверное, на четвертой мотал ке. — Был У нас. В подвальное помещение спустился. Работа в прокатном цехе та кая, что не посидишь, не по куришь. Случилась пауза — сбегай, попей газировки с солью и снова за дело. Стан— это машина, которая должна работать точнее часов: сотые доля миллиметра приходится «ловить» при обжатии сляба. Потому не удивительно, что так долго мы не могли оты скать второго лауреата премии Ленинского комсомола. А ког да нашли — было уже не до разговоров: на стане что-то не заладилось. Но зато я видел, как работает он. Вот уже, дей ствительно, все в руках горит! И ребята на его участке подо брались под стать мастеру. Вот я и думаю: прав был тогда комсомольский вожак за вода, в человеке главное —- умение работать, трудолюбие, все остальное само собой при ложится. А. МОРГАЧЕВ. НО В О С ЕЛЫ ГОВОРЯТ и м «СПАСИБО» —И появляются па плане .Липецка новые улицы, новые микрорайоны. И вселяются в новые красивые, удобные, благоустроенные дома металлурги и тракторостроители, педа гоги и создатели сложнейших станков, трубо литейщики и автомобилисты, врачи и ученые. И добрым словом вспоминают все они о лю дях, которых вы видите на снимках. Среди тех, кто строит Липецк, чей труд вложен в широкие проспекты и современные здания нашего бурно растущего города, мно го молодежи. Большинство этих парней и девчат, даже если они коренные липчане, вряд ли могут помнить, каким был Липецк тридцать—сорок лет назад. Их Липецк так же молод, так же устремлен в завтрашний день, как и они сами. И они гордятся тем, что своими руками меняют его облик. 19-й микрорайон. Здесь трудится сегодня прослав ленная бригада заслуженного строителя РСФСР В. Д. Скулкова из строительного уп равления № 3 треста «Жилстрой». Она воз водит девятиэтажный дом. Каменщики обяза лись закончить работы к своему профессио нальному празднику — Дню строителя. И слово свое они держат твердо. Полторы нор мы в день — таков их ставший традицион ным показатель. На снимке внизу вы видите троих членов этого коллектива — каменщи ков А. М. Монаенкова, В. А. Тюленева и Н. Е. Скоркина. А на другом снимке — одна из лучших крановщиц управления механизации № 2 тре ста «Липецкстроймеханизация» комсомолка Татьяна Шальнева. Она тоже строит жилые дома в областном центре. Мы познакомили вас лишь с несколькими мастерами из огромной армии строителей Ли пецка. С несколькими людьми, кому новоселы говорят «спасибо». Фото Ю. Клюева. Ц Л»: М У З Ы К А ИЛИ ТЕХНИКА? Как рождается песня? Сна чала поэт сочиняет стихи, а потом композитор кладет их на музыку или наоборот — композитор сочиняет ‘музыку, к которой потом подбирает стихи? Как бы там ни было, ясно одно: в песне музыка и слово в нерасторжимой связи. Происходит взаимодействие двух начал, взаимопроникно вение двух искусств — по эзии и музыки. И главным, руководящим началом, конеч но, является поэтический об раз, идея, которую несет худо жественное слово; музыка лишь помогает полнее и глуб же раскрыть содержание сти хов, острее выделяет момен ты кульминаций и спадов. Нетрудно заметить: песни, где не получился такой кон такт музыки и слова, не про изошло этого самого взаимо действия, такие песни, только родившись, — умирают. , Современная песня — явле ние сложное, многожанровое. Здесь и любовная лирика, и песни, наполненные граждан ским пафосом, песни полити ческого звучания, за мир, дружбу, и песни мирного строительства и труда. Но все эти столь разные произведе ния объединяет нечто общее, а именно — условия бытова ния. Где, когда и как мы можем познакомиться с новой песней? По радио, телевиде нию, в грамзаписи... Но ес ли запись на радио, телевиде нии и уж тем более грамза пись представляет нам наибо лее «идеальный» вариант зву чания, то концертное исполне ние ни с чем не сравнимо по силе эмоционального воздей ствия. Итак, концерт — выс шая, наиболее интересная и всем доступная форма нашего общения с песенным искусст вом, с творчеством поэтов и композиторов. Немаловажный фактор — исполнительская сторона дела. Часто песня становится популярной пото му, что ее исполнил популяр ный ансамбль или солист. Но вернемся к концерту и пойдем ну, хотя бы, на не давние большие эстрадные программы во Дворец спорта «Звездный». И хотя предметом разговора не является про грамма концерта как таковая, хочу посетовать: львиную до лю времени в ней заняли кон ферансье, которых было, мяг ко скажем, многовато и кото рые выступали в одном ам плуа, сочетающем в себе «юмориста-пародиста» и рабо чего сцены. Итак, мы отправились в «концертный зал», а лучше сказать, на спортивную пло щадку, ибо, к великому сожа лению, современные исполни тели предпочитают в качестве аудитории поллпгустые двор цы спорта и стадионы, неже ли переполненные концертные залы. Об акустике такого за ла говорить не приходится. Рассчитана она не столько на пение, сколько на свистки су дей и гул болельщиков. Вот и представьте, сколько нужно усилителей, динамиков, чтобы «прокачать» такое солидное пространство, наполнить все его уголки далеко не оперны ми голосами современных ис полнителей? Тонны аппаратуры! Но это не проблема. Эти тонны при сутствуют даже в избытке. Ансамбли словно состязаются в громкости, мощности своего звучания. Словно решили: кто сильнее оглушит зрителя — тот и лучше! Причем инстру ментальное звучание всегда перекрывает своей силой во кал. Почему же музыканты не могут играть тише, а певцы •— петь громче? Почему кро ме стука ударных в грудную клетку и всплесков гитар и синтезаторов в ушах мы не можем уловить, почувствовать то самое взаимопроникнове ние слова и музыки, о кото ром я говорил? А где же искусство исполни теля, певца, который должен донести смысл, суть, нюансы своей трактовки до аудито рии? Но... от певца почти ни чего не зависит. У «руля» всех концертов стоит один человек, без которого никто на сцене не споет и Не сыграет так, как ему хочется спеть и сыг рать. «Дирижером и режиссером» всей сложной техники являет ся радиооператор. Это он ре гулирует мощность и плот ность звуковой ткани, запол няющей зал. Это он может дать возможность снеть или не спеть, сыграть или не сыграть вовремя участнику ансамбля. Иметь музыкальное образова ние для этого — вовсе не обязательно, надо лишь быть достаточно компетентным ра диоинженером. И вот сидит радиоинженер за пультом. Ан самбль «Надежда» исполняет в новой интерпретации песню «Нежность» Пахмутовой. И вдруг оператор «всего лишь» не успевает повернуть рыча жок. Певица уже поет, но ее никто не слышит... Зато ее партнер поет за двоих, а его бы лучше немного «убрать». Но... оператору «виднее». Будем справедливы: в ис полнении ансамбля «Надеж да», а лучше сказать, в работе оператора «Надежды» мы псе же могли понять, вернее — услышать слова песни. Не от того ли,, что репертуар был более чем знаком липецким зрителям? Сказать это о пес нях рок-группы «Москва» не возможно. Музыка Д. Тухма- нова оУень интересна, но и очень сложна ритмически, ин тонационно. В оркестровке много интересных эффектов, тембровых находок. И все это заставляет тем более чут ко вслушиваться в слова, му зыку, интонации поющего, проникая в суть песни, пости гая все оттенки. К сожале нию, за исключением отдель ных слов, фраз смысл остает ся за пределами зрительского восприятия. Ощущается лишь общий настрой, общий пульс музыки Тухманова. И опять оператор «Москвы» на свой .личный вкус настроил звуча ние ансамбля, хотя многим хотелось бы все же услышать и понять, о чем поют? Ведь поют-то на русском языке! Возникает вопрос: можно ли , полагаться только на личный «вкус» названного оператора в таком важном деле, как вос питание массовой зрительской, особенно молодежной, аудито рии? Не должны ли тут ре шающее слово сказать именно музыканты, певцы, композито ры — какой бы им хотелось услышать свою песню? Конечно, нельзя этот упрек отнести абсолютно ко всем коллективам, приезжающим в Липецк. Ярким примером тон чайшего взаимопонимания между музыкантами и опера торами является выступление оркестра под управлением Олега Лундстрема. Хочется, чтобы все приезжающие ан самбли обратили внимание на «техническую» сторону своих выступлений и больше прислу шивались к мнению тех, для кого они поют. А- МАРТЫНОВ, музыковед. К О СМ О Н А В Т О В , 31 Этот адрес хорошо знают многие ребята. Охотно бывает здесь и мой сын Алеша. Здесь, — то есть в комнате школь ника, одной из тех, что от крыты по месту жительства для наших детей. В дни летних каникул двери ее открыты с утра. Увлекательных дел для ребят — множество. Девочки, скажем, учатся вязать, мальчи ки занимаются выжиганием по дереву, радиотехникой, в фут больной секции. Заслуга в том, что у наших мальчишек и девчонок, кото рые посещают эту комнат такие насыщенные, интерес яые каникулы, учительниц Липецкой средней школы № < С. М. Николаевой, педагога - организатора А. И. Ролдугино: их помощников, и конечно ж шефов из управления жилип но-коммунального хозяйсп НЛМЗ. Спасибо им всем за эт Р. ВОРОБЬЕВА, заведующая кабинетом института усовершенствования учителей. Г Р А Ф - П О М О Щ Н И К КРИМИНАЛИСТОВ Среди завсегдатаев лабора тории в отделении милиции го рода Юрмалы есть один не обычный посетитель — служеб ная овчарка по кличке Граф. Технология работы» Графа на первый взгляд проста. Снача ла специалисты по кримина листической одорологии (так называется и лаборатория, в которой служит Граф) собира ют на месте преступления от печатки запахов скрывшегося преступника. Затем эти неве сомые улики бережно перен< сятся в специальное хранил! ще, где собрана картотека п< добных же «отпечатков», вз: тых в разное время у состо: щих на* учете в милиции людей, подозреваемых в с< вершении преступления. Графу остается лишь сличал эти запахи — именно этом делу обучали его в школе сл] жебного собаководства. (ТАСС^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz