Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

т ^т т т ш ш т ; ш и * ’ Б А Р Г А Н О В С КРАСИВОЙ МЕЧИ — А вот и тр актор брата, — кивает Александр на проходя­ щую мимо машину, — новый хозяин теперь у него... Чело­ век, видно, старательный, ак­ куратный. И все же жаль, что яе успел Олег- снять вместе с нами этот урожай! Запах сена здесь густой, тя­ гучий. Его обильно источают выросшие посреди поля два большущих стога, рядки сва* ленной травы. А та, что стоит еще чуть ни метровой стеной •— до чего хороша! Сочная, стебелек к стебельку, да и гля­ дится в небо голубыми глазка­ ми-цветками.... — Нравится? — Красиво. — С инегибридная люцерна, •— поясняет Александр. — Сорт завидный, урожайный... Александр русый, ладно скро­ енный крепыш. Он что-то мон­ тирует на дождевальной уста­ новке, то и дело бросая взгляд в поле — туда, откуда доно­ сится рокот моторов. Пока ва­ лить траву сыоовато, накануне выпал дождь. Зато круг за кру­ гом скашивают участок агрега­ ты, от которых измельченная зеленка идет на травяную му­ ку. Вот и поглядывает на них парень. Он занят с дожде­ валкой, а разве плохо, если бы тут же, рядом, трудился род­ ной брат. Но Александр1™ понимает: то, к чему призван Олег, сегодня необходимо. В совхозе «Лебедянский», где ' братья Варгановы на особо хо­ рошем счету, проводили оче­ редную группу молодежи в ар­ мию. Всем миром напутствова­ ли комсомольцев: не ударьте в грязь лицом! А придет, мол, время возвращаться — помни­ те: село родное ждет! Обнял брата Александр: — Мы с тобой больше, чем родные. В одной бригаде, чай, работаем. Писать о делах-то?.. — А как же! Традиция. «Традиция»,.. — согласился Варганов—старший. Уж он-то, вернувшийся с воинской служ­ бы два года назад, знает, что такое письма из дома. И не просто из дома. Из своего кол­ лектива, с работы... По окон­ чании восьмилетки он был на­ правлен учиться в Лебедянское СГТТУ. Прилежно осваивал профессию механизатора. А когда проходил практику в своем хозяйстве, то и пригля­ нулся старейшине совхозных механизаторов Михаилу Мак- симбвччу Булевскому. — Толковый ты парень, Са­ нта, старательный, трудолюби­ вый, — прямо говорил он но­ вичку. —• Но учти: хочешь быть классным специалистом—* ищи постоянно что-то свое. Свою манеру вести трактор, свой режим на косовице, мо­ лотьбе. Многое это дает в на­ шем деле. Наверное, такой подход к делу и стал проявлять молодой земледелец, ибо уже в первый год самостоятельной работы трудиться в паре с ним поже­ лал не кто иной, как сам бри­ гадир тракторной бригады М. М. Гулевский. Осенью они ■вывели свеклоуборочный комп­ лекс на копку сладких корней. Александр шел впереди, тща­ тельно скашивая ботву, Миха­ ил Максимович взял на себя более сложную операцию. Ус­ пех зависел от совместных чет­ ких действий. Копку свеклы механизированное звено вело в хозяйстве лучше других. Тогда и наступил момент, схожий с нынешним на сено­ косе. Незадолго до завершения полной уборки Александра призвали в армию. Крепко по­ жал руку новобранцу' первый его наставник, заверил: «Мы с гобой еще поработаем». И то­ же обещал писать. То, первое письмо из дома, а вернее от совхозных коллег, Алек­ сандр запомнит на всю жизнь. Сообщалось, что М, М. Гулев­ ский и он, А. И. Варганов, признаны победителями район­ ного соревнования на уборке сахарной свеклы: механизиро­ ванным способом убрали 120 гектаров ценной культуры! Александр был погранични­ ком, нес охрану отечественных рубежей в сложных природ­ ных условиях Там, похоже, по-настоящему понял и оценил смысл значения такого важно­ го фактора, как «естественный союзник». Воины под этим подпазумевают • скажем, выгод­ ный на каком-то .участке рельеф местности, удобные пе­ реправы и т. п... Но для чего' •б этом говорим сейчас? Варганов улыбнулся: — -У совхозных кормозаго- товителей естественный союз­ ник — вода. Что делал бы «Лебедянский» (его стадо — крупнейшее в области!) без орошаемого участка, дающего львиную долю кормов? Александр любовно погладил ходовое колесо поливочного агрегата «Волжанка», на кото­ ром только что отрегулировал разбрызгиватель, и продолжал: — Нас в бригаде восемь, да еще... Красивая Меча... Образное выражение сразу прояснило все. Я вспомнил, что еще в конторе, главный агроном хозяйства Аркадий Николаевич Самойлов начертил схему орошаемого участка — того самого, на котором те­ перь велась наша беседа. Пунктир к нему — линия водо­ вода — отпочковывается от здешней реки. Полноводной, живописной голубой артерии под ЛебеДяныо. Но мало иметь под рукой природный дар, мало и пост­ роить близ него современную систему. Ведь она в распоря­ жении совхозных мелиорато­ ров уже продолжительное вре­ мя, а должной отдачи до по­ следних лет не приносила. Александр Барганов с товари­ щами стал подлинным хозяи­ ном орошаемого участка. Все началось прошлогодней зимой, когда он вернулся со службы. Тот же М. М. Гулевский обра­ довал хорошей перспективой: — У нас будет звено заго­ товителей кормов. Специализи­ рованное. Попробуем?.. С таким иаставником-то? Мог ли он раздумывать. Пом­ нил и его совет: осваивать ра­ боту назубок, искать свой по­ черк. Все прошлое лето они хозяйничали на орошаемом участке. Старались заставить каждый из 398-ми поливных гектаров сработать лучше, уро­ жайнее. Осваивали и технику. Есть такая марка косилки Е-301. Один экземпляр этой машины в хозяйстве бездейст­ вовал, Барганов с помощью Булевского переоборудовал, восстановил его. Сегодня счи­ тается, что он лучше всех вла­ деет этим агрегатом. Пп край­ ней мере, в то, первое, лето весь второй укос провел один. Хорошо действовали дождевал­ ки, своевременно подрабатыва­ лась зеленая масса. Итог зако­ номерен. «...Наши кормодобьгг- чикя, писал в районной газете «Путь Октября» директор сов­ хоза «Лебедянский» В. П. Сви­ ридов, —заготовили с каждого поливного гектара за сезон по 56,8 центнера кормовых е д и ­ ниц...» Нынче в совхозе создали действующую на принципах коллективного подряда бригаду кормозаготовителей. С закре­ плением ,постоянного участка, техники, людей. Тех самых восьми механизаторов, о кото­ рых упомянул Барганов. С тем же Гулевским во главе. Как идут дела сейчас? Первый укос дает на поливе предварительно по 35 центнеров сена с гекта­ ра. Отменный показатель! Александр и его товарищи ос­ воили смежные профессии. Лучше других, скажем, мог со­ владать с насосной станцией, да и с «Фрегатом», «Волжан­ кой» В. Н. Щербинин — теперь научил этому каждого. Нет секретов ни на одном из трак­ торов для М. М. Булевского— все меньше ставится их для остальных членов бригады. Барганов ныне мастер косови­ цы тоав на свал. «Участок буд­ то бреет», —говорят товарищи. Делится навыками и он. Новый рубеж коллекти­ ва—60 цент, кормовых единиц с гектара. Для этого не просто работают качественно — счи­ тают с карандашом в руках. Требуют улучшить набор трав, и уже этой весной из спец- семсовхоза завезены для раз­ ведения семена овсяницы тро­ стниковой — весьма богатого белками сорта. ...Династия механизаторов Варгановых включает в себя еще одного брата — самого старшего—Петра. Радуют того «мальчишки». Александр ж е­ нился, получил квартиру, ра­ стит сына. Он еще напишет брату об успехах их бригады, о родном селе. Тот, наверняка, последует его примеру. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец, корр «Ленинского знамени». На снимке: А. Барганов. Фото Ю. Клюева. ♦ Т вои м а ст е р а , п я т и л е т к а ! ♦ Ш т р и х и к п о рт р ет у и н ж е н е р а ♦ З а м е т к и м у з ы к о в е д а о к о н ц е р т а х в « З в е з д н о м » И ДЕАЛЬНУЮ лич­ ность мне встречать не приходилось. Ви­ димо, нет таких, ибо сам про­ цесс становления характера, личности предполагает и ошиб­ ки, и просчеты, — секретарь комитета комсомола Новоли- децкого металлургического завода сделал многозначитель­ ную паузу, потом продолжил: *— Но если молодой человек воспитал в себе трудолюбие, то оно формирует личность. Этот давний разговор вдруг вспомнился в тесной к оса тк е третьего листопрокатного цеха НЛМЗ, сплошь уставленной стеллажами, кульманами, сто­ лами. Здесь конструкторское бюро стана «2000». В нем и работает Володя Галкин, моло­ дой инженер, трудолюбие ко­ торого поражало еще в сту­ денческие годы. Была в политехническом институте, когда он еще на­ зывался Липецким филиалом Московского института стали и сплавов, группа . МО-1-67. Затейливое название, но отра­ жающее все сразу. Расшиф­ ровав его, можно было узнать, что это группа номер один бу­ дущих специалистов по меха­ ническому оборудованию заво­ дов черной и цветной метал­ лургии, набранная в 1967 году. Были в ней ребята разные: я те, что едва став студента­ ми, считали, что уже «пойма­ ли бога за бороду», и те, что сомневались в правильности выбора профессии — «ну что я, девушка, буду делать среди механиков завода?» Были и ребята, которых мало заботи­ ла будущая профессия, . их прельщал сам процесс учебы, так сказать, студенческая жизнь в чистом виде. Словом, группа как группа, каких в любом институте де­ сятки. Но был в ней один парень, который .многих удивлял. Нет, не тем, что учился отлично, и не тем, что много читал моно­ графий и трудов, которые обычно берут в руки лишь преподаватели. Он поражал всех добротой, принципиаль­ ностью и трудолюбием. По­ едет, бывало, группа на уборку картошки, встанет на грядки, и все пошли вперед. А Галкин вечно позади. Руками борозду разгребает, каждый клубень старается отыскать. — Володя, ну если копалка не может все поднять на по­ верхность, неужели ты дума­ ешь, что такое поде руками можно перерыть? — Так что же, картошку в земле оставлять? —- В глазах недоумение и растерянность. От такого взгляда беспечному однокурснику становилось не по себе* а немного спустя и он начинает борозду разгре­ бать, за ним — другие. Вот такой он, Галкин. Б На первом курсе к нему долго привыкали. Бывало, по­ дойдут ребята, спросят: «Во­ лодь, ты сейчас идешь брать билет?» « Й у >. «Занеси Захару «шпору»: он «поплыл». «Да вы что? Захар же не учит ниче­ го!», — скажет Галкин и вновь в азартном настроении однокурсников наступает от­ резвление. Ведь и впрямь сов'- сем развинтился Захар, пора бы и за ум взяться. Но при всем при этом Гал­ кин считался парнем надеж­ друг друга, взяв на себя по­ больше... Наконец пришел Галкин. Мы улыбнулись друг другу, когда нас знакомили, и всем стало ясно, что мы знакомы давно. Чтобы не смущать Володю, те, кто мог оставить работу, вышли, остальные, прихватив папки, чертежи, удалились в дальний угол комнаты. Значит, его оберегают и здесь. Поче­ му? Не потому ли, что каждого живущего или работающего рядом человека мы хотели бы видеть именно таким — рабо­ тящим, добрым, отзывчивым, честным^ С У Д Ь Б Ы ЗНАКОМЫЙ ВАРИАНТ ным, умевшим дружить и знав­ шим цену дружбе. Нет, над его непрактич­ ностью никто не потешался. Даже отъявленные циники ря­ дом с ним как-то теряли, свою уверенность. А еще его все любили и, я бы даже сказал., оберегали. От людских пороков. «Смотрите, мужики, при Галкине о вине ни слова» — это в день сти­ пендии. Или: «Курсовую по начерталке у Галкина не спи­ сывать. Он, конечно, не отка­ жет, но...» — и всем станови­ лось все ясно. Люди рядом с ним как бы очищались, старались быть лучше. Вот и теперь, когда я сижу в конструкторском бюро ста­ на «2000» и жду Галкина, кото­ рый, как сказали, «сейчас вер­ нется от начальства», товарищи по работе, говоря о нем, рису­ ют знакомый образ. И неволь­ но радуешься: не растерял, значит, человек и в суматохе производственных дел такого гигантского цеха (тысяча две­ сти работающих!) все то луч­ шее, что было заложено с детства. В семье у них пятеро детей. Володя — старший. Вре­ мя было послевоенное. Потому ничего Лишнего в доме не имели. Одевались скромно, пи­ тались — тоже. У каждого из детей хотя и была своя обя­ занность по дому, но все стре­ мились кактто облегчить жизнь — Поздравляю тебя с при­ суждением премии Ленинского комсомола. — Спасибо. Но наш вклад мизерный в это дело. Разрабо­ тали новый способ смены вал­ ков ребята с Новокраматор- ского машиностроительного за­ вода, а мы лишь внедрили его. Премия дана на девять чело­ век. —- Премий просто так не дают. Расскажи, лучше, в чем суть новинки. — Чт0 такое валки на стане, знаешь? От их состояния за­ висит качество проката. Чем чаще их меняешь, тем лучше профиль листа. Но смена вал­ ков — дело трудоемкое. Рань­ ше специальные тележки вы­ таскивали их, потом кран цеп­ лял, потом все повторялось с новыми валками. Трудно бы­ ло, а главное времени много теряли. Вот и придумали ребя­ та Новокраматорска перева­ лочное устройство совершенно иного типа. Там все на гидрав­ лике. Пятнадцать минут — и новые валки в работе. — Каков же экономический эффект от внедрения? — Считали его наши эконо­ мисты. Получилось 200 тысяч рублей в год. Но важно не только это. Труд людей облег­ чился. — Премия вручена тебе и Саше Володину. Расскажи о нем. — Хороший парень. Очень трудолюбивый. Иначе бы ему не доверили руководить таким сложным участком, который в ответе за всю гидравлику цеха я смазку. Цех ведь у нас в километр длиной, все в нем вращается, крутится день и ночь. Значит, повсюду нужна своевременная и качественная смазка. Справляются. Саша, он такой, решительный, волевой. Сразу любит брать быка за ро­ га. Когда внедряли новинку, ему пришлось попотеть. — А тебе? — Конструктор в цехе ну­ жен для того, чтобы по ходу работы над ремонтом или вне­ дрением нового оборудования вносить коррективы. При раз­ работке всего не учтешь. Там размеры не те, тут конструк­ ция не устраивает. К тому же прокатчики выдвигают свои предложения: «Хорошо бы сделать еще и вот так». Но сказать —это одно. А как сде­ лать, тут уж конструктору на­ до думать. — И много пришлось думать, когда внедряли новые перева­ лочные устройства? — Много, много, — кто-то яе выдержал и подал голос из дальнего угла комнаты. — Он тут ночами сидел. К тому же сидел как на иголках — его жена должка была второго ре­ бенка родить. — Сашка родился, — трога­ тельно говорит Володя и улы­ бается. Потом мы идем в цех. Смот­ рим новую машину, говорим о предстоящих разработках, наблюдаем за сменой валков. Все это время мы стараемся увидеть Сашу Володина, спра­ шиваем о нем у рабочих. — Да только что был здесь. Наверное, на четвертой мотал­ ке. — Был У нас. В подвальное помещение спустился. Работа в прокатном цехе та­ кая, что не посидишь, не по­ куришь. Случилась пауза — сбегай, попей газировки с солью и снова за дело. Стан— это машина, которая должна работать точнее часов: сотые доля миллиметра приходится «ловить» при обжатии сляба. Потому не удивительно, что так долго мы не могли оты­ скать второго лауреата премии Ленинского комсомола. А ког­ да нашли — было уже не до разговоров: на стане что-то не заладилось. Но зато я видел, как работает он. Вот уже, дей­ ствительно, все в руках горит! И ребята на его участке подо­ брались под стать мастеру. Вот я и думаю: прав был тогда комсомольский вожак за­ вода, в человеке главное —- умение работать, трудолюбие, все остальное само собой при­ ложится. А. МОРГАЧЕВ. НО В О С ЕЛЫ ГОВОРЯТ и м «СПАСИБО» —И появляются па плане .Липецка новые улицы, новые микрорайоны. И вселяются в новые красивые, удобные, благоустроенные дома металлурги и тракторостроители, педа­ гоги и создатели сложнейших станков, трубо­ литейщики и автомобилисты, врачи и ученые. И добрым словом вспоминают все они о лю­ дях, которых вы видите на снимках. Среди тех, кто строит Липецк, чей труд вложен в широкие проспекты и современные здания нашего бурно растущего города, мно­ го молодежи. Большинство этих парней и девчат, даже если они коренные липчане, вряд ли могут помнить, каким был Липецк тридцать—сорок лет назад. Их Липецк так же молод, так же устремлен в завтрашний день, как и они сами. И они гордятся тем, что своими руками меняют его облик. 19-й микрорайон. Здесь трудится сегодня прослав­ ленная бригада заслуженного строителя РСФСР В. Д. Скулкова из строительного уп­ равления № 3 треста «Жилстрой». Она воз­ водит девятиэтажный дом. Каменщики обяза­ лись закончить работы к своему профессио­ нальному празднику — Дню строителя. И слово свое они держат твердо. Полторы нор­ мы в день — таков их ставший традицион­ ным показатель. На снимке внизу вы видите троих членов этого коллектива — каменщи­ ков А. М. Монаенкова, В. А. Тюленева и Н. Е. Скоркина. А на другом снимке — одна из лучших крановщиц управления механизации № 2 тре­ ста «Липецкстроймеханизация» комсомолка Татьяна Шальнева. Она тоже строит жилые дома в областном центре. Мы познакомили вас лишь с несколькими мастерами из огромной армии строителей Ли­ пецка. С несколькими людьми, кому новоселы говорят «спасибо». Фото Ю. Клюева. Ц Л»: М У З Ы К А ИЛИ ТЕХНИКА? Как рождается песня? Сна­ чала поэт сочиняет стихи, а потом композитор кладет их на музыку или наоборот — композитор сочиняет ‘музыку, к которой потом подбирает стихи? Как бы там ни было, ясно одно: в песне музыка и слово в нерасторжимой связи. Происходит взаимодействие двух начал, взаимопроникно­ вение двух искусств — по­ эзии и музыки. И главным, руководящим началом, конеч­ но, является поэтический об­ раз, идея, которую несет худо­ жественное слово; музыка лишь помогает полнее и глуб­ же раскрыть содержание сти­ хов, острее выделяет момен­ ты кульминаций и спадов. Нетрудно заметить: песни, где не получился такой кон­ такт музыки и слова, не про­ изошло этого самого взаимо­ действия, такие песни, только родившись, — умирают. , Современная песня — явле­ ние сложное, многожанровое. Здесь и любовная лирика, и песни, наполненные граждан­ ским пафосом, песни полити­ ческого звучания, за мир, дружбу, и песни мирного строительства и труда. Но все эти столь разные произведе­ ния объединяет нечто общее, а именно — условия бытова­ ния. Где, когда и как мы можем познакомиться с новой песней? По радио, телевиде­ нию, в грамзаписи... Но ес­ ли запись на радио, телевиде­ нии и уж тем более грамза­ пись представляет нам наибо­ лее «идеальный» вариант зву­ чания, то концертное исполне­ ние ни с чем не сравнимо по силе эмоционального воздей­ ствия. Итак, концерт — выс­ шая, наиболее интересная и всем доступная форма нашего общения с песенным искусст­ вом, с творчеством поэтов и композиторов. Немаловажный фактор — исполнительская сторона дела. Часто песня становится популярной пото­ му, что ее исполнил популяр­ ный ансамбль или солист. Но вернемся к концерту и пойдем ну, хотя бы, на не­ давние большие эстрадные программы во Дворец спорта «Звездный». И хотя предметом разговора не является про­ грамма концерта как таковая, хочу посетовать: львиную до­ лю времени в ней заняли кон­ ферансье, которых было, мяг­ ко скажем, многовато и кото­ рые выступали в одном ам­ плуа, сочетающем в себе «юмориста-пародиста» и рабо­ чего сцены. Итак, мы отправились в «концертный зал», а лучше сказать, на спортивную пло­ щадку, ибо, к великому сожа­ лению, современные исполни­ тели предпочитают в качестве аудитории поллпгустые двор­ цы спорта и стадионы, неже­ ли переполненные концертные залы. Об акустике такого за­ ла говорить не приходится. Рассчитана она не столько на пение, сколько на свистки су­ дей и гул болельщиков. Вот и представьте, сколько нужно усилителей, динамиков, чтобы «прокачать» такое солидное пространство, наполнить все его уголки далеко не оперны­ ми голосами современных ис­ полнителей? Тонны аппаратуры! Но это не проблема. Эти тонны при­ сутствуют даже в избытке. Ансамбли словно состязаются в громкости, мощности своего звучания. Словно решили: кто сильнее оглушит зрителя — тот и лучше! Причем инстру­ ментальное звучание всегда перекрывает своей силой во­ кал. Почему же музыканты не могут играть тише, а певцы •— петь громче? Почему кро­ ме стука ударных в грудную клетку и всплесков гитар и синтезаторов в ушах мы не можем уловить, почувствовать то самое взаимопроникнове­ ние слова и музыки, о кото­ ром я говорил? А где же искусство исполни­ теля, певца, который должен донести смысл, суть, нюансы своей трактовки до аудито­ рии? Но... от певца почти ни­ чего не зависит. У «руля» всех концертов стоит один человек, без которого никто на сцене не споет и Не сыграет так, как ему хочется спеть и сыг­ рать. «Дирижером и режиссером» всей сложной техники являет ся радиооператор. Это он ре­ гулирует мощность и плот­ ность звуковой ткани, запол­ няющей зал. Это он может дать возможность снеть или не спеть, сыграть или не сыграть вовремя участнику ансамбля. Иметь музыкальное образова­ ние для этого — вовсе не обязательно, надо лишь быть достаточно компетентным ра­ диоинженером. И вот сидит радиоинженер за пультом. Ан­ самбль «Надежда» исполняет в новой интерпретации песню «Нежность» Пахмутовой. И вдруг оператор «всего лишь» не успевает повернуть рыча­ жок. Певица уже поет, но ее никто не слышит... Зато ее партнер поет за двоих, а его бы лучше немного «убрать». Но... оператору «виднее». Будем справедливы: в ис­ полнении ансамбля «Надеж­ да», а лучше сказать, в работе оператора «Надежды» мы псе же могли понять, вернее — услышать слова песни. Не от­ того ли,, что репертуар был более чем знаком липецким зрителям? Сказать это о пес­ нях рок-группы «Москва» не­ возможно. Музыка Д. Тухма- нова оУень интересна, но и очень сложна ритмически, ин­ тонационно. В оркестровке много интересных эффектов, тембровых находок. И все это заставляет тем более чут­ ко вслушиваться в слова, му­ зыку, интонации поющего, проникая в суть песни, пости­ гая все оттенки. К сожале­ нию, за исключением отдель­ ных слов, фраз смысл остает­ ся за пределами зрительского восприятия. Ощущается лишь общий настрой, общий пульс музыки Тухманова. И опять оператор «Москвы» на свой .личный вкус настроил звуча­ ние ансамбля, хотя многим хотелось бы все же услышать и понять, о чем поют? Ведь поют-то на русском языке! Возникает вопрос: можно ли , полагаться только на личный «вкус» названного оператора в таком важном деле, как вос­ питание массовой зрительской, особенно молодежной, аудито­ рии? Не должны ли тут ре­ шающее слово сказать именно музыканты, певцы, композито­ ры — какой бы им хотелось услышать свою песню? Конечно, нельзя этот упрек отнести абсолютно ко всем коллективам, приезжающим в Липецк. Ярким примером тон­ чайшего взаимопонимания между музыкантами и опера­ торами является выступление оркестра под управлением Олега Лундстрема. Хочется, чтобы все приезжающие ан­ самбли обратили внимание на «техническую» сторону своих выступлений и больше прислу­ шивались к мнению тех, для кого они поют. А- МАРТЫНОВ, музыковед. К О СМ О Н А В Т О В , 31 Этот адрес хорошо знают многие ребята. Охотно бывает здесь и мой сын Алеша. Здесь, — то есть в комнате школь­ ника, одной из тех, что от­ крыты по месту жительства для наших детей. В дни летних каникул двери ее открыты с утра. Увлекательных дел для ребят — множество. Девочки, скажем, учатся вязать, мальчи­ ки занимаются выжиганием по дереву, радиотехникой, в фут­ больной секции. Заслуга в том, что у наших мальчишек и девчонок, кото­ рые посещают эту комнат такие насыщенные, интерес яые каникулы, учительниц Липецкой средней школы № < С. М. Николаевой, педагога - организатора А. И. Ролдугино: их помощников, и конечно ж шефов из управления жилип но-коммунального хозяйсп НЛМЗ. Спасибо им всем за эт Р. ВОРОБЬЕВА, заведующая кабинетом института усовершенствования учителей. Г Р А Ф - П О М О Щ Н И К КРИМИНАЛИСТОВ Среди завсегдатаев лабора­ тории в отделении милиции го­ рода Юрмалы есть один не­ обычный посетитель — служеб­ ная овчарка по кличке Граф. Технология работы» Графа на первый взгляд проста. Снача­ ла специалисты по кримина­ листической одорологии (так называется и лаборатория, в которой служит Граф) собира­ ют на месте преступления от­ печатки запахов скрывшегося преступника. Затем эти неве­ сомые улики бережно перен< сятся в специальное хранил! ще, где собрана картотека п< добных же «отпечатков», вз: тых в разное время у состо: щих на* учете в милиции людей, подозреваемых в с< вершении преступления. Графу остается лишь сличал эти запахи — именно этом делу обучали его в школе сл] жебного собаководства. (ТАСС^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz