Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

в Сегодня выпуске: А П РЕКРАСНАЯ ПРО - Ф ЕС С И Я— СТРОИТЕЛЬ! А ЧЕМ СИЛЕН К О Л - ЛЕКТИВ А У С ЕЛЬСКИХ Ю Н - НАТОВ «Я НЕ ХОЧУ СУД ЬБУ ИНУЮ...» Незаметно, пролетело время. Ваш ребенок, который, кажется, совсем недавно впервые переступил порог шко­ лы, нынешней весной заканчивает восьмой класс. Как он дальше распорядится своей судьбой? Что выбрать — школу, профтехучилище, техникум? Если ПТУ, значит, надо серьезно подумать о выборе профессии. Мы не хо­ тим давать заочных советов. Да это и вряд ли возмщж- но. Мы просто предлагаем читателям познакомиться с известным в области штукатуром из треста, «Жилстрой» — Таисией Федоровной Кузьминой, прислушаться к ее суждениям о жизни, о себе, о товарищах по работе. устремленность, сила воли — работать с ним интерес­ но. Грязь не замечаешь, сквозняк тебе не помеха, руки побаливают — прой­ дет! Многим, наверное, зна­ комы фамилии наших мая­ ков — Скулкова, Лыткина, Анохиной. Да они потому и маяки, что, прежде всего, требовательны к себе, пол­ ностью отдаются работе. ■ — У нас мнбго молодых. Но и они умеют работать с людьми. Это — бригадир плотников А. С. Кладов, плиточник С. Малыхин, шту­ катур М. В. Филиппова, ко­ торая всякий раз, как нач­ нут спрашивать, как ей уда­ ется добиваться таких успе­ хов, отвечает: «У меня просто прекрасные люди в бригаде». Но опытный-то бригадир — м ЛАДШИИ сы­ нишка мой, пер­ воклассник, — рассказывает Таисия Фе­ доровна, — на шут­ ливый вопрос: «Кем же ты хочешь быть?» — ответил быстро и серьезно: «Строителем, как мама и брат». Что ж , может быть, так оно и будет, ему еще долго учиться. Я же поду­ мала о своем. В его воз­ расте у меня был другой об­ разец для подражания — учительница моя, Любовь Павловна Павловская. Она заронила мне в душу семе­ на добра, привила и любовь к своей профессии. Да, я хотела быть учителем. Но жизнь распорядилась по- другому. Отец не вернулся с войны. У мамы нас — де­ сятеро, рассчитывать прихо­ дилось только на себя. Се­ милетку сельскую закончила с отличием и поступила в пя­ тое профессионально-техни­ ческое училище. Не знаю уж, почему тогда именно на штукатура решила учиться. Маляром вроде почище, да только не на мой характер: мне бы что •погорячее, по­ сноровистее... — Ваше училище тогда располагалось в районе тракторного завода? — Да, в старом, одно­ этажном зданьице. Тесно бы­ ло и в общежитии. Ни в ка­ кое сравнение с ним не идут нынешние училища. Возь­ мите, к примеру, наше под­ шефное, двадцать шестое. И преподавательские кадры сильные, и база — отличная. Разумеется, и учебный про­ цесс лучше организован. Практика, например, начи­ нается уже с первого курса. И все-таки много хорошего было и в моей юности: за­ мечательные, трудолюби­ вые девчата — мои подру­ ги, добрые наши наставники. До сих пор помню мастера Павла Владимировича Щер­ бакова, его советы. А потом была первая самостоятель­ ная практика на стадионе «Металлург» — от важно­ сти порученного дух захва­ тило, хотелось сделать еще более красивым это огром­ ное, особенно по тем време­ нам, спортивное сооружение. — Потом-то Вам довелось трудиться на многих значи­ тельных объектах... — Участвовала в соору­ жении цеха холодной про­ катки НЛМ3, водогрязелечеб­ ницы, школы на опытной станции... Да разве все на­ зовешь! За двадцать с лиш­ ним лет два-три микрорайо­ на, не меньше, наберется. — Вы по праву горди­ тесь этим. Любите свою про­ фессию. А ведь в представ­ лении многих людей стройка — это неорганизованность, тяжелый физический труд, грязь... — Знаете, у каждой- про­ фессии есть свои «плюсы» и «минусы». Так вот, пусть «минусы» моего дела ищет взгляд недоброжелательный. А мне, поверьте, стоит вой­ ти в здание, где хозяйнича­ ют отделочники, как сердце сладко замирает, родной за­ пах свежеоштукатуренных стен и потолков кружит го­ лову, отчего-то весело ста­ новится, хочется работать и работать. А насчет неорганизован­ ности вот что скажу: все за­ висит от людей. Есть, на­ пример, в человеке, воз­ главляющем бригаду, целе- Сколько раз и по себе заме­ чала: я — вперед, бригада — за мной тянется. А по­ чувствует, что у меня какой- то спад — и у других что- то разлаживается. Вот и старалась всегда нацелить свой коллектив: рабочее вре­ мя — только работе. Быва­ ет, конечно, всякое. Не под­ везут вовремя материалы, раствор. Так за эти-то пол­ часа можно что-то убрать, где-то подмести, а там опять — за главное дело. Некото­ рые новенькие с непривычки к такой насыщенности ра­ бочего дня ропщут, потом привыкают и по-другому уже не могут. — Вы бригадирству учи­ лись, я слышал, у Алексан­ дры Максимовны Мочалн- ной? — Это мой первый брига­ дир. Курсы десятников все­ го лишь закончила. Но, как я теперь понимаю, обладала эта женщина большим та­ лантом человечности. «Бу­ дет желание, — говорила она нам, •— всему научу». И учила — секретам профес­ сии, умению трудиться со­ обща. К каждому был у нее свой подход, зажечь она нас умела. И что бы там дома у нее ни случилось — всег­ да улыбалась, умела отбро­ сить все, что мешало, рабо­ те. «Свое» соревнование у нас в бригаде всегда шло, проводились «свои» опера­ тивки. Попасть- к такому бригадиру — большое счастье. — В вашем пятом управ­ лении есть сейчас бригадиры, которые были бы под стать Александре Максимовне? всегда знает, что за этим стоит, С легким сердцем от­ правила я недавно на гграк-. тику в бригаду к А. П. Со­ ломатину старшего своего сына — он учится в строи­ тельном техникуме. У Алек­ сея Павловича выработки ниже 150 процентов не бы­ вает. Вижу, доволен сын. Раньше, правда, подумывал о профессии каменщика, но Алексей Павлович сумел-та- ки увлечь его своим, плот­ ницким, искусством'. ' — Какое образование имеют бригадиры? — Все они — выпускни­ ки профтехучилищ, многие продолжают учебу ’ в техни­ кумах, институтах. — Выходит, надежное пополнение приходит из ПТУ? — Да, сменой своей мы довольны. Я уже говорила: в училищах есть все, чтобы готовить хорошие рабочие кадры. Единственное, что нуждается в совершенство­ вании, — это связь с про­ изводством. Слов нет, много полезного сообща мы уже делаем. Но еще пока редко наши кадровые рабочие бы­ вают на занятиях, в мастер­ ских. А молодым очень не­ обходимы подсказки, советы опытных мастеров. В орга­ низации практики есть свои пробелы. — Есть ли среди бригади­ ров управления заслуженные строители? — Могу назвать бригади­ ра плотников Ивана Ва­ сильевича Анциферова. — А что стоит за этим почетным званием? — Любовь к делу. Стрем­ ление исполнять его честно, добросовестно. Слава сама приходит к таким людям. — Нам известно, что и ваш труд получил общест­ венное признание. Вы на­ граждены медалью «За доб­ лестный труд», орденом Славы третьей степени, из­ браны депутатом городского Совета народных депутатов, входите в состав Советского райкома партии... — Я тут упомянула, что мечтала быть учительницей. Нет, совсем не хочу сказать, что меньше люблю свою нынешнюю профессию. Как раз наоборот — благодаря ей как бы осуществилась та, детская мечта. Судите сами. Жажда новых знаний все время заставляла учиться и учиться. Закончила ве­ чернюю школу, затем — техникум. Работала и учи­ лась с одинаковым удоволь­ ствием, хотя и не без труда. Вместе с тем все время ве­ ла общественную работу. А скольким молоденьким девчатам помогла встать на ноги! И как у школьного учителя, были и у меня свои «педагогические» радости и неудачи: кто-то остался со мной в бригаде, а кто-то ушел. До сих пор, например, жалею о Светлане Ловкаче- В 9 й. Она - была комсоргом группы, которую я взяла прямо из училища, подшеф­ ного, двадцать шестого. ' В Светлане отчасти себя узна­ вала. Ладились дела у дев­ чонки. Да вот мать нашла ей место «почище». А у Светланы, может, прирож­ денный талант строителя был. Не учитывают этого иные родители.» Из-за болезни ште не так давно пришлось уйти из бригады, работаю в управле­ нии, но не забывают меня дев­ чата. И я скучаю без них, без своего, настоящего дела. Часто думаю: а не махнуть ли рукой на запреты врачей, да и вернуться опять на стройку? Душой-то я посто­ янно там, где поднимаются этажи новых домов.» Беседу вел П. ПЛОХИХ, внештатный корр. «Ленинского знамени». ЕСТЬ ТАКАЯ ВОСЬМИЛЕТКА В селе Екатериновка, что в пятнадцати километрах от Ель­ ца, есть малокомплектная восьмилетняя школа. Всякий раз, когда приезжаешь сюда, невольно обращаешь внимание на особые отношения между педагогами и детьми — отношения обоюдного уважения и доверия, взаимной помощи и заботы. Добрая слава о педагогическом коллективе Екатериновской школы давно перешагнула границы района: успешно выпол­ няется программа восьмилетнего всеобуча, все выпускники получают среднее образование, более десяти лет школа ра­ ботает без второгодников, давно решена и проблема дисцип­ лины. В чем же истоки успехов педагогов? Однозначно па этот вопрос не ответишь. Но, мне кажется, многое может объяснить сложившаяся здесь практика работы старших на­ ставников с молодыми педагогами. Е КАТЕРИНОВСКИЕ педа­ гоги убеждены: с получением диплома об окончании вуза его обладатель еще не становится настоящим учителем. Овладеть искусством педагогики можно лишь при условии, если посто­ янно будешь пополнять зна­ ния, совершенствовать, отта­ чивать профессиональное мас­ терство. Понимание этого опытные коллеги стремятся воспитать и в новичках, с первых дней окружая Их за­ ботой и вниманием. — Основной путь повыше­ ния мастерства, — говорит директор школы Н. Н. Маке­ ев, — педагогической шефст­ во. Оно дает возможность опытному специалисту рабо­ тать с молодыми в тесном кон­ такте. Благодаря ему начина­ ющий педагог получает ква­ лифицированную помощь, а его опытный коллега способ­ ствует раскрытию его педаго­ гической индивидуальности, творческого потенциала. Как хорошие наставники из­ вестны 3. А. Коледова, учитель­ ница начальных классов, от­ личник народного просвеще­ ния, более 33 лет жизни от*' давшая школе, М. А. Короте- ева, учитель русского языка и литературы, отличник на­ родного просвещения, со ста­ жем более 30 лет, и 3. Н. Са­ вина, учительница химии и и биологии, тоже отличник на­ родного просвещения, умелый предметник и воспитатель. Для них стало правилом на­ чинать работу с новичками с составления плана совместных действий. При этом учитыва-. ются пожелания и конкретные запросы молодого специали­ ста: в чем именно он нужда­ ется в первую очередь, в ка­ ких методических приемах своего опытного коллеги ему следовало бы разобраться. На­ ставник стремится уяснить и трудности молодого учителя, и его возможности. Дальнейшее творческое сод­ ружество может осуществлять­ ся по-разному. Тут и беседы по вопросам психологии, пе­ дагогики или какому-то раз­ делу методики, и совместное определение системы уроков по теме, и разработка отдель­ ных конкретных уроков. Это могут быть обсуждение педа­ гогического опыта, интересных статей в газетах , и журналах ■или взаимное посещение уро­ ков и внеклассных занятий. Как видите, дополнитель­ ных забот у наставника появ­ ляется немало. Но окупаются они большим удовлетворением, которое приносит работа под­ шефного, той атмосферой бла­ гожелательности, в которой всем работается легко, с ра­ достью. Вот, например, как отзывается о своем наставни­ ке 3. А. Коледовой учительни­ ца начальных классов Н. В. Огнева: — Я учусь у Зинаиды Алек­ сеевны логике, четкости в ор­ ганизации каждого урока, методам и приемам, которые способствуют сознательному усвоению знаний, планирова­ нию и проведению внеклас­ сной работы, правильным вза­ имоотношениям с родителями. С большой душевной щед­ ростью она старается передать мне богатства своего педагоги­ ческого опыта. Общение с ней побуждает трудиться еще больше и еще лучше. В организации учебно-вос­ питательного процесса сельской восьмилетней школы есть ряд специфических особенностей. Они вызывают определенные трудности как у молодых пе­ дагогов, так и у руководите­ лей школы. Скажем, не у всех педагогов необходимая учебная нагрузка по специаль­ ности, учителю приходится по­ рой выполнять и функции старшего пионервожатого или библиотекаря. Екатериновцы решают эту проблему, ориентируясь на - структурой урока, индивидуальные особенности и склонности молодежи. По­ мимо преподавания избранно­ го предмета 1а все молодые специалисты работают по сво­ ему профилю), молодые педа­ гоги берут на себя нагрузку, отвечающую их интересам и как личности, и как специали­ ста. Скажем, коллеги узнали, что Надежда Валентиновна Огнева хорошо рисует, вяжет, плетет кружева, любит спорт, с энту­ зиазмом занимается с детьми после уроков. Руководство школы выделило ей дополни­ тельно часы воспитателя. На занятиях в группе продленного дня она учит всему, что умеет сама, своих питом­ цев. > Учитель русского языка и литературы Александр Ивано­ вич Скворцов увлекается спор­ том. В первый же год на общественных началах он взялся за внеклассную спор­ тивную работу. За короткое время сумел увлечь ребят физ­ культурой: организовал работу секций, подготовил инструкто- ров-общественников. Это при его активном участии в школе был создан спортивный ком­ плекс. И вполне естественно, что именно ему было предло­ жено, помимо уроков русско­ го языка и литературы, вести и уроки физической культуры. Спортсмены Екатериновской школы являются сейчас луч­ шими в районе среди учащих­ ся восьмилетиях шкод. Второе пятилетие Екатери- новская школа работает по кабинетной системе. Это об­ стоятельство также помогает молодежи повышать мастерст­ во. Кабинеты обеспечены всем необходимым: наглядными по­ собиями, техническими сред­ ствами обучения... Учебные по* <^обия строго систематизирова­ ны. Специально для молодых учителей был организован практикум по овладению техническими средствами обу­ чения. На совещаниях, заседа­ ниях межшкольных методиче­ ских объединений, постоянно действующих семинарах опыт­ ные учителя рассказывают мо­ лодым коллегам о путях и ме­ тодах организации учебно воспитательного процесса в условиях кабинетной системы. Те, в свою очередь, заостряют внимание .на своих проблемах. Все это дает возможность им хорошо овладеть приемами и методами работы по кабинет­ ной системе. Г. В. Орлова, И. В. Огнева, А. И. Скворцов, А. А. Макеева научились строже следить за логической эффектив­ нее применять необходимые средства обучения, добиваться более полного усвоения темы. В. АФАНАСЬЕВ, методист кабинета руко­ водящих кадров Липецкого института усовершенствова­ ния учителей. В нашей газете уж е сообща­ лось, что в липецкой школе № 9 открыт музей Героя Со­ ветского Союза М. В. Водопья­ нова. Среди активных его организаторов — педагог шко­ лы, преподаватель. истории Лю,дмила Николаевна Агафо­ нова. Человек она энергичный, деятельный. Не случайно ей оказано доверие: Л. Н, Ага­ фонова — депутат Липецкого горсовета. На снимке: Л. Н. Агафонова со школьниками. Фото В. Базылева. Из опыта дошкольного в о с п и т а н и я Н Е К РАСНА ИЗБА УГЛАМИ Кому из родителей не хочет­ ся видеть своего ребенка здо­ ровым, умным, добрым и кра­ сивым, всесторонне образован­ ным, трудолюбивым? Но как выработать все эти замеча­ тельные качества? Вопрос, ко­ торый волнует каждую семью. Есть много хороших книг на эту тему. Но вот недавно по­ бывал я в детском комбинате № 29 Ельца и, можно сказать, получил на этот нелегкий воп­ рос весьма убедительный ответ — практический. Свыше 160 детей воспитыва­ ется здесь. Но в народе говорят: не красна изба углами — красна пирогами. Что ж, в этом дет­ ском комбинате не только от­ личная материально-техниче­ ская база. Главное — сама ра­ бота по воспитанию детей. Труд — основа нашего бы­ тия, мерило всех жизненных ценностей. Это отлично пони­ мают воспитатели Вера Пет­ ровна Макеева, Мария Яков­ левна Сацюк, Зоя Никитична Гришина и другие. В- своих ка­ лендарных и рабочих планах они на первое место ставят задачу воспитания трудолюбия у детей. С ясельного возраста малышей . приучают к само­ стоятельности: сам раздевайся, одевайся, сложи одежду, убери за собой посуду. А в старших и средних группах — обяза­ тельное дежурство в столовой, уборка помещения, поЧощь малышам, уход за растениями, птицами. Дети любят играть. А в комбинате игра, оставаясь иг­ рой, помогает приобрести им полезные навыкщ Составная часть комплекс­ ного воспитания — физиче­ ское развитие. Ребята делают утреннюю зарядку, гимнасти­ ческие упражнения под музы­ ку, играют с мячом, ходят на лыжах. Особенно важным зве­ ном ельчане считают закалива­ ние. Под руководством стар­ шей медсестры Елены Семе­ новны Князевой детей «купа­ ют» сначала теплой, затем хо­ лодной водой. А ясельную группу приучают спать на свежем воздухе, на веранде, где температура приближается к уличной. Разнообразны и интересны занятия по эстетическому вос­ питанию. Воспитатели старают­ ся учитывать склонности ре­ бят. Например, Валера Мерку­ лов, Рома Гущин, Валера- Чап­ лыгин, Ира Васильева увлека­ ются игрой на триоле, а Ната­ ша Коростылева, Галя Савина —украинскими танцами. С ни­ ми занимаются* отдельно, но, конечно, не в ущерб группо­ вым занятиям. А сколько радости испыты­ вают малыши, общаясь с при­ родой! В каждой группе есть свой огород, где выращивают­ ся, помимо всевозможных цве­ тов, различные садово-огород­ ные культуры. Растут дети. Надо подумать и о том, чем они будут зани­ маться, став взрослыми. И сно­ ва игры, теперь уже пресле­ дующие цель раскрыть красо­ ту и смысл некоторых про­ фессий. И вот уже Рома Чап­ лыгин надевает белый халат и с трубочкой в руках слушает «больных». А Римма Васильева «обучает» целый класс разно­ цветных матрешек. Есть и свои парикмахеры, библиотекари, продавцы, регулировщики ГАИ... Дети — это будущее. С чем придут они в завтрашний день, зависит от нас. И когда мы говорим, что в нашей стране созданы прекрасные условия для духовного и физического развития подрастающей смены, то, наверное, одним из убеди­ тельных тому примеров может служить детское учреждение, о котором я рассказал. Н. БУТОВ, педагог-пенсионер, ветеран войны и труда. г. Елец. СЕМИНАР В ШКОЛЕ Усманский РК КПСС провел семинар секретарей парторга­ низаций и заместителей дирек­ торов школ района по теме: «Единство идейно-политиче­ ского, трудового и нравствен­ ного воспитания учащихся в свете требований, выдвину­ тых XXVI съездом партии». Семинар проходил в Ни­ кольской средней школе. Его участники посетили уроки, а также классный час на тему: «Мы — завтра рабочего клас­ са, надежная смена его». На семинаре выступила сек­ ретарь Усманского райкома партия Л. В. Барбуш. Э. СМИРНОВА, председатель Усманского райкома профсоюза работников просвещения. НА ВСЕ РУКИ... Ребята из Паршиновской ШКОЛЫ, что в Добринском районе, с удовольствием обе­ дают в школьной столовой. Блюда кажутся им особо вкусными еще и потому, что приготовлены из овощей, которые они сами вырасти­ ли. На учебно-опытном участ­ ке трудятся учащиеся млад­ ших классов. Они ставят под руководством педагогов опы­ ты, ведут исследования, по­ знают азы агротехники, а по­ взрослев, становятся членами ученической производствен­ ной бригады. Есть и опытный наставник — агроном колхо­ за И. А. Романцов. В любом из звеньев инте­ ресно работать. Юные жи­ вотноводы, например, тру­ дятся на свиноводческом комплексе и молочнотовар­ ной ферме. Со знанием дела ухаживали минувшим летом за животными начинающие операторы — 3. Макашова, Т. Калиничева, В. Кокоткин, 10. Ширяев. Они Обслужива­ ли 730 голов свиней. В это время другие их товарищи работали штурвальными, ре­ монтировали школу, участво­ вали в строительстве спорт­ комплекса. Конечно, все они не только хорошо трудились, но и интересно отдыхали в лагере труда и отдыха, соз­ данном для школьников колхозом «Красный Ок­ тябрь». Сейчас учащиеся Парши­ новской школы ведут весен­ не-летние работы на учебно- опытном участке, на полях ученической бригады. В бригаде насчитывается более ста учащихся 7—10 классов. За ними закреплено 122 гек­ тара земли. Большая работа предстоит и членам школьного лесни­ чества. Ребята заключили до­ говор с Куликовским лесхо­ зом Усманского района. С директором лесхоза Никола­ ем Ильичом Жуковым, ин­ женером по защите леса Нико­ лаем Егоровичем Леоновым уже обсуждены планы и обязательства на год. Кста­ ти, под руководствам Н. Е. Леонова в школе заложен питомник лесных культур. Участвуя в операции «Ма­ лым рекам — чистоту и пол- новодность», ребята занима­ ются озеленением защитной зоны берегов реки Битюг. Педагогический коллектив и специалисты местных хо­ зяйств уделяют много вни­ мания работе по профессио­ нальной ориентации учащих­ ся. И она дает хорошие ре­ зультаты. Выпускники шко­ лы остаются в своем колхозе или поступают учиться в сельскохозяйственные учеб­ ные заведения. 3. АБРАМОВА, директор областной станции юных натуралистов. З АСЛУЖЕННУЮ учи­ тельницу школы РСФСР Марию Наумовну Чер­ касс я знаю давно. Мно­ гие годы она работала заву­ чем по учебно-воспитательной работе в средней школе № 3 Липецка, и по долгу службы мне часто приходилось бывать на ее уроках. И всегда меня радовали их продуманность и содержательность. Теперь Мария Наумовна на заслуженном отдыхе. Она — персональный пенсионер рес­ публиканского значения. Но проблемы 'школы продолжают глубоко ее волновать. В конце прошлого года в из­ дательстве «Знание» в серии «Народный университет. Педа­ гогический факультет» вышла книга М. Н. Черкасс «Уроки без звонков» с подзаголовком «Об ответственности взрос­ лых за воспитание каждого ре­ бенка». Тираж издания — свы­ ше 400 тысяч экземпляров. По форме эта книга—серия педагогических очерков, рас­ сказывающих о той огромной помощи, которую оказывают школе рабочие-шефы в воспи­ тании подрастающего поколе­ ния. В предисловии говорится, что книгу «нельзя назвать в строгом смысле слова докумен­ тальной. Здесь есть отступле­ ния и обобщения, представлен опыт шефской работы не только одного завода и одной школы. Но все факты досто­ верны. В основе книги лежит, У Р О К И « У Р О К О В Б Е З ЗВОНКОВ» Размышления над книгой прежде всего, опыт реального коллектива и реальные чело­ веческие судьбы. Автор счел необходимым лишь изменить фамилии действующих лиц». Книга состоит из восьми глав, или педагогических очерков: «Всеобуч», «Колька и его отец», «По требованию време­ ни», «Балалайка», «Уроки без звонков», «Люди советов», «Имя его коммунист», «Сила слова». Все они объединены об­ щей идеей — показать роль общественных воспитателей, различные аспекты шефства: бригадное, индивидуальную ра­ боту с детьми, влияние трудо­ вого коллектива на воспитание в семье. «Уроки без звонков» подку­ пают своей искренностью, уме­ нием автора выделить главное, дать запоминающуюся харак­ теристику персонажа, рас­ крыть образ шефа-воспитателя и подшефного — воспитуемого подростка в развитии. Думаю, с интересом познако­ мятся читатели с поучитель­ ным фактом из жизни семьи бригадира горновых доменного цеха Василия Ивановича Бо­ гатова. Один его сын — семи­ классник Колька был из тех, кого именуют «трудными». Он попал на учет в детскую комнату милиции. Глава семьи в школе никогда не бывал, по­ сещение родительских собра­ ний считал делом жены, уче­ бой детей не- интересовался. Далее автор убедительно по­ казывает, как отец осознает необходимость изменить отно­ шение к воспитанию сына. Это­ му способствуют учителя шко­ лы... Коля успешно окончил сед ь­ мой класс, а восьмой — не только с удовлетворительными, но и с хорошими оценками при отличном поведении. Потом по­ ступил в техническое училище. Там подросток получил спе­ циальность слесаря и стал ра­ ботать на том же заводе, где трудился и отец. 'В семье, в первую очередь, следует прививать ребенку трудовые навыки. Но не менее важна и роль производствен­ ников — шефов и наставников. Вместе с Иваном Михайлови­ чем, старшим машинистом ком­ сомольско-молодежной брига­ ды железнодорожного цеха, молодые рабочие становятся шефами одного из классов школы. Непосредственный п о д -, вод ловила — ученик пятого «в» класса Юра, мальчик, как пишет автор, «совсем не ти­ хого десятка: как ртуть, под­ вижный, шустрый, с красивы­ ми черными глазами, глядя в которые никогда не скажешь, что эти глаза могут излучать поддельную искренность. Он требовал к себе постоянного внимания и неусыпного конт­ роля». Вот такой контроль и взял на себя Иван Михайлович. Не считаясь со временем, он ис­ подволь выяснял интересы, склонности мальчика, его взаи­ моотношения с матерью, то­ варищами по школе. Узнал, что Юра любит музыку— Повседневная помощь за­ водских шефов дала положи­ тельные результаты. В пятом «в» не стало неуспевающих. Ребята крепче сдружились, чувствуя постоянное внимание старших. Благодаря настояниям ше­ фа Юра поступил в музыкаль­ ную школу.^ В седьмом классе он уж е неплохо играл в школьном оркестре, инструмен­ ты для которого, кстати, по­ мог приобрести для ребят за- автор дает целую галерею портретов ребячьих ше­ фов. Это и бригадир бригады коммунистического труда Николай Иванович Ве- ренко®. Каждая встреча с ним была для ребят уроком человеколюбия. Это и инженер Юлия Петровна, которая по своей инициативе проводила со старшеклассниками олимпиа­ ды, уроки-конкурсы, разви­ вая у них интерес к технике. Нельзя читать без волнения о славных делах наставника ре­ бят — Павла Егоровича Ря* бушкина, человека легендар­ ной судьбы. Он был среди семнадцати воинов, которые повторили зимой 1943 года-под Старым Осколом подвиг пан­ филовцев. Горстка мужествен­ ных бойцов задержала наступление на город пятисот немецких захватчиков. Почти все погибли в неравной борь­ бе, но врага не пропустили. Оставшиеся в живых четверо бойцов были тяжело ранены. Выжили только двое — П. Е. Рябушкин и В. И. Кукушкин. Позже им были присвоены зва­ ния почетных граждан города Старый Оскол. Специальная глава «Люди шефный самого Ивана Михай- В главе «^роки без звонков» советов» посвящена роли со­ ветов содействия семье и шко­ ле. Особенно ярко описана дея­ тельность совета фасоннолитей­ ного цеха, который возглавля­ ла Таисия Ивановна Скулина. Автор книги подробно, шаг за шагом: раскрывает, какую ог­ ромную пользу принес этот совет и школе, и учащимся, и родителям. Достойно завершила книгу глава «Сила слова», в которой показана встреча учащихся школы с одним из героев «Пе­ дагогической поэмы» А. С. Ма­ каренко Семеном Карабановым. Книга М. Н. Черкасс «Уро­ ки без звонков» положительно встречена читателями и прес­ сой. Об этом, в частности, сви­ детельствует заметка в газете «Известия» от 20 февраля «Секреты педагогики». К сожалению, в издание во­ шла только часть написанных автором матёриалов об участии шефов и родителей в воспита­ нии детей. Сейчас Мария Нау­ мовна продолжает работать над педагогическими очерками на ту же тему. Хочется надеять­ ся, что они увидят свет в новой ее книге. П. КАШМЕНСКИЙ, недагезь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz