Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Фотография из семейного альбома В О Л О Д Ь К У ЗВАЛИ МАШЕЙ С пожелтевшей от време­ ни фотографии смотрит сов­ сем юноша, можно сказать, мальчишка. Он чем-то напо­ минает героя повести Катае­ ва «Сын полка». Таким, во всяком случае, всегда, пред­ ставлялся мне Ваня Солн­ цев. Солдату, который изобра­ жен на фотографии, было неполных 16 лет от роду, когда, прибавив себе годы, вслед за отцом и братьями он в сорок первом ушел на фронт. Несмотря на юность, был командиром пулеметно­ го взвода и не раз вступал в единоборство с врагом, не раз считали его погибшим, но он вновь возвращался в свою часть. Мужество, про­ явленное солдатом в боях на безымянных высотах, в раз­ ведывательных рейдах, в сражениях на Орловско- Курской дуге, при освобож- дении Польши и Чехослова­ кии, отмечено орденами Красной Звезды, Отечест" венной войны I степени, ор­ деном Красного Знамени. Его очень любили това­ рищи, этого самого юного в полку пулеметчика. Прошед­ шие огни и воды бойцы да­ ли ему рекомендации и при­ няли в партию. В полку его звали Во- лодькой, так он сам пред­ ставился в первый день. По­ том это имя зазвучало по всей дивизии. И мало кто знал поначалу, что Володь- ка этот — вовсе не Во- лодька. И даже не маль­ чишка, а дерзкая, отважная девчонка Мария Щербак. Сейчас Мария Кузьми­ нична Свиридова живет в небольшом поселке Двойня Добровского района. И про­ фессия у нее самая мирная — сельский фельдшер. Когда мы остановили маши­ ну возле добровского лесхо­ за, чтобы расспросить о до­ роге к поселку, нам снача­ ла начали перечислять все бесчисленные «направо» и «налево», потом, видимо, запутавшись, сказали прос­ то: «Да. вы по пути спроси­ те Марию Кузьминичну, здесь каждый знает, даже вот такие» — и рукой пока­ зали «от горшка два верш­ ка». И, действительно, мы без труда отыскали ее дом. Хозяйка занималась ре­ монтом своего жилища. Ли­ цо и руки ее были перепач­ каны побелкой, и поэтому, смущенно оглядывая себя, она засмеялась, сверкнув бе­ лыми, крепкими зубами, и мелькнуло что-то похожее на того молоденького солда­ та с фотографии.» Вскоре мы сидели за круглым столом, вели нето­ ропливый разговор о дале­ ких военных годах, о муже­ стве советских людей, о ее товарищах — живых и пав­ ших. — Вы знаете, это одна семья была. Последним су­ харем делились. Локоть то­ варища все время чувство­ вала возле себя. Я, помню, во время обстрела один солдат прикрыл меня. Он убит, а я осталась жива. А мне пришлось командира батальона прикрыть. Меня в голову ранило, а его даже не задело. Такая вот взаимовы­ ручка. Сколько их было, вот та­ ких мгновений, когда жизнь висела на волоске, когда только за солдатской друж­ бой оставалось право реша­ ющего голоса в выборе между ясизнью и смертью. Однажды ночью, в маск­ халатах, построившись по фа­ шистскому образцу, развед- рота вошла в занятое вра­ гом село, чтобы взять язы­ ка. В центре села, возле фашистского штаба, маневр разведчиков был разгадан, и завязался бой, жестокая рукопашная схватка. — И вдруг я вижу, — вспоминает Мария Кузьми­ нична, — руку с огромным ножом, занесенную над кем-то. Я как глянула,—это наш разведчик лежит, а над ним немец здоровущий. И я, чтобы не убить, ведь мы языка пришли взять, ог­ лушила его прикладом по голове. Нож у него и вы­ пал. И вот, когда в штабе допрашивали его, он и го­ ворит: «Вы мне покажите, кто меня пленил».,. «Сейчас покажем. Позовите Володь- ку, пусть придет». Я прихо_ жу, у него глаза от удив­ ления округлились, даже рзвыл от досады. Дороги войны... Памятни­ ками и обелисками отмечены на нашей земле их бесчис­ ленные километры. Словно время остановило вдруг свой стремительный бег и замерло, изваянное в бронзе и мраморе. Сколько их, мо­ лодых, только еще начав­ ших жить ребят полегло на полях сражений, защищая родную землю. И у нее, Марии Щербак, жизнь толь­ ко начиналась, и было по­ рой . очень страшно, и хоте­ лось прижаться к родной земле, укрыться в ней от всего этого кромешного ада. Шагая сквозь кровь и огонь, она мечтала о тихих ночах без взрывов, о мире... — А вы знаете, когда я решила стать медицинским работником? — Мария Кузь­ минична закрывает альбом с фотографиями. — Помню, уже в Германии. Нам, роте автоматчиков и взводу раз­ ведчиков, было приказано пойти в разведку и разуз­ нать, что находится на вы­ соте безымянной. Оказалось, там снайперы засели. Они нас туда пропустили, а по­ том обратную дорогу от­ секли. И завязался страш­ ный бой. Был тяжело ранен разведчик Саша Захаров. Санитар за ним пополз, са­ нитара убили. Разведчик по­ лез, и его тоже убили. И Са_ ша, уже истекая кровью, кричит: «Володька, может, ты меня спасешь». Ну, а как спасти его? Ведь под прицельным огнем лежим. Ползу змейкой. Туда — пе­ ребежка, сюда — кувырком. Вот я уже возле сосны. Подползла к Саше. Вижу, он ранен навылет, в левую сторону груди. Я его обхва­ тила покрепче, и колесом с этой горы мы скатились. Так я его спасла. И поняла, что в мирное время для то­ го, чтобы люди жили, надо приобрести специальность медика. Вы знаете, это страш­ но видеть, когда молодень­ кие совсем умирали на на­ ших глазах. Не выразить то, что было на душе. Ведь кончается жизнь человека, который должен жить... В небольшом ее доме светло и уютно. Вокруг стерильная чистота: профес_ сия все-таки накладывает на человека отпечаток. А со стен смотрят фотографии военных лет, и невольно ду­ маешь: сколько заложено в этой женщине — от лю­ той ненависти к врагу до огромной доброты, о кото­ рой всякий человек в окру­ ге расскажет... В. ЛАЧИНОВ, корр. Всесоюзного радио. ГОСТИ ВОСКРЕСНОЙ полосы ТВОРЧЕСТВУ матурга Александра Хмелика област­ ной драматический театр об­ ращается не впервые. И по сей день в его репертуаре, предназначенном для детей и юношества, значится «Гума­ ноид в небе мчится». Пом­ нится, отозвавшись на этот спектакль рецензией, канди­ дат педантических наук С. А. Шмаков назвал пьесу, по которой он поставлен, ко­ варной. Не поймешь, мол, о ком она: о детях или о взрос­ лых? И вновь на нашей* сцене — А. Хмелик. По его пьесе «Жил-был тимуровец Лап­ тев» главный режиссер теат­ ра, заслуженный деятель ис­ кусств РСФСР В. Пахомов поставил новый спектакль. И вновь — после премьеры — возникает мысль о «ковар­ стве» драматургического ма­ териала: жизнь взрослая или детская в его основе? ...Старушка Пружанская (арт. С. Погребняк), которую опекал тимуровец Лаптев, в прошлом помещица, решила по-своему вознаградить маль­ чишку за труды, оставив ему в наследство... «миллион ста­ рыми». Еще не успели уз. нать о событии этом родите­ ли новоявленного наследни­ ка, а класс уже был, как говорится, в курсе. И стал коллектив думать о наиболее достойном способе помеще­ ния неожиданного «капита­ ла». Так волею авторов спек­ такля возникла острая ситуа­ ция — дети и деньги. И пусть миллион существует пока лишь в воображении ребят, но он уже завладел отчасти их мыслями и по­ степенно что-то меняет в от­ ношениях между ними. День­ ги — реалия взрослой жиз­ ни. И, как известно, не каж­ дому взрослому удается с честью выдержать те многие испытания, часто совсем не­ заметные, коими сопровож­ дается владение той или иной суммой, пользование ею. Тем более суровым представля­ ется это испытание, если че­ рез него проходят, как в спектакле, неокрепшие юные души. Но, может быть, здесь как раз то!г случай, когда цель оправдывает средств^? Д Л Я ТИМУРОВЦА ЛАПТЕВА ТЕАТР О цели своей театр заяв­ ляет недвусмысленно и поч­ ти сразу. Один за другим предстают перед нами пять характербв — четырех маль­ чишек и одной девочки. Впрочем, есть еще и шестой — их подопечный, октябре­ нок Петров. Обыкновенные ребята, связанные друг с другом обычными взаимоот­ ношениями, свойственными одноклассникам. Во главе группы, олицетворяющей класс, стоит председатель со­ вета отряда Юра Узюмов. Внешне подтянутый, кор­ ректный, хороший5организа­ тор. И очень деловитый, при­ чем больше всего эта черта характера нравится самому Узюмову. Он упоенно счита­ ет «приход и расход» пио­ нерской кассы, направо и на. лево раздает директивы и... уже не замечает, как все ча­ ще на смену деловитости приходит делячество. Роль Узюмова в спектакле, кото­ рый довелось посмотреть автору этих строк, играет Н. Чебыкин. Играет убеди­ тельно, из массы узнавае­ мых черточек создавая об­ раз. Играет жестко, обнажив далеко не лучшие свойства характера этого, явно фор­ мального, лидера класса. Ситуация со «старушки- яым миллионом» еще резче обозначила эту формальность лидерства Узюмова. Време­ нами просто жаль его ста­ новится •— до того он кари­ катурен. Под стать ему и не­ которые одноклассники — легкомысленная Таня Скри- пицина (арт. Л. Иванова^ и молодой боксер Нечитайло (арт. В. Баулин). ^Миллион», свалившийся им, как снег на голову, выявил в полной ме­ ре всю бездуховность Этой троицы. Чтобы подчерк­ нуть это, режиссер предла­ гает гротескный рисунок ро­ лей, и артисты с успехом осуществляют его замысел. Тут уместно сказать, что и весь .спектакль поставлен в жанре трагифарса, хотя в программе дано более скром­ ное его толкование, как «вполне вероятного проис­ шествия». Замыслу отвеча­ ет и художественное решение постановки: музыка и деко­ рация отчасти напоминают оперный вариант «Пиковой дамы», а появившийся в эпилоге Лаптев — пушкин­ ского Германа. Поначалу это вызывает улыбку, легкую и безобидную. И только с те­ чением действия*. которое, кстати, развивается стреми­ тельно, динамично, мы пони­ маем, что юмористическая иктонацир понадобилась те. атру не для придания спек­ таклю внешней заниматель­ ности, вернее, не только для этого. Юмор, умело ис­ пользованный, как известно, порой помогает высветить проблемы достаточно серьез­ ные. В данном случае, пожалуй, речь может идти о показе тревожных симптомов безду­ ховности, в которой мы ча­ ще привыкли обвинять взрос­ лого человека. Но где, ска­ жите, та грань, что отделяет жизнь взрослых от жизни детей? Она неразличима, неу­ ловима. Дети — наше про­ должение. Продолжение на­ ших достоинств и, увы, на­ ших слабостей. Известная истина. Но как хотелось бы, чтобы вспоминали мы ее по­ чаще. Вот и театр в очеред­ ной раз решил поговорить с нами об этом. И надо от­ дать ему должное: с острой наблюдательностью подме­ чено немало такого, что должно заставить нас заду­ маться. Здесь и раболепное отношение к вещам. и узость интересов, и искажен­ ное понимание дружбы, от­ сутствие у части ребят спо­ собности к большой и краси­ вой мечте... Ну, посмотрите, о чем мечтают Узюмов, Не­ читайло, Скрипицина — о боксерских перчатках, о кра­ сивых безделушках, о деше­ вой славе, приобретенной с помощью построенного на «старушкин миллион»...- ди­ рижабля. И как же ощети­ нилась эта троица против од­ ноклассника Еврумяна (кста­ ти, сочно, интересно сыгран­ ного В. Делем), оказывается, давно думающего над тем, как сплотить класс, подру­ житься и с ребятами из па­ раллельного. Теперь-то, счи­ тает Еврумян, у них есть та­ кая возможность: поехать в Армению, весело и увлека­ тельно отдохнуть всем вме­ сте. Его хорошая мечта, од­ нако, разбивается о мелкие желаньица одноклассников. А что же наш герой, наш тимуровец Лаптев? Прежде, чем ответить на этот вопрос, заметим, что почти единст­ венные в спектакле взрослые — его родители, роли кото­ рых исполняют артисты В. и Ю. Репины. Взвинченно на- пористая мама и абсолютно безвольный отец. Кого мо­ жет воспитать такая семья? Логично: безвольного, хотя, возможно, с добрым сердцем сына. Артист С. Коленов и играет эдакое аморфное, ин­ фантильное создание. Вчера был «за» предложение Узю­ мова, сегодня поддерживает идею о поездке Еврумяна, завтра... А в самом деле, что будет завтра с этими маль­ чишками и девчонками? Они растут, взрослеют, у них уже есть свои подшефные—октяб­ рята. Одного из них в спек­ такле убедительно, с тонким юмором сыграла Л. Муниро­ ва. Ее Петров — продолже­ ние Узюмова, но уже гораз. до изворотливее его, лов­ чее... Думается, у спектакля «Жил-был тимуровец Лап­ тев» будут и свои поклонни­ ки, и свои противники. Уж слишком он полемичен: Мы же склонны согласиться с предлагаемым решением те­ атра, поскольку, за ним ясно угадывается стремление при­ влечь внимание, вместе по­ размыслить над некоторыми острыми вопросами воспита­ ния детей. До этой причине представляется необходи­ мым уточнить адресат спек­ такля. Это, в первую очередь, педагоги и родители, сту­ денты, старшеклассники. Но никак не представители сред­ него и младшего возраста. Хотя спектакль — о них. Но слишком едка и сильна сати­ ра, правильно понять язык которой по силам ребятам постарше, более зрелым.1Пе­ ред теми же детьми, что вступили в сложную пору так называемого переходного возраста, театр пока в дол­ гу. Этому возрасту не нуж­ ны ни развенчанный, повер­ женный Узюмов, ни инфан­ тильный Лаптев... Им бы — «делать жизнь с кого». И с э то й полудетской-полуюно» шеской мечтой о сильном, красивом герое тоже бы на» до считаться... Т. СПАССКАЯ. На снимке: артисты Н. Че­ быкин, С. Коленов, В. Крав, ченко в одной из сцен спек­ такля. Фото В. Базылева. Гастроли ПЕРВЫЙ С ПЕКТАКЛЬ Торжественно в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого открылись гастроли Астраханского театра юного зрителя имени 50-летия ВЛКСМ. Старшеклассники многих липецких школ первыми посмотрели в этот день спектакль «Человек из Ламанчи» по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот» в постановке главного режиссера театра Ю. Кочеткова. Этот динамичный музыкальный спектакль о герое, отстаивающем свой взгляд на мир, утверждающем светлые, добрые отношения к людям, человеческое в человеке, понравился зрителям. За минувшую неделю юные липчане имели возможность познакомиться и с другими спектаклями гостей из Астраха­ ни. Их репертуар учитывает интересы школьников всех возрастов. Малыши с удовольствием смотрят сказки «Алень­ кий цветочек» и «Зайка-зазнайка», те, кто постарше, — «Мальчиш-Кибальчнш», «Свидетель», «Дом с колокольчиком» и другие. ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ-БАЛАЛАЙКА! Недавно в редакции раздался звонок из областного управ­ ления культуры. Новость оказалась приятной. В далеком Маг­ нитогорске состоялся Всероссийский конкурс исполнителей среди учащихся отделений народных инструментов музыкаль­ ных училищ и училищ искусств «Уральская весна». Второе и третье места в этом представительном смотре заняли уча­ щиеся Елецкого музыкального училища Геннадий Мартынов и Николай Суров (класс балалайки преподавателя А. В. Кор­ нева). А чуть позже ребята приехали к нам в редакцию. Конечно, со своими инструментами. Вот об этой встрече мы и расска­ зываем сегодня. — Ребята, победа в конкур- в котором приняли участие свыше восьмидесяти исполни­ телей из многих городов Рос­ сии, безусловно, очень боль­ шое событие в вашей жизни. Но давайте начнем с начала. Русский народный инстру­ мент — балалайка... Почему вами была избрана именно она? Геннадий Мартынов: — У нас с Колей многое оказалось почти одинаковым. И он, и я из семей, где никог­ да в роду не было музыкан­ тов, особых в этом плане та­ лантов, скажем, так. И его, и мои родители — рабочие елец- ' ких предприятий. Но и У Ко­ ли, и у меня есть братья. Один играл на гитаре, другой на ба­ лалайке. Вот и мы не захоте­ ли отставать. Сначала посту­ пили в детские музыкальные школы, а затем пришли на от­ деление народных инструмен­ тов в училище. Николай Суров: — "Почему именно балалай­ ка? Когда-то сам Федор Шаля­ пин, обращаясь к замечатель-. ному русскому музыканту, горячему энтузиасту балалай­ ки — Василию Андрееву, ска­ зал: «...От твоей заботы, люб­ ви балалайка выросла в чу­ десную красавицу, покорив­ шую красотой весь мир...» По-моему, лучше не скажешь. Чем больше и серьезнее изу­ чаешь, постигаешь этот народ­ ный инструмент, тем все более убеждаешься, что выразитель­ ные возможности его неисчер­ паемы. — Участие в конкурсе по­ требовало от вас большой под­ готовки... Ведь в обязатель­ ной программе и в вашем ре­ пертуаре были такие весьма сложные произведения, как га. вот и скерцо И. Баха, «Рус­ ские напевы» Н. Ризоля, «Пляска смерти» Сен-Санса, «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», концерт для балалайки с оркестром... Геннадий: — Да, тут нужна не только техника. Думаю, что нам во многом помогли выступления в составе оркестра народных инструментов училища. Вмес­ те с ним, а также как солис­ ты мы принимали участие во всех шефских концертах в колхозах и совхозах своего и Становлянского районов. Уча­ ствовали также в Неделе твор­ чества композитора-земляка Т. Н. Хренникова. Так*ф празд­ ники в Ельце традиционны. Много пришлось потрудиться, чтобы пройти строгий отбор на зональном смотре в Воронеже. Большую помощь нам оказали специалисты оркестра народ­ ных инструментов Воронеж­ ского русского народного хо­ ра. — Самые яркие впечатления о конкурсе «Уральская весна». Его уроки для вас... Николай: — Конечно, это, прежде всего, ощущение большого праздника искусства, к кото­ рому было приковано большое внимание всех общественных организаций города металлур­ гов, чем-то похожего, кстати, на наш Липецк. Проходил он в . концертных залах Дома музыки и музыкального учили­ ща имени М. И. Глинки. И за­ лы эти всегда были полны. В составе жюри были многие известные педагоги, компози­ торы, исполнители страны. В ях числе лауреаты многих конкурсов И. С. Амиров, Р. Ю. Шайхутдинов, В. Н. Долгопо­ лов и другие. Понятно, что мы волновались. Неоценимую под­ держку нам оказала при вы­ ступлении наш концертмейс­ тер преподаватель фортепьяно училища Г. Ф. Федосенко. Конкурс завершился празд­ ничными концертами лауреа­ тов на предприятиях города. Геннадий: — Участие в смотре еще раз подтвердило истину о том, что успех в искусстве требует громадного труда. Конечно, наши планы на будущее свя- зываем с дальнейшей профес­ сиональной учебой, самостоя­ тельной работой, которой надо отдавать всего себя. До окон­ чания учебы, конечно, будем участвовать во всех общест­ венных мероприятиях училища. Мы твердо убеждены, что ис­ кусство русской балалайки на­ до как можно шире пропаган­ дировать во всех аудиториях, а особенно •— в молодежных. Николай: — Видите ли, после конкур­ са мы как-то по-новому ощу­ ти,ли, насколько остро сейчас стоит проблема расширения пропаганды народных инстру­ ментов, в том числе и бала­ лайки, и у нас, в Ельце, да и в области. Детские музыкаль­ ные школы, которые- должны «питать» училища, порой с трудом набирают ребят учить­ ся играть на балалайке, дом­ ре, гитаре... Наверное, сказы­ вается еще какое-то предубеж­ дение, непонимание возможно­ стей и перспективности ис­ пользования этих инструмен­ тов. А как еще остро не хва­ тает руководителей оркестров народных инструментов в сельских домах культуры, где годами порой пылятся наборы инструментов! Наша задача — всячески пропагандировать ис­ кусство балалайки, музыкаль­ ное значение и права которой оспаривать трудно. — Вы сказали — пропаган­ дировать искусство народных инструментов в молодежной аудитории. Молодые же, как известно, сегодня больше увле­ каются модной эстрадой... Геннадий: — Одно другому не мещает. Мы тоже с Колей не сторон­ ники начисто отрицать суще­ ствование тех же дискотек. Но все же считаем, что эстрадная мода преходяща, а народная, классическая музыка никогда не стареет. В нашем училище создается сейчас хорошая фо­ нотека. И дома у нас есть свои фонотеки. Записи с про­ изведениями игры на народных инструментах покупаем всю­ ду, где приходится бывать — в магазинах Липецка, Москвы, Воронежа. ■— А чем еще, помимо му­ зыки, увлекаетесь? Николай: — Конечно, спортом! Неко­ торые думают, что если чело­ век занимается музыкой, то он вообще каксй-то фанатик и далек от простых радостей. Мы с Геной играем в училище в волейбол, баскетбол, ходим на лыжах, занимаемся бегом. Команда нашего училища в недавних соревнованиях обще­ ства «Спартак» по легкой ат­ летике заняла третье место. А еще мы ходим в походы на байдарках. В прошлом году в составе команды городского клуба туристов были в Каре­ лии. Собираемся на Урал. Ду­ маем в училище организовать свою команду, приобрести байдарки. Это очень интерес­ ное занятие: и познавательно, и для здоровья полезно. И музьже не только не мешает, но и помогает: обогащает впе­ чатлениями, будит фантазию, укрепляет работоспособность. — Ну чгго ж, спасибо вам за беседу. Желаем от души новых успехов — в жизни, спорте, музьпсе, творчестве. Беседу вела Л. ДУБИНА. На снимке: победители Все­ российского конкурса в Маг­ нитогорске «Уральская весна», учащиеся Елецкого музыкаль­ ного училища Николай Суров и Геннадий Мартынов на встрече в редакции. Фото В. Елыпаева. . . .С ОБРАНИЕ было бурным. Может быть, потому, что никто к нему не готовился, и началось оно стихийно. Про­ сто группа грузчиков Липецко­ го райобъединения «Сельхоз- химия», отчаявшись уладить конфликт внутри коллектива, написала письмо в газету. И вот в небольшой комнатушке химсклада, некоем подобии бытовки, началось это импро­ визированное собрание с уча­ стием администрации. Страсти понемногу накалялись. Уже потом, после собрания, я поглядел стопку мартовских нарядов, аккуратно подшитых в бухгалтерии объединения. В каждом из них на месте, где должен расписаться бригадир, стояло три слова: «От подпи­ си отказались». Случай сам по себе неординарный. Ведь зарплата грузчикам начисляет­ ся по совокупности нарядов, которые выписываются еж е­ дневно на каждый вид работ. Отказ от подписи делает эти наряды фактически недействи­ тельными. Тем не менее в бухгалтерии документы были приняты к оплате. На своеоб­ разный протест бригады никто не захотел обращать внимания. Я внимательно перелистал наряды. В каждом из них за­ крывалось по три-пять рублей, а то и того меньше. •— Бездельничали, вот и по­ лучили по заслугам, — отве­ тил на мое недоумение заме­ ститель управляющего Н. Ф. Чиликин. И- тут выяснилась вот какая картина. Грузы в адрес пред­ приятия подходят неритмично, и часты вынужденные про­ стои. Чем занять бригаду в этот период? Ведь система оплаты у людей — сдельно- премиальная. В такие часы или дни направлялись рабочие’ на благоустройство территории, ремонт выгрузочной техники. Но на этих видах работ нор­ мы, как положено, не устанав­ ливались, труд практически не учитывался, и наряды закрыва­ лись, можно сказать, с потол­ ка, хотя есть соответствующие положения в трудовом зако­ нодательстве. Но руководство в него не заглянуло и не объяс­ нило систему оплаты вынуж­ денных простоев. И если говорить дальше об этом уникальном невнимании к грузчикам, то нельзя не упо­ мянуть и историю с нарядами, которыми занимается ин­ женер-технолог В. П. Насонов. Человек, перегруженный основ­ ными обязанностями, он не спешит ни закрывать наряды, ни разрешать возникающие проблемы по оплате труда. В середине апреля, по­ ложим, рабочие не видели еще ни одного наряда за текущий месяц. Кроме того, ни в мар­ те, ни в апреле они не по­ лучали спецпитания, которое им полагается. Что же нужно для того; что­ бы бригада стала «настоящей», чтобы все У них было «как у людей»? — спрашивали рабо­ чие на собрании/ — Для начала все должны пройти медосмотр, а там по­ смотрим.., — ответил им Н. Ф. Чиликин. Наверное, медосмотр дейст­ вительно необходим. Но при чем здесь права бригады?! «Администрация о нас не заботится, — писали рабочие в редакцию. — У грузчиков нет даже бытовых помещений, где бы мы мог,ли умыться после Не хватает спецовок, тело­ греек, рукавиц. Последние — очень низкого качества, «го­ рят» на руках. В дефиците оказался инструмент: ломы, лопаты, метлы. Так и накапливались в бри­ гаде обиды. 1 Тем более, что руководство подчас проявляло обыкновенную несдержан­ ность. Как, например, рас­ ценить поведение управ­ ляющего объединением А. В, Беляева, который, завидев в дверях своего кабинета рабочих, замахал руками: мол, нечего вам тут делать! А при­ шли грузчики к нему для то­ го, чтобы потребовать созда- Командировка по письму НАКАПЛИВАЛИСЬ В БРИГАДЕ О Б И Д Ы... работы. Переодеваемся в не­ большой комнатушке. Здесь же находится инструмент». Сразу оговоримся. Есть в «Сельхозхимии» неплохо обо­ рудованные бытовки. Только вот беда: они и без того пе­ реполнены. Остается один выход: как следует оборудо­ вать ту комнату при складе. — Да мы сами согласны ее отремонтировать, не раз гово­ рили об этом руководству, — сказал на собрании один из авторов письма Э. К. Петров. — Нам бы только материалы подкинули... — Это долгая история, возразил ему бригадир Н. И. Мотан. — Пока заявку подго­ товим на стройматериалы, по­ ка разрешение получим... — Но ведь зданию этому уже добрый десяток лет, — замечаю я. — И несмотря на то, что в эту комнату «все­ лились» люди, здесь до сих пор 'не настлан пол, не побе­ лены стены, нет воды, выбиты стекла. Молчит администрация... За­ то не молчит бригада. Столь­ ко претензий у нее накопи­ лось к руководству, что наше «стихийное» собрание затяну­ лось. Рабочие говорили о са­ мых, казалось бы, элементар­ ных вещах: об обеспечении их инструментом, спецодеж­ дой. — А то что же получается? — возмущался грузчик Ф. Ф. Бараненко. — Зайдите сейчас на склад: валенок полно — а зи­ мой не хватало. Сапоги за- резли 35-го размера». ния нормальных условий тру­ да, разобраться в причинах уменьшения зарплаты. Вот когда бы управляющему поговорить с людьми, прояснить создав. ■шееся положение. ...Страсти на собрании буше­ вали. А я никак не мог от­ делаться от мысли, что не те это вопросы, , которые надо так горячо обсуждать, что все это скорей напоминает бурю в стакане воды. По всей стране сейчас идет обсуждение проек­ та Закона о трудовых коллек­ тивах, в котором четко фор­ мулируются основные полно­ мочия прфизводственной брига­ ды, в том числе участие ее в решении вопросов организа­ ции и оплаты труда. Кроме того, в проекте говорится, что коллективы имеют право конт­ ролировать действия админи­ страции по улучшению усло­ вий труда. В свою оче­ редь, руководитель любого ранга самой главной своей за­ дачей должен считать заботу о людях. И тогда не пришлось бы говорить на собрании о том, что завтра же будут вывешены расценки на виды работ, что завтра же появит­ ся горячая вода, что завтра же выдадут инструмент, что с зав­ трашнего дня ежедневно будут закрываться наряды... Говорить о том, что любой руководи­ тель обязан делать без долгих словопрений. В. СПИВАК, спец. корр. вЛс-зиаскесо жздееива»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz