Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

14 января 1983 г., № Ц (16 508) А м н м п к ш к м ш н ш п п Проблемы газификации села ПО КА ВЕДОМСТВА С П О Р Я Т Уважаемая редакция! В свое время газета часто писала о проблемах сельской газификации. С тех пор, несомненно, многое сделано. Но вот в наших селах Алексеевка, К аменка, Паниковец Задонского района работы по прокладке газопро­ водов почему-то прекратились. Расскажите, пожалуйста, ка­ ковы ближайшие перспективы, скоро ли хлеборобы получат «голубое топливо»? Е. ВЛАДИМ ИРОВА. Природ ный газ в быту име- -онных управлений сельского ет особое значение. Вряд ли надо доказывать его огромную выгоду и преимущества перед другими видами топлива. Строите льство газовых се­ тей в нашей области началось с 1959 года. В настоящее вре­ мя газифицировано 112 тысяч хозяйства, своевременно не представляющих в «О блгаз» проектную документацию. В упомянутых выше селах, где подведены газопроводы, либо отсутствует документация на строительство ГР С, либо на уличные сети и внутридомовые квартир. Но сразу заметим, разводки. Поэтому работы эти что процент газификации воз­ рос за счет жилого фонда го­ родов и рабочих поселков. В сельской же местности преи­ мущественно пользуются сжи­ женным газом в баллонах. На баллонном газе можно приго­ товить пищу, а квартиру им не отопишь, поэтому приходит­ ся запасаться на зиму дрова­ ми и углем. Итак, с начала газификации построено более тысячи кило­ метров газопроводов, из них одна треть приходится на сельскую местность. Обр ащает на себя внимание факт: стоит провести газопро­ вод в город, как он тут же начинает осваиваться, в сель­ ской же местности газ не ос­ ваивается годами. К азалось бы, что еще надо: газ вот он, под боком, бери, пользуйся. Но не тут-то было — на пути вста­ ют всевозможные рогатки, не­ доделки, формальности. Приведем некоторые стати­ стические данные. Если в го­ родах и рабочих поселках на сегодня газифицировано сете­ вым газом 48 процентов квар­ тир, то в сельской местности только 2,5 процента, а комму­ нально-бытовое потребление газа в сельской местности от общего потребления составля­ ет 0,1 процента. Почему, например, газопро­ вод протяженностью 20 кило­ метров в поселок Тербуны был построен еще в 1977 году, про­ шел мимо сел Со лдатское -и Вторые Тербуны, а в упомяну­ тых селах газа нет? То же самое можно сказать И в отношении сел. Верхний Ломовец Долгоруковского района, Троицкое Липецкого района, населенных пунктов совхоза «Маяк» Елецкого рай­ она, совхоза имени Куйб ышева Лебедянского района и других, где газопроводы построены, подключены к ним животно­ водческие комплексы, но квар­ тиры не газифицируются. Мы спросили начальника « О блгаза» М. Г. Бугакова: — В чем причина столь медленных темпов газифика­ ции жилья в сельской местно­ сти? Может, у колхозников есть затруднения, скажем, в приобретении труб, газовых приборов, либо других матери­ алов?. — Не вижу таких причин,—■ говорит Михаил Григорьевич. — У нас есть и трубы, и ото­ пительные приборы, и рабо­ чая сила. К тому же г азифика­ ция одной квартиры, в зави­ симости от расстояния и дру­ гих конкретных условий, сто­ ит не дороже 300—400 рублей, но эти затраты быстро окупа­ ются. Хлеборобы знают цену газу и с большим удовольст­ вием переоборудуют свои квартиры на газовое отопле­ ние. Причина отставания — в недостаточной заботе руковод­ ства совхозов, колхозов, рай- в план не включаются. Оче нь серьезные претензии следует предъявить к строителям, ко­ торые зачастую останавлива­ ются на полпути и своими «незавершенками» задержи­ вают газификацию сел. Тут надо пояснить, что гази­ фикацией жилого фонда в об­ ласти занимаются в Ос нов­ ном два специализированных строительно-монтажных уп­ равления треста «Росгазстрой» — Липецкое и Елецкое. Но Липецким ССМУ, к примеру, затягивается начатая в 1975 году прокладка газопровода протяженностью 10,6 километ­ ра в колхозе «1 Мая» и 6,5 километра в колхозе имени Кру пской Добровского райо­ на. Не сооружены там и газо­ регуляторные пункты. Еще дольше затянулось строитель­ ство газопровода в колхозе «Аврора» Задонского района. Чтобы убедиться во всем на месте, Михаил Григорьевич предложил поехать с ним в совхоз «Боринский». В этом селе развернуто строительст­ во нового жилого поселка. За­ ложены замечательные одно­ квартирные и двухквартирные кирпичные дома. Строятся они с участием шефствующих ор­ ганизаций. Первые квартиры уже заселяются. Заходим в один из домов. К аменщики кладут печь, обо­ рудованную под уголь. С пра­ шиваем, почему не монтиру­ ются газовые плиты? Ведь га­ зопровод пролегает буквально в нескольких метрах. — Газ будут проводить пос­ ле того, как полностью от­ строится поселок, — отвеча­ ют рабочие. — Так распоряди­ лось начальство. Значит, через некоторое время добротно отстроенные квартиры начнут портить, пе­ реоборудуя на газовое отопле­ ние. А рабочие, которые по­ селятся в новых домах, не по­ лучат тех удобств, которые могли бы иметь уже сегодня. — Почему так? — спраши­ ваем прораба совхоза Л. С. Корвяков а. Тот пояснил, что новые дома в поселке планиро­ вались под газ, но там, где должно быть подключение, не- достроено сто метров газопро­ вода. Теперь решили подклю­ читься с другрго конца, где газопровод уже действует. Тем не менее печи продолжа­ ют оборудовать под уголь. От­ метим при этом, что по селу Боринское пролегает 12 кило­ метров газопровода, но из по­ лутора тысяч квартир газ по­ ступает только в десятую часть, а дома работах совхоза «Боринский» вообще не гази­ фицированы. — К акова перспектива на 1983 год? — спрашиваем у прораба совхоза. — Намечаем подать газ в 5 квартир, — ответил он. К ак говорится, комментарии излишни. Ко нечно, решение проблемы газификации сел зависит не только от руководителей хо­ зяйств. Многое тут обязаны сделать областное управление сельского хозяйства и трест «Росгазстрой». Предоставляем слово стар­ шему инженеру О КС а по кол­ хозам областного управления сельского хозяйства А. С. Пе­ реверзеву. — Проект ная документа­ ция на строительство газовых сетей поступает своевременно, согласно имеющемуся лимиту, — говорит Александр Семе но­ вич. — Но и то, что положе­ но сделать, зачастую урезает «Об лгаз». Из года в год сры­ вает план строительства газо­ вых сетей Липецкое ССМУ трест а «Росгазстрой». В доказательство главный инженер показывает письмо председателя колхоза «Авро­ ра» Задонского района В. Ла- комова. Вот что он пишет: «В 1973 году к свиноводческому комплексу колхоза «Аврора» ' был подведен природный газ. Было принято решение о гази­ фикации населенных пунктов Алексеевка, К аменка и Пани­ ковец. Выполняя это реше­ ние, Липецкое ССМУ трест а «Росгазстрой» в течение шести лет строило трехкилометро­ вый газопровод, но уже два года, как работы прекратило по неизвестным причинам. И это несмотря на то, что име­ ется проектная документация, и газификация в указанных се­ лах 140 квартир ежегодно включается в титульные спис­ ки и планы строительных ра­ бот»... Такие же примерно причи­ ны замедления газификации сельских населенных пунктов выдвигают и руководители О КС а по совхозам. Но давайте посмотрим, как объясняет сложившееся поло­ жение начальник Липецкого ССМУ трест а «Росгазстрой» В. Е. Темеров. — Газификацию жилья в колхозах «1 Мая» и имени Кру пской в план 1982 года нам не включали, — говорит Валентин Егорович, — мы ра­ ботали по собственной инициаг тине. Но работы пришлось приостановить по причине не­ поставки труб. В колхозе «Ав­ рора» работы прекратили вви­ ду того, что колхоз имеет де­ биторскую задолженность в сумме 1437 рублей. Кс тати, задолженность есть почти по каждому колхозу и совхозу, где мы вели работы по гази­ фикации. Например, в совхо­ зе «Хмелинецкий» нами в пла­ новом порядке было построе­ но 800 метров уличного газо­ провода, газифицировано 90 личных и 12 совхозных квар­ тир на сумму 11600 рублей, но ни копейки за это мы не получили. Все это отражается на выполнении плана. Итак, планы по строитель­ ству газовых сетей в сельской местности Липецким ССМУ из года в год срываются. Мы обязаны рассматри­ вать проблему газификации села с точки зрения выполне­ ния Продовольственной про­ граммы, в которой предусмот­ рено коренное улучшение со­ циально-бытовых условий жизни на селе. Не выполнив этих требований, трудно рас­ считывать на закрепление кадров в сельском хозяйстве. Б. ЗАСЛОНОВСКИЙ, виешт. корр. «Ле нинского знамени». РЕЗ Газета выступила, что сделано? Такой вопрос часто задают наши читатели в своих письмах в редакцию. И касается он не только критических заметок и корреспонденций, но и ста­ тей дискуссионного характера, с интересными, хотя подчас и небесспорными размышлениями. К акова реакция на газетные публикации, какое логическое завершение получает обсуж­ дение в печати той или иной назревшей проблемы? Об этом идет речь в помещенных на этой странице материалах, объе­ диненных рубрикой «Резонанс». Липецкий тракторный завод. Машиносчетная станция. Пять лет трудится здесь оператор первой категории Екатерина Ивановна Неплюева. Комсомо лка за время работы освои­ ла три смежных профессии. О на — ударник коммунисти­ ческого труда, является наставником. Фото А. Кози на. П О СИ ГНАЛ У РАБОЧЕГО Мы много пишем, говорим об экономии и бережливости, о важности рационального ис­ пользования рабочего времени, укреплении производственной дисциплины. Но как часто на­ ши слова и дела расходятся! Я работаю наборщиком стопо­ ров в электросталеплавильном цехе. Шиберы для нашего це­ ха собирают в первом конвер­ торном. Но вот сегодня прие­ хал я за шиберами, а бригадир сборщиков говорит: «А для вас шиберов нет. Свой цех не обеспечиваем». И начались мои мытарства. Обр ащаюсь к маете-* ру, тот направляет к старшему мастеру. Так' прокрутился пол­ дня и вернулся к себе с пу­ стыми руками. Немало прошло Редакция направила этот тре­ вожный сигнал в партком Но- волйпецкого металлургиче­ ского завода и получила от­ вет. «Электросталеплавильный цех освоил технологию бесстопор- ной разливки ^ стали позднее конверторных цехов, с ноября 1981 года. Ежесуточная пот­ ребность ЭСПЦ в еобр анньрс шиберных затворах всего 10—12 штук. Решили не стро­ ить для этого новое отделение, а вести их сборку в действую­ щей мастерской ККЦ-1. Ко н­ верторный цех № 1 обязан со­ бирать и сушить затворы, а ЭСПЦ, после использования их, возвращать под сборку очи­ щенными, отремонтированны­ ми и полностью укомплекто­ ванными. На протяжении всего года электросталеплавилыцики этот порядок постоянно нарушают: детали разбрасывают, затворы привозят в ККЦ-1 без к линьев, с задирами на рамках, погну- времени, пока договорились между собой руководители це­ хов, я снова поехал за шибе­ рами. В результате машину го­ няли шесть часов, а о потерях моего рабочего времени уж и говорить нечего. Вся беда — в неорганизованности, * недис­ циплинированности. А ведь наш цех перешел на бесстопорную разливку с помощью шибер­ ных затворов более года на­ зад. Разве не пора навести по­ рядок? Но... пока -случаи, вро­ де описанного, к сожалению, происходят слишком «часто. Д. МИЛЯ КОВ, рабочий электросталеплавильного цеха НЛМЗ. тыми, не очищенными и т. д. Это приводит к тому, что ра­ ботники ККЦ-1 не могут ве­ сти сборку, нарушаются сроки подготовки затворов. Такой срыв и произошел 3 декабря, о чем пишет т. Миляков. Рабо­ чему пришлось обращаться к старшему мастеру ККЦ-1 т. Ши лину только потому, что последний не мог добиться от старшего мастера разливки ЭСПЦ т. Богд анова своевре­ менного досыла недостающих деталей затворов. Сиг нал товарища Милякова послужил поводом для обстоя­ тельного анализа взаимоотно­ шений смежников. Этот случай подробно обсуждался на сове­ щании руководителей цехов. Уточнен порядок подготовки и передачи шиберных затворов. Главный виновник срывов — старший мастер разливки ЭСПЦ т. Бо гданов строго пре­ дупрежден. А. ТЕПЛЕНИЧЕВ, секретарь парткома НЛМЗ. «БРОСОВЫЙ» МЕТАЛЛ Ме ня глубоко заинтересова­ ла опубликованная в газете «Ленинское знамя» 2 ноября 1982 года статья под заголов­ ком «Беречь металл», в кото­ рой рассказано о состоявшем­ ся в обкоме КПСС совещ ании руководящих работников по вопросу заготовки и перера­ ботки вторичных ресурсов ме­ талла. Невольно вспомнился случайно услышанный не­ сколько дней назад разговор гостей нашего города. Они, находясь недалеко от киноте­ атра «Спутник», с удивлением смотрели на сооруженный из стального листа забор и возмущались таким расточи­ тельством металла. К сожалению, в нашем го­ роде стало обычным изготов­ лять из металла гаражи, забо­ ры, различные стенды и мно­ гое другое. Видимо, кое-кто полагает, что металл для этих целей применять более дешево и удобно, чем другие материа­ лы. А сколько беспризорного металла валяется на наших улицах, во дворах! Видимо, надо как-то заинте­ ресовать строительные и ре­ монтные организации, домо­ управления и граждан в сбо­ ре и сдаче металлолома за соответствующее вознаграж­ дение. Одновременно необхо­ димо строго запретить без разрешения горсовета строи­ тельство гаражей, различных стендов, заборов и других по­ добных сооружений из ме­ талла. Г. БАЛАБАЕВ. г. Липецк. ПОТВОРСТВУЮТ НАРУШИТЕЛЯМ ДИСЦИПЛИНЫ ★ Читатель про­ должает разговор ★ Препоны на пу­ ти голубого огня ★ За порядок в автопредприятиях* «Недавно прочитала в вашей газете, — пишет в редакцию липчанка А. Игнатьева, — статью Г. Краснокутского о том, что плохо осуществляется контроль в автобусах между­ городнего сообщения, что многие водители кладут деньги се­ бе в карман с помощью безбилетников. Хотелось бы знать, как отреагировали на критику руководители пасса­ жирских автопредприятнй? Неужели нельзя одолеть это зло?». Напомним, что речь идет о статье «Что показал вечерний рейд?», опубликованной в «Ле­ нинском знамени» 24 декабря прошлого года. Ее автор — на­ чальник контрольно - реви­ зорской службы Липецкого транспортного управления Г.. Краснокутский привел мно­ гочисленные факты злоупот­ реблений нечистых на руку во­ дителей, беззастенчиво взи­ мающих мзду с пассажиров на междугородных маршрутах. Только по одной автоколонне № 1415 Число подобных нару­ шений в истекшем году воз­ росло до 218. И это лишь за­ фиксированные контролерами случаи, на которые составле­ ны акты. А сколько их неуч­ тенных, оставленных без вни­ мания! Вот что по этому поводу пи­ шет читательница Г. Муравье­ ва! «Мне часто приходится ез­ дить по трассе Липецк — Там­ бов, и я всегда наблюдаю эту неприглядную картину: авто­ бус буквально забит безбилет­ никами. По дороге его оста­ навливают грязинские контро­ леры, но в салон даже не за­ ходят: к ним с обворожитель­ ной улыбкой выходит сам во­ дитель. - О чем между ними идет беседа — не знаю, но рейс для шофера благополуч­ но продолжается. Из безбилет­ ников также никто не постра­ дал...». Подобных писем в редакцию поступает много, несомненно, факты эти известны и руково- го государственные деньги, иначе, как вором, не назовешь. А вот в Липецком автопред­ приятии № 1 сочли возможным оставить рвачей на междуго­ родных рейсах. Поистине, и щуку бросили в реку. Не по­ тому ли число хапуг за рулем' не уменьшается? Приведем еще одно письмо в редакцию. Написала его мо­ лодая мать Л. Сапронова. За­ болел у нее грудной ребенок, срочно надо было ехать на Ответ получен ,. но ... дителям автотранспортных предприятий. Но, как правиль­ но отмечает автор статьи «Что, показал вечерний рейд?», боль­ шинство водителей - рвачей или совсем остаются безнака­ занными, или отделываются легким испугом. Вот тому све­ жее подтверждение. За провоз шести безбилетных пассажи­ ров по маршруту Липецк — Москва на водителей автобуса № 86-98 Липецкого ПАТП-1 тт. Антоненко и Басенко был составлен ревизорами акт. На днях в редакцию пришел офи­ циальный ответ: начальник ав­ топредприятия на нарушителей финансовой дисциплины нало­ жил взыскание — каждому объявлено по выговору. Уместно тут вспомнить мно­ гочисленные высказывания чи­ тателей газеты о мягкости на­ казания нарушителей, о попу­ стительстве расхитителям. Ведь человека, присваиваюпте- 19-й микрорайон в областную детскую больницу. Почти час ожидала машину на стоянке такси у кинотеатра «Октябрь». Наконец подъехала машина под № 62-28. «Когда шофер уз­ нал, что мне надо на 19-й мик­ рорайон, — пишет Л. Сапроно­ ва, — он заявил, что едет на вызов. Ребенок плакал, а он, здоровый детина, сидел в ма­ шине еще минут десять. По­ том, я услышала, связался по рации с диспетчером, сказал, что давно стоит без работы. Я вновь подошла к машине и попросила отвезти на 19-й микрорайон. В ответ посыпа­ лись грубые оскорбления...». Сейчас редакции известна фамилия этого шофера. Им оказался В. В. Долгошеев из Липецкого ПАТП-2. Его недо­ стойный поступок, как сообща­ ет начальник автопредприя­ тия Е. Г. Валуев, разобоан.. за нарушение производственной дисциплины ему объявлен вы­ говор. Но к такого рода нака­ заниям в коллективе, видимо, уже привыкли, ибо нарушения продолжаются. Липчанин С. Баженов пи­ шет: «Уважаемая редакция, на­ помните еще раз водителям такси города Липецка о том, что работают они на государ­ ственных автомобилях, а не на личных. На стоянке такси воз­ ле железнодорожного вокзала, когда я подошел, находились три автомобиля под номерами 05-10, 14-79 и 55-10. Водители всех трех машин отказались ехать по маршруту «вокзал — автопарк». Шофер первого так­ си прямо сказал, что по этому маршруту ему ехать невыгод­ но, второй водитель заявил, что он «после ночи», третий вообще промолчал». И вот ответ автору жалобы руководителей ПАТП-2: «Води­ тели указанных легковых так­ сомоторов А. С. Постников и В. И. Сапожков имели заказы от ЦДС, поэтому обслужить вас не смогли. Водителю В. Е. Логунову за отказ от обслужи­ вания пассажиров объявлено замечание». На ноябрьском (1982 г.) Пле­ нуме ЦК КПСС с особой остротой подчеркивалась не­ обходимость укрепления дис­ циплины, непримиримой борь­ бы с различного рода злоупот­ реблениями. Но, как свидетель­ ствуют письма в редакцию, в пассажирских автопредприяти­ ях г. Липецка по-прежнему потворствуют нарушителям трудовой и финансовой дис­ циплины. В. САФОНОВ. ГДЕ ТОТ „ СКРУЖЕВНЫМ КАРНИЗОМ? Наша газета неоднократно обращалась к теме сохранения памятников старины в городах области и в том числе в Ли­ пецке. Особенно беспокоит наших читателей судьба архитек­ турных памятников. В частности, на проходившем в прошлом году Дне открытого письма в Ельце, на встрече с читателями газеты в областной библиотеке, шла речь о необходимости разумного сочетания современной застройки с реставрацией, о бережном отношении к старинным постройкам, представля­ ющим культурную ценность. Сегодня своими соображениями по этому поводу делится инженер-строитель Н. П. Серова. Редакция надеется, что областное управление культуры, управление главного архитектора Липецка проинформируют читателей о конкретных мерах, которые принимаются по высказанным предложениям и критическим замечаниям. Я, можно сказать, старожил Липецка. В послевоенное вре­ мя участвовала в проектирова­ нии его новых районов. Воп­ росы строительства города мне очень близки. Вниматель­ но читаю все, что публикуется в «Ленинском знамени» о на­ стоящем и будущем областно­ го центра. Мне кажется, в большом разговоре, который ведет газета, недостаточно вни­ мания уделяется проблемам сохранения памятников стари­ ны. Да, их мало осталось в на­ шем бурно строящемся горе Тем более важно, возводя но­ вое, бережно, с уважением от­ носиться к старому, не повто­ рять ошибок. У нас, к сожа­ лению, часто ломают то, что следовало бы сберечь. Вот по­ теряли такое чудо, как Пет­ ровский пруд. По стране всю­ ду создают искусственные во-' доемы, а у нас замыли песком имеющийся пруд. Был в Липецке удивитель­ ный домик, прямо из сказки Андерсена со стрельчатыми готическими окнами — бывшее здание тубдиспансера по ули­ це Ленина. И вот вместо того, чтобы разобрать одноэтажные, портившие общий вид при­ стройки, а этот дом капиталь­ но отремонтировать, его снес­ ли. Рядом, с другой• стороны Дома пионеров, совсем недав­ но стоял еще один красивый деревянный дом. Ой радовал своими ажурными карнизами, наличниками: не дом, а сплош­ ное деревянное кружево. Те­ перь его тоже нет. Да если даже он мешал застройке, то следовало бы его разобрать и перенести на другое место, не­ пременно сохранить, как обра­ зец деревянного зодчества. В Липецке было несколько таких резных деревянных до­ мов. Увы, было... А жаль, они придавали облику города сво­ еобразную прелесть, сохраняя аромат старины. Порой разрушается то, что может еще послужить людям. Взять поселок Студеновского рудоуправления. Проектиро­ вали и строили его сразу пос­ ле войны. Много труда, я бы сказала, частицу души, вложил в этот поселок бывший управ­ ляющий Студеновским рудо­ управлением И. С. Ковалев. В те годы в Липецке суще­ ствовала одна проектная ор­ ганизация — архитектурная мастерская при главном архи­ текторе города. И. С. Ковалев приходил к проектировщикам, Бникал в каждую деталь пла­ на закладывавшегося Студе­ новского поселка: и в то, как он будет озеленяться и каким будут Дом культуры, здания школы, больницы, поликлини­ ки, жилье. Строили тогда кот­ теджи на четыре и две квар­ тиры. Возле коттеджей разби­ вали цветники, фруктовые са­ ды. На улицах высадили по четыре ряда деревьев. В ^ то ­ ге получился не поселок, а дачный район. Прошли годы, и почему-то этот цветущий! уголок вдруг стали разрушать. Неужели у нас в городе негде больше строить? Недавно на улице 30 лет Ок­ тября начали возводить мно­ гоэтажное здание. Расчищая площадку, снесли коттеджи, утопавшие в фруктовых са­ дах и цветниках, спилили де* ревья на улице. Зато оставили стоящие напротив одноэтаж­ ные дома барачного типа, воз­ ле которых нет ни садов, ни цветников. Может быть, еще не поздно сохранить хоть что- то от живописного поселка? Складывается впечатление, что наши архитекторы мало думают о сохранении традици­ онного своеобразия . города, когда отводят участки под но­ вое строительство и намечают участки под снос. Немного у нас старинных зданий. Хорошо, что некото­ рые из них начали реставри­ ровать. Но важно, чтобы при этом не допускалось вольно­ стей, чтобы последнее слово оставалось за специалистами. Иначе порой наносится ущерб Мой город — моя гордость единому архитектурному ан­ самблю или отдельному зда­ нию. Когда реконструировали здание областного краеведче­ ского музея, под стенами быв­ шего собора появилась пнев­ моустановка с отбойными мо­ лотками. Начали отбивать шту­ катурку цоколя, хотя она крепко держалась. Из окна моей квартиры видно было, как летят искры из-под зуби­ ла: не поддавалась старая штукатурка. Я не выдержала и пошла к строителям, спро­ сила: зачем? В ответ услыша­ ла: намечено сделать новую, с мраморной крошкой. И сдела­ ли. Деньги затратили немалые, только собор от этого проиг­ рал: он стал казаться ниже, приземистее. Почему? Потому что теперь цвет стен более сочный, более броский, чем цоколь, а цоколь не смотрит­ ся, так как серый цвет штука­ турки сливается с серостью ас­ фальта. Площадь Ленина — одно из красивейших мест в Липецке, Решена она, как единый ан­ самбль всех окружающих ее зданий. Они удачны и по сво­ ей архитектуре, и по окраске фасадов: желтая с белым, у цоколей — темно-вишневая, почти коричневая. Досадно, что теперь собор этим злопо­ лучным серым цоколем из ансамбля выпадает. Да, не всегда бережно отно­ симся мы к старине, к прош­ лому своего города. Исчезли чугунные цепи на постаменте обелиска Петру I на Петров­ ском спуске. Кому они пона­ добились? Пора бы их найти и водворить на место. А если уж найти невозможно, то на­ до сделать новые и восстано­ вить памятник в первозданном виде. Стояла некогда на Петров­ ском спуске старинная петров­ ская «Канцелярия А й н с к и х железоделательных заводов», как оповещала чугунная плита, прикрепленная к стене ма­ ленького сооружения. Каждо­ му гостю города ее показыва­ ли. Пусть это было, как уве­ ряют Историки — более позд­ нее сооружение, построенное на месте сгоревшей конторы. Но это здание напоминало о вкладе жителей Липецка в петровские преобразования. А теперь от него и следа не ос­ талось. Почему? Можно хоть чугунную отливку ее вида сде­ лать и установить со стороны Петровского спуска, возле пар­ ка. Много можно привести при­ меров. Но давайте лучше по­ думаем над тем, что нужно сделать для сохранения остав­ шегося. Мне кажется, заслу­ живает особого внимания ста­ ринный особняк, так называе­ мый дом Губина на улице Ле­ нина. Недавно начали отделку его фасада. Но работы ведутся так, что есть опасения, как бы после’ восстановления фа­ сад не потерял свой прежний вид. Зачем-то заложили арки на цокольной части. Конечно, поднялся культурный слой и арки теперь ниже, меньше, Нем: первоначальные. Однако " их все же следовало оставить. * Смотришь на оригинальный старинный особняк нынешнего Дома пионеров на улице Де­ нина и опасаешься, что и его снесут, когда построят новый: современный Дворец пионе­ ров. Заботы требует старинное здание на углу улицы Ленина и Петровского спуска. Это двухэтажный дом со стенамиг облицованными майоликой, выпуклым цветным стеклом, — единственный в городе, выпол­ ненный в стиле модерн нача­ ла века. В дореволюционное время вход в него находился с угла, над ним была вывеска «Взаимная польза». Здесь рас: полагались аптека, магазин! "А почему бы и теперь не разме­ стить магазин с красивыми витринами, скажем, «Липецкие узоры» или «Сувенир»? Бесспорно, требует обновле­ ния здание областной детской библиотеки по улице Фрунзе. Вообще об улице Фрунзе стог ит серьезно подумать — там много достойного внимафя. Вот здание, где размещаемся станция скорой помощи. Оно очень запущено, неудачно -по­ крашено. Но ведь красиво! Стоит его покрасить в два то­ на, сделать белыми колонки у окон, наличники и карнизы, и оно преобразится, будет вы­ глядеть кружевным. По ’ сое седству с ним — фабрика швейных спортивных изделий. Теперь поздно спрашивать, куда смотрели {архитекторы, когда строили это здание —г ящик. Пока его окраска оста­ валась светлой, оно еще не очень бросалось в глаза. Те­ перь же, когда покрасили в темно-зеленый цвет, оно Сма­ хивает на казарму. Просто -недопустимо, чтобы фасады красили, как кому вздумается. Стоит оставить и подновить дом на углу улиц Первомай­ ской и Фрунзе, в котором те­ перь размещается городская прокуратура. Своеобразна, ин­ тересна аптека, что на углу улиц Первомайской и Воро­ шилова. Она выполнена из красного кирпича такой клад­ кой, которую у нас теперь уже не могут делать. Здание может еще стоять • и стоять, как ‘ об­ разец мастерства старых ка­ менщиков. Правда, оно запу­ щено, его надо отремонтиро­ вать. Такой же кладкой выпол­ нен дом № 8 по улице Интер­ национальной. Его тоже бы хо­ рошо сберечь. а В самом начала XIX века в Нижнем ’парке (тогда он -на­ зывался Английским) для *•от­ дыхающих на Липецком "ку­ рорте был построен курзал. Это одно из первых камефых зданий города, двухэтажное, с двумя боковыми крытыми;- ко­ лоннадами. Позднее верхний этаж разобрали, колоннады снесли. После войны здание реконструировали. Строили са­ ми горожане, на субботниках, из материалов, выделяемых разными организациями. И по­ строили. Сначала здесь разме­ щался, драматический театр, позднее — филармония и те­ атр кукол. Сейчас •постройка — в аварийном состоянии. Ду­ маю, многие коренные липча­ не выскажутся за то, чтобы его отремонтировать й сохра­ нить, как образец народной стройки, как память о после­ военном энтузиазме людей. : ...Бывает, проходим мы мимо старинных, зданий и не смот­ рим на них, погруженные в свои заботы. А остановишься на минуту, приглядишься и увидишь, какие они своеоб­ разные, неповторимые. Еще раз хочу повторить: нужно хранить их. Архитекторы дол­ жны и могут композиционно увязать современные объекты со старинными. Пусть наши внуки воочию увидят уголки, дающие представление о том, каким же был Липецк в .XIX столетии... Н. СЕРОВА, инженер-строитель. После критики «ОТ ШЕПОТА ДО МОЛЧАНИЯ» А . В материале, напечатанном под таким заголовком 26 нояб­ ря 1982 года, поднимались воп­ росы о недостатках в радиофи­ кации сельской местности. Как сообщили редакции, выступле­ ние газеты обсуждено в об­ ластном управлении связи и «Липецкэнерго». Составлен совместный план мероприятий по улучшению работы радио- точек в селах области. Теперь введен порядок обя­ зательно оповещать население о проводимых плановых ра­ ботах по реконструкции эде] ро- и радиосетей. Энергегв усилят контакты со связке ми, будут сообщать преднр! тиям о внеплановых работ заранее, чтобы избежать ключения радиоточек. В селах Ярлуково, Сот Грязинского района заканта ется реконструкция электро- радиосетей. Эти и другие меры позво; устранить имеющиеся не, статки сетевой радиотранс ции. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz