Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Н А СТРОИТЕЛЬСТВЕ легкоатлетическ о г о манежа разворачива ются работы по обеспечению ввода комплекса объектов в эксплуатацию. Как уже со общалось, недавно на строй ке состоялось представитель ное совещание, участники которого обсудили и намети ли первоочередные меро приятия. Выступая перед участниками совещания, первый секретарь обкома КПСС Г. П. Павлов отметил, что областной комитет пар тии много внимания уделяет развитию физкультуры и спорта, созданию условий для всестороннего и гармо ничного развития личности. Новолипецкому металлурги ческому заводу разрешено построить для молодежи легкоатлетический манеж. В комплексе с другими спор тивными сооружениями об- Л е г к о а т л е т и ч е с к и й м а н е ж — с тройка на р о д н а я УСПЕХ Д Е Л А - В О Р Г АНИ З О ВАННОС ТИ ластного центра он станет хорошей базой для воспита ния юношей и девушек, для- укрепления их здоровья, со вершенствования спортивно го мастерства. На подобную заботу партии и правитель ства молодежь Липецка от вечает высокопроизводитель ным трудом, успехами в уче бе. Однако в последнее время сооружение манежа замедли лось. Например, за пять ме сяцев текущего года план строительно-монтажных ра бот выполнен всего на 69 процентов. Генеральным под рядчиком — Главлипецк- строем, заказчиком — Ново липецким металлургическим заводом не были приняты все меры по безусловному и досрочному освоению средств. Объект не укомп лектован рабочими кадрами, необходимыми машинами и механизмами. Не решен ряд позиций по поставкам отде лочных материалов. С отста- «ОТЕЛЛО» ЧЕТЫРЕ В Е К А СПУСТЯ . . . Г а с т р о л и П е н з е н с к о г о д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а и м е н и А. В, Л у н а ч а р с к о г о '■"""'Л Странным, грозным, незакат ным солнцем стоит над гори зонтом сцены эта античная маска, символизирующая ис кусство Трагедии. Одинокий прожектор настойчиво удер живает в неярком своем луче изломанные то ли плачем, то ли воплем отчаяния губы, слепую пустоту глаз, змее подобные, как у медузы Гор гоны, волосы... И кажется, что маска начинает светиться изнутри, отбрасывая ' тревож ный, угрюмый отблеск вниз. На подмостки. Туда, где разы грывается старинное действо, сочиненное 380 лет назад английским поэтом и актером Вильямом Шекспиром и наз ванное — «Отелло — венеци анский мавр»... Пензенская версия — не апология чернокожего рыцаря чести. Не амнистия доверчиво му «честному убийце». Не об винение необузданной свире пости ревнивца-дикаря. Ре жиссер Азат Рафиков по-свое му решает вопрос, заданный его именитым коллегой Ана толием Эфросом: «Пушкин сказал, что Отелло не ревнив, а доверчив. Однако почему Отелло доверчив только к то му, что есть зло, и недоверчив к Кассио, Дездемоне, Монта но, Аодовико, Эмилии? Что же это за такая однобокая до верчивость?» Попробуем по нять, что и как ответил театр... Вся энергия замысла скон центрирована в дуэте главных героев-антиподов. Остальное — как бы бегло пробрасыва ется. Пропускается без вни мания. Режиссер, похоже, го тов примириться с приблизи тельностью ряда решений, су губой функциональностью в характеристиках иных персо нажей. Собственно, я говорю не об уровне исполнения. Есть ведь вполне добротные рабо ты, допустим, Кассио Ю. Абы зова. Есть и менее удачные. Но почти все воспринимаются сами по себе. Они слабо за хвачены магистральным дви-ж жением спектакля. Даже Дез демона, эмоционально сыгран ная Н. Мерц. Ничто в ней не противоречит традиционному “V представлению о прекрасной супруге Отелло. Но — это Дездемона вообще. Она могла бы появиться в любом спек такле, не обязательно в том, где пытаются разобраться в причинах «односторонней до верчивости» венецианского мавра. А теперь — к делу. К тому, что отнюдь не бесспорно, но интересно. Что не только за думано, но и достаточно вы разительно и глубоко реализо вано на сцене. Первая наша встреча с Отелло сразу же заставляет вспомнить: он — царского ро да. Генерал. Венецианский вельможа. Спокойный, ровный голос. Благородное величие, обдуманность движений словно в расчете на невидимого жи вописца или скульптора. Отел ло заслуженного артиста РСФСР В. Смирнова существу ет в особом ритме. Замедлен ном. Уравновешенном. Черно- } кожий генерал достиг своей ' вершины. Обрел душевное ус покоение. Мир для него ясен, понятен. И в мире этом все к лучшему, все устремлено к благу, справедливости и чести. Из этого-то самоощущения и возникает у Отелло та самая демонстративная статуарность поз. Движения словно бы рас падаются на отдельные стоп- кадры. Он фиксирует их, ибо в его жестах, даже обыден ных, нет ничего случайного. Они весомы. В них неизменно выражается осознанное бла городство — и душевное, и физическое... А рядом, чуть сзади, в тени этого величия — Яго. Главная неожиданность спектакля. Исчадие ада? Воплощение абсолютного зла? Может, и вправду у него раздвоенное дьявольское копыто? Или это изощренный философ коварст ва, Макиавелли в скромном звании поручика? , По-моему, совместить все эти сугубо романтические, де монические ипостаси с Яго Ю. Шайхисламова трудновато. Дьявол? Да нет, скорее уж бес-стажер, пока лишь осваи вающий это ремесло... Да, прежде всего — он необычай но молод. Театры в большин стве постановок пренебрегают указанием в тексте трагедии, что Яго двадцать восемь лет. Они отодвигают его возраст далеко за тридцать, а то и за сорок, приближая к возрасту его жертвы — уже седеюще го, успевшего заслужить гене ральский чин Отелло. Так вот: у пензенцев Яго выглядит моложе даже своих двадцати восьми. Зеленый юнец. Мальчишка. Стройный, гибкий, ловкий. Ему ничего не стоит спрыгнуть с двухметро вой высоты. Или вскарабкать ся на перила4' балюстрады, чтобы оттуда, сверху, с непод дельным любопытством сле дить, что происходит в сена те... Он .и внутренне столь же подвижный, мгновенно пере страивающийся, настраиваю щийся на волну партнера. Расторопный, общительный, веселый молодой человек. В повадках есть нечто, напоми нающее жизнерадостных и предприимчивых слуг из ко медии Гольдони или Мольера. Только в отличие от какого- нибудь Труффальдино из Бер гамо служит-то он, по собст венному его признанию, толь ко самому себе... Интрига? Заметьте: он ее затевает вроде бы экспром том. Без дальних планов. Чуть ли не для того, чтобы раз влечься. Чуть ли не в качестве забавного розыгрыша. До по ры до времени он склонен, пожалуй, расценивать ее как первый опыт. Ну-ка. попробу ем, что выйдет. И слова о том, что ночь и ад помогут ему довершить начатое, произ носятся легко, насмешливо. Ю. Шайхисламод словно паро дирует демонический мотив, который шекспироведы счита ют обязательной краской для Яго... Что толкает его на эти рис кованные «пробы»? В спек такле поставлен точный, я бы сказал, на редкость убеди тельный диагноз. В той сцене в сенате нам показывают по тухшего, пригорюнившегося Яго. Он сидит в ожидании распоряжений Отелло, ничего не видя и не слыша. Весь в себе, весь поглощенный собой. Там, за спиной, сильные мира сего, богатые, облеченные вла стью, удостоенные всяческих почестей, беседуют о государ ственных делах, о войне с турками. А он — вне этого избранного круга. Он — за гранью, которая не существует для генерала Отелло и унизи тельно непреодолима для юно го поручика... Яго молчит. Яго печален. Он погружён в обид ное, горькое ощущение своей ничтожности. Переживает убогость социальной роли, от веденной ему. Вот откуда — из неутоленного честолюбия, из жажды самоутвердиться — и проклюнулась когда-то его ненависть. Вот чем питалась она всю жизнь. Через не сколько минут он скажет, что ненавидит Отелло — и голос у него вздрогнет. Он сам уди вится, что ненависть его так велика. Ему даже не ясен до конца ее источник. Но мы-то уже поняли, чем живет, на чем держится, к чему стре мится его не знающая нравст венных запретов и законов душа... Он плетет интригу. Пробует прочность паутины. Не забы вает позаботиться об алиби, в любое мгновение готовый отойти в сторону. Иногда он нагл, действует напролом, но все-таки — и это существен ный штрих — не слишком ве рит в свой успех. Он отдает себе отчет, что ему вряд ли удастся одолеть гиганта Отел ло. И вдруг — удается! Да еще как! Едва подтолкнул — и глыба стронулась с места и покатилась вниз все быстрее... Отелло буквально падает к его ногам, подрубленный под ко рень клеветой. И тогда Яго те ряет голову. Забыв о чужих глазах, он ползает вокруг по терявшего сознание врага, поч ти глуповато посмеиваясь. То приподнимает руку мавра, чтобы посмотреть, как она бессильно упадет. То схватит ся за рукоятку ножа — а не покончить ли одним ударом? Он в восторге выдает себя... Так почему же бессовест ный, циничный негодяй-юнец опрокинул эту глыбу? Помни те слова Гамлета о флейте — он бросает их Гильденстер- ну: «Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете се бе знанье моих клапанов... Что ж вы думаете, я хуже флейты? Объявите меня каким угодно инструментом, вы мо жете расстроить меня, но иг рать на мне нельзя...» Так вот: Яго превратил-таки Отелло в инструмент. Он .и расстроил его, и сыграл на нем- мрачную свою мелодию. Прев ращение произошло на удив ление быстро. Легко. Отелло В. Смирнова верит Яго практи чески сразу. Первая же капля яда оказывается смертельной. Он еще требует доказательства вины Дездемоны. Он формаль но еще отсрочивает приговор. Но он уже вынес его. Странно. Страшно. Нуждает ся в объяснении. Мне пред ставляется, искать его надобно в том исходном состоянии Отелло. В его уравновешенно сти на грани с полным доволь ством собой и миром. Он, в сущности, упростил мир и лю дей до схемы. Его «модель» лишена противоречий: кто ка ким кажется, тот таков и на самом деле. Черное есть чер ное, белое есть белое... Про изошел роковой отказ от диа лектики реальности, каковая заменена удобной, благополуч ной, но, увы, непрочной кон струкцией. Разрушение любого ее звена катастрофично. Втор жение в искусственный, упро щенный мир инородных эле ментов отбрасывает Отелло к хаосу тотального неверия; Идеалист шарахается в дру гую крайность: все святое — лживо, Все высокое несовме стимо с низостью жизни. Отелло называет себя с горе чью «святая простота». Не в этой ли «простоте» и заклю чается его вина? Во второй части спектакля, подавленный подозрениями, ревностью, гневом, Отелло ста. новится еще более похожим на ожившую статую. Даже мука его, отчаянная последняя попытка устоять перед от крывшейся ему бездной при водят к скульптурной, пласти ческой параллели: он прини мает позы Лаокоона, обвитого змеями. Пробует разорвать пу ты. И. — падает без сознания. А затем в движениях Отелло появляется оттенок гротеска. Он переставляет ноги, отводит в стороны руки уже не как величественная статуя, а как большая послушная кукла, нити которой дергает Яго... Решение эффектное, но спорное. Спорное,, потому что — внешнее. Разломы в созна нии, душевные катаклизмы скорее обозначены курсивом, нежели прослежены во всей их психологической сложно сти. Мавру в пензенском спек такле недостает полнокровно- сти и непосредственности пе реживаний. Хотя «концепцию» он проявляет вполне отчетли во... В венчающих трагедию сценах этот мастерски, но излишне рационалистично очерченный контур размыкает ся. Уже у ложа Дездемоны на какие-то мгновения Отелло становится самим собой. Не торжественным памятником себе и не марионеткой, но — естественным, охваченным лю бовью, горечью и болью чело веком. Гипноз чужой и злой воли еще владеет им, толкает его на убийство, но душа вот-, вот очнется От страшного сна... И вот — финал. Прозрение. Последнее потрясение. И тогда он с прозаической простотой, без намека на позу, пригова ривает себя. И в этом приго воре, и в том, как он его при водит в исполнение, подлин ной духовной силы и достоин- стэа больше, чем в старательно выверенной величавости пер вых двух актов... Каждый художник находит у Шекспира свое. Никому не заказано увлеченно читать и перечитывать великую траге дию, обнаруживая в ней мыс ли и чувства, пусть даже — оттенки мыслей, и чувств, ко торые не открылись и самым прославленным предшествен- * никам и истолкователям. Серь езность прочтения, предложен ного Азатом Рафиковым, худож ником Никитой Ткачуком и актерами Пензенского театра имени А. В. Луначарского, не сомненна. «Отелло» наших гос тей помогает увидеть еще од ну грань трагедии, хотя при этом, возможно, и жертвуют какими-то другими ее моти вами, в чем-то локализуя, сжимая масштаб ее философ ских прозрений. , И. НЕВЕРОВ. ванием от графика ведутся работы по остеклению, уст ройству подвесного потолка и комментаторских кабин. Не начаты отделочные рабо ты в фойе, вестибюлях, в других подсобных помеще ниях. Не показывает необходи мой организованности и за интересованности в ускоре нии Строительства легкоатле тического манежа областная комсомольская организация, хотя стройка объявлена ударной комсомольской. Не выполняются графики на правления на стройку рабо чих с предприятий и органи заций города. Липецкий горком КПСС и партийный штаб стройки снизили требовательность к руководителям строитель ных организаций и заказчи ку за выполнение планов и принятых социалистических обязательств. Принимая во внимание исключительную важность дальнейшего развития физ культуры и спорта в облас ти, руководители Главли- пецкстроя, ПРУ Минмонтаж. спецстроя, Новолипецкого металлургического завода обязаны откорректировать график производства строи тельных и отделочных работ с учетом обеспечения ввода в эксплуатацию комплекса легкоатлетического манежа до 5 декабря 1983 г. Поддержана инициатива промышленных предприятий и других организаций облас ти по оказанию помощи кол лективам строителей и мон тажников. В частности, Ли пецкий горком КПСС высту пил с предложением об ор ганизации субботников и воскресников силами про мышленных предприятий. Одобрена инициатива об кома ВЛКСМ о направлении на стройку сводного комсо мольски.молодежного отряда численностью 50 человек и организации комсомольского шефства. Управлению материально- технического обеспечения Главлнпецкстроя совместно с объединением «Липецк- комплектснаб» поручено ре шить все вопросы по комп лектации и поставкам всех строительных и отделочных материалов для строительст ва и ввода в эксплуатацию комплекса легкоатлетическо го манежа. Распределены обязанно сти между членами област ного партийного штаба. Областным газетам «Ле нинское знамя» и «Лени нец», областному комитету по телевидению и радиове щанию поручено шире осве щать на своих страницах и в передачах ход строительст ва комплекса легкоатлети ческого манежа, регулярно информировать читателей и слушателей о вкладе кол лективов и отдельных участ ников в его строительство. У НАРО ДНАЯ И Н Ф О Р М А Ц И Я ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОРТУГАЛИИ ПРИВЕДЕНО К ПРИСЯГЕ ЛИССАБОН. (ТАСС). Здесь приведено к присяге новое пра вительство Португалии, кото рое возглавил лидер социали стической партии Мариу Соа реш. Это девятое португаль ское правительство со вре мени принятия в 1976 Годуно вой конституции и пятнадца тое со времени революции 1974 года. Создание правитель ства стало возможным благо даря достижению соглашения социалистов с социал-демокра тической партией, что обеспе чивает новому кабинету под держку абсолютного большин ства депутатов однопалатного парламента — собрания рес публики. В состав правительства М. Соареша вошли 8 минист- ров-социалистов, 7 социал-де мократов и один «независи мый». Пост заместителя премь ер-министра и министра нацио нальной обороны занял один из руководителей СДП Мота Пинту, В области внутренней поли тики соглашение, достигнутое между СП и СДП, предусмат ривает проведение курса «же сткой экономии», продолже ние денационализации, осу ществлявшейся правыми прави тельствами, дальнейшее свер тывание аграрной реформы — основного завоевания Апрель ской революции 1974 года. По португальской ' конституции правительственная программа, как таковая, не может выно ситься на рассмотрение парла мента, и основные направле ния правительственной поли тики были сформулированы в сегодняшнем выступлении премьер-министра. М. Соареш указал, в частности, на чрез вычайно сложное экономичес кое положение Португалии. '' и Л . (М р ! Пентагон планирует использовать японский порт Сасебо для постоянного базирования ракетного линкора «Нью-Джер си». На снимке: участники манифестации в Сасебо выступают против захода в порт американских кораблей с ядерным оружием на борту. (Фотохроника ТАСС). ЛОНДОН, 10 июня. (Корр. ТАСС). В результате состояв шихся на Британских островах парламентских выборов побе ду одержала консервативная партия. Как известно, эти выборы были объявлены каби нетом Тэтчер досрочно из опа сений, что популярность пра вящей партии упадет в связи с ожидающимся дальнейшим ухудшением экономического положения, а также растущим накалом борьбы вокруг пред стоящего размещения в конце этого года американских кры- ПОСЛЕ ВЫБОРОВ латых ракет на английской земле. В итоге выборов, тори, по предварительным данным, по- . лучили 396 мест (из 650) в па лате общин. Основная оппози ционная партия — лейборист ская располагает 210 местами. Представители альянса социал- демократической и либераль ной партии займут 24 места. Результаты голосования не отражают действительной под держки политических партии в стране. В голосовании при няли участие всего 72,6 проц. британцев, имеющих право голоса, причем, по оценкам, лишь около 42 проц. го лосовавших отдали голо са за тори. Тем не менее, существующая в Англии ма жоритарная система голосова ния позволила консерваторам получить абсо.лютное большин ство депутатских мест. О ЗАЯВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА США Президент США Р. Рейган выступил 8 июня с заявлением в связи с возобновлением в Женеве советско - американ ских переговоров об ограни чении и сокращении- стратеги ческих вооружений. Цель директив администра ции США на женевских пере говорах, сказал президент, зак лючается в том, чтобы «откор ректировать» американскую по зицию на переговорах в соот ветствии с рекомендациями ко миссии генерала Скаукрофта. Как известно, эта комиссия, составленная из бывших ми нистров обороны, была созда на Белым домом для протал кивания через конгресс про граммы новых ракет «МХ» и других стратегических воору жений, против которых высту пала часть конгрессменов США. Создавая комиссию Скаукрофта, президент да вал тогда законодателям, видимо для камуфляжа, ту манные обещания предпринять «новые усилия» на перегово рах в Женеве. В обмен на это, как известно, администрация добилась согласия конгресса на форсированную разработ ку системы новых стратегиче ских ракет «МХ». Своим теперешним заявле нием Р. Рейган как бы пыта ется конкретизировать свое обещание конгрессу. Но что же нового было сказано им в связи с возобновлением ■>пере говоров в Женеве? Глава Бе лого дома пытался с помощью расплывчатых формулировок убедить общественность в том, что США будто бы реши ли занять «более гибкую» по зицию на переговорах. Эта «гибкость», как видно из его заявления, никоим образом не затрагивает сути позиции Ва шингтона, направленной, как и прежде, на достижение воен ного превосходства и односто роннего разоружения Совет ского Союза. «Большинство специалистов в администрации Рейгана, — отмечает сегодня «Нью-Йорк тайме», — считает, что новый подход ничего не даст для то го, чтобы найти выход из ту пика на советско-американских переговорах об ограничении и ссжращенни стратегических вооружений». Бывший глава делегации США на советско- американских переговорах об ОСВ П. Уорнке в интервью телекомпании Эй-би си в свою очередь высказал мнение, что «новые» предложения Рейгана окажутся неприемлемыми для Советского Союза. «Они пре дусматривают очень резкое сокращение основы стратеги ческих сил СССР, — заявил П. Уорнке, — Мы же оставля ем за собой право на произ водство еще тысячи боеголо вок для ракет «МХ». Что же в таком случае оста ется от призывов Р. Рейгана вести переговоры «в конструк тивном духе»? Вначале адми нистрация США запустила в ход свои новые военные про граммы наращивания страте гических вооружений, а за тем занялась душеспаситель ными разговорами о «гибко сти» и «новом подходе» на пе реговорах в Женеве, Так что никакого стремления к дости жению взаимоприемлемого сог лашения, о котором говорит президент, не видно. Напротив, в его выступлении прогляды вает нечто иное — стремле ние любыми путями подорвать принцип равенства и одинако вой безопасности сторон, на котором основывались пере говоры об РСВ-1 и ОСВ-2. Собственно, Р. Рейган и не скрывает, что смысл его «ини циативы» по-прежнему состо ит в том, чтобы в первую оче редь ограничить число балли стических ракет, прежде всего наземного базирования, со ставляющих основу стратеги ческого оборонного потенциа ла Советского Союза. Заявление американского президента о том, что США готовы теперь «поднять пото лок» для общего количества баллистических ракет, — не что иное, как корректировка в направлении ужесточения аме риканской позиции в связи с изменившимися планами Пен тагона, предусматривающими, в частности, как уже указы валось, развертывание в бли жайшее время двух новых ти пов межконтинентальных бал листических ракет. Обращает на себя внимание, что глава Белого дома в сво ем выступлении полностью обошел молчанием конструк тивные советские предложе ния, предусматривающие глу бокие сокращения всех видов стратегических вооружений при одновременном перекры тии новых каналов гонки этих вооружений. Он ни словом не обмолвился о конкретных пред ложениях СССР, воплощенных в проекте договора, внесенно го советской делегацией на пе реговорах в Женеве. Не по следовало со стороны прези дента и реакции на заявление Советского правительства от 28 мая с. г., в котором выдвину ты конкретные пути достиже ния взаимоприемлемой догово ренности на женевских перего. ворах. Чего же в таком случае стоят утверждения президента о том, . что «из-за неуступчи вости русских мы пока еще не достигли какого-то прогрес са по главным проблемам» ? Чего стоит и заявление прези дента, что он «преисполнен решимости предпринять любые шаги», которые бы предусмат ривали «значительное сокра щение американского и совет ского стратегических ядерных арсеналов». Слова и не боль ше. * (ТАСС). СЕМЕНОВОДСТВО КЛЕВЕРА С о в е тую т сп еци али сты Одним из важнейших путей увеличения производства рас тительного белка является расширение посевов многолет них бобовых трав. Ведущее место среди них занимает кле вер красный. Он является од ним из основных компонентов в кормовых травосмесях куль турных пастбищ и сенокосов. Однако широкое распростране ние этой культуры сдерживает недостаток семян. Производст во их в области за годы де сятой пятилетки составило 50 процентов от потребности. Не смотря на то, что потенциаль ные возможности клевера по семенной продуктивности очень высокие, сбор семян с гекта ра в среднем составляет 0,3—2 центнера. Основными причинами низ ких урожаев семян этой куль туры являются нарушения в технологии ее возделывания. Пока еще в хозяйствах обла сти имеют место случаи выде ления семенников клевера из общих посевов. Такие траво стои обычно бывают загущены и содержат 1500— 1600 стеб лей на квадратном метре. Вы ращивание же трав на семена значительно отличается от вы ращивания их на кормовые цели. Оптимальная густота растений на семенных участках должна составлять 250 — 400 стеблей на одном квадратном метре. Также не соответствует требованиям семенного клеве ра система удобрений, при меняемая на общих его посе вах. Поэтому необходимо по стоянно заботиться о заклад ке специальных семенных уча стков. Располагать их надо по озимым или пропашным куль турам, чистым от сорняков. В условиях нашей области лучшим сроком сева клевера на семена является ранняя весна. Сев ведут сплошным рядковым способом под покров ранних яровых культур (овса на зеле ный корм, ячменя, яровой пше ницы). Для уменьшения угне тающего влияния на клевер покровной культуры, норму высева этой культуры необхо димо снижать на 20—25 про центов. Так как семена клеве ра мелкие и требуют неглубо кой заделки (2—3 сантиметра), то смешивать и высевать их вместе с зерном покровной культуры запрещается. Лучшие результаты обеспечивают посе вы зерно-травяными сеялками. Если же таких сеялок нет, посев клевера можно прово дить двумя сеялкам'и, при этом впереди идущая высевает покровную культуру, а задняя — на меньшую глубину высе вает клевер. Норма высева клевера — 15 -— 16 кило граммов семян на гектар. Уход за семенным травосто ем начинают сразу после уборки покровной культуры. Ее убирают как можно раньше, в возможно короткие сроки, и поле сразу освобождают от пожнивных остатков. При уборке соломы необходимо по заботиться о том, чтобы не повредить молодые неокреп шие растения клевера. После этого на семенные участки вносят фосфорно-калийные удобрения из расчета 60 кило граммов фосфора и 30 кило граммов калия на гектар. Под кормка ими клевера осенью эффективнее, чем весной. Если же по каким-либо причинам не удалось подкормить семен ники осенью, необходимо это сделать весной той же дозой удобрений. В первый год использования клевера на семена рано весной необходимо провести боро нование посевов. При обна жении корневой системы кле вера боронование проводить не следует, в таких случаях целесообразнее посевы прика тать кольчатыми катками. Огромный вред посевам кле вера наносят вредители, осо бенно клубеньковые долгоно сики и клеверные семееды, поэтому важным фактором по вышения семенной продуктив ности является обязательная и своевременная борьба с ними. Наиболее эффективны в борьбе с вредителями ядохимикаты. Посевы клевера обрабатывают эмульсией полихлорпинена, полихлоркамфена, хлорофоса, метафоса, в количестве от од ного до двух килограммов на гектар. Срок первого опрыс кивания —- фаза весеннего отрастания клевера, второго — начало бутонизации. Нё менее важным мероприя тием по уходу за семенниками является борьба с сорняками. Нередко посевы клевера бы вают сильно засорены ромаш кой непахучей, осотом, бо дяком и другими. Наиболее приемлемый метод борьбы с сорняками — обработка их гербицидами. Всходы клевера в фазе первого настоящего тройчатого листочка можно обрабатывать любыми имею щимися гербицидами: 2М-4ХМ, базаграном или 2,4-ДМ из расчета 2—3 килограмма на гектар. Норма расхода жидко сти 300— 400 литров. Послед ние два препарата можно при менять в тех же дозах на клевере в годы сбора семян, когда высота стеблей достиг нет 12—15 сантиметров. Клевер не образует Семян без опыления цветков насе комыми. Основными опылите лями клевера служат медо носные пчелы. Академик П. И. Лисицин писал: «Клеверное семеноводство без пчел идти не может. Без пчел мы скоро не будем получать семян клевера — это нужно хорошо запомнить». В начале цветения клевера к семенни кам необходимо подвозить па секи (4—5 ульев на 1 гектар посева). Не следует рассчиты вать на диких опылителей, по тому что в условиях химиза ции численность их резко со кратилась. Семена раннеспе.эго крас ного клевера в условиях нашей области следует собирать с одного укоса, так как из-за не достатка тепла, а в отдельные годы и влаги подкашивание отрицательно влияет на се менную продуктивность. Но в целях страхования получе ния семян 20—30 процентов семенных участков можно под кашивать не позднее фазы бутонизации и семена соби рать со второго укоса. Ис пользовать клевер на семена следует только один год. Ко второму году пользования он сильно изреживается и не способен давать удовлетвори тельных урожаев семян. Очень важным моментом в технологии выращивания семян клевера является уборка. Из- за неравномерного созревания клевера, а иногда из-за силь ной засоренности участков в наших условиях лучше приме нять раздельные способы уборки, скашивая растения, когда побуреют 70—80 про центов головок. В отдельные годы, обычно в засушливые, клевер созревает дружно. При дружном созревании на чи стых от сорняков, неполеглых стеблестоях лучше применять прямое комбайнирование с предварительным высушивани ем травостоя клевера хими ческим препаратом (десика ция). На десикацию расходуют 3—4 литра реглона на 400 — 500 лиггров воды. Опрыскивают травостой при побурении 75— 80 процентов головок, а через 5—7 дней начинают уборку. Семена клевера и зерновых культур созревают одновре менно, но, несмотря на это, уборку клевера нужно про водить сразу же при наступле нии уборочной спелости. За паздывание с уборкой и про должительная, недружная уборка, безусловно, могут привести к значительным по терям урожая. Выполнение всех необходи мых агроприемов в семеновод стве клеверу будет способст вовать увеличению урожайно сти семян и послужит осно вой интенсификации кормопро изводства — важнейшего ус ловия решения Продовольст венной программы страны. А. ИВАНОВА, старший научный сотрудник Липецкой сельскохозяйствен* ной опытной стаяцяй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz