Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

В О СПИ ТЫ ВА ТЬ Д О С Т О ЙН УЮ РАБ ОЧУЮ СМ ЕН У (О ко н чание. Начало на 1-й стр.). Лебедянском, Левенском, Задонском районах не при­ нимается необходимых мер к закреплению выпускников профтехучилищ, в результа­ те чего многие из них ухо­ дят из села. Райисполкомы, райкомы КПСС мирятся с создавшимся положением. Между тем, ежегодно для проведения сельскохозяйст­ венных работ мы вынужде­ ны посылать большое коли­ чество механизаторских кад­ ров в хозяйства области с промышленных предприятий. Далеко еще не все руко­ водители хозяйств занимают­ ся всерьез отбором ребят для учебы с СПТУ. В результате такого фор­ мального подхода выпускни­ ки профтехучилищ закрепля­ ются на работе лишь напо­ ловину. Нередки случаи, когда их плохо встречают- руководители хозяйств, дают старую технику. Комплектование профтех­ училищ — важная государ­ ственная задача, одинаково обязательная и для систе­ мы профтехобразования, и для базовых предприятий, и для общественных организа­ ций. Ее успех зависит от их общей слаженной и заин­ тересованной работы. Вот почему комплектование учи­ лищ требует иной, более четкой, целенаправленной работы. Речь идет и о каче­ стве, и о системе закрепле­ ния кадров. Обратимся к некоторым фактам. За минувшие 15 лет число школьников в об­ ласти и выпуски из восьмых классов уменьшились в пол­ тора раза, а число выпуск­ ников десятых классов—бо­ лее чем вдвое. В то же время планы приема в учи­ лища профтехобразования выросли в два раза, а в высшие учебные заведения — в четыре. Вполне понят­ но, что в новой демографиче­ ской обстановке нужны но­ вые формы по привлечению молодежи в профтехучили­ ща. Главное — нужна кон­ кретная, индивидуальная ра­ бота с юношами, девушками и их родителями, создание им хороших условий в рабо­ те и жизни. За это же время строи­ тельные организации облас­ ти получили 41 тысячу, сельскохозяйственное произ­ водство — почти 53 тысячи выпускников профтехучилищ. За два года текущей пяти­ летки в распоряжение Глав- липецкстроя было направле­ но 2900 молодых рабочих, окончивших строительные училища. Однако в резуль­ тате плохой работы с моло­ дыми рабочими на 1 января 1983 года их осталось лишь 1300 человек. Трест «Елец- тяжстрой» за 5 лет получил из ГПТУ-25 триста шестьде­ сят пять человек, сейчас из них работают только 22. Ос­ новные причины плохой за- крепляемости молодых ра­ бочих в тресте — неудовлет­ ворительная организация их труда, использование не по специальности, бытовое не­ устройство и другие вопро­ сы. В строительных органи­ зациях облмежколхозстрой- объединения и управления «Липецксельстрой» ежегодно закрепляется не более 2 0 процентов молодых рабочих, направленных туда по окон­ чании профтехучилищ. Острым остается вопрос закрепления выпускников СПТУ в сельском хозяйстве — менее 70 процентов. В то же время по-прежнему ощущается недостаток ква­ лифицированных рабочих, прежде всего механизаторов, работников животноводства. Эта проблема приобретает особую значимость в совре­ менных условиях. Скажем, для возделывания сахарной свеклы по новой технологии нам надо 500—700 квали­ фицированных механизато­ ров. Мы их можем обеспе­ чить полным набором ма­ шин, перевести на подряд­ ный метод работы, и в ре­ зультате добиться стабильно высоких урожаев сахарной свеклы. То же самое и с доярками — нужны 4 тыся­ чи настоящих мастеров, лю­ бящих свое дело. Если мы сумеем подготовить эти кад­ ры, создать для них необхо­ димые условия для работы, а также культурно-бытовые условия, то получим реаль­ ную возможность для резко­ го повышения продуктивно­ сти полеводства и животно­ водства без дополнительных производственных затрат. Надо в корне изменить отношение базовых пред­ приятий к подшефным учи­ лищам. Оно пока разное. Тесное сотрудничество свя­ зывает, например, Новоли­ пецкий металлургический завод с подшефным проф­ техучилищем Ла 10. Это на­ ходит отражение в планах социально - экономического развития предприятия. За­ водской коллектив принима­ ет активное участие не толь­ ко в укреплении материаль­ ной базы, но и в проведе­ нии учебной и воспитатель­ ной работы. За последние три года в училище направ­ лено для работы мастерами производственного обучения 16 человек из числа специ­ алистов и квалифицирован­ ных рабочих с сохранением им среднемесячной зарпла­ ты. Особое внимание уделяет­ ся организации производст­ венной практики учащихся. Они направляются, как пра­ вило, на рабочие места, со­ ответствующие будущим спе­ циальностям. Практиканты работают на современной технике, осваивают высоко­ производительные методы труда. За каждым из них приказами начальников це­ хов и отделов закрепляются шефы-наставники из числа наиболее квалифицирован­ ных рабочих, передовиков производства. Они не только обучают, но и ведут с уча­ щимися воспитательную ра­ боту. Начальника участка электроремонтного цеха Дмитрия Павловича Гусева считают на заводе зачина­ телем наставничества. Через его руки прошли более 50 человек. Почетного звания «Заслуженный наставник РСФСР» удостоены брига­ дир слесарей РМЦ, кавалер ордена Ленина Лев Алек­ сандрович Гилевский, стар­ ший термист ЛПЦ-2 Николай Филиппович Савченко. Иные отношения сложи­ лись между Главлипецкстро- ем, многими его организа­ циями и подшефными учи­ лищами, где с подготовкой кадров рабочих строитель­ ных специальностей дело обстоит особенно неблагопо­ лучно и вызывает тревогу. Здесь меры по укреплению материально-технической ба­ зы училищ, по подготовке и закреплению молодых ра­ бочих не включаются в пла­ ны социально-экономиче­ ского развития. Созданные на базовых предприятиях и в организациях советы содей­ ствия профтехучилищам без­ действуют. Материальная база ряда учебных заведе­ ний, особенно ГИТУ-5, 7, 8 , ТУ-11, вечерне-сменного училища № 19, не удовлет­ воряет элементарным требо­ ваниям подготовки высоко­ квалифицированных рабочих. Со стороны ряда трестов, их партийных и обществен­ ных организаций не оказы­ вается необходимой помощи училищам в комплектова­ нии контингентов учащихся, в организации воспитатель­ ной работы. В то же время в Главлипецкстрое есть положительный опыт совместной работы трестов «Липецкстрой» и «Жил- строй» с базовыми проф­ техучилищами № 2 1 и 26. Эти тресты переходят на персональное распределение выпускников профтехучи­ лищ, создают из них произ­ водственные бригады. В тре­ сте «Липецкстрой» такую комсомольско . молодежную комплексную бригаду 1 1 -го строительного управления возглавляет бывший выпуск­ ник ГПТУ-21, орденоносец, лауреат премии Ленинского комсомола Николай Сергее­ вич Попов. В тресте «Жил- строй» из выпускников ГПТУ-26 организованы ком­ сомольско - молодежные бригады плиточников и маля­ ров, возглавляемые кавале­ ром орденов Ленина и Ок­ тябрьской Революции Сера­ фимом Алексеевичем' Попо» вым, а также Валентиной Александровной Марки­ ной, Любовью Николаевной Чичикиной. Вопросы, свя­ занные с подготовкой и во­ спитанием молодых рабочих, регулярно рассматриваются на совместных заседаниях парткомов и партбюро, сове­ щаниях руководителей тре­ стов, строительных управле­ ний и училищ. Одобренный ЦК КПСС опыт треста «Липецкстрой» по созданию стабильного трудового коллектива строи­ телей в немалой степени объясняется постоянной за­ ботой о пополнении его вы­ пускниками подшефного профтехучилища № 2 1 и соз­ данием необходимых усло­ вий для закрепления моло­ дых рабочих. Однако этот положительный опыт не на­ ходит должного распростра­ нения в организациях Главка. Здесь следует и Липецкому горкому партии навести по­ рядок и проявить настойчи­ вость, чтобы опыт лучших внедрить во всех строитель­ ных подразделениях. Отметив ряд других серь­ езных недостатков в работе с молодыми кадрами в си­ стеме Главка и других стро­ ительных организациях, док­ ладчик далее подчеркнул, что в большинстве районов за последнее время усилено внимание к подготовке кад­ ров для сельскохозяйствен­ ного производства. Активи­ зировалась работа по ориен­ тации выпускников сельских школ на сельскохозяйствен­ ные профессии. Однако об­ ластное и многие районные управления сельского хозяй­ ства, производственное объ­ единение «Плодоовощхоз» пока неудовлетворительно работают с выпускниками училищ, не обеспечивают учебные заведения новой высокопроизводительной тех­ никой, не уделяют внимания развитию учебных хозяйств, плохо заботятся о закрепле­ нии выпускников профтех­ училищ. Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы оказать организациям проф­ техобразования максималь­ ную помощь в воспитании учащихся со стороны раз­ личных государственных и общественных ведомств. Обл- совпроф, обком ВЛКСМ, другие областные организа­ ции и ведомства должны разработать и осуществить комплекс мероприятий в этом направлении. В част­ ности, следует более систем­ но проводить работу по ока­ занию материально-техниче­ ской помощи, созданию оз­ доровительных лагерей, за­ креплению воспитателей и руководителей кружков ху­ дожественной самодеятель­ ности, спортивных секций, на более высокий уровень под­ нять воспитательную, куль­ турно-массовую работу проф­ техучилищ. Пока еще не все определи­ ли свое место в этом важном деле. Областное управление культуры закрепило квали­ фицированных работников для оказания помощи в осу­ ществлении идейно-нравствен­ ного и эстетического воспи­ тания учащихся. Областной совет ДОСААФ во всех училищах создал секции по военно-техническим видам спорта, направил лучших руководителей для проведе­ ния в них занятий. Однако все еще недоста­ точно оказывается помощи училищам в улучшении ра­ боты профсоюзных организа­ ций, в воспитании учащихся со стороны отраслевых об­ комов профсоюзов, профсо­ юзных комитетов базовых предприятий и организаций. Многие ученические профко­ мы бездействуют. Социали­ стическое соревнование в группах, между училищами и базовыми предприятиями носит формальный характер. Нерегулярно подводятся его итоги, нет широкой глас­ ности, сравнимости результа­ тов. Ослаблено внимание к соревнованию между учебны­ ми группами и производст­ венными бригадами базовых предприятий и организаций. Кто, как не профсоюз, дол­ жен .глубоко понимать зна: чение этого вопроса и повсе­ дневно следить за работой и жизнью выпускников? Слабо используется база профсоюзных учреждений культуры, добровольных спортивных, обществ для ор­ ганизации досуга учащихся, вовлечения их в массовые занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью. В круж­ ках художественной самодея­ тельности профсоюзных до­ мов культуры занимаются всего около 400 учащихся профтехучилищ. Многие ру­ ководители кружков и секций, творческие работники, за­ крепленные за училищами, не приступили к шефской работе. Областная комсо­ мольская организация еще не развернула настоящего шефства над профтехучили­ щами. Особенно взыскательный спрос надо предъявить к облспорткомитету. Он не осу­ ществил практических мер •по оказанию помощи в раз­ витии спортивно-массовой ра­ боты в профтехучилищах. Областной отдел народного образования, многие город­ ские и районные отделы, пе­ дагогические коллективы об­ щеобразовательных школ не ведут повседневной, целе­ направленной работы по профессиональной ориента­ ции учащихся, подготовке их к продолжению обучения в системе профтехобразова­ ния. Работа по предупрежде­ нию правонарушений й пре­ ступлений, правовому вос­ питанию учащихся совместно с училищами слабо проводит­ ся административными орга­ нами. Она не всегда дости­ гает положительных резуль­ татов. Органами милиции и общественными организация­ ми несвоевременно выявля­ ются и устраняются условия, способствующие преступным проявлениям, слабо изуча­ ются и учитываются инди­ видуальные особенности трудных подростков. В профтехучилищах плохо ведется пропаганда пра­ вовых знаний. Уча­ стие в этом деле работников милиции и других правоох­ ранительных органов сводит­ ся в основном к эпизодиче­ ским выступлениям с лекци­ ями на правовые темы. Следует со всей серьез­ ностью сказать и о неудов­ летворительной работе учеб­ ных заведений профтехобра­ зования. Педагогические коллективы профтехучилищ имеют большие возможности для улучшения идейно-поли­ тического воспитания учащих­ ся. Однако благоприятные возможности и условия, ко­ торыми располагают учили­ ща, используются зачастую плохо. В отдельных учебных за­ ведениях на низком уровне находится учебно-воспита­ тельный процесс, отсутству­ ет должный контроль за проведением учебных заня­ тий и внеклассной работы. Поэтому еще немало слабых и плохих уроков, допуска­ ются серьезные просчеты в организации и содержании идейно-политического и нрав­ ственного воспитания буду­ щих рабочих. Низок уровень знаний мно­ гих учащихся по общеобразо­ вательным и специальным дисциплинам. В свободное от занятий время значитель­ ная часть учащихся ничем не занята и предоставлена са­ мой себе. В ряде училищ 'на низком уровне находится дисциплина учащихся, не со­ кращаются потери учебного времени, пропуски занятий и опоздания носят массовый характер. Отдельные директора учи­ лищ и их заместители редко бывают в общежитиях, не следят за тем, чтобы в них было светло, чисто, уютно, чтобы там систематически и интересно велась воспита­ тельная работа. Директора учебных заведений должны нести персональную ответст­ венность за состояние дисци­ плины учащихся и наводить в коллективах должный поря­ док. Среди учащихся профтех­ училищ практически не сни­ жаются случаи правонаруше­ ний. За первый квартал 1983 года, в сравнении с соответствующим периодом прошлого года, они возросли на 32 процента. Нельзя дальше мириться с тем, что шесть училищ не имеют об­ щежитий, а базовые пред­ приятия треста «Железобе­ тон» (управляющий т. Горе- валов), Чаплыгинское рай­ онное агропромышленное объединение (начальник т. Казанцев), «Липецкоблшвей- быт» (генеральный директор объединения т. Силина) и другие не проявляют забо­ ты об их строительстве. Не­ обходимо вменить в обязан­ ность сельских и поселковых Советов регулярные встречи с хозяевами квартир, где проживают учащиеся, си­ стематически проверять ус­ ловия их жизни и досуга. Более половины всех право­ нарушений совершено в ве­ чернее время, т. е. тогда, когда учащиеся должны быть заняты различными формами внеклассной работы. Вот почему воспитательная рабо­ та с учащимися профтехоб­ разования в свободное время требует повышенного внима­ ния. Молодежь — это особая, очень серьезная тема. Мы часто говорим, что многие недостатки в ее воспитании идут от семьи. Даже созда­ ли формулу: трудная семья — трудный подросток. Не упрощаем ли мы эту взаи­ мосвязь? Факты, и очень многие, убеждают в том, что глав­ ное, чтобы юный, молодой человек воспитывался с ран­ них лет в труде, уважении к труду. Тому пример судь­ ба многих наших замеча­ тельных передовиков, руко­ водителей. Это Герои Со­ циалистического Труда, ру­ ководители лучших хозяйств области Петр Михайлович Меланьин, Николай Теренть­ евич Владимиров, а так­ же наши знатные свеклово­ ды Александра Николаевна Лупенко, Екатерина Серге­ евна Верзилина, цредседа- тель колхоза им. Чапаева Александр Ефимович Глазь­ ев. Это наша гордость, их жизнь — поучительный при­ мер для молодежи. И все, что ими достигну­ то, — результат их трудо­ любия. Они, как никто дру­ гой, хорошо понимают, что труд — это не сплошное удовольствие, но и преодо­ ление трудностей, необходи­ мость, общественная потреб­ ность. Вот это-то и надо по­ мочь усвоить молодым лю­ дям, впервые пришедшим на завод, стройку, в колхоз или совхоз. И здесь нуж­ ны не нотации, а помощь в раскрытии способностей, по­ мочь юношам и девушкам полюбить свою работу, ов­ ладеть профессией — вот что нужно. Об этом, преж­ де всего, необходимо пом­ нить и педагогам профтех­ училищ, и руководителям предприятий и хозяйств, пар­ тийным и комсомольским ор­ ганизациям. Одним словом, нужно со стороны руководи­ телей и воспитателей по­ больше требовательности к себе за подготовку молодой рабочей смены. Надо незамедлительно при­ нять меры к полному укомп­ лектованию и созданию ста­ бильного состава инженерно­ педагогических работников за счет направления с произ­ водства на работу в проф­ техучилища лучших специа­ листов и передовиков труда, прежде всего коммунистов. Управлению профтехобразо­ вания, училищам совместно с базовыми предприятиями предстоит за три года напра­ вить с производства не ме­ нее 150 человек для рабо­ ты мастерами производствен­ ного обучения. Вместе с тем следует позаботиться о педагогическом образовании мастеров, вооружении их те­ орией и навыками ведения воспитательной работы. К непосредственному участию в воспитании учащихся долж­ ны активнее привлекаться преподаватели, многие из которых стоят пока в сторо­ не от этого важного дела. Следует совершенствовать и лучше «использовать неко­ торые формы идейно-полити­ ческого воспитания учащих­ ся. Должно стать нормой систематическое информи­ рование о событиях минув­ шего дня, проведение еже­ недельных обзорных и тема­ тических политинформаций. Необходимо лучше использо­ вать в патриотическом и интернациональном воспита­ нии учащихся Гимн, Герб и Флаг СССР. В каждом учи­ лище осуществить систему мер по привитию учащимся чувства глубокого уважения к государственным символам. Все формы воспитательной работы, и в первую очередь трудовое воспитание, тру­ довая подготовка учащихся, должны быть тесно связаны с жизнью. Улучшение воспитательной работы с учащимися, фор­ мирование высокой созна­ тельности, преданности пар­ тии, социалистической Ро­ дине требуют дальнейшего усиления партийного руко­ водства развитием системы профтехобразования, рабо­ той профтехучилищ. Обком партии, облисполком уделя­ ют постоянное внимание во­ просам укрепления базы учебных заведений профес­ сионально - технического об­ разования, улучшения каче­ ства подготовки и воспита­ ния квалифицированных кад­ ров рабочих. За последние годы бюро обкома КПСС приняло ряд постановлений, в том числе «О руков,одетве Елецкого гор­ кома КПСС подготовкой ра­ бочих кадров в системе профтехобразования», «О работе партийной организа­ ции ГПТУ — 28 г. Липец­ ка по подготовке и воспита­ нию молодых рабочих в све­ те решений XXVI съезда КПСС». Проведено обла­ стное собрание коммунистов, работающих в профтехучили­ щах, по вопросу повышения их авангардной роли в учеб­ но-воспитательном процессе. Накануне нынешнего учеб­ ного года проведено совеща­ ние работников системы профтехобразования с уча­ стием представителей партий­ ных, профсоюзных и комсо­ мольских органов, базовых предприятий, на котором об­ суждены задачи и практи­ ческие меры по улучшению подготовки и воспитанию ра­ бочих кадров. Горкомы и райкомы КПСС стали боль­ ше уделять внимания вопро­ сам подготовки рабочих кад­ ров в системе профтехобра­ зования, усилили помощь профтехучилищам в комплек­ товании их контингентами учащихся. На бюро Липецкого, Елец­ кого, Грязинского, Данковско- го горкомов, Советского, Левобережного, Хлевенского райкомов партии была рас­ смотрена работа ряда проф­ техучилищ и базовых пред­ приятий по подготовке ква­ лифицированных рабочих кадров, по идейно-политиче­ скому воспитанию учащихся, по предупреждению среди них правонарушений. Все это способствовало улучшений) дела, появились и новые формы работы в этом направлении. Левобе­ режный райком партии, на­ пример, создал внештатный отдел по профтехобразова­ нию, который оказывает по­ мощь в обучении и воспита- . щ и молодых рабочих. Здесь в практику вощли встречи секретарей райкома с выпуск­ никами Ькол, профтехучи­ лищ, собеседования с руко­ водящими работниками учи­ лищ.. Периодически органи­ зуются выходб! руководите­ лей. базовых предприятий со всеми службами в училища для решения на месте вопро­ сов оказания практической помощи в деле обучения и воспитания учащихся. Хороший воспитательный эффект дают встречи пропа­ гандистских групп с учащей­ ся молодежью, в том числе учащимися профтехучилищ. Такие встречи состоялись в Правобережном и Советском районах г. Липецка. Эту форму необходимо распрост­ ранить шире и сделать нор­ мой во всех районах и го­ родах области. Под непосред­ ственным руководством Со­ ветского и Правобережного райкомов КПСС г. Липецка организованнее стала вестись работа по направлению мо­ лодежи на учебу в профтех­ училища. Положительную работу по профориентации молодежи, по комплектова­ нию учащимися, сельских профтехучилищ проводят Елецкий, Усмаиский, Липец­ кий, Измалковский и ряд других райкомов партии. Однако в руководстве гор­ комов и райкомов КПСС подготовкой рабочих кадров допускаются существенные недостатки. Редко обсужда­ ются отчеты о деятельности первичных парторганизаций профтехучилищ. В современ­ ных условиях особое значе­ ние приобретает вопрос о работе с руководящими кад­ рами. Надо, чтобы они по­ стоянно расширяли свой кру­ гозор и специальные знания. Райкомы и горкомы КПСС должны принят*» практиче­ ские меры к резкому сокра­ щению сменяемости кадров в училищах, кропотливо ра­ ботать с ними, оказывать помощь и поддёряшу в ра­ боте. Требуют улучшения контроль и проверка испол­ нения принимаемых решений- Горкомам, райкомам КПСС следует лучше и содержа­ тельнее проводить работу по идейно-политическому вос­ питанию учащихся. Партий­ ным комитетам следует опе­ ративно решать вопросы ук­ репления учебно-материаль­ ной базы училищ, укомплек­ тования их квалифицирован­ ными кадрами руководителей, создания стабильных коллек­ тивов преподавателей и ма­ стеров, улучшения жилищно­ бытовых условий учащихся и преподавателей. Необхо­ димо повышать ответствен­ ность каждого работника профтехучилищ, в первую очередь коммунистов, за по­ ложение дел в обучении и воспитании учащихся. Впереди у нас большие задачи, — сказал в заклю­ чение Г. П. Павлов. — И как бы они не были сложны, мы сумеем их решить. Пору­ кой тому. — руководящая роль ленинской партии, твор­ ческая энергия советского народа, наша непоколеби­ мая верность ленинизму. Разрешите выразить уверен­ ность, что преподаватели и мастера производственного обучения, все работники системы профтехобразования при активной помощи пар­ тийных, советских, хозяйст­ венных органов, трудовых коллективов предприятий, общественных организаций приложат все силы для ус­ пешного выполнения реше­ ний XXVI съезда КПСС, добьются дальнейшего улу­ чшения идейно-политического воспитания учащихся, под­ готовки достойной смены ра­ бочего класса и колхозного крестьянства. — Подготовка рабочих кадров, — сказал, открыв прения, первый секретарь Ли­ пецкого горкома партии В. Н. Марков, — одна из ключевых задач сегодняшне­ го дня.. От того, как мы под­ готовим молодую смену рабо­ чих к жизни и труду, зави­ сит будущее нашей страны. Прозвучавшая в докладе оза­ боченность областного коми­ тета партии ходом решения этой проблемы заставляет нас с новыми, более строгими критериями подойти к сде­ ланному ранее. Отметив определенные ус­ пехи, достигнутые в Липец­ ке за последние годы по ук­ реплению материально-тех­ нической базы учебных за­ ведений профтехобразования, улучшению качественного со­ става педагогических кадров и развитию связей трудовых коллективов с базовыми учи­ лищами, В. Н. Марков под­ черкнул, что в этом есть не- . малая заслуга городской партийной организации. Воп­ росы подготовки и воспита­ ния учащихся стали чаще рассматриваться на плену­ мах , заседаниях бюро гор­ кома, райкомов партии. • По­ явились некоторые новые формы работы по оказанию практической помощи пер­ вичным парторганизациям училищ в решении. различ­ ных вопросов учебно-воспи­ тательного процесса. Вместе Ь тем партийным организациям базовых пред­ приятий, трестов есть над чем поработать для укреп­ ления связей с профтехучи­ лищами. Хозяйственные ру­ ководители, секретари парт­ комов и комитетов ВЛКСМ, • передовые рабочие Во мно­ гих из них пока редкие Ьо- ‘сти. На ряде предприятий все еще плохо организуют производственную практику учащихся. ' ' Среди препода- " ватЖёЙРтуч 1 ^иЩ‘' 1 ЙЙ* 11 Ша не (' видим наших лучших произ- водственниконг-—‘А---именно-* они могут оказать неоцени­ мую помощь в идейной .за­ калке молодой смены. Требует совершенствования не только организация учеб­ ного процесса в ряде учи­ лищ, но и работа по закреп­ лению выпускников в трудо­ вых коллективах. Во многих из них мало заботятся о про­ фессиональном росте моло­ дых рабочих, их быте, отды­ хе. Слабо развито наставни­ чество. 1 В своем выступлении на­ чальник Главлипецкстроя Л. К. Васильев также уде­ лил основное внимание воп­ росу закрепления выпускни­ ков училищ на производстве. К сожалению, отметил он, многолетний опыт треста «Липецкстрой» по совмест­ ной работе с училищами профтехобразования, в нема­ лой степени способствующий созданию стабильного тру­ дового коллектива, не полу­ чил пока широкого распрост­ ранения в других строитель­ ных трестах. Училища отрасли не обес­ печивают потребности в строительных кадрах. Остро недостает плотников, мон­ тажников,- каменщиков, от­ делочников, сантехников. В то же время ряд училищ трестов из года в год гото­ вит специалистов несвойствен­ ных строительству профес­ сий. Помощь шефов нужна во многом. Училище № 5, от­ носящееся к домостроитель­ ному комбинату, и № 8 — тресту «Липецкметаллург- строй», расположены в при­ способленных зданиях? Тре­ стам надо значительно улу­ чшить работу по оборудова­ нию и техническому оснаще­ нию учебных классов, лабо­ раторий и полигонов новей­ шей техникой, инструмен­ том, укреплению кадров ма­ стеров производственного обучения из числа опытных строителей. Подробно осветил опыт сов­ местной учебно-воспитатель­ ной работы педагогического коллектива с трестом «Ли­ пецкстрой» директор ГПТУ № 21 В. А. Шебанов. Этому училищу исполни­ лось 15 лет. Оно подгото­ вило свыше 5 тысяч- моло­ дых рабочих. Составлены планы социального и эконо­ мического развития коллекти­ вов училища и базового пред­ приятия на одиннадцатую пятилетку. В основу всей работы по совершенствова­ нию учебно-воспитательного процесса, профессиональ­ ной ориентации молодежи положено дальнейшее разви­ тие и укрепление делового содружества ГПТУ с пред­ приятиями и 'школами. Сде­ лано немало, но с учетом требований дня предстоит сделать еще больше. — Мы просим партком, руководство треста опера­ тивнее решать вопросы под­ бора и направления в учи­ лище передовых, подготовь ленных инженерно-техниче­ ских работников, для работы мастерами производственного обучения, — сказал В. А. Шебанов.. — Лучше решить проблему набора в учили­ ще позволит нам и выделе­ ние трестом стипендий уча­ щимся ряда очень нужных стройкам профессий — шту­ катура, маляра, каменщика, плотника и других. Укреплению связи школ с училищами и базовыми Пред­ приятиями во многом может способствовать специальная ;научно - исследовательская лаборатория или совет проф­ отбора и профориентации, не­ обходимость создания кото­ рых ощущается. Эти вопро­ сы требуют Изучения, но йх надо решать. Основным вопросам улу­ чшения шефской работы комсомольской организа­ ции области над учеб­ ными заведениями- системы профтехббразования посвятил свое выступление первый секретарь обкома ВЛКСМ В. С. Филиппов. Некоторый опыт уже есть. Ряд комсо­ мольско - молодежных кол­ лективов заключили догово­ ра о содружестве с учебны­ ми труппами, (в училищах по примеру ГПТУ —^ 28 орга­ низовано соревнование за звание «Группа — резерв комсомольско - молодежного коллектива». В коллективе '«Облшвейбыта» вошло в практику создание таких кол­ лективов на период практики. Слабо развито шефство комсомола над сельскими училищами, хотя они остро нуждаются в этом. Объяс­ няется это и невниманием райкомов комсомола к этому важному делу, и частой сме­ няемостью в учебных заве­ дениях секретарей комитетов ВЛКСМ. ’ Мало юношей и девушек идут в училища' с путёвкой комсомола . 1 Правда, ежегод­ но в райкомах и горкомах ВЛКСМ вручают "выпускни­ кам школ до 3 тысяч путе­ вок, но за дальнейшей судь­ бой учащихся никто не сле­ дит. Много нерешенных вопро­ сов у комсомолии области и в распространении инициати­ вы выпускников" Ивановской школы Елецкого района, всем классом решивших"'"’ избрать ’ёеЛ^Шб^озййсТвённНе1' про­ фессии. Перспективной фор­ мой в шефстве комсомола яв­ ляется создание и работа в -‘Училищах кружков техниче­ ского творчества, научных обществ учащихся. Первое -‘Такое ‘общество начало ра­ ботать в ГПТУ — 21. О связях трудового кол­ лектива- Новолипецкого ме­ таллургического завода с подшефными училищами рас­ сказал * секретарь парткома предприятия А. И. Теплени- чев. Завод оказывает постоян­ ную помощь учебным заве­ дениям в укреплении и рас­ ширении учебно-материаль- .най .базы,,, в их- комплектова­ нии педагогическими кадра­ ми, наборе, учащихся, вы­ полняет. комплекс мероприя­ тий по, улучшению качества профессиональной подготов­ ки будущих рабочих, . соз­ данию условий практики в цехах, а также жилищно-бы­ товых. Построены мастерские для ГПТУ — 10 и ТУ—27, оборудовано большинство ка­ бинетов и лабораторий. Длд всех инженерно-педа­ гогических работников учи­ лищ введена ежегодная ста­ жировка. в цехах, работаю­ щих на новейшем оборудо­ вании, с использованием пе­ редовой технологии. Труд преподавателя, мастера ПТУ поощряется и морально, и материально наравне с работ­ никами завода. На производственной прак­ тике' в цехах учащиеся так­ же испытывают на себе вни­ мание' и заботу. Они рабо­ тают на оплачиваемых ме­ стах, являются во всем пол­ ноправными членами трудо­ вого коллектива. Молодежь вовлекают в цеховые спор­ тивные и культурно-массовые мероприятия, приучают жить общими со всеми интереса­ ми и заботами. . На заводе рождено Много хороших традиций. Одна- из них — «Посвящение в рабо­ чие». Выпускникам училищ, успешно сдавшим экзамены и хорошо прошедшим прак­ тику, в торжественной об­ становке в заводском Двор­ це культуры вручают рабо­ чие путевки. Руководители цехов, представители обще­ ственных организаций, на­ ставники поздравляют их с памятным событием в жиз­ ни. Учащиеся награждаются Почетными грамотами, де­ нежными премиями. Системно ведут новолип- чане и профориентационную работу в школах района. Уже пять лет,работает учеб­ ный цех, ,где старшекласс­ ники проходят трудовое обу­ чение. Для них организуют экскурсии в цеха. Работа с подшефными училищами требует дальнейшего совер­ шенствования, сказал А. И. Тепленичрв, внеся ряд пред­ ложений.' В частности, за­ воду еще остро Недостает сварщиков, слесарей, элект­ ромонтеров. машинистов мо­ стовых кранов. А’ училища ведут ежегодно сверхплано­ вый набор вальцовщиков, операторов, контролеров ОТК. Видимо, есть смысл ввести конкурс аттестатов на ту или иную профессию. Вопросу улучшения подго­ товки кадров для хозяйств области посвятил свое вы­ ступление начальник управ­ ления сельского хозяйства облисполкома И, Ф. Нариж- ний. Рациональное использо­ вание трудовых ресурсов на селе — одно из важных ус­ ловий выполнения Продоволь­ ственной программы, наме­ ченной партией. Только за два года один­ надцатой пятилетки СПТУ области подготовили .более пяти , тысяч механизаторов и кадров других специально­ стей. На их базе прошли переподготовку .1700 тракто­ ристов. Это немало, но тем це менее недостаточно. Ком­ плектование сельских проф­ техучилищ еще ведется без должного учета потребностей хозяйств. Ежегодно идет массовый набор на такие специальности, которое тре­ буются в ограниченном я ко­ личестве, меж тем заявки на подготовку животноводов, . мелиораторов, операторов комплексов и других нуж­ ных профессий ежегоднно не выполняются. Сейчас в области идет ра­ бота по переводу сельскохо­ зяйственного производства на коллективный подряд с аккордной оплатой труда. Такая форма производства требует от каждого ' члена звена или бригады высокой квалификации, знания агро­ техники и отличного качест­ ва работ. Нужны не только трактористы - ремонтники, а механизаторы, технологи- г экономисты, знающие в со­ вершенстве технологию, ос­ новы коллективного подряда. — С учетом требований дня, — сказал И. Ф. На- рижный, — управлению профтехобразования.., нужно соответственно изменить, дополнить ц учебные. про­ граммы училищ. О проблеме нравственного воспитания будущего поко­ ления рабочего класса гово­ рил прокурор области Б. А. Майоров. Число правонару- ' тений,' совершенных учащи­ мися училищ за последние Годы* свидетельствует,,о су­ щественных недостатках в воспитательной работе ряда учебных заведений. Один из лих ~ низкий уровень ■ин­ дивидуально . профилактиче­ ской работы. В учебных за- {ведениях ,нет надлежащего контроля за поведением уча­ щихся вне занятий, слабо ведется пропаганда правовых знаний. Проверки показыва­ ют,' что в училищах не всег­ да знают о правонарушениях учащихся, иногда их поступ­ ки обсуждаются формально. Подчас правонарушения до­ пускают сами мастера про­ изводственного обучения. Не­ редки случаи пристрастия не­ которых из них к спиртному. Можно представить, какие нравственные потери несет такой пример «воспитания» молодежи. Надо сделать так, чтобы подобных людей • не было в педагогических кол­ лективах, принципиально подходить к каждому случаю таких «ЧП». Надо активнее использовать формы само­ управления в училищах, усилить, роль учебных кол­ лективов. — Вношу предложения, —« сказал Б. А. Майоров, — разработать коллективный \ координационный план ме­ роприятий областных ве- :ч домств по выполнению ре­ шения сегодняшнего партий- ' но-хозяйственного актива. Не­ сомненно* что эта организа­ ционная мера позволит ре­ зультативнее решать' постав­ ленные задачи. Опытом работы партийной организации инженерно-пе­ дагогического коллектива по формированию коммунисти­ ческого мировоззрения уча­ щихся поделилась секретарь парторганизации ГЦТУ-28 А . А. Зубарева. Педагоги училища вместе с коммуни­ стами много сделали для ' того, чтобы совершенство­ вать качество уроков. Цент­ ром воспитательной работы стали Ленинская комната и комната боевой и трудовой славы. В них проходят ле­ нинские уроки, теоретические конференции, Ленинские за­ четы, вручение комсомоль­ ских билетов, встречи с пе- - редовиками производства. Тесные контакты установи­ ли педагоги с творческими организациями города, ра­ ботниками юстиции* - Эти связи позволяют содержа­ тельно и полезно заполнить свободное время учащихся. На собрании выступил за­ меститель председателя Гос­ комитета РСФСР по проф­ техобразованию В, Н. Ма­ лов. Рассказав о развитии си­ стемы профтехобразования РСФСР и ее задачах, он высказал свои замечаний и предложения, над которыми необходимо конкретно рабо­ тать областному управлению профтехобразования — по совершенствованию матери- альной базы и учебно-воспи­ тательного процесса, качест- / ва подготовки рабочих кад­ ров для всех отраслей на­ родного хозяйства. По обсуждаемому вопросу собрание партийно-хозяйст­ венного актива приняло со­ ответствующее достановке» НАШ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz