Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
2 ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 30 апреля 1983 г., № 99 (16 596) В Т РУ ДОВЫХ КОЛЛ Е КТИВ АХ ОБЛ АС ТИ ПРОШ Е Л О ЧЕРЕДН ОЙ ЕДИНЫЙ П ОЛИТД ЕН Ь. СЕГ ОД Н Я В ГАЗЕ Т Е ПУБ ЛИК УЮ ТСЯ ОТ В Е ТЫ НА Ч АСТЬ ИМЕЮЩИХ ОБЩ ЕС Т В ЕННЫЙ ИН Т ЕРЕС В ОПРОСОВ , ЗАДАННЫХ В ХОДЕ В С ТР ЕЧ Д ОКЛ АДЧИ КОВ П АР ТИЙ НЫХ КО МИ Т Е ТОВ С ТР УД ЯЩИ МИС Я П РЕД ПРИ ЯТИЙ, КОЛХОЗОВ И С ОВХОЗОВ , УЧ Р ЕЖДЕНИЙ И ОР ГАНИЗА ЦИЙ. ОБС УЖДАЕМ ПР О Е КТ З А КО НА О ТР УД ОВЫХ КОЛЛ Е КТИВ АХ «24 февраля прочитала в первом выпуске «Единого по- литдня «ЛЗ» статью, посвященную необходимости иметь активную жизненную позицию. Я — рабочая. В чем кон кретно должна проявляться моя позиция в трудовом кол лективе, проект Закона о которых мы сейчас обсуждаем? Л. Камынина». На этот вопрос отвечают рабочий-тракторостроитель, лауреат Государственной премии Б. Овсянников и сле сарь Липецкого станкостроительного завода, ветеран тру да Н. Сычев. его деятельности. Об этом говорится и в проекте Зако на. Вот, скажем, наши ста ночники Каменев, Чекрыжов, Андреев, Бекетов, ощутив нехватку знаний, пошли в вечерний техникум и окон чили его. Работают по-преж нему на станках, но уже ра ботают так, что любо-доро- Т В О Я ЖИЗ НЕННА Я ПОЗИЦИЯ В апрельские дни наш завод преображается. После коммунистического суббот ника, после первых теплых дождей, когда деревья начи нает окутывать зеленая дымка, он выглядит помоло девшим, торжественным. Шагая мимо знакомых цехов, я часто думаю о том, как много нам еще надо сделать, чтобы каждый че ловек свои дела и помыслы сверял по Ильичу, чтобы стремился к той активной жизненной позиции, которая была присуща вождю ми рового пролетариата. Вы брав путь борьбы, он всей своей жизнью доказал, что для человека не может быть задач непосильных. Каждый его шаг — это пример стой кости в борьбе за светлые идеалы человечества, за ин тересы трудового народа. Сегодня мы своим трудом, своей жизнью продолжаем дело Ленина. Значит мы, рабочие, должны трудиться, не покладая рук, быть не примиримыми и бескомпро миссными, когда речь идет о благе нашей Родины, об интересах всего народа. Ведь что значит сегодня Све рять свою жизнь по Ильичу, жить по-коммунистически? У нас есть «Моральный ко декс строителя коммуниз ма», который дает исчерпы вающий ответ на этот воп рос. Но у нас есть и лоды ри, прогульщики, бракоде лы, нарушители трудовой дисциплины. Значит, мы не всегда проявляем принципи альность в оценке деятель ности друг друга, не доби лись в коллективах такой атмосферы, которая бы фор мировала сознательную дис циплину, заставляла людей шире внедрять в производ ство прогрессивные методы труда и передовую техноло. гию. И меня, как и других рабочих, радует, что в про ект Закона о трудовых коллективах включен пункт о необходимости добиваться всемерйого развития трудо вой активности, творческой инициативы их членов. Это положение проекта, на мой взгляд, очень важно. Я работаю в эксперимен тальном цехе производствен ного объединения «Липецкий тракторный завод». Однаж ды нашему коллективу бы ло поручено выпустить во семь образцов машин новой марки для участия в госу дарственных испытаниях. Ес тественно, в условиях наше го небольшого цеха все не обходимое для сборки ЛТЗ- 145 мы изготовить не могли, и часть заказов разместили по цехам. Казалось бы, ког да решается судьба нашей новой машины, то все мы, рабочие, должны вкладывать в нее. всю душу, все свое умение. Но начали в цех по ступать детали с различных участков, и мы диву дались: тут — брак, там — невер ный допуск. «Почему?» — спрашиваем. «Лучше, — го ворят,—не умеем». Пришлось что-то переделывать, что-то подгонять своими средства, ми. И подумалось: нет. не спроста так много мы сего дня говорим на рабочих со браниях о технологической дисциплине, о творческом подходе к делу: Без творче ства нельзя поднять качест ва продукции, нельзя обес печить рост производитель ности труда. Самой жизнью доказано: эффективность труда, твор ческий потенциал рабочего прямо зависят от атмосферы в коллективе, от условий го смотреть. И сейчас на участке семь человек учатся в техникумах и трое в ву зах. Жизнь, условия труда заставляют доводить свое мастерство до совершенст ва. А как же иначе? Я сам в сорок пять лет пошел в техникум. Окончил его. Предложили работу старше го мастера. Долго думал. Потс-м согласился. Походил в начальниках полгода и вновь попросился к станку. Не мое это дело — органи зовывать труд других. Я сторонник того, чтобы на каждом, пусть даже самом рядовом месте, чело- \ век оставался настоящим ма стером. Я обслуживаю сего дня сразу четыре станка, знаю все операции — а их не одна сотня, учу нович ков, внедряю рационализаг торские предложения. Я жи ву так, как подсказывает со весть рабочего, живу с пол ным ощущением того,, что занимаю свое место, и труд мой очень нужен коллективу завода, стране. Проект нового Закона СССР о трудовых коллективах—хо роший проект. Он заставля ет нас по-новому взглянуть на свою роль в жизни бригады, цеха. Ведь счастье и благополучие каждого за висят от нас самих, от уме ния распорядиться тем, чем располагаем. Но с какой еще осторожностью •называ ем мы порой имена тех, кто мешает нам честно работать и жить! Разве это ленинский подход к критике, когда звучит из уст выступающих: «отдельные товарищи», «не которые субъекты»? А ведь слово — это мощное ору жие. Вот сейчас, по почину москвичей, мы повели борь бу за наведение должного порядка на производстве, за укрепление трудовой и про изводственной дисциплины. Никаких новых законов при менено не было. Только принципиальный разговор, взыскательность друг к дру гу делают свое дело. Число опозданий и прогулов резко сократилось. Это от того, что мы их перестали скры вать, стали о них говорить не стесняясь. Возросла производительность труда. Это потому, что увиливать от работы стало зазорным: такова у нас атмосфера. Вот, к примеру, есть у нас слесарь В. П. Кикин. Его чзадача налаживать станки, коли они выйдут из строя. Но оборудование в экспери ментальном цехе давно на учились беречь, так что ло маются станки не часто, и В. П. Кикин все чаще и чаще стал заменять станоч ников. Смотришь, работает то на зуборезном, то на дол бежном. Или взять наших молодых ребят И. Каменева .и В. Самохина. Они работа ют на станках с числовым программным управлением. Его настроил, и он полчаса сам производит все опера ции. Зуборезчик в это вре мя может книжку читать. Но ребята взяли еще по два станка и работают практиче ски за троих. Вот и выходит, что сего дня жить и работать по-ле нински, по-коммунистиче ски значит болеть душой за общее дело, не быть равно душным, строго оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Это зна чит быть в постоянном твор ческом поиске. А для этого прежде всего вды сами дол жны научиться противосто ять инерции, бесхозяйствен ности. Трудное это дело, но крайне необходимое. Б. ОВСЯННИКОВ, зуборезчик производствен ного объединения «Липецкий тракторный завод», лауреат Государственной премии СССР. РАБОЧАЯ Д О БЛ ЕСТ Ь З А В О Д Ч А Н Пожалуй, не найти сего дня такого коллектива, где бы с особой остротой не ста вились вопросы повышения производительности труда, укрепления трудовой дис циплины, где бы не шла речь о коллективном воздействии на тех, кто мешает нам работать с полной отдачей. И дело тут не только в том, что результаты нашего тру да в конечном счете зависят от усилий друг друга. Нам ведь важно и то, какой че ловек находится рядом, как он влияет на атмосферу коллектива, на жизненную позицию тех, кто только влился в него. Нам важно и то, чтобы коллектив был стабильным, работоспособ ным, чтобы состоял он из людей высокой нравствен ной закалки, ибо зрелость профессиональная невозмож на без зрелости нравствен ной. А еще нам важно иметь такой коллектив, который мог бы вести решительную борьбу против делячества, равнодушия и косности. Видите, как много требо ваний предъявляем сегодня мы, рабочие, к трудовому коллективу. И добиться то го, чтобы дела наши шли лучше, чтобы работа спори лась, чтобы никто1 не ме шал нашему движению впе ред, поможет, как мне дума ется, принятие Закона СССР о трудовых коллективах. Вчитываясь в строки его проекта, я прежде всего думаю о том, какую огром ную помощь окажет он в деле повышения производи тельности труда. Посмотри те на те широкие полномо чия, которые предполагает этот документ предоставить коллективу в деле управле ния производством, в со вершенствовании хозяйст венного механизма, в орга низации планирования. Эти полномочия дадут возмож ность каждому члену кол лектива с особой силой по чувствовать ответственность за судьбу производства, за решение многих вопросов, мимо которых сегодня мы проходим порой равнодуш но. В связи с этим приведу такой пример. Я работаю в крановом хозяйстве станко строительного завода вот уже тринадцать лет. За эти годы сбился со счета, сколь ко раз мы выезжали чинить козловой кран на складах в районе рудника (там у нас хранится литье для станин и упаковочный материал). То редуктор у крана порвется, то шестерни полетят. Недав но чинили так называемую ногу—вывернуло ее. Сколь ко средств загублено, сколь ко сил положено! А на тер ритории завода такой же кран работает без поломок годами. В чем тут дело? Коллектив нашей бригады не раз ставил вопрос о ре монте подкрановых путей на складах. Рельсы там уложены абы как, да еще в болотистом месте. Вот и губим здесь технику. Между тем служба механика ут верждает, что мы, дескать, производим некачественный ремонт, от того и ломается кран. Идет дЯвний спор, но воз, как говорят, и ныне там.... Вот я и думаю, ка кую огромную силу приобре тает коллективное мнение с введением Закона СССР о трудовых коллективах в по добных ситуациях. А их немало на производ стве. У инженеров, руково дителей, бывает, свой под ход к делу — иногда излиш не теоретический, порой ото рванный от жизни. Оно и понятно: они мыслят други ми категориями и масштаба ми. А непосредственный ис полнитель всегда ближе к производственной ситуации, к реальному положению дел. К тому же и грамотен сего дня рабочий. Вот и предла гаем мы службе механика собраться вместе, посмот реть этот кран, сличить с проектом подкрановые пути и навести должный порядок. Инженерная мысль да ра бочая смекалка и не такие проблемы решили! А в вы годе будет производство — мы сэкономим и силы, и средства, поступим по-хозяй ски. Кстати, о поступках. В повседневной жизни доволь но часто приходится слы шать, что -о человеке судят по поступкам. Это верно. В том, как работает человек и как ведет себя в быту, на производстве, будто в зерка ле отражается весь его ха рактер. Но мы порой забы ваем, что дела и поступки людей исходят из жизненной позиции каждого. Жизнен ная позиция, как известно, —это результат воспитания. Причем воспитания не толь ко на собраниях, где все мы говорим правильно, со зна нием дела. Активную по зицию человека воспитывает сама жизнь. И сколько бы мы ни говорили, скажем, о бережном отношении к ме таллу, молодой паренек, только пришедший на завод, не будет его экономить, ес ли увидит, что металл в це хе валяется, расходуется без всякого учета... Словом, .че ловека воспитывает атмосфе ра производства, реальная ситуация. На ‘формирование здоровой рабочей атмосфе ры, на воспитание активной жизненной позиции и наце ливает каждая статья проек та Закона СССР. В нем пря мо сказано, что «трудовые коллективы участвуют в уп равлении предприятиями, уч реждениями, организациями на основе... всемерного раз вития трудовой и обществен но-политической активности и творческой инициативы членов коллектива, их уча стия в осуществлении пол номочий трудового коллек тива». А настоящей активности, творческой инициативы нам порой очень недостает. Вот возьмем, к примеру, наш завод. Вроде бы и на хоро шем он счету, и активность наших конструкторов всем известна. Но идешь норой по заводу и видишь: тут непорядок, здесь упущения. Почему? Да потому, что мы сами, рабочие, не всегда проявляем инициативу, со знательность, творческий подход к делу. А творческий труд, как указывается в проекте Закона, — это не просто обязанность, а жиз ненная необходимость. Бе русь утверждать, что там, где выпускают добротные изделия, где четко выпол няют свои обязательства пе ред заказчиком — там, не сомненно, стабильный, рабо тоспособный коллектив. Тут одно от другого неотделимо. Недавно моя дочь была за границей. В международном молодежном лагере их груп па встречалась с туристами из ФРГ. Разговаривали о многом, в том числе и о ра боте. Спрашивают ее: зачем тебе что-то внедрять, пред лагать, совершенствовать, зачем болеть душой за дру гих — ведь на твою зарпла ту все это не повлияет. Она объяснила, что ее интересу ет не только зарплата. Но ей не поверили, ее вообще не поняли. А вот мои това рищи по работе, когда она рассказывала о поездке, ее прекрасно поняли. Почему? Прежде всего потому, что делать что-то хорошее для своего цеха, завода, для коллектива — это для нас, советских людей, — дело естественное и обычное. Вот эту черту нашего образа жизни мы и должны разви вать, совершенствовать на основе нового Закона, кото рый должен .стать законом рабочей доблести. Н. СЫЧЕВ, слесарь Липецкого станкостроительного завода, ветеран труда. К О Г Д А З А ЗВОН ЯТ Т ЕЛ ЕФ О Н Ы ? Жителей Липецка остро интересуют вопросы, связан ные с развитием телефонной сети города. О том, как они решаются, рассказали в бе седе с нашим внештатным корреспондентом руково дители городской телефон ной станции. В ПРИЕМНЫЕ дни на стан цию приходят десятки людей с просьбой установить домаш ний телефон. — И мы чаще всего отказы ваем им, — говорит ее на чальник Н. К. Савельев. — Знаете, сколько в нашем горо де неудовлетворенных заявок? Пожалуй, что не лишне знать и нашим читателям: бо лее сорока тысяч. У работников связи есть термин — «средняя плотность телефонов». Он обозначает их количество в расчете на каж дую тысячу жителей. Так вот, этот показатель — в Липецке он составляет всего 60 теле фонов при 140 нормативных — самый низкий в Черноземье. Добавим, что цифра имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Ведь население го рода растет.., - Чем объяснить сложившее ся положение? — Только одним, — ответил заместитель начальника Ли пецкой ГТС В, П. Казак, — отсутствием помещений для автоматических телефонных станций. Как правило, на долгие годы затягивается строительство их зданий, пло хо выдерживаются сроки фи нансирования проектов. Вот пример. Первое строительное управление треста «Жилстрой» должно было сдать в эксплуа тацию здание АТС-7 еще в 1978 году. Но строители даже сейчас освоили немногим бо лее половины | отпущенных средств. Между тем работники связи уже давно готовы к монтажу оборудования стан ции, Более тогб, они, не дожи даясь сдачи объекта, выполни ли почти половину работ на линейных сооружениях. Мы ждем это здание, — а его обещают теперь ввести в строй во втором квартале, — как реальную возможность решить одну из главных задач разви тия городской телефонной се ти. Дело в том, что с пуском станции можно будет перейти на шестизначную нумерацию, и это даст возможность значи тельно расширить число або нентов. Тогда же возникнут предпосылки для развития, средств связи в Левобережной части города, в районах НЛМЗ и ЛТЗ, в поселке заво да «Свободный сокол». Кстати, о телефонизации этих районов. На территории поселка «Свободный сокол» намечено строительство АТС на 10 тысяч номеров. Сейчас эта станция — в стадии про ектирования. Принято также решение о расширении АТС-3 на три тысячи номеров, что увеличит мощность станции в районе НЛМЗ вдвое. Для этой цели .горисполком передает связистам помещение одного из магазинов по проспекту Мира. Ввод новых мощностей АТС-3 запланирован на 1986 год. Очень тревожило положение со строительством АТС-1 в поселке тракторного завода. Сейчас ее здание готовится к сдаче, скоро начнется монтаж средств телефонной связи. Большие надежды возлагают работники ГТС на строитель ство и ввод в действие самой большой в городе АТС емко стью 20 тысяч номеров в юго-западном районе Липецка. Коллектив института «Липецк- гражданпроект» сейчас ведет привязку здания. Однако эта работа слабо финансируется, и есть опасение, что она не будет завершена в нынешнем году. Если это случится, Ог ромный жилой массив окажет ся на долгое время без средств связи. Планами ГТС предусмотрена комплексная телефонизация Сырского промышленного рай она и его жилья. Сейчас один из воронежских проектных институтов готовит документа цию на развитие телефонной сети в этой части города. Говоря о перспективах раз вития телефонных сетей, нель зя не сказать о том, что ра ботники ГТС, АТС хорошо по нимают сложность стоящих перед ними задач, проявляют настойчивость в достижении цели. Так, они решили за счет уплотнения площадей АТС-4, АТС-5, АТС-6 установить здесь оборудование для увеличения емкостей на 6 тысяч номеров. Работу намечено завершить в конце будущего года. Расшире ние емкостей действующих ав томатических телефонных станций поможет решить воп росы телефонизации предприя тий, объектов соцкультбыта и жилья в 4, 12, 14, 15, 19 мик рорайонах города и поселке областной опытной станции. К. ЛАРИН. Д ва м и р а—д в е с у д ь б ы А «Молодежь — это будущее нашей планеты. Из печати знаю, что на Западе среди юно шей и девушек растет число безработных, что, даже получив специальность, высшее образо вание, молодые люди не могут найти приме нения своим знаниям, своей профессии. При ведите, пожалуйста, на этот счет конкретные примеры. Липецк». ЛИШ НИЕ ЛЮДИ ли раньше самой многочислен ной группой среди безработ ных были люди старшего по коления, то теперь это лица в возрасте до 25 лет. Многие из них, заметим, имеют среднее специальное и высшее обра зование, необходимую лрофес- А. ГРИГОРЬЕВ, лодых специалистов: выпуск ников гуманитарных специ альностей — на 14,6, техниче ских — на 8,8 процента. Что бы картина была более пол ной, следует добавить: в 1981 году из 386 тысяч дипломиро ванных специалистов, окончив ших вузы, 92 тысячи человек, то есть почти каждый четвер тый, остались без работы. Исследования показывают, что молодых специалистов не берут на заводы и фабрики или увольняют первыми по тому, что они имеют недоста- шшш? На снимках: США. Два года пребывания у власти нынешнего пре зидента обернулись под линной трагедией для миллионов американцев, в том числе и для моло дежи. Даже по офици альным данным в стране насчитывается более 30 миллионов человек, жи вущих ниже «официаль ной черты бедности». Армия безработных до стигла рекордного со времен «великой депрес сии» уровня и составля ет в настоящее время 12 миллионов человек. Более двух миллионов щ американцев не имеет 1фыши над головой. Фотомонтаж, распро страненный агентством АДН, наглядно демон стрирует плоды «рейга номики». (Фотохроника ТАСС). Общественный ‘ деятель Б. Стептоу известен в Англии как один из руководителей службы трудоустройства вы пускников британских универ ситетов. Выступая недавно на пресс-конференции, он откро венно признал, что его ведом ству работать с каждым го дом становится все труднее. «Экономический кризис, — сообщил Б. Стептоу, — пора зил многие отрасли англий ской промышленности. И хотя кое-где еще наблюдается не который спрос на образован ных работников, ситуация в целом представляется весьма мрачной...» Из слов хорошо ос ведомленного человека журна листы узнали, что в 1982 году всего чуть более сорока про центов выпускников англий ских университетов сумели найти«постоянную работу, от вечающую уровню их квали фикации. Остальные 60 про центов либо сразу же вли лись в армию безработных, либо оказались вынужденны ми перебиваться случайными заработками. «Обездоленное поколение», «Поколение лишних людей», «Потерянное поколение» — этими и многими другими эпи тетами Заграждают на Запа де молодежь, переживающую истинную трагедию, гонка во оружений, инфляция, кризис ные явления в промышленно сти и сельском хозяйстве мно гих капиталистических стран лишают юношей и девушек самого жизненно необходимо го права — получать профес сию и трудиться. По данным зарубежной прессы, молодежь составляет в общем числе безработных разных стран примерно от од ной четверти до более чем половины. Так, в Англии сре ди лишенных работы 50 про центов — это юноши и девуш ки. В Америке их 25 процен тов, в ФРГ—более 30, в Ита лии и Франции — свыше 50. По оценке Международной организации труда, в развитых капиталистических странах сейчас не могут найти работы более семи миллионов людей моложе 25 лет. Причем, ес- сиональную подготовку. Но ворота заводов и фабрик -пе ред ними закрыты... Вот, например, Япония, страна «свободного мира», ли дер технического прогресса среди стран капитала. Трудная и волнующая пора трудоустройства молодежи здесь начинается с 1 октября.' В Японии нет такого понятия, как распределение молодых специалистов. За полгода до выпускных экзаменов диплом ники сами вступают в болез ненную полосу поисков рабо ты. Что же ждет выпускника японского учебного заведения в 1983 году? Недавно там об народованы данные министер ства труда по результатам оп роса крупных предприятий страны. Они показали, что произойдет дальнейшее сокра щение найма на работу мо точный производственный опыт, либо вообще его не имеют. Таким образом, в ус ловиях капитализма молодые подвергаются откровенной дискриминации. Это особенно касается детей рабочих, кото рых в буржуазном обществе считают людьми «ограничен ных способностей». Газета ультраправых сил в ФРГ «Бай- ерикурир» прямо, например, изображает безработных «ни на что не способными глупца ми». Как тут не вспомнить слова, произнесенные не кем иным, а бывшим президентом Фран ции Жискар д'Эстеном. Пре бывая на своем высоком пос ту, он в 1978 году заявил: «Общество, которое не обес печивает свою молодежь ра ботой, — обреченное общест во». Ежегодно, перед очередным выпуском молодых ' специали стов, в Липецкий политехни ческий институт, впрочем, как и во все другие вузы страны, приходят из учреждений, орга низаций, с заводов и фабрик многочисленные заявки. На родное хозяйство остро нуж- Карл Маркс называл ошибку в выборе профессии равной по значимости личной трагедии. Создание в нашей стране си стемы профориентации уча щихся — это наглядное прояв. ление заботы государства о том, чтобы молодые люди осо знанно выбирали себе буду- У Александра Семенихина уже есть профессия. Он — то карь Липецкого тракторного завода. Учитывая сложность современного производства, молодой рабочий решил получить среднее специальное образование. Сейчас он учится в вечер нем механическом техникуме, все зачеты за семестр сдал на «отлично», чем довольна его преподаватель А. В. Ионова. У Александра Семенихина I— хорошее настоящее и не менее счастливое будущее. Фото В. Лизунова. дается в инженерах, и удов летворенная просьба о на правлении на работу молодого специалиста — это, можно сказать, удача для любого предприятия. С первых лет Советской власти в нашей стране суще ствует четкая государственная система распределения людей, завершивших курс вуза и тех никума. Да и не только их: человек, закончивший и тех ническое училище, и любые курсы, твердо уверен в том, что он не останется без мес та, что государство предоста вит ему работу в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. По призна нию многих зарубежных орга низаторов высшего образова ния, наша система, преду сматривающая заботу государ ства о трудоустройстве вы пускников учебных заведе ний, является самой прогрес сивной и гуманной. Подобной системы нет ни ‘в одной из стран капиталистического За пада. Впрочем, как нет и то го, что мы называем профес сиональной ориентацией школьников. щую специальность с учетом своего призвания и потребно стей народного хозяйства. Стране нужны грамотные, вы сококвалифицированные спе циалисты, — и система проф ориентации помогает выпуск никам щкол определить свое место в жизни. У нас практи чески каждый, закончивший школу, уже владеет опреде ленной профессией. Хочет че ловек учиться дальше — идет в профессионально-техническое училище, вуз, техникум. Перед тем, как решиться на выбор, он имеет возможность позна комиться с характером учеб ного заведения (вспомните дни открытых дверей, которые проводят училища, техникумы и институты, встречи с их преподавателями в школах и т. д.), посоветоваться там, со общить о своих желаниях и наклонностях. Сегодня из более чем 40 миллионов членов ВЛКСМ в промышленности страны тру дятся почти шесть миллионов юношей и девушек, свыше 4,5 миллиона — в сельском хо зяйстве, 1,1 миллиона — в строительстве, более 1,6 мил лиона заняты в сфере бытово го обслуживания. И многие из них имеют дипломы и свиде тельства об окончании учи лищ, техникумов, институтов и университетов. Многим в выборе профессии помогла школа, кабинеты и комиссии профориентации, — то есть государственная система забо ты о реализации жизненных планов юношей и девушек. Окончив учебу, советский человек идет трудиться туда, где сполна может применить полученные знания на практи ке. Его не ждут, как напри мер, во Франции, унизитель ные поиски 'работы, тяжелые разочарования. О месте для выпускника у нас заботится не он сам, а государство. Возможность трудиться по избранной специальности, наи- Г более полно раскрывать свои способности й наклонности в любимом деле стимулирует V нашу молодежь на учебу, со вершенствование своей квали фикации. Приведем в связи с этим такие цифры. В 1956 го ду, то есть через два года пос ле образования Липецкой об ласти, в ее народном хозяйст ве насчитывалось 10 тысяч человек с высшим образова нием. Сейчас их — более 45 тысяч. Характерно, что рост этой категории специалистов произошел как на промыш ленных предприятиях, так и в сфере сельского хозяйства, на родного образования, здраво охранения, торговли, бытового обслуживания. Намного увели чилось в народном хозяйстве и специалистов со средним специальным образованием. Если в 1956 году их было чуть более 18 тысяч, то сейчас свы ше 82. Резко возросло число работников, окончивших про фессионально-технические учи-, лища. Их, кстати, в 1956 годУ. было в области 22, теперь4— действуют 38. Государство взяло на себя заботу и о переподготовке специалистов. На каждом предприятии у нас действуют разнообразные школы, курсы, а в отраслях — институты по вышения квалификации. Стра на расходует огромные средст ва на то, чтобы работники овладевали передовым опытом, достижениями науки и техни ки, шли в ногу с научно-тех ническим прогрессом. Эта ра бота ширится и в нашей об- * ласти. В этом можно убедить ся на таком примере. Если в 1961—65 гг. у нас повысили свою квалификацию 1 68 ты сяч человек, то за минувшее < пятилетие около 700 тысяч. В это число входят не только рабочие, но и техники, инже неры, врачи, педагоги... Советский молодой человек имеет все основания гордить ся своей судьбой: он учится, работает, не зная бирж труда, тех тревог, которые испытыва ют его сверстники за рубе жом. Подготовил Л. ВИШШХОЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz