Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
в Сегодня выпуске: А П РЕКРАСНАЯ ПРО - Ф ЕС С И Я— СТРОИТЕЛЬ! А ЧЕМ СИЛЕН К О Л - ЛЕКТИВ А У С ЕЛЬСКИХ Ю Н - НАТОВ «Я НЕ ХОЧУ СУД ЬБУ ИНУЮ...» Незаметно, пролетело время. Ваш ребенок, который, кажется, совсем недавно впервые переступил порог шко лы, нынешней весной заканчивает восьмой класс. Как он дальше распорядится своей судьбой? Что выбрать — школу, профтехучилище, техникум? Если ПТУ, значит, надо серьезно подумать о выборе профессии. Мы не хо тим давать заочных советов. Да это и вряд ли возмщж- но. Мы просто предлагаем читателям познакомиться с известным в области штукатуром из треста, «Жилстрой» — Таисией Федоровной Кузьминой, прислушаться к ее суждениям о жизни, о себе, о товарищах по работе. устремленность, сила воли — работать с ним интерес но. Грязь не замечаешь, сквозняк тебе не помеха, руки побаливают — прой дет! Многим, наверное, зна комы фамилии наших мая ков — Скулкова, Лыткина, Анохиной. Да они потому и маяки, что, прежде всего, требовательны к себе, пол ностью отдаются работе. ■ — У нас мнбго молодых. Но и они умеют работать с людьми. Это — бригадир плотников А. С. Кладов, плиточник С. Малыхин, шту катур М. В. Филиппова, ко торая всякий раз, как нач нут спрашивать, как ей уда ется добиваться таких успе хов, отвечает: «У меня просто прекрасные люди в бригаде». Но опытный-то бригадир — м ЛАДШИИ сы нишка мой, пер воклассник, — рассказывает Таисия Фе доровна, — на шут ливый вопрос: «Кем же ты хочешь быть?» — ответил быстро и серьезно: «Строителем, как мама и брат». Что ж , может быть, так оно и будет, ему еще долго учиться. Я же поду мала о своем. В его воз расте у меня был другой об разец для подражания — учительница моя, Любовь Павловна Павловская. Она заронила мне в душу семе на добра, привила и любовь к своей профессии. Да, я хотела быть учителем. Но жизнь распорядилась по- другому. Отец не вернулся с войны. У мамы нас — де сятеро, рассчитывать прихо дилось только на себя. Се милетку сельскую закончила с отличием и поступила в пя тое профессионально-техни ческое училище. Не знаю уж, почему тогда именно на штукатура решила учиться. Маляром вроде почище, да только не на мой характер: мне бы что •погорячее, по сноровистее... — Ваше училище тогда располагалось в районе тракторного завода? — Да, в старом, одно этажном зданьице. Тесно бы ло и в общежитии. Ни в ка кое сравнение с ним не идут нынешние училища. Возь мите, к примеру, наше под шефное, двадцать шестое. И преподавательские кадры сильные, и база — отличная. Разумеется, и учебный про цесс лучше организован. Практика, например, начи нается уже с первого курса. И все-таки много хорошего было и в моей юности: за мечательные, трудолюби вые девчата — мои подру ги, добрые наши наставники. До сих пор помню мастера Павла Владимировича Щер бакова, его советы. А потом была первая самостоятель ная практика на стадионе «Металлург» — от важно сти порученного дух захва тило, хотелось сделать еще более красивым это огром ное, особенно по тем време нам, спортивное сооружение. — Потом-то Вам довелось трудиться на многих значи тельных объектах... — Участвовала в соору жении цеха холодной про катки НЛМ3, водогрязелечеб ницы, школы на опытной станции... Да разве все на зовешь! За двадцать с лиш ним лет два-три микрорайо на, не меньше, наберется. — Вы по праву горди тесь этим. Любите свою про фессию. А ведь в представ лении многих людей стройка — это неорганизованность, тяжелый физический труд, грязь... — Знаете, у каждой- про фессии есть свои «плюсы» и «минусы». Так вот, пусть «минусы» моего дела ищет взгляд недоброжелательный. А мне, поверьте, стоит вой ти в здание, где хозяйнича ют отделочники, как сердце сладко замирает, родной за пах свежеоштукатуренных стен и потолков кружит го лову, отчего-то весело ста новится, хочется работать и работать. А насчет неорганизован ности вот что скажу: все за висит от людей. Есть, на пример, в человеке, воз главляющем бригаду, целе- Сколько раз и по себе заме чала: я — вперед, бригада — за мной тянется. А по чувствует, что у меня какой- то спад — и у других что- то разлаживается. Вот и старалась всегда нацелить свой коллектив: рабочее вре мя — только работе. Быва ет, конечно, всякое. Не под везут вовремя материалы, раствор. Так за эти-то пол часа можно что-то убрать, где-то подмести, а там опять — за главное дело. Некото рые новенькие с непривычки к такой насыщенности ра бочего дня ропщут, потом привыкают и по-другому уже не могут. — Вы бригадирству учи лись, я слышал, у Алексан дры Максимовны Мочалн- ной? — Это мой первый брига дир. Курсы десятников все го лишь закончила. Но, как я теперь понимаю, обладала эта женщина большим та лантом человечности. «Бу дет желание, — говорила она нам, •— всему научу». И учила — секретам профес сии, умению трудиться со обща. К каждому был у нее свой подход, зажечь она нас умела. И что бы там дома у нее ни случилось — всег да улыбалась, умела отбро сить все, что мешало, рабо те. «Свое» соревнование у нас в бригаде всегда шло, проводились «свои» опера тивки. Попасть- к такому бригадиру — большое счастье. — В вашем пятом управ лении есть сейчас бригадиры, которые были бы под стать Александре Максимовне? всегда знает, что за этим стоит, С легким сердцем от правила я недавно на гграк-. тику в бригаду к А. П. Со ломатину старшего своего сына — он учится в строи тельном техникуме. У Алек сея Павловича выработки ниже 150 процентов не бы вает. Вижу, доволен сын. Раньше, правда, подумывал о профессии каменщика, но Алексей Павлович сумел-та- ки увлечь его своим, плот ницким, искусством'. ' — Какое образование имеют бригадиры? — Все они — выпускни ки профтехучилищ, многие продолжают учебу ’ в техни кумах, институтах. — Выходит, надежное пополнение приходит из ПТУ? — Да, сменой своей мы довольны. Я уже говорила: в училищах есть все, чтобы готовить хорошие рабочие кадры. Единственное, что нуждается в совершенство вании, — это связь с про изводством. Слов нет, много полезного сообща мы уже делаем. Но еще пока редко наши кадровые рабочие бы вают на занятиях, в мастер ских. А молодым очень не обходимы подсказки, советы опытных мастеров. В орга низации практики есть свои пробелы. — Есть ли среди бригади ров управления заслуженные строители? — Могу назвать бригади ра плотников Ивана Ва сильевича Анциферова. — А что стоит за этим почетным званием? — Любовь к делу. Стрем ление исполнять его честно, добросовестно. Слава сама приходит к таким людям. — Нам известно, что и ваш труд получил общест венное признание. Вы на граждены медалью «За доб лестный труд», орденом Славы третьей степени, из браны депутатом городского Совета народных депутатов, входите в состав Советского райкома партии... — Я тут упомянула, что мечтала быть учительницей. Нет, совсем не хочу сказать, что меньше люблю свою нынешнюю профессию. Как раз наоборот — благодаря ей как бы осуществилась та, детская мечта. Судите сами. Жажда новых знаний все время заставляла учиться и учиться. Закончила ве чернюю школу, затем — техникум. Работала и учи лась с одинаковым удоволь ствием, хотя и не без труда. Вместе с тем все время ве ла общественную работу. А скольким молоденьким девчатам помогла встать на ноги! И как у школьного учителя, были и у меня свои «педагогические» радости и неудачи: кто-то остался со мной в бригаде, а кто-то ушел. До сих пор, например, жалею о Светлане Ловкаче- В 9 й. Она - была комсоргом группы, которую я взяла прямо из училища, подшеф ного, двадцать шестого. ' В Светлане отчасти себя узна вала. Ладились дела у дев чонки. Да вот мать нашла ей место «почище». А у Светланы, может, прирож денный талант строителя был. Не учитывают этого иные родители.» Из-за болезни ште не так давно пришлось уйти из бригады, работаю в управле нии, но не забывают меня дев чата. И я скучаю без них, без своего, настоящего дела. Часто думаю: а не махнуть ли рукой на запреты врачей, да и вернуться опять на стройку? Душой-то я посто янно там, где поднимаются этажи новых домов.» Беседу вел П. ПЛОХИХ, внештатный корр. «Ленинского знамени». ЕСТЬ ТАКАЯ ВОСЬМИЛЕТКА В селе Екатериновка, что в пятнадцати километрах от Ель ца, есть малокомплектная восьмилетняя школа. Всякий раз, когда приезжаешь сюда, невольно обращаешь внимание на особые отношения между педагогами и детьми — отношения обоюдного уважения и доверия, взаимной помощи и заботы. Добрая слава о педагогическом коллективе Екатериновской школы давно перешагнула границы района: успешно выпол няется программа восьмилетнего всеобуча, все выпускники получают среднее образование, более десяти лет школа ра ботает без второгодников, давно решена и проблема дисцип лины. В чем же истоки успехов педагогов? Однозначно па этот вопрос не ответишь. Но, мне кажется, многое может объяснить сложившаяся здесь практика работы старших на ставников с молодыми педагогами. Е КАТЕРИНОВСКИЕ педа гоги убеждены: с получением диплома об окончании вуза его обладатель еще не становится настоящим учителем. Овладеть искусством педагогики можно лишь при условии, если посто янно будешь пополнять зна ния, совершенствовать, отта чивать профессиональное мас терство. Понимание этого опытные коллеги стремятся воспитать и в новичках, с первых дней окружая Их за ботой и вниманием. — Основной путь повыше ния мастерства, — говорит директор школы Н. Н. Маке ев, — педагогической шефст во. Оно дает возможность опытному специалисту рабо тать с молодыми в тесном кон такте. Благодаря ему начина ющий педагог получает ква лифицированную помощь, а его опытный коллега способ ствует раскрытию его педаго гической индивидуальности, творческого потенциала. Как хорошие наставники из вестны 3. А. Коледова, учитель ница начальных классов, от личник народного просвеще ния, более 33 лет жизни от*' давшая школе, М. А. Короте- ева, учитель русского языка и литературы, отличник на родного просвещения, со ста жем более 30 лет, и 3. Н. Са вина, учительница химии и и биологии, тоже отличник на родного просвещения, умелый предметник и воспитатель. Для них стало правилом на чинать работу с новичками с составления плана совместных действий. При этом учитыва-. ются пожелания и конкретные запросы молодого специали ста: в чем именно он нужда ется в первую очередь, в ка ких методических приемах своего опытного коллеги ему следовало бы разобраться. На ставник стремится уяснить и трудности молодого учителя, и его возможности. Дальнейшее творческое сод ружество может осуществлять ся по-разному. Тут и беседы по вопросам психологии, пе дагогики или какому-то раз делу методики, и совместное определение системы уроков по теме, и разработка отдель ных конкретных уроков. Это могут быть обсуждение педа гогического опыта, интересных статей в газетах , и журналах ■или взаимное посещение уро ков и внеклассных занятий. Как видите, дополнитель ных забот у наставника появ ляется немало. Но окупаются они большим удовлетворением, которое приносит работа под шефного, той атмосферой бла гожелательности, в которой всем работается легко, с ра достью. Вот, например, как отзывается о своем наставни ке 3. А. Коледовой учительни ца начальных классов Н. В. Огнева: — Я учусь у Зинаиды Алек сеевны логике, четкости в ор ганизации каждого урока, методам и приемам, которые способствуют сознательному усвоению знаний, планирова нию и проведению внеклас сной работы, правильным вза имоотношениям с родителями. С большой душевной щед ростью она старается передать мне богатства своего педагоги ческого опыта. Общение с ней побуждает трудиться еще больше и еще лучше. В организации учебно-вос питательного процесса сельской восьмилетней школы есть ряд специфических особенностей. Они вызывают определенные трудности как у молодых пе дагогов, так и у руководите лей школы. Скажем, не у всех педагогов необходимая учебная нагрузка по специаль ности, учителю приходится по рой выполнять и функции старшего пионервожатого или библиотекаря. Екатериновцы решают эту проблему, ориентируясь на - структурой урока, индивидуальные особенности и склонности молодежи. По мимо преподавания избранно го предмета 1а все молодые специалисты работают по сво ему профилю), молодые педа гоги берут на себя нагрузку, отвечающую их интересам и как личности, и как специали ста. Скажем, коллеги узнали, что Надежда Валентиновна Огнева хорошо рисует, вяжет, плетет кружева, любит спорт, с энту зиазмом занимается с детьми после уроков. Руководство школы выделило ей дополни тельно часы воспитателя. На занятиях в группе продленного дня она учит всему, что умеет сама, своих питом цев. > Учитель русского языка и литературы Александр Ивано вич Скворцов увлекается спор том. В первый же год на общественных началах он взялся за внеклассную спор тивную работу. За короткое время сумел увлечь ребят физ культурой: организовал работу секций, подготовил инструкто- ров-общественников. Это при его активном участии в школе был создан спортивный ком плекс. И вполне естественно, что именно ему было предло жено, помимо уроков русско го языка и литературы, вести и уроки физической культуры. Спортсмены Екатериновской школы являются сейчас луч шими в районе среди учащих ся восьмилетиях шкод. Второе пятилетие Екатери- новская школа работает по кабинетной системе. Это об стоятельство также помогает молодежи повышать мастерст во. Кабинеты обеспечены всем необходимым: наглядными по собиями, техническими сред ствами обучения... Учебные по* <^обия строго систематизирова ны. Специально для молодых учителей был организован практикум по овладению техническими средствами обу чения. На совещаниях, заседа ниях межшкольных методиче ских объединений, постоянно действующих семинарах опыт ные учителя рассказывают мо лодым коллегам о путях и ме тодах организации учебно воспитательного процесса в условиях кабинетной системы. Те, в свою очередь, заостряют внимание .на своих проблемах. Все это дает возможность им хорошо овладеть приемами и методами работы по кабинет ной системе. Г. В. Орлова, И. В. Огнева, А. И. Скворцов, А. А. Макеева научились строже следить за логической эффектив нее применять необходимые средства обучения, добиваться более полного усвоения темы. В. АФАНАСЬЕВ, методист кабинета руко водящих кадров Липецкого института усовершенствова ния учителей. В нашей газете уж е сообща лось, что в липецкой школе № 9 открыт музей Героя Со ветского Союза М. В. Водопья нова. Среди активных его организаторов — педагог шко лы, преподаватель. истории Лю,дмила Николаевна Агафо нова. Человек она энергичный, деятельный. Не случайно ей оказано доверие: Л. Н, Ага фонова — депутат Липецкого горсовета. На снимке: Л. Н. Агафонова со школьниками. Фото В. Базылева. Из опыта дошкольного в о с п и т а н и я Н Е К РАСНА ИЗБА УГЛАМИ Кому из родителей не хочет ся видеть своего ребенка здо ровым, умным, добрым и кра сивым, всесторонне образован ным, трудолюбивым? Но как выработать все эти замеча тельные качества? Вопрос, ко торый волнует каждую семью. Есть много хороших книг на эту тему. Но вот недавно по бывал я в детском комбинате № 29 Ельца и, можно сказать, получил на этот нелегкий воп рос весьма убедительный ответ — практический. Свыше 160 детей воспитыва ется здесь. Но в народе говорят: не красна изба углами — красна пирогами. Что ж, в этом дет ском комбинате не только от личная материально-техниче ская база. Главное — сама ра бота по воспитанию детей. Труд — основа нашего бы тия, мерило всех жизненных ценностей. Это отлично пони мают воспитатели Вера Пет ровна Макеева, Мария Яков левна Сацюк, Зоя Никитична Гришина и другие. В- своих ка лендарных и рабочих планах они на первое место ставят задачу воспитания трудолюбия у детей. С ясельного возраста малышей . приучают к само стоятельности: сам раздевайся, одевайся, сложи одежду, убери за собой посуду. А в старших и средних группах — обяза тельное дежурство в столовой, уборка помещения, поЧощь малышам, уход за растениями, птицами. Дети любят играть. А в комбинате игра, оставаясь иг рой, помогает приобрести им полезные навыкщ Составная часть комплекс ного воспитания — физиче ское развитие. Ребята делают утреннюю зарядку, гимнасти ческие упражнения под музы ку, играют с мячом, ходят на лыжах. Особенно важным зве ном ельчане считают закалива ние. Под руководством стар шей медсестры Елены Семе новны Князевой детей «купа ют» сначала теплой, затем хо лодной водой. А ясельную группу приучают спать на свежем воздухе, на веранде, где температура приближается к уличной. Разнообразны и интересны занятия по эстетическому вос питанию. Воспитатели старают ся учитывать склонности ре бят. Например, Валера Мерку лов, Рома Гущин, Валера- Чап лыгин, Ира Васильева увлека ются игрой на триоле, а Ната ша Коростылева, Галя Савина —украинскими танцами. С ни ми занимаются* отдельно, но, конечно, не в ущерб группо вым занятиям. А сколько радости испыты вают малыши, общаясь с при родой! В каждой группе есть свой огород, где выращивают ся, помимо всевозможных цве тов, различные садово-огород ные культуры. Растут дети. Надо подумать и о том, чем они будут зани маться, став взрослыми. И сно ва игры, теперь уже пресле дующие цель раскрыть красо ту и смысл некоторых про фессий. И вот уже Рома Чап лыгин надевает белый халат и с трубочкой в руках слушает «больных». А Римма Васильева «обучает» целый класс разно цветных матрешек. Есть и свои парикмахеры, библиотекари, продавцы, регулировщики ГАИ... Дети — это будущее. С чем придут они в завтрашний день, зависит от нас. И когда мы говорим, что в нашей стране созданы прекрасные условия для духовного и физического развития подрастающей смены, то, наверное, одним из убеди тельных тому примеров может служить детское учреждение, о котором я рассказал. Н. БУТОВ, педагог-пенсионер, ветеран войны и труда. г. Елец. СЕМИНАР В ШКОЛЕ Усманский РК КПСС провел семинар секретарей парторга низаций и заместителей дирек торов школ района по теме: «Единство идейно-политиче ского, трудового и нравствен ного воспитания учащихся в свете требований, выдвину тых XXVI съездом партии». Семинар проходил в Ни кольской средней школе. Его участники посетили уроки, а также классный час на тему: «Мы — завтра рабочего клас са, надежная смена его». На семинаре выступила сек ретарь Усманского райкома партия Л. В. Барбуш. Э. СМИРНОВА, председатель Усманского райкома профсоюза работников просвещения. НА ВСЕ РУКИ... Ребята из Паршиновской ШКОЛЫ, что в Добринском районе, с удовольствием обе дают в школьной столовой. Блюда кажутся им особо вкусными еще и потому, что приготовлены из овощей, которые они сами вырасти ли. На учебно-опытном участ ке трудятся учащиеся млад ших классов. Они ставят под руководством педагогов опы ты, ведут исследования, по знают азы агротехники, а по взрослев, становятся членами ученической производствен ной бригады. Есть и опытный наставник — агроном колхо за И. А. Романцов. В любом из звеньев инте ресно работать. Юные жи вотноводы, например, тру дятся на свиноводческом комплексе и молочнотовар ной ферме. Со знанием дела ухаживали минувшим летом за животными начинающие операторы — 3. Макашова, Т. Калиничева, В. Кокоткин, 10. Ширяев. Они Обслужива ли 730 голов свиней. В это время другие их товарищи работали штурвальными, ре монтировали школу, участво вали в строительстве спорт комплекса. Конечно, все они не только хорошо трудились, но и интересно отдыхали в лагере труда и отдыха, соз данном для школьников колхозом «Красный Ок тябрь». Сейчас учащиеся Парши новской школы ведут весен не-летние работы на учебно- опытном участке, на полях ученической бригады. В бригаде насчитывается более ста учащихся 7—10 классов. За ними закреплено 122 гек тара земли. Большая работа предстоит и членам школьного лесни чества. Ребята заключили до говор с Куликовским лесхо зом Усманского района. С директором лесхоза Никола ем Ильичом Жуковым, ин женером по защите леса Нико лаем Егоровичем Леоновым уже обсуждены планы и обязательства на год. Кста ти, под руководствам Н. Е. Леонова в школе заложен питомник лесных культур. Участвуя в операции «Ма лым рекам — чистоту и пол- новодность», ребята занима ются озеленением защитной зоны берегов реки Битюг. Педагогический коллектив и специалисты местных хо зяйств уделяют много вни мания работе по профессио нальной ориентации учащих ся. И она дает хорошие ре зультаты. Выпускники шко лы остаются в своем колхозе или поступают учиться в сельскохозяйственные учеб ные заведения. 3. АБРАМОВА, директор областной станции юных натуралистов. З АСЛУЖЕННУЮ учи тельницу школы РСФСР Марию Наумовну Чер касс я знаю давно. Мно гие годы она работала заву чем по учебно-воспитательной работе в средней школе № 3 Липецка, и по долгу службы мне часто приходилось бывать на ее уроках. И всегда меня радовали их продуманность и содержательность. Теперь Мария Наумовна на заслуженном отдыхе. Она — персональный пенсионер рес публиканского значения. Но проблемы 'школы продолжают глубоко ее волновать. В конце прошлого года в из дательстве «Знание» в серии «Народный университет. Педа гогический факультет» вышла книга М. Н. Черкасс «Уроки без звонков» с подзаголовком «Об ответственности взрос лых за воспитание каждого ре бенка». Тираж издания — свы ше 400 тысяч экземпляров. По форме эта книга—серия педагогических очерков, рас сказывающих о той огромной помощи, которую оказывают школе рабочие-шефы в воспи тании подрастающего поколе ния. В предисловии говорится, что книгу «нельзя назвать в строгом смысле слова докумен тальной. Здесь есть отступле ния и обобщения, представлен опыт шефской работы не только одного завода и одной школы. Но все факты досто верны. В основе книги лежит, У Р О К И « У Р О К О В Б Е З ЗВОНКОВ» Размышления над книгой прежде всего, опыт реального коллектива и реальные чело веческие судьбы. Автор счел необходимым лишь изменить фамилии действующих лиц». Книга состоит из восьми глав, или педагогических очерков: «Всеобуч», «Колька и его отец», «По требованию време ни», «Балалайка», «Уроки без звонков», «Люди советов», «Имя его коммунист», «Сила слова». Все они объединены об щей идеей — показать роль общественных воспитателей, различные аспекты шефства: бригадное, индивидуальную ра боту с детьми, влияние трудо вого коллектива на воспитание в семье. «Уроки без звонков» подку пают своей искренностью, уме нием автора выделить главное, дать запоминающуюся харак теристику персонажа, рас крыть образ шефа-воспитателя и подшефного — воспитуемого подростка в развитии. Думаю, с интересом познако мятся читатели с поучитель ным фактом из жизни семьи бригадира горновых доменного цеха Василия Ивановича Бо гатова. Один его сын — семи классник Колька был из тех, кого именуют «трудными». Он попал на учет в детскую комнату милиции. Глава семьи в школе никогда не бывал, по сещение родительских собра ний считал делом жены, уче бой детей не- интересовался. Далее автор убедительно по казывает, как отец осознает необходимость изменить отно шение к воспитанию сына. Это му способствуют учителя шко лы... Коля успешно окончил сед ь мой класс, а восьмой — не только с удовлетворительными, но и с хорошими оценками при отличном поведении. Потом по ступил в техническое училище. Там подросток получил спе циальность слесаря и стал ра ботать на том же заводе, где трудился и отец. 'В семье, в первую очередь, следует прививать ребенку трудовые навыки. Но не менее важна и роль производствен ников — шефов и наставников. Вместе с Иваном Михайлови чем, старшим машинистом ком сомольско-молодежной брига ды железнодорожного цеха, молодые рабочие становятся шефами одного из классов школы. Непосредственный п о д -, вод ловила — ученик пятого «в» класса Юра, мальчик, как пишет автор, «совсем не ти хого десятка: как ртуть, под вижный, шустрый, с красивы ми черными глазами, глядя в которые никогда не скажешь, что эти глаза могут излучать поддельную искренность. Он требовал к себе постоянного внимания и неусыпного конт роля». Вот такой контроль и взял на себя Иван Михайлович. Не считаясь со временем, он ис подволь выяснял интересы, склонности мальчика, его взаи моотношения с матерью, то варищами по школе. Узнал, что Юра любит музыку— Повседневная помощь за водских шефов дала положи тельные результаты. В пятом «в» не стало неуспевающих. Ребята крепче сдружились, чувствуя постоянное внимание старших. Благодаря настояниям ше фа Юра поступил в музыкаль ную школу.^ В седьмом классе он уж е неплохо играл в школьном оркестре, инструмен ты для которого, кстати, по мог приобрести для ребят за- автор дает целую галерею портретов ребячьих ше фов. Это и бригадир бригады коммунистического труда Николай Иванович Ве- ренко®. Каждая встреча с ним была для ребят уроком человеколюбия. Это и инженер Юлия Петровна, которая по своей инициативе проводила со старшеклассниками олимпиа ды, уроки-конкурсы, разви вая у них интерес к технике. Нельзя читать без волнения о славных делах наставника ре бят — Павла Егоровича Ря* бушкина, человека легендар ной судьбы. Он был среди семнадцати воинов, которые повторили зимой 1943 года-под Старым Осколом подвиг пан филовцев. Горстка мужествен ных бойцов задержала наступление на город пятисот немецких захватчиков. Почти все погибли в неравной борь бе, но врага не пропустили. Оставшиеся в живых четверо бойцов были тяжело ранены. Выжили только двое — П. Е. Рябушкин и В. И. Кукушкин. Позже им были присвоены зва ния почетных граждан города Старый Оскол. Специальная глава «Люди шефный самого Ивана Михай- В главе «^роки без звонков» советов» посвящена роли со ветов содействия семье и шко ле. Особенно ярко описана дея тельность совета фасоннолитей ного цеха, который возглавля ла Таисия Ивановна Скулина. Автор книги подробно, шаг за шагом: раскрывает, какую ог ромную пользу принес этот совет и школе, и учащимся, и родителям. Достойно завершила книгу глава «Сила слова», в которой показана встреча учащихся школы с одним из героев «Пе дагогической поэмы» А. С. Ма каренко Семеном Карабановым. Книга М. Н. Черкасс «Уро ки без звонков» положительно встречена читателями и прес сой. Об этом, в частности, сви детельствует заметка в газете «Известия» от 20 февраля «Секреты педагогики». К сожалению, в издание во шла только часть написанных автором матёриалов об участии шефов и родителей в воспита нии детей. Сейчас Мария Нау мовна продолжает работать над педагогическими очерками на ту же тему. Хочется надеять ся, что они увидят свет в новой ее книге. П. КАШМЕНСКИЙ, недагезь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz