Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Фотография из семейного альбома В О Л О Д Ь К У ЗВАЛИ МАШЕЙ С пожелтевшей от време ни фотографии смотрит сов сем юноша, можно сказать, мальчишка. Он чем-то напо минает героя повести Катае ва «Сын полка». Таким, во всяком случае, всегда, пред ставлялся мне Ваня Солн цев. Солдату, который изобра жен на фотографии, было неполных 16 лет от роду, когда, прибавив себе годы, вслед за отцом и братьями он в сорок первом ушел на фронт. Несмотря на юность, был командиром пулеметно го взвода и не раз вступал в единоборство с врагом, не раз считали его погибшим, но он вновь возвращался в свою часть. Мужество, про явленное солдатом в боях на безымянных высотах, в раз ведывательных рейдах, в сражениях на Орловско- Курской дуге, при освобож- дении Польши и Чехослова кии, отмечено орденами Красной Звезды, Отечест" венной войны I степени, ор деном Красного Знамени. Его очень любили това рищи, этого самого юного в полку пулеметчика. Прошед шие огни и воды бойцы да ли ему рекомендации и при няли в партию. В полку его звали Во- лодькой, так он сам пред ставился в первый день. По том это имя зазвучало по всей дивизии. И мало кто знал поначалу, что Володь- ка этот — вовсе не Во- лодька. И даже не маль чишка, а дерзкая, отважная девчонка Мария Щербак. Сейчас Мария Кузьми нична Свиридова живет в небольшом поселке Двойня Добровского района. И про фессия у нее самая мирная — сельский фельдшер. Когда мы остановили маши ну возле добровского лесхо за, чтобы расспросить о до роге к поселку, нам снача ла начали перечислять все бесчисленные «направо» и «налево», потом, видимо, запутавшись, сказали прос то: «Да. вы по пути спроси те Марию Кузьминичну, здесь каждый знает, даже вот такие» — и рукой пока зали «от горшка два верш ка». И, действительно, мы без труда отыскали ее дом. Хозяйка занималась ре монтом своего жилища. Ли цо и руки ее были перепач каны побелкой, и поэтому, смущенно оглядывая себя, она засмеялась, сверкнув бе лыми, крепкими зубами, и мелькнуло что-то похожее на того молоденького солда та с фотографии.» Вскоре мы сидели за круглым столом, вели нето ропливый разговор о дале ких военных годах, о муже стве советских людей, о ее товарищах — живых и пав ших. — Вы знаете, это одна семья была. Последним су харем делились. Локоть то варища все время чувство вала возле себя. Я, помню, во время обстрела один солдат прикрыл меня. Он убит, а я осталась жива. А мне пришлось командира батальона прикрыть. Меня в голову ранило, а его даже не задело. Такая вот взаимовы ручка. Сколько их было, вот та ких мгновений, когда жизнь висела на волоске, когда только за солдатской друж бой оставалось право реша ющего голоса в выборе между ясизнью и смертью. Однажды ночью, в маск халатах, построившись по фа шистскому образцу, развед- рота вошла в занятое вра гом село, чтобы взять язы ка. В центре села, возле фашистского штаба, маневр разведчиков был разгадан, и завязался бой, жестокая рукопашная схватка. — И вдруг я вижу, — вспоминает Мария Кузьми нична, — руку с огромным ножом, занесенную над кем-то. Я как глянула,—это наш разведчик лежит, а над ним немец здоровущий. И я, чтобы не убить, ведь мы языка пришли взять, ог лушила его прикладом по голове. Нож у него и вы пал. И вот, когда в штабе допрашивали его, он и го ворит: «Вы мне покажите, кто меня пленил».,. «Сейчас покажем. Позовите Володь- ку, пусть придет». Я прихо_ жу, у него глаза от удив ления округлились, даже рзвыл от досады. Дороги войны... Памятни ками и обелисками отмечены на нашей земле их бесчис ленные километры. Словно время остановило вдруг свой стремительный бег и замерло, изваянное в бронзе и мраморе. Сколько их, мо лодых, только еще начав ших жить ребят полегло на полях сражений, защищая родную землю. И у нее, Марии Щербак, жизнь толь ко начиналась, и было по рой . очень страшно, и хоте лось прижаться к родной земле, укрыться в ней от всего этого кромешного ада. Шагая сквозь кровь и огонь, она мечтала о тихих ночах без взрывов, о мире... — А вы знаете, когда я решила стать медицинским работником? — Мария Кузь минична закрывает альбом с фотографиями. — Помню, уже в Германии. Нам, роте автоматчиков и взводу раз ведчиков, было приказано пойти в разведку и разуз нать, что находится на вы соте безымянной. Оказалось, там снайперы засели. Они нас туда пропустили, а по том обратную дорогу от секли. И завязался страш ный бой. Был тяжело ранен разведчик Саша Захаров. Санитар за ним пополз, са нитара убили. Разведчик по лез, и его тоже убили. И Са_ ша, уже истекая кровью, кричит: «Володька, может, ты меня спасешь». Ну, а как спасти его? Ведь под прицельным огнем лежим. Ползу змейкой. Туда — пе ребежка, сюда — кувырком. Вот я уже возле сосны. Подползла к Саше. Вижу, он ранен навылет, в левую сторону груди. Я его обхва тила покрепче, и колесом с этой горы мы скатились. Так я его спасла. И поняла, что в мирное время для то го, чтобы люди жили, надо приобрести специальность медика. Вы знаете, это страш но видеть, когда молодень кие совсем умирали на на ших глазах. Не выразить то, что было на душе. Ведь кончается жизнь человека, который должен жить... В небольшом ее доме светло и уютно. Вокруг стерильная чистота: профес_ сия все-таки накладывает на человека отпечаток. А со стен смотрят фотографии военных лет, и невольно ду маешь: сколько заложено в этой женщине — от лю той ненависти к врагу до огромной доброты, о кото рой всякий человек в окру ге расскажет... В. ЛАЧИНОВ, корр. Всесоюзного радио. ГОСТИ ВОСКРЕСНОЙ полосы ТВОРЧЕСТВУ матурга Александра Хмелика област ной драматический театр об ращается не впервые. И по сей день в его репертуаре, предназначенном для детей и юношества, значится «Гума ноид в небе мчится». Пом нится, отозвавшись на этот спектакль рецензией, канди дат педантических наук С. А. Шмаков назвал пьесу, по которой он поставлен, ко варной. Не поймешь, мол, о ком она: о детях или о взрос лых? И вновь на нашей* сцене — А. Хмелик. По его пьесе «Жил-был тимуровец Лап тев» главный режиссер теат ра, заслуженный деятель ис кусств РСФСР В. Пахомов поставил новый спектакль. И вновь — после премьеры — возникает мысль о «ковар стве» драматургического ма териала: жизнь взрослая или детская в его основе? ...Старушка Пружанская (арт. С. Погребняк), которую опекал тимуровец Лаптев, в прошлом помещица, решила по-своему вознаградить маль чишку за труды, оставив ему в наследство... «миллион ста рыми». Еще не успели уз. нать о событии этом родите ли новоявленного наследни ка, а класс уже был, как говорится, в курсе. И стал коллектив думать о наиболее достойном способе помеще ния неожиданного «капита ла». Так волею авторов спек такля возникла острая ситуа ция — дети и деньги. И пусть миллион существует пока лишь в воображении ребят, но он уже завладел отчасти их мыслями и по степенно что-то меняет в от ношениях между ними. День ги — реалия взрослой жиз ни. И, как известно, не каж дому взрослому удается с честью выдержать те многие испытания, часто совсем не заметные, коими сопровож дается владение той или иной суммой, пользование ею. Тем более суровым представля ется это испытание, если че рез него проходят, как в спектакле, неокрепшие юные души. Но, может быть, здесь как раз то!г случай, когда цель оправдывает средств^? Д Л Я ТИМУРОВЦА ЛАПТЕВА ТЕАТР О цели своей театр заяв ляет недвусмысленно и поч ти сразу. Один за другим предстают перед нами пять характербв — четырех маль чишек и одной девочки. Впрочем, есть еще и шестой — их подопечный, октябре нок Петров. Обыкновенные ребята, связанные друг с другом обычными взаимоот ношениями, свойственными одноклассникам. Во главе группы, олицетворяющей класс, стоит председатель со вета отряда Юра Узюмов. Внешне подтянутый, кор ректный, хороший5организа тор. И очень деловитый, при чем больше всего эта черта характера нравится самому Узюмову. Он упоенно счита ет «приход и расход» пио нерской кассы, направо и на. лево раздает директивы и... уже не замечает, как все ча ще на смену деловитости приходит делячество. Роль Узюмова в спектакле, кото рый довелось посмотреть автору этих строк, играет Н. Чебыкин. Играет убеди тельно, из массы узнавае мых черточек создавая об раз. Играет жестко, обнажив далеко не лучшие свойства характера этого, явно фор мального, лидера класса. Ситуация со «старушки- яым миллионом» еще резче обозначила эту формальность лидерства Узюмова. Време нами просто жаль его ста новится •— до того он кари катурен. Под стать ему и не которые одноклассники — легкомысленная Таня Скри- пицина (арт. Л. Иванова^ и молодой боксер Нечитайло (арт. В. Баулин). ^Миллион», свалившийся им, как снег на голову, выявил в полной ме ре всю бездуховность Этой троицы. Чтобы подчерк нуть это, режиссер предла гает гротескный рисунок ро лей, и артисты с успехом осуществляют его замысел. Тут уместно сказать, что и весь .спектакль поставлен в жанре трагифарса, хотя в программе дано более скром ное его толкование, как «вполне вероятного проис шествия». Замыслу отвеча ет и художественное решение постановки: музыка и деко рация отчасти напоминают оперный вариант «Пиковой дамы», а появившийся в эпилоге Лаптев — пушкин ского Германа. Поначалу это вызывает улыбку, легкую и безобидную. И только с те чением действия*. которое, кстати, развивается стреми тельно, динамично, мы пони маем, что юмористическая иктонацир понадобилась те. атру не для придания спек таклю внешней заниматель ности, вернее, не только для этого. Юмор, умело ис пользованный, как известно, порой помогает высветить проблемы достаточно серьез ные. В данном случае, пожалуй, речь может идти о показе тревожных симптомов безду ховности, в которой мы ча ще привыкли обвинять взрос лого человека. Но где, ска жите, та грань, что отделяет жизнь взрослых от жизни детей? Она неразличима, неу ловима. Дети — наше про должение. Продолжение на ших достоинств и, увы, на ших слабостей. Известная истина. Но как хотелось бы, чтобы вспоминали мы ее по чаще. Вот и театр в очеред ной раз решил поговорить с нами об этом. И надо от дать ему должное: с острой наблюдательностью подме чено немало такого, что должно заставить нас заду маться. Здесь и раболепное отношение к вещам. и узость интересов, и искажен ное понимание дружбы, от сутствие у части ребят спо собности к большой и краси вой мечте... Ну, посмотрите, о чем мечтают Узюмов, Не читайло, Скрипицина — о боксерских перчатках, о кра сивых безделушках, о деше вой славе, приобретенной с помощью построенного на «старушкин миллион»...- ди рижабля. И как же ощети нилась эта троица против од ноклассника Еврумяна (кста ти, сочно, интересно сыгран ного В. Делем), оказывается, давно думающего над тем, как сплотить класс, подру житься и с ребятами из па раллельного. Теперь-то, счи тает Еврумян, у них есть та кая возможность: поехать в Армению, весело и увлека тельно отдохнуть всем вме сте. Его хорошая мечта, од нако, разбивается о мелкие желаньица одноклассников. А что же наш герой, наш тимуровец Лаптев? Прежде, чем ответить на этот вопрос, заметим, что почти единст венные в спектакле взрослые — его родители, роли кото рых исполняют артисты В. и Ю. Репины. Взвинченно на- пористая мама и абсолютно безвольный отец. Кого мо жет воспитать такая семья? Логично: безвольного, хотя, возможно, с добрым сердцем сына. Артист С. Коленов и играет эдакое аморфное, ин фантильное создание. Вчера был «за» предложение Узю мова, сегодня поддерживает идею о поездке Еврумяна, завтра... А в самом деле, что будет завтра с этими маль чишками и девчонками? Они растут, взрослеют, у них уже есть свои подшефные—октяб рята. Одного из них в спек такле убедительно, с тонким юмором сыграла Л. Муниро ва. Ее Петров — продолже ние Узюмова, но уже гораз. до изворотливее его, лов чее... Думается, у спектакля «Жил-был тимуровец Лап тев» будут и свои поклонни ки, и свои противники. Уж слишком он полемичен: Мы же склонны согласиться с предлагаемым решением те атра, поскольку, за ним ясно угадывается стремление при влечь внимание, вместе по размыслить над некоторыми острыми вопросами воспита ния детей. До этой причине представляется необходи мым уточнить адресат спек такля. Это, в первую очередь, педагоги и родители, сту денты, старшеклассники. Но никак не представители сред него и младшего возраста. Хотя спектакль — о них. Но слишком едка и сильна сати ра, правильно понять язык которой по силам ребятам постарше, более зрелым.1Пе ред теми же детьми, что вступили в сложную пору так называемого переходного возраста, театр пока в дол гу. Этому возрасту не нуж ны ни развенчанный, повер женный Узюмов, ни инфан тильный Лаптев... Им бы — «делать жизнь с кого». И с э то й полудетской-полуюно» шеской мечтой о сильном, красивом герое тоже бы на» до считаться... Т. СПАССКАЯ. На снимке: артисты Н. Че быкин, С. Коленов, В. Крав, ченко в одной из сцен спек такля. Фото В. Базылева. Гастроли ПЕРВЫЙ С ПЕКТАКЛЬ Торжественно в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого открылись гастроли Астраханского театра юного зрителя имени 50-летия ВЛКСМ. Старшеклассники многих липецких школ первыми посмотрели в этот день спектакль «Человек из Ламанчи» по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот» в постановке главного режиссера театра Ю. Кочеткова. Этот динамичный музыкальный спектакль о герое, отстаивающем свой взгляд на мир, утверждающем светлые, добрые отношения к людям, человеческое в человеке, понравился зрителям. За минувшую неделю юные липчане имели возможность познакомиться и с другими спектаклями гостей из Астраха ни. Их репертуар учитывает интересы школьников всех возрастов. Малыши с удовольствием смотрят сказки «Алень кий цветочек» и «Зайка-зазнайка», те, кто постарше, — «Мальчиш-Кибальчнш», «Свидетель», «Дом с колокольчиком» и другие. ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ-БАЛАЛАЙКА! Недавно в редакции раздался звонок из областного управ ления культуры. Новость оказалась приятной. В далеком Маг нитогорске состоялся Всероссийский конкурс исполнителей среди учащихся отделений народных инструментов музыкаль ных училищ и училищ искусств «Уральская весна». Второе и третье места в этом представительном смотре заняли уча щиеся Елецкого музыкального училища Геннадий Мартынов и Николай Суров (класс балалайки преподавателя А. В. Кор нева). А чуть позже ребята приехали к нам в редакцию. Конечно, со своими инструментами. Вот об этой встрече мы и расска зываем сегодня. — Ребята, победа в конкур- в котором приняли участие свыше восьмидесяти исполни телей из многих городов Рос сии, безусловно, очень боль шое событие в вашей жизни. Но давайте начнем с начала. Русский народный инстру мент — балалайка... Почему вами была избрана именно она? Геннадий Мартынов: — У нас с Колей многое оказалось почти одинаковым. И он, и я из семей, где никог да в роду не было музыкан тов, особых в этом плане та лантов, скажем, так. И его, и мои родители — рабочие елец- ' ких предприятий. Но и У Ко ли, и у меня есть братья. Один играл на гитаре, другой на ба лалайке. Вот и мы не захоте ли отставать. Сначала посту пили в детские музыкальные школы, а затем пришли на от деление народных инструмен тов в училище. Николай Суров: — "Почему именно балалай ка? Когда-то сам Федор Шаля пин, обращаясь к замечатель-. ному русскому музыканту, горячему энтузиасту балалай ки — Василию Андрееву, ска зал: «...От твоей заботы, люб ви балалайка выросла в чу десную красавицу, покорив шую красотой весь мир...» По-моему, лучше не скажешь. Чем больше и серьезнее изу чаешь, постигаешь этот народ ный инструмент, тем все более убеждаешься, что выразитель ные возможности его неисчер паемы. — Участие в конкурсе по требовало от вас большой под готовки... Ведь в обязатель ной программе и в вашем ре пертуаре были такие весьма сложные произведения, как га. вот и скерцо И. Баха, «Рус ские напевы» Н. Ризоля, «Пляска смерти» Сен-Санса, «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», концерт для балалайки с оркестром... Геннадий: — Да, тут нужна не только техника. Думаю, что нам во многом помогли выступления в составе оркестра народных инструментов училища. Вмес те с ним, а также как солис ты мы принимали участие во всех шефских концертах в колхозах и совхозах своего и Становлянского районов. Уча ствовали также в Неделе твор чества композитора-земляка Т. Н. Хренникова. Так*ф празд ники в Ельце традиционны. Много пришлось потрудиться, чтобы пройти строгий отбор на зональном смотре в Воронеже. Большую помощь нам оказали специалисты оркестра народ ных инструментов Воронеж ского русского народного хо ра. — Самые яркие впечатления о конкурсе «Уральская весна». Его уроки для вас... Николай: — Конечно, это, прежде всего, ощущение большого праздника искусства, к кото рому было приковано большое внимание всех общественных организаций города металлур гов, чем-то похожего, кстати, на наш Липецк. Проходил он в . концертных залах Дома музыки и музыкального учили ща имени М. И. Глинки. И за лы эти всегда были полны. В составе жюри были многие известные педагоги, компози торы, исполнители страны. В ях числе лауреаты многих конкурсов И. С. Амиров, Р. Ю. Шайхутдинов, В. Н. Долгопо лов и другие. Понятно, что мы волновались. Неоценимую под держку нам оказала при вы ступлении наш концертмейс тер преподаватель фортепьяно училища Г. Ф. Федосенко. Конкурс завершился празд ничными концертами лауреа тов на предприятиях города. Геннадий: — Участие в смотре еще раз подтвердило истину о том, что успех в искусстве требует громадного труда. Конечно, наши планы на будущее свя- зываем с дальнейшей профес сиональной учебой, самостоя тельной работой, которой надо отдавать всего себя. До окон чания учебы, конечно, будем участвовать во всех общест венных мероприятиях училища. Мы твердо убеждены, что ис кусство русской балалайки на до как можно шире пропаган дировать во всех аудиториях, а особенно •— в молодежных. Николай: — Видите ли, после конкур са мы как-то по-новому ощу ти,ли, насколько остро сейчас стоит проблема расширения пропаганды народных инстру ментов, в том числе и бала лайки, и у нас, в Ельце, да и в области. Детские музыкаль ные школы, которые- должны «питать» училища, порой с трудом набирают ребят учить ся играть на балалайке, дом ре, гитаре... Наверное, сказы вается еще какое-то предубеж дение, непонимание возможно стей и перспективности ис пользования этих инструмен тов. А как еще остро не хва тает руководителей оркестров народных инструментов в сельских домах культуры, где годами порой пылятся наборы инструментов! Наша задача — всячески пропагандировать ис кусство балалайки, музыкаль ное значение и права которой оспаривать трудно. — Вы сказали — пропаган дировать искусство народных инструментов в молодежной аудитории. Молодые же, как известно, сегодня больше увле каются модной эстрадой... Геннадий: — Одно другому не мещает. Мы тоже с Колей не сторон ники начисто отрицать суще ствование тех же дискотек. Но все же считаем, что эстрадная мода преходяща, а народная, классическая музыка никогда не стареет. В нашем училище создается сейчас хорошая фо нотека. И дома у нас есть свои фонотеки. Записи с про изведениями игры на народных инструментах покупаем всю ду, где приходится бывать — в магазинах Липецка, Москвы, Воронежа. ■— А чем еще, помимо му зыки, увлекаетесь? Николай: — Конечно, спортом! Неко торые думают, что если чело век занимается музыкой, то он вообще каксй-то фанатик и далек от простых радостей. Мы с Геной играем в училище в волейбол, баскетбол, ходим на лыжах, занимаемся бегом. Команда нашего училища в недавних соревнованиях обще ства «Спартак» по легкой ат летике заняла третье место. А еще мы ходим в походы на байдарках. В прошлом году в составе команды городского клуба туристов были в Каре лии. Собираемся на Урал. Ду маем в училище организовать свою команду, приобрести байдарки. Это очень интерес ное занятие: и познавательно, и для здоровья полезно. И музьже не только не мешает, но и помогает: обогащает впе чатлениями, будит фантазию, укрепляет работоспособность. — Ну чгго ж, спасибо вам за беседу. Желаем от души новых успехов — в жизни, спорте, музьпсе, творчестве. Беседу вела Л. ДУБИНА. На снимке: победители Все российского конкурса в Маг нитогорске «Уральская весна», учащиеся Елецкого музыкаль ного училища Николай Суров и Геннадий Мартынов на встрече в редакции. Фото В. Елыпаева. . . .С ОБРАНИЕ было бурным. Может быть, потому, что никто к нему не готовился, и началось оно стихийно. Про сто группа грузчиков Липецко го райобъединения «Сельхоз- химия», отчаявшись уладить конфликт внутри коллектива, написала письмо в газету. И вот в небольшой комнатушке химсклада, некоем подобии бытовки, началось это импро визированное собрание с уча стием администрации. Страсти понемногу накалялись. Уже потом, после собрания, я поглядел стопку мартовских нарядов, аккуратно подшитых в бухгалтерии объединения. В каждом из них на месте, где должен расписаться бригадир, стояло три слова: «От подпи си отказались». Случай сам по себе неординарный. Ведь зарплата грузчикам начисляет ся по совокупности нарядов, которые выписываются еж е дневно на каждый вид работ. Отказ от подписи делает эти наряды фактически недействи тельными. Тем не менее в бухгалтерии документы были приняты к оплате. На своеоб разный протест бригады никто не захотел обращать внимания. Я внимательно перелистал наряды. В каждом из них за крывалось по три-пять рублей, а то и того меньше. •— Бездельничали, вот и по лучили по заслугам, — отве тил на мое недоумение заме ститель управляющего Н. Ф. Чиликин. И- тут выяснилась вот какая картина. Грузы в адрес пред приятия подходят неритмично, и часты вынужденные про стои. Чем занять бригаду в этот период? Ведь система оплаты у людей — сдельно- премиальная. В такие часы или дни направлялись рабочие’ на благоустройство территории, ремонт выгрузочной техники. Но на этих видах работ нор мы, как положено, не устанав ливались, труд практически не учитывался, и наряды закрыва лись, можно сказать, с потол ка, хотя есть соответствующие положения в трудовом зако нодательстве. Но руководство в него не заглянуло и не объяс нило систему оплаты вынуж денных простоев. И если говорить дальше об этом уникальном невнимании к грузчикам, то нельзя не упо мянуть и историю с нарядами, которыми занимается ин женер-технолог В. П. Насонов. Человек, перегруженный основ ными обязанностями, он не спешит ни закрывать наряды, ни разрешать возникающие проблемы по оплате труда. В середине апреля, по ложим, рабочие не видели еще ни одного наряда за текущий месяц. Кроме того, ни в мар те, ни в апреле они не по лучали спецпитания, которое им полагается. Что же нужно для того; что бы бригада стала «настоящей», чтобы все У них было «как у людей»? — спрашивали рабо чие на собрании/ — Для начала все должны пройти медосмотр, а там по смотрим.., — ответил им Н. Ф. Чиликин. Наверное, медосмотр дейст вительно необходим. Но при чем здесь права бригады?! «Администрация о нас не заботится, — писали рабочие в редакцию. — У грузчиков нет даже бытовых помещений, где бы мы мог,ли умыться после Не хватает спецовок, тело греек, рукавиц. Последние — очень низкого качества, «го рят» на руках. В дефиците оказался инструмент: ломы, лопаты, метлы. Так и накапливались в бри гаде обиды. 1 Тем более, что руководство подчас проявляло обыкновенную несдержан ность. Как, например, рас ценить поведение управ ляющего объединением А. В, Беляева, который, завидев в дверях своего кабинета рабочих, замахал руками: мол, нечего вам тут делать! А при шли грузчики к нему для то го, чтобы потребовать созда- Командировка по письму НАКАПЛИВАЛИСЬ В БРИГАДЕ О Б И Д Ы... работы. Переодеваемся в не большой комнатушке. Здесь же находится инструмент». Сразу оговоримся. Есть в «Сельхозхимии» неплохо обо рудованные бытовки. Только вот беда: они и без того пе реполнены. Остается один выход: как следует оборудо вать ту комнату при складе. — Да мы сами согласны ее отремонтировать, не раз гово рили об этом руководству, — сказал на собрании один из авторов письма Э. К. Петров. — Нам бы только материалы подкинули... — Это долгая история, возразил ему бригадир Н. И. Мотан. — Пока заявку подго товим на стройматериалы, по ка разрешение получим... — Но ведь зданию этому уже добрый десяток лет, — замечаю я. — И несмотря на то, что в эту комнату «все лились» люди, здесь до сих пор 'не настлан пол, не побе лены стены, нет воды, выбиты стекла. Молчит администрация... За то не молчит бригада. Столь ко претензий у нее накопи лось к руководству, что наше «стихийное» собрание затяну лось. Рабочие говорили о са мых, казалось бы, элементар ных вещах: об обеспечении их инструментом, спецодеж дой. — А то что же получается? — возмущался грузчик Ф. Ф. Бараненко. — Зайдите сейчас на склад: валенок полно — а зи мой не хватало. Сапоги за- резли 35-го размера». ния нормальных условий тру да, разобраться в причинах уменьшения зарплаты. Вот когда бы управляющему поговорить с людьми, прояснить создав. ■шееся положение. ...Страсти на собрании буше вали. А я никак не мог от делаться от мысли, что не те это вопросы, , которые надо так горячо обсуждать, что все это скорей напоминает бурю в стакане воды. По всей стране сейчас идет обсуждение проек та Закона о трудовых коллек тивах, в котором четко фор мулируются основные полно мочия прфизводственной брига ды, в том числе участие ее в решении вопросов организа ции и оплаты труда. Кроме того, в проекте говорится, что коллективы имеют право конт ролировать действия админи страции по улучшению усло вий труда. В свою оче редь, руководитель любого ранга самой главной своей за дачей должен считать заботу о людях. И тогда не пришлось бы говорить на собрании о том, что завтра же будут вывешены расценки на виды работ, что завтра же появит ся горячая вода, что завтра же выдадут инструмент, что с зав трашнего дня ежедневно будут закрываться наряды... Говорить о том, что любой руководи тель обязан делать без долгих словопрений. В. СПИВАК, спец. корр. вЛс-зиаскесо жздееива»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz