Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
г О Т ВЕ ТЫ Ю. В. (О кончание. Начало на 1-й стр.). дальности. Хочу подчерк нуть. что и эти цифры — не абсолют. Их можно было бы сократить на взаимной осно ве, если НАТО пойдет на это. Все эти предложения Со ветского Союза остаются в силе. Они полностью обеспе чивают подлинное равенство и действительное равнове сие сил. Где же тут стремление СССР к военному превосход ству? Сложность и опасность нынешней ситуации со стоит в том. что навязывае мая Западом гонка вооруже ний обгоняет переговоры. Чтобы избежать этого, со здать благоприятные усло вия для ведения перегово ров, здравый смысл подска зывает необходимость замо розить ядерные арсеналы сторон. Сделать это было бы наиболее разумным, пока не найдено других решений. Мы предложили заморажи вание средств средней даль ности, равно как и стратеги ческих вооружений. Это был бы, на наш взгляд, лишь первый шаг. Нам возража ют: зачем, мол, заморажи вание, когда речь должна идти о сокращениях? Зву- чит-то красиво, но беда в том. что пока это деклари руют, а тем временем нара щивают вооружения. Вот и получается: ни заморажива ния, ни сокращения. Не менее разителен кон траст при сравнении подхо дов СССР и США к другим проблемам ограничения и сокращения вооружений. Я уже говорил о взятом нами обязательстве не при менять первыми ядерное оружие. Сделай аналогичное заявление США и другие члены НАТО, обладающие ядерным оружием, люди на всем земном шаре вздох нули бы с облегчением. Ка залось бы. почему не сде лать этого? Но наша иници атива наталкивается на сте ну молчания. Еще пример. Чем оправ дать. что Запад до сих пор не реагирует на честное, продиктованное лучшими намерениями предложение, внесенное Советским Со юзом вместе с другими со циалистическими странами, заключить между странами Варшавского Договора и НАТО договор о непримене нии военной силы и под держании отношений мира? Разумное объяснение этому трудно отыскать. Или давайте досмотрим, как ведет себя та и другая сторона на переговорах по стратегическим вооружени ям. Сравним две позиции. Мы предлагаем существен ные, более чем на четверть, сокращения общего числа стратегических носителей без какого-либо изъятия. До равных уровней сокращалось бы и число ядерных зарядов на них. А на чем настаивают США? Они только говорят о сокращениях, а по сути ведут дело к значительному, и впрямь «радикальному», наращиванию своих страте гических вооружений. Одних лишь крылатых ракет боль шой дальности планируется дополнительно развернуть более 12 тысяч единиц. Со шлюсь и на самые свежие вести из Вашингтона: на президентский стол положен еще один план — развернуть в ближайшие годы дополни тельно значительное число межконтинентальных балли стических ракет нового типа. Это безудержная . гонка вооружений. Иначе это не назовешь. Не секрет и то, что США накапливают и планируют применение и такого страш ного оружия массового унич тожения. как химическое. Это оружие уже завозится в Европу, а в США интенсив но разрабатываются новые, еще более губительные его виды. Мы же предлагаем запретить разработку, про изводство и накопление за пасов химического оружия, вообще уничтожить его. Ка залось бы, тут вопроса нет и быть не может. Однако находятся деятеля и в США, и в Западной Европе, кото рые превозносят «полез ность» этого оружия. Не могу не сказать пару слов о проблеме контроля над сокращением вооруже ний. Говорят, что Советский Союз, дескать, против кон троля и поэтому, мол, с ним трудно договориться. По образному немецкому выра жению — это «старая шля па», затасканный тезис. Контроль важен для нас не меньше, если не больше, чем для других. К вопросам контроля мы подходим пред метно, а не в плане общих деклараций. Такой наш под ход нашел воплощение в соглашениях по ограничению стратегических вооружений. Наша политика в вопросах контроля является далеко идущей — вплоть до уста новления всеобщего и полно го контроля, ‘когда дело дойдет до всеобщего и пол ного разоружения. Мы про тив того, чтобы проблему контроля превращали в ка мень преткновения на пере говорах. Такова действительная кар тина. Я привел лишь некото рые факты. Их перечень можно было бы продолжить, но уже из сказанного видно, на каких позициях в вопро сах разоружения стоит Со ветский Союз и на каких — США. Теперь судите сами, кто стремится к военному преи муществу, а кто — за пари тет, за понижение уровня военного противостояния. Вопрос. Президент США Рейган намеревается за пе риод до 1987 года поднять расходы на вооружение до гигантской суммы 1600 млрд, долларов. Он планирует соз дание межконтинентальной ракеты «МХ», ракеты «Першинг-2», крылатых ракет и даже размещенной в космосе антиракетной систе мы, которая должна сделать Соединенные Штаты неуяз вимыми. Что вы- намерены противопоставить этому? Ответ. В последнее время у членов администрации Рей гана стало модным вставать в позу обиженных, когда их уличают в милитарист ских, агрессивных устремле ниях. Возможно, на кого- нибудь из людей, не иску шенных в политике, такая поза и может произвести впечатление. На то она, видимо, и рассчитана. Но в таких случаях лучше всего обращаться к фактам. А факты говорят о том, что США встали на путь раз вертывания ,беспрецедентной гонки вооружений по всем направлениям, до предела взвинчивают международную напряженность. Конкретно я имею в виду в том числе объявленные в Вашингтоне тшаны разработ ки широкомасштабной и высокоэффективной проти воракетной обороны. Аван тюризм и опасность всей этой затеи в том, что расчет здесь делается на безнака занность, на то, чтобы нане сти первый ядерный удар, полагая, что могут обезопа сить себя от ответного удара. АНДР О П О ВА Ж УРН А Л У „ШПИГЕЛЬ " (Ф Р Г ) Тут недалеко и до соблазна потянуться к пусковой кноп ке. В этом главная опасность новой американской военной концепции. Она способна лишь приблизить мир к ядерной пропасти. Получает ся так: говорят об обороне, а на самом деле закладывают мину под весь процесс огра ничения стратегических вооружений. О том, что это так, говорят авторитетные ученые мира. Мы предлагаем правительст ву США: пусть встретятся советские и американские ученые, специалисты в этом деле и обсудят возможные последствия создания широ комасштабной системы про тиворакетной обороны. Пусть наука скажет свое веское слово. Становится все более оче видным, что составной частью американских военных при готовлений является разра ботка космических средств ведения войны. Хотят заб раться с оружием в космос и угрожать оттуда челове честву. Этого допустить нельзя. Космос должен оста ваться мирным. Мы предло жили заключить международ ный договор о неразмсщении в космосе оружия любого рода. Мы убеждены, что следует пойти даже дальше: договориться о запрещении вообще примененйя силы как в космическом пространстве, так и из космоса в отношении Земли. Не начинать гонки воору жений там, где ее не было, прекратить ее там, где она сейчас имеет место. Вот в чем суть нашей позиции, вот чем мы руководствуемся на переговорах. Советский Союз и дальше будет последовательно ис кать и стремиться находить общий язык с американской стороной. Наши предложения, внесенные ранее,-остаются в силе. Если американская ад министрация внесет предло жения по той или «ной проб леме, которые будут направ лены на ее решение в духе равной безопасности, мы их обязательно рассмотрим в положительном плане. Вопрос. Федеральный канц лер Гельмут Коль собирается вскоре нанести визит в Мо скву. Как Вы оцениваете перспективы отношений меж ду СССР и ФРГ и видите ли Вы возможности для со трудничества в случае, если правительство Коля осуще ствит так называемое довоо ружение НАТО? Ответ. Мирное, деловое со трудничество между СССР и Федеративной Республикой — существенный фактор стабильности в Европе и в международной жизни в це лом. Думаю, что сберечь это — в интересах и ФРГ, и Советского Союза. База для этого есть, база хорошая. Это — Московский договор и целый ряд других соглаше ний, заключенных нашими странами в 70-е годы. Это — совместно накопленный опыт практического сотрудничест ва в различных областях. В Советском Союзе ожи дают визита канцлера Г. Коля, принципиальная до говоренность о котором до стигнута. Мы надеемся, что в ходе визита нам удастся закрепить то положительное, что есть в отношениях между нашими странами, и наметить перспективы на будущее. Вместе с тем, оценивая перспективы наши* отноше ний, мы, естественно, не можем абстрагироваться от планов размещения в ФРГ новых американских ядерных ракет. Судите сами, какой ущерб был бы причинен этим отношениям, если бы терри тория ФРГ была превращена в плацдарм для нанесения ядерного удара по СССР и его союзникам. Случись та кое, это обернулось бы для самой ФРГ тяжелейшими по следствиями. Но, повторяю, Советский Союз — решительный про тивник такого оборота дела. Мы предлагаем другой выход из нынешнего поло жения, который укреплял бы безопасность и ФРГ, и Со ветского Союза и позволял бы обеим нашим странам успешно сотрудничать в ин тересах упрочения европей ского и всеобщего мира. х х х Р. Аугштайн. Я очень рад, что мне представилась воз можность встретиться и по беседовать с высшим руко водителем Советского Союза. Мы сформулировали уже некоторые вопросы, на ко торые получили ответы в письменной форме. Я должен сказать, что перед нашей встречей уже ознакомился с текстом Ваших ответов. Не знаю, передадите ли Вы его мне сейчас официально или можно считать, что он нам уже передан. Ю. В. Андропов. Я готов передать Вам этот текст. Думаю, что это самый разум ный и удобный способ. Вас это устраивает? Р. Аугштайн. Да, конечно. Благодарю Вас. Поскольку, однако, никакой текст не может быть исчерпывающим, я бы просил разрешения за дать Вам здесь дополни тельно некоторые вопросы. Ю. В. Андропов. Пожалуй ста. Р. Аугштайн. На Западе можно часто слышать утвер ждения о том, что в течение определенного периода, когда Соединенные Штаты не вооружались такими темпа ми, как они делают и плани руют делать это сейчас. Советский Союз активно на ращивал свои вооружения. В итоге, согласно этим утверж дениям, в течение 70-х годов советские вооружения увели чились, а американские даже сократились. Ю. В. Андропов. Утверж дения эти не новы, особенно активно их распространяют американцы, но им помогают и их союзники по НАТО. Я специально не готовился к ответу на этот вопрос, но доказать, что приводимые Вами утверждения не соот-' ветствуют действительности, легко. Если уж начать сна чала, то позвольте напомнить о том, что не Советский Союз изобрел и первым взял на вооружение атомное оружие. Ведь был же доволь но длительный период, когда у нас вообще не было этого оружия, а американцы его имели и пытались шантажи ровать нас, да и весь мир. Нам пришлось их догонять. Прошло несколько лет, и атомное оружие появилось и у Советского Союза. Мы вы нуждены были это сделать. Вот как было дело. Р. Аугштайн. Но разве не было так, что в 1977 году высшее руководство Совет ского Союза само признавало, что существует примерное равенство в вооружениях между обеими сторонами? Ю. В. Андропов. Точно. Но я не закончил своего ответа на Ваш вопрос. Если затем проследить развитие событий по ряду этапов, то дело было так. Соединенные Штаты начали интенсивно совер шенствовать свое ядерное оружие. От моноблочных зарядов они перешли к кас сетным боеголовкам. Тогда и нам пришлось это сделать. Затем американцы взяли на вооружение разделяющиеся головные части индивидуаль ного наведения. В ответ и нам пришлось сделать то же. Затем США начали устанавливать ракеты с РГЧ на своих подводных лодках, чего у цас в то время не было. Пришлось и тут отвечать им тем же. Примерное равновесие сил есть, мы и сейчас так счита ем, есть примерный паритет. Таким образом, дело все время было так, что в нара щивании вооружений мы только следовали за амери канцами, а не наоборот. При чем, догоняя США, мы все время предлагали прекратить эту гонку, предлагали замо розить уровень вооружений с обеих сторон и перейти к их сокращению. К сожале нию, мы не получили на это согласия американской сто роны. Если теперь говорить о положении дел в настоящее время, то, конечно, можно подходить к его оценке по- разному, пользуясь различ ными методами и подходами. Соединенные Штаты, на пример, считали, что их ядерное оружие будет более неуязвимым, если его раз местить на подводных лодках. И они это сделали. Это и понятно, так как США — морская держава. Мы—дер жава континентальная, и большая часть нашего ядер ного оружия была развернута на суше. А сейчас американ цы предлагают — давайте сокращать то ядерное ору жие, которое развернуто на суше, а ракеты морского базирования оставим в стороне. Нас подобный подход, естественно, не устраивает. Мы со своей стороны принимаем в рас чет все виды ядерного ору жия, имеющиеся у обеих сто рон, и предлагаем их рав номерное сокращение с той и с другой стороны — сокра щение вплоть до полной их ликвидации в конечном счете. Что касается детальных данных о соотношении сил обеих сторон, то На эту тему уже выступил недавн 0 пуб лично наш министр обороны Д. Ф. Устинов, который привел подробные данные и цифры. Вам легко взглянуть на эти цифры, и Вы убеди тесь в справедливости того, о чем я Вам здесь говорил. Р. Аугштайн. Многие в Западной Европе чувствуют, что особую угрозу для них представляют советские раке ты СС-20, которые представ ляют собой новый и весьма эффективный вид оружия. Ю. В. Андропов. Собствен но говоря, эта тема освещена в тексте моих ответов на по лученные от Вас вопросы. Но могу дополнительно ска зать следующее. Я понимаю, что народы Европы чувству ют озабоченность и даже беспокойство. Мы за то, что бы устранить причины этого беспокойства. Мы предлагали различные варианты. Пред лагали убрать из Европы вообще все ядерное оружием среднего радиуса, и такти ческое. США даже не отве тили на это наше предло жение. Они продолжали упор но выдвигать свой так назы ваемый «нулевой вариант», который даже не заслужива ет того, чтобы на нем здесь останавливаться. Мы много раз показывали его истин ную суть. Так что в смысле озабоченности существующим положением • у нас с Вами расхождений нет. А вот Соединенные Штаты хотели бы разместить свои ядерные ракеты на территории Запад ной Европы, сделать и вас, западных немцев, и бель гийцев, и голландцев своими заложниками. Мы против этого. Мы предлагали раз личные выходы из положе ния, которые бы позволили либо совсем ликвидировать взаимную угрозу, либо зна чительно ослабить сущест вующую напряженность. Р. Аугштайн. Советский Союз заявил, что, если женевские переговоры не приведут к положительным результатам и американские ракеты все-таки будут раз мещены в Европе, то СССР разместит свои ракеты при мерно на таком же расстоя нии от территории США. Я хотел бы спросить Вас, г-н Генеральный секретарь, действительно Вы намерены это сделать, и если да, то в каких районах мира могли бы быть размещены ваши ракеты? Ю. В, Андропов. Даже по секрету-.# не скажу вам этого — по понятным при чинам. Но если говорить о сути дела, то я хочу под твердить: мы найдем чем ответить на действия амери канцев как непосредственно в отношении территории США, так и в отношении Европы. Переговоры по ядерному оружию — это не игра в покер, где если ты и продулся, то можно надеять ся как-то потом поправить дело. Эти переговоры затра гивают в буквальном смысле слова вопросы жизни и смерти народов н Советского Союза, и США, и стран Варшавского Договора, и стран НАТО. Мы не можем беспечно относиться к пер спективе размещения непо далеку от наших границ более 500 ядерных ракет в дополнение к тем француз ским и английским ракетам, которые уже нацелены на нас. Наши ответные меры будут вполне оправданы с любой точки зрения, в том числе по самым высоким моральным стандартам. Р. Аугштайн. Вы упоми нали здесь о французских ракетах, и это заставляет меня вспомнить о другом вопросе. Советский Союз имел очень хорошие отноше ния с Францией. И получи лось так, что именно прави тельство социалистов, в ко тором участвуют коммуни сты, потребовало, чтобы около 50 советских дипло матов и других работников покинули Францию. Как Вы оцениваете это событие? Ю. В. Андропов. Что я могу сказать по этому пово ду? • Прежде всего я не хо тел бы, чтобы вина за эту грубую провокационную вы ходку против советских лю дей возлагалась на француз ских социалистов и тем бо лее коммунистов. Нам хоро шо известно, что за этой ак цией стоят силы, которые не хотят хороших отношений Франции с Советским Сою зом. И возможно эти силы находятся не только в са мой Франции, но и за ее пределами. Мало похоже на то, чтобы эта акция отвеча ла национальным интересам Франции. Это акт произво ла. Он не имеет никаких за конных оснований. Всякие ут верждения о том, будто со ветские люди занимались не дозволенной деятельностью, — это домыслы. Хотел бы отметить и та кой факт. Среди советских людей, которым было пред ложено покинуть Францию, есть сотрудники, уже по псл- года не работающие во Фран ции и находящиеся в Со ветском Союзе. Другие вооб ще не успели проработать во Франции и двух недель. Разве это не абсурд? Нам заявляют лишь одно: советские сотрудники зани мались сбором информации. Но, насколько я понимаю, в функции дипломатической и других служб любой стра ны, любого посольства вхо дит сбор информации о стра не пребывания и передача ее своему правительству. Разве это недозволенная деятель ность? Она зафиксирована в международных дипломати ческих конвенциях. Эта акция французских властей не может быть ква лифицирована иначе, как преднамеренно направленная на ухудшение советско- французских отношений. В некоторых органах пе чати во Франции утвержда ется, что отсутствие ответ ных мер с нашей стороны в отношении французских ра ботников в Москве будто бы является косвенным призна нием Советским Союзом его «вины». Это — чепуха. Если кто так толкует наши действия, то он показывает свое непонимание советской внешней политики. Принять ответные меры в отношении французов, работающих в СССР, было бы легче всего. Проявляя сдержанность, мы руководствуемся широкими интересами советско-фран цузских отношений, которы ми мы дорожим и которые складывались на протяжении длительного времени, инте ресами сохранения разрядки в Европе. Но это не значит, что мы будем терпеть где бы то ни было произвол в отношении советских дипломатов и дру гих сотрудников, работаю щих в наших представитель ствах за рубежом. Р. Аугштайн. Да, можно сказать, что Вы в данном случае действовали в соот ветствии с рекомендацией библии: если тебя ударят по одной щеке — подставь другую. Ю. В. Андропов. Не сов сем. Мы мало похояш на библейских персонажей. На ми руководил трезвый поли тический расчет, стремление не допустить ухудшения со ветско-французских отноше ний, и мы смотрели на вещи шире, чем этот узкий ло кальный конфликт. Р. Аугштайн. Поскольку уж мы тут коснулись библей. ских сюжетов, я хотел бы сказать следующее. Прези дент Рейган, выступая пе ред религиозной аудиторией, объявил Советский Союз «средоточием зла». Вы в ответе на это заявление да- ли ему свою оценку. Но я хотел бы спросить: возмож ны ли в такой атмосфере во обще разумные и успешные переговоры? Ю. В. Андропов. Мы до статочные реалисты, чтобы не обращать внимания на ри торику, Если бы Рейган, кроме своих обвинений, при нял хоть одно наше конкрет ное предложение по вопро сам сокращения вооружений или сам выдвинул хоть одно разумное, подходящее пред ложение, — мы бы ему про стили его, как бы это ска зать помягче, — голослов ное заявление. По-видимому, правы французы, когда от мечают, что каждый говорит тем языком, каким умеет. Р. Аугштайн. Редко быва ет так, что все зло и вся вина находится только на одной стороне, даже если это кажется Востоку в отноше нии Запада и Западу в отно шений Востока. В этой связи я должен спросить о сле дующем: сознают ли в Со ветском Союзе, насколько вопрос Афганистана портит международную атмосферу— и есть ли планы устранения такого положения? Ю. В. Андропов. Отвечая на первую часть Вашего вопроса, скажу: конечно, сознают. Наши планы поли тического решения афган- ской проблемы не являются секретом. Мы их излагали публично и не раз. Об этом" говорил еще Леонид Ильич Брежнев. Мы считаем, что как только прекратится вме шательство извне в дела Афганистана и будет гаран тировано невозобновление этого вмешательства, мы выведем свои войска. Наши войска находятся в этой стране по просьбе законно го афганского правительст ва — того, которое было тогда у власти, — и они продолжают находиться там по просьбе законного пра вительства, возглавляемого Б. Кармалем. Для себя мы там ничего не ищем. Мы откликнулись на просьбу о помощи со стороны друже ственной соседней страны. Но, конечно, нам далеко не безразлично, что происхо дит непосредственно на на шей южной границе. Вашин гтон вон даже считает себя вправе судить о том, какое правительство должно быть в Никарагуа, так как это, мол, затрагивает жизненные интересы США, Но Ника рагуа находится на расстоя нии более тысячи километ ров от США, а у нас с Аф ганистаном протяженная об щая граница. Так что, ока зывая помощь друзьям, мы одновременно думаем и об обеспечении интересов своей безопасности. Сейчас идут политические переговоры об урегулирова нии проблем, связанных с Афганистаном. Идут они, правда, трудно, пакистан цев, можно сказать, держат за рукав Их заокеанские друзья. Но все же мы по лагаем, что эти переговоры, которые происходят с по мощью представителя Гене рального секретаря ООН, имеют перед собой кое-ка кие перспективы. Р. Аугштайн. Хочу еще раз вернуться к вопросу о ракетах средней дальности. Если все нее американцы разместят их в ФРГ, то бу дете ли Вы продолжать пе реговоры с США о ядерном оружии в Европе? Ю. В. Андропов. С со ветской стороны уже не раз подчеркивалось, что такой ход событий означал бы резкое изменение к худше му обстановки не только в Европе, но и в глобальном плане. В соответствии . с этим нам и пришлось бы принять необходимые реше ния. Р. Аугштайн. Есть еще один вопрос, который забо тит очень многих в ФРГ. Известно, что внешняя за долженность некоторых со циалистических стран при обрела сейчас крайне опас ные размеры. Какой здесь возможен выход, чтобы из бежать углубления кризиса? Ведь все мы в Европе за- висим друг от друга. Ю. В, Андронов. Пос кольку речь идет о суве ренных государствах, я мо гу лишь сказать, что поис ки выхода из возникающих проблем — это суверенное дело каждой данной страны. Если же речь идет о том, что могла бы сделать со своей стороны ФРГ, то я могу посоветовать лишь од но: торгуйте, развивайте экономические отношения, а не занимайтесь «санкция ми». г И ----------- О бсуждаем п ро ект Зак она ВЫИГРАЕТ ОБЩЕЕ ДЕЛО к о лл ект и в а х --------:------ НРАВС Т ВЕННЫЙ П О ТЕН ЦИА Л На трассе газопровода «Уренгой—Ужгород» по-удар ному трудится бригадир монгажников треста «Союзгаз- спецстрой» Асташов Виктор Иванович. Фото Н. Ковырялова. РАСТЕТ ВЫ ПУСК ОПРАВ Проект Закона о трудовых Коллективах — в центре вни мания общественности Лебе дяни. На фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в учреждениях и организациях проходят собрания, на кото рых единодушно подчеркива ется, что новый Закон явит ся могучим . ускорителем творческих сил и граждан ской активности масс, ока жет большое влияние на по вышение ответственности ра бочих и руководителей за выполнение государственных планов и обязательств. Многие рассматривают проект Закона с точки зре ния его влияния на повыше ние эффективности и качест ва труда, укрепления дисцип лины и организованности. Выступая перед товарищами цеха, бригадир слесарей-сбор- щиков инструментального за вода Н. В. Гребенников с удовлетворением подчеркнул, что уже сейчас все перспек тивные вопросы развития производства на предприятии решаются с учетом мнения рабочих. Они заинтересован но участвуют в обсуждении планов социально-экономи ческого развития, держат в поле зрения проблемы орга низации труда и быта, зани мают активную позицию в '•овершенствовании воспита тельной работы. , В ходу та кие эффективные воспита тельные методы, как.настав ничество, движение за ком мунистическое отношение $ труду, моральное и матери альное стимулирование.. Ши роко применяются здесь и меры принудительного по рядка к нарушителям трудо вой дисциплины: лишение материального вознагражде ния, перестановка очередей на отпуска и получение квар тир. -г- Дедо выиграет,—под черкнул Н. В. Гребенников, — если все эти меры, вы работанные практикой, полу чат правовой характер, бу дут отражены в Законе о трудовых коллективах. Предложение рабочего о выработке стройной си стемы мер к нарушителям дисциплины поддерживает и бригадир строителей МПМК Облмежколхозстройобъе д и- нения Н. И. Селезнев. По его словам, строители мехко- лонны с каждым годом на ращивают объемы работ. Однако мешают прогульщи ки, пьяницы, рвачи, из-за ко торых теряются сотни ра бочих дней, тормозится де ло. — Как и на других пред приятиях, у нас применяют ся меры воздействия. Здоро во дисциплинирует бригад ный подряд, по которому ра ботают нынче пять наших коллективов. Нарушителей особо не держим. Но что по лучается? Сегодня их выгна ли на одном предприятии, глядишь, они уже объяви лись на другом. Вот так и кочуют в поисках длинного рубля. По убеждению Н. И. Селезнева, всех уволенных с предприятий за нарушение трудовой дисциплины надо принимать на работу только через районное бюро по трудоустройству. А руково дителей, которые потакают нарушителям, заслушивать в коллективах. Состояние трудовой дисци плины волнует и коллектив райобъединения «Сельхоз техника». И не случайно: ведь от качества труда ре монтников зависят результа ты труда земледельцев, вы полнение Продовольственно^ программы. Как заметил слесарь А. В. Попов, надо эффективней применять мо ральное и материальное сти мулирование, а также уже сточить контроль за соблюде нием технологической и тру довой дисциплины снизу. Для этого он предложил соз дать при райобъединении совет рабочих, наделить его правами и административны ми воспитательными функци ями. Предметом особой заботы трудовых коллективов долж но стать действенное социа листическое соревнование. В частности, предлагается до полнить 12 статью, в кото- о т р у до в ы х рой речь идет о полномочиях коллективов в развитии тру довой активности работников и организации социалистиче ского соревнования словами: «организуют коллективную защиту социалистических обязательств». Рассчитывают, что эта мера поднимет лич ную ответственность сорев нующихся за выполнение своих обязательств. С одобрением встречена статья, которая предоставля ет трудовым коллективам право выдвигать кандидатуру работников для морального и материального поощрения. Как считает механизатор совхоза имени Мичурина Н. А. Сафонов, коллектив ное мнение позволяет с боль шей отдачей распорядиться фондами, избежать случай ных ошибок: «Ведь нам-то снизу видней, чего заслужи вает человек: премии или наказания». Высказывались предложения решительнее привлекать к ответу лиц, ук лоняющихся от обществен но-полезного труда, выво дить на чистую воду всех тунеядцев и захребетников. С вступлением в силу но вого Закона станет возмож ным полнее учитывать кол лективный опыт, направлять его на решение насущных задач, которые стоят нынче перед советскими людьми. Такие выводы делают участ ники проходящих, в Лебедя ни рабочих собраний. Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Ленинского знамени». Проект Закона о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении пред приятиями, учреждениями и организациями нашел от клик среди работников Дан- ковского хлебозавода. Каж дый видит в нем важный по литический документ, касаю щийся труженика нашей страны. Все мы, работающие в ус ловиях бригадного подряда, знаем, какое весомое слово имеет каждый член бригады при обсуждении КТУ за про шедший месяц. Правда, ито ги подводит совет бригады, но на заседании совета мо жет присутствовать любой член коллектива. Как прави ло, у нас так и бывает. За последние месяцы не было случая , чтобы совет нашей бригады снизил КТУ таким рабочим, как печной мастер Т. И. Солдатова, тестомес булочной линии Н. А. Кро- вопускова, укладчица гото вой продукции В. Н. Сомова или кочегар П. С. Бирюков. Каждый из них активен при подведении итогов соревнова ния, не дает спуску тем, кто нарушил дисциплину. Обычно наша бригада за нимает первое место в со ревновании. Но недавно сле сарь-оператор В. П. Ерми лов прогулял, подвел коллек тив. Бригаду исключили из соревнования. Разве Не обид но ее членам, что наш кол лектив, имеющий высокие производственные показате ли, пострадал из-за одного че ловека? Роль коллектива велика и неоспорима не только в борь бе за дисциплину и порядок. На нашем предприятии ста ло нормой, что любое дель ное предложение, выдвину тое рабочим, обязательно на ходит поддержку у адми нистрации и внедряется в практику. При проведении ежемесячного дня качества ведется протокол, в нем за писываются предложения ра бочих и специалистов, а за тем устанавливается конт роль за тем; как предложе ние реализуется. Недавно укладчица гото вой продукции В. Н. Сомова заявила, что деформация батонов происходит потому, что транспортерная * лента слишком высоко расположе на над циркуляционным сто лом. Главному механику и главному инженеру было да но задание отрегулировать ленту. Теперь лента идет почти над самым столом, и< батоны не мнутся, сохраняют хороший товарный вид., По итогам соревнования за первый квартал нашему за воду присуждено переходя щее Красное знамя обкома профсоюза и управления пи щевой промышленности обл исполкома. Повышение нрав ственного потенциала коллек тива поможет нам впредь иметь более высокие показа тели. М. ЗАЙЦЕВА, бригадир Данковского хлебозавода. ЕЛЕЦ. (Соб. корр. «Ле нинского знамени»). Пол тора миллиона очковых оправ выпущено с начала года на заводе медицин ского оборудования. Это на 8 процентов больше, чем изготовлено за тот же период прошлого года. На результатах во мно гом сказалось совершенство- У ванне организации труда и социалистического соревно вания. Значительная часть работающих переведена на прогрессивный бригадный метод. Как показал опыт бригады Г. В. Горемыкиной, это дало значительный р о е производительности трудна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz