Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ра ссказы о ветеранах партии ^ВСЕГО ДОРОЖЕ Года три-четыре тому назад жители поселка завода «Сво­ бодный сокол» могли видеть пожилого седовласого челове­ ка на велосипеде. За заводом он переезжал мост через реку Воронеж и исчезал из виду на одной из полевых дорог. Ко­ лыхались вокруг волны на­ ливающихся колосьев, а он слу­ шал их шорох и будто разго­ варивал с вечно живым, веч­ но движущимся хлебным мас­ сивом... И однажды он открылся мне. — Люблю один побыть с полем, как говорится, с глазу на глаз, когда никто и ничто не мешает, и время не торопит. Тогда лучше проверяешь себя: как жил, что делал, что дал людям. — Это что ж е — самоана­ лиз? — Может, и так. А может, и нечто большее — ну, скажем, осмысление. Это ведь очень полезная штуковина — осмыс­ ление, раскрытие связей фак­ тов нашего бытия — всего, что делали и делаем.,. В семье безземельного кре­ стьянина Тамбовской губернии Павла Стрельникова, работав­ шего стрелочником на станции Кочетовка, в 1899 году родился первенец — Андрей. Как и от­ цу, Андрею суждено было стать железнодорожником — с семнадцати лет. После окон­ чания железнодорожной шко­ лы в Козлове (ныне Мичу­ ринск) той же станции Коче- товка он стал рабочим по ре­ монту пути, потом — кондукто- ром-раздатчиком товарных по­ ездов. Там ж е в 1928 году всту­ пил * партию. Андрей Стрельников был Парнем живым, общительным, любознательным. Рано появил­ ся у него «вкус» к обществен­ ной работе. Еще в 1918 году, совсем юный, он был избран председателем ревизионной ко­ миссии, а в 1926 году и чле­ ном сельского Совета. Частые и неожиданные пе­ реброски кадров с места наме­ сто тогда были обычным де­ лом. Ведь все везде делалось заново, зачастую наощупь, и руководящие работники порой неожиданно направлялись ту­ да, где они требовались не завтра, не через месяц, ска­ жем, а сегодня, немедленно. Когда в райисполкомах была введена должность заместите­ ля председателя по заготовкам, им в Мичуринске стал Андрей 'Стрельников, работавший до этого в потребительском об­ ществе. В Ведугском районе Воронежской области он два с половиной года проработал в должности уполномоченного Наркомзага СССР. Затем еще год в более крупном районе— Бутурлиновском. Там его из­ брали вторым секретарем рай­ кома партии, а через два го­ да направили на партийную работу в Липецкий сельский райком партии, где в январе 1941 года избрали первым сек­ ретарем. Война началась в тот самый воскресный день июня 1941 ' года, когда Андрей Павлович приехал за своей семьей в Бутурлиновку. Кое-как сумел переправить ее в Липецк и сразу же окунулся в кипучую организаторскую деятельность. Вскоре Липецкий район стал прифронтовым. Семьи партий­ ных и советских работников были отправлены в далекий тыл. В райкоме и райисполко­ ме перешли на казарменное по­ ложение. Райком получил указание ор­ ганизовать на всякий случай два партизанских отряда и создать базы для них, подо­ брать связных. Шел обстоя­ тельный разговор с каждым человеком. Подготовили состав подпольного райкома, во главе которого должен был остать­ ся Стрельников. В оврагах под селом Ленино каждый день проводились военные занятия. Ежедневно несколько сот че­ ловек выходили на строитель­ ство оборонительных рубежей. И почти ежедневно райком должен был посылать комму­ нистов на пополнение прохо­ дивших через Липецк красно­ армейских частей и подразде­ лений, направлявшихся к ме­ стам боев на подступах к Во­ ронежу. На местные партийные и советские органы легла и забота о раненых. Война помешала району в 1941 году справиться с убор­ кой хлебов. Это создало по­ следующие трудности. Особен­ но серьезными оказались они весной 1942 года. Как провес­ ти посевную? Что делать? Эти вопросы стояли перед всеми и в первую очередь перед рай­ комовцами и перед правления­ ми 67 липецких колхозов. Ведь к этому времени в рай­ оне не было ни сельскохозяй­ ственной техники, ни лоша­ дей, ни крупного рогатого ско­ та: все эвакуировали в Сара­ товскую область. А время па­ хать! Тогда-то и пошли женщи­ ны-колхозницы на поля с ло­ патами: началась «ручная па­ хота». И проведена была эта невиданная работа на пло­ щади около четырех тысяч гектаров. Люди сделали все, что в состояния были сделать. — Наши женщины-патриот­ ки совершали, кажется, невоз­ можное, — говорит, вспоминая о военном времени, Андрей Павлович. — Женщины из Двуречек в мешках носили се­ менное зерно, переправлялись на пароме через реку Воронеж, а там — опять пешком, лесом — до своего колхоза. А ведь это — больше двух десятков километров! Все перенесли, вы­ стояли, победили... В 1948 году Андрей Павло­ вич с отличием окончил девя­ тимесячные курсы при Воро­ нежской областной партийной школе и его направили в Та- а о ю с к и й район, где избрали председателем райисполкома. И там осталась о нем добрая па­ мять. Затем семь лет прорабо­ тал Андрей Павлович предсе­ дателем Грязияского райиспол­ кома. Этот период работы Стрельникова также был весь­ ма продуктивным. Об этом го­ ворят документы, воспомина­ ния товарищей, материалы га­ зет. Район, как правило, за­ нимал ведущие места в сорев­ новании, задавал тон во многих добрых делах. В 1955—56 годах Грязинскяй район выступил в нашей обла­ сти инициатором строительст­ ва механизированных колхоз­ ных токов. Это было тогда очень нужным делом. Грязин- цы по-ударному взялись за оборудование простейших ме­ ханизированных токов, и за два года они появились во всех хозяйствах. Тогда и зача­ стили к ним гости из других районов: у грязинцев учились оперативному решению хо­ зяйственной проблемы. Помню, и мне пришлось в то время писать в областной газете об инициативе грязяяеких хо­ зяйств. С явным удовольствием вспоминает сейчас обо всем этом Андрей Павлович. В пятидесятые годы на каж­ дой Липецкой районной пар­ тийной конференции мы, деле­ гаты, видели в числе уважае­ мых гостей и Андрея Павло­ вича Стрельникова, хотя он уж е и находился, как принято говорить, на заслуженном от­ дыхе. Пожилой человек ценил добрую память о нем и внима­ ние товарищей. Живительной была для него эта привычная ему атмосфера — она делала ветерана моложе. Наш рассказ о Стрельникове был бы неполным, если бы мы не сказали, что уход его на пенсию в 1959 году и пере­ езд на постоянное место жи­ тельства в областной центр во­ все не означали ухода отдел. Он еще в течение семи лет руководил Липецкой цент­ ральной сберегательной кассой и вел большую общественную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. О той работе — беспокой­ ной, созидающей, всегда зову­ щей вперед, которюй без остатка посвящена вся жизнь, постоянно напоминает имею­ щийся у Андрея Павловича нагрудный знак: «50 лет пре­ бывания в рядах КПСС». Он дорожит этим знаком призна­ ния его труда по партийным законам, которые для Стрель­ никова — всегда превыше все­ го. Я начал свой очерк с корот­ кого суждения А. П. Стрель­ никова об осмыслении прожи­ того — всего, что делали и делаем. С достоинством и удовлетворением говорит он об этом, ибо жил честно, тру­ дился безотказно и увлеченно. И не у многих такое: возраст — 84 года, трудовой стаж — 66 лет, партийный — 65 лет, настроение — всегда боевое. Таков сейчас он, Андрей Пав­ лович Стрельников — перво­ проходец новой жизни. Л. БАШКУРОВ, член Союза журналистов СССР. Мир твоих увлечений И НЕ Х И Т Р ЫХ ТРИ СТ РУН Ы — Какое место в вашей жизни занимает музыка? — Вез нее себя не пред­ ставляю... Это ответ непрофессио­ нального музыканта. Евгений Ильич Защепин — инженер- конструктор, специалист, ко­ торого весьма высоко ценят в отделе главного технолога Усманского завода литейно­ го оборудования. Но не мень­ шее признание в Усманском народном оркестре завоевал и Защепин-балалаечник. Русская народная инстру­ ментальная музыка богата и разнообразна. На необъят­ ных просторах России звучат рожки и жалейки, гусли н скрипки, баяны и гармоники, гитары и аккордеоны. Из этого огромного разнообразия инструментов Евгений Заще- пнн выбрал балалайку. Сде­ лал он это сорок лет назад, когда ему было— семь лет. И вот с тех пор заворожила его музыка, заполнила, ста­ ла верным спутником навею жизнь. Всегда с благодар­ ностью я теплотой вспомина­ ет Евгений Ильич своего первого учителя музыки — старшего брата Владими­ ра, чьему таланту не сужде­ но было раскрыться. Тому виновницей война, с которой он не вернулся... Постигать музыку всерьез Защепин начал уже студен­ том четвертого курса Туль­ ского механического инсти­ тута. Однажды, слушая кон­ церт знаменитого на весь мир балалаечника Павла Не- чипоренко, он вдруг отчет­ ливо понял, как ему далеко еще до «вершин». С тех пор после лекций, ежедневно, на­ скоро перекусив, Евгений раскрывал самоучитель и не­ сколько'- часов посвящал му­ зыке, до боли в пальцах «терзая» балалайку. В дека­ нате забеспокоились, не от­ разится ли увлечение Евге­ ния на учебе. Успешно закончив инсти. тут, молодой специалист За­ щепин по распределению по­ ехал на Урал, а оттуда по стечению обстоятельств — в Усмань. Но где бы он ни был, с балалайкой не рас­ ставался ни на день. Игра на ней стала для Евгения Ильича не просто увлечени­ ем, а страстью. Жесткий регламент посвящать себя музыке несколько часов в день стал необходимостью. Может, эта ненасытность и есть дар человека богатой души. Обычно немногословный и покладистый, Защепин мгно­ венно становится колючим н резким, когда в его присут­ ствии неуважительно гово­ рят о народной музыке, осо­ бенно о балалайке. Не поза­ видуешь его оппонентам, по­ тому что защищать свое ув­ лечение Евгений Ильич уме­ ет профессионально. Балалайка... Нехитрый с виду инструмент, всего три струны. А какое богатство звуков извлекают из него! Ни один иотрумент, как утверждают музыковеды, не сравнится с балалайкой по верности передачи «характе­ ра» русской песни, ее наст­ роения. А чего стоят эффект­ ные аккордные акценты, «подхваты», «перехваты»! И если справедливо утверж­ дение: какая да песня без ба­ яна, то столь же верно: ка­ кой народный оркестр без балалайки, где она стала ве­ дущим инструментом. На своей балалайке лауреат зо­ нальных смотров художест­ венной самодеятельности Ев­ гений Ильич Защепин играет в оркестре Усманского на­ родного хора первую «скрип­ ку» — вполне заслуженно. Ю. ШАЙДУЛИН, редактор радиовещания Усманского завода литейного оборудования. Смотр юных талантов С успехом прошел отчетный концерт детской художествен­ ной самодеятельности Дворца культуры завода «Свободный сокол». Песней А. Локтева на слова С. Крючкова «Разговор с Лени­ ным» концерт открыл хор ок­ тябрят. Дружными аплодис­ ментами зрители наградили вы­ ступление квартета в составе И. Воротниковой, Н. Коляды, Э. Диковой и О. Маликовой. Много теплых слов заслужива­ ют и другие юные артисты. Приятным сюрпризом стало исполнение группой октябрят оп>ры-сказки «Муха-цокотуха». Завершил отчетный концерт пионерский хор, в составе ко­ торого около ста человек. П. ЛАВРЕНТЬЕВ. К А К О Г О Ц В Е Т А К О С М О С. . . Какого цвета космос? На­ таше Бутиной из 4 «В» класса шестидесятой школы он увиделся красным. От­ важный красный космонавт шагнул прямо к звездам из красного космического кораб­ ля, на борту которого гордо алеют четыре буквы — «СССР». Это одна из работ выстав­ ки детского рисунка, органи­ зованной средней школой Л у 60 в фойе кинотеатра «Винница» к Дню космонав­ тики. Она так и называется — «Космос и дети». Кинотеатр «Винница» пре­ доставляет свое фойе для экспозиций детского творче­ ства не впервые. Недавно эта же школа знакомила зри­ телей с рисунками своих пи­ томцев на тему «Я вижу мир». Яркие, непосредственные, отмеченные свежим и зор­ ким восприятием окружаю­ щего работы юных художни­ ков неизменно привлекают внимание посетителей кино­ театра. В. РАСТВОРОВ, директор кинотеатра «Винница». ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА л ШИРНИН С Е РДЦ А О БЖ И ГАЮ Щ И Й МАЙ Придет оно — красное время, Придет, как награда, оно: Лиловые волны сирени Плеснут в голубое окно... И в розово-белом тумане, Над сказочным царством людей, — Весна пронесет караваны Увитых цветами ладей. И чувства нахлынут, и звуки, И звон отразится в ручьях, И нежные, знойные руки Сомкнутся на милых плечах... Да будет им холод неведом! Храни их, любовь, — не ломай! И, всклень, да наполнится светом Сердца обжигающий май... Не станет ли в мире светлее, Добрее не станете ль вы, Когда, в стороне от аллеи, Проклюнется горстка травы?.. Тягучей заботой пленимы, — С былинкой почувствуйте связь! Не глядя, — не шествуйте мимо, — Прислушайтесь, не торопясь: И тайные запахи бродят, И цель перед вами — ясна... Свершается чудо в природе, Великое чудо: весна! Мирное утро. Фотомонтаж В. Собровнна. ЗДРАВС Т ВУЙ , СКАЗКА! З а м е т к и о н о в ом с п е к т а к л е Л и п ецк ого об л а ст ного драма т ич еск ого т еат ра В начале апреля, в одно из воскресений, в областном дра­ матическом театре играли «Золушку». А за день до это­ го фильм по той же сказке Ев­ гения Шварца демонстриро­ вался цо Центральному телеви­ дению. Его повторили и в воскресенье, как раз в то время, когда шел спектакль. Поистине «роковое» для театра стечение обстоя­ тельств — слишком силен кон­ курент. Но не было в этом нечаянном «поединке» ни по­ бедителя, ни побежденного. Те, кто сиделку голубого экра­ на, увидели пусть старый, но по-прежнему волнующий фильм, а ребята, пришедшие в театр, познакомились с хоро­ шим спектаклем. Труппа театра и постанов­ щик Б. Голубицкий, думается, поступили правильно, с самого начала ориентируясь на само­ стоятельное проЧтение извест­ ной сказки. Это в целом обес­ печило успех «Золушки», хотя иногда и появлялось ощущение, что режиссерская концепция несколько недопроявлена. Один из примеров — сцена в лесу, когда Золушка неожиданно сталкивается с Принцем и убе­ гает, не откликнувшись на его мольбы. Через несколько мгновений она пожалела об этом, стала звать юношу... Мо­ мент этот очень значителен, ведь здесь Золушка, в сущ­ ности, признается в своей любви. К сожалению, сцена решена так, что актрису поч­ ти не слышно и не видно. Она оказалась как бы спрятан­ ной за второй задник и про­ износит свой текст оттуда. Может быть, режиссер не хо­ тел быть слишком прямоли­ нейным, акцентируя основную идею? Но не чрезмерен ли для юного зрителя этот акцент? «Золушка» Е. Шварца — не просто назидательная сказка о том, что терпение, кротость и трудолюбие всегда вознаграж­ даются. В этом случае она была бы несколько преснова­ той. Главное здесь — история зарождения первого чувства, нежного и возвышенного, ко­ торое, едва возникнув, уже способно творить чудеса. Это еще одно напоминание о том, что люди должны верить в счастье, потому что счастье — не случайный подарок судьбы, но закономерный итог чело­ веческих стремлений. Вот Золушка. Добра и про­ стодушна, трудолюбива и тер­ пелива. В своей песенке она даже называет себя кроткой. Но в исполнении актрисы Л. Мунировой, по-моему, есть нечто, кроме кротости. Какой- то огонек, внутренняя энергия, темперамент. Эти душевные свойства главной героини по­ могают ей верить, по-своему идти к счастью. О чем мечта­ ет Золушка? О празднике, му­ зыке, танцах, нарядном платье, успехе? Конечно, и об этом. Кто ж е в молодости об этом не мечтает! Однако не ждет ли героиня и чего-то иного? Может быть, ее вера в необыкновен­ ное рождена той неосознан­ ной настроенностью на 'лю­ бовь, той тайной готовностью полюбить, которая зреет в душе едва ли не каждого че­ ловека, на пороге юности? Это, на мой в'згляд, тема, которая в спектакле явно намечена и которую можно было бы еще «допроявить», углубить. Теме этой подчинена вся логика развития действия в мудрой, доброй и романтически при­ поднятой пьесе Е. Шварца. Чудеса, волшебные перемены должны произойти прежде всего в душах персонажей. Дуэт Золушки и Принца сы­ гран Л. Мунировой и В. Бау­ линым легко, непринужденно и трогательно. Здесь все помога­ ет: внешняя привлекательность артистов, их молодость, естест­ венность пластики. Но и пора­ ботать еще есть над чем. Ска­ жем, сцена Золушки и Принца во время пребывания в вол­ шебной стране могла бы быть сыграна тоньше, психологич­ нее. Ведь это тот самый мо­ мент, когда и зарождалось чувство, о котором герои не решались ни сказать, ни поду­ мать. Более точной нюансиров­ ки эмоций можно пожелать исполнителям в сцене неожи­ данного прощания на балу. Слишком легко согласилась Золушка помочь примерить туфельку одной из своих сест­ риц. Между тем, как мы уже отмечали, с самого начала спектакля в игре Л. Мунировой угадывался намек на достоин­ ство, на характер. Это очень интересное обстоятельство, на которое стоит обратить вни­ мание в дальнейшей работе. Быть может, стоило бы дать зрителю почувствовать внут­ реннюю борьбу, происходящую в душе главной героини во время «примерки». Чрезмерная ее покорность, кстати, противо­ речит не только той заявке на темперамент, которую сделала актриса, но и «рекомендациям» драматурга. Вспомним репли­ ку самой 'Золушки: «Ведь это очень вредно: не ездить на бал, когда ты этого заслужи­ ваешь». Эти слова, повторен­ ные, кстати, дважды, опреде­ ленно свидетельствуют о том, что у Золушки развито острое чувство уважения к самой се­ бе. Так и хочется перефрази­ ровать процитированную реп­ лику: очень вредно отрекаться от любви, если ты, действи­ тельно, любишь! Во втором акте внимание зрителей переключается с Зо­ лушки на Принца, причем, в рассматриваемом спектакле это происходит вовсе не потому, что Принц появляется на сце­ не впервые, а затем то и де­ ло оказывается рядом с Зо­ лушкой. Принц в исполнении В. Баулина воспринимается не как «аккомпанирующий» пер­ сонаж в основном дуэте, а как один из главных героев. Ис­ полнитель и режиссер увидели в материале немалые возмож­ ности, сделав Принца едва ли не важнейшим выразителем романтической концепции пье­ сы. Актер раскрывает перед нами сложную гамму пережи­ ваний, непростой процесс внут­ реннего взросления, становле­ ния молодой души. Он запоми­ нается с первого появления: чуть угловатый, «колючий» юноша, еще почти подросток, с безразличным видом жую ­ щий яблоко, а потом лихо зафутболивающий огрызок. Отличная, кстати, находка, за которой чувствуется и «ершис­ тость» характера, и еще не совсем забытое мальчишество. Убедителен Принц В. Баулина и в своей пламенной клятве, когда обещает совершить мно­ жество подвигов ради того, чтобы Золушка его полюбила. Зрители по достоинству оце­ нили работу и других участ­ ников спектакля: добродуш­ ного Короля (заел. арт. РСФСР Б. Попов), красивой н коварной Мачехи (В. Бражник). Запоминается Лесничий, дели­ катно сыгранный Г. Германом. Хорош и ансамбль симпатичных Духов —- артисты М. Боброва, Л. Шуринова, А. Живоглядов и А. Светоносов. Светлое, приподнятое, празд­ ничное настроение создается благодаря отличной музыке композитора Г. Портнова, удачному сценическому оформ­ лению художника М. Рыбасо- вой. Зрители увидели доброт­ ную работу, свидетельствую­ щую о творческом росте кол­ лектива театра. В. СЛАВЕЦКИЙ. В «Ленинском знамени» 15 ноября прошлого года был опубликован материал «Если в школе праздник», подго­ товленный по письму читателя. Речь в нем шла о том, насколько важна в общеобразовательных школах атмос­ фера внимательного отношения учителей к организации свободного времени учащихся в стенах самой школы. В статье ставился вопрос о возможностях педагогических коллективов решить эту задачу. Наш внештатный корреспондент, педагог П. С. Плохих, продолжая затронутую тему, решил рассказать сегодня о многолетнем опыте по эстетическому воспитанию учащих­ ся в Липецкой средней школе № 48. В ОДИН из февраль­ ских дней пришлось мне побывать в Ли­ пецкой средней школе № 48. Шел сюда по своим делам, а попал..; на праздник. В большом актовом зале соб­ ралась почти вся школа. Сначала на сцену вышли со­ средоточенные мальчики и хором, вдохновенно исполни­ ли несколько песен. Их сме­ нил вокально-инструмен­ тальный ансамбль. Лица у гитаристов, ударника и дру­ гих исполнителей выражали строгое достоинство, но чувствовалось, что игра до­ ставляет им истинное удо­ вольствие. Солистки-старше. классницы гордо раскланя­ лись на аплодисменты, усту­ пая сцену темпераментным юным танцорам, от нетерпе­ ния постукивавшим по полу туфельками. Сцена оказа­ лась им тесна, и поэтому они вышли танцевать прямо на середину зала. Это вызва­ ло всеобщее одобрение, и ап­ лодисменты уже не стихали, сопровождая ритм веселой мелодии. «Не иначе, как готовятся к очередному смотру худо­ жественной самодеятельно­ сти», — подумал я. По сво. ему многолетнему педагоги­ ческому опыту мне знакома была такая картина: объявят подобный смотр — и в шко­ ле начинается аврал. «Мо­ билизуют» в хор всех, у ко­ го хоть немного есть музы­ кальный слух, но почему-то преимущественно девочек. Учителя убеждают мальчи­ шек, обладающих хорошо по­ ставленными голосами, разу­ чить какой-нибудь стих. Срочно формируется «труп­ па» юных самодеятельных артистов для сатирических инсценировок на темы из классной жизни... Минует смотр, на котором, глядишь, школа даже занимает призо­ вое мест'о, и снова воцаря­ ются будни. До очередного конкурса. Но то, что я увидел, сов­ сем не походило на аврал. Никакого жюри не было. Ребята просто веселились от души. Вечер, по-моему, удался на славу. - • Своим мнением я поделил­ ся позже с учителями шко­ лы «А у нас всегда так! — отвечали они. — Смотры — смотрами, а школьные празд­ ники мы готовим круглый год». в микрорайоне учебного за­ ведения. Все началось с создания при школе музыкального кружка. 'Сначала он был не­ большим, а сейчас в нем не­ сколько отделений. В сво­ бодное время шестьдесят ре­ бят под руководством опыт­ ных преподавателей музыки учатся играть на фортепья­ но, аккордеоне, баяне. Ко­ никак, тебе доверили защи­ щать честь школы. Учащиеся младших клас­ сов с удовольствием посеща­ ют занятия кукольного круж­ ка, которым также руково­ дят учителя. Ребята охотно выступают в классах, в под­ шефных детсадах, перед ро­ дителями. Любви к поэзии, слову многие и многие учатся в ------------- Эстетическое воспитание в школе-------------- КАК РОЖДАЕТСЯ П Р А З Д Н И К Вот тогда я решил побли. же познакомиться с ошйтом работы педагогического кол­ лектива средней школы № 48 по эстетическому вос­ питанию учащихся. Прихо­ дил я в школу ежедневно, в течение двух недель. И каж­ дый раз открывал что-нибудь новое. В 48-й средней из тысячи трехсот с лишним учащихся в коллективах и кружках ху­ дожественной самодеятель­ ности участвуют пятьсот, то- есть почти каждый второй. Выбор у самодеятельных ар.' тистов большой. Постараюсь хотя бы перечислить то, чем могут заняться ребята в свободное время. В школе постоянно действуют общий хор и хор мальчиков, два кружка т— народных и сов­ ременных бальных танцев, вокально - инструментальный ансамбль, кружки: чтецов, драматический, кукольный... Все эти кружки работают на высоком художественном уровне, о чем свидетельству­ ют многочисленные почетные грамоты районных и город­ ских смотров самодеятельно­ сти учащихся. В городских подобных конкурсах средняя школа № 48 неизменно еже­ годно занимает призовые ме­ ста все десять последних лет. Резонно задаться вопросом: кто же руководит творчест­ вом ребят? Ведь хорошо из­ вестно, сколь остра еще эта проблема, сколь мало воз­ можностей у школы: штат­ ным учителям, занимающим­ ся эстетическим воспита­ нием по учебной программе, такой объем работы не оси­ лить. Думаю, не справились бы и в 48-й, если бы здесь не пошли по наиболее логично­ му пути: максимально ис­ пользовать в эстетическом воспитании учащихся свои и все те резервы, что имеются нечно, музыкальные педаго­ ги и стали, в первую очередь, в чем-то руководителями, а в чем-то активными помощ­ никами учителей в создании художественной самодея­ тельности ребят. И. Н, Бо­ рисов, например, взял на се­ бя руководство школьным вокально - инструменталь­ ным ансамблем. А кто же не знает, насколько популярны такие коллективы у старше­ классников! Другие помогли в создании хоровых коллек­ тивов — общешкольного, мальчиков и учительского— да, есть в 48-й и такой! Уж поскольку в педагогическом коллективе решили будить ребячью фантазию и воспи­ тывать таланты, то и самим отставать нельзя. В хоре учи­ телей поет и директор шко­ лы Елена Филипповна Жа­ рикова, все завучи, все педа­ гоги-предметники, без раз­ деления на «физиков» и «лириков;». Атмосфера коллективизма, доброжелательности, на­ строя на общее дело способ­ ствовала тому, что к творче­ ской работе с ребятами по­ тянулись и учителя, ранее как будто бы особенно не проявлявшие своих увлече­ ний. То, что за создание классных хоровых кружков с энтузиазмом взялась учи­ тельница музыки Е. М. Ко. валева, не удивительно—это ее предмет. Но в этом ей стала верной помощницей и учительница начальных клас­ сов В. Н. Фатеева. Ребята с увлечением собирают в клас­ сах свои мини-фонотеки, ра­ зучивают полюбившиеся песни. И в свой хор маль­ чишки, уж, конечно, идут совсем не потому, что так «велено». Если перед всем классом сказали, что ты по­ ешь лучше всех, то и в об­ щем коллективе ты будешь участвовать с радостью: как- кружках выразительного чтения, которыми творчески, разнообразно руководят пе­ дагоги 3. Ф. Соколова, М. П. Логинова, Д. Г. Черных, Л. А, Анищенко, Г. Ф. Иванова, Н. Г. Рудакова. В особом почете в школе — театральное искусство. Много лет действует драма­ тический коллектив под ру­ ководством учительницы , русского языка и литерату­ ры Дины Григорьевны Чер­ ных. Она же ведет факуль­ татив основ театрального ис­ кусства. Учащиеся охотно по­ сещают детские спектакли областного драмтеатра, пи­ шут отзывы и сочинения, встречаются с актерами. Школа, именно школа да­ ет возможность интересно за­ нять досуг, проявить свои способности. Те, кто неплохо рисует, обязательно станут участниками выставки само­ деятельных работ, организу­ емой несколько раз в году. Те, кто хочет научиться кра­ сиво танцевать, приходят в кружок бального танца. Кстати, в этом коллективе четко проявляются свои тра­ диции. Сначала им руково­ дил культпросветработник расположенного поблизости Дворца культуры профсою­ зов. Но по мере того, как работа по развитию школь­ ных талантов набирала си­ лу, учащиеся все охотнее стали пополнять самодея­ тельные коллективы этого учреждения культуры: стано­ вились участниками ансамб­ лей народных инструментов, хореографических и других. Подрастали ребята, росло и их сценическое мастерство. И, наконец, настало вре­ мя, когда уже они сами ощутили в себе и силы, и желание помочь в эстети­ ческом воспитании учащихся родной школы. Ансамблем современного бального танца учащихся сейчас руководя» на общественных началах десятиклассницы Таня Нико­ лаева и Наташа Терновых. Этому искусству они научи­ лись в свое время в хорео­ графическом коллективе Дворца культуры профсоюзов. Немало выпускников 48-й поступили в институты куль­ туры, культпросветучилище, музыкальные средние учеб­ ные заведения или художест­ венные училища: школьные уроки эстетики прямо помог­ ли выбору жизненного пути. Но, думается, главная цель всей работы педагогического коллектива не в этом. Недавно мне довелось при­ сутствовать на традиционной встрече с выпускниками шко­ лы. И снова я ощутил праздник. Он рождался пря­ мо на моих глазах. Учащие­ ся 1 0 «в» класса экспром­ том подготовили театрализо­ ванное представление «Вы­ бери профессию свою». Яр­ ко, с выдумкой, с добрым юмором оформили фотостенд «Какими вы были!». Празд­ ник царил и на сцене, н в зале. И по всему чувство­ валось, что бывшие выпуск­ ники, снова |попав в' родную школу, рады этой знакомой атмосфере. Я разговорился с одним из них. Володя Тюрин недавно окончил Военно-морское учи. лище. Он считает, что школа дала ему очень много. Да, и помимо знаний! Здесь он полюбил спорт, играл в сборной команде по баскет­ болу, здесь открыл для себя поэзию, научился танцевать, с Удовольствием пел в хоре. «Я думаю, что любить ис­ кусство, спорт должен каж­ дый человек, каким бы де­ лом он в жизни ни занимал­ ся. Рад, что я это понял еще в школе. Думаю, что то, чТо приобрел здесь, очень приго­ дится мне в будущей рабо­ те». ...В 48-й на самом видном месте висит большой стенд. Он отражает итоги соревно­ вания между классами. Со­ ревнование серьезно и глу­ боко ведется с учетом уче­ бы (кстати, 48-я в числе лучших школ в городе по успеваемости), трудовых дел и т. д. Есть в показателях и особый раздел. Штаб эстети­ ческой культуры школы по­ стоянно и оперативно инфор­ мирует о посещении учащими­ ся театров и кино, встречах с людьми творческих профес­ сий, об интересных вечерах, классных часах и шефской культурной работе... Позна­ комился я с этим разделом и подумал: а ведь это не только показатели, от кото­ рых зависит, будет ли тот или иной класс победителем. Школа учит ребят самому важному — человеческому общению, умению жить ин­ тереснее и быть счастливыми» п . ПЛОХИХ, учи т ел ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz