Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Ра ссказы о ветеранах партии ^ВСЕГО ДОРОЖЕ Года три-четыре тому назад жители поселка завода «Сво бодный сокол» могли видеть пожилого седовласого челове ка на велосипеде. За заводом он переезжал мост через реку Воронеж и исчезал из виду на одной из полевых дорог. Ко лыхались вокруг волны на ливающихся колосьев, а он слу шал их шорох и будто разго варивал с вечно живым, веч но движущимся хлебным мас сивом... И однажды он открылся мне. — Люблю один побыть с полем, как говорится, с глазу на глаз, когда никто и ничто не мешает, и время не торопит. Тогда лучше проверяешь себя: как жил, что делал, что дал людям. — Это что ж е — самоана лиз? — Может, и так. А может, и нечто большее — ну, скажем, осмысление. Это ведь очень полезная штуковина — осмыс ление, раскрытие связей фак тов нашего бытия — всего, что делали и делаем.,. В семье безземельного кре стьянина Тамбовской губернии Павла Стрельникова, работав шего стрелочником на станции Кочетовка, в 1899 году родился первенец — Андрей. Как и от цу, Андрею суждено было стать железнодорожником — с семнадцати лет. После окон чания железнодорожной шко лы в Козлове (ныне Мичу ринск) той же станции Коче- товка он стал рабочим по ре монту пути, потом — кондукто- ром-раздатчиком товарных по ездов. Там ж е в 1928 году всту пил * партию. Андрей Стрельников был Парнем живым, общительным, любознательным. Рано появил ся у него «вкус» к обществен ной работе. Еще в 1918 году, совсем юный, он был избран председателем ревизионной ко миссии, а в 1926 году и чле ном сельского Совета. Частые и неожиданные пе реброски кадров с места наме сто тогда были обычным де лом. Ведь все везде делалось заново, зачастую наощупь, и руководящие работники порой неожиданно направлялись ту да, где они требовались не завтра, не через месяц, ска жем, а сегодня, немедленно. Когда в райисполкомах была введена должность заместите ля председателя по заготовкам, им в Мичуринске стал Андрей 'Стрельников, работавший до этого в потребительском об ществе. В Ведугском районе Воронежской области он два с половиной года проработал в должности уполномоченного Наркомзага СССР. Затем еще год в более крупном районе— Бутурлиновском. Там его из брали вторым секретарем рай кома партии, а через два го да направили на партийную работу в Липецкий сельский райком партии, где в январе 1941 года избрали первым сек ретарем. Война началась в тот самый воскресный день июня 1941 ' года, когда Андрей Павлович приехал за своей семьей в Бутурлиновку. Кое-как сумел переправить ее в Липецк и сразу же окунулся в кипучую организаторскую деятельность. Вскоре Липецкий район стал прифронтовым. Семьи партий ных и советских работников были отправлены в далекий тыл. В райкоме и райисполко ме перешли на казарменное по ложение. Райком получил указание ор ганизовать на всякий случай два партизанских отряда и создать базы для них, подо брать связных. Шел обстоя тельный разговор с каждым человеком. Подготовили состав подпольного райкома, во главе которого должен был остать ся Стрельников. В оврагах под селом Ленино каждый день проводились военные занятия. Ежедневно несколько сот че ловек выходили на строитель ство оборонительных рубежей. И почти ежедневно райком должен был посылать комму нистов на пополнение прохо дивших через Липецк красно армейских частей и подразде лений, направлявшихся к ме стам боев на подступах к Во ронежу. На местные партийные и советские органы легла и забота о раненых. Война помешала району в 1941 году справиться с убор кой хлебов. Это создало по следующие трудности. Особен но серьезными оказались они весной 1942 года. Как провес ти посевную? Что делать? Эти вопросы стояли перед всеми и в первую очередь перед рай комовцами и перед правления ми 67 липецких колхозов. Ведь к этому времени в рай оне не было ни сельскохозяй ственной техники, ни лоша дей, ни крупного рогатого ско та: все эвакуировали в Сара товскую область. А время па хать! Тогда-то и пошли женщи ны-колхозницы на поля с ло патами: началась «ручная па хота». И проведена была эта невиданная работа на пло щади около четырех тысяч гектаров. Люди сделали все, что в состояния были сделать. — Наши женщины-патриот ки совершали, кажется, невоз можное, — говорит, вспоминая о военном времени, Андрей Павлович. — Женщины из Двуречек в мешках носили се менное зерно, переправлялись на пароме через реку Воронеж, а там — опять пешком, лесом — до своего колхоза. А ведь это — больше двух десятков километров! Все перенесли, вы стояли, победили... В 1948 году Андрей Павло вич с отличием окончил девя тимесячные курсы при Воро нежской областной партийной школе и его направили в Та- а о ю с к и й район, где избрали председателем райисполкома. И там осталась о нем добрая па мять. Затем семь лет прорабо тал Андрей Павлович предсе дателем Грязияского райиспол кома. Этот период работы Стрельникова также был весь ма продуктивным. Об этом го ворят документы, воспомина ния товарищей, материалы га зет. Район, как правило, за нимал ведущие места в сорев новании, задавал тон во многих добрых делах. В 1955—56 годах Грязинскяй район выступил в нашей обла сти инициатором строительст ва механизированных колхоз ных токов. Это было тогда очень нужным делом. Грязин- цы по-ударному взялись за оборудование простейших ме ханизированных токов, и за два года они появились во всех хозяйствах. Тогда и зача стили к ним гости из других районов: у грязинцев учились оперативному решению хо зяйственной проблемы. Помню, и мне пришлось в то время писать в областной газете об инициативе грязяяеких хо зяйств. С явным удовольствием вспоминает сейчас обо всем этом Андрей Павлович. В пятидесятые годы на каж дой Липецкой районной пар тийной конференции мы, деле гаты, видели в числе уважае мых гостей и Андрея Павло вича Стрельникова, хотя он уж е и находился, как принято говорить, на заслуженном от дыхе. Пожилой человек ценил добрую память о нем и внима ние товарищей. Живительной была для него эта привычная ему атмосфера — она делала ветерана моложе. Наш рассказ о Стрельникове был бы неполным, если бы мы не сказали, что уход его на пенсию в 1959 году и пере езд на постоянное место жи тельства в областной центр во все не означали ухода отдел. Он еще в течение семи лет руководил Липецкой цент ральной сберегательной кассой и вел большую общественную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. О той работе — беспокой ной, созидающей, всегда зову щей вперед, которюй без остатка посвящена вся жизнь, постоянно напоминает имею щийся у Андрея Павловича нагрудный знак: «50 лет пре бывания в рядах КПСС». Он дорожит этим знаком призна ния его труда по партийным законам, которые для Стрель никова — всегда превыше все го. Я начал свой очерк с корот кого суждения А. П. Стрель никова об осмыслении прожи того — всего, что делали и делаем. С достоинством и удовлетворением говорит он об этом, ибо жил честно, тру дился безотказно и увлеченно. И не у многих такое: возраст — 84 года, трудовой стаж — 66 лет, партийный — 65 лет, настроение — всегда боевое. Таков сейчас он, Андрей Пав лович Стрельников — перво проходец новой жизни. Л. БАШКУРОВ, член Союза журналистов СССР. Мир твоих увлечений И НЕ Х И Т Р ЫХ ТРИ СТ РУН Ы — Какое место в вашей жизни занимает музыка? — Вез нее себя не пред ставляю... Это ответ непрофессио нального музыканта. Евгений Ильич Защепин — инженер- конструктор, специалист, ко торого весьма высоко ценят в отделе главного технолога Усманского завода литейно го оборудования. Но не мень шее признание в Усманском народном оркестре завоевал и Защепин-балалаечник. Русская народная инстру ментальная музыка богата и разнообразна. На необъят ных просторах России звучат рожки и жалейки, гусли н скрипки, баяны и гармоники, гитары и аккордеоны. Из этого огромного разнообразия инструментов Евгений Заще- пнн выбрал балалайку. Сде лал он это сорок лет назад, когда ему было— семь лет. И вот с тех пор заворожила его музыка, заполнила, ста ла верным спутником навею жизнь. Всегда с благодар ностью я теплотой вспомина ет Евгений Ильич своего первого учителя музыки — старшего брата Владими ра, чьему таланту не сужде но было раскрыться. Тому виновницей война, с которой он не вернулся... Постигать музыку всерьез Защепин начал уже студен том четвертого курса Туль ского механического инсти тута. Однажды, слушая кон церт знаменитого на весь мир балалаечника Павла Не- чипоренко, он вдруг отчет ливо понял, как ему далеко еще до «вершин». С тех пор после лекций, ежедневно, на скоро перекусив, Евгений раскрывал самоучитель и не сколько'- часов посвящал му зыке, до боли в пальцах «терзая» балалайку. В дека нате забеспокоились, не от разится ли увлечение Евге ния на учебе. Успешно закончив инсти. тут, молодой специалист За щепин по распределению по ехал на Урал, а оттуда по стечению обстоятельств — в Усмань. Но где бы он ни был, с балалайкой не рас ставался ни на день. Игра на ней стала для Евгения Ильича не просто увлечени ем, а страстью. Жесткий регламент посвящать себя музыке несколько часов в день стал необходимостью. Может, эта ненасытность и есть дар человека богатой души. Обычно немногословный и покладистый, Защепин мгно венно становится колючим н резким, когда в его присут ствии неуважительно гово рят о народной музыке, осо бенно о балалайке. Не поза видуешь его оппонентам, по тому что защищать свое ув лечение Евгений Ильич уме ет профессионально. Балалайка... Нехитрый с виду инструмент, всего три струны. А какое богатство звуков извлекают из него! Ни один иотрумент, как утверждают музыковеды, не сравнится с балалайкой по верности передачи «характе ра» русской песни, ее наст роения. А чего стоят эффект ные аккордные акценты, «подхваты», «перехваты»! И если справедливо утверж дение: какая да песня без ба яна, то столь же верно: ка кой народный оркестр без балалайки, где она стала ве дущим инструментом. На своей балалайке лауреат зо нальных смотров художест венной самодеятельности Ев гений Ильич Защепин играет в оркестре Усманского на родного хора первую «скрип ку» — вполне заслуженно. Ю. ШАЙДУЛИН, редактор радиовещания Усманского завода литейного оборудования. Смотр юных талантов С успехом прошел отчетный концерт детской художествен ной самодеятельности Дворца культуры завода «Свободный сокол». Песней А. Локтева на слова С. Крючкова «Разговор с Лени ным» концерт открыл хор ок тябрят. Дружными аплодис ментами зрители наградили вы ступление квартета в составе И. Воротниковой, Н. Коляды, Э. Диковой и О. Маликовой. Много теплых слов заслужива ют и другие юные артисты. Приятным сюрпризом стало исполнение группой октябрят оп>ры-сказки «Муха-цокотуха». Завершил отчетный концерт пионерский хор, в составе ко торого около ста человек. П. ЛАВРЕНТЬЕВ. К А К О Г О Ц В Е Т А К О С М О С. . . Какого цвета космос? На таше Бутиной из 4 «В» класса шестидесятой школы он увиделся красным. От важный красный космонавт шагнул прямо к звездам из красного космического кораб ля, на борту которого гордо алеют четыре буквы — «СССР». Это одна из работ выстав ки детского рисунка, органи зованной средней школой Л у 60 в фойе кинотеатра «Винница» к Дню космонав тики. Она так и называется — «Космос и дети». Кинотеатр «Винница» пре доставляет свое фойе для экспозиций детского творче ства не впервые. Недавно эта же школа знакомила зри телей с рисунками своих пи томцев на тему «Я вижу мир». Яркие, непосредственные, отмеченные свежим и зор ким восприятием окружаю щего работы юных художни ков неизменно привлекают внимание посетителей кино театра. В. РАСТВОРОВ, директор кинотеатра «Винница». ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА л ШИРНИН С Е РДЦ А О БЖ И ГАЮ Щ И Й МАЙ Придет оно — красное время, Придет, как награда, оно: Лиловые волны сирени Плеснут в голубое окно... И в розово-белом тумане, Над сказочным царством людей, — Весна пронесет караваны Увитых цветами ладей. И чувства нахлынут, и звуки, И звон отразится в ручьях, И нежные, знойные руки Сомкнутся на милых плечах... Да будет им холод неведом! Храни их, любовь, — не ломай! И, всклень, да наполнится светом Сердца обжигающий май... Не станет ли в мире светлее, Добрее не станете ль вы, Когда, в стороне от аллеи, Проклюнется горстка травы?.. Тягучей заботой пленимы, — С былинкой почувствуйте связь! Не глядя, — не шествуйте мимо, — Прислушайтесь, не торопясь: И тайные запахи бродят, И цель перед вами — ясна... Свершается чудо в природе, Великое чудо: весна! Мирное утро. Фотомонтаж В. Собровнна. ЗДРАВС Т ВУЙ , СКАЗКА! З а м е т к и о н о в ом с п е к т а к л е Л и п ецк ого об л а ст ного драма т ич еск ого т еат ра В начале апреля, в одно из воскресений, в областном дра матическом театре играли «Золушку». А за день до это го фильм по той же сказке Ев гения Шварца демонстриро вался цо Центральному телеви дению. Его повторили и в воскресенье, как раз в то время, когда шел спектакль. Поистине «роковое» для театра стечение обстоя тельств — слишком силен кон курент. Но не было в этом нечаянном «поединке» ни по бедителя, ни побежденного. Те, кто сиделку голубого экра на, увидели пусть старый, но по-прежнему волнующий фильм, а ребята, пришедшие в театр, познакомились с хоро шим спектаклем. Труппа театра и постанов щик Б. Голубицкий, думается, поступили правильно, с самого начала ориентируясь на само стоятельное проЧтение извест ной сказки. Это в целом обес печило успех «Золушки», хотя иногда и появлялось ощущение, что режиссерская концепция несколько недопроявлена. Один из примеров — сцена в лесу, когда Золушка неожиданно сталкивается с Принцем и убе гает, не откликнувшись на его мольбы. Через несколько мгновений она пожалела об этом, стала звать юношу... Мо мент этот очень значителен, ведь здесь Золушка, в сущ ности, признается в своей любви. К сожалению, сцена решена так, что актрису поч ти не слышно и не видно. Она оказалась как бы спрятан ной за второй задник и про износит свой текст оттуда. Может быть, режиссер не хо тел быть слишком прямоли нейным, акцентируя основную идею? Но не чрезмерен ли для юного зрителя этот акцент? «Золушка» Е. Шварца — не просто назидательная сказка о том, что терпение, кротость и трудолюбие всегда вознаграж даются. В этом случае она была бы несколько преснова той. Главное здесь — история зарождения первого чувства, нежного и возвышенного, ко торое, едва возникнув, уже способно творить чудеса. Это еще одно напоминание о том, что люди должны верить в счастье, потому что счастье — не случайный подарок судьбы, но закономерный итог чело веческих стремлений. Вот Золушка. Добра и про стодушна, трудолюбива и тер пелива. В своей песенке она даже называет себя кроткой. Но в исполнении актрисы Л. Мунировой, по-моему, есть нечто, кроме кротости. Какой- то огонек, внутренняя энергия, темперамент. Эти душевные свойства главной героини по могают ей верить, по-своему идти к счастью. О чем мечта ет Золушка? О празднике, му зыке, танцах, нарядном платье, успехе? Конечно, и об этом. Кто ж е в молодости об этом не мечтает! Однако не ждет ли героиня и чего-то иного? Может быть, ее вера в необыкновен ное рождена той неосознан ной настроенностью на 'лю бовь, той тайной готовностью полюбить, которая зреет в душе едва ли не каждого че ловека, на пороге юности? Это, на мой в'згляд, тема, которая в спектакле явно намечена и которую можно было бы еще «допроявить», углубить. Теме этой подчинена вся логика развития действия в мудрой, доброй и романтически при поднятой пьесе Е. Шварца. Чудеса, волшебные перемены должны произойти прежде всего в душах персонажей. Дуэт Золушки и Принца сы гран Л. Мунировой и В. Бау линым легко, непринужденно и трогательно. Здесь все помога ет: внешняя привлекательность артистов, их молодость, естест венность пластики. Но и пора ботать еще есть над чем. Ска жем, сцена Золушки и Принца во время пребывания в вол шебной стране могла бы быть сыграна тоньше, психологич нее. Ведь это тот самый мо мент, когда и зарождалось чувство, о котором герои не решались ни сказать, ни поду мать. Более точной нюансиров ки эмоций можно пожелать исполнителям в сцене неожи данного прощания на балу. Слишком легко согласилась Золушка помочь примерить туфельку одной из своих сест риц. Между тем, как мы уже отмечали, с самого начала спектакля в игре Л. Мунировой угадывался намек на достоин ство, на характер. Это очень интересное обстоятельство, на которое стоит обратить вни мание в дальнейшей работе. Быть может, стоило бы дать зрителю почувствовать внут реннюю борьбу, происходящую в душе главной героини во время «примерки». Чрезмерная ее покорность, кстати, противо речит не только той заявке на темперамент, которую сделала актриса, но и «рекомендациям» драматурга. Вспомним репли ку самой 'Золушки: «Ведь это очень вредно: не ездить на бал, когда ты этого заслужи ваешь». Эти слова, повторен ные, кстати, дважды, опреде ленно свидетельствуют о том, что у Золушки развито острое чувство уважения к самой се бе. Так и хочется перефрази ровать процитированную реп лику: очень вредно отрекаться от любви, если ты, действи тельно, любишь! Во втором акте внимание зрителей переключается с Зо лушки на Принца, причем, в рассматриваемом спектакле это происходит вовсе не потому, что Принц появляется на сце не впервые, а затем то и де ло оказывается рядом с Зо лушкой. Принц в исполнении В. Баулина воспринимается не как «аккомпанирующий» пер сонаж в основном дуэте, а как один из главных героев. Ис полнитель и режиссер увидели в материале немалые возмож ности, сделав Принца едва ли не важнейшим выразителем романтической концепции пье сы. Актер раскрывает перед нами сложную гамму пережи ваний, непростой процесс внут реннего взросления, становле ния молодой души. Он запоми нается с первого появления: чуть угловатый, «колючий» юноша, еще почти подросток, с безразличным видом жую щий яблоко, а потом лихо зафутболивающий огрызок. Отличная, кстати, находка, за которой чувствуется и «ершис тость» характера, и еще не совсем забытое мальчишество. Убедителен Принц В. Баулина и в своей пламенной клятве, когда обещает совершить мно жество подвигов ради того, чтобы Золушка его полюбила. Зрители по достоинству оце нили работу и других участ ников спектакля: добродуш ного Короля (заел. арт. РСФСР Б. Попов), красивой н коварной Мачехи (В. Бражник). Запоминается Лесничий, дели катно сыгранный Г. Германом. Хорош и ансамбль симпатичных Духов —- артисты М. Боброва, Л. Шуринова, А. Живоглядов и А. Светоносов. Светлое, приподнятое, празд ничное настроение создается благодаря отличной музыке композитора Г. Портнова, удачному сценическому оформ лению художника М. Рыбасо- вой. Зрители увидели доброт ную работу, свидетельствую щую о творческом росте кол лектива театра. В. СЛАВЕЦКИЙ. В «Ленинском знамени» 15 ноября прошлого года был опубликован материал «Если в школе праздник», подго товленный по письму читателя. Речь в нем шла о том, насколько важна в общеобразовательных школах атмос фера внимательного отношения учителей к организации свободного времени учащихся в стенах самой школы. В статье ставился вопрос о возможностях педагогических коллективов решить эту задачу. Наш внештатный корреспондент, педагог П. С. Плохих, продолжая затронутую тему, решил рассказать сегодня о многолетнем опыте по эстетическому воспитанию учащих ся в Липецкой средней школе № 48. В ОДИН из февраль ских дней пришлось мне побывать в Ли пецкой средней школе № 48. Шел сюда по своим делам, а попал..; на праздник. В большом актовом зале соб ралась почти вся школа. Сначала на сцену вышли со средоточенные мальчики и хором, вдохновенно исполни ли несколько песен. Их сме нил вокально-инструмен тальный ансамбль. Лица у гитаристов, ударника и дру гих исполнителей выражали строгое достоинство, но чувствовалось, что игра до ставляет им истинное удо вольствие. Солистки-старше. классницы гордо раскланя лись на аплодисменты, усту пая сцену темпераментным юным танцорам, от нетерпе ния постукивавшим по полу туфельками. Сцена оказа лась им тесна, и поэтому они вышли танцевать прямо на середину зала. Это вызва ло всеобщее одобрение, и ап лодисменты уже не стихали, сопровождая ритм веселой мелодии. «Не иначе, как готовятся к очередному смотру худо жественной самодеятельно сти», — подумал я. По сво. ему многолетнему педагоги ческому опыту мне знакома была такая картина: объявят подобный смотр — и в шко ле начинается аврал. «Мо билизуют» в хор всех, у ко го хоть немного есть музы кальный слух, но почему-то преимущественно девочек. Учителя убеждают мальчи шек, обладающих хорошо по ставленными голосами, разу чить какой-нибудь стих. Срочно формируется «труп па» юных самодеятельных артистов для сатирических инсценировок на темы из классной жизни... Минует смотр, на котором, глядишь, школа даже занимает призо вое мест'о, и снова воцаря ются будни. До очередного конкурса. Но то, что я увидел, сов сем не походило на аврал. Никакого жюри не было. Ребята просто веселились от души. Вечер, по-моему, удался на славу. - • Своим мнением я поделил ся позже с учителями шко лы «А у нас всегда так! — отвечали они. — Смотры — смотрами, а школьные празд ники мы готовим круглый год». в микрорайоне учебного за ведения. Все началось с создания при школе музыкального кружка. 'Сначала он был не большим, а сейчас в нем не сколько отделений. В сво бодное время шестьдесят ре бят под руководством опыт ных преподавателей музыки учатся играть на фортепья но, аккордеоне, баяне. Ко никак, тебе доверили защи щать честь школы. Учащиеся младших клас сов с удовольствием посеща ют занятия кукольного круж ка, которым также руково дят учителя. Ребята охотно выступают в классах, в под шефных детсадах, перед ро дителями. Любви к поэзии, слову многие и многие учатся в ------------- Эстетическое воспитание в школе-------------- КАК РОЖДАЕТСЯ П Р А З Д Н И К Вот тогда я решил побли. же познакомиться с ошйтом работы педагогического кол лектива средней школы № 48 по эстетическому вос питанию учащихся. Прихо дил я в школу ежедневно, в течение двух недель. И каж дый раз открывал что-нибудь новое. В 48-й средней из тысячи трехсот с лишним учащихся в коллективах и кружках ху дожественной самодеятель ности участвуют пятьсот, то- есть почти каждый второй. Выбор у самодеятельных ар.' тистов большой. Постараюсь хотя бы перечислить то, чем могут заняться ребята в свободное время. В школе постоянно действуют общий хор и хор мальчиков, два кружка т— народных и сов ременных бальных танцев, вокально - инструментальный ансамбль, кружки: чтецов, драматический, кукольный... Все эти кружки работают на высоком художественном уровне, о чем свидетельству ют многочисленные почетные грамоты районных и город ских смотров самодеятельно сти учащихся. В городских подобных конкурсах средняя школа № 48 неизменно еже годно занимает призовые ме ста все десять последних лет. Резонно задаться вопросом: кто же руководит творчест вом ребят? Ведь хорошо из вестно, сколь остра еще эта проблема, сколь мало воз можностей у школы: штат ным учителям, занимающим ся эстетическим воспита нием по учебной программе, такой объем работы не оси лить. Думаю, не справились бы и в 48-й, если бы здесь не пошли по наиболее логично му пути: максимально ис пользовать в эстетическом воспитании учащихся свои и все те резервы, что имеются нечно, музыкальные педаго ги и стали, в первую очередь, в чем-то руководителями, а в чем-то активными помощ никами учителей в создании художественной самодея тельности ребят. И. Н, Бо рисов, например, взял на се бя руководство школьным вокально - инструменталь ным ансамблем. А кто же не знает, насколько популярны такие коллективы у старше классников! Другие помогли в создании хоровых коллек тивов — общешкольного, мальчиков и учительского— да, есть в 48-й и такой! Уж поскольку в педагогическом коллективе решили будить ребячью фантазию и воспи тывать таланты, то и самим отставать нельзя. В хоре учи телей поет и директор шко лы Елена Филипповна Жа рикова, все завучи, все педа гоги-предметники, без раз деления на «физиков» и «лириков;». Атмосфера коллективизма, доброжелательности, на строя на общее дело способ ствовала тому, что к творче ской работе с ребятами по тянулись и учителя, ранее как будто бы особенно не проявлявшие своих увлече ний. То, что за создание классных хоровых кружков с энтузиазмом взялась учи тельница музыки Е. М. Ко. валева, не удивительно—это ее предмет. Но в этом ей стала верной помощницей и учительница начальных клас сов В. Н. Фатеева. Ребята с увлечением собирают в клас сах свои мини-фонотеки, ра зучивают полюбившиеся песни. И в свой хор маль чишки, уж, конечно, идут совсем не потому, что так «велено». Если перед всем классом сказали, что ты по ешь лучше всех, то и в об щем коллективе ты будешь участвовать с радостью: как- кружках выразительного чтения, которыми творчески, разнообразно руководят пе дагоги 3. Ф. Соколова, М. П. Логинова, Д. Г. Черных, Л. А, Анищенко, Г. Ф. Иванова, Н. Г. Рудакова. В особом почете в школе — театральное искусство. Много лет действует драма тический коллектив под ру ководством учительницы , русского языка и литерату ры Дины Григорьевны Чер ных. Она же ведет факуль татив основ театрального ис кусства. Учащиеся охотно по сещают детские спектакли областного драмтеатра, пи шут отзывы и сочинения, встречаются с актерами. Школа, именно школа да ет возможность интересно за нять досуг, проявить свои способности. Те, кто неплохо рисует, обязательно станут участниками выставки само деятельных работ, организу емой несколько раз в году. Те, кто хочет научиться кра сиво танцевать, приходят в кружок бального танца. Кстати, в этом коллективе четко проявляются свои тра диции. Сначала им руково дил культпросветработник расположенного поблизости Дворца культуры профсою зов. Но по мере того, как работа по развитию школь ных талантов набирала си лу, учащиеся все охотнее стали пополнять самодея тельные коллективы этого учреждения культуры: стано вились участниками ансамб лей народных инструментов, хореографических и других. Подрастали ребята, росло и их сценическое мастерство. И, наконец, настало вре мя, когда уже они сами ощутили в себе и силы, и желание помочь в эстети ческом воспитании учащихся родной школы. Ансамблем современного бального танца учащихся сейчас руководя» на общественных началах десятиклассницы Таня Нико лаева и Наташа Терновых. Этому искусству они научи лись в свое время в хорео графическом коллективе Дворца культуры профсоюзов. Немало выпускников 48-й поступили в институты куль туры, культпросветучилище, музыкальные средние учеб ные заведения или художест венные училища: школьные уроки эстетики прямо помог ли выбору жизненного пути. Но, думается, главная цель всей работы педагогического коллектива не в этом. Недавно мне довелось при сутствовать на традиционной встрече с выпускниками шко лы. И снова я ощутил праздник. Он рождался пря мо на моих глазах. Учащие ся 1 0 «в» класса экспром том подготовили театрализо ванное представление «Вы бери профессию свою». Яр ко, с выдумкой, с добрым юмором оформили фотостенд «Какими вы были!». Празд ник царил и на сцене, н в зале. И по всему чувство валось, что бывшие выпуск ники, снова |попав в' родную школу, рады этой знакомой атмосфере. Я разговорился с одним из них. Володя Тюрин недавно окончил Военно-морское учи. лище. Он считает, что школа дала ему очень много. Да, и помимо знаний! Здесь он полюбил спорт, играл в сборной команде по баскет болу, здесь открыл для себя поэзию, научился танцевать, с Удовольствием пел в хоре. «Я думаю, что любить ис кусство, спорт должен каж дый человек, каким бы де лом он в жизни ни занимал ся. Рад, что я это понял еще в школе. Думаю, что то, чТо приобрел здесь, очень приго дится мне в будущей рабо те». ...В 48-й на самом видном месте висит большой стенд. Он отражает итоги соревно вания между классами. Со ревнование серьезно и глу боко ведется с учетом уче бы (кстати, 48-я в числе лучших школ в городе по успеваемости), трудовых дел и т. д. Есть в показателях и особый раздел. Штаб эстети ческой культуры школы по стоянно и оперативно инфор мирует о посещении учащими ся театров и кино, встречах с людьми творческих профес сий, об интересных вечерах, классных часах и шефской культурной работе... Позна комился я с этим разделом и подумал: а ведь это не только показатели, от кото рых зависит, будет ли тот или иной класс победителем. Школа учит ребят самому важному — человеческому общению, умению жить ин тереснее и быть счастливыми» п . ПЛОХИХ, учи т ел ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz