Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

29 мая 1983 г„ № 122 (16 619) Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ Г НАШЕ СВОБО Д НОЕ В Р Е М Я РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА Миллионы советских лю­ дей посвящают досуг худо­ жественному творчеству. Оно стало неотъемлемой частью их духовной жизни. Для мак. снмальной реализации твор­ ческих способностей каждого у нас в стране созданы все условия. Заботливое внима­ ние к развитию народных талантов — это закон нашего общества. Немало тех, кто умело со­ четает ударный труд с увле­ чением искусством, и в кол­ лективе Чаплыгинского заво­ да агрегатов. Взять хотя бы ветерана труда, сверловщи­ цу механического цеха Клав­ дию Степановну Чумичеву. На предприятии она трудит­ ся около 35 лет. И все это время — активная участница художественной самодеятель­ ности. Много песен советских авторов и народных прозву- • чало 1 ее исполнении в рай­ онном Доме культуры, сель­ ских клубах, на агитпло- щадках. И всегда ее тепло приветствовали зрите­ ли. Увлечение искусством помогает Клавдии Степанов­ не все время быть в первых рядах соревнующихся за ус­ пешное выполнение планов я заданий. , Активным участником ху­ дожественной самодеятельно­ сти зарекомендовала себя и инженер по организации тру­ да и заработной платы прес­ сового участка механическо­ го цеха Зинаида Васильевна Васильева. На предприятие она пришла в 1957 году после окончания Липецкого профессионально - техниче­ ского учили;ца МИ . Й сра­ зу же влилась в ряды участ­ ников заводской художест­ венной самодеятельности. В ' то время самодеятельные ар­ тисты агрегатного были ча­ стыми гостями сельчан. С интересными. содержатель­ ными концертами они выез­ жали к труженикам колхо­ зов имени Мичурина, «Звез­ да», совхоза «Дубовской» и многих других хозяйств. Радовали агрегатчики своими выступлениями и горожан. И всегда большее число апло­ дисментов выпадало на долю Зинаиды Васильевны. Лю­ бовь к самодеятельному творчеству она передала и своим детям — Марине и Николаю. Зрители, которым посчаст­ ливилось быть на большом праздничном концерте, по­ священном Международному женскому дню 8 марта, со­ стоявшемся в РДК, долго не отпускали со сцены Николая Азарова, исполнившего песни советских авторов. Николай недавно вернулся из рядов Советской Армии, где также был активным участником художественной самодеятель­ ности. Много на предприятии истинных любителей само­ деятельного искусства. Неко­ торые начинали свой трудо­ вой путь в пятидесятые го­ ды. когда завод агрегатов и выглядел-то иначе. Не было просторных цехов, современ­ ного оборудования. благо­ устроенной территории, не было и своего, заводского Дома культуры. Но было у агрегатчиков громадное же­ лание сделать завод образ­ цово-показательным предпри­ ятием. И поэтому после сме­ ны рабочие выходили на воскресники по благоустрой - ству территории, принимали самое активное участие в строительстве цехов и Дома культуры. И при . этом они успевали готовить хорошие концерты, с которыми вы­ ступали перед горожанами й тружениками села. Это были первые запевалы самодеятельного творчества на заводе — Владимир Та- фннцёй. Лидия Бирюкова, Виктор Петров и многие Другие. Они поныне плодо­ творно трудятся на заводе и по-прежнему верны песне. Дружат с песней и ветераны труда Евгений Ерохин, Валерий Медведев, Анна Антипкнна, Ольга Кочерова, Галина Шидкова. Валентина Сверкова и другие. Всегда благодарные зрите­ ли награждали их бурными аплодисментами. И не слу­ чайно в зональном отрасле­ вом смотре, проходившем не­ давно в Липецке, коллектив заводских артистов занял второе место. Б о л ь ш о й вклад в дело ус­ пешного развития заводской художественной самодеятель­ ности вносят и супруги Вла­ димир и Галина Кеменовы, Сергей Бадулин. Алексей Щу­ кин, Александр Погонин, Александр Есин. Вокально- инструментальный ансамбль «Экспромт», в работе кото­ рого они участвуют, поль­ зуется большой популярно* етью у молодых чаплыгин- цев. Руководит ансамблем опытный специалист своего дела Сергей Танчук. Много теплых слов можно сказать в адрес руководи­ теля хора, местного компози­ тора Юрия Липатова. Недав­ но он и поэт Евгений Вику­ лин написали прекрасную песню «Орлята». Она про­ звучала в исполнении завод­ ского хора и пришлась по душе всем чаплыгинпам. А. ПОЛЯНСКАЯ. Сегодня на этой странице: В МИРЕ ИСКУССТВА НА ВЫСТАВКЕ- РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВИЛЬНЮС, 28 «Искусст­ во, устремлённое в буду­ щее» — девиз выставки ра­ бот студентов Государствен­ ного художественного инсти­ тута Литовской ССР. Это — отчет вуза, подготовившего мастеров живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, за последние пять лет. Оригинальные произве­ дения, а также снимки, слай­ ды, макеты знакомят с кур­ совыми и дипломными рабо­ тами студентов, многие из которых украсят улицы и скверы городов, интерьеры общественных зданий. В за­ лах выставки состоятся встре­ чи ведущих мастеров кисти и резца со школьной моло­ дежью, решившей посвятить свою жизнь изобразительно­ му искусству, (ТАСС). Вот и прозвенел последний звонок в школах. Для одних он символизирует нача­ ло новой, взрослой жизни. Речь идет, разумеется, о выпускниках. А для их младших товарищей он оз­ начает начало каникул. НА СНИМКЕ: последний звонок в Липецкой средней школе >6 45. Фото В. Ельшаева. РАВНЕНИЕ-НА ЗНАМЯ... Заметки о спектакле «Свидетель» в постановке Астраханского ТЮЗа ту нравственную атмосферу увлечения «показателями», которая сложилась в школе. Какое же место в этой си­ туации принадлежит третье­ класснику .Сироткину, этому идеалисту, мечтателю, прав - доискателю, маленькому чу­ даку? Мальчик кажется ок- С детьми всегда было сложно. Всегда были свои проблемы. Несколько десяти­ летий назад заботились о том, чтобы накормить, одеть н обуть, учебниками да тетрадками обеспечить. Сей­ час проблемы другие. Как привить подрастающему по­ колению высокие убеждения, неприязнь к потребительству, духовной лени, инфантилиз­ му? Если педагог сам стремит­ ся, верит, знает и умеет, ес­ ли он действительно профес­ сионально подготовлен и по- человечески м у д р , внутренне собран и спокоен, тогда воз­ можен и настоящий успех в воспитании. И еще очень важно: нельзя подменять ис­ тинное показным, не надо, удовлетворившись внешним благополучием в школе или в классе, хорошими «процен­ тами». оставлять без внима­ ния психологический, нрав­ ственный климат в детском коллективе. Надо всем этим и многим другим задумываешься, ког­ да смотришь интересный спектакль, увлекательный «школьный детектив» Астра­ ханского ТЮЗа, поставлен­ ный главным режиссером те­ атра Ю. Кочетковым по пьесе А. Яковлева «Свиде­ тель». Видимо, история с мнимым похищением знаме­ на и магнитофона из пионер­ ской комнаты была придума­ на драматургом не для того, чтобы Нас напугать: вот, мол, какие теперь дети по - шли, но чтобы предостеречь, напомнить: не забывайте о душе ребенка, она важнее «показателей». Школа, в которой происхо­ дит действие. — вполне бла­ гополучная. даже образцово- показательная, Правда, бы­ вали и худшие времена, ког­ да ее иначе как «рассадни­ ком» не называли. Но благо­ даря оргомиым усилиям ди­ ректора Искры Александ­ ровны школу удалось выве­ сти в передовые. Да, Искра Александровна все отдала школе, она не берегла и не бережет себя, с утра до вечера пропадает на работе, с дочерью только по телефону общается, а внучонка всего раз в год н видит. Именно такого дирек­ тора играет артистка И. Де­ мидова. Вполне понятна гордость директора за дело своих рук й души. А если принять во внимание, что в школе прак­ тически нет ни одного муж­ чины, а порядок поддержи­ вать необходимо, то понево­ ле станешь властным челове­ ком. Автор пьесы предусмотрел еще одну грань характера Искры Александровны, кото­ рая, как он показал, может сочетаться в ней и с предан­ ностью школе. Когда чело­ век всего себя вкладывает в дело, то оно подчас стано­ вится его делом в собствен­ ническом, что ли, смысле этого слова. Если это руко­ водитель, то он иногда пере­ стает замечать, что немалый вклад внесен и другими людьми. Работа становится делом личной чести по преи­ муществу, и наконец — де­ лом защиты собственного мундира. Очевидно, не случайно, когда ЧП — пусть мнимое— все же произошло, пионер­ вожатая Веткина (артистка В. Бардакова), обращаясь к вызванному ею следователю (артист С. Мартимьянов) на­ стойчиво призывает его «оправдать», «защитить» Искру Александровну. Даже не честь школы, а честь ди­ ректора. Веткина восприняла в характере своей начальни­ цы только формальную, офи­ циальную, «мундирную» сто­ рону., , ■Таким образом, Искра Александровна — персонаж сложный, многоплановый. Чтобы меня не обвинили, что я сам придумал «дирек­ торский синдром» Искры Александровны, еще раз присмотримся к Веткиной: почему эта румяная девчуш­ ка с челочкой называет себя «лицом официальным», поче­ му она, пионервожатая, ком­ сомолка, заметила исчезно­ вение магнитофона, но со­ вершенно не обратила вни­ мания, что пропало знамя дружины, стоящее на самом видном месте. «Ведь знамя — это же знамя», — как скажет третьеклассник Си­ роткин. А потом, когда все, наконец, заметят, что знаме­ ни нет, пионервожатая воск­ ликнет, что, действительно, одна «палка» осталась. «Древ­ ко!» — поправит ее Сирот­ кин. Значит, знамена развер­ нуты, лозунги развешаны, а иные скользят по ним глаза­ ми и не замечают, есть они или нет, Знамя быстренько покупают' новое: завтра сбор на тему «Товарищ Память». Приглашены шефы, ветеран ны. Не срывать же такое мероприятие! И еще один момент. Поче­ му Веткина горой стоит за председателя совета дружи­ ны Валерия Барышева, по вине которого, в сущности, была разорена пионерская комната? Круглый отличник с первого класса. Активный, целеустремленный, волевой, гордый. Это все хорошо. А карьерист — это хорошо? Восьмиклассник называет пионерскую комнату своим кабинетом, распоряжается по своему усмотрению школь­ ным имуществом % Еще раз: почему же Цет- кина его защищает? Да пото­ му, что и в нем — отраже­ ние Искры Александровны. Впрочем, я не хочу все свести в одну точку, гедь в конечном счете в Искре Александровне победил мудрый педагог, но разве не ее «директорский синдром» повлиял в какой-то мере на формирование личности В. Барышева? Ведь вот по­ смотрите, какой он толковый, распорядительный. В школу прибыли гости, во директри­ са, поглощенная следствием, не смогла их встретить. А он, восьмиклассник, распоря­ дился наилучшим образом: и девочек с букетами к парад­ ному подъезду послал, и го­ стей встретил,/ в кабинет ди­ ректора проводил, и альбомы школьные показал. Первый помощник Искры Александ­ ровны. Конечно, перенимаю­ щий (ведь детям свойствен­ но подражать) приемы ди­ ректора. И сам обучающийся директорствовать... Вот ка­ кую непростую роль в целом уверенно играет артист О. Комаров. Если сгруппировать все происходящее на сцень во­ круг проблемы нравственно­ го климата в школе, то мно­ гое прояснится в поведении еще одного восьмиклассника, Гены Горбунова. Работа Ю. Минеева, исполнителя этой роли, на мой взгляд, одна из наибольших удач в спектакле. Поведение Гены, его «ощетиненность», на­ пускной цинизм. бравада, ерничанье —■все это для то­ го, чтобы скрыть волнение подростка. испытывающего немало противоречивых чувств. Актер показывает, что и непоследовательность Горбунова (который то при­ знает себя виновным, то от­ пирается, то снова признает) — результат все той же ду­ шевной борьбы. Борьбы, вызванной как чисто внут­ ренними, гак и внешними мотивами. Личный мотив — это любовь к однокласснице Оле, которая предпочла ему Валерия,—волевого, напори­ стого, более взрослого, что ли, «настоящего мужчину», как сама она его охаракте­ ризовала. Внешний мотив* впрочем, тоже замыкается на Барьицеве, что делает чувства Горбачева сложнее, а работу актера — интерес­ нее. Гене неприятны само­ уверенность Барышева, его неприкрытое честолюбие и самолюбие. Это, конечно, не оправдывает той позиции полной безынициативности, которую занимает Горбачев, но зрители понимают, что позиция эта, кроме других возможных причин, занята еще и в пику Барышеву, что нигилизм, апатия Гены — это своего рода реакция на ружающим странным. На­ пример, он утверждает, что помнит гражданскую войну, видит ее ясно, «в цвете», отчетливо слышит выстрелы, крики и стоны раненых. Он говорит, что наука, дескать, давно объяснила такое явле­ ние. Это «генная память». Например, участвовал чей-то дедушка в гражданской вой­ не, а память о ней с генами может передаться внуку. Ко­ нечно, это фантазия. Но важно то, что искренность благородных побуждений Сироткина напомнила персо­ нажам пьесы и зрителям о необходимости свято беречь высокие идеалы, отвоеванные в революции и гражданской войне, помнить их не фор­ мально. не ради проведения очередного сбора, но жить, руководствуясь ими. Зрители, думаю, запомни­ ли, как заслуженная артист­ ка РСФСР В. Заворотнюк произнесла свою реплику: «Ведь знамя — это же зна­ мя...»—не напыщенно, не вы­ сокопарно, а из глубины души. Вообще манеру, которую из­ брала актриса, можно наз­ вать проникновенной. Не мальчишеская страсть к при­ ключениям руководила третьеклассником, когда он совершил свой странный пи- ступок. Что он сделал? Ког­ да он обнаружил в «пионер­ ке». разоп (он был первым, кто это увидел), он снял зна­ мя дружины и спрятал его у себя на груди. Скажете, что он его украл? Но Сироткин рассу­ дил по-другому: увидя, что «пионерка» открыта, а свя­ тое место, где хранится зна­ мя дружины, оставлено без всякого присмотра, Сироткин решил снять знамя, чтобы спасти его. «Я знамя спас», — говорит он. Торжественно звучат пио­ нерские горны, тревожно и строго гремят барабаны. На­ чинается пионерский сбор «Товарищ Память». Дружина, смирно! Равне­ ние на знамя! Ведь знамя — это же знамя... В. СЛАВЕЦКИИ. 3 июня в нашем городе начинаются гастроли Пензенского драматического театра имени А. В. Луначарского. О театре, его репертуаре рассказывает главный режиссер Азат Ман­ сурович Рафиков. Г АСТРОЛИ — событие в жизни театра необычай­ но важное и ответствен­ ное, связанное с множеством сомнений, тревог, надежд. Воз­ никнет ли контакт, взаимопо­ нимание со зрительным залом, найдем ли мы в сердцах зри­ телей отклик на те проблемы, которые сегодня волнуют нас? Пензенский драматический театр — один из старейших русских театров. 190 лет ми­ нуло со дня его основания. Много замечательных собы­ тий, выдающихся имен свя­ зано с его историей. М. Сави­ на, В. Комиссаржевская, М. Дарений, Г. Федотова, П. Садовский, Я, Орлов-Чуж- бинин в разное время играли на его сцене. В Пензе начал творческий путь выдаюхцийся советский режиссер В. Э. Мейерхольд. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко высоко ценили деятельность театра, говоря, что общественная и художественная репутация его пользуется заслуженной известностью. С первых дней Советской власти Пензенский театр стал подлинным помощником пар­ тии в деле просвещения и вос­ питания трудящихся масс. Славные традиции, сформиро­ ванные многими поколениями, представляются нам живыми и плодотворными. Это прежде всего — гражданственность. Мы стремимся к тому, чтобы наши спектакли рождали V зрителей ощущение остроты и напряженности общественной борьбы. Нас волнует, чем жи­ вут люди сегодня, на что на­ правлена духовная энергия современника. Тема нравствен­ ного поиска, ответственность за происходящее в обществе — к решению этих проблем мы и пытаемся подойти в своих спектаклях. Много было раздумий, сом­ нений, обсуждений, прежде чем определился гастрольный репертуар. Одиннадцать спек­ таклей. вошедших в афишу, разумеется, не исчерпывают его, но отражают определен- , ные тенденции и устремления, творческие поиски коллектива. Пьесы, разные по жанрам ж стилистике, по темам и сюже­ там, при сценическом воплоще­ нии призваны отразить еди­ ную, цельную устремленность коллектива — показать жизнь во всей ее сложности и много­ образии. Пьеса М, Рогачевского по роману Ю. Бондарева «Выбор» сейчас в репертуаре многих театров. Наш театр первым в стране осуществил постановку этого произведения. Приступая к работе над спектаклем, мы понимали всю сложность переноса романа на сцену. Как, сохраняя сюжет и пафос книги, создать теат­ ральное произведение со свойственными только ему особенностями и возможностя­ ми эстетического воздействия, как философскую глубину и многозначность бондаревской прозы выразить на языке те­ атра? Размышляя над этими вопросами, мы ввели в инсце­ нировку военные сцены, кото­ рых нет V М. Рогачевского. Нам кажется, что они помога­ ют раскрыть суть конфликта Ильи Рамзнна. Картины прош­ лого — молодость, любовь, война—все испытания жизни и времени дополняют и прояс­ няют настоящее героев. И ту­ да, в прошлое, повинуясь вы­ бору памяти, делает последний шаг Илья. В январе нынешнего года состоялась премьера спектак­ ля «Отелло». Долго и серьезно готовились мы к этой поста­ новке. Не счесть трудов, пос­ вященных Шекспиру, каждой его пьесе. Нет художника, который не сказал бы своего слова о гениальном драматур­ ге. Приходилось с трудом пре­ одолевать то, что хранит па­ мять каждого из нас о прошлых постановках, о зна­ менитых исполнителях. Мы не пытались отрицать давно известное, но, исходя из наших творческих возможностей, старались рассказать о том, что сегодня нам представляется особенно важным, предложить собственное прочтение пьесы. «Отелло не ревнив — до­ верчив») — это блестящее из­ речение на многие годы оп­ ределило трактовку образа венецианского мавра. И от­ казаться от этого трудно. Но почему Отелло доверчив лишь к злу, почему он верит Яго и не верит Дездемоне? Нам было важно понять, почему празднует победу зло, какие силы подкашивают таких колоссов, как Отелло? Нам кажется, вина, трагическая ви­ на в самом Отелло. В том, что ул хватает сил одолеть в себе раба, не хватает сил выр­ ваться из плена собственного духовного рабства. Роль Отелло исполняет за­ служенный артист РСФСР Виктор Смирнов (многие зри­ тели, наверное, видели его в шестисерийном телевизионном фильме «Солнечный ветер», где он сыграл роль ученого Че­ бышева). В жизни каждого коллектива есть особенно ответственные моменты. Таким значительным событием стало участие наше, го театра во Всероссийском театральном фестивале «Об­ раз современного рабочего в драматургии и театре». Наш спектакль «Забродины» по пьесе И. Штока «Ленинград­ ский проспект» был показан на заключительном туре фес­ тиваля, который проходил в Свердловске и Магнитогорске. ( Спектакль удостоен диплома. Мысль о том, что каждый человек должен занимать свое собственное место, отдавая до­ стижению общего блага все свое умение, талант, — стара и привычна. Но от этого она не стала менее значимой. По- прежнему не просто опреде­ лить свое истинное назначение в жизни, познать свои способ­ ности, оценить психологиче­ скую и нравственную подго­ товленность к той или иной деятельности. Решением этих нелегких вопросов и заняты герои спектакля «Забродины». Премьера спектакля по пье­ се известного американского драматурга Джона Патрика «Разве можно не любить Па* мелу?» состоялась сравнитель­ но недавно, и сразу спектакль завоевал симпатии зрителей. «Только две недели...» Л. Жуховицкого — история любви, странной и печальной. Встретились двое — из разных поколений. Ей девятнадцать, ему тридцать лёт. Возникла любовь и рухнули возрастные барьеры. Трудно сказать, как сложится в дальнейшем судьба Зои и Федора. Но их любовь— как все настоящее, искреннее — не пройдет для них бесслед­ но. Спектакль «Любовь, джаз н черт» Ю. Грушаса — само­ стоятельная работа нашей мо­ лодежи, н адресована она молодым. Лицо театра определяется не внешней схожестью спек­ таклей, а тем, насколько ощу­ тимо в постановках единство художественных: устремлений. Коллектив т^дтра направляет свои силы на то, чтобы утвер­ ждать высокие идеалы, рас­ крывать происходящие про­ цессы гражданского, нравст- ■ Венного роста людей. На спектаклях вы познако­ митесь со старейшими актера, ми нашего театра, актерами, давно завоевавшими любовь и признание зрителей. Это на­ родная артистка РСФСР Л. А. Лозицкая, заслуженные арти­ сты РСФСР Т. Е. Марсова, М. И. Тамбулатова, В. Ф. Смирнов, В. П. Налобин, Н. Н. Шевкуненко, заслужен­ ный артист БССР Б. В. Уксу­ сов, заслуженный артист СОАССР И. П. Антропов, за­ служенный артист УАССР В. П. Оскаленко, артисты Г, Д. Вавилов. А. П. Краснов, М. Я. Каплан, А. Д. Нехоро­ ших, В. Д. Кусков, А. В. Душин. Рядом с заслуженными ма­ стерами работает молодежь. С чувством ответственности, творческого подъема начина­ ет наш коллектив гастроли в Липецке. Нам хочется верить, что в зрителе театр найдет тонкого ценителя, умного кри­ тика и свою опору в дальней­ ших творческих исканиях. На евкмке: сцена из спек­ такля Пензенского драматиче­ ского театра имени А. В. Луначарского. Г А СТ Р ОЛИ ТР АДИЦИИ И ПОИСК Пензенцы —липчанам + Ф Е Л Ь Е Т О Н КОТОРЫЙ Язык юридических докумен­ тов протокольно точен, эмо­ ции ему противопоказаны. По­ этому заключению уголовного дела по обвинению А. ф. Сис- кевича звучит в сугубо дело­ вом стиле. «Сискевич А. Ф., работая с 1974 г. по май 1982 г. председателем гараж­ ного кооператива автолюбите-, лей, злоупотребляя служебным положением, систематически занимался хищением денеж ­ ных средств путем присвоения и растраты». Как будто все ясно. Но не торопись, читатель, делать вы­ воды. Даже инспекторам ОБХСС и следователям пона­ добилось около года, чтобы распутать клубок хитроумных проделок Сискевича и его под­ ручных. Бурная деятельность нашего «героя» началась девять лет назад, когда он числился за­ ведующим отделом Липецкой опытной сельскохозяйственной станции. У него даже благо­ приобретенная ученая степень имелась — кандидат сельско­ хозяйственных наук. Он лек­ ций одних в трудовых коллек­ тивах на полтораста рублей в месяц начитывал. И когда только человек успевал? Аг­ рарную науку вперед толкал, сеял «разумное, доброе, веч­ ное», руководил отделом. Да, но при чем же здесь за­ ведование кооперативом, спро­ сит читатель? Не мог же Сиске­ вич соединять высокое призва­ ние к научным поискам и про­ свещению масс со столь про­ заическим и небезопасным де­ лом, как строительство гара­ жей. Оказывается, мог... Талантом Анатолий Федорович, пожалуй, превосходил даже . великого комбинатора. Анатолий Федорович поста­ вил дело на широкую ногу. Во-первых, он без каких-либо нормативных документов, по наитию и собственной инициа­ тиве создал кооператив по строительству гаражей с сим­ патичным названием «Колос». Во-вторых, он заполучил для него вполне реальную терри­ торию в черте нашего област­ ного центра. В-третьих, и это самое глав­ ное, построил собственную контору, которой подобала бы вывеска «Сискевич и К0...» Но Анатолий Федорович был скро­ мен, особой рекламы не лю­ бил, да и не в вывеске дело. Текли бы в кассу кооператива денежки. А они текли и без рекламы... И в виду крайней беспечности членов правления кооператива «Колос» перетека­ ли в объемный карман учено­ го председателя. Делалось это Сискевичем просто, без особых усилий, что тоже свидетельствовало о несомненных способностях его. Беспардонно завышались объ­ емы и стоимость работ в сме­ тах и трудовых соглашениях, составлялись липовые доку­ менты на работы, которые на самом деле не выполнялись. Предприимчивость председате­ ля гаражного кооператива бы­ ла неистощима. Перечень его комбинаций займет не одну страницу. Так, например, на террито­ рии будущих гаражей прово­ дилось асфальтирование дорог и строительство покрасочного отделения. По заключению строительной экспертизы, стои­ мость этих работ не должна была превысить 720 рублей. Анатолий Федорович сфабри­ ковал документы на выплату за эти работы 22798 рублей, из коих более десяти тысяч положил себе в карман. Аппетит приходит во время еды. Раз асфальт положен, значит, по логике, под ним должно быть основание. По­ грел руки и на этом: всего списано на это самое основа­ ние, которого на деле не суще, ствует, 5707 рублей, из них 3534 рубля опять ж е застряли в кармане предприимчивого председателя. А знаете ли, уважаемые липчане, что пока вы вели словесные баталии о благо­ устройстве прилегающих к Ли­ пецку оврагов, Сискевич неко­ торые из них «засыпал»?! Наше счастье, что природа от этого сильно не пострадала, Зато пбетрадала касса кооператива на сумму около 48 тысяч руб- С т ЛОПНУЛ лей, из них более 18 тысяч прикарманил Анатолий Федо­ рович. В общей же сложности Сис­ кевич со своими дружками нанес ущерб кооперативу бо­ лее чем на 130 тысяч рублей. Кто ж е его сообщники? Если сам А. Ф. Сис­ кевич не гнушался на­ житься даже на строительстве туалета и собачьей будки, то его добровольные подручные воровали оборудование с го­ сударственных объектов с од­ ной целью — урвать кус от бесконтрольного кооператив­ ного пирога. Так, прорабы второго мон­ тажного управления тре­ ста «Юговостокэлектромон- таж» А. И. Борзенков и Н. М. Лесников увезли с объектов коксохимпроизводства НЛМЗ и Студеновского рудоуправле­ ния более 4 тысяч метров кабеля и отправили Сискевичу. Получив со складов управле­ ния капитального строительст­ ва облисполкома трансформатор для установки на объекте «По­ жарное депо», Лесников по­ хитил его и также передал щедрому своему компаньону. За подобные услуги Сискевич расплатился внушительной суммой — начислил по фик­ тивному договору свыше 4 ты­ сяч рублей. Уголовное дело закончено. Виновные понесли суровое наказание, которое им опреде­ лил суд. Но и после заседания суда остается целый ряд воп­ росов, ответить на которые должны другае органы. Первый; каким образом мог возникнуть кооператив без со­ ответствующих постановлений? Ведь решение Липецкого рай­ исполкома о | создании его бы­ ло принято... задним числом. Внести ясность в эту канце­ лярскую туманность должен архитектор Липецкого района В. В, Макаров. Избрание Сискевича предсе­ дателем кооператива —-вторая загадка. По крайней Мере, та­ кие члены кооператива, как И. В. Сигунов, Л. Д. Малютин, В. Н. Ланин и целый ряд дру­ гих не знают, на каком осно­ вании Сискевич забрал в руки бразды правления. Ни на од­ ном из редких собраний коо­ ператива вопросы расходования средств никогда не об­ суждались, председатель рас­ поряжался всем единолично. Удивляют безразличие и, мягко говоря, правовая негра­ мотность уважаемых членов правления кооператива, Среди которых немало людей с эко­ номическим образованием. Бухгалтер-кассир кооперати­ ва Н. В. Климова спокойно поясняла на следствии, что Сискевич брал у нее в подот­ чет по расходным кассовым ордерам крупные суммы. Отчи­ тывался протоколами заседаний правления, которые не прово­ дились, протоколы сочинял сам. Других оправдательных документов (договоров, ила. тежных ведомостей, нарядов) не представлял. Ни Климову, ни членов кооператива подоб­ ные вольности не волновали, И последнее. Кооператив по замыслу должен бы только гаражи строить, но этого наше­ му комбинатору оказалось ма­ ло, и он разворачивал произ­ водство по ремонту машин, что попахивало уже частно­ предпринимательской деятель­ ностью. Правда, новым махинациям вовремя положили конец. "Греет «Сискевич и К0» лоп­ нул, как мыльный пузырь. Но... остались еще сотни автолюбителей, жаждущих ме­ ста отнюдь ке под солнцем, а в собственном, утепленном и обихоженном гараже. Конеч­ но, от всей этой истории мож­ но бы и отмахнуться- Мало ли какие метоморфозы случаются в жизни всяких комбинато­ ров. Можно и автолюбителей не замечать, несмотря на их гигантское умножение, и даже делать вид, что их вообще не существует. Но тогда уж надо присматривать, как бы где- нибудь не объявился очередной гаоажный комбинатор. И. НЕПОГОДЬЕВ, начальник ОБХСС областно­ го управления внутренних . Дел; А. ВАСИЛЬЕВ, манор милициии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz