Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

2 ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 30 апреля 1983 г., № 99 (16 596) В Т РУ ДОВЫХ КОЛЛ Е КТИВ АХ ОБЛ АС ТИ ПРОШ Е Л О ЧЕРЕДН ОЙ ЕДИНЫЙ П ОЛИТД ЕН Ь. СЕГ ОД Н Я В ГАЗЕ Т Е ПУБ ЛИК УЮ ТСЯ ОТ­ В Е ТЫ НА Ч АСТЬ ИМЕЮЩИХ ОБЩ ЕС Т­ В ЕННЫЙ ИН Т ЕРЕС В ОПРОСОВ , ЗАДАННЫХ В ХОДЕ В С ТР ЕЧ Д ОКЛ АДЧИ КОВ П АР ТИЙ­ НЫХ КО МИ Т Е ТОВ С ТР УД ЯЩИ МИС Я П РЕД ­ ПРИ ЯТИЙ, КОЛХОЗОВ И С ОВХОЗОВ , УЧ ­ Р ЕЖДЕНИЙ И ОР ГАНИЗА ЦИЙ. ОБС УЖДАЕМ ПР О Е КТ З А КО НА О ТР УД ОВЫХ КОЛЛ Е КТИВ АХ «24 февраля прочитала в первом выпуске «Единого по- литдня «ЛЗ» статью, посвященную необходимости иметь активную жизненную позицию. Я — рабочая. В чем кон­ кретно должна проявляться моя позиция в трудовом кол­ лективе, проект Закона о которых мы сейчас обсуждаем? Л. Камынина». На этот вопрос отвечают рабочий-тракторостроитель, лауреат Государственной премии Б. Овсянников и сле­ сарь Липецкого станкостроительного завода, ветеран тру­ да Н. Сычев. его деятельности. Об этом говорится и в проекте Зако­ на. Вот, скажем, наши ста­ ночники Каменев, Чекрыжов, Андреев, Бекетов, ощутив нехватку знаний, пошли в вечерний техникум и окон­ чили его. Работают по-преж­ нему на станках, но уже ра­ ботают так, что любо-доро- Т В О Я ЖИЗ НЕННА Я ПОЗИЦИЯ В апрельские дни наш завод преображается. После коммунистического суббот­ ника, после первых теплых дождей, когда деревья начи­ нает окутывать зеленая дымка, он выглядит помоло­ девшим, торжественным. Шагая мимо знакомых цехов, я часто думаю о том, как много нам еще надо сделать, чтобы каждый че­ ловек свои дела и помыслы сверял по Ильичу, чтобы стремился к той активной жизненной позиции, которая была присуща вождю ми­ рового пролетариата. Вы­ брав путь борьбы, он всей своей жизнью доказал, что для человека не может быть задач непосильных. Каждый его шаг — это пример стой­ кости в борьбе за светлые идеалы человечества, за ин­ тересы трудового народа. Сегодня мы своим трудом, своей жизнью продолжаем дело Ленина. Значит мы, рабочие, должны трудиться, не покладая рук, быть не­ примиримыми и бескомпро­ миссными, когда речь идет о благе нашей Родины, об интересах всего народа. Ведь что значит сегодня Све­ рять свою жизнь по Ильичу, жить по-коммунистически? У нас есть «Моральный ко­ декс строителя коммуниз­ ма», который дает исчерпы­ вающий ответ на этот воп­ рос. Но у нас есть и лоды­ ри, прогульщики, бракоде­ лы, нарушители трудовой дисциплины. Значит, мы не всегда проявляем принципи­ альность в оценке деятель­ ности друг друга, не доби­ лись в коллективах такой атмосферы, которая бы фор­ мировала сознательную дис­ циплину, заставляла людей шире внедрять в производ­ ство прогрессивные методы труда и передовую техноло. гию. И меня, как и других рабочих, радует, что в про­ ект Закона о трудовых коллективах включен пункт о необходимости добиваться всемерйого развития трудо­ вой активности, творческой инициативы их членов. Это положение проекта, на мой взгляд, очень важно. Я работаю в эксперимен­ тальном цехе производствен­ ного объединения «Липецкий тракторный завод». Однаж­ ды нашему коллективу бы­ ло поручено выпустить во­ семь образцов машин новой марки для участия в госу­ дарственных испытаниях. Ес­ тественно, в условиях наше­ го небольшого цеха все не­ обходимое для сборки ЛТЗ- 145 мы изготовить не могли, и часть заказов разместили по цехам. Казалось бы, ког­ да решается судьба нашей новой машины, то все мы, рабочие, должны вкладывать в нее. всю душу, все свое умение. Но начали в цех по­ ступать детали с различных участков, и мы диву дались: тут — брак, там — невер­ ный допуск. «Почему?» — спрашиваем. «Лучше, — го­ ворят,—не умеем». Пришлось что-то переделывать, что-то подгонять своими средства, ми. И подумалось: нет. не­ спроста так много мы сего­ дня говорим на рабочих со­ браниях о технологической дисциплине, о творческом подходе к делу: Без творче­ ства нельзя поднять качест­ ва продукции, нельзя обес­ печить рост производитель­ ности труда. Самой жизнью доказано: эффективность труда, твор­ ческий потенциал рабочего прямо зависят от атмосферы в коллективе, от условий го смотреть. И сейчас на участке семь человек учатся в техникумах и трое в ву­ зах. Жизнь, условия труда заставляют доводить свое мастерство до совершенст­ ва. А как же иначе? Я сам в сорок пять лет пошел в техникум. Окончил его. Предложили работу старше­ го мастера. Долго думал. Потс-м согласился. Походил в начальниках полгода и вновь попросился к станку. Не мое это дело — органи­ зовывать труд других. Я сторонник того, чтобы на каждом, пусть даже самом рядовом месте, чело- \ век оставался настоящим ма­ стером. Я обслуживаю сего­ дня сразу четыре станка, знаю все операции — а их не одна сотня, учу нович­ ков, внедряю рационализаг торские предложения. Я жи­ ву так, как подсказывает со­ весть рабочего, живу с пол­ ным ощущением того,, что занимаю свое место, и труд мой очень нужен коллективу завода, стране. Проект нового Закона СССР о трудовых коллективах—хо­ роший проект. Он заставля­ ет нас по-новому взглянуть на свою роль в жизни бригады, цеха. Ведь счастье и благополучие каждого за­ висят от нас самих, от уме­ ния распорядиться тем, чем располагаем. Но с какой еще осторожностью •называ­ ем мы порой имена тех, кто мешает нам честно работать и жить! Разве это ленинский подход к критике, когда звучит из уст выступающих: «отдельные товарищи», «не­ которые субъекты»? А ведь слово — это мощное ору­ жие. Вот сейчас, по почину москвичей, мы повели борь­ бу за наведение должного порядка на производстве, за укрепление трудовой и про­ изводственной дисциплины. Никаких новых законов при­ менено не было. Только принципиальный разговор, взыскательность друг к дру­ гу делают свое дело. Число опозданий и прогулов резко сократилось. Это от того, что мы их перестали скры­ вать, стали о них говорить не стесняясь. Возросла производительность труда. Это потому, что увиливать от работы стало зазорным: такова у нас атмосфера. Вот, к примеру, есть у нас слесарь В. П. Кикин. Его чзадача налаживать станки, коли они выйдут из строя. Но оборудование в экспери­ ментальном цехе давно на­ учились беречь, так что ло­ маются станки не часто, и В. П. Кикин все чаще и чаще стал заменять станоч­ ников. Смотришь, работает то на зуборезном, то на дол­ бежном. Или взять наших молодых ребят И. Каменева .и В. Самохина. Они работа­ ют на станках с числовым программным управлением. Его настроил, и он полчаса сам производит все опера­ ции. Зуборезчик в это вре­ мя может книжку читать. Но ребята взяли еще по два станка и работают практиче­ ски за троих. Вот и выходит, что сего­ дня жить и работать по-ле­ нински, по-коммунистиче­ ски значит болеть душой за общее дело, не быть равно­ душным, строго оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Это зна­ чит быть в постоянном твор­ ческом поиске. А для этого прежде всего вды сами дол­ жны научиться противосто­ ять инерции, бесхозяйствен­ ности. Трудное это дело, но крайне необходимое. Б. ОВСЯННИКОВ, зуборезчик производствен­ ного объединения «Липецкий тракторный завод», лауреат Государственной премии СССР. РАБОЧАЯ Д О БЛ ЕСТ Ь З А В О Д Ч А Н Пожалуй, не найти сего­ дня такого коллектива, где бы с особой остротой не ста­ вились вопросы повышения производительности труда, укрепления трудовой дис­ циплины, где бы не шла речь о коллективном воздействии на тех, кто мешает нам работать с полной отдачей. И дело тут не только в том, что результаты нашего тру­ да в конечном счете зависят от усилий друг друга. Нам ведь важно и то, какой че­ ловек находится рядом, как он влияет на атмосферу коллектива, на жизненную позицию тех, кто только влился в него. Нам важно и то, чтобы коллектив был стабильным, работоспособ­ ным, чтобы состоял он из людей высокой нравствен­ ной закалки, ибо зрелость профессиональная невозмож­ на без зрелости нравствен­ ной. А еще нам важно иметь такой коллектив, который мог бы вести решительную борьбу против делячества, равнодушия и косности. Видите, как много требо­ ваний предъявляем сегодня мы, рабочие, к трудовому коллективу. И добиться то­ го, чтобы дела наши шли лучше, чтобы работа спори­ лась, чтобы никто1 не ме­ шал нашему движению впе­ ред, поможет, как мне дума­ ется, принятие Закона СССР о трудовых коллективах. Вчитываясь в строки его проекта, я прежде всего думаю о том, какую огром­ ную помощь окажет он в деле повышения производи­ тельности труда. Посмотри­ те на те широкие полномо­ чия, которые предполагает этот документ предоставить коллективу в деле управле­ ния производством, в со­ вершенствовании хозяйст­ венного механизма, в орга­ низации планирования. Эти полномочия дадут возмож­ ность каждому члену кол­ лектива с особой силой по­ чувствовать ответственность за судьбу производства, за решение многих вопросов, мимо которых сегодня мы проходим порой равнодуш­ но. В связи с этим приведу такой пример. Я работаю в крановом хозяйстве станко­ строительного завода вот уже тринадцать лет. За эти годы сбился со счета, сколь­ ко раз мы выезжали чинить козловой кран на складах в районе рудника (там у нас хранится литье для станин и упаковочный материал). То редуктор у крана порвется, то шестерни полетят. Недав­ но чинили так называемую ногу—вывернуло ее. Сколь­ ко средств загублено, сколь­ ко сил положено! А на тер­ ритории завода такой же кран работает без поломок годами. В чем тут дело? Коллектив нашей бригады не раз ставил вопрос о ре­ монте подкрановых путей на складах. Рельсы там уложены абы как, да еще в болотистом месте. Вот и губим здесь технику. Между тем служба механика ут­ верждает, что мы, дескать, производим некачественный ремонт, от того и ломается кран. Идет дЯвний спор, но воз, как говорят, и ныне там.... Вот я и думаю, ка­ кую огромную силу приобре­ тает коллективное мнение с введением Закона СССР о трудовых коллективах в по­ добных ситуациях. А их немало на производ­ стве. У инженеров, руково­ дителей, бывает, свой под­ ход к делу — иногда излиш­ не теоретический, порой ото­ рванный от жизни. Оно и понятно: они мыслят други­ ми категориями и масштаба­ ми. А непосредственный ис­ полнитель всегда ближе к производственной ситуации, к реальному положению дел. К тому же и грамотен сего­ дня рабочий. Вот и предла­ гаем мы службе механика собраться вместе, посмот­ реть этот кран, сличить с проектом подкрановые пути и навести должный порядок. Инженерная мысль да ра­ бочая смекалка и не такие проблемы решили! А в вы­ годе будет производство — мы сэкономим и силы, и средства, поступим по-хозяй­ ски. Кстати, о поступках. В повседневной жизни доволь­ но часто приходится слы­ шать, что -о человеке судят по поступкам. Это верно. В том, как работает человек и как ведет себя в быту, на производстве, будто в зерка­ ле отражается весь его ха­ рактер. Но мы порой забы­ ваем, что дела и поступки людей исходят из жизненной позиции каждого. Жизнен­ ная позиция, как известно, —это результат воспитания. Причем воспитания не толь­ ко на собраниях, где все мы говорим правильно, со зна­ нием дела. Активную по­ зицию человека воспитывает сама жизнь. И сколько бы мы ни говорили, скажем, о бережном отношении к ме­ таллу, молодой паренек, только пришедший на завод, не будет его экономить, ес­ ли увидит, что металл в це­ хе валяется, расходуется без всякого учета... Словом, .че­ ловека воспитывает атмосфе­ ра производства, реальная ситуация. На ‘формирование здоровой рабочей атмосфе­ ры, на воспитание активной жизненной позиции и наце­ ливает каждая статья проек­ та Закона СССР. В нем пря­ мо сказано, что «трудовые коллективы участвуют в уп­ равлении предприятиями, уч­ реждениями, организациями на основе... всемерного раз­ вития трудовой и обществен­ но-политической активности и творческой инициативы членов коллектива, их уча­ стия в осуществлении пол­ номочий трудового коллек­ тива». А настоящей активности, творческой инициативы нам порой очень недостает. Вот возьмем, к примеру, наш завод. Вроде бы и на хоро­ шем он счету, и активность наших конструкторов всем известна. Но идешь норой по заводу и видишь: тут непорядок, здесь упущения. Почему? Да потому, что мы сами, рабочие, не всегда проявляем инициативу, со­ знательность, творческий подход к делу. А творческий труд, как указывается в проекте Закона, — это не просто обязанность, а жиз­ ненная необходимость. Бе­ русь утверждать, что там, где выпускают добротные изделия, где четко выпол­ няют свои обязательства пе­ ред заказчиком — там, не­ сомненно, стабильный, рабо­ тоспособный коллектив. Тут одно от другого неотделимо. Недавно моя дочь была за границей. В международном молодежном лагере их груп­ па встречалась с туристами из ФРГ. Разговаривали о многом, в том числе и о ра­ боте. Спрашивают ее: зачем тебе что-то внедрять, пред­ лагать, совершенствовать, зачем болеть душой за дру­ гих — ведь на твою зарпла­ ту все это не повлияет. Она объяснила, что ее интересу­ ет не только зарплата. Но ей не поверили, ее вообще не поняли. А вот мои това­ рищи по работе, когда она рассказывала о поездке, ее прекрасно поняли. Почему? Прежде всего потому, что делать что-то хорошее для своего цеха, завода, для коллектива — это для нас, советских людей, — дело естественное и обычное. Вот эту черту нашего образа жизни мы и должны разви­ вать, совершенствовать на основе нового Закона, кото­ рый должен .стать законом рабочей доблести. Н. СЫЧЕВ, слесарь Липецкого станкостроительного завода, ветеран труда. К О Г Д А З А ЗВОН ЯТ Т ЕЛ ЕФ О Н Ы ? Жителей Липецка остро интересуют вопросы, связан­ ные с развитием телефонной сети города. О том, как они решаются, рассказали в бе­ седе с нашим внештатным корреспондентом руково­ дители городской телефон­ ной станции. В ПРИЕМНЫЕ дни на стан­ цию приходят десятки людей с просьбой установить домаш­ ний телефон. — И мы чаще всего отказы­ ваем им, — говорит ее на­ чальник Н. К. Савельев. — Знаете, сколько в нашем горо­ де неудовлетворенных заявок? Пожалуй, что не лишне знать и нашим читателям: бо­ лее сорока тысяч. У работников связи есть термин — «средняя плотность телефонов». Он обозначает их количество в расчете на каж­ дую тысячу жителей. Так вот, этот показатель — в Липецке он составляет всего 60 теле­ фонов при 140 нормативных — самый низкий в Черноземье. Добавим, что цифра имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Ведь население го­ рода растет.., - Чем объяснить сложившее­ ся положение? — Только одним, — ответил заместитель начальника Ли­ пецкой ГТС В, П. Казак, — отсутствием помещений для автоматических телефонных станций. Как правило, на долгие годы затягивается строительство их зданий, пло­ хо выдерживаются сроки фи­ нансирования проектов. Вот пример. Первое строительное управление треста «Жилстрой» должно было сдать в эксплуа­ тацию здание АТС-7 еще в 1978 году. Но строители даже сейчас освоили немногим бо­ лее половины | отпущенных средств. Между тем работники связи уже давно готовы к монтажу оборудования стан­ ции, Более тогб, они, не дожи­ даясь сдачи объекта, выполни­ ли почти половину работ на линейных сооружениях. Мы ждем это здание, — а его обещают теперь ввести в строй во втором квартале, — как реальную возможность решить одну из главных задач разви­ тия городской телефонной се­ ти. Дело в том, что с пуском станции можно будет перейти на шестизначную нумерацию, и это даст возможность значи­ тельно расширить число або­ нентов. Тогда же возникнут предпосылки для развития, средств связи в Левобережной части города, в районах НЛМЗ и ЛТЗ, в поселке заво­ да «Свободный сокол». Кстати, о телефонизации этих районов. На территории поселка «Свободный сокол» намечено строительство АТС на 10 тысяч номеров. Сейчас эта станция — в стадии про­ ектирования. Принято также решение о расширении АТС-3 на три тысячи номеров, что увеличит мощность станции в районе НЛМЗ вдвое. Для этой цели .горисполком передает связистам помещение одного из магазинов по проспекту Мира. Ввод новых мощностей АТС-3 запланирован на 1986 год. Очень тревожило положение со строительством АТС-1 в поселке тракторного завода. Сейчас ее здание готовится к сдаче, скоро начнется монтаж средств телефонной связи. Большие надежды возлагают работники ГТС на строитель­ ство и ввод в действие самой большой в городе АТС емко­ стью 20 тысяч номеров в юго-западном районе Липецка. Коллектив института «Липецк- гражданпроект» сейчас ведет привязку здания. Однако эта работа слабо финансируется, и есть опасение, что она не будет завершена в нынешнем году. Если это случится, Ог­ ромный жилой массив окажет­ ся на долгое время без средств связи. Планами ГТС предусмотрена комплексная телефонизация Сырского промышленного рай­ она и его жилья. Сейчас один из воронежских проектных институтов готовит документа­ цию на развитие телефонной сети в этой части города. Говоря о перспективах раз­ вития телефонных сетей, нель­ зя не сказать о том, что ра­ ботники ГТС, АТС хорошо по­ нимают сложность стоящих перед ними задач, проявляют настойчивость в достижении цели. Так, они решили за счет уплотнения площадей АТС-4, АТС-5, АТС-6 установить здесь оборудование для увеличения емкостей на 6 тысяч номеров. Работу намечено завершить в конце будущего года. Расшире­ ние емкостей действующих ав­ томатических телефонных станций поможет решить воп­ росы телефонизации предприя­ тий, объектов соцкультбыта и жилья в 4, 12, 14, 15, 19 мик­ рорайонах города и поселке областной опытной станции. К. ЛАРИН. Д ва м и р а—д в е с у д ь б ы А «Молодежь — это будущее нашей планеты. Из печати знаю, что на Западе среди юно­ шей и девушек растет число безработных, что, даже получив специальность, высшее образо­ вание, молодые люди не могут найти приме­ нения своим знаниям, своей профессии. При­ ведите, пожалуйста, на этот счет конкретные примеры. Липецк». ЛИШ НИЕ ЛЮДИ ли раньше самой многочислен­ ной группой среди безработ­ ных были люди старшего по­ коления, то теперь это лица в возрасте до 25 лет. Многие из них, заметим, имеют среднее специальное и высшее обра­ зование, необходимую лрофес- А. ГРИГОРЬЕВ, лодых специалистов: выпуск­ ников гуманитарных специ­ альностей — на 14,6, техниче­ ских — на 8,8 процента. Что­ бы картина была более пол­ ной, следует добавить: в 1981 году из 386 тысяч дипломиро­ ванных специалистов, окончив­ ших вузы, 92 тысячи человек, то есть почти каждый четвер­ тый, остались без работы. Исследования показывают, что молодых специалистов не берут на заводы и фабрики или увольняют первыми по­ тому, что они имеют недоста- шшш? На снимках: США. Два года пребывания у власти нынешнего пре­ зидента обернулись под­ линной трагедией для миллионов американцев, в том числе и для моло­ дежи. Даже по офици­ альным данным в стране насчитывается более 30 миллионов человек, жи­ вущих ниже «официаль­ ной черты бедности». Армия безработных до­ стигла рекордного со времен «великой депрес­ сии» уровня и составля­ ет в настоящее время 12 миллионов человек. Более двух миллионов щ американцев не имеет 1фыши над головой. Фотомонтаж, распро­ страненный агентством АДН, наглядно демон­ стрирует плоды «рейга­ номики». (Фотохроника ТАСС). Общественный ‘ деятель Б. Стептоу известен в Англии как один из руководителей службы трудоустройства вы­ пускников британских универ­ ситетов. Выступая недавно на пресс-конференции, он откро­ венно признал, что его ведом­ ству работать с каждым го­ дом становится все труднее. «Экономический кризис, — сообщил Б. Стептоу, — пора­ зил многие отрасли англий­ ской промышленности. И хотя кое-где еще наблюдается не­ который спрос на образован­ ных работников, ситуация в целом представляется весьма мрачной...» Из слов хорошо ос­ ведомленного человека журна­ листы узнали, что в 1982 году всего чуть более сорока про­ центов выпускников англий­ ских университетов сумели найти«постоянную работу, от­ вечающую уровню их квали­ фикации. Остальные 60 про­ центов либо сразу же вли­ лись в армию безработных, либо оказались вынужденны­ ми перебиваться случайными заработками. «Обездоленное поколение», «Поколение лишних людей», «Потерянное поколение» — этими и многими другими эпи­ тетами Заграждают на Запа­ де молодежь, переживающую истинную трагедию, гонка во­ оружений, инфляция, кризис­ ные явления в промышленно­ сти и сельском хозяйстве мно­ гих капиталистических стран лишают юношей и девушек самого жизненно необходимо­ го права — получать профес­ сию и трудиться. По данным зарубежной прессы, молодежь составляет в общем числе безработных разных стран примерно от од­ ной четверти до более чем половины. Так, в Англии сре­ ди лишенных работы 50 про­ центов — это юноши и девуш­ ки. В Америке их 25 процен­ тов, в ФРГ—более 30, в Ита­ лии и Франции — свыше 50. По оценке Международной организации труда, в развитых капиталистических странах сейчас не могут найти работы более семи миллионов людей моложе 25 лет. Причем, ес- сиональную подготовку. Но ворота заводов и фабрик -пе­ ред ними закрыты... Вот, например, Япония, страна «свободного мира», ли­ дер технического прогресса среди стран капитала. Трудная и волнующая пора трудоустройства молодежи здесь начинается с 1 октября.' В Японии нет такого понятия, как распределение молодых специалистов. За полгода до выпускных экзаменов диплом­ ники сами вступают в болез­ ненную полосу поисков рабо­ ты. Что же ждет выпускника японского учебного заведения в 1983 году? Недавно там об­ народованы данные министер­ ства труда по результатам оп­ роса крупных предприятий страны. Они показали, что произойдет дальнейшее сокра­ щение найма на работу мо­ точный производственный опыт, либо вообще его не имеют. Таким образом, в ус­ ловиях капитализма молодые подвергаются откровенной дискриминации. Это особенно касается детей рабочих, кото­ рых в буржуазном обществе считают людьми «ограничен­ ных способностей». Газета ультраправых сил в ФРГ «Бай- ерикурир» прямо, например, изображает безработных «ни на что не способными глупца­ ми». Как тут не вспомнить слова, произнесенные не кем иным, а бывшим президентом Фран­ ции Жискар д'Эстеном. Пре­ бывая на своем высоком пос­ ту, он в 1978 году заявил: «Общество, которое не обес­ печивает свою молодежь ра­ ботой, — обреченное общест­ во». Ежегодно, перед очередным выпуском молодых ' специали­ стов, в Липецкий политехни­ ческий институт, впрочем, как и во все другие вузы страны, приходят из учреждений, орга­ низаций, с заводов и фабрик многочисленные заявки. На­ родное хозяйство остро нуж- Карл Маркс называл ошибку в выборе профессии равной по значимости личной трагедии. Создание в нашей стране си­ стемы профориентации уча­ щихся — это наглядное прояв. ление заботы государства о том, чтобы молодые люди осо­ знанно выбирали себе буду- У Александра Семенихина уже есть профессия. Он — то­ карь Липецкого тракторного завода. Учитывая сложность современного производства, молодой рабочий решил получить среднее специальное образование. Сейчас он учится в вечер­ нем механическом техникуме, все зачеты за семестр сдал на «отлично», чем довольна его преподаватель А. В. Ионова. У Александра Семенихина I— хорошее настоящее и не менее счастливое будущее. Фото В. Лизунова. дается в инженерах, и удов­ летворенная просьба о на­ правлении на работу молодого специалиста — это, можно сказать, удача для любого предприятия. С первых лет Советской власти в нашей стране суще­ ствует четкая государственная система распределения людей, завершивших курс вуза и тех­ никума. Да и не только их: человек, закончивший и тех­ ническое училище, и любые курсы, твердо уверен в том, что он не останется без мес­ та, что государство предоста­ вит ему работу в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. По призна­ нию многих зарубежных орга­ низаторов высшего образова­ ния, наша система, преду­ сматривающая заботу государ­ ства о трудоустройстве вы­ пускников учебных заведе­ ний, является самой прогрес­ сивной и гуманной. Подобной системы нет ни ‘в одной из стран капиталистического За­ пада. Впрочем, как нет и то­ го, что мы называем профес­ сиональной ориентацией школьников. щую специальность с учетом своего призвания и потребно­ стей народного хозяйства. Стране нужны грамотные, вы­ сококвалифицированные спе­ циалисты, — и система проф­ ориентации помогает выпуск­ никам щкол определить свое место в жизни. У нас практи­ чески каждый, закончивший школу, уже владеет опреде­ ленной профессией. Хочет че­ ловек учиться дальше — идет в профессионально-техническое училище, вуз, техникум. Перед тем, как решиться на выбор, он имеет возможность позна­ комиться с характером учеб­ ного заведения (вспомните дни открытых дверей, которые проводят училища, техникумы и институты, встречи с их преподавателями в школах и т. д.), посоветоваться там, со­ общить о своих желаниях и наклонностях. Сегодня из более чем 40 миллионов членов ВЛКСМ в промышленности страны тру­ дятся почти шесть миллионов юношей и девушек, свыше 4,5 миллиона — в сельском хо­ зяйстве, 1,1 миллиона — в строительстве, более 1,6 мил­ лиона заняты в сфере бытово­ го обслуживания. И многие из них имеют дипломы и свиде­ тельства об окончании учи­ лищ, техникумов, институтов и университетов. Многим в выборе профессии помогла школа, кабинеты и комиссии профориентации, — то есть государственная система забо­ ты о реализации жизненных планов юношей и девушек. Окончив учебу, советский человек идет трудиться туда, где сполна может применить полученные знания на практи­ ке. Его не ждут, как напри­ мер, во Франции, унизитель­ ные поиски 'работы, тяжелые разочарования. О месте для выпускника у нас заботится не он сам, а государство. Возможность трудиться по избранной специальности, наи- Г более полно раскрывать свои способности й наклонности в любимом деле стимулирует V нашу молодежь на учебу, со­ вершенствование своей квали­ фикации. Приведем в связи с этим такие цифры. В 1956 го­ ду, то есть через два года пос­ ле образования Липецкой об­ ласти, в ее народном хозяйст­ ве насчитывалось 10 тысяч человек с высшим образова­ нием. Сейчас их — более 45 тысяч. Характерно, что рост этой категории специалистов произошел как на промыш­ ленных предприятиях, так и в сфере сельского хозяйства, на­ родного образования, здраво­ охранения, торговли, бытового обслуживания. Намного увели­ чилось в народном хозяйстве и специалистов со средним специальным образованием. Если в 1956 году их было чуть более 18 тысяч, то сейчас свы­ ше 82. Резко возросло число работников, окончивших про­ фессионально-технические учи-, лища. Их, кстати, в 1956 годУ. было в области 22, теперь4— действуют 38. Государство взяло на себя заботу и о переподготовке специалистов. На каждом предприятии у нас действуют разнообразные школы, курсы, а в отраслях — институты по­ вышения квалификации. Стра­ на расходует огромные средст­ ва на то, чтобы работники овладевали передовым опытом, достижениями науки и техни­ ки, шли в ногу с научно-тех­ ническим прогрессом. Эта ра­ бота ширится и в нашей об- * ласти. В этом можно убедить­ ся на таком примере. Если в 1961—65 гг. у нас повысили свою квалификацию 1 68 ты­ сяч человек, то за минувшее < пятилетие около 700 тысяч. В это число входят не только рабочие, но и техники, инже­ неры, врачи, педагоги... Советский молодой человек имеет все основания гордить­ ся своей судьбой: он учится, работает, не зная бирж труда, тех тревог, которые испытыва­ ют его сверстники за рубе­ жом. Подготовил Л. ВИШШХОЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz