Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
В О СПИ ТЫ ВА ТЬ Д О С Т О ЙН УЮ РАБ ОЧУЮ СМ ЕН У (О ко н чание. Начало на 1-й стр.). Лебедянском, Левенском, Задонском районах не при нимается необходимых мер к закреплению выпускников профтехучилищ, в результа те чего многие из них ухо дят из села. Райисполкомы, райкомы КПСС мирятся с создавшимся положением. Между тем, ежегодно для проведения сельскохозяйст венных работ мы вынужде ны посылать большое коли чество механизаторских кад ров в хозяйства области с промышленных предприятий. Далеко еще не все руко водители хозяйств занимают ся всерьез отбором ребят для учебы с СПТУ. В результате такого фор мального подхода выпускни ки профтехучилищ закрепля ются на работе лишь напо ловину. Нередки случаи, когда их плохо встречают- руководители хозяйств, дают старую технику. Комплектование профтех училищ — важная государ ственная задача, одинаково обязательная и для систе мы профтехобразования, и для базовых предприятий, и для общественных организа ций. Ее успех зависит от их общей слаженной и заин тересованной работы. Вот почему комплектование учи лищ требует иной, более четкой, целенаправленной работы. Речь идет и о каче стве, и о системе закрепле ния кадров. Обратимся к некоторым фактам. За минувшие 15 лет число школьников в об ласти и выпуски из восьмых классов уменьшились в пол тора раза, а число выпуск ников десятых классов—бо лее чем вдвое. В то же время планы приема в учи лища профтехобразования выросли в два раза, а в высшие учебные заведения — в четыре. Вполне понят но, что в новой демографиче ской обстановке нужны но вые формы по привлечению молодежи в профтехучили ща. Главное — нужна кон кретная, индивидуальная ра бота с юношами, девушками и их родителями, создание им хороших условий в рабо те и жизни. За это же время строи тельные организации облас ти получили 41 тысячу, сельскохозяйственное произ водство — почти 53 тысячи выпускников профтехучилищ. За два года текущей пяти летки в распоряжение Глав- липецкстроя было направле но 2900 молодых рабочих, окончивших строительные училища. Однако в резуль тате плохой работы с моло дыми рабочими на 1 января 1983 года их осталось лишь 1300 человек. Трест «Елец- тяжстрой» за 5 лет получил из ГПТУ-25 триста шестьде сят пять человек, сейчас из них работают только 22. Ос новные причины плохой за- крепляемости молодых ра бочих в тресте — неудовлет ворительная организация их труда, использование не по специальности, бытовое не устройство и другие вопро сы. В строительных органи зациях облмежколхозстрой- объединения и управления «Липецксельстрой» ежегодно закрепляется не более 2 0 процентов молодых рабочих, направленных туда по окон чании профтехучилищ. Острым остается вопрос закрепления выпускников СПТУ в сельском хозяйстве — менее 70 процентов. В то же время по-прежнему ощущается недостаток ква лифицированных рабочих, прежде всего механизаторов, работников животноводства. Эта проблема приобретает особую значимость в совре менных условиях. Скажем, для возделывания сахарной свеклы по новой технологии нам надо 500—700 квали фицированных механизато ров. Мы их можем обеспе чить полным набором ма шин, перевести на подряд ный метод работы, и в ре зультате добиться стабильно высоких урожаев сахарной свеклы. То же самое и с доярками — нужны 4 тыся чи настоящих мастеров, лю бящих свое дело. Если мы сумеем подготовить эти кад ры, создать для них необхо димые условия для работы, а также культурно-бытовые условия, то получим реаль ную возможность для резко го повышения продуктивно сти полеводства и животно водства без дополнительных производственных затрат. Надо в корне изменить отношение базовых пред приятий к подшефным учи лищам. Оно пока разное. Тесное сотрудничество свя зывает, например, Новоли пецкий металлургический завод с подшефным проф техучилищем Ла 10. Это на ходит отражение в планах социально - экономического развития предприятия. За водской коллектив принима ет активное участие не толь ко в укреплении материаль ной базы, но и в проведе нии учебной и воспитатель ной работы. За последние три года в училище направ лено для работы мастерами производственного обучения 16 человек из числа специ алистов и квалифицирован ных рабочих с сохранением им среднемесячной зарпла ты. Особое внимание уделяет ся организации производст венной практики учащихся. Они направляются, как пра вило, на рабочие места, со ответствующие будущим спе циальностям. Практиканты работают на современной технике, осваивают высоко производительные методы труда. За каждым из них приказами начальников це хов и отделов закрепляются шефы-наставники из числа наиболее квалифицирован ных рабочих, передовиков производства. Они не только обучают, но и ведут с уча щимися воспитательную ра боту. Начальника участка электроремонтного цеха Дмитрия Павловича Гусева считают на заводе зачина телем наставничества. Через его руки прошли более 50 человек. Почетного звания «Заслуженный наставник РСФСР» удостоены брига дир слесарей РМЦ, кавалер ордена Ленина Лев Алек сандрович Гилевский, стар ший термист ЛПЦ-2 Николай Филиппович Савченко. Иные отношения сложи лись между Главлипецкстро- ем, многими его организа циями и подшефными учи лищами, где с подготовкой кадров рабочих строитель ных специальностей дело обстоит особенно неблагопо лучно и вызывает тревогу. Здесь меры по укреплению материально-технической ба зы училищ, по подготовке и закреплению молодых ра бочих не включаются в пла ны социально-экономиче ского развития. Созданные на базовых предприятиях и в организациях советы содей ствия профтехучилищам без действуют. Материальная база ряда учебных заведе ний, особенно ГИТУ-5, 7, 8 , ТУ-11, вечерне-сменного училища № 19, не удовлет воряет элементарным требо ваниям подготовки высоко квалифицированных рабочих. Со стороны ряда трестов, их партийных и обществен ных организаций не оказы вается необходимой помощи училищам в комплектова нии контингентов учащихся, в организации воспитатель ной работы. В то же время в Главлипецкстрое есть положительный опыт совместной работы трестов «Липецкстрой» и «Жил- строй» с базовыми проф техучилищами № 2 1 и 26. Эти тресты переходят на персональное распределение выпускников профтехучи лищ, создают из них произ водственные бригады. В тре сте «Липецкстрой» такую комсомольско . молодежную комплексную бригаду 1 1 -го строительного управления возглавляет бывший выпуск ник ГПТУ-21, орденоносец, лауреат премии Ленинского комсомола Николай Сергее вич Попов. В тресте «Жил- строй» из выпускников ГПТУ-26 организованы ком сомольско - молодежные бригады плиточников и маля ров, возглавляемые кавале ром орденов Ленина и Ок тябрьской Революции Сера фимом Алексеевичем' Попо» вым, а также Валентиной Александровной Марки ной, Любовью Николаевной Чичикиной. Вопросы, свя занные с подготовкой и во спитанием молодых рабочих, регулярно рассматриваются на совместных заседаниях парткомов и партбюро, сове щаниях руководителей тре стов, строительных управле ний и училищ. Одобренный ЦК КПСС опыт треста «Липецкстрой» по созданию стабильного трудового коллектива строи телей в немалой степени объясняется постоянной за ботой о пополнении его вы пускниками подшефного профтехучилища № 2 1 и соз данием необходимых усло вий для закрепления моло дых рабочих. Однако этот положительный опыт не на ходит должного распростра нения в организациях Главка. Здесь следует и Липецкому горкому партии навести по рядок и проявить настойчи вость, чтобы опыт лучших внедрить во всех строитель ных подразделениях. Отметив ряд других серь езных недостатков в работе с молодыми кадрами в си стеме Главка и других стро ительных организациях, док ладчик далее подчеркнул, что в большинстве районов за последнее время усилено внимание к подготовке кад ров для сельскохозяйствен ного производства. Активи зировалась работа по ориен тации выпускников сельских школ на сельскохозяйствен ные профессии. Однако об ластное и многие районные управления сельского хозяй ства, производственное объ единение «Плодоовощхоз» пока неудовлетворительно работают с выпускниками училищ, не обеспечивают учебные заведения новой высокопроизводительной тех никой, не уделяют внимания развитию учебных хозяйств, плохо заботятся о закрепле нии выпускников профтех училищ. Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы оказать организациям проф техобразования максималь ную помощь в воспитании учащихся со стороны раз личных государственных и общественных ведомств. Обл- совпроф, обком ВЛКСМ, другие областные организа ции и ведомства должны разработать и осуществить комплекс мероприятий в этом направлении. В част ности, следует более систем но проводить работу по ока занию материально-техниче ской помощи, созданию оз доровительных лагерей, за креплению воспитателей и руководителей кружков ху дожественной самодеятель ности, спортивных секций, на более высокий уровень под нять воспитательную, куль турно-массовую работу проф техучилищ. Пока еще не все определи ли свое место в этом важном деле. Областное управление культуры закрепило квали фицированных работников для оказания помощи в осу ществлении идейно-нравствен ного и эстетического воспи тания учащихся. Областной совет ДОСААФ во всех училищах создал секции по военно-техническим видам спорта, направил лучших руководителей для проведе ния в них занятий. Однако все еще недоста точно оказывается помощи училищам в улучшении ра боты профсоюзных организа ций, в воспитании учащихся со стороны отраслевых об комов профсоюзов, профсо юзных комитетов базовых предприятий и организаций. Многие ученические профко мы бездействуют. Социали стическое соревнование в группах, между училищами и базовыми предприятиями носит формальный характер. Нерегулярно подводятся его итоги, нет широкой глас ности, сравнимости результа тов. Ослаблено внимание к соревнованию между учебны ми группами и производст венными бригадами базовых предприятий и организаций. Кто, как не профсоюз, дол жен .глубоко понимать зна: чение этого вопроса и повсе дневно следить за работой и жизнью выпускников? Слабо используется база профсоюзных учреждений культуры, добровольных спортивных, обществ для ор ганизации досуга учащихся, вовлечения их в массовые занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью. В круж ках художественной самодея тельности профсоюзных до мов культуры занимаются всего около 400 учащихся профтехучилищ. Многие ру ководители кружков и секций, творческие работники, за крепленные за училищами, не приступили к шефской работе. Областная комсо мольская организация еще не развернула настоящего шефства над профтехучили щами. Особенно взыскательный спрос надо предъявить к облспорткомитету. Он не осу ществил практических мер •по оказанию помощи в раз витии спортивно-массовой ра боты в профтехучилищах. Областной отдел народного образования, многие город ские и районные отделы, пе дагогические коллективы об щеобразовательных школ не ведут повседневной, целе направленной работы по профессиональной ориента ции учащихся, подготовке их к продолжению обучения в системе профтехобразова ния. Работа по предупрежде нию правонарушений й пре ступлений, правовому вос питанию учащихся совместно с училищами слабо проводит ся административными орга нами. Она не всегда дости гает положительных резуль татов. Органами милиции и общественными организация ми несвоевременно выявля ются и устраняются условия, способствующие преступным проявлениям, слабо изуча ются и учитываются инди видуальные особенности трудных подростков. В профтехучилищах плохо ведется пропаганда пра вовых знаний. Уча стие в этом деле работников милиции и других правоох ранительных органов сводит ся в основном к эпизодиче ским выступлениям с лекци ями на правовые темы. Следует со всей серьез ностью сказать и о неудов летворительной работе учеб ных заведений профтехобра зования. Педагогические коллективы профтехучилищ имеют большие возможности для улучшения идейно-поли тического воспитания учащих ся. Однако благоприятные возможности и условия, ко торыми располагают учили ща, используются зачастую плохо. В отдельных учебных за ведениях на низком уровне находится учебно-воспита тельный процесс, отсутству ет должный контроль за проведением учебных заня тий и внеклассной работы. Поэтому еще немало слабых и плохих уроков, допуска ются серьезные просчеты в организации и содержании идейно-политического и нрав ственного воспитания буду щих рабочих. Низок уровень знаний мно гих учащихся по общеобразо вательным и специальным дисциплинам. В свободное от занятий время значитель ная часть учащихся ничем не занята и предоставлена са мой себе. В ряде училищ 'на низком уровне находится дисциплина учащихся, не со кращаются потери учебного времени, пропуски занятий и опоздания носят массовый характер. Отдельные директора учи лищ и их заместители редко бывают в общежитиях, не следят за тем, чтобы в них было светло, чисто, уютно, чтобы там систематически и интересно велась воспита тельная работа. Директора учебных заведений должны нести персональную ответст венность за состояние дисци плины учащихся и наводить в коллективах должный поря док. Среди учащихся профтех училищ практически не сни жаются случаи правонаруше ний. За первый квартал 1983 года, в сравнении с соответствующим периодом прошлого года, они возросли на 32 процента. Нельзя дальше мириться с тем, что шесть училищ не имеют об щежитий, а базовые пред приятия треста «Железобе тон» (управляющий т. Горе- валов), Чаплыгинское рай онное агропромышленное объединение (начальник т. Казанцев), «Липецкоблшвей- быт» (генеральный директор объединения т. Силина) и другие не проявляют забо ты об их строительстве. Не обходимо вменить в обязан ность сельских и поселковых Советов регулярные встречи с хозяевами квартир, где проживают учащиеся, си стематически проверять ус ловия их жизни и досуга. Более половины всех право нарушений совершено в ве чернее время, т. е. тогда, когда учащиеся должны быть заняты различными формами внеклассной работы. Вот почему воспитательная рабо та с учащимися профтехоб разования в свободное время требует повышенного внима ния. Молодежь — это особая, очень серьезная тема. Мы часто говорим, что многие недостатки в ее воспитании идут от семьи. Даже созда ли формулу: трудная семья — трудный подросток. Не упрощаем ли мы эту взаи мосвязь? Факты, и очень многие, убеждают в том, что глав ное, чтобы юный, молодой человек воспитывался с ран них лет в труде, уважении к труду. Тому пример судь ба многих наших замеча тельных передовиков, руко водителей. Это Герои Со циалистического Труда, ру ководители лучших хозяйств области Петр Михайлович Меланьин, Николай Теренть евич Владимиров, а так же наши знатные свеклово ды Александра Николаевна Лупенко, Екатерина Серге евна Верзилина, цредседа- тель колхоза им. Чапаева Александр Ефимович Глазь ев. Это наша гордость, их жизнь — поучительный при мер для молодежи. И все, что ими достигну то, — результат их трудо любия. Они, как никто дру гой, хорошо понимают, что труд — это не сплошное удовольствие, но и преодо ление трудностей, необходи мость, общественная потреб ность. Вот это-то и надо по мочь усвоить молодым лю дям, впервые пришедшим на завод, стройку, в колхоз или совхоз. И здесь нуж ны не нотации, а помощь в раскрытии способностей, по мочь юношам и девушкам полюбить свою работу, ов ладеть профессией — вот что нужно. Об этом, преж де всего, необходимо пом нить и педагогам профтех училищ, и руководителям предприятий и хозяйств, пар тийным и комсомольским ор ганизациям. Одним словом, нужно со стороны руководи телей и воспитателей по больше требовательности к себе за подготовку молодой рабочей смены. Надо незамедлительно при нять меры к полному укомп лектованию и созданию ста бильного состава инженерно педагогических работников за счет направления с произ водства на работу в проф техучилища лучших специа листов и передовиков труда, прежде всего коммунистов. Управлению профтехобразо вания, училищам совместно с базовыми предприятиями предстоит за три года напра вить с производства не ме нее 150 человек для рабо ты мастерами производствен ного обучения. Вместе с тем следует позаботиться о педагогическом образовании мастеров, вооружении их те орией и навыками ведения воспитательной работы. К непосредственному участию в воспитании учащихся долж ны активнее привлекаться преподаватели, многие из которых стоят пока в сторо не от этого важного дела. Следует совершенствовать и лучше «использовать неко торые формы идейно-полити ческого воспитания учащих ся. Должно стать нормой систематическое информи рование о событиях минув шего дня, проведение еже недельных обзорных и тема тических политинформаций. Необходимо лучше использо вать в патриотическом и интернациональном воспита нии учащихся Гимн, Герб и Флаг СССР. В каждом учи лище осуществить систему мер по привитию учащимся чувства глубокого уважения к государственным символам. Все формы воспитательной работы, и в первую очередь трудовое воспитание, тру довая подготовка учащихся, должны быть тесно связаны с жизнью. Улучшение воспитательной работы с учащимися, фор мирование высокой созна тельности, преданности пар тии, социалистической Ро дине требуют дальнейшего усиления партийного руко водства развитием системы профтехобразования, рабо той профтехучилищ. Обком партии, облисполком уделя ют постоянное внимание во просам укрепления базы учебных заведений профес сионально - технического об разования, улучшения каче ства подготовки и воспита ния квалифицированных кад ров рабочих. За последние годы бюро обкома КПСС приняло ряд постановлений, в том числе «О руков,одетве Елецкого гор кома КПСС подготовкой ра бочих кадров в системе профтехобразования», «О работе партийной организа ции ГПТУ — 28 г. Липец ка по подготовке и воспита нию молодых рабочих в све те решений XXVI съезда КПСС». Проведено обла стное собрание коммунистов, работающих в профтехучили щах, по вопросу повышения их авангардной роли в учеб но-воспитательном процессе. Накануне нынешнего учеб ного года проведено совеща ние работников системы профтехобразования с уча стием представителей партий ных, профсоюзных и комсо мольских органов, базовых предприятий, на котором об суждены задачи и практи ческие меры по улучшению подготовки и воспитанию ра бочих кадров. Горкомы и райкомы КПСС стали боль ше уделять внимания вопро сам подготовки рабочих кад ров в системе профтехобра зования, усилили помощь профтехучилищам в комплек товании их контингентами учащихся. На бюро Липецкого, Елец кого, Грязинского, Данковско- го горкомов, Советского, Левобережного, Хлевенского райкомов партии была рас смотрена работа ряда проф техучилищ и базовых пред приятий по подготовке ква лифицированных рабочих кадров, по идейно-политиче скому воспитанию учащихся, по предупреждению среди них правонарушений. Все это способствовало улучшений) дела, появились и новые формы работы в этом направлении. Левобе режный райком партии, на пример, создал внештатный отдел по профтехобразова нию, который оказывает по мощь в обучении и воспита- . щ и молодых рабочих. Здесь в практику вощли встречи секретарей райкома с выпуск никами Ькол, профтехучи лищ, собеседования с руко водящими работниками учи лищ.. Периодически органи зуются выходб! руководите лей. базовых предприятий со всеми службами в училища для решения на месте вопро сов оказания практической помощи в деле обучения и воспитания учащихся. Хороший воспитательный эффект дают встречи пропа гандистских групп с учащей ся молодежью, в том числе учащимися профтехучилищ. Такие встречи состоялись в Правобережном и Советском районах г. Липецка. Эту форму необходимо распрост ранить шире и сделать нор мой во всех районах и го родах области. Под непосред ственным руководством Со ветского и Правобережного райкомов КПСС г. Липецка организованнее стала вестись работа по направлению мо лодежи на учебу в профтех училища. Положительную работу по профориентации молодежи, по комплектова нию учащимися, сельских профтехучилищ проводят Елецкий, Усмаиский, Липец кий, Измалковский и ряд других райкомов партии. Однако в руководстве гор комов и райкомов КПСС подготовкой рабочих кадров допускаются существенные недостатки. Редко обсужда ются отчеты о деятельности первичных парторганизаций профтехучилищ. В современ ных условиях особое значе ние приобретает вопрос о работе с руководящими кад рами. Надо, чтобы они по стоянно расширяли свой кру гозор и специальные знания. Райкомы и горкомы КПСС должны принят*» практиче ские меры к резкому сокра щению сменяемости кадров в училищах, кропотливо ра ботать с ними, оказывать помощь и поддёряшу в ра боте. Требуют улучшения контроль и проверка испол нения принимаемых решений- Горкомам, райкомам КПСС следует лучше и содержа тельнее проводить работу по идейно-политическому вос питанию учащихся. Партий ным комитетам следует опе ративно решать вопросы ук репления учебно-материаль ной базы училищ, укомплек тования их квалифицирован ными кадрами руководителей, создания стабильных коллек тивов преподавателей и ма стеров, улучшения жилищно бытовых условий учащихся и преподавателей. Необхо димо повышать ответствен ность каждого работника профтехучилищ, в первую очередь коммунистов, за по ложение дел в обучении и воспитании учащихся. Впереди у нас большие задачи, — сказал в заклю чение Г. П. Павлов. — И как бы они не были сложны, мы сумеем их решить. Пору кой тому. — руководящая роль ленинской партии, твор ческая энергия советского народа, наша непоколеби мая верность ленинизму. Разрешите выразить уверен ность, что преподаватели и мастера производственного обучения, все работники системы профтехобразования при активной помощи пар тийных, советских, хозяйст венных органов, трудовых коллективов предприятий, общественных организаций приложат все силы для ус пешного выполнения реше ний XXVI съезда КПСС, добьются дальнейшего улу чшения идейно-политического воспитания учащихся, под готовки достойной смены ра бочего класса и колхозного крестьянства. — Подготовка рабочих кадров, — сказал, открыв прения, первый секретарь Ли пецкого горкома партии В. Н. Марков, — одна из ключевых задач сегодняшне го дня.. От того, как мы под готовим молодую смену рабо чих к жизни и труду, зави сит будущее нашей страны. Прозвучавшая в докладе оза боченность областного коми тета партии ходом решения этой проблемы заставляет нас с новыми, более строгими критериями подойти к сде ланному ранее. Отметив определенные ус пехи, достигнутые в Липец ке за последние годы по ук реплению материально-тех нической базы учебных за ведений профтехобразования, улучшению качественного со става педагогических кадров и развитию связей трудовых коллективов с базовыми учи лищами, В. Н. Марков под черкнул, что в этом есть не- . малая заслуга городской партийной организации. Воп росы подготовки и воспита ния учащихся стали чаще рассматриваться на плену мах , заседаниях бюро гор кома, райкомов партии. • По явились некоторые новые формы работы по оказанию практической помощи пер вичным парторганизациям училищ в решении. различ ных вопросов учебно-воспи тательного процесса. Вместе Ь тем партийным организациям базовых пред приятий, трестов есть над чем поработать для укреп ления связей с профтехучи лищами. Хозяйственные ру ководители, секретари парт комов и комитетов ВЛКСМ, • передовые рабочие Во мно гих из них пока редкие Ьо- ‘сти. На ряде предприятий все еще плохо организуют производственную практику учащихся. ' ' Среди препода- " ватЖёЙРтуч 1 ^иЩ‘' 1 ЙЙ* 11 Ша не (' видим наших лучших произ- водственниконг-—‘А---именно-* они могут оказать неоцени мую помощь в идейной .за калке молодой смены. Требует совершенствования не только организация учеб ного процесса в ряде учи лищ, но и работа по закреп лению выпускников в трудо вых коллективах. Во многих из них мало заботятся о про фессиональном росте моло дых рабочих, их быте, отды хе. Слабо развито наставни чество. 1 В своем выступлении на чальник Главлипецкстроя Л. К. Васильев также уде лил основное внимание воп росу закрепления выпускни ков училищ на производстве. К сожалению, отметил он, многолетний опыт треста «Липецкстрой» по совмест ной работе с училищами профтехобразования, в нема лой степени способствующий созданию стабильного тру дового коллектива, не полу чил пока широкого распрост ранения в других строитель ных трестах. Училища отрасли не обес печивают потребности в строительных кадрах. Остро недостает плотников, мон тажников,- каменщиков, от делочников, сантехников. В то же время ряд училищ трестов из года в год гото вит специалистов несвойствен ных строительству профес сий. Помощь шефов нужна во многом. Училище № 5, от носящееся к домостроитель ному комбинату, и № 8 — тресту «Липецкметаллург- строй», расположены в при способленных зданиях? Тре стам надо значительно улу чшить работу по оборудова нию и техническому оснаще нию учебных классов, лабо раторий и полигонов новей шей техникой, инструмен том, укреплению кадров ма стеров производственного обучения из числа опытных строителей. Подробно осветил опыт сов местной учебно-воспитатель ной работы педагогического коллектива с трестом «Ли пецкстрой» директор ГПТУ № 21 В. А. Шебанов. Этому училищу исполни лось 15 лет. Оно подгото вило свыше 5 тысяч- моло дых рабочих. Составлены планы социального и эконо мического развития коллекти вов училища и базового пред приятия на одиннадцатую пятилетку. В основу всей работы по совершенствова нию учебно-воспитательного процесса, профессиональ ной ориентации молодежи положено дальнейшее разви тие и укрепление делового содружества ГПТУ с пред приятиями и 'школами. Сде лано немало, но с учетом требований дня предстоит сделать еще больше. — Мы просим партком, руководство треста опера тивнее решать вопросы под бора и направления в учи лище передовых, подготовь ленных инженерно-техниче ских работников, для работы мастерами производственного обучения, — сказал В. А. Шебанов.. — Лучше решить проблему набора в учили ще позволит нам и выделе ние трестом стипендий уча щимся ряда очень нужных стройкам профессий — шту катура, маляра, каменщика, плотника и других. Укреплению связи школ с училищами и базовыми Пред приятиями во многом может способствовать специальная ;научно - исследовательская лаборатория или совет проф отбора и профориентации, не обходимость создания кото рых ощущается. Эти вопро сы требуют Изучения, но йх надо решать. Основным вопросам улу чшения шефской работы комсомольской организа ции области над учеб ными заведениями- системы профтехббразования посвятил свое выступление первый секретарь обкома ВЛКСМ В. С. Филиппов. Некоторый опыт уже есть. Ряд комсо мольско - молодежных кол лективов заключили догово ра о содружестве с учебны ми труппами, (в училищах по примеру ГПТУ —^ 28 орга низовано соревнование за звание «Группа — резерв комсомольско - молодежного коллектива». В коллективе '«Облшвейбыта» вошло в практику создание таких кол лективов на период практики. Слабо развито шефство комсомола над сельскими училищами, хотя они остро нуждаются в этом. Объяс няется это и невниманием райкомов комсомола к этому важному делу, и частой сме няемостью в учебных заве дениях секретарей комитетов ВЛКСМ. ’ Мало юношей и девушек идут в училища' с путёвкой комсомола . 1 Правда, ежегод но в райкомах и горкомах ВЛКСМ вручают "выпускни кам школ до 3 тысяч путе вок, но за дальнейшей судь бой учащихся никто не сле дит. Много нерешенных вопро сов у комсомолии области и в распространении инициати вы выпускников" Ивановской школы Елецкого района, всем классом решивших"'"’ избрать ’ёеЛ^Шб^озййсТвённНе1' про фессии. Перспективной фор мой в шефстве комсомола яв ляется создание и работа в -‘Училищах кружков техниче ского творчества, научных обществ учащихся. Первое -‘Такое ‘общество начало ра ботать в ГПТУ — 21. О связях трудового кол лектива- Новолипецкого ме таллургического завода с подшефными училищами рас сказал * секретарь парткома предприятия А. И. Теплени- чев. Завод оказывает постоян ную помощь учебным заве дениям в укреплении и рас ширении учебно-материаль- .най .базы,,, в их- комплектова нии педагогическими кадра ми, наборе, учащихся, вы полняет. комплекс мероприя тий по, улучшению качества профессиональной подготов ки будущих рабочих, . соз данию условий практики в цехах, а также жилищно-бы товых. Построены мастерские для ГПТУ — 10 и ТУ—27, оборудовано большинство ка бинетов и лабораторий. Длд всех инженерно-педа гогических работников учи лищ введена ежегодная ста жировка. в цехах, работаю щих на новейшем оборудо вании, с использованием пе редовой технологии. Труд преподавателя, мастера ПТУ поощряется и морально, и материально наравне с работ никами завода. На производственной прак тике' в цехах учащиеся так же испытывают на себе вни мание' и заботу. Они рабо тают на оплачиваемых ме стах, являются во всем пол ноправными членами трудо вого коллектива. Молодежь вовлекают в цеховые спор тивные и культурно-массовые мероприятия, приучают жить общими со всеми интереса ми и заботами. . На заводе рождено Много хороших традиций. Одна- из них — «Посвящение в рабо чие». Выпускникам училищ, успешно сдавшим экзамены и хорошо прошедшим прак тику, в торжественной об становке в заводском Двор це культуры вручают рабо чие путевки. Руководители цехов, представители обще ственных организаций, на ставники поздравляют их с памятным событием в жиз ни. Учащиеся награждаются Почетными грамотами, де нежными премиями. Системно ведут новолип- чане и профориентационную работу в школах района. Уже пять лет,работает учеб ный цех, ,где старшекласс ники проходят трудовое обу чение. Для них организуют экскурсии в цеха. Работа с подшефными училищами требует дальнейшего совер шенствования, сказал А. И. Тепленичрв, внеся ряд пред ложений.' В частности, за воду еще остро Недостает сварщиков, слесарей, элект ромонтеров. машинистов мо стовых кранов. А’ училища ведут ежегодно сверхплано вый набор вальцовщиков, операторов, контролеров ОТК. Видимо, есть смысл ввести конкурс аттестатов на ту или иную профессию. Вопросу улучшения подго товки кадров для хозяйств области посвятил свое вы ступление начальник управ ления сельского хозяйства облисполкома И, Ф. Нариж- ний. Рациональное использо вание трудовых ресурсов на селе — одно из важных ус ловий выполнения Продоволь ственной программы, наме ченной партией. Только за два года один надцатой пятилетки СПТУ области подготовили .более пяти , тысяч механизаторов и кадров других специально стей. На их базе прошли переподготовку .1700 тракто ристов. Это немало, но тем це менее недостаточно. Ком плектование сельских проф техучилищ еще ведется без должного учета потребностей хозяйств. Ежегодно идет массовый набор на такие специальности, которое тре буются в ограниченном я ко личестве, меж тем заявки на подготовку животноводов, . мелиораторов, операторов комплексов и других нуж ных профессий ежегоднно не выполняются. Сейчас в области идет ра бота по переводу сельскохо зяйственного производства на коллективный подряд с аккордной оплатой труда. Такая форма производства требует от каждого ' члена звена или бригады высокой квалификации, знания агро техники и отличного качест ва работ. Нужны не только трактористы - ремонтники, а механизаторы, технологи- г экономисты, знающие в со вершенстве технологию, ос новы коллективного подряда. — С учетом требований дня, — сказал И. Ф. На- рижный, — управлению профтехобразования.., нужно соответственно изменить, дополнить ц учебные. про граммы училищ. О проблеме нравственного воспитания будущего поко ления рабочего класса гово рил прокурор области Б. А. Майоров. Число правонару- ' тений,' совершенных учащи мися училищ за последние Годы* свидетельствует,,о су щественных недостатках в воспитательной работе ряда учебных заведений. Один из лих ~ низкий уровень ■ин дивидуально . профилактиче ской работы. В учебных за- {ведениях ,нет надлежащего контроля за поведением уча щихся вне занятий, слабо ведется пропаганда правовых знаний. Проверки показыва ют,' что в училищах не всег да знают о правонарушениях учащихся, иногда их поступ ки обсуждаются формально. Подчас правонарушения до пускают сами мастера про изводственного обучения. Не редки случаи пристрастия не которых из них к спиртному. Можно представить, какие нравственные потери несет такой пример «воспитания» молодежи. Надо сделать так, чтобы подобных людей • не было в педагогических кол лективах, принципиально подходить к каждому случаю таких «ЧП». Надо активнее использовать формы само управления в училищах, усилить, роль учебных кол лективов. — Вношу предложения, —« сказал Б. А. Майоров, — разработать коллективный \ координационный план ме роприятий областных ве- :ч домств по выполнению ре шения сегодняшнего партий- ' но-хозяйственного актива. Не сомненно* что эта организа ционная мера позволит ре зультативнее решать' постав ленные задачи. Опытом работы партийной организации инженерно-пе дагогического коллектива по формированию коммунисти ческого мировоззрения уча щихся поделилась секретарь парторганизации ГЦТУ-28 А . А. Зубарева. Педагоги училища вместе с коммуни стами много сделали для ' того, чтобы совершенство вать качество уроков. Цент ром воспитательной работы стали Ленинская комната и комната боевой и трудовой славы. В них проходят ле нинские уроки, теоретические конференции, Ленинские за четы, вручение комсомоль ских билетов, встречи с пе- - редовиками производства. Тесные контакты установи ли педагоги с творческими организациями города, ра ботниками юстиции* - Эти связи позволяют содержа тельно и полезно заполнить свободное время учащихся. На собрании выступил за меститель председателя Гос комитета РСФСР по проф техобразованию В, Н. Ма лов. Рассказав о развитии си стемы профтехобразования РСФСР и ее задачах, он высказал свои замечаний и предложения, над которыми необходимо конкретно рабо тать областному управлению профтехобразования — по совершенствованию матери- альной базы и учебно-воспи тательного процесса, качест- / ва подготовки рабочих кад ров для всех отраслей на родного хозяйства. По обсуждаемому вопросу собрание партийно-хозяйст венного актива приняло со ответствующее достановке» НАШ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz