Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
ВТ ЕА Т Р Е П Р ОБЛЕ МН О Г О Ф ИЛЬМА Тр етий месяц существует при кинотеатре «Винница» театр проблемного фильма. На трех кинокартинах, пока занных за это время, — «Прощание» Э. Климова, «Репетиция оркестра» Ф. Феллини, «Мефистофель» И. Сабо, — уже побывало свыше десяти тысяч липчан. Случались дни — и нередко! — когда зал театра (а в нем 190 мес'г) не вмещал всех желающих. Этот факт гово рит о многом. И прежде все го о том, что такой театр липчанам нужен, что . его ждали и что он, судя по от кликам зрителей, не обманул их ожиданий. Вот один из таких откли ков. Его прислал по почте строитель Л. В. Черепенькин, проживающий рядом с кино театром, по улице Космонав тов. «Уважаемые товарищи из «Вицницы»! — пишет он. — Позвольте от всего сердца поблагодарить вас за великолепную идею — орга низацию показа в малом зале вашего театра так называе мых трудных фильмов, а точ нее сказать — лучших образ цов мирового киноискусства, которые не так уж часто удается посмотреть на боль ших экранах нашего города. Этим вы принесли (и, на деюсь, еще не раз принесете) много радости истинным ки нозрителям». Дальше т. Че репенькин высказывает про сьбу «дать возможность лип чанам вновь увидеть шедевр советской кинодокументали стики — кинофильм «Обык новенный фашизм». В плане кинотеатра есть и этот фильм. Но прежде мы покажем болгарскую картину «Предупреждение» — о том, как фашизм зарождался, как против него, в самом начале этого позорного пути, борол ся легендарный сын болгар ского народа Георгий Ди митров. Кроме того мы предлагаем липчанам кино фильм Ленинградской кино студии «Голос». Фильм этот, на первый взгляд, просто о фильме, о том, как делалась и была сделана лента. Но это только на первый взгляд. В отличие от многих пред шественников, изображавших в подобных киносюжетах на иболее привлекательные и заманчивые ситуации съемоч ного процесса, режиссер Илья. Авербах сознательно отстраняет нас от примель кавшейся киноромантики — он показывает довольно зау рядный монтажно-тонировоч- ный период в создании филь ма, где кроме работы, одной только работы, но работы любимой, захватывающей, изнурительно прекрасной, ничего нет. Он вместе со зрителем исследует не кино жизнь со всеми ее яркими перипетиями, а прозу этой жизни, без которой ни филь ма и вообще ничего быть не может. С особым драматиз мом эта тема — тема жиз ни для работы, во имя ра боты прослеживается в обра зе главной героини фильма актрисы Юлин Мартыновой, для которой даже жизнь, реальная человеческая жизнь оказалась по отношению к работе на втором плане. Фильм «Голос» будет де монстрироваться с 23 мая, начало сеансов в 19 и 21 час. В. РАСТВОРОВ, директор кинотеатра «Винища». НА СНИМКЕ: кадр из фильма «Голос». Профессора политехнического института Никиту Васильеви ча Литовченко многие хорошо знают. Но вот пришло письмо из Лебедяни от старшего машиниста инструментального заво да Петра Федоровича Кривошеина. «Постоянно пользуюсь библиотекой Никиты Васильевича, — пишет он, — да и не я один. Библиотека большая, и редкий гость семьи Литовченко уходит без книги, взятой почитать на время...» Вот так мы узнали, что Никита Васильевич — страстный книголюб. И хо телось в связи с этим задать ему несколько вопросов». пользования ведь изнашивается. — Да, жалеть приходится иногда, но о другом: если видишь, что книга — кладезь дгудрых мыслей, наблюдений, заметок — бесполезно пылит ся на полке. Или общается с ней мизерное число людей. У многих моих книг вид, конечно, не совсем новый. Случалось, Д Р У Г м о и , К Н И Г А . . . Гость воскресной полосы Г ДЕ, Никита Ва сильевич, истоки Ва шей верной, много летней любви к книге, и какой была Ваша с ней первая встре ча? — Наверное, я не открою ничего нового, если скажу, что любовь к книге рождена быва ет жаждой познания, которую я в себе ощутил рано, и, главным образом, благодаря матери моей, простой, скром ной женщине. Была она не угомонна в своих нескончае мых домашних хлопотах, са моотверженно трудилась и в колхозном животноводстве, чтобы обеспечить элементарные условия для нашей многодет ной семьи. Великая труженица, наша мать была еще и очень любознательным человеком, привыкшим смотреть на жизнь широко раскрытыми глазами, жадно интересуясь всем но вым. До сих пор для меня за гадка: как все это в ней ужи валось и когда она успевала делать так много для нас, детей? Мы старались походить на нее. От мамы — и любовь к труду, и стремление посто янно познавать жизнь, людей, и упорство в достижении наме ченного. Вот какие они, мои истоки. А первая книга? Труд но теперь точно определить, какая именно была первой. Но помню, особенно сильное впе чатление от небольшой, почти брошюры — об одном из героев первых наших пятиле ток Никите Изотове. Подарил мне ее большевик, бывший журналист, Василий Федорович Карпыч, посланный в наши ка захстанские степи для полит работы среди сельского насе ления. Помню слова этого за мечательного человека. «Тебе учиться надо, мальчик...». Не случайно, думаю, подарил по литрук мне книгу о Н. Изо тове, моем тезке. Он долго был для меня идеалом чело века сильного, волевого, внут ренне красивого. Многим обязан я и препода вателю рабфака Василию Сер геевичу Смирнову. Он вёл у нас литературу, а мне лично помог хорошо освоить русский язык — до этого я говорил на родном, украинском. Теперь вот издал семнадцать книг, и надо сказать, редакторская правка в них всегда была не значительна. А среди моих первых «заочных» учителей — М. Горький и Н. Островский. Зачитывались мы книгами этих писателей. Обучаясь в Магнитогорском институте, стал интересоваться театром, живописью. Чтобы покупать книги, работал в свободное время шофером, трактористом. В кабине машины у меня было нечто вроде маленькой библио течки. — Видимо, она и положила начало Вашей нынешней биб лиотеки? Кого из писателей Вы «поселили» в ней первыми? — Конечно, это были класси ки. Но я бы не проводил тут каких-то резких границ. Всег да отличался в чтении всеяд ностью. Но очень уж по душе был М. Горький. Возможно, потому, это жизнь в его кни гах — без прикрас, и люди выведены удивительные. Три года ушло на формирование библиотеки из серии «Жизнь замечательных людей». Много книг удалось собрать о дея тельности артистов, художни ков. Ну, и конечно, стараюсь не пропустить ничего, что каса ется металлургии, ее истории. — Книга, известно, — вели кий учитель, незаменимый со беседник... Определений тут может быть множество. Но чем лично Вы обязаны книге? — Так же, как и многим другим, думаю, книга мне всегда помогала расти — про фессионально, духовно. Не представляю своих лекций без ссылок на прочитанное, это разнообразит общение со сту дентами, да и не только с ними. Книга часто «выводили» меня на интересных, просто редких людей. Помню, в моло дости прочитал о художниках- конструктивистах, захотелось лучше разобраться4 в этом те чении в живописи. Поехал в Москву, встретился с первым директором Третьяковки, ска завшимся очень доступным в общении человеком. Стоит ли говорить, как много интересно го, ранее нигде не читанного, узнал я от него о картинах, собранных в галерее. Книга способствовала и мо ему* увлечению классической музыкой. Очень люблю про изведения представителей «мо гучей кучки», а симфонии Ка линникова будят воспоминания' о приволье родных казахстан ских степей. О днаж /ф увлекся творчеством Римского-Корсако ва, из книг узнал о существо вании его музея в Ленинграде, поехал в город на Неве, на шел интересовавший меня му зей.... Вот видите, книга обладает и способностью уводить нас в увлекательные поездки, знако мить с интересными современ никами. Кстати, недавно со стоялась моя вторая встреча с Давидом Ойстрахом, и это также долго будет жить во мне. — У Вас одна из лучших библиотек в Липецке, и Вы по праву гордитесь ею. Однако, !чвместе с тем, разрешаете поль зоваться ею друзьям, соседям. Неужели не было случая, ког да бы кто-то не вернул книгу? Да и потом, она от частого признаюсь, кто-то н не возвра щал мне их, и от этого бывает больно, обидно. И все-таки: ни с чем не сравнимы драгоцен ные минуты общения с челове ком, после чтения им и тобой какой-то одной, вызвавшей об щую заинтересованность, кни ги. Вам в редакцию написал, скажем, Петр Федорович Кри- вошеин из Лебедяни. Честно говоря, не помню точно, при каких обстоятельствах мы с ним познакомились. Но теперь он один из моих хороших друзей. Более того, мы теперь дружим семьями: Чудесные, открытые люди. Недавно дочь Петра Федоровича защитила кандидатскую диссертацию — радость была общей. Там же, в Лебедяни, есть еще один хорошо знакомый мне книголюб, Виктор Степа нович Завада. В Липецке ча сто и много общаюсь с Леони дом Семеновичем Башкуровым и Георгием Семеновичем Зими ным. Обмениваемся не только книгами, но и мыслями, раз думьями о жизни, о событиях в стране, за рубежом. Кбгда-то, еще мальчишкой, взял у Меня почитать книгу Слава Папанов. Теперь он учится в Ленинградском ин ституте торговли, пишет сер дечные письма, стал почти родным мне. Если попадается литература по его будущей специальности, покупаю, шлю своему юному другу. Любовь к книге подружила и со многими соседями. Это мастер НЛМЗ Л. П. Сыпченко, слесарь санатория «Восход» А. П. Дегтярев, инженер А. Ф. Пономарев и другие. Берут они книги из моей библиотеки и для себя, и для жен, и для детей своих. Всег да рад видеть такую тягу к книге. Ведь по собственному опыту знаю, как велико ее значение для человека. И если бывает нужен и этот мой дол гий опыт общения с книгой— также делюсь им, советую, что прочесть, на что особенно об ратить внимание. Это долг мой. Ведь все, это есть во мне хорошего — дало государство, общество наше, люди, с кото рыми посчастливилось встре титься. Теперь я просто обя зан все это передать другим. Кажется, так сказано у Шота Руставели: это ты спрятал—то потеряно, что ты отдал — то твое.... Беседу веда Т. СПАССКАЯ. А . Владимиров --------- ----------------- --------------------------------------------------------- НОЧНАЯ ВСТРЕЧА В Ц ентрально-Черноземном книжном издательст ве недавно вышла новая книга липецкого писателя Александра Владимирова «Тайна каменных овра гов». Сегодня мы предлагаем главу из новой пове сти ниеателя. В СПОКОЙНОЙ воде Ка мышинки еще розовел закат. Изредка всплес кивала рыба в затоне и сов сем по-домашнему покряки - вали утки в камышах на том берегу. Пока наплавались всласть и натаскали с опушки ва лежника, совсем стемнело. Вспыхнул костер на травя нистом обрывчике, и на воду упала дрожащая, то меркнув шая, то разгоравшаяся до красного блеска полоса. Генка и Олег улеглись на фуфайки, а Серега из рюкза ка в костер кинул десятка два картофелин. Принес в котелке воды для чая и по весил на треногу. — Порядок! — сказал он, помешивая палкой угли. За метив, что Одуванчик покле вывает носом, добавил гром че: — Только не дремать! Генка вскинулся и сконфу женно заморгал. Олег изо всех сил старался не показывать усталости. Всех взбудоражил удивлен ный возглас Сереги: — Опять машина! Ребята уже с тревогой на блюдали, как от леса голу боватые полосы света осто рожно щупали дорогу. — Костер! — проговорил Серега и перевернул котелок на огонь. С шипеньем взмет нулось белое облачко пара, помигивая, быстро угасали угольки. Сразу надвинулась темнота. , С ближнего поворота ос лепительный свет ударил в глаза и погас. Коротко щелк нула дверца. Донеслись при глушенные голоса. — Берите фуфайки и в кусты! — громким шепотом скомандовал Олег. Из темноты показался вы сокий мужчина, за ним еше трое с поклажей на плечах. Они прошли к берегу, не громко переговариваясь, и расположились неподалеку. — Гони-жа сюда транспорт, — распорядился хриплова тый бас. Один трусцой вернулся к машине, заработал мотор, и «газик» подкатил к самой воде. — Бра-конь-е-ры1 — пре рывистым шепотом выдох нул Олег. Зачавкали по илу сапоги, с коротким всплеском шлепну лась на воду резиновая лод ка. О/Гин нз браконьеров за брался в нее ц начал отгре бать на середину Камышин ки, остальные шли по берегу, разматывая сеть. — Хорош! — раздался го лос из лодки. — Вбивай кол, место подходящее, — сказал высокий. Стоявший рядом с ним обухом топора легко за гнал кол в илистое дно. — Ближе к утру поглядим, что навтыкается, — загого тал он. Все ушли к машине. При чалила к берегу лодка, и вскоре около «газика» по слышалось звяканье стака нов, шумный говор. — Вот это да, — протя нул Олег. По разговору ре бята определили, что это не каменские. Чужие. — Что будем делать? .— спросил Серега. — Участковому бы сооб щить, — предложил Генка. — Тогда надо срочно ехать, — заторопил Олег. — А если его нет дома? Или мотоцикл сломан? —вы сказал сомнение Серега. — Да и ехать далеко, — сказал Олег, чувствуя, как нарастает нетерпеливое же лание действовать сейчас же, немедленно. Но что они мо гут, трое подростков, против четверых взрослых? А вдруг у них еще и ружье? Если действовать, то очень осторожно. Олег понимал, что в первую очередь юн, командир поисковой группы, должен, решить, как поме шать браконьерам. Он взгля нул на речку, и вдруг его осенила счастливая догадка. Он торопливо изложил свой план. — Годится! — одобрил Серега. — А ты, Геныч, ждешь наш сигнал на дороге, — еще раз повторил Олег зада ние Одуванчику. Генка кивнул ц бесшумно исчез в темноте. Олег и Серега спрятали одежду и осторожно пробра лись к воде. Машина стояла значительно ближе, чем им казалось. Около нее горел костер. Черные * тени раска чивались на фоне невысоко го пламени, слышались воз бужденные голоса, смех. Олег прошел по течению метров пятьдесят и медленно поплыл к противоположному берегу. Серега настороженно при слушивался, стараясь опреде лить, где Олег. Ждал услов ного сигнала. Блики от кост ра скользили по воде, слабо озаряли заросли камыша на том берегу, и они казались непроходимым лесом. Прошло минут десять. Под противоположным берегом два раза шлепнула рыба. Сс- реге показалось, что звук этот раздался на всю реку. Полный порядок! Олег под плыл к колу, за который привязана сеть. Теперь Серегина очередь. Поеживаясь от прохлады, он собрал под берегом ком водорослей и водрузил на голову. Зашел в воду по горло и стал медленно про двигаться прямо на огонь костра. К другому колу. Пламя, отражаясь в черной воде, слепило глаза. Идти надо было черепашьим ша гом, чтобы браконьеры ни чего не заметили. Когда голоса около костра на минуту смолкали, замирал и Серега: вдруг заметили? Он не боялся. В случае опас ности — нырнет и вынырнет в камышах у того берега. Волновало другое. Если его увидят, сорвется вся опера ция. Время от времени он ощупывал цепочку и перо чинный нож, висевший на шее. Прикосновение к этому безобидному оружию немного успокаивало. Да и почему он должен дрожать перед этими ворами, прокравшими ся на Камышинку? Мстительное чувство так сильно овладело Серегой, что, не замечая, он пошел быстрее. Вздрогнув, остано вился — плечо уперлось в кол. Раскрыл нож, нащупал скользкую, дрожащую верев ку и изо всей силы полоснул по ней. Олегу было хорошо видно, как в полосу света на воде медленно выплыл темный ком, наподобие грачиного гнезда. Олег в тот же мо мент одним взмахом перере зал верхнюю веревку. На брал полную грудь воздуха и нырнул, чтобы управиться с нижней. Когда вынырнул, то увидел, что темный ком ис чез из полосы света. При держивая одной рукой ко нец сети, поплыл в темноту. Блики от костра на воде постепенно меркли, и вот костер скрылся за пово ротом. И тотчас Олег почти рядом услышал всплеск и громкий шепот Сереги: — Давай к берегу! Первые несколько минут сидели молча, тяжело пере водя дыхание. Рядом на пес ке лежала сеть. — Пусть теперь улов вы бирают, — проговорил Сере га, и ребята тихо засмеялись. — Геныч сигнала заждался. — забеспокоился Олег, — подумает еще, что нас бра коньеры переловили. Ребята свернули сеть и бросили в самую гущу ку- хтов. Быстро направились к ме сту, где была спрятана одеж да. Натягивая брюки и ру башки, они прислушивались, к громкому разговору у кост ра. — Ты побудешь здесь, — сказал Олег, — а я через несколько минут вернусь. — Чего ты задумал? —по интересовался Серега, .поту же затягивая цфс и поправ ляя на нем туристский топо рик. — Схожу в гости к бра коньерам, — усмехнулся Олег. — А если без шуток? — А я и не шуч>. Надо посмотреть номер машины. — Может, без номера обойдемся? Сеть есть, и хватит. — Нет, —Олег резко кач нул головой. — Номер надо знать обязательно. — Идем вдвоем. — Двоих могут заметить. Тогда Серега предложил: — Ты идешь с этой сторо ны, а я по кустам зайду с другой. В случае, если тебя заметят, я отвлеку внимание на себя. Серегина тельняшка мельк нула и исчезла за кустами. Олег напряженно прислуши вался несколько минут, но не уловил ни звука. Серега шел бесшумно, как опытный охотник. выслеживающий дичь. Олег медленно пополз впе ред. Здесь нельзя было пройти и нескольких метров: машина стояла на обширной лужайке, и ближние кусты были от нее метрах в пяти десяти. Рубашка и брюки сразу промокли от росы, прилипли к телу, но Олег не замечал этого. Его притягивал свет костра и темный силуэт ма шины около него. Он полз, вжимаясь время от времени в землю, потому что с каж дым метром голоса раздава лись все отчетливее. А вско ре они слышались так гром ко, словно Олег уже полз между браконьерами. Вот он достиг пространст ва, освещенного костром, и замер. Казалось, дальше уже нельзя продвинуться ни на сантиметр: стоит пошеве литься — и браконьеры за метят. Олег перевел дыхание и облизнул пересохшие губы. Он знал: вот здесь, где-то рядом в кустах, затаился Се рега, готовый в любой мо мент прийти на помощь. Это придавало ■уверенности и смелости. Олег опять пополз вперед. Последние метры до машины он преодолел, обливаясь го- Глава из повести рячим потом. Едва он ’успел спрятаться в тени, как от костра поднялся человек. Он подошел совсем близко и остановился, покачиваясь и всматриваясь в темноту. Олег распластался на зем ле. Браконьер постоял немного и вернулся к костру. Может, хотел пройти к воде, но пе редумал. Олег подполз к переднему номерному знаку, хорошо рассмотрел все четыре циф ры: 17—44, Дважды повто рил про себя* и стал медлен но отползать к кустам. Серега уже ждал его. — Все в порядке, —- про шептал Олег. Серега изо всех сил сжал его руку. — Теперь надо давать сиг нал Генычу, — напомнил Серега. Отошли метров на триста вниз по течению. Олег сло жил ладони ковшиком и два раза прокричал, подражая тоскливому и протяжному крику филина. Теперь надо было быстро вернуться на прежнее место, чтобы посмотреть, как пове дут себя браконьеры. Костер то затухал, то ярко вспыхивал, освещая красноватым светом лица си девших. В компании шел бес порядочный пьяный спор о лодочных моторах. Кто-то настойчиво доказывал, что если поставить на лодку «волговский» мотор, то ни один инспектор не будет страшен. А если сделать лод ку на воздушной подушке, обеспечен проход и по боло там. — Ишь, чего захотел, — усмехнулся Серега. — Мо жет, тебе еще катер на под водных крыльях? От костра донеслось: — Вот я у одного на ло дочной станции видел мотор чик! Вот так моторчик! Во домет! — «Они из города», — уверенно определил Олег. Только там была стоянка мо торных лодок. — Ну, так вот... . — Погоди! — прервал хрипловатый бас. — Что-то там у леса мелькает? — Похоже, кто-то с фона рем, — пом'едлив, отозвался один. — Откуда в такой глуши у фонарю взяться? — насмеш ливо протянул другой. — Померещилось. — Да ты гляди, — опять вмешался хриплый бас. — И не один! Ребята тоже смотрели в сторону леса. На дороге то тут, то там мелькали вспыш ки фонарика. Наверное, Оду ванчик прыгал изо всех сил, чтобы создать впечатление, будто по дороге идут не сколько человек. — Снимай сеть! — при глушенно скомандовал бас. Под берегом послышались всплески, потом громкая ру гань. Видно, кто-то в спешке оступился и упал* в воду. — Сеть срезали!! — визг ливо выкрикнул один из бра коньеров, размахивая колом, на котором болтались концы веревки. Это усилило панику. Бра коньеры с руганью похвата ли рюкзаки и, толкая друг друга, забрались в машину. «Газик» взревел и резко рва нулся с места. Остро замига ли в темноте красные сиг нальные огоньки. Серега и Олег выскочили из кустов. Они восторженно орали, улюлюкали и свисте ли вслед поспешно уезжав шей машине. ОБЛАСТНО Й с е м и н а р РАБОТНИКОВ К УЛЬТУРЫ В селе Красное состоялся областной семинар заведую щих районными и городскими отделами культуры, директо ров централизованных библио течных систем и районных до мов культуры. В основу семи нара были положены вопросы участия учреждений культу ры в реализации решений майского и ноябрьского (1982 г.) Пленумов ЦК КПСС. С докладом на эту тему вы ступил начальник областного управления культуры В. С. Гуров. На семинаре выступи ли первый секретарь Краснин- ского райкома КПСС П. Н. Приходько и кандидат фило софских наук, доцент МГПИ имени В. И. Ленина В. А. Башкалова. Затем состоялся обмен опы том работы. Заведующий отде лом культуры Елецкого рай исполкома Н. Е. Сафонов рас сказал об организации сорев нования учреждений культуры, а его коллега из Липецкого района А. К. Чурсина — о повышении роли наглядной агитации в системе идейно- воспитательной работы и про паганде советского образа жизни. Участники посетили куль турный комплекс района, по знакомились с работой Ябло- новского СДК, с культурным обслуживанием тружеников колхоза имени Вавилова. Со стоялся просмотр выступлений агитбригад. Итоги семинара подвел заме ститель председателя облис полкома А. М. Орехов. Н. МАТВЕЕВ. Н О В А Я «Уренгой — Помары — Ужгород — стройка века»— под таким названием в об ластном краеведческом музее открылась новая выставка, которая рассказывает о стро ительстве газопровода, про ходящего по территории на шей области. В первом разделе выстав ки «Перешагнули Дон» экс- В Ы С Т А В К А понаты повествуют о собы тиях 15 марта 1983 г. В этот день по дну реки Дон. был проложен 2 3 0 -метровый за балластированный дюкер. В разделе «Пульс Красивой Мечи» посетители знакомя тся с поселком газостроите- лей, расположенным в райо не села Больше-Попово Ле бедянского района, узнают о династии Асташовых. Все члены этой семьи трудятся на строительстве трассы. Ее глава — наш земляк, уроже нец Усманского района И. А. Дсташов. Одна из сорока газоком прессорных станций; которые будут построены на трассе газопровода Уренгой — По мары — Ужгород, — это «Елецкая-29». Сооружается она вблизи райцентра Крас ное. Возводят ее строители дважды орденоносного тре ста «Липецкстрой». В экспо зиции представлены материа лы об одном из лучших строи телей СУ-11, бригадире мон тажников В. М. Аньшине. Последняя страница вы ставки «Трасса дружбы» по вествует об участии наших друзей из ГДР в строи тельстве газопровода. В выставке принимает уча стие и липецкий художник Н. И. Савенков. Его работы выполнены непосредственно на одном из участков строи тельства трассы — газоком прессорной станции «Елец кая-29». Это карандашные за рисовки объектов строящей ся ГКС, портреты лучших строителей. Выставка открыта для по сетителей в течение двух ме сяцев. Е. ВАГИНА, научный сотрудник областного краеведческого музея. С В Е Ж Е С Т Ь Р У С С К И Х Р А З Д О Л И Й К 50-летию со дня рождения липецкого поэта Станислава Серикова Он многие годы был от ветственным секретарем га зеты тракторостроителей «Кировец», а липчане знали его как поэта, блестяще вы ступавшего со своими стиха ми на литературных вече рах. Но дело не в артистиз ме. Он покорял слушателей поэтической искренностью, от его строк веяло свежестью русских раздолий, росными утренниками, широкошумны ми дубравами. Вы бывали в дубравах? Вы бродили по травам? А росой удавалось Умываться с утра вам? Вы когда-нибудь в поле У костра ночевали? А в студеные губы Родники целовали?.. Так споашивать мог толь ко поэт. И он же мог син тезировать: Если вас не будили Соловьиные песни. Если вы не ходили Слушать шепоты леса, Если вы не стояли Под березами в ливень, Если вы не срывали Ни кувшинок, ни лилий, Значит, вы не хотели Стать немножно / „ красивей, Значит, вы не хотели Быть на каплю счастливей, Значит, вы не мечтали Полюбить всей душою. Значит, вы потеряли Что-то очень большое. Это, так сказать, лирика в чистом виде. Но и в стихах «гражданских» поэт умел го ворить от имени поколения, не утратив личного чувства. и это делало его стихи до стоверными. Таково сти хотворение «Бывшему не мецкому военнопленному», которое он всегда читал: Припомни: это было в сорок пятом... Разрушенный фугасками вокзал. Вихрастые российские ребята На вас, на пленных, пялили глаза. Живые немцы!— Трогай хоть руками... И поэт ведет неторопли вый, но убедительный рас сказ, ставит вопросы, что само по себе естественно: «А не из твоего ли автомата отец мой был под Сумами убит?..». С этой мыслью, «что сердце раскаленным жа лом жжет», не упуская из виду, кому адресован весь пафос, подводит итог тре вожный и человечный: ...Когда пропахшим пеплом ветром веет И кто-то снова мыслит о войне, Мне хочется, чтоб с совестью своею Почаще ты бывал наедине; Чтоб вспомнил ты далекий вечер синий, Разрушенный фугасками вокзал, Где сын непокорившейся России Тебе кусочек хлеба подавал... У Станислава Серикова вышло четыре поэтических сборника. Профессионально работавшего литератора Ли пецкая писательская орга низация приняла в члена Союза советских писателей. Но поэту не удалось рас крыть незаурядные творче ские возможности... В книгах «Дорога», «Вы бывали в дубравах?» и «Под солнух» мы находим стихи- «Лебедянь». «Весна в цехе», «В старинном парке город ском». «Река Воронеж», «Студентки», «На стройке»... — одно их название говорит о связи Станислава Василье вича Серикова с липецким краем. Эту кровную связь отметил и большой советский поэт Леонид Вышеславский как «лирическую исповедь патриота отчего края, кото рая не может не взволновать читателя». С. ПАНЮШКИН, член Союза писателей с с с г . /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz