Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Т Р А Н М Ы А УЧ И ТСЯ ТВОРЧ ЕСКАЯ М О Л О Д Е Ж Ь О работе « Л и те р а ту р н о й м а с те р с к о й » п ри Л и п е ц к о й п исательск ой о р га н и з а ц и и Вот ,уже девятый год при Липецкой писательской орга­ низации работает «Литератур­ ная мастерская». Это —своеоб­ разная творческая студия, а вместе с тем —г и теоретиче­ ский семинар. Цель «мастер­ ской» —^приобщение молодых, одаренных авторе® к специфи­ ческим тонкостям писательско­ го труда, как известно, не под­ дающегося механической «рас­ кадровке». Все, что сообщает этому труду возвышенный ха­ рактер, благородную граждан­ ственность и нравственную бескомпромиссность, неот­ делимо от красоты и совер­ шенства — эстетической реалы пости литературы. «Что» и уЦ? «как» здесь органически сра­ щены, и самая глубокая, са­ мая. оригинальная идея спо­ собна овладеть читательским сердцем лищь при одном не­ пременном условии: если она явится во всем своем образ­ ном великолепии. В важней­ ших цартииных документах по вопросам литературы и искус­ ства на этот существенный ас­ пект писательского труда об­ ращено пристальное внима­ ние. «...добиваться того, чтобы актуальностью темы не при­ крывались серые, убогие в ху­ дожественном отношении ве­ щи», — так сформулирована I одна из стоящих перёд творче­ ской интеллигенцией задач в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду. Партия постоян­ но напоминает работникам ис­ кусства об «эстетической взы­ скательности», 6 недопустимо­ сти «Художественного брака», подчеркивает, что «расшире­ ние идейного кругозора» пи­ сателя должно сопровождать­ ся «совершенствованием его мастерства» (из постановления ЦК КПСС «О литературно-ху­ дожественной критике»). • Наша «Литературная мастер­ ская» как раз и помогает мо­ лодому автору не только тео­ ретически, но и практически уяснить себе диалектику со­ держания и формы в искусст­ ве, помогает понять, что, ска­ жем,.. любая неряшливость или небрежность в построении эпи­ зода, сцены, диалога, даже фразы неизбежно оборачивает­ ся «перекосом» смысла, а в конечном счете наносит ущерб и всему произведению. С дру­ гой стороны, убогое, анемич­ ное содержание художествен­ но бесплодно, и всякая попыт­ ка оживить его лихо закручен­ ной интригой, пикантным слен­ гом или какой-нибудь сверх­ модной повествовательной «скорописью» — не более, чем аАьванизация трупа. Литера­ турное мастерство, таким об­ разом, вовсе не сводится к тех­ нической сноровке, к набору приемов и «ходов»; это — категория мировоззренческая, я: подлинным мастером мы назовем не того, кто ловко сколачивает стихи или прозу, а того, кто необычайно участ­ ливо и зорко приглядывается к людям, их судьбам, характе­ рам, душам, страстям, кто нешаблонно ощущает совре­ менный мир с его конфликта­ ми, болью, тупиками и надеж­ дами. Разумеется, и зоркость, и нешаблонность писательской мысли должны обрести лите­ ратурно емкую, впечатляющую образную форму — это так. И все же начало мастерства— в той сложной и достаточно хрупкой сфере, которую мы обычно именуем «отношением художника к жизни». Среди наших активистов — и авторы, уже заявившие о себе серьезными публикация­ ми (например, Александр Ад- постенков, Владимир Богданов, Людмила Парщикова, Владимир Петров, Владимир Славецкяй, Иван Харин и другие), и те, кто только еще готовится к издательскому старту (Елена Нечаева, Виктор Сахаров, Еле­ на Добрякова), и, наконец, ли­ тературные «новобранцы», чья любовь к искусству, скажем прямо, далеко не всегда пере­ растает в оригинальный личный творческий вклад в него. Про­ грамма «мастерской» ежегод­ но утверждается на общем собрании писательской орга­ низации, она максимально приближена к духовным запро­ сам гогагущей молодежи. Са­ мые сложные профессионалы' ные проблемы мы стараемся представить в форме доступной и по возможности увлекатель­ ной. Например, одно из недав­ них занятий — «Необходимое и лишнее в литературном про­ изведении» — мы начали, ка­ залось бы, с сущего пустяка. В знаменитом есенинском сти­ хотворении «Собаке Качало­ ва*.. есть таХие строки: Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Так вот, «тихую», да еще— вдогонку — «бесшумную», — не расточительно ли? Может, изменило ведикому поэту чувство меры? Вокруг этой «затравочной» задачки завяза­ лась интереснейшая дискуссия. В ней приняли участие не только наши постоянные сту­ дийцы, но и уважаемые гости — тоже молодые, тоже ода­ ренные: скульптор Евгений Вольфсон, режиссер Борис Голубицкий, музыковед Алек­ сандр Мартынов. Первый по­ ведал о некоторых «секретах» творческого состояния худож­ ника, второй представил свою гипотезу о реальных предпо­ сылках топографии романа До­ стоевского «Преступление и наказание», третий, присев к пианино, включился в дискус­ сию «практически»: тезис о глубочайшей гармоничности музыки Шостаковича был обо­ снован, что называется, с фак­ тами в руках. Разговор о лек­ сическом «пустяке» («тихую, бесшумную») исподволь пере­ рос в продуктивный спор о власти художественного кон­ текста. И прояснилось глав­ ное: необходимость отдельно­ го слова определяется непо­ средственно не другим, скажем, соседним, рядом стоящим сло­ вом, а сутью целого, всем образным строем произведе­ ния, его идейной ориентаци­ ей. Помимо этой встречи, в программе нашей «мастерской» и -другие, не менее острые и дискуссионные: «Гражданст­ венность литературы», «Законы жанра», «Законченность и завершенность», «Слово бы­ товое и поэтическое», «От че­ го не свободен «свободный стах»?», «Оригинальность и оригинальничанье», «Звук и смысл» и пр. Конечно же, в поисках наи­ более точных представлений о писательском труде мы опи­ раемся прежде всего на отече­ ственную классику — дальнюю и ближнюю. Однако при этом не оставляем в тени и наших авторов — систематическая литературная учеба тем и хо­ роша, что позволяет каждому из них резче ощутить меру, и, так сказать, направление своей собственной умелости именно в атмосфере вдумчиво­ го любовного анализа вершин­ ных, эталонных текстов (Пуш­ кин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, Блок, Горький, Маяковский, Шолохов). Естественно, при этом мы всячески оберегаем нашу молодежь от эпигонства- — механического повторения чужого — пусть и блистатель­ ного! — творческого опыта. Что и говорить/ велик соблазн: у Толстого позаимствовать «натуральность» и «коря­ вость», у Достоевского—лихора­ дочную стремительность пове­ ствования, у Горького — «ска­ зочное» восхищение человеком и т. д. Но тогда зачем—ты? И вот какая обнаруживается любопытная закономерность: как это ни странно, чем тонь­ ше проникают наши авторы в тайны построения великих текстов, тем более надежно застраховывают себя от сле­ пого подражания этим текс­ там; как правило, эпигонство порождается в искусстве не­ глубоким, «бреющим» усвое­ нием чужого стиля. Помню, с какой безогляд­ ной настойчивостью один из наших «молодых» оправдывал свою дремучую неначитан- ность «боязнью влияний». И что же? Впоследствии он обрек себя на полное творческое бес­ плодие. Мудрость — не в самоизоляции, а в духовной открытости. Вдумчивое освое­ ние чужих художественных «континентов» — одна из предпосылок развития писа­ теля как личности. А ведь только развитая личность спо­ собна создать в искусстве что- либо действительно серьезное и оригинальное! Немалую помощь нашей «мастерской» оказывают про­ фессиональные литераторы, прежде всего ответственный секретарь Липецкой писатель­ ской организации Иван Сер­ геевич Завражин: его выступ­ ления всегда вызывают у мо­ лодежи живой интерес — партийная страстность, идей­ ная неуступчивость сочетают­ ся в них с завидной эрудици­ ей и тонкой читательской от­ зывчивостью. Охотно делятся своим содержательным инди­ видуальным творческим опы­ том Анатолий Борисович Баю- канский, Александр Александ­ рович Владимиров, Владимир Федорович Полянский, Нико­ лай Афанасьевич Смольянинов, Виталий Михайлович Чернов, Юлия Яковлевна Шифрина. Ощутимую лепту в общие на­ ши усилия вносят и препода­ ватели кафедры литературы Липецкого пединститута Алек­ сандра Ивановна Засимова, Римма Михайловна Кобзева, Наталья Сергеевна Краснико­ ва, Ольга Григорьевна Мель­ ниченко, Татьяна Николаевна Распопова, Людмила Георгиев­ на Сатарова, Галина Валенти­ новна Ситникова, Людмила Кузьминична Чурсина. Есть у нас и свои, очень специфические, трудности. Ну, вот хотя бы такая; к сожале­ нию, не у каждого из наших авторов достает терпения и, ес\и угодно, мужества объек­ тивно оценить творчество сво­ его товарища. И тогда неиз­ бежны перегибы, перехлесты, неумеренная концентрация внимания на собственных до­ стоинствах и столь же неуме­ ренное занижение способно­ стей «ближнего». Пусть не покажется это невероятным, но кое-кто из молодых понима­ ет критический анализ крайне упрощенно; только как осуж­ дение, отрицание, а то и раз­ нос. Не могу не вспомнить в этой связи, как в редакцию периферийного литературного журнала, расположенную по соседству с райисполкомом, систематически приносили жа­ добы на управдомов, дворни­ ков, строителей и т. д. Вы­ яснилось: «приманивала» таб­ личка на одной из редакцион­ ных дверей «Отдел крити­ ки». Нет, критиковать лите­ ратурное произведение — вов­ се не значит преднамеренно отыскивать в нем недостатки, хотя, понятно, без принципи­ ального разговора о них в подобной ситуации никак не обойтись. Гораздо важней другое: научиться по-горьков­ ски щедро подмечать в работе товарища по «литературному цеху» прежде всего хорошее, те, в чем наиболее ощутимо проступает его индивидуаль­ ность, доброта, ум, чувство жизни. Ведь здесь «работа­ ет» такая диалектика: чем больше мы отдаем, тем боль­ ше у нас остается. «Учится творческая молодежь» — это следует понимать двояко: и как усвоение профессиональ­ ных тонкостей — «секретов» литературного мастерства, и как восприятие коммуникатив­ ных тонкостей — «секретов» человеческого общения. С. ВАЙМАН, руководитель «Литератур­ ной мастерской» при Ли­ пецкой писательской организацией. БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЮБИЛЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МАЯКОВСКИЙ (Грузи нская ССР), 4. Новыми зарубеж­ ными изданиями произведений Владимира Маяковского пополнился дом-музей поэта на его родине.. Они будут включены в экспозицию, которая готовится здесь, в горо­ де Маяковский, к 90-летию со дня рождения певца рево­ люции. В ней представлена литература о жизни и творче­ стве поэта-трибуна, малоизвестные фотографии, сделан­ ные во время его пребывания в Польше, Чехословакии и Германии. (ТАСС). Иван ХАРИН, РАБОЧАЯ КНИЖКА Держу в руках — тонюсенькую книжку, которая зовется трудовой. И вижу сам себя — еще мальчишкой, — идущего с карбидною в забой.» А вот еще — в порыве чувств гражданском, не чуя ног, пи сердца, ни души — грудь колесом — застыл в строю солдатском в лесной пепроннцаемой глуши. А это кузня с тяжким перестуком людских сердец и шумных молотов. И сиплым, сжатым до пре­ дела, звуком шального пара из железных ртов. На гребешках потрескавшихся сборок, рабочей книжки, бледно-сизый цвет: ей двадцать пять, а мне неполных сорок счастливейших, прекрасных лет. Людмила ПАРЩИКОВА НИЧЕГО НЕ КАЖЕТСЯ НАПРАСНЫМ Ничего не кажется напрасным, Даже пух, летящий с тополей. Посмотри, как ветрено, как ясно, как тревожно на земле моей. Как плывет над нами, истончаясь, времени прозрачная струя. Ничего не кажется случайным, даже радость краткая моя. Даже то, что настоящий холод в общем-то не так уж далеко.... Посмотри, что с нами происходит на скрещенье судеб и веко®. Как березы в сумерках лучатся, уплывая в запредельный дым! Словно счастье не было бы счастьем, если б не предчувствие беды. Проснувшись в шесть, окошко отворю, увижу птиц и воздуха круженье... Безбожница, я жизнь боготворю хотя бы За возможность пробужденья. За то, что боль от сердца отошла, и молодость, как ливень, отшумела, и так, как надо, приняла душа все, что досталось разуму и телу. Пусть день начнется радостью нежданной— набухшей почкой, клюнувшей в окно, улыбками детей, дорогой дальней — короче, всем, что в жизни суждено. Пусть день начнется ранним ледоходом, скворцами, что в саду загомонят. Не вороши вчерашние невзгоды, не омрачай проснувшегося дня. Попробуй приподняться над судьбою, непрошенные слезы отереть, и посмотреть на мир с такой любовью, как могут только смертные смотреть. Валерий ЖЕЛЯБОВСКИЙ Л Е Г КО И Д Т И С Т О Б О Й Вот нудный дождик перестал, И сквозь разрывы туч Как в сотни маленьких зеркал В листву разбрызган луч. Блестя, роняя свет во тьму, Смещаясь и кружа. Доступна взгляду моему Древесная душа. И паутинкою теней Касаясь щек и лба, Она поет, как будто в ней Есть воля н судьба. Смотри: от корня До ствола, До почки на стволе Душа древесная светла — И в небе, и в земле... Легко идти с тобою. Легка твоя рука, В ней пламя голубое Весеннего цветка. И невесомый лучик, Упавший на плечо, — Твой солнечный попутчик — Трепещет горячо. Пусть радости недолги — Под тяжестью забот Умрут они в дороге, Но в сердце не умрет Твой взгляд, как лучик света Весеннего лица, И знаю я: во мне ты Такая — до конца! «КАЛИНКА» НА СЦЕНЕ ВАРШАВЫ По приглашению Об­ щества польско-совет­ ской дружбы две недели гастролировал в братской социалистической стране народный ансамбль пес­ ни и пляски «Калинка» Липецкого областного управления профессио­ нально* технического об­ разования. Руководит этим популярным твор­ ческим коллективом за­ служенный работник культуры РСФСР Ни­ колай Яковлевич Черни­ ков. Самодеятельные арти­ сты побывали в восьми городах Польши, в том числе в столице — Вар­ шаве. Повсюду их вы­ ступления имели огром - ный успех. НА СНИМКЕ: ведущая солистка ансамбля Тама­ ра Жупеева. Фото А. Гирева. Александра ТАМБОВСКАЯ И ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНОЕ - ЭТО РОССИЯ Мне нравятся листья, ведь листья покорней... Мне нравятся почки: их время не вышло... И все-таки самое главное — корни, Хотя их не видно, котя ях не слышно. Они узловаты, они некрасивы, Им все в этой жизни непросто дается. И все-таки главное — это их сила, Которую им занимать не придется. С ТЕПАН Инютин дав­ но приметил, что на его участке, похо­ же, объявились волки: в ук­ ромных местах попадались обглоданные барсучьи скелеты, клоки шкуры енотовидной со­ баки, кости кабанят. Если не считать этого, волки вели се­ бя смирно, и, видимо, их было немного, скорее всего пара. Два года назад при об­ лаве ухлопали двух переярков, и Степан думал, что этим де­ ло кончилось. Но весной до него дошел слух, что в Дубо­ вом, верстах в десяти от Лес­ ной Стешни, прямо у кошары, сторож уложил матерого. Значит, где-то есть выво­ док, а это уже опасно: один- два-то куда бы ни шло, пусть лося и кабана гоняют, а выво­ док — не шутка. Н6 как ни старался, обна­ ружить логово ему не удава­ лось: инстинктом бывалого охотника он чувствовал зверя у себя за спиной, иногда возв­ ращаясь домой той же доро­ гой, на сыром песке ли, или на зыбкой грязи видел рядом со своими следами его следы, будто бы зверь выслеживал человека, оставаясь сам неви­ димым, и от этого спину ко­ люче мурашило холодком. Но скоро и следы пропали: то ли зверь перестал обращать вни­ мание на егеря, то ли волчица залегла в логово. После случая в Дубовом сомнения отпали, и Степан, уходя в досмотр, неизменно заряжал двуствол­ ку доброй картечью и был всегда начеку. Начался сенокос. Хлопот у егеря прибавилось: на вольные сенные, с пышным мышиным горошком, ромашковые поля­ ны с островками душистого чабреца и густого клевера — не сено, а чай — потянулся всякий люд. Степан особых строгостей не держал, но и вольностей излишних: не до­ пускал: косить коси, но ружь­ ишко с собой не бери, сено вывози только в сухую погоду, чтоб не полосовать, не перепа­ хивать дернину полян безжа­ лостными и бездушными коле­ сами. Может, оттого, что вся его жизнь была связана с лесом и природой, Степан воспринимал землю как нечто одушевлен­ ное, щадил ее и все живое на ней, и с каждой весной, когда с первыми проталинами у на­ гретых стволов, с первой роб­ кой зеленью, то ли проклю­ нувшейся из семян, то ли уце­ левшей под снегом от осени, с первой распустившейся поч­ кой, с прилетом птиц, он чувствовал, как могучие токи жизни обновляют землю, как вроде свежеет и обновляется он сам. Особенно сильно это ощущение ранним утром в конце марта, когда осиянные всходящим солнцем чутко дремлют березы в бело-роэовьгх платьях, глухо под вершин­ ным ветерком пошумливают сосны и воздух до того чист и приятен, что, как чудодейст­ венный бальзам, тебя лет на двадцать молодит. В такие минуты Степан ду­ мает, что все добро человека от земля, от природы, вся кра­ сота — тоже от нее. Она дает кров и пищу всему сущему, и человек должен входить в нее, наполненный вот этим востор­ гом света и благодарности, и осторожно, чтобы не порушить красоту и согласие, а перени­ мать и нести ее в мир людей. Почти каждого косаря он в лицо знал, знал, где тот живет, работает. И они блюли поря­ док, привыкли: если ослуша­ ешься, то не видать тебе на будущий год покосов, как сво­ их ушей, а заодно и накошен­ ного сена. И сули егерю золо­ тые горы — к лесу он тебя не подпустит я на картечный выстрел. Вышел Степан к уремному оврагу, кинул бинокль к глазам — и отшатнулся: так неожи­ данно близко перед глазами оказался высунутый нос камня- песчаника, а на скошенной площадке, под этим камнем, игрались волчата «Воя ты где устроилась! — с невольным уважением поду­ мал о« о хитром звере. — За кустиками-то тебя ниоткуда не видать... Ну, ну... подойдем- ка поближе, познакомимся, а то ты меня знаешь, а я тебя нет. Нехорошо как-то...» Степан, крадучись, чтоб не спугнуть щенят, подобрался, присел в неглубокой вымоине, навел бинокль. Волчатам было примерно месяца два, не больше, но это были крепкие смешные буту­ зы, хорошо откормленные ма­ теринским молоком, жиро­ вавшие на солнце. Они то свивались в клубок и, повизги­ вая, скатывались вниз, то гоня­ лись друг за другом, и азартно нападали на лежащего, и тот, огрызаясь, колотил двух ос­ тальных передними лапами по мордам. «Ишь ты! — удивился Сте­ пан. — Дети, чистые дети, жируют. Так, так... А где же мама-то ваша? Негоже ей бро­ сать таких охальников од­ них...» Степан, тщательно об­ следовал все вокруг, каждый камешек и кустик, но волчицы не было. Что за черт! Волчи­ ца оставляет щенят одних крайне редко, и только в иск­ лючительных случаях. Обычно она от логова не отходит, а пищу ей и щенятам добывает волк. Тут же было что-то со­ вершенно необъяснимое, и егерь, высунув на всякий слу­ чай ружье под руку, прилег на скосе вымоины и стал ждать. Полдня он пролежал без дви­ жения, затекло и болело все тело, болели глазницы от оку­ ляров, а ее все не было. Так и не состоялось в тот день знакомство. Чтобы до срока не спугнуть выводок, Степан обосновал на­ блюдательный пункт на дру­ гой стороне оврага в густых кустах лещины, в старом полу- заплывшем окопе. Может, это и не окоп был, — окопы уже заросли и стали еле приметны­ ми канавками, — а землянка или блиндаж, похоже блин­ даж: кругом высились старые черные колоды пней, — вид­ но, валили дубы для наката. Сколько он сам вот так за войну перерыл земли, повалил деревьев. Если сложить все от Москвы до Зееловских высот, то, пожалуй, один он кордо­ нов десяток свел, а то и боль­ ше. Мать честная! Сколько людей, сколько .земной красо­ ты спалено! Подумать жутко... Было раннее утро, по оврагу еще слоился легкий туман, но солнце уже загоняло его в ча­ щобу, и где-то позади звонко завжикали оселки о косы. Солнце осветило каменный нос, и Степан увидел, как из- за лещинового куста выползла волчица с выводком, огляде­ лась и вдруг, раскрыв пасть, отрыгнула серый комок, дру­ гой... Волчата жадно кинулись пожирать эти комки. И знал егерь, что таким образом зве­ ри подкармливают детены­ шей, все же не выдержал, опу­ стил бинокль... Через минуту он снова вски­ нул его и посунулся назад: показалось, что он встретил взгляд волчицы. Это была уже немолодая, несколько утом­ ленная самка, вроде бы спокойно и отрешенно глядев­ шая на мир слегка прищурен­ ными глазами. Но Степан знал, что это спокойствие и вялость обманчивы, что зверь насторожен и ловит каждое шевеление и звук, готовый насмерть защитить потомство. «Вот ты какая, Серая... — подумал Степан.—Ну, здорово... Какая же у тебя семейка? Са­ ма четверта, или больше? Нет, вроде так. А чего же отца не видно? Командировали за про­ питанием? Или это тот дерз­ кий волк, что сам полз на кошаре под ружье? Значит, ты одна воспитываешь троих охломонов? Проверим, прове­ рим». Через несколько дней, под вечер, Степан увидел, как Серая принесла в зубах полу- задушенного суслика. Суслик был в редкую крапинку, моло­ дой и неопытный, видно, зазевался у норы и попал хищнику на зуб. Серая поло­ жила его перед волчатами, и пока он лежал неподвижно, глупые щенки, сидя, с любо­ пытством его разглядывали. Но вот суслик пополз, и все трое встрепенулись, начали его ловить, трепать, пока не ра­ зорвали в клочья, упиваясь еще не ведомым им сладким вкусом теплой крови. Мать рядом наблюдала за происхо­ дящим. Она снова была одна. «Значит, — думал Степан, —и впрямь хлопнули твоего друж­ ка. Ишь, натаскивать уже на­ чала. Пора брать...». Как ни осторожничал Сте­ пан, Серая едва не перехитри­ ла его. С того вечера, когда она почуяла запах знакомых следов, тревога ее не покидала все время, казалось, что опас­ ность ходит рядом, и теперь, если о«а и охотилась, то по ночам, и неподалеку: в овся­ ном поле и по обложью. По­ падались в основном глупые зайчата, суслики, раз притащи­ ла барсука, но не брезговала и полевками. Волчата росли не по дням, а по часам и были прожорливы... В день, когда егерь решил взять выводок, Серая, возв­ ращаясь рано утром с охоты, снова наткнулась на его сле­ ды. Встревоженная, она пошла наметом и вскорости увидела мелькавший среди ветвей зна­ комый выцветший формен­ ный китель, ружье. В самый момент, когда егерь, думая, что подобрался на верный выстрел к логову незамеченным, оста­ новился, прямо перед носом у Серой выпорхнула и заполош- но зацвикала какая то птичка. Степан обернулся и остолбе­ нел: позади шагах в семи сто­ яла матерая волчица, ростом, как показалось, с телка. Фу­ ражка поползла вверх на вздыбившихся волосах, и Сте­ пан выстрелил прямо от пояса, не прикладываясь и не це­ лясь. Но заряд картечи не ос­ тановил Серую, она все-таки нашла в себе силы на пос­ ледний предсмертный бросок, и второй выстрел встретил ее на лету. Грузно, всей массой, рухнула она на землю, и ка­ залось ей, что она настигла своего врага и ее клыки и когти вонзаются во что-то мягкое и податливое. Но Г лава из повести она лишь бессильно скалилась и судорожно срывала дернину еще опасными желтыми ког­ тями... * Все произошло так мгновен­ но, что Степан не успел опом­ ниться, и липкий пот запозда-. лого страха покрыл его всего, ноги подкашивались в коленях, будто он прошел добрый деся­ ток верст по зыбкому омутно- му болоту. Степан бессилено опустился на землю, тупо гля­ дя на предсмертные вздроги зверя, на то, как гаснет в хищ­ ных глазах жизнь, как они за­ мирают в мертвенно-стеклян­ ной неподвижности. Все это запечатлевалось в сознании са­ мо собой, отрешенно, как неч­ то постороннее. Степан чувст­ вовал только, как неприятно липла к телу рубаха под фор­ менным кителем; срывая Пу­ говицы, он распахнулся и, соб­ рав горсть росы вокруг себя, вытер разгоряченное лицо. Медленно возвращалось ощу­ щение раннего летнего утра, пропитанного таинственной уремной сыростью оврага, лес­ ной прелью и запахом трав. Волчица лежала в трех шагах от него, вытянув сильные ла­ пы, с пучками травы в когтях; выше лопатки и под грудью серая шерсть бурела и что-то тихо, как говорливая струйка воды, клокотало с каждым су­ дорожным вздрогом зверя: трудно расставалась Серая с жизнью, по капельке выхо­ дившей из нее. Но и мертвая, она еще вну­ шала опасение, была красива, той своеобразною красотою, которая шлифовалась в тече­ ние веков поколениями этой породы хищников, пока мать- природа не создала вот этих страшных клыков, поджарого тела, мощных лап зверя, не­ щадно истребляемого, способ­ ного десятки верст, упорно гнать лося или оленя и при­ способленного выжить по су­ ществу среди людей, в ред­ колесном, сплошь распаханном подстепье. На какое-то мгновенье Сте­ пану даже жаль стало, что вот он загубил великолеп­ ного н в сущности виновного только в том, что природа соз­ дала его хищником, зверя, нарушил какое-то незримое звено в естественном течении жизни. И в самом деле: какой это лес без волка и лисицы? Вон в Ямайском лесу ни од­ ного серого не стало, зато одичавших собак развелось видимо-невидимо. Бродят, стая­ ми, душат всякую животину мелкую подчистую, нет спа­ сения. Яманский егерь Егор Платонов плачет: хоть, мол, сам садись да волком вой— Вздохнул Степан, поднял ружье и полез вверх к камен­ ному носу за волчатами, сни­ мая на ходу рюкзак. Когда дважды подряд грох­ нули выстрелы и по оврагу пополз резкий тухлый запах горелого пороха, Лобан вместе с другими щенками спрятался в неглубоком лагове под на­ висшим камием. Он еще не знал ни человека, ни его страшного ружья, но врожден­ ный инстинкт подсказывал: это опасно, надо спасаться. Чья-то большая широкая тень закрыла снаружи свет, потя­ нуло совершенно незнакомым запахом, и волчата, испуганно прижавшись к дальней стенке ямы, тонко, по-щенячьи рыча­ ли. Степану пришлось выковы­ ривать их длинной палкой с тлеющей ветошью на конце. Спустя несколько дней двух щенков он отдал городскому зоопарку, а третьего, Лобана, оставил у себя, в глубокой плетеной кошелке, в какой зи­ мою носил овцам и корове хоботье. Зачем оставил, он еще и сам толком не знал, хотя где-то подспудно зрела мысль сохранить его. Н и к о ла й СМ О Л Ь Я Н И Н О В В У РЕМНОМ ОВРАГЕ Негибки они, несговорчивы, скрытны. Их формы причудливы, стерты их лица. Могли б они стать каравеллой иль скрипкой, Когда не пришлось бы в земле им трудиться. Быть может, пожнешь ты плоды непростые И будешь обласкан страною любою, И все-такн главное — это Россия, Которая — здесь, в глубине, под тобою.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz